Функции социальной компетентности. Социальная компетентность дошкольников. Роль педагога в формировании социально-личностной компетенции дошкольника

Например, сотрудник не отвечает на письма или отвечает поздно, регулярно опаздывает на встречи и совещания, не перезванивает в ответ на ваш звонок, не выполняет в срок задачи и не информирует о задержке выполнения. Или, что еще хуже, информирует вас о нерешенных проблемах тогда, когда решить их уже невозможно. Или срывает сроки проектов и договоренности с клиентами и т.п. Словом, никак не вписывается в вашу систему ожиданий и всегда может подвести, лишая вас уверенности в нем. Но в основе таких проявлений не всегда лежит неорганизованность и отсутствие самодисциплины. Часто причина такого поведения - невысокий уровень социальной компетентности сотрудника.

Основываясь на этом описании, социальная компетентность была концептуализирована как состоящая из шести категорий компетенции: Принятие социальных ценностей, развитие чувства личной идентичности, приобретение навыков межличностного общения, изучение способов регулирования личного поведения в соответствии с общественными ожиданиями, планирование и принятия решений и развития культурной компетентности. В последующих разделах будут описаны каждый из этих компонентов социальной компетентности.

Роль педагога в формировании социально-личностной компетенции дошкольника

Саморегулирование включает в себя способности контролировать импульсы, задерживать удовлетворение, сопротивляться искушению и оказывать давление со стороны сверстников, размышлять о своих чувствах и контролировать себя. Большая часть саморегуляции включает в себя управление эмоциями. В недавнем исследовании эмоциональная компетентность дошкольников, включая саморегуляцию, как оказалось, в значительной степени способствовала их долгосрочной социальной компетентности. Большая часть этой способности регулировать эмоции развивается от взаимодействия с первичными опекунами, от врожденного темперамента ребенка и от совпадения между уходом и темпераментом.

Будет ли сотрудник соответствовать ожиданиям?

Дарья Ефимова, бизнес-тренер, :
В этой статье я расскажу о простых и доступных способах оценить уровень социальной компетентности человека с помощью специальных маркеров еще до того, как вы начнете с ним работать.
Что такое социальная компетентность?

Социальная компетентность - это умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей. Социальная компетентность предполагает:
Знания об основных нормах, поведенческих стандартах и ожиданиях, принятых в данной среде (например, в бизнес-среде);
Готовность к быстрому освоению новых ожиданий и стандартов;
Умение поставить себя на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами;
Умение оценить, как могут быть восприняты те или иные поступки партнером по коммуникации.

Однако, когда дети входят в программу раннего детства, они продолжают изучать, как бороться с различными эмоциями, такими как разочарование, радость, страх, беспокойство и гнев. Часть роли учителя в укреплении социальной компетентности заключается в том, чтобы помочь детям конструктивно управлять своими чувствами и импульсами и управлять ими.

Межличностные знания и навыки

Социальная компетентность также включает понимание потребностей и чувств других людей, формулирование собственных идей и потребностей, решение проблем, сотрудничество и ведение переговоров, выражение эмоций, точное «чтение» социальных ситуаций, корректировку поведения для удовлетворения потребностей различных социальных ситуаций, а также инициирование и поддержание дружба. Приобретение социальных знаний и овладение социальными навыками являются сложными и всеобъемлющими задачами для маленьких детей; как только дети узнают новые социальные знания и навыки, им нужно знать, когда их использовать, где их использовать и как выбирать из них.

Довольно часто я встречаюсь с людьми для разных проектов. Интерес тех, кто приходит, – быть в проекте, заработать и т.п., мой интерес – чтобы человек в проекте был.

Я созваниваюсь, описываю вкратце суть проекта, выявляю заинтересованность, согласовываю удобное для обеих сторон время встречи. При этом я всегда предупреждаю приглашенного, что все подробности и схему проезда отправлю ему по электронной почте в ближайшие 30 минут, и прошу его подтвердить получение данного сообщения.

Развитию и совершенствованию этих навыков способствует руководство информированного учителя, который знает, когда и как предлагать поддержку и преподавание. Учителя раннего детства могут использовать множество стратегий и практик для повышения социальных знаний и навыков детей.

Социальная компетентность дошкольников

Положительная самоидентификация, внутриличностная категория социальной компетентности, включает в себя чувство компетентности, личную силу, чувство самоценности и чувство цели. Дети, которые хорошо себя чувствуют в этих способностях, с большей вероятностью будут иметь положительные межличностные отношения и ожидают успеха в своих встречах с другими людьми. В свою очередь, в результате их социального признания и успеха, вполне вероятно, что их позитивное чувство самоценности и компетентности повышается.

Заинтересованный и настроенный на коммуникацию претендент говорит: «Да, конечно» или предупреждает: «Я смогу подтвердить, но только поздно вечером». Это хорошие признаки того, что коммуникация установлена и она взаимна. Как правило, с такими претендентами дальнейшее сотрудничество происходит довольно легко.

Направляя письмо со схемой проезда, я пишу напоминание-просьбу подтвердить получение сообщения и готовность к встрече.

С другой стороны, ребенок с низкой самооценкой может оказаться в ловушке цикла чувств неудачи и отказа. То, как ребенок чувствует себя, привязано к другим аспектам социальной компетентности. Учителя раннего детства играют важную роль в содействии росту позитивной самооценки ребенка.

Развитие культурной компетенции включает в себя приобретение знаний, уважение и способность эффективно и комфортно взаимодействовать с людьми разного этнического или расового происхождения. Он также включает признание и допрос несправедливого отношения к другим, а также действия в интересах социальной справедливости. Индивидуальные культуры «предписывают, что может быть разделено и сколько, каким образом люди могут касаться друг друга, что может и не может быть сказано». Отсутствие культурной осведомленности может привести к значительному недоразумению и даже страху у маленьких детей.

Социально компетентные претенденты отвечают на письмо со схемой проезда сразу, в течение 2-3 часов или в то время, которое они обозначили как возможное для ответа во время телефонного разговора. Те, кто по каким-то причинам передумал, отвечают вежливым отказом, как правило, заблаговременно.
Маркеры невысокой социальной компетентности:
Маркер – игнорирование или откладывание ответной коммуникации
Претендент не отвечает на письмо. В этом случае я перезваниваю и уточняю, получил ли он письмо. Как это ни удивительно, очень часто звучат ответы, что кандидат письмо получил. На вопрос: «Что Вам помешало подтвердить получение?», звучат ответы: «Я забыл», «Я не увидел просьбы подтвердить», «Я прочитал, но подтвердить не успел» и т.п. Очень часто представители этой категории соискателей не приходят на встречу или отказываются от собеседования, в лучшем случае предупредив об этом только в последний момент.
Кандидат отвечает на письмо за час, за 10 минут до встречи. И тут не играет особой роли, подтверждает ли он встречу или отказывается от нее, поскольку я, как второй участник, уже ничего изменить не могу (например, пригласить на это время другого специалиста).
Соискатель тянет с ответом, подтверждает встречу поздно (например, поздним вечером накануне или рано утром в день встречи).
Претендент не приходит на встречу и не перезванивает, не уведомляет об отказе от предложения.
Кандидат не подтверждает получение письма и приходит на встречу.

Если детям надлежащим образом предлагается изучить свои чувства и отношения, оставаться открытыми для новой информации и иметь возможности познакомиться с самыми разными людьми, они могут создать основу для культурной компетентности. Этот компонент социальной компетентности описывается как охватывающий заботу, справедливость, честность, социальную справедливость, ответственность, здоровый образ жизни и сексуальные отношения и гибкость. Социальные ценности могут варьироваться в зависимости от культуры.

Между культурой и культурой могут существовать некоторые более или менее базовые ценности, но их можно оценивать в разной степени и в разных пропорциях между культурами. Социальные ценности могут быть определены и проиллюстрированы различными способами из одной культуры в другую. Одна социальная ценность, часто упоминаемая в литературе раннего детства, - ценность сообщества. Построение чувства и признательность для сообщества в классе требует, чтобы у детей появилось осознание того, что они являются частью более крупной группы, и что забота о других потребностях и сотрудничестве во взаимодействии с другими может принести пользу группе, самим себе и отдельным людям.

Как люди объясняют причины такого поведения.

Редко: внезапное плохое самочувствие или заболевание, неожиданные срочные задания и поручения начальства, аварии и внезапно возникшие сложные ситуации с близкими людьми.

Часто: «мне не подходит это предложение», «я передумал», «я получил другое предложение».

Конечно, человек может отказаться от предложения на любой стадии переговоров, но в контексте социальной компетентности важен не сам факт отказа, а каким образом это происходит.

Существует множество стратегий, которые учителя успешно использовали для повышения чувства сплоченности группы. Способность действовать целенаправленно, путем выбора, разработки планов, решения проблем и осуществления позитивных действий для достижения социальных целей была описана как еще один важный компонент социальной компетентности. Изучение реального и значимого выбора обычно считается важной целью раннего образования. Например, дети участвуют в бесплатной игре, они получают важную практику в выборе того, где играть, что играть, как играть и с кем играть.

Социально компетентный человек в состоянии:
Сделать выбор, согласиться или отказаться от предложения, воспользовавшись своей интеллектуальной и волевой функцией;
Найти способ разрешить сомнения или озвучить их, например, написав письмо или позвонив и задав интересующие вопросы;
Информировать о своем выборе партнера по коммуникации с учетом не только своих, но и его интересов, например, заблаговременно, а не в последний момент.

Они разрабатывают планы того, как войти в активную игру, которая уже выполняется, или как создать аэропорт в блочном центре. Учителя могут помочь заархивировать способность детей младшего возраста быть продуманными, продуманными и преднамеренными, поскольку они принимают решения о социальных целях и как они действуют для выполнения своих планов.

Стратегии поддерживающих вмешательств

Широкая разновидность стратегий поддержки новой социальной компетентности молодых детей была поддержана как практической, так и исследовательской литературой. Эта иерархическая модель пирамиды предполагает, что практикующие начинают с натуралистических стратегий, таких как развитие значимых отношений и создание благоприятной среды в классе, а затем, при необходимости, переход к более конкретным и индивидуальным стратегиям обучения и вмешательствам. Подобная концептуализация описывает четыре основные категории вмешательства и поддержки, по континууму от большинства до наименее натуралистических: меры по охране окружающей среды, натуралистические стратегии, запланированные рутинные мероприятия и более интенсивные вмешательства.


Не может сделать выбор, воспользовавшись собственной интеллектуальной и волевой функцией;
Не находит социально приемлемых способов построить коммуникацию с тем, чтобы разрешить свои сомнения путем обсуждения их с партнером по коммуникации;
Не информирует партнера по коммуникации о принятом решении, фактически, не завершая, а «убивая» коммуникацию, приняв за основу ее необязательность для себя.

Эта модель используется для организации стратегий, описанных ниже. В любой образовательной программе раннего возраста взрослые и дети взаимодействуют в контексте окружающей среды. В широком смысле этот контекст включает в себя физические структуры, объекты и организацию класса; временная организация процедур и видов деятельности; и эмоциональный климат окружения. Эти элементы можно манипулировать, чтобы создать оптимальную настройку для социальной компетентности детей.

Организация физической среды является фундаментальным шагом для содействия росту социальной компетентности. Организация класса в четко определенные области интересов, которые могут вместить небольшие группы детей, создает основу для развития навыков и знаний межличностных отношений. Когда дети рассеиваются на более мелкие группы, социальные требования более приемлемы для маленьких детей. Некоторые области интересов носят более социальный характер и предоставляют отличные возможности для практики социальных навыков в процессе игры.

Причины:

В основе такого рода поведения человека заложено его изначально двойственное отношение к предложению. Его охватывают сомнения, он колеблется, находится в амбивалентном состоянии. Возможно, ему что-то изначально не нравится или вызывает вопросы, или он ждет ответа по другим предложениям. Такого рода колебания и сомнения возникают в ситуации выбора, и это абсолютно нормально. Но при этом социально компетентный человек может разрешить эти сомнения путем их тщательного обдумывания или обсуждения с партнером по коммуникации. В любом случае, он проинформирует партнера о своем решении своевременно, с учетом и своих, и его интересов. Также причиной может быть пренебрежение социальными нормами, основанное на иллюзии собственной значимости и исключительности претендента.
Маркер – перенос времени встречи

Смотреть что такое "социальная компетенция" в других словарях

Другие области могут предоставлять частные пространства, которые поддерживают саморегулирование. Уютное частное пространство, где правило «один ребенок за раз» может обеспечить свободно выбранное отступление для расслабленного времени простоя, когда дети иногда должны справляться с чрезмерной стимуляцией или разочарованием. Тщательный отбор типов и количества материала может влиять на позитивную самоидентификацию: материалы, которые представляют собой соответствующий уровень проблем и с которыми дети могут быть успешными, способствуют чувственному чувству детей.

Претендент просит перенести встречу.


Попросит о переносе заблаговременно, до начала встречи;
Объяснит причину переноса, и она будет достаточно серьезной; извинится, если попросил о переносе не заблаговременно;
Предложит выбрать время для встречи удобное, прежде всего партнеру по коммуникации.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
Попросит о переносе встречи практически перед самым ее началом, может попросить перенести встречу и второй раз;
Не объяснит причину;
Будет в первую очередь предлагать свои варианты даты и времени переноса встречи.
Маркер – опоздание

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дети младшего возраста чаще участвуют в взаимодействии со сверстниками во время неформального свободного выбора, чем в другие дни школьного дня, и рекомендуется минимум 30 минут для дошкольников. Хорошо спланированные ежедневные расписания или подпрограммы поддерживают саморегулирование детей, поскольку они управляют своим собственным темпом деятельности. График, учитывающий развитие, позволяет детям уделять достаточное время практическим навыкам планирования и принятия решений, поскольку они составляют и выполняют планы использования свободного времени на выбор.

Претендент опаздывает на встречу.

Социально компетентный человек:
Предварительно рассчитает маршрут и сделает закладку по времени, чтобы быть вовремя;
Перезвонит и предупредит о возможной задержке по времени, извинится, объяснив причину.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
Поедет на встречу, не предусмотрев возможные затруднения на маршруте;
Не предупредит о возможной задержке;
Не извинится и не объяснит причину опаздания своему визави.

Натуралистические стратегии можно определить как те поддерживающие методы, которые интегрированы в естественный поток взаимодействия в классе. Они требуют осознания учителями, быстрого мышления и продуманного преднамеренного использования, но требуют минимального времени и усилий для использования. Натуралистические стратегии включают «поддержку на месте» и «посредничество в конфликтах».

Он может также включать подкрепление, которое встроено в естественное взаимодействие. Более структурированная и заранее спланированная форма поддержки на месте иногда упоминается как «случайное обучение». Поддержка на месте может быть использована для продвижения социальных знаний и навыков. Например, словарный запас ребенка для эмоционального выражения может быть усилен, когда ее учитель видит, как она записывает дыру в ее бумагу и говорит: «Рейчел, вы очень расстроены». Эта стратегия, которую иногда называют «эмоциональным отражением», дает Рейчел слово для того, что она чувствует.

Причины:

Возможными причинами такого поведения могут быть стремления партнера по коммуникации к доминированию, а также, уже описанное выше, двойственное отношение к предложению и неспособность разрешить эту двойственность. В этом случае причиной тоже может быть пренебрежение социальными нормами, основанное на иллюзии собственной значимости и исключительности претендента.)
Маркер – чрезмерная подстройка под интересы партнера по коммуникации («картонная коммуникация»)

Есть категория людей, которые, наоборот, стараются максимально продемонстрировать свою ориентацию на ожидание партнера по коммуникации. Их поведение относительно коммуникативной ситуации выглядит как бы «картонным», несколько неживым. Например, откликаясь на письмо с приглашением, они пишут в ответ точно такой же зеркальный текст, копируя стиль и фразы, без привнесения каких-либо своих индивидуальных особенностей. На назначенную встречу они могут прийти минут за 30-45 до ее начала. Часто по нескольку раз перезванивают, предупреждая о возможной задержке или просто информируя, что они уже в пути. В случае малейшей оплошности долго рассыпаются в извинениях. Во время встречи их поведение и манера общения производит впечатление выученной.

Трудности при дальнейшем общении с такого рода претендентами, включенными в проект, могут заключаться в том, что они будут максимально полезными и подходящими участниками с одной стороны, и ни в коей мере не будут озвучивать собственные интересы и потребности – с другой. В какой-то момент времени у них возникнет ощущение, что их используют, и они могут достаточно внезапно покинуть проект.

Социально компетентный человек:
Старается соблюдать баланс своих интересов и интересов партнеров по коммуникации;
Умеет информировать окружающих о своих интересах и потребностях;
Умеет выбрать подходящий момент времени и способ информирования коллег о своих интересах.

Человек с невысоким уровнем социальной компетентности:
Не умеет соблюдать баланс между своими интересами и интересами партнеров по коммуникации;
Не умеет информировать коллег о своих интересах и потребностях;
Не может выбрать подходящее время и способ информирования о своих интересах;
Испытывает сложности, адаптируясь к новым ситуациям и обстоятельствам, где требуется создать новую модель поведения, а не пользоваться уже выученной.

Причины: В основе такого рода проявлений лежит неуверенность в себе, низкая самооценка и невысокий уровень самоуважения.

Поскольку социальная компетентность является частью, надстройкой так называемой эмоциональной компетентности, то можно предположить, что и уровень эмоциональной компетентности (предполагающей понимание и управление собственными чувствами и умение понимать и влиять на чувства других людей) у лиц с недостаточной социальной компетентностью также будет невысоким.

И, наоборот, люди, обладающие хорошим уровнем эмоциональной компетентности, будут демонстрировать высокую социальную компетентность, быстро ориентируясь в новой среде и осваивая писаные и неписаные нормы принятых там взаимоотношений.

Что делать: Прежде всего, доверять собственным наблюдениям и внутренним ощущениям от контакта на всех его этапах. Понимать, что мелочей в коммуникации не бывает, обращать внимание на детали и нюансы, не стесняться задавать вопросы о причинах тех или иных отклонений в поведении партнера.

Компетентность - это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных областях деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.

Советом Европы были определены пять групп ключевых компетенций, которыми, по мнению ЮНЕСКО, должны обладать выпускники общеобразовательной школы. В первую группу включены социальные компетенции, овладение которыми позволяет выпускникам школы брать на себя ответственность, активно участвовать в выработке совместного решения, уметь урегулировать конфликтные ситуации позитивным путем, эффективно участвовать в деятельности различных демократических институтов.

В отечественной педагогике и социальной психологии в определении «социальной компетентности» преобладали коммуникативные аспекты. А. Кидрон толковал социальную компетентность как необходимый навык общения. В качестве свойств такой социальной компетентности были рассмотрены контактность, общи-тельность, разговорчивость, сила убеждения, готовность к обсуждению, уверенная манера держать себя и др.

После 90-х гг. XX в. социальная компетентность как личностное качество человека становится востребованным во всех социальных сферах жизнедеятельности, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление. Эта тенденция находит свое продолжение в исследованиях настоящих ученых.

Так, В. Н. Куницына выделяет следующие виды социальной компетентности: вербальная компетентность; коммуникативная компетентность; социо-профессиональная компетентность; социально-психологическая компетентность; самоидентификация (эго-компетентность).

И. А. Зимняя разделяет компетенцию, относящуюся к социальному воздействию человека и социальной сферы на компетенцию социального взаимодействия (с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность) и компетенцию в общении (устное, письменное, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, этикета; кросс-культурное и иноязычное общение; деловая переписка; коммуникативные задачи).

В диссертационном исследовании Е. В. Коблянской социальная компетентность рассматривается как «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность - «…это качество человека - субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов».

O. K. Крокинская акцентирует свое исследование на недостаточном уровне социальной компетентности, которая сохраняет авторитарный тип личности с комплексом установок конфронтации и иррациональности, с клишированным мышлением, умеющим принимать только упрощенные объяснения.

Большое внимание исследованию социальной компетентности уделено зарубежными авторами. Так, немецкими психологами У. Пфингстен и Р. Хинтч социальная компетентность трактуется как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотнесению положительных и отрицательных следствий. Г. Спивак и М. Шаре рассматривают социальную компетентность как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем. М. Аргайле в понятии «общая социальная компетентность» объединял профессиональную и коммуникативную компетентность, считая необходимым рассматривать их взаимосвязи. Х. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социальной компетентности пронизывают четыре свойства личности: коммуникабельность, решимость, влиятельность, самоуважение.

Таким образом, анализ существующих подходов к определению «социальной компетентности» дает нам основание определить социальную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.

Социальная компетентность человека включает в себя:

Знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

Знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;

Навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;

Знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т. п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

Умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);

Знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д.

По мнению Н. В. Калининой, социальная компетентность личности - важное психологическое новообразование, позволяющее гармонично и конструктивно разрешать проблемы возрастного юношеского кризиса. Ученый также связывает с социальной компетентностью успешность выполнения образовательным учреждением социального заказа общества, государства, конкретного социума и предлагает считать ее основным индикатором результативности его деятельности. В частности, автор пишет: «Определяя социальную компетентность, как совокупность знаний и умений, обеспечивающих выполнение социальной деятельности, личностных качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность, и определенного уровня духовной культуры, включающей в себя любовь, признание, веру, модель социально-компетентного младшего школьника можно представить в виде набора следующих признаков:

Сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; развитие продуктивных приемов и навыков учебной деятельности;

Сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; руководство в поведении сознательными социальными нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения;

Удовлетворенность собой, адекватная достаточно высокая самооценка, обладание критичностью по отношению к себе и окружаю щим;

Усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение прочных дружеских контактов;

Сформированность навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях».

Рассматривая социальную компетентность как личностное формирование, М. И. Лукьянова трактует данный феномен как «сознательное выражение личности, проявляющееся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформированности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию».

Такое понимание сущности социальной компетентности автор дополняет своим видением ее структуры, предлагая в качестве компонентов рассматривать следующее:

Мотивационно-ценностный - это мотивы социальной деятельности, сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка;

Операционно-содержательный - это совокупность знаний, умений, навыков, позволяющая осуществлять критический анализ своих и чужих поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, влиять на других людей, ставить цели и добиваться их реализации; социальный компетентность подросток самоопределение

Эмоционально-волевой - способность осуществить выбор решения, способность к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять на себя ответственность, решительность, уверенность в себе).

Интересные взгляды на сущность социальной компетентности отражены в работах В. Ш. Масленниковой. Социальная компетентность, по мнению автора, объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. В силу этого в центр процесса формирования такой компетентности предлагается поместить развитие у молодых людей локус контроля (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам) и их информирование по всем вопросам социальной реальности. В. Ш. Масленникова выделяет три компонента социальной компетентности: индивидуально-личностный, социологический и жизненно-футурологический.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о различных подходах к пониманию сущности социальной компетентности:

Социальная компетентность представлена или как интегративное качество личности, или как социальное взаимодействие;

Социальная компетентность характеризуется как результат некоторой деятельности или показатель достижений личности в определенном виде деятельности;

На основе теоретических исследований можно сформулировать следующее понятие социальной компетентности: это комплекс знаний о социальной действительности, система социальных умений, навыков и социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации, и эффективно выполнять заданную социальную роль.

По нашему мнению социальная компетентность - это не обычная сумма знаний, это способность человека решать жизненные проблемы и задачи, находить выход в повседневных реальных ситуациях, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт, социальные ценности и личные мотивы.