Различия между понятиями способность и компетентность. Значение слова «компетенция. Коммуникативная компетентность и компетенция

Говоря об управлении персоналом, и в частности, о практике управления эффективностью, часто пользуются понятием компетенции (competency). Существует и еще одно понятие - компетентность (competence), и их часто путают между собой, хотя смысл этих терминов очень разный.

Компетентность - это понятие, которое описывает то, что сотрудникам нужно уметь делать для качественного выполнения своей работы. Тут важны два элемента работы - что именно необходимо делать, и согласно, какому стандарту. По сути, компетентность относится к тому, что люди должны уметь делать, а не как себя при этом вести. Таким образом, компетентность относится скорее к результатам работы, чем к самой работе, с ее итогами, а не с затратами.

Компетентности можно рассматривать на трех уровнях:

  • 1. Базовые компетентности - те, которые касаются всей организации в целом и относятся к тому, что она, целиком, должна уметь делать хорошо, чтобы добиваться успеха. Например, это может быть ориентация на клиента, высококачественное обслуживание потребителей, производство высококачественной продукции, создание инноваций, эффективное управление ресурсами и так далее.
  • 2. Общие компетентности - те, которые необходимы для групп сходных рабочих процессов, то есть охватывают сотрудников со схожими ролями - IT-специалистов, лидеров, бухгалтеров и так далее. Они отражают те аспекты работы, которые едины для этих должностей и показывают, какими навыками должны обладать эти сотрудники для успешной работы.
  • 3. Специфические ролевые компетентности - те, которые связаны только с одной конкретной ролью либо к небольшой группе таких ролей, и определяют некие специальные задачи, которые важны для эффективной работы.

Компетенции обычно определяют как разновидности поведения, которое необходимо для успешной, компетентной работы. Поведенческие компетенции описывают то, как сотрудники должны себя вести, чтобы хорошо выполнять свою работу.

Такие типы поведения относятся, в частности, к следующим областям:

  • 1. Понимание, что именно необходимо делать - к этому можно отнести такие компетенции, как критическое мышление, стратегическое мышление, способность создавать инновации и так далее.
  • 2. Непосредственное выполнение работы - сюда относятся, в частности, такие компетенции, как инициативность, проактивность, гибкость, ориентация на результат, влияние и так далее.
  • 3. Лидерство - а именно, межличностные коммуникации, мотивация, влияние и убеждение и прочие.

Во многих организациях используются модели компетенций - списки ключевых компетенций, которые считаются важными для всей организации или для ключевых групп должностей.

Все это приводит к большой путанице в употреблении терминов «компетенция» и «компетентность», поэтому проще всего запомнить такое ключевое различие: компетенции, главным образом, относятся к поведению сотрудников, а компетентности - к их умениям.

Предполагается, что, если человек ведет себя согласно примеру отраженного в описании компетенции эффективного поведения, то он будет работать качественно и эффективно. Собственно говоря, описания компетенций выводятся из анализа поведения высокоэффективных сотрудников - и считается, что и все прочие сотрудники, ведя себя, так же, смогут работать столь же хорошо.

Таким образом, под компетенцией целесообразно понимать единство знаний и опыта, а под компетентностью -- выраженную способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем.

Квалификация - это подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации. В Трудовом Кодексе понятие «квалификация» определено как уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.).

Квалификация является составляющей стандарта профессионального образования и характеризуется ступенью и уровнем.

Ступень квалификации - это этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования и завершаемый получением соответствующего документа (свидетельства, сертификата, диплома).

Уровень квалификации - это степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются: объем знаний и умений; качество знаний и умений; способность рационально организовать и планировать работу; способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Компетентность

Понятие компетентности начал распространять Р. Бойцис (Boyatzis, 1982). Он развил его в исследовании, в котором установил, что успешного менеджера от менее успешного его коллеги отличает не один единственный фактор, а целый ряд факторов.

Этот набор факторов включает в себя личные качества, мотивы, опыт и поведенческие характеристики, которые называются по-разному. Бойцис определял компетентность как: «Способность человека вести себя таким образом, который удовлетворяет требованиям работы в определенной организационной среде, что, в свою очередь, является причиной достижения желаемых результатов». Он предлагал следующие «группы» компетентности:

цель и деятельность руководства;

управление подчиненными;

управление человеческими ресурсами;

лидерство.

Однако после Р. Бойциса появилось много альтернативных толкований термина компетентности и высказывались различные точки зрения на то, что именно означает это понятие и каким образом его можно применять. Также множилось количество перечней факторов компетентности. Ниже представлены некоторые определения компетентности:

поведенческие аспекты, которые влияют на эффективность работы (Woodruffе, 1990);

любые индивидуальные характеристики, которые можно измерить или достоверно подсчитать и относительно которых можно утверждать, что они значимы для различения эффективного и неэффективного выполнения работы (Spencer et al, 1990);

основные способности и потенциальные возможности, необходимые, чтобы хорошо делать определенную работу (Fumham, 1990);

все связанные с работой свойства личности, знания, навыки и ценности, которые побуждают человека хорошо выполнять свою работу (Roberts, 1997);

основное свойство личности, которое приводит к эффективному или превосходному выполнению работы (Mansfield, 1999).

Факторы компетентности являются «подтвержденным критерием», то есть они получены в результате анализа ключевых аспектов поведения или «тонких навыков», которые отличают эффективное выполнение работы от менее эффективного. Компетентность, проявляющаяся в поведении, включает в себя такие характеристики, как навыки межличностного общения, лидерство, аналитические способности и ориентация на достижения. Понятие компетентности связано с понятием эмоционального интеллекта, которое обсуждается в конце этой главы.

Компетенция

Агентство повышения квалификации (Training Agency, 1988) определило компетенцию как наличие того, что человек, работающий по определенной специальности, должен уметь делать, - «действия, поведение или продукция, которую человек должен уметь демонстрировать». Ее описывали как:

Широкое понятие, которое представляет собой способность переносить знания и навыки в новые ситуации в пределах профессиональной сферы. Оно охватывает организацию и планирование работ, инновации и воспроизведение видов работ, которые не являются повседневными. Оно включает те качества, которые требуются человеку в работе, чтобы эффективно общаться с сотрудниками, менеджерами и покупателями.

Компетенцию можно определить с помощью «функционального анализа», который определяет, что работники, занимающие конкретные должности, должны уметь делать, и устанавливает стандарты, соответствие которым от них ожидается. Компетенция может быть рабочей или профессиональной, она относится к показателям труда, которых ожидают на данном рабочем месте, и к тем стандартам и результатам, которых должен достичь работник, выполняющий определенные обязанности. Иногда она называется «жесткой» компетенцией.

Различие понятий «компетенция» и «компетентность»

«Компетентность» и «компетенция» - термины, которые широко используются как синонимы. Но Чарльз Вудруф (Charles Woodruffe, 1991) уверен, что слово «компетентность» следует использовать для того, чтобы сказать и о способности компетентно выполнять какую-то работу или ее часть, и о совокупности поступков, которые человек для этого совершает. Поэтому он считает, что для того, чтобы избежать недоразумений и путаницы, необходимо различать два термина:

Компетентность - это относящееся к человеку понятие, которое говорит об аспектах поведения, стоящего за компетентным выполнением работы.

Компетенция- это относящееся к работе понятие, которое говорит о сфере профессиональной деятельности, в которой человек компетентен.

Вудруф утверждает, что области компетенции четко определены, потому что они основаны на функциональном анализе работ. С другой стороны, «анализ компетентности, которая имеет отношение к людям, проводится в другом направлении. Он начинается с определения типов поведения и объединения этих типов в факторы компетентности». Вудруф указывает, что в некоторых перечнях факторов компетентности, которые создаются в организациях, два различных аспекта - работа и человек, представлены так, словно они были прямо сопоставимы, а это не так.

Различие ясно, но на практике многие организации Великобритании применяют смешанный подход, который объединяет использование и поведенческих, относящихся к работникам, факторов компетентности и профессиональной компетенции. В большинстве случаев все это объединяется термином «компетенция». Тем не менее, употребляя этот термин-гибрид, полезно помнить, что он содержит два аспекта, и это необходимо учитывать при анализе и определении компетенции. Например, при разработке системы оплаты, связанной с компетентностью, которая описана в главе 44, желательно решить, что будет выступать в качестве критериев - поведенческие факторы компетентности, профессиональная компетенция или и то, и другое.

Некоторые организации, такие, как HSBC и ICI, отказываются использовать термин «компетенция» из-за противоречий, которые с ним связаны. Вместо «компетентность» они говорят «способности» - термин, который просто описывает то, что работники должны уметь делать, и то, как они должны себя вести, чтобы успешно выполнять свою работу. Способные работники, как компетентные работники, - это те, кто выполняет свою работу хорошо, достигает целей и соответствует требуемым стандартам. Возможно, предпочтительней было бы избегать противоречий и использовать в качестве общего термина «способности», что подразумевало бы и компетентность, и компетенцию.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Существуют различные точки зрения на то, из чего складывается компетентность. Некоторые утверждают, что понятие компетентности включает в себя поведение отдельных работников при выполнении своих обязанностей, знания и навыки, которые влияют на это поведение или являются основанием для него. Б. Спенсер и др. (Spencer et al,1990) уверенны, что компетентность состоит из:

мотивов - образцов основных потребностей, которые управляют и направляют поступки, заставляя человека делать выбор;

свойств - основных склонностей к определенному поведению или способу реагировать; например самоуверенность, самоконтроль, устойчивость к стрессам, выносливость;

я-концепции - установок или ценностей человека;

объема знаний - знания фактов или процедур, технических (каким образом отыскать неисправность в компьютере) или коммуникативных (каким образом предоставить обратную связь);

когнитивных и поведенческих навыков - скрытых от наблюдения (например способность к дедуктивным или индуктивным умозаключениям) или видимых (например активное слушание).

Другие, например Флетчер_(Яе?сАег, 1991), делают акцент на том, что «для компетентного выполнения работы важны не сами знания, а их практическое применение».

Один из вопросов, который решали разработчики системы NVQ, основанной на стандартах компетенции, состоял в том, какую роль в этих стандартах играют знания и понимание. Вопрос стоял так: каким образом работники, способные эффективно выполнять работу, «могли бы ее делать, не понимая, что они делают». Было выявлено, что «знания и понимание, являющиеся основой работы» могут быть выведены из деятельности. Компетенция подразумевает способность переносить то, что работники знают и понимают, на различные ситуации, на различные аспекты своей работы.

Некоторые полагают, что компетентность связана только с поведением. Личные качества, такие как знания, навыки и «эрудиция», следует рассматривать отдельно в качестве вклада в работу и того, что своим поведением работники преобразуют в продукцию (немедленные результаты) и последствия (долгосрочный вклад).

Компетенция и компетентность

Вопрос

Как правильно: «уровень языковой компетентности» или «языковой компетенции»?

Компете/нтность - существительное, образованное от прилагательного компетентный в значении «знающий, осведомленный в какой-либо области». Компетентность – знания в какой-нибудь области. Правильно: уровень языковой компетентности; компетентность этого специалиста не вызывает сомнения .

Правильно

уровень языковой компетентности .

Различай

компетенция и компетентность .


Словарь трудностей русского языка . Ю. А. Бельчиков, О. И. Ражева . 2015 .

Смотреть что такое "компетенция и компетентность" в других словарях:

    Компетентность компетенция - Компетентность, компетенция * кампетэнтнасць, кампетэнцыя * competence 1. Физиологическое состояние клеток, определяющее способность воспринимать трансформирующую ДНК. 2. Свойство части зародыша, дающее ему возможность реагировать на определенное … Генетика. Энциклопедический словарь

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ - КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60 х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных… …

    Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. competens подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) качество человека, обладающего всесторонними знаниями в… … Википедия

    компетенция, компетентность - Ср. Мы, говорит один, и только мы одни имеем совершенно правильные и здравые понятия насчет института городовых!.. Нет, огрызается другой, истинная компетентность в этом деле не на вашей, а на нашей стороне. Мы первые подали мысль о снабжении… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Компетенция - Компетенція, компетентность. Ср. Мы говоритъ одинъ и только мы одни имѣемъ совершенно правильныя и здравыя понятія насчетъ института городовыхъ!.. «Нѣтъ», огрызается другой, «истинная компетентность въ этомъ дѣлѣ не на вашей, а на нашей сторонѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Компетентность - I ж. отвлеч. сущ. по прил. компетентный I II ж. Обладание компетенцией [компетенция II]; правомочность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    КОМПЕТЕНЦИЯ (компетентность) ЯЗЫКОВАЯ - овладение нормами русского литературного язы­ка и его функциональными стилями …

    компетенция (компетентность) коммуникативная - знания о ре­чи, ее функциях; сформированность умений в об­ласти четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и по­нимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    компетенциЯ (компетентность) лингвистическАЯ - знания о языке, о его системе, т.е. владение метаязыком лингвистики … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Книги

  • Социально-коммуникативная компетентность начинающих медсестер. Динамика личностных ограничений на этапе профессионализации , Елена Богданова. Социально-коммуникативная компетенция (СКК) является органичной составляющей общей профессиональной компетентности специалистов занятых в социономических видах деятельности, ориентированных… Купить за 7682 руб
  • Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика. Монография , Чуланова О.Л.. В монографии обоснована актуальность и изучены исторические тенденции развития компетентностного подхода в работе с персоналом. Изучено социально-экономическоесодержание понятий «компетенция»…
Содержание:

1. Понятия «компетенция», «компетентность», их соотношения. 3

2. Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию. 5

3. Компетентностный подход к определению содержания образования. 7

4. Ключевые компетентности, их классификация. 9

Список литературы. 14

    Понятия «компетенция», «компетентность», их соотношения.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия « компетенции» и «компетентности» , более соответствующие пониманию современных целей образования.

Введение этих понятий в педагогическую практику средней школы потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. Определению выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создании условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Наряду с понятием « компетенция» в педагогическом лексиконе применяется как синоним понятие «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми; поэтому и наблюдается разное их понимание.

«Компетенция» и «компетентность» имеют свои смысловые оттенки. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. А компетентный - это осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.

Словарь иностранных слов раскрывает понятие «Компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское competent переводится как компетентный, правомочный. Оно также имеет юридический оттенок. В английском языке в термине competence доминирует смысл качества личности: компетентность трактуется как способность. Если же отвлечься от юридического аспекта, то понятия «компетенция» и «компетентность» почти синонимичны. Понятие компетенция чаще применяется для обозначения

- образовательного результата , выражающегося в подготовленности, «обособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

- такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить а достигать цели по преобразованию окружающей среды. Суффикс «–ность» в русском языке означает степень овладения определённым качеством, поэтому термин»компетентность» чаще используется для обозначения определённых качеств, степени овладения ими.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности , проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, т. к. включают направленность личности, ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер- самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Понятия компетенции и компетентности системные и многокомпонентные. Они характеризируют определенный круг предметов и процессов, реализуются на различных уровнях, т. е. включают различные умственные операции, а также практические умения, здравый смысл и имеют свою классификацию и иерархию.

2 .Этапы исследования компетентности как научной категории применительно к образованию.

Процессы глобализации экономики формирования информационного общества и интеграции российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство поставили перед нашей педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европе системой педагогических понятий. В частности, знаниевая парадигма образования должна быть пересмотрена с позиции компетентностного подхода.

Как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Историческое рассмотрение становление понятий «компетентность» и «компетенция» помогут нам раскрыть методологическую сущность компетентностного подхода. Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека. Обозначаемого греческим «atere» - «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности». Другие считают, что понятия «компетентность и компетенция» начали использоваться с 1958г. Широкий интерес к проблеме исследования компетенций связан с запуском искусственного спутника Земли СССР в октябре 1957 года и последовавшие вслед за этим широчайшей критикой системы образования в США. Именно в этот период появились публикации, сравнивавшие содержание образования в США и СССР. Разведение принятых педагогикой понятий «компетенция» и «компетентность» можно отнести к этому же периоду. По мнению ряда исследователей, интерес к проблеме исследования компетенций «обычно совпадал с кризисными ситуациями в экономике, образовании и культуре».

В России в период 1970-1990 годов разрабатываются различные классификации компетенций, признанные педагогической общественностью. Но до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие «компетенция» приобретает значение «знаю, как» в отличии от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что». При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к выпускникам вузов широко применяется термин «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, позволяющих человеку эффективно проектировать и осуществлять профессиональную деятельность во взаимодействии с окружающим миром». К. В. Шапошников и А. Н. Дорофеев считают, что в основу показателей субъектной профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста.

Особое внимание в педагогике уделяется профессиональной компетентности и профессиональным компетенциям преподавателя. В 70-80 годах ХХ века а США уделялось большое внимание разработке концепции обучения педагогов на основе компетентностного подхода. В результате наблюдения за деятельностью наиболее эффективно работающих педагогов и моделирования потребностей будущего был выявлен ряд компетенций, основанных на «трех китах» деятельности и личности педагога: «знать, делать, быть». А. К. Маркова при изучении профессиональной компетенции педагога сгруппировала умения, обеспечивающие эффективность преподавания, и личностные свойства педагога, и сделала вывод, что профессиональная компетенция педагога- «это такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании.

3. Компетентностный подход к определению содержания образования .

Развитие цивилизации диктует необходимость периодической модернизации образования и, как следствие, - изменение его ценностного содержания. Несовместимость ценностей рынка (индивидуализм, конкуренция, эффективность) с традиционными интересами педагогического сообщества (миссия школы во все времена- объединение, сокращение неравенств) привела к тому, что образование «раскололось». Ценностное многообразие привело к конфликту ценностей и, как следствие, эти процессы глубоко раскололи личность. Глубинное основание кризиса системы образования составляет тотальное отчуждение личности ребенка от результатов учебной деятельности, отчуждение учебной деятельности от потребностей индивидов и форм осуществления учебной деятельности, а в итоге отчуждение образования от саморазвития. Контуры информационной цивилизации формируют принципиально иную систему ценностей. В центре ее - свободно реализующий индивид, способный гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. Основа новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция.

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы является идея развития компетенции, необходимость которой предопределена исторически в виде глубинных, корневых изменений мировоззрения, традиций, стиля мышления и мотивов поведения людей, составляющих современный социум в России. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. Использование операционального подхода к результатам педагогической деятельности определило место компетенции в образовательном процессе. В этом смысле мы рассматривали компетенции как цели образования, но цели формализованные, операционно-проверяемые. С одной стороны, компетенции – более мелкое деление обобщенных целей образования и более высокий уровень конкретизации, с другой стороны, компетенции – деятельностная составляющая полученного образования, которая помогает проявиться (обнаружиться) знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации, т.е. являются более высоким уровнем обобщения последних

Многим исследователям в педагогике термин <компетенция> не принимается в силу пока еще недостаточно четкого его позиционирования в существующей системе психолого-педагогической терминологии. В подобной критике много справедливого. Однако совершенно очевидна необходимость разработки механизмов интеграции выпускников общеобразовательных учреждений в современный социум, характеризующийся изменением структуры рынка труда; повышением требований, предъявляемых к квалификации человека, способного к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа; а также возросшей ответственностью самого человека за получение работы, что требует дальнейшего теоретического и экспериментального исследования методического и технологического обеспечения подготовки молодежи к успешной интеграции в современный социум. Мы предлагаем найти подобающее место компетенциям в системе целеполагания в образовании и тем самым избавить компетентностный подход от мишуры и мусора, возникших вокруг благодаря персонажам, ищущим в компетенциях панацею от всех бед образования, взамен системной, многотрудной и непрерывной работы.

4.Ключевые компетентности, их классификация.

Почему необходимо ориентировать систему образования на формирование ключевых компетентностей учащихся:

Модернизация системы образования в России нацелена на приведение результатов ее деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшихся в ситуации либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране. Рассматривая систему образования региона как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина – как основание его социальной и профессиональной успешности, следует принципиально изменить цели общего образования.

Конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций, осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет..

В этой ситуации должны измениться цели образования. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством. Знаниевая ориентация школы должна смениться компетентностно-ориентированным образованием, нацеленным на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовывать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и т.п.) ресурсы для достижения поставленной цели.

Другими словами, одним из приоритетов региональной системы образования должно стать достижения нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

Какие компетентности необходимы гражданину современного российского общества:

Для успешной самореализации в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений гражданин современного российского общества должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

    готовность делать осознанный и ответственный выбор,

    технологическая компетентность,

    готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь),

    информационная компетентность,

    социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию),

    коммуникативная компетентность.

Готовность делать осознанный и ответственный выбор означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами. Наличие этой компетентности позволяет выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.

Технологическая компетентность означает способность человека понять, присвоить и реализовать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности, и его установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности.

Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях,.

Информационная компетентность означает способность выпускника интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Социальная компетентность означает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.

Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Какова классификация компетентностей как результата образования.

Классификация не может быть жесткой и внутренне непротиворечивой, поскольку в реальной деятельность одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно (что является залогом успешной коммуникации: правильно поставленная на основе анализа ситуации цель коммуникации, адекватно подобранная информация или корректно примененные техники устранения разрывов в коммуникации?). При этом внешний запрос к системе образования вряд ли будет подчинен структуре любой классификации: он будет описывать не результат образования человека (компетенция), а результат его деятельности.

В то же время для «педагогизации» внешнего запроса к системе образования нужна некоторая классификация, выполненная не столько на научных, сколько на прагматических (дидактических) основаниях, позволяющая внутри системы образования обозначить результаты образования и работать на их достижение.

Поэтому на основе декларируемых в настоящий момент компетентностей, которыми должен обладать гражданин современного общества следует выделить три ключевые компетентности: решение проблем , информационная и коммуникативная компетентности и обозначить в их рамках те способы деятельности, которые должен освоить учащийся на том или ином уровне в зависимости от этапа обучения.

Список литературы.

1. Андреев А. Л. Компететностная парадигма в образовании: опыт философско- методологического анализа// Педагогика. 2005. № 4. С.19-27.

2.Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования// Высшее образование в России. 2005. №4. С. 30-33.

3.Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании.- М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4.Селевко Г. К. Педагогические компетенции и компетентность.// Сельская школа. -2004. -№3. – с. 29-32.

5.Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость.// Мир образования-образование в мире. -2001. -№4.-с. 8-19.

Материал подготовлен
с использованием источников сети интернет
педагогом дополнительного образования
МБОУДОД «ДЮЦ» Гылкой О.В.

Проблема дефиниций сводится к их множеству и отсутствию общепринятой дефиниции. Она вовсе не означает отрицание новой качественной характеристики образования вообще и высшего образования, в частности. Ознакомимся с существующими определениями и попытаемся выяснить общее между ними.

И.А. Зимняя пишет, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются.

Обобщенное представление о компетентности как научной категории мы рассмотрим на основе анализа некоторых определений понятий "компетентность", "компетенция", "образовательная компетенция", взятых из разных источников:

Компетентность (лат. competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным;

Компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта - ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт;

Компетентность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т. е. обладание оперативным и мобильным знанием;

Компетентность - это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения;

Слово "компетенция" происходит от латинского "competere", что значит "добиваться, соответствовать, подходить".

В словарях и научной литературе "компетенция" объясняется по-разному:

Знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний;

круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён ;

Совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности .

Компетентность и компетенция, считает В.А.Метаева являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями: компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать.

A.B. Хуторской так разделяет понятия "компетентность" и "компетенцию" следующим образом: "Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция". Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к ним. Компетентность -- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В российском документе "Стратегии модернизации содержания общего образования" были сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного российского образования, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка; оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и пр. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучающийся.

В.Д. Шадриков исходит из определения, согласно которому, компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. "Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции - это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится с субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи".

По В.Д. Шадрикову, "компетенция является системным проявлением знаний, умений, способностей,и личностных качеств. В каждой деятельности вес этих компонентов и их сочетания могут существенно различаться. В образовательном процессе наблюдается определенная диалектика в формировании компетенций. Компетенции формируются на основе знаний, умений, способностей, личностных качеств, но сами эти знания и др. во многом не являются компетенциями, они выступают как условия для формирования компетенций. Было бы большой ошибкой (которая намечается), если при реализации компетентностного подхода мы противопоставим его знаниям, умениям, способностям, личностным качествам"