Лица с ограниченными возможностями определение. Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире искусства. Министерство образования и науки РФ

13.01.2018 Виды
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать её права, - всё это представляется важной частью социальной реабилитации.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.), инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или нет, его физических или умственных возможностей.
В Парламентской Ассамблеи Совета Европы инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребёнка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь.
В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов.
Особое значение для детей - инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приёмными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются принятые ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека - семьи, дома - интерната и т.д. Ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления её последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам.
Инвалид в семье.
Семья - наиболее мягкий тип социального окружения ребёнка. При этом по отношению к ребёнку - инвалиду члены семьи могут проявлять жестокость. Вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития в совокупности с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. По этой причине те знания по оказанию помощи детям, которые их родители получают от специалистов, не должны препятствовать нормальной жизнедеятельности семьи.
Периоды жизненного цикла семьи ребёнка - инвалида:
рождение ребёнка - получение информации о наличии у ребёнка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;
школьный возраст - принятие решения о форме обучения ребёнка, переживание реакций группы сверстников, организация его учёбы и внешкольной деятельности;
подростковый возраст - привыкание к хронической природе заболевания, возникновение проблем, связанных с половым созреванием, изоляцией от сверстников и его отвержение (с их стороны), планирование будущей занятости ребёнка;
период «выпуска» - признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребёнка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи - инвалида;
постродительский период - перестройка взаимоотношений между супругами (если ребёнок успешно был выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребёнка.
Социально-экологическая модель социальной работы включает индивидуальные особенности организма и особенности среды вместе с социально-психологическими характеристиками. Согласно этой модели изменения в любой части этой системы вызывает изменения в остальных её частях, создавая тем самым потребность в системной адаптации, достижении баланса.
Данная модель рассматривается и реализуется на различных уровнях: микро-, мезо, экзо- и макросистемы.
Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Подробно теории семейных систем в социально-экологической модели микросистема состоит из следующих подсистем: мать - отец; мать - ребёнок-инвалид; мать - здоровый ребёнок; отец - ребёнок-инвалид; отец - здоровый ребёнок; ребёнок-инвалид - здоровый ребёнок. По этой причине проблемы, возникающие в семьях, имеющих детей-инвалидов, можно отнести к той или иной подсистеме внутрисемейных контактов:
- мать - отец. Индивидуальные проблемы родителей, их взаимоотношений до рождения больного ребёнка; проблемы в связи с рождением ребёнка - инвалида;
- мать - ребёнок-инвалид. Матери по традиции приходиться нести основную тяжесть забот по уходу за ребёнком - инвалидом и организации его жизни; она часто находиться в состоянии депрессии и ощущает чувство вины;
- мать - здоровый ребёнок. Мать должна уделять достаточное внимание здоровому ребёнку и удерживаться от того, чтобы навязывать ему чрезмерные заботы о ребёнке с нарушением развития;
- отец - ребёнок-инвалид. Проблемы в этой подсистеме зависят от степени общения отца с больным ребёнком и его участия в жизни семьи в целом;
- отец - здоровый ребёнок. Потенциально проблемы сходны с теми, которые возникают в подсистеме мать - здоровый ребёнок.
- ребёнок-инвалид - здоровый ребёнок. Братья и сёстры больного ребёнка ощущают чувство вины, стыда и страха «заразиться» той же болезнью; ребёнок - инвалид стремится «поработить» брата или сестру.
Микросистема функционирует в контексте мезосистемы, включающей широкий спектр подсистем, в которых участвует семья. Образования уровня мезосистемы - это отдельные индивиды, а также службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй (медики, соц.раб., сослуживцы, друзья и т.д.). Они оказывают различные виды помощи.
В экзосистему входят институты, в которых семья может не участвовать непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью:
средства массовой информации, которые влияют на формирование стереотипа положительного или отрицательного отношения к людям с ограниченными возможностями;
система здравоохранения. Семьи, имеющие детей со значительными нарушениями физического здоровья и взрослых инвалидов, в большей степени нуждаются в помощи системы здравоохранения.
система социального обеспечения. В современной РФ для большинства семей, имеющих ребёнка - инвалида и взрослых инвалидов, финансовая или иная поддержка государства являются весьма существенными.
образование. Содержание и качество образовательных программ, принцип их организации определяют характер взаимоотношений родителей и школы, доступность и форму образования.
Наконец, макросистему образуют следующие факторы:
Социокультурные и социально-экономические. С позиций социокультурных факторов, этнических и конфессиональных ценностей, широкого социального окружения члены семьи воспринимают инвалидность своего ребёнка. Социально-экономический статус семьи может определять или отражать характер и уровень ресурсов семьи;
Экономический и политический. Состояние экономики и политическая атмосфера региона или страны в целом оказывают большое воздействие на программы для инвалидов и их семей.
Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.
Технологии социальной работы с семьями имеющими детей - инвалидов принято характеризовать понятиями абилитация и реабилитация. Абилитация - это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитация - восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменений условий жизнедеятельности.
Главное, что должен учитывать социальный работник, - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг.
Основная цель ранней социально-реабилитационной работы - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающие либо после неудачной попытки предотвратить развитие дефектов (медицинское воздействие), либо в результате искажения взаимоотношений между ребёнком и семьёй, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей относительно ребёнка не оправдались.
Третья цель ранней социально-реабитационной работы - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребёнка. Социальный работник должен относиться к родителям как к партнёрам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.
Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.
Программа реабилитации - это система мероприятий, развивающих возможности ребёнка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (врач, соц.раб., педагог, психолог) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Подобного рода система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребёнка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребёнка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок - в зависимости от возраста и условий развития ребёнка.
По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивиные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, проф. ориентации), причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи (психологическая поддержка, приобретение родителями специальных знаний и т.д.). Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.
После начала выполнения программы осуществляется моʜᴎᴛоринг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами. Таким образом, программа реабилитации есть циклический процесс.
Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов; во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.
Установлено, что детям удаётся достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнёрами и вместе решают поставленные задачи.
При этом некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Но большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребёнка.
Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям.
Партнёрство - это такой стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнёрских отношений требует времени и определённых усилий, опыта, знаний.
Работая с родителями, необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегий. Супруги могут весьма отличаться друг от друга своими установками и ожиданиями.
Успех любого партнёрства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнёров, поскольку ни один из них не является более важным или значимым, чем другой.
По этой причине социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него.
При установлении партнёрства с родителями специалист должен:
приветствовать разнообразие; слушать, наблюдать и достигать договоренности
спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные отношения с родителями;
давать необходимые объяснения;
не предпринимать ничего в одиночку.
Пять тактик работы с родителями.
1. Непосредственная работа с конкретной семьёй
Соц.раб. наносит визит семье, в ходе которого обращается внимание на те условия в которых семья находиться;
Родители наносят визит социальному работнику, в ходе которого они оценивают деятельность работника
Социальный работник организует консультацию с представителями различных служб.
2. Опосредованная работа с конкретной семьёй.
Предусматривает: запись информации и комментариев в спец. дневник; выдача родителям на дом специальных игр; заполнение родителями специальных опросников; предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки о их ребёнке.
3. Непосредственная работа с группой родителей.
Предусматривает: встречи с родителями; организацию открытого урока; организацию совместных мероприятий; помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей.
4. Опосредованная работа с группой родителей.
Предусматривает: предоставление родителям информационных аспектов; подготовку и рассылку информационного бюллетеня; подготовку видеопрограммы для родителей; подготовку учебного пособия.
5. Развитие контактов между семьями
Способствует развитию сети нянь среди группы родителей; помочь организовывать ассоциацию или группу самопомощи родителей; добиваться того, чтобы родители защищали свои права и права ребёнка.
Необходимо сказать, что для эффективности необходимо проводить и осуществлять работу также и с отцом (полная диагностика семьи).
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребёнка - инвалида, полезно использовать следующие ресурсы:
работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных;
обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев;
использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям.

Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до середины XX в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце XIX - начале XX в. под влиянием философии ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г.Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать активного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила - ему надлежало также вырасти полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечивать собственное существование. В этом контексте ценность специального образования виделась только как приобщение к общественно полезному производительному труду через коррекцию и компенсацию дефекта с тем, чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество корректировало, подстраивало под свои правила и законы человека с ограниченными возможностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не было. Открытым поэтому оставался вопрос и о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества.

Однако по-прежнему существует тот факт, что большинство людей с ограниченными возможностями по-прежнему находятся в неблагоприятном положении в социальном, экономическом, образовательном и профессиональном плане. Инвалидность - это оспариваемая концепция, и определения различаются по истории и по социальным нормам. Есть серьезные дебаты относительно того, что такое инвалидность и кто является инвалидом. Более поздние модели инвалидности различают различные компоненты инвалидности и впервые дифференцируются между объективным ухудшением, результатом функционирования и социальными компонентами, которые мешают индивидууму.

Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени, рассматриваемая концепция была значительно дискредитирована в странах Западной Европы и США, где в 20-е гг. XX столетия эта концепция была «усилена» идеями расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма. Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся популярными взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в физическом и психическом развитии, о необходимости достижения биологической «чистоты» расы путем стерилизации лиц, являющихся носителями опасных иди нежелательных для общества дефектов умственного, физического или психического развития. Были приняты законы о принудительной стерилизации в ряде стран: США, Канаде, Дании, Швейцарии, позднее - в Германии.

Нарушения могут быть физическими, сенсорными и когнитивными, а также включать физическое, психическое и хроническое заболевание. Социальная модель инвалидности подчеркивает перспективу, что инвалидность создается через структурные барьеры и создается таким образом обществом, в то время как индивидуальные медицинские модели рассматривают инвалидность как нечто, присущее человеку.

Инвалидность - это эволюционирующая концепция, и что инвалидность возникает в результате взаимодействия между людьми с нарушениями и поведенческими и экологическими барьерами, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Таким образом, инвалидность является результатом взаимодействия между неинклюзивным обществом и отдельными людьми.

Особый вклад в практическую реализацию этих идей сделали те страны, в которых к власти пришел фашизм. Национал-социалисты обеспечили идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноценных» людей. Они развернули широкую кампанию по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии.

Лица, использующие инвалидную коляску, могут испытывать трудности с трудоустройством не из-за инвалидного кресла, а потому, что существуют экологические барьеры, такие как недоступные автобусы или лестницы, которые препятствуют доступу, а также барьеры, которые дискриминируют людей с ограниченными возможностями и препятствуют их полному участию в жизни общества.

Права человека и люди с инвалидностью

Права людей с инвалидностью являются постоянной проблемой как с точки зрения международных законодательных инициатив, так и с помощью движений за права инвалидов. Всемирной программой действий в отношении инвалидов и Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций.

В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой биологии, расовой гигиены; исподволь, даже, казалось бы, на нейтральном учебном материале (математике), воспитывалось негативное отношение к лицам с отклонениями в развитии. Вот, например, какого содержания задачи предлагались учащимся начальной школы в Германии в 1935/36 учебном году: «Строительство одной школы для умственно отсталых детей требует 6 млн рейхсмарок. Сколько блоков жилого дома для рабочих можно было бы изготовить вместо этого, если один блок стоит 1500 рейхсмарок?». "

Наряду с этим законодательством были предприняты согласованные усилия по улучшению жизненного опыта людей с ограниченными возможностями. Было много вопросов и вопросов, связанных с жизнью в сообществе. Будучи идеальным идеалом, его реализация не всегда давала качественные результаты для всех людей с ограниченными возможностями. Во всем мире связи между нищетой и инвалидностью хорошо документированы и глубоко обеспокоены, хотя это особенно остро в развивающемся мире. По оценкам, примерно 80 процентов людей с инвалидностью в мире живут в странах с низким уровнем дохода - большинство из них бедны и не могут получить доступ к базовым услугам.

Одновременно с разжиганием социальной вражды шло планомерное уничтожение людей, которые попадали при «новом порядке» в категорию социально бесполезных: глубоко умственно отсталых, тяжелых инвалидов, стариков - инвалидов труда, лиц, страдающих туберкулезом, эпилепсией и др. Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи, многие из которых погибли в концлагерях или вынуждены были эмигрировать. Историки специальной педагогики свидетельствуют, что в послевоенной Германии систему специального образования нужно было возрождать с нулевой отметки.

Только 2 процента детей с инвалидностью в развивающихся странах получают образование или реабилитацию. Особо необходимо, чтобы интересы и потребности детей-инвалидов были рассмотрены в работе всех министерств и других ответственных органов. Социальные работники должны учитывать, что существует феминизация нищеты, особенно женщин с ограниченными возможностями, которые маргинализируются в уже маргинализированной группе. Среди женщин, живущих в нищете, инвалиды зачастую являются беднейшими.

В некоторых случаях образование детей-инвалидов отсутствует или минимально, и во многих странах они часто связаны с отдельными условиями. Таким образом, социальная изоляция детей начинается на ранней стадии, когда детей помещают в параллельные образовательные системы. Позже это отражается в низком числе людей с ограниченными возможностями, которые достигают высшего образования, тем самым отрицая их многочисленные возможности трудоустройства.

В советской специальной педагогике (дефектологии) концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями как воспитание полезных членов общества удачно соединилась с концептуальными основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Эта концепция в нашей стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако приоритет интересов общества над интересами личности, многие десятилетия существовавший в нашей стране, фактически узаконишь статус социальной «малоценности», «граждан второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями. Именно поэтому многие десятилетия в нашей стране существует ограничительно-покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к этой категории населения.

В промышленно развитом мире бедность напрямую связана с низкими показателями занятости людей с инвалидностью. Например, 17 процентов населения Европы в целом и около 15 процентов работающего населения страдают от инвалидности или хронических заболеваний. Сообщается, что люди с инвалидностью имеют в два раза больше шансов за неучастие в рынке труда по сравнению с людьми без инвалидности. Уровень безработицы для лиц с тяжелой инвалидностью примерно в три раза выше, чем для людей без инвалидности. Работники с инвалидностью обычно получают более низкую заработную плату, чем другие.

Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречаются с патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу образования, где реально и сегодня существуют преимущественно закрытые, интернатного типа, образовательные учреждения. Характер образования, не способствующий достижению высокого уровня социальной адаптированное™, ограниченные возможности приобретения престижных в обществе и конкурентоспособных на рынке труда профессий и получения высокого уровня профессиональной квалификации, слабая правовая защищенность, ставшее правилом в обществе приучение к низкому качеству жизни (мизерность пенсий и невозможность получения высокооплачиваемой работы) - все это приводит людей с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению возможности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реализации доступных социальных ролей, выполнении социокультурных функций, получении необходимой социальной и культурной информации, в различного рода стандартных взаимодействиях внутри социума.

Люди с умственными недостатками

Часто людям с ограниченными возможностями требуется специально измененная рабочая среда, но работодатели не желают предпринимать такие изменения. Это форма дискриминации по признаку, которая часто встречается людьми с инвалидностью. Люди с умственными недостатками составляют значительное число инвалидов. У них есть особые проблемы, поскольку они зачастую более уязвимы для эксплуатации и виктимизации. Люди с умственной отсталостью испытывают неравенство в отношении здоровья по сравнению с общим населением.

Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения такого человека с его ближайшим социокультурным окружением: ограничивается его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и нерегулярная помощь со стороны различных конфессий имеет традиционно призренческий характер; службы социальной помощи, система которых только начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями.

Хотя их продолжительность жизни увеличивается, она остается намного ниже, чем остальная часть населения. Кроме того, люди с умственными недостатками имеют более высокий уровень потребностей в области здравоохранения, чем другие, которые часто непризнаны и испытывают барьеры в доступе к медицинским и социальным услугам. Люди с умственными недостатками часто помещаются в психиатрические больницы, которые не соответствуют их потребностям. В настоящее время обсуждается вопрос о правах и дееспособности людей с интеллектуальными или когнитивными нарушениями и о том, как их лучше всего защитить, сохраняя человеческое достоинство и достоинство и самоопределение.

Патернализм не только снижает социальную активность, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченной трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает их маргинализацию.

Послевоенный период зарубежной жизни и мирового общественного развития (вторая половина XX столетия) характеризуется подъемом демократического и национально-освободительного движения. Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй мировой войны показали человечеству ту пропасть, в которой оно может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл существования общества самого человека - его жизнь и благополучие, его нужды и потребности. Именно поэтому начиная с 1948 г. (год принятия «Всеобщей декларации прав человека») мировое сообщество начинает строить свою жизнь в соответствии с международными правовыми актами гуманистического характера.

Многие семьи являются ключевой поддержкой для детей-инвалидов и для взрослых, нуждающихся в поддержке, особенно для взрослых с ограниченными интеллектуальными возможностями и более высоких потребностей в поддержке. Службы поддержки семьи имеют жизненно важное значение для этих семей и требуют услуг от специально подготовленных социальных работников.

Люди с эмоциональными нарушениями

У индивидуумов, у которых есть эмоциональное нарушение, проявляются проблемы, прежде всего в аффективной области. Часто лица с эмоциональным расстройством, особенно дети, не могут извлечь выгоду из обучения без дополнительной поддержки в области образования.

Смысловым центром нового взгляда на социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями в этом контексте является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) в ус- иовиях приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, вне швисимости от того, может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде или нет. Под независимой жизнью понимается не только материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в Питу и повседневной жизни, т.е. независимость в широком смысле. Право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть законодательно закреплено и экономически обеспечено. Лица с любыми недостатками в физической, интеллектуальной или психической сфере имеют право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни его сверстников и в которых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения; право на меры (в том числе и на образование), предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на то, ч тобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Они не могут создавать или поддерживать удовлетворительные межличностные отношения в школе или на рабочем месте. То, что рассматривается как ненадлежащее поведение, приводит к недоразумениям в школах дома и на рабочем месте. В Германии дети с эмоциональными нарушениями часто отправляются в образовательно-«ненормальную» школу.

Инвалидность на протяжении всей жизни

Потребности людей с инвалидностью меняются в течение жизни от детей до юной взрослой жизни до взрослой жизни и старения. Программы и услуги должны отражать эти изменения. Раннее вмешательство имеет решающее значение для всех аспектов программ и услуг по инвалидности. Женщины-инвалиды испытывают более глубокую дискриминацию, о чем свидетельствуют еще более низкие показатели занятости, чем мужчины с инвалидностью, и более высокие уровни злоупотреблений и насилия.

Таким образом, общественно полезный труд и социальная полезность человека - далеко не главные и единственные цели современной концепции социальной реабилитации. Главное - это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения, маргинализации человека с ограниченными возможностями со стороны здорового большинства общества, его социальных институтов, его общественного сознания. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей» . Понятно, что для достижения ста- туса общества действительно равных возможностей обществу приходится затрачивать больше ресурсов на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья с тем, чтобы возможности обычных людей и имеющих отклонения в развитии действительно стали равными.

Наблюдается более широкое признание прав людей с инвалидностью и их законное включение в общество и общество. Тем не менее, социальная изоляция по-прежнему существует на многих уровнях, часто неявно в социальных отношениях и ценностях. Социальная интеграция стала важной международной повесткой дня, и это должно включать вклад и участие лиц с инвалидностью всех возрастов и всех мировых сообществ.

Измерение благосостояния для небольших, но уязвимых групп: бедность и инвалидность в Уганде. Не только считается относительно тяжелым, долговременным физическим, умственным и умственным нарушением. Предотвращение обострения требует помощи человека от посторонних.

В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество.

Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное происхождение) и типологические особенности (особенности определенной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) интеграции различных категорий лиц с ограниченными возможностями и возможности преодоления психолого-педагогическими способами проблем социокультурного включения каждого ребенка.

Это особенно важно для включения; т.е. участие людей с ограниченными возможностями в различных сферах жизни. Эта классификация не фокусируется на ориентации дефицита этой группы лиц и не использует концепцию инвалидности как таковой. Вместо этого термин переписывается с определением функциональных возможностей. Соответственно, человек нарушается или ослабляется в своей способности функционировать, если из-за проблемы со здоровьем или болезни он больше не может формировать жизненно важные области, которые важны для него, как и ожидалось для них, без этих нарушений здоровья.

Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Специальная педагогика, определяя конечные и ближайшие цели и задачи специального образования, его содержание, организацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, также учитывает социокультурно значимую идею независимого образа жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории обучающихся. Специальная педагогика формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни; на их основе будет формироваться независимый образ жизни.

Аналогичное концептуальное определение можно найти в Конвенции о правах инвалидов. Однако это определение также описывает тот факт, что люди не являются инвалидами, но им мешают. Это создает взаимодействие между людьми с ограниченными возможностями и социальной средой.

Исходя из этих определений, инвалидность, таким образом, отличается от концепции травмы. Поэтому цель реабилитационного и лечебного образования заключается не в основном в улучшении физического функционирования, а в поддержке участия в общественной жизни.

В пределах правового ландшафта Германии диагнозы инвалидности, которые диагностируются с медицинской точки зрения, в первую очередь связаны с определением инвалидности. Причиной этого является то, что в контекстах, связанных с производительностью, должны быть получены четкие критерии, которые, с одной стороны, легитимируют выделение ресурсов, с другой стороны, ограничивают инвалидность в отношении жизни из других условий жизни. В Девятом социальном кодексе, пункте 2 раздела 2 и в Законе о равных возможностях, § 3, инвалидность определяется следующим образом: Люди инвалиды, если их физическая функция, умственные способности или психическое здоровье с большой вероятностью могут длиться более шести месяцев Жизнь и, следовательно, ухудшается их участие в жизни в обществе.

Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении до- машнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях. В условиях рыночных отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере затрудняется: от них требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональной квалификации, мобильности. При несоответствии таким условиям человеку с ограниченной трудоспособностью трудно рассчитывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и адаптированность в ней, наличие необходимого уровня образования являются важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают исследования социологов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимая иждивенческую позицию. Это является результатом социального воспитания (начинающегося еще в школе), ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное обеспечение, благотворительность, заниженную социальную оценку человека с ограниченными возможностями.

Им угрожает инвалидность, если ожидать ухудшения. В типах инвалидности проводится различие между физической, психической, эмоциональной и частичной социальной инвалидностью. Хотя термин «физическая нетрудоспособность» охватывает серию серьезных, в основном угрожающих жизни нарушений, которые ограничивают способность человека двигаться из-за врожденного или приобретенного нарушения, «умственная инвалидность» представляет собой состояние отсталого или неполного развития умственных способностей. Они проявляются главным образом в течение периода разработки и способствуют уровню интеллекта.

Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения - коммуникации.

Лица с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения и в социализации, и в формировании навыков социальной коммуникации, так как для них доступ к различного рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимодействия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством социума.

Как отмечают социологи и психологи, физическое или психическое нарушение становится центральным пунктом в формировании и становлении личности, ядром личностных переживаний, что также отрицательно влияет на процесс социализации и развитие навыков социального общения.

Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в повседневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в обществе - упражняя и развивая навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях, обес- печивая овладение стандартными схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками освоения социального окружения и полноценного существования в нем, навыками само- и взаимопомощи в сложных социальных условиях.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности, т. е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию.

Для лиц с ограниченными возможностями существует ряд объективных ограничений возможностей участия в различных общедоступных формах досуговой деятельности вследствие ограниченных возможностей передвижения, иных физических возможностей, ограниченных возможностей восприятия, социального и ситуационного адаптирования и др. Однако это не означает полной их изоляции от участия в общедоступных формах досуговой деятельности. Специальная педагогика в структуре воспитательной работы предусматривает включение, приучение и посильное участие детей и подростков с отклонениями в развитии в рекреационных мероприятиях общего назначения, а также интерес и привычку участвовать в различных формах специально организованной досуговой деятельности, учитывающей их ограничения возможностей. Специальные формы досуговой деятельности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, тем не менее способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают к активному и целесообразному проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно- прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.), продолжают процесс коррекции и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, активной досуговой деятельности, ремесел. Начало формирования специальных рекреационных навыков и установок закладывается с первых дней пребывания ребенка в системе специального образования. Отечественная система специального образования Постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой являются сам человек, его особые образовательные и иные специальные потребности, его права и интересы. Как отмечает А. Г. Ас- молов, наше общество находится в начале длинного пути - перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, посколь- к у приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основанной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что- либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны--- и находятся под охраной общественного милосердия».

Вопросы и задания 1.

Какие изменения претерпела концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями на протяжении XX в.? 2.

Что такое патернализм и в чем он проявляется применительно к социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности? 3.

Раскройте смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными ікпможностями жизнедеятельности. 4.

Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции? Что может сделать для этого массовая система образования?

Литература для самостоятельной работы 1.

Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. - М., 1992. 2.

Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические испскты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995. 3.

Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997. 4.

Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М„ 1996.-Ч. 1. 5.

Назарова Н.М. О подготовке дефектологов за рубежом // Дефектология. - 1993. -№ 3. 6.

Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. - Красно- ирск, 1996. 7.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.