Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до середины XX в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце XIX - начале XX в. под влиянием философии ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г.Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать активного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила - ему надлежало также вырасти полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечивать собственное существование. В этом контексте ценность специального образования виделась только как приобщение к общественно полезному производительному труду через коррекцию и компенсацию дефекта с тем, чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество корректировало, подстраивало под свои правила и законы человека с ограниченными возможностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не было. Открытым поэтому оставался вопрос и о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества.
Однако по-прежнему существует тот факт, что большинство людей с ограниченными возможностями по-прежнему находятся в неблагоприятном положении в социальном, экономическом, образовательном и профессиональном плане. Инвалидность - это оспариваемая концепция, и определения различаются по истории и по социальным нормам. Есть серьезные дебаты относительно того, что такое инвалидность и кто является инвалидом. Более поздние модели инвалидности различают различные компоненты инвалидности и впервые дифференцируются между объективным ухудшением, результатом функционирования и социальными компонентами, которые мешают индивидууму.
Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени, рассматриваемая концепция была значительно дискредитирована в странах Западной Европы и США, где в 20-е гг. XX столетия эта концепция была «усилена» идеями расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма. Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся популярными взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в физическом и психическом развитии, о необходимости достижения биологической «чистоты» расы путем стерилизации лиц, являющихся носителями опасных иди нежелательных для общества дефектов умственного, физического или психического развития. Были приняты законы о принудительной стерилизации в ряде стран: США, Канаде, Дании, Швейцарии, позднее - в Германии.
Нарушения могут быть физическими, сенсорными и когнитивными, а также включать физическое, психическое и хроническое заболевание. Социальная модель инвалидности подчеркивает перспективу, что инвалидность создается через структурные барьеры и создается таким образом обществом, в то время как индивидуальные медицинские модели рассматривают инвалидность как нечто, присущее человеку.
Инвалидность - это эволюционирующая концепция, и что инвалидность возникает в результате взаимодействия между людьми с нарушениями и поведенческими и экологическими барьерами, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Таким образом, инвалидность является результатом взаимодействия между неинклюзивным обществом и отдельными людьми.
Особый вклад в практическую реализацию этих идей сделали те страны, в которых к власти пришел фашизм. Национал-социалисты обеспечили идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноценных» людей. Они развернули широкую кампанию по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии.
Лица, использующие инвалидную коляску, могут испытывать трудности с трудоустройством не из-за инвалидного кресла, а потому, что существуют экологические барьеры, такие как недоступные автобусы или лестницы, которые препятствуют доступу, а также барьеры, которые дискриминируют людей с ограниченными возможностями и препятствуют их полному участию в жизни общества.
Права людей с инвалидностью являются постоянной проблемой как с точки зрения международных законодательных инициатив, так и с помощью движений за права инвалидов. Всемирной программой действий в отношении инвалидов и Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций.
В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой биологии, расовой гигиены; исподволь, даже, казалось бы, на нейтральном учебном материале (математике), воспитывалось негативное отношение к лицам с отклонениями в развитии. Вот, например, какого содержания задачи предлагались учащимся начальной школы в Германии в 1935/36 учебном году: «Строительство одной школы для умственно отсталых детей требует 6 млн рейхсмарок. Сколько блоков жилого дома для рабочих можно было бы изготовить вместо этого, если один блок стоит 1500 рейхсмарок?». "
Наряду с этим законодательством были предприняты согласованные усилия по улучшению жизненного опыта людей с ограниченными возможностями. Было много вопросов и вопросов, связанных с жизнью в сообществе. Будучи идеальным идеалом, его реализация не всегда давала качественные результаты для всех людей с ограниченными возможностями. Во всем мире связи между нищетой и инвалидностью хорошо документированы и глубоко обеспокоены, хотя это особенно остро в развивающемся мире. По оценкам, примерно 80 процентов людей с инвалидностью в мире живут в странах с низким уровнем дохода - большинство из них бедны и не могут получить доступ к базовым услугам.
Одновременно с разжиганием социальной вражды шло планомерное уничтожение людей, которые попадали при «новом порядке» в категорию социально бесполезных: глубоко умственно отсталых, тяжелых инвалидов, стариков - инвалидов труда, лиц, страдающих туберкулезом, эпилепсией и др. Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи, многие из которых погибли в концлагерях или вынуждены были эмигрировать. Историки специальной педагогики свидетельствуют, что в послевоенной Германии систему специального образования нужно было возрождать с нулевой отметки.
Только 2 процента детей с инвалидностью в развивающихся странах получают образование или реабилитацию. Особо необходимо, чтобы интересы и потребности детей-инвалидов были рассмотрены в работе всех министерств и других ответственных органов. Социальные работники должны учитывать, что существует феминизация нищеты, особенно женщин с ограниченными возможностями, которые маргинализируются в уже маргинализированной группе. Среди женщин, живущих в нищете, инвалиды зачастую являются беднейшими.
В некоторых случаях образование детей-инвалидов отсутствует или минимально, и во многих странах они часто связаны с отдельными условиями. Таким образом, социальная изоляция детей начинается на ранней стадии, когда детей помещают в параллельные образовательные системы. Позже это отражается в низком числе людей с ограниченными возможностями, которые достигают высшего образования, тем самым отрицая их многочисленные возможности трудоустройства.
В советской специальной педагогике (дефектологии) концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями как воспитание полезных членов общества удачно соединилась с концептуальными основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Эта концепция в нашей стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако приоритет интересов общества над интересами личности, многие десятилетия существовавший в нашей стране, фактически узаконишь статус социальной «малоценности», «граждан второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями. Именно поэтому многие десятилетия в нашей стране существует ограничительно-покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к этой категории населения.
В промышленно развитом мире бедность напрямую связана с низкими показателями занятости людей с инвалидностью. Например, 17 процентов населения Европы в целом и около 15 процентов работающего населения страдают от инвалидности или хронических заболеваний. Сообщается, что люди с инвалидностью имеют в два раза больше шансов за неучастие в рынке труда по сравнению с людьми без инвалидности. Уровень безработицы для лиц с тяжелой инвалидностью примерно в три раза выше, чем для людей без инвалидности. Работники с инвалидностью обычно получают более низкую заработную плату, чем другие.
Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречаются с патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу образования, где реально и сегодня существуют преимущественно закрытые, интернатного типа, образовательные учреждения. Характер образования, не способствующий достижению высокого уровня социальной адаптированное™, ограниченные возможности приобретения престижных в обществе и конкурентоспособных на рынке труда профессий и получения высокого уровня профессиональной квалификации, слабая правовая защищенность, ставшее правилом в обществе приучение к низкому качеству жизни (мизерность пенсий и невозможность получения высокооплачиваемой работы) - все это приводит людей с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению возможности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реализации доступных социальных ролей, выполнении социокультурных функций, получении необходимой социальной и культурной информации, в различного рода стандартных взаимодействиях внутри социума.
Часто людям с ограниченными возможностями требуется специально измененная рабочая среда, но работодатели не желают предпринимать такие изменения. Это форма дискриминации по признаку, которая часто встречается людьми с инвалидностью. Люди с умственными недостатками составляют значительное число инвалидов. У них есть особые проблемы, поскольку они зачастую более уязвимы для эксплуатации и виктимизации. Люди с умственной отсталостью испытывают неравенство в отношении здоровья по сравнению с общим населением.
Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения такого человека с его ближайшим социокультурным окружением: ограничивается его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и нерегулярная помощь со стороны различных конфессий имеет традиционно призренческий характер; службы социальной помощи, система которых только начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями.
Хотя их продолжительность жизни увеличивается, она остается намного ниже, чем остальная часть населения. Кроме того, люди с умственными недостатками имеют более высокий уровень потребностей в области здравоохранения, чем другие, которые часто непризнаны и испытывают барьеры в доступе к медицинским и социальным услугам. Люди с умственными недостатками часто помещаются в психиатрические больницы, которые не соответствуют их потребностям. В настоящее время обсуждается вопрос о правах и дееспособности людей с интеллектуальными или когнитивными нарушениями и о том, как их лучше всего защитить, сохраняя человеческое достоинство и достоинство и самоопределение.
Патернализм не только снижает социальную активность, но и вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченной трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает их маргинализацию.
Послевоенный период зарубежной жизни и мирового общественного развития (вторая половина XX столетия) характеризуется подъемом демократического и национально-освободительного движения. Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй мировой войны показали человечеству ту пропасть, в которой оно может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл существования общества самого человека - его жизнь и благополучие, его нужды и потребности. Именно поэтому начиная с 1948 г. (год принятия «Всеобщей декларации прав человека») мировое сообщество начинает строить свою жизнь в соответствии с международными правовыми актами гуманистического характера.
Многие семьи являются ключевой поддержкой для детей-инвалидов и для взрослых, нуждающихся в поддержке, особенно для взрослых с ограниченными интеллектуальными возможностями и более высоких потребностей в поддержке. Службы поддержки семьи имеют жизненно важное значение для этих семей и требуют услуг от специально подготовленных социальных работников.
У индивидуумов, у которых есть эмоциональное нарушение, проявляются проблемы, прежде всего в аффективной области. Часто лица с эмоциональным расстройством, особенно дети, не могут извлечь выгоду из обучения без дополнительной поддержки в области образования.
Смысловым центром нового взгляда на социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями в этом контексте является идея достижения его максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) в ус- иовиях приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого, вне швисимости от того, может ли этот человек приносить пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде или нет. Под независимой жизнью понимается не только материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в Питу и повседневной жизни, т.е. независимость в широком смысле. Право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть законодательно закреплено и экономически обеспечено. Лица с любыми недостатками в физической, интеллектуальной или психической сфере имеют право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни его сверстников и в которых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения; право на меры (в том числе и на образование), предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на то, ч тобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
Они не могут создавать или поддерживать удовлетворительные межличностные отношения в школе или на рабочем месте. То, что рассматривается как ненадлежащее поведение, приводит к недоразумениям в школах дома и на рабочем месте. В Германии дети с эмоциональными нарушениями часто отправляются в образовательно-«ненормальную» школу.
Потребности людей с инвалидностью меняются в течение жизни от детей до юной взрослой жизни до взрослой жизни и старения. Программы и услуги должны отражать эти изменения. Раннее вмешательство имеет решающее значение для всех аспектов программ и услуг по инвалидности. Женщины-инвалиды испытывают более глубокую дискриминацию, о чем свидетельствуют еще более низкие показатели занятости, чем мужчины с инвалидностью, и более высокие уровни злоупотреблений и насилия.
Таким образом, общественно полезный труд и социальная полезность человека - далеко не главные и единственные цели современной концепции социальной реабилитации. Главное - это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения, маргинализации человека с ограниченными возможностями со стороны здорового большинства общества, его социальных институтов, его общественного сознания. Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей» . Понятно, что для достижения ста- туса общества действительно равных возможностей обществу приходится затрачивать больше ресурсов на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья с тем, чтобы возможности обычных людей и имеющих отклонения в развитии действительно стали равными.
Наблюдается более широкое признание прав людей с инвалидностью и их законное включение в общество и общество. Тем не менее, социальная изоляция по-прежнему существует на многих уровнях, часто неявно в социальных отношениях и ценностях. Социальная интеграция стала важной международной повесткой дня, и это должно включать вклад и участие лиц с инвалидностью всех возрастов и всех мировых сообществ.
Измерение благосостояния для небольших, но уязвимых групп: бедность и инвалидность в Уганде. Не только считается относительно тяжелым, долговременным физическим, умственным и умственным нарушением. Предотвращение обострения требует помощи человека от посторонних.
В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество.
Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное происхождение) и типологические особенности (особенности определенной группы лиц, имеющих одно и то же нарушение развития) интеграции различных категорий лиц с ограниченными возможностями и возможности преодоления психолого-педагогическими способами проблем социокультурного включения каждого ребенка.
Это особенно важно для включения; т.е. участие людей с ограниченными возможностями в различных сферах жизни. Эта классификация не фокусируется на ориентации дефицита этой группы лиц и не использует концепцию инвалидности как таковой. Вместо этого термин переписывается с определением функциональных возможностей. Соответственно, человек нарушается или ослабляется в своей способности функционировать, если из-за проблемы со здоровьем или болезни он больше не может формировать жизненно важные области, которые важны для него, как и ожидалось для них, без этих нарушений здоровья.
Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной и культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Специальная педагогика, определяя конечные и ближайшие цели и задачи специального образования, его содержание, организацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, также учитывает социокультурно значимую идею независимого образа жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории обучающихся. Специальная педагогика формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни; на их основе будет формироваться независимый образ жизни.
Аналогичное концептуальное определение можно найти в Конвенции о правах инвалидов. Однако это определение также описывает тот факт, что люди не являются инвалидами, но им мешают. Это создает взаимодействие между людьми с ограниченными возможностями и социальной средой.
Исходя из этих определений, инвалидность, таким образом, отличается от концепции травмы. Поэтому цель реабилитационного и лечебного образования заключается не в основном в улучшении физического функционирования, а в поддержке участия в общественной жизни.
В пределах правового ландшафта Германии диагнозы инвалидности, которые диагностируются с медицинской точки зрения, в первую очередь связаны с определением инвалидности. Причиной этого является то, что в контекстах, связанных с производительностью, должны быть получены четкие критерии, которые, с одной стороны, легитимируют выделение ресурсов, с другой стороны, ограничивают инвалидность в отношении жизни из других условий жизни. В Девятом социальном кодексе, пункте 2 раздела 2 и в Законе о равных возможностях, § 3, инвалидность определяется следующим образом: Люди инвалиды, если их физическая функция, умственные способности или психическое здоровье с большой вероятностью могут длиться более шести месяцев Жизнь и, следовательно, ухудшается их участие в жизни в обществе.
Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении до- машнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях. В условиях рыночных отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере затрудняется: от них требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональной квалификации, мобильности. При несоответствии таким условиям человеку с ограниченной трудоспособностью трудно рассчитывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и адаптированность в ней, наличие необходимого уровня образования являются важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают исследования социологов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимая иждивенческую позицию. Это является результатом социального воспитания (начинающегося еще в школе), ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное обеспечение, благотворительность, заниженную социальную оценку человека с ограниченными возможностями.
Им угрожает инвалидность, если ожидать ухудшения. В типах инвалидности проводится различие между физической, психической, эмоциональной и частичной социальной инвалидностью. Хотя термин «физическая нетрудоспособность» охватывает серию серьезных, в основном угрожающих жизни нарушений, которые ограничивают способность человека двигаться из-за врожденного или приобретенного нарушения, «умственная инвалидность» представляет собой состояние отсталого или неполного развития умственных способностей. Они проявляются главным образом в течение периода разработки и способствуют уровню интеллекта.
Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения - коммуникации.
Лица с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения и в социализации, и в формировании навыков социальной коммуникации, так как для них доступ к различного рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимодействия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством социума.
Как отмечают социологи и психологи, физическое или психическое нарушение становится центральным пунктом в формировании и становлении личности, ядром личностных переживаний, что также отрицательно влияет на процесс социализации и развитие навыков социального общения.
Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в повседневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в обществе - упражняя и развивая навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях, обес- печивая овладение стандартными схемами социального поведения и социального взаимодействия, навыками освоения социального окружения и полноценного существования в нем, навыками само- и взаимопомощи в сложных социальных условиях.
Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности, т. е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию.
Для лиц с ограниченными возможностями существует ряд объективных ограничений возможностей участия в различных общедоступных формах досуговой деятельности вследствие ограниченных возможностей передвижения, иных физических возможностей, ограниченных возможностей восприятия, социального и ситуационного адаптирования и др. Однако это не означает полной их изоляции от участия в общедоступных формах досуговой деятельности. Специальная педагогика в структуре воспитательной работы предусматривает включение, приучение и посильное участие детей и подростков с отклонениями в развитии в рекреационных мероприятиях общего назначения, а также интерес и привычку участвовать в различных формах специально организованной досуговой деятельности, учитывающей их ограничения возможностей. Специальные формы досуговой деятельности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, тем не менее способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают к активному и целесообразному проведению досуга (спорт, танцы, экскурсии, декоративно- прикладное искусство и ремесло, клубы по интересам и др.), продолжают процесс коррекции и компенсации отклонений в развитии средствами культуры, искусства, спорта, активной досуговой деятельности, ремесел. Начало формирования специальных рекреационных навыков и установок закладывается с первых дней пребывания ребенка в системе специального образования. Отечественная система специального образования Постепенно осваивает новую для нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой являются сам человек, его особые образовательные и иные специальные потребности, его права и интересы. Как отмечает А. Г. Ас- молов, наше общество находится в начале длинного пути - перехода от культуры полезности к культуре достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального пасынка, которого терпят постольку, посколь- к у приходится тратить время на выучку, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основанной на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека независимо от того, можно ли что- либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны--- и находятся под охраной общественного милосердия».
Вопросы и задания 1.
Какие изменения претерпела концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями на протяжении XX в.? 2.
Что такое патернализм и в чем он проявляется применительно к социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности? 3.
Раскройте смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными ікпможностями жизнедеятельности. 4.
Каковы задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции? Что может сделать для этого массовая система образования?
Литература для самостоятельной работы 1.
Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. - М., 1992. 2.
Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические испскты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995. 3.
Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997. 4.
Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М„ 1996.-Ч. 1. 5.
Назарова Н.М. О подготовке дефектологов за рубежом // Дефектология. - 1993. -№ 3. 6.
Назарова Н.М. О двух концепциях социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: Диагностика, коррекция, реабилитация. - Красно- ирск, 1996. 7.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.