Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для кого прибыль – не главное. Основные принципы работы

Некоммерческие организации нередко выбирают форму АНО. Этот правовой статус рассчитан на определенные сферы деятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какими нюансами по ГК РФ отличается автономная некоммерческая организация в 2019 году? За последние несколько лет увеличилось количество некоммерческих организаций с формой АНО.

Эта правовая форма обеспечивает льготы при налогообложении. Но в чем выражены особенности автономной НКО в 2019 году?

Общие моменты

Некоммерческая организация это юрлицо, целевым предназначением которого не является получение прибыли. Основная задача НКО это оказание общественных и социальных .

НКО признаются профсоюзы, общественные и молодежные объединения, социальные и культурные фонды, религиозные общества, правозащитные общественные организации и подобные объединения.

Регулируются НКО гражданским законодательством РФ. В частности можно отметить деление на разнообразные партнерства и автономные организации некоммерческого типа.

И если в партнерствах имеются участники или учредители, то в АНО таковые отсутствуют.

Имущественные активы изначально принадлежат автономной организации. Финансируются такие общества за счет добровольных пожертвований и благотворительных взносов.

Регистрация АНО сопряжена с некоторыми сложностями, обусловленными особенностями правовой формы.

Для официального оформления потребуется соблюсти определенный ряд действий и соответствовать установленным требованиям.

Что это такое

АНО это объединение унитарное, которое:

Правовая природа АНО схожа с иными типами некоммерческих организаций. Но существуют и определенные отличия.

Среди основополагающих особенностей стоит выделить следующие:

Разрешенный вид деятельности

Формируются АНО для оказания услуг в таких сферах, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • спорт;
  • физическая культура;
  • иные сферы общественной жизни.

Как пример, возможных направлений:

  • автономная некоммерческая организация дополнительного профобразования;
  • автономная некоммерческая организация высшего образования;
  • АНО «Лига школьного и дворового спорта».

Объединяющий фактор всех разрешенных для АНО видов деятельности это некоммерческий характер оказываемых услуг. Воспользоваться данными услугами вправе любые заинтересованные лица.

На 2019 год в России в виде АНО зарегистрировано множество учебных заведений дополнительного образования, частных школ, детских садов, организаций культуры и спортивного профиля, медицинских учреждений и т. д.

Законодательная база

Определяется статус АНО ФЗ № 7 от 12.01.1996 и , где приводится определение автономной некоммерческой организации. Ст.10 ФЗ № 7 регулирует правовые нормы осуществления деятельности АНО.

Причем для осуществления коммерческой деятельности у АНО должно иметься имущество с не меньше размера минимально допустимого уставного капитала, установленного для ООО (10 000 рублей).

Когда АНО ведет коммерческую деятельность, то полученная прибыль не делится меж учредителями, а обращается на обеспечение целевых направлений организации.

Прежде предпочтение АНО перед ООО было продиктовано возможностью приобретения образовательной лицензии лишь организациями некоммерческого типа.

Сейчас осуществлять деятельность образовательного характера на основе имеют право и коммерческие организации.

Выбор АНО объясняется присутствием налоговых преимуществ и вероятностью получения целевых пожертвований.

Пошаговая инструкция при регистрации

Решение об основании АНО принимается несколькими учредителями или единственным учредителем. Разрешает или запрещает регистрацию АНО орган исполнительной власти на федеральном уровне.

После принятия решения в трехмесячный срок необходимо обратиться в Министерство юстиции или его территориальный орган в регионе нахождения АНО.

При обращении подается пакет необходимых для регистрации документов. Весь регистрационный процесс занимает около четырех недель.

Учитывая такой продолжительный срок, необходимо сразу правильно подготовить документы.

Основанием для обращения становится решение учредителя об образовании АНО или соответствующий протокол, составленный несколькими учредителями.

Просьба о регистрации излагается в заявлении установленной формы, которое подается в двух экземплярах с обязательным нотариальным заверением.

Кроме того потребуются следующие документы:

  • Устав АНО в трех экземплярах;
  • информация об учредителях в двух экземплярах (копии паспортов всех учредителей-физлиц и выписки из для учредителей-юрлиц);
  • копия паспорта будущего руководителя;
  • перечень выбранных ОКВЭД;
  • информация о месте фактического расположения организации. Подтверждением местонахождения становится , гарантийное письмо, .

В случае использования в наименовании АНО имени гражданина, названия юрлица, запрещенной символики потребуется подтвердить правомерность использования.

Иностранное лицо обязано предоставить выписку из реестра иностранных юрлиц. К подготовленным документам прилагается квитанция об оплате , которая составляет 4 000 рублей.

После подачи документов на регистрации в течение двух недель с заявителем связывается специалист регистрирующего органа для уточнения отдельных данных.

Нужно быть готовым, что специалист может потребовать внесения корректировок. Например, может понадобиться изменение названия, уточнение целей деятельности, правки в Уставе, исправление ошибок в заявлении.

Если звонка от специалиста регистрирующего органа не последовало, необходимо самостоятельно обратиться в соответствующее отделение Минюста.

Телефон для связи можно узнать на официальном сайте регистратора. Необходимость корректировки часто ведет к приостановке регистрации.

При этом квитанция об оплате госпошлины и нотариально заверенное не возвращаются. Придется подавать заявление заново и вновь оплачивать услуги нотариуса и госпошлину.

Отсутствие претензий со стороны специалиста позволяет получить готовые документы о регистрации спустя 2-3 недели.

Как действует Устав

Деятельность АНО всецело регламентирована Уставом. Требования к основному содержанию Устава АНО приведены в ст.123.24 ГК РФ.

В частности Устав должен включать в себя такие данные, как:

  • название АНО (обязательно в наименовании содержится фраза «автономная некоммерческая организация»);
  • адрес местонахождения;
  • предмет и цели деятельности;
  • состав органов АНО, порядок их образования и присутствующая компетенция;
  • прочие сведения, предусмотренные законом.

Наименование должно отображать цель создания, но при этом не дублировать названия прочих НКО и быть уникальным.

Например, автономная некоммерческая организация профессионального образования, АНО «Образовательная академия деловой карьеры», АНО «Институт прогрессивных технологий».

В Уставе АНО нужно тщательно проработать цели образования, а также предмет и виды деятельности.

Тщательной проработки требует структура органов управления и их допустимые полномочия. Отдельный раздел Устава посвящается имуществу АНО.

Непременно подробно оговаривается порядок и условия принятия решений касательно изменения Устава, или АНО.

Важно! В сети можно отыскать немало шаблонов для подготовки учредительных документов для автономной некоммерческой организации.

Но надлежит учитывать, что такие образцы могут быть неактуальными. Выбранный образец нужно сравнить с действующими законодательными нормами, а именно с положениями в последней редакции.

Основные положения Устава сводятся к тому, что любая деятельность АНО, в том числе и коммерческая, направлена исключительно на достижение целей, для которых организация создана.

Каково налогообложение

Деятельность организаций некоммерческого типа находится в специальном правовом поле. Особенности налогообложения обусловливаются статусом деятельности организации.

Видео: регистрация АНО

Если объединение получает целевое финансирование в виде различных грантов, то действует особый порядок при налогообложении налогом на прибыль.

АНО вправе применять общий или . Особенность применения УСН выражается в том, что при определении предельного объема доходов, ограничивающих применение упрощенного режима (до 60 млн. рублей) доход от целевого финансирования не учитывается.

Переход на УСН автономной НКО осуществляется в добровольном порядке согласно положениям .

В данной главе предусмотрено, что при определенных видах деятельности и некоторых условиях организации не вправе применять .

К примеру, недопустим упрощенный режим, если доля участия иных организаций составляет более 25 %. Но эта норма не распространяется на автономные некоммерческие организации.

Налоговое законодательство не содержит норм, запрещающих АНО применять упрощенную систему налогообложения.

Переход на УСН осуществляется на основании заявления, поданного в период от 1 октября до 30 ноября года, предшествующего году начала применения упрощенного режима.

Вновь создаваемая организация может заявить о желании применять УСН в течение 5 дней с момента регистрации и постановки на налоговый учет.

При осуществлении предпринимательства организация обязана формировать налоговую базу по в общем порядке. Объектом для налогообложения становится выручка от реализации товара (услуги, работы).

«Входной» НДС, выплаченный при приобретении имущественных ценностей для предпринимательской деятельности, может приниматься к вычету если:

  • товары поставлены на учет на основании первичной документации;
  • приобретение товаров связано с реализацией операций, облагаемых НДС;
  • наличествует правильно оформленный .

Основные принципы работы

Если говорить об основных принципах работы автономных некоммерческих организаций, то выделить нужно такие моменты:

Порядок ликвидации

Необходимость ликвидации автономной некоммерческой организации может стать следствием добровольного решения учредителей либо требованием Минюста.

В последнем случае причина заключается в отсутствии деятельности, декларируемой Уставом. Добровольная ликвидация требует уведомления Минюста, ФНС, ПФР , ФСС.

Порядок ликвидации будет таким:

  1. Принятие решения о ликвидации учредителями или иным уполномоченным органом.
  2. Назначение ликвидационной комиссии.
  3. Установление порядка и сроков ликвидации.
  4. Размещение в СМИ объявления о НКО.
  5. Составление .
  6. Уплата налогов.
  7. Погашение прочих задолженностей.
  8. Расчеты с кредиторами.
  9. Составление итогового баланса.

Принудительная ликвидация АНО осуществляется на основании решения суда. Причем участие учредителей организации не требуется.

Процедура ликвидации осуществляется уполномоченными госорганами в общем порядке, установленном для организаций.

Важно! Имущество АНО оставшееся после погашения всех задолженностей не делится меж учредителями, а направляется на цели, для которых создавалась организация.

Может ли автономная некоммерческая организация "Спортивно-стрелковый клуб" осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация, самостоятельно, не создавая хозяйственные общества или участвуя в них?
Является ли в таком случае предпринимательской деятельностью оказание услуг на платной основе по стрельбе из оружия в тире?

Прежде всего отметим, что принципиальная возможность осуществления автономной некоммерческой организацией (далее также - АНО) предпринимательской деятельности следует как из общих положений гражданского законодательства, посвященных правовому положению некоммерческих организаций ( и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)), так и из специальных норм, регулирующих деятельность непосредственно АНО ( Закона N 7-ФЗ, ГК РФ).
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что положения ГК РФ сформулированы не самым удачным образом. Согласно их буквальному прочтению АНО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них. С одной стороны, учитывая, что ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимает прежде всего самостоятельно осуществляемую деятельность, носящую рисковый характер, а участие лица в хозяйственном обществе по смыслу и ГК РФ не предполагает непосредственного осуществления им какой-либо деятельности и означает несение рисков только в пределах внесенного вклада в уставный капитал, можно предположить, что данная норма предоставляет возможность АНО осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно, а также создавать хозяйственные общества, занимающиеся такой деятельностью, и/или участвовать в них.
С другой стороны, следует помнить, что Закона N 7-ФЗ под предпринимательской и иной деятельностью некоммерческих организаций, приносящей доход, понимает в том числе и участие этих организаций в хозяйственных обществах. И хотя по уже отмеченным нами выше причинам участие в хозяйственных обществах не отвечает признакам предпринимательской деятельности и должно рассматриваться в качестве иной деятельности, приносящей доход, отсутствие в данной норме четкого разграничения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности позволяет толковать эту норму расширительно. Иными словами, в силу этой нормы участие в хозяйственных обществах может рассматриваться также в качестве разновидности предпринимательской деятельности некоммерческой организации, пусть и осуществляемой опосредованно. Подобное толкование Закона N 7-ФЗ с учетом того, что абзац второй данного пункта предусматривает возможность установления законодательством ограничений на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, изменяет и понимание ГК РФ: в этом контексте указанная норма ограничивает право АНО на занятие предпринимательской деятельностью только одним способом - участием в осуществляющих соответствующую предпринимательскую деятельность хозяйственных обществах.
Следует отметить, что данная точка зрения поддерживается и судебной практикой, которая указывает на невозможность для АНО осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно, без создания соответствующего хозяйственного общества (смотрите, например, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5.02.2018 N 18АП-16867/17, апелляционное определение СК по административным делам Белгородского областного суда от 21.07.2016 по делу N 33а-3676/2016, решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.12.2017 по делу N 2а-11057/2017).
Тем не менее, это, на наш взгляд, не означает невозможности для АНО непосредственно оказывать какие-либо услуги, отвечающие целям ее деятельности, и взимать за это плату. Ведь из буквального толкования ГК РФ и Закона N 7-ФЗ следует, что основной целью создания АНО является именно предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. При этом ни ГК РФ, ни Закона N 7-ФЗ не устанавливают, что такие услуги должны и могут предоставляться АНО только на безвозмездной основе. Не вытекает условие о безвозмездном оказании услуг АНО и из общих положений гражданского законодательства о некоммерческих организациях. Следовательно, можно сделать вывод, что законодательство допускает непосредственное оказание АНО услуг за плату. В противном случае, если бы для возмездного оказания любых услуг АНО требовалось бы создание хозяйственного общества, то, с учетом названных выше целей создания АНО, утрачивался бы всякий смысл в учреждении организации с такой организационно-правовой формой.
Косвенно данный вывод подтверждается и положениями действующего законодательства. Так, например, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставляет организациям, осуществляющим образовательную деятельность, к числу которых в силу п.п. 18 и 20 ст. 2, ч. 1 ст. 22 этого Закона и ГК РФ могут относиться и АНО, право осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.
К аналогичному выводу приходят и органы государственной власти в разъяснениях, даваемых ими по вопросам осуществления деятельности АНО. В частности, Министерство юстиции РФ, так же как и суды в приведенных выше постановлениях, отмечает, что предпринимательская деятельность может осуществляться АНО только опосредовано - через создание хозяйственных обществ или участие в них. Однако иную деятельность, приносящую доход, не относящуюся к предпринимательской, АНО может осуществлять без создания хозяйственных обществ или участия в них (смотрите разъяснение "Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций", размещенное на официальном сайте Министерства юстиции РФ в сети Интернет (с текстом разъяснения можно ознакомиться пройдя по ссылке http://minjust.ru/ru/node/313370).
Впрочем, подтверждение возможности АНО самостоятельно извлекать доход путем взимания платы за услуги, оказываемые ею непосредственно в качестве исполнителя, на практике осложняется тем, что понятия "предпринимательская деятельность" и "деятельность, приносящая доход" в законодательстве четко не разграничены.
Выше уже отмечалось, что Закона N 7-ФЗ, формально отделяя эти два вида деятельности некоммерческих организаций друг от друга, фактически не дает представления о том, что из перечисленного в этой норме следует считать предпринимательской деятельностью, а что - иной деятельностью, приносящей доход.
Не помогает, как показывают также приводившиеся выше доводы, и использование для такого разграничения общего определения предпринимательской деятельности, содержащегося в ГК РФ, поскольку, вопреки указанным в этой норме признакам, ГК РФ фактически признает возможность осуществления предпринимательской деятельности через участие в хозяйственных обществах.
Более того, из ГК РФ вытекает, что законодатель, по сути, отказывается от использования термина "предпринимательская деятельность" по отношению к деятельности, осуществляемой некоммерческой организацией, заменяя его термином "деятельность, приносящая доход" (в частности, именно последний термин используется при характеристике деятельности бюджетного учреждения - ГК РФ). Поэтому использование термина "предпринимательская деятельность" по отношению к деятельности АНО в ГК РФ является практически единственным случаем в , когда данный термин применяется напрямую к деятельности некоммерческой организации. Причем в этой норме также не содержится критериев, которые позволили бы установить, в каких случаях оказание АНО услуг является предпринимательской деятельностью и требует создания хозяйственного общества, а когда - деятельностью, приносящей доход.
Для поиска критерия для такого разграничения следует, на наш взгляд, обратить внимание на сферы деятельности, для предоставления услуг в которых создается АНО ( ГК РФ и Закона N 7-ФЗ). Как мы полагаем, по смыслу, заложенному в указанные нормы законодателем, услуги, которые оказывает непосредственно АНО, должны иметь своей прямой целью достижение определенных результатов именно в соответствующей нематериальной сфере развития человека (общества) (например, результатом может являться получение лицом, которому оказаны услуги, определенного уровня образования, достижение им определенного уровня спортивной подготовки, улучшение состояния его здоровья, продвижение в научной сфере и т.п.).
В пользу данной точки зрения свидетельствует правоприменительная практика, которая подчеркивает, что цели деятельности АНО, обозначаемые в ее уставе и связанные с получением платы за оказываемые услуги, должны иметь своим результатом, в первую очередь, достижение определенных нематериальных результатов, квалифицируемых как общественное благо (смотрите, например, Арбитражного суда Ульяновской области от 13.02.2015 по делу N А72-14649/2014).
Также косвенное подтверждение сделанному нами выводу можно найти и в ранее применявшемся законодательстве. В частности, действовавшие до 1 сентября 2013 года нормы и Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" не рассматривали в качестве предпринимательской платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения, если получаемый от нее доход полностью шел на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
В связи с изложенным полагаем, что если в рассматриваемом случае оказываемые спортивно-стрелковым клубом на платной основе услуги по стрельбе из оружия в тире имеют своим первоначальным конечным итогом достижение потребителями этих услуг результатов в какой-либо нематериальной, общественно-полезной сфере (например, получение спортивного разряда, обучение безопасному обращению с оружием и т.п.), то такие услуги не должны расцениваться как предпринимательская деятельность и для их оказания клубу не нужно создавать хозяйственное общество.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что в связи с неопределенностью формулировок законодательства, отсутствием как в законодательстве, так и в правоприменительной практике четких критериев для разграничения видов деятельности АНО, все вышеизложенное является лишь нашим экспертным мнением, а окончательное решение по заданному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В начале 90-х годов, после декларативного объявления о вступлении России в рыночную экономику на территории страны стали массово создаваться коммерческие структуры, нацеленные на получение прибыли. Что такое автономная некоммерческая организация, для которой прибыль не является самоцелью?

Для кого прибыль – не главное

Автономные некоммерческие организации (АНО) – сравнительно новый вид формы собственности. Они появились в 1996 г. после принятия Государственной Думой закона о некоммерческих организациях. Потребительские кооперативы, общественные движения, ассоциации, товарищества собственников жилья, различные фонды, казачьи общества и прочие структуры, относящиеся к некоммерческим, существовали и до 1996 года.

АНО пополнили этот список и сейчас в ГК РФ редакции 2018 г. выделены отдельной строкой. Характерные особенности:

  • отсутствие членства;
  • создателями структуры могут быть рядовые граждане (допускается и один учредитель) и юридические лица, объединившиеся на основе имущественных вкладов, сделанных на добровольных началах;
  • сфера деятельности объединений — оказание услуг в области образования, культуры, искусства здравоохранения, развития физической культуры и спорта, по вопросам правовой поддержки. В их арсенале создание частных детских садов, учебных и оздоровительных учреждений, творческих кружков и спортивных секций.

Льготное налогообложение для некоммерческих структур способствует обеспечению доступных цен на качественные услуги, предоставляемые этими объединениями;

  • в отличии от благотворительных фондов, оказывающих помощь нуждающимся в данный момент, создаваемые организации предлагают услуги (бесплатные или с серьезными скидками) на длительный срок. Например, такая форма применима для платных образовательных учреждений;
  • основатели АНО не планируют получения прибыли от деятельности, созданной ими фирмы. Ее образование, как и выплата дивидендов, не предусматривается. Разрешена и предусмотрена предпринимательская деятельность.

Виды деятельности должны быть четко, в соответствии с ОКВЭД, сформулированы и записаны в Уставе. Закон подразумевает, что доходы от нее должны направляться для решения главной уставной цели. Отступление от этих норм и нарушения видов предпринимательства может привести к проблемам, связанным со льготным налогообложением.

Регистрация и учредительные документы

Правила регистрации автономной некоммерческой организации не отличаются от практики создании обычного юридического лица. Для проведения этой процедуры в уполномоченные государственные органы передается пакет необходимых документов. Далее — по известному сценарию. Список документов:

  • заявление о намерении создать новую некоммерческую компанию;
  • копии документов, удостоверяющих личности физических, или статус юридических лиц, намеревающихся стать учредителями;
  • перечень видов экономической деятельности создаваемой структуры;
  • сведения о юридическом адресе;
  • квитанция об уплате пошлины.

ФЗ-7 о некоммерческих организациях уделяет большое внимание Уставу, оставляя за ним право разрабатывать основы управления компаниями и требовать их применения в дальнейшей деятельности. Уставом могут предусматриваться не предусмотренные законом органы управления, их полномочия и сроки исполнения. В нем также изложены наиболее важные положения и правила:

  • принципы, цели и задачи деятельности создаваемой структуры, система управления, порядок ее формирования и сроки прекращения полномочий, права и обязанности подразделений АНО;
  • участие создателей фирмы в ее работе, порядок контроля и отчетности, материальные отношения внутри компании, правила приема и выхода учредителей;
  • подтверждение взаимоотношений между АНО и ее основателями, базирующихся на положениях закона Ф-7. Имущество, переданное некоммерческой структуре учредителем, является ее собственностью, учредители не могут претендовать на него. Не имеют они и преференций при пользовании услугами АНО. Учредители не несут ответственности за созданную организацию, а она не отвечает по обязательствам своих основателей.

Надзор за деятельностью АНО

Для контроля за деятельностью компании закон предоставляет учредителям большие полномочия. На практике это осуществляется в следующем порядке:

  • учредителем АНО может быть РФ, ее субъект или муниципальное образование. В таком случае надзор осуществляет представитель этого государственного органа;
  • для управления организацией и контроля за текущей работой создается высший руководящий (обязательно коллегиальный, не менее 2-х человек) и исполнительный органы;
  • реализация прав и обязанностей учредителей по надзору осуществляется одним из способов: самостоятельно ежемесячно или ежеквартально, с помощью специально созданной ревизионной комиссии или приглашением стороннего аудитора.

Ликвидация

Временные рамки деятельности АОН не предусмотрены. Ее закрытие или ликвидация может произойти по желанию основателей либо по инициативе управления Минюста. Последнее происходит по решению суда, в случае, если организация не осуществляет деятельность, предусмотренную Уставом.

Алгоритм действий при ликвидации предприятия в обоих случаях практически одинаковый. При добровольной ликвидации руководство АНО должно сообщить об этом в управление минюста, налоговые органы, фонды, пенсионный и социального страхования. Во втором случае информирование госструктур – прерогатива судебных органов.

Дальнейшие шаги ликвидируемой структуры:

  • создание ликвидационной комиссии, определение сроков и порядка проведения процедуры;
  • размещение в средствах массовой информации объявления о закрытии подразделений АНО;
  • подготовка промежуточного балансового отчета;
  • закрытие вопросов с кредиторами, выплата всех задолженностей.

Затем выделяется два месяца на подготовку ликвидационной документации. Пакет документов передается в государственные органы, уполномоченные заниматься вопросами закрытия автономных некоммерческих организаций. Список документов:

  • заявление о государственной регистрации АНО;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей с решением о ликвидации организации;
  • квитанция, подтверждающую оплату пошлины;
  • подготовленный промежуточный балансовый отчет;
  • копии документов учредителей;
  • документ, подтверждающий уничтожение печати;
  • справки из СМИ, публиковавшие сообщения о ликвидации компании.

Все материальные ценности, оставшиеся после ликвидации АНО, должны быть реализованы, а вырученные средства переданы на развитие той сферы деятельности, которая фигурировала в Уставе. Учредители на получение доли рассчитывать не могут.

Дать однозначную оценку автономной некоммерческой организации как юридическому лицу непросто. Слишком много особенностей по сравнению с обычным ООО. Поэтому, с одной стороны, это благо для развития некоторых сфер жизни общества. А с другой — возможность «проявить» свои таланты для не очень чистоплотных людей.