Как сделать чеканку в домашних условиях. Объёмная чеканка по медному листу. МК Владимира (carl). Основные виды чеканки

Растительность Аргентины отличается большим многообразием: от тропических лесов до полупустынь в Патагонии и Пуне. В северном Междуречье растут субтропические леса с разнообразным видовым составом. Здесь встречаются обладающие ценной древесиной араукария, седро, лапачо. Южнее преобладает кустарниковая растительность; заболоченные пространства покрыты камышами, тростниками, кувшинками, а возвышенные и сухие - лугами с богатым травяным покровом. Встречаются разреженные леса из акаций, мимоз, страусового дерева, по берегам рек - пальмовые рощи.

По направлению к югу становится больше открытых травянистых участков, южная часть провинции Энтре-Риос - злаковая прерия и представляет уже переходную область к Пампе. Пампа в переводе с языка индейцев кечуа означает «лишенная древесной растительности». Бескрайние степные пространства Влажной Пампы были покрыты когда-то многолетними злаками - ковылём, перловником, диким просом и пёстрым красочным разнотравьем. Однако естественной растительности здесь осталось мало, значительная часть территории распахана, а некогда покрывавший её травянистый покров, служивший прекрасной естественной кормовой базой для животноводства, в результате длительного выпаса скота, был засорён сорняками и потерял свой первозданный вид. Для Сухой Пампы характерна ксерофильная растительность - низкорослые деревья, колючие кустарники, жёсткие травы. Аналогичная растительность распространена и на засушливом западе, в межгорных бассейнах, там пучки жёстких злаков и ксерофильных кустарников чередуются с кактусами.

Лесами в Аргентине занято 12 % земельного фонда. Наибольшую ценность представляют хвойные леса Междуречья и влажных Анд, а также леса кебрачо в Чако . Их эксплуатация затруднена тем, что они расположены в отдалённых районах, поэтому предпринимаются попытки искусственных лесонасаждений в самом обжитом районе - Пампе .

Наиболее освоены лесные ресурсы Чако , но здесь в результате длительной хищнической эксплуатации, остро стоит вопрос их серьёзной охраны и восстановления. Фауна Аргентины хотя и не столь богата и разнообразна, как в других странах Латинской Америки, но имеет немало эндемичных видов. К их числу относятся пампасский олень, пампасская кошка, магелланова собака. Почти все эти животные обитают в Андах и их предгорьях, а также в малонаселённой области Патагонии . В Пуне встречается реликтовый очковый медведь.

На открытых полупустынных пространствах Патагонии и в саваннах Чако распространена пума. В Андах ещё встречаются викунья, обладающая мягкой шерстью, и чинчилья (шиншилла) с нежным серебристым мехом. Однако и те, и другие подверглись почти полному истреблению. Много грызунов, броненосцев. В Чако , Междуречье, Патагонии широко распространены нутрии, выдры.

В болотах и озёрах повсюду обитают водоплавающие птицы, многие из которых выделяются своей яркой окраской. На берегах водоёмов можно увидеть фламинго, цаплю. В лесах встречаются колибри, среди которых есть и эндемичные виды, например, так называемый порхающий изумруд в Патагонских Андах.

Достопримечательности

Столица Аргентины может показать туристам как исторические архитектурные строения - старинные дома, церкви, мощеные улочки; так и современные - стеклянные небоскребы, скульптуры, построенные с размахом улицы и дороги.

Сможет похвастать огромным количеством музеев, пригласить в элегантный и роскошный квартал Ла Реколета, удивить красочным районом Ла Бока, продемонстрировать самую широкую улицу мира - Авениду.

Каждый город хранит свои тайны и неповторимые места.

  • Квартал Реколето известен своим красивейшим кладбищем .
  • Сальта - статуями Девы Марии и Христа Чудотворца.
  • Барилоче - строением Эль Сентро Сивико.
  • - старинной Кордовской мечетью.
  • Росарио - Дворцом львов.
  • Ушуайа - старой тюрьмой и «Дорогой Конца Света».

Изумительные природные шедевры Аргентины - это, безусловно, водопад Игуасу , входящий в топ самых красивых мест планеты, «Пещера рук» неподалеку от города Санта Круз, «Лунная долина» (Исчигуаласто) в провинции Сан Хуан, фантастическое озеро Науэль-Уапи в северной Патагонии, озеро Трафул в провинции Неукен и многое другое.

Говоря об Аргентине, нельзя не вспомнить ее несравненную первую леди - Эвиту Перон. Стоит отметить, что это - и родина неутомимого революционера Эрнесто Че Гевара, а также всемирно известного футболиста Диего Марадоны.

Все достопримечательности Аргентины

История Аргентины

Доколумбовую Аргентину заселяли оседлые индейские племена Диагита, также на ее территории охотились кочующие племена индейцев. Индейские восстания мешали испанцам захватывать и заселять эти земли. был основан всего лишь в 1580 году, но в течение последующих 200 лет не имел особого значения. Снижение численности индейцев и неравномерное их расселение, а также их отказ от работы, привели к созданию огромных ранчо, разводивших коров - асьенд - что, в свою очередь, привело к появлению легендарных аргентинских ковбоев (гаучо), а также стало источником обогащения для нескольких "счастливчиков".

В 1776 году стал столицей нового вице-королевства Рио-де-ла-Платы, свидетельствуя о том, что регион уже не нуждается в испанском политическом и экономическом владычестве. Так, продолжающееся недовольство испанским вмешательством привело к революции 25 мая 1810 года и, наконец, к принятию независимости в 1816 году. Обретение независимости вскрыло острое региональное неравенство, которое во время испанского правления было скрытым. Федералисты в глубине страны (консервативные землевладельцы, поддержанные ковбоями и рабочим классом) отстаивали провинциальную автономию, в то время как унитаристы в (горожане, которые приветствовали европейский капитал, идеи, иммигрантов) поддерживали центральное правление в столице. и унитаризм победили после периода разрушающего и тиранического правления Хуана Мануэля Росаса, приведя к новой эре - экономического роста, благ и унитарной конституции в 1853 году.

В страну были ввезены овцы, а в пампасах стали выращивать зерновые культуры. Европейская иммиграция, иностранное финансирование и торговля распахнули дверь новому либерализму. Аргентина стала уязвимой для мировых экономических проблем. В итоге все блага были в руках избранных, безработица увеличилась, потому что фермеры были вынуждены покинуть деревню и отправиться в город.

В течение первых десятилетий ХХ века ослабевала роль общества в управлении страной; экономические кризисы, ненависть и недоверие землевладельцев к интересам британцев привели к военному перевороту в 1943 году, проложившему путь диктаторству Хуана Перона. Малоизвестный полковник, имеющий незначительный пост в Министерстве труда, Перон получал президентство дважды: в 1946 и в 1952 годах. Бок о бок со своей популярной и сильной духом женой Евой он вводил строгую экономическую программу. Программа уделяла большее внимание аргентинской индустриализации и самоопределению, и была одобрена фракциями консервативных националистов и рабочим классом. Его партия была свергнута военным переворотом в 1955 году, что привело к изгнанию Перрона в Испанию и введению военного управления страной в течение 30 лет, с промежуточным общественным управлением. Перон в 1973 году ненадолго вернулся к власти, а умер в 1974 году, передав власть своей третей по счету жене Изабель. Возрастающие экономические проблемы и политическая неустойчивость привели к забастовкам, политическим похищениям, партизанским войнам. К 1976 году правительство Изабель перестало справляться с поставленными задачами, а новое военное правительство ввело правление устрашения.

Период между 1976 и 1983 годами известен как годы "Грязной войны". Противостояние и критицизм были искоренены при содействии военизированных смертоносных группировок, которые, подчиняясь правительству, привели к "исчезновению" от 10 000 до 30 000 граждан. Самыми известными жертвами этого периода были (Матери Площади мая), женщины, которые храбро искали "исчезнувших" родственников и часто сами "пропадали".

Данный внутренний конфликт, как ни странно, привел к возникновению "настоящей" войны в южной части Атлантического океана - войны за Мальвинские (Фолклендские) острова. Генерал Леопольд Гальтиери захватил Мальвинские острова у Великобритании, чтобы отвлечь внимание от аргентинской политической коррупции и экономических просчетов. Потоки истерии из обеих стран закончились тем, что британский флот обогнул полземли, чтобы спасти мелкую точку на мировой карте. Великобритания вышла окончательным "победителем", хотя война была дорогой и постыдной. Владение Мальвискими островами, однако, все еще спорно. В июне 1995 года министр иностранных дел Аргентины предлагал каждому из 2000 островитян продать свою национальность за 800 000 долларов США. Дело еще усложняется тем, что Великобритания верит в существование там нефтяных месторождений, поэтому подобные вспышки еще будут продолжаться.

Позорный провал, как в отечестве, так и за рубежом наконец-то решил судьбу аргентинского военного управления, и страна вернулась к своей конституции 1853 года. Президент Карлос Менем, бывший "перонист", провел значительные экономические реформы, распродав предприятия национальной промышленности, открыв экономику для иностранных инвестиций и подняв песо до уровня американского доллара в 1991 году, что уменьшило инфляцию с уровня 5000% в 1989 году до удивительного 1% в 1997 году. Хотя данные изменения замедлили инфляцию, они также привели к возрастающей безработице и длительной рецессии.

Президент Фернандо де ла Руа был выбран на четырехлетний срок в 1999 году; он пообещал искоренить коррупцию и ужесточить экономические меры, чтобы сбалансировать бюджет Аргентины. Но за 4 года аргентинцы пресытились экономическими спадами и безработицей в 20%. Строгие планы де ла Руа создали почву для национальных забастовок и митингов, особо опасных после введения правительством строгих ограничений на получение денег с банковских счетов. В декабре 2001 года, когда Аргентина объявила дефолт размером 132 миллиарда долларов США - самый крупный дефолт в истории, ее экономика и политика рухнули. Когда на улицах страны вспыхнули волнения, грабежи и общественный хаос, в котором погибли 27 человек, Де ла Руа и его министры вышли в отставку.

1 января 2002 года Эдуардо Дуальде стал пятым в течение двух недель президентом. Неколебимый "перонист" Дуальде имеет популистские и протекционистские взгляды, а скептически настроенное общество еще не забыло о скандалах периода его губернаторства в . Одним из его первых распоряжений было установление реального курса песо к доллару, что немедленно привело к девальвации валюты на 50%. Этот шаг не был популярным среди народа, но он был нужен, чтобы отказаться от дальнейшей помощи со стороны Международного валютного фонда.

Хорошим признаком стало то, что девальвированный песо оказался стабильнее на мировом валютном рынке, чем ожидалось, хотя, возможно, по причине банковских ограничений. Дуальде планирует провести значительные изменения в аргентинском государственном строе, например произвести замену действующей президентской системы на парламентскую демократию. Однако народ сомневается в таких реформах, поскольку экономические трудности и коррупция в правительстве стали привычными. Практически ежедневно проводятся митинги, забастовки, а люди, которые не могут добраться до собственных денег, крушат банки. Если в ближайшее время все не утрясется, то у Дуальде будут проблемы.

Несмотря на продолжающиеся митинги и длинные очереди у обменных пунктов, насилие как будто стихло. Аргентинцы ждут следующего шага МВФ (хотя многие обвиняют эту организацию в возникновении кризиса) и возможного возращения гиперинфляции. Долго и мучительно будет Аргентина выбираться из глубокой экономической ямы.

Кухня

Мясо - основной и неотъемлемый компонент аргентинских блюд. Визитной карточкой аргентинской кухни можно смело называть говядину. Ее готовят в самых различных и непредсказуемых вариациях. Но наиболее излюбленный вариант обработки говядины - это мясо, жареное на углях. Так готовят асадо, чурраско и пинчос.

Аргентинское побережье богато морепродуктами и рыбой, которую искусные повара также умеют готовить на любой самый изысканный вкус. Например, в районе озер Патагонии отменно готовят форель.

Национальный безалкогольный напиток - матэ. Это своеобразный горячий чай из сухих листьев древовидного вечнозеленого тропического кустарника Йерба Матэ, который может достигать высоты 10-15 метров.

Популярным алкогольным напитком в Аргентине является вино. Преимущественно красное. А вот любимый напиток аргентинцев - черный кофе.

Говоря об особенностях местной пищи, следует еще отметить, что здесь практически нет традиционных молочных продуктов - кефира, творога, творожных сырков, сметаны и т.п.

Проживание

В Аргентине огромный выбор отелей на любой вкус. Есть обычные отели, семейные, дизайнерские, танго-отели, эстериас и другие. При желании можно поселиться как в очень скромной и уютной гостинице, так и в шикарном дорогом отеле-дворце. В более 500 отелей, в Пуэрто Игуасу - около 60, в Эль Калафате - более 80.

Стоимость номеров аргентинских гостиниц достаточно высока в сравнении с другими латиноамериканскими странами, но на порядок ниже европейских цен.

  • Проживание в отеле *** варьируется от 45 до 120 $ в сутки на одного человека.
  • Проживание в отеле ***** варьируется от 200 до 400 $ в сутки на одного человека.
  • Кроме отелей Аргентина предлагает ряд иных мест проживания - это пансионаты и хостелы (10-30 $ в сутки на одного человека). Весьма популярны кемпинги.

Однокомнатная квартира в приличном районе будет стоить в пределах 400 $ в месяц. Шикарную многокомнатную квартиру (3-5 комнат) можно арендовать за 1300-1500 $ в месяц.

Развлечения и отдых

Каждый год в январе на территории Аргентины проходят красивейшие карнавалы, и это захватывающее зрелище длится до самого марта, радуя глаз и взор туристов каждую субботу. Аргентинский костюмированный карнавал - это яркая актерская игра и чувственные зажигательные танцы.

Аргентицы "больны" футболом

А аргентинской зимой, в начале июля, всегда проходит «сладкая неделя». В эту неделю принято дарить сладости любимым, поэтому накануне по всей стране традиционно проходят распродажи сладостей со скидкой. Излюбленные конфеты в «сладкую неделю» - «bon a bon». Но, конечно же, важен не сам сладкий подарок, а внимание. Причем взамен принято обязательно благодарить поцелуем. Аргентинцы вообще любят целоваться, приходя куда-то, они обязательно сперва со всеми перездороваются, перецелуются (даже малознакомые люди, коллеги, компаньоны прижимаются друг к другу щеками) и только потом приступят к делу. И точно так же потом перецелуются, уходя.

Самый популярный вид спорта здесь - футбол. Наиболее известные аргентинские футбольные команды это «Бока Хуниорс», «Ривер Плейт», «Рейсинг Клаб», «Индипендиенте», «Сан-Лоренцо».

Не менее популярны такие виды спорта как регби, баскетбол, поло, теннис. Среди женщин популярен хоккей на траве.

Гостям Аргентина, страна активных видов спорта, предлагает множество пеших экскурсий, в том числе и бесплатных.

Покупки

Цены в Аргентине выше, чем в Парагвае , но ниже, чем в Бразилии или Чили . Если жить в некрупных городах страны в заведениях среднего уровня, позволять себе развлечения и экскурсии, суточные расходы будут составлять 50-60 $ на человека. В этот показатель значительно выше - от 100 $.

Что хорошего тут можно приобрести? В Аргентине отличные товары местного производства из кожи. Здесь можно сравнительно недорого купить качественную кожаную обувь, сумки, куртки, сувениры ручной работы. Можно недорого купить украшения из полудрагоценных камней, из серебра.

В подарок из Аргентины можно привезти экзотический чай матэ в наборе с емкостью для его приготовления (калабас) и трубочкой для его употребления. Калабасы изготавливают из самых различных материалов: фарфора, фаянса, дерева, алюминия, серебра, золота, а также из тыквы, кокосового ореха, коровьего рога. Трубочка, через которую этот чай принято пить, называется бомбилья, она бывает прямой или немного изогнутой, хотя можно встретить и в виде спирали, но гораздо реже. Трубочку изготавливают из серебра, дерева, тростника или кости. Для тех, кто любит пить чай не очень горячим, больше подходят серебряные трубочки. А тем, кто погорячее - деревянные или тростниковые и покороче.

Также можно привезти пончо - традиционную одежду индейцев Южной Америки.

Транспорт

Добираться до Аргентины, конечно же, удобнее всего на самолете. И наиболее оптимальный авиамаршрут лежит через Париж . На поезде преодолеть Тихий океан вам не удастся, а на корабле это ужасно долго, утомительно и никому, впрочем, не нужно, тем более, что до корабля еще нужно как-то добираться по суше. Для страдающих аэрофобией в аэропорту работает центр помощи, где квалифицированные специалисты проводят сеансы терапии (платная услуга).

По самой Аргентине на дальние расстояния также удобнее всего отправляться на самолете. Аэропорты имеются в каждой провинции.

Удобно для передвижения по Аргентине выбирать и автомобильный транспорт. Сеть автодорог позволит добраться до нужного пункта на пассажирских автобусах и комфортабельных микроавтобусах. Движение в стране правостороннее. Дорожное покрытие - твердое, преимущественно асфальт. Существует несколько платных скоростных магистралей. Однако отмечается острая нехватка современных дорог, связывающих провинции.

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку пассажиров по шести линиям. Имеются горные железные дороги, туристические паровые поезда. Водный транспорт используется преимущественно для грузовых рейсов. Между и Колонией-дель-Сакраменто курсирует паром. Туристам предлагаются экскурсии на катерах, лодках, судах.

Связь

Телекоммуникационная инфраструктура Аргентины развита хорошо. Повсеместно распространена IP-телефония, кабинки для переговоров оборудованы во многих интернет-кафе. Сетевые технологии развиваются очень интенсивно. В большинстве отелей всегда имеется интернет. Основной провайдер в Аргентине - Ciudad Internet Prima. Возможность отправки электронного письма на e-mail есть в почтовых отделениях крупных городов.

Основные операторы сотовой связи - Telecom Personal и Unifon. Стандарты мобильной связи - CDMA 800 и GSM 1900. Связь развита недостаточно хорошо: в горных районах, а также вдоль основных шоссе связь неустойчивая.

Номера телефонов, работающих круглосуточно: справочно-информационная служба - 110, пожар - 100, скорая помощь - 107, помощь ребенку - 102, полиция - 101 или 911, гражданская оборона - 103, чрезвычайная экологическая ситуация - 105, борьба с наркоманией - 132, официальное время - 133.

Безопасность

В Аргентине запрещается курить в общественных местах. В аргентинской Кордове с августа 2012 года запрещается курение за рулем. Наказание за курение за рулем равносильно наказанию за вождение в нетрезвом виде.

В Аргентине среди всех стран Южной Америки самый высокий коэффициент смертности по вине водителей. Водители нарушают правила дорожного движения достаточно часто.

Стране свойственны частые митинги в , которые могут перерастать в столкновения с полицией, но эти столкновения не носят ожесточенный характер.

Бизнес

Аргентина - страна малого бизнеса. Климат для его процветания благоприятный: налоги низкие, процедура оформления достаточно проста. Оформление бизнеса обходится в 3 000 $, необходимый стартовый капитал - около 20 000 $. Налоговая система в Аргентине основывается на налогообложении ежегодных доходов с имущества и с потребления.

Бизнес в Аргентине в основном делается на сельском хозяйстве, промышленности здесь мало, зато предостаточно многообещающих сельскохозяйственных угодий. Об одних только виноградниках и виноделии можно говорить долго и много. Можно заняться животноводством. В стране хорошо развито птицеводство, овцеводство, в горных районах - разведение лошадей, мулов.

Большая часть производственной деятельности сконцентрирована в . Центрами лесной промышленности (заготовка леса, мебельная промышленность) являются провинции Междуречья. Речная промышленность развита в портовых городах Аргентины.

Недвижимость

Недвижимость Аргентины может приобрести как юридическое лицо, так и физическое, как местный житель, так и иностранный. Вся недвижимость подлежит обязательной регистрации в Реестре собственности. Ни одна сделка купли-продажи не совершается без Информационного листа из этой базы данных. Права аргентинских и иностранных собственников защищаются в стране в равной степени.

Посольство Аргентины не отказывает в получении визы собственнику аргентинской недвижимости. Но наличие собственности не дает прав получения вида на жительство.

Самую дешевую 3-х комнатную квартиру тут можно купить за 50 000 $ и выше. Коттедж с небольшим участком - 70 000-150 000 $. Земельный участок недалеко от города стоит от 700 $ до 2 000 $ за сотку.

Таможенные правила устанавливают ряд ограничений на ввоз и вывоз. Нельзя ввозить овощи, фрукты, растения, продукты питания с коротким сроком годности (хлеб, мясо, колбаса, сыр и др.). Нельзя везти с собой более 2 литров спиртного, более 20 пачек сигарет, более 100 мл духов, более чем на 300 $ сувениров. Ввоз валюты не ограничен. Вывозить можно не более 10 000 $.

Аргентинцы - очень гостеприимная и доброжелательная нация. Они улыбчивы и всегда готовы помочь, но иногда дают обещания, которые не будут выполнять, потому что дают их сугубо из желания поддержать и ободрить человека.

Если возникнет необходимость в лечении - государственная медицина бесплатна. Одними из лучших больниц в Аргентине считаются Hospital de Urgencias (в Кордобе) и Hospital Zonal General de Agudos San Roque Manuel B. Gonnet (в Ла-Плате).

Аргентина является 4-ой по численности населения испаноязычной страной в мире. Её опережают Мексика, Испания и Колумбия. Численность населения — около 42 млн человек. Из-за политики правительства, которая поощряла международную иммиграцию в 1800-ых годах, этнический состав жителей Аргентина разнообразен. То же самое касается и языков, на которых говорят аргентинцы. Сегодня мы расскажем, какие языки являются самыми распространенными в стране.

Какой язык в Аргентине: интересные факты

Официальный язык, на котором разговаривают большинство аргентинцев — испанский. Но он отличается от испанского, используемого в других испаноязычных странах. Наиболее яркие особенности — итальянская интонация и использование другого спряжения во второй форме. Аргентинцы используют форму «vos» вместо второй формы «tu», используемой в Испании или в большинстве испаноязычных стран.

На каком языке говорят в Аргентине? Испанский язык — самый используемый язык в стране. Сегодня подавляющее большинство населения (40 млн человек) разговаривают именно на нём. Испанский используется государственными учреждениями, в системе образования и средствами массовой информации. Произношение зависит от региона.

На втором месте по популярности в Аргентине — итальянский. Как показывает статистика, на нём разговаривает более чем 1,5 млн человек. Это является результатом иммиграции, начавшейся в 19 веке, вызванной экономическими проблемами в Италии.

Сирийский диалект арабского языка — на нем разговаривают иммигранты из Ливана, Сирии и Палестины. Сирийский диалект — третий наиболее распространенный язык в стране, на нем разговаривает около 1 млн населения.

Другие языки, используемые в Аргентине

К этим языкам относятся те, на котором разговаривает от 100 000 до 1 млн населения — кечуа, немецкий, идиш, гуарани, каталанский, мапудунгун. Кечуа, гуарани и мапудунгун — языки коренных народов. Немецкий, идиш и каталонский «приехали» в Аргентину вместе с иммигрантами из Европы.

Небольшие группы населения разговаривают на китайском, японском, валлийском.


На коренных языках разговаривает лишь небольшая часть аргентинцев. Эти языки находятся под угрозой исчезновения, так как их носителями являются представители старшего поколения, чьи дети и внуки уже не разговаривают на них.

На каком языке говорят в Аргентине? Удивительно, но населения страны разговаривает на множестве языков! Но все же самым распространенным является испанский, он признан официальным. Аргентинский испанский отличается от того, на котором разговаривают в других испаноязычных странах и имеет свои особенности как в правописании, так и в произношении.

Изделия из металла прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас уже невозможно представить действительность без автомобилей, велосипедов; женщины, пожалуй, не смогут жить без металлической кухонной утвари, а мужчины - без инструментов и прямоугольных алюминиевых боксов . Что же касается рукоделия, то тут дела обстоят несколько иначе. Безусловно, мы вяжем спицами и крючками, используем при шитье металлические наперстки и иглы, но из самого металла мы создаем что-то крайне редко. Между тем, есть прекрасный вид декоративно-прикладного искусства, который нам под силу. Речь идет о художественной чеканке . Конечно, мы с вами не сможем без специальной подготовки и инструментов выполнить чеканку по таким материалам, как латунь, медь, алюминий. Но попробовать себя в этом виде искусства все-таки стоит. И поможет нам в этом данный мастер-класс. Более того, данную чеканку вы сможете сделать вместе с детьми. Давайте приступим!

Инструменты и материалы:

  • Алюминиевый тюбик из-под крема, зубной пасты и т.д. Сейчас такой тюбик найти сложно, большинство из них делают из пластика. Но некоторые крема, к счастью, по-прежнему продают в металлических тубах.
  • Ножницы, нож.
  • Шариковая ручка.
  • Скотч.
  • Для рамки: картон, лоскутки кожи или кожзаменителя, клей "Момент Кристалл".
  • Для точечной росписи: акриловые краски, зубочистки или тонкая кисть.
  • При помощи ножа аккуратно срезаем верхнюю часть тюбика.


    Ножницами разрезаем одну из сторон. Разворачиваем заготовку. Остатки крема (или зубной пасты) можно удалить при помощи влажной салфетки или же просто помыть заготовку в воде.


    Теперь необходимо убрать все неровности, сделать поверхность ровной и гладкой. Для этого переворачиваем заготовку обратной стороной (с надписями) вверх и ручками от ножниц полируем поверхность.


    Вот, что получилось:


    Понравившийся рисунок распечатываем в необходимом размере. У меня размер заготовки получился 11 см на 9 см. Размещаем рисунок на обратной стороне заготовки и крепим его при помощи скотча.


    Кладем заготовку на что-нибудь мягкое, например, на стопку тетрадей, накрытых плотной тканью.

    Шариковой ручкой обводим рисунок по контуру. Нажим на ручку должен быть средним. Если мы будем сильно нажимать на ручку, но можем порвать заготовку, а если же нажим будет слабым, рисунок не отпечатается на заготовке.


    На лицевой стороне уже виден слон.


    После того, как контур рисунка переведен, можно приступать к созданию объема на чеканке. Для этого воспользуемся обратным концом ручки. Если же рисунок с мелкими деталями, но можно взять что-нибудь меньшего диаметра. Я воспользовалась обратной стороной крючка для вязания. Аккуратными движениями несколько раз проходим по одному и тому же месту, придавая объем.


    Кстати, перед тем, как придавать объем чеканке, можно для удобства отклеить рисунок с обратной стороны, и еще раз обвести контур ручкой уже по заготовке.


    Время от времени переворачиваем заготовку на лицевую сторону и слегка надавливая на инструмент, обводим рисунок. Это необходимо для того, чтобы сделать границы рисунка более четкими. Делайте это аккуратно, чтобы случайно не порвать заготовку.


    Вот такой получился слон.


    Теперь снова берем шариковую ручку и делаем ей точки по контуру слона.


    Акриловыми красками расписываем слоника в технике точечной росписи. Можно это делать тонкой кистью, а можно зубочистками. Последний вариант мне кажется более удобным, ведь на каждый цвет можно взять свою зубочистку.


    Чеканка готова.


    Теперь приступим к изготовлению рамки. Для обратной стороны рамки вырежьте из картона прямоугольник размером чуть больше чеканки.


    Приклеиваем сначала боковые стороны рамки, а затем верхнюю и нижнюю.


    Рамку тоже можно украсить в технике "точечная роспись".


    Данный мастер-класс написан специально для сайта , поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ! А при частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.

    С наилучшими пожеланиями в творчестве, Jeiana Johanssen .

    Приступая к чеканке какого-либо произведения, прежде всего необходимо определить, каким должен быть характер рельефа: высоким или низким, жестким или мягким — и решить это через лепку в пластилине или глине, в зависимости от размеров работы. Небольшие работы всегда лучше лепить в пластилине. В зависимости от характера рельефа подбирается металл для чеканки. Рельеф может быть высоким, жестким и угловатым, т. е. с резкими переходами, углублениями и высотами. В этом случае лучше брать материал наиболее пластичный и большей толщины, например красную медь толщиной в 1 мм. Рельеф может быть высоким, но мягким, без угловатых и резких переходов. В этом случае можно взять менее пластичный металл, например вместо меди — латунь, хотя всегда приятнее и легче работать с более пластичным материалом. Если же рельеф низкий, нужно взять тонкий материал (до 0,5 мм), его легче выколачивать и моделировать мелкие детали.

    Как уже указывалось выше, самыми употребляемыми материалами являются медь и латунь (0,4—2 мм) и алюминий (0,8—3 мм). Затем необходимо подготовить рабочий рисунок, т. е. рисунок, выполненный в одну линию без моделирования светом и тенью. Рисунок готовится в натуральную величину с небольшими полями для наклейки его на металл. Он может быть нарисован на бумаге или на кальке. Затем от листового материала отрезают соответствующих размеров пластину, чтобы на ней свободно размещался рисунок и кругом оставались поля 30—40 мм. Поля необходимы для более прочного удержания пластины на смоле в процессе чеканки, особенно при выколотке высокого рельефа, когда металл сильно деформируется, легко отскакивает от смолы и его приходится вновь насмаливать, на что уходит много времени. Для прочного удержания пластины на смоле на ней загибают углы или отбортовывают края вокруг всей пластины примерно на 6—8 мм (для чеканок средней величины). Например, для плоских чеканок, выполненных контурной расходкой, можно ограничиться загибанием углов пластины, а когда нужно поднимать рельеф — лучше делать отбортовку, т. е. загибать края пластины по всему периметру.

    Размер ящика подбирается больше размеров металлической пластины так, чтобы от края пластины до стенок ящика оставалось свободное поле смолы не меньше 15—20 мм. Можно брать ящик и с меньшим полем или почти без поля, но это впоследствии затруднит съем пластины со смолы, и держаться она будет хуже. Глубина ящика должна соответствовать высоте рельефа: чем выше рельеф, тем глубже должен быть ящик.

    При варке смолы в качестве наполнителя нужно брать пылеобразную землю или другие наполнители тонкого помола, но ни в коем случае не крупный песок, так как он при нагреве в процессе насмолки осаждается на дно, вытесняя смолу наверх. Смола утрачивает однородность и перестает выполнять свое назначение. Разогревать смолу в ящике лучше всего специальным электронагревателем. Ящик со смолой ставят на катки и задвигают под электронагреватель, имеющий круговую теплоизоляцию и вентиляционную вытяжку. Через некоторое время, когда смола сверху немного разогреется, ящик со смолой вынимают, смолу размешивают горячей металлической мешалкой и опять ставят на подогрев. Если нет электронагревательного устройства, смолу нужно разогревать открытым пламенем паяльной лампы, газовой горелки, одновременно перемешивая смолу горячей металлической мешалкой. Во время этой процедуры нельзя допускать, чтобы смола воспламенялась и выгорала, так как при этом она теряет свою пластичность и клейкость.

    Следует упомянуть еще один старинный способ разогревания смолы. На металлическую сетку кладут горячие древесные угли, а под сетку ставят ящик со смолой, угли разгораются и плавят смолу. Расстояние от сетки до смолы должно быть небольшим, так как основное тепло уходит вверх.

    Пока смола разогревается, подготавливается металлическая пластина для чеканки. Она должна быть ровной, с прочерченными карандашом осевыми линиями, параллельно сторонам, и с загнутыми углами или краями. Осевые линии делаются для правильного размещения рисунка на металле, так как залитые смолой края пластины не могут быть ориентиром. Когда смола расплавится, нужно дать ей некоторое время для того, чтобы она перестала выделять воздушные пузырьки. Для ускорения этого полезно поверху смолы пройти пламенем газовой или другой горелки, но не давать ей воспламеняться.


    39. Насмешка металлической пластины

    На подготовленную таким образом смолу укладывают пластину, следя за тем, чтобы она разместилась на одинаковом расстоянии от краев ящика и не утонула глубоко в смолу. Перед насмолкой пластину немного подогревают. Кроме того, очень важно, чтобы под пластину не попал воздух и она присмолилась бы всей плоскостью. Для этого пластину накладывают на смолу одним краем и постепенно опускают ее в смолу на всю плоскость (рис. 39). Затем смоле с пластиной дают остыть и на насмоленную пластину переводят рисунок. Эту операцию начинают о того, что расположение осевых линий на пластине отмечают на смоле, затем небольшим куском ветоши или марли, смоченной водой и выжатой, берут немного белой гуаши или акварели и покрывают тонким слоем пластину.

    Не рекомендуется наносить толстый слой краски, так как это ведет к отставанию рисунка вместе со слоем краски и лаком во время расходки. Как только гуашь просохнет, осевые линии вновь восстанавливают на пластине карандашом по сохранившимся отметкам на краях смолы (рис. 40). Затем берут рисунок или кальку с него, где также проведены осевые линии, совмещают их с осевыми линиями на пластине и крепят рисунок к пластине пластилином или воском (или кнопками в смолу, если края смолы невысокие), предварительно подложив под рисунок копировальную бумагу.

    Переводить рисунок можно либо жестким карандашом, либо заостренным концом деревянной палочки. Для проверки не следует снимать с пластины весь рисунок, а только приподнимают один край. Переведенный рисунок закрепляют. Для закрепления рисунок покрывают толстым слоем лака всего один раз с помощью ватного тампона. Другой способ перевода рисунка — это канфарение, которое выполняется канфарником (см. рис. 25). Канфарение осуществляется непрерывной серией ударов, образующих на металле пунктирную линию. Канфарник в этом случае держат на безымянном пальце на некотором расстоянии от плоскости металла (2—3 мм) над линией рисунка, а палец скользит по рисунку. Таким образом, канфарник касается металла только после удара молотка и опять возвращается в исходное положение. Палец в этом случае является как бы амортизатором для чекана. Удары должны быть не слишком сильными, настолько, чтобы оставался след в виде небольшой точки и металл не пробивался насквозь (рис. 41). Мелкие детали рисунка канфарятся плотнее, крупные детали—редким пунктиром.


    40. Пластина на смоле (с осевыми линиями)

    Для канфарения рисунок накладывается на пластину либо в прямом изображении, либо в перевернутом. После канфарения в прямом изображении может быть два варианта: первый —это обводка рисунка расходником, за которой следует опускание фона лощатниками; второй — минуя расходку, можно сразу после канфарения мягкими лощатками вплотную к канфарке опускать фон. Второй вариант ускоряет работу, так как сразу начинается непосредственная работа над рельефом. При канфарении с перевернутого рисунка (рисунок в этом случае обычно снимается на кальку) работа начинается сразу по выколотке рельефа. В данном случае появляется возможность миновать не только расходку рисунка, но и не делать лишней насмолки пластины. В том случае, когда рисунок переведен через копировальную бумагу, всегда нужно обвести его расходником.


    41. Положение чекана в руке

    Во время расходки и вообще во время чеканки ящик с пластиной надо располагать так, чтобы линия рисунка была направлена к работающему, так как в этом направлении всегда легче чеканить, особенно начинающему. Под ящик надо положить подушку с песком, резину или какую-либо другую звукопонижающую подкладку. Ставокс чеканами ставится впереди с левой стороны, а чеканный молоток —с правой. Все чеканы в ставке должны находиться рабочей частью наверх или, как говорят, открытыми. Место надо выбирать таким образом, чтобы свет падал с правой стороны для тех, кто работает молотком правой рукой, и с левой стороны,— кто работает левой рукой. Чекан берется таким образом, что он опирается на три пальца: указательный, средний и безымянный и прижимается большим пальцем. Опираясь на безымянный палец, наносят серию ударов по чекану и на металле образуется углубленный след по заданному рисунку. Положение чекана по отношению к плоскости металла должно быть таким, как показано на рис. 42. Стрелка показывает направление движения чекана. Так должно быть при работе расходником и облым чеканом во время расходки и выколотки рельефа. Вначале необходимо провести тренировочные упражнения для начинающих лучше всего расходником по заданному рисунку. Таким образом, вырабатывается техника плавного движения чекана и одновременно соответствующий ритм ударов молотка.


    42. Положение чекана по отношению к плоскости металла

    Расходка рисунка. Для этой операции берутся чеканы, называемые обводными или расходниками. Назначение расходки — закрепление рисунка на металле для дальнейшей работы, так как рисунок, переведенный через копировальную бумагу, невозможно сохранить во время опускания фона и выколотки.

    Расходка рисунка может быть не только операцией, закрепляющей рисунок, но и самостоятельной, окончательной. Если для закрепления рисунка расходку можно делать сплошной однообразной линией, то при окончательном варианте необходимо внимательно проследить за каждым движением линии, за каждым штрихом, за каждой деталью рисунка: где-то следует усилить линию и дать акцент, а где-то свести на нет постепенно исчезающую линию рисунка. За счет различных переходов линии создается выразительная картина контурного рисунка.

    Для обводки рисунка берутся два соответствующих расходника — прямой и полукруглый (с большим или меньшим радиусом боя), в зависимости от работы. Можно делать расходку или прямым расходником, или полукруглым—все зависит от характера рисунка. В том случае, когда прямым расходником проходят по кривой линии,его надо еще больше наклонить в обратную сторону от движения чекана. В этом случае рабочая часть расходника (бой) касается плоскости металла только небольшой частью своей поверхности и чекан легче управляется на поворотах. След от расходника должен быть плотным и гладким. Для мелких ювелирных работ употребляются острые и маленькие расходники, дающие четкие, тонкие штрихи, для крупных чеканок, наоборот, тупые, широкие расходники или облые чеканы (см. рис. 3). После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с оборотной стороны.

    Иллюстрацией двусторонней работы расходником может служить латунное блюдо XVIII в. (рис. 43). По краю этого блюда дана кружевная расходка и пуансонная набивка трех кружочков с лицевой стороны, а по краю вогнутой части дана расходка с оборотной стороны изделия, которая смотрится выпуклой линией над фоном.


    43. Расходка с лицевой и обратной стороны

    Последующая операция после расходки — опускание фона. Она делается вокруг рисунка с помощью более или менее плоских чеканов (лощатников), которыми выводится расходка. Для этого мастер держит чекан несколько наклонно в сторону рисунка и, сохраняя стенку, образованную расходником со стороны рисунка, выравнивает (осаживает) противоположную сторону, обращенную к фону. Наклонным чекан держат потому, что так легче направлять лощатник по расходке, и опускание фона происходит только у линии расходки с постепенным переходом к остальной части фона. Часть фона, которой не касается лощатник, выравнивается позднее деревянными чеканами на металлической плите после снятия со смолы. В результате этого рельеф начинает сильно выделяться над фоном. Путем опускания фона чеканщик добивается частичного выявления рельефа. В некоторых случаях опускание фона и дальнейшая его фактурная обработка является завершающей операцией.

    Такие приемы очень часто использовались в прошлом. Когда же требуется усилить рельеф, необходимо снять пластину со смолы и отжечь ее. Для отжига пластину нагревают до темно-красного каления. В процессе нагрева металл отжигается и вновь приобретает вязкость и пластичность. В то же время смола с оборотной стороны выгорает и оставшаяся земля легко удаляется крацеванием, отбеливанием и промывкой в воде.

    Отбеливать нужно в 10—15%-ном растворе серной кислоты, если это медь, латунь или серебро; в соляной кислоте — если это железные сплавы. Для этого нужно осторожно постепенно опустить пластинку в отбел, избегая разбрызгивания отбела. После отбеливания надо изделие хорошо промыть в теплой воде, просушить в древесных опилках или слабым подогревом. Если чеканка производилась на алюминий, отжигать его, как другие металлы, нельзя. Процесс рекристаллизации алюминия начинается задолго до начала красного каления. В то же время температурные интервалы красного каления и плавления алюминия очень близки. Иначе говоря, если алюминий нагреть докрасна, то он может начать плавиться и работа погибнет. Поэтому перед отжигом, предварительно подогрев пластину, приставшую смолу на алюминии смывают керосином (обильно смоченной керосином ветошью растирают загрязненные места до тех пор, пока не растворится вся смола). Затем пластину насухо протирают сухой ветошью.

    Для отжига на чистой алюминиевой пластине предварительно прочерчивают хозяйственным мылом линии в двух направлениях (клеткой) и нагревают ее до почернения мыла. После отжига алюминия пластину промывают в подогретом растворе двууглекислой соды или едкого натра.

    Снятие пластины со смолы. Если во время чеканки пластина отскочила от смолы, значит под ней образовалась воздушная прослойка, поэтому достаточно сколоть вокруг пластины смолу, подковырнуть ее и снять. Если же пластина прочно сидит на смоле, то ее тоже нужно освободить от смолы по краям (сколов смолу вокруг пластины), затем, захватив клещами за край и одновременно подогревая пластину газовой горелкой или паяльной лампой, поднимают ее. При достаточном прогреве пластина легко сойдет со смолы.

    Таким образом, рассмотрены начальные стадии работ, т. е. насмолка пластин, перевод рисунка, канфарение, опускание фона, снятие со смолы пластины, отжиг и отбеливание.

    Выколотка рельефа. Опускание фона после расходки — это в некоторой степени начало выколотки. Рельеф чеканки со сложным рисунком (высотой до 5 мм) можно производить целиком на смоле. Чеканки с высоким рельефом лучше делать комбинированным способом, т. е. производить выколотку рельефа и на смоле и без смолы. После опускания фона на смоле надо снять со смолы чеканку, отжечь ее, отбелить, промыть и просушить. Выколотку общего рельефа делают постепенно на подушке с песком, чередуя выколотку рельефа с посадкой соседних участков фона на свое место на плите. Работа ведется с обеих сторон поочередно.

    Если производится чеканка на алюминии, меди, латуни, лучше это делать деревянными чеканами, а на железе — в основном стальными. Особое внимание следует обратить при этом на постепенность выколотки по всей поверхности чеканки, избежать больших перепадов, неоднократных сдвигов металла на небольшом участке, так как это может привести к разрушению металла.

    При выколотке рельефа чекан надо ставить не вертикально к плоскости чеканки, а наклонно (как бы враспор) — то в одну сторону, то в другую. С лицевой же стороны, наоборот, как бы на сжатие. Направление удара ведется в направлении рельефа по фоновой плоскости. На рис. 44 показана схема направления ударов при выколотке рельефа и посадке фона какого-либо участка на металле. Как видно на схеме, работа ведется с обеих сторон мягкими скругленными чеканами, что позволяет сделать глубокую выколотку без разрушения металла.

    При выколотке рельефа на меди, латуни, железе и т. п. не исключены промежуточные отжиги для придания нужной вязкости металлу. Алюминий выдерживает очень большие выколотки без промежуточных отжигов, но если обнаруживаются жесткость, упругость и неподатливость при выколотке рельефа, то необходимо чеканку отжечь.

    Выколотку ведут чеканами только с мягкой рабочей частью, особенно в начальной стадии, затем постепенно переходят к более жестким чеканам в завершающей стадии выколотки рельефа. Окончательную четкость рельефа при выколотке без смолы получить невозможно и это делается на следующем этапе. Для этого необходимо пластинку опять отжечь, отбелить, промыть и просушить. Затем залить смолой рельеф с лицевой стороны.


    44. Схема направления ударов при выколотке без смолы

    Горячей мешалкой положить заранее разогретую в ящике смолу на рельеф и слегка снизу еще подогреть ее. Если смолу брать холодной мешалкой, смола прилипает к мешалке и мешает работать. Смола при этом заполнит все неровности рельефа. Перед тем как положить чеканку со смолой в ящик, ей дают немного остыть, такчтобы смола не сползала с пластины. К этому времени смола в ящике должна быть готова для засмолки. Пластину с рельефом, залитым смолой, закладывают в ящик обычным приемом, т. е. сначала погружают одну сторону и постепенно, вытесняя воздух, опускают всю пластину в смолу. Засмоленную чеканку надо охладить и только тогда продолжить выколотку рельефа, т. е. выколотку тех деталей, которые не удалось «поднять» на подушке с песком.

    Охлаждение вновь засмоленной чеканки лучше производить естественным путем — на воздухе. Поэтому эту операцию всегда делают к концу работы.

    Иногда для ускорения охлаждения ставят ящик с засмоленной пластиной под кран с водой, но это нежелательно, так как быстро охлажденная смола хуже держит пластину. Иногда выгодно производить выколотку по теплой смоле, если нужно поднимать очень значительный рельеф. При выколотке рельефа на смоле опускается только та часть рельефа, по которой наносится удар чекана. При выколотке рельефа на песке, резине или других материалах опускается не только участок рельефа, по которому ударили, но и соседний. Поэтому строго ограниченные формы рельефа делаются на смоле.

    Для выколотки рельефа используются облые чеканы соответствующих размеров (меньше выколачиваемой детали рельефа). Постепенно, начиная с низких планов, опускают металл плавными движениями чекана. Чекан передвигают всегда в направлении развития рисунка. При высоком рельефе сначала выколачивается весь рисунок невысоко, и, если пластина еще держится, процесс повторяют, доводя рельеф до задуманной высоты.

    Следует заметить, что чем точнее будет произведена выколотка рельефа, тем свежее, мягче и сочнее будет выглядеть чеканка, тем меньше будет работы с лицевой стороны. Поэтому очень важно, перед тем как приступить к чеканке любого произведения, имеющего рельеф, нужно предварительно вылепить его в пластилине, что позволит правильно установить основные его отношения в планах рельефа и определить их высоты. По оттиску мастер судит о правильности выколотки. Чтобы снять оттиск, нужно взять деревянную (лучше кусок столярного щита или металлическую пластину 4—5 мм толщиной) пластину, положить на нее пластилин, слегка увлажнить чеканку, положить на нее щит с пластилином и ударами молотка отбить оттиск. Если рельеф на доске соответствует задуманному, нужно закончить стадию выколотки и подготовиться к следующей операции. Особенно это важно при выполнении многофигурных композиций и портретных чеканок. Вообще же каждая работа требует особого подхода.

    В качестве амортизационных материалов при выколотке рельефа применяют еще войлок, резину, деревянные доски, чурбаны и др. В прошлом при выколотке мелких изделий использовали свинец.

    Чеканка рельефа с лицевой стороны. Для этого чеканку нужно опять снять со смолы, т. е. сколоть вокруг пластины смолу, слегка поддеть ее и, подогревая, снять. Затем пластину отжигают до темно-красного каления, крацуют на стальной щетке выгоревшую землю, отбеливают, промывают и просушивают. Ящик со смолой и все осколки смолы ставят под электронагреватель. Чеканку выправляют на чугунной, стальной или другой плите, заливают с обратной стороны смолой, слегка остужают и снова засмаливают для окончательной прочеканки с лицевой стороны.

    Третья насмолка производится так же, как и вторая, с той лишь разницей, что теперь смола заливается с оборотной стороны и закладывается в ящик с лицевой стороной наверх. Если в процессе насмолки на лицевую поверхность рельефа попала смола, то ее смывают керосином и насухо протирают. После этого серным отбелом, порошкообразной пемзой или наждачным порошком тщательно протирают рельеф до чистоты металла, затем чистой тряпкой вторично протирают поверхность чеканки и, наконец, вытирают насухо.

    Окончательная прочеканка рельефа заключается в детальной проработке всех форм, выявлении их характерных особенностей, нанесении различных фактур (если это нужно), создании общего цельного впечатления от всего рельефа (рис. 45).

    Большую роль в окончательной отделке играет фактура чеканных поверхностей: сочетание гладких, кованых и матовых (шероховатых) элементов рельефа. Значительно обогащает чеканку применение различных рисунчатых чеканов, придающих отдельным участкам рельефа полосатую, решетчатую, ямчатую или ячеистую фактуру. Для этого применяются специальные фактурные чеканы, просто расходник или круглая обжимка и др. Мастера прошлых веков очень искусно применяли фактурные чеканы (рис. 46). Однако в конце XIX в. это достигло крайней виртуозности, не всегда оправданной. В серебре начали передавать фактуру меха, ткани, дерева и т. п. (рис. 47). Подобные образцы можно увидеть в экспозиции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля.


    45. Блюдо рельефное ГИМ (1773 г.)

    46. Миска серебряная, отделанная фактурными чеканами Москва (1780 г.)

    47. Сухарница серебряная Фирма Хлебникова. Москва (1880 г.)

    Если во время выколотки применяются главным образом облые (с различной закругленностью рабочей части) чеканы, то при окончательной прочеканке используются все виды чеканов, включая и фактурные. При завершении работы, когда нужно подчеркнуть какую-либо деталь, нанести несколько штрихов, уточнить контур рельефа, вновь могут применяться и расходники. Большое внимание уделяется отделке фона. Его делают то гладким кованым, то матовым или рисунчатым с применением различных пуансонов или набивают канфарником или пурочником.

    Чеканка на объемных формах. Ее выполняют примерно так же, как и на плоскости. Однако здесь есть свои особенности, на которых необходимо остановиться. Для конических и цилиндрических объемных форм готовят соответствующие развертки рисунка. Полости объемных форм заливают заранее разогретой смолой. Если форма не имеет дна, то одним концом ее ставят на бумагу, обкладывают сырым песком и только потом заливают смолой через верхнее отверстие. Подготовка поверхности для перевода рисунка такая же, как и на плоскости. При образная, сферическая Или индивидуальная, ее разбивают на участки, по которым готовятся фрагменты рисунка, и их переводят на заготовку. После перевода рисунка на объем мягким карандашом, вносят поправки, недостающие элементы рисунка, затем весь рисунок вместе с поправками закрепляется лаком и обводится расходником. На объем вообще лучше переводить рисунок через копирку, так как легче вносить поправки. Несложный или хорошо продуманный рисунок можно рисовать прямо на объемной форме, предварительно покрыв ее белой гуашью.

    После обводки рисунка расходником смолу вытапливают из объема. Для этого объемную форму ставят широким отверстием на два прутка над ящиком, равномерно прогревают паяльной лампой или газовой горелкой, начиная с нижней стороны. Если поставить форму нельзя, то ее подвешивают на треногу из стальной проволоки над переводе рисунка через копировальную бумагу металл покрывают тонким слоем белой гуаши, а при канфарении металл оставляют чистым — без покрытий. Затем на объемную форму накладывают развертку рисунка и приклеивают ее мылом, пластилином, воском, резиновым клеем или канфарят. Однако канфарение на объеме применяется редко. В тех случаях, когда форма объема шароящиком и прогревают до выхода всей смолы. Для полной очистки от смолы внутренней полости объемной формы ее нужно отжечь, равномерно прогреть до темно-красного каления. После отжига отбелить, промыть и просушить. Если форма имеет одну узкую горловину, подогревать нужно осторожно, в основном греть в районе горловины. Если этим пренебречь и греть по всему объему, то это может привести к вздутию или разрыву формы.

    Следующей операцией является выколотка рельефа.

    В тех случаях, когда в объемной форме невозможно поставить чекан и размахнуться молотком, рельеф выколачивается с помощью крюков или трещоток (см. рис. 37, а, б). Работу крюками ведут следующим образом: объемный предмет укладывают на верстаке, на мешок с песком. Затем, поставив боевой конец крюка в полости формы на участок рельефа, подлежащий выколотке, ударяют молотком по штанге крюка и таким образом приподнимают тот или иной элемент рисунка. Повторяя операцию многократно и каждый раз передвигая бой крюка во внутренней поверхности объемной формы, постепенно выколачивают весь рельеф до желаемой высоты. Крюки могут быть одно- и двусторонними. Лучше иметь двустороннийкрюк, так как у него две различные рабочие части. Способ выколотки крюком на подушке с песком не очень удобен, так как обе руки заняты крюком и молотком, а объемная форма остается неуправляемой.

    Работа трещоткой осуществляется иначе. Ее зажимают нерабочим концом в тиски, а сосуд держат в руке. Затем наставляют рабочий конец трещотки внутри формы примерно на тот участок, рельеф которого хотят приподнять (выколотить) и несильными ударами по штанге трещотки нащупывают место положения чекана. Это можно определить по небольшим бугоркам, возникающим при каждом ударе на поверхности предмета. Постукивая по штанге, передвигают форму до нужного места и сильными ударами начинают выколотку рельефа, постоянно направляя предмет в нужном направлении. На рис. 37, а стрелкой показано направление удара по штанге. Место на штанге трещотки, по которому следует наносить удары, можно определить только в процессе работы.

    Наибольшая отдача достигается при ударе по какому-то определенному месту на штанге трещотки. Поэтому перед тем как начать работать, нужно определить это место, положив ладонь одной руки на бой, а другой наносить удары по штанге в разных местах. Почувствовав наиболее сильный толчок, необходимо заметить место этого удара и только тогда переходить к выколотке изделия. Так же как трещоткой, можно работать и крюками, если один конец крюка зажать в тиски. Для этого крюк должен иметь достаточную длину. Во время выколотки рельефа фоновая часть объемной формы также несколько вытягивается и поднимается вместе с рельефом. Для посадки фона на место конические и цилиндрические формы надевают соответственно на цилиндрическую или коническую оправку (немного меньшего диаметра) и деревянными чеканами осаживают фон на место, а там, где от деревянного чекана металл не поддается, осаживают металлическими чеканами. Если форма сферическая, фон осаживают на сферической оправке. В том случае, когда оправка не входит в отверстие, фон осаживают на смоле, которой вновь заполняют форму, и одновременно уточняют выколоченный рельеф. Для завершения выколотки рельефа часто требуется неоднократная засмолка и отжиг формы. При объемной чеканке самое трудное — выколотить рельеф, а в остальном чеканка ведется так же, как и на плоскости, с той лишь разницей, что форма для этого устанавливается в специальный котелок, который, в свою очередь, ставится на кольцеобразную подставку, сшитую из приводного ремня.


    48. Котелок для объемной чеканки на смоле

    На рис. 48 показан котелок, который давится из листовой стали или алюминия в виде полушара и потом заливается чеканной смолой. На таком котелке, пока смола не совсем застыла, подготовляют место для обрабатываемого изделия. Для этого горячую и еще вязкую смолу покрывают мокрой тряпкой или бумагой, а сверху помещают уже остывший подлежащий чеканке объемный предмет (наполненный смолой) и слегка вдавливают его в смолу. Мокрая тряпка или бумага не дают предмету прилипнуть, а на смоле образуется углубление, соответствующее конфигурации обрабатываемого предмета. В таком гнезде предмет хорошо удерживается в процессе чеканки, легко поворачивается, снимается и не пачкается о смолу. Для фиксирования отпечатка нужно быстро охладить смолу в котелке, для чего котелок вместе с формой ставят под струю холодной воды.

    В том случае, когда рельеф невысокий и объемную форму можно развернуть, то его целесообразно вычеканить на плоскости (на развертке), а затем уже согнуть по форме предмета и смонтировать, т. е. спаять встык или в замок, а на месте шва произвести соединительную чеканку.