Интересные темы по проектам в детском саду. Проекты в детском саду: что это такое? Краткосрочный образовательный проект

Проект по безоПАСНОСТИ

«Дети и природа»

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №161 »

Актуальность: Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта по безопасности «Дети и природа». Цель проекта: - ознакомление детей с правилами поведения в природе, - формирование навыков безопасного поведения. Задачи:

Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому);

Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе;

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе;

Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;

Воспитывать экологическую культуру,

  • Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения
  • за окружающей природой;

  • Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать
  • на вопросы, вести диалог.

Тип проекта: познавательно – исследовательский

По количеству участников: групповой

По продолжительности: среднесрочный

Участники проекта: педагоги, дети средней группы и родители.

Срок реализации проекта: сентябрь-октябрь 2014 г.

Этапы реализации проекта: I.Организационный 1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. 2. Подбор методической литературы по теме. 3. Подбор художественной литературы по теме. 4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры) 5. Составление плана-схемы проекта 6. Включение в план-схему проекта занятий, бесед, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр и других видов детской деятельности. Этапы реализации проекта: II. Основной (практический ) Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий) . III. Заключительный 1. Выставка семейного рисунка «Азбука безопасности в природе» 2. Презентация результатов проекта на педагогическом совете; 3. Подведение итогов. Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие 1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если… »; 2. Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»; 4. Сбор веток и мусора на территории группового участка. 5. Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»; 6. Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»; 7. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей». Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Познавательное развитие 1. Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе», «Природа родного края»; 2. Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М. 3. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках; 4. Создание альбома: «Жалобная книга природы»; 5. Целевая экскурсия по территории детского сада; Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Речевое развитие 1. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского; 2. Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу». 3. Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях. 4. Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин; 5. Чтение пословиц и поговорок о лесе. Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Художественно-эстетическое развитие 1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу». 2. Прослушивание записи: «Голоса птиц», « Звуки природы». 3. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес… » Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер. Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки». 2. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», «Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы» Взаимодействие с родителями: 1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу» 2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу» 3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе» 4. Выставка семейного рисунка «Дети и природа» Предполагаемые результаты: - дети умеют правильно вести себя в природе; - проявляют бережное отношение к природе; - имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе; - развивающая среда группы пополнится необходимым материалом. Использованная литература: 1. Порхунова В. В. Планирование эколого – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд–во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с. 2. Посылкина Р. Ю., Николаева Л. И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Н. Новгород, 2002. – 89 с. 3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – Москва, 2004. 4. Рыньков В. В., Юдина Т. В. Азбука экологического воспитания дошкольников: Методическое пособие для руководителей и воспитателей детских садов. – Н. Новгород, 1994. 5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

В данной статье описан опыт работы по формированию безопасного поведения в природе с детьми старшего дошкольного возраста, прилагается содержание воспитательно-образовательной работы (тема, цель, формы работы с родителями).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.

Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с дошкольниками его назвали .

Цель работы по данной теме - познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Основные направления работы этого блока:

  1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)
  2. Охрана природы
  3. Съедобные и несъедобные грибы
  4. Лекарственные и ядовитые растения
  5. Контакты с насекомыми, животными

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

  1. беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;
  2. различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
  3. тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;
  4. разбора проблемных ситуаций

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

  1. специально организованную деятельность детей - непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;
  1. совместную деятельность воспитателя и детей - беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное - дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

блок «Азбука безопасности в природе»

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»

Тема

Цели

Работа с родителями

1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

Человек - часть природы

Земля - наш общий дом

Осторожно - лед!

Осторожно - сосульки!

Стихийное бедствие - землетрясение

Стихийное бедствие - наводнение

Возле речки, на реке летом

Правила поведения во время грозы

Что нужно знать о буре и урагане

Осторожно, солнце!

Формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.

Расширять представления о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Формировать элементарные представления о гололеде; воспитывать стремление помочь людям, попавшим в беду; учить соблюдать правила безопасности на льду.

Дать детям знания об опасности, которые могут представлять сосульки

Знакомить детей со стихийным бедствием - землетрясением и его последствиями

Знакомить детей со стихийным бедствием - наводнением, причиной его возникновения и его последствиями

Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана).

Знакомить детей с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе.

Организация акции «Самый чистый участок детского сада»

Встреча с работниками городского МЧС

Викторина «Общение с природой -прекрасно или опасно?»

Совместное оформление стенгазеты «Опасность в природе»

Семейный клуб «Как провести лето с ребенком»

Консультация «Что нужно знать об ожогах, солнечном и тепловом ударе»

«Охрана природы»

1.

2.

3.

Вода- это жизнь !

Будем беречь и охранять природу

Жалобная книга природы

Познакомить детей со значением воды в жизни растений, животных и человека; дать элементарные знания о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях.

Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать ответственное отношение к природе.

Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Фотовыставка «Вода в разных состояниях»

Составление альбома «Самые красивые места на нашей планете»

Оформление брошюры «Если ты пошел в поход, не забудь…»


«Лекарственные и ядовитые растения»

1.

2.

3.

Съедобные и несъедобные грибы

Не собирай незнакомые грибы!

Проект «Лекарственные растения Самарской области»

Осторожно, ядовито!

Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут оказаться опасными для человека.

Познакомить детей с лекарственными растениями родного края, дать знания о простейших способах их использования для лечения.

Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их; дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.

Оформление коллажа «В осеннем лесу»

Оформление памятки «Что делать при отравлении грибами»

Сбор гербария «Лекарственные растения Самарской области», составление картотеки лекарственных и ядовитых растений

Папка-передвижка «Растения могут быть опасными»

«Контакты с насекомыми и животными»

1.

2.

Кошка и собака - наши соседи

Как вести себя с домашними животными в деревне (коза, овца, корова, лошадь).

Берегись насекомых!

Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.

Формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними .

Оформление памятки «Как вести себя при встрече с животными»

Создание коллажа «Наши четвероногие друзья»

Оформление памятки «Первая помощь при укусе насекомых»

Воспитание безопасности человека - непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - «Детство-Пресс», 2004
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н., Как обеспечить безопасность докольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 2001
  3. Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1977
  4. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. - М., Просвещение, 1991
  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. - М., Просвещение, 1985
  6. Иванова И.В. Что растет вокруг тебя: Определитель растений. - М., Учпедгиз, 1962
  7. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. - М., Просвещение, 1986
  8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1982
  9. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Пособие для воспитателей и учителей. - Минск, Асар, 1999
  10. Смирнова В.В. и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. - С.-П., Союз. 2003
  11. Танасийчук В.В гостях у насекомых: Рассказы. - М., Детская литература, 1970
  12. Смирнова А.Д. Ядовитые растения. -Волго-Вятское книжное изд.,1968
  13. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей: Развивающие сказки для детей. - изд. Прометей, 2002
  14. Турчина Г.П. и др. Окно в мир: Экологический атлас. - М.,Лазурь, 1995
  15. Седлецкая Е.А. Цветок: Экологическая библиотека. - М., 1997
  16. Карпенко М.Т. Сборник загадок. - М, Просвещение, 1988
  17. Веретенникова С.А., Клыков А.А. Четыре времени года: Книга для воспитателя детского сада. - М., Учпедгиз, 1960

20. «Я познаю мир»: Медицинская детская энциклопедия, М., АСТ,1996.




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Экологический проект
«Безопасность в природе»

Яковлева Диана Сергеевна

г.Остров 2015
«Дети и природа»

Актуальность:
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети практически не знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта по безопасности «Дети и природа».
Цель проекта:
Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.
Задачи проекта:
- Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому) ; -Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе; - Развивать познавательный интерес к миру природы; - Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе; - Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей; - Воспитывать экологическую культуру, - Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой; - Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
Тип проекта:
познавательно – исследовательский
По количеству участников:
групповой
По продолжительности:
среднесрочный
Участники проекта:
педагоги, дети младшей группы и родители.

Срок реализации проекта:
октябрь-ноябрь 2015
Ожидаемые результаты:
- дети умеют правильно вести себя в природе; - проявляют бережное отношение к природе; - имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе; - развивающая среда группы пополнится необходимым материалом.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования методов организации насыщенной для детской деятельности, которая дает возможность расширять образное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей. Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности. Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные знания детьми на практике.
Этапы реализации проекта:
I.Организационный 1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. 2. Подбор методической литературы по теме. 3. Подбор художественной литературы по теме. 4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры) 5. Составление плана-схемы проекта
6. Включение в план-схему проекта занятий, бесед, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр и других видов детской деятельности. II. Основной (практический) Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий) . III. Заключительный 1. Выставка семейного рисунка «Дети и природа» 2. Презентация результатов проекта на педагогическом совете; 3. Подведение итогов.
Основные направления реализации проекта по образовательным

областям в соответствии с ФГОС.
Коммуникативно-личностное развитие 1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »; 2. Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»; 3. Сбор веток и мусора на территории группового участка. 4. Беседа: «Правила поведения в лесу с дикими животными»; 5. Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»; 6. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей». Познавательное развитие 1. Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе», «Природа родного края»; 2. Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М. 3. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением детей на других участках; 4. Целевая экскурсия по территории детского сада; 3. Создание альбома: «Жалобная книга природы»; Речевое развитие
1. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского; 2. Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу». 3. Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях. 4. Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин; 5. Чтение пословиц и поговорок о лесе. Художественно-эстетическое развитие 1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу». 2. Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы». 3. Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес… » Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер. Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки». 2. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы».
Взаимодействие с родителями:
1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу» 2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу» 3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе» 4. Выставка семейного рисунка «Дети и природа» Педагогическая диагностика
(Безопасность в природе) –

младшая группа

Аналитическая справка. Диагностическое обследование детей происходило на основе программы Авдеевой Н.Н «Безопасность» в форме беседы, наблюдений, создания игровой и проблемной ситуации. На начало проекта дети показали следующие результаты:
низкий – 12%

средний –76 %

высокий – 12%
На конец проекта
низкий - 8%

средний –64%

высокий –28%

Вывод
: После проведённой работы по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасного поведения в природе, дети младшей группы показали положительную динамику в знаниях. Они не только могли назвать правила поведения в лесу, в общении с животными, правильно отвечали на вопросы, но и стали активно применять в практической деятельности, рассказывая родителям.
Использованная литература:
1. Порхунова В. В. Планирование эколого – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд–во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с. 2. Посылкина Р. Ю., Николаева Л. И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Н. Новгород, 2002. – 89 с. 3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – Москва, 2004. 4. Рыньков В. В., Юдина Т. В. Азбука экологического воспитания дошкольников: Методическое пособие для руководителей и воспитателей детских садов. – Н. Новгород, 1994. 5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с.
Приложение 1
Сбор веток и мусора на территории

группового участка.

Приложение 2

Беседа на тему: «Как дикие

звери готовятся к зиме,

безопасность в лесу»

Приложение 3
Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей на природе ».
Приложение 4 Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением детей на других участках;
Приложение 5 Хвост чешуйчатый ползет, Смертоносный яд везет И шипит нам строго: «Укушу! Не трогай!» (змея) Шапки красные в горошек У грибочков нехороших. Говорят они: «Уйдите! Нас в корзинку не кладите!» (мухомор) Очень нравится Игнату Вид сластены полосатой, Но жужжит она: «Не тронь! Жжется жало, как огонь!» (оса) Он живет в большущей куче, Ты его не трогай лучше, Хоть и маленький на вид, За обиды больно мстит. (муравей) У сердитого цветочка Очень жгучие листочки. Если прикасаются, Сразу же кусаются. (крапива) Яма, а на дне вода, Не заглядывай туда. Если близко подойдешь, Бух! и в воду упадешь. (колодец) Если солнечно и жарко Не забудь надеть панамку, А иначе солнце – Хлоп! – И засветит прямо в лоб. (солнечный удар) Много выросло на грядке Овощей и ягод сладких, Ваня, не помыв, их съел, И животик… (заболел) На небе она сверкает, Громом нас предупреждает: «Прятаться в грозу, друзья, Под деревьями нельзя!» (молния) Не ходи по лесу летом Необутым и раздетым, Больше на тебе вещей, Меньше кровопийц – … (клещей) Если хочется купаться, В речке плавать и плескаться, То не захлебнуться вдруг Надувной поможет… (круг) Зреют ягоды в лесах На траве и на кустах, Только их не рви ты – Много… (ядовитых) Встретив дикую зверушку, Не считай ее игрушкой, Ведь она не струсит И тебя… (укусит) Через ранку в коже сразу Лезет в организм зараза. Чтоб не лезла, у Аленки Все царапины в… (зеленке) Отгадывание загадок
Приложение 6
Пословицы и поговорки о природе
- Красна ягода, да на вкус горька - Мелкая река, да крутые берега - Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века. - Возле леса жить – голодному не быть. - Что в лесу родится – дома пригодится. - С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь. - Каково в лесу кликнется, таково и аукнется. - В глухом лесу примечай дорогу по мху на пнях да по затёсам. - Поле глазасто, а лес ушаст. - Грибов ищут – по лесу рыщут. - Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство. - Лес и вода – родные брат и сестра. - В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо. - Летом каждый кустик ночевать пустит. - Сколько волка ни корми, он всё в лес глядит. - Волков бояться – в лес не ходить. Приложение 7
Памятка для детей и взрослых по безопасности в природных условиях
Скорая помощь в лесу 1. Обязательно рассказывайте о том, что случилось: если ужалила пчела, упал и сильно ушиб руку, ногу. 2. При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослому. 3. Закружилась голова на солнце – сядь в тень и позови взрослых. 4. Если замёрз, согрейся в движении. 5. Промочил ноги – переоденься, не ходи в мокрых носках, обуви. 6. Мытьё рук, даже в лесу, снимает риск заражения разными заболеваниями. 7. Соблюдайте технику безопасности при передвижении. Какие дары леса знаешь, те в корзину собираешь 1. Собирай только знакомые грибы и ягоды. 2. Ни в коем случае не пробуй неизвестные ягоды. 3. Обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается, чтобы он отделил съедобные грибы от ядовитых. 4. Нельзя собирать грибы и ягоды на обочинах дорог или возле промышленных предприятий. 5. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовитой.
Приложение 8 Дидактические игры
УТОЧКА»
Уточка, уточка, По реке плывет. Плавает, ныряет, (плавные движения кистями рук справа налево) Лапками гребет. (имитация движения лапок утки в воде)
«БЕЛОЧКА»
Сидит белочка в тележке, Подает она орешки: (сжать пальчики в кулачок) Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец) Воробью, синичке, (разогнуть указательный и средний пальцы) Мишке толстокожему, (разогнуть безымянный палец) Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
«ЩЕНОК»
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок) Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец) Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону) Хозяев поджидал.
«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью) А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью) Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик) Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу) Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы) Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. (пальцами пробегают по голове)
«ЧЕРВЯЧКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,(ладони лежат на коленях или столе) Червячки пошли гулять. (пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь) Вдруг ворона подбегает, (по поверхности идут указательным и средним пальцами) Головой она кивает, (сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз) Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз) Глядь - (развести руками) А червячков уж нет! (сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)
«РЫБКИ»
Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом).
«Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять. Дети в лес пошли гулять. (“Шагать” по столу средним и указательным пальцами обеих рук.) Там живет лиса. (Рукой показать хвост за спиной). Там живет олень. (Пальцы рук разведены в стороны.) Там живет барсук. (Кулачки прижать к подбородку.) Там живет медведь. (Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на формирование основ безопасного поведения в природе.

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?

Цель проекта:

Формирование первоначальных представлений о безопасном поведении в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Безопасность детей в природе»

воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» Зотова Зоя Николаевна

Актуальность:

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на формирование основ безопасного поведения в природе.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети мало знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта по безопасности «Безопасность детей в природе».

Цель проекта:

Формирование первоначальных представлений о безопасном поведении в природе.

Задачи проекта:

  • Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями, о правилах поведения в опасных для них ситуациях (в лесу);
  • Формировать у детей умения различать съедобные и несъедобные грибы;
  • Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья.
  • Познакомить детей с запрещающими знаками.
  • Воспитывать желание беречь и охранять природу, помогать друг другу в беде.

Проблема:

У детей не сформированы начальные представления о правилах безопасного поведения в природе.

Тип проекта: познавательно – исследовательский

По количеству участников: групповой

По продолжительности: среднесрочный

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители.

Срок реализации проекта: сентябрь- ноябрь 2015 г.

Предполагаемые результаты работы над проектом

  • Дети будут узнавать съедобные и несъедобные грибы, растения по внешнему виду и описанию.
  • У них появятся представления, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в природе.
  • Будут правильно вести себя в природе – не оставлять мусор в лесу, не разжигать костры.
  • Будут различать и называть запрещающие знаки.

Этапы реализации проекта:

I. Организационный.

1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.

2. Подбор методической и художественной литературы по теме.

4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

5. Составление плана-схемы проекта.

6. Тематические плакаты, изготовление запрещающих знаков.

II. Основной (практический)

Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий) .

Основные направления реализации проекта по образовательным областям.

Социально - коммуникативное развитие.

1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Верно - не верно», «Что будет, если…».

2. Игровая ситуация «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу».

4. Сбор веток и мусора на территории группового участка.

5. Просмотр презентации «Правила поведения в лесу».

6. Показ схем «Что можно и что нельзя делать в природе».

7. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».

8. Сюжетно - ролевая игра «Прогулка в лес».

Познавательное развитие.

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Просмотр презентации «Жалящие насекомые».
  3. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке.
  4. Целевая экскурсия по территории детского сада.
  5. Беседа «Съедобные и несъедобные грибы», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», ««Как вести себя в лесу».

Речевое развитие.

1.Заучивание стихотворения: «Если я сорву цветок»

2.Чтение рассказов «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин, пословиц и поговорок о лесе.

3. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять», «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов.

Художественно-эстетическое развитие

1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу».

2. Рисование, аппликация, лепка конструирование из природного материала по теме проекта.

Физическое развитие

  1. Подвижные игры «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Летает не летает»
  2. Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Вышли пальчики гулять»

III. Заключительный

Развлечение «Мы – друзья природы».

Презентация проекта на педагогическом совете.

Подведение итогов.

Взаимодействие с родителями:

1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу»

2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу»

3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе»

Итоги проекта.

Дети узнают съедобные и несъедобные грибы.

У них появились первичные представления, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в природе.

Созданы презентации: «Съедобные и несъедобные грибы», «Правила пожарной безопасности в лесу», дополнена развивающая среда плакатами, знаками, настольными играми, сюжетными картинками, отображающие различные ситуации. Стихи для детей о безопасности на природе с иллюстрациями .

Использованная литература:

1. К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.