Проектный метод. Проектный метод в обучении. Пример экологического учебного проекта "Водный голод планеты"

ирина чардымова
Проектный метод в работе с детьми

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Эту возрастную особенность детей специалисты в области психологии сравнивают с умственной деятельностью ученого, делающего великое открытие. Но самое важное то, что для ребенка гораздо легче изучать и усваивать новое, проводить собственные исследования : наблюдать, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, делать на их основе собственные суждения и умозаключения.

Поиск новых путей повышения качества образовательного процесса в ДОУ позволил осуществить апробацию проектного метода в полной мере соответствующей детской познавательной активности.

Проект в переводе с греческого - путь исследования. По определению Уильяма Килпатрика, сов, вместе с педагогом выполняют собственный проект , решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Проект - это , прежде всего, цель, принятая, осознанная детьми , актуальная для них, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Продолжительность проекта может быть : краткосрочной - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочной - до 1 года.

Современными исследователями метода проектов (Н. Е. Веракса, Е. С. Евдокимова, Л. Н Прохорова и др.) метод проектов рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектный метод позволяет организовать освоение ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. Метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ , ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез , их проверку в соответствии с четким планом. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, дети овладевают новыми знаниями, познают окружающий их мир, природу через собственный поиск. Его использование в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Решение указанных задач обеспечивается по-средством реализации принципа личностно-ориентированного развивающего обучения, на котором строится проектная деятельность детей , благодаря чему дети становятся равноправными субъектами воспитательно-образовательного процесса. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Также метод проектов предполагает реализацию таких педагогических принципов как :

Принцип природоцелесообразности (организация педагогического процесса в соответствии с законами природы) ;

Принцип сочетания ведущей деятельности с другими специфическими детскими видами деятельности (изобрази тельной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) ;

Принцип сотрудничества и сотворчества (единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров) ;

Принцип учета возрастных особенностей (изучение различных проблем на доступном уровне) .

Проектная деятельность детей носит продуктивный характер, организатором, руководителем, консультантом и экспертом которой является воспитатель. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Как справедливо отмечает Л. Д. Морозова, применительно к дошкольному образованию в основу метода проектов заложена идея направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой) . Решая проблему, дети учатся применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В практике ДОУ могут использованы следующие типы проектов :

исследовательско-творческие : осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);

ролево-игровые : это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-либо объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы : оформление дизайна группы, квартиры и т. п. ;

творческие : как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

Первый этап. Целеполагание : педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную цель на определенный отрезок времени. На данном этапе формулируется проблема и задачи проекта , после чего определяется продукт проекта . Данная работа осуществляется через создание игровой или сюжетной ситуации. На первом этапе воспитатель вызывает у детей желание самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы об окружающем мире.

Второй этап. Разработка проекта : составляется план деятельности по достижению цели. Воспитатель помогает детям ответить на ряд важных вопросов, от понимания которых будет зависеть реализация поставленных задач :

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу?

В каких источниках можно найти информацию?

Какие предметы использовать?

С какими предметами научиться работать для достижения цели ?

Третий этап. Выполнение проекта . Дети совершают практические шаги к намеченной цели. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта . У детей происходит формирование разнообразных знаний об окружающем мире, вырабатываются конкретные умения.

Изданном этапе подводятся итоги и определяются задачи для новых проектов . Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит ее . Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

В детском саду проектный метод может быть творчески использован педагогами в различных вариантах :

Как способ организации всего педагогического процесса;

Для решения задач определенного раздела («Познание» , «Социальный мир» , «Природный мир» );

Для проработки конкретной темы внутри разделов программы.

Таким образом, основными составляющими метода являются :

Выявление проблемы;

выработка и постановка гипотез;

Формулировка темы;

Наблюдения, опыты, эксперименты;

Суждения, умозаключения, выводы.

Грамотное и целенаправленное использование проектного метода в работе с дошкольниками позволяет успешно решать задачи ознакомления с окружающим миром, в общении с которым раскрывается детская душа, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Применение метода проектов в процессе обучения

Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами, интернационализация научного общения значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами и школьниками, специалистами. Вследствие этого наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека в современном обществе, которая диктует новый подход к обучению иностранным языкам.

В последнее десятилетие в системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя понять подлинный смысл его действий.
Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсия, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку – это другая возможность повысить его действенность. Современный урок – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Как решить проблему активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией. Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.
В последние годы многие учителя все чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Главное - сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.
Главными целями введения в школьную практику метода проектов являются:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности по предмету.
4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться учебником по предмету, просто выполнив очередное упражнение; либо обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), проанализировать, сравнить, оставив самое важное и занимательное.
Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению знаний.
Проектная методика – актуальное направление в теории обучения в современной школе, проект - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся познавательные процессы.

Год от года улучшается техническая оснащенность школ. Компьютерные технологии позволяют педагогу пополнить копилку методов работы, сделать процесс обучения более привлекательным для детей, благоприятным для усвоения учебного материала и повышения качества знаний. Но жёсткие рамки школьной программы, требующие обязательного её прохождения, не дают возможности использовать метод проектов так часто, как этого бы хотелось. Следовательно, готовясь к инновационному уроку, который вызывает у детей множество положительных эмоций, учитель сталкивается с некоторыми трудностями, т.к. урок с применением метода проектов требует долгой, тщательной подготовки.
Я считаю, метод проектов – это уже недалёкое будущее системы образования. Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения. Однако, наша привычка к консерватизму, традиционным методам обучения, частая непредусмотренность программой, тормозят применение новых технологий на уроках.

Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. На мой взгляд, проектная методика весьма актуальна в настоящее время и в дальнейшем будет высоко оценена коллегами, заняв особое место в процессе обучения. Как каждый человек стремиться к самосовершенствованию, так каждый учитель должен овладеть наибольшим количеством методов обучения. На современном этапе развития системы образования одним из новых методов является метод проектов, развивающий индивидуальные способности детей, активизирующий их творческую деятельность, давая возможность самореализации, представляя работу на различных конкурсах и конференциях. Исследовательские проекты формируют навыки исследовательской работы, которая имеет большое значение для развития личности учащегося. По моему мнению, проекты должны выполняться индивидуально, в классе метод проектов использовать сложнее из-за больших временных затрат, а проект группы трудно оценивать, к тому же, ещё не все учащиеся владеют знаниями использования компьютера, а при изучении некоторых тем метод проектов просто неуместен.
Безусловно, метод проектов расширяет ассортимент методов работы учителя, вносит в работу разнообразие, но всё же он не должен быть единственно применяемым на уроках.

Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, проблемы, но и условий ее реализации.
Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатам, оформленным тем или иным способом.
В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект «, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Всё это я стараюсь внедрять на своих уроках, имея положительные результаты.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных фактов и условий ее решения и реализации результатов.
В основе проекта лежит какая-нибудь проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется владение большим объемом разнообразных предметных знаний, владение определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Из этого следует, что метод проектов –суть развивающего, личностно- ориентированного характера обучения. Наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время. Данный метод может достаточно широко использовать на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, ее мотивации, наличие соответствующих условий для ее решения.
Исходя из сказанного выше, перечислим основные требования к использованию метода проектов:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
3) самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время
4) структурирование содержательной части проекта
5) использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов: анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки» , «круглого стола» , творческих отчетов, защиты проектов и т.п.)

В курсе трудового обучения метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Очень важно, чтобы учитель трудового обучения планируя работу на год, подобрал тематику проектов в разрезе программного материала с таким расчетом, чтобы ученик смог бы выполнять проект не только во внеурочное время (кружок, помощь родителей), но и в учебное время. Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношами нравственной ценности трудового начала в жизни. Морально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность учащегося испытывать радость от процесса и результатов труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие с мыслью, культуру гуманитарную с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Тематика проектов может быть лишь ориентировочной, так как невозможно предугадать какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Выход из положения, вероятно, заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении их учащимся. Собственно она предназначена для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я». Очень жаль, что нынешняя программа и количество часов на современном этапе урезаны, что вызывает определённые сложности в полноценном осваивании знаний, умений и навыков, а так же в творческом развитии личности.
Американский ученый Джон Дьюи (философ-идеалист, исследовавший основу формирования личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям") сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности.
Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Помощь учителя учащимся в работе над выполнением проектов оказывается как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждает последовательность сборки и особенностей оформления изделий, а во время консультаций дает рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам и т.д.
«Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулся со следующими проблемами:
− отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону
(выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
− ребенок не может применить теорию на практике;
− испытывает страх перед практической деятельностью;
Человек по своей натуре - художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Города и парки, жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения, реклама, мебель создаются по своим законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом. Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать, иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что-то уродливое вторгнется в нашу жизнь и обернется впоследствии серьезными духовными, эстетическими потерями. В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не хочет жить в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.
Стремительный переход белорусского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях.
Поэтому в первую очередь необходимо:
− развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность учащихся;
− научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
− воспитывать коммуникативные качества каждой личности;
- знакомить учащихся с современными технологиями, средствами и способами достижения поставленной цели;
- знакомить с рекламной средой, основами маркетинга и современными структурами хозяйствования.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского,
приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я
открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные
некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь
развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь…

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Одним из важных принципов федеральных государственных требований и программы «Детство», по которой мы работаем, так же является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов позволяет достаточно (в соответствии с федеральными государственными требованиями) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения ожидаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества.

В 2007 году в ДОУ были организованы семинары, консультации на тему «Использование проектного метода в работе с дошкольниками». Педагоги заинтересовались предложенным материалом и решили реализовать его в работе с детьми.

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой для нас оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.

Что же представляет собой этот метод? Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь мы хотели бы отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Мы начали работу с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами. Для начала провели анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители-лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители-исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители-критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса. Заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс мы вели по нескольким направлениям:

Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:

  • проведен семинар – практикум по организации проектной деятельности с дошкольниками;
  • разработаны памятки для родителей

Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

Этапы составления детских проектов:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
  • посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
  • понаблюдать
  • провести эксперимент
  • получить информацию в Интернете
  • позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.

4. Подготовка проекта
5. Защита проекта

Памятка №2
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя.

Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

И еще несколько советов.

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Памятка №3
План тематического проекта.

  1. Тема и ее происхождение.
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
  3. Необходимые материалы.
  4. Вопросы детям по предлагаемому проекту
    Что мы знаем?
    Что мы хотим узнать?
    Как нам найти ответы на наши вопросы?
  5. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).
  6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе, - «Встречи с интересными людьми»:

Папа – милиционер;

Бабушка – учитель;

Мама – врач и другие.

Такими интересными людьми, конечно же, являются родители детей. Ведь каждый из них профессионал в каком-то деле. В рамках реализации раздела программы по ознакомлению детей с окружающим. Родителей можно привлечь к проведению занятий, на которых они расскажут детям о своих профессиях. Педагогу при этом важно подготовить родителей к встрече с детьми, помочь составить интересный для них рассказ. В ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки.

Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях:

  • «По страницам «Красной книги»;
  • «Транспорт в нашей жизни»;
  • «Создание книжек-малышек»;
  • «Покормите птиц зимой!» и другие.

Проект «Транспорт в нашей жизни» организовали после проведения занятий по теме «Транспорт». Детям и родителям было предложено показать, на каких видах транспорта можно добраться, например:

  • к бабушке и дедушке;
  • на дачу;
  • к другу;
  • в другую страну.

Интересная идея для начала нового учебного года - проект «Давайте познакомимся». Наиболее актуален он для новых групп. Дети, педагоги и родители еще не слишком хорошо знакомы друг с другом. Между тем вместе предстоит прожить так много интересных насыщенных дней, поэтому уже на этапе знакомства важно показать. Что в детском саду живется весело и дружно. А также важно донести до родителей мысль, что воспитание ребенка – это общее дело педагогов и родителей и делать его с самого начала нужно сообща!

Так, родителям воспитанников детского сада можно предложить информацию о своем ребенке на листе из фотоальбома. Подбирать и оформлять лист они должны вместе с ребенком, а заполнить его от лица ребенка:

  • меня зовут;
  • я люблю;
  • я не люблю;
  • мое любимое блюдо;
  • мое нелюбимое блюдо;
  • моя любимая игрушка;
  • мои друзья;
  • мои родители;
  • мои дедушка и бабушки и т. д.

Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться. Этот альбом может постоянно пополняться. Ведь проходит время, меняются дети, меняются их увлечения. Странички фотоальбома рассказывают, какими они были, как изменились.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты:

«Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплесные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы»;
  • групповые: «Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо». «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Мир воды» «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствуют сплочению коллектива взрослых и детей.

Используемый нами метод проектов является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Внедряя его в образовательную программу нашего детского учреждения, мы поставили для себя основную цель: обеспечение условий для эмоционального, нравственного и творческого развития детей. Данные диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области экологических, социально-нравственных, художественно-литературных представлений. Решением проблемы, на наш взгляд, стали творческие проекты:

  • «Ребятам о зверятах»
  • «Богатыри – защитники Древней Руси»
  • «Чудо-чудное, диво-дивное»
  • «Добрый Дедушка Мороз»
  • «Снегурочка – внучка Деда Мороза»
  • «Что за прелесть эти елки!».
  • инициирование детей и родителей на выбор данной темы
  • составление:
    • технологических карт
    • перспективных планов
    • схем-паутинок
    • лесенок «путешествия»
    • циклов бесед и занятий
    • организация творческих выставок
    • проведение открытых игр-занятий
    • презентация проектов.

Реализация проектной деятельности проходила через все виды деятельности: познавательную, речевую, художественно-эстетическую, игровую.

Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, в совершенствовании стиля партнерских отношений.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.

Проектная методика

    Проектная методика-это новые передовые технологии

    Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка

    Что лежит в основе проекта, и какими умениями должны владеть учащиеся

    Основные требования к использованию метода проектов

    Этапы разработки структуры проекта и его проведение

    Типы проекта

    Координация

    Вопр. Выводы

Проектная методика относится к новым технология при обучении английскому языку. Если метод- это совокупность операций и действий при выполнении какого-либо вида деятельности, то технологии – четкая проработка операции и действий и определенная логика выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое и правильное применение на практике. Педагогические технологии не исключают творческого подхода развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии четкого следования принципам, заложенных в том, или ином методе. Метод проектов предполагает широкое использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентирует на реальный проектируемый результат, значение для ученика.

Метод широко применяется во многих странах мира. Он дает возможность применить полученное знание на практике.

Каждый учитель должен знать:

Для того, чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уроке, определенных программой и государственным стандартом, необходима активная устная практика для каждого уч-ся группы.

Чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языка окружения, не достаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнения, позволяет решать коммуникативные задачи. Важно, что бы учитель дал возможность ученикам мыслить, решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения проблемы так, чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания, в центре внимания - мысль, язык формулируемый мыслью.

Учителю необходимо не только знакомить учащихся со страноведением, но и искать способы включить учащихся в активный диалог→ на практике познавать особый язык в новой для них культуре.

Основная задача учителя перенести акцент с различного рода упражнений на активную мыслительную деятельность. Учащиеся и только метод проектов помогает решить эту задачу и превращает уроки иностранного языка в дискуссию, исследовательский клуб, в котором должны решаться интересные и доступные учащимся проблемы с учетом их подготовки.

В основе проекта лежит проблема, чтобы её решить, нужны не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний. Ученики должны владеть творческими и коммуникативными умениями, интеллектуальными умениями (работать с информацией)- выделять главную мысль, нужную информацию в тексте, умение анализировать информацию, делать обобщения и выводы, умение работать с разными справочными материалами.

К творческим умениям относятся такие, как умение находить не один, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать то последствие того или иного решения.

К коммуникативным умениям относится такие умения, как вести дискуссию, слушать и слышать собеседника отстаивать точку зрения, лаконично излагать мысль.

Таким образом, для осуществления проекта требуется тщательная подготовительная работа, которая должна проводиться постоянно, систематически, параллельно с работой над проектом.

Проектный метод можно использовать на любой ступени обучения, в то числе в начальной школе. Все дело в выборе проблемы, которая требует определенного языковых средств для разработки ее решения.

Прежде чем использовать проектный метод, учитель должен вспомнить основные требования к использованию проекта.

Е.С. Полат в статье «Метод проектов на уроках иностранного языка» (Иностранные языки в школе. - 2000. - №1) перечисляет следующие требования к использованию метода проектов:

    Наличие значения проблемы, которая требует интегрирования значения исследования поиска для её решения

Например, исследование истинного возникновения разных праздников в англо-говорящих странах, организация путешествий, проблемы семьи, проблемы свободного времени у молодежи.

    Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов

Например, совместный выпуск журнала с репортажами, программа туристического маршрута.

    Самостоятельная деятельность учащихся на уроке (парная, групповая) и во вне урочное время

    Составление структуры содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределения ролей

    Использование исследовательских методов: определение проблем, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы, исследование в ходе мозговой атаки, круглого стола.

Работа над проектом проходит следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:

    Учитель представляет ситуации, которые позволяют выявить проблему или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

    Учитель организует мозговой штурм, где идет выдвижение гипотез, постановка проблемы, обсуждение и обоснование каждого аргумента

    Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации для проверки гипотезы, оформление результатов

    Работа в группах по поиску фактов подтверждающих или опровергающих гипотезу

    Защита проектов каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих

    Выявление новых проблем

Самое главное: сформулировать проблему, над решением которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

Проекты классифицируются по разным признакам:

    По характеру деятельности и организации

Исследовательские

Творческие

Ролевые игры

Информационные

Практико-ориентированные

Моно-проекты

Проекты с открытой (явной) координацией

Региональные проекты

Международные проекты

    По количеству участников

Личностные (между 2мя партнерами в различных школах)

Парные (между парами участников_

Групповые

3. По продолжительности

Краткосрочные (1неделя)

Средней продолжительности

Долгосрочные

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяются следующие типы проектов:

Исследовательские.

Такие проекты требую хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

Творческие.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.

Ролево-игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участников проекта: дизайн дома, кабинета. Такой проект требует хорошо продуманного сценария всей деятельности участников с определением функции каждого, совместной деятельности и участие каждого в конечном оформлении проекта.

Моно-проекты (в рамках 1го предмета)

Выбирается наиболее сложная тема (страноведческая, социально-историческая тематика). Часто работа над таким проектом имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Проекты с открытой явной координацией . В таких проектах координатор (учитель) участвует в проекте, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта (договаривается о встрече в официальном учреждении, проводит анкетирование, интервью со специалистом, и т.д.)

Проекты со скрытой координацией – координатор является полноправным участником проекта.

Межпредметные проекты , как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

В реальной практике учителя используют смешанные типы проектов, в которых имеются элементы различных проектов. В любом случае каждый тип проекта должен иметь тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников – разработчиков проекта. Необходимо иметь ввиду признаки и характерные особенности каждого из них. Если учитель решил использовать при изучении какой-либо темы метод проектов, он должен все тщательно продумать и разработать. Если предполагается, что ученики должны сформулировать проблему по предложенной учителем ситуации, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Некоторые из них могут назвать уч-ся, а к другим их подводит учитель. Учителю необходимо сформулировать учебные задачи, которые предполагается решить в ходе выполнения проекта, подобрать необходимый печатный и видеоматериал или подсказать, где его можно найти. Учителю нужно подумать какую помощь нужно оказать уч-ся, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых будет использован метод проектов. Учитель отслеживает деятельность по подготовке проекта, а на урок защиты проекта можно пригласить других учителей, которые выступят в роли экспертов.

Письменная или устная форма выполнения проектной работы требует:

    Предоставить уч-ся возможность выражать свои идеи и поощрять это.

    Проект не предполагает строго плана, можно вводить дополнительным материал.

    Максимально творческого подхода к проектной работе можно добиться только работая в группе.

    Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 1999. - №4.

    Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. - №1.