Специфические особенности рынка медицинских услуг. Курсовая работа: Медицинская услуга как товар. Рынок медицинских услуг. Услуги в операционном менеджменте

16.07.2019 Виды

Здравоохранение как отрасль общественного хозяйства обладает рядом характеристик, нарушающих действие рыноч­ного механизма.

Часть медицинских услуг обладает свойствами «общест­венных благ». Экономическая теория выделяет особый тип результатов хозяйственной деятельности - так называемые «общественные блага» (public goods). Им свойственны харак­теристики, отличающие их от товаров индивидуального потребления.

Во-первых, они являются объектом коллективного потребления. Это означает, что потребление услуг одним человеком не уменьшает ресурсы потребления, доступные другим членам общества.

Во-вторых, на общественные блага, в отличие от благ индивидуального потребления, не распространя­ется принцип исключения других лиц из процесса потребления. Например, санитарно-гигиенические мероприятия становятся достоянием больших групп населения. Возникает эффект «транспортного зайца»: люди получают блага, но не платят за них.

Третья особенность некоторых медицинских услуг - их способность распространять свой потребительский эффект на лиц, не участвующих в рыночной сделке. Услуга предоставляется конкретному лицу, но ее полезный эффект ощущают многие другие. В дополнение к индивидуальной потребности возникает еще и полезность для третьих сторон - так называемый «внешний эффект» или экстерналитет (externality).

Классическим его примером являются услуги по предотвращению инфекционных заболеваний. Например, прививки против кори несут прямую выгоду не только конкретным лицам, но и обществу в целом, поскольку ограничивается распространение этого заболевания. Поэтому распределение ресурсов на основе только платежеспособного спроса и предпринимательских мотивов не обеспечивает удовлетворение общественной потреб­ности. Требуются специальные меры государственного вмеша­тельства - либо предоставление государственных субсидий частным производителям услуг, либо оказание этих услуг государственными медицинскими учреждениями.

Для удовлетворения потребностей в услугах с характе­ристиками «общественных благ» во всех странах действует так называемый сектор «общественного здравоохранения» (public health). Он включает службы, осуществляющие контроль за эпидемиологической ситуацией, работу по лечению инфекционных заболеваний, санитарно-просветительскую работу. В сферу общественного здраво­охранения традиционно входят санитарно-эпид. служба, общественные оздоровительные центры и т. д. Эти учреждения обычно финансируются из государственного бюд­жета на основе принципа содержания, то есть оплачивается их готовность к работе (вложенные ресурсы), а не конкретные ее результаты.

Наличие свойств обществен­ного блага лишь в малой степени объясняет нарушение рыночного механизма в здравоохранении, так как они присущи относительно небольшой части медицинских услуг. Услуги по лечению, например, артрита или ангины не наделены характе­ристиками общественных благ: их потребление строго инди­видуально и не имеет внешнего эффекта. То есть эти услуги обладают свойствами частного блага.



Более важное значение имеют другие характе­ристики медицинских услуг. Они и определяют отклонения от обычной рыночной модели. Экономическая теория определяет эти отклонения как «изъяны рынка» (market failures). Важнейшие из них.

1. Недостаточная информированность потребителя. Рынок может быть надежным регулятором распределения ресурсов только при условии полной информированности потребителя и его независимости от производителя товаров. В здравоохранении эти условия, как правило, не соблюдаются. Во-первых, больной человек как потребитель медицинских услуг не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объем и цену приобретаемых услуг. Ему трудно выбрать врача, способного предоставить услугу по более низкой цене.

Во-вторых, во многих случаях потребитель не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг уже в силу своего болезненного состояния, а иногда и в результате временной или полной недееспособности.

В-третьих, в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предостав­ляемых благ. Врачи выступают в двух лицах - как агенты пациентов, определяющие меру их потребностей и объем необходимых услуг, и как производители этих услуг. Иными словами, врачи определяют не только предложение услуг, но и спрос на них. В результате возможен конфликт между меди­цинскими и экономическими интересами врачей. Они могут преувеличивать объем необходимых процедур, исключить из набора товаров и услуг дешевые заменители, выбирать те виды услуг, которые обеспечивают полную нагрузку больниц или поликлиник и т. д.

Экономическая теория оперирует понятием спроса, спро­ецированного предложением (supply-induced demand). Речь идет навязывании пациенту услуг, не очень нужных или совсем не нужных для достижения клинического результата, но необхо­димых производителям медицинских услуг для обеспечения своих экономических интересов.

Информационная «асимметрия» поставщика и потребителя медицинских услуг деформирует обычное взаимодействие спроса и предложения. В странах, где амбулаторная помощь оплачивается за каждую отдельную услугу (действует гонорарный принцип), объем этих услуг заметно выше, чем в странах, где эта помощь оплачивается в виде фиксированной суммы на одного пациента (действует подушевой принцип). В Германии и Франции, относящихся к первой группе стран, число амбулаторных посещений составляет, соответственно, 11,5 и 7,2 надушу населения. В Великобритании, где используется подушевой принцип оплаты врачей, на одного человека приходится только 5,5 посещений в год.

2.Риски и неопределенность потребительских ожиданий. Любой человек вынужден учитывать, что существует риск заболевания и связанных с ним затрат. Размер этих затрат может быть весьма значительным, если покупать медицинские услуги в момент появления потребности в них. Чтобы избежать больших единовременных затрат, человек прибегает к различным формам страхования.

В свою очередь, рынок страховых услуг также может не решить проблем больных людей. Страховая компания заинтересована в том, чтобы иметь дело с относи­тельно здоровыми категориями населения и избегать тяжело больных, чье лечение требует больших затрат. Чтобы обеспечить доступ населения к страховым и медицинским услугам, требуются различные формы государственного регулирования.

3. Особая роль принципов доступности и равенства в получении медицинской помощи. Объем потребления медицинских услуг не может определяться только уровнем платежеспособности человека. Это особенно очевидно в тех случаях, когда требуется экстренная медицинская помощь.

Необходимость корректировки рыночного механизма распределения ресурсов диктуется и тем обстоятельством, что наибольшую потребность в медицинской помощи имеют лица с низким доходом. Они имеют худшие условия жизни и труда, соответственно показатели их здоровья ниже.

Обеспечение равных возможностей в потреблении медицин­ских услуг диктует необходимость перераспределения бюджета здравоохранения в пользу наиболее нуждающихся - стариков, детей, лиц с низким доходом, хронических больных и т.д. Основой развития отрасли становится принцип общественной солидарности: богатый платит за бедного, здоровый - за больного. Реализация этого принципа требует активного вме­шательства государства.

Пациент, имеющий медицинскую страховку или право на получение бесплатной медицинской помощи в системе государственного здравоохранения, не видит перед собой ценового «сигнала», регулирующего объем потребления услуг. У него возникает серьезное искушение получить максимальный объем услуг. В сочетании с заинтересованностью медиков в «накручивании» объема услуг нерациональность потребительского поведения пациентов ведет к чрезмерному потреблению относительно дорогих, но далеко не всегда клинически необходимых услуг. В экономической теории это явление получило название «морального искушения» (moral hazard).

4.Ограничения конкуренции производителей медицинс­ких услуг. Первый фактор, сдерживающий конкуренцию, - необходимость построения иерархической системы оказания стационарной помощи. Во многих странах сеть больниц построена по принципу разделения уровней оказания стационар­ной помощи. Относительно простые случаи концентрируются в небольших стационарах, приближенных к месту жительства людей, более сложные - в крупных региональных и централь­ных медицинских центрах. Разные уровни оказания помощи обычно различаются по оснащению, квалификации персонала и набору услуг. Неоднородность стационаров сужает сферу потенциальной конкуренции.

Второй фактор - ограничение притока трудовых и материальных ресурсов. Право на медицинскую практику получают только врачи, чей уровень подготовки отвечает уста­новленным требованиям.

Больницы и другие медицинские учреждения должны быть укомплектованы и оснащены на основе действующих стандар­тов. Нередко в стандарт входят требования к минимальному объему сложных работ, требующих особой квалификации и постоянной практики. Например, в США больница не имеет права делать хирургические операции на открытом сердце, если в предшествующий год их было проведено менее 150. Соответ­ственно, такая больница не может претендовать на получение контракта.

В секторе амбулаторной помощи эти ограничения прояв­ляются намного слабей, чем в стационарной помощи. В большинстве западных стран (а в последние годы - в Чехии, Словакии, восточных землях Германии) основная часть амбула­торной помощи оказывается независимыми индивидуальными и групповыми врачебными практиками. Они конкурируют между собой за привлечение пациентов.

В российском здравоохранении формирование конкурент­ной среды ограничивается не только вышеприведенными факторами, но и проводимой десятилетиями линией на развитие преимущественно крупных форм оказания медицинской помощи (крупные многопрофильные больницы, специализированные стационары, консультативно-диагности­ческие центры). Это не всегда оправдано. Особенно остро стоит проблема подавления конкуренции в сфере амбулаторно-поликлинической помощи.

Перечисленные факторы ограничивают, но не исключают конкуренцию производителей медицинских услуг. Конкуренция возможна между учреждениями разной территориальной и ведомственной принадлежности, между стационарами и поликлиниками, стационарами разной мощности и оснащенности. Поэтому актуальным остается поиск механизмов, стимулирующих конкуренцию производителей медицинских услуг.

2 вопрос: Следствие главных специфических характеристик рынка медицинских услуг, ограничивающие возможности рыночной самонастройки в сфере здравоохранения.

1. Информационная «асимметрия» в сочетании с возможностью нерационального поведения потребителя повышают вероятность формирования затратного механизма в здравоохранении. Производители медицинских услуг в рыночной среде не имеют достаточных ограничителей для рационального использования ресурсов. Они могут расширять объем услуг, чтобы обеспечить загрузку имеющихся мощностей (коечного фонда, медицинского оборудования и т.д.) и увеличить свой доход. Если этим процессом не управлять, то будет расти удельный вес дорогостоящих видов медицинских услуг и общие затраты на случай лечения. Снизится заинтересованность в профилактике заболеваний и использовании относительно простых, но эффективных медицинских технологий.

2. Специфика рынка медицинских услуг определяет воз­можность противоречия между действиями, направленными на повышение локальной и структурной эффективности. Локальная (внутренняя) эффективность характеризует резуль­таты использования ресурсов в конкретной медицинской организации. Структурная эффективность характеризует результаты использования ресурсов в системе здравоохранения в целом.

В условиях, когда решения об объеме и составе услуг прини­мают сами их производители, оплата деятельности медиков за конкретную услугу ведет к увеличению объема услуг в расчете на единицу затраченных ресурсов. Локальная эффективность функционирования медицинских организаций повышается. Что же касается структурной эффективности, то рыночные меха­низмы не обеспечивают ее автоматического повышения. Заинтересованность конкретного медика в наращивании объема услуг не всегда ведет к повышению конечных результатов работы системы в целом. Если, например, стационар наращивает объем случаев, не требующих стационарного лечения, (ситуация характерная для Российского здравоохранения), то возникает противоречие между интересами стационара и системы в целом: растет внутренняя эффективность работы стационара, но при этом распределение ресурсов становится все более затратным, усиливаются структурные диспропорции.

3. Для повышения структурной эффективности необходимо обеспечить целенаправленное управление объемами и структурой оказания медицинской помощи, оказываемой населению. Субъекты управления могут быть разными в зависимости от господствующего принципа финансирования здравоохранения. В самом общем виде это может быть финансирующая сторона, то есть организация, заказывающая объемы медицинской помо­щи у производителя медицинских услуг и оплачивающая эти объемы. Финансирующая сторона должна спланировать оказание медицинской помощи, обеспечить оптимальное соотношение между отдельными ее видами, заи­нтересовать медиков в наиболее рациональном использовании ресурсов.

4. Особое значение доступности и равенства в получении медицинской помощи диктует необходимость специфических форм государственного регулирования. Прежде всего, государство берет на себя финансирование значительной части медицинской помощи населению. Для этого используются механизмы пере­распределения доходов - на основе общего налогообложения или целевых налогов на нужды здравоохранения. Кроме того, государство берет на себя прямое оказание части медицинской помощи - не только тех видов, которые обладают свойствами «общественных благ», но и услуг, потребление которых носит индивидуальный характер.

Государство в той или иной форме регулирует цены в системе общественного здравоохранения, устанавливает стандарты медицинской помощи для защиты пациентов, осуществляет лицензирование медицинских организаций, планирует трудовые и материальные ресурсы и осуществляет множество других ре­гулирующих функций. Большинство из этих функций определя­ются стремлением государства нейтрализовать «ошибки» рынка.

Крайности вмешательства государства.

1.Необходимость государственного регулирования здраво­охранения может рассматриваться как полное огосударствление здравоохранения, то есть формирование системы, основанной на господстве административных методов управления. Основные черты такой системы:

Все медицинские организации находятся в собственности государства и напрямую управляются органами исполнительной власти (органами управления здравоохранением);

Орган управления планирует сеть государственных учреж­дений, основываясь на установленных сверху нормативах;

Доминирующий метод финансирования формируется в расчете на ресурсные показатели (коечный фонд, число медицинских работников и прочее);

Права государственных учреждений на свободное манев­рирование ресурсами ограничены;

Договорные отношения между финансирующей стороной и медицинской организацией отсутствуют.

При этом сни­жается роль экономических методов управления. Медицинские организации ориентируются только на систему нормативов, доводимых органами управления здравоохранением, и лишены экономических стимулов к расширению объема деятельности и повышению качества медицинской помощи.

Господство административных методов управления в сочетании с финансированием на основе ресурсных показателей является основой экстенсивного развития здравоохранения. Такой тип развития основан на достижении поставленных результатов только за счет наращивания трудовых и матери­альных ресурсов.

Его противоположностью является интен­сивный тип развития, при котором планируемые результаты достигаются не столько за счет дополнительных вложений, сколько за счет более эффективного использования имеющейся ресурсной базы.

Рынок медицинских услуг - это рынок, который удовлетворяет потребности людей в сохранении и улучшении здоровья. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества. По условиям и месту оказания медицинские услуги можно разделить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и других учреждениях здравоохранения. Виды медицинских услуг. Медицинская услуга может быть простой, сложной, комплексной. Кроме того, различают стандартные и индивидуальные медицинские услуги.

Стандартные медицинские услуги в основном оказываются по унифицированной технологии для подавляющего большинства пациентов и имеют относительно устойчивое ценообразование.

Индивидуальные медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Они имеют 13 дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие индивидуальность затрат при их выполнении. Специфические особенности медицинских услуг:

неосязаемость;

неотделимость от источника получения услуг;

несохраняемость;

вариабельность качества оказываемой медицинской услуги;

неоднозначность оценки результата медицинской услуги;

медицинская услуга - это продукт не только производителя (врача), но и потребителя (пациента).

Неосязаемость. Медицинскую услугу невозможно увидеть, услышать, потрогать, осязать до момента ее потребления.

Неотделимость от источника получения услуги. Процессы предоставления и потребления медицинских услуг не отделимы друг от друга ни в пространстве, ни во времени. Оказание медицинской услуги требует личных контактов производителя и потребителя, т.е. в подавляющем большинстве случаев оказание медицинской помощи требует непосредственного участия в этом процессе не только медицинских работников, но и пациентов - потребителей медицинских услуг.

Несохраняемость. В отличие от товаров как медицинского, так и немедицинского предназначения, которые сначала производятся, затем какое-то время хранится на складе, медицинская услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

Вариабельность качества оказываемой медицинской услуги. Согласно формулировке, предложенной ВОЗ, качество медицинских услуг - это совокупность их характеристик и свойств, имеющих эмпирическую природу и способность удовлетворять установленным требованиям. В диагностическом, тактическом и технологическом аспектах качество медицинских услуг может колебаться в широких пределах. Оно зависит прежде всего от квалификации врача, оснащенности лечебно- профилактического учреждения, доступности медицинской помощи, времени и места оказания услуги, от того, кто является ее потребителем, и многих других факторов.

Неоднозначность оценки результата медицинской услуги. Медицинскую услугу не всегда можно оценить только положительно: например, при ампутации ноги пациенту мы получаем положительный медицинский и социальный эффект: больной остался жив и сможет выполнять какую-либо работу в специально созданных условиях. Но он стал инвалидом - это отрицательный эффект.

Медицинская услуга - это продукт не только производителя (врача), но и потребителя (пациента). Качество медицинской услуги формируется в результате согласованных действий врача и желания пациента получит пользу, с реально ощутимым восприятием от ее потребления.

Рынок медицинских услуг имеет свои, присущие только ему особенности, к которым можно отнести следующие:

на рынке медицинских услуг выступают три группы субъектов: производитель, продавец медицинских товаров и услуг (медицинское учреждение, врач), покупатель (пациент, работодатель, государство), посредник - территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации.

в отличие от других рынков производитель медицинской услуги и ее продавец выступают, как правило, в одном лице;

выраженный сезонный характер спроса на медицинские услуги;

особенности территориальной сегментности (дифференциация) рынка медицинских услуг и высокой изменчивости рыночной коньюнктуры в зависимости от уровня и структуры заболеваемости населения данного региона (эпидемии, экологические и техногенные катастрофы, эндемичность территории по тем или иным заболеваниям и др.);

сложная структура спроса на медицинские услуги, связанная с необходимостью их персонификации и индивидуализации:

способность продавца медицинских услуг одновременно влиять на спрос и на предложение (проводя необходимые или дополнительные исследования, врач устанавливает диагноз, определяя, таким образом, спрос пациента на конкретные медицинские услуги и одновременно оказывая эти услуги, удовлетворяет спрос, т.е. формирует предложение);

ажиотажный спрос на медицинские услуги со стороны пациентов (стремление пациента в силу каких-либо психологических причин настоять на дополнительном обследовании, получении дорогостоящих лекарств и др.)

здравоохранение - это сфера, где существует высокая степень доверия к продавцу (врачу);

особые требования, предъявляемые к качеству и безопасности медицинских услуг;

высокая приоритетность и социальная значимость медицинской услуги;

отсутствие четкой связи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом;

приоритет социальной и медицинской эффективности и второстепенная значимость экономической эффективности.

Здравоохранение обладает рядом характеристик, которые порождают особенности действия рыночных механизмов в этой сфере. Эти характеристики выражают общественную значимость потребности людей иметь хорошее здоровье, а также специфику производства и потребления медицинских услуг.

Особенности рынка начинают проявляться в самом товаре - медицинской услуге, которая обладает следующими отличительными свойствами:

– неосязаемость (пациент не может заранее знать результаты посещения врача);

– неотделимость от источника оказания услуги (пациент получает уже не ту услугу, если попадет к другому врачу);

– непостоянство качества (качество медицинской услуги может колебаться в широких пределах);

несохраняемость во времени (невозможно разделить процесс производства и потребления, нельзя заготавливать и складировать услуги).

Медицинская услуга – своеобразный продукт потребления, предполагающий активное участие самого потребителя в достижении результата (выздоровление пациента не может быть достигнуто, если действия врача не находят поддержки со стороны больного). Кроме того, непосредственным объектом купли-продажи становятся не конечные результаты деятельности, а условия их достижения – затраты.

Во многом особенности медицинских услуг определяют и особенности рынка медицинских услуг, среди которых можно выделить основные:

1. Многие медицинские услуги представляют собой не частные, а общественные или квазиобщественные блага . Например, санитарно-гигиенические мероприятия неизбежно становятся достоянием больших групп населения. Возникает эффект «безбилетного пассажира»: люди получают блага, но не платят за них. Некоторые медицинские услуги порождают значительный «внешний эффект» . Услуга оказывается конкретному лицу, но ее полезный эффект ощущают многие другие люди. Возникает полезность для третьих лиц. Классическим примером являются услуги по предотвращению инфекционных заболеваний. Так, прививки против кори несут выгоду не только привитым людям, но и обществу в целом, поскольку ограничивается распространение этого заболевания. Эти изъяны рынка выражаются в том, что ориентация только на платежеспособный спрос не будет обеспечивать удовлетворение общественных потребностей. Следовательно, рыночный механизм будет производить подобные медицинские услуги в недостаточном для общества объеме. Поэтому требуются специальные меры государственных субсидий частным производителям этих услуг, либо оказание этих услуг государственными медицинскими организациями.

2. Другая особенность производства медицинских услуг связана с ограниченностью конкуренции . Эти ограничения проявляются в том, что, во-первых, уникальность, индивидуальность, неоднородность медицинских услуг делает трудным сравнение цены и качества (моему соседу, возможно, нравится, как лечит его доктор, но если мои болезни отличаются от болезней соседа, то еще неизвестно, буду ли я доволен этим врачом). Во-вторых, особенности профессиональной этики медицинских работников, когда осуждается открытое проявление конкуренции. Часто конкретные объемы рынка медицинских услуг (деревня, поселок, небольшой город) порождают естественную монополию. Появление второго врача или второй больницы в небольшом поселке имеет смысл, если они способны предложить услуги на гораздо лучших условиях. Но тогда первые окажутся вытесненными с рынка. Потребители получают выбор, но это будет достигнуто за счет увеличения затрат по сравнению с необходимым уровнем.

3. Следующая особенность обусловлена ограниченностью информации при производстве и потреблении медицинских услуг. Взаимоотношения врача и пациента – классический пример информационной асимметрии . В этих условиях информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из ее участников. Во-первых, больной человек как потребитель медицинских услуг не обладает теми знаниями, которые позволили бы ему оценить объем и цену приобретаемых услуг. Ему трудно выбрать врача, способного предоставить услуги по более низкой цене. Во-вторых, во многих случаях пациент не может осуществлять рациональный выбор необходимых услуг уже в силу своего болезненного состояния, а иногда и в результате временной или полной недееспособности. В третьих, в отличие от обычных рынков, в здравоохранении производитель, а не потребитель определяет объем предоставляемых благ. Врачи выступают в двух лицах - как агенты пациентов, определяющих меру их потребностей и объем необходимых услуг, и как производители этих услуг. Врачи могут преувеличивать объем необходимых процедур, исключать дешевые услуги и заменять их более дорогими.

4. Риски и неопределенность потребительских ожиданий. Спрос на медицинские услуги во многом носит случайный характер. Каждый человек должен учитывать, что существует риск заболевания и связанных с ним затрат. Размер этих затрат может быть весьма значительным, если покупать медицинские услуги в момент появления потребности в них. Чтобы избежать больших единовременных затрат, человек в ситуации неопределенности склонен прибегать к различным формам страхования. Однако наличие медицинского страхования может поощрять людей предъявлять больший спрос на медицинские услуги и вести к увеличению затрат на медицинское обслуживание. Эту ситуацию можно изобразить на графике следующим образом (рис.1).

Если бы застрахованный пациент полностью оплачивал цену медицинской услуги (Р 1), то спрос был бы равен – Q 1 . Так как пациент оплачивает лишь часть цены (на уровне Р 2), то спрос составит Q 2 .

Страховая компания оплатит увеличение спроса по цене Р 1 . При росте спроса с Q 1 до Q 2 расходы страховой компании измеряются прямоугольником ABEC, полученная потребителем выгода – треугольником АВС. Дополнительные расходы превышают дополнительные выгоды на треуголь-

Рынок медицинских услуг по своим характеристикам значительно отличается от рынка совершенной конкуренции и в большей степени приближается к рынку монополистической конкуренции. Ограничения конкуренции и информации, при прочих равных условиях, часто ведут не к уменьшению цены при росте предложения, а наоборот, к росту цены. Это означает: увеличение числа врачей автоматически порождает и спрос на медицинские услуги. К тому же большинство медицинских услуг характеризуется низкой ценовой эластичностью спроса (коэффициент эластичности 0,3 - 0,7), что также означает слабое реагирование спроса на изменение цены.

Таким образом, особенности действия рыночных механизмов в здравоохранении порождают тенденцию к недопроизводству медицинских услуг или неоправданно высокому расходу ресурсов на единицу услуг. В то же время в здравоохранении большое значение имеет господствующее в обществе представление о справедливости в получении медицинских услуг, в доступности медицинского обслуживания. Во многих странах мира стремятся к тому, чтобы распределение ресурсов и льгот в сфере охраны здоровья населения соответствовало определенным нравственным критериям. Поэтому чрезвычайно важно видеть и понимать социально приемлемые границы рыночных отношений в здравоохранении.

Необходимо отметить наличие дополнительных барьеров для производителей медицинских услуг при их выходе на рынок: необходимость получения лицензии, частые аттестации, аккредитации и т.п. Это связано с тем, что динамический спрос, появление новых потребностей и "ниш" на рынке медицинских услуг и сопутствующих товаров активно привлекают в эту сферу новых специалистов и псевдоспециалистов.

«Провалы» рынка диктуют необходимость формирования квазирыночных отношений в здравоохранении (см. табл.). Эти отношения заметно отличаются от классической рыночной модели. По существу, речь идет о конструировании рынка с использованием некоторых инструментов предпринимательского поведения для обеспечения приоритетных задач политики здравоохранения.

Ограниченная роль ценового фактора. Потребители медицинских услуг в общественных системах здравоохранения либо совсем не платят за них, либо делают фиксированные соплатежи, размер которых установлен законодательством. В этой ситуации их предпочтения реализуются финансирующей стороной - страховщиком в системе ОМС или органом государственного управления в бюджетных системах здравоохранения.

Ограниченное развитие коммерческого сектора. На этом рынке действуют преимущественно некоммерческие организации, в деятельности которых, по сравнению с коммерческими организациями, относительно слабо отражены мотивы повышения доходности. Во многих странах расширяется использование механизмов, свойственных коммерческому сектору, на основе повышения автономии поставщиков медицинских услуг, повышения их финансовой ответственности за результаты своей деятельности.

«Провалы» рынков медицинских услуг и медицинского страхования

Конкуренция в ситуации твердого бюджета здравоохранения. Системы бюджетного финансирования имеют твердый бюджет, в системах ОМС также устанавливается бюджет или действуют ограничения на приток средств за счет повышения страховых взносов. Государство осуществляет финансовый контроль за ресурсами здравоохранения. Как следствие - отсутствует конкуренция здравоохранения с другими отраслями в привлечении средств потребителей.

Сохранение сильного государственного регулирования системы финансирования и оказания медицинской помощи. Элементы рыночных отношений сочетаются с сохранением государственного регулирования здравоохранения. Наиболее важные его элементы - обеспечение равенства в доступности медицинской помощи для всех групп населения, планирование сети медицинских организаций, их лицензирование и аккредитация, управление системой договорных отношений, комплекс мер по сдерживанию затрат.

Возможны рыночные структуры с одним или множеством покупателей медицинской помощи. В первом случае действует один страховщик или один орган государственного управления, который реализует функцию закупки медицинской помощи на общенациональном уровне. Во втором случае - несколько таких организаций. Они осуществляют свои операции по-разному: либо при жестком территориальном закреплении обслуживаемого населения, либо могут распространять свою дея­тельность на любые локальные рынки. В последнем случае возникает своя «развилка». Один вариант: покупатели медицинской помощи закрепляют за собой местные рынки решением правительства. Например, во Франции автономные территориальные отделения национальной больничной кассы (они выполняют функции страховщика по ОМС) получают право на обслуживание населения соседних территорий. Другой вариант: страховщики свободны в выборе сферы своей деятельности и могут конкурировать за потребителей. Именно последний вариант является главным объектом конструирования квазирыночных отношений, который активно используется в системе добровольного медицинского страхования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика рынка медицинских услуг. Современное понимание здоровья. Экономический, социальный и институциональный аспекты медицинских услуг. Взаимодействие спроса и предложения. Интересы субъектов рынка. Современное состояние российского рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Организации оказания медицинских услуг в России. Правовое регулирование оказания медицинских услуг на платной основе. Пути расширения ассортимента платных медицинских услуг Государственного бюджетного учреждения здравоохранения, повышение их качества.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2017

    Продукты на рынке медицинских услуг. Стоматологический рынок медицинских услуг. Способы ценообразования на стоматологические услуги. Установление "жесткого" прайса на все виды работ. Установление цен на работы с использованием коэффициентов сложности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Проектирование факторного анализа трудовых ресурсов. Анализ объемов продаж медицинских услуг, эффективности использования основных производственных фондов, оборотных средств, труда и заработной платы. Анализ прибыли и рентабельности медицинских услуг.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2013

    Анализ порядка взаимоотношения плательщиков и медицинских учреждений в Санкт-Петербурге. Этапы формирования счёта за медицинскую услугу. Разработка регламента службы. Совершенствование алгоритма выставления и оплаты счета на оплату медицинских услуг.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2015

    Спрос и предложение на рынке медицинских услуг. Закон спроса и предложения. Практическое применение теории эластичности. Теория потребительского поведения. Факторы, влияющие на поведение покупателя. Нормативные документы медицинских услуг Казахстана.

    презентация , добавлен 21.12.2013

    Механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции и других). Неценовые факторы спроса. Суть закона изменения предложения. Особенности рынка медицинских услуг. Факторы, влияющие на спрос и предложение.

    презентация , добавлен 11.11.2015

Рис. 8.5. Основные характеристики рынка медицинских услуг

Рис. 8.4. Производство и потребление товаров и медицинских услуг

Рис. 8.3. Свойства медицинских услуг

Рис. 8.2. Этапы становления рынка медицинских услуг

На этапе самообеспечения человек (Рис. 8.2.а), наделенный опытом «примитивного врачевания» использовал его наряду с другими способами обеспечения своей жизнедеятельности. Лекарь рассматривал свое окружение как потенциальных «покупателей» медицинских услуг.

Концентрация усилий врачевателя на избранном способе удовлетворения своих нужд способствовало накоплению опыта, улучшению качества лечения, обмену медицинских услуг на товары и услуги других сфер человеческой деятельности и способствовала становлению второго этапа – децентрализованного обмена (Рис. 8.2.б). В условиях децентрализованного обмена, врачеватель – продавец медицинских услуг, а потребитель услуг (больной) – человек, нуждающийся в сохранении здоровья. В условиях децентрализованного обмена производители медицинских услуг представляют продукт своей общественно-полезной деятельности (врачевание) для продажи, одновременно обменивая его на необходимые товары (услуги).

Самообеспечение и децентрализованный обмен существуют и сейчас в форме «частной медицинской практики».

Третьим этапом в становлении рынка медицинских услуг является этап централизованного обмена (Рис. 8.2.в). Здесь в сферу деятельности продавец-потребитель (врач-больной), внедряется посредник («купец»), занимая место в центре ранее сложившихся отношений, а система оказания медицинской помощи приобретает следующую структуру: продавец медицинских услуг (врач) → купец или посредник (в т.ч. страховая компания или государство) → потребитель (больной).

Расслоение общества на классы, богатых и бедных, необходимость врачевания и его дороговизна, прогрессирующая недоступность врачевания для больших групп людей с малым материальным достатком, явились причиной внедрения в свободный рынок врачевания сначала религиозных, затем общественных и страховых организаций, а затем и государства. Религиозные, общественные, государственные фонды, используя известные механизмы, депонировали определенную часть продукта человеческой деятельности или его эквивалента, приобретая для членов общества доступное или бесплатное врачевание, выполняя функции посредника . Последние изучают исходный статус состояния здоровья потребителя медицинских услуг, определяют ресурсную базу (создают свои больницы или оплачивают услуг сторонних учреждений и врачей), формируют стандарт медицинских услуг, оценивают конечный статус здоровья их потребителей, с учетом которого, производят оплату. Так в Киево-Печерском монастыре (≈1090 г.) работал врач Агапит, который оказывал медицинскую помощь населению бесплатно. «И услышали о нем в городе, что в монастыре есть некто врач, и многие больные приходили к нему и выздоравливали». В «Изборнике Святослава» (XI в.) содержится указание монастырям приглашать к больным врача («аще лечец прилучится») и уплачивать ему за труд. Необходимо отметить, что культовые организации, общественные фонды, государство, выполняя функции посредника, реализуют концепцию равных возможностей и социальной справедливости при оказании медицинской помощи населению.


Функционирование рынка медицинских услуг базируется на трех основных принципах: эквивалентности (соотношения затрат и получаемых благ), возмездности (выполнение работ в обмен на другие блага), взаимовыгодности (участникам рыночных отношений должно быть выгодно устанавливать хозяйственные контакты с контрагентами).

В схеме рыночных отношений в здравоохранении, можно выделить четыре группы основных участников рынка, между которыми реализуются основные виды хозяйственных связей и экономических отношений (Рис. 2.1).

Первая группа – население и семьи. Они продают принадлежащие им ресурсы на соответствующих рынках, платят налоги государству, получают от него социальные трансферты, приобретают товары и услуги на потребительских рынках, распоряжаются деньгами.

Вторая группа участников рынка – медицинские организации, участвующие в оказании медицинских услуг и реализации товаров медицинского назначения. В литературе по экономике здравоохранения укрепилось устойчивое понятие «медицинский субъект».

Третью группу участников рынка составляют финансово-кредитные организации. Медицинские субъекты и люди хранят свои деньги в банках и у них же берут кредиты.

Четвертая группа участников рынка – это государство. Оно является одним из активных и полноправных участников рынка. Нужно заметить, что наибольшую активность государство имеет в тех сферах экономики, где рыночные отношения недостаточно развиты, или их действие не приносит должного общественного результата. Как раз такой сферой является здравоохранение. Государство заинтересовано в привлечении медицинских субъектов к выполнению разработанных им программ в области охраны здоровья населения.

Важным составляющим медицинского рынка является определение услуги, задействованной в нем. Однако, несмотря на развитие здравоохранения и усиление его в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение медицинской услуги.

С.И. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет услугу, как действие, приносящее пользу другому. Также считается, что услуга – это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Однако определения, имеющие большое значение в экономике вообще, могут не всегда подходить к проблемам экономики здравоохранения, в частности. Например, если пациент находится в бессознательном состоянии, то он не может дать согласие на медицинскую помощь, а тем более на ее оплату. Больному необходимо оказать помощь, но возникает вопрос, кто будет за нее платить и в каком объеме?

При ответе на вопрос, что заставляет потребителя, продавца или предприятие интересоваться определенным продуктом, мы наталкиваемся на весьма значительное в теории обмена, но мало конкретное понятие пользы. Бывает польза потребителя и польза производителя. Под пользой потребителя (пациента) можно подразумевать субъективно оцениваемую способность продукта удовлетворять потребности в собственном здоровье. Польза производителя медицинской услуги (врача, больницы), обычно заключается в прибыли, росте предприятия, гарантии дальнейшей деятельности, оптимальной загрузке мощностей, престиже, повышении качества здоровья пациента и т.п.

Существует ряд определений медицинской услуги. Все они являются точкой зрения их авторов, но лишь немногие действительно отражают сущность медицинских услуг. Проанализируем определение: «Стоматологическая услуга – это любая деятельность или благо, которую одна сторона (стоматологическая клиника, врач-стоматолог), может предложить другой (пациенту)» (Л.Н. Тупикова, С.Е. Тупиков, 2002). Мы считаем, что такое определение недостаточно отражает направленность услуги на здоровье человека. Так если врач-стоматолог предоставит транспорт пациенту для доставки его на прием или стоматологическая клиника продаст другой стороне пасту для чистки зубов (экономические блага) – это вряд ли будет стоматологической услугой.

Следующая дефиниция характеризует медицинскую услугу уже как «профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума» (А.В. Решетников, 2003). Такое определение отражает ориентированность медицинской услуги на здоровье человека. Но, при несомненной правильности такого постулата, в определение медицинской услуги, необходимо заложить и такое понятие, как польза .

Оказание медицинской услуги, как это ни парадоксально, но не всегда может быть направлено только на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума. По ряду данных, в США около 2 тыс. девочек-подростков в год подвергают себя операции по увеличению груди, а в 1998 г. количество таких операций увеличилось вдвое по сравнению с 1992 г. Немецкий журнал «Шпигель» отмечает, что в Германии по приблизительным оценкам, проводится ежегодно от 300 тыс. до 500 тыс. косметических операций в год. При этом сегодня косметические операции и лазерную шлифовку кожи уже предлагают зубные врачи, гинекологи и дерматологи – дабы компенсировать уменьшение гонораров от больничных касс. Число клиентов, пострадавших от косметических операций, выросло в 10 раз по сравнению с восьмидесятыми годами. Среди них есть пациенты со шрамами на лице, ослепшие после операции, зафиксирован даже летальный исход. Известен случай комы после удаления жира, а также самоубийства после неудавшейся косметической операции. Все это явно не способствует сохранению или поддержанию оптимального уровня здоровья. А в некоторых случаях, оказание медицинской услуги по желанию клиента, возможно, нанесет последнему, в дальнейшем, довольно ощутимый вред здоровью, но субъективно, в какой-то момент времени, человек может извлечь из этого пользу.

В связи с вышесказанным мы (С.А. Столяров, 2003) так определяем медицинскую услугу: «Медицинская услуга – это какое-либо профессиональное действие, направленное на изменение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом), в той или иной форме ».

У индивидуума может возникнуть ряд особых потребностей, которые он может удовлетворить с помощью медицинской услуги, в т.ч. получить услуги косметической хирургии: гименопластику (пластика девственной плевы); циркумцизию, выполняемую в ходе операции препуциотомии при ритуальных обрезаниях крайней плоти (у мусульман, иудеев); увеличить объем молочной железы (часто по коммерческим соображениям пациентки). Хотя непосредственно медицинских показаний к операции в перечисленных случаях может и не быть, но эти услуги обладают потребительской полезностью для пациента и он готов за них платить деньги.