Деятельность по производству материальных благ услуг. Способ производства материальных благ общества и экономические отношения. Потребительские и производственные блага

15.07.2019 Снилс

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Процесс производства предлагает, по крайней мере, три условия: кто будет делать, с чего и с помощью каких средств. Поэтому основные факторы производства - труд, земля, капитал - всегда глубоко исследовались экономической наукой.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы с целью удовлетворения своих потребностей. Иначе говоря, цель работы - получение конкретного результата - продукта или услуги. Итак, производительным трудом, по мнению Альфреда Маршалла, можно назвать любой труд, за исключением той, которая не достигает поставленной цели, а следовательно, и не создает никакой полезности. Человек, совершающий работу, - это рабочая сила, то есть совокупность интеллектуальных, физических и духовных способностей, реализуемых в процессе производства определенных полезностей.

Рабочая сила - активный и динамичный фактор производства. Самая совершенная система машин, жидкие земельные ресурсы остаются потенциальными факторами, пока их не пустит в ход человек. Чудеса, которые делают современные средства дальней связи, компьютерные системы, с помощью которых люди решают уникальные научные фундаментальные и прикладные задачи, использования персональных компьютеров в бытовых целях - все это следствие программ, разработанных человеком и заложенных в современные машины. Без человеческого труда, одухотворяет, они останутся невостребованными, не работать и не накормят людей. Только творческая, интеллектуальная и физическая работа способна превратить их в средства создания материальных благ и услуг.

Вместе с тем рабочая сила - фактор производства, эффективен только в совокупности с вещественными факторами - предметами и средствами труда. Предмет труда - это, прежде всего, вещество природы, на которую направлен труд человека. Особое место здесь занимает земля. Земля - главное средство производства в сельском хозяйстве, кладовая полезных ископаемых для людей, источник жизни всего живого на планете. Можно утверждать, что в некотором смысле существуют только два фактора производства - природа и человек.

Другой вещественный фактор производства - средства труда, то, чем человек действует на предметы труда. Главное место среди средств труда занимают орудия труда - современные станки, машины, оборудование и их системы. Вещественные факторы принято называть средствами производства, а вместе с рабочей силой - производительными силами общества. Жизнедеятельность людей всегда, и особенно в современных условиях, происходит в процессе разделения труда и его кооперации. Без тесного взаимодействия людей разных профессий в рамках национального хозяйства, без международной экономической интеграции, все более углубляется, современная экономика не может более или менее эффективно развиваться. Результате углубленной экономического взаимодействия, формируется определенный тип производственных отношений между людьми.

Сама марксистская констатация способа производства как единства производительных сил и производственных отношений вряд ли уязвимой для серьезной критики. Конечно, если абстрагироваться при этом от приоритета классового подхода и политических выводов, вытекающих из концепции Карла Маркса. В современных условиях, когда человек осознал себя и свою жизнь как космическое явление, создателем и субъектом ноосферы - сферы разума, общечеловеческие ценности выдвигаются на первый план, становятся определяющими, как и проблемы, решение которых возможно только усилиями всего мирового сообщества. Это глобальные общечеловеческие проблемы - сохранения среды обитания человека, обеспечение людей продовольствием, энергией, сырьем, рациональное освоение ресурсов земли, Мирового океана, космосу.

Характер сочетания вещественных и личных факторов в различных экономических системах имеет свои особенности. Решающую роль играет собственность на средства производства. Когда средства производства принадлежат непосредственному производителю, характер сочетания вещественного и личного факторов является прямым, непосредственным. Если же рабочая сила лишена средств производства, то характер сочетания другой. И здесь возможны два варианта - насилие и интерес. Насилие свойственное эпохе рабовладения и тоталитарным режимам, а интерес - договорной или рыночной системе. В рыночной системе рабочая сила, средства производства превращаются в объект купли-продажи, то есть на капитал.

В экономической теории категория «капитал» занимает особое место, поэтому дискуссии о ее природе не прекращаются уже не одно столетие. Марксизм рассматривал капитал с классовых позиций как стоимость, что создает для капиталиста прибавочную стоимость. Дополнительная стоимость - результат неоплаченного и присвоенного труда наемных работников. Капитал в марксистской интерпретации - экономическая категория, выражающая исторически определенные общественно-производственные отношения между классом капиталистов и наемной рабочей силой. Вещественные факторы производства, как рабочая сила, только в условиях капиталистической собственности превращаются в капитал, поскольку выражают отношения эксплуатации и угнетения в классово-антагонистическом обществе. Характер сочетания этих факторов здесь - экономическое принуждение, что лишь внешне напоминает отношения равных товаровладельцев.

По-другому рассматривают сущность капитала другие экономические школы. Чаще капитал считают внеисторическая категорией. Давид Рикардо называл капиталом орудия первобытного охотника. По мнению Адама Смита, воплощением капитала имущество, из которого его владелец рассчитывает изъять доход. Жан Батист Сей, развивая идеи Адама Смита о сущности капитала, рассматривал труд, землю и капитал как самостоятельные источники доходов соответствующих классов при капитализме. Альфред Маршалл относил к капиталу весь «накопленный запас средств для производства материальных благ и для достижения тех выгод, которые обычно считаются частью дохода». Он утверждал, что «значительную часть капитала составляют знания и организация, причем одна часть находится в частной собственности, а другая - нет». Излишне приводить здесь точки зрения других экономистов - Джона Кларка, Джона Дьюи, Пола Самуэльсона, поскольку их интерпретация капитала, отличаясь деталями, в целом совпадает с приведенным выше концепциями.

Необходимо вспомнить концепцию «человеческого капитала», что приобретает исключительную актуальность именно сейчас в условиях повышения роли интеллектуального труда в современном производстве. Эта концепция - развитие идеи Альфреда Маршала о роли знания как воплощение значительной части капитала. Интеллект, знания, высокий профессиональный уровень - это накопленный «человеческий капитал», что, реализуясь в повседневной деятельности людей, обеспечивает им получение высокого дохода. Поэтому вложение средств в образование, науку, культуру - это инвестиции в «человеческий капитал», как главный двигатель научно-технического прогресса. Было бы очень хорошо, если бы в Украине не только экономисты, но и политики поняли эту истину. В противном случае, обеднению «человеческого капитала», а тенденция эта, к сожалению, сказалась довольно заметно, обрекает Украину на деградацию и застий.

Между тем в постиндустриальном обществе интеллект, знания, информация, порождая новые производственные и социальные технологии, выводят человечество на более высокий уровень, выше степень общественного прогресу.

Современные средства производства - это накопленные знания, овеществленная информация. Бурное развитие информатики, объединяющей процессы создания, передачи, хранения и использования информации, развитие средств глобальной связи через систему «Интернет», новые информационные технологии (еще вчера они казались фантастикой, а в современных условиях реальной действительностью постиндустриальных стран) - все эти факторы стали мощным катализатором прогресса общества.

Речь идет о предпринимательстве, специфический вид творческой работы в сфере хозяйственной деятельности. Предпринимательство - самостоятельная инициативная деятельность граждан и юридических лиц, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность.

Предприниматель - человек, который имеет уникальные способности и качества, реализуемых в хозяйственной деятельности. Предприниматель - лидер, организатор, новатор. Это человек, который генерирует новые идеи, нацелена на инновации, способна определить и сформулировать цель, сплотить коллектив, направить его на решение поставленных задач. Воля и настойчивость - неотъемлемые черты настоящего предпринимателя, ответственность за принятое решение - его важное качество. Ему свойственна способность к риску, стремление обеспечить прибыль фирме, он схож с теми, кого называют бизнесменами. Однако предприниматель - это рыночное явление высшего качественного уровня. Известный экономист и социолог Йожеф Шумпетер считал, что прибыль для предпринимателя - лишь символ успеха. Главное для него вступить на неизведанный путь, где заканчивается привычный порядок.

Предпринимательство - это жизненный стержень, «состояние души», призвание, присущее лишь избранным. Процесс производства эффективен, если организовано взаимодействие всех факторов, дополняют и заменяют друг друга в определенных комбинациях. Предприниматель не только объединяет факторы производства, но и находит их эффективную комбинацию, опираясь при этом на «человеческий капитал» - ресурс уникального качества. Руководитель, который не способен создать команду, вдохновить людей стимулами, не обязательно только материальными, никогда не добьется успеха. Украина еще должна найти предпринимателей, талант и воля которых, умноженные на усилия всего народа, приведут страну к экономическому процветания.

Производственная функция, как добиться наилучшей комбинации факторов, как определить эффективность того или иного фактора в общем объеме произведенных благ? С этой целью используется производственная функция, отражающая количественную зависимость между полученным объемом производства и применяемыми производственными факторами. ее можно провести так:

Q - F (a), a2, а3, ... а).

где Q - объем производства продукции, а, а2, а3, ... ап - факторы производства.

Поскольку факторы взаимозаменяемы, то и на микро-и на макроуровне можно найти оптимальное соотношение между ними.

В экономической литературе известна производственная функция Дугласа-Кобба, отражающей зависимость объема производства от комбинации двух факторов - капитала и труда.

где Y - объем производства К - капитал; L - праця.

Это статическая модель. Она не отражает изменения, происходящие в сфере производства во времени, в том числе технический прогресс, совершенствование организации труда и производства, качественные изменения в сфере использования рабочей силы, предпринимательской деятельности и др.

Производственную функцию можно превратить в динамическую модель и выразить формулой

Y = F (К, L, Е, Т),

где Е - предпринимательская способность; Г-фактор времени с учетом технического прогресса.

В теории и практике используются и другие модели производственной функции.

Следовательно, значение производственной функции заключается в том, что она дает возможность определить оптимальное сочетание факторов производства на основании различных комбинаций, основанных на взаимозаменяемости факторов и возможности их альтернативного использования. экономический труд капитал предпринимательство

Итак, производство материальных благ - основа жизни человеческого общества. Производство осуществляется в хозяйственной деятельности человека. Производственная деятельность предполагает разделение труда, что обусловливает необходимость обмена деятельностью и ее результатами между участниками процесса производства. Поэтому производство - процесс общественный. В нем используются следующие факторы: труд, земля, капитал, предпринимательство, информация, наука. Характер сочетания факторов бывает непосредственное и опосредованное. Непосредственный характер сочетания факторов предусматривает частную (общественную) собственность на средства производства, когда орудия труда относятся непосредственному производителю. Во втором случае, когда средства производства отделены от непосредственного производителя, сочетание факторов опосредованное рыночным механизмом.

Производство материальных благ и услуг осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, что обусловливает возможность их альтернативного использования.

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.

1. Понятие производства и его факторы. Производительные силы.

2. Общественное производство. Общественный продукт и его формы.

3. Производственный потенциал общества и предел производственных возможностей.

Понятие производства и его факторы. Производительные силы

Процесс обмена веществ между человеком и природой, как это уже было отмечено в первой главе, осуществляется путем приспособления элементов природы к человеческому потребления. В процессе труда, а в общем определении - в процессе производства, происходит создание необходимых человеку материальных благ. Следовательно, производство - это процесс создания материальных благ, необходимых для обеспечения обмена веществ между человеком и природой для самого существования человека.

Производство, независимо от уровня его развития, всегда включает определенные факторы или компоненты. К этим факторам относятся: рабочая сила, предметы труда и средства труда.

Рабочая сила - это способность человека к труду. Это, другими словами, совокупность физических, умственных и интеллектуальных способностей, которыми обладает человек и которые она использует каждый раз, когда создает необходимые для своего существования блага. С развитием общества происходит и развитие рабочей силы. Человек формирует и развивает все новые и новые свои способности. Каждый новую ступень развития производства формирует и усложняет требования к человеку. В современных условиях человек имеет способность к управлению сложными технологическими процессами, самолетами, космическими аппаратами и т.

Но следует подчеркнуть, что развитие способностей, а значит, и развитие рабочей силы, обусловливается не только развитием вещественных факторов производства. Общественная форма организации последнего тоже способствует таким изменениям в рабочей силе. Скажем, рыночная экономика ставит на повестку дня и делает очень актуальным формирование у человека совокупности умений, которые реализуются в предпринимательских способностях. Огромное значение наличия данной способности, ее уровня и массового проявления в функционировании всего общественного производства даже подталкивает некоторых исследователей к выделению предпринимательской способности как особого фактора производства. Однако это, несомненно, является преувеличением, потому что такая здибнисть- лишь одна из форм проявления человеческих способностей, хотя и играет в рыночной экономике огромную роль.

Каждый человек является носителем рабочей силы, но если взрослый человек имеет, как правило, в полной мере развиты способности к труду, то ребенок или пожилой человек имеют ограниченные способности. В первом случае они еще недостаточно развиты, потенциальные, во втором - уже в значительной степени исчерпаны. Для того чтобы иметь определенные ориентиры в процессе использования рабочей силы, общество в законодательном порядке устанавливает возрастные границы человека, когда он полностью готовой, способной к труду. В нашей стране этот срок установлен от 18 лет до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин.

Рабочую силу еще называют личным фактором производства, подчеркивая, что именно человек, конкретное лицо является носителем способности к труду, то есть носителем рабочей силы. Довольно часто, особенно в трудах западных исследователей, рабочую силу называют еще человеческим ресурсом.

Этот ресурс, как и любой другой ресурс, тоже всегда ограничен. При этом с развитием человечества происходят определенные как положительные, так и отрицательные изменения этого ресурса. Они обусловлены многими причинами как планетарного, так и локального характера. Так, постепенно растет численность населения и в целом повышается его способность к труду через рост квалификации, образования, умений и тому подобное. Однако имеют место и такие негативные факты, как ухудшение общих условий существования человека (загрязнение окружающей среды, перенаселенность отдельных территорий и т.д.). Еще более заметным могут быть эти изменения на локальном уровне, где общепланетарные процессы усиливаются действием тех факторов, которые присущи конкретному обществу.

Рабочая сила является главным движущим элементом производства. Именно она в процессе своей реализации обеспечивает развитие всего общественного производства.

Предметы труда - это все то, на что направлена деятельность человека в процессе создания материальных благ. К предметам труда относятся как те элементы природы, которые человек впервые включает в процесс производства, так и те, которые уже были косвенные человеческим трудом. Примером последних может быть уголь, потребляющих для отримайня тепла, электроэнергии и т. Таким примером может быть металл, который используют во многих отраслях хозяйства для создания определенных материальных благ. Такие предметы труда называются сырье.

В целом же предметы труда или, как часто говорят, природные ресурсы постепенно исчерпываются. Уже в прошлом веке человечество столкнулось с нехваткой многих из них. Так, сегодня население многих стран страдает от недостатка воды, все чаще ученые говорят об ограниченности и не очень отдаленную для человечества перспективу исчерпания нефти, газа, угля и других энергоносителей. Все это ставит перед человечеством на повестку дня вопрос о рациональном использовании всех природным ресурсам.

Средства труда - это все то, что человек размещает между собой и предметом труда, или все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда в процессе создания материальных благ. К средствам труда можно отнести, например, инструмент, станки, оборудование и т. др. К общим средствам труда относятся также производственные помещения, дороги, железные дороги и т.

В совокупности тех предметов, которые принадлежат к средствам труда, как правило, выделяют особую их группу, а именно орудия труда. Они представляют ту часть средств труда, с помощью которых человек непосредственно воздействует на предметы труда. Именно они играют решающую роль в создании материальных благ и именно от них зависит эффективность человеческого труда. От уровня развития орудий труда зависит уровень взаимоотношений между человеком и природой. Именно эта их особая роль позволила К. Марксу высказать мнение о том, что экономические эпохи отличаются между собой не тем, что производится, а тем, как, какими орудиями труда производятся материальные блага.

Особым средством труда является земля. В сельскохозяйственном производстве она выступает и главным объектом, по поводу которых возникают производственные отношения.

Земля, как всеобщее средство производства, имеет не искусственное, а естественное происхождение. За очень редким исключением (например, создание польдеров в Голландии), она не является продуктом человеческого труда и к тому же всегда количественно ограничено. Часть земли используется человечеством в сельскохозяйственном производстве, которое без земли, по сути, невозможно. Земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, не так уж и много на земном шаре. Более того, с увеличением численности населения земного шара антропогенное давление на землю растет и ее определенная часть навсегда выходит из сельскохозяйственного оборота.

С этой точки зрения наша Родина щедро одаренная Божьей милостью, потому что мы имеем большую территорию (в Европе Украина самая большая по территории государство), значительная часть которой представлена равниной с благодатными условиями для сельскохозяйственного производства. При этом в Украине земли сельскохозяйственного назначения - это в основном черноземы, плодородные земли в мире. Этот дар следует хранить и очень экономно и бережно использовать.

Предметы труда, если их объединить со средствами труда, образуют средства производства. Это один из базовых и очень распространенных терминов политической экономии и экономической науки в целом. Но наряду с этим средства производства часто называют еще материальным, или вещественным, фактором производства. В западной литературе этот фактор еще часто определяют как материальные ресурсы. Отметим, что понятие или термин ресурсы все-таки более приемлем, чем факторы, ибо он указывает на их ограниченность.

Средства производства в сочетании с человеком, с его знаниями, умениями, навыками и т.д. образуют производительные силы. В этой совокупности рабочий, как носитель рабочей силы, является главным элементом. Именно он создает средства труда, открывает все новые и новые предметы труда, совершенствует процесс производства и, вообще, ведет себя как определяющий творческий и движущий элемент производительных сил.

Все составляющие производительных сил находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействия, а следствием функционирования производительных сил выступает все многообразие материальных благ, необходимых отдельному человеку и обществу в целом для обеспечения их нормального существования. Схематично составляющие элементы производительных сил представлены на рис.1.

Элементы, которые входят в структуру производительных сил, имеют определенный компенсирующий характер по отношению друг к другу, и это очень важный момент их взаимодействия. Скажем, та или иная страна, которая не имеет больших природных ресурсов, а следовательно, будет ограничена в предметах труда, может иметь высокоразвитые производительные силы. Такой их состояние обеспечивается тем, что средства труда и человеческий фактор могут быть очень развитыми, а это компенсирует определенную ограниченность такой составляющей производительных сил, как предмет труда. Ярким примером ситуации может быть современная Япония. Эта страна имеет очень небольшие природные ресурсы, но, обладая передовыми средствами производства (современные станки, оборудование, средства коммуникации, передовые технологии и т.д.) и высокоразвитым человеческим фактором, "производственные" характеристики которого (уровень образования, квалификации, дисциплины труда, мотивация к труду и т.д.) очень высокие, зато имеет высокоразвитые производительные силы, которые обеспечивают ей одно из ведущих мест среди самых могущественных государств мира.

Другим и, в определенной степени, противоположным примером может быть наша Родина. По сравнению с Японией, и с многими странами Европы, Украина является одной из самых богатых по своим природным ресурсами стран мира. В нашем государстве существует также высокоразвитый человеческий фактор. Его признаками выступают высокий уровень образования, высокий уровень квалификации и другие показатели. Однако средства труда, прежде всего, орудия труда и технологии, преимущественно устаревшие и еще и очень изношены. В большинстве ведущих отраслей износ оборудования достигает 60-70%. Такое положение этого элемента приводит к довольно невысокого уровня производительных сил. Низкий уровень развития производительных сил в Украине является следствием и действия других факторов. К ним, например, можно отнести то, что взаимосвязь и взаимодействие всех элементов производительных сил через неустойчивость и начальный характер развития рыночных отношений еще не отлажены в оптимальном для общественного производства варианте.

Производительные силы входят в перечень важнейших категорий политической экономии. Это обусловлено тем, что прогресс общества всегда связан с развитием производительных сил. Только они создают базу для увеличения производства количества материальных благ, необходимых для существования человека, открывают возможности для решения тех проблем, которые возникают в процессе развития человечества.

ПРОДУКТ И ХАРАКТЕР ТРУДА

1. Производство: материальное и нематериальное. Продукт труда, его виды

1. Производство: материальное и нематериальное. Продукт труда, его

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удовлетворять

свои потребности, для чего используются разные блага. Блага создаются в

процессе производства. Их можно разделить на товары и услуги. Товары, как и

услуги, являются результатом труда, но, в отличие от услуг, имеют

материально-вещественную форму. Товары делятся на средства производства

и предметы личного потребления. Предметы личного потребления – это

блага, которые используются физическими лицами для удовлетворения их

личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, телевизоры,

холодильники и др.).

Продукт – это полезная вещь или услуга, идущая на воспроизводство

факторов производства; как результата человеческой деятельности он

становится экономическим и выступает в виде продукции производства, а в

духовной, интеллектуальной сфере он выступает как интеллектуальный

продукт, полученный в результате выполнения работ по оказанию услуг.

Различают индивидуальный и общественный продукт.

Индивидуальный продукт – это результата труда отдельного работника,

предоставляемый отдельному лицу.

Общественный продукт – это результат труда совокупного работника

(всех работников страны), предоставляемый гражданам в равных условиях

(бесплатное образование, здравоохранение и др.).

Благо – это то, что способно удовлетворить повседневные жизненные

потребности людей, приносить пользу, доставлять удовольствие.

Услуги - виды деятельности, в процессе выполнения которых не

создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество

имеющегося продукта. Например, стирка, ремонт, реставрация, обучение,

лечение и т.д.

Производство бывает материальным и нематериальным.

При материальном производстве создаются вещественные ценности

(промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и оказываются

материальны услуги (транспорт, торговля, бытовое обслуживание).

Нематериальное производство направлено на создании духовных,

нравственных и других ценностей и оказывает аналогичные услуги

(образование, культура и др.).

Услуги предоставляются предприятиями сферы услуг. Это общественное

питание, здравоохранение, просвещение, культура, сфера бытового

обслуживания, транспорт и т. д.

2. Ресурсы и факторы производства, проблема ограниченности.

Для производства благ и предоставления услуг необходимо наличие

определенных ресурсов. Ресурсы – это возможности, которыми обладает и

которые применяет общество для удовлетворения своих потребностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемте и неисчерпаемые,

воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выделяют

экономические, рассматриваемые с точки зрения ограниченности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и ее недра,

леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностями в трудоспособном

возрасте); капитальные (средства производства – средства и предметы труда)

Схема 1. Факторы производства.

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают форму

факторов производства. Существует такие факторы производства, как труд,

земля, капитал, предпринимательская способность. В последние годы

Процесс труда – сознательная целесообразная деятельность человека,

направленная на преобразование вещества природы ради удовлетворения своих

потребностей.

Капитал как фактор производства – это средства производства, используемые

в процессе производства. Они включают предметы и средства труда.

Предпринимательская способность – это способность человека

заниматься предпринимательской деятельностью. Предпринимательская

способность включает в себя такие характерные черты: идти на риск;

способность соединить воедино факторы производства; принимать решения и

нести за них ответственность; всегда быть в творческом поиске для получения

предпринимательской прибыли.

Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Ограниченность

ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все субъекты хозяйствования - и

бедные, и богатые, и отдельные люди, и предприятия, и страны.

3. Кривая производственных возможностей.

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производственных

возможностей (КПВ) (схема 2).

Схема 2. Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей – это множество точек, которые

показывают альтернативные варианты максимального производства двух

товаров при полном использовании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий

вид, т. к. для увеличения производства одного товара надо уменьшить

производство другого товара.

Кривая имеет выпуклый вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы.

И при дальнейшем увеличении производства одного товара надо отказываться

все от большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Альтернативная стоимость – наиболее предпочтительный вариант

использования ограниченного ресурса, от которого пришлось отказаться.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый при

данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С характеризует

вариант неполного использования ресурсов, когда существует неполное

использование производственных мощностей, безработица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изменится, КПВ

может сместиться влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране

увеличивается (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи

полезных ископаемых), КПВ сдвигается вправо, показывая увеличение

производства товаров. В случае сокращения количества применяемых ресурсов

КПВ сдвигается влево, что говорит о сокращении объемов производства.