Истребитель с 54 и его перспективы. Сценарий новой войны

События в Югославии, Ливии и Сирии показали, что в современной войне победу одерживает та сторона, которая способна в кратчайшие сроки нарастить боевую мощь ВВС 3 Май 2017, 18:06

К концу XX века техническая сложность боевых самолетов достигла высочайшего уровня, и коснулось это в том числе и наземной инфраструктуры. Использовать истребители вне точек базирования было практически невозможно, а это означало, что в случае уничтожения нескольких аэродромов они превратились бы в бесполезные куски металла.

Кроме того, большие машины было затруднительно перевозить по земле, а их массовое производство сложно разворачивалось в кратчайшие сроки.

Решить эту проблему пытались все конструкторские бюро. Сюда можно отнести создание самолетов вертикального взлета и посадки, истребителей, способных взлетать с грунта, и уменьшение размеров машин. КБ Сухого пошло по третьему пути, и в результате был создан проект легкого истребителя с внутренним шифром С-54. Во многом это было ответом на программу истребителя F-16 в США и разработку в ОКБ им. Микояна многофункционального истребителя МиГ 1.44. Но не только.


Как показал опыт, на современных авианосцах поместится значительно больше таких машин, чем тяжелых истребителей. Кроме того, легкий истребитель ввиду его низкой стоимости пользуется высоким спросом на зарубежных рынках, что отлично видно на примере российского учебно-боевого самолета Як-130.

Истребитель «в багажнике»

Семейству самолетов С-54 отводится несколько ролей: легкий истребитель как наземного базирования, так и для флота, самолет переобучения летчиков на новые типы истребителей и посадку на палубу, а также экспортный вариант.

Всего создавалось три такие машины. С-54 – легкий многофункциональный истребитель, С-55 – двухместный учебный самолет, С-56 – корабельный учебно-боевой истребитель.

Желая создать маленький, простой и эффективный истребитель, конструкторы КБ Сухого параллельно решали задачу скрытого базирования. В проекте С-54 была произведена попытка создать самолет, способный перевозиться в малогабаритных контейнерах и взлетать с минимальной подготовкой.

Легкий палубный

Но все же самым вероятным применением самолета является его размещение на авианосцах, и такая возможность предполагалась с самого начала разработки. Габариты машины во фронтальной проекции не превышают 3 на 3 м, а значит, на авианосцах можно разместить в два-три раза больше таких самолетов без серьезной переделки корабля.

Уменьшить размеры предполагалось за счет дважды складывающих крыльев, а также благодаря шасси, позволявших самолету «приседать» на стоянке. При этом в полуубранном положении самолет как бы «садится на шпагат», что уменьшает его высоту до трех метров. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель Р-195ФС, а потом перейти на АЛ-31Ф. Во втором случае истребитель был бы способен выходить на сверхзвук в бесфорсажном режиме.

Что касается малозаметности, то на С-54 не было предусмотрено такое широкое применение стелс-технологий, как на F-22 и F-35, однако работы над этим велись: снизить радиолокационную заметность предполагалось за счет меньшего числа выступающих деталей, а также с помощью радиопоглощающих материалов. Кроме того, самолет должен был иметь стеклянную кабину с использованием индикаторов размером 14–15 дюймов и бортовой комплекс с мощным компьютером.


Компактное будущее

Финансовые проблемы середины 1990-х годов заставили временно заморозить проект. Для своего времени он был перспективен и актуален, остается он таковым и сегодня, причем в условиях развития беспилотных технологий аппарат такого класса мог бы стать базой для создания беспилотного истребителя. Также развитие авианосной тематики в последние годы заставляет возвращаться к идее легкого и компактного истребителя.

Использовать истребители вне точек базирования было практически невозможно, а это означало, что в случае уничтожения нескольких аэродромов они превратились бы в бесполезные куски металла.

Кроме того, большие машины было затруднительно перевозить по земле, а их массовое производство было сложно развернуть в кратчайшие сроки.

Решить эту проблему пытались все конструкторские бюро. Сюда можно отнести создание самолетов вертикального взлета и посадки, истребителей, способных взлетать с грунта и уменьшение размеров машин. КБ Сухого пошло по третьему пути и в результате был создан проект легкого истребителя с внутренним шифром С-54. Во многом это было ответом на программу истребителя F-16 в США и разработку в ОКБ им. Микояна многофункционального истребителя МиГ 1.44. Но не только.

Как показал опыт, на современных авианосцах поместится значительно больше таких машин, чем тяжелых истребителей. Кроме того, легкий истребитель ввиду его низкой стоимости пользуется высоким спросом на зарубежных рынках, что отлично видно на примере российского учебно-боевого самолета Як-130.

Истребитель «в багажнике»

Семейству самолетов С-54 отводится несколько ролей: легкий истребитель, как наземного базирования, так и для флота; Самолет переобучения летчиков на новые типы истребителей и посадку на палубу, а также экспортный вариант.

Всего создавалось три такие машины. С-54 –легкий многофункциональный истребитель; С-55 – двухместный учебный самолет; С-56 – корабельный учебно-боевой истребитель.

Желая создать маленький, простой и эффективный истребитель конструкторы КБ Сухого параллельно решали задачу скрытого базирования. В проекте С-54 была произведена попытка создать самолет, способный перевозиться в малогабаритных контейнерах и взлетать с минимальной подготовкой.

Легкий палубный

Но все же самым вероятным применением самолета является его размещение на авианосцах, и такая возможность предполагалась с самого начала разработки. Габариты машины во фронтальной проекции не превышают 3 на 3 метра, а значит, на авианосцах можно разместить в два-три раза больше таких самолетов без серьезной переделки корабля.

Уменьшить размеры предполагалось за счет дважды складывающих крыльев, а также благодаря шасси, позволявших самолету «приседать» на стоянке. При этом в полуубраном положении самолет как бы садится на «шпагат», что уменьшает его высоту до трех метров. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель Р-195ФС, а потом перейти на АЛ-31Ф. Во втором случае истребитель был бы способен выходить на сверхзвук в бесфорсажном режиме.

Что касается малозаметности, то на С-54 не было предусмотрено такое широкое применение стелс-технологий, как на F-22 и F-35, однако работы над этим велись: снизить радиолокационную заметность предполагалось за счет меньшего числа выступающих деталей, а также с помощью радиопоглощающих материалов. Самолет также должен был иметь стеклянную кабину с использованием индикаторов размером 14-15 дюймов и бортовой комплекс с мощным компьютером.

Компактное будущее

Финансовые проблемы середины 90-х годов заставили временно заморозить проект. Для своего времени он был перспективен и актуален, остается он таковым и сегодня, причем в условиях развития беспилотных технологий аппарат такого класса мог бы стать базой для создания беспилотного истребителя. Также развитее авианосной тематики в крайне годы заставляет возвращаться к идее легкого и компактного истребителя.

О перспективности однодвигательных истребителей говорит то, что подобную машину в данный момент создает Китай, а Индия планирует начать сборку ста легких истребителей по иностранной лицензии, выбирая между американским F-16, шведским Gripen и российским МиГ-35.

При этом Россия участвует в этом конкурсе с МиГ-35 (который скорее можно отнести к среднему классу) потому, что в данный момент в нашей стране нет производства однодвигательных истребителей.

Кроме того, в ходе презентации МиГ-35, которая прошла в январе, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что РСК «МиГ» займется созданием легкого истребителя пятого поколения. По некоторым данным, эта машина будет иметь один двигатель и не исключено, что при ее создании будут использованы наработки по С-54.

Сценарий новой войны

События в Югославии, Ливии и Сирии показали, что в современной войне победу одерживает та сторона, которая способна в кратчайшие сроки нарастить боевую мощь ВВС. В частности, это касается быстрого налаживания производства, что затруднительно сделать в случае с тяжелыми истребителями.

Это означает, что Россия должна наряду с тяжелыми самолетами иметь и легкие, так называемые «мобилизационные» самолеты, производство которых легко начать в кризисный период, а также непосредственно во время боевых действий.

Опыт ведения воздушных войн показывает, что победу одерживает та сторона, которая более быстрыми темпами, по сравнению с противником, сможет нарастить боевую мощь авиации. А этого достичь нельзя, если на вооружении имеются только тяжелые истребители, которые способны эффективно решать широкий круг задач, но обладают одним существенным недостатком – при возникновении угрозы широкомасштабных боевых действий (события в Югославии только подтверждают то, что подобные сценарии вполне вероятны в обозримом будущем) даже самые развитые в экономическом отношении страны не могут в нужных количествах и быстро развернуть полномасштабное производство данных самолетов.


В настоящее время военно-воздушные силы США планируют закупить только 339 истребителей 5-го поколения F-22A "Рэптор" (вероятно, в дальнейшем данное количество сократится). Даже если Минобороны России сможет найти средства для развертывания выпуска собственных истребителей данного класса, их число, даже при самых оптимистических прогнозах, также вряд ли превысит 200-300 единиц. Данного количества явно недостаточно для того чтобы сохранять способность к ведению воздушных боевых действий в любой продолжительной войне.

Из этого следует, что истребительный парк военно-воздушных сил России должен также включать легкие, простые в производстве "мобилизационные" машины, массовое производство которых может быть сравнительно быстро развернуто на предприятиях авиапромышленности в угрожаемый период, а также непосредственно во время боевых действий.

Нынешний уровень авиастроения позволяет сделать такой истребитель – своего рода "МиГ-21 XXI века", не уступающий по своим боевым возможностям более тяжелым и дорогостоящим самолетам типа F/A-18E/F, F-15 или Су-27. Создание компактного легкого истребителя корабельного базирования, который имеет минимальные габариты, дало бы возможность резко повысить боевой потенциал авианесущих судов, увеличив в несколько раз число боевых самолетов на каждом авианосце. Важным достоинством легкого истребителя также является его более высокий экспортный потенциал. Тяжелыми истребителями (класса F-15 или Су-27) сегодня располагают только несколько стран – США, Россия, Китай, Израиль, Индия, Япония и Саудовская Аравия. При этом десятки стран в составе своих военно-воздушных сил имеют более легкие истребители 4-го поколения (F-16, МиГ-29, "Мираж" 2000 и F/A-18). Но и эти самолеты, нормальный взлетный вес которых перевалил 15 тонн, уже нельзя назвать "легкими". И уж точно в "легкую весовую категорию" не входят зарубежные самолеты нового поколения – "Рафаль", EF2000 "Тайфун" и F-2. Запредельной стала и стоимость (60-100 миллионов долларов) данных машин, что делает самолеты недоступными для многих потенциальных покупателей.

В этих условиях в некоторых странах, которые активно ищут свое место на мировом авиарынке (Германия, Индия, Китай, Южная Корея и других) начались работы по разработке и созданию более легких (порядка 10-12 тонн) и более дешевых машин, которые в значительной степени ориентированы на экспорт. Но анализ технических характеристик данных самолетов позволяет сделать вывод, что они по своим боевым возможностям будут значительно уступать модернизированным американским, европейским и российским истребителям.

Работы по созданию легкого боевого самолета (а точнее семейства самолетов – С-54, С-55 и С-56) идут в ОКБ "Сухой". Изначально программа С-54, реализацию которой начали в 1990 году, предполагала разработку сверхзвукового учебно-боевого самолета, предназначенного для подготовки летчиков-истребителей отечественных ВВС и поставок на экспорт. При этом должен был широко использоваться научно-технический задел, полученный при разработке истребителя Су-27. Но успехи, достигнутые во время создания модернизированных истребителей семейства Су-27 (Су-33, Су-33КУБ, Су-35 и другие) и достижения в области электроники, аэродинамики, бортовых систем, двигателестроения позволили значительно расширить потенциал машины, превратив ее из учебно-боевого самолета в полноценный боевой истребитель. По своим основным характеристикам он не уступает (или превосходит) Су-27, но при этом имеет вдвое меньший вес и стоимость.

С самого начала проектирования С-54 учитывалась возможность его корабельного базирования (с установкой тормозного гака, складного крыла, применением антикоррозийной защиты и тому подобное). Данный подход конструкторов был основан на мировом опыте (главным образом, американском), в соответствии с которым гораздо проще сделать "сухопутный" самолета из хорошего палубного, а не наоборот.

Тех. решения, заложенные в корабельный истребитель С-56, дают возможность увеличить "самолетовместимость" авианесущих судов в 2-3 раза, что значительно повышает боевую эффективность корабельных групп, позволяя одержать победу в "борьбе на истощение" с авианосцами противника.

Выдвинутое требование об обеспечении базирования на авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" ВМФ России определило массовые характеристики С-56. Это обусловлено тем, что аэрофинишерные машины, которые установлены на "Кузнецове", из-за инерционности попросту не успевают раскрутиться, если вес садящегося самолета составляет менее 7 тыс. кг: при торможении возникают недопустимо большие продольные перегрузки, что может привести к травмам летчика или поломке самолета. Исходя из этого, нормальный взлетный вес С-56 (с 2 управляемыми ракетами ближнего боя и 2 ракетами средней дальности класса "воздух - воздух") составил 12 тыс. кг – немногим больше, чем вес последних модификаций МиГ-21 (8-9 тыс. кг).

Аэродинамическая компоновка данного семейства самолетов близка компоновке Су-33: двухкилевое вертикальное оперение, переднее и заднее хвостовое оперения цельноповоротные, трапециевидное крыло большого удлинения, которое плавно сопрягается с фюзеляжем.

Однако существуют и значительные отличия. По сравнению с последним самолетом семейства "27" – Су-ЗЗКУБ, аэродинамику нового легкого истребителя значительно улучшили. Крыло стало адаптивным, что в значительной степени увеличило аэродинамическое качество. Чтобы улучшить маневренные характеристики кили и подфюзеляжные гребни установили на одной оси и сделали цельноповоротными.

С-56, без преувеличения, будет самым компактным истребителем. Конструкторы перед собой поставили задачу "вписать" поперечное сечение истребителя в "сложенном" состоянии в квадрат 3х3 метра. Этого удалось достичь благодаря применению двойного складывания крыла, "ломающегося" по оси узлов крепления к фюзеляжу и в средней части консолей (одна половина при этом накрывает другую сверху). Еще одним оригинальным решением стало "приседающее" шасси. Переднюю опору убирают поворотом вперед, а основные – поворотом назад. При полуубранном положении шасси истребитель "садится" на своего рода "шпагат", что ограничивает стояночную высоту самолета тремя метрами. Это дает возможность по-новому подойти к размещению истребителей на авианесущем судне.

Между галерейной и ангарной палубой авианосца может быть создана еще одна легкая палуба. Это обеспечит возможность приема на борт судна в 2-3 раза большего количества истребителей. При этом внесения серьезных изменений конструкции самолетоподьемников не потребуется. Для размещения вертолетов и самолетов, которые имеют большие габариты (таких как Су-33), часть ангарной палубы может быть одноярусной.

При разработке самолетов С-54, С-55, С-56 не было предусмотрено столь широкое, как на американских истребителях 5-го поколения JSF и F-22, применение средств для снижения радиолокационной заметности. Например, вооружение, в отличие от машин американского производства, будет размещаться только на внешних узлах подвески. При этом радиолокационная заметность будет уменьшена приблизительно на порядок благодаря более тщательному сопряжению планера и подвесного вооружения, снижению числа выступающих деталей, крепежа, антенн, применению радиопоглощающих материалов и покрытий и т.д.

На двухместном С-55 было принято поперечное размещение кресел пилотов (как на Су-24, -27ИБ, -ЗЗКУБ), что облегчает взаимодействие экипажа во время полета и упрощает обучение летчиков. В тоже время, несмотря на малые габариты самолета, было сохранено расстояние между креслами, которое не меньшее, чем на бомбардировщиках Су-24.

С-54 оснащается одним двигателем АЛ-31, имеющим "трехмерную" систему управления вектором тяги. При нормальной взлетной массе обеспечивается взлетная тяговооруженность, которая значительно больше единицы. В дальнейшем, при оснащении самолета двигателем нового поколения, будет достигнута и сверхзвуковая крейсерская скорость. Во внутренних баках истребителя С-54 может находиться 4,5 тыс. кг топлива (для сравнения, американский F-15C "Игл", масса которого вдвое больше, может принимать на борт только 6100 кг топлива). Этим и совершенной аэродинамикой обеспечивается возможность достижения практической дальности в 4 тыс. км (у F-15 не имеющего подвесных баков данный показатель составляет 2 тыс. км). Самолеты семейства С-54 будут оснащаться самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Диаметр радиопрозрачного обтекателя бортовой радиолокационной станции в носовой части фюзеляжа соответствует диаметру обтекателя самолета Су-27 (около 1 метра). Это дает возможность установить на легком истребителе мощную РЛС с фазированной антенной решеткой, которая обеспечивает большую дальность обнаружения воздушных целей, по сравнению с самолетами JSF или F-16C. Бортовая радиолокационная станция будет дополняться новым оптико-электронным комплексом, который включает низкоуровневую ночную систему и способен работать по воздушным и наземным (надводным) целям.

Как и на других российских перспективных истребителях, на самолетах семейства С-54 предполагается установить бортовой вычислительный комплекс большой мощности с отечественными процессорами, которые имеют быстродействие в несколько десятков миллиардов операций в секунду. Информационно-управляющее поле кабины управления выполнено по новым принципам, с применением многофункциональных цветных индикаторов, размер которых по диагонали, составляет 14-15 дюймов.

В кабине будет установлено усовершенствованное катапультное кресло, которое является дальнейшим развитием К-36. Будет использован новая кислородная система и противоперегрузочный костюм пилота, обеспечивающие возможность ведения воздушного боя с перегрузками до 10-12 ед. Летчик также получит новый облегченный шлем, который будет совмещен с нашлемным индикатором.

При разработке истребителя принимаются меры для значительного снижения численности корабельного (наземного) обслуживающего персонала.

С-56 – идеальная машина для оснащения авианосца, а также легкого "авианосца противовоздушной обороны", постройка которого запланирована на индийской верфи, но, если российский самолет опоздает, на палубах индийских судов могут "прописаться" истребители западного производства – такие как, французский "Рафаль" М, который запущен в серийное производство, или модификации "Харриера". Та же может повториться и в Китае, который также в скором будущем обзаведется собственными авианосцами. Потребность в самолетах данного класса ощущают и вооруженные силы России. Появление в начале следующего десятилетия легкого и дешевого истребителя, проект которого уже глубоко проработали, позволило бы в кратчайшие сроки увеличить боеспособность отечественных военно-воздушных сил и морской авиации, а также укрепить российские позиции на международном авиарынке.

Летно-технические характеристики:
Модификация – C-54;
Размах крыла – 9,80 м;
Длина – 12,30 м;
Высота – 4,47 м;
Площадь крыла – 26,42 м2;
Масса пустого самолета – 4790 кг;
Максимальная взлетная масса – 9410 кг;
Тип двигателя – двухконтурный турбореактивный форсированный двигатель Р-195ФС;
Номинальная тяга – 4200 кгс;
Тяга на форсаже – 6200 кгс;
Максимальная скорость на высоте – 1660 км/ч;
Максимальная скорость у земли – 1200 км/ч;
Практическая дальность – 2000 км;
Практический потолок – 18000 м
Экипаж – 2 человека.

Модификации

Перспективная программа ОКБ Сухого включает в себя строительство лёгких однодвигательных самолётов:

    С-54 - лёгкий однодвигательный учебно-тренировочный/учебно-боевой самолетС-55 - лёгкий однодвигательный экспортный истребительС-56 - лёгкий однодвигательный экспортный палубный истребитель

Пока про эти машины известно мало. Лёгкие, возможно, многофункциональные истребители, альтернатива МиГ-29М и ЛФИ.

Высокая кабина С-55 указывает, скорее всего, на ударную (штурмовую) специализацию машины. Особый интерес представляют 2 хвостовые балки с двумя радиопрозрачными обтекателями. Все модификации - однодвигательные интегральные трипланы. Двигатель - АЛ-31. В дальнейшем вероятна установка АЛ-41 или Р-79.

В 1998-м году ходили слухи, что проект закрыт в пользу аналогичных разработок ОКБ Микояна. Но, в конце мая 1999-го года, перед собранием акционеров, создание этих машин - следующая по очереди программа после постройки Су-32МФ.

Характеристики
С-54
Экипаж, чел. 2 1
Размеры размах крыла, м 9.08
длина самолёта, м 12.30
высота самолёта, м 4.47
площадь крыла, м 2 26.42
Силовая установка
С-54
Двигатели Один ТРДДФ Р195ФС (1х4200/6200 кгс). Возможно применение РД-33, F404 или RB199.
Массы и нагрузки, кг
С-54
Пустого 4790
Максимальная взлетная 9410
Максимальная посадочная 7130
Лётные данные
С-54
Максимальная скорость, км/ч 1650
Максимальная скорость у земли 1200
Практическая дальность полета (без ПТБ), км на малой высоте 820
на большой высоте 2000
Практический потолок, м 18000
Длина разбега, м 360
Длина пробега, м 500
Максимальные эксплуатационные перегрузки +9/-3
1. При необходимости пилотирование самолета может осуществляться одним летчиком из передней кабины.

Электронное оборудование

Самолет оснащен ЭДСУ, которая может перепрограммироваться для обеспечения подготовки летчиков самолетов различных типов.

Имеется автоматическая система приведения самолета к горизонту и выведения из штопора, а также система автоматической фиксации параметров полета.

Конструктивные особенности

Однодвигательный двухкилевой самолет с интегральной компоновкой. Воздухозаборник подфюзеляжный. Единый фонарь с улучшенным обзором, закрывающий кабину курсанта и инструктора.

Конфигурация самолета близка конфигурации истребителя Су-27.

Состояние программы

В стадии разработки.

Дополнительные сведения.

Предназначен для замены УТС/УБС Аэро L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос» чехословацкого производства. Участвовал в конкурсе проектов УТС для ВВС России в декабре 1991 г., но не прошел его, т.к. одним из главных требований Министерства Обороны было оснащение УТС двухдвигательной силовой установкой.

Зимой 1993 г. велись переговоры с правительством Индии о совместной реализации программы самолета С-54. Предполагается создание одноместной истребительной модификации самолета, которая может заменить в индийских ВВС самолеты МиГ-21.

Рассматривалась возможность участия самолета С-54 в конкурсе на перспективный УТС JPATS для ВВС и ВМС США.

Маневренные характеристики УТС соответствуют характеристикам истребителей четвертого поколения (МиГ-29 и Су-27), что обеспечивает быстрый переход молодых летчиков с учебного на боевой самолет.

Как сообщал генеральный директор АООТ «ОКБ Сухого» Михаил Погосян, в середине октября 1999 года завершена разработка конструкторской документации на новый легкий истребитель, который получил пока индекс С-54. Генеральный директор не стал раскрывать тактико-технические данные нового самолета, но отметил, что при его создании будут использованы технологии, применяемые в крылатых машинах четвертого и пятого поколений.

«Такие авиационные комплексы, как тяжелые двухдвигательные истребители Су-27 и их модификации, - отметил Михаил Погосян, - по цене доступны только богатым странам, и мы считаем, что тот уровень технологий и опыта, который накоплен при создании Су-27 и его последующих модификаций, позволит построить более дешевый современный однодвигательный истребитель меньшей размерности».

На фирме Сухого завершена разработка конструкторской документации на новый легкий истребитель, получивший условное наименование С-54. Об этом корреспонденту Агентства военных новостей сообщил генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян. Он не стал раскрывать тактико-технические характеристики новой боевой машины, но отметил, что при ее создании будут широко использованы технологии, применяемые в истребителях четвертого и пятого поколений. Михаил Погосян уверен, что опыт, накопленный при создании тяжелых истребителей семейства Су-27 позволит создать машину, которая будет отвечать самым жестким требованиям, предъявляемым к истребителям легкого класса. Сейчас фирмой Сухого проводится анализ рынка, и определяются сроки и условия реализации данной программы.

Ссылки

    Опасения в "ОКБ Сухого" //27.05.99, www.avias.com из «НГ» , =KRoN=, 15.12.2000 13:11
    Накануне собрания акционеров, которое должно состояться 29 мая, ОАО "ОКБ Сухого" подвело итоги работы в прошлом году и наметило перспективные направления своего развития. Генеральный конструктор-генеральный директор предприятия Михаил Симонов считает основным достижением коллектива "создание системы существования в рыночной экономике".
    К достижениям предприятия можно отнести первый полет двухместного истребителя палубного базирования Су-33КУБ. Начались испытания экспортных Су-30МКК и Су-30МК. Один из этих самолетов разрабатывается по заказу Китая; контракт на поставку машины в эту страну может быть заключен до конца текущего года.
    В ближайших планах - постройка многофункционального боевого самолета Су-32МФ, создаваемого на базе Су-27ИБ. Следующей на очереди программой Симонов назвал строительство семейства легких истребителей С-54, С-55 и С-56. Работа над экспериментальным истребителем С-37 продолжится за счет собственных средств.
    Но положение предприятия выглядит далеко не безоблачным. В последние месяцы усилилось противостояние между руководством КБ и АВПК "Сухой", который в соответствии с приказами президента и постановлениями правительства должен соединить разработчиков и производителей самолетов семейства Су-27. На собрании акционеров 29 мая конфликт может перейти в решающую фазу. Цена ошибки при реформировании кооперации "сухих" очень велика, ведь ни одно другое предприятие России не приносит в казну столько денег от оружейного экспорта (примерно на 1 млрд долл.).
    Планы "ОКБ Сухого" //28.05.99, www.avias.com из «НВО» №20 , =KRoN=, 15.12.2000 13:09
    Накануне собрания акционеров, которое должно состояться 29 мая, "ОКБ Сухого" подвело итоги работы в прошлом году и наметило перспективные направления своего развития. Генеральный конструктор - генеральный директор предприятия Михаил Симонов считает основным достижением коллектива "создание системы существования в рыночной экономике".
    Одной из ближайших программ Симонов назвал строительство семейства легких самолетов С-54 (учебно-тренировочный), С-55 (экспортный истребитель) и С-56 (экспортный палубный истребитель).
    КБ интенсивно занимается конверсионными программами. В ближайшее время будет построен легкий транспортно-пассажирский самолет С-80. Ведется проработка проекта административного сверхзвукового С-21. Михаил Симонов также ставит задачу завоевания рынка пассажирских лайнеров сверхбольшой вместимости КР-860. Следует отметить, что ряд экспертов считают две последние программы недостаточно проработанными в финансово-экономическом смысле. В частности, они указывают на бесперспективность двигателей КБ "Союз" для самолета С-21, а также на чрезвычайно высокую стоимость амбициозного проекта КР-860.