Челночный бизнес с чего начать. Появление и развитие челночного бизнеса. Прежняя специальность – и новая профессия

8,8 тонны «серых» товаров ввозят еженедельно дальневосточные «помогайки» якобы для личного пользования, сообщила недавно пресс-служба ДВТУ..

Когда-то в 90-е Максим Гриценко зарабатывал «бешеные деньги» на плащах фасона «монтана», пошитых из армейских парашютов, а сегодня, в период упадка рыночной торговли, едва сводит концы с концами.

«В 1987 г. армия продавала все, что могла — от парашютов до ночных прицелов, предлагали и просто ткань, которой в магазинах уже не было. Лично мы покупали парашюты и шили из них плащи, — рассказал Максим Гриценко. — Сначала отдавали на распорку знакомой девочке — она получала по рублю за метр и таким образом зарабатывала больше своих родственников на заводе, но труд это был нелегкий, потому что на стандартный десантный парашют уходило 73 метра материала. Стропы забирали на дачу подвязывать помидоры. Уже распоротую ткань красили в черный цвет. В продаже не было синтепона, ватин почти исчез с прилавков, так что покупали минвату и утепляли ею пальто. Шить приходилось в респираторах, не знаю, насколько вредно было это носить.

По сравнению с простыми гражданами, которые тогда нищенствовали, зарабатывали много. Например, одно время продавали брюки (не нашего пошива) и с пары имели 50 рублей. Представьте, 10 брюк продашь — 500 рублей в кармане. Конечно, я приоделся. Купил настоящий «Адидас» (потом уже пошли китайские подделки) — стоил такой костюм 28 чеков, или около 300 рублей, в валютном магазине, кажется, «Парусе», был специальный отдел, где загранработники, те же моряки, могли эти чеки получить и купить на них хоть автомобиль. Жене за 17 чеков — французские духи. В «Адидасе», кстати, ходили и в рестораны, и в театры — считалось, шикарный вид. У жены тоже был «Адидас».

Торговали сначала на барахолке на Геологической, потом стали ездить в Находку, уже появился рэкет, пришлось в Находке познакомиться с одним человеком, он нас с женой «оберегал» практически бесплатно — подарили ему один раз брюки. Валера-Колесо, неплохой был парень.

Примерно в 91-м, когда все кинулись шить, эта тема умерла. Началась эра челночества — стали ездить в Китай. Продавали все подряд — от бюстгальтеров до электрических титанов. Что было самым ходовым товаром? Да практически все. Потому что в стране ничего не было. Ездили в Находку с колясками — там спрос почему-то был лучше, становились на площади перед вокзалом. Однажды за неделю продали 100 титанов на 10 тыс. долларов. Цены накручивали в три раза.

В начале 90-х торговля начала принимать хоть какие-то цивилизованные формы. Появились патенты, мы оформились в налоговой, но система аренды тогда еще не появилась, рынки были «дикими». Перед субботой, воскресеньем место приходилось занимать в 12 часов ночи и ночевать там же. Потом откуда-то возникли люди, распределявшие места и бравшие за это плату. Уполномочивал ли их кто-то, не могу сказать, деньги все равно отдавали в руки и квитанций никаких не получали.

Бывало, становились свидетелями разборок. Отлично помню, как рэкетиры били китайцев на Первореченском рынке. Китайцы не хотели платить, за что и пострадали, а сопротивляться рэкетирам было бессмысленно — здоровые ребята из борцовских и боксерских секций. Кто из них брал наглостью, кто мозгами, кто жестокостью. Развешиваю я, значит, товар, а рядом людей избивают — картинка из 90-х. За товаром — глаз да глаз, вокруг процветало воровство.

Торговали также на Луговском рынке, на Школьной. Вообще челночный бизнес — адский труд, особенно для женщин, которые таскали по 50-60 кг, «помогаек» сначала не было. Первые «челноки» ездили в вагонах-поездах, потом в автобусе, дорога была — жуть. А стоять целый день на морозе?

Спрос мало-помалу падал, конкуренция росла, и в 1996 г. я начал таксовать, потому что дело стало совсем плохо. Сегодня у меня одна торговая точка — денег она приносит очень немного, бывает, пять тысяч, бывает, тысячу рублей в день, а порой и совсем ничего, так что такси не бросаю.

Рынки тогда и теперь — абсолютно разная история. Иногда я вспоминаю с ностальгией, как за торговлю «варенками» меня забирал ОБХСС — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, дело, как правило, заканчивалось взяткой в виде тех же брюк-варенок. Но это время прошло, и слава богу, надо жить здесь и сейчас».

По материалам издания "Социальная Реальность"

История челночного

предпринимательства России

Поучительные истории первых отечественных предпринимателей - челноков весьма полезны нынешним представителям малого и среднего бизнеса России .

Челночное” движение – которое было существенной составляющей в структуре малого предпринимательства первой половины 90-х годов в России, а сегодня переживает период упадка, – стало объектом экономических и социологических исследований сравнительно недавно.

В результате социально-экономических и политических трансформаций в России рубежа 90-х годов образовывались группы предпринимателей, полу предпринимателей, менеджеров и других представителей бизнес - слоя, складывались неформальные массовые экономические практики. Ярким примером таких достаточно доступных и эффективных практик является феномен “челночного” движения.

Если рассматривать его с экономической и юридической точек зрения, то вполне правомерно следующее определение: “челноки” – физические лица, перемещающие товары через границу в форме личного багажа, то есть без заполнения грузовых таможенных деклараций , с коммерческой целью “Челночный” бизнес предполагал реализацию индивидуальных возможностей в выборе товара (в данном случае это категория товаров для личного пользования, при ввозе которых не требовалось предъявлять сертификат качества и другие документы); в определении объема импорта (в зависимости от материальных и физических ресурсов предпринимателя); в выборе форм продажи товара (рынок, стихийная “толкучка”, комиссионный магазин).

Изначально движение оценивалось экспертами как массовое, но представления о его распространенности были и остаются весьма приблизительными. Специалисты полагают, что в начале 90-х в “челночном” бизнесе было занято около 10 миллионов человек, с членами семей – 30 миллионов человек.

Сегодня, по сравнению с периодом начала 90-х годов, российский “челночный” бизнес заметно изменился – он стал значительно менее массовым, торговые обороты снизились, иными стали инфраструктура бизнеса, социальный состав его участников. Можно констатировать, что в настоящее время “челночная” торговля уже не является тем общенациональным феноменом со значительным экономическим эффектом, каким она была в первой половине 90-х.

По оценкам экспертов, сегодня в этом бизнесе заняты около 3,5–4 миллионов Россиян.

По данным исследования, проведенного ГУ–ВШЭ в 2004 году, наблюдается дифференциация российских регионов по масштабам челночной торговли – лидирующее положение среди них занимает Хабаровский край .

Торговый бизнес – как цель и средство

В середине 80-х годов большинство участников исследования активно работали по полученным специальностям. Однако в переломный период нашей истории – во время перестройки и последовавшего за ней разрушения СССР – многие заново оказались в ситуации выбора трудовой стратегии.

В начале 90-х у большинства наших собеседников была возможность остаться на прежнем месте работы и переждать, перетерпеть трудные времена, как и сделали многие их коллеги. Тем не менее они предпочли путь предпринимательства, руководствуясь, как показывают материалы интервью, мотивами двух типов: а) стремлением хорошо зарабатывать, обеспечивать себя и семью; б) стремлением освоить профессию предпринимателя, которое не могло быть реализовано в СССР по многим причинам.

Тем, кто занялся бизнесом “по необходимости”, ситуация кризиса мешала жить так, как они привыкли или хотели бы. Более или менее конкретные цели этой группы напрямую не связаны с предпринимательством, которое выступает только средством обеспечения желаемого уровня жизни или положения: например, покупки квартиры, оплаты образования детей, проведения досуга по своему желанию, строительства дома, обеспечения семьи.

Мужчина, 39 лет, предприниматель: “У меня не было какого-то сумасшедшего желания заработать деньги, стать каким-то богатым – не было такого. Была нормальная цель: сначала дом построить и быть востребованным, себя уважать. Ты работаешь нормально, семья твоя живет, есть какие-то цели нормальные жизненные, к которым ты идешь. Это не было – деньги ради денег, а деньги как инструмент”.

Собеседники довольно часто отмечали вынужденность использования такого средства, как “челночный” бизнес.

Женщина, 45 лет, предприниматель: “Если бы была работа стабильная в то время, я бы никогда не стала этим заниматься, никогда”.

Женщина, 44 года, преподаватель вуза: “Я всегда хотела жить хорошо, поэтому я вынуждена была заниматься <«челночеством»>… Выжить можно было, и не занимаясь этим бизнесом. Ну, тогда ты там себя ограничиваешь в чем-то: в красивой одежде, еде, в культурных каких-то развлечениях – театры там и т. д.”

Женщина, 44 года, организатор массовых мероприятий: “Я поняла, что… если какие-то там профессии рабочие еще востребованы, то моя профессия – она просто не востребована, значит, я получаюсь выкинутой из жизни. И второе, самое главное – что мои дети получаются выкинутыми. <…> Но я не могла позволить, чтобы мой ребенок учился в плохой школе <…>”.

Женщина, 55 лет, учитель: “Мы понимали, что четырем поколениям жить в одной квартире… просто нельзя. И я стала заниматься <«челночным» бизнесом>”.

Другой группе участников исследования ситуация кризиса позволила осуществить возникшее ранее желание заниматься предпринимательской деятельностью и. люди использовали открывшуюся наконец возможность начать собственное дело.

Женщина, 44 года, предприниматель: “Я не могу сказать, что я неустроенная была, – я была при деле. Но я была недоустроенная, и как-то развернуться мне хотелось – и не было возможности. И вот перестройка мне немножко помогла, то есть я поменяла свою рабочую деятельность. <…> Это же давняя мечта, детская мечта практически. <…> Я и хотела быть <продавцом> – меня папа отговорил”.

Мужчина, 55 лет, предприниматель: “Встал вопрос о том, что как можно, вообще не согрешив, заработать своим трудом, правильным, так скажем, да? Вот это как раз так называемая «челночная деятельность»… Я хотел результатами своего труда жить, за счет того… за счет своего ума, за счет своей, ну я не знаю, изворотливости, что ли, за счет своей смекалки. Ну и просто за счет своих знаний, которыми я уже к тому времени обладал”.

Информантам второй группы конечно не было совершенно чуждо желание повысить жизненный уровень за счет предпринимательской деятельности . Тем не менее, торговый бизнес стал для них и профессиональным призванием и способ заработать.

Что же приобрели и что потеряли участники исследования в результате “челночной” деятельности.

Испытание “челночным” бизнесом

Вхождение в “челночный” бизнес представляло собой достаточно напряженный процесс для его участников при этом линий напряжения было, как правило, несколько.

Успешное ведение такого бизнеса предполагало способность эффективно реализовать имеющиеся ресурсы – здоровье, коммуникативные и профессиональные навыки , материальные накопления – в условиях рисков. Недостаток таких способностей или ресурсов оборачивался финансовыми, психологическими и даже физиологическими проблемами, отношение к которым во многом влияло на решение человека о продолжении (или прекращении) предпринимательской деятельности.

Прежняя специальность – и новая профессия

Лишь один из опрошенных (из тех, для кого бизнес – это профессиональное призвание) имел высшее образование в области торговли и работал в этой сфере в советское время: официантом, барменом , администратором в крупных гостиницах. Для него выбор “челночной” деятельности был вполне естественным и представлял собой способ накопления первоначального капитала для дальнейшего развития своего дела.

Мужчина, 55 лет, предприниматель: “Я до этого работал в торговле много лет… Высшее торговое экономическое образование, поэтому мне многое было понятно до того, как я этим еще даже занялся. А когда я, собственно, этим занялся уже, тогда я понял, что я на правильном пути, лишь потому, <…> что это был период, когда можно было, хоть и трудно, но заработать достаточное количество денег. А время было тяжелое, поэтому не воспользоваться этим было просто грешно”.

Смена специальности (на работу по этой специальности постепенно не осталось времени) не представляла проблемы и для другой представительницы группы предпринимателей “по призванию”.

Женщина, 44 года, предприниматель: “Я хотела быть многим <…>. Мне показалось, это [профессия медсестры] тоже интересно, то есть я такой разносторонний человек, развитый. <…> И вот эта торговля, которая образовалась стихийно – нам же никто ее не предлагал, она просто образовалась – и вот потихонечку начали”.

Для большинства опрошенных– тех, для кого бизнес являлся способом решения материальных проблем, – полученная нерыночная специальность стала первым, с чем пришлось расстаться полностью или частично. Работа в государственном секторе по прежней специальности перестала приносить тот доход, который наши собеседники считали приемлемым. Многие, получив высшее образование, соответствующую квалификацию и начиная карьеру в профессии, оказались в условиях фактической безработицы при необходимости содержать семью, часто – с маленькими детьми.

Мужчина, 39 лет, предприниматель: “Я считал, что в немножко неудачное время я родился, потому что на период моего становления я получил хорошее образование, – но применить его я до конца не мог…”

Женщина, 44 года, организатор массовых мероприятий: “То, что было моей специальностью, – все позакрывалось: «оборонка» стояла вся, дома культуры – все позакрывалось, тогда были и кинотеатры закрыты, и, ну я не знаю, дома пионеров… То есть все было закрыто, не работало ни-чего!!! То есть устроиться где-то было практически невозможно”.

Женщина, 59 лет, предприниматель: “В кооперативе я была модельером <…>. Потом кооперативы накрылись. <…> Уже задавили налогами <…>. Открылась дорога для импорта, для того чтобы обогащать Турцию и Польшу. У нас нельзя было трудиться по-белому, а по-черному – тоже нельзя, потому что бесконечные поборы. <…> После того как кооператив распался, я одно время не работала, год где-то…”

Капитальные инвестиции в бизнес: от 1 000$

Прибыльность: 50-200%

С ними неразрывно связана целая эпоха.

Кто-то нашел в этом единственное средство для выживания своей семьи, приносившее копейки.

А кто-то «на волне» превратил этот бизнес в золотую жилу.

Речь идет о челночниках.

Пожалуй, современные подростки уже не смогут ответить на вопрос – что такое челночный бизнес .

А между тем еще каких-то 15-20 лет назад они были чуть ли не основными поставщиками продукции на рынках и в магазинах!

Какая ситуация на рынке сейчас?

Стоит ли вкладывать свои деньги в челночный бизнес или это дело уже изжило себя?

На эти вопросы вам ответит данная статья.

Что такое челночный бизнес?

Челночный бизнес – это особый вид индивидуального предпринимательства.

Суть его заключается в том, что обычные люди получают туристические визы и ездят по ним за границу.

Там они мелким оптом приобретают определенные бытовые товары.

Продукцию привозят на родину и реализуют со значительной наценкой.

Основные Мекки торгового туризма – это Турция, Китай, Польша, Италия и Испания, ОАЭ.

Везут оттуда самые разные категории товаров, как правило, для каждой страны основные направления импорта будут свои.

Но в целом вывозимый товар можно разделить на такие группы:

  • шубы, куртки, плащи;
  • мужская, женская и детская обувь;
  • ювелирные украшения;
  • различная бытовая техника, электронные устройства;
  • платья с вышивкой, из натуральных материалов, синтетические.

Появление и развитие челночного бизнеса

Про челночный бизнес люди узнали в разгар 90-х годов.

В то время на полках было слишком мало товаров, денег у людей также не было.

Зато выехать из страны было проще, да и таможенные правила были менее жесткими.

Всё это стало благодатной почвой для популяризации торгового туризма.

Сами челночники «убивали двух зайцев».

Челночный бизнес – это не только источник немалого дохода.

Но и возможность отдохнуть, расширить горизонты, увидеть новые места.

От челночника за границей требовалось уметь торговаться и делать покупки.

Настоящий труд начинался уже на родине: на торговых точках часто челночники стояли сами, подключая родных, но не наемную рабочую силу.

А до этого огромные баулы нужно было ухитриться провезти через таможню.

Обвал в работе челночного бизнеса случился в 1998 году, когда произошла девальвация рубля.

Разумеется, любые товарно-рыночные отношения с зарубежными партнерами происходили в долларах.

Из-за этого как минимум на треть сократился объем челночного бизнеса и многие предприниматели забросили эту деятельность.

Еще страшнее были последствия для «зарубежной стороны».

Закрылись обанкротившись десятки фабрик и фирм, которые производили продукцию специально для челночного бизнеса (то есть для российского рынка).

Тем не менее несмотря на некоторые сложности, челночный бизнес продолжал существовать.

На текущий момент перспективы у такой занятости уже не такие радужные.

Но он по-прежнему имеет право существовать.

Тем более для деятельности достаточно получить торговую лицензию.

Оформлять регистрацию юридического лица (фирма, компания) нет необходимости.

А это говорит о меньших расходах, чем в стандартной торговой деятельности.

Турция – популярное место для челночного бизнеса

Интересный факт:
В июле 2009 года в Екатеринбурге, около центрального входа на самый большой на Урале вещевой рынок «Таганский ряд», был открыт памятник челнокам. Решение об его установке было связанно с тем, что эта профессия постепенно уходит в прошлое в связи с развитием крупного бизнеса.

Турция всегда была самым популярным местом для челночного бизнеса.

Кроме простоты пересечения границы, страна привлекает возможностью прекрасно отдохнуть, параллельно занимаясь работой.

Продукцию для перепродажи челночники разыскивают на местных колоритных рынках, торговых лавках, но также и в бутиках.

Особо популярностью у туристов-бизнесменов пользуется Стамбул.

Для продажи челноки приобретают в стране вышитые коврики ручной работы, изделия из замши, керамическую посуду, различную одежду – этническую и современную, изделия из меди, различные украшения.

А вот о покупке антиквариата опытные люди настоятельно рекомендуют забыть!

Прежде всего, потому что вывести его из страны практически невозможно. Вам потребуются особые документы, оплата пошлины.

Многие вещи, вообще, категорически запрещено импортировать.

Еще одна веская причина: большинство старых на вид вещей у турецких продавцов – это самая обычная подделка.

Так что если вы не эксперт в этом вопросе, лучше заниматься другими категориями товаров.

Что челночный бизнес привозит из Китая?



Китайская продукция давно и прочно заполонила рынок.

Пусть и не самая качественная, но зато яркая, разнообразная, а главное – дешевая.

Но на самом деле стереотип о ненадежности китайских товаров уже устарел.

Действительно, там производят очень много «ширпотреба» и дешевых копий. Но в то же время в Китае можно найти пусть не такую дешевую, но качественную продукцию для челночного бизнеса.

Какой вариант предпочтительнее для вас и какие товары покупать решаете только вы.

Ассортимент предложений очень разнообразный, потому стоит отталкиваться от потенциального спроса и выделенной суммы капиталовложений.

Опытные челночники советуют выбирать то, что близко и интересно вам самим, если вы планируете развивать челночный бизнес, а не сделать разовый выезд.

Привлекает Китай и удобством для шоппинг-туризма.

Есть даже специальные экскурсии для челночников, которые организовывают из Амурской обл. и Хабаровского края.

Они длятся несколько дней и досматриваются на таможне не так строго, как обычные. Кроме того, для таких поездок не нужна специальная виза.

Есть ли перспективы у челночного бизнеса сегодня?


Сегодня такое понятие, как «дефицит», успело частично стереться из памяти людей. Полки ломятся от изобилия, а купить можно всё, что только пожелает душа.

Для особо избирательных людей есть интернет-магазины, благодаря которым любой может заказать желаемый товар из другой страны.

Из-за этих факторов челночный бизнес перестал быть настолько востребованным.

Чтобы привезенная продукция имела спрос, она должна быть абсолютно уникальной и особо привлекательной. Или просто заполнять средний товарный сегмент, но быть доступной по цене.

Ведь в условиях нынешней конкуренции былые 200-400% накрутки позволить себе нельзя.

Таким образом, челночникам нужно везти красивые и особенные вещи, так еще и организовывать им пиар-кампанию.

Просто точка на рынке с усредненной ценой будет приносить «просто деньги».

Чтобы выйти на достойный доход, бизнес нужно будет продвигать.

Некоторую продукцию можно будет реализовывать даже через социальные сети или сайт без организации стационарной точки.

Сколько нужно вложить в челночный бизнес?

Челночный бизнес считается оптимальным вариантом для тех, у кого нет возможности вложить в дело крупный капитал.

Однако и челночная торговля требует немалых затрат.

Ориентировочный список представлен в таблице:

Это ориентировочная таблица инвестиций в челночный бизнес.

Получать доход с помощью торговли можно и с меньшими вложениями.

К примеру, вы приобретаете недорогие национальные украшения, которые продаете исключительно через социальные сети без помощи других людей, а самостоятельно.

В таком случае вам нужно будет потратиться только на закупку и, желательно, продвижение в интернете.

Также про меньшую сумму вложений в челночный бизнес шла речь в 90-е.

Тогда прибыльность держалась на уверенном уровне 100-150% и выше с одной только поездки!

Даже если товара закупалось всего-то на 500-600$.

Тому, что такое челночный бизнес и как он зарождался,

посвящен следующий видеосюжет:

Окупаемость челночного бизнеса


Во времена, когда челночный бизнес только появился, продавцы могли позволить себе ставить наценку в 100-200%, а на некоторые товары до 500%!

И эти товары покупали на раз-два, а продавцы зарабатывали состояние.

Но сегодня ситуация изменилась, и среднестатистическая наценка составляет около 50%.

Срок окупаемости челночного бизнеса будет определяться размером и целью начального капиталовложения.

Если большая часть капитала будет уходить на закупку товара, вложения «отобьются» относительно быстро.

Но если вы будете также вкладываться в аренду торгового места и наймете на работу продавца, срок окупаемости растянется на 6-12 месяцев.

Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы.

Есть фактор высокой конкурентности со стороны самих китайских и турецких брендов.

Также внесли свою лепту и отечественные современные производители.

Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться.

Так что челночная торговля еще обязательно будет существовать, но уже не так процветать, как в годы перестройки.

Сейчас мы можем наблюдать постепенную интеграцию челночного бизнеса в сторону традиционной инфраструктуры торговли.

Челночный бизнес в российской экономике: роль и оценка масштабов1)

Капралова Н.Л., Карасева Л.А.

Данная статья посвящена комплексной оценке «челночного» бизнеса - значимого социально-экономического явления постсоветской России. Зародившаяся в конце 1980-х гг. XX в. в России и странах СНГ «челночная» торговля из нелегальной формы экономической деятельности превратилась за годы реформ в легальную и широко распространенную модель экономического поведения. Она сыграла заметную роль в удовлетворении потребностей населения в товарах массового спроса, смягчила проблему занятости в период трансформации экономической системы.

Введение

Процесс формирования рыночной экономики, начавшийся в России в 1980-е гг. прошлого века, ее либерализация, развитие международного туризма послужили основой для зарождения нового социального слоя, основа которого формировалась за счет лишившейся работы и гарантированных доходов значительной части российских граждан. Наличие высокого уровня образования, опыта квалифицированной работы, умение принимать нестандартные решения позволили им быстро овладеть основами маркетинга, а знание иностранного языка облегчало процесс адаптации в зарубежных странах. Основным фактором, стимулирующим развитие «челночного» бизнеса, стал кризис в производственной сфере, вызвавший тотальный товарный дефицит и отсутствие оборотных средств для инвестирования в отечественное производство. Конкурентные преимущества «челночных» торговых операций заключались, с одной стороны, в льготном таможенном режиме, установленном для физических лиц, с другой - в несовершенстве российского законодательства, позволяющего им не регистрировать торговую деятельность. Все это оказало значимое влияние на экономику России. Однако феномен «челночной» торговли так и не стал предметом серьезного изучения для исследователей.

Капралова НЛ. - с.н.с., ГУ ВШЭ.

Карасева Л.А. - к.э.н., зав. лабораторией, МГУ.

1) Статья подготовлена на основе доклада авторов на 6-ой международной научной конференции ГУ ВШЭ «Модернизация экономики и выращивание институтов» в рамках секции «Предприятия, рынки и инновации». В работе приведены данные, собранные и рассчитанные в рамках проекта ГУ ВШЭ, AHO «Проекты для будущего: научные и образовательные технологии», AHO «Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус"» в 2003-2004 гг. В 2003 г. было проведено 60 неформализованных интервью с «челноками» Москвы, Новосибирска, Хабаровска, в 2004 г. обследовано 1500 торговцев на вещевых, продовольственных и смешанных рынках в г. Москве, Свердловской, Омской областях, Хабаровском и Краснодарском краях.

Отсутствие достоверных статистических данных об объемах «челночных» операций вынуждает прибегать к экспертным методам оценки и проведению соответствующих досчетов, основанных на косвенных источниках информации. Статистическая оценка его масштабов в середине 1990-х гг. дана в работе . По расчетам авторов, основанным на данных Росстата России, в 1995-1996 гг. из стран дальнего зарубежья «челноками» ввозилось товаров массового спроса на сумму 2,5-3 млрд. долл. в квартал, что составляло почти третью часть всего российского импорта из указанной группы стран. В тот же период вышла интересная работа , в которой проанализированы механизм, инфраструктура данного вида торговой деятельности, его социально-экономическое значение и масштабы.

После кризиса 1998 г., оказавшего существенное влияние на масштабы «челночной» торговли, данной проблеме в России посвящены единичные исследования. Среди них можно выделить работу , посвященную тенденциям развития «челночного» бизнеса между Россией и Турцией.

Феномену российской «челночной» торговли как социальному явлению посвящена монография М. Ильиной и В. Ильина . В фокусе исследования, выполненного при поддержке Фонда Форда Иркутским государственным университетом в рамках проекта «Этнополитическая ситуация в Байкальском регионе: мониторинг и анализ» (2002-2003 гг.), проблематика развития «челночной» торговли региона и роль в ней китайских торговцев.

Значимым вкладом в изучение данного явления в России явился ряд проектов, выполненных экспертами ГУ ВШЭ по заказу Росстата России, ГТК России и Банка России, посвященных развитию «челночной» торговли на современном этапе. Для сбора необходимой информации была проведена серия углубленных неформализованных интервью с участниками «челночного» бизнеса в г. Москве и в других крупных региональных центрах «челночной» торговли. Результаты исследований, включающие разработку методических подходов к измерению масштабов «челночной» торговли, опубликованы в .

Целью исследовательского проекта, выполненного в 2003-2004 гг., явилась проверка разработанной Банком России методики досчетов объемов нерегистри-руемых таможенными органами торговых операций. Эмпирической базой для анализа стали данные обследования 1500 торговцев на вещевых, продовольственных и смешанных рынках Москвы, Свердловской и Омской областей, Краснодарского и Хабаровского краев. При проведении обследования использовалась модель многоступенчатой выборки. На первых трех ступенях был применен метод типического отбора. Все регионы Российской Федерации были разделены на кластеры, в рамках каждого из которых выделено по одному типичному представителю -субъекту Российской Федерации. По этим субъектам отобраны населенные пункты - типичные их представители, а в каждом населенном пункте - отдельные рынки, с учетом численности торговых мест на них. Отбор продавцов проводился методом случайного отбора с шагом, задаваемым в зависимости от размера рынка и количества респондентов.

Данное обследование позволило оценить масштабы и структуру нерегистри-руемого импорта, сформулировать рекомендации по совершенствованию методики досчетов.

1. Становление и развитие челночного бизнеса до и после кризиса

1.1. Первые шаги в торговле

Первоначальное накопление «челночного» капитала относится к концу 1980-х -началу 1990-х гг. Механизм первых коммерческих операций сводился к перепродаже в странах Восточной Европы отечественной бытовой техники и ювелирных изделий и покупке на вырученные деньги недорогих потребительских товаров (одежды, обуви, парфюмерии) для реализации в России. Незначительные по масштабам операции оказались высокодоходными, поскольку приносили их участникам 100% чистой прибыли. По данным ГТК России, 3% пассажиров в 1993 г. ввозили столько же товаров, сколько остальные 97%. На долю «челноков» приходилось до 70% текстильных товаров, бижутерии и кожгалантереи и до 30% аудио-и видеотехники.

Легализации «челночной» деятельности способствовало введение в действие в 1987 г. Закона РФ «Об индивидуальной трудовой деятельности» и развитие системы вещевых рынков, которые стали законным местом реализации привезенных товаров. К середине 1990-х гг. «челночный бизнес» обеспечивал занятость 10 млн. человек, к концу 1990-х гг., по различным оценкам, число «челноков» возросло до 18-30 млн. человек .

Торговые операции стали носить более организованный характер. На смену индивидуальным закупкам пришли новые стратегии ведения торговли. Сложившиеся отношения с зарубежными производителями позволяли закупать или заказывать товары крупными партиями с использованием товарного кредита. Это, с одной стороны, сокращало риски, характерные для наличных расчетов, с другой -неизбежно увеличивало оборотный капитал. Если первым «челнокам» для поездки было достаточно от 300 до 500 долл., то в середине 1990-х гг. эти суммы увеличились до 2-3 тыс. долл. К 2000 г. средняя сумма закупок осуществлялась на 10-15 тыс. долл. Для этого периода характерно усиление конкуренции не только между отечественными «челноками», но и с торговцами из Китая, Кореи, Вьетнама, быстро осваивающими российский рынок. «Китайские» рынки активно используют каналы «челночной» торговли для ввоза товара и становятся перевалочными базами для региональных торговцев в силу дешевизны товаров, реализуемых по ценам вдвое ниже «челночных».

1.2. Расширение торговых связей с зарубежными странами

Расширение торговых связей с зарубежными странами тесно связано с развитием туристического бизнеса, бурный рост которого пришелся на начало 1990-х гг. В этот период было открыто до 80% всех действующих в настоящее время туристических фирм. Туроператоры успешно совмещали свою основную деятельность с «челночной». Широкое распространение получили специализированные поездки за товаром, так называемые шоп-туры. Подобные поездки пользовались особой популярностью у «челноков», поскольку предполагали организованное проживание и питание, освобождая время для закупки товаров. Кроме того, предлагаемый туроператорами «пакет услуг» включал помимо туристических услуг посещение оптовых складов и фабрик, где можно было сделать оптовые закупки по сравнительно низким ценам, включая дополнительные скидки 3-5% за большие партии

товара. Китайские и турецкие власти быстро оценили выгоду от «челночных» поездок россиян. В этих странах была создана целая индустрия по обслуживанию российских «туристов». Турецкие власти для стимулирования торговых отношений предоставляли право бесплатного посещения отдельных районов Турции, в частности черноморского порта Трабзон, с компенсацией затрат на перелет и проживание тем, кто закупал товары в городе и провинции на сумму не менее 4 тыс. долл. (для пребывающих морем сумма покупок, достаточная для компенсации затрат, ограничивалась 2 тыс. долл.).

Для «челночных» поездок в Китай организуются 2-3-дневные автобусные экскурсии с территории Хабаровского края и Амурской области. Такие поездки не требуют визового оформления, а автобусы не подлежат строгому таможенному досмотру, что позволяет практически бесконтрольно ввозить в Россию значительные партии дешевых китайских товаров. В этот «туристический» бизнес вовлечены не только российские «челноки». Он широко используется для ввоза товаров китайскими предпринимателями. Развитие «челночной» торговли способствовало появлению нового вида услуг. Специализирующиеся на перевозке грузов фирмы, карго-перевозчики, не только организовывали доставку грузов, но и взяли на себя функции по их таможенному оформлению.

1.3. Последствия кризиса

Финансовый кризис 1998 г. ускорил процесс укрупнения «челночного» бизнеса. Если на этапе зарождения «челночной» торговли единственным сбором была ввозная пошлина и сбор за право торговли на рынке, то со временем «челноков» обязали определить свой статус, а торговые точки (кроме рынков) оснастить кассовыми аппаратами, что привело к увеличению налоговой нагрузки на торговые операции.

Рост курса доллара вызвал рост цен на реализуемые импортные товары, что одновременно со снижением реальных доходов привело к снижению покупательной способности населения. В результате сократилась доля импорта на потребительском рынке. Если в 1997 г. и первой половине 1998 г. доля импорта на потребительском рынке не превышала 50%, то к 1999 г. она снизилась до 25%. Характерной тенденцией стало разорение мелких торговцев. Сумели сохранить свои позиции «челноки», успевшие реализовать товар до кризиса или получить товарный кредит. По информации респондентов, многими он так и не был погашен.

Ценовые конкурентные преимущества «челночного» бизнеса снижаются по мере роста реального сектора экономики, развития форм стационарной розничной торговли, что подтверждается ответами респондентов. Более половины респондентов в 2004 г. повысили цены на реализуемые товары или оставили их без изменения по сравнению с 2003 г., а 13,3% - были вынуждены их снизить. Почти половина респондентов отметила рост цен в среднем на 21,5%. К числу факторов роста цен относятся: изменение валютного курса, рост арендной платы за торговую точку и склад, увеличение транспортных расходов и закупочной цены. По оценкам респондентов, норма прибыли снизилась более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х гг. и не превышала 30-40%, а доля закупочной цены составляла 43% от розничной2).

2) Данные обследования вещевых, продовольственных и смешанных рынков в 2003-2004 гг.

Для повышения потребительского спроса устраиваются сезонные и предпраздничные распродажи. По оценкам респондентов, в такие периоды при снижении цен в среднем на 14% физический объем товарооборота увеличивается на 30%. Борьба за потребителя порождает новые формы организации торговли: продажа на открытых площадках-ярмарках, реализация товара в организациях и на предприятиях. Возросшие издержки в центральных городах России ускорили процесс поиска новых рынков сбыта, что привело к смещению «челночной» торговли в регионы.

Снижение нормы прибыли по внешнеторговым операциям за последнее десятилетие вынудило мелких «челноков» свернуть свою деятельность или переориентироваться на закупки импортных товаров на оптовых базах или мелким оптом на вещевых рынках крупных российских городов - центров «челночной» торговли, которые имеют авиасообщение с популярными странами «челночного» бизнеса, где по отдельным товарным позициям в настоящее время приобретается до 80% импортных товаров (средние данные приведены в табл. 1). Такая мера позволяет «челнокам» расширить ассортиментный ряд за счет качественных изделий европейского, японского производства, сократить издержки благодаря оптимальному соотношению частоты и объемов закупок.

Таблица 1.

Структура закупок импортных товаров массового спроса, реализуемых на рынках, в % от общего объема импортных товаров, реализуемых на рынках

Источник поступления импортного товара на рынок Доля в общем объеме импортных товаров, реализуемых на рынках

среднее значение медиана

«Челноки»-одиночки 22 15

Индивидуальные предприниматели 23 20

Крупные оптовые фирмы 55 60

По результатам обследования, большая часть торговцев, продолжающих самостоятельные закупки товаров за границей, не смогла расширить масштабы своего бизнеса. Так, подавляющее большинство владельцев товара (85%) имели одну торговую точку на обследуемом рынке, 11,7% - две торговые точки. В единичных случаях отмечалось наличие большего числа торговых точек, что свидетельствует о встраивании бывших «челноков», получивших статус индивидуальных предпринимателей, в стационарную розничную торговлю и использовании рынков в качестве одного из каналов реализации товаров.

Поиск более дешевых рынков закупки товаров скорректировал географию поездок. Если в 1990-е гг. для шопинг-туризма, наряду с Турцией, Китаем и ОАЭ, были характерны поездки в Польшу, Грецию, Италию, Индию, Сирию, Германию, Финляндию, то в 2000 г. в числе наиболее популярных городов шоп-туризма были названы: Стамбул (Турция) - 40% упоминаний, Дубай (ОАЭ) - 19%, Солоники (Греция) - 16%, Манчжурия и Пекин (Китай) - 14,6% и 10,9% упоминаний соответственно. В течение года в шоп-туры выехало около 118,9 тыс. человек3), при-

3) Справка: на долю авиационного транспорта приходится 14% всех пассажирских перевозок.

чем максимальное число пришлось на осенне-весенний период - 34,3% и 27,9% соответственно, что указывает на сезонный характер «челночных» поездок. При этом вес багажа коммерческого характера в расчете на одного пассажира в среднем составил 126 кг, средняя стоимость 1 кг товаров была определена в 11,8 долл.

По данным обследования 2004 г., по частоте упоминания среди стран дальнего зарубежья лидируют Турция и Китай (41,1% и 33,2% упоминаний соответственно), при этом прослеживается тесная связь страны закупки товаров с географией региона. На рынках в Москве заметно ниже доля товаров из Китая (25,3% против 41,1% в целом по выборке) и существенно выше доля товаров из Италии (14,7%), Франции (10,1%), Украины (19,4%), Белоруссии (24,0%). Повышение доли Белоруссии в Москве связано с отсутствием таможенной границы. Одновременно в Краснодарском крае повышается доля поставок из Турции и Украины. В Сверц-ловской и Омской областях, наряду с Китаем и Турцией, в челночной торговле растет доля Узбекистана и Киргизии, через которые в Россию поступают китайские товары. В Хабаровском крае доминируют поставки из КНР (90,9%) при снижении значимости остальных стран.

Если проводить сопоставление географической структуры общих поставок импортных товаров на рынки с перечнем стран, в которых по-прежнему «челноки» лично закупают товары, можно отметить следующее. В ответах тех, кто сам приобретает товары за границей, выше оказывается доля Китая и Турции (соответственно 52,5% и 42,5%) и несколько снижается, но все же остается заметной доля Италии (6,7% против 7,5%). Доля всех остальных стран резко снижается, по 5% упоминаний приходятся только на Польшу и Корею.

1.4. «Серые» схемы как способ минимизации издержек

К середине 1990-х гг. «челночная» торговля из неформального явления превратилась в серьезную экономическую проблему. По оценкам ГТК России, отсутствие таможенного оформления челночных грузов привело к тому, что ежегодные потери бюджета от нелегального «челночного» импорта составляли примерно 62 млрд. руб.

Легкая промышленность не выдерживала ценовую конкуренцию с демпинговыми «челночными» ценами, что сопровождалось «вытеснением» с рынка отечественной продукции. Для увеличения доходов бюджета и защиты внутреннего производителя были введены ограничения на беспошлинный ввоз товаров, в 1994 г. в размере 5000 долл., затем квота была снижена до 2000 долл. и до 1000 долл. к концу 1990-х гг. К товарам, вес которых не превышал 200 кг, а стоимость 10000 долл., применялась единая таможенная ставка, составляющая 30% их таможенной стоимости. Несмотря на то, что оплата услуг карго-перевозчика выросла в зависимости от страны закупки и ассортимента товаров с 1996 г. с 2-3 долл. за 1 кг веса до 79 долл. соответственно, использование новой схемы позволило сократить долю транспортных издержек в цене реализации с 42,1% (в случае самостоятельного оформления) до 23,4% (через карго-фирму). Уже в середине 1990-х гг. специалисты обращали внимание на то, что стоимость услуг у карго-перевозчика была едва ли не ниже официально установленных таможенных тарифов для соответствующих товарных групп . Вряд ли такие низкие цены могут покрыть все расходы по сопровождению грузов.

Увеличение налоговой нагрузки на внешнеторговую фирму при легальном оформлении груза существенно снизило ее доходность, что привело к неформальному урегулированию отношений с таможенниками. Оптимизация расходов достигалась путем занижения таможенной стоимости или использования товаров прикрытия, т.е. использования кодов товаров, имеющих более низкий таможенный тариф. По результатам опроса торговцев на рынках, таможенная стоимость импортируемых товаров занижается в среднем на 20% по всем товарным группам, причем по непродовольственным товарам данный показатель на 8% выше, чем по продовольственным. Можно предположить, что это нижняя граница явления.

Данные о масштабах занижения таможенной стоимости товаров, ввозимых по каналам неорганизованного импорта, полученные в результате обследования 2004 г., приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Оценка параметров занижения таможенной стоимости товаров, ввозимых по каналам нерегистрируемого импорта

Занижение таможенной стоимости, %

Товары среднее значение медиана минимум максимум

Всего 20,6 20,0 5,0 50,0

в том числе:

продовольственные товары 14,2 10,0 5,0 30,0

непродовольственные товары 22,2 20,0 5,0 50,0

Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, свидетельствует о несовершенстве таможенного регулирования, поскольку неформальные отношения обходятся товаровладельцам существенно дешевле, чем официальные затраты на транспортировку и растаможивание груза.

2. Масштабы нерегистрируемого импорта 2.1. Подходы к оценке масштабов

Каждая страна - торговый партнер России дает свои оценки масштабов «челночной торговли». Объемы «челночной» торговли с Россией в период ее расцвета (1997 г.) китайской статистикой оценивались в 15 млрд. долл., турецкой и стран АСЕАН - в 8 млрд. долл., Западная Европа оценивала взаимную торговлю на уровне 2 млрд. долл. Характерна динамика данного показателя в платежном балансе России. Данные платежного баланса в 1997 г. показывали 19,1 млрд. долл. неучтенного таможней импорта. После значимого снижения до 8,6 млрд. долл. в 1999 г. этот показатель вновь возрос и к 2004 г. достиг 22,2 млрд. долл., что на 3,1 млрд. долл. выше максимальной его отметки 1996 г. Значительной составляющей этой суммы является ввоз потребительских товаров «по челночным каналам» и оптовыми фирмами с занижением таможенной стоимости.

Для оценки объема нерегистрируемого импорта потребительских товаров используются разные методы, которые допускают определенную степень погрешности. До 1995 г. в статистике объемы «челночной» торговли оценивались на основе

экспертных данных об общем числе «челночных» поездок в наиболее часто посещаемые «челноками» страны и о средней величине импорта, приходящегося на один «челночный» рейс.

Как показали исследования, все возможные методы учета, основанные на экспертных оценках туроператоров чартерных рейсов, данных карго-перевозчиков, данных об уплате пошлин за превышение квот по объемам ввоза товаров, в силу ряда причин не пригодны в полной мере для оценки масштабов «челночной» деятельности.

Новый подход к оценке масштабов нерегистрируемого импорта был реализован в методике, разработанной Банком России. Методика основана на использовании данных об общем объеме товарооборота вещевых, смешанных и продовольственных рынков, доле в нем импортных продаж, а также ряда коэффициентов, полученных экспертным путем.

Согласно указанной методике, оценка объемов реализуемых на рынках импортных товаров строится на данных об общем объеме товарооборота каждой торговой точки, доле импорта из стран СНГ и дальнего зарубежья в количестве проданных товаров и средней цене на реализуемые импортные товары. В соответствии с методикой Банка России именно этот показатель служит оценкой величины нерегистрируемого импорта. Однако, учитывая наличие разных каналов закупки товаров, категории нерегистрируемого импорта, на наш взгляд, в большей степени соответствует объем импортных товаров, поступающих на рынок в результате личной закупки товаров владельцем за границей.

Проведенное в июне 2004 г. обследование вещевых, смешанных и продовольственных рынков позволило оценить объем нерегистрируемого импорта методом прямого счета, а также уточнить экспертные оценки, используемые в методике Банка России.

2.2. Стратегии закупки импортных товаров

В процессе обследования выяснилось, что рыночные торговцы используют различные каналы закупок товаров (см. табл. 3).

Таблица 3.

Каналы закупок импортных товаров, реализуемых на вещевых, продовольственных и смешанных рынках, в % от числа торговцев импортной продукцией

1 54,7 71,2 29,7 38,5 41,8 49,3

2 10,3 14,2 25,3 16,8 3,3 13,7

3 6,6 1,9 12,0 19,9 36,6 13,7

1+2 5,3 6,1 15,2 8,1 2,0 7,1

1+3 7,4 1,4 1,3 7,5 3,3 4,3

2+3 - 0,5 3,8 1,2 0,7 1,1

1+2+3 1,2 - - - 2,0 0,6

4 0,4 - 3,2 - - 0,6

Окончание табл. 2

Каналы закупок Москва Краснодарский край Омская область Свердловская область Хабаровский край Всего

1+4 0,8 - - - - 0,2

1+2+4 - - 0,8 - 0,7 0,2

5 13,2 4,7 8,9 8,1 9,8 9,1

Всего 100 100 100 100 100 100

Примечания: 1 - на оптовых базах в России;

2 - на рынках, базарах, у челноков в России;

3 - личная закупка (заказ) владельцем товара за границей;

5 - затрудняюсь ответить.

Чаще всего практикуют личный ввоз импортных товаров в качестве единственного канала закупки продавцы в Хабаровском крае (36,6%) в силу приграничного расположения и близости дешевого китайского рынка. Достаточно активно он используется в Свердловской области (19,9%). В Москве и Краснодарском крае личный ввоз, как единственный канал закупок товара, встречается намного реже (6,6% и 1,9% соответственно). Доля респондентов, указавших в качестве основного канала закупку на рынках, базарах, у «челноков», соответствует доле личных закупок и составляет в среднем 13,7%. При этом региональные различия весьма существенны. В этом отношении выделяется Омская область - 25,3% торгующих импортной продукцией, и Свердловская область - 16,8%. Правда, в связи с тем, что товар может перепродаваться неоднократно, определить в указанном канале долю «челночных» товаров невозможно. В то же время доля крупных оптовых перепродаж в общем объеме импорта незначительна и составляет 1%, в импорте из стран дальнего зарубежья - 1,2%. Наибольшее число торговцев, использующих оптовые базы в качестве единственного канала закупки товаров, зарегистрировано в Краснодарском крае.

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Краснодарский край Омская область

Свердловская область Хабаровский край

□ Оптовые фирмы в России □ Рынки, базары, челноки

□ Личная закупка владельцем за границей □ Смешанные каналы

Рис. 1. Структура каналов закупок импортных товаров, реализуемых на рынках, в % от числа торговцев импортной продукцией (927 респондентов)

Поступление значительной части импортных товаров на российский рынок через оптовые торговые базы, а не по каналам нерегистрируемого импорта, указывает на снижение эффективности «челночной» торговли. Подтверждением этому также служит более низкий уровень товарооборота торговых точек, которые используют для закупки товаров исключительно «челночные» каналы.

2.3. Товарная структура торговых точек

В товарообороте вещевых, продовольственных и смешанных рынков доля импортной продукции составляет 44,0%, при этом резких ее колебаний по регионам не наблюдается. В общем объеме импорта, реализуемого на рынках, преобладают непродовольственные товары (65,2%). Их доля в импорте из стран СНГ составляет 59,3%, а из стран дальнего зарубежья - 88,8%. Такая ситуация наблюдается практически по всем обследованным регионам.

Таблица 4.

Средний объем товарооборота в расчете на одну торговую точку по категориям торговых точек, тыс. руб.

Продукция Москва Краснодарский край Омская область Свердловская область Хабаровский край Итого по группам

Торговые точки, реализующие отечественную и импортную продукцию

Отечеств. 343,2 96,4 84,9 156,3 54,7 168,1

Импортная 567,5 79,8 83,9 237,4 68,3 181,2

Отеч.+имп. 388,2 110,8 449,7 224,0 71,4 262,5

Всего 393,8 98,8 213,1 201,4 66,2 209,2

Торговые точки, реализующие импортную продукцию, ввозимую владельцем лично

Импортная 792,4 89,1 106,4 420,0 58,7 218,9

Импортная, ввозимая лично 632,2 106,4 113,2 394,2 57,6 170,7

Всего 593,2 95,7 94,1 368,4 74,0 255,7

Высокий средний объем товарооборота импортной продукции в Москве (567 тыс. руб. против 181 тыс. руб. в среднем по России - см. табл. 4) объясняется ее особой ролью в поставке импортных товаров на российский рынок. В общем объеме товарооборота импортной продукции по обследованным регионам на долю Москвы приходилось 57,8%. В импорте из стран СНГ ее доля составила 70,1%, а из стран дальнего зарубежья - 43,9%.

Обследование показало, что доля нерегистрируемого импорта в общем объеме импортной товарной массы составила 16,4%, что подтвердило гипотезу о неправомерности отнесения общего объема продаж импортных товаров на рынках к категории нерегистрируемого импорта. Анализ в разрезе укрупненных товарных групп свидетельствует о значительной дифференциации нерегистрируемого импорта по непродовольственным товарам. По расчетам, в пограничных регионах доля нерегистрируемого импорта существенно выше. Так, в Хабаровском крае реали-

зуется более половины нерегистрируемого импорта непродовольственных товаров, одна третья его часть реализуется в Москве и Свердловской областях, в Краснодарском крае «челночная» торговля не имеет широкого распространения (3,8%). Следует отметить, что среднее значение по выборочной совокупности тяготеет к показателям московского региона (см. табл. 5).

Таблица 5.

Доля нерегистрируемого импорта в общем объеме импорта по укрупненным товарным группам, %

Москва Краснодарский край Омская область Свердловская область Хабаровский край Итого по группам

Продовольственные товары 15,5 0,4 4,8 7,7 3,2 11,8

Непродовольственные товары 12,8 3,8 8,5 32,3 54,3 17,3

Всего 13,5 3,1 8,4 30,4 45,8 16,4

2.4. Оценка «челноками» перспектив развития своего бизнеса

Судя по ответам респондентов, «челноки» по-разному оценивают перспективы развития своего бизнеса. Одни настроены пессимистично, указывая на высокую конкуренцию со стороны Китая и современных торговых фирм. Другие, напротив, не боятся трудностей и настроены на расширение своего бизнеса. Однако нельзя не отметить сетования «челноков» на то, что последние акты правительства и таможни, выразившиеся в повышении таможенных пошлин, и общее ужесточение таможенного режима нанесли сильный удар малому «челночному» бизнесу.

Вопреки мрачным прогнозам относительно будущего «челночной торговли» этот вид бизнеса продолжает существовать наряду с другими формами торговли, несмотря на существенное сокращение размеров традиционных «челночных» операций. Однако не стоит переоценивать роль «челночной» торговли в современном предпринимательстве. Существование данной формы торговли, несомненно, было связано с недостаточным развитием оптовой торговой сети, завышенными ценами на товары и медленной реакцией на изменение спроса в стационарной розничной торговле. Совершенно очевидно, что покупка нескольких контейнеров товаров с экономической точки зрения более рациональна, нежели регулярные «шоп-туры» нескольких десятков «челноков» с небольшими по объемам партиями товаров.

Снижение роли челноков в торговом бизнесе подтверждается также расчетами доли нерегистрируемого импорта в объеме импорта, реализуемого на рынках. Практически такую же оценку дают сами «челноки». Это означает, что в перспективе по мере совершенствования национальной торговой сети будет ускоряться процесс замещения «челночной» торговли другими, более цивилизованными формами ведения бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дятлов В., Кузнецов Р. «Шанхай» в центре Иркутска. Экология китайского рынка (http//slovari.gramota.ru/portal $1Ы;т1?<1=еН81;га1;оу&8=шанхай).

2. Ильина М. Ильин В. Российский базар: социальная организация и маркетинг. Сыктывкар: изд. Сыктывкарского гос. ун-та, 2001.

3. Ильина М., Ильин В. Торговцы городского рынка: штрихи к социальному портрету // ЭКО. 1998. № 5.

4. Мельниченко. Т., Болонини А, Заватта Р. Российский челночный бизнес. Общая характеристика и взаимосвязь с итальянским рынком. ECONOMISTI ASSOCIATI, 1997. (http://www.nisse.ru/ana1itics.htm1?id=che1noki).

5. Приходько С., Воловик Н Индивидуальный импорт: аспекты развития // Российская экономика: тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, сентябрь 1997.

6. Яковлев А.А. «Челночная» торговля в новых условиях: возможные подходы к оценке масштабов // Вопросы статистики. 2001. № 4.

7. Яковлев А.,. Алимова Т., Карасева Л. Проблемы измерения «челночной торговли» // Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений / Под ред. А. Сурино-ва. М.: Финстатинформ, 2003. С. 148-172.

8. Yakovlev A., Garkoglu А., Eder М. Suitcase Trade Between Turkey and Russia: Microeconomics and Institutional Structure: Препринт WP4/2003/07. М.: ГУ ВШЭ, 2003. Серия «Социология рынков».

"Челночный" бизнес в ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты стали широко известны гражданам стран бывшего Советского Союза в начале 90-х годов. После открытия границ, наиболее предприимчивые бизнесмены отправились осваивать заморские страны и одним из первых направлений стали ОАЭ. Начиная с 1993 года, стали выполняться регулярные чартерные рейсы из Эмиратов во многие крупные города России и СНГ. В те годы на Родине еще существовал дефицит, а "за морем" можно было купить практически все, что только могло представить воображение советского человека.

Рентабельность поездок была большая и многие "челноки" успевали выполнять по нескольку рейсов в месяц. Дома неизбалованный покупатель буквально сметал всевозможные диковины, товар распродавался быстро. Очень многие "челноки" быстро сообразили, что выгоднее держать человека в Эмиратах, чем летать туда-сюда и тратиться на гостиницы. С 1994 года открытие представительств торговых фирм России и СНГ в ОАЭ стало массовым явлением. Своего пика торговля с Эмиратами достигла в 1996-1997 годах. Вот далеко не полный список групп товаров, поступавших тогда в страны бывшего СССР из ОАЭ: электроника, бытовая техника, канцелярские товары, игрушки, инструмент, автоаксессуары, автозапчасти, галантерея, часы, бижутерия, фототовары, электротовары, хозтовары, посуда, ткани, одежда, обувь, спорттовары, сувениры, подарки, парфюмерия и косметика, мебель, сантехника, стройматериалы.

С появлением на рынке крупных торговых фирм, челночные поездки стали терять рентабельность, поскольку на всех этапах движения товара накладные расходы фирмы были существенно ниже, чем у челноков. Посудите сами: крупные закупки позволяли сбить цену продавца, крупные партии груза перевозились перевозчиками дешевле и быстрее. Представители фирм в Эмиратах обеспечивали более оперативный закуп и отправку товаров по сравнению с челноками. Наряду с авиационной доставкой грузы стали отправлять контейнерами, что снижало стоимость транспортировки (которая составляла в себестоимости товара от 10 до 90%) в несколько раз. "Челночный" бизнес пошел на спад, но окончательно его добил российский кризис 1998 года.

В условиях, когда доллар за короткий промежуток времени вырос более чем в 4 раза, эмиратские товары в одночасье стали неконкурентноспособными. Во второй половине 1998 года в ОАЭ значительно сократилось количество туристов и объем перевозимых в Россию грузов. Перед многими российско-эмиратскими торговыми компаниями встал вопрос выживания, не менее 60-70% фирм свернули свою деятельность или перепрофилировались. Те же, кто решил остаться на рынке, вынуждены были искать новые формы работы, позволяющие снизить конечную стоимость товара и остаться на плаву. И такие формы работы были найдены.

На сегодняшний день, большинство успешно работающих российско-эмиратских торговых компаний, сумевших пережить последствия кризиса 1998 года, значительно укрупнились. Изменилась схема поступления товаров в Россию. Теперь эмиратские филиалы используются в основном как транзитные и перевалочные базы для небольших партий товара, а основной объем продукции заказывается непосредственно у производителей в странах Юго-Восточной Азии и отправляется напрямую в Россию, минуя ОАЭ. Стоимость доставки морского контейнера из Китая, Тайваня, Таиланда, Гонконга, Индонезии и других стран до России примерно такая же, как до Эмиратов. При этом снижается и стоимость таможенной очистки, т.к. пошлина рассчитывается исходя из фабричной стоимости и транспортных расходов. Для челноков же, покупающих товар для перепродажи в эмиратских магазинах к себестоимости еще "прилипает" торговая надбавка эмиратских фирм, выступающих посредниками и транспортировка из ОАЭ в Россию. Поэтому закупленный и перевезенный "челноками" товар всегда обходится после доставки в Россию дороже, чем точно такой же товар, ввезенный крупной торговой фирмой напрямую от производителя.

Особо нужно отметить, что при ввозе товара большими партиями получение всех необходимых сертификатов на единицу товара обходится значительно дешевле. Кроме того, при официальной таможенной очистке фирма располагает всеми необходимыми документами на товар. Поэтому перед тем, как в очередной раз отправиться на оптовый закуп товаров в Эмираты внимательно изучите ассортимент и цены крупных торговых фирм. Вполне возможно, что все, что вам нужно вы найдете в России по ценам ниже эмиратских, со всеми сертификатами, товарно-транспортными накладными и другими необходимыми документами.

Эра эмиратских "челноков" с мешками и коробками проходит. Их место занимают туристы приезжающие в ОАЭ на отдых. Чем бегать в жару по торговым кварталам Дейры в поиска товара, а затем до поздней ночи в поту и пыли перепаковывать его в карго, лучше греться на песке и купаться в море, ездить на экскурсии, сафари, в аквапарки, на рыбалку, ходить по ресторанам и дискотекам. А внешней торговлей пусть занимаются профессионалы.