Для проведения таможенного досмотра товаров составляется. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств. Предметом исследования является проведение таможенного контроля в формах таможенного досмотра и транспортных средств

Статья 294. Таможенный осмотр и таможенный досмотр международных почтовых отправлений

1. Организации почтовой связи (упомянутые в ст. 294):

1) именно обязаны (а не только могут) предъявить международное почтовое отправление для проведения:

а) таможенного осмотра. Он представляет собой форму таможенного контроля, при которой осуществляется внешний визуальный осмотр международного почтового отправления (в том числе имеющихся на нем печатей, пломб, иных средств идентификации). Осмотр проводится уполномоченными (в соответствии с нормами ТК) должностными лицами. Место, где проводится таможенный осмотр международного почтового отправления (см. о нем комментарий к ст. 293 ТК), является зоной таможенного контроля. Осмотр товаров при международном почтовом отправлении может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

В случае установления в ходе проведения таможенного осмотра товаров при международном почтовом отправлении факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

По результатам таможенного осмотра товаров при международном почтовом отправлении должностными лицами таможенных органов может быть составлен акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (Минэкономразвития или ФТС), если результаты такого осмотра могут понадобиться в дальнейшем. По требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, должностные лица таможенного органа обязаны составить акт либо проставить отметку о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе, имеющимся у лица. Второй экземпляр акта о проведении таможенного осмотра вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. Осмотр не связан со вскрытием международного почтового отправления;

б) таможенного досмотра. Он представляет собой проводимый должностными лицами таможенного органа осмотр товара, отправляемого в режиме международного почтового отправления (одного или нескольких товаров), связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, отправляемые в порядке международного почтового отправления.

Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если оно известно. При таможенном досмотре товаров, отправляемых международным почтовым отправлением, могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством (в том числе и при международном почтовом отправлении).

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, отправляемых международным почтовым отправлением, и их представителей в следующих случаях:

Неявка указанных выше лиц в течение 15 календарных дней со дня предъявления товаров, отправляемых международным почтовым отправлением таможенным органом;

Наличие угрозы государственной безопасности Российской Федерации, жизни и здоровью человека;

Наличие иных обстоятельств, указанных в ст. 372 ТК (см. комментарий к ней).

Таможенный досмотр товаров, отправляемых международным почтовым отправлением, в указанных случаях проводится в присутствии понятых.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.

В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров, отправляемых в международном почтовом отправлении, факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются:

сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств;

результаты таможенного досмотра.

Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ФТС).

Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено;

2) должны осуществить упомянутое предъявление одним из способов, который будет указан должностным лицом таможенного органа.

2. Анализ правил п. 2 и 3 ст. 294 показывает, что таможенный орган:

1) не вправе (по общему правилу) требовать предъявления им таких международных почтовых отправлений, как почтовые карточки, письма, литература для слепых;

2) в изъятие из этого общего правила таможенные органы вправе потребовать предъявления и указанных международных почтовых отправлений в той мере, в какой:

а) есть достаточные основания полагать, что в них содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации;

б) проводился таможенный осмотр, досмотр (см. об этом выше) на основе выборочных или случайных проверок;

3) потребовать (в аналогичной ситуации) у организаций почтовой связи предъявления вывозимых международных почтовых отправлений. Последние обязаны это требование (оно должно иметь письменную форму) выполнить.

3. В целях обеспечения сохранности международного почтового отправления таможенные органы обязаны при проведении таможенного осмотра и (или) досмотра:

1) в максимальной степени (т.е. в той мере, в какой это только возможно) использовать технические средства таможенного контроля;

2) применять такие средства, которые:

а) безопасны для жизни и здоровья человека;

б) входят в перечень (утверждаемый ФТС) разрешенных к применению технических средств контроля.

Порядок использования технических средств контроля утверждается ФТС и должен соответствовать требованиям ст. 388 ТК (см. комментарий к ней).

1. Таможенный досмотр - проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары. До подачи таможенной декларации на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, таможенный досмотр может проводиться в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

2. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

3. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:

1) неявки указанных лиц по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 129 настоящего Кодекса;

2) существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

3) пересылки товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24);

4) оставления на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров и транспортных средств с такой территории.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.

4. Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.

5. В случае установления в ходе проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей.

6. По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах. В акте о проведении таможенного досмотра указываются:

сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств;

результаты таможенного досмотра.

Форма акта утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Второй экземпляр акта вручается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, либо его представителю, если это лицо установлено.

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой в нашу компанию обращаются международные перевозчики, является проблема прохождения таможенного контроля на границе ТС. И в частности в тех случаях, когда осуществляется таможенный досмотр товаров.

Казалось бы, одной из задач, поставленных перед таможенными органами, является создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу. Также ТК ТС установлено, что срок выпуска товаров составляет один рабочий день. Да и таможенный досмотр таможня вроде бы должна проводить за один день.

Так почему же транспортные средства стоят на границе по две недели и более? Давайте разберемся, в чем корень проблемы.

Начать следует с того, что есть два понятия, которые необходимо различать:

А. Срок выпуска товаров.

Б. Срок проведения таможенного досмотра как одной из форм таможенного контроля.

Их взаимосвязь заключается в том, что сроки проведения досмотра, хотя и имеют свои правила течения, не могут выходить за рамки срока выпуска товаров.

Что такое срок выпуска товаров? Это срок с момента регистрации таможенной декларации до момента принятия таможней решения по декларации. И по умолчанию он действительно составляет один рабочий день. Но… проведение таможенного досмотра является одним из оснований, по которым таможня может продлить срок выпуска еще на 10 рабочих дней – итого 11 рабочих дней. А это уже больше двух недель. Таким образом, скорость прохождения таможенного поста напрямую зависит от того, сколько времени займет таможенный досмотр.

Сроки таможенного досмотра можно подразделить на несколько составляющих, каждая из которых влияет на время нахождения транспортного средства с товаром на таможенном посту:

  1. Срок вручения перевозчику уведомления о проведении досмотра.

Каждый раз, когда таможня решает досмотреть товар, вас должны сразу поставить в известность (выдать уведомление) и сообщить, какие действия требуются от вас для проведения досмотра (выдать требования о предъявлении товаров и проведении операций).

Данный этап складывается из нескольких последовательных действий: выявление профиля риска, составление докладной записки, принятие решения о проведении досмотра, назначение ответственного сотрудника отдела таможенного досмотра, вручение водителю уведомления о проведении досмотра, требования о предъявлении товаров и требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.

Общий срок с момента выявления профиля риска до вручения водителю всех документов по предстоящему досмотру должен составлять 1,5-2 часа. Если, к примеру, в 10.00 вашу машину взвесили, выявили перевес, и со слов таможенного инспектора вы уже знаете, что будет проводиться досмотр, либо просто со стороны таможни возникла непонятная для вас пауза, то где-то в 12.00 вы уже можете требовать выдачи документов либо предоставления информации о том, что таможня планирует делать дальше, в том числе путем подачи письменного заявления.

Почему важен данный срок? Потому что дальнейший срок проведения таможенного досмотра начинает течь с момента предъявления товаров к досмотру. А вы, в свою очередь, не можете предъявить товар к досмотру, пока не получите от таможни требование об этом.

  1. Собственно срок проведения таможенного досмотра.

Досмотр должен быть проведен не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении досмотра и с момента предъявления товаров к досмотру либо уведомления перевозчика о готовности предъявить товары, а если таможенный пост работает в круглосуточном режиме – не позднее 24 часов.

Приграничные посты, как правило, работают круглосуточно. Следовательно, если сегодня в 15.00 вы уведомили таможню о готовности выгрузить товар, то завтра к этому же времени инспектор должен провести досмотр.

Что значит предъявление товаров к досмотру? Для того, чтобы товар считался предъявленным, недостаточно того, что он находится в отсеке машины, стоящей на посту. В отношении него должны быть выполнены все операции, указанные таможенным органом в требовании (обозначены галочками). Это могут быть полная или частичная выгрузка, а также разделение товара по видам и наименованиям.

Если перевозчик не готов понести расходы на выгрузку товара сразу после получения уведомления о проведении досмотра, то таможня обычно просит водителя перевозчика написать заявление о предоставлении срока на выгрузку или разделение товара по видам и наименованиям. Если такое заявление пишется, то таможенный орган имеет право не проверять готовность машины к досмотру в течение всего срока, на который оно написано. Срок проведения досмотра при этом не начинает течь, так как товар еще не предъявлен.

Во-первых, заключите договор с СВХ на выгрузку товара.

Во-вторых, не пишите в таможню заявление о предоставлении срока, так как вы не обязаны его писать и для вас оно не несет никакой выгоды. А если пишете, то пишите на короткий срок (например, один день).

В-третьих, заключив договор на выгрузку, направьте в таможню уведомление об этом. Причем вне зависимости от того, писали или нет заявление о предоставлении срока. С момента такого уведомления для таможни начинают течь 24 часа, чтобы провести досмотр.

  1. Срок составления акта таможенного досмотра.

Акт таможенного досмотра составляется в срок не позднее одного рабочего дня после окончания досмотра. К примеру, если фактически досмотр завершен сегодня, то акт досмотра должен быть вручен перевозчику до конца завтрашнего дня. Акт таможенного досмотра, как завершающая стадия досмотра, обязательно должен быть составлен в пределах срока выпуска товаров.

Подводя итог, можно сказать, что нарушение любого из вышеуказанных сроков будет фактически нарушением ваших прав. В этом случае вы имеете право потребовать от таможни ускорения работы либо обжаловать бездействие таможни в вышестоящий орган, транспортную прокуратуру или в суд.

Но также следует признать, что очень часто задержки на границе возникают из-за непродуманных и неэффективных действий перевозчиков, не выполняющих своевременно требования таможни в рамках досмотра. Иногда даже перевозчики делают это сознательно. Но в конечном итоге, это лишь дает таможне возможность продлевать сроки досмотра. Правда и то, что, продлевая сроки досмотра, таможня часто нарушает сроки выпуска товаров. Но единственное решение, которое таможенный орган может принять в отношении товара, не завершив досмотр в соответствии с профилем риска, — это отказ в выпуске.

Учитывайте данную информацию при работе с таможней. Держите таможенный контроль под своим контролем.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАНЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кировский филиал

Юридический факультет

Кафедра таможенно-правовых дисциплин


Курсовая работа

по институтам административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов

Тема: Понятие и порядок проведения таможенного досмотра товаров


Выполнила Шубина Марина Геннадьевна

Руководитель: Бабайлов Владимир Александрович




Введение

ГЛАВА I. ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР ТОВАРОВ КАК ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

1Понятие, цели и задачи таможенного досмотра товаров

2Система управления рисками

Глава II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДОСМОТРЕ

1 Порядок проведения процедуры таможенного досмотра товаров

2 Технические средства, используемые при таможенном досмотре товаров

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение


Актуальность выбранной темы заключается в выделении основных принципов проведения таможенного досмотра и в исследовании актуальных теоретических и практических проблем, возникающих при производстве таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

Наиболее распространенной формой таможенного контроля является таможенный досмотр, проводимый в отношении товаров и транспортных средств. В процессе его осуществления должностными лицами таможенных органов выявляются случаи недостоверного декларирования, сокрытия предметов, являющихся предметом контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и так далее. Наряду с иными формами таможенного контроля, таможенный досмотр направлен на обеспечение соблюдения таможенного и административного законодательства.

Проблемными как для таможенных органов, так и для физических и юридических лиц следует признать и вопросы использования в ходе таможенного контроля системы управления рисками и специфические нюансы проведения личного досмотра, и особенности применения технических средств таможенного контроля.

Для достижения эффективности таможенного досмотра таможенными органами должны повсеместно применяться технические средства таможенного контроля, перечень которых устанавливается таможенным законодательством. Высокая производительность и надежность таких средств, безошибочное толкование результатов досмотра позволяют эффективно решать задачи по выявлению признаков правонарушений в области таможенного дела.

Целью данной работы является исследование института таможенного контроля, а именно одной из основной формы его проведения - таможенного досмотра товаров. Исходя из поставленной цели, и чтобы полностью отразить суть данного вопроса в ходе работы решим ряд задач:

·раскроем общую характеристику таможенного досмотра, как формы таможенного контроля

·изучим основные этапы исторического развития таможенного досмотра в России

·изучим практическое применение таможенного досмотра товаров и транспортных средств

·установим особенности проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров и транспортных средств

·определим роль таможенного досмотра в организации таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Объектом исследования является порядок проведения таможенного досмотра.

Предметом исследования - проведение таможенного контроля в формах таможенного досмотра и транспортных средств.

При написании курсовой работы была использована следующая литература: «Таможенное право России» С.И. Истомина, В.А. Максимцева, в котором авторы изучили порядок проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств; понятие, цели и задачи таможенного досмотра товаров доступно изложены в статье 116 Таможенного Кодекса Таможенного Союза и другие источники.


Глава I. ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР ТОВАРОВ КАК ФОРМА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ


1.1ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ТОВАРОВ


Таможенный досмотр является формой таможенного контроля товаров и транспортных средств. Согласно статье 116 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (ТК ТС) таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля (при оформлении завершения таможенного транзита), так и произвольная форма (при проведении таможенной проверки).

К целям таможенного досмотра товаров и транспортных средств относятся:

·определение соответствия досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

·определение соответствия досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками;

·контроль над разрешительным порядком перемещения товаров.

Основными задачами таможенного досмотра являются:

·установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

·обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу, товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением, установленных на этот счет положений и пресечение их незаконного перемещения;

·выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;

Основными принципами проведения таможенного досмотра являются:

·их выборочность, то есть должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль

·применение системы управления рисками для определения лиц, товаров и транспортных средств, которые должны подлежать проверке. Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающего проведение таможенного досмотра

·принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Так согласно статье 104 ТК ТС при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействиями) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.


1.2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ


Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле (СУР).

В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров.

Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни. Несмотря на то, что институту анализа и управления рисками в Таможенном Кодексе РФ посвящена только одна статья, она создает правовую предпосылку для активного внедрения в таможенной службе Российской Федерации системы управления рисками.

При проведении таможенного досмотра таможенные органы используют те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства РФ. Принцип выборочности, закрепленный в п. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ), означает отсутствие необходимости проводить контроль в полном объеме, то есть проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран.

Данный принцип имеет демократическую и альтернативную основы. Например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961г.) главы дипломатических представительств иностранных государств в России, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов.

Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, степень "жесткости" применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.

Всё проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И, напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

Выбор форм контроля зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, таможенный контроль должен быть эффективным. Достижение поставленных перед ним целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление. Кроме того, таможенный контроль должен быть в максимальной степени необременительным, незаметным для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников ВЭД. При этом оба требования к современному таможенному контролю не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства.

Новеллой российского таможенного законодательства является переход от тотального контроля к его выборочности, основанной на системе управления рисками. Следует отметить, что данная система в практику деятельности таможенных органов РФ внедрена и применяется с августа 2004 года, однако уже можно с уверенностью признать ее большое значение при организации таможенного контроля. Именно использование СУР позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны и содействием развитию торговли.

Таможенный контроль теперь осуществляется на основе системы анализа и управления рисками, то есть выборочно по тем товарам и грузам, которые сопряжены с рисками для экономики, безопасности государства, для здоровья граждан и тому подобное.

Если велика вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ, то необходимо выбирать приоритеты - в первую очередь подвергать проверке те операции и поставки, с которыми связаны правонарушения, влекущие наиболее значительные потери с точки зрения защищаемых таможенным законодательством интересов.

Фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях применение мер контроля является составной частью таможенного оформления.

Риск реализуется в виде профилей рисков, которые могут быть:

·обязательными (для особых категорий товаров)

·целевыми

·случайными.

Одним из основных направлений внедрения СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами, по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику ВЭД необходимо идентифицировать получаемый им товар.

Федеральная таможенная служба РФ с целью организации таможенного контроля разрабатывает и направляет для применения в таможенные органы профили рисков, содержащие соответствующие указания о применении мер таможенного контроля. Ее внедрение в полном объеме позволит сократить таможенные досмотры ввозимых товаров до 10%, в отношении вывозимых товаров - до 8% без ущерба для безопасности государства.

Согласно пункту 2 ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства, то есть представляет качественное содержание современного таможенного администрирования. К таким ресурсам можно отнести профессиональный кадровый состав таможенных органов, технические средства таможенного контроля, таможенную инфраструктуру, информационные ресурсы.

Основными компонентами управления рисками являются таможенное инспектирование финансово-хозяйственной деятельности импортеров, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, контроль правильности заполнения таможенных документов.

Принципы управления рисками, соответствующие мировой практике и положениям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, под которыми понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности его результатов.

В соответствии с п. 2 Концепции системы управления рисками (см. Приказ ГТК России от 26 сентября 2003г. N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации") в таможенной службе Российской Федерации риски подразделяются на:

·выявленные - выражаются в том, что существует известный риск, когда нарушение законодательства РФ уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Следует заметить, что в науке определение выявленного риска считают противоречивым, риск - это вероятность, то есть нечто возможное, но еще не свершившееся, а факт совершения правонарушения - это уже не вероятность. Другое дело - установление причин и условий, способствующих совершению выявленного или выявленных правонарушений, которые могут рассматриваться в качестве выявленных рисков, так как позволяют с определенной степенью вероятности предполагать о возможности совершения аналогичных правонарушений;

·потенциальные - представляют риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Применение СУР в развитых таможенных администрациях мира показало, что в качестве информационной базы для выбора форм осуществления контроля могут использоваться не только сведения о товарных партиях, но и практика ведения деятельности лицами, вовлеченными в процессы внешнеторговой деятельности. В связи с этим появилась необходимость субъектного подхода при организации таможенного контроля, результатом которого должно стать возможное отнесение участников ВЭД либо к группе риска, либо к категории добросовестных субъектов, в отношении которых вероятность нарушения таможенного законодательства наиболее мала. С этой целью таможенными органами используется технологическая схема, предусматривающая применение в процессе таможенного оформления и таможенного контроля двух видов коридоров: зеленого и красного. Если принято решение о направлении поданной декларации по зеленому коридору, то товар сразу, после уплаты таможенных платежей, выпускается в свободное обращение. При этом ускорение и упрощение процедур таможенного оформления достигаются за счет того, что выпуск товара осуществляется без сопроводительных документов и без проведения фактического досмотра. В случае принятия решения о направлении поданной декларации по красному коридору проводятся документальный контроль и полный или частичный досмотр товаров и транспортных средств.

Таким образом, Таможенный кодекс РФ предусматривает в качестве основы регулирования таможенного контроля принцип анализа и управления рисками, на основании которого должны выявляться товары, транспортные средства, лица и документы, подлежащие проверке, и определяться степень такой проверки. Для таможенной службы система управления рисками является достаточно новым инструментом таможенного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенно-торгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами ВТО.

Система управления рисками объединяет ряд новейших таможенных инструментов и технологий, которые обеспечивают повышение эффективности работы таможенных служб, не ставя под угрозу интересы торговли. Система анализа и управления рисками как элемент системы управления в структуре таможенных органов необходима и для руководящего состава ФТС России, и для исполнителей, то есть региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов. Она необходима руководству при принятии обоснованных управленческих решений, а исполнителям - для повышения профессиональных навыков, избавления от многих рутинных операций, повышения оперативности работы. Как следствие, способствует созданию для участников ВЭД более цивилизованных условий ведения внешнеэкономической деятельности, а также ускорению внешнеэкономического оборота.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДОСМОТРЕ ТОВАРОВ


1 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ТОВАРОВ

таможенный досмотр товар транспортный

При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства РФ.

По общему правилу досмотр проводится после принятия таможенной декларации. Однако из этого правила есть множество исключений. Досмотр может быть проведен до подачи таможенной декларации в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Российской Федерации (для проверки такой информации), а также для проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки с целью: идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определения количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения и в необходимых случаях качества (безопасности), определения наименования и прочих характеристик товаров; организации проведения таможенными органами таможенных досмотров при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела. ФТС России утверждает и направляет в таможенные органы соответствующие действующие профили риска; материалы выборочной проверки на основании соответствующих действующих профилей рисков, предусматривающих выбор товаров, подвергаемых таможенному досмотру, с использованием генератора случайных чисел. Как видим, и здесь упоминаются профили риска.

Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, а также иных уполномоченных лиц, возможно только при участии двух понятых в следующих случаях:

·неявки указанных лиц по истечении срока подачи таможенной декларации;

·существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные предметы, взрывчатые, отравляющие, опасные химические и биологические вещества, наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, токсичные, радиоактивные вещества, ядерные материалы и другие);

·пересылки товаров в МПО (международных почтовых отправлениях);

·оставления на таможенной территории Таможенного Союза товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего их вывоз.

Таможенный досмотр проводится в отношении товаров и транспортных средств: находящихся под таможенным контролем; в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при проведении специальной таможенной ревизии; незаконно перемещенных через таможенную границу РФ. В отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, таможенный досмотр может проводиться при следующих таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию РФ, внутренний таможенный транзит, временное хранение товаров, убытие товаров с таможенной территории РФ, декларирование товаров, выпуск товаров.

Досмотр должен быть осуществлен не позднее окончания следующего рабочего дня с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра и предъявления товаров таможне для проведения досмотра или с момента получения информации от декларанта о готовности предъявить товар и присутствовать при проведении досмотра. Если же в таможенном органе установлен круглосуточный режим работы, то досмотр должен быть осуществлен не позднее 24 часов с момента принятия решения о его проведении и предъявлении товаров к досмотру. Временем начала досмотра является время начала действий должностного лица, проводящего таможенный досмотр, по визуальному осмотру предъявленных товаров.

Таможенный досмотр может начаться только в случае, если проверяемые товары находятся на крытой площадке, обустроенной для его проведения, или в помещениях, предназначенных для склада временного хранения.

Досмотр товаров, находящихся в контейнере или грузовом отсеке транспортного средства, возможен только в случае, если: таможенный досмотр товаров в установленных поручением объеме и степени может быть проведен непосредственно в контейнере или грузовом отделении транспортного средства; проведение необходимых грузовых операций с товарами может быть обеспечено заинтересованным лицом непосредственно в ходе таможенного досмотра; проведение такого таможенного досмотра не повлечет утрату товаров или изменение их состояния. Кроме того, досматриваемые товары должны быть разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям товаров. Если это не сделано - таможня просто продлит срок проведения досмотра.

При таможенном досмотре позволено:

Вскрытие грузовых мест. Разрешено извлечение отдельных единиц товаров из упаковки (ящиков, коробок и тому подобное), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля над количеством и наименованием, определения страны происхождения и других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров

Повреждение упаковки. Для выявления сокрытия товаров таможенникам дозволяется извлекать отдельные единицы товаров из их первичной упаковки (при необходимости и всех упаковок, оберток и тому подобное). При этом возможно и невосстановимое изменение первоначального состояния упаковки отдельных единиц товара

Разрезание. При проведении досмотра таможенникам разрешено производить опиливание, стачивание, разрезание и иные действия, осуществляемые для целей выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля путем нанесения на поверхность скрываемого товара слоев краски, металлов, иных материалов либо путем вложения товаров в специально изготовленные неразборные тайники.

В случае если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении таких товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары.

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии Таможенного Союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения.

Акт таможенного досмотра должен в обязательном порядке содержать следующие сведения:

·данные о производивших таможенный досмотр представителях таможни, а также лицах присутствовавших во время его проведения

·основные причины, по которым принято решение о проведении таможенного досмотра

·результаты, которые получены во время проведения таможенного досмотра транспортных средств, мест хранения грузов, а также самих грузов

·примечания и иные замечания.

Акт таможенного досмотра составляется в двух экземплярах и подписывается лицам его проводившим, двумя понятыми, представителем участника ВЭД. Первый экземпляр пересылается участнику ВЭД или передается присутствовавшему при проведении таможенного досмотра представителю, второй - хранится в таможенном деле данного груза.


2 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДОСМОТРЕ ТОВАРОВ


Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными органами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через таможенную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу или не соответствующих декларированному содержанию. Различные виды технических средств таможенного контроля (ТСТК) применяются для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности и позволяют выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и тому подобное). ТСТК должны соответствовать требованиям нормативной и эксплуатационной документации, должны быть полностью укомплектованы, в том числе эксплуатационной документации. При применении ТСТК должностные лица таможенных органов должны соблюдать необходимые меры безопасности с целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также товарам и транспортным средствам.

При таможенном досмотре применяются следующие технические средства таможенного контроля:

) технические средства радиационного контроля, применяемые в отношении товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих таможенную границу, с целью выявления незаконного перемещения через таможенную границу ТС радиоактивных материалов;

) автоматизированные системы определения весовых и габаритных параметров транспортных средств и видеонаблюдения, применяемые в отношении автотранспортных средств, пересекающих таможенную границу ТС, с целью их контроля и учета с передачей полученной информации по каналам связи в уполномоченный орган в сфере таможенного дела;

) досмотровая интраскопическая техника, в том числе оснащенная системами обработки и анализа изображения, применяемая в отношении товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих таможенную границу ТС в зонах таможенного контроля, с целью обнаружения вложений контрабандных товаров в ручной клади, контейнерах, транспортных средствах, почтовых отправлениях и физических лицах;

) технические средства поиска, применяемые при проведении осмотра товаров и транспортных средств без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемого объекта;

) технические средства идентификации, применяемые при проведении осмотра следующих товаров:

·для идентификации проб драгоценных камней и металлов применяются приборы, работающие на основе анализа преломления лучей в драгоценных камнях, и приборы, использующие разные методы определения сплавов. Применяются во всех случаях оформления драгоценных камней и металлов;

·для выявления и (или) проверки наркотических, психотропных веществ и прекурсоров применяются: детекторы и экспресс-анализаторы наркотических веществ методом сбора микрочастиц, с помощью салфеток и помещения их в детектор для производства анализа, а также анализа паров с подозрительного участка при помощи включения компрессора детектора; ампулы или набор ампул для цветового различения наркотического вещества в специальных прозрачных емкостях;

·для выявления и (или) проверки взрывчатых веществ применяются детекторы микрочастиц и анализа паров взрывчатых веществ, путем сбора микрочастиц салфетками и помещения их в детектор для производства анализа, путем сбора паров при помощи компрессора детектора с подозрительных участков;

·для анализа веществ в твердом, жидком и порошкообразном состоянии применяются рентгенофлуоресцентные анализаторы, необходимо специальное обучение сотрудников по работе с данными приборами;

·для определения весового значения товаров и транспортных средств применяются приборы взвешивания;

·для дистанционного измерения объема товара, проходящего в единицу времени, применяются приборы учета энергоресурсов, результаты измерений которых вносятся в информационную систему, связанную каналами передачи данных с таможенными органами;

·для проверки товаров и транспортных средств в целях выявления озоноразрушающих веществ используются идентификаторы, детекторы и анализаторы хладагентов;

·для проверки, считывания, снятия, а также контроля санкционированного вскрытия электронных запорно-пломбировочных устройств (электронных пломб) используются приборы считывания электронных запорно-пломбировочных устройств (электронных пломб). Используются стационарные, переносные и мобильные приборы считывания электронных запорно-пломбировочных устройств (электронных пломб);

·для печати информации (штрих-кода, текстовой информации, различной графики) на этикетках, самоклеющихся лентах, которые впоследствии наносятся на товар, упаковку для маркировки, транзитную декларацию, транспортные средства используются принтеры штрих-кода;

·для идентификации этикеток, наклеек со штрих-кодом применяются приборы считывания штрих-кодов (сканер штрих-кода). Результаты идентификации товаров с применением технических средств идентификации являются основанием для отправления данных товаров на экспертизу для углубленного обследования;

) технические средства визуального наблюдения, постоянно применяемые должностными лицами таможенных органов в целях таможенного контроля для наблюдения в ночное и дневное время за оперативной обстановкой зоны таможенного контроля и объектов административных зданий таможенных органов;

) технические средства контроля носителей аудио- и видеоинформации, применяемые для просмотра, прослушивания и стирания аудиоинформации и видеоинформации, записанной на магнитных носителях (бобинах, пленках, компакт-кассетах, дисках, дискетах электронно-вычислительных машин) при таможенном контроле этих технических носителей информации. Технические средства контроля носителей аудио и видеоинформации используются для осуществления визуального контроля проявленных фотопленок и кинопленок, слайдов и микрофишей.

Досмотровая интраскопическая техника применяется с соблюдением специфики всех его технических возможностей, а также правил техники безопасности и радиационной безопасности в соответствии с заводской инструкцией или технической спецификацией.

Технические средства поиска применяются с соблюдением техники безопасности, без причинения механических повреждений товарам и транспортным средствам.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

Применение технических средств таможенного контроля осуществляется для ускорения проведения таможенного досмотра, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков административных правонарушений в области таможенного дела.

В настоящее время наиболее эффективной техникой для проведения таможенного досмотра товаров является инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).

ИДК позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Анализ применения указанных комплексов в таможенных службах и службах безопасности ряда государств Европы и Азии показывает их высокую эффективность по противодействию контрабанде и незаконному перемещению грузов, надежному выявлению оружия и боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ.

ИДК выпускаются фирмами в стационарном, перебазируемом и мобильном варианте для досмотра морских контейнеров и большегрузных автомобилей.

Стационарные ИДК с энергетикой 9 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - 380 мм) являются инспекционными системами, которые дают точное рентгеновское изображение полностью загруженных морских контейнеров и грузовых автомобилей и, как правило, используются в морских пунктах пропуска. Пропускная способность - до 25-ти контейнеров в час. Указанные комплексы требуют значительной радиационной защиты и размещаются в стационарных рентгенозащитных сооружениях.

Легко возводимые (перебазируемые) ИДК с энергетикой 6 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - 300 мм) позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о соответствии перевозимого груза заявленному в товаросопроводительных документах до 85 % товаров относительно стационарных ИДК.

Данные комплексы используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грубых авто в час. Технологическое оборудование комплекса размещается в быстровозводимом сооружении либо сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой. Мобильные ИДК с энергетикой до 3 МэВ (проникающая способность по эквиваленту стали - до 220 мм) смонтированы на шасси автомобиля и требуют при работе наличия санитарной зоны. Они позволяют по полученному рентгеновскому изображению принимать решение о наличии либо отсутствии грузов в контейнере и соответствии товаросопроводительным документам товаров с малыми объемными плотностями. Мобильные ИДК в основном используются в интересах оперативных подразделений таможенных и других правоохранительных органов.

В условиях наличия жестких временных ограничений на проведение таможенного досмотра, с одной стороны, и повышения интеллектуальной и криминальной составляющих в способах уклонения от уплаты таможенных платежей, с другой стороны, возникает проблема создания эффективной системы таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

На пунктах таможенного досмотра используется также и система радиационного контроля, предназначенная для контроля и предотвращения перемещения через границу радиоактивных материалов. С помощью этой системы можно оперативно выявить превышение радиационного фона по отношению к естественному. Это первичный радиационный контроль. Превышение допустимого излучения встречается у многих видов товаров, например, керамическая плитка, фарфоровые и фаянсовые изделия, печи для обжига, оборудование для горнодобывающих предприятий. В случае срабатывание системы таможенными сотрудниками ставится в известность служба Таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) именно ей поручена организация обеспечения радиационной безопасности РФ. За ней и последнее слово, точнее составление акта с примерно такой формулировкой: «груз не является радиоактивным материалом, и превышение радиационного фона не более допустимых норм для этого вида товара». Однако для получения этого заключения в службу ТКДРМ необходимо предоставить помимо ГТД и акта таможенного осмотра, еще ряд документов, основным из которых является санитарно- эпидемиологическое заключение, а также протокол испытаний на радиологическое излучение.

Применение технических средств при проведении уполномоченными должностными лицами таможенных органов таможенного контроля должно осуществляться на основе специальных принципов: законность, аргументированность, не причинения неправомерного вреда объекту таможенного контроля, безопасность, ответственность за ущерб, причиненный при эксплуатации технических средств, оперативность; экономичность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы. Таможенный досмотр является формой таможенного контроля, осуществляемый уполномоченными должностными лицами таможенных органов в зонах таможенного контроля, либо без создания их. Данная форма таможенного контроля позволяет выявить факт нарушения таможенного законодательства путём внешнего визуального осмотра товаров и транспортных средств, и путём действий должностных лиц, связанных со снятием средств идентификации, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортных средств, либо ёмкостей.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств - административное действие, заключающееся в получении взаимосвязанной оценки соответствия исследуемого товара характеристикам, заявленным в таможенной декларации, путем сравнения физических, качественных и количественных характеристик, в целях установления законности его перемещения через таможенную границу, предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов и обнаружения скрытого провоза.

Таможенный досмотр производится с соблюдением принципа ненанесения умышленного ущерба перевозимому участником внешнеэкономической деятельности грузу.

При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающего проведение таможенного досмотра.

При принятии решения о таможенном досмотре товара или транспортного средства, должностное лицо таможенного органа обязано уведомить о данном решении декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении этого товара или транспортного средства.

Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта в определенных случаях, а также иных уполномоченных лиц, возможно только при участии двух понятых.

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.

Для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяются различные виды технических средств таможенного контроля (ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и тому подобное).

Применение ТСТК осуществляется в целях получения информации о товарах и транспортных средствах, выявления случаев перемещения делящихся и радиоактивных материалов, выявления признаков нарушений таможенных правил.

В соответствии со статьей 107 ТК ТС технические средства, применяемые таможенными органами, должны быть безопасными для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

Перечень технических средств, применяемых в таможенных органах РФ, определяется Федеральной Таможенной Службой РФ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Внутри государственные правовые акты России:

Статья 104 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) «Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля»

Статья 107 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) «Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля»

Статья 116 гл. Формы и порядок проведения таможенного контроля Таможенного Кодекса Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) « Таможенный досмотр»

Статья 130 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) «Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками»

П.1 статья 358 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010) « Временный ввоз товаров для личного пользования»

Приказ ГТК России от 26 сентября 2003г. № 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.

Приказ ФТС России от 25 октября 2011 г. № 2190 « Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)», в ред. Приказа ФТС России от 26.03.2013 г. № 587.

Научная и учебная литература:

Действующее международное право.- В 3-х томах / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой.- М.: Гардарики, 2009.- 539 с.

Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, 2008.- 415 с.

Ильина В.А. Особенности организации таможенного режима и таможенного оформления - М., 2008.- 499 с.

Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М.: Логос, 2010. - 215 с.

Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. 3-е изд. - М.: Знание, 2010. - 758 с.

Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев.- М.: Волтерс Клувер, 2007. - 614 с.

Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. С.И. Истомин, В.А. Максимцев. - М.: БЕК, 2008. - 600 с.

Таможенное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.Г. Драганова., 2009. - 571 с.

Таможенное право: учебник для вузов / Под общ. ред. Андриашина Х.А.). - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г. (Система "Гарант").

Толкушин А.В. Таможенное дело, Учебник, Изд.: Юрайт, 2010 г.

Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Приор, 2009. - 289 с.

Материалы сети Интернет:

1.Сайт ФТС РФ: <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ


Утверждено

Решением Комиссии таможенного союза

от _________ N ____

(наименование таможенного органа)

Акт таможенного досмотра (осмотра)____________________

Время начала таможенного досмотра ____ Дата "__" ____ 20__ г.

Настоящий акт составлен в соответствии со статьей 116 (115) Таможенного кодекса таможенного союза о том, что должностным (должностными) лицом лицами:

(должность, фамилии, инициалы должностных лиц)

_____________________________________________________________

в присутствии: декларанта, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров

(транспортных средств), либо их представителей:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

понятых (на основании пункта 5 ст. 116 Таможенного кодекса таможенного союза):

_____________________________________________________________

(место работы, должность, фамилия, инициалы, наименование

_____________________________________________________________

и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства)

с участием специалиста (эксперта):

_____________________________________________________________

(место работы, должность, фамилия, инициалы, наименование

и номер документа, удостоверяющего личность, место жительства)

Таможенный досмотр проведен в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров их представителей по причине:________________________________________________

товара (партии товаров либо транспортного средства), отправленного(й)

отправителем (заполняется при вывозе):

_____________________________________________________________

(наименование организации; УНП/РНН (БИН, ИИН)/ИНН;

для физического лица - Ф.И.О, наименование и номер документа,

удостоверяющего личность)______________________________

из (в): ___________________________________________________

в адрес получателя (заполняется при ввозе): ________________

(наименование организации;__________________________________

УНП/РНН (БИН, ИИН)/ИНН; для физического лица - Ф.И.О.,

наименование и номер документа, удостоверяющего личность)

по документам: ____________________________

(таможенная декларация, книжка МДП, транспортные

_____________________________________________________________

(перевозочные) документы, коммерческие и иные документы)

_____________________________________________________________

Место таможенного досмотра (осмотра) _________________

Применялись технические средства таможенного контроля:

_____________________________________________________________

Предъявлен:

Товар из ____ мест. Вес брутто по документам ______ кг.

Транспортное средство: регистрационный номер:

В результате таможенного досмотра (осмотра) установлено следующее:

Уровень радиационного фона составляет: ________________

Измерения проводились прибором ______________ N ___________

Фактический вес товара нетто ___ кг, брутто ___ кг

определен способом:

Фактического взвешивания

Определения среднего веса одного места взвешиванием ____ мест,

вес которых составил соответственно: ____ кг, _________ кг, _____ кг

Расчетным ______________________________

(указываются данные расчета)

Иным ______________________________________

(указывается способ)

Транспортное средство (транспортные средства) прибыло(и) в качестве товара:

На транспортном средстве/в контейнере(ах), номер(а) транспортных средств/контейнеров _______________________

(ненужное зачеркнуть) _______________________

Своим ходом

Средства идентификации: без средств идентификации

средства идентификации - не нарушены

Нарушены

_____________________________________________________________

(описание средства идентификации, количество)

_____________________________________________________________

(указываются результаты досмотра (осмотра)

_____________________________________________________________

К акту прилагаются: ___________________________

(документы, фотографии, этикетки и т.п.)

Изъятий не производилось. Произведено взятие проб и образцов

Грузовые места упакованы по акту от ___________ N _________

в нашем присутствии

Обнаружены признаки правонарушений: _______________________

Наложены средства идентификации _______ в количестве _______ шт.

Должностные лица: _________________________

______________________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы, личная номерная печать)

в присутствии ____________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

Эксперт (специалист) ______________________________

(подпись, фамилия, инициалы)

Дата и время окончания таможенного досмотра (осмотра) ___________

Второй экземпляр акта получил на руки ______________

(дата, время, подпись, фамилия, инициалы)

Служебные отметки (заполняется только в экземпляре для таможенных органов) ______________________________________


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.