С каких слов начинается цель. Ставим конкретные и достижимые цели. Анализ вариантов решения проблемы

Технология целеполагания. Как правильно сформулировать цели и задачи урока?

Одним из ведущих компонентов урока и учебно-воспитательного процесса в целом являются цели. Они определяют содержание предстоящей деятельности, служат ориентиром в процессе работы, составляют основу для критериев обученности, воспитанности и развития учащегося. Методически грамотно сформулированные цели позволяют в конце урока проверить степень их достижения, сделать необходимые выводы, скорректировать деятельность на последующих уроках, обеспечивая взаимосвязь уроков одной темы. Таким образом, цели – запланированные результаты педагогической деятельности (Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. -538с.).

Цели призваны реализовать системность процесса обучения, поскольку составляют определенную иерархию. По каждому предмету выделяют общие, тематические и поурочные цели.

Общие цели являются долгосрочными, описывающими вклад данного предмета в формирования мировоззрения учащихся. Они остаются актуальными на протяжении всего курса обучения. Например, одна из целей базового курса информатики – «….» (ГОСО).

Тематические цели являются более конкретными и выражают требования к учебным достижениям учащихся по каждой теме курса. Такие цели рассчитаны на несколько уроков, составляют одну тему. Например, «сформировать умения работы с текстовыми документами».

Поурочные цели – это цели каждого конкретного урока. Они выражают определенные шаги в достижении в достижении тематических целей и определяют учебную деятельность на уроке. Например, «формирование умения выделения, перемещения копирования фрагмента текста».

Тематическая цель не раскрывает специфика каждого конкретного урока темы. Так, на первых занятиях темы обычно планируется ознакомление с учебным материалом, далее – работа над усвоением основных понятий темы и формированием умений, затем закрепление знаний и развитие умений, а заключение темы – обобщение изученного. Таким образом, различные уроки даже одной темы предполагают различную учебную деятельность, которая подчинена различным целям.

Не раз приходилось слышать вопрос: как правильно ставить и формулировать цели и задачи урока . Скажем сразу, однозначного ответа на этот вопрос нет.

Итак, есть такие рекомендации на данный момент, которые кажутся наиболее продуманными.
Цель – это идеальный, мысленно предвосхищаемый результат деятельности на учебном занятии, а не сам процесс,
так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности, заранее запланированный учителем результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока, по окончании изучения главы или раздела. В цели урока формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос "Достиг ли урок поставленной цели?".
Педагог под целью урока иногда понимает цель для себя - что он хотел бы сделать на уроке. На самом деле цель урока должна определять, чему обучающиеся должны научиться на уроке.

Ц ель урока – должна быть одна и выражена о тглагольным существительным (имя существительное, образованное непосредственно от глагола). Примеры: хождение (от ходить ), формирование (от формировать) .

В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цель обучения (цель урока) формулируются через результаты обучения , выраженные в действиях учащихся (что он будет знать, уметь и т.д.). К цели предъявляются следующие требования:

Цель должна быть конкретна;

Четко ориентирует на усвоение фактов, понятий и т. д.;

Цели конкретизируется в задачах, все задачи объясняются учащимся

При формулировании цели урока будем исходить из того, что обучение – очень сложный и индивидуализирован­ный процесс. В исследованиях последних лет обучение определяется как комплексное сочетание склонностей, пережитого опыта, социальных отношений, ценностей, подходов и убежде­ний, которые в совокупности формируют характер использования человеком конкрет­ных возможностей для получения знаний. /Руководство для учителя. Третье издание. стр.121/

Почему при построении целей урока чаще всего формулируют, так называемую, триединую цель? Это исходит из того, что в психологии обычно выделяют три разных сферы обучения: когнитивную, психомоторную (социальную) и аффективную.

На основании этого, в 1956 году американским учёным Б. Блумом была создана одна из первых схем педагогических целей, которая описывает цели когнитивной (познавательной) сферы. В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области).

Характеристика деятельности и цели обучения в соответствии со сферами обучения приведены в следующей таблице:

Сфера обучения

Таксономии

Характеристика сфер деятельности

Цели, которые сфера деятельности охватывает

Когнитивная (познавательная)

Таксономия Б.Блума

навыки анализа и решения проблем

Цели обучения от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Аффективная (эмоционально-ценностная)

Таксономия Д.Кратволя

взаимные отношения, такие как привязанность, любовь/ненависть или поклонение

цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

Психомоторная

Таксономия Д.Симпсона

навыки, требующие комплексного взаимодействия интеллектуальных и двигательных навыков

Цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.


Выделяются 2 группы педагогических целей: обучающие (когнитивные) и цели личностного развития обучаемых.
Если когнитивные цели могут быть достигнуты в течение одного урока и может быть осуществлена диагностика степени их достижения, то существуют объективные трудности в формулировке и достижении целей личностного развития учащихся, поскольку нельзя четко описать и диагностировать интеллектуальные и нравственные приращения обучаемых в рамках одного или нескольких уроков.

Таблица 1. Категории учебных целей в когнитивной области.

Основные категории учебных целей.

Примеры обобщенных типов учебных целей.

1. Знание.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания -от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Ученик: Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2.Понимание.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, “перевод” его с одного “языка” на другой (например, из словесной формы - в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явления, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Ученик: Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, схемы, графики и диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение.

Эта категория обозначает умение использовать конкретный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, принципов, законов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик: Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода и процедуры.

4. Анализ.

Эта категория обозначает умение правильно разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выделение взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и внутреннего его строения.

Ученик: Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.

5. Синтез.

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают действие творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Ученик: Пишет небольшое творческое сочинение, прилагает план проведения эксперимента, использует знания из различных областей, чтобы сравнить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими) так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся, или задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

Ученик: Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев качества.

Конкретизация целей учебного предмета на основе данной таксономии проводится в два этапа. На первом выделяются цели учебного курса, на втором - цели на уровне конкретной темы.

Детальная спецификация целей оформляется в виде таблицы, строки которой представляют элементы содержания учебного материала, а столбцы - ведущие типы интеллектуальной деятельности учащихся во время усвоения этих элементов. Ниже в качестве примера подается матрица целей учебной группы к теме " Наследственность и изменчивость" из курса общей биологии.

Элементы усвоения

Элементы знаний

Понимание

Воспроизведение

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

Наследственность - общая свойство организмов

Формирование генотипа

Что такое непостоянство

Механизм изменчивости

Механизм наследственной изменчивости

Соотносимый характер наследственной изменчивости

Мутации как вид наследственной изменчивости

Как видно, для того, чтобы подать цели учебной группы через элементы "знания", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка", необходимо осуществить глубокий научно-методический анализ содержания учебного материала, его структуры, последовательности изучения и соотнести каждый элемент содержания с элементами усвоения. Имея такую таблицу (матрицу), учитель может предсказать, спланировать сам процесс достижения целей обучения данной группы, составить точную диагностическую карту-задачи. Речь идет о том, что каждый "плюс" в таблице требует того, чтобы был построен сам процесс реализации данного элемента знаний. Матрица является основой для составления диагностических задач как на промежуточном, так и на итоговом этапах.

Приведем примеры целей урока:

Цель обучения (когнитивные)

Цели личностного развития обучаемых

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Например, ее можно конкретизировать следующим образом:

Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей...;

Обобщение и систематизация знаний о...

Отработка навыки (указать какие);

Устранение пробелов в знаниях;

Усвоение учащимися понятий (каких?).

Выявление и закрепление знаний по теме … Устранение пробелов в знаниях учащихся … Формирование новых понятий (идет их перечень) … Обучение навыкам чтения … Изучение схем включения … Изучение принципа действия и устройства … Расширение знаний о … Выявление знаний по теме …, умение их применять в условиях … Изучение способов определения … Изучение последовательности действий … Изучение общих схем … Изучение назначения различных … Изучение особенностей протекания явлений … Знакомство с порядком выполнения действий …Систематизация и обобщение знаний по теме … обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем...

установление уровня знаний по теме...

обобщение изученного материала по теме...

систематизация изученного материала по теме...

На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...

Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...

Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...

Способствовать…, создавать условия…, организовать ситуацию, требующую от учащихся…, содействовать…
Создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля … Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности … Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы … Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между … Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать … Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное… Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях… Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли … Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов … Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач … Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления … Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …
создать условия для:

развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить

аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы);

развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

развития мировоззрения;

развития навыков устной и письменной речи;

развития памяти;

развития критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

развития эстетических представлений и художественного вкуса;

развития логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа),

развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь);

развития у обучающихся рефлексивной деятельности

развития способности четко формулировать свои мысли;

Типичные ошибки целеполагания

подмена цели содержанием ("познакомить обучающихся с...")

подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...", "обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")

Например: 1) создать ситуацию нравственного выбора при рассмотрении биографического материала о Ф. Ленарде, лауреате Нобелевской премии по физике и ярком активисте фашистского движения; 2) создать на уроке ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу; 3) создать условия для развития конструкторских способностей школьников; 4) способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков и др.

Примеры неправильной постановки цели

Изучить тему: «Диэлектрические материалы»;

Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор обучающихся

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения.

Цель — это мечта со сроком.

Наполеон Хилл

Последний месяц года мы традиционно посвящаем подведению итогов уходящего года и разрабатываем планы на следующий. Как сформулировать «правильные» цели? Как превратить мечты о карьерном взлете в реальность стратегического планирования? Как не погрязнуть в рутине ежедневных забот и выйти из режима «пожаротушения»? Попробуем разобраться.

Мы часто слышим о том, что секрет успеха любого начинания - правильное целеполаганиею Исследования показывают, что постановка конкретных и достижимых целей является одним из самых эффективных инструментов, способствующих успешной карьере. Правильно поставленные цели помогают понять смысл, а также четко сформулировать ожидаемый результат. Все это позволяет нам сфокусировать наше внимание и усилия на том, что действительно имеет значение, отбросив шелуху второстепенных задач. Кроме того, правильно откалибровав наши цели, мы будем лучше понимать, в каком направлении двигаться.

Правильно сформулированные цели также помогут ответить на собственные экзистенциальные вопросы:

  • В чем смысл моих усилий? – Понимание собственной миссии в профессии (и в жизни), своих амбиций (Чего я хочу достичь, ставя себе данные цели? )
  • На кого/что мне ориентироваться? – Визуализация + бенчмаркинг. Кто ваш пример для подражания, авторитет, на которого вы равняетесь? Сравнивая свои достижения с достижениями лидеров отрасли, вы сможете лучше сформулировать свои цели, а также будете иметь возможность учиться на чужих примерах и ошибках.
  • О чем мне стоит всегда помнить? – Memento mori говорили в Древнем Риме. А мы скажем – помните о главном, чтобы за ежедневным «тушением» рабочего пожара не упустить цели и задачи более высокого порядка.

СТАВИМ КОНКРЕТНЫЕ И ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ

Цели – это не список задач. Это фокус на конечный результат, который мы хотим в итоге достичь благодаря правильной расстановке приоритетов. Думая об этом, попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Подводя итоги будущего года, какие пять приоритетных задач мне нужно выполнить, чтобы гордиться своими достижениями?
  • Почему эти задачи важны для меня?
  • Какие действия мне нужно предпринять для достижения этих задач?
  • По каким критериям я смогу понять, что добился поставленных целей?

ПРИНЦИП SMART

Качественная стратегия должна состоять из четко сформулированных и понятных целей и задач, которые вы хотите достичь за определенный промежуток времени (в течение года). Наши цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени.

Все мы наверняка слышали о принципе – постановке целей в формате конечного результата. Давайте еще раз повторим его на примере постановки целей для внутреннего коммуникатора.

Основные характеристики SMART-целей:

(1) Конкретность (S pecific). Сформулируйте пять четких, понятных целей, ориентированных на конкретный результат, и три цели, которые будут вашими личными достижениями в области профессионального развития

Цель №1. Запуск нового мобильного приложения для сотрудников

Цель №2. Перезапуск новой версии Интранета

Цель №3. Проведение исследования среди сотрудников об уровне их удовлетворенности внутренними коммуникациями

Цель №4. Запуск программы нематериальной мотивации для сотрудников

Цель №5. Обновление корпоративной газеты

Личная цель №1. Выступить на отраслевой конференции по внутренним коммуникациям

Личная цель №2. Закончить курс повышения квалификации для специалиста по ВК

Личная цель №3. Написать статью по мотивации и вовлеченности

(2) Измеримость (M easurable). Напротив каждой вашей цели поставьте KPI (Key Performance Indicator), количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов. В конце года вы сможете понять, удалось ли вам достигнуть поставленных целей.

Цель №1. Запуск приложения в первом квартале 2018 года; количество загрузок — 30% от общего количества сотрудников

Цель №2. Количество пользователей Интранета выросло на 30%

Цель №3. 50% сотрудников приняло участие в исследовании

Цель №4. Проведение 7 сессий в рамках программы

Цель №5. 6 выпусков в год

(3) Достижимость (A chievable). Поставленные вами цели и KPI должны быть реальными и даже немного заниженными – чтобы в конце года вы могли сказать, что добились значительно более внушительных результатов, чем планировали изначально.

(4) Релевантность (R elevant). Ваши цели должны отвечать задачам, которые ставит перед вами бизнес. Запуск Интранет-портала или мобильного приложения – отличный план. Но если большинство ваших сотрудников, работающих на производстве, не имеют доступа к интернету, то, возможно, это будет не самая лучшая идея.

(5) Ограниченность во времени (T ime-bound). Ваши достижения будут оценены в конце года, поэтому убедитесь, что вы сможете уложиться в указанные сроки. Иногда в силу масштаба проекта нам не удается реализовать его в течение одного календарного года (например, запуск Интранета ). В таком случае, отмечайте этапы, реализованные в ходе проекта (сроки утверждения обновленной концепции Интранета, выбора подрядчика, генерации контента ).

ПРОВЕРОЧНЫЙ ВОПРОС


После того, как вы сформулировали цели, проверьте себя еще раз, ответив на следующие вопросы:

  • Что? Какой результат вы ожидаете получить по достижению поставленной цели?
  • Почему? Почему вы решили, что ваши цели значимы? В чем заключается их ценность для компании?
  • Как? Как вы планируете реализовывать поставленные цели? У вас есть понимание того, что у вас достаточно ресурсов для этого? Поддерживает ли вас руководство?

А РУКОВОДСТВО В КУРСЕ?

Убедитесь, что ваше руководство знает о ваших грандиозных планах и поддерживает вас на пути к их достижению. Проводите регулярные встречи с вашим линейным руководителем для обсуждения ваших будущих и текущих целей и задач, а также получения от него обратной связи. Мы не говорим о формальных аттестациях, проводимых для отчетности два раза в год (т.н. mid-year и end-year reviews).

Возьмите за правило обсуждать ваши планы с руководством хотя бы раз в месяц. Значимость таких встреч сложно переоценить: вы одновременно получаете поддержку своих проектов и уважение начальства.

Для руководителей такие встречи также должны стать важной составляющей их взаимодействия с подчиненными. Возможность регулярного обсуждения целей и задач, а также трудностей, возникающих на пути реализации проектов, помогает значительно усилить мотивацию и вовлеченность сотрудников. Ясность в понимании и интерпретации целей упрощает постановку задач и их выполнение. Когда сотрудники понимают цели компании и свой вклад в ее достижение, им значительно легче выполнять даже самую рутинную работу.

И НАПОСЛЕДОК…ПИРАМИДА ФРАНКЛИНА

Бенджамин Франклин (тот самый, чье изображение красуется на 100-долларовой купюре), человек выдающегося ума, автор крылатой фразы «Время — деньги», был уверен, что контроль над событиями приносит человеку душевное спокойствие.

В возрасте 20 лет он разработал свою собственную мотивационную систему, которую довольно эффективно использовал на протяжение всей жизни (что доказывает его биография и след, оставленный в истории).

Суть его метода заключается в том, чтобы разбивать глобальную задачу на более мелкие, вплоть до самых простых действий.


Жизненные ценности – это тот фундамент, на котором каждый строит свою жизнь.

Это может быть справедливость, честность, свобода, уважение и пр. Каждый человек должен определить для себя именно те ценности, которые в большей степени отражают его суть.

Глобальная цель – основанная на определенных ранее жизненных ценностей, она представляет собой максимально желаемый результат, цель всей жизни.

Для спортсмена это может быть победа на Олимпийских играх; для политика – избрание в президенты. Для внутреннего коммуникатора – международное признание в качестве эксперта ВК (например).

Генеральный план пошаговая инструкция, план того, как будет достигнута глобальная цель. На примере специалиста по внутрикому это может быть 1) получение профильного образования; 2) серьезный стаж работы по специальности; 3) достижение руководящей позиции и т.д.

Долгосрочный план — планирование 3-5 последующих лет для достижения конкретных целей. Представьте себе ваше профессиональное будущее через 5 лет. Кем вы хотите быть? Где бы вы хотели оказаться? Например, это может быть работа в крупной международной компании на должности руководителя отдела. Либо свое консалтинговое агентство. Выбор за вами!

Краткосрочный план — часть достижения пункта долгосрочного плана, Планируем на на несколько недель или месяцев. Выбираем ВУЗ или курсы повышения квалификации для прокачки своих знаний и навыков. Записываемся на курсы ораторского мастерства. Начинаем писать статьи.

И помните: все зависит от вас — от правильно поставленных целей и упорства в их достижении. Постарайтесь увидеть картину в целом. Удачи вам!

Цель - это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. Целью проекта является решение выявленной проблемы. Задачи определяют логику и последова­тельность этапов достижения цели. Формулировка цели должна соответствовать следующим требованиям:

1. Конкретность и измеримость (верифицируемость).

Цель должна быть сформулирована не только качест­венно, но и по возможности количественно. Должны существовать способы и инструментарий оценки степе­ни достижения цели

2. Четкость определения по времени реализации. Цели формулируются на определенный обозримый промежу­ток времени.

3. Достижимость. Цель должна быть определена с уче­том реальных возможностей ее реализации. Постановка цели, превышающей возможности разработчиков про­екта из-за недостаточности ресурсов или из-за других факторов, может привести к нежелательным последст­виям.

4. Непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами. Все цели должны быть взаимосо­гласованы, как по вертикали (цели, выстроенные в ие­рархической зависимости), так и по горизонтали (рав­нозначные по характеру цели). Достижение целей должно быть обеспечено ресурсами. Цель формулируется в глагольной форме. Например, к 9 мая 2005 года разбить сквер Победы в микрорайоне. Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:

Собрать необходимую информацию для разработки и реализации проекта;

Определить место разбивки сквера и согласовать с органами самоуправления;

Разработать необходимую проектную документацию, согласовать ее с органами архитектурного надзора и отделом озе­ленения;

Провести необходимые расчеты, изыскать требуемые
средства и ресурсы;

Разработать план-график выполнения работ, согласовать
его с органами самоуправления;

Распределить обязанности между членами творческой группы;

Привлечь к реализации проекта местное сообщество и органы самоуправления;

Подготовить отчет о реализации проекта;

Подготовить презентацию проекта.

Поиск и сбор информации

После того, как вы сформулировали цель и задачи проекта, необходимо собрать нужную информацию. Она должна отве­чать требованиям необходимости и достаточности. Для этого нужно провести анализ имеющейся и необходимой информа­ции.

Источник информации. Работа с информацией. Источниками информации могут стать:

Публикации в средствах массовой информации;

Ресурсы Интернета;

Научные публикации;

Интервью и собеседования с компетентными людьми;

Результаты социологических исследований;

Наблюдения;

Документация и законодательные акты;

Статистические данные; - корреспонденция и т.д.

В процессе работы с информацией необходимо выяснить следующие вопросы:

1. Насколько важна эта проблема для сообщества вашего населенного пункта?

2. Какова степень ее значимости в масштабе района или ре­гиона?

3. Почему эта проблема должна рассматриваться органами?

4. Должен ли кто-нибудь еще нести ответственность за решение этой проблемы? Почему?

5. Насколько разработана законодательная база для реше­нии данной проблемы?

6. Если существующий закон позволяет решить проблему, в полной ли мере он реализуется? Если не в полной мере, то нечему?

7. Какие разногласия по решению этой проблемы существуют?

8. Какие слои населения, группы или организации проявляют интерес к данной проблеме?

9. Как они пытаются повлиять на органы власти для реализации их подходов в решении проблемы?

10. Кто может стать партнером в реализации денного про­екта?

11. Какие ресурсы необходимы для реализации данного проекта?

12. Из каких источников можно получить дополнительные

Студия «Все по барабану»

«Музыкальная студия для подростков группы риска «Всем по барабану!» Выбор проблемы. На первом выявлен спектр общей социальной проблематики, актуальный для студентов ЧГИКИ. Список проблем обсуждался и корректировался. С целью выявления наиболее значимой и реализуемой проблемы среди 247 студентов очного отделения ЧГИКИ было проведено социологическое исследование. Тематическая часть исследования включала в себя следующие вопросы:

1. Какая социальная проблема, на ваш взгляд, стоит сегодня особенно остро?

2. Решение какой социальной проблемы, на ваш взгляд, по силам осуще­ствить небольшой группе заинтересованных людей в отдельно взятом регионе?

Респондентам предлагалось дать развернутые ответы либо воспользоваться предложенными ответами.

Проблемы, полученные в результате исследования, были представлены сле­дующим образом:

Проблема №1 - Социальная напряженность, высокий уровень преступности и правонарушений, выбрали 24% респондентов (преимущественно мужского пола);

Проблема №2 - Наркомания и алкогольная зависимость заботит 22% рес­пондентов;

Проблема №3 - Бедность населения - 22%; Проблема №4 - Кризис в культурной и духовной сфере - 10%; Проблема №5 - Демографический кризис - 11%; Остальные проблемы, - 8%; Затруднилось выбрать - 3% респондентов.

На основе анализа полученных ответов сделаны следующие выводы:

1. В настоящее время существует несколько острых социальных проблем, которые тревожат общество примерно в равной степени.

2. Часть из этих проблем, объективно не может быть решена стараниями небольшой группы людей.

3. Всего лишь небольшая часть опрошенных (2%) пессимистично утвер­ждают, что ни одна из предложенных проблем все равно не решится.

4. Более значительная часть (7%) предлагает решать проблемы комплекс­но.

5. Наиболее решаемые из предложенных проблем, по мнению респонден­тов, - проблемы №3,4.

Приложение 1

Исследование показало:

Самая важная проблема, решению которой можно способствовать в большей степени, - социальная напряженность, высокий уровень преступно­сти и правонарушений (проблема№1). Возможно, проблему по силам решать комплексно с проблемой в культурной и духовной сфере.

Проводится новый опрос с целью выявления самой остронуждающейся социально незащищенной группы населения. Опрос был проведен в ЧГИКИ, ответило 239 человек, его результаты следующие:

Решено сделать целью проекта - помощь подросткам группы риска. Формой проведения проекта выбрано создание музыкальной студии для под­ростков группы риска.

Проводится выбор музыкальных инструментов для обучения в студии.

Рассматриваются варианты - гитара, ударные установка, скрипка, фор­тепиано, труба, саксофон.

Составляются критерии для выбора инструмента - популярность в мо­лодежной среде, сроки обучения игры на инструменте, стоимость и физиче­ская прочность инструмента. Составляется аналитическая таблица.Инструмент/критерии гитара ударные скрипка фортепиано труба саксофон

>■ популярность +++ +++ +++++++
____ в молодежной | высокая | высокая | средняя | средняя низкая | с редняя

А,И. Пайгусов Социокультурное проектирование

Для составления таблицы проводились консультации с преподавателя­ми кафедр Вокальное и Инструментальное искусство факультета искусств ЧГИКИ.

По итогам аналитического разбора решено проводить обучение в сту­дии на ударных установках. В пользу этого выбора указали все предложен­ные критерии.

Опрос: На каком инструменте вы хотели бы научиться играть?(%)

Проблема:

Цели:

1. Социальная адаптация подростков группы риска посредством обу­чения профессиональным навыкам игры на барабане.

Задачи:

Мониторинг подростков группы риска с целью выявления потенциаль­ных участников проекта;

Проведение конкурсного отбора с целью выявления музыкально ода­ренных подростков группы риска;

Создание материально-технической базы студии;

Разработка учебного плана занятий студии;

Организация и проведение самостоятельных концертов студии; участие в общегородских мероприятиях;

Формирование у подростков установок толерантного отношения к культурам различных народов;

Привлечение внимания СМИ к проблемам организации досуга для подростков группы риска. Сбор информации

Источник и способ
Какая необходима Степень владения получения инфор-
информация информацией мации
1. О проблемах социума Низкая Социологический оп­рос, анализ информа-цииСМИ
2. О подростках группы Средняя Анализ СМИ, встречи
риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска
3. Об образовательных Средняя Встречи с представи-
учреждениях для подро- телями администрации
стков группы риска города, отвечающими за работу с подростка­ми группы риска
4. О проблемах подрост- Средняя Анализ СМИ, встречи
ков группы риска с представителями ад­министрации города, отвечающими за рабо­ту с подростками группы риска, встречи с администрацшй и преподавателями уч­реждений для подро-

Анализ вариантов решения проблемы

Проблема

Недостаточная социализация подростков группы риска.

Вариант 1

Провести творческую встречу студентов ЧГИКИ с подростками группы

Аргументы «за»

1. У подростков группы риска будет праздник.

2. Студенты ЧГИКИ больше узнают о жизни подростков группы рис­ка. .

3. Студенты смогут показать свои таланты.

Аргументы «Против»

1 . Разовость акции.

2. Нет возможности для творческого самоутверждения подростков
группы риска.

3. Нет перспектив для дальнейшего развития проекта

Вариант 2

Создание студии с обучением подростков группы риска профессио­нальным навыкам игры на музыкальном инструменте.

Аргументы «за»

16. Подростки группы риска пройдут обучение профессиональным на­выкам игры на ударных установках.

2. Подростки будут социализироваться в творческом коллективе в дружественной атмосфере.

3. Подростки смогут занять свое время и раскрыть свои таланты.

4. Подростки смогут показать свое творчество жителям г. Че­боксары.

5. Заинтересовавшись музыкой и творчеством, подростки могут покинуть группу социального риска.

6. Могут возникнуть постоянные музыкальные творческие кол­лективы из числа бывших подростков групп риска - участни­ков студии.

Аргументы «Против»

1. Создание студии требует значительных финансовых и матери­альных ресурсов.

2. Требуется помощь партнеров.

3. Необходимо больше времени для подготовки

Решение

Направить проект на создание музыкальной студии для подростков группы риска, т.к. этот вариант имеет больше аргументов в пользу реализации этой идеи.

Партнер (организатор програм­мы) Вклад в реализацию проекта
Дворец культуры Муниципальное учреждение культуры «Дворец Культуры «Салют»» Предоставление помещения для студийных занятий и концертов.
Отдел по делам молодежи админи­страции г. Чебоксары. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та (сайт Администрации г. Чебок­сары, выход на молодежные СМИ).
Отдел по социальной защите насе­ления администрации г. Чебокса­ры. Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та
ОВД Московского района Поиск и мониторинг подростков группы риска, создание базы дан­ных на подростков.
Администрация Московского рай­она Организационная поддержка и ин­формационное обеспечение проек­та.

План мероприятий по созданию музыкальной студии для подростков группы риска «Всем по барабану!»

Этап работы Наименование ме- Сроки реа- Ответственные
роприятий лизации исполнители
Подготовительный Мониторинг под- 01.02.-14.02 Психолог-
ростков группы риска специалист
Формирование 01.02.-14.02 Психолог-
собственной базы данных по подро­сткам группы рис­ка специалист
Взаимодействие со 01.02-01.12 Руководитель
СМИ проекта
Организационный Проведение кон- 14.02.-21.02 Художественный
курсного отбора руководитель
Составления гра- 21.02-28.02 Художественный
фика занятий руководитель
Приобретение му­зыкальных инст­рументов, пюпит­ров и канцеляр­ских товаров 01.03.-01.06 Руководитель проекта, бухгал­тер проекта
Обучающий Студийные заня­тия 01.03.-01.11
Внутристудийные мероприятия 01.03.-15.11 Психолог-специалист
Выступления в концертах 01.06-15.11 Художественный руководитель, преподаватель сольфеджио
Разработка маке­тов афиш, букле­тов, календарей студии 01.06.-01.09 Психолог-специалист
Завершающий Мероприятия по подготовке выпу­скного вечера 01.11.-14.11 Художественный руководитель
Выпускной вечер 15.11 Все участники проекта
Отчет об освоении финансовых средств 01.11-10.12 Бухгалтер про­екта

Ожидаемые результаты:

Выведение специфических проблем подростков группы риска из замкнутого мира и привлечение их в русло здорового социокультурного пространства;

Концентрация внимания общества на художественно одаренных подростках группы риска с целью предоставления возможности для дальнейшей их самореализации в сфере культуры и искусства;

Выявление наиболее талантливых личностей из подростков группы риска с целью дальнейшего их продвижения на рынке культурных ус­луг;

Создание почвы для возникновения неформальных человеческих контактов;

Снижение социальной напряженности в обществе.

После реализации запланированных мероприятий планируется сле­дующее развитие проекта:

Увеличение количественного охвата подростков группы риска куль­турной жизнью города;

Создание на базе студии профессионального творческого коллекти­ва,

Участие студийцев, подростков группы риска, во всероссийских и международных мероприятиях;

Разработка инновационных методических материалов по работе с подростками группы риска, создание на базе ДК «Салют» клубных фор­мирований, направленных на подростков группы риска, расширение спектра предлагаемых культурных услуг.

Заявка

на участие в республиканском конкурсе инновационных, вариатив­ных программ в сфере государственной молодежной политики

На сегодняшний день, как считает Манфред Ке де Ври, один из ведущих мировых экспертов по вопросам лидерства и стратегического управления, организации, в которых преобладали контроль, послушание и иерархия (три C: control, compliance, compartmentalization), уступили место организациям, сосредоточенным на идеях, информации и взаимодействии (три I: ideas, information, interaction). Соответственно, изменились и цели, которые преследуют люди, эти организации составляющие.

Раньше основной ценностью компании для подавляющего большинства людей, и владельцев и работников, была стабильность. Владельцы хотели передать своим наследникам четко работающую машину по добыванию денег, а работникам, в обмен на свою лояльность к работодателю нужна была гарантия занятости и перспектива получать по окончании трудового периода хорошую пенсию.

Современный бизнес, при всем желании, обеспечить такой ценностью никого не может. Те компании, которые начинают стремиться к стабильности, очень быстро становятся неконкурентоспособными. Вместо потерявшей актуальность «стабильности» на сцене появляются «достижение» и «возможности».

А «облуживание» таких ценностей требует совершенно других инструментов, тех, которых и в помине не было (за очень редким исключением) во время индустриального периода развития экономических отношений. Так, на предыдущем этапе, когда организации были долгоживущими и стабильными, нужда в четком понимании и внешнем и внутреннем пиаре корпоративной Цели просто отсутствовала, основный устремлением любой организации было экстенсивное развитие, стремление стать больше. «Перспективы» и «возможности», которые вынуждены предлагать своим сотрудникам современные организации, требуют несколько иного подхода.

Цель.

Скажи мне, куда ты идешь, и я скажу, кто ты.

Постановка Цели – это не только способ пообещать своим сотрудникам перспективы и удовлетворение от достижения, не только средство координации усилий всех подразделений и работников, но и ключевой элемент сегментации и позиционирования компании. Это как раз тот самый случай, когда «цель определяет средства». Если из существующей формулировки цели позиционирование компании не является очевидным, то будет вполне логично дополнить ее парой слов, которые устранят этот недостаток. Согласитесь, это гораздо легче, чем выдумывать и, главное, продвигать формулировку позиционирования как еще один стратегический инструмент, как еще один элемент корпоративной культуры.

Чтобы предотвратить размывание, цель должна быть сформулирована предельно четко и ясно, и сделано это должно быть письменно.

Но это в том случае, если Цель уже есть. А если ее нет? Как правильно сформулировать цель организации? В качестве одного из вариантов для решения этой проблемы можно использовать не сложную технологию, опробованную нами уже на десятках организаций.

Для начала нужно понять, чего же все-таки от организации хочется в принципе. И «понимать» это должны не только владельцы компании, но и как можно большее количество сотрудников. По крайней мере, топ-менеджмент – обязательно. Существенно проще, конечно, это сделать, когда фирма организуется «с нуля». Тогда корпоративный кодекс формирует инициативная группа, и при последующем наборе сотрудников уже идет отсев по принципу «когерентности» целей потенциального сотрудника и заявленной корпоративной Цели.

Первый этап, этап выяснения намерений, всегда самый сложный. Всегда трудно понять, чего именно хочется от организации. Так как все понимают, что Цель должна быть достаточно глобальной, то часто скатываются к декларациям стремлений к достижению неких идеальных состояний, типа «мир во всем мире» или «все счастливы». Другой крайностью является фиксация на сумме прибыли. Вряд ли читателям стоит напоминать, что деньги в данном случае следствие, а не причина.

Проводя подобные «фирмообразующие» мероприятия, мы обычно поступаем следующим образом: сначала участникам предлагается определить какие задачи организация должна решить в ближайшие полгода-год (в зависимости от специфики деятельности организации и от ее «темпа»). Если участников много, то такая работа происходит в группах. Потом результаты работы всех групп соединяются в единый «котел задач». Обычно в таком котле оказывается достаточно много задач. Затем видение ближайшего будущего «утрясается» - путем взаимных переговоров в режиме «круглого стола». Это происходит путем отсева тех задач, которые попали в этот список случайно, и «слиянием» остальных: часто выполнение одних задач приводит к автоматическому выполнению других. В результате в списке остается 3-4 наиболее важные и глобальные задачи.

После этого логично сдвинуть горизонт видения и проделать ту же самую операцию, целясь уже на 3 года. И еще раз, намечая результаты пяти или десятилетней работы. Иногда разумно проделать и еще один цикл рассуждений, определив задачи организации на 20-тилетний период. В принципе, если выражаться языком геометрии, то простейший прогноз будущего развития организации можно было бы составить, используя только две точки: начальное (сегодняшнее) состояние и положение, которого планируется достигнуть в конце первого временного периода (полгода-год). Очевидно, что это была бы прямая. К сожалению, развитие современного бизнеса редко удается описать с помощью столь простой аппроксимации. Поэтому и необходимо путем последовательных итераций «добраться» до более отдаленных во времени состояний.

Первый «волшебный» результат заключается в том, что, учитывая, что средний срок жизни современных организаций составляет 10-20 лет и постоянно сокращается, выполнение задач наиболее отдаленного горизонта планирования как раз и можно считать Целью организации. Второй «волшебный» эффект состоит в том, что чем более далекое время мы рассматриваем, тем проще приводить первичный список задач к единому знаменателю. Что весьма нам на руку, ведь в конечном итоге нам нужно выбрать наиболее одну, наиболее глобальную, главную задачу. Выполнение которой вполне логично и объявить Целью Компании.

Третий эффект проявляется в том, что чем дальше мы будем забираться по времени, тем больше формулировки задач будут смещаться от неких количественных показателей в сторону качественных параметров. То есть, мы естественным образом будем переходить от числовой конкретики, свойственной рабочим задачам, к определению качественных состояний, свойственному стратегическому планированию.

Четвертый эффект будет выражаться в том, что двигаясь в планировании успехов организации последовательно по времени, мы избегнем основной ошибки, которую обычно допускают на этом этапе планирования: мы, естественным образом, выполним функцию самоограничения, избегнув соблазна покуситься на решение слишком глобальных и малоосуществимых задач.

Теперь, когда мы определили, чего же на самом деле хочет компания (по крайней мере, сегодня), то мы можем переходить ко второму, лексическому, этапу.

Основная работа на этом «лексическом» этапе – игра с различными словесными формулировками. Для того, чтобы использование Цели было максимально эффективно, мы должны, держа в фокусе ключевой смысл, выделенный на предыдущем этапе, подобрать такое его словесное выражение, которое будет удовлетворять ряду необходимых условий.

Правила, которым должна удовлетворять Цель

Чтобы создать цель, дающую «харизматическую силу », необходимо выполнить следующие условия:

  • Цель должна быть сформулирована в терминах достижения. То есть основную роль в ней должен играть глагол в действительном залоге. Например, «сделать», «достигнуть», «стать».
  • Достижение цели сделает компанию и людей, в ней работающих, абсолютно уникальными. Этому правилу, например, отвечает цель «стать абсолютным лидером в каком-то сегменте рынка».
  • Цель достижима «в принципе».
  • Цель не противоречит моральным ценностям сотрудников. Именно поэтому такая высокая текучка кадров в таких сегментах бизнеса, как сетевой маркетинг и продажа тайм-шеров (тайм-шер – продажа в собственность какой-либо недвижимости, обычно апартаментов в курортных местах, по принципу «разделённого времени»).
  • Цель нравится людям, они считают её достойной.

Получив формулировку, удовлетворяющую всем этим критериям, нужно еще раз проверить ее на то, присутствует ли в ней, хотя бы в общих чертах, путь, которым предполагается этой цели достигнуть. То есть, правильно ли и определено ли вообще в этой формулировке позиционирование фирмы и сегмент (рынок), на котором она будет работать и достигать поставленных целей. И, если это не сделано или сделано недостаточно четко, добавить недостающие звенья в определения.

Так, в одной фирме, которая занималась исключительно торговлей средствами для бритья, цепочка этих рассуждений выглядела следующим образом:

1 год: «Войти в число ведущих московских игроков на рынке средств для бритья»
3 года: «Стать лидером российского бритвенного рынка»
5 лет: «Войти в пятерку крупнейших игроков парфюмерно-косметического рынка России»
10 лет: «Стать абсолютным лидером торговли парфюмерией и косметикой в России»

Анализ последней формулировки показал, что в ней не задан сегмент, на котором фирма собирается работать, то есть рынок определен слишком общо, стать лидером во всех сегментах этого рынка (крупный опт, средний и мелкий опт, розничная торговля) сразу просто не реально. А в части сегментов, например, в розничном, и бессмысленно, так как там есть настолько сильные конкуренты, что с экономической точки зрения смысла ввязываться в конкурентную борьбу там просто нет. Тогда появилась следующая формулировка:

«Стать абсолютным лидером в крупнооптовой торговле парфюмерией и косметикой в России».

Уже «теплее». Однако отсутствует еще одна деталь. В этом определении не содержится даже намека ответа на вопрос, каким образом фирма собирается достичь столь замечательных результатов. Путем длительной работы по анализу целевой клиентуры, особенностей современного российского крупнооптового парфюмерно-косметического рынка было выбрано несколько вариантов позиционирования, которые могли бы «в принципе» привести к такому успеху. Это:

  • Создание разветвленной филиальной сети.
  • Получение выделенного статуса (например, эксклюзивные права на дистрибьюцию на определенной территории) у ведущих западных производителей парфюмерии и косметики.
  • Жесткий ценовой прессинг.

По ряду причин, например, из-за отсутствия финансировать в достаточном объеме филиальную сеть, и из-за неготовности представительств основных западных производителей к долгосрочным отношениям с российскими партнерами (по крайней мере, на тот момент), фирма решила идти по последнему варианту. Окончательная формулировка Цели Компании, в результате, выглядела следующим образом:

«Стать абсолютным лидером в крупнооптовой торговле парфюмерией и косметикой в России за счет постоянно лучшего предложения (в порядке убывания важности: цена, ассортимент, сервис)».

Задачи

С фиксацией окончательной формулировки Цели, заканчивается стадия индукции – движения рассуждений от частного к общему. Следующая стадия, как не трудно догадаться, стадия дедукции – нужно пройти обратный путь, от общего к частному.

Сформулировав Цель, мы теперь должны зафиксировать основные промежуточные вехи, пройдя через которые мы, практически гарантированно, должны попасть в «рай», положение, где наша Цель достигнута.

Я обычно делю все множество задач, которые стоят перед организацией, на две части, принципиально отличающиеся друг от друга как по принципу постановки, так и по способам исполнения.

К первым относятся задачи «качественные». Для их постановки необходимо четко понять, каким конкретно способом, за счет каких методов и технологий организация собирается добиться воплощения своей Цели. Фактически, здесь нужно как можно полнее раскрыть тот смысл, который изначально был вложен в позиционирование и сегментирование компании. Потом следует разбить процесс освоения и/или внедрения этих методов и технологий на этапы, достижение которых, в свою очередь, и будет являться «качественными» задачами. Реально, выполнение «качественных» задач определяет «внутренние» успехи компании. Те успехи, которые не видны внешнему наблюдателю, но которые являются базой, фундаментом, для появления успехов внешних.

Для фирмы из предыдущего примера качественные задачи, в общих чертах, могли бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Создание эффективной системы переработки грузов (логистика: транспорт и склад).
  • Создание эффективной системы обработки заказов.
  • Создание эффективной системы закупки.

Каждая из этих достаточно глобальных задач, чьей основной целью является обеспечение более низкой себестоимости единицы товара, чем у конкурентов, в свою очередь дробится на более мелкие этапы, связанные, например, с созданием или внедрением определенных технологий (начиная с наиболее простых, как, например ABC-анализ, и заканчивая сложными, вплоть до технологий собственной разработки), подготовкой сотрудников определенной квалификации и т.д.

Другой тип задач я называю «линейными». Такое определение им дано потому, что они отмечают линейное (надеюсь, поступательное) движение организации, достижение состояний, качество которых определяется внешними показателями, в основном, в сравнении с конкурентами и с общими показателями рынка.

В качестве таких задач очень подходит то, что было сформулировано во время мозгового штурма по определению Цели. Так, для организации из нашего примера, эти задачи подошли практически идеально. Однако не стоит забывать, что так бывает далеко не всегда. И эти задачи в любом случае необходимо проверить на соответствие «генеральной линии».

Основное правило и для линейных и для качественных промежуточных планов: чем ближе, тем конкретнее. Однако оптимальный горизонт планирования, на котором нужно сосредоточить основные аналитические усилия – 3 месяца. «Что нельзя сделать за 3 месяца, нельзя сделать в принципе».

Напоследок стоит заметить, что никакие планы, и даже сама Цель Компании, не должны быт догмой. По крайней мере, для самой верхушки управленческой иерархии компании. Внешний мир постоянно изменяется. И то, что было хорошо вчера, совсем не обязательно будет так же хорошо и сегодня. Не говоря уже про завтра. Всем планам, задачам и целям всех организаций необходимо постоянная корректировка. Эмпирически выведенная нами закономерность показывает, что наиболее эффективно описанную в этой статье процедуру проделывать с периодичностью раз в три месяца. По крайней мере, в ее «дедукционной» части. Озадачивать же себя тем, правильно ли задана глобальная Цель организации, нужно никак не реже, чем раз в год.

Вы значительно повышаете свои шансы на успех.

Помимо того, что процесс целеполагания интересен сам по себе, он имеет побочные эффекты – снижает стресс, повышает .

Цель – это осознанное образное представление желаемого результата. Поэтому очень важно четко и ясно понимать чего вы хотите. Когда вы имеете четкое видение и осознание ваших желаний, вам становится гораздо легче двигаться к намеченной жизненной цели.

Итак, чтобы правильно формулировать цели – важно соблюдать следующие правила:

№ 1

Формулировка цели осуществляется от первого лица, т. е. должно присутствовать местоимение «Я…».

Соответственно определение цели вроде: «Мой муж получает повышение по службе и увеличение зарплаты в 2 раза» — неверна. Такая цель не относится лично к вам, соответственно не может быть достигнута лично вами.Вы не в состоянии управлять другими людьми, принуждая их изменить себя и действовать в нужном для вас направлении.

№ 2

Дальше при составлении цели используется глагол действия в настоящем или совершенном времени. Будущее время при формулировке целей не используется, поскольку в таком случае ваши цели навсегда останутся нереализованными в неопределенном будущем.

Соответственно нежелательно использовать выражения:

  • «Я буду иметь…»
  • «Я поеду в отпуск…»
  • «Я куплю ноутбук…»

№ 3

Обязательно формулируйте вашу цель в позитивном ключе. Это означает не стоит использовать частичку «НЕ». Пример: «Я не опаздываю на встречи». Это определение цели можно перефразировать по-другому: «Я всегда прихожу на встречи вовремя»

№ 4

Для того чтобы правильно сформулировать цель не рекомендуется использовать глаголы ХОЧУ, БУДУ, ДОЛЖЕН, МОГУ.

Они не выражают конкретного намерения и не задают нужного вектора движения: хочу не значит получу. Слова «буду» и «должен» подсознательно воспринимаются как принуждение, поэтому тоже не подходят для правильно сформулированной цели.

№ 5

Обобщающие слова: ВСЕГДА, НИКОГДА, ВСЁ и т. д. – тоже не рекомендуется употреблять при составлении цели. Использование обобщений противоречит одному из главных постулатов целеполагания: «Цель должна быть максимально точной и конкретной»

№ 6

Для каждой цели в обязательном порядке должны быть установлены СРОКИ реализации. Фактор времени необходим для поддержания мотивации. Любая неопределенность снижает ваше желание добиваться намеченного.

№ 7

В завершение процесса задайте себе вопрос: ДЛЯ ЧЕГО? Что такого ценного вы получите, когда достигнете выбранную цель, какие выгоды и приятности вас ждут. Чем слаще пряник, тем с большей вероятностью вы достигнете даже самую сложную цель.

Для того, чтобы ваши желания воплощались в жизнь, а не просто были строчками на бумаге, желательно формулировать все свои цели в соответствии с 5 важными критериями , т.е. цели должны быть конкретными, измеримыми, актуальными для вас, реально достижимыми, ограниченными во времени.