Как оптимизировать транспортные расходы. Оптимизация работы транспорта: методы и решения логистики. Основные задачи транспортной оптимизации

22.06.2019 Виды

С развитием каналов сбыта, новых направлений деятельности, расширением производства некоторые предприятия приходят к необходимости построения эффективной транспортно-логистической цепи. Одна из задач при этом — эффективно организовать выполнение транспортных функций и оптимально использовать транспортные средства.

Какие возможны подходы и варианты?

Большинство российских предприятий организуют использование различных транспортных средств либо собственными силами, либо по аутсорсингу, либо берут в аренду. Основные модели обеспечения транспортными ресурсами приведены в табл. 1.

Для крупномерного транспорта чаще всего используют аутсорсинг. Такое решение, как правило, экономически целесообразно и предполагает передачу ответственности компании-подрядчику. А легковой транспорт большинство компаний использует традиционно, самостоятельно управляя транспортной функцией. Приобретая крупные парки легковых автомобилей (от 500 единиц) и набирая в штат водителей, руководители компаний отказываются от аутсорсинга по следующим причинам:

  • считают аутсорсинг дорогим;
  • отсутствие нормальных поставщиков услуг аутсорсинга по управлению парком;
  • устраивает сложившееся положение дел;
  • политика компании — все реализовывать самостоятельно;
  • привычка работать традиционно.

А как на самом деле? Опыт показывает, приобретение автомобильного транспорта в собственность компании увеличивает затратную составляющую, транспорт часто используется с недостаточной загрузкой, что влияет на экономическую эффективность предприятия в целом. Чтобы в этом убедиться, необходимо:

  • определить цели формирования парка;
  • проанализировать и оценить реальные затраты на его организацию и эксплуатацию;
  • определить альтернативные варианты использования ресурсов;
  • выбрать оптимальную модель.

Все затраты на выполнение транспортных функций складываются из трудозатрат.

Оцениваем затраты

Рассмотрим затраты на выполнение транспортных функций на примере средней торгово-производственной компании, для которой использование транспорта не является источником дохода.

Суммарный парк компании — 500 единиц, приобретаемых в собственность. Автомобили эксплуатируются в компании четыре года. Ежегодный пробег составляет 30 000 километров. Основная часть автомобилей передана сотрудникам (company car), 20 автомобилей закреплены за топ-менеджерами компании и управляются водителями. Для всех автомобилей компания финансирует затраты на топливо, ремонт, автошины, страхование и техническое обслуживание. Кроме того, для автомобилей топ-менеджеров компенсируются парковочные расходы и мойка. Водители работают в пределах законодательной нормы выработки. Весь учет ведется в соответствии с требованиями законодательства (оформляются путевые листы, осуществляется ежедневный выпуск на линию водителей с предрейсовыми осмотрами).

Выполняемые сотрудниками различных департаментов, задачи и функции, а также деятельность транспортного подразделения связаны с определенными трудозатратами и затратами, представленными в табл. 2 и 3.

Из табл. 2 следует, что основные трудозатраты связаны с обслуживанием парка (39% всего времени) водителями и безопасностью (56%). И основные затраты несет бухгалтерия. При передаче же транспортной функции на аутсорсинг происходит резкое сокращение количества обрабатываемых документов, что позволяет сократить расходы на бухгалтерию в десятки раз и оптимизировать ее деятельность.

Для оценки ФОТ использованы среднерыночные показатели (по данным HH.RU). Затраты на приобретение парка оценивались как разница между стоимостью покупки и продажи, с учетом банковского процента на финансирование покупки. Страхование включает в себя риски ОСАГО, гражданская ответственность, каско и страхование пассажирских мест. В статье «Ремонт и обслуживание» учтены все расходы на плановые и неплановые ремонты, шиномонтаж, а также затраты, связанные с регистрационными действиями, мойкой и уборкой автотранспорта.

Приведенные затраты заставляют задуматься над альтернативными вариантами выполнения транспортной функции.

Возможны варианты

Большинство компаний много внимания уделяет решению административных вопросов, практически не занимаясь анализом использования парка. При выборе аутсорсинга в первую очередь необходимо определиться с целями использования парка — назначение автомобилей/экипажей и выполняемые ими задачи. Кроме того, проанализировать эффективность его использования — КПД, % загрузки (количество отработанного времени водителями, количество дней использования автомобилей в общем количестве часов/дней), стоимость фактической эксплуатации (например, затраты на 1 час использования автомобиля).

Первый шаг на пути такого исследования — проведение аудита коэффициента загрузки парка и водительского состава: проанализировать маршруты, количество реально отработанных часов водителями, пробеги и время простоя автомобилей. На основании полученной информации принимается решение об оптимизации отдельных участков, например:

  • замена водителей на услуги такси;
  • отказ от корпоративных автомобилей и замена их дополнительной денежной компенсацией сотрудникам;
  • передача парка на полный аутсорсинг.

Альтернативный вариант самостоятельной организации деятельности подразделений компании — передача на аутсорсинг некоторых функций, например:

  • бухгалтерских услуг, что позволяет достигнуть существенной экономии — оптимизировать работу с документами и высвободить время бухгалтеров, или сократить их штат (табл. 2);
  • закупки автомобилей, что сокращает затраты на приобретение, за счет экономии на скидках.

Аутсорсинговая компания агрегирует большее количество услуг в отношении парка, чем любая иная компания — приобретение автомобилей, их ремонт и обслуживание, страхование, шиномонтаж, поставка расходных материалов. При формировании стоимости услуг для клиента она учитывает полученные у поставщиков при покупке автомобилей скидки, позволяющие клиенту экономией от передачи на аутсорсирнг покрыть затраты на услуги аутсорсингового партнера.

Меняем технологию использования парка

Рассмотрим возможные варианты перехода транспортных функций к альтернативным технологиям их организации (табл. 4).

Приведем пример перехода к альтернативным технологиям организации транспортных функций на примере крупной западной компании. Особенность таких компаний в России — большое количество экспатов.

Перед административным менеджером организации была поставлена задача сокращения транспортных расходов. Процесс оптимизации начали с работы экипажей, обслуживавших компанию. Перед началом проекта (2008—2009 гг.) в компании работало 17 водителей. Четверо из них — персональные водители топ-менеджеров, остальные 13 водителей были закреплены за различными департаментами. Управление деятельностью водителей осуществляли менеджеры и сотрудники департаментов.

Администратор разделил задачу оптимизации работы водителей на две части: водителей, закрепленных за департаментами, и персональных водителей.

Как оптимизировали работу водителей департаментов

Приняли решение централизовать управление офисными водителями, передав функции их координации от департаментов одному выделенному сотруднику. Централизация позволила вести точный учет поездок и простоев, распределять поездки между водителями. Появились показатели загрузки водительского состава. Анализ загрузки водителей показал неутешительные результаты: КПД оказался от 5 до 35%. Иными словами, более 2/3 рабочего времени 13 водителей сидели без дела. Дополнительно проанализировали все статьи затрат по участку: автомобили и их обслуживание, расходные материалы, администрирование.

Затем стали обдумывать альтернативные варианты (табл. 5).

Первое решение — замена собственного транспорта на аутсорсинг автомобилей с водителем на постоянной основе с сохранением прежнего режима обслуживания.

Второе решение — использование курьерской службы для доставки документов и услуг такси для поездок сотрудников.

Согласно расчетам, максимальная экономия достигается за счет отказа от водителей и переход к курьерскому и такси-обслуживанию. Этот вариант и выбрали.

Как оптимизировали работу персональных водителей

При оценке работы персональных водителей учли такие факторы, как высокая потребность экспатов в обслуживании водителями, высокие риски в связи с переработкой водителей, сложно прогнозируемый рабочий график экспатов (командировки, приезды гостей, личные поездки). Рассмотрели варианты полного транспортного аутсорсинга, перехода к такси и передачи на аутсорсинг только водительского состава с сохранением участка автомобилей и их обслуживания компанией. Для принятия решения оценили каждый вариант по трем критериям (табл. 6). Оптимальным оказался вариант передачи водительского состава на аутсорсинг транспортной компании, обеспечивающей работу основного водительского состава и подменных водителей для покрытия переработок.

Результаты

В результате первого этапа оптимизации:

  • снизили затраты в обслуживании офисными водителями на 86%;
  • снизили затраты в обслуживании персональными водителями на 17%;
  • уменьшили риски в переработках персональных водителей;
  • достигли высокой гибкости в обслуживании персональными водителями.

Кроме того, существенно снизили нагрузку на вовлеченных сотрудников. В настоящее время компания решает задачу оптимизации корпоративного парка, выделяемого персоналу для личного использования в Москве и регионах.

Изменив технологию использования парка, можно весьма существенно сократить затраты компании. Не меняя технологию обслуживания конечных пользователей за счет снижения косвенных затрат (в основном, ФОТ персонала вовлекаемых подразделений), затраты на транспорт можно сократить почти на 30%. А пересмотрев технологию обслуживания — до 86%, например, за счет отказа от собственных ресурсов.

Модели обеспечения транспортными ресурсами (по типам ТС и способам приобретения) (таблица 1)

Вид ТС

Цель использования

Собственными силами

Аутсорсинг

Персонал

Строительная /
производственная техника

Производство

Финансовый лизинг

Аренда ТС

В штате предприятия

Грузовой транспорт

Доставка товаров

Использование услуг перевозки грузов

Легковой транспорт

Company car (элемент
компенсационного пакета)

Aинансовый лизинг /

Легковой транспорт

Курьерская работа

Финансовый лизинг /
приобретение в собственность

В штате предприятия

Легковой транспорт

Поездки руководителя / топ­менеджера

Финансовый лизинг /
приобретение в собственность

В штате предприятия

Легковой транспорт

Поездки сотрудников
компании

финансовый лизинг /
приобретение в собственность

В штате предприятия

Трудозатраты подразделений компании на реализацию функций транспортного обеспечения, в часах в год (таблица 2)

Функции

Транспорт

Администрация

Финансы

Бухгалтерия

Персонал

Прочее

Итого

Планирование

Формирование парка

Обслуживание парка

Водители и безопасность

Прочая деятельность

* Административный персонал.

** Плюс выработка водительского состава при нормальном учете рабочего времени и отсутствии переработок.

Затраты транспортного подразделения (таблица 3)

Статьи затрат

Ставка за ед .

Количество

Затраты (тыс . руб .)

Затраты , %

ФОТ (гросс + налоги) — административный персонал

ФОТ (гросс + налоги) — водительский состав

Приобретение парка

Страхование парка

Ремонт и обслуживание

Итого на транспорт



Модели перехода транспортных функций на аутсорсинг (таблица 4)

Переход от

Переход от _ к _

Когда может быть эффективно?

Преимущества

Недостатки

Приобретения
автомобилей
в собственность

Финансовому лизингу

Высокая стоимость
приобретения ТС

Экономия за счет налогов

Уменьшение размера единовременно отвлекаемых из производства средств

Необходимость самостоятельно организовывать ремонт, обслуживание, страхование ТС

Операционному
лизингу

Высокие затраты на организацию обслуживания ТС

Экономия за счет налогов, косвенных затрат на организацию обслуживания

Отсутствие авансового платежа

Упрощение документооборота

Может быть неэффективен
для компаний с иностранным
капиталом

Отказу от собственного парка

Низкий КПД (ТС простаивают
большую часть времени)

Существенное сокращение затрат - как прямых, так и косвенных

Сопротивление изменениям
со стороны персонала компании

Собственного
водительского
состава

Выводу персонала
за штат в кадровом агентстве

Экономия косвенных затрат
на кадровое администрирование
и расчет заработной платы

У компании сохраняются риски нарушения законодательства в части ОЗОТОС и БДД

Выводу персонала
за штат в аутсорсинговой транспортной компании

Высокие затраты на администрирование персонала, сложность найма

Экономия затрат
на администрирование

Возможность получения дополнительных услуг (топливо, ремонт, обслуживание ТС)

Блок администрирования ТС остается у компании

Отказу от водительского состава/сокращению водительского состава

Низкий КПД (водители сидят

Существенное сокращение
затрат - как прямых, так и косвенных

Сопротивление изменениям
со стороны персонала
компании

Автомобилей
в собственности
с водителями в штате

Аренде ТС с экипажем (полному транспортному аутсорсингу)

Водители и автомобили закреплены за топ­менеджерами и работают в режиме «персональный водитель»

Высокие риски в части ОЗОТОС и БДД

Высокие косвенные затраты
на администрирование

Существенное сокращение косвенных затрат

Передача рисков и ответственности провайдеру

Упрощение документооборота

Существенных недостатков нет

Услугам компаний­такси

Низкий КПД (водители сидят
без дела большую часть времени)

Существенное сокращение прямых
и косвенных затрат

Передача рисков и ответственности провайдеру

Упрощение документооборота

Сопротивление изменениям
со стороны персонала
компании

Сравнительный анализ решений (таблица 5)

Обоснование выбора модели обслуживания топ-менеджеров (таблица 6)


Егменова Наталия Алексеевна ,

Член Ассоциации "Объединение АХП", ревизор сообщества,

административный директор с восьмилетним стажем работы,

В т.ч. ЗАО «Страховая группа УралСиб»


Очень важно понимать, что экономия - это просто сокращение расходов. В то время как оптимизация подразумевает стремление к устранению всех видов потерь и рациональное распределение расходов с минимальными потерями в уровне и качестве предоставляемой услуги.

Основными статьями расходов на корпоративный транспорт являются:
· Покупка;
· ГСМ (топливо, масла, тормозные и охлаждающие жидкости);
· ТО, текущий и капитальный ремонты;
· Страхование автотранспорта;
· Обеспечение расходными материалами (омыватели, щетки, аптечки, огнетушители и т.п.), автомобильные шины (покупка, хранение, утилизация), мойка;
· Медосмотры и подготовка ТС для выхода на линию (обучение персонала);
· Парковка;
· ДТП, штрафы за нарушение ПДД.
«Тяжеловесами» в этом перечне, если не считать покупку транспорта, конечно, являются ГСМ и ремонты.
Причины увеличения расходов:
· Несовершенная система управления и контроля автотранспорта;
· Безграмотное управление и низкий профессиональный уровень персонала;
· Мошенничество;
· Небережливое (халатное) отношение к имуществу компании и равнодушное отношение к происходящим в компании процессам.
В результате вышеуказанных причин компания имеет нецелевое и нерациональное использование транспорта.

Цитата: «Выходя на «тропу войны» с лишними расходами, вооружитесь карандашом, бумагой, калькулятором и недоверием. Любая подмеченная неэффективность или мелькнувшая в голове идея по ее устранению должны храниться не в памяти, а на бумаге. Не верьте сотрудникам, которые не подкрепляют свои слова цифрами, а если подкрепляют, то цифры нужно проверить. В борьбе с лишними затратами побеждают параноики». ( источник: http://kupi-franshizu.ru)
В процессе оптимизации расходов на транспорт нужно разбудить в себе параноика, потому что именно это направление чаще всего кроет в себе нецелевые расходы! Пути снижения расходов.

На начальном этапе необходимо провести общий анализ и получить понимание, как формируются расходы на транспорт. В реальности это понимание не всегда есть. Многие компании имеют бюджет, есть планирование средств (как правило, по итогам уже имеющихся затрат +/- 5-10 %), но нет четкого понимания, на что по факту тратятся средства.

Чтобы определить, есть ли это понимание, достаточно задать себе несколько вопросов подобных этим:


Ø Неделю назад машина компании пришла из ремонта. Я точно знаю, что в ней ремонтировали? Я уверен(а) в необходимости этого ремонта и в том объёме, в каком он проведён? Почему? Я уверен(а), что смета на ремонт адекватная, а не могла быть ниже?

Ø Компания заплатила за бензин в прошлом месяце 100 000 рублей. Почему? Сколько реально проехали водители в прошлом месяце? На этот пробег действительно нужно было заправить бензина на 100 000 тысяч рублей? Я это точно знаю?
Ø Стоимость той парковки, где оставляет на ночь водитель автомобиль, действительно соответствует той сумме, которую он озвучил? И почему компания платит наличные? Почему не заключён договор?
И этих вопросов можно задать сотни, главное ответить на них саму себе честно и понять, где нужно работать и оптимизировать процессы.
Необходимо провести тотальную проверку всех документов, касающихся эксплуатации и обслуживания транспорта. И начать стоит с путевых листов.

Путевой лист - главный документ первичной документации учёта работы водителя и пробега, а также маршрута автомобиля, выдаваемый ежедневно (ежемесячно) водителям транспортных средств.


Не смотря на то, что есть законодательные акты, регламентирующие и описывающие, как заполнять данный документ, он часто заполняется неправильно. Основных причин две: неграмотность и мошенничество. Поэтому при проверке необходимо обратить внимание насколько полно и правильно заполняются путевые листы в компании в принципе, делаются ли отметки о прохождении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, а также отметки уполномоченного (обученного) лица о выпуске на линию. И особо необходимо обратить внимание на графы: показания спидометра (выход на линию/приезд в гараж), расход топлива. На оборотной стороне важно изучить маршруты движения, время простоя, пробег по конкретному маршруту, время в пути.


Далее, чистая математика! Начинаем просто считать выборочно или все путевые листы за определённый период. Необходимо провести расчёты и проверить общий пробег за день по спидометру и по сумме маршрутов. Проанализировать время в пути и время простоев между маршрутами. Для понимания ситуации можно проверить маршруты по карте, как с учётом пробок, так и без учёта. И, конечно, анализ расхода топлива - понять, сколько реально расходуется. Точнее сказать, сколько расходуется согласно путевым листам, а далее эти данные сравнить как с характеристиками транспортных средств, так и рекомендациями Минтранса.

Если в компании существует система заявок, провести проверку путевых листов в привязке к заявкам. Это позволит понять, как выстроена система обеспечения разъездным транспортом сотрудников компании. Если количество заявок не соответствует количеству поездок, если маршруты не совпадают заявками, понять, почему это происходит. Насколько грамотно и эффективно выстраиваются маршруты. Если одно направление, совмещаются ли поездки, или машина ездит в одно и тоже место несколько раз, или несколько машин одновременно едут в одном направлении и пассажиров в них по одному? В итоге это поможет провести глубокий анализ логистики поездок, который также необходим для понимания общей картины с использованием и эксплуатацией транспорта в компании. Если система заявок отсутствует или имеет условный формат, определить, как происходит обеспечение транспортом сотрудников. Причём здесь важно понять все нюансы.
Далее начинаем проверять и изучать регламенты и инструкции, касающиеся управления транспортом и персонала. В реальности часто встречается частичное или полное отсутствие таких документов. Также, крайне часто встречается формальный подход: не прописаны алгоритмы эксплуатации и использования ТС, нет пошаговых инструкций тех или иных процессов и действий, нет правил заполнения документов, нет четко определённых норм и сроков.

Необходимо обратить внимание на должностные инструкции водителей, руководителей транспортных подразделений и сотрудников ответственных за транспорт. Также здесь часто присутствует формальный подход, не прописываются четко обязанности и ответственность. Важно выяснить оформлялся ли Акт приёма-передачи транспортного средства водителю или иному лицу. Для всех ли водителей оформлены данные документы и это только документ бухгалтерского учёта или существует еще форма акта, где отражено, в каком состоянии передан автомобиль сотруднику, есть описание автомобиля, его повреждений или фиксация их отсутствия, его состояние на момент передачи?


Обязательно, в рамках проверки документации, необходимо изучить журналы и карточки. Также частая ситуация, когда они отсутствуют, либо они не ведутся должным образом. Перечень данных журналов достаточно большой, но это очень важные документы, так как многие из них касаются безопасности и должны вестись согласно законодательству (журнал инструктажа на рабочем месте, журнал инструктажей по технике безопасности, журнал по проведению инструктажей с водительским составом по безопасности дорожного движения, журнал предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, журнал учёта ДТП и т.п.). Кроме того, данные журналы и карточки помогают вести учёт различных мероприятий по обслуживанию транспортных средств и расходных материалов и документов (карточка учёта работы автомобильной шины, журнал учёта путевых листов, журнал учёта неисправностей, журналы учёта и регистрации выдачи различных документов и материалов и т.п.).


Очень важно в рамках проверки документов проанализировать отчётные и закрывающие документы. Необходимо определить для себя за какой период (месяц, квартал и т.п.) будут изучаться данные документы. Далее важно понять, соответствуют ли данные документы произведенным оплатам за определённый период, и если нет, почему.


Кроме того, необходимо на основании данных документов провести серьёзный анализ закупок и их обоснованность. Какие услуги и товары приобретаются за наличный расчёт, а какие - по безналичному? Провести проверку произведенных ремонтных и обслуживающих работ и мероприятий, провести анализ их стоимости. Обратить внимание на частоту проведения ремонтных работ и мероприятий, особенно если они повторяются. Важно понять, насколько это возможно, обоснованность проведённых работ. Бывает такое, что провели ремонт какого-либо узла, а в заказ-наряде указаны дополнительные работы или запчасти, которые к данному узлу не имеют никакого отношения или в рамках проведённого ремонта неисправность указана одна, а если смотреть на работы или запчасти, то получается, что поломка должна быть совсем другой.

И последнее, что необходимо изучить из документов, это договоры. Определить в первую очередь, какие услуги оказываются по договорам, а какие без них. Внимательно прочитать все договоры, обратить особое внимание на их условия и выявить, где кроются основные риски и потери.



Для получения полной картины, какова ситуация с транспортом в компании, помимо изучения и анализа всех документов и логистики поездок, необходимо провести анализ рынка на аналогичные товары и услуги в области эксплуатации и обслуживания транспорта. В результате этой работы понять, завышена ли стоимость товаров и услуг, получаемых компанией, или всё предоставляется по вполне адекватной цене.


В процессе изучения выше указанного материала велика вероятность того, что многое вызовет недоумение и удивление, а может, даже злость. И на один вопрос получив ответ, последний вызовет еще больше вопросов. Но встав на этот путь, к этому нужно быть готовым. Нужно быть готовым к противодействию со стороны персонала. Нужно быть готовым услышать такие фразы как: «у нас так принято», «так было всегда» и т.п. И нужно понимать, что о каждой своей находке не обязательно докладывать подчиненным, потому что важно получить полную картину происходящего. И когда она, наконец, получена, необходимо определить направления, где самые большие проблемы, где необходимо в первую очередь проводить мероприятия по оптимизации. То есть выявить зоны особого внимания. Следующий этап - определение шагов по оптимизации. Что конкретно должно быть сделано в каждом направлении.


Итак, определив дальнейшие шаги по оптимизации, начинаем их реализовывать. Важно, максимально быстро (насколько это возможно) перейти на безналичную систему оплаты всех услуг и товаров. Необходимо полностью исключить хождение наличных денег.

Параллельно начинается работа по наведению порядка в документации и формированию пакета документов, соответствующих требованиям законодательства и интересам компании, а именно разработка и внедрение регламентирующих документов. В данных документах должно быть детальное отражение каждого шага, каждого процесса. Необходимо исключить любую возможность двоякого толкования или возможность действия по собственному усмотрению. Необходимо регламентировать и зафиксировать чёткое описание заполнения всех документов, касающихся транспорта, зафиксировать все сроки (заполнения документов, предоставления документов, подача заявок, уведомления о происшествиях или иных событиях и т.п.). Провести работу по анализу актуальности действующих нормативов (расходы топлив, сроки эксплуатации, ТО и т.п.) и соответствия их действующему законодательству. В случае необходимости определить и зафиксировать новые нормы.


Возможно, необходимо провести серьёзную работу по разработке и внедрению новых должностных инструкций, которые должны содержать максимально полное описание обязанностей водителей и сотрудников, обеспечивающих работу транспорта. Также не лишним будет отражение в них наличия материальной ответственности согласно ТК РФ.


Если в компании не выстроена система заказа транспорта или в процессе анализа выяснилось, что она требует реорганизации, необходимо провести соответствующие мероприятия. В первую очередь, если нет системы заявок, вводить. Определить сроки и форму подачи заявок, кому должны подаваться данные заявки, и всё это зафиксировать внутренним нормативным документом. Также важно определить круг сотрудников, которым может предоставляться корпоративный транспорт, а кому он не положен в принципе. Очень часто бывает, что в компании пользуются «разгонными» машинами не те, кому они действительно необходимы по работе, а те, кто имеют хорошие отношения с руководителем транспортного отдела или, как всегда, «исторически сложилось». Если есть необходимость, данный перечень также можно зафиксировать в регламенте.


Ø Поездки в одном направлении разных заказчиков и их совмещение;

Ø Рабочее время водителя, время его обеда и время окончательно возврата в гараж, которое должно, по сути, совпадать с окончанием рабочего дня, согласно законодательству;
Ø Погодные условия, которые могут повлиять на время в пути (снег, туман, ледяной дождь и т.п.), сезонность (преддверии праздников; летом машин меньше, но в пятницу многие едут на дачи; с началом учебного года количество машин увеличивается и т.п.), сложности направления (строительство эстакад, ремонт дорог и т.п.);
Ø Исключение внеплановых поездок, приучать сотрудников к «плановой экономике».

В процессе изучения ситуации с транспортом компании, будет не лишним провести анализ работы курьерской службы (если она есть) и анализ загруженности курьеров. Здесь также может быть нерациональное использование ресурса. Например, часть корреспонденции может вполне отправляться почтой. В любом случае, необходимо понять, возможно ли часть работы снять с водителей и переложить на курьеров. Также частая ситуация, когда водитель возит какие-то бумаги, потому что так «давно делается», а эту работу может выполнять курьер. Помимо указанных выше мер, на постоянную основу желательно перевести анализ и контроль путевых листов. Сама процедура и периодичность проверок может быть определена с учётом имеющихся человеческих и временных ресурсов. Если в компании имеется диспетчерская служба нужно ввести учет путевых листов, при этом их выдача должна осуществляться под роспись. Также в постоянном режиме должна осуществляться сверка пробегов и расхода топлива. Необходимо установить жесткий контроль расходов. И здесь особое внимание нужно уделить ТО и ремонтам, а также процедуре замены автомобильных шин. Использование и обслуживание транспорта компании должно в принципе жёстко контролироваться.


Все изложенные меры не влекут за забой каких-либо дополнительных расходов. Но, есть мнение, что расходы невозможно снизить, не потратив на это ни копейки. И данное утверждение вполне можно считать обоснованным с одной оговоркой: расходы невозможно снизить с максимальной эффективностью, не потратив на это ни копейки. И эту максимальную эффективность реально могут дать системы мониторинга транспорта. Эти системы также могут называться навигационные системы, спутниковые системы, для многих понятно и такое определение - системы ГЛОНАСС/ GPS .

Чтобы установить такую систему необходимо разово «вложить» в среднем от 9000 до 12000 рублей на каждую единицу техники, ежемесячные расходы составят от 200 до 500 рублей за каждый автомобиль. В указанных цифрах не учитываются почтовые услуги при пересылке оборудования в региональные подразделения, которая, как правило, осуществляется за счёт Заказчика.
По оценкам многих специалистов данные системы позволяют снизить расходы на транспорт, в среднем, на 20-30 %, а их установка окупается максимум за год.


Средний показатель окупаемости составляет не более 6 месяцев. При этом система мониторинга транспорта позволяет выявить и пресечь нецелевое использование служебного автотранспорта посредством следующих показателей:


Ø Контроль местонахождения;
Ø Оценка в режиме реального времени использования транспорта;
Ø Максимально полные данные для проведения анализа - функция сохранения истории перемещений за период;
Ø Контроль скоростного режима;
Ø Точные данные простоя (включен двигатель, не включён).

Использование системы даст реальные и ощутимые результаты. В первую очередь придёт понимание реальных потребностей в транспорте и эффективности его использования. За счёт постоянного контроля начинает заметно снижаться пробег, и как следствие сокращение расходов топлива. И еще один немаловажный плюс -повышение дисциплины водителей.


Однако, нужно быть готовым к противодействиям последних при введении системы мониторинга транспорта. Не редки случаи, когда водители предпринимают попытки вывести приборы из строя. Так как это возможные материальные потери важно провести разъяснительную работу среди персонала, обозначить возможные последствия и быть готовым к «показательным» взысканиям ущерба в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Поэтому крайне важно при установке данного оборудования на конкретный автомобиль, передать оборудование водителю по Акту приёма-передачи.


При выборе компании, которая будет предоставлять оборудование и услуги по мониторингу транспорта, помимо стандартных тендерных процедур и условий, обязательно нужно провести тестирование оборудования и увидеть продукт (ОТЧЁТ), который будет получен в результате. Далее, определить, насколько данный отчёт информативен и соответствует всем требованиям.


·ПОКУПКА

Желательно исключить «разношёрстность» автомобилей и определить единую марку (модель) для автопарка. Понятно, что это могут быть варианты разных по классу автомобилей, для разъездного транспорта и для персонального. Прежде чем определить подходящую модель автомобиля, необходимо провести сравнительный анализ характеристик рассматриваемых моделей (расход топлива, гарантийный срок, стоимость деталей и ТО, надёжность).

Такой подход позволит заключить корпоративный договор на поставку со значительными скидками. Кроме того, в дальнейшем это позволит сократить и общие расходы на обслуживание.


·ГСМ (топливо, масла, тормозные и охлаждающие жидкости).
Одна из форм ухода от наличных денежных средств - это заключение договора на поставку ГСМ и введение топливных карт. Кроме ухода от наличных денег, топливные карты позволяют установить лимит топлива при заправке на определённый период (день, месяц). Кроме того, возможность получения ежедневных отчетов о транзакциях по всем или любой выбранной карте за любой период с указанием номера карты, даты и времени заправки, количества заправленного топлива, позволяет более жёстко контролировать расход топлива.

При заключении договора на поставку ГСМ расчёты за предоставленный услуги и товар производится единым платежом. В Москве и Московской области возможно заключение договора с прямым поставщиком топлива. Договор на поставку ГСМ при развитой региональной сети можно заключить с одним контрагентом, но который имеет договора с несколькими операторами. Такой договор позволяет не только иметь расчёты с одним контрагентом за все услуги и товары, но и выбрать подходящего оператора заправки в зависимости от его покрытия в том или ином регионе.
До 20% потерь ГСМ кроются в самом принципе системы их списания и контроля. Поэтому важно поддерживать актуальность действующих норм расхода и списания топлив. В данном процессе очень важно плотно взаимодействовать с бухгалтерией и все нормы и процедуры согласовывать с данным подразделением до введения их в действие.
Списание топлива необходимо проводить только с учетом детальной сверки путевых листов с заправочными ведомостями.

Дополнительным инструментом учёта расхода топлива могут стать датчики контроля расхода топлива, но на сегодняшний день нет однозначного мнения - устанавливать датчики или нет. В первую очередь это связано с имеющимися погрешностями у всех моделей и типов датчиков. Кроме того, некоторые типы датчиков не устанавливаются на гарантийные автомобили, так как их конструкция предполагает установку с непосредственным вмешательством в электронные системы и влечёт за собой снятие с гарантии транспортного средства. Справедливости ради, нужно сказать, что основным клиентом данных систем сегодня является грузовой транспорт.

· ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТЕКУЩИЕ И КАПИТАЛЬНЫЕ РЕМОНТЫ.
Данная статья расходов может составлять до 20-30% бюджета на автотранспорт. При отсутствии должного контроля и системы отчетности, потери по этой статье могут составлять до 50%. Основное, что необходимо сделать в данном направлении - это взять все процессы под полный и тотальный контроль.
Необходимо выбрать станцию технического обслуживания (СТО) и заключить с ней договор. Имеет смысл заключить договор не с одной, а двумя-тремя станциями, это позволит выбирать оптимальные варианты при ремонтах, а также избежать возможных непредвиденных затруднениях, если необходимо оперативное обслуживание.
Важно вести учёт плановых ТО и строго контролировать их проведение. Строго контроля требуют и другие ремонтные работы, поэтому необходимо исключить ремонт без предварительного согласования. На стадии согласования должен проводиться детальный анализ каждой поломки и предлагаемого ремонта, стоимости деталей. В некоторых случая стоит рассмотреть вопрос самостоятельного приобретения деталей для замены. Для объективности оценки имеет смысл подтверждение поломок (повреждений) различными средствами фиксации изображения (фото, видео).


·СТРАХОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТА
Для страхования автотранспорта компании наиболее правильным является заключение единого договора страхования. Причём, чем больше парк, тем выше эффект. Если в компании много региональных филиалов, подбирать страховую компанию необходимо с аналогичным территориальным покрытием. Прежде чем заключать договор страхования важно проверять надёжность страховой компании, в первую очередь - по отзывам клиентов.
Как один из способов снижения расходов на страхование, можно рассмотреть вопрос применения условной и безусловной франшизы, наличие которых значительно снижает страховые премии. Однако, здесь нужно оценить все возможные последствия.

При условной франшизе:
— если размер ущерба не превышает установленный договором размер франшизы, то страховое возмещение не выплачивается;
— если размер ущерба превышает установленный договором размер франшизы, то страховое возмещение выплачивается в полном объёме;
При безусловной франшизе:
— во всех случаях из размера страхового возмещения вычитается установленный договором размер франшизы
Некоторые компании, в случае виновности своих водителей в ДТП возмещают франшизу или сумму повышающего коэффициента за счёт самих же водителей.

· ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАСХОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И УСЛУГАМИ.

Здесь важно выбрать наиболее подходящего поставщика по каждому направлению и заключить договоры (поставка расходных материалов, мойка, хранение шин и т.п.).
Важно вести учёт расхода материалов, контролировать сроки их эксплуатации. Очень часто именно на мелочах, которые мало контролируются, идут регулярные потери. Если есть возможность, выдачу новых расходных материалов осуществлять только после предоставления старых, вышедших из строя. Здесь важно учитывать возможность предоставления старых расходных материалов и целесообразность данного действия.
Необходимость вести учёт касается, в том числе, и автомобильных шин. Для этого оформляется карточка учета работы автомобильной шины. Помимо этого необходимо заключить договор(ы) на оказание услуг шиномонтажа, хранение и утилизацию автомобильных шин. Если хранение шин компания организует самостоятельно, крайне важно соблюдение правил и условий хранения, а также норм пожарной безопасности. Утилизация должна в обязательном порядке производиться организациями, имеющими на это право. Необходимо понимать, что просто выкинуть шину в мусорный бак нельзя. Возможные штрафы могут значительно превысить экономию. Кроме того, для списания вышедшей из эксплуатации шины необходимы соответствующие документы, подтверждающие её утилизацию.
Что касается мойки автомобилей, можно заключить договор или рассмотреть возможность мойки автомобиля по топливным картам. Даная услуга также оказывается компаниями-операторами, поставляющими топливо.

·МЕДОСМОТРЫ И ПОДГОТОВКА ТС ДЛЯ ВЫХОДА НА ЛИНИЮ.
Чьими силами будет проводиться предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры определяется в первую очередь экономическими основаниями. В зависимости от размера автопарка и его географического размещения заключаются договоры с медицинскими учреждениями или в штат вводится медицинский работник.

Для организации процесса выпуска на линию автотранспорта, сотрудник, обеспечивающий данный процесс, обязан пройти обучение по программе «Безопасность дорожного движения», с последующим получением удостоверения установленного образца (срок действия 5 лет). В данном случае речь не идет об оптимизации расходов, но соблюдение данных норм позволит компании избежать возможных штрафов и предписаний.

·ПАРКОВКА
При организации парковки для корпоративного транспорта также необходимо заключать договор, даже если это частная парковка. Также важно определить, где паркуются машины в нерабочее время, на парковке рядом с офисом или по месту проживания водителей. В последнем случае, также необходимо провести анализ, это реальная потребность или «исторически сложилось», но по факту принципиальной необходимости кроме комфорта самого водителя в этом нет. Нужно всегда помнить, что водитель такой же сотрудник, как и все остальные и его рабочий день начинается также как и у остальных. Другой вопрос, если наличие парковки рядом с домом действительно обусловлено производственной необходимостью.
Для обеспечения автомобиля стоянкой в зонах платной парковки необходимо приобрести парковочные карты, оплата которых также происходит по безналичному расчёту. Кроме того, парковочные карты могут быть использованы как дополнительный источник информации и местонахождении автомобиля. Это может помочь в случаях, если компания не использует системы мониторинга транспорта.

·ДТП, штрафы за нарушение ПДД
В случаях, если водители нарушают правила дорожного движения, штрафы выставляются на владельца транспортного средства, а именно на компанию. Получается, что компания несёт издержки за недобросовестное исполнение водителем своих обязательств. Поэтому вполне логично, если водитель возместит компании выплаченные по его вине денежные средства. Алгоритм возмещения штрафов за нарушения ПДД необходимо совместно определить с бухгалтерией и отделом по работе с персоналом.

И конечно, в целях профилактики нарушений ПДД и исключения аварийности на дорогах, важно проводить постоянную работу по формированию культуры вождения у водителей. Одним из эффективных инструментов по дисциплинированию водителей может стать создание обратной связи - размещение на автомобиле объявления: «Если вам не нравится, как водит наш сотрудник, позвоните по телефону: ***».
Все предложенные меры направлены на сокращение нецелевых расходов и уход от мошеннических схем. Оценить реальный эффект можно только если в компании действительно снизились затраты, но не гарантирует исключение откатной схемы на 100 %, поэтому данное направление требует постоянного внимания и контроля. На пути оптимизации расходов не бывает мелочей. Смиритесь с тем, что вас будут называть занудой и параноиком.

Знайте, даже если Вы считаете, что работа в Вашей компании оптимизирована на 100%, значит Вы давно не занимались анализом ее расходов.

Заданная тема не рассматривает вариант аутсорсинга.

Оптимизация транспортных расходов предприятия на собственный и наемный автопарк имеет как общие методы, так и некоторые отличия. Одно из отличий – это возможность непосредственного влияния на стоимость доставки (тариф). Если компания использует собственный транспорт, то вопрос оптимизации транспортных расходов полностью в ее ведении и зависит от желания его оптимизировать. Если же компания использует наемный транспорт, то степень влияния на тариф гораздо ниже. В статье мы рассмотрим, как управлять данным процессом.

По нашему опыту 2 из 3 компаний, использующих наемный автопарк имеют завышенные тарифы. И это мало зависит от того, как формируется сам тариф: он может быть самым простым – 1 рабочий день машины составляет Х денег, или рассчитываться по невероятным формулам, которые имеют базовый вариант маршрута (он же минимальная стоимость в день) и массу надбавок по стоимости.

В каждой из этих компаний есть как минимум 15% (!) потенциал по оптимизации транспортных расходов на наемный транспорт, за счет смены модели тарификации.

Разберем пример:

При заключении договора стоимость привлечения авто в день зафиксировали: 35 $/маршрут для всех маршрутов до 120 км плюс по 0,1$ за каждый следующий км.

В таких условиях понятно, что за эталон брали средний.


35$-23.5$=11,5$

Итого мы за каждый такой маршрут переплачиваем
(35$+(180-120)*0,1) — 38$ = 3$

Другими словами, компания платит больше чем получает по-факту. Возникает вопрос: Почему некоторые компании идут на такие условия?

Чтобы проиллюстрировать это давайте представим: подписали договор на поставку топлива, в котором оплата пропорциональна количеству 200 литровых бочек – по 200$ за каждую:

Теперь все просто – 4 бочки х 200$ = 800$

Но согласна ли будет оплачивать эту поставку компания, если точно знает, что внутри

Логично, что нет.

В этом все и дело – компании идут на подобные договора из-за того, что у них нет надежного инструмента контроля.

Понимая это, они строят тарифы так, чтобы иметь простую и прозрачную систему контроля оказанных услуг (4 бочки х 200$ = 800$) и ничего, что переплатим.

Другие компании находят решение в применении автоматизированных инструментов контроля, позволяющих прозрачно и точно видеть все расходы.

Рассмотрим, как это работает с ABM Rinkai TMS:

  1. Для расчета затрат на маршрут закладываются те же показатели, которые реально имеет машина. В нашем примере это 20$/день + 0.1$/km
  2. Далее система строит оптимальный маршрут и автоматически подводит итоговую сумму транспортных затрат.
  3. При выполнении маршрута водитель использует мобильное приложение к ABM Rinkai TMS , получая и навигацию по маршруту и регистрируя фактический трек по данным GPS.
  4. Кроме того, этот процесс автоматически отслеживается, как сотрудником нанимающей компании, так и, при необходимости, сотрудником владельца авто.

В результате есть понятная тарификация и эффективный инструмент контроля, который предоставляет абсолютно одинаковую информацию по маршруту (план-факт, своевременность прибытия на точки доставки, продолжительность времени в пути и на точках и т.д.). Такой формат обмена информацией априори исключает 80% трений в отношениях заказчика и исполнителя. Более того сам исполнитель получает бесплатный инструмент контроля работы своих водителей на маршруте.

Выбор тарифной модели всегда остается за заказчиком. Мы только предлагаем инструмент, позволяющий преобразовать в деньги тот потенциал, который есть при фиксированных тарифах на наемный транспорт.

Создание оптимизированных маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов со снабженческо-сбытовых предприятий, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, способствует сокращению простоя автомобилей под загрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем планирование перевозок позволяет повысить производительность автомобилей при одновременном снижении количества подвижного состава, поступающего на предприятие притом же объеме перевозок.

Если созданы оптимальные маршруты и соблюдаются сроки поставки, то производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза, снижая тем самым затраты на складирование. Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов перевозок.

Таким образом, разработка эффективных маршрутов и проектов планов перевозок способствует своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции и эффективному взаимодействию организаций-поставщиков, организаций-получателей и автотранспортных организаций. Подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать, что задача оптимизации маршрутизации транспортных средств становится особо актуальной в условиях данной экономической ситуации.

Цель оптимизации транспортных перевозок. Так как имеется большое количество объектов доставки, то необходимо оптимизировать маршруты перевозок и оперативно реагировать на все изменения. Следовательно, можно определить цель оптимизации транспортных перевозок:

Разработать алгоритм оптимизации грузоперевозок с учетом временных окон и грузоподъемности транспортных средств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

Сформулировать математическую постановку задачи маршрутизации транспорта с условием ограничений;

Выбрать (разработать) критерии оптимизации;

Разработать модифицированный генетический алгоритм оптимизации грузоперевозок с учетом временных окон и грузоподъемности транспортных средств;

Экспериментально проверить эффективность работы алгоритма.

Для оптимизации маршрутов применяется ряд методов.

Метод Кларка-Райта. Был разработан двумя британскими учеными Г. Кларком (G. Clarke) и Дж.В. Райтом (J.W. Wright). Несмотря на давность разработки, он до сих пор остается одним из самых популярных методов для решения данной задачи, о чем свидетельствует практика его применения. Метод Кларка-Райта относится к числу приближенных, итерационных методов и предназначается для компьютерного решения задачи развозки. Этот алгоритм использует понятие выигрышей, чтобы оценить операции слияния между маршрутами. Выигрыш - мера сокращения стоимости, полученная комбинированием двух маленьких маршрутов в один больший маршрут. Достоинствами метода являются его простота, надежность и гибкость. Погрешность решения не превосходит в среднем 5-10%. Однако, учитывая жадный характер алгоритма Кларка-Райта, полученные решения имеют часто недостаточное качество относительно более сложных подходов. Необходимо также учесть, что после первых нескольких итераций в задачах со многими ограничениями вероятность слияний маршрута может решительно уменьшиться, мы не имеем возможности контролировать количество маршрутов.

Эвристические методы вставок. Наилучшее решение для конкретных исходных данных может быть найдено путем последовательного применения различных эвристических методов, используя для сравнительной оценки качества приближения длину полученного маршрута. Рассмотрим 3 наиболее популярных эвристических алгоритма:

Метод ближайшего соседа;

Метод ближайшего города;

Метод самого дешевого включения.

В методе ближайшего соседа, пункты плана последовательно включаются в маршрут, причем, каждый очередной включаемый пункт должен быть ближайшим к последнему выбранному пункту среди всех остальных, еще не включенных в состав маршрута.

Метод ближайшего города на каждом шаге алгоритма строит допустимый маршрут по текущему подмножеству пунктов уже включенных в маршрут, добавляя к нему новый пункт из числа еще не включенных в маршрут, для которого найдется ближайший сосед из числа пунктов уже принадлежащих маршруту.

Метод самого дешевого включения на каждом шаге алгоритма проводит допустимый маршрут по текущему подмножеству пунктов, уже включенных в маршрут, добавляя к нему новый пункт, включение которого между некоторыми смежными пунктами приводит к минимальному увеличению стоимости (длины) маршрута.

Однако любой эвристический метод базируется на формально не обоснованных соображениях, поэтому невозможно доказать, что эвристический алгоритм для любых исходных данных находит решения близкие к оптимальному.

Табу-поиск. Основоположником эвристического алгоритма табу поиска является Ф. Гловер, который предложил принципиально новую схему локального поиска. Табу поиск является мета-эвристическим алгоритмом, который ведет местный поиск, чтобы уберечь его от попадания в ловушку преждевременных местных оптимумов, запрещая те перемещения, которые возвращают поиск к предыдущим решениям и приводят к циклической работе. Основным механизмом, позволяющим алгоритму избегать локальный оптимум, является табу список, который обновляется в конце каждой итерации. Выбор лучшего решения в окрестности происходит таким образом, что он не принимает ни одного из запрещённых атрибутов. Алгоритм табу поиска является довольно перспективным, однако введение штрафов на нарушение всех видов ограничений в целевую функцию не дает гарантий нахождения допустимых решений.

Роль транспорта в повышении эффективности деятельности компаний по продвижению грузов наглядно продемонстрировала технология "точно вовремя". При ее применении не требуется содержания большого складского хозяйства, ускоряется оборачиваемость капитала. Эта технология предусматривает доставку грузов "точно вовремя" по заранее разработанным и согласованным между участниками логистической цепи графикам поставок.

Доставка товара по жесткому графику требует четкой работы управленческого персонала по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. Ведь при возникновении нарушения поставок участники логистической цепи несут значительные финансовые потери.

Затраты на транспортировку могут составлять 40% и более процентов в общей стоимости товаров. Применение логистики считается успешным, если транспортные расходы составляют около 10% от расходов на закупку этих товаров.

В зависимости от стратегии и задач логистической системы осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитываются размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

К основным задачам транспортной логистики относятся:

Выбор транспортно-технологической системы доставки;

Выбор перевозчика (определение вида транспорта, посредника транспортировки и типа транспортного средства);

Согласование транспортного процесса с работой склада;

Размещение груза внутри транспортного средства;

Маршрутизация перевозок и контроль движения груза в пути;

Обеспечение сохранности груза при транспортировке.

Очень часто при организации перевозок решается задача разработки альтернативных вариантов между пунктами отправления и назначения. Объем перевозимых грузов известен (заказ на поставку составлен потребителем товара).

Организация перевозок - это подготовка транспортного процесса, выбор подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, выбор рациональной формы взаимодействия транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, выбор маршрута движения.

Организация перевозок включает:

Планирование;

Оперативное управление;

Учет и контроль;

Установление порядка документооборота;

Расчеты за перевозки.

Критериями выбора способа доставки в логистике могут выступать:

Минимум затрат на перевозки (минимальная себестоимость перевозки или минимальные тарифы);

Минимум времени товара в пути (минимальное время доставки);

Минимум риска несвоевременной доставки (надежность перевозки);

Максимум провозной способности транспорта (возможность перевезти требуемые объемы груза);

Готовность к перевозке в любой момент времени и обеспечение ее в различных условиях (доступность услуг, их независимость от погодных условий и т.д.);

Минимум потерь груза при транспортировке (сохранность товара, его защищенность от потерь, порчи, повреждений и хищений).

Особая роль отводится автомобильному транспорту, как самому гибкому и мобильному в составе транспортного комплекса. Без автомобильного транспорта невозможна реализация современных логистических технологий (таких как "точно вовремя"; "от двери до двери" - DDT - сервис) в системах снабжения и сбыта товаропроизводителей. Расчеты за транспортные услуги осуществляются с помощью транспортных тарифов. Эти тарифы включают:

Плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

Правила исчисления плат и сборов.

Известно, что в условиях конкуренции неизбежна борьба за клиента, в том числе и при оказании транспортных услуг. Это вносит коррективы в транспортные тарифы.

Для каждого конкретного случая доставки разрабатывается транспортно-технологическая схема перевозок, определяющая последовательность выполнения операций. Решение технологических вопросов тесно связано с организацией перевозок.

В некоторых случаях это может быть один, самый важный для грузовладельца критерий.

Решая задачу выбора вида транспорта, важно все просчитать и не допустить подмены критериев, что может привести к неверному решению.

Стоимостная оценка необходима для всех критериев, а не только для расчета затрат на транспортировку. Так, необходимо оценивать ущерб из-за прогнозируемых потерь груза при перевозке, из-за недостаточной доступности транспортных услуг или недостаточной провозной мощности и т.д. При таком подходе главным критерием является показатель затрат, связанных с доставкой товара. На уровень затрат влияет множество факторов, которые необходимо учитывать в соответствии с концепцией полной стоимости. При осуществлении такого логистического подхода работа отдельных звеньев логистической цепи настраивается на получение главного результата - продвижение материального потока с минимальными затратами. Низкая надежность перевозки - это не только срыв времени доставки и связанные с этим затраты, но и доставка товара позже конкурентов т. е. срыв выгодного контракта и т.д.

На практике не всегда проводится детальный расчет значения приведенных критериев для анализируемых вариантов. Нередко для принятия решения достаточно качественных оценок типа "дороже - дешевле", "лучше-хуже" и т.д.

К числу факторов, влияющих на выбор способа транспортного обеспечения, можно отнести такие; как:

Наличие дополнительных услуг по экспедированию, комплектации, доставке груза;

Гибкость маршрута;

Возможность переадресации в пути;

Регулярность работы транспорта;

Квалификация персонала перевозчика;

Контроль движения груза в пути при помощи средств связи;

Гибкость тарифных схем перевозок;

Порядок подачи заявки на перевозку;

Качество транспортных услуг;

Экономичность транспортных средств.

Перечень факторов, которые учитываются при транспортировке товара конкретным предприятием, может существенно меняться и насчитывать еще более нескольких десятков позиций, но главным при рыночной экономике остается показатель затрат.

Часто при выборе вида транспортного средства используется экспертная оценка значимости различных факторов. Главными в этом случае являются: надежность соблюдения графика доставки, время доставки, стоимость перевозки.

Тарифы являются формой цены на услуги транспорта. Построение тарифов должно обеспечивать:

Транспортному предприятию - возмещение расходов на транспортировку, а также возможность получения прибыли;

Покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

Стоимость перевозки - один из главных факторов, влияющих на выбор транспортного средства.

Известно, что в условиях конкуренции неизбежна борьба за клиента, в том числе и при оказании транспортных услуг. Это вносит коррективы в транспортные тарифы.

Проведенные исследования управление транспортной системы позволяет сделать ряд выводов.

1. Транспортная система является одним из элементов повышения эффективности предприятия.

2. Для оптимизации транспортной системы применяют методы: "Точно в срок", Кларка-Райта, эвристические методы вставок, Табу-поиск.

3. Критериями оценки эффективности функционирования транспортной системы являются: скорость движения, минимальные затраты на перевозку груза, соблюдения графика доставки груза, гибкость маршрута,- возможность переадресации в пути, контроль движения груза в пути при помощи средств связи, качество транспортных услуг, экономичность транспортных средств.

Подходы к сокращению транспортных расходов зависят от отрасли и особенностей бизнеса. В одних компаниях проводят анализ текущих процессов и исключают риски - например, распределяют транспортные потоки на складе. В других перестраивают схему работы с логистическими операторами; это особенно актуально, когда у организации нет собственного автопарка. Есть и малобюджетные способы снижения расходов на содержание коммерческого авто. Какая стратегия окажется оптимальной для вашей компании?

Татьяна Бибикова ,

руководитель проекта, Sela

В этой статье вы прочитаете:

  • Как снизить затраты на транспортную логистику
  • Как анализировать бизнес-процессы и исключить риски

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Сокращаем затраты за счет снижения аварийности собственного автопарка

По данным опроса ГИБДД, наибольшие опасения у водителей автотранспорта вызывает поведение участников дорожного движения. При этом водители коммерческого автотранспорта вносят самый весомый вклад в увеличение количества аварий. Компании ежегодно тратят немалые средства на «воспитание» водителей, устанавливают продвинутые системы слежения, оборудуют автомобили замысловатыми гаджетами, но эффект либо незначительный, либо его совсем нет. Как без значительных вложений снизить аварийность и сократить расходы на ремонт автотранспорта?

В связи с ростом бизнеса и увеличением количества магазинов в компании Sela значительно усложнилась система логистики. Привлечение дополнительного автотранспорта обострило проблему аварийности на дорогах. Как следствие, затраты на транспорт и безопасность сотрудников возросли. В связи с этим было решено разработать меры по снижению аварийности. За идеями мы обратились к зарубежному опыту.

С 1999 года многие компании в мире используют систему под названием How am I driving? («Как я вожу?»). Она позволяет идентифицировать водителей, чье поведение на дороге находится в зоне риска, и своевременно его скорректировать. В результате удается избежать аварий и снизить издержки как компании — владельца транспортного средства, так и ее партнера по страхованию.

В 2014 году был создан специальный проект под названием «ДТП — нет!». Предлагаю подробнее рассмотреть опыт применения данной системы в российских условиях.

Опыт применения системы «Как я вожу?»

На транспортное средство наклеивается стикер с надписью: «Я — ответственный водитель! Нарушаю ПДД? Звони!» — и номером телефона, по которому следует сообщать о нарушении водителем правил. Колл-центр работает круглосуточно семь дней в неделю. Позвонившего просят подробно описать случившееся и указать, какое именно правило нарушил водитель (по классификатору ГИБДД). Кроме того, в центр можно отправить и видеозапись происшествия.

  • Логистика для интернет-магазинов: 5 основных проблем

Затем обратившегося просят оценить тяжесть нарушения по пятибалльной шкале; данные заносятся в специальную компьютерную программу. Специалисты нашей компании проверяют корректность фиксирования дорожных происшествий (фильтр эмоционального состояния участников ДТП) и отсеивают заведомо ложные.

По истечении отчетного периода (день, неделя, месяц и так далее) компании предоставляется отчетность о жалобах и их содержании по каждому водителю транспортного средства, входящего в систему.

Основы работы системы

На уровне водителя. Число ДТП снижается уже потому, что водители чувствуют контроль, понимают, что являются частью системы, и дважды подумают, прежде чем нарушить правила. В психологии такой эффект называется Хоторнским: участники эксперимента (в нашем случае — водители) осознают причастность к нему, поэтому более усердны и добросовестны, чем обычно.

На уровне организации. Руководитель в конце месяца получает отчет о жалобах на каждого водителя. Таким образом, он видит, кто из его сотрудников практикует агрессивный стиль вождения и находится в зоне риска. Поэтому он имеет возможность воздействовать превентивно — а значит, предотвратить ДТП, а не разбираться с его последствиями. Это относится не только к дорожным происшествиям, но и к многочисленным штрафам, которые получают компании как владельцы транспортных средств.

Использование системы прямо воздействует и на транспортные затраты логистики.

Эффективность системы: опыт иностранных компаний

Зарубежный опыт свидетельствует, что по истечении 12 месяцев работы общее число аварий снижается в среднем на 45%, а аварий с высокой степенью повреждений — на 60% по сравнению с предыдущими периодами при прочих равных условиях. По истечении 24 месяцев работы компании в среднем экономят 30% прямых затрат в год, связанных со страхованием, ремонтом и обслуживанием транспортных средств.

Проект функционирует в течение полутора месяцев, и об аналитических данных говорить пока рано. Однако мы надеемся, что к концу года получим результаты, сопоставимые с показателями иностранных компаний.

6 принципов оптимизации затрат транспортной логистики

Андрей Медведев,

генеральный директор, «Промышленные силовые машины»

Основная задача логистики в промышленной компании — бесперебойное обеспечение производства с минимальными затратами. Решение этой задачи зависит от двух факторов: плана продаж и загрузки производства. В идеале разница между плановыми и фактическими показателями закупок (поставок) не должна превышать 5%. Чтобы добиться этого, необходимо грамотно организовать процесс поставки комплектующих.

В нашей компании управление затратами в логистике организовано так: на планирование закупок влияет объем двух типов продукции — серийной и изготавливаемой по индивидуальным проектам. Мы производим более 300 серийных моделей, причем мелкосерийные могут изготавливаться и поставляться по две штуки в месяц, а крупносерийные — по 15-20. Количество определяется спросом и, разумеется, влияет на закупки комплектующих — двигателей, генераторов и прочего. Производство серийной продукции требует глубокой автоматизации процесса закупок, позволяющей заранее находить поставщиков, планировать способы доставки и хранения комплектующих.

Индивидуальные проекты создаются с учетом конкретных задач заказчика; кстати, в свое время это направление деятельности и легло в основу нашего бизнеса. Такие разработки требуют сложного конструирования и очень тщательного подхода к выбору поставщиков.

Экономия за счет привлечения сторонних компаний

Нашей компании выгоднее привлекать наемный транспорт: сейчас у нас не настолько крупный объем грузов, чтобы содержать автопарк. Однако к 2017 году планируем нарастить объем производства и не исключаем возможности приобретения собственного транспорта.

Для доставки комплектующих и собственной продукции мы пользуемся услугами транспортных компаний. Среди наших партнеров — как собственники грузового транспорта, работающие без посредников, так и компании-экспедиторы, организующие транспортировку с привлечением третьих лиц. К услугам последних мы прибегаем чаще, поскольку они располагают обширными базами проверенных перевозчиков и могут подобрать нужный вариант в сжатые сроки. Кроме того, существуют специализированные интернет-ресурсы, связанные с грузоперевозками, — например, «АвтоТрансИнфо». К ним мы тоже обращаемся довольно часто. Здесь можно разместить заявку и очень быстро найти подходящего перевозчика.

Целесообразнее использовать наемный автотранспорт и при доставке больших объемов грузов, поскольку требуется нанимать нескольких перевозчиков. Мы воспользовались услугами сторонней организации, когда отправляли одиннадцать крупногабаритных электростанций для компании «Новатэк» в Новый Уренгой на газоконденсатные месторождения.

За выбор перевозчиков отвечает отдел управления транспортной логистики. Он полностью организует доставку комплектующих от поставщиков (их более 3000) и готовой продукции заказчикам (более 2000).

Основные правила снижения затрат на транспортную логистику

Мы стараемся минимизировать число посредников при заказе услуг. Это удобно и с точки зрения экономии времени при перевозке, допустим, нестандартной крупногабаритной продукции. Когда услуги предлагают новые транспортные компании, мы проверяем по своей базе перевозчиков, с кем они работают.

Снижению затрат логистики способствует и оптимальная загрузка транспорта. Естественно, перевозка одного дизельного генератора обойдется дороже, чем нескольких единиц продукции. Поэтому наш отдел транспортной логистики согласовывает свою работу с департаментом продаж и департаментом материально-технического снабжения, чтобы обеспечить максимальную загрузку транспорта. Правда, иногда мы делаем исключения из этого правила, исходя из потребностей клиента, — например, когда при крупном заказе он просит поставить быстрее какую‑то часть продукции.

Третий способ управления затратами в логистике — это консолидация грузов. Как правило, мы планируем ее, когда определяется состав закупки. Например, при закупках импортных комплектующих перевозчик собирает грузы в разных странах и городах Европы и доставляет на один склад в Прибалтике, Польше или Германии, а оттуда объединенный заказ отправляется к нам на производство, в Ярославскую область. Это особенно удобно при доставке мелких товаров.

Следующий способ, который мы используем, — отсрочка платежа за доставку от одного до двух месяцев. На уступки в основном идут постоянные партнеры. Такой инструмент необходим в связи с тем, что мы и сами производим продукцию для заказчиков в основном на условиях постоплаты.

И последний способ — оптимизация маршрутов. В основном изменениям подвергаются маршруты, по которым доставляются импортные грузы, — чаще всего из‑за ситуации на таможне назначения и тарифной политики таможенных складов.

Сейчас у нас возникли трудности на Балтийской таможне с согласованием таможенной стоимости и, следовательно, налогов и пошлин. Поэтому ищем альтернативные маршруты и, возможно, уже в ближайшее время доставлять грузы морем будем либо в обход портов Санкт-Петербурга — через Котку, Клайпеду или Таллин, либо транзитом через Санкт-Петербург в Ярославль.

Мы уже перевели на Ярославскую таможню все свои автомобильные маршруты из Европы. В результате брокерские и складские расходы сократились в 1,4 раза. Основные преимущества: близость таможенного склада и нашего производства, приемлемые тарифы на брокерские и складские услуги и стоимость доставки, а также возможность непосредственного участия наших специалистов в процессе таможенного оформления.

Еще один аргумент в пользу изменения маршрутов — расценки на разные виды транспорта. В последнее время развивается дорожная инфраструктура Забайкалья, даже несмотря на прошлогоднее наводнение в Хабаровском крае. Все больше компаний предлагают автоперевозки на Дальний Восток по сходным ценам. Мы убедились, что такая доставка выгоднее железнодорожной: она быстрее и обходится на 20-30% дешевле.

Сокращаем затраты за счет грамотного выбора компании-партнера

Александр Ключенко , генеральный директор, «ВэдТрансСервис»

Прежде чем выбрать логистическую компанию, проанализируйте, из чего складывается стоимость ее услуг. Стартовая цена грузоперевозки может быть вполне привлекательной, но в порядке «компенсации» к ней прибавят оплату нескольких дней хранения, дополнительной услуги, не обозначенной ранее, еще одного досмотра на терминале и так далее. Такие компании не нацелены на большие объемы и ориентированы не на формирование положительной репутации, а на погоню за длинным рублем.

  • Стимулирование персонала: материальное и нематериальное

Можно обратиться в специализированную логистическую компанию с комплексом услуг, разработанным с учетом особенностей груза отдельного заказчика. У таких компаний стоимость транспортировки дороже, чем у универсального перевозчика, но заказчик будет спокоен, доверяя груз партнеру, имеющему опыт работы с грузами определенной категории. В случае же с универсальным перевозчиком, как правило, возникает множество сопутствующих и неучтенных расходов, о которых становится известно лишь по завершении перевозки.

Однако необходимо помнить: предложение качественной перевозки по очень низкой цене должно вызывать подозрение. В этом случае экспедитор может компенсировать затраты либо за счет увеличения объемов и привлечения низкоквалифицированного персонала (из‑за чего, естественно, снижается качество работ), либо путем осуществления незаконной деятельности.

Информация об авторах и компаниях

Татьяна Бибикова окончила НИУ ВШЭ по специальности «менеджмент». Восемь лет работала в сфере подбора персонала, прошла путь от стажера до директора департамента. Успешно занималась подбором топ-менеджеров и представителей редких специальностей. В 2014 году возглавила проект «ДТП — нет!».

Sela специализируется на производстве одежды. Компания основана в 1992 году. В России более 400 магазинов в 300 городах; представительства открыты в девяти странах. Штат — 1500 сотрудников. Официальный сайт — www.sela.ru

«ВэдТрансСервис» — транспортно-логистическая компания полного цикла. Предоставляет услуги по оформлению транспортной документации, страхованию грузов, таможенному оформлению. Официальный сайт —www.vedtransservis.com

Андрей Медведев окончил Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Работал в ТД «Автодизель» ведущим специалистом отдела продаж и заместителем начальника отдела маркетинга. Был одним из инициаторов создания инжиниринговой группы «Промышленные силовые машины».

ГК «Промышленные силовые машины» специализируется на инжиниринге и производстве специального оборудования на базе дизельных двигателей. Ведущий российский производитель дизельных электростанций и насосных установок. Основана в 2005 году. Штат — 300 сотрудников. Официальный сайт —www.powerunit.ru