Проект «Подводный мир. Проект в подготовительной группе «Подводное царство – богатое государство». Опыты с водой

Проект «Путешествие в подводный мир» для детей подготовительной группы детского сада

Описание: Проект для детей подготовительной группы детского сада, способствует систематизации знаний дошкольников о подводном мире и его обитателях.

Актуальность: Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.

Проблема: В результате опроса по теме выявлено, что дети проявляют интерес к изучению подводного мира, однако имеют недостаточно четкое представление о флоре и фауне водоемов: рек, озер, морей и океанов.

Цель: Систематизация знаний детей об обитателях подводного мира.

Задачи:
- расширять знания детей о классе рыб (названия, строение, способы питания, размножение);
- учить выделять характерные признаки различных рыб, классифицировать их (пресноводные, морские, аквариумные);
- развивать умение находить причинно – следственные связи, устанавливать взаимосвязь между местом обитания и питанием; рассуждать, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать бережное дружелюбное отношение к живым существам.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, родители.

Сроки реализации: февраль 2016 г.

Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.

Формы и методы работы:
- непосредственно – образовательная деятельность;
- беседы;
- художественная мастерская;
- опыты, исследования;
- дидактические настольные игры;
- сюжетно – ролевая игра;
- просмотр видеороликов, презентаций;
- тематическая выставка.

Ожидаемый результат: Дети
- выделяют характерные признаки живых объектов, обитающих в водоемах;
- классифицируют рыб: пресноводные, морские, аквариумные;
- устанавливают взаимосвязь между местом обитания рыб, их строением и питанием.

Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.

План реализации

Непосредственно - образовательная деятельность:
- «Подводный мир» - познавательное развитие;
- «В гостях у морского царя» - речевое развитие;
- «Человек и море» - социально – коммуникативное развитие;
- «Кто живет в бескрайнем океане» - чтение художественной литературы.

Исследовательская деятельность:
- «Как появились моря и океаны»;
- «Кто живет в воде»;
- «Почему исчезли панцирные рыбы»;
- «Вода – это хорошо или плохо»;
- «Кто ест водоросли»;
- «Кто чистит аквариум»;
- «Фильтрование воды».

Игровая деятельность:

Дидактические игры:
- «Где, чей дом»;
- «Узнай рыбу по описанию»;
- «Как появляется рыбка»;
- «Назови рыбу и ее дом».
Настольная игра:
- «Веселая рыбалка».
Сюжетно – ролевые игры - путешествия:
- «Путешествие в глубины океана»;
- « Путешествие на речку».

Художественное творчество:
- «Морские коньки играют в прятки» - аппликация;
- «Русалочки в подводном царстве» - рисование;
- «Аквалангисты и водолазы» - лепка;
- Создание композиции «Подводный мир».

Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Путешествие в подводный мир»;
- разучивание с детьми стихов, загадок об обитателях водоемов;
- создание буклетов совместно с детьми «Рыбы, которых я знаю».

ПРОЕКТ

«Подводное царство - богатое государство»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель: Данько Е.Ю.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Толстой

«Подводное царство - богатое государство».

Актуальность темы.

Программа «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы морского и речного пространства, их сравнения. В тоже время детям подготовительной к школе группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми это возраста открываются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников, но полученная информация не имеет системы. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой НОД выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.

Цель : обогащение и углубление представлений у детей подготовительной к школе группы об особенностях подводного мира планеты, через создание условий для реализации информационно-практико-ориетированного вида проекта.

Задачи :

1. Способствовать развитию умения определять источники информации, необходимые для реализации поставленных целей.

2. Формировать и обогащать представления у детей о водных богатствах планеты и её обитателях, используя разнообразные методы.

3. Развивать умение оценивать результаты деятельности по реализации поставленной цели.

Предполагаемый результат:

1. Успешное формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы:
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи;
развитие желания пользоваться специальной терминологией; самостоятельно анализировать полученные результаты.

2. Социализация:
развитие самопознания и положительной самооценки;
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
высокий уровень коммуникативной компетентности.

3. Познание:
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей.

4. Совершенствование предметно-развивающей среды: детские работы (продуктивные виды деятельности), макеты, модели-схемы, образцы водных обитателей (с использованием палочек Кюизенера), «Красная книга» созданная детьми.

5. Эффективное вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс детей (совместное создание газет).

Результат проекта : материалы для детей по теме «Подводное царство – богатое государство», алгоритм, создание макета позволяющий изучение данной темы по апробированной последовательности, как для педагогов, так и для родителей.

Срок реализации проекта : 1год.

В процессе реализации проекта воспитатель формулирует проблему и цели проекта, а так же определяет продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию. На каждом занятии по реализации проекта дети должны «входить» в проблему и искать пути решения. Воспитатель по необходимости оказывает детям практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей:

Центр развития речи : наглядно-демонстрационный материал, ребусы, загадки по теме воды и водных обитателей.

Книжный уголок : энциклопедии, книги.

Центр продуктивных видов деятельности : образцы последовательности лепки морских обитателей, варианты аппликаций, раскраски и др.

Экологический центр : модели рыб, млекопитающих, моря, реки.

1. Беседа с элементами рисования «Что нам поможет больше узнать о подводном мире?» (источники информации).

Цель: сформировать у детей представление об доступных источниках информации.

1. Обобщить и пополнить знания детей об источниках информации, с помощью которых они могут пополнить свои знания.

2. Подобрать и зарисовать (модели) соответствующие варианты изображение подобранных источников информации.

2.Беседа с просмотром презентации «Что такое подводное царство?».

Цель: сформировать у детей представление о «подводном царстве» планеты.

1. Обобщить представления у детей о водных ресурсах планеты.

2. Учить детей составлять схемы-модели водных ресурсов (море, река, озеро).

3. Занятие «Река и её обитатели».

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о реке и её обитателях.

1. Сформировать у детей представление, чем река отличается от озера и моря.

2. Закрепить знания детей о речных обитателях.

3. Повторить стадии развития и строения рыб.

4. Закрепить знания детей об использование речных ресурсов человеком.

4. Занятие «Море и его обитатели».

Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о море и его обитателях.

1. Сформировать у детей представление, чем море отличается от озера и реки.

2. Закрепить знания детей о морских обитателях.

3. Познакомить детей, чем рыбы отличаются от морских млекопитающих.

4. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между строением рыбы и способом питания.

5. Закрепить знания детей об использование морских ресурсов человеком.

5. Беседа с просмотром презентации «Подводное царство – богатое государство?» и отбором соответствующих моделей.

Цель: сформировать у детей представления о тех богатствах, которыми обладает вода как среда обитания и ценности воды.

1. Обобщить у детей представление об обитателях подводного мира, их разновидностях (подводный животный и растительный мир).

2. Учить детей отбирать готовые модели соответствующие выбранным богатствам.

6. Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс детей: совместное создание газеты «Я узнал много нового и хочу рассказать об этом».

Задание: выбрать одного подводного обитателя (рыбу, млекопитающего, растение, воду и др.), нарисовать или найти фотографию, подобрать несколько интересных фактов, стихотворение, загадку.

7. Презентация газеты детьми.

1. Учить детей составлять рассказ по своей газете, пересказывать, задавать загадки.

2. Активизировать умение вступать в диалог, отвечать на вопросы.

8. Лепка с последующим созданием макета «Моё море» и «Моя река».

1. Учить детей передавать форму и характерные особенности рыб и млекопитающих (дельфинов).

2. Развивать чувства цвета и композиции при создании макетов подводного мира моря и реки.

3. Учить детей использовать дополнительные материалы при создании макета.

9. Коллективная аппликация с элементами оригами «Подводная сказка» (создание 2 панно: море и река).

1.Учить детей силуэтному вырезыванию рыб.

3.Закреплять умение создавать коллективную композицию.

10. Рисование «Царство Нептуна».

1. Учить детей изображать различных водных обитателей (по выбору море, река), передавая их форму, строение, пропорции.

2. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями.

3. Продолжать учить задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца.

11. Конструирование «Подводные мир и его обитатели» (с использованием палочек Кюизенера).

1. Побуждать к созданию ассоциативных образов при конструировании из палочек Кюизенера.

2. Развивать воображение и творчество детей.

12. Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс детей: совместное создание книги «Моя «Красная книга»».

Задание: нарисовать, слепить, сделать аппликацию того водного обитателя, которого хотите занести в «Красную книгу».

13. Презентация поделки детьми.

Цель: развитие монологической речи.

1.Учить детей составлять рассказ по своей поделке.

2.Учить детей объяснять причины выбор того или иного водного обитателя для занесения его в «Красную книгу».

14. Викторина «Подводное царство – богатое государство».

Цель: развитие активности и самостоятельности детей через умение применять полученные знания в новых условиях.

1.Учить детей полно отвечать на поставленные вопросы.

2. Учить детей самостоятельно или с небольшой помощью взрослого формулировать вопросы.

3.Создать условия для повышения самооценки у детей.

4. Способствовать развитию коммуникативной компетентности.

15. Заключительная беседа с подведением итогов викторины.

Цель: подведение итого проведённой работы.

1.Помочь детям сформулировать, почему выиграла победившая команда.

2.Познакомить детей с полученными материалами по проекту.

3. Наметить с детьми новый проект.

Анализ результата реализации проекта педагогом: выявить пробелы в знаниях детей и проанализировать, что и почему не получилось

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

мини-музей "Подводное царство"

Цели и задачи мини-музея: Познакомить детей с разнообразием подводного мира. Формировать представление о морских обитателях. Развивать воображение в процессе наблюдения и исследования объектов природы.

Занятия Форма деятельности: «Загадочный подводный мир и его обитатели»

Рисование «Подводный мир»

Конструирование «Наш аквариум»

Опыты, эксперименты

Экскурсии в мини-музей

Досуговая деятельность «Праздник волшебной воды»

«Музыкальные этюды»

До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии

в мини-музей

«Подводное царство»

Подготовила:

Воспитатель

Коновалова О.Н.

Цели экскурсии:

  • Экологическое и эстетическое воспитание детей;
  • Формировать представление о морских обитателях;
  • Учить различать и называть морских обитателей;
  • Формировать бережное отношение к природе.

Задачи:

  • Познакомить с разнообразием подводного мира;
  • Учить сравнивать и анализировать;
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования объектов природы;
  • Развивать речь детей, обогащать словарный запас;
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, любознательность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

Ход экскурсии:

1.Оргмомент : создание положительного настроя, воспитание культуры поведения.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь поздороваемся друг с другом (становимся все в круг и подаем друг другу ладонь) .

Мы ладошку к ладошке сложили.

И друг другу дружить предложили

Будем петь, заниматься, играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

2. Образовательная область «Познание». Рассматривание и обсуждение поделок.

Ребята, мы с детками создали в нашей группе мини-музей. Называется он «Подводное царство». В нем очень много ярких и красивых морских обитателей. Наши ребята вместе со своими родителями старались и создавали красивые поделки для нашего музея. Давайте вместе посмотрим на них. (Дети нашей группы по очереди показывают свои поделки и рассказывают о них).

3. Образовательная область «Коммуникация». Беседа.

Скажите, ребята, кто из вас был на море?

Что такое море? (Ответы детей)

Там где солнце не сияет

Мир подводный обитает

Но о нем никто не знает

Все попасть туда мечтают.

А вы, ребята, мечтаете попасть в подводное царство?

Сейчас я хочу пригласить вас в увлекательное подводное путешествие.

Ребята, до моря еще нужно дойти, поэтому скорее отправляемся в путь.

3. Образовательная область «Физическая культура». Разминка:

Собираемся, друзья,

Отправляться в путь пора.

Мы погрузимся не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце.

Смотрите, справа по борту плывет чудо- великан.

Кто же это?

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное.

Киты и дельфины- это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы?

Что-то задержались мы на верхнем этаже и опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладней.

Ой, кто же это плывет?

Чем питается акула?

Акулы могут напасть на человека?

Ребятки, мы с вами так долго уже плывем, все устали. Давайте немножко отдохнем. Приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями
Рыбке весело играть.
дети изображают, как плывет рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (снова изображают как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (снова показывают, как плывет рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

Воспитатель: Ну что же отдохнули, теперь можем продолжить наше путешествие.

Ребята, скажите, а сможем ли мы дышать под водой?

Как же можно путешествовать по морскому дну?

Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы.

Какие зеленые водоросли, ой я что-то заметила среди них.

Плавает в воде морской,

Ее считают не простой

Тому кто ее поймает,

Три желанья исполняет.

Кто это, ребята? (Ответы детей)

А чем дышат рыбы?

А чем питаются рыбы?

Молодцы ребята. Как много вы знаете о морских обитателях!

А теперь давайте с вами поиграем!

Подведение итогов.

Скажите, вам понравилось наше путешествие?

Что больше всего запомнилось вам?

Чем понравилось заниматься?


15.10.2018 18:26

Проект направлен на изучение подводного мира, жизни его обитателей. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Поэтому для их погружения под воду был реализован этот проект.

Подводный мир

Познавательный проект в подготовительной группе

Актуальность : Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир . В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.

Цель проекта : расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи проекта :

Образовательные :

Познакомить с разнообразием подводного мира , с его значимостью для всего живого на планете.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира .

Развивающие :

-

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей и их знания оподводном мире .

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Участники : воспитатели, родители и дети подготовительной группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели)

Вид проекта : познавательно - исследовательский.

Методы работы : беседы, подборка литературы, интернет, презентация. Форма работы : игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Ожидаемый результат :

Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы, про «Подводное царство » ).

Этапы осуществления проекта

1.Подготовительный этап:

2 этап. Реализация проекта

:

подводном мире

Подбор иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей и оформление альбомов

Составление рассказов подводный мир

Дидактические, словесные игры

Заучивание стихов, чтение сказок и рассказов по теме проекта

Рассматривание картин

Вечер загадок про морских обитателей

Прослушивание аудиоматериала «Шум моря», «Прибой»

Пальчиковая гимнастика

Беседы: «Море в опасности», «Моря нашей страны (Черное, Азовское)», «Море и его обитатели», «Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза - бойтесь больших щупальцев».

Чтение художественной литературы :

С.Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Г.Х.Андерсен «Русалочка»,

НОД : Рассматривание репродукций картинпо теме проекта:

Игровая деятельность:

.

Подвижные игры: «Море волнуется», «Водяной», «Рыбак и рыбки», «Водолаз».

Сюжетно - ролевая игра: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция», «Аквалангисты».

Художественно-эстетическое развитие.

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Золотая рыбка».

Работа с родителями

Подготовка совместно с родителями небольших выступлений о жизни морских обитателей.

3 этап Итоговый

Театрализованная деятельность

В реализации проектной деятельности:

В ходе осуществления проекта «Подводный мир» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека.

В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта. Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации. Они без особого труда могли изобразить внешнее строение рыбы. Так же была проведена работа с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на море. Таким образом, в ходе данного проекта были созданы условия для воспитания у детей экологической культуры, были развиты познавательные и творческие способности детей.

Просмотр содержимого документа
«Познавательный проект в подготовительной группе "Подводный мир"»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №443»

Проект « Подводный мир »

В подготовительной группе №7

Воспитатели: Власенко Н.В.


Паспорт проекта

  • Участники : воспитатели, родители и дети подготовительной группы.
  • Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели),групповой
  • Вид проекта : познавательно – исследовательский.

Цель проекта : расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи проекта :

Образовательные :

  • Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
  • Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира .

Развивающие :

  • Развивать умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  • Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире .
  • Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные :

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Актуальность

Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.


Формы работы

  • Беседы
  • Работа с родителями
  • Оснащение предметно-пространственной среды
  • Наблюдения
  • Рассматривания
  • Продуктивная деятельность

Ожидаемый результат:

  • Получение информации из разных источников;
  • Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы»;
  • Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы про «Подводное царство »).

Подготовительный этап:

  • Сбор литературы по теме проекта: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки.
  • Подбор картин, фотографий, иллюстраций по теме проекта.
  • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • Разработка занятий, определение тематики бесед.



Основной этап

Развитие речи и чтение художественной литературы :

  • -оформление выставки книг и иллюстраций о подводном мире
  • -заучивание стихов, чтение сказок и рассказов по теме проекта
  • -театрализованная деятельность

Беседы: «Море в опасности», «Моря нашей страны (Черное, Азовское)»,

НОД :

Рассматривание репродукций картин по теме проекта:

  • - И.К. Айвазовский «Чёрное море»,
  • - А. Рылов «В голубом просторе»,
  • -«Подводный мир», «Человек и море», «Кто живет в бескрайнем океане».

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Отгадай загадку» .
  • Подвижн ые игры: «Море волнуется», «Водяной»,

Продуктивная деятельность:

  • Рисование: «Золотая рыбка».
  • Аппликация-оригами: «Глубины моря»
  • Аппликация-ручной труд: «Медузы»

Работа с родителями

  • Участие в выставке рисунков и поделок «Тайны подводного мира» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.
  • Участие в подготовке театрализации.








Заключительный этап

  • Оформление выставки «Тайны подводного мира»

Проведение итогового мероприятия:

  • Театрализованная постановка отрывка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»


Старший воспитатель Норина Юлия Валентиновна
Воспитатель Осинкина Оксана Викторовна,
дети и родители подготовительной группы

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые в дальнейшей жизни качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Наш проект «Подводный мир» начался с вопроса детей о том, почему в группу для питья стали привозить воду из магазина, почему нельзя пить воду из-под крана? Откуда берется в кране вода и почему она никогда не кончается? А куда уходит грязная вода, которую мы выливаем в раковину?

После беседы о воде, о том, как вода поступает в дома, о том, как человек загрязняет водоемы, и как чистят воду для питья, дети задумались о том, что от загрязнения водоемов страдают их жители. Возникла проблема: как люди могут помочь подводным жителям?

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них.

Цель проекта: познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Тип проекта: исследовательско–творческий, средней продолжительности (1 месяц), интегрированный.

Задачи проекта:

  • уточнять знания детей о воде, о ее основных свойствах, значении в жизни живых существ, уточнять знания детей о классе рыб, углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб;
  • стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
  • расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;
  • вызвать интерес к жизни рыб, желание больше узнать о них, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Этапы:

  1. Составление плана – схемы проекта.
  2. Погружение в проект (Приложение 1, 2, 3).
  3. Практическая часть (альбом «Водная стихия», рисунки детей, конспект комплексного занятия «Реки, речки и моря»).
  4. Презентация проекта (Приложение 4, композиция «Морское дно).

На первом этапе мы составили план-схему проекта. С этой целью с детьми обсудили следующие вопросы:

  • Какие знания помогут в решении проблемы?
  • Как эти знания можно получить?
  • Что можно сделать, чтобы решить данную проблему.

Задача педагога на данном этапе — ненавязчиво направлять работу детей:

  • помогать выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  • подсказать, какие предметы и принадлежности можно использовать;
  • спланировать, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта.

В ходе обсуждения дети предлагали различные варианты занятий, игр, действий, которые ответят на интересующие нас вопросы. Все предложения детей были оформлены в виде плана-схемы.

План – схема проекта «Подводный мир»

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ

Мы будем играть в различные подвижные игры:

  • подвижные игры «Караси и щука», Ручеек”
  • игра-моделирование «Мы — капельки»
  • этюды «На болоте», «Море волнуется» ЦЕНТР НАУКИ
  • рассмотрим глобус,
  • рассмотрим книги, картинки, открытки о подводном мире
  • проделаем опыты с водой: прозрачность, текучесть, изменение состояний, давление воды, соленая и пресная вода, образование волны, круговорот воды в природе ЦЕНТР ПРИРОДЫ
  • посмотрим фильм об обитателях реки Волги,
  • понаблюдаем за обитателями аквариума: «Кто живет в нашем аквариуме», «Как рыбы плавают и как отдыхают», «Как дышат рыбы»
  • будем ухаживать за аквариумом — «Наведем порядок в аквариуме».

ЦЕНТР КНИГИ

  • будем загадывать загадки об обитателях рек, морей и океанов;
  • прочтем стихи о водоемах, их обитателях, прочитаем книги о подводных жителях: А. Глебова «Камешки», Г. Снегирев «Маленькое чудовище», «Колюшка- храбрюшка», «Осьминожек»
  • прочитаем сказки, былины «Садко», «Снегурочка»,
  • составим рассказы по картинам

Подводный мир ЦЕНТР ИГРЫ

Мы будем играть в различные настольные игры:

  • дидактические игры “Где, чей дом”, “Узнай рыбу по описанию”, “Чей хвост (туловище, голова)”, «Как появляется рыбка»
  • сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе»

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ

  • изготовим из природного материала и бумаги обитателей подводного мира,
  • оформим композицию «Морское дно» ЦЕНТР ИСКУССТВА
  • нарисуем аквариум,
  • нарисуем сказки об обитателях моря;
  • сделаем аппликацию «Дельфины»
  • рассмотрим картины с изображением рек, морей, океанов;
  • будем слушать музыку (из серии «Океаник», «Звуки природы») ЦЕНТР ЗНАНИЙ
  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Вода вокруг нас”
  • Занятие по ознакомлению с окружающим: “Ходит капелька по кругу”
  • Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

Чтение рассказа: “Как люди речку обидели”.

  • Беседа по основам безопасной жизнедеятельности “Вода друг – вода враг”

Итоги проекта «Подводный мир».

К окончанию проекта «Подводный мир» дети подготовительной группы узнали:

  • что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д.;
  • основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление;
  • вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе;
  • существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки;
  • как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание, разницу между морскими и речными обитателями.
  • самостоятельно объяснять связь фактов (используют простое причинное рассуждение потому что: в воде видны предметы, потому что вода прозрачная);
  • самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…: если на улице мороз, то вода замерзает; если воду хорошо очистить, то ее можно пить);
  • делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
  • замечать изменения в аквариуме, ухудшающие жизнь его обитателей, ухаживать за аквариумными рыбками.

Дети нашей группы стали обращать внимание на то, хорошо ли закрыт кран, а если замечают, что вода из крана капает, сообщают об этом взрослым. Также мы обратили внимание на то, что дети стали наливать меньшее количество воды для питья, объясняя это тем, что не хочется выливать оставшуюся воду в раковину.

С большим интересом дети стали дежурить в уголке природы: проявляют аккуратность при поливе цветов, стараются не расплескивать воду из лейки. Внимательно следят за аквариумными рыбками, придумали каждой рыбке имя.

Самостоятельно проводят простые опыты, рассказывают друг другу результаты этих опытов. Приносят в группу новые книги о реках, морях, океанах, о морских путешествиях, с удовольствием рассматривают картинки, делятся впечатлениями об увиденном.

По окончании проекта у детей возник вопрос, чему и кому еще нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений. Эти темы и станут темами новых проектов.

Приложение 1.

Подвижные игры, этюды.

1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

5. Этюд «На болоте». Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Приложение 2.

Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.

2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.

3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.

4. «Наведи порядок в аквариуме». Цель: Учить замечать изменения в состоянии аквариума – грязь, на дне, налет на стекле, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах, оценивать эти изменения как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

Приложение 3.

Опыты с водой.

1. “Что увидим через воду?”

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.

Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

2. “Как напоить Иванушку чистой водой?”

Цель: познакомиться с процессами очистки воды различными способами.

Оборудование: бумажная салфетка, воронка из бумаги, тряпочка, сор, крахмал, емкости.

Предложить ребятам посмотреть, какая мутная вода в банке. Ее нужно очистить, чтобы Иванушка мог ее выпить, не боясь, что заболеет. А как сделать очистительное устройство?

Дети придумывают различные варианты очистки воды. Предложить детям сделать различные очистительные устройства – фильтры (из бумажной воронки, тряпочки, бумажной салфетки). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выяснить, какой же фильтр лучше очищает воду?

3. «Давление воды».

Цель: познакомить детей со свойством воды – давлением.

Оборудование: пластиковая бутылка, спица, цветная вода.

Рассказать детям о том, что вода обладает замечательным свойством: она всегда стремится стечь как можно ниже. Сталкивались ли дети с таким свойством? Как это выглядело?

Вода давит на любой погруженный в нее предмет. Чем больше глубина, тем сильнее давление воды. Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия. Для этого нужно проткнуть в бутылке три отверстия и наполнить бутылку водой. Предложить детям подумать, где давление воды больше наверху или внизу.

4. «Плавает или тонет».

Цель: познакомить детей со свойством воды – плотностью, показать отличие пресной и соленой воды.

Оборудование: два прозрачных стакана, теплая вода, соль, сырое яйцо.

Рассказать детям о том, что соленая вода плотнее пресной, поэтому в соленой воде легче плавать, так как вода лучше держит предметы или человека, как бы выталкивает предметы из воды. Предложить детям растворить в одном стакане с водой как можно больше соли, затем попробовать опустить в этот стакан яйцо, затем переложить яйцо в стакан с простой, пресной водой. Что происходило с яйцом в соленой воде, что – в пресной воде? Подвести детей к выводу о том, что соленая вода плотнее пресной.

Приложение 4.

Викторина «Что мы знаем о рыбах».

Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.

Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.

  • Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
  • Рыба гниет с головы.
  • Нем как рыба.
  • И карасей из пруда не выловить без труда.
  • Из костлявой рыбки уха сладка.
  • На безрыбье и рак рыба.
  • Назад только раки ходят.

Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.

  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Русалочка
  • Айболит
  • Путаница
  • Мойдодыр
  • По щучьему велению
  • Садко

Задание 3. Музыкальная пауза.

Пластический этюд «Море волнуется».

Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.

Задание 5. «Собери и назови».

Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.

Задание 6. «Отгадай загадки».

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Акула)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)

В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)

С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)

Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)

Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)

На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Мы лихие моряки.
(Окуни)

И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов?
(Скат)

Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки».

Подведение итогов викторины.

Список используемых источников.

  1. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Культурологический подход к социально-психологическому развитию дошкольника / авт.-сост. Пеленкова Л.Л. – Самара, 2008.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.
  5. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
  6. http://festival.1september.ru/articles/502525/