Стратегии инновационного развития строительной отрасли госсовет. Инновационное развитие строительной отрасли как экономическая категория объекта управления

В Минстрое России обсудили проект Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года (далее – Стратегия) . Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

Стратегия определяет приоритеты и основные направления госполитики в строительной сфере (инженерные изыскания, проектирование и строительство), задачи, мероприятия и целевые показатели развития строительной отрасли в России на период до 2030 года. Так, целью госполитики в этой сфере определено формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами в рамках совершенствования программ социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности и пространственного развития РФ.

Необходимость разработки Стратегии ее авторы обосновывают рядом факторов, в числе которых: усиление глобальной конкуренции; новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций; возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; необходимость переориентации финансирования с бюджетного на инвестиционное; наличие высоких административных барьеров, искусственный дефицит земельных участков, недостаточное развитие транспортной и инженерной инфраструктур, а также дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

В составе Стратегии предполагается выделить несколько функциональных блоков, включая: жилищное строительство, градостроительство, инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, техническое регулирование и госрегулирование, кадровую политику, отраслевую науку и т. д. Впоследствии для каждой из этих подотраслей Минстрой России намерен разработать локальную стратегию.

Также Стратегия будет включать оценку состояния отрасли строительства, приоритеты и задачи и целевые показатели развития по разным вариантам долгосрочных прогнозов. В нее планируется включить и план мероприятий ("дорожную карту") по достижению целей инновационного развития.

Ожидается, что реализация основных мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет способствовать:

  • созданию безопасной и комфортной среды жизнедеятельности граждан РФ, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами;
  • сохранению или увеличению доли строительной отрасли в ВВП, федеральном и региональном выпусках товаров и услуг;
  • увеличению производительности труда в строительной отрасли в два раза к 2030 году;
  • повышению интегрального индикатора результатов развития строительной отрасли – индекса качества градостроительной среды до среднеевропейского уровня;
  • достижению всех целевых показателей развития строительной отрасли в России на долгосрочный период.

Участники заседания высказали свои замечания и предложения по подходам к разработке Стратегии. Предполагается, что профессиональное и экспертное сообщество примет активное участие в доработке проекта документа.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

1. Что такое Стратегия развития промышленности строительных материалов?

Стратегия - это документ, определяющий приоритеты, цели и задачи государства в сфере промышленности стройматериалов, а также способы их эффективного достижения и решения.

2. О каких стройматериалах идет речь?

Цемент, мелкоштучные стеновые материалы, сборные железобетонные конструкции и изделия, изделия теплоизоляционные, мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, листовое стекло, асбестоцементные изделия, готовые бетоны и растворы, строительный гипс и изделия из гипса, известь строительная, облицовочные материалы натуральные, а также нерудные строительные материалы.

3. Зачем отрасли понадобилась стратегия?

В отрасли стройматериалов немало проблем. По мнению властей, это и дисбаланс спроса и предложения, и высокая стоимость транспортировки продукции, доходящая подчас до 90%, и моральное устаревание основных фондов, и низкий уровень внедрения инноваций. Отдельно авторы Стратегии пишут о низкой конкурентоспособности производителей отдельных видов стройматериалов (например, стекла), отсутствии системы воспроизводства кадров и разбалансированной системы технического регулирования.

4. Что должно измениться к 2030 году?

Доступность строительных материалов: на протяжении всего периода до 2030 года рост цен на стройматериалы не превысит рост цен на продукцию обрабатывающих производств;

Технологичность строительных материалов: стоимость строительно-монтажных работ на 1 кв. м площади всех типов зданий сократится на 20% в сопоставимых ценах к уровню 2014 года;

Энергоэффективность строительных материалов: расход тепла на отопление жилых домов снизится на 20% к уровню 2014 года;

Конкурентоспособность отечественных строительных материалов: доля импортных строительных материалов в потреблении сократится в 3 раза к уровню 2014 года, доля экспортной продукции в производстве вырастет в 3 раза;

Развитие отечественной машиностроительной базы: доля инвестиций в отечественные машины, оборудования и транспортные средства в общем объеме инвестиций машины, оборудования и транспортные средства вырастет в 1,5 раза.

5. Какие этапы предусмотрены в реализации Стратегии?

Их три. На первом этапе (2016-2018) власти обещают запустить все механизмы господдержки, сократить импорт стройматериалов и усилить экспорт. На втором этапе (2019-2025) планируется полностью перейти на отечественные технологии и оборудование, достичь уровня развитых стран по показателям энергоэффективности производств и доле утилизируемых техногенных отходов. На третьем этапе (2026-2030), убеждены авторы Стратегии, «Российская Федерация станет одним из мировых лидеров не только по продаже продукции на внешних рынках, но и по экспорту технологий и оборудования по производству строительных материалов».

6. За счет чего планируется достичь поставленных целей?

Властями предусмотрен целый комплекс мер, среди которых - создание государственной информационной системы промышленности (ГИСП), призванной обеспечить рациональное размещение предприятий на территории страны; стимулирование внутреннего спроса за счет дорожного строительства с использованием цементобетона; импортозамещение и поддержка экспорта, в том числе через инструменты Внешэкономбанка, а также завершение разграничения полномочий между Минпромторгом и Минстроем и другие меры по повышению качества госрегулирования отрасли.

Впрочем, наибольшее число мер связано с повышением инновационного потенциала отрасли: это и создание новых предприятий на землях Фонда РЖС, и господдержка научно-производственной деятельности с помощью налоговых льгот, субсидирования ставок по кредитам, госгарантий и грантов, и налоговое стимулирование энергоэффективности, энергосбережения и утилизации отходов производства и потребления. Отдельным пунктом значится создание научно-исследовательского центра «Отраслевая наука» в форме федерального государственного бюджетного учреждения и инжинирингового центра «Оборудование и технологии».

7. Сколько это будет стоить?

Средства на реализацию Стратегии будут выделяться из бюджета, и их точный объем пока неизвестен. Вместе с тем, уже определены параметры финансирования мероприятий по созданию научно-исследовательского центра «Отраслевая наука» и инжинирингового центра «Оборудование и технологии» с 2016 по 2030 годы - 34 млрд руб. Известно также, что с 2016 по 2018 годы предприятия промышленности стройматериалов получат от правительства субсидий на 9,5 млрд руб.