Стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг. Уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Четыре федеральных стандарта (Высокая стоимость ничегонеделания)

Главная > Методические рекомендации

2.1. Федеральные стандарты оплаты жилого помещения

и коммунальных услуг

Федеральные стандарты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации конкретно по каждому субъекту Российской Федерации, использовались для расчета объемов бюджетных дотаций из средств федерального бюджета регионам на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами на жилищно-коммунальные услуги и установленной на местах платой граждан за данные услуги. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ежегодно устанавливаемыми федеральными стандартами с учетом социально-экономической ситуации на местах могли устанавливаться региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» были установлены следующие федеральные стандарты:

    федеральный стандарт социальной нормы площади жилья: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека; федеральный стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам этих услуг; федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, который является ориентиром при формировании регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе; федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно - коммунальных услуг. Данный стандарт включает в себя стоимость услуг по содержанию и ремонту жилья, а также стоимость услуг холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения, газоснабжения в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц. Этот стандарт устанавливается дифференцированно по субъектам Российской Федерации с учетом географического расположения региона, технологических особенностей производства и поставки энергоресурсов, наличия сетевого газа на территории и т.п.
Динамика основных показателей (параметров) перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг в целом по России по ряду лет приведена в таблице 1.

Таблица 1

Федеральные стандарты
предельная стоимость ЖКУ, руб./кв.м.
уровень платежей граждан, %
максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, %
Следует отметить два основных периода перехода регионами Российской Федерации в государственной политике ценообразования в сфере ЖКХ на стопроцентную оплату населением оказанных ему жилищно-коммунальных услуг. Первый – 1997-2002 год – установление действующего на текущий момент федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размере 22 процентов. Этот стандарт был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2001 № 804 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год». Второй – 2002-2005 год - установление федерального стандарта уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100 % предельной стоимости. Данный стандарт был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год». Федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги в целом по всем видам этих услуг в размере 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг установлен в целях создания условий для обеспечения бездотационного режима финансирования жилищно-коммунального хозяйства, перевода дотаций, предоставляемых организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, в адресные субсидии населению.

Таким образом, в 2002 году федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан по оплате ЖКУ в совокупном доходе семьи установлен в размере 22%. Воспользовавшись предоставленным правом самостоятельно снижать данный стандарт, Правительство Москвы установило его в размере 10%.

Полная оплата услуг населением по содержанию и ремонту жилья, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения и газоснабжения (уровень платежей граждан - 100%) введена в 2005 году (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541).

Начиная с 2006 года Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливается федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Данный стандарт применяется только для расчета межбюджетных отношений при определении объема дотаций (субвенций) из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на выравнивание разницы в уровнях их бюджетной обеспеченности.

Изменение системы оплаты населением ЖКУ, предусматривающее поэтапный переход к стопроцентному уровню платежей граждан и гарантированную социальную поддержку малообеспеченных слоев населения, характеризовалось постепенным ослаблением жесткого государственного регулирования ценообразования. В связи с этим федеральные стандарты, играющие в период с конца 90-ых годов до середины 2000-х доминирующую роль формирования финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве регионов и муниципальных образований, в настоящий период применяются только в межбюджетных отношениях.

2.2. Региональные стандарты

оплаты жилого помещения и коммунальных услуг

Законодательством Российской Федерации в сфере жилищной политики определены полномочия субъектов Российской Федерации по установлению региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации и используются для расчета субсидий. При этом на устанавливаемые в субъектах Российской Федерации региональные стандарты значительное влияние оказывают сложившаяся социально-экономическая ситуация на местах, уровень доходов граждан – как основных потребителей ЖКУ, величина минимальной потребительской корзины в конкретном регионе, его географическое положение, стоимость топлива (сетевого и/или сжиженного газа, мазута, угля), физический износ основных фондов организаций коммунального комплекса и др. С самого начала введения механизма федеральных стандартов, определяющих, в том числе, уровень платежей граждан в среднем по России, окончательное решение при установлении региональных стандартов (включая уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги от их полной стоимости) относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Ситуацию в регионах в сфере тарифного регулирования жилищно-коммунальных услуг наглядно иллюстрируют следующие цифры: Стоимость ЖКУ в 2000 году в среднем по России составляла 274,1 рубля на 1 человека в месяц (или 14,8 руб. на 1 кв.м. общей площади жилья) при среднесложившемся уровне оплаты населением по установленным в регионах уровнях платежей граждан 53,5%. Аналогичные показатели по Москве: 238,3 руб. на 1 человека (11,9 руб./кв.м.) и 52,6%. 2005 год характеризуется следующими фактически достигнутыми показателями системы оплаты ЖКУ: Российская Федерация: стоимость ЖКУ – 784,2 рубля на 1 человека (или 42,3 руб./кв.м.), уровень платежей граждан в среднем по субъектам Федерации – 85,2%. Москва: стоимость ЖКУ – 953,2 руб. на 1 человека (47,7 руб. на 1 кв.м. жилья), уровень платежей граждан – 60,6%. 2010 год : Россия: стоимость ЖКУ - 1488,9 руб. на 1 человека в месяц (или 80,9 руб. на 1 кв. м. жилья), уровень платежей граждан – 89,4%. Москва – стоимость ЖКУ 2342,3 руб. (117,1 руб./кв.м. жилья) и уровень платежей граждан 65,2%. По состоянию на конец прошедшего года фактический уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги от их стоимости (или экономически обоснованного тарифа) составил более 90% в регионах Российской Федерации. В том числе уровень более 95% - в 53 регионах, 100% - в 10 субъектах Российской Федерации, среди них: Воронежская область, Тамбовская область, Республика Адыгея, Краснодарский край, Республика Мордовия, Свердловская область и др. В то же время следует отметить, что уровни платежей граждан по конкретным видам жилищно-коммунальных могут быть различными. Переход на полную оплату ЖКУ может быть поэтапным не только по срокам, но и видам услуг: содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги отопления и горячего водоснабжения, электроэнергии и т.п. Очевидно, что быстрее всего полной оплаты населением ЖКУ можно достичь в оплате тех услуг, стоимость которых ниже по отношению к другим услугам. В 2005 году в Уральском федеральном округе, в экспериментальном порядке на полную оплату жилищно-коммунальных услуг перешли две области – Тюменская и Челябинская. В Ханты-Мансийском автономном округе такой переход осуществлялся в течение года постепенным повышением цен за жилищно-коммунальные услуги на 1-2%. Представители областей Уральского федерального округа, которые перешли на 100-процентную оплату стоимости услуг ЖКХ, высказывали положительное отношение к данным изменениям. Отмечалось, что население области серьезного роста цен не ощутило, поскольку переход осуществлялся размеренно при активной работе органов социальной защиты. Для поэтапного перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг была организована работа вневедомственной комиссии, которая осуществляла согласование с муниципальным образованием тарифов либо рекомендаций по необоснованным издержкам или затратам. В 2006 году город Березовский был определен экспериментальной площадкой для проведения перехода Кемеровской области на полную оплату жилищно-коммунальных услуг. Для уменьшения социальной напряженности первые три месяца проводилась работа с населением, жителям предоставлялась возможность, получая квитанции с новыми цифрами, оплачивать их по старым тарифам (70%). Это было сделано для того, чтобы при возникновении вопросов у населения, они могли получить разъяснения и консультации. Был установлен дифференцированный подход к оплате жилищно-коммунальных услуг. Семья, совокупный доход которой ниже прожиточного минимума, вносила плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не больше 5% своего дохода; семья, где совокупный доход составлял от 1 до 2 прожиточных минимумов - 10%, остальные - 15%, но не выше установленного тарифа. Вместе с тем для лиц, получающих государственную субсидию на оплату коммунальных услуг, были открыты персонифицированные счета, использовать которые можно было по двум схемам: либо снимать деньги и лично платить за жилищно-коммунальные услуги, либо написать заявление о переводе поступлений в счет той же оплаты. В 2006 году 49 субъектов РФ перешли на персонифицированные социальные счета, на которые перечислялись адресные субсидии граждан. Новый механизм делал процедуру расходования бюджетных средств прозрачной. Это положительно отразилось на развитии рыночных отношений: жители стали оплачивать услуги живыми деньгами в установленные сроки и, как следствие, произошло уменьшение административного воздействия на коммерческие структуры местных властей. Практика показала, что переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением в 2007 году в Томской области не повлиял на размер жилищных субсидий и численность их получателей. Количество получателей жилищных субсидий после перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг не увеличилось. Всего в Томской области в среднем 15% из проживающих в регионе 372 тысяч семей в первом полугодии 2007 года получили субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг на сумму около 260 млн. рублей. При этом в регионе существовало 2 стандарта выплат жилищных субсидий - стандарт нормативной площади жилого помещения и стандарт максимально допустимой доли расходов в совокупном доходе семьи, которые оставались на прежнем уровне после повышения доли оплаты населением ЖКУ до 100%. Максимально допустимая доля расходов на оплату услуг ЖКХ на территории Томской области устанавливалась по 2-ум шкалам.Первая - общая – от 0 до 22%; вторая – льготная, для определенных категорий граждан, - от 0 до 13%, к которым относились социально – незащищенные слои населения. В Республике Татарстан к 2007 году была отлажена и действовала система гарантий и социальной поддержки населения. С 2005 года все виды адресной социальной поддержки осуществлялись в форме денежных выплат. Это стабилизировало работу предприятий ЖКХ и дало им возможность выйти на безубыточный режим функционирования. При этом стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в Республике на 34% была ниже, чем в среднем по России. Полностью исчезли из бюджета расходы на погашение убытков предприятий ЖКХ, снизились расходы на субсидии для малообеспеченных граждан. Поддержка стала персонифицированной, адресной и бюджетные средства стали выделяться только тем, кто действительно в этом нуждается. Полученную в Республике экономию бюджетных средств направили на лизинг оборудования и обновление фондов ЖКХ. На конец прошедшего года полностью оплачиваются жилищные услуги в 32 регионах Российской Федерации (Владимирская область, Костромская область, Липецкая область, Тамбовская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Пермский край, Амурская область и др.), холодная вода – в 18 (Владимирская область, Воронежская область, Тамбовская область, Вологодская область, Республика Алтай, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.), горячая вода – в 27 (Белгородская область, Владимирская область, Воронежская область, Калужская область, Орловская область и др.), электроэнергия – в 46 (Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Москва и др.).

3 Оплата жилищно-коммунальных услуг с учетом социальной направленности политики Правительства Москвы

В условиях рыночной экономики управление многоквартирным домом подчиняется закону спроса и предложения. Именно рынок определяет уровень цен в сфере управления многоквартирным домом, устанавливает цены на предлагаемые услуги. Спрос ограничивается платежеспособностью потребителей, предложение – уровнем развития экономики. Помимо рыночной конъюнктуры, важным фактором, влияющим на управление многоквартирным домом, является правовая и нормотворческая деятельность. Очевидно, что для эффективного управления многоквартирным домом необходима система, включающая постановку целей и определение задач планирования, организации, исполнения решений и контроля за их исполнением. Сегодня перед собственниками помещений в многоквартирных домах, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и органами местного самоуправления стоит непростая задача – цивилизованно и грамотно, не растеряв положительный опыт и сохранив здоровый потенциал, выйти на рынок жилищно-коммунальных услуг, для чего: - собственники помещений в многоквартирном доме должны стать полноправными хозяевами – научиться защищать свои права и нести бремя ответственности за содержание своего имущества и оплату коммунальных услуг в новых экономических и правовых условиях сферы ЖКХ; - предприятия, желающие выступить в качестве управляющих компаний должны научиться работать по-новому, в условиях рыночных отношений, учитывая конъюнктуру рынка, требования законодательства и экономическую обоснованность расходования денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме при выполнении работ и оказании услуг; - органы местного самоуправления должны с одной стороны обеспечить всем участникам рынка равные условия, с другой – решать вопросы проведения преобразований в ЖКХ исходя из интересов населения, а с третьей – выступить участником рынка ЖКУ в качестве собственника помещений в многоквартирном доме. В Москве при проведении преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве соблюдается четкая социально-ориентированная политика, которая основывается на следующих принципах: - социальной справедливости; - последовательности и этапности в осуществлении мероприятий; - уменьшения административного влияния на субъекты отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг; - создания условий для развития самоуправления в жилищной сфере; - формирования рыночных отношений во всех отраслях жилищно-коммунального хозяйства; - повышения качества предоставляемых услуг, сокращения затрат, привлечения инвестиций; - информационной доступности проводимых преобразований. Руководствуясь указанными принципами при формировании эффективной системы функционирования ЖКХ, в Москве поставлены следующие социально-значимые задачи: - смягчение для населения процесса изменения системы оплаты жилья и коммунальных услуг при постепенном переходе отрасли в режим безубыточного финансирования; - снижение издержек производителей услуг и совершенствование тарифной политики при поддержании стандартов качества предоставленных услуг; - развитие конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами, переход на договорные отношения, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг путем перерасчета платежей в случае снижения качества услуг; - совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели бюджетных средств; - повышение уровня технической эксплуатации и обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг. С учетом сформированного частного жилищного фонда работа по изменению системы управления многоквартирными домами, перехода от административных к экономическим методам управления в целях развития конкурентной среды строилась в плановом порядке, в тесном взаимодействии с соответствующими департаментами города Москвы и территориальными органами исполнительной власти. При проведении преобразований в системе управления жилищным фондом в Москве и поэтапном переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг очень важно было выполнить условия по: - сохранению управляемости системы жилищно-коммунального обслуживания населения; - бесперебойному обеспечению жителей жилищно-коммунальными услугами; - повышению качества предоставляемых услуг при сохранении стабильности их предоставления; - обеспечению социальной поддержкой жителей Москвы при переходе на новую систему управления многоквартирными домами; - оказанию методической помощи собственникам помещений в многоквартирных домах; - обеспечению информационной поддержки москвичей. Изменение основных элементов системы управления многоквартирными домами практически полностью регулируется федеральным законодательством. Федеральным законом от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» было установлено ограничение роста размера платы граждан - нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений за жилое помещение и коммунальные услуги на основании предельных индексов изменения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которые устанавливаются по субъектам Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В то же время предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом региональных и иных особенностей (ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 6 Федерального закона). Приказами Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ) от 01.08.2006 № 168-э/3, 11.04.2007 № 68-э/5 были утверждены предельные индексы цен на жилищно-коммунальные услуги на 2007 и 2008 годы. Так в соответствии с приказом ФСТ на 2007 год и 2008 год по г. Москве установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы за жилое помещение в размере 117% по отношению к предыдущему году. Во исполнение указанных норм средний размер повышения платы для граждан на 2007, 2008 2009 год по сравнению с предыдущим годом по ценам, установленным Правительством Москвы для граждан - нанимателей и собственников помещений в многоквартирном доме, не выбравших способ управления своим домом либо не установившим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нём, не превысил установленного предельного размера платы в 17 %. Поскольку исторически сложилось так, что: - в стоимость платы за содержание и ремонт жилого помещения граждан, проживающих на первом этаже, не включалась плата за содержание лифтового оборудования, поэтому при применении к указанной плате соответствующих индексов в рассматриваемые годы такая плата осталась меньше, чем у граждан, чьи помещения расположены выше первого этажа; - плата собственников помещений, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нём, равнялась плате, установленной для нанимателей жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, поэтому при применении к указанной плате соответствующих индексов в рассматриваемые годы такая плата осталась также на уровне платы названных нанимателей. Учитывая, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома должен быть одинаковым для всех собственников помещений в таком доме (п. 31 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации) и в соответствии с п. 4 ст. 155 и ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Москвы в настоящее время компенсирует всем организациям, управляющим многоквартирным домом, разницу между установленным размером платы (ставкой планово-нормативного расхода на 1 кв.м общей площади помещения по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и ценой, установленной для соответствующей категории граждан, в случае применения такой цены для расчетов. Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» был утвержден Временный порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, Примерный договор на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также установлены ставки планово-нормативного расхода (рублей в месяц на 1 кв.м общей площади жилых помещений, оплачиваемых по ценам и на условиях, устанавливаемых Правительством Москвы), применяемые для расчета указанных бюджетных субсидий на 2007 год и в качестве размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае не установления такого размера собственниками помещений в многоквартирном доме. Положения о применении предельных индексов роста цен в соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ действуют до 01.01.2012. Разрыв между размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный Правительством Москвы в виде планово-нормативной ставки, и ценой для отдельных категорий граждан за содержание и ремонт жилых помещений за площадь, занимаемую в пределах установленных норм, устанавливаемой на тот же календарный год, неизменно сокращается, что видно из приведенной ниже таблицы.

Наименование

2009 год 2010 год 2011 год
Ставка планово- нормативного расхода (установленный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения)

21,02 руб./кв.м

22,92 руб./кв.м

22,92 руб./кв.м

Цена за содержание и ремонт жилых помещений за площадь, занимаемую в пределах установленных норм в доме со всеми удобствами, с лифтом и мусоропроводом для отдельных категорий граждан

8,20 руб./кв.м

9,00 руб./кв.м

10,80 руб./кв.м

% платы отдельных категорий граждан в соответствующей категории многоквартирного дома 39,01 39,26 47,12
Общая доля платежей граждан в себестоимости услуг ЖКХ, не включая стоимости капитального ремонта, с учетом граждан, оплачивающих такие услуги в полном размере (наниматели и собственники жилья, имеющие излишки площади либо второе жилье), составляет 77%. При предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме управляющим организациям не учитывается различный уровень доходов граждан, зарегистрированных в единственном жилье, т.е. недостатком такой оплаты работ по содержанию и ремонту общего имущества, во-первых, является безадресность, которая не зависит от реальных доходов граждан. Во-вторых, бюджетные субсидии, направляемые организациям, управляющим многоквартирными домами, тормозят процесс самоуправления граждан многоквартирным домом, т.е. делают управляющие организации менее зависимыми от заказчиков услуг (собственников помещений в многоквартирном доме, товариществ собственников жилья, жилищных, иных специализированных потребительских кооперативов, при заключении договора управления многоквартирным домом). Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставляться гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам п. 6 указанной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В городе Москве в качестве помощи малоимущим гражданам - собственникам и нанимателям, зарегистрированным по месту постоянного жительства в Москве, по начисленным платежам, выставляемым по ценам и тарифам, установленным Правительством Москвы, субсидии гражданам предоставляются исходя из нижеуказанного стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Среднедушевой

доход в месяц

Размер стандарта

До 800 руб.

800 – 2000 руб.

2000 – 2500 руб.

Свыше 2500 руб.

При этом максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии с увеличением расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги ежегодно увеличивается. При максимальной доле собственных расходов граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг 10% от совокупного семейного дохода с 01.01.2011 года максимальный совокупный доход семьи в зависимости от состава семьи составляет (см. таблицу):

Общий состав семьи (чел.)

Максимально совокупный доход семьи (руб.)

Система управления жилищно-коммунальным хозяйством в городе Москве последовательно осуществляет переход на рыночные методы хозяйствования. В настоящее время в городе Москве: 1) в числе первых городов в стране создана система предоставления жилищных субсидий малообеспеченным гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг. Порог для получения москвичами таких субсидий самый низкий в стране – не выше 10 % совокупного семейного дохода; 2) реализован механизм перечисления упомянутых выше субсидий на банковские счета граждан; 3) внедрены системы: - предоставления государственных услуг в режиме «одного окна»; - установки общедомовых приборов учета потребления ресурсов в многоквартирных домах и индивидуальных - в квартирах нанимателей и малообеспеченных собственников; - страхования в жилищной сфере – страхование жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с участием средств бюджета города Москвы; - организации расчетов платежей населения, позволяющей обеспечить безопасность платежей граждан, направляемых в оплату за коммунальные услуги путем заключения договоров с государственными учреждениями города Москвы инженерными службами административных округов и государственными учреждениями города Москвы инженерными службами районов; 4) реализуются целевые программы для улучшения жилищных условий, в том числе капитального ремонта многоквартирных домов, капитального ремонта лифтов в многоквартирных домах и др.; 5) осуществляется проведение конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственники помещений в которых не выбрали способ управления такими домами, либо не реализовали его; 6) функционирует на бесплатной основе ОДС; 7) разработана нормативно-методическая база; 8) осуществляется информационное сопровождение преобразование в жилищно-коммунальном хозяйстве; 9) гражданами, которые имеют более одного жилого помещения или не зарегистрированы в нем, оплачиваются услуги по содержанию и ремонту жилого помещения по фактической стоимости. К настоящему времени в Москве жилищными объединениями (ТСЖ, ЖСК, ЖК), а также организациями, управляющими многоквартирными домами, накоплен определенный опыт по установлению полной оплаты за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В основном, данная практика складывается в домах, в которых созданы жилищные объединения или в домах, которыми управляют частные управляющие организации. К примеру, решение об установлении размера платы и переход на полную оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах принято 12-ю ТСЖ в Центральном административном округе, 6-ю ТСЖ и 3-мя ЖСК в Северном административном округе, 5-ю ТСЖ и 1-м ЖСК в Северо-Восточном административном округе, 25-ю ТСЖ в Восточном административном округе, 8-ю ТСЖ и 2-мя ЖСК в Юго-Восточном округе, 25-ю ТСЖ и 1-м ЖСК в Юго-Западном административном округе, 113-ю ТСЖ в Западном административном округе. Всего в городе Москве решение об установлении полной оплаты за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений принято в более чем в 300-х многоквартирных домах, которые управляются более чем 200-ми жилищными объединениями и управляющими организациями. Данные организации не получают субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В то же время, у организаций, управляющих такими домами появляется возможность самостоятельно определять и предлагать собственникам помещений оптимальный перечень работ и услуг с учетом технических характеристик многоквартирного дома, заключать договоры на отдельные (разовые) виды работ и услуг, исключая абонентскую плату при заключении договоров комплексного обслуживания. В данном случае размер платы, устанавливаемый собственниками помещений в многоквартирном доме за жилое помещение, является экономически обоснованным для каждого конкретного многоквартирного дома. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, их качество и периодичность исполнения контролируются самими собственниками или уполномоченными ими лицами. В то же время практика деятельности таких организаций показала, что снижение размера платы за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме возможно посредством проведения мероприятий по энергосбережению, включая установку общедомовых и индивидуальных приборов учета, внедрение энергосберегающих технологий, таких как замена ламп накаливания на энергоэффективные источники света, внедрение автоматизированных систем управления освещением с использованием датчиков присутствия, освещенности, утепление ограждающих конструкций многоквартирного дома, установку автоматизированных узлов управления тепловой энергией. К примеру, экономия от снижения оплаты за водоснабжение в случае установки общедомовых и индивидуальных приборов учета, является резервом для оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без повышения общей суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги. Учитывая положительный опыт регионов Российской Федерации, ТСЖ, ЖК, ЖСК и частных управляющих организаций в городе Москве, отработанный механизм перечисления субсидий гражданам, у которых максимальный совокупный доход семьи меньше установленного для назначения субсидий с учетом механизма установления стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в зависимости от среднедушевого дохода на человека в месяц, переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг не снизит уровень жизнеобеспечения малообеспеченной категории граждан (с учетом субсидирования). В то же время доходы предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, будут зависеть от степени удовлетворенности качеством этих услуг населением, увеличится уровень адресности социальной поддержи в большей степени защищающей малообеспеченных граждан, что будет следовать основному принципу реформы ЖКХ - принципу социальной справедливости. Таким образом, при проведении территориальными органами исполнительной власти информационной работы с населением по вопросам поэтапного перехода на полную оплату гражданами по содержанию и ремонту жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормами федерального законодательства целесообразно обращать внимание на следующие положительные факторы: 1) при росте расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, законодательством предусмотрено увеличение размера адресных субсидий для малоимущих граждан, что делает процедуру расходования бюджетных средств прозрачной; 2) прекратится дотирование обеспеченных граждан, способных собственными средствами оплачивать жилищно-коммунальные услуги, а высвобожденные бюджетные средства могут быть направлены на социальные программы; 3) у собственников помещений в многоквартирном доме появляется возможность: - оптимизации стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с техническими характеристиками и состоянием такого дома путем формирования необходимого перечня видов работ и услуг; - установления жесткого контроля качества работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 4) в результате формирования системы эффективных договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирном доме (потребителями) и управляющими организациями (исполнителями) произойдет снижение административных рычагов управления и переход к рыночным отношениям. Работу на территории административных округов и районов города по организации информационно-разъяснительной работы с населением о необходимости проведения мероприятий по поэтапному переходу на полную оплату предоставленных жилищно-коммунальных услуг целесообразно разделить на несколько этапов: 1. Аналитико-методологический , в ходе которого осуществляется: - проведение анализа возможного роста платежей по различным группам населения при переходе на полную оплату услуг ЖКХ населением, увеличения бюджетных средств на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; - формирование методологии перехода на полную оплату предоставленных жилищно-коммунальных услуг, которая должна заключаться в подготовке рекомендаций по определению перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от технического состояния дома, по расчету стоимости данных работ. 2. Нормативно-методический , в ходе которого осуществляется подготовка: - нормативно-методических материалов по переходу на полную оплату предоставленных жилищно-коммунальных услуг; - информационных материалов для различных социальных групп, разъясняющих цели и задачи перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением с учетом усиления мер социальной помощи малообеспеченным слоям граждан. 3. Организационный , который заключается в: - организации работы с Московским городским советом ветеранов, Московской федерацией профсоюзов путем проведения семинаров, встреч по разъяснению целей и задач перехода на полную оплату, а также о мерах, повышающих социальную защищенность граждан; - организации широкомасштабной информационно-разъяснительной работы о целях и задачах перехода на полную оплату, повышении мер социальной помощи гражданам при оплате жилого помещения и коммунальных услуг и преимуществах оплаты коммунальных ресурсов по показаниям приборов учета; - открытии консультационных пунктов в Государственном учреждении города Москвы «Городской центр жилищных субсидий Москвы» (ГУ ГЦЖС) и его районных отделах для разъяснения порядка оформления документов на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; - открытии горячих линий в префектурах АО, управах районов, городском и районных отделах ГУ ГЦЖС для представления информации о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 4. Информационно-разъяснительный , включающий в себя: - проведение семинаров, пресс-конференций с участием руководителей городских органов исполнительной власти, ведущих специалистов в области экономики жилищно-коммунального хозяйства и депутатов Мосгордумы для представителей городских СМИ с разъяснением целей и задач перехода на полную оплату, а также о мерах, повышающих социальную защищенность граждан; - проведение встреч с представителями ТСЖ, ЖСК с доведением информации о реальных показателях изменения размеров платежей при переходе на полную оплату с одновременной оплатой ресурсов по показаниям приборов учета и усилением мер социальной защиты при оплате жилого помещения и коммунальных услуг; - проведение информационных встреч с жителями по вопросам постепенного перехода на полную оплату и мерах, повышающих социальную защищенность населения при переходе на полную оплату с привлечением депутатов внутригородских муниципальных образований при организации и проведении данных встреч; - проведение семинаров для окружных и районных СМИ с разъяснением целей и задач перехода на полную оплату, о мерах, повышающих социальную защищенность граждан - размещение информационных материалов о порядке оформления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в префектурах АО, управах районов, ГУ ИС города Москвы, административных округов и районов, ГУ ГЦЖС и его районных отделах, на сайтах городских и территориальных органов исполнительной власти.

Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1464 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2014 - 2016 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 258).

3. Федеральные стандарты, утвержденные настоящим постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2015 г., и применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Федеральные стандарты
оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2015 - 2017 годы
(утв. постановлением

Федеральные стандарты
оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации на 2015 - 2017 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 610)

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Город Москва

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Город Санкт-Петербург

Ненецкий автономный округ

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская

Республика

Республика Северная

Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Крымский федеральный округ

Республика Крым

Город Севастополь

_____________________________

* ФСС - федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.

** ФСКР - федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц.

Утверждены федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг на 2015-2017 гг. по регионам и в среднем по России. Они необходимы для того, чтобы определить размер межбюджетных трансфертов, выделяемых субъектам РФ (в т. ч. на оказание финансовой помощи по оплате жилья и услуг ЖКХ).

Так, предельная стоимость оказываемых ЖКУ на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в целом по стране составляет 122 руб. в 2015 г., 131 руб. - в 2016 г., 138,3 руб. - в 2017 г.

Стоимость капремонта - 7, 7,3 и 7,6 руб. соответственно.

Стандарты по отдельным регионам отличаются от общефедеральных. Например, в 2015 г. в Москве на услуги выделяется не более 163,7 руб., на ремонт - не более 7,8. В Республике Крым соответствующие показатели составляют 56 руб. и 5,88 руб.

Самыми дорогими являются удаленные регионы: Камчатский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область. В них региональный стандарт в разы превышает федеральный.

Прежние федеральные стандарты признаны утратившими силу.

Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. N 610 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2015 - 2017 годы"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Федеральные стандарты, утвержденные настоящим постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2015 г.


Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 июня 2015 г., в "Российской газете" от 25 июня 2015 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 26 ст. 3903


Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. N 97 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2016 г.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Постановление Правительства РФ №97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услугах на 2016-2018 гг.». Порядок применения вышеуказанного Постановления, а именно: к какому кругу лиц применяется данная норма права. Как произвести расчет исходя из назначенных федеральных стандартов по Сибирскому Федеральному округу в Республике Хакасия с 01.01.2015 по 31.12.2018 гг. Каким образом компенсируются затраты по оплате коммунальных услуг и капитального ремонта за период с 01.01.2015 по 31.12.2018 гг. В какой орган власти обращаться за компенсацией затрат по оплате коммунальных услуг и капитального ремонта за период с 2015 г. по 2017 гг.

Ответ

Постановление Правительства РФ от 11.02.2016 № 97 принято в рамках ст. 157 ЖК РФ и не относится непосредственно к гражданам. Постановление применяется только для определения размера межбюджетных трансферов и не предоставляет право на компенсацию каким-либо категориям граждан. Компенсация затрат производится для отдельных категорий граждан на основании регионального законодательства. Например, в Хакасии компенсация производится в рамках Закона от 01.04.2010 № 24-ЗРХ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

Закон Республики Хакасии от 01.04.2010 № 24-ЗРХ «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату коммунальных услуг работникам государственной системы социальных служб Республики Хакасия, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа»

«Статья 1

1. Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется следующим работникам государственной системы социальных служб Республики Хакасия* (абзац с изменениями на 21 февраля 2014 года):

1) работникам центров (отделений) социального обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания государственной системы социальных служб, чья профессиональная деятельность связана с обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов;

2) квалифицированным специалистам государственной системы социальных служб (кроме внешних совместителей), чья профессиональная деятельность связана с обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вышедшим на пенсию, если общий стаж их работы в государственной системе социальных служб в сельской местности или поселках городского типа составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию они получали указанные меры социальной поддержки (часть с изменениями на 27 сентября 2011 года).

1.1). Перечень должностей работников государственной системы социальных служб Республики Хакасия (далее - работники социальной службы), имеющих право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, устанавливается Правительством Республики Хакасия в соответствии с настоящим Законом (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).

2. Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг работникам социальной службы производится уполномоченным Правительством Республики Хакасия органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган) (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).

3. Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в том числе проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, осуществляется из расчета 100 процентов фактических расходов в пределах нормативов потребления указанных услуг и региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия. Проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, осуществляется компенсация оплаты твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).

На лиц, проживающих совместно с работником социальной службы, право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг не распространяется.

4. Для получения компенсации расходов на оплату коммунальных услуг работники социальной службы представляют в уполномоченный орган следующие документы (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года):

1) заявление на выплату компенсации расходов на оплату коммунальных услуг;

2) документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении (копия финансово-лицевого счета или выписка из домовой книги);

3) платежные документы о фактически понесенных расходах на оплату коммунальных услуг за подлежащий компенсации период (оригиналы);

4) документы, содержащие сведения о размере общей площади жилого помещения;

5) справки о наличии печного отопления и газовой плиты;

6) сведения о номере лицевого счета, открытого в кредитной организации;

7) сведения об отсутствии (наличии) задолженности по оплате коммунальных услуг.

4.1). Документы, указанные в пунктах 1-3, 7 части 4 настоящей статьи, представляются работником социальной службы не реже одного раза в год (часть с изменениями на 27 сентября 2011 года).

4.2). Документы, указанные в пунктах 4 - 6 части 4 настоящей статьи, представляются работником социальной службы только при первичном обращении за компенсацией расходов на оплату коммунальных услуг (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).

Работник социальной службы вправе самостоятельно представить документы, указанные в пункте 4 части 4 настоящей статьи (абзац введен согласно изменениям на 29 апреля 2013 года).

В случае непредставления работником социальной службы документов, указанных в пункте 4 части 4 настоящей статьи, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления и прилагаемых к нему документов самостоятельно запрашивает такие документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (абзац введен согласно изменениям на 29 апреля 2013 года).

4.3). При наличии у работника социальной службы права на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или законодательством Республики Хакасия, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по его выбору (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).

5. Заявление и документы, указанные в части 4 настоящей статьи, в установленном действующим законодательством порядке могут быть представлены работником социальной службы в форме электронного документа (часть с изменениями на 12 мая 2011 года).

6. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) компенсации расходов на оплату коммунальных услуг принимается уполномоченным органом в 10-дневный срок со дня получения документов, указанных в пункте 4 части 4 настоящей статьи (абзац с изменениями на 21 февраля 2014 года).

Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации являются:

представление работником социальной службы не в полном объеме документов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи;

представление документов, которые не подтверждают право работника социальной службы на получение компенсации.

7. Выплата работникам социальной службы компенсации расходов на оплату коммунальных услуг осуществляется в соответствии с утвержденным уполномоченным органом списком работников социальной службы, имеющих право на получение данной меры социальной поддержки (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).

8. Перечисление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг работникам социальной службы осуществляется уполномоченным органом в течение месяца, следующего за месяцем, в котором работником социальной службы были представлены документы, указанные в части 4 настоящей статьи (абзац с изменениями на 21 февраля 2014 года).

В случае увольнения работника социальной службы выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг прекращается с месяца увольнения (абзац с изменениями на 21 февраля 2014 года).

9. Выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг производится работникам социальной службы в денежной форме. Денежные средства направляются на их лицевые счета, открытые в кредитных организациях по месту жительства, уполномоченным органом (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).

10. Мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется работникам социальной службы, проживающим в жилых помещениях жилищного фонда независимо от формы собственности (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).

11. Финансирование расходов на выплату компенсации расходов на оплату коммунальных услуг производится из средств республиканского бюджета Республики Хакасия в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год (абзац с изменениями на 21 февраля 2014 года).

Ежемесячная заявка на финансирование предоставления компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год, направляется уполномоченным органом в Министерство финансов Республики Хакасия (часть с изменениями на 21 февраля 2014 года).»

Все, что нужно знать о ЖКХ Смирнова Вилена Вячеславовна

Уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Четыре федеральных стандарта (Высокая стоимость ничегонеделания)

В «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ» 1997 г. были намечены конкретные рубежи перехода отрасли на само-окупаемость и прописаны четыре федеральных стандарта, на которые рекомендовано равняться регионам.

Первый - федеральный стандарт социальной нормы площади жилья: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан.

Второй - федеральный стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья. Средний по России показатель был установлен на 1997 г. в 8,2 рубля в месяц. В постановлении правительства «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» от 26 мая 1997 г. № 621 он был дифференцирован по экономическим районам и в 1998 г. составил по России 9,2 рубля на 1 кв. м общей площади, по районам: Волго-Вятскому - 6,9, Северо-Кавказскому - 7,0, Поволжскому - 7,1, Центрально-Черноземному - 7,3, Центральному и Уральскому - по 7,4, Северному - 10,6, Западно-Сибирскому и Восточно-Сибирскому - по 10,8, Дальневосточному - 18,7.

На 2000 г. в среднем по России постановлением правительства «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000–2001 годы в Российской Федерации» от 15 декабря 2000 г. № 965 стандарт определен в 12,8 рубля, на 2001 г. - в 14,2 рубля. С 2002 г. Госстрой самостоятельно рассчитывает этот стандарт по субъектам Федерации.

Третий - федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг: в 1997 г. - 35 % их стоимости, в 1998 г. - 50, в 1999 г. - 60, в 2000 г. - 70, в 2001 г. - 80, в 2002 г. - 90, в 2003 г. - 100 %. В постановлении правительства № 965 показатели на 2000 г. и 2001 г. остались неизменными и подчеркивается, что стандарт используется только при расчете размера Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации. Этот стандарт разрабатывается каждый год на основе методики трансфертов, данных Госкомстата и индекса потребительских цен Минэкономразвития.

Многие руководители регионов посчитали, что в условиях многомесячных задержек зарплаты и низкого прожиточного минимума, не позволяющего удовлетворять даже элементарные потребности в пище и одежде, утопично было рассчитывать на то, что люди к 2003 г. будут способны оплачивать жилье и коммунальные услуги по полной их стоимости. По их мнению, потребуется не менее 15 лет (в Германии на это ушло 30 лет). Позднее сроком выхода на 100 % был назван 2008 г., но в марте 2001 г. Госстрой, отвечающий за проведение жилищно-коммунальной реформы, оптимистично вернулся к 2003 г.

Некоторые эксперты считают, что страна реально перейдет на самофинансирование ЖКХ тогда, когда из бюджета перестанут перечисляться деньги этой отрасли, поскольку федеральные стандарты установлены - «от достигнутого» - исходя из расходов, сложившихся в регионах.

Четвертый - максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг: в 1997 г. - 16 %, в 1998 г. - 18, в 1999 г. - 19, в 2000 г. - 20, в 2001 г. - 22, в 2002 г. - 23, в 2003 г. - 25 %. В Постановлении правительства № 965 показатели на 2000 г. и 2001 г. остались неизменными.

Этот стандарт вызывает особенно резкую критику, опровергаются уверения правительства, что малоимущие граждане не только не пострадают, но даже выиграют. Увеличение допустимой доли расходов на жилье до 25 % (причем только по социальной норме), отмечают эксперты, ударит как раз по наименее защищенным слоям населения, которые уже находятся на грани бедности. Для них главное не в том, сколько заплатить, а сколько после этого останется на все остальное, прежде всего на еду. В советские времена на питание уходило 36 % семейного бюджета, в 1996 г. - 47,2 % (в США те, кто живет вдвое ниже официальной черты бедности, тратят на питание 30–33 % доходов, а живущие на уровне бедности - 20 %).

Ссылки на то, что в семейных расходах россиян квартплата занимает слишком незначительное место, несостоятельны. Эксперты настаивают: нужно рассматривать не отдельно квартплату, а все потребительские расходы семьи (на продукты питания, одежду, обувь, квартиру). Исходя из этого, у нас на товары первой необходимости уходит 65 % семейного бюджета (в странах Латинской Америки - 62 %). Поэтому при сохранении прежней структуры цен доля затрат на содержание жилья в семейном доходе не может превышать 20 %.

В пользу такого вывода говорят и составляющие квартирных счетов у нас и за рубежом. Выкладывая 20–25 % своего дохода за жилье, средний американец на самом деле платит более чем за 50 кв. м (россиянин - за 18 кв. м) в среднем на человека и при этом не только за то, что мы традиционно включаем в квартплату (содержание жилья, ремонт, коммунальные услуги). За рубежом арендатор оплачивает собственнику стоимость ипотеки, страховки, плюс всю «начинку» квартиры - вплоть до постельного белья, штор, чистящих и моющих средств, туалетной бумаги. Если вычесть все эти затраты и оставить лишь наши составляющие, то арендатору в США жилье обходилось бы в 10–12 % семейного дохода (во Франции - 10 %, в Швеции - 12,5 %). В 1997 г. россияне расходовали на оплату жилья в среднем около 7 % семейного бюджета, в 2000 г. - 8 %. Установив планку в 25 %, Россия окажется далеко позади развитых стран. Раздаются предложения не подниматься выше 15 % совокупного дохода.

О том, что это не просто панические настроения, свидетельствует мировой опыт. В США во время первого срока своего президентства Р. Рейган на 30 % сократил выделение средств из бюджета на социальные программы, в меньшей степени (всего на 4 %) была сокращена программа субсидирования жилья. Тем не менее, в результате резко возросло число бездомных, 40 % которых составили дети.

Лучшее решение - его отсутствие?

Попробуем сформулировать основные оптимистические выводы, связанные с предстоящими изменениями в сфере ЖКХ.

1. Вывод, касающийся реформы и оплаты жилья и коммунальных услуг.

В затратах на содержание жилья и производство коммунальных услуг все большую долю должно оплачивать население, но это может быть сделано разными способами.

За счет снижения самих затрат

Повышение оплачиваемой населением доли затрат на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг может быть достигнуто за счет относительного снижения самих затрат. При этом должны создаваться стимулы снижения этих затрат путем:

* повсеместного внедрения счетчиков воды, газа и др.;

* заключения на конкурсной основе договоров с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги;

* согласования тарифов с организациями - естественными монополистами и при отсутствии альтернативных конкурирующих организаций. Тарифы согласовываются на основе нормативов и стандартов.

За счет увеличения ставок и тарифов

Вместе с тем необходим регулярный пересмотр ставок оплаты жилья и тарифов на коммунальные услуги, при недопущении тем не менее уменьшения доли платежей населения с учетом роста реальных доходов.

Ставка оплаты жилья, предоставляемого по договору наема, в государственном и муниципальном жилищных фондах должна включать не только плату за содержание и ремонт жилья, в том числе капитальный, но и плату за его наем.

За счет учета качества и местоположения жилья

Следует изменить ситуацию, когда худшее по качеству и местоположению жильё оплачивается так же, как и лучшее, или дороже. Критерием для определения соотношения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг в домах различного качества и местоположения может являться соотношение ставок аренды жилья или стоимости приобретения его на свободном рынке. Дифференциацию оплаты жилья следует проводить поэтапно, не допуская развития формирования «бедных» и «богатых» районов.

За счет повышенной оплаты сверхнормативных жилой площади и потребления коммунальных услуг

Целесообразно установить повышенные ставки оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также тарифы на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

При этом процессы перераспределения жилья, связанные со стимулированием проживания в жилом помещении в пределах социальной нормы, не должны приобретать неуправляемый характер и вести к ухудшению положения малообеспеченных групп населения.

Поэтому на новом этапе реформы целесообразно ввести повышенную оплату лишь для семей, занимающих жилье, значительно превышающее (например не менее чем на 10 кв. м на члена семьи) по площади социальную норму, организовав одновременно систему помощи семьям в купле-продаже или обмене жилья при переезде в жилье меньшей площади.

2. Вывод, касающийся защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

В целях защиты прав потребителей в договорах наема и договорах на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений должны содержаться права и обязанности сторон, гарантирующие оплату услуг в соответствии с их реально достигнутыми объемом и качеством.

3. Вывод, касающийся обеспечения социальной защиты населения

Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении:

* включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства;

* сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг семьям с низким доходом;

* необоснованного снижения качества предоставляемых услуг;

* введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.

Что делать

Необходимо пересмотреть льготы по оплате.

Необходимо пересмотреть федеральную политику в отношении льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Должен быть четко указан источник финансирования каждой льготы.

В настоящее время 43 категории граждан пользуются льготами (около 60 % населения). Эти деньги не поступают в бюджет жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к его недофинансированию.

Следует совершенствовать механизм предоставления субсидий

Следует совершенствовать механизм предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Это предполагает:

* исключение возможности отказа в выделении субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом;

* недопустимость при определении величины субсидии исключения отдельных видов коммунальных платежей;;

* недопустимость отказов в выдаче субсидий гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки;

* консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в получении этой помощи;

* организацию добровольного обмена жилыми помещениями, и другое.

Деваться некуда. Мы живем во время жилищно-коммунальной реформы и к определенному году (О, вразуми наших чиновников и их,

министерства!) должны будем полностью оплачивать все расходы по эксплуатации жилья и производству коммунальных услуг. Сейчас происходит постепенный переход к 100 %-й оплате, и условия этого перехода самостоятельно определяются в каждом субъекте Федерации и даже в каждом населенном пункте. Наша задача - при переходе не потерять главное - уверенность в своих правах.

Далее будут рассмотрены общие принципы оплаты жилья и коммунальных услуг и условий получения компенсаций (субсидий) - но все конкретизируется для вашего населенного пункта и определяется местными условиями.

Поэтому, чтобы узнать конкретные условия предоставления субсидий, размеры ставок и тарифов и т. п. - вам нужно либо прочесть соответствующие местные нормативные акты, либо обратиться за разъяснениями (в органы местного самоуправления, в жилищно-эксплуатационную организацию, в жилищную инспекцию и др.).

Из книги Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление автора Чипуренко Елена Викторовна

3.4.8. Вычеты в виде сумм НДС, исчисленного с сумм оплаты, частичной оплаты покупателя в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) В силу каких-либо обстоятельств покупатель может отказаться от предстоящей поставки товаров (работ, услуг), и, следовательно, продавец

Из книги Налоговый и бухгалтерский учет расходов на рекламу. Без ошибок с учетом интересов компании и требований налоговых органов автора Орлова Елена Васильевна

Из книги Справочник риэлтора автора Батяев Андрей Андреевич

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

Претензия в связи с неудовлетворительным качеством коммунальных услуг Директору ________________(укажите полное наименованиеисполнителя и его адрес)от _______________________(укажите свою фамилию, имя,отчество и адрес)ПРЕТЕНЗИЯС «__» ___ г. я проживаю (или являюсь собственником

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

НДС в аренде, лизинге и перепредъявлении коммунальных услуг Арендные отношения пользуются огромной популярностью среди субъектов предпринимательской деятельности. Предоставляя «свободное» имущество в аренду, арендодатели с его помощью извлекают дополнительные

Из книги Все, что нужно знать о ЖКХ автора Смирнова Вилена Вячеславовна

Приложение 4. Перечень условий уменьшения оплаты при снижении качества коммунальных услуг… 1

Из книги ТСЖ. Организация и эффективное управление автора Гассуль Вениамин Абрамович

Методика расчета уменьшения оплаты при снижении качества коммунальных услуг… 2

Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Глава 3 Стоимость услуг, используемых ТСЖ Для обеспечения эффективной эксплуатации находящихся в управлении ТСЖ многоквартирных домов оно пользуется услугами ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства). В настоящей главе под услугами ЖКХ имеются в виду только коммунальные

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

3.1. Стоимость коммунальных услуг Комитет по тарифам Санкт-Петербурга к числу коммунальных услуг относит услуги энергоснабжающих организаций. Стоимость услуг этих организаций слагается из двух показателей: тарифа на энергоноситель и норматива потребления этого

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

3.2. Стоимость услуг за содержание и ремонт жилого помещения Этот раздел наиболее интересен с точки зрения определения состава затрат и стоимости каждой его позиции. Задача непростая, практика подсказала последовательные шаги ее решения. Так, на первых этапах в составе

Из книги Управление качеством. Практикум автора Ржевская Светлана

3.3. Порядок оплаты услуг членами ТСЖ Оплата собственниками и арендаторами жилых помещений содержания и ремонта этих помещений и коммунальных услуг производится безналичным путем, как правило, через отделения Сбербанка, а также других соответствующих организаций. За

Из книги автора

Рост зарплат и стоимость услуг До роста зарплат еще далеко – вначале в мире должна упасть безработица. А ее уровень все еще очень высокий. Без роста зарплат, естественно, не будет и увеличения стоимости услуг.США, основной потребительский рынок на сегодня, могут также

Из книги автора

14.8. ЕНВД при реализации карт оплаты услуг телефонной связи В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 25.08.2006 N 03-11-02/189 предпринимательская деятельность, связанная с реализацией карт оплаты услуг телефонной связи относится к розничной

Из книги автора

Пример 7. Организация применяет УСН. Основные средства оплачивается частями (в рассорчку). Стоимость основного средства учтена только после полной оплаты 26 июня 2006 года вышло письмо Минфина России №03-11-04/2/129, в котором разъяснили, что списывать стоимость основных средств,

Из книги автора

11 Разработка плана мероприятий по внедрению стандарта и публичное обсуждение первой редакции проекта стандарта 11.1 Основные положения по разработке плана мероприятий по внедрению стандарта Внедрение стандартов осуществляется в соответствии с планами

Из книги автора

13 Экспертиза окончательной редакции проекта стандарта. Подготовка проекта стандарта к утверждению 13.1 Общие требования к подготовке проекта стандарта к утверждению При получении окончательной редакции проекта стандарта национальный орган Российской Федерации по

Постановление Правительства РФ №97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016-2018 годы», которое в народе также получило название «закон о ЖКХ №97» отменено в мае 2017 года, однако юристам продолжают поступать вопросы относительно его содержания. Многие ошибочно полагали и продолжают думать, что этот документ освобождает всех жильцов от оплаты услуг ЖКХ – якобы, за них деньги коммунальщикам платит государство по нормативам, установленным в 97 Постановлении Правительства РФ о ЖКХ. Это не так.

Расскажем подробнее, что из себя представляло 97 постановление о ЖКХ, как получить и кому положены субсидии, о которых идет речь в документе.

Вопросы юристам

Как уже было сказано выше, юристы вопросы о содержании 97 Постановления (скачать документ можно ) получают с завидной регулярностью. В народе сформировался миф о том, что межбюджетные трансферты, направленные на оказание финансовой помощи регионам РФ для компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан, покрывают не только расходы льготников, но и остальных граждан РФ.

Свой вклад в поддержание мифологии по этому поводу вносят различные псевдоэксперты по вопросам ЖКХ, которые продолжают доказывать, что платить за коммунальные услуги не надо – все уже оплачено федеральным бюджетом. Многочисленные видео по этому поводу, вводящие граждан в еще большее заблуждение, можно найти на Yotube.

А в от некоторые вопросы, которые получили юристы сайта сайт по поводу этого документа.

«Правда, что есть 97 Постановление Правительства об оплате ЖКХ и 822 ПП РФ, которые финансируют оплату услуг ЖКХ из федерального бюджета за счет межбюджетных трансфертов, а взносы с граждан региональные власти собирают незаконно?» – спрашивает Камиль из Балашихи.

«В интернете смотрела видео о том, что взносы на ЖКХ с жильцов собирать незаконно, так как есть закон 97 о ЖКХ, который их отменил?» – интересуется Анна Николаевна из Москвы.

«Существуют ли льготы по ЖКХ для простых граждан по 97 Постановлению о ЖКХ – как получить и кому они положены?» – спрашивает Дмитрий из Тверской области.

И таких вопросов много. Аналогичный поток обращений юристы получают и по теме оплаты капитального ремонты, о чем можно почитать в статье: .

Что регулировало Постановление 97 о межбюджетный трансфертах?

Этот документ имел значение для бюджетного планирования и устанавливал «федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2016-2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг».

Другими словами, при помощи установленных в этом ПП РФ нормативов федеральный бюджет компенсировал расходы региональных бюджетов по выплате субсидий на оплату услуг ЖКХ для льготных категорий граждан. 97 Постановление было отменено 17 мая 2017 года Постановлением N 584. Вместо него новый документ со стандартами оплаты услуг ЖКХ принят не был. Для бюджетного планирования данные стандарты потеряли смысл, и теперь межбюджетные расчеты производятся по иной схеме.

Граждан отмена постановления Правительства РФ №97 от 11.02.2016 не коснулась, правила предоставления субсидия льготным категориям граждан регулирует другой документ – Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», который продолжает действовать. Более того, 28 июля 2018 года в документ внесли изменения, упрощающие процесс получения финансовой помощи на оплату услуг ЖКХ.

О том, что отмена 97 Постановления не скажется на правах льготников, отдельно заявили в Минстрое РФ в ответ на соответствующее обращение Аппарата Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 N п48-97591.


Разъяснения Минстроя РФ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 N п48-97591 (вх. Минстроя России от 21.06.2017 N 28707-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

С целью оптимизации законодательства в части распределения субвенций постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 N 584 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 97» было принято решение о прекращении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016 — 2018 годы».

Отмена федеральных стандартов никаким образом не связана и не повлияет на назначение и предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

И.о. директора Департамента

жилищно-коммунального хозяйства

Вывод

Не существует закона о ЖКХ, освобождающего граждан от уплаты коммунальных платежей. Постановление Правительства РФ 97 о ЖКХ ошибочно считали таким «законом» – у этого документа был совершенно другой смысл. Сегодня данное постановление отменено. Граждане вправе, как и прежде, получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном ЖК РФ и ПП РФ от 14 декабря 2005 г. N 761.