Муп торговли по какому закону работает. Гупы и мупы уходят в историю

Уважаемые коллеги, в данном обзоре рассмотрим такой болезненный для всех унитарных предприятий вопрос, как необходимость и особенности их перехода с нового года на Закон о контрактной системе (далее – 44-ФЗ). И, хотя формально переход произойдет только с 1 января, огромный объем подготовительной работы необходимо активно проводить уже сейчас, чтобы после новогодних праздников не остаться без необходимых запасов продукции для осуществления текущей


Итак, рассмотрим правовую основу данных изменений.
Обязанность для государственных и муниципальных унитарных предприятий с 1 января 2017 года осуществлять закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ установил Федеральный закон от 03.07.2016 г. №321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц». Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – 161-ФЗ), в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие). Таким образом, абсолютно все унитарные предприятия с 01.01.2017 г. исключаются из числа заказчиков Федерального закона № 223-ФЗ (далее
– 223-ФЗ). При этом для них остается 2 основания , по которым они будут вправе проводить закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ при наличии размещенного до конца этого года в ЕИС Положения о закупке :
а) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями,
субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но, прежде чем брать на себя повышенные обязательства, давайте посмотрим, какие возможности предоставляет наше законодательство, чтобы по-прежнему остаться в сфере действия намного более лояльного 223 закона.


  • Согласно статье 34 закона 161-ФЗ, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение . Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию .

Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов. Напомним, что в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. То есть преобразование ГУПа или МУПа до конца этого года в автономное или, в крайнем случае, в бюджетное учреждение намного упростит его жизнь как минимум в следующем году. Загадывать на более долгий срок смысла нет, так как в закупках все очень стремительно меняется.


  • В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", унитарное предприятия может быть также преобразовано

в акционерное общество – если размер уставного капитала равен или превышает 100 тыс. руб.


в общество с ограниченной ответственностью – если один из таких показателей деятельности, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов малого предпринимательства, или если размер уставного капитала создаваемого общества меньше 100 тыс. руб. Если же вам не удастся пролоббировать один из указанных выше вариантов преобразования вашего ГУПа или МУПа в другую организационно-правовую форму, то в соответствии с 321-ФЗ вам будет необходимо до конца 2016 года выполнить ряд обязательных шагов, чтобы с утра 1 января начать работать и проводить закупки по 44-ФЗ, а именно:


  • Получить ключ усиленной электронной подписи в Казначействе;

  • Пройти регистрацию или перерегистрацию в ЕИС в соответствии с Приказом Казначейства России от 30.12.2015 N 27н;

  • Провести обучение сотрудников:

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч.6 ст.38 закона 44-ФЗ); Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч.5 ст.39 закона 44-ФЗ).


  • Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 закона 44-ФЗ если совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) не превышает 100 млн. руб., заказчик создает контрактную службу или назначает контрактного управляющего;

если СГОЗ превышает 100 млн. руб., заказчик создает контрактную службу.


  • Создать комиссию по осуществлению закупок

  • Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями 44-ФЗ

План закупок формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана (программы) их финансово-хозяйственной деятельности


  • Если унитарное предприятие хочет осуществлять в 2017 году по предусмотренным 44-ФЗ основаниям закупки в соответствии с 223-ФЗ, то ему необходимо до 31 декабря 2016 года утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке в отношении закупок, предусмотренных частью 2.1 статьи 15 закона 44-ФЗ.

Итоги деятельности Министерства имущественных отношений Московской области в текущем году подвели на пресс-конференции, в ходе которой речь шла о предоставлении госуслуг, кадастровой оценке и сокращении унитарных предприятий, сообщает пресс-служба Минмособлимущества.

Как отмечается в материале, 21 декабря в Интерфаксе прошла пресс-конференция министра имущественных отношений Московской области Андрея Аверкиева. На встрече с журналистами глава Минмособлимущества подвел итоги уходящего года, который прошел под эгидой повышения качества взаимодействия министерства с жителями Подмосковья в вопросах земельно-имущественных отношений. В рамках пресс-конференции удалось обсудить достаточно небольшую часть деятельности министерства, в частности оформление собственности и , получение госуслуг по земле и объектам недвижимости, начисление налогов, а также деятельность министерства по распоряжению областной собственностью.

Андрей Аверкиев, чьи слова приводятся в материале, отметил, что текущая работа министерства обеспечивает деятельность всех ведомств правительства области, поскольку именно Минмособлимущество документально оформляет процессы передачи земли и объектов недвижимости от Минстроя, Минздрава, Мининвеста и других министерств в муниципальную или областную собственность.

Удобные госуслуги – каждому заявителю

Заместитель министра имущественных отношений области Наталья Адигамова, которую цитирует пресс-служба, отметила, что предоставление госуслуг населению – одно из приоритетных направлений деятельности министерства.

По данным пресс-службы, с 2015 года в области идет процесс централизации предоставления госуслуг по земле. Так, 40-60% всех поступивших заявлений граждан относятся именно к данной области, поскольку владение землей предусматривает различные операции – оформление собственности и аренды, постановку на учет, прирезку и др. В 2015 году заработали многофункциональные центры (МФЦ), которые объединили прием документов на услуги в одном месте и сняли необходимость обращения заявителя в различные инстанции.

«Для упрощения процедуры получения государственных услуг Минмособлимуществом обеспечено предоставление услуг по земле в электронном виде. Сейчас на портал выведены 14 самых востребованных услуг. В этом году в министерство поступило более на услуги по земле, 10% из них заявители подали удаленно. Принимая во внимание, что фактически портал заработал в полную силу только летом, это очень хорошая цифра, тем более что к декабрю процент электронных обращений увеличился до 50%», – говорится в сообщении.

Каждый гражданин, владеющий земельным участком, имеет возможность заказать услугу через региональный портал госуслуг области (РПГУ) и получить ее в установленный срок. Это в свою очередь экономит время и снимает необходимость посещать МФЦ, добавляется в пресс-релизе.

В нем отмечается, что после получения электронного документа с РПГУ, заявитель может направить его уже в другую структуру – Росреестр, на получение госрегистрации права собственности. Это возможно сделать также в электронном виде.

В планах Минмособлимущества – сделать так, чтобы заявитель мог получить услугу по регистрации прав и через РПГУ, пояснили в пресс-службе.

На пресс-конференции было отмечено, что получение госуслуг стало проще и доступнее для заявителя. Теперь для получения услуги по земле необходимо только два документа – кадастровый номер земельного участка, который человек вводит на портале госуслуг, и паспорт гражданина либо документ юрлица, копия которого прикрепляется там же. Все остальные необходимые запросы в смежные госструктуры: ЕГРН, налоговую, запрос по ограничению по оборотоспособности земельного участка – делаются ведомством, предоставляющим услугу, то есть администрацией района или городского округа, дополняется в материале.

Как напомнили в пресс-службе, при заполнении документов на портале в помощь заявителю прописаны «подсказки» – комментарии и «выпадающие списки», из которых выбирается необходимый ответ. Все заявления максимально классифицированы, это сделано во избежание ошибок.

«Удобство – это первое наше условие. Безопасность людей – это второе. Раньше возможны были ошибки, когда земли предоставлялись в собственность и аренду не в соответствии с ВРИ (вид разрешенного использования – ред .) или категорией земель. Сейчас мы хотим сделать так, чтобы заявитель был уверен, что на выбранном участке он может делать то, что запланировал, – строить или вести бизнес – и это разрешено законом», – уточнила Наталья Адигамова.

По информации пресс-службы, во втором квартале Минмособлимущество планирует запустить дополнительный сервис на портале РПГУ, позволяющий сделать . С помощью сервиса можно будет получить информацию о том, какую деятельность допустимо вести на участке, можно ли его выкупить, даже, возможно, рассчитать последующие затраты по аренде.

По словам Адигамовой, в приоритетах министерства на следующий год стоит задача усовершенствовать работу с арендаторами земельных участков, в частности – создать , которое позволит осуществлять быстрые платежи за арендуемые участки, информирование арендаторов, вести учет и контроль за арендуемыми участками и платежами. Так, через свои гаджеты арендаторы не только смогут в два-три клика оформить оплату аренды, но и получить уведомления и напоминания, свежие новости по изменениям в законах и реквизитах банков, а также сохранять документы и шаблоны в личном кабинете. Приложение будет доступно на всех мобильных платформах. Кроме того, кабинет арендатора со всем перечнем услуг появится и на портале РПГУ.

Ощутить нововведения арендаторы смогут уже в середине следующего года, уточняется в сообщении.

Земля сельхозназначения должна работать

«В прежние годы, когда обанкротились колхозы, бизнесмены начали скупать сельхозземлю тысячами гектаров и не стали ее использовать по назначению в надежде, что позже смогут перевести участки в другую категорию, чтобы построить на них дом или коммерческие объекты. Налог на землю сельхозназначения небольшой, и многие собственники не используют землю сами и не дают ее использовать по назначению другим. А спрос на землю есть – сельхозпроизводители обращаются в правительство области с просьбой об аренде земли, чтобы реализовать на ней именно сельскохозяйственные проекты – сеять, пахать, производить», – сообщил Андрей Аверкиев.

Среди мер, которые грозят собственникам, использующим сельхозземли не по их назначению, – повышенная налоговая ставка, для не использующих землю вообще – административный штраф, подчеркивается в пресс-релизе.

Министр призвал собственников, которые не хотят вести сельскохозяйственную деятельность на земле своими силами, сдавать участки в аренду или продавать по рыночной цене. Минмособлимущество даже готово помочь в предоставлении потенциальных арендаторов и покупателей для таких угодий.

«Задача правительства области – сделать так, чтобы каждый клочок сельхозземель использовался и приносил пользу», – отмечается в материале.

На данный момент не вовлеченными остаются порядка 300-350 тысяч гектаров земли, предназначенной для сельхоздеятельности. По словам министра, законодательное изменение целевого назначения данных земель осуществляться не будет. Область планирует вовлечь ее в .

Сокращение унитарных предприятий

По сведениям пресс-службы, правительство Московской области планирует полностью ликвидировать на территории региона такую организационно-правовую форму, как государственные унитарные предприятия (), поскольку она изжила себя.

«Перед областью стоит задача сократить ГУПы. Это общероссийская тенденция. Есть рейтинг губернаторов по уровню развития конкуренции, в котором учитывается исполнение плана по сокращению унитарных предприятий региона. По итогам 2016 года Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации поставил Московскую область в рейтинге на 4-е место», – сообщил Андрей Аверкиев.

На 2017 год перед Минмособлимуществом и муниципальными образованиями Московской области была поставлена задача по сокращению количества неэффективных ГУПов. В рамках выполнения этой задачи были ликвидированы , что соответствует заявленному плану, поясняется в материале.

Министр пояснил, что ликвидация ГУПов – это не только упразднение предприятия, это может быть и присоединение к другим структурам, слияние в одно предприятие или преобразование ГУПа в акционерное общество с сохранением 100% акций в собственности Московской области.

К 2019 году планируется закончить работу по ликвидации оставшихся областных предприятий, уточняется в пресс-релизе.

Кадастровая оценка и налог на имущество в 2018 году

Директор ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» Павел Бабкин рассказал о грядущей кадастровой оценке земли и недвижимости области, которая охватит более 12 миллионов объектов. При этом доходы в подмосковный бюджет от сборов земельного налога на два ближайшие года не изменятся, дополняется в материале.

По предварительной оценке, в 2017–2018 году сборы от начисленных налогов в бюджет составят порядка 32-33 миллиардов рублей, указано в пресс-релизе.

В нем уточняется, что на данный момент областное ведомство используется данными кадоценки земель, проведенной в 2013 году, и кадастровой базой, полученной в результате оценки объектов недвижимости 2015 года. По сравнению с 2013 годом количество земельных участков увеличилось на 600 тысяч, и в этом году необходимо будет сравнить данные уже на 4 миллиона объектов.

По прогнозам Центра кадастровой оценки, налоговый сбор не изменится, так как произойдет корректировка (перераспределение) кадастровой стоимости участков под индивидуальное жилищное строительство и СНТ, которые находятся на расстоянии 30 км и более от МКАД. Их стоимость понизится, а в зоне «около МКАД», в том числе для участков коммерческого назначения, наоборот, немного повысится. Это объективное повышение, потому что стоимость земли возле МКАД дороже, а кадастровая стоимость будет стремиться к рыночной.

Говоря о кадастровой оценке и допустимых неточностях в результате массовой кадоценки, Павел Бабкин отметил, что Минмособлимущество имеет опыт исправления кадастровой оценки без суда. Так, за три года по обращениям граждан министерством была исправлена кадастровая стоимость порядка 140 тысяч земельных участков. А в преддверии новой кадоценки у жителей области уже есть возможность подать декларацию об уточнении характеристик своей собственности, на основании данных которой будет рассчитана справедливая налоговая сумма.

Незарегистрированная недвижимость и налоги

Также на встрече с журналистами обсудили вопросы незарегистрированной недвижимости и вовлечение ее в налоговый оборот. По словам министра, на территории Московской области порядка 40% от всех строений области остаются неучтенными. Путем наложения баз на данные налоговой инспекции и Росреестра Минмособлимуществом было выявлено более подобных объектов.

«Регистрировать недвижимость необходимо, прежде всего в интересах самих собственников. Государство не может защитить то, чего на бумаге нет. Мы ведем разъяснительную работу, к которой подключены муниципалитеты и налоговая инспекция, делаем обходы, встречи с председателями СНТ и рассылаем уведомления собственникам. Более 130 тысяч уведомлений направлено в адрес собственников в этом году. Мы сравнили статистику прошлого года с предыдущим. В прошлом году было зарегистрировано порядка 70 тысяч объектов, а в этом году на кадучет поставлено 320 тысяч объектов. Это . То есть программа по вовлечению в налоговый оборот дает результаты. По предварительным подсчетам, в бюджет может поступить 1 миллиарда 100 миллионов рублей от уплаты налога на имущество», – рассказал министр.

Порядка 300 тысяч объектов стоят в плане по «освоению» на 2018 год. Минмособлимущество будет продолжать работу по вовлечению объектов в налоговый оборот. За обменом опытом в областное министерство уже обратились коллеги из Москвы, Владимирской и Тверской областей, которые имеют сходную проблему и ведут подобную работу, отмечается в сообщении.

В нем дополняется, что правительство области использует экономические рычаги воздействия на нерадивых собственников – в Госдуму вынесен на рассмотрение законопроект, который в весеннюю сессию может быть принят. Согласно ему, если на земле стоит дом, но он не зарегистрирован и налог на него не платится, то земельный налог за участок, на котором стоит дом, будет начислен в двойном размере. После принятия закона данная мера будет прописана в налоговом кодексе.

В заключение пресс-конференции Андрей Аверкиев сообщил корреспондентам, что в Мособлдуме был принят закон, по которому налог на имущество теперь можно будет оплатить до мая следующего года.

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

С 01.01.2017 вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). 1. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" регулирует положения не только государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП), но также муниципальных и казенных предприятий. Будет ли с 2017 года на муниципальные и казенные предприятия распространяться Закон N 44-ФЗ, или он коснётся только МУП и ГУП? 2. Как известно, и план закупок, и план-график утверждаются и размещаются в единой информационной системе (ЕИС) в течение 10 дней со дня принятия решения о бюджете сельского поселения. Как это положение будет применяться к МУП? 3. В силу части 40 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31.12.2016 унитарные предприятия обязаны осуществлять планирование закупок на 2017 год. Однако согласно правилам нормирования МУП должны представить проект плана закупок на 2017-2019 годы главному распорядителю бюджетных средств до 01.08.2016. Кому необходимо представлять проект плана закупок и в какой срок? 4. Какая сделка подпадает под п. 2 части 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (приведите пример)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обоснование вывода:

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ), 1 января 2017 года государственные и муниципальное унитарные предприятия (далее также - унитарное предприятие) будут признаваться заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ и услуг (п. 3 ч. 1 ст. 1 , п. 7 ст. 3 , ч. 2.1 ст. 15 этого Закона в редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 года). Исключение составляют закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с правовым актом (положением о закупке), предусмотренным ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в единой информационной системе.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) были обязаны перейти на новую систему закупок – контрактную. Такое требование содержится в Федеральном законе от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года, который ввел для ГУП и МУП новый нормативный документ, регулирующий все вопросы, связанные с проведением закупок посредством электронных торгов.

С 2017 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП) были обязаны перейти на новую систему закупок – контрактную. Такое требование содержится в Федеральном законе от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года, который ввел для ГУП и МУП новый нормативный документ, регулирующий все вопросы, связанные с проведением закупок посредством электронных торгов. Положения закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года, которым прежде руководствовались муниципальные и государственные унитарные предприятия, остаются для них актуальными лишь в двух случаях:

  • если закупка производится за средства грантов,
  • если закупка производится силами третьей стороны.

В остальном руководством к действию с 2018 года будет выступать Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года.

Деятельность унитарных предприятий с 1 января 2017 года

Фактически переход МУП и ГУП с 223-ФЗ на 44-ФЗ с 1 января 2017 года означает всеобъемлющий контроль над операциями, производимыми в сфере закупок, а также поддержание здоровой конкуренции на рынках. Всему этому будут способствовать электронные аукционы и открытые конкурсы – основные способы осуществления закупок (третий возможный вариант – запрос котировок). При этом согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации №471-Р от 21 марта 2016 года, некоторую продукцию (услуги, работы) можно приобретать только посредством электронных торгов. Такие правила делают условия сделок и предложений открытыми и практически исключают возможность закупать товар у единственного поставщиканормативном документе оговариваются исключения). Здесь же и возможность установки ограничений, например, в отношении товаров импортного производства. Таким образом, бывшие государственные и муниципальные унитарные предприятия должны закупать продукцию отечественного производства.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

По словам законодателей, Федеральный закон №223-ФЗ отличался лояльностью по отношению к деятельности унитарных предприятий, позволяя им выстраивать собственную систему закупок по своему усмотрению. Сегодня в результате анализа хозяйственной деятельности таких структур всё чаще наблюдаются факты нарушения антимонопольного законодательства. Долгое время работая в таких тепличных условиях, унитарные предприятия сумели разработать схемы, при которых система закупок выстраивается исключительно для обслуживания сделок с одним поставщиком. Очевидно, что при такой ситуации нельзя говорить ни о добросовестной конкуренции, ни о прозрачности сделок. Разрешить проблему призван принудительный переход на условия, предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ.

Как муниципальному или государственному унитарному предприятию перейти с 223-ФЗ на 44-ФЗ? Существует только 2 возможных пути:

  1. Реорганизовать работу с целью соответствия Новому закону о контрактных закупках.
  2. Осуществить преобразование предприятия в госучреждение, работающее в рамках законов, издаваемых субъектами Российской Федерации, или в Общество – акционерное или с ограниченной ответственностью (АО или ООО).

Реорганизация унитарного предприятия: 10 шагов

В ситуации, когда унитарное предприятие не имеет возможности преобразоваться в госучреждение, акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, единственным выходом для него становится реорганизация, которая позволит соответствовать требованиям новой контрактной системы (в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ). Для понимания масштабов предстоящих мероприятий и их специфики всю необходимую работу для руководителей унитарного предприятия можно представить в виде десяти последовательных шагов:

  1. Получение ключа усиленной электронной подписи (УЭП), который позволит работать на электронных торговых площадках. Все необходимые файлы выдаются органами Федерального казначейства.
  2. Регистрация в ЕИС (Единая информационная система). Она необходима для участия в торгах на основании требований, отражённых в Приказе Федерального казначейства №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок» от 30 декабря 2015 года.
  3. Настройка личного кабинета пользователя ЕИС (внесение реквизитов и прочих необходимых данных).
  4. Обучение собственных специалистов или приглашение сторонних профессионалов. Новая компания будет нуждаться в квалифицированных кадрах, специализирующихся на закупках путём проведения электронных торгов.
  5. Создание специального отдела – контрактной службы. Альтернативный вариант, предусмотренный Законом о контрактной системе – назначение контрактного управляющего.
  6. Создание комиссии, курирующей закупки.
  7. Разработка, утверждение и размещение в Единой информационной системе Положения о закупках.
  8. Выбор подходящей электронной торговой площадки для последующей работы.
  9. Разработка плана на осуществление закупок в 2017 году (как того требуют положения Закона о контрактной системе).
  10. Работа в ЕИС.

Преобразование унитарного предприятия

Переход на контрактную систему закупок в соответствии с положениями закона 44-ФЗ может осуществляться в рамках преобразования унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию или в АО либо ООО (такая возможность предусматривается ст. 34 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года).

В случае с первым вариантом речь идёт об образовании бюджетной автономной некоммерческой организации, которая выполняет некие управленческие, социально-культурные или иные функции, не предполагающие получение коммерческой выгоды. Поскольку унитарное предприятие по определению не имеет имущества в собственности, то в результате его такого преобразования имущество будущего госучреждения может быть закреплено в виде прав на оперативное управление. Считается, что такая бюджетная организация впоследствии будет производить закупки с целью реализации своих полномочий (орган местного самоуправления).

Чтобы провести такое преобразование, необходимо чётко обозначить цели деятельности будущей государственной организации и определиться с органом-учредителем. К слову, решение о смене формы организации унитарного предприятия может инициировать Правительство РФ или какие-либо органы субъекта Российской Федерации.

В случае, когда унитарное предприятие решено преобразовывать в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, впоследствии работающее в сфере закупок, неизбежно встаёт вопрос об имуществе, подлежащем приватизации. Отметим, что здесь речь может идти о полном отчуждении всего имущественного комплекса, прежде являвшегося федеральным имуществом.

Для справки: наиболее распространенным способом приватизации госимущества выступает именно преобразование унитарного предприятия в АО или ООО (процедура регулируется положениями Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года).

Выбор в пользу АО или ООО основывается на размере уставного капитала будущей организации:

  • до 100 000 руб. – выбирается Общество с ограниченной ответственностью,
  • более 100 000 руб. – необходимо регистрировать акционерное общество.

Определение имущественного комплекса, подлежащего приватизации, и разработка прогнозного плана приватизации – первый и самый главный этап всей процедуры преобразования унитарного предприятия в Общество. Далее собственником имущества формируется соответствующий перечень ОС, подлежащих передаче в собственность новой организации, после чего составляется передаточный акт. В него должна включаться информация, полученная в результате проведения инвентаризации унитарного предприятия.

  • составляется промежуточная отчетность;
  • в отношении отчётности проводится аудиторская проверка;
  • оформляются планы земельных участков и прочей недвижимости;
  • проводятся контрольные проверки состояния имущества;
  • определяется порядок деятельности дочерних унитарных предприятий (при необходимости);
  • определяются объекты, не подлежащие приватизации (устанавливается порядок их дальнейшей эксплуатации);
  • рассчитывается балансовая стоимость активов;
  • определяется размер уставного капитала;
  • разрабатывается Устав общества.

Легко заметить, что преобразование унитарного предприятия в госучреждение является более простым и необременительным способом реорганизации, нежели создание АО или ООО. Это и объясняет, почему уже сегодня первому варианту предпочтение отдаёт подавляющее большинство организаций, прежде работавших в сфере закупок по Закону №223-ФЗ.

Дополнительные материалы по теме:

Приватизация земли 2018: процедура и нюансы оформления Электронные ПТС окончательно заменят бумажные с 1 июля 2018 года Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года