Внеплановые проверки малого бизнеса в году. Какие именно контрольные мероприятия отменены. Какие проверки отменяет мораторий

Верховная Рада приняла во втором чтении депутатский закон о моратории на проведение государственных плановых проверок малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2017 года.

За принятие законопроекта №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» во втором чтении и в целом проголосовали 235 народных депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

Глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, докладывая по законопроекту, отметил, что принятие документа позволит снизить давление на предпринимателей со стороны контролирующих органов.

При этом он подчеркнул, что в период действия моратория могут проходить внеплановые проверки бизнеса, если на это есть весомые причины.

«Это четыре основания: решение суда, по заявлению субъекта хозяйствования при аварии на производстве, при обоснованном обращении физического лица и согласовании компетентного органа Государственной регуляторной службы», - сказал он.

Под действие моратория не подпадают госорганы, работа которых не влияет на малый и средний бизнес. Речь идет, в частности, о Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальном банке Украины, Антимонопольном комитете.

Кроме того, под действие закона не подпадают Государственная фискальная служба и Государственная финансовая инспекция, ограничения на проверки которых регламентируются изменениями в Налоговый кодекс от 28 декабря 2014 года (ограничение на проверки предприятий, доход которых за предыдущий год составил менее 20 млн грн).

Как сообщал УНИАН, также сегодня, 3 ноября, Верховная Рада «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства в сфере государственного надзора», который предполагает создание единой открытой электронной базы государственных проверок бизнеса и ограничение количества плановых проверок до одной в год.

Закон предполагает формирование списка проверок на год вперед с 1 декабря этого года и запрещает проведение более одной плановой проверки в год.

Также документ вводит материальную ответственность чиновников за внесение недостоверной информации в автоматизированный реестр всех проверок субъектов хозяйствования государственными органами. Кроме того, госорганы будут информировать компании о проверках по электронной почте.

Каникулы для малого бизнеса продлили еще на довольно длительное время, так как согласно внесенным поправкам Минэкомразвитием и генеральной прокуратурой мораторий увеличен до 2022 года . Но при этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.

Какие организации попали под действие моратория

До указанного периода контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия :

  1. Выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий — до 120 млн. рублей, средние предприятия должны оборачивать в год не более 2 млрд. рублей – данное значение выручки было изменено в 2015 году практически для всех предприятий за исключением унитарных и государственных.
  2. Штат до 100 человек.
  3. Суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

Для определения принадлежности бизнеса к малому необходимо соответствие именно этим трем критериям , никаких дополнительных доказательств, в том числе и документальных не требуется. Проверяющие органы должны самостоятельно найти письменные доказательства, в которых указаны цифровые показатели.

При этом существует перечень исключений , из-за которых предприятие не может подпадать под мораторий, даже если оно представитель малого бизнеса:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.

Кроме этого под действия моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее, чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии .

При этом следует помнить, что такое лицо вправе ходатайствовать об отмене проверок, на основании включения его в список ежегодных контролирующих мероприятий с нарушением требования ФЗ №246 .

Полный перечень критериев, при которых предприятие не может воспользоваться послаблением, указан в ст. 26.1 ФЗ №294 .

Какие именно контрольные мероприятия отменены

Действие моратория распространяется только на плановые проверки в любом виде – выездные или документальные для малого бизнеса , которые осуществляются в пределах действия ФЗ №294 .

Невозможно полностью убрать проверки в следующих случаях :

  • не подпадает под надзорные каникулы налоговый контроль, контроль над выплатой средств во внебюджетные фонды, таможенные сборы, на прокурорскую проверку.

Кроме этого существует перечень , указанный в ФЗ №246 , в частности это:

  • государственный федеральный надзор в сфере промышленной и пожарной безопасности в отношении предпринимателей и промышленных лиц, которые применяют в своей деятельности производственные объекты 1 и 2 класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области радиационной безопасности;
  • внешнего контроля качества роботы предприятий, занимающихся деятельностью в сфере аудита.

Следует понимать, что мораторий касается только плановых проверок , от внеплановых инспекций со стороны любого контролирующего органа, такого как ФФОМС, ФСС, Роспотребнадзор, никто не застрахован, они могут инициироваться любым лицом с различным статусом одним только заявлением, тема которого касается:

  • нанесения вреда здоровью или жизни человека, а также возникновения угрозы такого нанесения;
  • причинения вреда жизни и здоровью животных, а также растительному миру;
  • нарушения прав потребителей, ущемления их возможностей и свободы выбора

При этом любая из таких проверок регулируется статьей 10 ФЗ №294 .

Как следует действовать в спорных ситуациях

Нередко происходят несправедливые действия в отношении организации, например, ее включение в план проверок, хотя на это нет оснований.

В данном случае требуется обратиться в орган, осуществляющий проверки с заявлением об отмене надзорного мероприятия в отношении объекта или документации при этом приложить к нему пакет документации: копия отчета о финансовых итогах за истекший год, справка о численности штата, для АО — выписка из реестра акционеров.

В случае уже начавшейся проверки можно ей препятствовать, аргументировав действия необоснованностью всего процесса и подкрепляя доводы документами.

Если надзорный орган игнорирует требования моратория его действия и выводы, указанные в протоколах о проверке можно считать недействительными.

Любое юридическое лицо может знать о предстоящей проверке, изучив информацию на сайте https://proverki.gov.ru/ . Ресурс является носителем сведений относительно плановых и неплановых мероприятий, при этом указан полный перечень предприятий и адресов, а также даты выполнения надзора.

Чтобы использовать ресурс, следует в его поисковике указать название компании и нажать на кнопку «Найти».

Все сведения относительно проверок публикуются не позже 3 дней с момента издания приказа о проведении мероприятия, только комплекс надзора, инициированный жалобами потребителей, будет обнародован в процессе выполнения.

Законодательная база

Федеральный закон №246 , согласно которому был введен трехлетний мораторий, а впоследствии продлен был подписан Президентом РФ в 2015 году. Этим документом были внесены изменения в следующих случаях :

  • не входит в перечень исключений, который дает возможность его проверять;
  • не ведет деятельность, которая несет окружающей среде и жителям угрозы, а также не применяет опасных веществ;
  • не привлекался к административной ответственности, не было приостановки разрешительных документов.

Данное нововведение не лишает надзорные и контролирующие органы полностью возможности выполнять проверку или назначать плановое посещение предприятия.

Чтобы не происходили непредвиденные ситуации, необходимо пользоваться актуальными источниками, которые должны всегда содержать полную информацию относительно решений по конкретному предприятию.

Информация по мораторию на 2018 год представлена на видео.

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

Изменения в налоговой политике в 2019 году

В планах налоговой политики на 2019 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат

Налоговые органы контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позднее 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам, а именно, за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:


  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы или её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2019 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов. Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.
  3. Создание «левых» фирм. При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.
  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен. В 2019 году действует повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездная

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения:

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Приостановка и продление

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • реализация встречной проверки;
  • выемка необходимых документов;
  • осуществление экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации , которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)

Превышение темпов увеличения расходов над доходами
Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие :

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие :


В 2019 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2019 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях : при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ . Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

От каких проверок освободили малый бизнес

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

От каких проверок освободили малый бизнес

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.

Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Важно запомнить!

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации

  • Какие внеплановые проверки бизнеса участились в 2017 году, а каких стало меньше
  • Почему 94% проверок не проходят согласование прокуратуры
  • Как изменились размеры штрафов за нарушения
  • От каких проверок бизнеса пострадает Генеральный Директор в 2017 году

Размеры штрафов по итогам проверок бизнеса в 2017 году (по сравнению с 2016 годом) выросли, а количество проверок фактически осталось прежним, несмотря на обещание властей в будущем сократить их число.

Эксперты объясняют рост размеров штрафов макроэкономическими условиями: снизились доходы бюджетов, некоторые муниципалитеты и вовсе обанкротились. Выход из такой ситуации – назначать как можно более высокие штрафы и пени.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное - перечень выявленных нарушений!

Вторая причина: штат сотрудников в контрольных органах не сокращается. Армия контролеров вынуждена доказывать свою эффективность. Один из показателей – объем выявленных нарушений и наложенных санкций.

Итак, тенденции в сфере проверок малого бизнеса, которые актуальны в 2017 году.

  • Проверки бизнеса: памятка генеральному директору на 2017 год

Проверки бизнеса в 2017 году: к чему готовиться генеральным директорам

Тенденция 1. Чаще всего с проверками бизнеса приходят четыре ведомства

В лидерах остались те же контролирующие органы, что и в 2015–2016 годах.

  1. Роспотребнадзор. Проверяет соблюдение компаниями санитарно-эпидемиологических требований, правил торговли и прав потребителей.
  2. МЧС России. Проверяет соблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и строениях, принадлежащих компании на праве собственности или аренды.
  3. Роструд. Проверяет соблюдение требований трудового законодательства.
  4. Ростехнадзор. Проверяет соблюдение требований экологической, технологической и атомной безопасности на строительных и промышленных объектах.

В 2016 году существенно снизилось количество внеплановых проверок, проводимых МЧС России (на 44%). Ростехнадзор и Роструд стали приходить с проверками чаще – на 16,8 и 6,3% соответственно. Активность Роспотребнадзора практически не изменилась: 174 тыс. проверок в 2015 году и 171 тыс. – в 2016-м.

Цитаты чиновников

Борис Титов, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей: «Контрольно-надзорная деятельность растет. Если плановая снижается, то внеплановые проверки растут, и мы считаем, что не менее восьми миллионов проверок было в прошлом году, хотя Минэкономразвития говорило о 2,3 млн. Не верим мы в эту статистику».

Владимир Пучков, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: «Внеплановые проверки малого и среднего бизнеса необходимо отменить, оставив только те проверки, которые проходят при участии представителей прокуратуры. Надзорные мероприятия должны осуществляться с учетом всех имеющихся рисков. Необходимо переходить к облику такой надзорной деятельности, которая будет обеспечивать не только пожарную, но и комплексную безопасность».

Михаил Мишустин, руководитель ФНС, действительный государственный советник: «Положительная тенденция в том, что количество судебных дел с бизнесом за минувший год уменьшилось на 32%. Налоговикам следует поддержать курс на снижение количества выездных проверок, чтобы бизнес не стремился уйти в «серые» зарплаты».

Тенденция 2. Контролеры все чаще признают вред или угрозу причинения вреда во время проверок бизнеса

Подобные действия позволяют наложить на компанию солидный штраф, к примеру, за возникновение угрозы загрязнения почвы или создание риска техногенной катастрофы.

Случаи признания вреда или угрозы причинения вреда в правонарушении участились со стороны:

  • Ростехнадзора – на 131,6%;
  • МЧС России – на 22%;
  • Роструда – на 12,6%;
  • Роспотребнадзора – на 1,6%.

С января 2017 начали проводить проверки, при которых контролеры могут не общаться напрямую с директором или представителями компании. Это касается:

  • рейдовых осмотров территорий, акваторий, транспортных средств;
  • обследования земельных объектов;
  • измерения параметров воздуха, вод, почвы;
  • измерения параметров функционирования сетей, средств связи, объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

По результатам этих проверок компания получает всего лишь предупреждение. Однако ничто не мешает правоохранителям отправить следом внеплановую проверку, выявить нарушения по горячим следам, а затем наложить штраф.

Цитаты чиновников

Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства: «Нам надо переориентировать контрольно-надзорную деятельность с простой фиксации нарушений и наложения санкций на систему предотвращения рисков и причинения вреда и ущерба. В этой связи с 2018 года плановые проверки должны будут осуществляться прежде всего по высокорискованным объектам».

Тенденция 3. Суммы штрафов за нарушения, выявлениые в ходе проверок бизнеса, растут

Средний размер штрафа Ростехнадзора вырос вдвое по сравнению с 2015 годом и составил 90 тыс. руб. Штраф Роструда за аналогичный период увеличился до 67 тыс. руб., а Роспотребнадзора – до 24,7 тыс. руб.

С 2017 года налоговики ввели штраф за непредставление пояснений о декларации по НДС. Ранее налоговое законодательство не предусматривало ответственности за данное нарушение.

Теперь же несвоевременное представление пояснений грозит компании штрафом в размере 5 тыс. руб. А за повторное нарушение в течение календарного года компанию оштрафуют на 20 тыс. руб. (п. 13 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2016 №130-ФЗ).

Цитаты чиновников

Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству: «Больших возможностей для налогового маневра, снижения налогового бремени в текущих непростых условиях нет, поскольку доходную часть бюджета тоже надо формировать. Но при этом очень важно следить за тем, чтобы налоговое и неналоговое бремя не увеличивалось».

Сергей Нарышкин, председатель Госдумы: «В условиях нынешнего кризиса малый бизнес оказался наиболее уязвим. Оценка регулирующего воздействия властных решений должна гарантировать неухудшение условий для предпринимательской деятельности в стране, особенно для малого бизнеса».

Тенденция 4. Проверки бизнеса проходят без согласования с прокуратурой

Большинство внеплановых проверок бизнеса проводится по основаниям, не требующим согласования с прокуратурой. Доля согласованных проверок составляет:

  • 6% – Роспотребнадзор;
  • 4,9% – МЧС России;
  • 2,7% – Ростехнадзор;
  • 1,6% – Роструд.

Контролирующие органы избегают обращаться за согласованием, так как прокуратура часто отклоняет решение о проведении внеплановой проверки. К примеру, с января текущего года Роспотребнадзор проводит контрольные закупки (ст. 14.4–14.8 КоАП РФ). Контролеры организуют искусственную сделку по приобретению товаров, работ или услуг.

Проверку не согласовывают с прокуратурой и не предупреждают о ней компанию. Сделку фиксируют на камеру или привлекают двух свидетелей. При нарушении компанию штрафуют на сумму до 50 тыс. руб.

Но не всем госорганам удается обойти согласование. С 4 июля 2016 года ФАС может проверять предприятия лишь с разрешения прокуратуры. Узнав о нарушениях, контролеры подают ходатайство прокурору, который одобряет или не одобряет проверку. Внимание: правило не действует, если информация о нарушениях поступила от правоохранительных органов либо истек срок ранее выданного предписания.

Цитаты чиновников

Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства: «Важнейшую роль в процессах по совершенствованию контрольно-надзорной работы должны играть органы прокуратуры. Только за прошлый год прокуратурой было отклонено более 300 тыс. проверок, которые планировалось проводить с очевидным нарушением законодательства. Общий объем плановых проверок, заявленных на 2017 год, на 250 тыс. единиц меньше, чем годом ранее».

Александр Буксман, первый заместитель генерального прокурора РФ: «Генпрокуратура готова играть по новым правилам. Генеральный прокурор подписал указание об усилении прокурорского надзора при осуществлении государственного и муниципального контроля. Этот документ уникален по своему содержанию, он содержит никогда ранее не включавшиеся требования к прокурорам о том, чтобы их работа соответствовала требованиям сегодняшнего дня».

Тенденция 5. Налоговики ищут компромат в интернете

Сотрудники федеральных ведомств используют шесть источников в Сети для поиска компрометирующей информации.

  1. Официальный сайт компании. Контролеры в первую очередь обратят внимание на разделы «О компании», «Новости», «Услуги» и «Контакты». Сотрудники налоговой службы проверят, не занимается ли компания деятельностью, которая не указана в ЕГРЮЛ, не продает ли товары или услуги по заниженным или завышенным ценам, совпадает ли юридический адрес с фактическим и т. д.
  2. Социальные сети. Налоговики изучат маркетинговые акции, отзывы клиентов.
  3. Рекламные объявления.
  4. Сайты поставщиков. Контролеры могут сравнить цены, заявленные на сайте у поставщика, с отчетными данными проверяемой компании.
  5. Панорамы «Яндекс-карт». Если владелец офиса перепродал помещение незаконно, нарушение могут выдать панорамные снимки (например, на здании поменялись вывески).
  6. Сайт «Почты России». Если компания проигнорировала предписание госорганов, ссылаясь на то, что не получила уведомление по почте, налоговики могут обратиться на сайт «Почты России» и доказать, что письмо в организацию приходило.

Цитаты чиновников

Владимир Путин, президент РФ: «Предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств. Все поручения на этот счет давно и не единожды даны. Уж сколько мы говорим на этот счет, все сокращаем и сокращаем эти полномочия. Где-то сокращаем, они опять вырастают. Целая армия контролеров по-прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Контрольные органы сначала должны предупреждать нарушителей, а лишь потом штрафовать их».

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ: «Специальных массовых кампаний по прочесыванию интернета налоговые органы не проводят, методики для этого на уровне ФНС России пока отсутствуют. Но налоговые органы могут обратить внимание на ассортимент и масштаб интернет-магазина. Также они могут выйти на магазин на основании информации от его контрагентов, например транспортной компании, обеспечивающей доставку товаров».


От четырех проверок бизнеса в 2017 году пострадает лично Генеральный Директор

Данила Богомолов, Адвокат компании «Селютин и партнеры», Москва

Руководителя могут привлечь к ответственности по результатам любой проверки, поскольку он отвечает за деятельность компании в целом и за организацию работы по различным направлениям. Поэтому целесообразно назначить приказами ответственных за отдельные участки работы либо прописать соответствующие положения в должностных инструкциях сотрудников.

Например:

  • возложить обязанности по на главного бухгалтера. В этом случае директор избежит уголовной ответственности при крупных налоговых доначислениях;
  • ответственным за пожарную безопасность можно назначить любого сотрудника из числа руководящего состава, а при большой численности предприятия создать комиссию по пожарно-технической безопасности. Аналогично можно назначить любого сотрудника специалистом по охране труда.

Ниже приведены четыре вида проверок, опасных для Генерального Директора.

Полицейская проверка бизнеса

Полицейская проверка никогда не проходит без изъятия документов компании. Продолжать работу в таких условиях непросто.

до десяти лет лишения свободы.

Совет. При проверке инспекторы стремятся не допустить директора к электронным носителям информации, на которых хранятся документы компании. Чтобы самим получить доступ к ним, контролеры просят включить устройство и ввести пароль. Делать это Вы не обязаны. Если хотите сохранить важные файлы, а какие-то данные скрыть от инспекторов, скопируйте информацию в облаке.

Налоговая проверка бизнеса

Ознакомьтесь с приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333. В документе содержатся двенадцать критериев для самостоятельного определения риска внеплановой налоговой проверки.

Ответственность Генерального Директора: до семи лет лишения свободы.

Совет. Избежать налоговой проверки бизнеса невозможно. Тщательно выстраивайте схему налоговой оптимизации, чтобы правоохранители не могли предъявить претензии. Внимательно читайте акты по окончании проверки. Фиксируйте возникшие замечания. Не подписывайте документы, не прочитав, требуйте копии актов. Если вы не согласны с выводами налогового органа, обжалуйте результаты проверки в вышестоящей организации.

Проверка пожарной безопасности

Уголовное дело возбуждают в случае причинения вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек.

Ответственность Генерального Директора: до семи лет лишения свободы, штраф в размере 1 млн руб.

Совет. Компания избежит проверки, если проведет аудит пожарной безопасности.

Проверка трудовой инспекции

Инспекция проверяет трудовые договоры, трудовые книжки, табели учетного времени, приказы и документы на оплату труда. Уголовная ответственность наступает при причинении тяжкого вреда здоровью или гибели двух и более лиц.

Ответственность Генерального Директора: до семи лет лишения свободы, штраф в размере 200 тыс. руб.

Совет. Внимательно изучите постановление Правительства РФ от 01.09.2012 №875, чтобы определить риски прихода трудовой инспекции. В конце проверки вы имеете право внести в итоговый акт замечания о недочетах в работе инспектора. Это поможет впоследствии оспорить результаты проверки бизнеса в случае несогласия с ними.