К числу тарифных методов регулирования торговли носятся. Внешнеторговая политика: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Особенности отраслевой защиты национального производителя

Обмен между странами различными формами экономической деятельности обслуживается международными валютными отношениями. Они представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении международных расчетов, валютных и кредитно-финансовых операций.

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей.

Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения, которые относятся как к сфере материального производства, так и к сфере распределения, обмена, потребления.

Существует прямая и обратная связь между валютными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития экономики - национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям, - партнерства и противоречий. Хотя валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние.

Участниками международных валютных отношений являются:

1. Коммерческие и инвестиционные банки, среди которых выделяются ТНБ, совершающие валютные операции между собой и с торгово-промышленными корпорациями.

2. Центральные банки стран, которые осуществляют валютные интервенции для регулирования курса своей национальной валюты, управляют золотовалютными резервами страны и государственным долгом, осуществляют надзор за коммерческими банками, выполняют функции валютного регулирования и валютного контроля.

3. Институты небанковского характера – такие, как страховые, пенсионные и взаимные фонды.

4. Брокерские фирмы, которые заключают валютные сделки наряду с коммерческими банками, выступают в качестве посредников между небанковскими институтами и продавцами и покупателями валюты.

5. Международные валютно-кредитные и финансовые организации, которые принимают участие в операциях на мировом валютном рынке. Валютные операции МВФ, Мирового банка, ЕБРР и др. позволяют им участвовать в регулировании мировой валютной системы, в финансовой помощи развивающимся странам и т.д.

6. Частные лица – осуществляют относительно небольшой объем операций с валютой, связанных с туризмом, накоплениями, переводами гонораров, пенсий и т.д.

Участники международных валютных отношений выступают субъектами валютного рынка. Валютный рынок в широком смысле слова – это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты, кредитно-депозитных операций, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.


В зависимости от объема и характера валютных операций, количества используемых валют и уровня нормативно-правового регулирования валютные рынки различаются как мировые, региональные и национальные.

2. Международные валютные системы:

Сущность и эволюция

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации. Сформировались национальная, мировая и международная (региональная) валютные системы.

Валютная система - форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Исторически вначале возникла национальная валютная система – форма организации валютных отношений страны, регламентируемая национальным законодательством. Она является частью денежной системы страны, но при этом обладает относительной самостоятельностью и осуществляет связь экономики страны с мировым хозяйством. К ее основным структурным элементам относятся:

1. Национальная валюта, т.е. денежная единица, являющаяся в каждой стране законным платежным средством, а при использовании в международных экономических отношениях становящаяся валютой;

2. Условия конвертируемости национальной валюты, т.е. обмена национальной валюты на иностранные валюты, что позволяет товарам и услугам преодолевать национальные границы, а также обеспечивает перелив капитала между различными сегментами мирового валютно-финансового рынка;

3. Наличие или отсутствие валютных ограничений. В зависимости от форм и объемов валютных ограничений выделяют:

Свободно конвертируемые валюты (СКВ), когда отсутствуют какие-либо законодательные ограничения на совершение валютных сделок по любым видам операций (торговым, неторговым, движению капитала) как для резидентов, так и для нерезидентов;

Частично конвертируемые – валюты тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок;

Неконвертируемые, или замкнутые – национальные денежные единицы тех стран, законодательство которых предусматривает ограничения практически по всем видам операций.

4. Паритет национальной валюты. Операции на валютном рынке предполагают обмен одной валюты на другую в определенной пропорции. Обмен осуществляется путем покупки и продажи иностранной валюты за национальную валюту. Или путем покупки или продажи одной иностранной валюты за другую иностранную валюту.

Соотношение обмена двух денежных единиц или цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны, называется валютным курсом. Фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной денежной единице, называется валютной котировкой. Курс национальной денежной единицы может быть установлен в форме:

Прямой котировки (1,10,100 ед. иностранной валюты = х ед. национальной валюты);

Обратной котировки (1,10,100 ед. национальной валюты = х ед. иностранной валюты);

5. Режим курса национальной валюты. С точки зрения вмешательства государства в регулирование валютного рынка и контроля над валютными операциями различают:

Валютный рынок с одни режимом валютного курса. Для него характерно наличие плавающего курса валюты, котировка которого осуществляется на основе спроса и предложения;

Валютный рынок с двойным режимом валютного курса. В этом случае могут существовать различные уровни валютного курса для инвестиционных операций и операций, обслуживающих внешнеторговые контракты;

- «серый» валютный рынок, существует на валютных биржах стран, где осуществляются операции с неконвертируемыми или частично конвертируемыми валютами;

- «черный» валютный рынок, который функционирует параллельно с официальным валютным рынком в условиях высокого уровня инфляции и нестабильности национальной банковской системы.

6. Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны.

Мировая валютная система (МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла в результате эволюции мирового капиталистического хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями.

Основными элементами МВС являются:

Функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы;

Условия взаимной конвертируемости валют;

Режимы валютных паритетов и валютных курсов;

Степень валютного регулирования и объема валютных ограничений;

Унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков) и форм международных расчетов;

Международные организация, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование (МВФ, МБРР и др.), комплекс международно-правовых норм и норм национального законодательства, обеспечивающих функционирование валютных инструментов.

Главная задача МВС – регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран.

В своем развитии МВС прошла четыре этапа, которые представляют четыре мировые валютные системы.

Первая мировая валютная система (Парижская) была основана на золотомонетном стандарте и юридически закреплена межгосударственным соглашением в 1867 г. на конференции промышленно развитых стран в Париже.

Система золотого стандарта характеризовалась следующими чертами:

Определенным золотым содержанием валютной единицы;

Конвертируемостью каждой валюты в золото как внутри, так и за пределами границ отдельных государств;

Свободным обменом золотых слитков на монеты, свободным экспортом и импортом золота, его свободной продажей на международном рынке;

Поддержанием жесткого соотношения между золотым запасом государства и внутренним положением денег.

Для этой валютной системы были характерны фиксированные валютные курсы.

Вторая валютная система (Генуэзская), оформленная в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции, была основана на золотодевизном стандарте. При золотодевизном стандарте банкноты размениваются не на золото, а на девизы (банкноты, векселя, чеки) других стран, которые затем могут быть обменены на золото. И хотя статус резервной валюты не был закреплен ни за одной из валют, английский фунт стерлингов и американский доллар конкурировали за лидерство на мировом валютном рынке.

Третья мировая валютная система (Бреттон-Вудская) была оформлена соглашением стран на конференции по валютным и финансовым вопросам. Она состоялась в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), с участием представителей из 44 стран.

Бреттон-Вудская система основывалась на следующих принципах:

За золотом сохранялась функция окончательных денежных расчетов между странами;

Резервной валютой стал американский доллар, которых наравне с золотом был признан в качестве меры ценности валют разных стран, а также международного кредитного средства платежа;

Доллар обменивался на золото центральными банками и правительственными учреждения других стран в казначействе США по курсу 1944 г. 35 долл. За тройскую унцию (31,1 гр.). Кроме того, правительственные органы и частные лица могли приобретать золото на частном рынке;

Приравнивание валют друг к другу и их взаимный обмен осуществлялись на основе официальных валютных паритетов, выраженных в золоте и долларах;

Каждая страна должна сохранять стабильный курс своей валюты относительно другой валюты. Рыночные курсы валют не должны отклоняться от фиксированных золотых или долларовых паритетов более чем на 1 % в ту или другую сторону. Изменение паритетов могло проводиться в случае устойчивого нарушения платежного баланса;

Межгосударственное регулирование валютных отношений осуществлялось главным образом через Международный валютный фонд, который был призван обеспечивать соблюдение странами-членами официальных валютных паритетов, курсов и свободной обратимости валют.

К концу 60-х г.г. Бреттон-Вудская система приходит в противоречие с усиливающейся интернационализацией мирового хозяйства, активной спекулятивной деятельностью ТНК в валютной сфере.

Режим золотодолларового стандарта на практике постепенно стал превращаться в систему долларового стандарта, в то время как позиции доллара в мире к концу 60-х г.г. заметно пошатнулись в силу следующих обстоятельств:

Возросший дефицит платежного баланса США;

Отказ США от обмена долларов на золото по официальной цене;

Использование большинством промышленно развитых стран системы «плавающих» валютных курсов;

Продажа золота стала осуществляться по ценам, складывающимся на «золотых» биржах.

Эти и другие обстоятельства привели к необходимости разработки и внедрения новой мировой валютной системы.

Четвертая мировая валютная система (Ямайская) была оформлена соглашением стран-членов МВФ в январе 1976 г. в г. Кингстон на Ямайке, в котором формулировались основные принципы новой валютно-финансовой системы, действующие и в настоящее время:

Функция золота в качестве меры стоимости и точки отсчета валютных курсов упразднялась, Золото утрачивает денежные функции и становится обычным товаром со свободной ценой на него. В то же время золото остается особым товарным ликвидным активом. В случае необходимости золото может быть продано, а полученная валюта использована для платежа;

Странам предоставлялось право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах их национальных денежных единиц. Колебания курсов обусловлены двумя основными факторами, во-первых, региональными стоимостными соотношениями, покупательной способностью валют на внутренних ранках стран и, во-вторых, соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках;

Введен стандарт СДР – «специальных прав заимствования», которые формально объявлены основой валютных паритетов;

МВФ получил полномочия осуществлять более жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении. Обеспечивать либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в интересах достижения стабилизации в международных валютных отношениях.

В настоящее время в связи с мировыми финансовыми и экономическими кризисами назрела необходимость разработки новой мировой валютной системы.

В процессе экономической интеграции возникает и функционирует международная (региональная) валютная система. Так, страны Западной Европы в марте 1979 г. объявили о создании Европейской валютной системы (ЕВС), которая предусматривала скоординированное плавание курсов национальных валют по отношению к доллару с целью их большей стабилизации. Особенности интеграции западноевропейских стран определили структурные принципы ЕВС.

1. Ограничение колебаний курсов валют в пределах +/- 2,25% от согласованного центрального курса каждой валюты к ЭКЮ. В дальнейшем пределы колебаний для всех валют были расширены до 15 %.

2. Коллективное поддержание режима валютного курса. Режим коллективного плавания валют получил название «европейской валютной змеи» в силу того, что курсы могли плавать только в ограниченных пределах. В случае если курсы выходят за допустимые пределы, центральный банк обязан осуществлять валютную интервенцию.

3. Введен стандарт ЭКЮ – европейской валютной единицы, курс которой определялся как средневзвешенный средний курс из 12 западноевропейских валют.

4. Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет взносов стран для предоставления временной помощи для финансирования дефицита платежного баланса и осуществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки их валютных курсов.

Следующей стадией развития валютно-финансовой интеграции европейских стран стало продвижение к экономическому и валютному союзу (ЕВС), предусматривающему единую денежную политику, создание единого центрального банка и введение единой валюты. Маастрихтский договор о Европейском союзе, подписанный в феврале 1992 г. и вступил в силу с 1 ноября 1993 г.

С 1 января 1999 г. Европейский экономический и валютный союз вступил на новую ступень развития региональной валютной системы, когда безналичные расчеты стали осуществляться на основе новой европейской валюты – евро.

3. Валютный курс и факторы его определяющие

Важным элементом валютной системы является валютный курс. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов; сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах; периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Валютный курс - «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ, замененных евро с 1999 г.). Валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке.

Стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. При продаже товаров на мировом рынке продукт национального труда получает общественное признание на основе интернациональной меры стоимости.

Тем самым валютный курс опосредует абсолютную обмениваемость товаров в рамках мирового хозяйства. Стоимостная основа валютного курса обусловлена тем, что интернациональная цена производства, лежащая в основе мировых цен, базируется на национальных ценах производства в странах, являющихся основными поставщиками товаров на мировой рынок.

В связи с резким увеличением международного движения капиталов на валютный курс влияет покупательная способность валют по отношению не только к товарам, но и финансовым активам.
Валютный курс отклоняется от стоимостной основы - покупательной способности валют - под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение спроса и предложения зависит от ряда факторов. Среди них можно выделить:

1. Темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы.
2. Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.
3. Разница процентных ставок в разных странах.
Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение краткосрочных капиталов. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу. Движение капиталов, особенно спекулятивных «горячих» денег, усиливает нестабильность платежных балансов.
Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных рынков и рынков ссудных капиталов. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения прибылей. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке, если на нем процентные ставки выше.
4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений и тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.
5. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах. Например, тот факт, что 60% операций евробанков осуществляются в долларах, определяет масштабы спроса и предложения этой валюты. На курс валюты влияет и степень ее использования в международных расчетах.
6. Ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стремятся ускорить платежи контрагентам в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает их стремление к задержке платежей в иностранной валюте. Такая тактика, получившая название «лидз энд лэгз», влияет на платежный баланс и валютный курс.

7. Степень доверия к валюте на национальном рынке и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики. Иногда даже ожидание публикации официальных данных о торговом и платежном балансах или результатах выборов сказывается на соотношении спроса и предложения и курсе валюты. Порой на валютном рынке происходит смена приоритетов в пользу политических новостей, слухов об отставке министров и т.д.
8. Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс - показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение исходя из задач валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика.
Таким образом, формирование валютного курса - сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и мировой экономики и политики. Поэтому при прогнозировании валютного курса учитываются рассмотренные курсообразующие факторы и их неоднозначное влияние на соотношение валют в зависимости от конкретной обстановки.

К тарифным барьерам относятся таможенный тариф (customs tariff ) это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы .

Под таможенным тарифом понимается:

    систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

    инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

    ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины) .

Различают одноколонный тариф – одна ставка пошлины налагается на все импортируемые товары. Подразумевает, что независимо от страны происхождения для каждого импортируемого товара определенной номенклатуры устанавливается единая ставка. Развитие тарифа происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

Многоколонный тариф – устанавливает две или большее количество ставок для каждой группы товаров. Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок) .

Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация (tariff escalation) – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере степени их обработки.

В настоящее время таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара (удерживает развивающиеся страны в монокультуре).

Источник:Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 237с.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов , которых в мировой практике существует четыре. Таможенная пошлина (customs duty ) государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны . Налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства.

Основные функции таможенных пошлин:

    фискальная , относится как к импортным, так и экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

    протекционистская (защитная), относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    балансировочная , относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по группам:

    По направлению движения товара (по объекту обложения):

    экспортный тариф – пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

    импортный тариф – пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

    транзитный тариф – пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин – обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

    По способу установления (взимания):

    адвалорные тарифы – таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара. Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. В мировой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины, на долю которых сейчас приходится около 80% всех таможенных пошлин. Средний уровень ставок адвалорных пошлин составляет около 4–6%;

    специфический тариф – ставка таможенной пошлины устанавливается в абсолютном выражении с единицы измерения: веса, объема, длины, площади и т.д. Специфические пошлины, чаще всего являются экспортными пошлинами, особенно при вывозе сырьевых товаров;

    комбинированный (смешанный) тариф – включает оба способа установления величины пошлин, рассмотренных выше;

    альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов. Адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

    По характеру происхождения (в зависимости от страны происхождения товара):

    автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

    конвенциональный (договорной тариф) устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений;

    преференциальный – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

Величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три вида торговых режимов : р ежим наибольшего благоприятствования; режим преференциальный (льготный); беспошлинный режим. Первые используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые – в тех случаях, когда существуют торговые договоры о введение режима наибольшего благоприятствования; третьи – обычно применяются при импорте товаров из развивающихся стран.

    Классификация тарифов по направлению действия:

    сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;

    преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

    дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить или ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: ответный, компенсационный, антидемпинговый .

В ряде случаев в международной практике используются, так называемые, тарифные квоты . Они дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее. Вариантом тарифного квотирования выступает предоставление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово–политическим инструментом комбинированного характера, сочетающим элементы экономического и административного воздействия. Оно активно применяется, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО .

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тарифные методы
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины). Это наиболее традиционный метод, активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Таможенный тариф - ϶ᴛᴏ систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

Таможенные пошлины - ϶ᴛᴏ налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

Начало формирования таможенного тарифа – III – II тысячелœетия до н.э. Термин ʼʼтарифʼʼ берет начало от южно-испанского города Тариф, в котором была впервые составлена таблица, где были внесены названия товаров, меры измерения и величина пошлин за провоз товаров через Гибралтарский пролив.

Таможенный тариф выполняет следующие функции:

1) фискальная (пополнение доходов бюджета);

2) защитная (защита отечественных производителœей от конкуренции);

3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров);

4) торгово-политическая.

Различают пошлины:

Импортные (ими облагаются ввозимые в страну товары);

Экспортные (ими облагаются вывозимые товары);

Транзитные (взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом).

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские.Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителœей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определœенной торгово-экономической политики. Владелœец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.

Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, в связи с этим их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителœей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. Сегодня практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т. д.). Такая пошлина принято называть специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Называется адвалорной.

Внутренняя цена импортного товара (P d) после обложения специфическим тарифом будет равна:

P d = P im + T s ,

где: P im - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

T s - ставка специфического тарифа.

При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

P d = P im * (1 + T av),

где: T av – ставка адвалорного тарифа.

Существует и промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической иадвалорной пошлинами исходя из того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования.

Учитывая зависимость отрежима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара:

Преференциальные (особо льготные);

Договорные (минимальные);

Генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. К примеру, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всœех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. К примеру, взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

При введении таможенного тарифа цена на импортные товары возрастает. Это способствует росту цен на товары отечественного производства. Предложение товаров на внутреннем рынке возрастает, однако спрос уменьшается. Как следствие происходит уменьшение импорта.

Влияние тарифа различно для субъектов экономики. Так потребители:

1) оплачивают доход от тарифа;

2) оплачивают прибыль фирмам;

3) оплачивают избыточные издержки отечественного производства;

4) теряют излишек потребителя.

Государство выигрывает за счёт введения таможенного тарифа, так как увеличиваются поступления в бюджет. По сути это трансферт от потребителœей государству.

Отечественные производители получают дополнительную прибыль. Эта прибыль является переводом доходов от потребителœей к производителям.

Общество несет социальные издержки, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

В ЕС импортные пошлины на рис 231%, молочные продукты – 205%, сахар – 279%. В Японии пошлина на рис 444 %, на пшеницу – 193%. В США пошлина на молочные продукты 93%, на сахар – 91%.

Тарифные методы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тарифные методы" 2017, 2018.

  • - Тема 20. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    Зона свободной торговли (ЗСТ). Таможенный Союз. В практике регулирования внешней торговли. Относится к тарифным методам регулирования. При образовании ЗСТ страны договариваются о постепенном снижении ставок таможенных пошлин. Между предприятиями, которые... .


  • - Тема 19. Тарифные методы регулирования внешней торговли

    Упаковка и маркировка. Цена, общая сумма контракта. Сроки поставки. Тема 18. Внешнеторговая операция и ее основные виды. Содержание внешнеторгового контракта Внешнеторговые операции - комплекс действий иностранных партнеров по... .


  • - Тарифные методы регулирования внешней торговли

    В практике внешнеэкономической деятельности используются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Таможенный тариф может определяться как: · инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его... .


  • - Нетарифные методы регулирования внешней торговли

    К нетарифным методам относятся: 1. Количественные методы. Включают квотирование, лицензирование и добровольные ограничения экспорта. Квоты определяют количество или сумму импортируемых товаров за определенный промежуток времени. Виды квот: глобальные, страновые,... [читать подробнее] .


  • - Тема 13. Регулирование внешней торговли товарами: неТарифные методы

    1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли. 2. Международное регулирование внешней торговли. Таможенные союзы и зоны свободной торговли. 3. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Вопрос 1. Нетарифные меры регулирования внешней торговли Меры... .


  • - Нетарифные методы

    Нетарифные методы делятся на группы: 1. Административные меры или количественные ограничения (их называют «жесткими барьерами»): - лицензирование (избирательная выдача лицензий); - контингентирование; - сертификация; - запрет на импорт. 2. Технические меры (т.е.... .


  • Существование межгосударственных таможенных границ привело к возникновению различных инструментов и методов, с помощью которых государства осуществляют свою внешнеторговую политику.

    Одним из основных способов регулирования внешней торговли любой страны является таможенно-тарифная система, представляющая собой свод таможенных пошлин и правил, действующих в данном государстве. Как уже упоминалось в предыдущих главах, в основе таможенно-тарифной системы большинства стран лежит Гармонизированная система описания и кодирования товаров – ГС. Для всех стран, входящих во Всемирную таможенную организацию, она является законом и называется таможенным тарифом.

    Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу.

    Уровень таможенного обложения зависит от целого ряда факторов (разницы в уровне внутренних и мировых цен товаров в различных странах; степени концентрации производства и уровня монополизации рынка отдельных товаров; наличия на этих рынках производственных цепочек ТНК; соотношения производительности труда и издержек производства в отдельных странах и пр.). Например, в период ухудшения экономической конъюнктуры, особенно в годы кризисов, наблюдается рост ставок таможенных тарифов.

    Таможенный тариф содержит: детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами; код облагаемых таможенной пошлиной товаров ; ставки таможенных пошлин с указанием их метода исчисления; способ обложения товаров; перечень товаров, пропускаемых на таможенную территорию страны беспошлинно; перечень товаров, запрещенных к вывозу из страны и ввозу в страну, транзиту через страну.

    В зависимости от торгового режима страны тарифы могут иметь различную структуру. Если тарифы содержат единую ставку пошлин (одну колонку) для каждого товара вне зависимости от страны его происхождения, они называются одноколонковыми или простыми (не предусматривают льготных или дискриминационных пошлин и встречаются относительно редко). Когда государство к различным странам применяет разные торговые режимы (каждая таможенная ставка применяется к товарам определенных стран или группы стран), то в тарифе такой страны содержится несколько уровней пошлин (две и более колонок), такой тариф называется многоколонковым или сложным. В основу таможенных тарифных ставок положен принцип, в соответствии с которым товар облагается большей пошлиной в том случае, если степень его промышленной обработки достаточно высока.

    Обычно сложные тарифы имеют две колонки: в одной указывается максимальная (генеральная) пошлина, которая чаще всего принимается за базу при исчислении различных преференций или дискриминаций; в другой – минимальная, действующая в отношении стран, для которых применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Может быть и третья колонка. В ней указывается размер преференциальных пошлин по отношению к тем или иным странам (такой способ обычно применяют страны с развитой рыночной экономикой к развивающимся или наименее развитым странам).

    Таможенный тариф может состоять из ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, а также правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, т.е. системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа .

    Таможенные пошлины являются основой таможеннотарифной системы и представляют собой денежные сборы, взимаемые государственными органами с товаров, пересекающих таможенную границу государства.

    Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза и вывоза товаров. Например, согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона).

    По своему экономическому содержанию и характеру действия пошлины относятся к стоимостным, рыночным регуляторам внешнеторгового оборота, а по экономической сущности представляют собой разницу между внешнеторговой мировой (импортной) ценой и внутренней ценой. Процентное выражение этой разницы (суммы таможенной пошлины к цене) называется уровнем пошлины.

    При этом внутренние цены должны быть чуть выше импортных, тогда внешнеторговая политика страны сможет обеспечить равную конкурентоспособность национальных товаров. Таким образом, пошлина выполняет регулирующую роль. Как всякий налог, пошлина увеличивает цену товара и снижает его конкурентоспособность. Но, чтобы эта роль выполнялась эффективно, внешнеторговая политика любой страны должна быть гибкой (пошлины должны периодически пересматриваться в соответствии с изменениями конъюнктуры на внутреннем и мировом рынке, причем пересмотру подлежат только переменные пошлины, ставки которых могут изменяться в случаях, установленных государством) . К числу таких случаев относят изменения уровня мировых, внутренних цен, государственных субсидий и т.п.

    Практически все государства, одни в большей степени, другие – в меньшей, используют пошлины для пополнения доходной части своего бюджета (фискальная функция). Следовательно, пошлина – это налог, который образует доходную часть бюджета государства (в России – более 30%).

    Инструментом дискриминационной политики в отношении различных государств является ценообразующая функция пошлины (увеличение цены импортных товаров позволяет создать стоимостный барьер, повышающий цену импортного товара и создающий разрыв в уровне цен на товары в разных странах). Таким образом, импортные пошлины активно влияют на накопление капитала, темпы развития и норму прибыли отдельных отраслей экономики. Пользуясь этим, государство регулирует объем импорта и его структуру. По мере развития страны фискальная роль таможенной пошлины падает.

    Классификация пошлин осуществляется по следующим признакам: объекту взимания, способу взимания, размеру взимания, способу выработки (определения), практики применения.

    В зависимости от объекта взимания различают вывозные (экспортные) таможенные пошлины, ввозные (импортные) таможенные пошлины и транзитные.

    Вывозные пошлины применяются государством, когда необходимо ограничить экспорт определенного товара, в случае необходимости пополнения государственного бюджета, а также как инструмент улучшения структуры торговли за счет снижения вывоза из страны определенных товаров (например, с низкой степенью обработки, стимулируя таким образом производство и экспорт продукции с высоким уровнем добавленной стоимости).

    Ввозные пошлины начисляются на импортные товары как условие их выпуска в свободное обращение на внутренний рынок страны. Ввозные (импортные) пошлины могут также иметь фискальный, регулирующий (низкие пошлины на сырье и высокие на готовые изделия) и протекционистский характер, т.е. иметь целью сдерживание ввоза определенных товаров на территорию страны. Это наиболее распространенный вид пошлин. Ими облагается более 80% товаров, импортируемых всеми странами мира.

    Транзитные пошлины – пошлины, взимаемые страной, через которую груз следует транзитом в другую страну. В мире используются очень редко, в основном как средство торговой войны. В Российской Федерации установлены нулевые транзитные пошлины.

    По способу взимания пошлины подразделяются на адвалорные, специальные (специфические), смешанные (кумулятивные, или комбинированные).

    Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Адвалорная (стоимостная ) ставка таможенной пошлины устанавливается в виде фиксированного процента с таможенной стоимости облагаемого товара, например, 15% таможенной стоимости автомобиля. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости товара и соответствующей ставки пошлины в процентах. Этот способ позволяет установить связь между ценой товара и размером дохода, который государство перечисляет в свой бюджет. В мировой практике адвалорные пошлины составляют 70–75% всех взимаемых пошлин.

    Очень важно определить таможенную стоимость товара. В таможенной системе любого государства предусматривается несколько методов определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами, идентичными товарами, однородными товарами и т.д.). ВТО стремится унифицировать метод определения таможенной стоимости, и в рамках ГАТТ действует специальный Кодекс по определению таможенной стоимости товара.

    Специальные (специфические ) пошлины устанавливаются в твердо установленной сумме за определенную единицу облагаемых товаров. Такой тип пошлин обычно применяется к массовым грузам и сложным товарам. Применяются в основном в США, Канаде, Австрии, Норвегии, России (например, 20 долл, за 1 т или единицу товара). Специфические пошлины напрямую не связаны с ценой товара, и денежный доход от их взимания зависит только от объема ввозимого или вывозимого товара.

    Может применяться комбинированная пошлина. Она исчисляется одновременно двумя методами: на часть товара применяются адвалорные пошлины, а все, что свыше установленной нормы, облагается по специальной пошлине. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения (разницы), либо путем сложения полученных величин. Например, комбинированная ставка для одежды "меховой овчинной" – 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. указывает на исчисление таможенной пошлины посредством последовательного определения величин по стоимостной (20% таможенной стоимости) и количественной (30 евро за 1 шт.) составляющих ставки. Окончательный размер таможенной пошлины определяется путем сравнения по наибольшему показателю. Или, например, комбинированная ставка для спортивной обуви – 15% таможенной стоимости плюс 0,7 евро за 1 пару. Она также указывает на последовательность расчета по стоимостной и количественной составляющим, однако размер таможенной пошлины определяется путем сложения полученных результатов.

    Как разновидность применяются альтернативные пошлины. Взимается та из пошлин, которая дает наибольшую величину таможенного сбора (20 долл, за тонну или 10% с цены товара, которая выше).

    Размер взимания позволяет дифференцировать таможенные ставки на номинальные, льготные, минимальные, промежуточные и максимальные. Дифференциация пошлины зависит прежде всего от степени обработки товара. Например, при ввозе сырья может применяться как беспошлинный завоз, так и либо номинальные, либо льготные, либо минимальные пошлины. Это создает условия для снижения издержек национальной перерабатывающей промышленности. В совокупности такие пошлины составляют систему преференций и применяются в отношении товаров тех стран, которые пользуются РНБ (устанавливаются на основе преференциальных соглашений).

    Условия предоставления преференций и правила определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями ОЭСР и ЮНКТАД.

    Так, тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться невзаимными преференциальными режимами, предоставляемыми странами ЕС, США, Канадой и Турцией в рамках Общей системы преференций ООН. Преференциальные режимы импорта ЕС, США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных (по сравнению с базовыми) или нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении определенной группы российских товаров. Преференциальный режим импорта товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке Российской Федерации и не противоречит нормам и правилам ВТО .

    Номинальный уровень пошлины – это ее размер (ставка), обозначенный в таможенном тарифе. Средний номинальный уровень таможенного обложения может быть рассчитан путем вычисления среднеарифметической величины (сложение ставок пошлин и деление суммарной величины на число ставок).

    Промежуточные пошлины по своему уровню выше минимальных. Они устанавливаются на полуфабрикаты, узлы и детали, необходимые для сборки готового изделия. Такими пошлинами пользуются все государства, участвующие в МРТ по внутриотраслевому типу, наиболее активно их применяют ТНК. Последние могут их применять даже на готовую продукцию, если обмен ведется между филиалами одной корпорации.

    Максимальные пошлины устанавливаются на готовую продукцию. Разница между минимальными и максимальными пошлинами весьма существенна. Такие пошлины носят автономный характер и являются верхним пределом уровня таможенного обложения, который может применять исполнительная власть. Устанавливаются на основе односторонних решений органов государственной власти.

    Например, в США уровень минимальной пошлины составляет 1,8%, промежуточной – 6,1%, максимальной – 7%. По конкретным товарам разница может быть еще более значительной.

    Увеличение уровня тарифной защиты по мере повышения уровня обработки товара носит название таможенной (тарифной ) эскалации. Таким образом создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и полуфабрикатов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны. Развивающиеся страны – члены ВТО считают, что тарифная эскалация создает дополнительные преграды для экспорта обработанных товаров на рынки развитых государств и добиваются в ходе тарифных переговоров, идущих в настоящее время в ВТО (Доха-раунд), ее сокращения.

    Максимальные пошлины могут быть покровительственными, запретительными и наступательными.

    Например, уровень покровительственных пошлин может превышать уровень максимальных. Их главная цель – защита собственной промышленности от конкуренции, кроме этого они вынуждают партнера пойти на уступки в экспорте нужной стране продукции. Запретительные пошлины отличаются более высокими ставками: на 30% больше покровительственных. Наступательные пошлины отличаются еще более высоким уровнем – на 30–40% выше запретительных. Их цель – полностью запретить импорт в страну тех или иных товаров, аналоги которых производятся национальной промышленностью. Естественно, что они ведут к снижению объемов предложения, а значит, к росту цен и снижению благосостояния населения не только в своей стране, но и в странах-партнерах.

    Таким образом, одним из основных инструментов регулирования торговой политики государства является таможенный тариф, однако помимо таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности страны используют и нетарифные меры.

    В современном мире большинство мер государственного воздействия на международную торговлю осуществляется нетарифными мерами. Это связано в первую очередь с тем, что тарифные ставки стран – членов ВТО закреплены документально и большинство государств не имеет возможности оперативно отреагировать на изменения условий торговли и внести коррективы в таможенные ставки в сторону увеличения или уменьшения.

    Чаще всего запреты вводятся государствами исходя из своих интересов (или в качестве ответных мер) и устанавливаются как на длительный срок, так и на временной основе. Однако использование странами нетарифных мер может привести к снижению объемов импорта и, как следствие, увеличению цены на импортные товары.

    К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов (любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров; объем; товарную структуру внешней торговли; цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран).

    Центр по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования дает следующее определение нетарифным методам – это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

    Следует подчеркнуть, что в мировой практике и торговой политике принято различать две большие группы мер нетарифного регулирования. Первая группа имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов добровольных ограничений экспорта и т.д. Применение нетарифных мер этой группы опирается на развитую законодательную и административную базу. Их осуществление поручено соответствующим органам исполнительной власти, как правило, центральным правительственным органам. Вторая группа возникает в результате дискриминационного применения к иностранным товарам большого круга различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических мер.

    В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях.

    • 1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.
    • 2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
    • 3. Выполнение международных обязательств.
    • 4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.
    • 5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
    • 6. Защита общественной морали и правопорядка.
    • 7. Защита культурных ценностей.
    • 8. Обеспечение национальной безопасности.

    Вопрос классификации, сопоставления, количественной оценки нетарифных мер занимает одно из центральных мест в деятельности ВТО. В рамках организации применяется классификационная схема, насчитывающая несколько сотен наименований нетарифных мер.

    До 2009 г. в соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры были разделены на пять групп: участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера; таможенные процедуры и административные формальности; технические барьеры в торговле; количественные и специфические ограничения аналогичного характера; ограничения, заложенные в механизме платежей. Наряду с ВТО такие классификационные перечни имелись у многих международных экономических организаций. Например, по классификации ЮНКТАД выделяли семь групп нетарифных мер: ценовой контроль, финансовый контроль, автоматическое лицензирование, количественные ограничения, монопольные, технические и прочие меры в отношении чувствительных товаров. Но разработанная классификация не в полной мере отражала современные реалии, поскольку в настоящее время широко применяются новые нетарифные меры, а систематического обновления базы данных не проводилось с 2001 г.

    В 2006 г. ЮНКТАД выступила с инициативой по пересмотру классификации нетарифных мер. Для выполнения технической работы, связанной с этим проектом, была создана Межорганизационная группа поддержки, включающая представителей различных международных организаций: ЮНКТАД, Международного торгового центра (ЮНКТАД – ВТО), Всемирного банка, ВТО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации промышленного развития ООН (ЮНИДО), МВФ и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В результате была разработана усовершенствованная классификация нетарифных мер (2009 г.), которая включает в себя 16 разделов:

    • 1) санитарные и фитосанитарные меры (СФС);
    • 2) технические барьеры в торговле (ТБТ);
    • 3) предотгрузочная инспекция и другие формальности;
    • 4) меры контроля цен;
    • 5) лицензии, квоты, запреты и другие меры количественного контроля;
    • 6) налоги, сборы и другие аналогичные тарифам меры;
    • 7) финансовые меры;
    • 8) меры по ограничению конкуренции;
    • 9) связанные с торговлей инвестиционные меры;
    • 10) ограничения для распространения;
    • 11) ограничения на послепродажное обслуживание;
    • 12) субсидии;
    • 13) ограничения для государственных закупок;
    • 14) интеллектуальная собственность;
    • 15) правила происхождения;
    • 16) меры, связанные с экспортом .

    Наиболее распространенные нетарифные меры охватывают две категории:

    • нетарифные ограничения, специально вводимые с целью регулирования доступа иностранных товаров на национальные рынки (квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные формальности и др.);
    • нетарифные инструменты, воздействие которых на товарные потоки является побочным, скрытым (технические регламенты и стандарты, санитарные нормы, административные ограничения, налоги, акцизные сборы, субсидии и др.) .

    Рассмотрим некоторые виды нетарифных мер. Наибольшие сложности для предприятий-экспортеров при доступе на зарубежные рынки представляют требования стандартов. Так, только в США Национальным институтом стандартизации и технологии (The National Institute of Standards and Technology) разработано 9,37 тыс. обязательных стандартов (регламентов). В стране аккредитовано более 200 неправительственных организаций, которые разрабатывают отраслевые и межотраслевые стандарты. ASTM (Американское общество по испытанию материалов, ASTM International) принято 3348 обязательных стандартов (регламентов), ANSI (Американский национальный институт стандартов, American National Standards Institute) – 805, ASME (Американское общество инженеров машиностроения, American Society of Mechanical Engineers) – 667, API (Американский институт нефти, American Petroleum Institute) – 438 . По своему основному назначению технические барьеры являются мерами технической, а не торговой политики и становятся нетарифными барьерами, когда они применяются с целью создания препятствий на пути импорта.

    Количественные ограничения экспорта и импорта – это прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли, непосредственно ограничивающая количество ввозимых и вывозимых товаров и прямо воздействующая на их товарную номенклатуру и географическое направление внешней торговли. К формам количественных ограничений относят: контингентирование, квотирование, неавтоматическое лицензирование, правила о смешивании, добровольные ограничения экспорта, а также запреты.

    Контингентирование (квотирование ) – это установление государством экспортных и импортных квот (контингентов), разрешающих или ограничивающих в количественном или стоимостном выражениях ввоз (вывоз) товаров.

    По российскому законодательству контингентирование как метод количественного ограничения экспорта и импорта может вводиться в исключительных случаях Правительством РФ, исходя из национальных интересов в целях выполнения международных обязательств и защиты национального производителя. Мотивацией применения контингентирования при экспорте часто является дефицит экспортных товаров на внутреннем рынке, предотвращение исчерпания невосполняемых природных ресурсов, в связи с необходимостью поддержания платежного баланса страны, в порядке защитных мер для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории России.

    В ФРГ такие нетарифные ограничения направлены на защиту сталелитейной промышленности (квотные ограничения), атомной энергетики (режим негласного квотирования товаров и услуг ядерного топливного цикла), пищевой отрасли (тарифная квота на пшеницу мягких сортов со средним и низким содержанием протеина), текстильной и швейной промышленности (путем заключения соглашений с поставщиками о самоограничении экспорта).

    Во внешнеторговой политике страны часто используют квотирование (табл. 11.4), которое дает ему ряд преимуществ, а именно:

    • – выравнивать платежный баланс за счет дальнейшего гарантированного увеличения затрат на импорт в условиях ужесточения иностранной конкуренции;
    • – осуществлять более гибкую экономическую политику, так как в отличие от тарифных ограничений квоты не регламентируются правилами ГАТТ/ВТО;
    • – квоты облегчают государству осуществление регулирующих функций в отношении национальных производителей;
    • – быстро добиваться специальных лицензионных привилегий для отраслей, нуждающихся в защите, поскольку применять квотирование импорта проще, чем вводить пошлины, которые служат источником государственного дохода.

    Таблица 11.4. Категории квот

    Квоты подразделяются на глобальные (определяют размер общего импорта какого-либо товара, который не распределен между поставщиками); индивидуальные (предусматривают распределение пропорционально доле каждого поставщика в импорте за базовый период на основе двустороннего согласования); тарифные (когда ввоз ограниченного количества товара осуществляется при более льготном таможенном режиме, чем то, что ввозится сверх этого количества) и сезонные (могут устанавливаться на ввоз некоторых видов сельскохозяйственной продукции в период пика производства внутри страны).

    Традиционной мерой регулирования импорта (а иногда и экспорта) является лицензирование, предусматривающее разрешительный порядок внешнеторговых операций с каким-либо товаром или страной и подразделяющееся на автоматическое и неавтоматическое. В первом случае лицензия используется исключительно в целях наблюдения за ходом внешней торговли. Импортер (экспортер) обращается в государственный орган с заявкой на лицензию, получаемую автоматически. Цель такого лицензирования – мониторинг поставок для контроля за выполнением международных договоренностей или за поставками чувствительных товаров. При неавтоматическом лицензировании вводятся специальные разрешения (лицензии) на импорт и экспорт, которые выдаются по усмотрению соответствующих властей или на основе каких-либо конкретных критериев.

  • О системе технического регулирования и стандартизации США // БИКИ № 16 (9411). 2009. 10 февр.


  • 1. Введение……………………………………………………………………... 2

    1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

    2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

    3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

    4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

    5. Список литературы…………………………………………………………. 24

    Введение.

    Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

    Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

    Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

    Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

    Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

    Тарифные методы регулирования внешней торговли.

    Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

    Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

    Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

    Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

    Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

    Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

    Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

    Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

    Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

    Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

    Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

    Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

    Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

    По товарном обращению:

    - Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

    - Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

    - Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

    По основе начисления:

    - Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

    - Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

    - Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

    - Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

    По характеру применения:

    Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

    Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

    Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

    Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

    По происхождению :

    Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

    Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

    Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

    По типам ставок :

    Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

    Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.