Критерии надежности объектов теплоснабжения установленные техническими регламентами. Промышленная безопасность и технический надзор

д.т.н. Сеннова Е.В., к.т.н. Кирюхин С.Н., к.т.н. Шиманская А.О.

Методическая и нормативная база

Надежность систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) определяется структурой, параметрами, степенью резервирования и качеством элементов всех ее подсистем – источников теплоты (ИТ), тепловых сетей (ТС), узлов потребления, систем автоматического регулирования, а также уровнем эксплуатации и строительно-монтажных работ.

В силу ряда причин, действовавших как ранее, так и в настоящее время, положение в централизованном теплоснабжении характеризуется неудовлетворительным техническим состоянием и низкой экономической эффективностью систем, изношенностью оборудования и недостаточной надежностью теплоснабжения потребителей, неудовлетворительным уровнем комфорта в зданиях и большими потерями тепловой энергии.

Наиболее ненадежным звеном СЦТ являются ТС, особенно при их подземной прокладке. Это, в первую очередь, обусловлено низким качеством применяемых ранее конструкций теплопроводов, тепловой изоляции, запорной арматуры, недостаточным уровнем автоматического регулирования процессов передачи, распределения и потребления тепловой энергии, а также все увеличивающимся моральным и физическим старением ТС из-за хронического недофинансирования работ по их модернизации и реконструкции. Кроме того, структура ТС в крупных системах не соответствует их масштабам.

Вместе с тем сфера теплоснабжения в нашей стране имеет высокую социальную и экономическую значимость, поскольку играет ключевую роль в жизнеобеспечении населения и потребляет около 40% первичных топливных ресурсов, более 60% которых составляет природный газ.

В последние годы Правительством страны принимаются меры по устранению негативных тенденций и улучшению положения в тепловом хозяйстве страны.

27 июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении» , который первым принципом организации основ государственной политики в сфере теплоснабжения определяет «обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с техническими регламентами» (Статья 3).

В соответствии с Законом вопросы развития систем теплоснабжения населенных пунктов должны решаться в Схемах теплоснабжения. Обязательным критерием принятия решений при их разработке является обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий и требований к надежности теплоснабжения каждого из потребителей (статья 23).

Разработанные в свете реализации этого закона документы регламентируют расчет вероятностных показателей надежности (ПН) теплоснабжения потребителей и определение объемов необходимого резервирования на ИТ и в ТС.

Существенную сложность в задачи исследования и расчета надежности теплоснабжения вносят ТС. Это обусловлено тем, что ТС крупных СЦТ имеют многокольцевую структуру, не приводимую к последовательно-параллельным и мостиковым схемам. В расчетах надежности они должны рассматриваться как системы с произвольными монотонными структурами , пропускные способности связей которых различны в различных режимах.

В общем случае в СЦТ с многоконтурными ТС состояниям системы, характеризуемым отказами того или иного элемента или их совокупностей, соответствуют свои уровни подачи тепла потребителям. Эти уровни и вероятности их реализации у каждого потребителя могут быть определены лишь на основе расчетов послеаварийных гидравлических режимов.

Многоконтурность схем ТС, нелинейность и гидравлическая связность элементов ограничивают возможность эквивалентирования и получения расчетных схем с небольшим числом узлов и участков. Однако современный уровень вычислительных средств, методов, алгоритмов и программных реализаций для гидравлических расчетов многоконтурных трубопроводных систем позволяют решать эти задачи в рамках геоинформационных систем без особых затруднений.

При разработке схем теплоснабжения решаются два типа задач, связанных с расчетами надежности:

Расчет ПН теплоснабжения потребителей по характеристикам надежности элементов ТС при заданной схеме и параметрах сети (задачи анализа надежности);

Выбор (корректировка) схемы и параметров ТС на рассматриваемую перспективу с учетом нормативных требований к надежности теплоснабжения потребителей (задачи синтеза (построения) надежной сети).

Для решения этих задач в ОАО «Газпром промгаз» разработаны методика и программно реализуемый алгоритм, обеспечивающие нормативные требования к надежности теплоснабжения потребителей при разработке схем теплоснабжения.

Методическая и нормативная основы для их разработки создавались в течение длительного времени трудами отечественных ученых, научно-исследовательских институтов, проектных, наладочных и эксплуатационных организаций .

Общие принципы расчета надежности и резервирования тепловых сетей были сформулированы В.Я. Хасилевым и А.А. Иониным. Математические модели для оценки показателей надежности теплоснабжения потребителей и система нормативов разрабатывались в институте ВНИПИЭнергопром, МИСИ, Институте систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН. Основой для оценки норм аварийной подачи тепла и учета временного резерва в расчетах надежности стала полученная Е.Я. Соколовым зависимость для расчета нестационарного температурного режима в помещениях.

Проведенные исследования были собраны, обобщены и развиты в справочнике «Надежность систем теплоснабжения» (далее Справочник) , который входит в четырехтомный справочник «Надежность систем энергетики и их оборудования» под ред. акад. Ю.Н. Руденко.

В Справочнике изложены методические подходы и алгоритмы для оценки надежности теплоснабжения потребителей и построения систем с требуемым уровнем надежности на основе резервирования ТС. Представлена накопленная к тому времени статистика по отказам в ТС, на ТЭС, в котельных и результаты ее статистической обработки. Содержатся также данные по системе нормативов надежности, которые легли в основу регламентов, показателей и нормативов для оценки надежности теплоснабжения, включенных в СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» .

Разработанная методика ориентирована на использование этих нормативов.


Особенности ТС и процессов теплоснабжения с позиций

исследования надежности

Определяющее влияние на методический подход к решению поставленных задач (количественная оценка надежности теплоснабжения потребителей и построение ТС, удовлетворяющей требованиям надежности) оказывают следующие свойства ТС и технологические особенности процессов теплоснабжения:

1. ТС это нелинейные пространственные сетевые структуры произвольной топологии, имеющие большое число элементов и подключенных к узлам сети потребителей с разными требованиями к надежности теплоснабжения. Тепловая нагрузка потребителей разнородна и меняется в течение отопительного периода. Чтобы обеспечить выполнение основной функции ТС – надежную подачу тепловой энергии потребителям, рассредоточенным по узлам сети, в соответствии с их индивидуальными требованиями, необходимо использовать узловые показатели, позволяющие оценивать надежность теплоснабжения каждого потребителя. Социальный характер систем также требует рассматривать проблему надежности со стороны потребителей.

2. Полный отказ ТС – чрезвычайно редкое событие. Здесь происходят частичные отказы, при которых нарушается теплоснабжение только части потребителей, причем с разными последствиями у каждого из них. Для определения глубины отказов у каждого потребителя в резервированных ТС, имеющих кольцевую часть, необходимы расчеты послеаварийных гидравлических режимов.

3. Угроза катастрофических последствий при длительном нарушении теплоснабжения потребителей накладывает ограничения на допустимое время ликвидации отказов.

Это время может быть увеличено резервированием тепловой сети, которое позволяет поддерживать некоторый пониженный уровень подачи тепла потребителям во время ликвидации отказов. Это исключает катастрофические последствия, но при некотором снижении температуры воздуха в зданиях.

Таким образом формируется временной резерв потребителей, представляющий собой время снижения температуры воздуха в здании до некоторого граничного значения, которое нормируется, так же как и частота таких снижений.

Основные методические положения

1. Рассматриваются два уровня теплоснабжения потребителей – расчетный и пониженный (аварийный). В соответствии со СНиП 41-02-2003 (таблица 2 и п. 6.33) пониженный уровень характеризуется подачей потребителям аварийной нормы тепла во время ликвидации отказов в резервируемой части ТС.

2. Отказ функционирования для каждого уровня формулируется с позиций потребителя как снижение температуры воздуха в зданиях ниже граничного для данного уровня значения . Для расчетного уровня теплоснабжения это граничное значение соответствует расчетной температуре воздуха в здании, для пониженного уровня - нормам, установленным СНиП 41-02-2003 (п. 4.2).

3. Надежность теплоснабжения оценивается узловыми показателями, определяемыми для узлов-потребителей: двумя вероятностными и одним детерминированным.

Для оценки надежности расчетного уровня используется коэффициент готовности , представляющий собой вероятность того, что в произвольный момент времени будет обеспечен расчетный уровень теплоснабжения j -го потребителя (среднее значение доли отопительного сезона, в течение которой теплоснабжение j -го потребителя не нарушается).

Надежность пониженного уровня оценивается вероятностью безотказной работы P j , представляющей собой вероятность того, что в течение отопительного периода температура внутреннего воздуха в зданиях j -го потребителя не опустится ниже граничного значения.

Детерминированный показатель – норма подачи тепла потребителям в аварийных ситуациях .

4. Количество теплоты, получаемое каждым потребителем во время ликвидации отказов на участках кольцевой части сети, определяется на основе расчетов послеаварийных гидравлических режимов.

5. ПН рассчитываются за отопительный период с учетом временного резерва потребителей, его зависимости от температур наружного воздуха и продолжительностей их стояния.

6. В задачах синтеза на основе расчета показателей и выявляется необходимость структурного резервирования ТС и выделяется резервируемая часть сети.

7. Диаметры участков резервируемой части ТС определяются из условий подачи потребителям во время ликвидации отказов аварийной нормы тепла (параметрическая избыточность).

8. Для решения задач составляется расчетная схема, в которой участки ТС отображаются ветвями, места расположения ИТ, потребителей и разветвлений участков сети – узлами с притоками и отборами теплоносителя или без них. Элементы оборудования указываются соответствующими обозначениями (графическими примитивами).

Степень детализации расчетной схемы зависит от постановки задачи. Так, в качестве потребителей могут рассматриваться отдельные здания, группы зданий, городские микрорайоны или другие совокупности потребителей, подключенных к узлу расчетной схемы. Соответствующую детализацию будет иметь и расчетная схема ТС. При этом расчетная схема может отображать только подающие или только обратные линии ТС (однолинейная расчетная схема). Потребители и источники в такой схеме моделируются отборами или притоками теплоносителя. В двухлинейной расчетной схеме ветвями отображаются подающие и обратные линии ТС, схемы теплоподготовительных установок источников и потребителей.

Двухлинейные расчетные схемы используются для расчетов послеаварийных гидравлических режимов.

Расчет ПН теплоснабжения потребителей (задача анализа)

Задача состоит в определении узловых ПН для рассматриваемых уровней надежности теплоснабжения по характеристикам надежности элементов сети.

Коэффициент готовности к обеспечению расчетного теплоснабжения j -го потребителя:

Здесь: - стационарная вероятность рабочего состояния сети;

Вероятность состояния сети, соответствующая отказу f -го элемента;

- множество элементов ТС, выход которых в аварию не нарушает расчетный уровень теплоснабжения j -го потребителя;

- параметр потока отказов f- го элемента;

Продолжительность (число часов) стояния в течение отопительного периода температуры наружного воздуха ниже - температуры воздуха, при которой время восстановления f -го элемента ( равно временному резерву j -го потребителя, т.е. времени снижения температуры воздуха в здании j -го потребителя до минимально допустимого значения ().

Стационарные вероятности состояний ТС ( и ) определяются для марковского стационарного процесса смены состояний ТС с простым пуассоновским распределением потока отказов .

При предположении, что во время восстановления отказавшего элемента отказы других элементов не происходят, то стационарные вероятности вычисляются по следующим зависимостям:

Здесь: – параметр потока отказов элемента ТС, 1/ч;

m - интенсивность восстановления элементаТС, 1/ч;

N - число элементов ТС;

¦ - индекс (номер) отказавшего элемента.

Временной резерв потребителей учитывается при определении через продолжительность стояния () температуры наружного воздуха (), при которой время восстановления элемента () равно временному резерву j -го потребителя.

Температуры равенства времени восстановления и временного резерва определяются на основе формулы Е.Я. Соколова, в которой время нарушения теплоснабжения принимается равным времени восстановления, а температура внутреннего воздуха – граничному значению:


(5)

где - расчетная температура воздуха в здании j -го потребителя, 0 С;

Расчетная для отопления температура наружного воздуха, 0 С;

– относительный часовой расход тепла у j -го потребителя при отказе f -го элемента при ;

Коэффициент тепловой аккумуляции здания j -го потребителя, ч.

Если ≥ 8 о С, отказ элемента влияет на теплоснабжение потребителя в течение всего отопительного периода и в формуле (2) принимется равной продолжительности отопительного периода ().

Если =, отказ элемента не влияет на теплоснабжение потребителя и =0.

Если и ее значение определяется по графику продолжительностей стояния температур (график Россандера).

Таким образом автоматически выделяются: а) элементы, отказы которых нарушают и не нарушают пониженный уровень теплоснабжение потребителя, и б) доля отопительного периода, в течение которой нарушение имеет место.

Блок-схема алгоритма расчета ПН приведена на рисунке 1.


Рисунок 1. Алгоритм расчета показателей надежности тепловых сетей

В блоке I определяются характеристики надежности элементов ТС: интенсивность и параметр потока отказов, интенсивность и среднее время восстановления.

При наличии статистических данных об отказах элементов ТС полученные на основе их обработки характеристики надежности элементов должны быть сопоставлены с достигнутым уровнем, а по времени восстановления теплопроводов и с рекомендациями СНиП41-02-2003 «Тепловые сети».

Если окажется, что полученные значения существенно хуже, то уже на этом этапе необходима разработка предложений по улучшению характеристик надежности элементов ТС (замена изношенных участков, повышение технической оснащенности АВС, увеличение численности ремонтного персонала, секционирование ТС). Для расчетов ПН и выбора объема резервирования ТС характеристики надежности элементов следует принимать с учетом принятых предложений, поскольку недопустимо низкий технический уровень ТС компенсировать ее резервированием.

При отсутствии статистических данных расчет интенсивности отказов теплопроводов производится, в соответствии с Методическими рекомендациями , с использованием распределения Вейбулла с учетом времени эксплуатации теплопроводов. При этом участки сети, работающие более 25 лет, выделяются в отдельную группу как потенциально ненадежные. После дополнительного анализа их состояния выбираются участки рекомендуемы6е к замене. Для расчетов на перспективу интенсивность отказов этих участков принимается как для новых теплопроводов в период нормальной эксплуатации ().

При отсутствии статистических данных о времени восстановления элементов ТС, значения времени восстановления выбираются в соответствии с нормированными в таблице 2 СНиП 41-02-2003 значениями, в зависимости от диаметра теплопровода и расстояния между секционирующими задвижками.

В блоке II по зависимостям (3) или (4) определяются вероятности рабочего состояния сети и вероятности состояния сети с отказом одного из элементов.

Вычисленным вероятностям состояний сети ставится в соответствие количество тепловой энергии, подаваемой потребителям в этих состояниях, т.е. определяется подача теплоносителя и теплоты (абсолютные и относительные) каждому потребителю при выходе в аварию каждого из элементов ТС.

В ТС, имеющих кольцевую часть, каждому состоянию с отказом элементов кольцевой части сети соответствует свой уровень подачи тепловой энергии потребителям.

Этот уровень определяется в блоке III путем моделирования отказов и расчетов послеаварийных гидравлических режимов. На основе полученных результатов расчетов составляются матрицы относительных расходов теплоносителя у потребителей в этих режимах (по отношению к расчетному).

Моделирование послеаварийных ситуаций производится путем автоматического исключения элементов из расчетной схемы ТС. Расчеты послеаварийных гидравлических режимов выполняются с помощью математических моделей потокораспределения, реализованных в соответствующих геоинформационных системах и программно-расчетных комплексах (например, ПРК ZuluThermo ГИС Zulu) для двухлинейной расчетной схемы ТС.

В блоке IV по результатам расчетов в блоке III определяются температуры воздуха в зданиях в конце периода восстановления теплоснабжения (), температуры равенства времени восстановления элемента и временного резерва потребителя () и продолжительности стояния этих температур в отопительном периоде (). По полученным данным определяются элементы ТС, отказ которых нарушает расчетный и пониженный уровни теплоснабжения каждого потребителя.

В блоках V и VI по зависимостям (1) и (2) рассчитываются коэффициенты готовности системы к обеспечению расчетного теплоснабжения и вероятности обеспечения пониженного уровня теплоснабжения каждого потребителя.

Задача построения ТС с заданным уровнем надежности (задача синтеза)

Задача состоит в обосновании мероприятий, обеспечивающих выполнение требований СНиП 41-02-2003 к надежности теплоснабжения.

При ее решении необходимо выполнение двух следующих условий:

Удовлетворение нормативным значениям вероятностных ПН;

Обеспечение потребителей аварийной нормой тепла во время восстановления отказов на участках резервируемой части сети.

Для каждого узла-потребителя расчетной схемы сети:

(6)
(7)
(8)

где – нормативное значение коэффициента готовности;

– нормативное значение вероятности того, что температура воздуха в зданиях не опустится ниже граничного значения;

Множество участков кольцевой части ТС, гидравлически связанных с j -м потребителем;

Количество типоразмеров диаметров теплопроводов, для которых установлена норма аварийной подачи тепла.

ПН нормированы в СНиП 41-02-2003 и имеют следующие значения: ; Величина нормирована в зависимости от диаметра теплопровода и расчетной температуры наружного воздуха (пп. 6.33, 6.10).

Вероятностные показатели и и детерминированный показатель хорошо отражают специфику резервирования в ТС и позволяют разработать рациональный алгоритм построения структуры ТС, удовлетворяющей требованиям надежности.

В нерезервированной ТС значения выше чем для тех же потребителей в сети с резервированием, а значения – ниже.

При резервировании ТС:

Значения увеличиваются, так как увеличивается временной резерв потребителей;

Значения уменьшаются, так как на расчетное теплоснабжение потребителей влияет большее число элементов ТС (не только элементы, входящие в путь теплоснабжения потребителя, но и элементы связанной с ним кольцевой части сети);

При объем резервирования должен увеличиваться до тех пор, пока не достигнут нормативного значения, а своего норматива еще не нарушат.

Таким образом, если в тупиковой сети , резервирования сети не требуется, если , необходимо определить объем резервирования, обеспечивающий нормативные значение показателей .

Если в ТС без резервирования (а также при увеличении объема резервирования сети) значения оказываются меньше нормативного, это значит, что масштабы системы завышены и необходимо уменьшить радиус действия и общую длину сети от данного источника – либо введением дополнительного источника, либо переключением части потребителей на другие источники.

Для реализации методики используются вероятностные модели функционирования системы и расчета узловых ПН, детерминированные модели теплообмена в зданиях и расчета гидравлических режимов в многоконтурных ТС. Их эффективная реализация возможна только в геоинформационных системах, в которых разрабатываются электронные модели схем теплоснабжения.

Пример расчета показателей надежности тепловой сети

с резервированием от ТЭЦ тепловой мощностью 646 Гкал/ч

Источником теплоты в системе теплоснабжения, расположенной в районе Нижнего Новгорода, является ТЭЦ электрической мощностью 350 МВт с присоединенной тепловой нагрузкой 646 Гкал/ч. Продолжительность отопительного периода 5232 ч, расчетная для отопления температура наружного воздуха −30°С, средняя за отопительный период температура наружного воздуха −4,7°С.Тепловая энергия подается потребителям по двухтрубным водяным ТС, проложенным преимущественно в непроходных каналах.

Схема ТС (рисунок 2) включает 178 участков и 29 потребителей. Сеть частично резервирована. От ТЭЦ идут две магистрали. Магистраль первой очереди содержит 33 участка с диаметрами от 400 до 1000 мм, общей протяженностью 5,8 км. Магистраль второй очереди содержит 9 участков с диаметрами от 800 до 1000 мм, общей протяженностью 3,3 км. Кольцевая часть сети образована 22 участками третей очереди с диаметрами от 500 до 600 мм, общей протяженностью 2,4 км, а также 17 участками четвертой очереди с диаметрами от 400 до 500 мм, общей протяженностью 2,2 км.

Рисунок 2. Схема резервированной тепловой сети ТЭЦ тепловой мощностью

646 Гкал/ч и результаты расчета ПН ТС

Расчет ПН показал, что значения коэффициентов готовности относительно расчетного уровня теплоснабжения для всех потребителей удовлетворяют нормативным требованиям. Нормативы же по вероятности обеспечения минимально допустимых температур воздуха в зданиях нарушаются у шести потребителей, образующих зону ненадежного теплоснабжения в тупиковой части сети, показанной на рисунке 2.

У этих потребителей нарушается и норма аварийной подачи тепла – до нуля при отказах участков тупиковой части сети и до 0,3 от требуемого значения при отказах на участках магистрали второй очереди диаметром 800 мм.

С позиций достижения нормативных значений ПН сначала была выполнена расчетная проверка эффективности мероприятий по замене участков ТС с высокими значениями параметра потока отказов. Однако вероятность обеспечения минимально допустимых температур воздуха в зданиях потребителей зоны ненадежного теплоснабжения не достигла нормативного значения.

Затем было принято и проверено решение по увеличению объема резервирования ТС путем включения перемычки длиной 149 м диаметром 500 мм, равным большему из диаметров смежных участков сети (рисунок 3).


Рисунок 3. Увеличение объема резервирования тепловой сети ТЭЦ и результаты расчета ее показателей надежности

Расчеты показали (рисунок 3), что при включении перемычки, вероятности обеспечения пониженного уровня теплоснабжения удовлетворяют нормативному значению, коэффициенты готовности остались существенно выше нормативного значения. Норматив подачи теплоты потребителям при отказах участков той части сети, которая раньше была тупиковой, а теперь вошла в кольцевую часть, также стал выполняться.

Однако при отказах участков магистрали второй очереди, подача тепла потребителям по-прежнему составляет 0,3 от требуемого значения. Температура воздуха в зданиях при отказах этих участков снизится до 6-7°С, что недопустимо не только с позиций надежности теплоснабжения потребителей, но и с позиций живучести системы. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, необходимо увеличение диаметров ряда участков магистрали первой очереди до 800 мм.


Расчет ПН теплоснабжения потребителей, их доведение до нормативных значений и обоснование требуемого объема резервирования ТС выполняется с принятием ряда определенных решений на каждом этапе расчета. Рекомендации по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей разрабатываются в том случае, если расчетные значения ПН для существующего состояния ТС не соответствуют нормативным требованиям. Разработка выполняется в следующей последовательности:

1. На основе анализа характеристик надежности выявляются элементы ТС с высокими значениями параметра потока отказов и времени восстановления.

Для расчетов ПН и выбора объема резервирования ТС характеристики надежности элементов следует принимать с учетом принятых предложений, поскольку недопустимо низкий технический уровень ТС компенсировать ее резервированием.

3. Рассчитываются новые значения ПН теплоснабжения потребителей при моделировании реализации рекомендаций по улучшению характеристик надежности ряда элементов ТС. Новые значения ПН сравниваются с нормативными, т.е. проверяется выполнение условий ¸ (8).

4. Если нормативные значения не достигнуты, разрабатываются рекомендации по повышению ПН в зависимости от того, какие из условий (6) ¸ (8) нарушаются (рисунок 4).

потребителей

Одним из основных мероприятий (в случае если при выполнении условий (6) все или часть условий (7) не выполняются), является введение или увеличение объема резервирования ТС путем устройства аварийных перемычек, дублирования участков сети, увеличения диаметров теплопроводов, увеличения располагаемого напора на коллекторах источника. Как правило, первыми следует резервировать головные участки ТС, при необходимости наращивая объем резервирования к периферии. Диаметры перемычек следует выбирать по наибольшему диаметру смежных участков сети.

Для вариантов резервирования моделируются и рассчитываются послеаварийные гидравлические режимы, соответствующие отказам элементов кольцевой части сети, и проверяется, обспечиваются ли потребители во время ликвидации отказов нормой аварийной подачи тепла (условие (8)).

Следует иметь в виду, что затраты на резервирование могут быть снижены, если в системах есть возможность отключения нагрузки горячего водоснабжения во время ликвидации отказов. Неотключаемая по каким-либо причинам часть нагрузки горячего водоснабжения должна учитываться при расчете резервирования.

Выполнение ограничений (8) означает, что диаметры реконструируемых существующих и новых проектируемых участков ТС и располагаемый напор на коллекторах ИТ достаточны. Если выполняются не все ограничения (8), необходимо рассмотреть увеличение диаметров на некоторых участках кольцевой части сети и, возможно, располагаемого напора на источнике. Для «перекладки» в первую очередь выбираются участки с максимальными удельными потерями давления.

Если в ТС без резервирования или при увеличении объема резервирования кольцевой сети коэффициент готовности оказывается меньше нормативного (не выполняются условия (6)), а возможности замены участков и снижения времени восстановления исчерпаны, это значит, что масштабы системы завышены и необходимо уменьшать радиус действия и общую длину сети от данного источника. Это может быть достигнуто либо введением дополнительного источника, либо переключением части потребителей на другие источники.

Разработка рекомендаций, моделирование и анализ результатов выполняются последовательными итерациями до тех пор, пока будет найден оптимальный вариант программы мероприятий, позволяющий в перспективе повысить надежность теплоснабжения потребителей до требуемого нормативами уровня.

Повторение расчетов ПН в условиях программной реализации на базе ГИС не является сложной задачей и сводится к корректировке некоторых исходных данных для последующего расчета.

Список использованных источников

2. Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения (утверждены постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154).

4. Надежность технических систем: Справочник / Под ред. И.А. Ушакова. - М.: Радио и связь, 1985. – 608 с.

5. Такайшвили М.К., Хасилев В.Я. Об основах методики расчета и резервирования тепловых сетей //Теплоэнергетика. - 1972. - №4. - С. 14-19.

6. Ионин А.А. Надежность систем тепловых сетей. - М.: Стройиздат, 1989. - 265 с.

7. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети: Учебник для вузов. – 7-е изд., стереот. – М.: Издательство МЭИ. – 2011. – 472 с.

8. Красовский Б.М., Коломина Е.В. К вопросу об оценке надежности систем теплоснабжения //ТР. ин-та ВНИПИЭнергопром. 1976. Вып. 8. С. 51-54.

9. Сеннова Е.В., Сидлер В.Г. Математическое моделирование и оптимизация развивающихся теплоснабжающих систем. - Новосибирск, 1985 г. - 222 с.

10. Кучев В.А. Повышение надежности теплоснабжающих систем на базе совершенствования процессов восстановления теплоснабжения при отказах теплопроводов// Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт. - 1988. - №3. - С. 38-45.

11. Вариант структуры, состава и численных значений нормативов надежности теплоснабжающих систем/ Б.Н. Громов, В.А. Кучев, Е.В. Сеннова и др. //Метод. вопр. исследования надежности больших систем энергетики. Вып. 37. - Киев, 1990. - С. 155-167.

12. Надежность систем энергетики. Терминология. – М.: Наука, 1980. – Вып. 95.

13. Надежность систем энергетики. (Сборник рекомендуемых терминов). – М.: ИАЦ «Энергия», 2007.

14. Надежность систем энергетики и их оборудования: Справочное издание в 4 т. под ред. акад. Ю.Н. Руденко. Т. 4 Надежность систем теплоснабжения / Е.В. Сеннова, А.В. Смирнов, А.А. Ионин и др. - Новосибирск: Наука, 2000 г. – 351 с.

15. СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». -М.: Госстрой России, ФГУП ЦПП, 2004.

16. Гнеденко В.В., Беляев Ю.К., Соловьев А.Д. Математические методы в теории надежности. – М.: Наука. – 1965. – 524 с.

17. В.Е. Козин, Т.А. Левина, А.П. Марков и др. Теплоснабжение: Учебное пособие для студентов вузов. – Т34 М.: Высш. школа, 1980. – 408 с.

18. Барлоу Р., Прошан Ф. Статистическая теория надежности и испытания на безотказность. – М.: Наука. – 1984. – 328 с.

2.1 Мониторинг надежности теплоснабжения

С 2010 года МЧС регистрирует в системах теплоснабжения 1-3 чрезвычайные ситуации в год. По сравнению с 90-ми годами прошлого века их количество снизилось в десятки раз. Общее состояние оборудования можно оценить, как относительно надежное. В то же время, в последние годы начался обратный процесс роста количества значительных отключений потребителей. Если в отопительный период 2010-2011 годов Ростехнадзор зарегистрировал 8 крупных аварий, то в сезон 2015-2016 годов их уже было 136.

Надо учитывать, что даже кратковременные отключения теплоснабжения в зимний период воспринимаются как наиболее тяжелые по сравнению с отключением других коммунальных ресурсов. В некоторых, даже крупных, городах чрезмерно велика повреждаемость тепловых сетей (до 5 в год на 1 км сети в двухтрубном исчислении).

Проблемой многих поселений является неготовность комплекса систем энергоснабжения к нерасчетным или даже расчетным похолоданиям и игнорирование этой проблемы как участниками рынка, так и органами власти всех уровней.

Нормативно закрепленная система управления надежностью в теплоснабжении состоит из нескольких составляющих:

  • утверждение схем теплоснабжения, включающих расчет надежности и инвестиционные программы;
  • расчет коэффициентов надежности по текущим показателям функционирования и разработка комплексов мер по доведению ненадежных и малонадежных систем теплоснабжения до надежного состояния;
  • проверка на готовность к отопительному периоду поселений, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей;
  • функционирование системы предупреждения ЧС, включая оценку вероятности, возможные сценарии, меры по предупреждению, оценку готовности к оперативной локализации и устранению последствий.

В большинстве поселений вышеперечисленные действия осуществляются без профессиональной поддержки, через рабочие группы и штабы, а в значительной степени вообще не выполняются.

В 2015 году паспорта готовности к отопительному периоду не получили четверть муниципальных образований, но даже по ним не проведен анализ надежности и оценка вероятности крупных аварий. В результате никто не знает, в каком поселении могут быть проблемы следующей зимой.

Учитывая существенные социальные и экономические последствия аварий в системах теплоснабжения, необходимо на федеральном и региональном уровнях организовать квалифицированную непрерывную работу по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование надежности систем теплоснабжения с определением интегрального показателя надежности и оценкой существенных факторов, влияющих на нее. Подготовка ежегодного доклада и оперативной информации для органов власти и организаций;
  • разработка и сопровождение оперативных комплексов мер, обеспечивающих повышение надежности в наиболее проблемных поселениях, с приоритетом использования внутренних резервов;
  • разработка и внедрение типовых проектов улучшений;
  • оперативная разработка и сопровождение планов ликвидации аварий;
  • создание института антикризисных управляющих;
  • экспертиза схем, программ, комплексов мер, актов готовности по проблемным поселениям.

2.2 Промышленная безопасность и технический надзор

Федеральным законом № 116-ФЗ от 24.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регулируется надежность отдельных элементов систем теплоснабжения. Под действие закона попадает большая часть оборудования этих систем, так как оно либо работает под давлением, либо относится к взрывоопасному.

Нормативно необходимо четко разграничить понятия надежности и безопасности:

  • надежность теплоснабжения представляет собой рыночную категорию, а требования к уровню надежности должны устанавливаться тем, кто ее оплачивает, т.е. потребителями, выбирающими доступную по платежам категорию надежности;
  • безопасность процессов теплоснабжения требует отдельного определения, для исключения путаницы с надежностью. Минимальные требования к безопасности должны определяться государством.

По принятой классификации подавляющий объем оборудования систем теплоснабжения относится к опасным производственным объектам IV категории. Для него обязательным является только предоставление в Ростехнадзор сведений об осуществлении производственного контроля.

Для энергоснабжающих организаций и инвесторов существенным фактором внешнего риска является непредсказуемость появления новых требований надзорных органов, не обеспеченных тарифным финансированием. Нереализуемость этих мероприятий без дополнительного финансового источника способствует коррупции.

Необходимо ввести процедуру увязки утверждения инвестиционных программ и тарифов с появлением предписаний, требующих существенного финансирования. Новые требования должны иметь разумный срок внедрения.

2.3 Требования к качеству теплоснабжения, закрепленные в условиях договора

Для защиты прав потребителей, с одной стороны, и для предотвращения необоснованного антимонопольного преследования теплоснабжающих организаций, с другой стороны, необходимо разработать типовые формы договоров, как приложение к «Правилам организации теплоснабжения», четко определив ответственность обеих сторон.

Надежность и качество обеспечиваются в интересах потребителей. Потребители должны заказывать уровень качества и надежности и получать компенсации при его нарушении. Необходимо предусмотреть установление в договорах соразмерной компенсации за нарушения качества и надежности теплоснабжения, выплачиваемых непосредственно пострадавшим потребителям. Размер этих штрафов должен стимулировать теплоснабжающие организации поддерживать необходимый уровень надежности и качества, в том числе через проведение ремонтных кампаний, работу с контрагентами, настройку систем и так далее.

В то же время необходимо отменить все существующие сегодня прочие штрафующие коэффициенты, применяемые к НВВ, как забюрократизированные и неэффективные.

2.4 Проверка готовности к отопительному периоду

Законом «О теплоснабжении» введена обязательность проверки готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Функция проверки муниципальных образований возложена на Ростехнадзор, а проверку теплоснабжающих организаций и потребителей должны организовать муниципальные органы власти.

Действующие Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные Минэнерго России, требуют оценки не только объемов проведенных ремонтных работ, как было принято ранее, а и готовности к выполнению производственных функций, обеспечивающих надежность теплоснабжения. Муниципалитеты оказались не готовы к повышению качества проверок.

В то же время большинство теплоснабжающих организаций может обеспечить качественную подготовку к отопительному периоду и надежность теплоснабжения без детальных процедур проверки государственными и муниципальными органами власти.

Для ликвидации избыточных бюрократических и контрольных процедур следует ввести рискоориентированный подход к оценке готовности субъектов к отопительному периоду, основанный на результатах мониторинга отчетности и декларациях, а не на физических проверках.

В случае предоставления субъектом хозяйствования недостоверной информации должны предусматриваться существенные штрафы.

Проверки должны проводиться обязательно в отношении ненадежных и малонадежных систем, а также надежных систем с отрицательной динамикой показателей.

Программы подготовки к отопительному периоду для поселений с ненадежными и малонадежными системами должны включать расчет прогноза коэффициентов надежности на следующий отопительный период и быть согласованы с Ростехнадзором, для подтверждения достаточности запланированных мероприятий. Если при проверке готовности к отопительному периоду будет выявлено невыполнение намеченных мер, то дальнейшие действия должны предприниматься в рамках региональной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязательной частью системы предупреждения и ликвидации ЧС должна стать также проработка возможных сценариев каскадных аварий, начинающихся с ограничений по любому виду энергоресурсов. Во всех поселениях раз в год должны проводиться комплексные противоаварийные тренировки по разным сценариям нештатных ситуаций в энергоснабжении, с отработкой возможных цепочек каскадного развития аварий во взаимосвязанных системах тепло-, электро-, водо- и газоснабжения.

За последние 25 лет не проводились исследования топливного баланса страны и структуры энергетических мощностей с точки зрения комплексной энергетической безопасности. Территориальные балансы тепловой и электрической мощности не рассчитываются для условий ограничения или полного прекращения газоснабжения. Не производится сравнение приведенных затрат на создание и эксплуатацию устройств обеспечения резервным топливом и альтернативное развитие газотранспортной системы, в том числе с использованием СПГ.

На уровне государства и регионов необходимо выполнить названные исследования и разработать комплекс мер исправления ситуации.

2.5 Типовые причины снижения надежности теплоснабжения в поселениях

  • Отказ промышленных предприятий от теплоснабжения жилых районов из-за установления необоснованно низкого тарифа, а также из-за избыточных бюрократических процедур, после чего муниципалитетам сложно найти инвестора на строительство замещающих теплоисточников и средства на компенсацию убытков от продолжения деятельности по теплоснабжению на трехлетний законодательно допустимый срок отсрочки вывода из эксплуатации. Решение: снятие избыточного регулирования и бюрократических процедур, к 2018 году - для новых СЦТ, к 2023 году - повсеместно (подробнее см. разделы о ценообразовании).
  • Передача муниципального имущества в аренду или концессию недобросовестной организации. Решение: определение управляющей организации должно осуществляться с участием Совета рынка теплоснабжения (подробнее см. гл. IX Координация управления теплоснабжением).
  • Сложности со взысканием долгов в адрес теплоснабжающей компании. Решение: внесение корректировок в судебное законодательство в части сокращения сроков рассмотрения дел, если идет речь о системах жизнеобеспечения города.
  • Повсеместная убыточность теплоснабжающих организаций, что вызывает нехватку средств на проведение ремонтных и инвестиционных кампаний. Введенный в 2015 году норматив предпринимательской прибыли номинально составляет 5% от НВВ, однако за вычетом топлива и потерь фактически соответствует 1,5- 2% НВВ, что сегодня явно недостаточно с учетом реальной платежной дисциплины, инфляции и иных отраслевых факторов. Решение: переход на принципы бенчмаркинга и тарифные формулы в тарифном регулировании.
  • Низкое качество теплопотребления, нарушение режимов потребления тепловой энергии, в т.ч. завышенные расходы теплоносителя в зданиях и возврат некачественного теплоносителя. Решение: нормативно определить особенности применения штрафных санкций для нарушающих режим потребителей в виде повышающих коэффициентов к стоимости потребленной тепловой энергии. Должна быть определена методология фиксации нарушения и условия освобождения потребителя от оплаты санкций.
  • Низкий профессиональный уровень руководителей теплоснабжающих организаций. Решение: возобновить понятие «обязательного минимума знаний» для первых руководителей с дистанционной сдачей экзаменов не аффилированным лицам. Введение квалификационных категорий.

Статья 20. Проверка готовности к отопительному периоду

1. Проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.

2. Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

3. Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

4. Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

5. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

6. Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Статья 21. Вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации

1. В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

2. Вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

3. Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления поселений, городских округов предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

4. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

5. Орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.

7. В случае поступления в орган местного самоуправления поселения или городского округа уведомлений от нескольких владельцев источников тепловой энергии о выводе одновременно из эксплуатации указанных источников тепловой энергии этот орган должен осуществлять выбор оставляемых в эксплуатации источников тепловой энергии с учетом минимизации затрат потребителей тепловой энергии, требований энергетической эффективности, обеспечения надежности теплоснабжения.

8. Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.

9. Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения.

Статья 22. Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии

1. В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

2. До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

3. Теплоснабжающая организация имеет право осуществить в присутствии представителей теплосетевой организации и потребителя необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих организации-потребителю, если эта теплоснабжающая организация не может реализовать с использованием своих объектов принадлежащее ей право ограничения потребления тепловой энергии, теплоносителя. Возобновление подачи тепловой энергии, теплоносителя осуществляется после принятия мер по погашению задолженности.

4. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

5. В случае нарушения теплоснабжающей организацией порядка приостановления, прекращения исполнения обязательств по договору теплоснабжения такая организация обязана возместить возникшие в результате данного нарушения убытки в соответствии с гражданским законодательством.

6. В случае, если подача тепловой энергии (мощности) потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного в теплоснабжающую организацию.

7. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.

8. Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.

9. Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

10. Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

Статья 23. Организация развития систем теплоснабжения поселений, городских округов

1. Развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

2. Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

3. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:

1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;

2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;

3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования;

4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;

5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;

7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.

4. Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций и организаций, владеющих источниками тепловой энергии, утвержденными уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами в порядке, установленном правилами согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

5. При разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями:

1) резервирование системы теплоснабжения;

2) бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом;

3) живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.

6. В системе теплоснабжения с учетом резервирования должен быть обеспечен баланс тепловой энергии (мощности) и тепловой нагрузки как в расчетных условиях, так и (с учетом резервных источников тепловой энергии, принадлежащих потребителям, и резервирования в системе теплоснабжения) в вероятных нерасчетных погодных условиях.

7. Требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

8. Обязательными критериями принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения являются:

1) обеспечение надежности теплоснабжения потребителей;

2) минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе;

3) приоритет комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с учетом экономической обоснованности;

4) учет инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности указанных организаций, региональных программ, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) согласование схем теплоснабжения с иными программами развития сетей инженерно-технического обеспечения, а также с программами газификации.

9. В случае реализации проекта увеличения мощности источника тепловой энергии или тепловой сети не за счет тарифов в сфере теплоснабжения, платы за подключение к системе теплоснабжения или средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и при наличии договоров теплоснабжения, заключенных с потребителями на срок более чем двенадцать месяцев, поставки тепловой энергии (мощности) от источника тепловой энергии, мощность которого была увеличена, или оказание услуг по передаче тепловой энергии по тепловой сети, мощность которой была увеличена, могут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон (нерегулируемым ценам), при условии согласования с органом регулирования величины, на которую была увеличена мощность источника тепловой энергии или тепловой сети.

10. Органы местного самоуправления поселений, городских округов и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют топливно-энергетические балансы соответственно поселений, городских округов и субъектов Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.


Похожая информация.