Что делать если у вас большой психологический возраст. Степень насыщенности важными событиями, баллы. Как это сделать

Вы разговариваете с дамой лет сорока и ждете от нее адекватных взрослых поступков, а в она выдает реакцию...

«Время идет для разных лиц различно» - не так давно эта фраза Шекспира подтвердилась в наблюдениях одного психолога, в которых она говорит, что возраст можно измерять как давление, где фиксируется и верхнее, и нижнее. Так же и возраст у человека – есть реальный, а есть психологический .

Например, вы разговариваете с дамой лет сорока, и ждете от нее адекватных взрослых поступков на эти ее сорок лет, а в моменте она выдает реакцию пятнадцатилетнего подростка. Вот тогда и можно будет записать в графе возраст: 40 на 15.

А бывает и совершенно противоположная ситуация, когда человек мудр и опытен не по годам, и тогда его реальный, паспортный возраст будет значительно меньше возраста его души и сознания, возраста его поступков и отношения к жизни. Но это уже другая история.

Как же получается так, что вырастая, мы ухитряемся не взрослеть?

Причин для такого итога, как всегда множество. Например, если вам довелось родиться и воспитываться в семье, где слишком тревожная мама, бабушка, то у вас большой шанс вырасти несамостоятельным, т.е. не вырасти . В таких семьях обычно можно услышать «Давай я пойду с тобой, а то ты у меня еще маленький, вдруг сам не справишься! Вдруг ты заблудишься, что-то напутаешь, неправильными словами попросишь. Вдруг обидит кто, напугает». И как тут не научиться не доверять себе, всего и всех бояться, обижаться на многое.

Или другой пример, в вашей семье завелся контролирующий родитель или не умеющий уважительно ждать родитель-перфекционист, который требует идеального исполнения чего-либо с первого раза, а если не получается с первого, то звучит сакраментальное: «Отойди, сам(а) сделаю, так быстрее получится», а потом вдогонку «Ничего сам сделать не можешь!». И ребенок отходит раз, другой, третий, так вот и не научается ничему. Или «Ты это (поделку, рисунок, уроки, проект) не забыл сделать? Собирайся, тебе пора, а то в школу (институт, на работу) опоздаешь!», так ребенок учится не брать на себя ответственность.

Правда, и в этих семьях время от времени устают, вспоминают и говорят: «Ты уже большой, пора бы тебе самому!» Но при этом имеют в виду только то, что роста в тебе под метр семьдесят (плюс-минус), у тебя большие руки, ноги, тело, голова, может быть и бреешься давно по утрам, но это относится лишь к физическим размерам, а не психологической взрослости.

Поведение взрослых детей

Часто этот детский страх не справиться с возложенными обязанностями уже во взрослой жизни заставляет человека увиливать от решения поставленных перед ним задач, вследствие чего по различным жизненным сценариям закрепляется клеймо «неудачник» или «ленивец».

При попытке окружающих оказать помощь рождается новый страх - страх быть непонятым, а неспособность к продуктивному общению заставляет их бежать прочь, прекращать общение, терять социальные связи. Но чувство неудовлетворённости собственной жизнью, ее неисполненность даёт о себе знать.

Желание жить полноценной жизнью и неумение ставить перед собой свои цели, находить выход из лабиринта собственных опасений и заблуждений приводит этих людей к самым отчаянным попыткам в определении своего места в жизни. Часто у них ошибка следует за ошибкой, как в личной жизни, так и на работе, и в результате они становятся изгоями.

Неудовлетворённость рождает и страх перед жизнью, и озлобленность, и зависть, которые наружу могут проявляться в различных формах - от лести до грубого хамства. Они любят позу обвинителя. Их память, как хороший банкир, открывает счета на ошибки окружающих. И приходится тащить этим людям огромный чемодан без ручки со своими обидами, с этим досье на всех, дабы иметь возможность сказать каждому «Ты не лучше меня…, ты сам…». С годами содержимое чемодана растет, он тяжелеет, однако редко кто из них осмеливается его выбросить и пойти в свое будущее налегке, без прошлых обид.

Окружающим трудно понять, что все эти действия и поступки взрослых детей – это своеобразный крик о помощи и протест на их одиночество в толпе. Им, как жаждущим в пустыне, и надо всего-то ничего – искренняя заинтересованность их жизнью. Ведь многие «неудачники» и «ленивцы» талантливы. Только кто согласится стать мудрым и терпящим родителем вот такому взрослому ребенку?

Научиться изымать и работать с собственными страхами самостоятельно трудно. Избавиться от них можно лишь осознав причину, нагнетающую напряжение.

Но всегда любому страху можно противопоставить любовь, чистоту помыслов, искренний интерес и истинность знаний.

В любой ситуации есть выбор, находится и выход, только его необходимо увидеть и правильно понять.

Каждый человек имеет право на свой путь, свое мнение и свою ошибку. опубликовано

Многие из нас задаются вопросом, как сохранить молодость и красоту , но мало кому это действительно удается. Прибегая к различным дорогостоящим процедурам и даже операциям по омоложению, некоторым так и не удается скрыть свой возраст, а другие попросту не нуждаются в помощи косметолога, так как, не смотря на возраст, могут дать фору любой молодой девушке или парню. Про таких «нестареющих» людей говорят, что им повезло с наследственностью или жизненными условиями. Но так ли это?

Сохранить молодость и красоту можно только изнутри, речь идет о психологическом возрасте. Не зря говорят: нам столько лет, на сколько мы сами себя ощущаем. Наш биологический возраст напрямую связан с психологическим возрастом. Психологическое состояние выдает фактический возраст человека. Можно ли этому противостоять?

Прежде всего, нужно точно определить, каков на сегодняшний день Ваш психологический возраст . Для этого разработано множество различных методик и тестов. Затем, нужно разобраться в понятии молодость, какой смысл мы вкладываем в него. Посмотрим на молодежь. Молодые люди, прежде всего, жизнерадостные и активные, любознательные и оптимистично настроенные. Молодой человек просто живет и радуется каждому дню.


К сожалению, с возрастом это состояние проходит. Люди набираются опыта, знаний, мудрости, и как бы они ни старались, выглядеть моложе, чем они есть, не получается. Жизненная усталость накапливается и влияет на психологический возраст , который в свою очередь отражается на внешности. Чтобы подкорректировать психологический возраст в сторону убывания, нужно для начала поменять ход своих мыслей и привычный ритм жизни. Найдите повод для радости, вспомните, о чем мечтали в юности, согласитесь на какую-нибудь авантюру.

Пригнуть с парашютом
- покататься на горных лыжах
- посетить необычную выставку
- прочитать книгу, на которую постоянно не хватало времени
- перекрасить стены в желтый цвет и т.д.

Список может содержать как обыкновенные дела, так и самые настоящие безумства, которые способны пробудить к активной жизни любого «пенсионера» в психологическом плане.

Если психологический возраст человека больше биологического

Психологи утверждают, что если человек ощущает себя младше, чем есть – это первый признак неготовности к самостоятельности, недалекости и незрелости. Такие люди не способны принимать обдуманные решения и зачастую ведут себя как подростки. Если же наоборот, фактический возраст человека меньше психологического – это признак депрессии.

Разница между психологическим и биологическим возрастом – это нормально. Допустимыми отклонениями считаются 3-4 года.

На возраст человека также влияют состояние здоровья, местность проживания, социальный статус, род деятельности. Согласитесь, что шахтеру, проработавшему 30 лет в шахтах сложно выглядеть моложе своего возраста, даже если внутри он ощущает себя 25-ти летним парнем.

В любом случае, возраст человека никуда не денется, но хорошее настроение, доброжелательность и радость от жизни и окружающих нас людей делают нашу жизнь лучше. Только будучи радостным, человек всегда будет молодым. Попробуйте радоваться каждый день и, сами того не замечая, Вы начнете молодеть изнутри. Это не останется незаметным для окружающих. Главное помнить, психологический возраст человека зависит от него самого.

В любом возрасте можно стать моложе.

Мэй Уэст

У нашего возраста разное часовое время. Возраст нашей души не всегда совпадает со временем физиологического или хронологического. С какой стороны от них психологический - вот определитель нашего самоощущения. Разберемся в этом.


Что значит «психологический возраст»?

Психологический возраст психологи определяют как субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективную оценку возраста по поведению личности со стороны другого лица. Его часто называют внутренним возрастом. Далеко не всегда этот возрастной результат соответствует паспортным данным и физическому состоянию тела. Но именно он является основой постановки наших целей, задач, выбора определенного стиля жизни, интересов и даже базисом для проявления различных психосоматических заболеваний.

Большинство специалистов утверждают, что на психологический возраст влияет наше бессознательное. Оно абсолютно не зависит от реально текущего времени. Именно бессознательное позволяет нам ощущать глубокие переживания далёкого прошлого как недавно произошедшие. Этот вид возраста стоит оценивать, основываясь на том, насколько для нас важны события будущего или прошлого. Если человек ждёт самых масштабных и ценных событий в будущем, не придавая особой значимости прошлому, то он чувствует себя значительно моложе своего хронологического возраста. Если же, наоборот, самые яркие и значимые события были у человека уже в прошлом, то он может чувствовать себя старше своих реальных лет. В этом случае, психологи советуют вспомнить о привычке идеализировать прошлые этапы жизни.

Одновременно психологический возраст является и своеобразным возрастным показателем реализованности. Если продолжать развивать личностные возможности, стоить планы, то это шанс всегда чувствовать себя моложе прожитых лет, а макияж глаз умело скроет первые морщинки.

Есть позиция определения психологического возраста через 4 основных аспекта (на основе подхода Р. Кастенбаума):

  • степень жизненной активности,
  • внешний вид,
  • самоощущение,
  • интересы.

Существует и оценивание психологического возраста через три его основных составляющих:

  • возраст умственный (интеллектуальный показатель),
  • возраст социальный (показатель социальной зрелости, адаптации к окружающей среде),
  • возраст эмоциональный (показатель зрелости личностной, уравновешенности, произвольности эмоций).

Считают, что ощущение своего внутреннего возраста будет зависеть и от собственных представлений, как именно должен характеризоваться этот возрастной период, каков образ определенного возраста. Естественно на это представление будет влиять стереотипы внешнего мера по данному возрастному периоду.

События социальные (женитьба, рождение детей и т.д.) и какие-то эмоциональные вехи могут оказывать воздействие на осознание своего возраста души.

Разница психологического и других видов возрастов - абсолютно распространенное явление со своими закономерностями. Но считается, что возраст 25 лет - точка равновесия, на которой наиболее часто встречается совпадение всех типов возрастов. Хотя возможны и отклонения.

А вот до 20 лет обычно наблюдается самоощущение на более старший возраст. К таким молодым подключается категория пессимистов. К 30 годам, по данным психологов, люди склонны снижать свой возраст, примерно, года на четыре. В период 30-40 лет разница еще больше. Между психологическим и хронологическим возрастом - около шести лет. В промежутке 40-50 лет внутренний возраст обычно молодеет на семь-восемь лет.

Что касается старшего возраста, пенсионного, то здесь большое значение имеет социальная среда, уровень социальной и эмоциональной поддержки данной возрастной группы. Для стран СНГ более свойственно опережающее внутренне старение, люди чувствуют себя значительно старше своего возраста. Снижение финансового уровня, личных и профессиональных перспектив, эмоциональной насыщенности жизни - вот основные причины этого. Есть вероятность подобного состояния и для некоторых лиц уже в возрасте 45-50 лет. А вот европейцы почтенного возраста, наоборот, радуются и радуют своим внутренним омоложением. Некоторые после 60 лет способны ощущать себя на 30 лет!

Чем старше человек по паспорту тем бóльшими временными отрезками он оперирует в сознании. Если в юном возрасте год - это целая жизнь, то для шестидесятилетних нормально говорить о десяти (двадцати)-летних временных промежутках.


Тест на определение психологического возраста

Интересно всё-таки более точно определиться со своим психологическим возрастом. В рамках его анализа можно использовать и разработанные уже психологами тесты. Самый лёгкий из них - тест по шкале Р. Кастенбаума:
Заполните пробелы количественным показателем возраста

  1. Ощущаю я себя на __ лет.
  2. Мой внешний вид даёт понять, что мне __ лет.
  3. Мои интересы в жизни соответствуют возрасту человека в __ лет.
  4. Моё поведение в обыденной жизни показывает, что мне __ лет.

Теперь сложите все числа, а полученную сумму разделите на четыре. Результат - ваш психологический возраст .


«Эликсир-стратегия» психологической молодости

Психологи абсолютно уверенны, что на внутренний возраст мы сами способны оказывать влияние. Они предлагают следующие рекомендации:

  • следует воспитывать в себе оптимизм;
  • важно находиться в состоянии любви (любой по типу и объекту) и окружать себя приятным общением;
  • не забывать планировать на будущее любые этапы своего развития и приятные события;
  • кроме внешних изменений, полезна и смена внутреннего образа (закройте глаза и представьте себя в новом виде, с новыми качествами; лучше в образе стремиться к омоложению и лёгкости);
  • не допускать мыслей и слухов о том, что возраст отбирает возможности (физиологические, ментальные и т.п.);
  • вести здоровый образ жизни (рациональное питание, правильный и стабильный режим дня, физические нагрузки, отказ от вредных привычек);
  • стараться давать развитие и нагрузку своей мыслительной деятельности;
  • принять за данность, что возраст души можно изменить, а от него зависит счастье, здоровье, долголетие.

Среди всех типов возрастов психологический можно считать исходным, одним из самых важных. Постарайтесь наделить его молодостью. Это непременно придаст сил и ярких красок всей вашей жизни.


Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

У каждого человека, в том числе ребенка, можно исследовать и определить , который, кстати, будет иметь влияние на биологический возраст, а последний — на хронологический (паспортный), т.е. психологический возраст человека и прямо и косвенно влияет на качество и продолжительность жизни людей.

Психологический возраст — ступени развития

В процессе онтогенетического развития индивида (развитие психики с детства) будет зависеть от родительского воспитания (программирования сценария жизни), социальной среды, образовательного и экономического статуса ближайшего окружения ребенка.


При неправильном развитии психики и личности человека (ошибках в воспитании) его психологический возраст не будет соответствовать хронологическому, т.е., например, ребенок может быть психологически слишком «зрелым», а взрослый, наоборот, может часто проявлять детское мышление и поведение, вплоть до инфантильности .

В связи с несоответствием психологического возраста и хронологического, человек может стать физиологически зрелым, при том, что психологическая зрелость может не наступить и до старости. Такое несоответствие ярко проявляется в переходные возрастные периоды: пубертатный, подростковый возраст, когда физическое тело развивается быстрей, чем психика…наступает психологический кризис … а также средний возраст , когда кризис наступает из-за незавершенных ситуаций в подростковом развитии…

По статистике , люди слишком быстро психологически взрослеющие (т.е. психологически старше своего хронологического возраста), как правило быстро живут и рано умирают, хотя эта короткая жизнь может быть довольно качественной. Те же, кто развивается и взрослеют медленнее и не соответствуют паспортному возрасту (т.е. психологически младше, не зрелые), могут жить подольше, но, как правило, их жизнь больше похожа на пассивное существование…многие из них неудачники…


Каждому хронологическому возрасту должен соответствовать возраст психологический, т.е. психическое развитие ребенка и взрослого, на разных возрастных этапах, должно происходить в соответствии с возрастными нормами (хотя, точности в возрастных нормах нет), тогда человек будет жить и качественно и долго…

Еще в Советском Союзе были приняты следующие нормы возраста:

  1. Младенчество: от рождения до года
  2. Раннее детство: от 1 до 3
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 6-7
  4. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
  5. Подростковый возраст (отрочество): от 10-11 до 15
  6. Юношеский возраст:
  • Первый период (старший школьный): от 15 до 17
  • Второй период: от 17 до 21
  • Зрелость:
    • Первый период (молодость): от 21 до 35
    • Второй период (зрелость — средний возраст): от 35 до 60
  • Пожилой возраст: от 60 до 75
  • Старческий возраст: от 75 до 90
  • Долгожители: свыше 90
  • Пройдите онлайн психодиагностику: