Вышедший 3 июля 2016 года 372-ФЗ дал старт реформам в саморегулировании. Одним из наиболее заметных нововведений стало разделение одного компфонда на два: компфонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Однако если первый обязателен для всех саморегуляторов, то фонд ОДО потребуется сформировать лишь в некоторых случаях.
Для того, чтобы обеспечить имущественную ответственность членов СРО по обязательствам, возникшим из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения ими обязательств по договорам подряда, заключенным при помощи конкурентных способов, саморегулятор помимо компенсационного фонда ВВ, создает компфонд договорных обязательств. С его помощью партнерство несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих участников в случаях, предусмотренных ст. 60.1 ГК РФ.
Пополнить КФ ОДО предстоит юрлицам и ИП, планирующим заключать договора стройподряда при помощи конкурентных способов заключения договоров. Минимальный размер платежа регламентируется ст. 55.16 ГК РФ. Сумма взноса рассчитывается исходя из степени ответственности компании.
Сформировать фонд могут при условии, если как минимум 30 их членов подадут заявление о намерении заключать договора подряда.
Согласно новой редакции ГК РФ, участвовать в конкурсах (аукционах) по выбору подрядчика на выполнение работ в случаях, когда проведение такого конкурса обязательно по законодательству России, могут лишь компании, оплатившие взнос в КФ обеспечения договорных обязательств.
Фонд необходим для возмещения субсидиарной ответственности членов саморегулятора за ненадлежащее выполнение обязательств по договорам, заключенным по результатам аукциона (конкурса), если их проведение обязательно по российскому законодательству. Из фонда также может быть возмещен реальный ущерб, неустойка (штраф) по договору, заключенному с помощью конкурентных способов.
Сформировать КФ ОДО саморегуляторов обязывает , вышедший 3 июля 2016 года. Этот же документ определяет размеры взносов.
Ч. 9 ст. 3.3 191-ФЗ "О введении в действие ГК РФ" в последней редакции гласит, что завершить формирование компфонда саморегуляторы должны были до 1 июля 2017 года.
Решение о формировании КФ, согласно ч. 2 и 4 ст. 55.4 ГК РФ, принимается коллегиальным органом партнерства.
Взнос в компфонд ОДО юрлицо или ИП уплачивают единовременно после включения в состав членов . Внести платеж частями или в рассрочку нельзя.
Для членов СРО строителей взнос определяется исходя из суммы планируемых работ по договору. Так, если сумма договоров:
В СРО проектировщиков сумма рассчитывается по тому же критерию. Минимальный платеж составит 150 000, максимальный — 3 500 000 рублей. Аналогичную сумму предстоит заплатить и участникам изыскательских партнерств.
Члены СРО могут перевести деньги из компенсационного фонда ВВ в ОДО. Если ранее компания внесла в компфонд 300 000 рублей, то эти деньги можно распределить между компфондами ВВ и ОДО лишь применительно к п. 1 ч. 12 и п. 1 ч. 13 ст. 55.16 ГК РФ.
Средства могут быть выплачены при наступлении субсидиарной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 55.16 ГК РФ в случаях, предусмотренных ст. 60.1 ГК РФ.
При выходе из партнерства внесенная в компфонд сумма не возвращается.
Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Обращаем Ваше внимание, что с 1 июля 2013 года СРО будет нести уже солидарную ответственность, по обязательствам своих членов.
/Основание: Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ/
Согласно Градостроительного кодекса РФ, не допускается освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Данное правило распространяется, и в том числе, если член СРО имеет денежные требования к саморегулируемой организации.
Не допускается осуществление выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, за исключением следующих случаев:
Возврата ошибочно перечисленных средств;
- размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера;
-осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности, выплат в целях возмещения вреда и судебные издержки.
В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. В случае необходимости осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации срок возврата средств из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней.
В случае осуществления выплат из средств компенсационного фонда СРО, член саморегулируемой организации или ее бывший член, по вине которого вследствие недостатков работ причинен вред, а также иные члены СРО, должны внести взносы в компенсационный фонд. При этом, увеличение размера фонда должно быть до размера установленного уставом СРО, но не ниже установленного законом.Взнос в компенсационный фонд должны быть осуществлен в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат из компенсационного фонда.При вступлении в СРО проектировщиков минимальный размер взноса в компенсационный фонд, для получения допуска СРО по организации подготовки проектной документации, зависит от стоимости договора, и составляет:
150 000 рублей, в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которых по одному договору не превышает пять миллионов рублей;
- 250 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которых по одному договору не превышает двадцать пять миллионов рублей;
- 500 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору не превышает пятьдесят миллионов рублей;
- 1 000 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору составляет до трехсот миллионов рублей;
- 1 500 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору составляет триста миллионов рублей и более.
Размеры взноса в компенсационный фонд СРО проектировщиков установлены при условии страхования членами СРО гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков проектных работ.
При вступлении в СРО строителей минимальный размер взноса в компенсационный фонд, для получения допуска СРО по организации строительства, зависит от стоимости договора, и составляет:
300 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;
- 500 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;
- 1 000 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;
- 2 000 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;
- 3 000 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;
- 10 000 000 рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.
Размеры взноса в компенсационный фонд СРО строителей установлены при условии страхования членами СРО гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков строительных работ.
В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда СРО подлежат зачислению на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида.
Денежные средства Национального объединения саморегулируемых организаций могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим вследствие причинения вреда.
Одним из наиболее важных механизмов контроля над деятельностью участников саморегулируемых организаций, работающих в области строительства, выступает наличие компенсационных фондов СРО (КФ). Принцип их формирования был серьезно изменен в середине 2017 года, когда вступили в действие основные положения №372-ФЗ.
Важной особенностью указанного нормативного акта является тот факт, что федеральное законодательство устанавливает минимально возможные размеры взносов в создаваемые компфонды СРО. В то же время каждая саморегулируемая организация имеет право увеличить их величину в соответствии с фактическими потребностями, а также уровнем поставленных и решаемых в процессе деятельности задач.
Важным нововведением №372-ФЗ является возможность создания саморегулируемой организацией двух компенсационных фондов СРО вместо одного, предусмотренного старой редакцией №315-ФЗ. Первый из них предназначен для возмещения вреда, нанесенного деятельностью одного из участников СРО. Он является обязательным и часто называется сокращенно КФ ВВ.
Второй вид компфонда СРО создается в том случае, если члены профессионального объединения планируют принимать участие в закупках, проводимых на конкурентной основе. Средства этого компенсационного фонда могут быть использованы для обеспечения выполнения участником СРО договорных обязательств, поэтому он называется КФ ОДО. Указанные два вида компенсационных фондов создаются всеми СРО, работающими в строительной сфере и объединяющими непосредственно строителей, а также проектировщиком и изыскателей.
КФ ВВ в актуальной редакции Федерального закона №372-ФЗ выступает практически полным аналогом действующего ранее компфонда СРО. Поэтому его наличие не вызывает особых вопросов у участников строительного рынка. Тем более, что величина взносов в этот вид КФ, в соответствии с новыми правилами работы СРО, была заметно уменьшена
Сегодня от необходимости и, как следствие, взносов в различные компенсационные фонды освобождено большое количество средних и мелких компаний и ИП, работающих в строительном секторе.
Ситуация с КФ ОДО и отношение к этому виду компфонда СРО со стороны строительных, проектных и изыскательских организаций серьезно отличается от описанного выше.
КФ воспринимается большинством участников рынка крайне негативно. Это объясняется несколькими факторами:
создание КФ ОДО фактически дублирует механизм, предусмотренный правилами проведения государственных закупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ, когда все участники сначала предоставляют обеспечение заявки, а затем - обеспечение контракта. Подобное двойное “страхование” достаточно сложно назвать логичным, что вызвало вполне обоснованное недовольство со стороны большей части членов СРО;
общая величина взносов в два создаваемых в СРО компфонда превосходит, причем довольно заметно - в 3 раза, по размеру предыдущие платежи для строительных компаний, заключающих подрядные договора на сумму свыше 60 млн. рублей. В значительной степени это связано с появлением именно КФ ОДО.
Тем не менее, у саморегулируемых организаций нет возможности не создавать КФ ОДО и не собирать финансовые средства с членов, так как в противном случае они попросту лишатся права принимать участие в закупках, осуществляемых на конкурентной основе.
ISO 9001 - Системы менеджмента качества!
OHSAS 18001 - Системы управления охраной труда!
Скидку 40% на включение ваших сотрудников в реестр НОСТРОЙ/НОПРИЗ!
Повышение квалификации по охране окружающей среды на генерального директора!
Закажи на сумму от 35 000 рублей и получи 10% обратно на банковскую карту!
Во вступившем в действие Федеральном законе №372-ФЗ сохраняется ранее существовавший принцип формирования компенсационных фондов СРО. Он заключается в зависимости размера взноса в КФ от величины контрактов, заключаемых участников профессионального объединения.
Рассматриваемый параметр зависит от максимальной суммы одного договора, который может быть заключен конкретным членом СРО. В предусмотрено 5 уровней ответственности, которые учитываются при формировании и КФ ВВ, и КФ ОДО. Их градация приведена в таблице.
№372-ФЗ несколько изменяет градацию уровней ответственности, так как в предыдущей редакции №315-ФЗ была предусмотрена дополнительная строка для договоров на сумму до 10 млн. рублей. В новом Федеральном закона она исключена, что сложно назвать каким-то принципиальным моментом.
Величина взноса в компфонд ВВ зависит от уровня ответственности участника СРО. Она составляет следующую сумму в млн. рублей:
для второго - 0,5;
для третьего - 1,5;
для четвертого - 2;
для последнего, пятого - 5.
Принцип определения величины взноса в компфонд ОДО аналогичен описанному выше для КФ ВВ. Поэтому каждый участник должен заплатить такую сумму в млн. рублей:
при втором - 2,5;
при третьем - 4,5;
при четвертом - 7;
при пятом - 25.
Для того, чтобы сравнить существовавшие ранее правила формирования компфонда СРО и введенные с середины 2017 года новым №372-ФЗ, целесообразно рассмотреть величину общего платежа каждого участника, складываемого из взносов в КФ ВВ и КФ ОДО.
Второй вид компенсационного фонда, формально выступающий не обязательным, на практике будет создаваться подавляющим большинством саморегулируемых организаций. Сравнение старой и новой величины взносов в компфонды СРО выглядит следующим образом.
Анализ приведенных в таблице данных показывает следующее. Размер взносов в компенсационный фонд СРО реально сокращается только для одной категории строительных подрядных организаций. Максимальная сумма заключаемых ими контрактов находится в интервале между 10 и 60 млн. руб.
Для предприятий и ИП, которые работают по договорам, не превышающим 10 млн. руб., введение №372-ФЗ ситуацию с уровнем взносов никак не изменило. Для крупных участников строительного рынка, которые заключают подрядные контракты на суммы свыше 60 млн. руб., величина взносов увеличивается в 3 раза.
При анализе размера обязательных платежей в КФ ВВ и КФ ОДО, конечно же, следует учитывать и тот факт, что по новым правилам большое количество строительных компаний и ИП освобождены от необходимости вступления в СРО. Это касается только мелких и средних организаций, относящихся к первому уровню ответственности. Введение №372-ФЗ несколько облегчило работу малых компаний и ИП, но заметно усложнило деятельность крупных участников рынка.
Новые правила работы саморегулируемых организаций, которые объединяют проектировщиков и изыскателей, не предусматривают создание единых СРО. Для каждого вида деятельности по-прежнему предусматривается собственное профессиональное объединение. Некоторые принципы работы СРО проектировщиков и изыскателей являются общими, например, градация уровней ответственности, величина взносов в создаваемых компфонды, а также отсутствие региональной привязки членов саморегулируемых организаций, введенной для строительных компаний и ИП.
Принцип определения уровня ответственности участника СРО проектировщиков и изыскателей не отличается от того, который используется для строительных организаций. При этом учитывается меньший объем производимых работ, следствием чего стало наличие только 4-х уровней ответственности вместо 5-ти, установленных для подрядных компаний и ИП.
Достаточно часто для изыскательских организаций указывается только первый уровень ответственности, так как величина заключаемых ими договоров редко превышает приведенную в таблице сумму. Для компаний, которые занимаются разработкой проектной документации, второй, третий и даже четвертый уровень ответственности - это достаточно часто встречающееся явление.
При определении размера взноса в компфонды СРО для проектной или изыскательской организации используется принцип, аналогичный описанному для строительных компаний: чем выше уровень ответственности, тем больше величина платежа в КФ ВВ. Таким образом, минимальный размер взноса участника СРО проектировщиков или изыскателей в компфонд возмещения вреда составляет:
для второго - 150 тыс. руб.;
для третьего и четвертого, соответственно - 0,5 и 1 млн. руб.
Как и в ситуации со строительными СРО, величина взносов в компфонд ОДО для проектировщиков и изыскателей установлена на более высоком уровне, чем при формировании КФ ВВ. Она составляет:
350 тыс. руб. - для второго;
соответственно, 2,5 и 3,5 млн. руб. - для третьего и четвертого.
Если сравнить старые и новые правила определения размера взносов в компфонды СРО проектировщиков и изыскателей то, сведения о величине платежей можно сформировать в таблицу.
Максим. сумма одного контракта, млн. руб. | Уровень ответствен-ности по №372-ФЗ | Размер старого взноса в компфонд, млн. руб. | Величина новых взносов в КФ ВВ и КФ ОДО, млн. руб. | Разница, руб. |
---|---|---|---|---|
до 5 | первый | 0,15 | 0,2 | 50 тыс. |
от 5 до 25 | первый | 0,25 | 0,2 | -50 тыс. |
от 25 до 50 | второй | 0,5 | 0,5 | 0 |
от 50 до 300 | третий | 1 | 3 | 2 млн. |
более 300 | четвертый | 1,5 | 4,5 | 3 млн. |
Ситуация с размером взносов в компенсационные фонды СРО, выплачиваемых проектными и изыскательскими компаниями и ИП, в целом напоминает ситуации со строительными предприятиями. Финансовая нагрузка на мелкие и средние организации практически не изменилась, в то же время размер платежей в компфонды для крупных участников рынка проектных изыскательских услуг, которые заключают контракты на сумму более 50 млн. рублей, вырос в те же 3 раза, что и для строителей.
Сложно назвать такую ситуацию стимулирующей для развития бизнеса как в строительной сфере в целом, так и в сегменте проектирования и изысканий в частности.
Действующее в настоящее время законодательство предусматривает следующий механизм выплат денежных средств из компенсационных фондов СРО:
Пострадавший от действия участника СРО выдвигает требования к нему и саморегулируемой организации.
Производится выплата по договору страхования ответственности, заключенному членом СРО.
При недостаточности страховой выплаты для компенсации ущерба ответственность за компенсацию вреда возлагается на самого участника СРО. Размер возможной выплаты при этом законодательно не ограничивается.
В случае возникновения проблем с выплатой компенсации со стороны компании или ИП, которая является членом СРО, пострадавший имеет право обратиться в саморегулируемую организацию за возмещением вреда. В этом случае при наличии коллективного договора страхования сначала выплачивается выплата со стороны страховой компании.
При недостаточности страховой выплаты для компенсации понесенного ущерба используются денежные средства компенсационного фонда СРО.
Финансовые ресурсы компфонда саморегулируемой организации могут быть задействованы только в том случае, когда исчерпаны все другие законные способы возмещения ущерба, который был нанесен одним из членов СРО.
Разработка и введение в действие №372-ФЗ были вызваны многочисленными проблемами в работе саморегулируемых организаций, выявленными в процессе их деятельности по правилам, установленным старой редакцией №315-ФЗ. Некоторые из них непосредственно касались компенсационного фонда СРО. Логично, если учесть, какие серьезные суммы собирались в крупных саморегулируемых организациях, число участников которых нередко составляло несколько сотен компаний и индивидуальных предпринимателей. Подобные финансовые ресурсы нередко становились целью нерадивых участников рынка.
Одной из самых распространенных проблем, связанных с компенсационными фондами СРО, было размещение денежных средств на счетах неблагополучных банков. Количество подобных финансовых организаций до массового отзыва лицензий Центробанком России в 2015-2017 годах было чрезвычайно велико. В результате, собранные денежные средства нередко терялись после очередного разорения того или иного банковского учреждений
Руководители некоторых СРО изначально вступали в сговор с управляющими банков с целью размещения средств компенсационного фонда и последующего их вывода. Причем подобную ситуацию сложно назвать редкой, так как только в течение 2016-2017 годов более трех десятков саморегулируемых организаций были лишены Ростехнадзором статуса из-за проблем с сохранностью денежных средств компенсационного фонда, размещенного в проблемных банках.
Для того, чтобы избежать описанных выше проблем в будущем, Федеральным законом №372-ФЗ было введено правило, предписывающее размещать средства компенсационного фонда СРО только в специально уполномоченных банковских организациях. Изначально в этот перечень входило 12 наиболее надежных и устойчивых банков, включая лидеров финансовой отрасли страны: ПАО Сбербанк, Банк ВТБ, Альфа-Банк, ФК Открытие, Россельхозбанк и несколько других кредитных учреждений. Чуть позже в число уполномоченных банков вошел еще и Банк ВБРР.
Размещение денежных средств, собранных СРО в рамках формирования компенсационных фондов, в наиболее крупных отечественных банках является положительным моментом новых правил работы строительных саморегулируемых организаций. Однако, полной гарантии сохранности взносов участников эта мера, как выяснилось, не дает. В качестве примера возможных проблем можно привести ситуацию, которая сложилась во второй половине сразу в трех банках, включенных в перечень уполномоченных.
Речь в данном случае идет о БинБанке, ФК Открытие и Промсвязьбанке. Несмотря на то, что все они входят в топ-20 крупнейших банковских структур отечественного рынка, это не помешало возникновению серьезных финансовых проблем, в результате которых первые две организации перешли под полный контроль Центробанка РФ, а Промсвязьбанк - в ведение АСВ. Это позволило сохранить денежные средства компенсационных фондов СРО, однако, в очередной раз продемонстрировало наличие серьезной проблемы.
Участились случаи сговора заказчика и одного из участников СРО с целью получения средств из компенсационного фонда в качестве возмещения вреда, нанесенного этим самым участником СРО. В подобной ситуации злоумышленники в мошеннических целях используют принцип солидарной ответственности всех членов СРО, который предусматривает выплату ущерба, причиненного одним из участников не только из его взноса, но и из средств, уплаченных остальными членами профессионального объединения.
Эта проблема не нашла своего отражения в новых правилах работы саморегулируемых организаций, установленных №372-ФЗ. Тем не менее, снизит ее актуальность достаточно просто. Для этого необходимо произвести два относительно простых и малозатратных мероприятия:
заключить общий для всех членов саморегулируемой организации коллективный договор страхования ответственности.
Указанные действия заметно снижают вероятность использования мошеннических схем для получения заказчиком средств компенсационного фонда путем сговора с одним из членов СРО. Это происходит потому, что в качестве посредника появляется страховая компания, большая часть которых имеет серьезный опыт противодействия самым различным противозаконным схемам.
Размеры взносов в Компенсационный фонд
Сумма договора, руб. | Размер взноса в КФ, руб. |
До 60 млн. | 100 000 |
До 500 млн. | 500 000 |
До 3 млрд. | 1 500 000 |
До 10 млрд. | 2 000 000 |
Свыше 10 млрд. | 5 000 000 |
Сумма договора, руб. | Размер взноса в КФ, руб. |
До 10 млн. | 300 000 |
До 60 млн. | 500 000 |
До 500 млн. | 1 000 000 |
До 3 млрд. | 2 000 000 |
До 10 млрд. | 3 000 000 |
Свыше 10 млрд. | 10 000 000 |
Сумма договора, руб. | Размер взноса в КФ, руб. |
До 5 млн. | 150 000 |
До 25 млн. | 250 000 |
До 50 млн. | 500 000 |
До 300 млн. | 1 000 000 |
Свыше 300 млн. | 1 500 000 |
Все саморегулируемые организации обязаны иметь свой компенсационный фонд. Чтобы разобраться в том, что такое компенсационный фонд в СРО и со всеми условиями относительно формирования такого фонда и его функционирования, можно открыть Градостроительный кодекс Российской Федерации и прочитать оговоренные правила.
Всю величину компенсационного фонда (КФ) может определить только сама организация, и только после этого все это может быть зафиксировано и узаконено в учредительских документах, касающихся получения допуска СРО . Но сам компенсационный фонд в обязательном порядке должен быть не меньшим, чем указанная сумма в законодательстве. Сам размер этого фонда может зависеть от образа деятельности всех предприятий и фирм, входящих в состав этой саморегулируемой организации. Естественно, что и требования к компенсационному фонду в этом случае будут другие.
Все участники данной саморегулируемой организации обязательно должны платить определенный взнос в компенсационный фонд СРО . Такую плату необходимо производить каждый месяц, Но сам вступительный взнос определяется на собрании членов СРО . В строительных саморегулируемых организациях сумма всего компенсационного фонда должна составлять не меньше 1 млн рублей на каждого ее члена. В архитектурно-строительных таких организациях и инженерных суммы другие: в расчете на каждого члена - не меньше 500 тыс рублей.
Такая сумма установлена для того, чтобы можно было выплатить материальный ущерб при возникновении ситуаций, когда предприятием во время проведения работ было нарушение безопасности объектов строительства. В том случае, когда предприятие возводит объект, стоимость которого оценена выше, чем в 10 млрд рублей, сам размер компенсационного фонда должен составлять не меньше, чем 30 млн рублей. Компенсационный фонд не может потратить свои деньги ни на какие другие нужды, кроме тех, которые предусмотрены Кодексом. Но бывают и исключения, которые также прописаны и утверждены законодательным путем.
Хотя все средства хранятся на депозитных вкладах для возможности их увеличения и сохранности, но, при необходимости вышеуказанных выплат, это делается в десятидневный срок.
Законодательством возврат взноса при выходе из СРО не предусмотрено. Это означает, что любая компания или организация, решившая прекратить свое членство в саморегулируемой организации, может назад свои взносы не получить.
На самом же деле, возврат компенсационного фонда при выходе из СРО можно добиться по решению суда. Если же происходит ликвидация (или самоликвидация) СРО , то весь компенсационный фонд переходит в распоряжение следующих Национальных организаций:НОСТРОЙ , НОИЗ или же НОП .
В этом случае происходят обязательные выплаты компаниям, которые входили в состав ликвидированной СРО .