Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусматривает создание заказчиком контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Это делается для того, чтобы обеспечить планирование и осуществление государственных закупок товаров, работ, услуг.
Контрактная служба — это объединенная общим руководством (руководителем контрактной службы) совокупность должностных лиц заказчика, выполняющих на постоянной основе функции по осуществлению всех закупок. Указанные лица могут быть объединены в одно структурное подразделение или состоять в разных подразделениях (ч. 1 и 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Контрактную службу должны создавать заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (далее — СГОЗ) превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик, совокупный годовой объем закупок которого не превышает указанной суммы, обязан по своему выбору либо назначить контрактного управляющего, либо создать контрактную службу (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
При решении вопроса о необходимости создать контрактную службу нужно определить СГОЗ. Он должен включать весь объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, утвержденный на год (п. 16 ст. 3 данного Закона).
СИТУАЦИЯ: Бюджетное учреждение осуществляет закупки на сумму 110 млн руб. в год, половину которых — в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. Нужно ли создавать контрактную службу в таком бюджетном учреждении?
Ответ: В данном случае создание контрактной службы является правом заказчика. Если это право не реализуется, необходимо назначить контрактного управляющего.
Обоснование: Создать контрактную службу обязаны заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Под СГОЗ понимается общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, утвержденный на финансовый год. В него включается в том числе финансовое обеспечение, предназначенное для оплаты в указанном финансовом году контрактов, которые заключены до его начала. Такое определение дано в п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Исходя из буквального смысла названной нормы при расчете СГОЗ принимаются во внимание только закупки, осуществляемые в порядке применения Закона N 44-ФЗ. Прочие закупки, в том числе проводимые на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, при этом не учитываются.
СИТУАЦИЯ: Должен ли заказчик создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) при централизованных закупках?
Ответ: Да, должен.
Обоснование: Предусмотрены два способа распределения полномочий между заказчиками и уполномоченными ими на проведение закупок органами государственной власти, местного самоуправления или казенным учреждением при централизованных закупках (ст. 26 Закона N 44-ФЗ):
1) уполномоченному органу или учреждению передаются полномочия на определение поставщиков, за исключением полномочий на подписание контракта (ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
2) уполномоченному органу или учреждению передаются функции по , определению поставщиков, заключению государственных контрактов, их исполнению, в том числе по приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечению их оплаты (ч. 2 и 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из положений ч. 5 ст. 38 Закона N 44-ФЗ при централизации закупок первым способом контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет полномочия, не переданные уполномоченному органу или учреждению.
Норм, освобождающих заказчика от обязанности создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) в случае централизации закупок вторым способом, Закон N 44-ФЗ не содержит.
Вместе с тем в число полномочий, передача которых предусмотрена при централизованных закупках, не включены отдельные функции контрактной службы (контрактного управляющего). К ним относятся, например (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ):
— участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков;
— подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы.
Таким образом, при централизации закупок заказчики должны создавать контрактную службу (назначать контрактного управляющего) для реализации функций, не переданных уполномоченному органу или учреждению.
Общие требования к контрактной службе в настоящее время определены Законом N 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (далее — Типовое положение).
Контрактная служба может быть создана как путем формирования специального структурного подразделения, так и без образования такового (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В последнем случае заказчик должен утвердить постоянный состав сотрудников, выполняющих функции контрактной службы (пп. 2 п. 6 Типового положения).
Заказчик самостоятельно утверждает структуру и определяет численность сотрудников контрактной службы, учитывая, что она не может состоять менее чем из двух человек (п. 7 Типового положения).
Независимо от того, в какой форме создается контрактная служба, заказчик должен назначить ее руководителя (п. 9 Типового положения). Если контрактная служба создается в форме отдельного структурного подразделения, ее возглавляет руководитель этого подразделения. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель заказчика или один из его заместителей.
В ст. 9 Закона N 44-ФЗ установлен принцип профессионализма заказчика, заключающийся в том, что к деятельности по осуществлению закупок привлекаются квалифицированные специалисты, обладающие теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Исходя из данного принципа определены обязательные требования к уровню образования сотрудников контрактной службы. Эти требования разъяснены в Письме Минэкономразвития России от 23.09.2013 N Д28и-1070.
Законом N 44-ФЗ установлены следующие ограничения для некоторых категорий лиц, связанных с руководителем контрактной службы.
Как разъяснил Верховный Суд РФ, конфликт интересов может быть связан не только с руководителями, перечисленными в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и с иными должностными лицами заказчика. Конфликт возникает, если сотрудник заказчика непосредственно участвует в осуществлении закупки и его полномочия аналогичны полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и ее результат (п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016).
Заказчик также вправе установить требование о том, что руководитель контрактной службы и ее сотрудники не могут быть членами комиссии по осуществлению его закупок (п. 8 Типового положения).
Законом N 44-ФЗ не установлена форма принятия решения о создании контрактной службы. На практике оно оформляется в виде приказа.
Форма:
Целесообразно указать:
1) фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
2) структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
3) срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).
Кто составляет:
Кто утверждает:
Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором СГОЗ заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения. Это следует из ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик обязан разработать на основании Типового положения и утвердить положение (регламент) о контрактной службе (ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Форма: письменная (на бумажном носителе).
Обязательно указать:
1) принципы создания и функционирования контрактной службы;
2) форму создания контрактной службы (с образованием структурного подразделения или без образования такового);
3) функции и полномочия контрактной службы;
Продолжение списка:
4) полномочия руководителя контрактной службы;
5) порядок работы и взаимодействия контрактной службы с другими структурными подразделениями и комиссией (комиссиями) по осуществлению закупок;
6) ответственность сотрудников контрактной службы.
Кто составляет:
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: не позднее даты принятия решения о создании контрактной службы.
Основные полномочия руководителя контрактной службы определяются в утверждаемом заказчиком положении (регламенте) о контрактной службе. Заказчик может детализировать эти полномочия в должностном регламенте (инструкции).
Документ, регламентирующий деятельность руководителя контрактной службы, может быть оформлен следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) наименование должности;
2) информацию о том, что сотрудник является руководителем контрактной службы;
4) требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
Продолжение списка:
5) требования к знанию законодательства;
6) конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;
7) права и обязанности;
8) ответственность.
Кто составляет: сотрудник кадровой службы или иное уполномоченное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения:
Руководителю контрактной службы необходимо определить должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).
Функции и полномочия каждого сотрудника контрактной службы необходимо определить в трудовом договоре, должностной инструкции или должностном регламенте.
Должностная инструкция (регламент) может быть оформлена следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) наименование должности;
2) информацию о том, что сотрудник является сотрудником контрактной службы;
3) непосредственного руководителя (порядок подчинения);
4) структурное подразделение (если контрактная служба создается без образования структурного подразделения);
Продолжение списка:
7) конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;
8) права и обязанности;
9) ответственность.
Кто составляет: руководитель контрактной службы или иное уполномоченное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.
Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Требования к образованию контрактного управляющего аналогичны требованиям к образованию сотрудников контрактной службы.
Заказчик вправе возложить на контрактного управляющего полномочия по проведению одной или нескольких закупок (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, общее количество контрактных управляющих заказчик определяет сам.
Рекомендация. Нецелесообразно назначать отдельного контрактного управляющего для каждой закупки. Контрактные управляющие обеспечивают осуществление закупок, в том числе исполнение контрактов, а значит, и приемку товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 3, п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим наиболее эффективно сгруппировать закупки по видам товаров (работ, услуг) и назначать для закупок каждого вида одного контрактного управляющего с учетом наличия у него специальных знаний в соответствующей сфере (автомобили, компьютерная техника, строительство и т.п.).
При наличии нескольких контрактных управляющих заказчику следует решить вопросы координации их действий в целях выполнения ими общих функций по организации закупок. В частности, такая координация требуется для формирования и внесения изменений в план-график (ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
В отношении лиц, связанных с контрактным управляющим, Законом N 44-ФЗ установлены те же ограничения, что и в отношении лиц, связанных с руководителем контрактной службы.
СИТУАЦИЯ: Правомерны ли действия заказчика, который возложил ответственность за осуществление всех своих закупок на одного контрактного управляющего?
Ответ: Да, правомерны.
Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ количество закупок, за которые может нести ответственность контрактный управляющий, не ограничено.
Следовательно, заказчик может назначить как одного контрактного управляющего для всех закупок, так и нескольких контрактных управляющих, ответственных за часть закупок заказчика, или отдельных контрактных управляющих для каждой из закупок.
Законом N 44-ФЗ не определена форма принятия решения о назначении контрактного управляющего. Целесообразно оформить такое решение в виде приказа.
Приказ о назначении контрактного управляющего, ответственного за одну или несколько определенных закупок, может быть оформлен следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
2) закупку, за осуществление которой отвечает контрактный управляющий;
3) сроки совершения отдельных действий, например подготовки и размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещений об осуществлении закупки, документации о закупке.
Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Срок утверждения: заблаговременно до планируемой даты осуществления закупки с учетом времени, необходимого для подготовки извещения и документации о закупке.
Приказ о назначении контрактного управляющего, ответственного за все закупки, может быть оформлен следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) фамилию, имя, отчество, должность контрактного управляющего;
2) информацию о том, что контрактный управляющий отвечает за осуществление всех закупок заказчика.
Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Дата утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает обязанности заказчика утверждать какие-либо документы, регламентирующие деятельность контрактного управляющего.
Вместе с тем при приеме на работу (службу) сотрудника, на которого на постоянной основе возлагаются обязанности контрактного управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчик должен учитывать требования законодательства о труде или о соответствующем виде государственной или муниципальной службы. Следовательно, заказчику необходимо определить функции и полномочия контрактного управляющего в трудовом договоре, должностной инструкции или должностном регламенте.
Должностная инструкция (регламент) контрактного управляющего, ответственного за все закупки, может быть оформлена следующим образом.
Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).
Целесообразно указать:
1) наименование должности;
2) информацию о том, что сотрудник является контрактным управляющим и отвечает за осуществление всех закупок заказчика;
3) непосредственного руководителя (порядок подчинения);
4) структурное подразделение;
5) требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
Продолжение списка:
6) требования к знанию законодательства;
7) полномочия по осуществлению закупок;
8) права и обязанности;
9) ответственность.
Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.
Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.
Дата утверждения: к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их.
Рекомендация. В дополнение к должностной инструкции (регламенту) заказчику целесообразно разработать документы, определяющие порядок взаимодействия контрактного управляющего с другими сотрудниками и структурными подразделениями, которые задействованы в отдельных процессах при осуществлении закупок, например с бухгалтерией (по вопросам поступления средств в обеспечение заявок и их , оплаты контрактов).
Контрактная служба и контрактный управляющий осуществляют следующие основные функции и полномочия:
1) разрабатывают план закупок, подготавливают вносимые в него изменения, размещают указанные документы в ЕИС (п. 1 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);
— дисциплинарную;
— гражданско-правовую;
— уголовную.
Административная ответственность
Если в ходе плановых и внеплановых проверок или рассмотрения жалобы контрольный орган в сфере закупок выявит нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в отношении сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) может быть возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 1 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Заказчику может быть выдано:
1) представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
2) обязательное для исполнения предписание об устранении указанных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщика (п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Обеспечить исполнение такого представления или предписания должна контрактная служба (контрактный управляющий), поскольку она наделена полномочиями по обеспечению осуществления закупок (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
СИТУАЦИЯ: Можно ли привлечь контрактного управляющего (сотрудника контрактной службы) к административной ответственности за направление проекта контракта участнику закупки, признанному победителем, с нарушением сроков, которые установлены Законом N 44-ФЗ?
Ответ: Контрактного управляющего — можно, сотрудника контрактной службы — можно, если непосредственно на него возложена соответствующая обязанность.
Обоснование: За направление проекта контракта участнику закупки, признанному ее победителем, с нарушением установленных сроков предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ).
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ контрактный управляющий, сотрудник контрактной службы, совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Полномочия контрактного управляющего по обеспечению заключения контракта прямо предусмотрены п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, в должностные обязанности контрактного управляющего входит принятие всех необходимых мер для своевременного направления проекта контракта участнику. Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности контрактный управляющий подлежит административной ответственности.
Контрактная служба также наделена указанным полномочием, однако конкретные должностные обязанности должны быть распределены руководителем между ее сотрудниками (п. 10 Типового положения). Такое распределение должно быть оформлено документально.
Следовательно, сотрудник контрактной службы несет административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение только тех полномочий контрактной службы, выполнение которых возложено непосредственно на него.
СИТУАЦИЯ: Можно ли привлечь контрактного управляющего (сотрудника контрактной службы) к административной ответственности за размещение в ЕИС (на официальном сайте) протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с нарушением установленного срока более чем на два рабочих дня, если это нарушение вызвано исключительно несвоевременным подписанием протокола членами конкурсной комиссии?
Ответ: Нет, нельзя.
Обоснование: В полномочия контрактной службы, контрактного управляющего входит обеспечение осуществления закупок (п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ), в том числе размещение в ЕИС протоколов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (пп. 2 («л») п. 13 Типового положения).
Вместе с тем подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе отнесено к обязанностям членов конкурсной комиссии (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ члены комиссий по осуществлению закупок, контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемой ситуации нарушение срока размещения протокола вызвано ненадлежащим исполнением должностных обязанностей членами конкурсной комиссии.
Таким образом, к административной ответственности должны быть привлечены члены конкурсной комиссии, совершившие правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 14 ст. 7.30 КоАП РФ.
Дисциплинарная ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы
Сотрудники контрактной службы (контрактный управляющий) могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за допущенные ими нарушения законодательства, ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Какой-либо особый порядок привлечения данных лиц к дисциплинарной ответственности Законом N 44-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок не установлен. В этом вопросе заказчик должен руководствоваться законодательством о труде и о соответствующих видах государственной и муниципальной службы.
Гражданско-правовая ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы
Законом N 44-ФЗ не предусмотрено каких-либо особенностей привлечения сотрудников контрактной службы (контрактного управляющего) к гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный заказчику. Такая ответственность наступает по общим основаниям.
Заказчики, возместившие в соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный третьим лицам неправомерными действиями сотрудников контрактной службы (контрактным управляющим), имеют право обратного требования (регресса) к последним на основании п. 1 ст. 1081 ГК РФ. Аналогичное требование может быть предъявлено Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями в случае возмещения такого вреда на основании ст. 1069 ГК РФ за счет соответствующей казны (п. 3.1 ст. 1081 ГК РФ).
Уголовная ответственность контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы
За виновное совершение общественно опасных деяний, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом РФ, наступает уголовная ответственность работников контрактной службы (контрактного управляющего). В частности, ст. 200.4 УК РФ устанавливает ответственность за злоупотребления в сфере закупок.
Есть такая профессия – закупки проводить. Называется она контрактный управляющий. Важно понимать, какие задачи перед профессией ставит законодательство, а вместе с ним - руководство. Давайте разберемся в этом вместе.
Контрактный управляющий - это должностное лицо, которое назначается заказчиком в качестве ответственного за осуществление закупок, включая исполнение каждого контракта (ст. 38 Закона 44-ФЗ).
Назначается контрактный управляющий при выполнении двух условий:
И контрактный управляющий в равной степени наделяются следующими функциями и полномочиями:
1. Подготавливают и размещают в ЕИС:
2. На стадии планирования закупок организуют консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них. Определяют лучшую цену товаров, работ, услуг, лучшие технологии и другие параметры.
3. Обеспечивают закупки, в том числе заключение контрактов.
4. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для претензионно-исковой работы.
5. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.
Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
Помимо Закона № 44-ФЗ, существует документ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Положение). Он утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 . Это Положение может использоваться и для . Ведь по смыслу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий назначается вместо контрактной службы. Следовательно, их функции должны быть совершенно идентичны.
В Положении более подробное, нежели в законе, перечислены функции и полномочия контрактного управляющего. Задачи, стоящие перед контрактным управляющим прописаны в п. 4, 5 и 15 данного Положения.
Выделим следующие задачи контрактного управляющего:
Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.
Контрактный управляющий обязан руководствоваться:
Выполнение первых двух задач контрактным управляющим должно приводить к реализации третьей задачи - контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях. То есть, контрактный управляющий должен позаботиться о том, чтобы были закуплены по максимально выгодной цене именно те товары, работы и услуги, которые действительно необходимы заказчику.
Цель всей деятельности контрактного управляющего в обобщении трех задач: экономия бюджетных средств при закупке нужных товаров, работ и услуг, организованной по правилам, определенными нормативными правовыми актами.
Заказчик обязан:
В чём заключаются обязанности контрактного управляющего и как их правильно указать в инструкции.
Контрактный управляющий – это , обладающий теоретическими знаниями и навыками в области закупок. В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ, в зависимости от совокупного годового объема закупок заказчик должен создать либо контрактную службу (при объеме закупок, превышающем сто миллионов рублей), либо назначить должностное лицо, которое будет отвечать за осуществление одной или нескольких закупок (если объем закупок не превышает вышеуказанный порог). Таким лицом и признается контрактный управляющий.
На предприятии-заказчике может работать несколько контрактных управляющих, каждый из которых будет отвечать за какой-либо отдельный сектор закупочной деятельности. Один из , например, может заниматься закупкой инструментов и оборудования, второй - закупкой вычислительной техники, третий - продуктов питания. Это обусловлено тем, что при закупке этих позиций необходимы специальные знания и один человек вряд-ли сможет иметь их в каждой из перечисленных предметных областей.
Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда
Полный справочник должностных инструкций по всем отраслям деятельности.
К специалисту по закупкам предъявляется ряд требований и . Так, контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Дополнительное профессиональное образование может быть получено в процессе повышения квалификации или в рамках прохождения программ профессиональной переподготовки. Кроме того, он должен хорошо разбираться в предмете закупок.
Скачайте документы по теме:
Во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса РФ Министерством труда и социальной защиты России утверждены профессиональные стандарты специалиста и эксперта в сфере закупок:
Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок";
Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок".
Общие функции и полномочия контрактного управляющего указаны в п. 4 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относится:
разработка плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение плана в единой информационной системе;
разработка плана-графика, подготовка изменений в него;
подготовка и размещение извещений об осуществлении закупок в ЕИС,
и проектов контрактов, направление приглашений на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
заключение контрактов;
участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), претензионно-исковая работа;
консультации с участниками закупки (поставщиками, подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг и иные функции.
Несмотря на данный в законе перечень должностных обязанностей контрактного управляющего, не стоит просто копировать его, конкретного специалиста. Желательно максимально четко расписать функционал сотрудника применительно к специфике заказчика. Ведь не бывает совершенно одинаковых юридических лиц заказчиков государственных и муниципальных нужд, даже если у них схожи цели, задачи и структура. И даже при одинаковом наименовании должности – контрактный управляющий – должностные обязанности его могут отличаться существенно.
Ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ допускает расширительное толкование функционала КУ. Это позволяет каждому заказчику конкретизировать полномочия своих сотрудников.
Как уже упоминалось, в зависимости от объема закупок в учреждении создается либо контрактная комиссия, либо назначается (принимается) контрактный управляющий, должностные обязанности которого конкретизируются . О создании службы либо о введении должности контрактного управляющего в бюджетном учреждении, как правило, издается распорядительный акт. Например, в Ленинградской области существует такой - Приказ управления записи актов гражданского состояния Ленинградской области от 28.08.2015 N 5 "Об утверждении положения о контрактном управляющем ". Но распорядительные акты не всегда подменяют собой должностную инструкцию. Поэтому для бюджетного учреждения она также разрабатывается и утверждается, если учреждения предполагает наличие такой должности.
Если же учреждение занимается закупками не на постоянной основе, то п. 2 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ допускает приказом руководителя назначить контрактного управляющего в отношении только одной закупки. Тогда должностные обязанности специалиста, ответственного по закупкам, будут указаны в . Таким образом, будет закреплено конкретное поручение на выполнение функций контрактного управляющего.
В раздел «Права», кроме тех, которые являются стандартными для специалистов такого уровня, необходимо включить пункт, касающийся непосредственно контрактного управляющего. Он должен иметь право участвовать в пределах своей компетенции в подготовке и обсуждении:
по этой должности предусматривается ст.232 ТК РФ и ч.5 ст.38 44-ФЗ. Кроме этого, контрактный управляющий несет административную, уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения, допущенные в процессе осуществления своей деятельности. В тех случаях, которые предусмотрены статьями 7.29-7.32, ч.7.1 ст.19.5, ст.19.7.2 КоАП РФ они несут административную ответственность в качестве должностных лиц.
Итак, определение компетенций контрактного управляющего закон относит к ведению заказчика. И в его интересах максимально конкретно и полно отразить круг прав и обязанностей управляющего в или ином документе исходя из объема закупок, задач и требований.
Скачать в.doc
Скачать в.doc
Не могу не осветить эту тему, т.к. просьбы дать образец должностной инструкции контрактного управляющего получаю едва ли не каждый день.
Прежде всего, спешу всех успокоить: если ваш контрактный управляющий до сих пор работает без должностной инструкции, никакие штрафы вам не грозят
. Ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ни Приказ МЭР от 29.10. 2013 г. N 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» не упоминают должностные инструкции. Даже в Трудовом кодексе ничего о них нет.
Руководитель учреждения самостоятельно принимает решение о форме документа, определяющего должностные обязанности контрактного управляющего.
Назначение инструкции – это определение прав, обязанностей и пределов ответственности работника.
При отсутствии должностных инструкций в учреждении сведения о трудовой функции работника включаются непосредственно в текст трудового договора.
Во многих случаях удобнее определять условия конкретного трудового договора на основании утвержденной должностной инструкции.
Руководитель может вносить изменения в инструкцию. Новые положения будут распространяться на работников, принимаемых на соответствующие должности. Уже работающих специалистов необходимо не просто ознакомить с изменениями, но и получить их письменное согласие, если это ведет к изменению условий трудового договора.
Обычно этот документ включает в себя следующие разделы:
Раздел 1 «Общие положения»:
- название должности, в какое структурное подразделение должность входит, порядок назначения и освобождения от должности, замещения должности в период временного отсутствия работника.
Раздел 2 «Требования к квалификации»:
- уровень необходимой профессиональной подготовки
В соответствии с п.6 ст.38 Федерального закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .
Раздел 3 «Должностные обязанности»:
- конкретные виды работ, из которых складывается выполнение трудовой функции
Практически все обязанности контрактного управляющего перечислены в Приказе МЭР от 29 октября 2013 г. N 631 "Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе", а также в профессиональных стандартах "Специалист в сфере закупок"
и "Эксперт в сфере закупок"
, утвержденных приказами Минтруда России № 625н и № 626н от 10 сентября 2015 г. Следует расширить и конкретизировать перечень работ с учетом нужд учреждения и сформулировать пункты инструкции для разных должностей: например, в обязанности контрактного управляющего
включить – «согласовывает публикацию извещений об осуществлении закупок с руководителем Учреждения», в обязанности руководителя контрактной службы
– «принимает решение о публикации извещений об осуществлении закупок», в обязанности работника контрактной службы
– «публикует по решению руководителя контрактной службы извещение об осуществлении закупок»
Должностная инструкция руководителя контрактной службы будет также содержать пункты:
- представляет на рассмотрение руководителя учреждения предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы;
- распределяет обязанности между работниками контрактной службы;
- определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы
Должностная инструкция контрактного управляющего должна включать в себя практически все функции, перечисленные в Приказе № 631. Должностные инструкции работников контрактной службы могут отличаться и содержать различные обязанности, для каждого работника – только часть из перечисленных в Приказе функций.
Раздел 3 необходим, в частности, для передачи полномочий работника на период его отпуска, болезни, или командировки лицу, временно его замещающему;
Раздел 4 «Права»:
- перечень прав работника, занимающего данную должность: право на получение определенной информации, право контроля оформления документов, право подписи документов и т.д.
Раздел 5 «Ответственность»:
- зона ответственности контрактного управляющего (руководителя или работника контрактной службы) за результаты и последствия его трудовой деятельности, за действия и бездействие в пределах его полномочий
В данном разделе целесообразно перечислить группы возможных нарушений, меры персональной административной и дисциплинарной ответственности согласно действующему законодательству.
Кроме основных, должностная инструкция может включать в себя и дополнительные разделы.
Раздел «Порядок взаимодействия по должности»:
Раздел включает служебные внешние и внутренние связи: - с участниками закупки, с исполнителями по контракту, с руководством учреждения, с руководителем подразделения, с другими подразделениями.
В этом разделе устанавливаются сроки представления и получения работником определенных документов. Раздел необходим для соблюдения графика документооборота.
Раздел «Оценка результатов»:
Это раздел нужен, даже если результат выполнения функций невозможно выразить в числах или процентах. Основной результат работы контрактной службы или контрактного управляющего – это заключение контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Промежуточным результатом может быть, например, бесперебойное материальное снабжение учреждения, отсутствие жалоб со стороны участников закупки, отсутствие штрафов и т. п.
В штатном расписании большинства казенных и бюджетных учреждений должность контрактного управляющего пока отсутствует. Можно принять нового сотрудника на любую вакантную должность, например, экономиста и издать приказ о назначении его контрактным управляющим. В этом случае должностные обязанности могут быть перечислены в трудовом договоре или может быть изменен текст должностной инструкции экономиста.
Ирина Козлова
Должностная инструкция контрактного управляющего (образец)
Наименование организации ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ |
УТВЕРЖДАЮ Наименование должности руководителя учреждения |
Место составления | Подпись Расшифровка подписи |
Дата Регистрационный N |
Дата |
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО | |
Общие положения | |
... | |
Требования к квалификации | |
... | |
Должностные обязанности | |
... | |
Права | |
... | |
Ответственность | |
... | |
Порядок взаимодействия по должности | |
... | |
Визы согласования (при необходимости) | |
С инструкцией ознакомлен. Экземпляр инструкции получил | Подпись Расшифровка подписи |
Дата | |
Федеральный закон N44 от 05.04.2013 года посвящен организации системы госзакупок в разных учреждениях. В этом законодательном акте подробно описываются полномочия и обязанности контрактного управляющего. Назначение контрактного управляющего на должность, условия, порядок, особенности — также четко регламентированы в 44-ФЗ.
Сегодня мы расскажем о том, на кого могут быть возложены обязанности контрактного управляющего, кто занимается решением этого вопроса в организации и может ли быть на предприятии сразу 2 контрактных управляющих. Может ли, например, руководитель быть контрактным управляющим?
Как КУ назначается на должность и когда проходит инструктаж?
Все действия сотрудника строго регламентированы и после вступления в должность, начинать следует не с составления планов и ведения переговоров, а с изучения должностной инструкции контрактного управляющего за 2018 год. Это позволит сотруднику составить для себя порядок ведения трудовой деятельности, а также, оценить степень ответственности, которая налагается на КУ в рамках 44-ФЗ.
Основанием для формирования отдела или приема на работу конкретного гражданина в качестве КУ, является ФЗ-44. В документе указано сразу несколько вариантов организации такого рабочего места, а именно:
Чтобы ответить на поставленный вопрос, стоит сначала определиться с тем, что руководитель организации является единоличным исполнительным органом, а значит, именно в его компетенции находится право возложения обязанностей контрактного управляющего на конкретное лицо.
Важным основанием для назначения контрактного управляющего является наличие у предприятия годового объема закупок на сумму свыше 100 млн рублей. В этом случае организация контрактной службы и назначение КУ является обязательным.
Никаких ограничений относительно круга граждан, способных занять место КУ, законом не установлено. Единственное условие, которое должно строго исполняться, заключается в наличии специальной профподготовки. У лица, желающего занять данную должность должно быть профессиональное образование или специальная подготовка в контрактной сфере закупок.
Иными словами, контрактным управляющим может быть руководитель учреждения, директор, и даже главный бухгалтер или юрист, если это не противоречит положениям устава организации.
Регламентируется принятие такого решения сразу несколькими моментами. С одной стороны, юрист, руководитель или бухгалтер контрактным управляющим могут быть назначены на основании положения устава организации и отдельных пунктов трудового соглашения. С другой стороны возложение функций КУ на руководителя может произойти в порядке, прописанном в ст.60.2 ТК РФ. Согласно ФЗ-44, специалиста назначает только заказчик, а это означает, что выбрать и назначить сотрудника может только лицо, являющееся таковым или выступающее в роли его представителя.
В этом случае необходимо учитывать действующие нормативы, регулирующие трудовые отношения руководителя и сотрудников организации. По правилам, совмещение должностей не запрещено законом, однако, такие ограничения могут быть прописаны в других законодательных актах, на уровне федерации и регионов.
Подводя небольшие итоги можно отметить, что при отсутствии таких ограничений вся необходимая работа по организации закупок на предприятии может быть поручена руководителю или иному лицу, состоящему в штате предприятия и отвечающему всем требованиями законодательства. При этом, назначение контрактного управляющего сопровождается оформлением письменного согласия сотрудника и изданием приказа о назначении на должность.
Когда на предприятии вводят должность конкурсного управляющего, никаких ограничений по количеству таких сотрудников не устанавливается. Более того, большинство предприятий нуждается в обеспечении сразу по нескольким направлениями. К примеру, необходимо закупать ТС или специальное оборудование, наряду с продуктами питания и материалами.
В этом случае можно назначить сразу 2 контрактных управляющих: главного бухгалтера и руководителя или поручить часть работу юристу. В любом случае, решение должно быть обоснованным и каждый сотрудник обязан отвечать требованиям закона.
Более трех лет назад, порядок назначения сотрудников контрактной службы заказчика был существенно изменен. Это произошло сразу после того, как в обязанности заказчика было вменено формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего по закупкам.
В своей работе мы приведем законодательные статьи о деятельности контрактного управляющего в сфере закупок, с чего начать работу такому сотруднику, а также расскажем о том, кого назначают контрактным управляющим по ФЗ-44.
Начиная с января 2018 года, назначение контрактного управляющего должно происходить лишь в том случае, если предполагаемый на должность сотрудник отвечает ряду требований действующего законодательства. Согласно статьям ФЗ-44 специалист обязан иметь специальное профобразование и прослушать дополнительные лекции по переподготовке.
Профессия контрактного управляющего не очень распространена, поскольку введение должности в штат происходит только в том случае, когда объемы закупок на предприятии за год составляют от 100 млн рублей. Данное правило прописано в п. 1-2 с. 38 ФЗ-44 по регламенту работу контрактного управляющего. В остальных ситуациях закон не обязывает нанимать контрактного такого специалиста и вопросы, возникающие у проверяющих служб, являются неправомочным.
Деятельность контрактного управляющего строго регламентируется, поскольку речь идет о работе с людьми и с представлением информации для публичных и контролирующих структур. В связи с этим контрактным управляющим назначается только лицо, которое располагает достаточным уровнем профессиональной подготовки и имеет опыт работы в данной сфере.
По п. 4 ст. 38 ФЗ-44 функции контрактного управляющего достаточно разнообразны. Специалисту, претендующему на место, крайне важно знать, что делает и какую деятельность осуществляет конкурсный управляющий.
Если говорить о начале деятельности с нуля, то гражданин обязательно должен иметь представление с чего начать работу КУ. В этом случае следует действовать таким образом:
На этом деятельность контрактного управляющего не ограничивается, и сотрудник имеет еще ряд обязанностей. В заключении следует отметить, что назначение КУ происходит по стандартной схеме, описанной в трудовом кодексе, но с учетом действующего регламента и особенностей должности.
По ФЗ-44 от 05.04.2013 года ответственность контрактного управляющего определяется теми пунктами, которые прописаны в его трудовом соглашении и в должностных инструкциях. Этот момент должен быть прописан очень четко, чтобы в последствие руководитель не стал отвечать за поступки и действия наемного сотрудника.
Сегодня мы рассмотрим вопросы, касающиеся того, какие требования предъявляет закон к контрактному управляющему в 2018 году и каким образом выполняется проверка таких сотрудников.
Контроль за действиями контрактного управляющего осуществляет непосредственно руководитель, однако, регулированием его деятельности занимается уполномоченный орган (контрольная комиссия заказчика).
За нарушение требований, который сотрудник обязан выполнять во время своей профессиональной деятельности, предусмотрено сразу несколько видов ответственности. Речь идет о таких вариантах:
Наиболее распространенной из указанных, является мера административной ответственности и дисциплинарное взыскание. Это обусловлено тем, что сотрудники не несут перед компанией-заказчиком материальной ответственности и могут нарушить требования только в рамках превышения своих полномочий.
По закону, каждое должностное лицо, представляющее интересы заказчика, несет персональную ответственность за соблюдение требований, прописанных в российском законодательстве.
Нарушения контрактного управляющего рассматриваются в рамках его полномочий и могут быть обжалованы. Основанием для таких манипуляций, чаще всего становится превышение прав и возможностей, указанных в должностной инструкции. Оспаривание вынесенного решения осуществляется в судебном или административном порядке и возможность подать жалобу имеется у следующих лиц:
Данное право прописано в ст. 105 ФЗ-44 и является неотъемлемым для указанных участников закупок.
Главной организацией, осуществляющей проверку контрактных управляющих, на предмет добросовестности и правильности выполнения своих обязанностей, является ФАС России (Федеральная антимонопольная служба). Такой порядок прописан в ФЗ-44, а также, отражен в ряде внутренних актов, касающихся деятельности организации.
Стандартной процедурой, в рамках которой осуществляется контроль, является проведение плановых или внеплановых проверок. Основания для организации таких мероприятий четко прописаны в ст. 99 ФЗ-44. В случае выявления нарушений в работе контрактного управляющего в отношении сотрудника принимается решение о назначении штрафа. Размер штрафных санкций определяется индивидуально, но в пределах 30 – 50 тыс. рублей.
Чтобы исключить казусные ситуации и строго соблюдать все действующее нормативы и требований закона, необходимо, чтобы сотрудники контрактной службы своевременно проходили обучение и посещали курсы повышения квалификации.