Формы общения: разные, но взаимосвязанные. Виды общения и подходящие для них ситуации. Правила общения с людьми

Общение с людьми – это трансляция сообщений или обмен данными, происходящий между индивидами посредством специфических инструментов коммуникации, таких как речь или жесты. Однако понятие общение с людьми намного шире и охватывает человеческие взаимоотношения, взаимодействие социальных групп и даже целых наций.

Общение людей друг с другом предназначено для установления контактов. Без общения не способна обойтись ни одна из сфер жизнедеятельности человека. Для результативности общения необходим постоянный поток информации в устной или письменной форме. Такой поток должен быть обоюдно направленным.

Психология общения с людьми

Умение грамотно общаться и компетентно выстраивать различные виды контактов между индивидами в современном мире просто необходимо. Ежедневно люди взаимодействуют между собой. В процессах межличностных взаимодействий некоторые индивиды воздействуют на других и наоборот.

С позиции психологической науки, общение с другими людьми будет благополучным и эффективным только при совпадении интересов. Для комфортного взаимодействия необходимо, чтобы интересы обоих сторон совпадали. Даже абсолютно необщительный человек, если затронуть интересующую его тему, разговорится.

Для результативности и комфортности беседы необходимо научиться понимать своего партнера по коммуникации, предвосхищать его возможные реакции на конкретные высказывания. С этой целью ниже приведено несколько нехитрых приемов успешности коммуникационного взаимодействия между людьми.

Существует такой известный прием, который называется эффектом Франклина, по имени известного американского политического лидера, который обладал немалыми талантами и был незаурядной личностью. Для того чтобы добиться доверия индивида, с которым не смог найти общего языка и который к нему не очень хорошо относился, Франклин одолжил у этого человека книгу. После этого случая отношения стали у них носить дружественный характер. Смысл данного поведения лежит в следующем: считает, что раз у него что-то попросили, то в следующий раз человек, которому он помог, в случае необходимости сам откликнется на его просьбу. Другими словами индивид, попросивший об услуге, становится выгодным для человека, оказавшего услугу.

Следующий прием носит название «дверью непосредственно в лоб» Если что-то требуется от собеседника, то следует попросить у него больше надобного. Если вы получите отказ, то при следующей встрече можно смело его попросить еще раз. Ведь человек, который проигнорировал вашу просьбу, будет испытывать угрызения совести и в следующий раз вряд ли откажет, услышав более разумное предложение.

Значительно повышает коммуникативное взаимодействие автоматический повтор движений и положения тела собеседника. Это связано с тем, что человеку присуще симпатизировать людям, которые хотя бы немного похожи на него.

Для создания дружественной атмосферы во время разговора следует непременно называть собеседника по имени. А для того чтобы партнер по коммуникации почувствовал к собеседнику симпатию, нужно во время беседы называть его своим другом.

Эффективное общение с разными людьми не подразумевает под собой указывание индивиду на его личностные дефекты. В противном случае можно только превратить человека из своего единомышленника в недоброжелателя. Даже если вы абсолютно не согласны с его точкой зрения, нужно попытаться все-таки найти точки соприкосновения и при следующей реплике начать предложение с выражения согласия.

Практически все личности желают быть выслушанными и услышанными, вследствие чего, нужно их расположить к себе во время беседы, применив с этой целью рефлективное слушание. То есть необходимо в процессе коммуникаций перефразировать периодически сообщения собеседника. Этим вы выстроите дружеские отношения. Более эффективным будет услышанную реплику трансформировать в вопросительное предложение.

Правила общения с людьми

Общение с другими людьми считается одной из важнейших составляющих успешности жизни. Для того чтобы коммуникативное взаимодействие было более результативным, разработано ряд простых правил, соблюдение которых сделает общение с людьми комфортным, эффективным и действенным.

При любой беседе нужно помнить, что ключом к ее результативности является внимание к партнеру по коммуникации. Именно от начала разговора, поддержания его в заданном тоне и гармоничного завершения зависит, достигнет ли говорящий поставленной задачи или нет. Человек, который делает вид, что слушает, а в реальности только озабочен собственной персоной и невпопад вставляет реплики или отвечает на вопросы, заведомо производит невыгодное впечатление на собеседника.

Люди далеко не всегда могут сразу и четко оформить свои мысли. Поэтому, если вы заметили в речи говорящего какие-либо оговорки, неверно произнесенное слово или фразу, то правильнее будет не акцентировать на них внимание. Этим вы предоставите собеседнику возможность почувствовать себя более непринужденно с вами.

Общение людей друг с другом будет неэффективным, если беседа будет окрашена пренебрежением. Так, например, фраза по типу: «я проходил мимо и решил заглянуть к тебе ненадолго» часто скрывает под собой безразличие или даже высокомерие.

Так как эффективное общение с людьми предполагает соблюдение определенного ритма речи, следует не перебарщивать с монологами. Не следует забывать, что каждой личности присущи сугубо индивидуальные характеристики речи и мыслительной деятельности, поэтому в разговоре необходимо периодически использовать небольшие паузы.

Проблемы в общении с людьми также зависят и от несхожести стилей коммуникационного взаимодействия сильной и слабой половины человечества. Половые различия между людьми проявляются в смыслах их реплик, форме используемых невербальных средств, таких как мимика, жесты и др. Женская речь характеризуется частыми извинениями и вопросами в конце реплик, неумением принимать комплименты без возражений, явной эмоциональной выразительностью, естественностью, использованием намеков или косвенных высказываний, употреблением восклицательных предложений и междометий, более грамотной структурой речи, широким диапазоном тонов и резкой их сменой, высоким голосом и выделением ключевых фраз, постоянной улыбкой и сопутствующими движениями.

Вопреки существующему распространенному мнению, мужская половина человечества говорит больше женщин. Они склонны чаще перебивать собеседника, более категоричны, стараются контролировать тематику диалога, чаще используют абстрактные существительные. Мужские предложения более короткие в сравнении с женскими. Мужчины чаще употребляют существительные конкретного характера и прилагательные, а женщины – глаголы.

Основные правила общения с людьми :

  • в процессе коммуникативного взаимодействия следует относиться к индивидам так, чтобы они могли почувствовать себя умными, интересными собеседниками и очаровательными людьми;
  • любую беседу следует вести не отвлекаясь; собеседник должен чувствовать, что его партнеру по коммуникации интересно, поэтому нужно снижать интонацию в конце реплики, кивать головой в ходе коммуникации;
  • перед тем, как ответить собеседнику, следует выдержать паузу в несколько секунд;
  • беседу нужно сопровождать искренней улыбкой; фальшивую, неискреннюю улыбку люди моментально распознают, и вы потеряете расположение к себе собеседника;
  • нужно помнить, что люди, уверенные в себе и в том, что говорят, вызывают безусловную симпатию в сравнении с неуверенными в себе индивидами.

Искусство общения с людьми

Так случается, что на жизненной дороге встречаются самые разнообразные индивиды – с одними из них легко и приятно общаться, а с другими, наоборот, довольно сложно и неприятно. А так как общение охватывает практически все сферы жизнедеятельности людей, то научиться владеть искусством коммуникативного взаимодействия – это необходимость реалий современной жизни.

Человек, в совершенстве владеющий искусством коммуникативного взаимодействия, всегда выделяется среди остальных индивидов, причем такие отличия относятся только к положительным сторонам. Таким людям намного проще устроиться на высокооплачиваемую работу, они быстрее продвигаются по карьерной лестнице вверх, легче вписываются в коллектив, заводят новые контакты и хороших друзей.

Общение с незнакомыми людьми не следует начинать сразу с серьезных и важных тем. Лучше начать с нейтральной темы, постепенно переходя на более важные вещи, не испытывая неловкости.

Также не рекомендуется говорить о денежных трудностях, проблемах в семейных делах или здоровье. Вообще, общение с незнакомыми людьми не предполагает использование тем личного характера. Не стоит также говорить и о плохих новостях. Так как есть вероятность того, что собеседника такая тема может насторожить, вследствие чего он найдет причину для уклонения от беседы. Не нужно обсуждать внешний вид общих знакомых в процессе разговора. Сплетни не повысят вашу привлекательность в глазах окружающих.

Категоричность в беседе также не приветствуется. Она только оттолкнет от вас собеседников. Не рекомендуется что-либо упрямо утверждать или отрицать. Ведь индивид, готовый отстаивать свою правоту в бурных спорах, даже если он и уверен в ней на сто процентов, будет совершенно не интересен как партнер по коммуникациям. Люди, вероятнее всего, будут стремиться избегать любого взаимодействия с таким человеком.

Если в процессе коммуникации завязался спор, то не следует повышать тон, отстаивая свою точку зрения или приводя аргументы. Всегда лучше стараться не доводить общение с разными людьми до спорных или конфликтных ситуаций. Начиная разговор, нужно помнить, что наибольшее уважение вызовет собеседник, который умеет лаконично и отчетливо доносить собственную мысль.

Искусство общения с людьми заключается в следующем:

→ не следует спрашивать о способах лечения или о том, как правильно составлять исковые заявления у врача или юриста, которые случайно находятся в гостях; для получения ответов на волнующие вас вопросы есть служебное время;

→ когда завязалась беседа и один из ее участников рассказывает историю или сообщает информацию, которая относится к теме разговора, то невежливо периодически поглядывать на часы, смотреть в зеркала либо искать что-то в сумке, карманах; таким поведением вы можете сбить с мысли собеседника и покажите ему, что его речь вам наскучила, т.е. просто оскорбите его;

→ общение с неприятным человеком подразумевает под собой, в первую очередь, осознанность; она нужна для того чтобы не попадать в плен собственных эмоций при каждом случае намеренной или неосознанной провокации;

→ необходимо стараться выработать в себе способность отстранятся от сложившейся ситуации, и смотреть на нее как бы со стороны, эмоционально не вовлекаясь при этом в ссоры, конфликты или другие нежелательные действия.

Если человек, с которым приходится общаться, вам неприятен, то нужно постараться понять, что же в нем вас раздражает и вызывает неприязнь. Так устроена психология субъектов, что человек может являться для другого зеркалом. Обычно, люди замечают в других такие недостатки, которые присутствуют в них самих. Поэтому, если вы обратили внимание на то, что в человеке вас что-то раздражает, то следует обратить внимание, прежде всего на себя. Может быть, в вас также присутствуют эти дефекты? После такого анализа раздражающий вас индивид перестанет раздражать.

Не стоит также забывать, что не существует на сто процентов негативных личностей или полностью положительных. В каждом человеке уживается плохое и хорошее. Довольно часто агрессивные действия или вызывающее поведение людей свидетельствует о наличии у них внутренних проблем, конфликтов. Некоторые индивиды просто не умеют по-другому себя вести, ведь такая модель поведения была заложена в них еще в семье. Поэтому злиться на них – это глупое и бесполезное занятие, которое только отнимет силы и нарушит душевную гармонию.

Общение с неприятным человеком нужно воспринимать как своеобразный урок, каждую неприятную личность, встречающуюся на пути – как учителя. А общение с хорошим человеком и приятным собеседником повысит настроение, поможет снять напряжение, улучшит эмоциональный настрой на оставшийся день. Вообще, из любого общения можно вынести знания и опыт, если перестать чрезмерно эмоционально в него вникать.

Общение с пожилыми людьми

Потребность общения с людьми особенно проявляется в пожилом возрасте, когда дети и внуки покинули родные пенаты, любимая работа осталась позади, а впереди только просмотр мыльных опер в промежутках между приездами родни.

Старение порождает у пожилых индивидов ухудшение общего самочувствия, вследствие чего у них может понижаться самооценка и усиливаться чувство собственной малоценности, недовольства собой. Пожилой индивид испытывает «кризис идентичности». Для него характерно ощущение отставания от жизни, снижение умения радоваться жизни полноценно. Вследствие этого может появиться стремление к затворничеству, пессимизм и . В таких случаях незаменимо будет общение с хорошим человеком, а лучше родной душой.

У пожилых личностей одной из причин искаженности коммуникативного взаимодействия являются сложности с восприятием и осмыслением полученных данных, их обостренная восприимчивость к поведению по отношению к ним партнера по коммуникации, пониженный слух. Эти особенности, и возникающие вследствие них проблемы в общении с людьми пожилого возраста обязательно нужно учитывать.

Для избегания недопонимания в общении с пожилыми людьми, рекомендуется побеспокоиться о том, чтобы быть правильно услышанным и понятым.

Общение с пожилыми людьми должно исключить навязывание собственных взглядов и советов людям преклонного возраста, которое только вызовет отрицательное отношение с их стороны. Они воспримут это как посягательство на собственную свободу, личное пространство и независимость. Вообще любое навязывание собственной позиции приведет только к резкому сопротивлению со стороны собеседника, вследствие чего пострадает эффективность коммуникативного взаимодействия.

Для избегания конфликтных ситуаций при межличностном общении с пожилыми людьми, следует придерживаться следующих правил поведения: не использовать конфликтогены и не отвечать ими на конфликтоген. Конфликтогены – это слова, словосочетания, позиция или действия, проявление превосходства, провоцирующие возникновение негативной или конфликтной ситуации. К ним относят приказы, неконструктивную критику, насмешки, издевки, саркастические реплики, категоричные предложения и т.д.

Страх общения с людьми

Потребность общения с людьми есть у каждого индивида практически с первых дней жизни. Однако у некоторых личностей, вследствие неверного семейного воспитания, постоянных ограничений, гипертрофированной зависимости, различных жизненных ситуаций, завышенной или, наоборот, заниженной самооценки, присутствует страх общения с людьми. У некоторых такой страх проявляется только при взаимодействии с незнакомыми людьми, у других – со всеми без исключения.

Страх общения с людьми считается наиболее часто встречаемым видом страха, который мешает полноценной жизни и самореализации. Данный вид страха присутствует у множества людей. Часто он вызван необходимостью вторгаться при беседе в личное пространство собеседника. Так как каждый человек имеет собственную дистанцию для коммуникативного взаимодействия, то когда другой человек вторгается в его личное пространство, у партнера возникает невидимый барьер, препятствующий зарождению общения.

Страх перед коммуникативным взаимодействием ведет к замкнутости, которая усугубляет нелюдимость, необщительность и отчужденность индивида. Вследствие чего у человека меняется отношение к окружающему социуму. Он начинает считать, что его не понимают, недостаточно ценят и уделяют внимания.

Можно выделить несколько приемов, которые помогают бороться со страхом общения с людьми. Первое, что нужно сделать для победы над страхом общения с людьми – это понять причину возникновения боязни. Для эффективности коммуникативного взаимодействия и повышения уверенности нужно стараться расширить собственный кругозор, научиться расставлять приоритеты.

Побороть страх перед общением с людьми помогает . Поэтому нужно вспомнить и записать все свои победы, достижения, результаты, постепенно дополняя новыми, ежедневно перечитывая их.

Антуан де Сент-Экзюпери

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме. Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, и в этой статье я расскажу вам о том, как это можно сделать, затронув наиболее важные с моей точки зрения стороны человеческого общения.

Прежде всего, давайте дадим определение понятию “психология общения”, чтобы знать, в рамках какой науки мы с вами будем обсуждать такую тему, как общение. Психология общения – это наука, которая изучает и решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми. Она включает в себя такие темы, как вербальное [речевое] и невербальное [неречевое] общение, формы и средства общения, язык общения, искусство проведения переговоров и многие другие полезные темы. Теперь давайте рассмотрим самые важные из этих тем, которые имеют отношение к нашей повседневной жизни, чтобы понять, ради каких выгод следует изучать психологию общения и как ее лучше изучать.

Цель и смысл общения

У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них. Это только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным. У этого есть причины, но речь сейчас не о них, речь о том, что нужно уделять внимание цели и смыслу общения, нужно думать об этом, перед тем, как заводить с кем-то разговор на ту или иную тему.

А причины для общения есть всегда. Только люди часто их не осознают, в основном из-за того, что просто не думают о них. Но стоит им начать думать об этих причинах, как они сразу станут для них понятными. Мы для того и изучаем психологию общения с людьми, чтобы вытаскивать наружу все наши скрытые, неосознаваемые мотивы, побуждающие нас, как к различным действиям, так и к общению с кем-либо. И для понимания этих мотивов, для их осмысления и управления ими, мы должны обращать внимание на свою потребность в общении, которая вытекает из других наших более фундаментальных потребностей. Ведь способность общаться дана человеку прежде всего для того, чтобы с ее помощью он мог удовлетворять свои основные потребности, то есть, для выживания. Следовательно, общаясь с кем-либо, нужно задумываться о том – ради удовлетворения какой своей потребности вы это делаете, не забывая о том, что само по себе человеческое общение – это тоже потребность. Хотя лично я всегда связываю эту потребность с другими потребностями и не рассматриваю ее в отдельности от них. Но это моя личная позиция, она может расходиться и, собственно, часто расходится с мнением других специалистов. В любом случае, помните, что если вы не видите и не понимаете целей и смысла в каком-нибудь общении, в котором вы участвуете, то это не означает, что их в действительности нет. Как не означает это и того, что таких целей нет у вашего собеседника, собеседников, которые могут точно знать о том, что им от вас нужно и будут планомерно стремиться к получению этого, общаясь с вами. Но при этом их интересы, вовсе необязательно будут совпадать с вашими интересами. Следовательно, даже общаясь с кем-либо ради психологической разгрузки, как это часто любят делать женщины, всегда надо сохранять бдительность и не позволять другим людям вытаскивать из вас важную информацию, которая может быть в последствии обращена против вас, и нельзя позволять им внушать вам вредные для вас мысли. Поэтому всегда задавайте себе вопрос – почему и зачем я общаюсь с этим человеком, с этими людьми, что я хочу получить от этого общения, какой цели хочу добиться, насколько актуальна для меня эта цель и как мне следует общаться с этим человеком, с этими людьми, чтобы ее достичь. Внутренний диалог во время общения не менее важен, чем внешний – старайтесь вести оба этих диалога одновременно, иначе в процессе общения вас подхватит эмоциональная волна и понесет вас туда, куда ее направит ваш собеседник. И это место может оказаться совсем не тем место, в котором вы хотели бы оказаться.

Понимание в процессе общения

Чтобы общение было осмысленным и продуктивным, а значит и максимально полезным для его участников, крайне важно, чтобы общающиеся люди понимали друг друга. А чтобы понимать друг друга, люди должны не просто слушать, но и слышать друг друга, то есть, им нужно принимать слова друг друга, соглашаться с ними, задумываться над ними, стараться их понять. Понимать, значит чувствовать другого человека и принимать его слова, мысли, чувства – делать их частью себя, частью своих убеждений. Поэтому в процессе общения с людьми, следует очень внимательно их слушать, чтобы не упускать ничего из сказанного ими. Ведь любое упущение может привести к неправильной интерпретации слов собеседника, а значит и к неправильным выводам, которые вызовут у вас неправильную ответную реакцию. Также важно понять, какие проблемы и задачи решает общающийся с вами человек, чтобы общаться с ним исходя из, прежде всего, его, а затем уже и из своих собственных потребностей. Ведь чтобы найти точки соприкосновения – люди должны показать друг другу свою заинтересованность в проблемах и желаниях друг друга. А когда каждый говорит только о своем – это не общение – это двусторонний, или, если собеседников много, многосторонний монолог. Ну какое может быть общение, если люди не хотят понять друг друга, если им важно не то, что скажет другой человек, а то, что скажут они сами? Такого быть не должно, иначе пользы от общения не будет, или того хуже – оно закончится конфликтом, ссорой, взаимными обвинениями, испорченными отношениями и личными обидами.

Так что учитесь слушать и понимать, а значит и принимать слова и мысли других людей. Для этого просто начните думать об этих людях, с которыми вы общаетесь, и их интересах. И не забывайте постоянно ставить себя на их место, чтобы понимать и помнить о том, что людям нравится слышать, а что нет. Ведь для того, чтобы понять, чего от вас хочет другой человек, вам нужно добиться от него открытости, вам нужно, чтобы он вам начал доверять, ибо без доверия общение будет неполным, с трудно идентифицированными, скрытыми желаниями. А чтобы собеседник начал вам доверять, вы должны говорить ему о том, что он хочет от вас услышать, ставя себя на его место. А что он может хотеть от вас услышать? Да в общем-то тоже, что хотели бы услышать от других людей вы. Обратите внимание, как порой бывает сложно общаться с людьми так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой, потому что в процессе общения человек себя не всегда контролирует и часто идет на поводу у своих эмоций. А ведь стоит только взять весь процесс общения под контроль разума, говоря то, что надо говорить, а не то, что само из вас льется, стоит начать следить за своими словами и своей реакцией, как общение сразу же станет более эффективным.

Мы же с вами знаем о том, что люди любят слышать, в том числе и о себе, а чего не любят, не так ли? Любят люди, когда их хвалят, когда им льстят и поддакивают? Любят. Многие люди даже любят, когда им откровенно лгут, если это сладкая ложь. А когда людей критикуют, когда указывают им на их ошибки, когда им говорят правду о тех или иных вещах и о них самих, которая им неприятна – это они любят? Нет, не любят. Так зачем им об этом говорить? Часто, абсолютно незачем. Хотя если подумать, то иной раз даже самая горькая правда дает больше, чем сладкая ложь, и чтобы действительно помочь человеку – нужно влить в его уши то, чего он слышать не хочет. Это непростое решение, учитывая, что никому из нас не хочется, чтобы нас ненавидели. Но иной раз такие решения принимать нужно, если человек, с которым мы общаемся и которому хотим помочь прийти к важному для него пониманию чего-то, нам действительно дорог.

Общение с разными людьми

В жизни нам приходится иметь дело с разными людьми и со всеми ними нам нужно находить какой-никакой, а общий язык. Иначе мы просто не добьемся своих целей, или того хуже – наживем себе врагов и недругов, не сумев договориться, понять, объяснить. Но у разных людей разные взгляды на жизнь, разное миропонимание, разные точки зрения на одни и те же вещи, и конечно же, у каждого человека есть свои личные интересы, которые вполне могут не совпадать, а на определенной стадии они никогда не совпадают с интересами других людей. Все это вынуждает нас в той или иной мере подстраиваться друг к другу, общаясь на понятном и приемлемом друг для друга языке. Не все могут и хотят понять других людей, я бы даже сказал, что часто этого никто не хочет, так как каждый человек всегда больше думает о себе, чем о других. Но мы вынуждены интересоваться другими людьми, вынуждены смотреть на мир их глазами и подбирать для них правильные слова, так как будучи абсолютными эгоистами мы бы просто не смогли ни с кем договориться. Поэтому мы нередко вынуждены говорить не так, как нам удобно, а так, как нам надо говорить, чтобы другим людям, нашим слушателям, было удобно нас воспринимать, а значит и понимать.

Бывает, что нам приходится общаться с очень неприятными нам людьми, подстроиться под которых не только тяжело, но и противно. Но общение на то и общение, чтобы помогать нам находить общий язык с людьми, с любыми людьми, посредством донесения до них важной с нашей точки зрения информации с помощью разных слов, равно как и восприятие этой информации от них. Оно помогает нам приходить к определенным решениям, договоренностям, уступкам. Поэтому нам нужно быть терпимыми к тем, кто по той или иной причине нас чем-то не устраивает, но с кем мы хотим найти общий язык, чтобы договориться. Помните всегда о своей цели, общаясь с другими людьми, чтобы даже в тех случаях, когда какой-нибудь человек, с которым вы общаетесь, вам очень неприятен, вы не разрывали с ним связь, а настойчиво продолжали с ним общаться, ради достижения этой цели. Потребность человека в общении включает в себя потребность в умении взаимодействовать с другими людьми, и поэтому выражается она не только в желании общаться, но и в поиске наиболее подходящих для каждой конкретной ситуации возможностей это сделать. Мы не можем быть со всеми людьми одинаковыми, не можем общаться со всеми на одном языке – мы должны искать ключик к каждому человеку, изучая его манеру общения и взгляды на жизнь.

Никогда не требуйте от людей того, чтобы они соответствовали вашему уровню общения, так как большинству людей приятно находиться в своей собственной зоне комфорта, какой бы бесперспективной она не была. Нельзя ждать от других людей того, на что они не способны, поэтому общайтесь всегда с ними на их уровне и без желания людей не пытайтесь вытащить их на свой уровень, иначе это встретит сильное сопротивление с их стороны. Если люди хотят быть теми, кто они есть и не стремятся стать лучше – не пытайтесь их изменить, общайтесь с ними на их языке и договаривайтесь с ними в зоне их, а не вашего, комфорта. Будьте разумны, если вам нужно чтобы вас понимали, тогда станьте тем, кого люди могут понять. И помните, что цивилизованный человек – это продукт цивилизации, а не природы, поэтому перед тем, как с кем-то общаться, выясните – продуктом какой среды является этот человек. Если кто-то понимает исключительно язык силы – не стоит призывать его к гуманности и совестливости, ищите в своей позиции сильные стороны, или придумывайте таковые и приводите их в качестве своих аргументов. Если кто-то не дружит с логикой – не используйте логику, используйте внушение.

Подстройка к собеседнику

Для успешного, эффективного и я бы даже сказал, гипнотического общения – вам необходимо научиться подстраиваться под своего собеседника. Подстройка позволяет быстро установить с собеседником контакт на основании его модели мира, и таким образом наилучшим образом расположить его к себе. Подстроившись под собеседника – вы сможете достичь полного взаимопонимания с ним, так как чем больше вы будете на него похожи, чем лучше будете разделять с ним его ценности, давая ему понять, что смотрите на мир так же, как и он, тем больше он будет вам доверять. Люди больше доверяют тем, кого считают своим, а своими они считают тех, кто многим на них похож. Научиться подстраиваться к собеседнику вы можете с помощью НЛП, в этом направлении психологии такое умение называется – установить раппорт с собеседником. В теории – это несложная задача, но на практике вам, конечно, придется потренироваться, чтобы отточить навыки подстройки к собеседнику, поскольку для успешной постройки нужно делать это очень тонко и осторожно, незаметно для собеседника. Будете в совершенстве владеть этим умением – сможете найти общий язык со многими, если не со всеми людьми. Помните – люди больше доверяют тем, кто на них похож, кто во многом такой же, как они.

Чем проще, тем лучше

Простота общения – это удел великих. Чем проще человек в общении, тем легче его понять и тем большему количеству людей он сможет донести свои мысли. Простота – это вообще одна из основ пропаганды, которая, как вы знаете, способна загипнотизировать людей, если ее правильно вести. Признаюсь, это золотое правило, которое в меня буквально вдалбливали мои учителя, так как мне было сложно его принять без сопротивления, я до сих пор не в полной мере соблюдаю. Иногда я слишком сложно излагаю свои мысли, поэтому знаю, что они доходят не до всех. Поэтому, друзья – делайте, а вернее, общайтесь не так, как я это делаю, а так, как я вам советую это делать. А я советую вам быть как можно проще. Наш язык и наш способ преподнесения информации, должны быть как можно более простыми, чтобы нас могли понять многие люди без особого умственного напряжения. Неважно, пишем ли мы статью, книгу, письмо, или вживую общаемся с человеком – мы должны излагать свои мысли просто и ясно, без всяких заумных сложностей, если они ни к месту. Это секрет успешного общения, который многие знают, но не многие применяют. Умным людям хочется подчеркнуть свой ум, хочется показать свою грамотность и эрудицию, многие из них любят использовать заумные словечки при объяснении чего-либо, любят сложную терминологию, с помощью которой пытаются произвести впечатление на слушателей или читателей. И им это нередко удается, но не всегда им удается договориться с людьми и в чем-то их убедить, потому что те их не понимают, а значит, подсознательно и не доверяют им. За любыми усложнениями часто скрывается ложь, поэтому и говорят, что слово “сложно”, часто является синонимом слова “ложно”, ибо если вас не понимают, то вы можете легко обмануть, пустив людям пыль в глаза. Это не всегда понимается, но часто чувствуется людьми. Поэтому все сложное они часто отвергают.

Простота общения – это и подстройка, и уважение, и честность, и дружелюбный настрой к собеседнику, который должен видеть в нас своего партнера, а не врага. Поэтому никогда не усложняйте свою речь во время общения больше необходимого. Ну а то, насколько сильно вы ее можете усложнить, зависит от того, с кем вы общаетесь или к какой аудитории обращаетесь. Не забывайте только о том, что простую речь или простое письмо поймут все, в том числе и умные люди, хоть это и может вызвать у них сомнение в ваших умственных способностях, что часто не критично, ибо по-настоящему умным людям заносчивость не присуща, в то время как те, кто слишком много из себя мнит, нуждаются скорее в лести, чем в необходимости подстраиваться под их субъективное мнение о грамотном и умном тексте или речи. А вот простые люди, при всем их желании, слишком заумный текст или заумную речь понять не смогут, а значит, вы не донесете до них свои мысли и идеи, и не добьетесь от них нужной вам реакции. К тому же, я считаю, что это просто некультурно – общаться с людьми на непонятном им языке, вынуждая их думать и гадать, что вы имели в виду. Ведь все мы в чем-то невежды, поэтому должны с пониманием относиться к непониманию других людей того, в чем они не сведущи, а не упрекать их в незнании того, что знаем мы.

Умение и желание слушать

Об этом я писал выше, но мне хотелось бы еще раз вернуться к этому, очень важному моменту в общении, чтобы вы понимали, какую роль он играет в этом процессе. Совершенно очевидно, что во время общения люди должны хотеть и уметь слушать, а главное слышать друг друга. Важно, конечно, прежде всего, хотеть это делать – слышать других людей, тогда и умение это делать придет.

Но что мешает нам это делать? Что мешает нам слышать другого человека? Это, друзья, чрезмерная сосредоточенность внимания на самих себе. Наш эгоизм, нежелание думать, самовлюбленность, излишняя самоуверенность, нежелание видеть в своем собеседнике равного себе, нежелание соглашаться с ним и идти ему на уступки – все это является причиной нашего безразличия к словам других людей. И из-за этого люди часто друг с другом не договариваются, или договариваются, но так, что один из них чувствует себя проигравшим, обделенным, оскорбленным, униженным, обиженным. А это может негативно сказаться на развитии отношений между людьми в долгосрочной перспективе. Ведь выигранное кем-то, допустим, вами, сражение в одном словесном поединке, после которого проигравший был вынужден капитулировать и пойти на унизительные для него уступки, может в дальнейшем привести вас к поражению в войне. Люди не забывают обид и унижений, поэтому при удобном случае готовы расквитаться с обидчиком. И это надо учитывать при общении с кем-либо. Живем-то мы с вами не один день – на следующее утро солнце снова взойдет и нам придется пожинать плоды того, что мы сеем сегодня. Но думаем ли мы сегодня о том, каким будет этот завтрашний день, общаясь с людьми? А стоит ли нам об этом думать? Подумайте над этим.

Таким образом мы можем заключить, что грамотное общение с людьми, при котором мы не наживаем себе врагов, а наоборот, по возможности обзаводимся новыми друзьями, союзниками, партнерами, является самым лучшим способом взаимодействия людей друг с другом. А чтобы грамотно общаться с кем-либо, важно думать не только о себе, но и о тех, с кем мы общаемся. Для чего, в свою очередь, необходимо слушать и слышать людей, чтобы понимать их, а понимая, подбирать правильную модель общения с ними. Во время общения мы применяем все – и свои знания, и подкуп, и устрашение, и обман, и лесть, и подстройку, и эмпатию, и уважение, и множество других приемов, позволяющих нам повлиять на людей нужным нам образом, чтобы добиться от них нужных нам решений и действий. И при этом, крайне важно, не наживать себе врагов. Мудрость общения в том и заключается, чтобы все люди остались довольны этим процессом и никто ни на кого не держал зла и обиды.

Общение – это работа, или лучше сказать, игра ума и игра слов, благодаря которой мы можем выигрывать в этой жизни очень солидные призы. А психология общения учит нас тому, как правильно играть в эту игру, поэтому изучая ее – вы открываете перед собой большие возможности. Ведь чем лучше вы будете общаться, тем большего добьетесь в жизни.

Человеческая деятельность невозможна без общения; в течение всей жизни мы обмениваемся информацией с себе подобными. Существуют разные виды и формы общения. Давайте поговорим о том, что представляет собой эмоциональное общение .

Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь . Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.

Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение , в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.

Эмоциональное общение - это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций . В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.

Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) - как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении . Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.

Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией .

В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).

Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного . Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект - это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект - это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).

Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ . Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию . Это и есть манипуляция.

Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый . Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.

Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю .

Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях с окружающими людьми.

Если смотреть на общение с научной точки зрения, то оно представляет собой определённый процесс, который может в разных условиях видоизменяться.

В итоге в различных ситуациях мы выбираем удобные для нас на данный момент виды общения. Или не выбираем, но тогда закономерно попадаем в неоднозначные ситуации с не всегда положительным исходом. Как этого не допустить?

Пять главных талантов для успеха:
умение сосредоточиться, осторожность, организованность, новаторский подход и общение.
Гарольд Дженин

Виды общения и подходящие для них ситуации

Общение бывает не только вербальным и невербальным – это только одна, причём далеко не самая глубокая его сторона. Если вы пронаблюдаете за собой хотя бы один день, вы непременно заметите насколько различается ваш стиль взаимодействия с разными людьми. Своё влияние, конечно же, оказывает и ситуация, в которой вы оказались. Вид общения мы, как правило, выбираем несознательно, порой путаемся и нервничаем из-за этого. По этой причине важно чётко понимать различия в видах общения и применять их только в том случае, когда это уместно.

Контакт масок

Это знакомое всем формальное общение, когда собеседники не особо горят желанием понять друг друга и разобраться в особенностях личностей. В такого рода общении мы задействуем привычные маски – вежливость, безразличие, строгость, внимание и прочее. С помощью этих масок мы успешно скрываем свои настоящие эмоции и отношение к собеседнику. Такого рода общение идеально подходит в случае недолгих или поверхностных контактов с другими людьми, также оно актуально в самом начале знакомства. «Контакт масок» порой действительно необходим – ежедневно мы встречаем огромное количество людей и не с каждым из них стоит так уж глубоко общаться.

Примитивное общение

В этом случае собеседники оценивают друг друга как полезных или как мешающих людей. Соответственно с этим и происходит общение – вы обращаетесь к этим людям только тогда, когда вам что-то от них требуется, в противном случае просто их не замечаете. Ну, или кто-то так ведёт себя по отношению к вам. То есть, перед нами самое обыкновенное использование другого в своих целях. Конечно же, такого вида общения лучше избегать, ни к чему хорошему он априори не может привести.

Формально-ролевое общение

В ситуации с таким видом общения его форма и содержание известны уже заранее по одной простой причине – их определяет социальная роль каждого из собеседников. Например, магазин вы посещаете не потому, что желаете узнать подробности личной жизни продавщицы, а потому, что хотите купить продукты. Вы будете говорить ей те самые слова, что и другие покупатели, а её ответы не будут слишком отличаться от ответов других продавцов.

Деловое общение

При этом виде общения важны только те характеристики человека, которые оказывают влияние на то дело, которым вы занимаетесь. Так, вы можете прекрасно знать, что ваш сотрудник всегда приходит на работу не в духе, но вот что происходит в его личной жизни вам неведомо. Более того, зачастую знать вам это и не нужно, это не только не поможет вашей работе, но и может оказать совершенно противоположное действие – многие люди просто не желают, чтобы все вокруг были осведомлены об их личных делах. Конечно, минимальный набор знаний об интересах сотрудников был бы полезен, но иногда приходится обходиться без него.


Стоит также сказать, что в случае с деловым общением важно быть нацеленным на решение определённой задачи, мысли нужно выражать предельно чётко, стоит внимательно выслушивать собеседника и приспосабливаться к нему – все в интересах дела.

Духовное, оно же межличностное общение

К такому виду общения мы прибегаем тогда, когда находимся в окружении близких друзей и родственников. Мы можем говорить на совершенно любые темы, более того, иногда не нужны даже слова – то, о чём вы хотели сказать, понимают по выражению лица и движениям. Само собой, понятно, что не стоит переходить на такой уровень общения с обычными знакомыми – они вас не поймут и будут долго удивляться тому, почему же вы решили обсудить с ними сдвиги фундаментальных понятий в мировых системах верований.

Манипулятивное общение

Знакома ли вам ситуация, в которой собеседник явно хочет получить от вас какую-то выгоду? Для этого в ход идут и комплименты, и лесть, и демонстративное проявление доброты, и обман. Вполне возможно, вы тоже так поступали? Для того чтобы пользоваться таким видом общения нужно неплохо знать личностные характеристики собеседника и самому быть достаточно проницательным.


Мы меняем людей через общение, а не через цензуру.
Шон Картер (Jay-Z)

Светское общение

Это очень удобный вид общения, который состоит в том, что говорить вы можете о чём угодно, но на самом деле думать о другом. Получается своеобразный разговор ни о чём. Только помните, что ваших собеседников в последнюю очередь интересует ваше личное мнение по какому-либо вопросу, и высказывание его считается просто плохим тоном. Обычно такой вид общения уместен на всевозможных выставках, концертах, на отдыхе или при случайном знакомстве. Тут достаточно был вежливым, тактичным, выражать одобрение и симпатию.

Резюмируя

Эти виды общения существуют не просто потому, что так удобно учёным и психологам. Они нужны, прежде всего, для нас, ведь с их помощью мы сможем сделать коммуникацию с другими людьми эффективной в любой ситуации, заодно избежав недоразумений и непонимания.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

1.6. Виды общения

1.6. Виды общения

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми), потребности во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).

На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения. Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик).

Ломов Б. Ф., 1984, с. 265.

Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора. Разговор, ставший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру. Н. И. Семечкин (2004) дает следующее описание разговора.

Выделяют три типа разговора:

1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.);

2) полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но все же какие-то каноны соблюдаются (светские беседы, официальные приемы);

3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (например, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собеседниками).

Вне зависимости от типа все разговоры подчинены единой логике, выраженной в последовательности фаз: инициирование (вызывание на разговор, завязывание его), сам разговор и его окончание.

Первая фаза неформализованного разговора включает в себя признание людьми друг в друге потенциальных собеседников, что может достигаться с помощью различных средств коммуникации, в том числе с помощью приветствия, взгляда.

Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками:

1) длительность разговора заранее не оговаривается;

2) речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собеседников, но только до тех пор, пока они не убеждаются, что они не понимают друг друга;

3) порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказывания не регламентируются;

4) в процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять слово или перейти на позицию слушателя. Такими приемами могут быть задаваемый собеседнику вопрос или взятие паузы.

Существуют определенные речевые табу, касающиеся как тем разговора, так и используемых в нем слов. Например, запрещено в культурном обществе использовать нецензурные выражения, спрашивать о размерах заработной платы, обсуждать сексуальные отношения. Многие люди неохотно допускают других, даже близких, в свой внутренний мир, многим не нравится обсуждать проблемы здоровья, семейные проблемы и т. п. Помимо общей темы собеседники (каждый для себя) определяют допустимый уровень доверительности, искренности, правдивости.

В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное - общение между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое - общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

В нем участвует небольшое число людей (чаще всего - группа из 2–3 человек);

Это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь;

Это личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Эти критерии (за исключением первого) вызывают ряд вопросов. Будет ли называться межличностным общение людей, разговаривающих по телефону? Ведь между ними нет пространственной близости, т. е. они не могут видеть друг друга и тем более касаться друг друга. Но в то же время это личностно-ориентирован-ное общение, при котором может учитываться эмоциональное состояние партнера (распознается по голосу и смысловому содержанию речи), возникают психический контакт и определенные отношения.

С другой стороны, всегда ли обязательно при межличностном общении принимать во внимание самооценки и личностные характеристики партнера? Не следует ли тогда такое общение считать разновидностью межличностного общения и называть его как-то по другому, например интимным, эмоциональным?

При межличностном общении, содержание которого касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, принадлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании.

В личностном общении вербальные компоненты не играют существенной роли. О внутреннем мире личности не «сообщается», он не «транслируется» в личностном общении, а существует, наличествует… Основное назначение и цель личностного общения, его реальная функция в жизни человека - обеспечение существования и представления его внутреннего мира, а тем самым личности.

Бобнева М. И., 1981, с. 244–245.

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Деловое общение имеет место в школе при общении учителя с учащимися на занятиях, во время внеклассной и внешкольной работы с детьми. Деловое общение на предприятии имеет место во время совещаний, планерок, производственных собраний, выполнения совместной работы. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.

В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым (1990).

Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3–4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко - гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше „отягчающих“ обстоятельств - чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, - тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?

Описанное общение - типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения» (с. 174). Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не затрагивает важнейших проблем и интересов человека.

Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком (ритуальном. - Е И.) общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем. Мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их «Как дела?», узнаем, что «Нормально», говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит», рассказываем и слушаем анекдоты, смеемся, и все это происходит походя, совершенно нас не затрагивая. И такое общение человеку тоже необходимо - представьте себе, какая была бы реакция, если бы все вдруг перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует и понимается как социальная изоляция.

1990, с. 178.

Второй вид целевого общения - манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях. О манипуляции подробно речь пойдет в главе 6.

Третий вид - гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.

К гуманистическому общению относится доверительное общение. Это интимное, исповедальное общение, осуществляемое не только между друзьями, но и между пациентом и врачом, нередко дающее психотерапевтический эффект.

Доверительное общение как феномен определяется, с одной стороны, значимостью, интимностью информации о себе, раскрываемой собеседнику, а с другой - доверием к партнеру (В. С. Сафонов, 1981). Доверие - это отношение к партнеру как человеку, который не будет использовать полученную информацию против доверившегося в силу своих моральных качеств. Вступление в доверительное общение требует преодоления некоего психологического барьера в связи с тем, что «раскрытие» себя связано с определенным риском. Вследствие этого для начала доверительного общения необходимы некоторые специфические условия:

1) настоятельная потребность «выговориться»; в этом случае пусковым фактором для возникновения доверительного общения может стать первый же «попавшийся под руку» человек (например, случайный попутчик), который воспринимается как способный выслушать, понять, сопереживать;

2) поведение собеседника, которое располагает к такому общению (его «открытость», проявление внимания, доброжелательности, искренней заинтересованности, просто согласие выслушать), общее впечатление о нем, прошлый опыт общения с ним.

А. А. Леонтьев (1974) выделяет три вида общения: социально-ориентированное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное. Первый вид общения направлен на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Это общение между представителями социальных групп, выступление перед аудиторией. Предметно-ориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностно-ориентированное - на изменение отдельной личности.

Американские исследователи Бернард и Хекинс выделяют пять уровней разговора, каждый из которых определяется своей комбинацией содержания, значения, эмоциональной вовлеченности. Приведем их в порядке возрастания значимости партнеров друг для друга. Первый уровень определяется отношением к другому как к неодушевленному предмету. Это наименее интимная, формальная ситуация, обычно предполагающая случайных участников. Такой разговор содержит много штампов, полон социальными условностями, малозначителен для партнеров, хотя это обычно скрывается. За ним следует уровень, который определяется отношением к партнеру как объекту воздействия. Это информативный уровень разговора, обычно включающий в себя передачу каких-то фактов, знаний, указаний. Разговор на этом уровне имеет все характеристики лекции. Следующий уровень - это первый, на котором в разговор включены реальные чувства партнера. Здесь появляется интерес к партнеру как к таковому. Однако передаются чувства в основном об окружающем мире, а не о себе и не о партнере («Я думаю, что это одно из красивейших мест в мире»). Далее - передаваемые чувства уже относятся к внутреннему миру партнеров. Здесь можно открыто выражать свои чувства. «Я вас люблю» - фраза именно этого уровня. И наконец, последний, наиболее интимный уровень разговора, предполагающий существование значимых отношений между партнерами. Здесь особо важны невербальные компоненты. Типичный пример - отношения матери и младенца.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 157.

Г. А. Ковалев (1996) дает свою классификацию типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения (табл. 1.1).

Общение может быть кратковременным и длительным. При кратковременном общении создается первое впечатление друг о друге. Первое впечатление о человеке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может как облегчить, так и затруднить на начальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным.

Таблица 1.1. Классификация типов общения

Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга. Это путь к взаимопониманию, но в то же время - и к возможному взаимопресыщению (что часто наблюдается в замкнутых, изолированных группах).

Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. Вербальное общение - это общение с помощью языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех остальных видов общения, хотя и не в состоянии их заменить. Невербальное общение - это общение с использованием неречевых средств - мимики, жестов, через сенсорные и телесные контакты. Проксимальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга. Э. Холл (Hall, 1959) установил, что расположение людей на определенном расстоянии друг от друга отражает информацию об отношениях между людьми. Он выделил четыре расстояния (зоны), свидетельствующие о различных взаимоотношениях людей:

1. Публичная зона. Она составляет от 3,5 м и больше и указывает на то, что в процессе общения находятся люди, не имеющие каких-либо личных или деловых отношений, и что они не намерены идти на сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой относительно друг друга располагаются люди во всех случаях их публичного общения.

2. Социальная зона. Она составляет от 1,2 до 3,5 м и указывает на то, что общающиеся люди являются знакомыми, партнерами или коллегами по работе и между ними сложились не только деловые взаимоотношения.

3. Личная зона. Она равна примерно 45 см - 1,2 м. В пределах этой зоны располагаются люди, между которыми сложились личные взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные.

4. Интимная зона. Она составляет от 0 до 45 см. В эту зону допускаются только самые близкие люди, между которыми сложились интимные отношения или которые готовы пойти на установление таких отношений.

Вторжение в личное пространство приемлемо только в некоторых ситуациях и только тогда, когда все, кто участвует в этой ситуации, следуют неписаным правилам. Например, люди терпимо отнесутся к другим в переполненном лифте или метро, и их даже не беспокоят прикосновения окружающих, при условии, что другие следуют определенным «правилам»: стоят неподвижно, смотрят на пол или указатель над дверью и не оглядываются на тех, кто стоит рядом. Встретившись взглядами, в этой ситуации люди могут обменяться смущенными улыбками или как-то иначе признать взаимное вторжение в интимное пространство. Межличностные проблемы возникают, когда человек нарушает ожидания другого, связанные с конкретным пространством. К сожалению, иногда один человек намеренно нарушает пространственные ожидания другого. Когда нарушения возникают между представителями противоположного пола, это может рассматриваться как сексуальное домогательство. Чтобы не создавалось впечатления домогательства, людям нужно особенно чутко относиться к интимному пространству окружающих. Многие люди определенным образом помечают свою территорию. Например, если вы рано пришли в класс на первое занятие, поставили рюкзак на пол у свободной парты, повесили куртку на стул и вышли в коридор, а кто-то появился, пока вас нет, отодвинул ваш рюкзак и сел за парту, то этот человек вторгся на территорию, которую вы отметили как свою.

Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 96–98.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 15. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры Известны два основных вида социальных контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во втором разделе, и общение, о котором будет подробно рассказано в предлагаемой лекции.Между

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

ВИДЫ СК СК – делятся на два вида – пассивные и активные. В пассивных СК у человека наблюдаются ощущения покоя, мышечного расслабления и сонливости. Снижается физиологическая активность организма и общая сенсорная чувствительность. Пассивное СК развивается, проходя

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

17. Понятие и виды общения При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

26. Виды общения В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 15. Виды общения Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опо-средованности, законченности, желательности и др.В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное,

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Функции общения. Значение общения Анализ понятия общения и раскрытие его понимания позволяют подойти нам к определению его функций и значения. Существуют разные возможности выделения основных функций общения в жизни человека. Так, например, из нашей дефиниции легко

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Из книги Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации автора Сарабьян Эльвира

Виды сценического общения. Выбор партнера Исключительная важность процесса общения на сцене заставляет нас отнестись к нему с особенным вниманием и поставить на ближайшую очередь вопрос о более тщательном рассмотрении наиболее важных видов общения, с которыми нам

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

5.2. Виды и формы управленческого общения

Из книги Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения автора Ром Наталья

1. Виды общения Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой). Общение проявляется в установлении и развитии контактов между людьми. Общение формирует межличностные отношения и порождает потребность в совместной

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Из книги 50 упражнений для развития способности жить настоящим автора Левассер Лоранс

5. Радость интимного общения или общения в компании Благодаря упражнениям предыдущих разделов вы усовершенствовали свои физические и интеллектуальные способности, а также смогли свежим взглядом взглянуть на мир, оценив его красоту.Но среда, в которой мы живем, не

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

32. Виды общения Виды общения по средствам:1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

23. Виды общения Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованно-сти, законченности, желательности и др.В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое,