Статья 37 тк рф с комментариями

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.


Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.


Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.


Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.


Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.


Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).


Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.


Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.


Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к Ст. 37 ТК РФ

1. Представители сторон самостоятельно, с учетом целей и задач социального партнерства в сфере труда, определяют предмет коллективно-договорного регулирования, порядок проведения коллективных переговоров, дату начала, сроки и место их проведения для заключения единого коллективного договора, соглашения.

2. В основе механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций либо иных представителей работников — принцип пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых членов.

3. На всех иных уровнях системы социального партнерства (РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории) в основу механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения соглашений при наличии нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) также положен принцип пропорционального представительства — в зависимости от численности представляемых членов профсоюзов (объединений профсоюзов).

Если стороны не достигли договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Второй комментарий к Статье 37 Трудового кодекса

1. Следует иметь в виду, что части ст. 37, которые определяли порядок формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров, кардинально изменены.

Редакционные изменения, не меняющие сути, внесены в ч. 1 и те, которые регламентируют порядок определения представительства работников для ведения коллективных переговоров, подписания соглашений.

Части 2 — 5 ст. 37 в новой редакции посвящены коллективным переговорам на локальном уровне, ч. 6 — на более высоких уровнях, ч. 1, 7 и 8 устанавливают общие правила для коллективных переговоров на любом уровне.

2. Как и ранее, Кодекс не устанавливает жестких правил ведения коллективных переговоров. Участники переговоров — представители сторон сами определяют круг подлежащих обсуждению вопросов, сроки, место и порядок (регламент) проведения коллективных переговоров.

На практике процедура созыва комиссии по коллективным переговорам, место и порядок проведения, обсуждения вопросов, возникающих при подготовке проекта и оформлении коллективного договора, определяются положением, утверждаемым представителями сторон, как правило, с учетом рекомендаций, разрабатываемых профсоюзными органами в помощь практике.

3. Особое внимание необходимо обратить на определяемую ст. 37 ТК РФ необходимость создания единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки проекта единого коллективного договора и его заключения. На практике это комиссия по ведению коллективных переговоров.

Кодекс предусматривает несколько вариантов представительства работников на коллективных переговорах по поводу коллективного договора.

1. Представительствовать имеет право первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. Она вправе по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без создания единого представительного органа (ч. 3 ст. 37).

2. Если две или более профсоюзные организации объединяют в совокупности более половины работников данного работодателя, то по решению их выборных органов они могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки проекта единого коллективного договора и его заключения (ч. 2 этой же статьи).

Кодекс определяет принципы формирования единого представительного органа — его пропорциональность, зависимость от численности членов профсоюза в каждой из профсоюзных организаций. В состав единого представительного органа должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, этот орган создавших (см. там же).

Единому представительному органу принадлежит право направить работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров по подготовке заключений или применению коллективного договора от имени всех работников (см. там же).

3. Если же ни одна из первичных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, которые пожелали создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Для этого кроме решения собрания (конференции) работников требуется согласие выборного органа профсоюзной организации, которой работники поручают вступать в коллективные переговоры (ч. 4 ст. 37).

4. Когда такая профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (см. там же). Ясно, что имеются в виду полномочия по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта коллективного договора и его заключению. Право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров у иного представителя (представительного органа) работников имеется в силу ст. 37 (см. там же). Представитель (члены представительного органа) должен быть работником данного предприятия (см. там же).

Сравнение приведенных выше положений ст. 37 и ст. 29 — 31 ТК РФ показывает, что между ними прослеживается прямая связь. То, что заложено в ст. 29 — 31, продублировано в ч. 2 — 4 ст. 37 применительно к представителям работников на коллективных переговорах. Это закономерно, поскольку ст. 29 — 31 определяют представителей работников в социальном партнерстве, а коллективные переговоры — одна из форм социального партнерства (см. ст. 27).

5. На указанных в ч. 2 — 4 ст. 37 ТК РФ представителях работников (см. 3 комментария к данной статье) лежит обязанность одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа (см. ч. 5 ст. 37).

Возможно, что эти профсоюзные организации в указанный срок не сообщат о своем решении или откажутся направить своих представителей в единый представительный орган. Тогда коллективные переговоры начинаются без их участия (см. там же).

Однако это не исключает полностью возможности их участия в коллективных переговорах. За ними в течение месяца со дня начала коллективных переговоров (которым считается день, следующий за днем получения инициатором их проведения ответа другой стороны, — см. ч. 1 ст. 36) сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа (см. ч. 5 ст. 37).

Кодекс (ч. 5 ст. 37) признает членов единого представительного органа представителями стороны работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

4. Следует обратить внимание на различие в прежних и новых формулировках относительно степени обязательности создания единого представительного органа. Если прежняя редакции ст. 37 предусматривала, что единый представительный орган «создается» (т.е. по смыслу должен быть создан), то новая редакция этой статьи предусматривает, что его «могут» создать (т.е. предусматривается возможность его создания).

Смягчение указанной формулировки, с нашей точки зрения, не означает, что единый представительный орган при указанных в ст. 37 условиях не создается. Его необходимость очевидна. Без его создания в приведенных в ст. 37 ситуациях практически невозможно вести коллективные переговоры, выработать коллективный договор и заключить его.

5. Статья 37 ТК РФ разграничивает порядок ведения коллективных переговоров в организации и на более высоких уровнях.

На уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории право на ведение коллективных переговоров предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на том или ином уровне действует несколько профсоюзов, ни один из них не лишается права быть представленным на коллективных переговорах в составе соответствующей комиссии в качестве члена единого представительного органа для ведения коллективных переговоров. Этот орган формируется с учетом количества представляемых каждым профсоюзом членов своей организации (см. ч. 6 ст. 37).

Если единый орган для ведения коллективных переговоров на соответствующем уровне не создан, то право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) (т.е. наиболее представительному профсоюзу, объединению профсоюзов) (см. там же).

6. Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансово-экономическом положении организации, отрасли, региона и т.д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда. Поэтому ст. 37 ТК РФ обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона не позднее 2 недель со дня получения запроса должна эту информацию предоставить.

Предоставление работникам информации для участия в управлении организацией и ведения коллективных переговоров, а также примерный перечень необходимых для этого сведений предусматривает Рекомендация МОТ N 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии».

Информация, необходимая для ведения коллективных переговоров, может содержать сведения, не подлежащие разглашению (государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну).

В связи с этим ст. 37 ТК РФ обязывает участников коллективных переговоров, других лиц, связанных с их ведением, не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне. Лица, виновные в разглашении указанных сведений, привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами.

Утверждены Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. См.: Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», с последующими изменениями (РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 27. Ст. 270, N 46. Ст. 4449; 2004. N 35. Ст. 3607); Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443 (СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3224). См. также Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 637 (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987; 2003. N 33. Ст. 3269; 2004. N 47. Ст. 4658).

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127). Указом от 23 сентября 2005 г. N 1111 в него внесены изменения (СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3925).

29 июля 2004 г. принят Федеральный закон N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283). В нем сформулированы понятия коммерческой тайны, информации, составляющей коммерческую тайну, режима коммерческой тайны, обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и др.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю данной информации с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. (ст. 4).

Информация, полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо (ст. 4).

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. (ст. 5) определен круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в отношении, в частности, следующих сведений:

о составе имущества государственных или муниципальных предприятий, государственных учреждений и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размере и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

о перечне лиц, имеющих право действовать по доверенности от имени юридического лица,

обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

На основании Федерального закона от 29 июля 2004 г. в ряде организаций руководство начало утверждать локальные положения о коммерческой тайне, не всегда советуясь с представителями работников (профкомами). Между тем среди сведений, относимых к информации, содержащей коммерческую тайну, имеются и такие, которые непосредственно связаны с трудом работников, его условиями. Поэтому работодатель вправе принять такой локальный нормативный акт только с соблюдением ст. 8, 371 и 372 ТК РФ, т.е. выяснив мнение профкома по его содержанию. Кроме того, возложение на работников обязанности сохранять коммерческую тайну существенно дополняет условия их труда, права и обязанности, предусмотренные ранее заключенными с ними трудовыми договорами. Следовательно, работодатель обязан заранее (за два месяца) ознакомить работников с изменениями, вносимыми в их права и обязанности локальным положением о коммерческой тайне (см. ст. 57, 73 ТК РФ).

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятий, ранее содержался в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (СЗ РСФСР. 1992. N 1-2. Ст. 7).

7. Если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной) и они известны участникам коллективных переговоров, другим лицам, связанным с этими переговорами, то они не должны ими разглашаться. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами (см. ч. 7 ст. 37 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность наступает в соответствии со ст. 192, 193 ТК РФ. Гражданско-правовая — в соответствии с нормами ГК РФ, если разглашение сведений привело к имущественному ущербу; административная ответственность — в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ; уголовная ответственность — в соответствии со ст. 183, 272 и 283 УК РФ.

8. Организационные вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров) определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (см. ч. 8 ст. 37 ТК РФ). Ими же решаются вопросы материально-технического обеспечения работы комиссий, процедуры их заседаний. Названные и другие вопросы решаются либо на первом заседании комиссии, либо по предварительной договоренности сторон (в заключаемом ими соглашении), либо в положениях о соответствующих комиссиях.

СТ 37 ТК РФ .

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к Ст. 37 Трудового кодекса РФ

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров, определяется их участниками самостоятельно. Стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. ст. ст. 6 - 9 ТК РФ и комментарии к ним).

3. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. При наличии на локальном уровне нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся.

Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующих организациях профсоюзов. В едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединены не более половины работников либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа, решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которое наделяет полномочиями на представительство в коллективных переговорах какую-либо из первичных профсоюзных организаций либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней.

Представители работников, определенные в соответствии с вышеуказанными правилами, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно осуществляться в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном) аналогичен.

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов). Каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Не имеет значения, составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров представлять другой стороне имеющуюся у нее информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть представлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной.

Участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны см.

Новая редакция Ст. 37 ТК РФ

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к Статье 37 ТК РФ

Данная статья предусматривает несколько вариантов действий, которыми в зависимости от ситуации может воспользоваться первичная профсоюзная организация для инициации коллективных переговоров, а именно:

1) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия (индивидуального предпринимателя), вправе предложить работодателю начать коллективные переговоры от имени всех работников предприятия без предварительного создания единого (по отношению к данному предприятию) представительного органа;

2) две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, могут создать для ведения коллективных переговоров единый представительный орган, от имени которого работодателю и направляется соответствующее предложение;

3) две и более первичные профсоюзные организации, создавшие единый представительный орган, но в совокупности не объединяющие более половины работников данного работодателя, вправе определить особым образом либо ту первичную профсоюзную организацию, от имени которой работодателю направляется предложение о начале коллективных переговоров, либо иного представителя (представительный орган) с соответствующими полномочиями.

Часть пятая статьи 37 Трудового кодекса РФ устанавливает порядок дальнейших действий представителя работников, наделенного правом инициации коллективных переговоров. Этот порядок, в частности, предполагает извещение прочих первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников данного работодателя, о начале переговоров.

Другой комментарий к Ст. 37 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе. О соответствующих комиссиях (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет правомочия сторон социального партнерства по определению предмета коллективных переговоров. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров определяется участниками коллективных переговоров самостоятельно. При этом стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. об этом подробнее ст. ст. 6 - 9 ТК РФ и комментарий к ним).

3. Общие правила проведения коллективных переговоров установлены в ч. 9 ст. 37. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), то и указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. Части 2 - 5 комментируемой статьи устанавливают порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на локальном уровне.

Часть 2 определяет возможные действия представителей работников при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя. Эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган работников. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся. Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующей организации профсоюза. При этом в едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. Например, если в организации действуют две профсоюзные организации, одна из которых представляет 500 человек, а другая - 100, то в состав комиссии по ведению коллективных переговоров первая организация может направить пять человек, а вторая одного. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Часть 3 определяет возможные действия представителей работников при наличии первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя. Такая профсоюзная организация может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Часть 4 применяется в том случае, когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединено не более половины работников, либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа. В данном случае решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которая определяет первичную профсоюзную организацию, которая будет представлять работников в коллективных переговорах, либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней.

Часть 5 устанавливает гарантии участия в коллективных переговорах представителей первичных профсоюзных организаций, которые не участвовали в инициировании коллективных переговоров. Представители работников, определенные в соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 37, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно быть осуществлено в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Часть 6 устанавливает порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном).

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов); причем каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). При этом не имеет значения составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Части 7, 8 комментируемой статьи устанавливают обязанности сторон коллективных переговоров по обеспечению проведения переговорного процесса.

Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров предоставлять другой стороне (другим сторонам) имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть предоставлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).

При этом участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны (см. комментарий к ст. 57 ТК РФ).

Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК РФ и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 КоАП предусматривает ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

В силу ст. 139 ГК РФ к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о служебной и коммерческой тайне могут быть привлечены: во-первых, лица, получившие данную информацию незаконными методами; во-вторых, работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и в-третьих, контрагенты, нарушающие соответствующие обязательства, принятые по гражданско-правовому договору. Лица, участвующие в коллективных переговорах, не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий. Исключение составляют лишь эксперты, специалисты и посредники, приглашенные работодателем и оказывающие ему соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора, а также работники организации. Однако работники за разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, могут быть привлечены лишь к полной материальной ответственности (но ни к гражданско-правовой). Об этом см. п. 7 ст. 243 ТК РФ и комментарий к нему. Таким образом, лица, участвующие в коллективных переговорах, в настоящий момент не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, за исключением экспертов, специалистов и посредников, оказывающих работодателю соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора.

В соответствии со ст. 183 УК РФ к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК РФ.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование.

В частности, ч. 2 ст. 40 ТК РФ обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание в данном случае коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК РФ и комментарий к ней).

  • Вверх

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников. Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями. Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров. Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Консультации юриста по ст. 37 ТК РФ

Задать вопрос:


    Надежда Антонова

    Согласно какой статье мы можем продлить коллективный договор? у на прошло 3 года.

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Наталья Дорофеева

    Казахстан. Трудовой кодекс. статья 37. Я нахожусь на испытательном сроке. Мне сказали что я должен приходить на работу на 20 минут раньше положенного. Могут ли меня уволить по ст. 37 если я не буду приходить раньше Смогу ли я оспорить это в суде?

    • нет, не могут

    Карина Веселова

    статья 3 Трудового кодекса и статья 37 Конституции РФ, свобода выбора деятельности и применение своих способностей в раб. Вопрос такой, вправе ли работодатель отказать при приеме на работу, если не проверены знания и не было испытательного срока. Какие факты и нормы есть для работодателя для отказа потенциальному работнику?

    • Ответ юриста:

      по указанным вами мотивам отказать работодатель не может, потому что это именно ЕГО обязанность: проверить ваши знания (ст. 212 ТК РФ) , а испытательный срок может быть установлен, а может быть и не установлен - это право работодателя (ст. 70-71 ТК РФ) а по каким основаниям работодатель может отказать, я вам не скажу, потому что я защищаю работников, а не работодателей...

    Екатерина Степанова

    а законно ли застовлять детей в приказном порядке участвовать в школьных субботниках и уборке классов???

    • Ответ юриста:

      Школьная отработка - это не что иное, как принудительный труд, который запрещен Конвенцией Международной организации труда (МОТ) №29, ратифицированной еще в 1956 году, Конвенцией МОТ №105 и Трудовым кодексом РФ. Конвенция МОТ, а вслед за ней и Трудовой кодекс называют принудительным трудом работу под угрозой Статья 37 Конституции России гласит: “Принудительный труд запрещен”. То же самое записано и в статье 50 Закона “Об образовании”: “Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. ”

    Антон Поздееский

    трудовое право

    Валентин Самарский

    Школьный вопрос. Вот от нефиг делать задался вопросом может ли администрация школы "заставлять" учеников убирать улицы за пределами школы, возле соседних магазинов и домов.Учителя говорят что пришел приказ администрации города.Законен ли этот указ и могу ли я не ходить на уборку?Школа обычная, не частная.

    • Ответ юриста:

      Кодекс законов о труде 1918 года (период военного каммунизма) содержал положения, согласно которому все школьники могли быть привлечены к общественному труду).Но господа, нынче 2009 год. Конституция в статье 37 и Трудовой кодекс в статье 2 провозгласили свободу труда (ТК, Международные акты РФ содержат также положения о запрете принудительного труда) . Ничего не делай, если не хочется, это дело каждого. Ничего тебе не будет кроме косых взлядов тех, кто эти улицы то и подметал.

    Владислав Толубеев

    Почему все молчат о том, что проведение принудительных субботников антиконституционно?

    • а тебе ЛЕНЬ выйти убрать улицы своего города? Это труд добровольно-принудительный, большая разница. Правильно гутаришь! А то оборзели, работать по капиталистически, а получать по социалистически. И еще задарма пахать, за ворюг коммунальщиков...

    Карина Макарова

    Имеет ли право муж на часть квартиры?. У женщины есть приватизированная квартира, она выходит замуж и прописывает мужа на свою жилплощадь. Муж её полностью обставляет мебелью и делает грандиозный ремонт. Будет ли он иметь право на часть квартиры, например, после развода, если он пенсионер и своего жилья не имеет?

    • Ответ юриста:

      здесь все просто. Вообще-то сама такая квартира не является общим имуществом супругов, так как получена в собственность женой ДО брака, да плюс еще по безвозмездной сделке (приватизация).. Прописка никаких прав на имущество не дает. Пенсионерство и отсутствие жилья тоже. НО имеется . И супуг может подать иск в суд, а суд может признать данную квартиру совместным имуществом, если посчитает, что данный грандиозный ремонт (мебель, кстати не в счет) ЗНАЧИТЕЛЬНО увеличил стоимость квартиры. Честно говоря, трудно представить, что там за ремонт такой, чтобы рыночная цена квартиры выросла ЗНАЧИТЕЛЬНО.

    Марина Орлова

    В чем смысл субботы для христиан?

    • Христиане тоже считаются полноправными гражданами, и согласно статье 37 Конституции Рф, имеют право на отдых, а по статье 111 Трудового Кодекса, - право на выходной день. Дискриминация их в осуществлении своих прав по религиозному признаку...

    Анастасия Морозова

    будет ли делиться дарственная квартира при следующих обстоятельствах?

    • При разводе квартира разделу не подлежит. Никак. Подарила - спасибо Можно отсудить долю (небольшую) в соответствии с затратами и вложениями в "неотъемлемый" ремонт.. Надо чеками доказывать существенные затраты.. По факту подаренное...

    Валерия?ковалёва

    Чисто гипотетически, могут ли супруги упрекать друг друга в финансовой несостоятельности? (примеры в пояснении)

    Маргарита Романова

    Кому достанется квартира при разводе?

    • вообще нет, но может попробовать отсудить Вам Не имеет. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, соместно нажитым не является и разделу не подлежит Нет. При разводе между супргуами делится ТОЛЬКО совместно нажитое...

    Антонина Крылова

    бывший муж продал квартиру. должны ли высчитать алименты с полученных денег от продажи квартиры?

    • да.. . ведь он должен содержать тебя всю жизнь ибо твоя жизнь в его руках.. . :))) нет, так как то не доход, а изменение эквивалента имущества. то есть замена имущества в натуре на его денежное выражение. Нет. Для Алёны - практику судебную...

    Наталья Веселова

    мне исполнилось 55 лет. Могут ли меня уволить с работы в связи с достижением пенсионного возраста?

    Антонина Давыдова

    Имею ли я право после смерти мужа на супружескую долю в квартире, если она была приватизированной до брака?. В браке родился сын.

    • наследники - родители, супруга, дети в равных долях никакой супружеской доли в квартире нет

    Александра Зайцева

    Вот странно, все пишут, что по закону квартира купленная до брака разделу не подлежит. а на практике все наоборот. Дак все-таки подлежит? Или какие-то нюансы есть? Почему тогда много мужей при разводе жалуются что жена чуть ли не на помойке оставила после развода.

    • Ответ юриста:

      Называется слышал звон, да не знаю - откуда он. А мужья, которые на бывших жен жалуются просто не знакомы с действующим законодательством. Они и от алиментов в шоке. Считают, что их, бедных, бывшие жены обдирают (про детей, видимо, быстро забывают) . Общее правило при разделе имущества одно: все нажитое в браке делится пополам. Однако во-первых, далеко не все имущество считается таковым (например, имущество полученное в дар, унаследованное, приватизированное) , во-вторых, Вам уже писали про значительное улучшение имущества, ну и много еще мелких нюансов. Поэтому всегда говорю - не экономьте на хорошем юристе. Проиграете больше

    Евгения Захарова

    Можно ли продать автомобиль без ведомо жены?

    • Можно, но жена будет иметь право на половину стоимости.

    Ярослав Вересов

    Почему при увольнении, я должен месяц отрабатывать. Это же посягательство на мою свободу?

    • возьми больничный и все)

    Юлия Попова

    являются ли сберегательные вклады совместно нажитым при разводе?(после развода купила дом через 10лет делит мой посуду. прошло 10 лет бывшая супруга подала в суд на раздел моего дома-дети взрослые. после развода прожила со мной ещё год, за это время купила два дома. в 2003 развод в 2004 покупка. -один совершеннолетнему сыну, другой себе. мой дом стоял брошенный а я ещё 6 лет жил с ней в её доме. в 2010 в четвёртый раз выгнала-ушёл жить в свой дом... теперь она подала в суд на раздел моего дома как совместно нажитое-6 марта слушание. а я ещё бумаги с почты не получил-теперь то уж куда ясней написал...

    • Если вклады были оформлены одним из супругов и деньги эти совместные, то да по поводу дома, скорее всего это не совместная собственность, а желание обогатиться за счет бывшей половины

    Мария Боброва

    подскажите пожалуйста если квартира приватизированная на мне и жили 10лет в браке супруга может отсудить часть жилья. претендовать на мою собственность

    • Ответ юриста:

      В данном случае, независимо от того, что квартира была приватизирована в браке, и то что Вы прожили в браке длительное время, в силу факта приватизации, данная квартира теперь принадлежит Вам как собственнику и не является совместно нажитым имуществом. Следовательно, разделу не подлежит, отсудить часть квартиры нельзя супруге. Как правильно указал автор Ярослав, закон Семейный кодекс РФ относит приватизацию к безвозмездной сделке (квартира передана Вам бесплатно, расходы за оформление приватизации это не выкупная цена, а расходы за процедуру) . Имущество полученное по безвозмездной сделке принадлежит тому супругу на которого оформлена. Статья 36. Имущество каждого из супругов 1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов) , является его собственностью. © КонсультантПлюс, 1992-2013 Исключением может быть, если будет доказано то, что в период брака за счет совместных денег была значительно улучшена квартира ваша квартира. Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие) . © КонсультантПлюс, 1992-2013 Для более квалифицированной консультации рекомендую Вам обратиться к адвокату.

    Полина Сидорова

    положены ли алименты с продажи недвижимости, если недвижимость продавал я,а деньги положил на книжку на родственника?

  • Валентин Кадкин

    Подкажите пожалуйста если квартира приобретена мужем до брака какую часть имеет жена и ребёнок при разводе прописанн е в

    • Ни какую, так как квартира не является совместно нажитым имуществом супругов.

  • Инна Громова

    17 лет 3 месяца. Являюсь ли я полностью дееспособным (ведь +9 месяцев)=18. Или 18 лет считается с момента рождения?

    • С момента рождения...

    Антон Фабиш

    • Все права на труд, отдых, образование... прописаны в Конституции РФ! Никаким. Но если Вы это имели ввиду: : Запрещается непредставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также...

    Николай Кирилочкин

    Общее имущество супругов.. У мужчины была в собственности квартира, которая была приобретена до брака. Во время брака она была продана. Являются деньги, вырученные от продажи квартиры общим имуществом супругов. Если да- то дайте ссылки на закон.

    • Ответ юриста:

      Статья 37 Семейного кодекса РФ : Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие) . Поэтому если супруга докажет, что в период брака был, например, произведен ремонт в квартире, то она может быть признана совместной собственностью и, соответственно, она сможет претендовать на часть денег от продажи.

    Маргарита Яковалева

    Юристы помогитеее, трудовой кодекс

    • Статьи законов вы уже опубликовали. "Принудительный труд запрещён" - этим всё сказано. Либо пусть платят за работу, либо сами работают. Это с позиции закона. С позиции человеколюбия и совести - вам трудно убрать территоорию школы или класса...

    Георгий Ожигаев

    Помогите с задаче по трудовому праву

    Мария Макарова

    не могу больше работать директором школы.устала..могу ли я уволиться вопреки желанию начальника управления образования. хотелось бы в своей же школе остаться учителем

    Анна Голубева

    порядок действий сотрудников, которые хотят устроить забостовку по факту не своевременной выплаты зарплаты. согласно действующего законодательства, с указанием статьей

    • Что Вам можно ответить? Вы всё правильно сами ответили. Какие шутки. Но не надо так активно защищать своего ребёнка. Он сам поймёт как поступить, вместе со всеми пойти на субботник и это не будет нарушением его ПРАВ. Или не пойти и стать...

  • Вера Колесникова

    оценка имущества. ситуация, квартира куплена до брака, т. е. не делится при разводе, но в квартире сделан капитальный ремонт...т. п. и т. д. предположим суд определит судебную экспертизу для оценки, вопрос таков, может ли собственник запретить доступ в квартиру приставам и как это происходит в жизни, спасибо всем

    • Приставам запретить нельзя, они исполняют судебное решение.

    Владислав Яппаров

    Разрешены ли в России забастовки? Если организовать забастовку на работодателя, это уголовно наказуемо?

    • Ответ юриста:

      Можно, только осторожно. . Право на забастовку В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (статья 406 настоящего Кодекса) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.