Принципы кадровой политики организации. Принципы формирования и направления кадровой политики. Соотношение понятий «кадровая политика» и «управление персоналом»

30.06.2019 Снилс


1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежитна праве общей долевой собственности общее имущество вмногоквартирномдоме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиесячастями квартир ипредназначенныедля обслуживания более одного помещения в данномдоме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы,лифты,лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки,подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иноеобслуживающееболее одного помещения в данном доме оборудование

(техническиеподвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельнымсобственникам и предназначенные для удовлетворениясоциально-бытовых потребностей собственников помещений в данномдоме,включая помещения, предназначенные для организации их досуга,культурного развития, детского творчества, занятий физическойкультуройи спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данногодома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иноеоборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутрипомещенийи обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, сэлементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные дляобслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома ирасположенные на указанном земельном участкеобъекты. Границы иразмерземельного участка, на котором расположен многоквартирныйдом, определяются в соответствии с требованиями земельногозаконодательства и законодательства о градостроительнойдеятельности.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст.3263)

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют,пользуютсяи в установленных настоящим Кодексом и гражданскимзаконодательством пределах распоряжаются общим имуществом вмногоквартирномдоме.

3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирномдомевозможнотолько с согласия всех собственников помещений в данномдомепутем его реконструкции.

4. По решению собственников помещений вмногоквартирном доме,принятому на общем собрании такихсобственников, объекты общегоимуществав многоквартирном доме могут быть переданы в пользованиеинымлицам в случае, если это не нарушает права и законные интересыграждани юридических лиц.

5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирныйдом, может быть обременен правом ограниченногопользования другимилицами. Не допускается запрет на установление обремененияземельного участка в случае необходимости обеспечения доступадругих лиц кобъектам, существовавшим до дня введенияв действиенастоящегоКодекса. Новое обременение земельного участка правомограниченного пользования устанавливается по соглашению междулицом, требующим такого обременения земельного участка, исобственниками помещений в многоквартирном доме. Споры обустановленииобременения земельного участка правом ограниченногопользования или об условиях такого обременения разрешаются всудебномпорядке.

6. В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сносамногоквартирногодома собственники помещений в многоквартирном домесохраняютдолю в праве общей долевой собственности на земельныйучасток, на котором располагался данный дом, с элементамиозеленения и благоустройства и на иные предназначенные дляобслуживания, эксплуатации и благоустройства данного домаобъекты,расположенныена указанном земельном участке, в соответствии сдолей в праве общей долевой собственности на общее имущество вмногоквартирномдоме на момент разрушения, в том числе случайнойгибели,сноса такого дома. Указанные собственники владеют,пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частьюимуществом в соответствии с гражданскимзаконодательством (часть 6введенаФедеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5498).

1. Статья 36 ЖК РФ регулирует право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. В частности, в ч. 1 этой статьи установлено следующее: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности». 2. В п. 2 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что «государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество».

3. Ссылки муниципалитетов на постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и СанктПетербурга и муниципальную собственность» или на решения областных Советов народных депутатов 1992 года о передаче в собственность муниципальных образований помещений подвалов, лифтовых, колясочных и прочего общего имущества жилых домов не состоятельны, так как эти акты не предполагают передачу указанных помещений отдельно от жилого дома.

Под критерии объектов, относящихся к муниципальной собственности, указанные в приложении № 3 к названному постановлению, подвалы, лифтовые, колясочные, чердаки и прочие помещения не подпадают, так как не являются встроенно-пристроенными помещениями в жилом доме, построенными за счет 5-7% отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. В перечнях имущества, передаваемого из государственной собственности в собственность муниципального образования в соответствии с решениями Советов народных депутатов субъектов Федерации, принятых повсеместно в 1992 году на основании указанного постановления Верховного Совета РФ, подвалы, чердаки, лифтовые, колясочные и прочие помещения как самостоятельные объекты отсутствуют.

➥Таким образом, эти помещения при передаче домов из федеральной собственности в муниципальную как самостоятельные объекты не существовали. 4. Согласно определению ВАС РФ от 12.09.2011 № ВАС-10188/11 формирование самостоятельного объекта недвижимости завершается присвоением ему кадастрового номера. 5. Формирование или создание какого-либо самостоятельного объекта недвижимости осуществляется на основании проектной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и присвоением ему уникального кадастрового номера. Если нет надлежащим образом сформированного, т.е. спроектированного, построенного и принятого в эксплуатацию жилого или нежилого объекта (помещения), нет и самостоятельного объекта права. Частью 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) установлено, что основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения измене-

ний в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (ч. 1 ст. 55 ГрК РФ). Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. ➥Таким образом, если объект построен, создан, сформирован без необходимых разрешений, предусмотренных ГрК РФ, он незаконен и не может быть зарегистрирован в государственном реестре прав. 6. Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 № 489-О-О, по смыслу положений п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ необязательно доказывать исключительно технический характер подвальных помещений. Если они используются для обслуживания более чем одной квартиры, это общее долевое имущество. Наличие иных полезных свойств у подвальных помещений не влечет за собой исключения этого помещения из общего имущества собственников. 7. В постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 установлено следующее.  Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.

 В судебном порядке рассматриваются споры о признании права общей долевой собственности на общее имущество здания, в том числе в случаях, когда в реестр внесена запись о праве индивидуальной собственности на указанное имущество.  Если общим имуществом владеют собственники помещений в здании (например, владение общими лестницами, коридорами, холлами, доступ к использованию которых имеют собственники помещений в здании), однако право индивидуальной собственности на общее имущество зарегистрировано в реестре за одним лицом, собственники помещений в данном здании вправе требовать признания за собой права общей долевой собственности на общее имущество. Суд рассматривает это требование как аналогичное требованию собственника об устранении всяких нарушений его права, не соединенных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ). 8. Согласно определению ВАС РФ от 21.10.2009 № ВАС-12537/09 не нуждается в доказывании тот факт, что в подвале каждого жилого дома размещены инженерные коммуникации и техническое оборудование, обслуживающие более одной квартиры.

9. Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 02.03.2010 № 13391/09 указал, что «правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности… должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме. Если по состоянию на указанный момент подвальные помещения… были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования… то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло». 10. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22, «факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения». 11. В силу ч. 4 ст. 37 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе выделять в натуре и отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в . 12. Согласно ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в соответствии с решением общего собрания собственников. Уменьшение общего имущества дома возможно только с согласия всех собственников.

13. В определении ВАС РФ от 22.04.2011 № ВАС-1457/11 и постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 № 1457/11 отмечается, что право общей долевой собственности исключает наличие индивидуальной собственности на это же имущество. Нарушение права общей долевой собственности заключается в наличии и сохранении записи об индивидуальном праве собственности (ответчика). Данное нарушение может проявляться в препятствовании осуществлению права всех собственников предоставлять общее имущество здания в пользование третьим лицам. 14. В постановлении ФАС Московского округа от 27.06.2011 № КГА40/5911-11 указывается: «Согласие на принятие в собственность и принятие на себя бремени расходов по содержанию общего долевого имущества предусматривается при приватизации или приобретении в собственность ранее приватизированных помещений. Отказ от права общей долевой собственности в данном случае законом не предусмотрен».

15. Возможны исковые требования о защите имущества от неправомерных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также действий должностных лиц организаций.  Хрестоматийный пример — распоряжение губернатора СанктПетербурга от 11.12.1998 № 1244-р «О внесении изменений в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.96 № 128-р», по которому из распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 № 128-р «О реконструкции чердаков и мансард на инвестиционных условиях» был исключен п. 2.2, предусматривающий согласование договора муниципалитета с инвестором на реконструкцию многоквартирного дома с собственниками помещений в нем. В соответствии с заявленными требованиями собственников помещений решением Санкт-Петербургского городского суда от 13.09.2000 № 3-107/2000 данные изменения были признаны недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания. Верховный Суд РФ, оставляя решение в силе, указал, что чердаки относятся к общему имуществу дома и как объект инвестиций не могут передаваться в собственность инвестору отдельно от права собственности на квартиры, расположенные в этом доме. Довод кассационной жалобы о том, что заявителям, обратившимся в суд, на праве собственности в силу договоров приватизации принадлежит лишь только квартира, но не доля в праве на общее имущество, является несостоятельным, так как ст. 135 ГК РФ допускает возможность не указывать в правоустанавливающем документе принадлежности к главной вещи.

См.: Определение Верховного Суда РФ от 25.12.2000 № 78-Г00-61. 16. Согласно п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если имущество выбыло помимо воли собственника. 17. Президиум ВАС РФ в постановлении от 26.03.2013 № 14828/12 установил: «Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру (пункт 2 статьи 290 Гражданского кодекса). Таким образом, отчуждение общего имущества многоквартирного дома неуправомоченным лицом невозможно и не создает у добросовестного приобретателя права собственности на это имущество».

18. В постановлении от 25.02.2014 № 16030/13 Президиум ВАС РФ обратил внимание судов, что при выяснении вопроса: является ли помещение общим имуществом собственников «необходимо установить признаки, характеризующие спорное помещение как общее, в том числе исследовать вопрос, каким образом предполагалось использовать помещение в соответствии с первичной строительно-проектной документацией».

19. Действующее законодательство не запрещает органам власти муниципального образования издание распорядительного акта, отменяющего допущенные ранее самим органом власти ошибочные решения по регистрации в собственность муниципального образования помещений или других объектов общего имущества собственников помещений многоквартирных домов. Прекращение права муниципального образования на неправомерно принятое в казну имущество может быть осуществлено на основании ст. 12 ГК РФ, которая предполагает способы восстановления утраченного права, в том числе путем:  восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;  признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

1. Необходимо проводить работу с органами власти местного самоуправления с целью организации внесудебного возврата помещений общего имущества из муниципальной собственности (или собственности субъекта Федерации: города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) в общую долевую собственность собственников многоквартирных домов.

2. Важно установить признаки, характеризующие спорное помещение как общее имущество в соответствии с первичной строительнопроектной документацией.

3. При выяснении вопроса в суде следует заявлять иск с требованием о признании права общей долевой собственности собственников многоквартирного дома на «спорное» имущество и (или) о признании права муниципального образования или праве городов Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя отсутствующим.

4. В общении с органами власти надо настаивать на возврате помещений общего имущества во внесудебном порядке.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Термин «кадровая политика» может иметь широкое и узкое толкование.

В широком смысле - это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствии с долговременной стратегией фирмы.

В узком смысле - это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознаваемых) , реализующийся, как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и фирмой в целом.

Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию.

Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации - ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов.

Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.

По уровню осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий:

  • Ш Пассивная -Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
  • Ш Активная (рациональная и авантюристическая) - Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
  • Ш Реактивная - в русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Руководство предприятия предпринимает меры по локализации кризиса, ориентировано на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи.
  • Ш Превентивная - политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. Однако организация, характеризующаяся наличием превентивной кадровой политики, не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций -- разработка целевых кадровых программ.

По степени открытости:

  • Ш Открытая -характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой организации.
  • Ш Закрытая- характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
  • Ш При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
  • Ш При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.

Важнейшие принципы отдельных направлений кадровой политики организации и их характеристика приведены в табл.1.

Таблица 1. Характеристика важнейших принципов отдельных направлений кадровой политики организации

Направления

Принципы

Характеристика

1. Управление персоналом организации

Принцип необходимости достижения индивидуальных и организационных целей.

Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации.

2. Подбор и расстановка персонала

Принцип соответствия

Принцип профессиональной компетенции

Принцип практических достижений

Принцип индивидуальности

Соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека

Уровень знаний, соответствующий требованиям должности

Требуемый опыт, руководящие способности.

Облик, уровень развития интеллекта, характер, намерения.

3. Оценка и аттестация персонала

Принцип отбора показателей оценки

Принцип оценки квалификации

Принцип оценки осуществления заданий

Система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок

Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности

Оценка результатов деятельности

4. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности

Принцип конкурентности

Принцип ротации

Принцип индивидуальной подготовки

Принцип проверки делом

Принцип соответствия должности

Принцип регулярности оценки индивидуальных качеств.

Отбор кандидатов на конкурсной

Планомерная смена должностей

по вертикали и горизонтали

Подготовка резерва на конкретную должность по индивидуальной программе

Эффективная стажировка на руководящих должностях

Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент

Оценка результатов деятельности, собеседования, выявление склонностей и т.п.

5. Развитие персонала

Принцип повышения квалификации

Принцип самовыражения

Принцип саморазвития

Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала

Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения. Способность и возможность саморазвития

6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда

Принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы. Принцип равномерного сочетания стимулов

Принцип мотивации

Эффективная система оплаты труда

Конкретность описания задач, обязанностей и показателей

Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда

В частности, при изучении составных элементов кадровой политики А.П. Егоршин в своем учебнике выделяет такие моменты как: типы власти в обществе, стиль руководства, концептуальные кадровые документы, принципы работы с персоналом. Данный подход основан на том, что кадровая политика - основа всей кадровой работы и носит концептуальный характер, что говорит о «широком» взгляде на кадровую политику. Некоторые авторы отождествляют кадровую политику и кадровую стратегию, выделяя также в качестве элементов: цели, принципы работы с персоналом.

По мнению Г.Г. Меликьяна, составными элементами кадровой политики фирмы являются следующие:

  • 1. Политика занятости - обеспечение высококвалифицированным персоналом и создание привлекательных условий труда и обеспечение его безопасности, а также возможностей для продвижения работников с целью повышения степени их удовлетворенности работой.
  • 2. Политика обучения - формирование соответствующей базы обучения, чтобы работники могли повысить квалификационный уровень и тем самым получить возможность своего профессионального продвижения.
  • 3. Политика оплаты труда - предоставление более высокой заработной платы, чем в других фирмах, в соответствии со способностями, опытом, ответственностью работника.
  • 4. Политика благосостояния - обеспечение более широкого набора услуг и льгот, чем у других нанимателей; социальные условия должны быть привлекательны для работников и взаимовыгодны для них и фирмы.
  • 5. Политика трудовых отношений - установление определенных процедур для разрешения трудовых конфликтов.

Такие же элементы рассматриваются относительно реализации государственной кадровой политики. Так, например Барабашев А.Г., Беков Х.А., предлагают отдельно рассматривать такие важнейшие элементы кадровой политики, как найм, расстановка, оценка и обучение персонала.

При обучении руководителей предприятий, менеджеров по управлению персоналом практической работе, упоминаются такие элементы кадровой политики как: учет персонала и трудовые отношения; управление составом персонала; обучение персонала; система мотивации; оценка персонала; организационное развитие; корпоративная культура.

Кадровая политика организации - генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, орга­низационного механизма по выработке целей и задач, направлен­ных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциа­ла, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

Кадровая политика тесно связана со всеми областями хо­зяйственной политики организации. Из главной цели кадровой политики можно вывести подцели для управления персоналом, например, предоставить трудовые ресурсы определенного качест­ва и количества к установленному сроку, на установленный пе­риод, на определенные рабочие места. На основе таких целевых установок можно определить содержание кадровой политики в организации.

Основной принцип кадровой политики за­ключается в том, что одинаково необходимо достижение инди­видуальных и организационных целей.

Главными принципами отдельных направлений кадровой по­литики организации можно назвать следующие.

Направления

Принципы

Характеристика

1. Управление персоналом организации

одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организаци­онных целей (основной)

Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работника­ми, а не отдавать предпочте­ние интересам организации

2. Подбор и расстановка персонала

соответствия

профессиональной компетенции

практических достижений

индивидуальности

Соответствие объема зада­ний, полномочий и ответ­ственности возможностям человека

Уровень знаний, соответству­ющий требованиям должности

Требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчи­ненных)

Облик, интеллектуальные черты, характер, намерения, стиль" руководства

3. Формирование и подготов­ка резерва для выдвижения на руководящие должности

конкурсности

индивидуальной подготовки

проверки делом

соответствия должности

регулярности оценки индиви-дуальных качеств и возмож-ностей

Отбор кандидатов на кон­курсной основе

Планомерная смена должнос­тей по вертикали и горизонтали

Подготовка резерва на кон­кретную должность по инди­видуальной программе

Эффективная стажировка на руководящих должностях

Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент

Оценка результатов деятель­ности, собеседования, выявле­ние склонностей и т.п.

4. Оценка и аттестация персонала

отбора показателей оценки

оценки квалификации

оценки осуществления заданий

Система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок

Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности

Оценка результатов деятельности

5. Развитие персонала

повышения квалификации

самовыражения

саморазвития

Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала

Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения

Способность и возможность саморазвития

6. Мотивация и стимулирова­ние персонала, оплата труда

соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы

равномерного сочетания стимулов и санкций

мотивации

Эффективная система оплаты труда

Конкретность описания задач, обязанностей и показателей

Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда

Кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов, традиций организации и факторов внешней средой. Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития.

Формирование кадровой политики можно разбить на этапы.

На первом этапе осуществляется формирование целей и за­дач кадровой политики.Нормирование и программирование - согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целя­ми организации, разработка программ, пу­тей достижения целей кадровой работы, установленных на первом этапе.

Цели и задачи кадровой политики определяются исходя из основных положений нормативно-правовых документов, из совокупности целей и задач по обеспече­нию эффективного функционирования организации и входящих в нее подразделений. Основной целью кадровой политики является полное ис­пользование квалификационного потенциала персонала. Эта цель достижима посредством предоставления ка­ждому работы в соответствии с его способностями и квалификацией.

На второ мэтапе проводитсямониторинг персонала - разрабатываются процедуры диагностики и прогнозирования кадровой ситуации.

Этот этап состоит из трех блоков:

1) качественные требования к работникам, которые определяются исходя из описания рабочего места и требований к претенденту на должность;

2) количественные требования, которые связаны с определе­нием потребности в персонале по должностям, квалификационным характеристикам и т.п.;

3) основные принципы кадровой политики по наиболее важ­ным направлениям: подбору и расстановке персонала, формированию и подготовке резерва на должности, оценке степени развития персонала, оплате труда,использованию кадрового потенциала и т.п.

На третьем этапе определяется выбор основных форм и ме­тодов управления персоналом,разрабатывается инструментарий кадрового планирования.

На четвертом этапе разрабатывается план кадровых меро­приятий,определяются сроки и ответственные исполнители этих мероприятий.

На разработку и состояние кадровой политики организации влияют внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы это цели и структура организации,морально-психологический климат в кол­лективе.

Внешние факторы - это трудовое законодательство, перспекти­вы развития рынка труда,взаимоотношения с профсоюзом и др.

С учетом этих факторов кадровая политика организации развивается в рамках ограничений, установленных внешним воздействием на организацию, и определяется состоянием внутренних факторов. Данное обстоятельство приводит к различным видам кадровой политики организаций.