Управление общей собственностью многоквартирного в. Управление общим имуществом многоквартирного дома

Управление общим имуществом многоквартирного дома - это организация содержания и ремонта жилья, а также предоставления коммунальных услуг самостоятельно или по договорам с подрядными жилищно-эксплуатационными организациями. Объектом управления выступает многоквартирный жилой дом. Управление таким домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Современная тенденция в управлении многоквартирным домом - постепенная передача этой функции от органов местного самоуправления к собственникам и их объединениям. Эффективное управление многоквартирными жилыми домами невозможно без изменения отношения к ним со стороны собственников и пользователей жилищ. Затраты на содержание, комфортность и безопасность проживания во многом определяются самосознанием самих жителей. Без их заинтересованного участия в сохранности жилья, в поддержании в нем надлежащего порядка невозможно обеспечить достойные жилищные условия. Широкое вовлечение домовладельцев в управление недвижимым имуществом, формирование эффективного пользования являются важнейшими задачами жилищной реформы и должны стать важнейшими составляющими современной жилищной политики.

Современная отечественная действительность диктует принятие незамедлительных и действенных мер, направленных на обеспечение эффективного управления жилищным фондом, состоящим преимущественно из многоквартирных домов. Промедление и ошибки чреваты не только снижением потребительских качеств жилищ и комфортности проживания в них, но и несут в себе реальную угрозу безопасности граждан. Очевидно, что имущественный комплекс многоквартирного дома для целей обеспечения его сохранности, а также для надлежащей эксплуатации нуждается в должном управлении. Согласно ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны самостоятельно выбрать один из способов управления Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 1 (часть 1). - Ст. 14. :

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление ТСЖ, жилищным или иным потребительским кооперативом;

управление с помощью привлечения управляющей организации.

Выбор способа управления непосредственно собственниками принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме решает вопрос о заключении договоров оказания услуг содержания и выполнения работ по ремонту общего имущества дома с лицами, занимающимися соответствующими видами деятельности, а также договоров с ресурсоснабжающими организациями Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер. 2008.С. 312. К таким договорам относятся договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления. Указанные договоры заключаются каждым собственником помещений от своего имени. В силу ст.426 ГК РФ все вышеперечисленные договоры являются публичными, и ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор с каждым, кто к ней обратится. Внесение коммунальных платежей по помещениям, находящимся в собственности, также осуществляется каждым собственником индивидуально.

Согласно п.3 ст.164 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может принять решение о том, чтобы интересы собственников в отношениях с третьими лицами представлял один из собственников помещений в таком доме.

Таким образом, управление многоквартирным домом и согласование воли собственников при непосредственном управлении осуществляется на общем собрании собственников помещений в этом доме. При непосредственном способе управления собственниками помещений в многоквартирном доме возникают сложности в заключение договоров и делают такой способ управления не очень привлекательным для собственников, и для предоставляющих работы и ресурсы организаций. На практике такой способ управления используется не часто. Исключения будут иметь место в тех случаях, когда в многоквартирном доме найдется активный, юридически и экономически грамотный и обладающий достаточным количеством свободного времени собственник, который возьмет на себя бремя реализации непосредственного способа управления многоквартирным домом. Не в каждом доме найдутся такие собственники. В связи с этим собственникам помещений в многоквартирном доме было бы целесообразно избрать такой способ, как управление управляющей организацией.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе избрать такой способ управления, как управление управляющей организацией, который может комбинироваться с другими способами управления многоквартирным домом. Согласно ст.3 Правил предоставления коммунальных услуг управляющая организация - это юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель управляющий многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Для реализации данного способа управления возникает необходимость в заключение договоров управления многоквартирным домом. Согласно п.2 ст.162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ либо органов управления ЖСК) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно ст.3 Правил предоставления коммунальных услуг под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет (п.5 ст.162 ЖК РФ).

Решение общего собрания собственников о выборе управляющей организации и условиях подлежащего заключению с ней договора управления принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме и обязательно для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании согласно пп.4 п.2 ст.44, п.1 и п.5 ст.46 ЖК РФ.

Согласно п.11 ст.162 ЖК РФ управляющая организация обязана ежегодно в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.

Договор управления многоквартирным домом может быть изменен или расторгнут в порядке, установленном ГК РФ. Договор управления прекращается только в том случае, если одна из сторон заявит о прекращении договора по окончании срока его действия. Если такого заявления не поступит, договор управления считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены этим договором (п.6 ст.162 ЖК РФ). Если стороной договора управления являются собственники помещений в многоквартирном доме, то для прекращения такого договора необходимо, чтобы заявления о прекращении договора были поданы большинством собственников (собственники, владеющие более 50% долей в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома). Договор управления можно считать прекращенным в том случае, если до момента истечения срока его действия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме будет принято решение о выборе другой управляющей организации, которая будет управлять домом после прекращения договора управления. Такое решение общего собрания равносильно заявлению о прекращении договора управления по окончании срока его действия и должно быть доведено любым из собственников до сведения управляющей организации. Таким образом, управление многоквартирным домом профессиональной управляющей организацией при должной поддержке государства может стать одним из основных способов управления.

Управлять многоквартирным домом может жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Существуют следующие виды жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов: жилищный кооператив; жилищно-строительный кооператив; потребительский кооператив.

Согласно п.1 ст.110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Жилищный кооператив создается для приобретения за счет средств членов кооператива готового жилья, реконструкции и последующего содержания многоквартирного дома. Тогда как жилищно-строительный кооператив создается с целью строительства за счет средств членов кооператива нового жилья, реконструкции и последующего содержания многоквартирного дома.

Поскольку первичной целью создания жилищных кооперативов является удовлетворение потребностей членов кооператива в жилье, то и создаваться такие кооперативы должны до приобретения жилья в интересах членов кооператива. И уже затем проводится прием в члены кооператива иных лиц, пожелавших вступить в него. Жилищный кооператив создается по решению его учредителей. Согласно п.1 ст.112 ЖК РФ число членов кооператива должно быть не менее пяти и не должно превышать количества жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме. Учредителями, так же как и впоследствии членами кооператива, могут быть физические лица, достигшие шестнадцати лет.

Согласно п.4 ст.112 ЖК РФ решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив. Согласно ст.115 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция; правление жилищного кооператива.

Управляет текущей деятельностью жилищного кооператива правление, избираемое общим собранием членов кооператива. Правление выбирает из своего состава председателя кооператива. Для контролирования финансово-хозяйственной деятельности жилищного кооператива общим собранием членов кооператива избирается ревизионная комиссия. Управление общим имуществом многоквартирного дома жилищный кооператив осуществляет через свои органы. Для этого жилищный кооператив заключает договоры оказания услуг содержания и выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности; договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Члены жилищного кооператива должны, помимо паевых и вступительных взносов, делать взносы на содержание общего имущества многоквартирного дома. После того как все члены жилищного кооператива выплатят паевые взносы и оформят свое право собственности на помещения в многоквартирном доме, сохранение кооператива в существующем виде представляется нецелесообразным. Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, управляемом кооперативом, могут принять решение об изменении способа управления домом. Законодателем логично предусмотрено для жилищных кооперативов лишь один способ реорганизации. Согласно ст.122 ЖК РФ жилищный кооператив по решению общего собрания его членов может быть преобразован в товарищество собственников жилья.

Товарищество собственников жилья является наиболее часто используемым способом управления, который выбирают собственники помещений в многоквартирном доме. Согласно ст.135 ЖК РФ товариществом собственников жилья является некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в этом доме, обеспечения эксплуатации, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

ТСЖ, являясь объединением собственников и правомочно решать вопросы управления общим имуществом. Высшим органом управления в ТСЖ является общее собрание членов товарищества, обладающее исключительной компетенцией по наиболее важным вопросам его деятельности. Членами ТСЖ могут быть только собственники помещений, которые принимают решение о создании ТСЖ. Решение о создании ТСЖ принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании, оно считается принятым, если за него высказались собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. Товарищество может быть создано на основе как одного многоквартирного дома, так и нескольких многоквартирных домов на одном или граничащих земельных участках. ТСЖ на основании п.8 ст.138 ЖК РФ обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами, а также заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, либо с управляющей организацией.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о реорганизации или ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, наиболее эффективным способом управления в многоквартирном доме является любой способ управления, который выбирают собственники помещений в многоквартирном доме, но при условии четко поставленных для выполнения задач, распределения полномочий и профессионализма.

ГЛАВА 30
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИМ ИМУЩЕСТВОМ

Статья 169. Доля в праве общей собственности на общее имущество
1. Доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна доле общей площади принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в общей площади жилых и (или) нежилых помещений жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), расположенного на придомовой территории, всех участников совместного домовладения.
2. Доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество не может быть отделена от права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимого имущества и при переходе права собственности на объекты недвижимого имущества к другим гражданам или организациям переходит только вместе с ним, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 172 настоящего Кодекса.
3. Споры, возникающие при определении долей в праве общей собственности на общее имущество, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 170. Способы управления общим имуществом
1. Управление общим имуществом осуществляется одним из следующих способов:
непосредственно участниками совместного домовладения;
организацией, управляющей общим имуществом;
уполномоченным лицом;
организацией застройщиков или товариществом собственников, в том числе с привлечением организации, управляющей общим имуществом.
2. Управление общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения осуществляется в случае, если в собственности у нескольких участников совместного домовладения находится не более пяти объектов недвижимого имущества.
3. Решение о выборе одного из способов управления общим имуществом, указанных в абзацах втором, третьем и пятом пункта 1 настоящей статьи, принимается на общем собрании участников совместного домовладения.
4. Общим имуществом может управлять только одна организация, управляющая общим имуществом, или одно уполномоченное лицо, одна организация застройщиков или одно товарищество собственников.
5. Управление общим имуществом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопроса владения и пользования этим имуществом, а также предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам.

Статья 171. Выбор и изменение способа управления общим имуществом
1. Участники совместного домовладения:
в построенном (реконструированном, капитально отремонтированном) жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), расположенном на придомовой территории, обязаны не позднее шести месяцев со дня ввода жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), расположенного на придомовой территории, в эксплуатацию выбрать один из способов управления общим имуществом, предусмотренных абзацами вторым, третьим и пятым пункта 1 статьи 170 настоящего Кодекса;
в построенном (реконструированном, капитально отремонтированном) до вступления в силу настоящего Кодекса многоквартирном жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), расположенном на придомовой территории, обязаны не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Кодекса выбрать один из способов управления общим имуществом, предусмотренных абзацами вторым, третьим и пятым пункта 1 статьи 170 настоящего Кодекса.
2. Способ управления общим имуществом может быть изменен по решению участников совместного домовладения, принятому в порядке, установленном статьями 177 или 178 настоящего Кодекса.

Статья 172. Осуществление права собственности на общее имущество
1. Участник совместного домовладения пользуется общим имуществом согласно целевому назначению этого имущества, не препятствуя осуществлению прав на это имущество других участников совместного домовладения.
2. Часть общего имущества с письменного согласия двух третей от общего количества участников совместного домовладения может быть отчуждена либо передана во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения и (или) иным лицам в случае, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения.
3. Изменение размера общего имущества возможно в процессе реконструкции объектов недвижимого имущества путем надстройки и (или) пристройки с письменного согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения.
В случае, если реконструкция объектов недвижимого имущества приведет к уменьшению размера общего имущества, на ее проведение требуется письменное согласие всех участников совместного домовладения.
4. Решение участников совместного домовладения может быть принято на общем собрании или путем проведения письменного опроса участников совместного домовладения.
5. Решение участников совместного домовладения может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 173. Управление общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения
1. При выборе способа управления общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения они заключают между собой договор о совместном домовладении.
2. Типовой договор о совместном домовладении утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 174. Управление общим имуществом организацией, управляющей общим имуществом
1. При выборе участниками совместного домовладения способа управления общим имуществом организацией, управляющей общим имуществом, эта организация в письменной форме направляет всем участникам совместного домовладения информацию, в которой должны быть указаны:
место ее нахождения и режим работы;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) ее руководителя, его заместителей и работников организации, управляющей общим имуществом, номера их служебных телефонов;
документы, представляемые для заключения (изменения, расторжения) договора управления общим имуществом, должностные лица, ответственные за заключение (изменение, расторжение) этого договора;
перечень жилищно-коммунальных услуг, которые будут оказываться организацией, управляющей общим имуществом;
перечень жилищно-коммунальных услуг, для оказания которых будут привлекаться иные организации и индивидуальные предприниматели;
специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности и иные разрешения, сертификаты соответствия организации, управляющей общим имуществом, если необходимость их получения для оказания жилищно-коммунальных услуг предусмотрена законодательством;
тарифы на жилищно-коммунальные услуги;
иная информация, которую в соответствии с решением общего собрания участников совместного домовладения по выбору способа управления общим имуществом необходимо довести до сведения участников совместного домовладения.
2. Предоставление услуг по управлению общим имуществом организацией, управляющей общим имуществом, осуществляется на основании договора управления общим имуществом.
3. Руководитель организации, управляющей общим имуществом, и его заместители должны иметь высшее техническое, экономическое или юридическое образование и пройти образовательные программы обучающих курсов по вопросам управления общим имуществом.
4. Координацию деятельности организаций, управляющих общим имуществом, и контроль за их деятельностью осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

Статья 175. Управление общим имуществом уполномоченным лицом
1. В случае, если участниками совместного домовладения в течение сроков, указанных в пункте 1 статьи 171 настоящего Кодекса, не выбран способ управления общим имуществом, местным исполнительным и распорядительным органом проводится открытый конкурс по выбору уполномоченного лица, по результатам которого назначается уполномоченное лицо в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
2. Местный исполнительный и распорядительный орган в течение пятнадцати дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, письменно уведомляет участников совместного домовладения о назначении уполномоченного лица и об условиях договора управления общим имуществом.
В случае, если открытый конкурс не состоялся, местный исполнительный и распорядительный орган в течение пятнадцати дней назначает уполномоченное лицо, письменно уведомляет участников совместного домовладения о назначении уполномоченного лица и об условиях договора управления общим имуществом.
3. В случае, если в совместном домовладении не обеспечиваются сохранность и эксплуатация общего имущества в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, актов законодательства, не обеспечивается надлежащая работа органов управления организации застройщиков или товарищества собственников или истек срок полномочий этих органов управления, а меры по их избранию не дают положительных результатов, местный исполнительный и распорядительный орган назначает уполномоченное лицо.
4. Предоставление услуг по управлению общим имуществом уполномоченным лицом осуществляется на основании договора управления общим имуществом.
Заключение договора управления общим имуществом без проведения открытого конкурса, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, допускается в случаях, предусмотренных частью второй пункта 2 и пунктом 3 настоящей статьи.
5. Уполномоченное лицо - гражданин либо руководитель уполномоченного лица - организации должны иметь среднее специальное или высшее техническое, экономическое или юридическое образование и пройти образовательные программы обучающих курсов по вопросам управления общим имуществом.

Статья 176. Договор управления общим имуществом
1. Участник совместного домовладения обязан заключить договор управления общим имуществом.
При отказе заключить договор управления общим имуществом организация, управляющая общим имуществом, уполномоченное лицо вправе заявить в суд требование о понуждении заключить такой договор.
Договор управления общим имуществом заключается в простой письменной форме в двух экземплярах.
Типовой договор управления общим имуществом утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
2. По договору управления общим имуществом одна сторона (организация, управляющая общим имуществом, уполномоченное лицо) по поручению другой стороны (участника совместного домовладения) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества, организовывать предоставление жилищно-коммунальных услуг участникам совместного домовладения, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления общим имуществом.
3. Договор управления общим имуществом заключается не менее чем на один год и не более чем на пять лет (в случае управления общим имуществом уполномоченным лицом - не более чем на три года).
4. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления общим имуществом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены этим договором.
5. Организация, управляющая общим имуществом, уполномоченное лицо за тридцать дней до прекращения срока действия договора управления общим имуществом обязаны передать техническую документацию на объекты недвижимого имущества и иные документы, связанные с управлением общим имуществом, избранной организации, управляющей общим имуществом, организации застройщиков, товариществу собственников или уполномоченному лицу либо в случае управления общим имуществом непосредственно участниками совместного домовладения - одному из участников совместного домовладения, указанному в решении общего собрания участников совместного домовладения по выбору способа управления общим имуществом, или в случае, если такой участник не указан, - любому участнику совместного домовладения.
6. Если иное не установлено договором управления общим имуществом, организация, управляющая общим имуществом, уполномоченное лицо ежегодно в течение первого квартала текущего года представляют участникам совместного домовладения письменный отчет о выполнении договора управления общим имуществом за предыдущий год и план работы на текущий год.

Статья 177. Порядок проведения общего собрания участников совместного домовладения по выбору способа управления общим имуществом
1. Общее собрание участников совместного домовладения по выбору способа управления общим имуществом может быть созвано по инициативе участников совместного домовладения, а также по инициативе местного исполнительного и распорядительного органа.
2. Письменное уведомление о проведении общего собрания участников совместного домовладения по выбору способа управления общим имуществом направляется инициатором общего собрания каждому участнику совместного домовладения заказным письмом или вручается ему под расписку. В уведомлении указываются инициатор проведения общего собрания участников совместного домовладения, дата, место и время его проведения, повестка дня. Уведомление должно быть направлено не позднее двадцати дней до даты проведения общего собрания участников совместного домовладения.
3. Общее собрание участников совместного домовладения по выбору способа управления общим имуществом считается правомочным, если на нем присутствуют более двух третей участников совместного домовладения, обладающих более чем двумя третями голосов от общего количества голосов всех участников совместного домовладения. Каждый участник совместного домовладения на общем собрании обладает количеством голосов пропорционально размеру его доли в праве общей собственности на общее имущество.
4. В случае отсутствия кворума инициатор общего собрания назначает новую дату, место и время проведения общего собрания участников совместного домовладения. Это собрание может быть созвано не ранее сорока восьми часов и не позднее тридцати дней с момента несостоявшегося собрания. Повторное собрание считается правомочным, если на нем присутствуют более двух участников совместного домовладения, обладающих не менее чем одной четвертью голосов от общего количества голосов всех участников совместного домовладения.
5. Решение о выборе способа управления общим имуществом принимается большинством голосов присутствующих на собрании участников совместного домовладения. Если участник совместного домовладения не может лично принять участие в общем собрании участников совместного домовладения, он вправе проголосовать до проведения общего собрания по выбору способа управления общим имуществом путем подачи инициатору собрания заявления в письменной форме, отражающего его мнение по указанному вопросу.
6. Решение о выборе способа управления общим имуществом, принятое с соблюдением требований настоящей статьи, является обязательным для всех участников этого совместного домовладения, в том числе для участников совместного домовладения, не принявших участия в голосовании либо голосовавших против.
7. Решение о выборе способа управления общим имуществом оформляется протоколом, который подписывается всеми участниками совместного домовладения, принявшими участие в общем собрании или письменном опросе.

Статья 178. Общее собрание участников совместного домовладения, проводимое в форме письменного опроса
1. Решение общего собрания участников совместного домовладения о выборе способа управления общим имуществом может быть принято путем проведения письменного опроса - передачи по адресу, который указан в уведомлении о проведении общего собрания участников совместного домовладения, в письменной форме решений участников совместного домовладения по вопросам, поставленным на голосование.
2. Принявшими участие в общем собрании участников совместного домовладения, проводимом в форме письменного опроса, считаются участники совместного домовладения, решения которых получены до даты окончания приема этих решений.
3. В решении участника совместного домовладения по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны:
сведения о лице, участвующем в письменном опросе;
сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в письменном опросе, на соответствующий объект недвижимого имущества;
варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные словами «за», «против», «воздержался».

Статья 179. Участие нанимателей жилых помещений и арендаторов жилых (нежилых) помещений в управлении общим имуществом
1. Лица, занимающие объекты недвижимого имущества по договорам найма или аренды, могут участвовать в управлении общим имуществом в случае, если собственник занимаемых ими объектов недвижимого имущества в порядке, установленном законодательством, предоставил им на это соответствующие полномочия.
2. Наниматели и арендаторы могут участвовать в общих собраниях участников совместного домовладения по вопросам управления общим имуществом с правом совещательного голоса.

Статья 180. Порядок управления общим имуществом
1. При управлении общим имуществом организацией, управляющей общим имуществом, или уполномоченным лицом, организацией застройщиков или товариществом собственников к исключительной компетенции общего собрания участников совместного домовладения относятся решения:
об отчуждении общего имущества - с согласия двух третей от общего количества участников совместного домовладения;
об увеличении размера общего имущества в процессе реконструкции объекта недвижимого имущества путем надстройки и (или) пристройки либо о передаче надстроенного и (или) пристроенного объекта недвижимого имущества во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения либо иным лицам в случае, если это не нарушает прав и законных интересов участников совместного домовладения, - с согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения, а в случае уменьшения размера общего имущества - с согласия всех участников совместного домовладения.
Иные решения общего собрания участников совместного домовладения принимаются с согласия простого большинства от общего количества участников совместного домовладения.
2. Участники совместного домовладения обязаны проводить общее собрание не реже одного раза в год.
Общие собрания участников совместного домовладения, проводимые помимо ежегодного общего собрания, являются внеочередными. Внеочередное общее собрание участников совместного домовладения может быть созвано по инициативе любого из участников совместного домовладения.
3. Решение участников совместного домовладения принимается на общем собрании либо путем проведения письменного опроса.
4. Общее собрание участников совместного домовладения созывается организацией, управляющей общим имуществом, уполномоченным лицом, организацией застройщиков или товариществом собственников либо одной четвертью участников совместного домовладения.
Инициаторы общего собрания участников совместного домовладения обязаны письменно не позднее чем за десять дней до проведения общего собрания уведомить каждого участника совместного домовладения о дате, месте и времени его проведения, повестке дня.
Общее собрание участников совместного домовладения считается состоявшимся, если в нем приняли участие участники совместного домовладения, обладающие более чем двумя третями голосов от общего количества голосов всех участников совместного домовладения.
Участник совместного домовладения может участвовать в общем собрании лично либо через своего представителя, действующего на основании доверенности, удостоверенной в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь либо председателем правления.
В случае отсутствия кворума инициатор общего собрания назначает новую дату, место и время проведения общего собрания участников совместного домовладения. Это собрание может быть созвано не позднее тридцати дней с даты несостоявшегося собрания.
5. Проведение письменного опроса осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений участников совместного домовладения по каждому вопросу, поставленному на голосование на общем собрании или включенному в опросный лист. В опросном листе должна быть указана доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество.
Опросные листы должны быть направлены участникам совместного домовладения или их представителям заказным письмом и содержать однозначную формулировку вопроса и предлагаемые варианты ответа. Участник совместного домовладения возвращает опросный лист с выбранным вариантом ответа и своей личной подписью до даты голосования, указанной в письменном уведомлении.
Голосование, проведенное путем письменного опроса, считается правомочным, если в нем приняли участие участники совместного домовладения, обладающие более чем двумя третями голосов от общего количества голосов всех участников совместного домовладения.
6. Решения общего собрания участников совместного домовладения, принятые в соответствии с настоящим Кодексом и иным законодательством, являются обязательными для всех участников этого совместного домовладения.

  • 18 Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
  • 19 Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
  • 20 Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
  • 21 Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
  • 22 Предоставление жилого помещения по договору социального найма.
  • 23 Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  • 24.Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  • 25. Требования, предъявляемые к предоставленному жилому помещению по договору социального найма.
  • 26.Норма площади жилья.
  • 27.Договор социального найма жилого помещения: понятие, предмет, стороны, форма, содержание договора.
  • 28. Права и обязанности наймодателя по договору социального найма жилого помещения
  • 29. Наниматель. Члены семьи нанимателя, граждане, постоянно с ним проживающие
  • 30. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма.
  • 31. Поднаём жилого помещения, предоставленного по договору социального найма жилого помещения.
  • 32.Временные жильцы.
  • 33.Прекращение договора социального найма.
  • 34.Расторжение договора социального найма. Последствия расторжения договора социального найма.
  • 35. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
  • 36. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма. Выселение граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений.
  • 39. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
  • 40. Предоставление специализированных жилых помещений и их использование.
  • 41. Договор найма специализированного жилого помещения: понятие, прекращение, последствия прекращения.
  • 42. Организация жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  • 43. Деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  • 44. Правовое положение членов жилищных кооперативов.
  • 45. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами. Кто должен будет получать лицензию на управление многоквартирным домом?
  • Кем и на какой срок будет выдаваться лицензия?
  • Необходимость получения квалификационного аттестата всем председателям (управляющим).
  • 46. Создание товарищества собственников жилья, членство в товариществе собственников жилья.
  • 48. Плата за жилое помещение.
  • 49. Плата за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
  • 51. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме.
  • 52. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
  • 53. Способы управления многоквартирными домами. Договор управления общим имуществом многоквартирных домов.
  • 55. Применение аналогии закона в Жилищном праве.
  • 59. Договор найма жилого помещения фонда социального использования (понятие, содержание, прекращение и расторжение договора).
  • 60. Наемные дома (виды, правовой режим).
  • Наемные дома социального типа
  • Наемный дом коммерческого типа
  • 53. Способы управления многоквартирными домами. Договор управления общим имуществом многоквартирных домов.

    Управление многоквартирным домом включает в себя следующие мероприятия:

    Обеспечение благоприятного и безопасного условия проживания граждан;

    Обеспечение надлежащего содержания общего имущества;

    Решение вопросов пользования общим имуществом;

    Предоставление коммунальных услуг.

    Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

    Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

    Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

    Управление управляющей организацией.

    Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

    Решение вопроса о выборе способа управления принимается простым большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, участвующих в данном общем собрании, при наличии кворума.

    Выбор способа управления многоквартирным домом – это не право собственников помещений в многоквартирном доме, а их обязанность.

    Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Управляющая организация может быть выбрана в качестве способа управления домом непосредственно самими собственниками помещений либо в ходе проведения открытого конкурса, объявленного органами местного самоуправления.

    В случае, если многоквартирный дом управляется жилищным кооперативом или товариществом собственников жилья, возможна смешанная форма управления, поскольку часть функций по содержанию и ремонту общего имущества вправе выполнять непосредственно сами кооперативы или товарищества собственников жилья, а часть вышеназванных функций – управляющая организация в соответствии с заключенными с данными жилищными кооперативами или товариществами договорами.

    Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, устанавливается соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

    54. Договор участия граждан в долевом строительстве жилья.

    55. Применение аналогии закона в Жилищном праве.

    Под аналогией закона понимается применение к жилищным отношениям закона, регулирующего сходные отношения в сфере жилищного законодательства.

    В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (п. 1 ст. 7 ЖК РФ).

    Аналогия права применяется, если нет возможности применить аналогию закона. Под ней понимается применение к жилищным правам и обязанностям участников жилищных отношений общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

    Общие начала и смысл жилищного законодательства определяются в ст. 1 и 4 ЖК РФ. Критерии добросовестности, гуманности, разумности и справедливости действий участников жилищных правоотношений должны определять характер их поведения при осуществлении жилищных прав и обязанностей. Они носят оценочный характер и позволяют принять объективное, правильное решение жилищного вопроса.

    Жилищные отношения очень тесно связаны с правоотношениями, возникающими в других сферах жизни общества и регулируемыми иными отраслями права. В ст. 8 ЖК РФ определены случаи применения к жилищным отношениям иного законодательства. Это отношения, возникающие в процессе ремонта, переустройства и перепланировки жилых помещений, при использовании инженерного оборудования, предоставлении коммунальных услуг, внесении платы за коммунальные услуги (ст. 8 ЖК РФ).

    Вместе с тем применение соответствующего законодательства к перечисленным жилищным правоотношениям возможно только с учетом требований ЖК РФ, закрепленных в ст. 29 ЖК РФ. Следовательно, для таких случаев установлен приоритет норм ЖК РФ.

    Вопросы соотнесения жилищного законодательства и норм международного права оговорены в ст. 9 ЖК РФ.

    Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем это предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

    ЖК РФ отражает основополагающий принцип международного публичного права (принцип добросовестного выполнения международных обязательств) и устанавливает соответствующий ему порядок применения норм международного права.

    56 особенности защиты вещных прав в жилищных отношениях

    57. Государственный жилищный надзор: система органов и их компетенция.

    Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством,законодательствомоб энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).

    3. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

    а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

    б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

    в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

    4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

    5. Порядок осуществления государственного жилищного надзора в том числе включает:

    а) наименование органа государственного жилищного надзора;

    б) структуру органа государственного жилищного надзора и порядок организации его деятельности;

    в) полномочия и функции органа государственного жилищного надзора;

    г) перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия;

    д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора;

    е) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1.1 статьи 165Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;

    ж) порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований;

    з) другие положения, предусмотренные настоящим Положением.

    58. Дачи и садовые дома как объекты жилищных прав.

    При управлении многоквартирным домом, субъектом управления являются собственники помещений в многоквартирном доме, или лица, привлеченные ими для управления домом. В некоторых случаях субъектом управления многоквартирным домом могут быть органы местного самоуправления (в случае, если собственники сами не выбирают способ управления домом, за них управляющую компанию выбирают органы местного самоуправления.

    Жилищный Кодекс налагает на собственников помещений обязанность выбрать способ управления домом в течение года до дня проведения конкурса по выбору управляющей организации органами местного самоуправления. Вероятно, что дата проведения таких конкурсов должна быть заранее известна, то есть как минимум не меньше чем за один год.

    Как уже отмечалось, Жилищный Кодекс предлагает три способа управления многоквартирным домом:

    1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

    2) управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

    3) управление управляющей организацией.

    Выбор способа управления зависит от того, сколько квартир в доме, насколько платежеспособны и дисциплинированы жители, какие управляющие организации есть на рынке жилищно-коммунальных услуг, какие отношения сложились с ресурсоснабжающими организациями, установлены ли обще домовые и поквартирные приборы учета и т.д.

    Собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно выбирают способ управления домом исходя из выбранных критериев в зависимости от конкретной ситуации.

    При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками, возможны следующие варианты отношений со сторонними организациями, предоставляющими жилищные и коммунальные услуги:

    1) Договоры на поставку коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) заключаются с каждым собственником помещения в доме от своего имени.

    2) Договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме заключаются со всеми или с большинством собственников помещений в доме. При этом все или большинство собственников выступают в качестве одной стороны в договоре.

    3) В интересах всех собственников по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников по доверенности от остальных собственников помещений в доме. Жилищное право Российской Федерации: учебник для ма- гистров / И.Л. Корнеева. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - С. 274.

    При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом, другими потребительскими кооперативами), указанные юридические лица вправе заключать в соответствии с законодательством РФ договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах собственников помещений в доме.

    Таким образом, существует две схемы договорных взаимоотношений между собственниками помещений в многоквартирном доме и организациями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг при способе управления домом посредством ТСЖ:

    1) Собственники помещений в многоквартирном доме делегируют право заключения договоров на поставку жилищно-коммунальных услуг товариществу собственников жилья. Делегирование функций на заключение договоров может быть закреплено в решении общего собрания собственников, в уставе ТСЖ в договоре управления.

    2) Собственники помещений в многоквартирном доме делегируют право заключения договоров на поставку жилищно-коммунальных услуг товариществу собственников жилья, а товарищество собственников жилья в свою очередь заключает договор управления с управляющей организацией, которая осуществляет поиск поставщиков услуг и заключает с ними договоры от имени товарищества собственников жилья.

    При управлении домом управляющей компанией обеспечивается профессиональное оказание жилищно-коммунальных услуг, грамотный расчет средств, необходимых на содержание и ремонт общего имущества, благоустройство и т.п. Управляющая организация заключает договоры со всеми ресурсоснабжающими организациями и обеспечивает оказание полного комплекса жилищно-коммунальных услуг. Данная форма широко применяется при управлении крупным многоквартирным домом из-за наличия большого числа участников. Кудина С.А. Осуществление правомочий собственника общего имущества в многоквартирном доме: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. - С. 11.

    При непосредственном управлении каждый собственник заключает от своего имени договоры ресурсообеспечения и самостоятельно решает все вопросы, относящиеся к пользованию коммунальными услугами и проживанию в этом доме. При этом собственник практически не зависит от того, насколько добросовестно оплачивают эти услуги его соседи, однако вопросы управления общедомовым имуществом на сегодня являются слабо проработанными. Такой способ управления оправдан в одноэтажных жилых домах с небольшим количеством квартир.

    При выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, собственники помещений в многоквартирном доме заключают с выбранной управляющей организацией договоры управления, в которых должно быть указано:

    1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;

    2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг; которые предоставляет управляющая организация;

    3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

    4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

    Договор управления, заключаемый с управляющей организацией по всем своим признакам, подпадает под признаки договора оказания возмездных услуг, предусмотренного гражданским законодательством РФ.

    В соответствии со ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель (Управляющая организация) обязан оказать услуги лично. То есть, управляющая организация либо сама оказывает часть жилищно-коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом, либо является посредником между собственниками помещений в доме и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации с постатейными материалами. Части первая - третья / под ред. Е.Л. Забарчука. - 5-е изд. перераб. и доп. - с. 635.

    Договоры с организациями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг заключаются управляющей организацией с поставщиками от имени собственников помещений в доме.

    1. Создание органами местного самоуправления условий для управления многоквартирными домами

    Управление домом посредством создания товарищества собственников жилья является коллективным управлением, при котором интересы жителей должно защищать специально создаваемое в соответствии с требованиями действующего законодательства юридическое лицо.

    Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ст.37 ЖК РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве собственности на общее имущество в таком доме (ст.39 ЖК РФ).

    Таким образом, каждый собственник помещения в многоквартирном доме имеет право и возможность участвовать в управлении своим многоквартирным домом. Поскольку собственность общая, то и решение о порядке ее использования, способе управления ею должно приниматься сообща. Савельев Д.Б. Проблемы правового регулирования управления кондоминиумом // Юрист. 2012. №3. - 113 с.

    Порядок создания, деятельности и ликвидации ТСЖ регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации. Создание ТСЖ несет в себе как положительные, так и отрицательные моменты. К минусам создания ТСЖ можно отнести более высокие эксплуатационные платежи, несовершенство законодательства и механизмов взаимодействия ТСЖ с городскими структурами, отсутствие инициативы, непонимание со стороны жильцов. К плюсам можно отнести:

    а) ТСЖ может выполнять работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома самостоятельно штатом собственных сотрудников, либо выбирать обслуживающую компанию. При этом в случае, если качество предоставляемых услуг обслуживающей организации не соответствует требованиям собственников, то ТСЖ вправе расторгнуть договор и заключить его с другой организацией или отдельными лицами.

    б) ТСЖ самостоятельно планирует ремонтные работы в многоквартирном доме, определяет их объемы и очерёдность. План таких работ и смета расходов на год утверждаются на общем собрании членов ТСЖ.

    в) ТСЖ самостоятельно заключает прямые договоры с ресурсоснабжающими предприятиями, а также договоры на выполнение отдельных видов работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, обустройству прилегающей территории и т.д.

    г) ТСЖ имеет возможность получения доходов от хозяйственной деятельности. Жилищный кодекс РФ не запрещает ТСЖ получать доходы, необходимые для достижения уставных целей. Например, общее имущество ТСЖ может быть использовано для получения доходов путем сдачи в аренду нежилых помещений или стен здания (под размещение рекламы либо технического оборудования).

    д) государством для собственников, которые выбрали способ управления в виде управляющей организации или ТСЖ, предоставляются на условиях софинансирования субсидии из бюджетов всех уровней в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // "Парламентская газета", №98, 02.08.2007.

    е) в ТСЖ создаются условия к экономному расходованию ресурсов за счет установки узлов учета и применения энергосберегающих технологий. В ТСЖ создаются условия для более бережного отношения к местам общего пользования, так как собственники знают, что в случае поломки общего имущества придется платить самим. После наведения порядка в многоквартирном доме самими жильцами, никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д. Как следствие, повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТСЖ, появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт дома, высвобождаются дополнительные средства для проведения ремонтных и профилактических работ, в перспективе могут быть снижены ежемесячные платежи за жилищные услуги. Управление многоквартирными домами - настоящее и будущее // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2013. - №11. - С. 101-102.

    Эффективная кампания по продвижению товариществ собственников жилья должна строиться исходя из особенностей отдельных групп граждан, которые считаются потенциальными участниками ТСЖ, и их мотивации. Она должна включать наиболее эффективные и экономически целесообразные каналы и способы распространения информации, доносить только нужную и интересную населению информацию, использовать все многообразие тактических приемов и методов. При этом отправной точкой должны служить качественные данные о населении, его потребностях и отношении к ТСЖ, собранные при опросах граждан и правильно проанализированные. И последнее: кампания по продвижению идеи ТСЖ должна осуществляться лицами, которые сами искренне верят в преимущества ТСЖ и готовы рассказать об этом всем.

    Необходимо выделить и другие пути повышения эффективности ТСЖ и пути выведения ТСЖ на новый качественный уровень.

    Необходимо, чтобы ТСЖ стали сильнее, перестали зависеть от субъективного фактора, от энтузиазма отдельных личностей, стали неотъемлемой частью системы общественных отношений, т.е. необходимо сделать органы ТСЖ системным явлением.

    В качестве первоочередного пути повышения эффективности деятельности ТСЖ необходимо проведение информационно-пропагандистская работа по продвижению ТСЖ. Она должна быть направлена на устранение описанных негативных установок, выстраивание с населением отношений партнерства и доверия, повышение компетентности и социальной значимости собственников жилья, широкое их информирование о механизмах и преимуществах товариществ. Савельев Д.Б. Проблемы правового регулирования управления кондоминиумом // Юрист. 2012. №3. - С. 59.

    Прежде всего, необходимо определить целевую аудиторию ее характеристики и основную мотивацию, которая может побудить к вступлению в ТСЖ и участию в его работе. Исходя из мотивов, необходимо выбрать информацию, которая была бы интересна и полезна целевой аудитории выбор каналов, позволяющих доносить эту информацию до потенциальных участников ТСЖ, а так же способ донесения этой информации.

    К сожалению, на сегодняшний момент законодательно не закреплены некоторые вопросы функционирования ТСЖ. В частности это вопросы: об осуществления накоплений на капитальный ремонт домов, о детальной регламентации процедур принятия решений коллегиальными органами управления ТСЖ, о возможности ТСЖ выбирать варианты снабжения дома коммунальными ресурсами, о процедуре предоставления собственнику помещения регламентов взаимодействия лиц, желающих создать в своем доме ТСЖ, с органами местного самоуправления, об обеспечения равенства ТСЖ и ЖСК в получении финансовой помощи из бюджетов.

    Так же для обеспечения эффективного функционирования ТСЖ, по мнению А.Б. Рыжова необходимы законодательные решения, касающиеся:

    Осуществления накоплений на капитальный ремонт многоквартирных домов, в том числе введение накопительного страхования. Необходимо вывести и накопления ТСЖ на капитальный ремонт из-под обложения НДС и налогом на прибыль, определить порядок расходования средств таких накоплений;

    Детальной регламентации процедур принятия решений коллегиальными органами управления ТСЖ, что снизит уровень конфликтности между членами ТСЖ;

    Возможности ТСЖ выбирать варианты снабжения дома коммунальными ресурсами, создавать элементы общего имущества дома в целях обеспечения возможности предоставления коммунальных услуг, получения при смене поставщика коммунальных ресурсов ранее выплаченных прежнему поставщику инвестиционных надбавок в составе тарифов на ресурсы;

    Дополнения компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме правом вводить обязательную для каждого собственника помещения в многоквартирном доме плату на осуществление инженерного надзора, проведение аудита, финансовых и технологических ревизий хозяйственной деятельности ТСЖ;

    Процедур предоставления собственнику помещения в многоквартирном доме информации о составе собственников помещений в многоквартирном доме, их долях участия в общем имуществе, о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, об уставе ТСЖ, принятых органами управления ТСЖ решениях, решениях общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

    Регламентов взаимодействия лиц, желающих создать в своем доме ТСЖ, с органами местного самоуправления как представителями муниципалитетов - крупнейших собственников помещений в многоквартирных домах и нередко собственником управляющих многоквартирными домами организаций;

    Обеспечения равенства ТСЖ и ЖСК в получении финансовой помощи из бюджетов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, с управляющими организациями. Возможно также внесение изменений в ст. 165 ЖК РФ, предусматривающих замену финансовой помощи на капитальный ремонт управляющим многоквартирными домами организациям и ТСЖ на единовременные адресные субсидии, перечисляемые гражданам. Рыжов А.Б. Правовые основы капитального ремонта многоквартирных домов // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера: в 2 ч. 2015. №4. Ч. I. С. 10-14.

    Итак, мы можем подвести итог по вышесказанному.

    Для эффективного функционирования ТСЖ требуется создания детальных норм права, регламентирующих деятельность ТСЖ и масштабной внешней инфраструктуры, необходима инфраструктура подготовки и переподготовки кадров ТСЖ, управленческому консалтингу в ТСЖ, проведению финансовых и технологических ревизий хозяйственной деятельности ТСЖ. Так же необходимо развивать нормативную базу, регулирующую проведение капитальных ремонтов, и повышать эффективность управления и содержания общего имущества многоквартирных домов, в том числе за счет ТСЖ.

    правовой управление жилищный многоквартирный