Курсовая работа виды и формы разделения труда. Общественное разделение труда. Формы разделения труда

На ранней ступени развития общества существовало естественное разделение труда — по полу и возрасту. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга. Это диктовалось очевидной целесообразностью, поскольку разделение труда вело к росту его производительности. В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т. п.». . Отсюда Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «…по самому существу своему, бесконечна - точно так же, как и развитие техники» .

Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности. «Очевидно само собой, — писал К. Маркс, — что эта необходимость распределения общественного труда в определённых пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определённой формой общественного производства, — измениться может лишь форма её проявления» . Формы распределения труда находят прямое выражение в разделении труда, которое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности. «Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда» .

Процесс распределения людей в производстве, связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно, либо принимает стихийный и антагонистический характер. В первобытных общинах этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли тогда раздробляться - низкая производительность труда людей исключала их выделение из общины.

Так как во всю предшествующую историю человечества процесс производства заключался в том, что люди между собой и предметом труда вклинивали орудие производства, сами становясь непосредственным компонентом производственного процесса, то начиная с первобытной общины индивидуализация орудий труда приводила к «прикреплению» людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое «прикрепление» носило естественный характер, считалось оправданным и разумным.

С развитием орудий производства возникли целесообразность и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные орудия давали возможность обособленного существования отдельных семей. Так происходило превращение непосредственно общественного труда, каким он был в первобытных общинах, в частный труд. Характеризуя сельскую общину как переходную форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения частной собственности. «Но самое существенное, — писал он, — это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» .

В докапиталистических формациях, — писал Энгельс, — «средства труда — земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты — были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление… Но потому-то они, как правило, и принадлежали самому производителю… Следовательно, право собственности на продукты покоилось на собственном труде» .

В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Эта главная особенность антагонистического разделения труда - не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а исторически преходящее явление.

Определяющим условием разделения труда является рост производительных сил общества. «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у неё разделение труда» . При этом определяющую роль в углублении разделения труда играют развитие и дифференциация орудий производства. В свою очередь, разделение труда способствует развитию производительных сил, росту производительности труда. Накопление у людей производственного опыта и навыков к труду находится в прямой зависимости от степени разделения труда, от специализации работников на определённых видах труда. Технический прогресс неразрывно связан с развитием общественного разделения труда.

Рост и углубление разделения труда влияют и на развитие производственных отношений . В рамках первобытнообщинного строя исторически возникло первое крупное общественное разделение труда (выделение пастушеских племён), что создало условия для регулярного обмена между племенами. «Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических условиях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» . При возникновении рабовладельческого строя на основе дальнейшего роста производительных сил развилось второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия, положившее начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними . Отделение ремесла от земледелия означало зарождение товарного производства (см. Товар). Дальнейшее развитие обмена повлекло за собой третье крупное общественное разделение труда — обособление торговли от производства и выделение купечества. В эпоху рабства появляется противоположность между умственным и физическим трудом. К глубокой древности относится возникновение также территориального и профессионального разделения труда.

Разделение труда при капитализме

Возникновение и развитие машинной индустрии сопровождалось значительным углублением общественного разделения труда, стихийным формированием новых отраслей производства.

Стихийное развитие разделения труда при капитализме обостряет антагонистическое противоречие между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения продукта, между производством и потреблением и др. Характеризуя антагонистическую основу развития разделения труда при капитализме, К. Маркс отмечал, что «разделение труда уже с самого начала заключает в себе разделение условий труда, орудий труда и материалов…, а тем самым и расщепление между капиталом и трудом… Чем больше развивается разделение труда и чем больше растёт накопление, тем сильнее развивается… это расщепление» .

Разделение труда при социализме

В социалистическом обществе уничтожается старое классовое разделение занятий. При социализме создается принципиально новая система разделения труда. Оно приобретает характер организованного сотрудничества и взаимопомощи людей, участвующих в общественном производстве. Стихийное разделение между капиталистическими предприятиями заменяется планомерным разделением труда между социалистическими предприятиями, основанным на едином плане. Хотя еще сохраняется различие между неквалифицированным и квалифицированным трудом и некоторая односторонность профессионального разделения труда, но происходит постепенное изживание отрицательных последствий старого разделения труда. Предпринимаются сознательные усилия для преодоления ещё существующего неравенства между крупными промышленными и культурными центрами и периферией, между городом и деревней, между различными социальными группами с тем, чтобы доступ к той или иной сфере деятельности определялся способностями и склонностями каждого человека.

По мере преодоления классовых различий в социалистическом обществе на первый план выдвигаются проблемы, связанные с тенденциями развития разделения труда и утверждением полной социальной однородности (характер и содержание труда различных профессиональных групп, процессы дифференциации и интеграции деятельности и др.), обеспечением всестороннего и свободного развития личности каждого, возможности смены форм жизнедеятельности (труд, общественная деятельность, искусство и т. д.), постепенным созданием условий, при которых «различие в деятельности, труде не влечёт за собой никакого неравенства, никакой привилегии в смысле владения и потребления» . К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 3, с. 66.


Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,- а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...» являлось целью труда ремесленника.
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация - объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы - цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии - с XI-XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).
Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества
Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф. Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121.). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366.). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства.
Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером.
В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер - член цеха - выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.
Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.
Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «...Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23.). Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.

  • Городское ремесло и его цеховая организация ремесло . Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе.


  • Городское ремесло и его цеховая организация . Производственную основу средневекового города составляло ремесло


  • Городское ремесло и его цеховая организация . Производственную основу средневекового города составляло ремесло . Для феодализма характерно мелкое п.


  • Все чаще и крестьяне покупали городские изделия, что при- водило к росту внутреннего спроса и предложения. Следует отметить, что в России в XVI-XVI! вв. почти не было цеховой организации ремесленного производства, подобно западноевропейской...


  • Городское ремесло и его цеховая организация . Производственную основу средневекового города составляло ремесло


  • Городское ремесло и его цеховая организация . Производственную основу средневекового города составляло ремесло . Для феодализма характерно мелкое п... подробнее ».


  • В Римской империи занятие ремеслом традиционно считалось уделом люден невежественных, а всякий оплачиваемый труд по найму или на заказ относился к ремесленной деятельности. Городские ремесленники , в свою очередь, свысока относились к сельским жителям...


  • Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов, которые превращаются в центры отдельных территорий.
    В них сосредоточивалась и местная княжеская администрация. Городское население начинало тяготиться необходимостью выплаты дани и...


  • Ремесленник самостоят. вёл своё хоз-во и не так сильно нуждается в земле как в средствах пр-ва (гор. ремесло развив-сь быстрее с/х).
    Цеховому ремесленнику помогали 1-2 подмастерья (ученики).


  • Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах-погостах, которые из военных укреплений постепенно превра- щались в центры ремесла и торговли - города.

Найдено похожих страниц:10


Материальной основой возникновения западноевропейских феодальных городов явился объективный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. В период раннего средневековья вся хозяйственная жизнь была сосредоточена в деревне, ремесленный труд еще не отделился от сельскохозяйственного. Правда, крупные населенные пункты, укрепленные стенами, уже существовали, но они в экономическом отношении не отличались от деревень (жители их, как и крестьяне, занимались главным образом сельским хозяйством) и выполняли функции административных и религиозных центров. Но в XI в. в связи с общим экономическим объемом появляются города как центры ремесленной и торговой деятельности. С развитием общественного разделения труда оживают старые города, сохранившиеся еще со времен Рима, и возникают новые (на перекрестках дорог и рек, у стен монастырей и замков). Именно в городе стала сосредотачиваться экономическая и политическая жизнь централизованных государств. Город становится носителем экономического и культурного прогресса.

В XI - XIII вв. западноевропейскими феодалами был организован ряд крестовых походов на Восток. Крестовые походы, вовлекшие в свою орбиту огромное количество рыцарей, крестьян, горожан, не прошли бесследно для Европы, хотя они в целом и кончились для европейцев неудачно («гроб господен» так и остался в руках неверных - мусульман). Они содействовали развитию товарно-денежных отношений между восточными странами и Западной Европой, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему росту европейских городов. Города еще более окрепли и стали расти, как грибы после дождя. Только в одной Германии в XIII - XIV вв. возникло около 700 новых городов. Из отдельных западноевропейских городов следует выделить такие крупные торгово-промышленные центры как Венеция, Генуя и Флоренция - в Италии; Кельн, Гамбург, Любек. Аугсбург, Регенсбург - в Германии; Париж, Ипр - во Франции; Лондон, Йорк - в Англии.

Что представляли собой феодальные города? Население их, как правило, не было многочисленным. Например, в Германии средним городом считался такой, в котором было от 10 до 15 тыс. жителей, крупным - от 25 до 35 тыс.. мелким - от 1 до 5 тыс. Средневековый город не знал благоустройства. Улицы были узкие, кривые, немощеные и не освещались. Здания строились деревянные и подвергались частым пожарам.

Средневековые города основывались обычно на территориях, принадлежавших феодалам, и поэтому находились в зависимости от них. А в самих городах первоначально, наряду со свободными ремесленниками, жили также крепостные крестьяне. Но постепенно города развертывают борьбу за свою свободу и независимость. Власть в феодальных городах оказывалась в руках богатой верхушки - купцов, ростовщиков, домовладельцев.

Главными занятиями городского населения становятся ремесло и торговля. Наиболее распространенные отрасли городского ремесла - текстильное производство (выработка шерстяных, льняных и шелковых тканей), плавка и обработка металлов.

Среди отраслей текстильного производства доминирующее значение имела выработка сукон и грубых шерстяных тканей. Основными центрами шерстяного производства в феодальной Западной Европе были район Фландрии и Флоренция. Шелковое производство, заимствованное из стран Востока, развивалось в северо-итальянских городах и в некоторых городах Франции (Лион).

Большого развития достигло производство оружия. Непрерывные войны требовали крупных партий оружия и металлических доспехов (кольчуги, панцири, щиты, шлемы). Спрос на металл обусловил быстрое развитие металлургии. От открытых горнов стали переходить к закрытым печам, которые имели более высокий температурный режим, давший возможность получать железо из тугоплавких железных руд. В XV в. доменные печи имелись почти во всех западноевропейских странах. В обработке металла важное значение получило литейное дело.

Характерной чертой средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация, являвшаяся порождением феодального строя. Каждый цех того или иного города объединял ремесленников одной профессии или специальности, имел свой устав, свою выборную администрацию - старшин. Полноправными членами средневековых цехов были только мастера. Наряду с ними в ремесленных мастерских работали подмастерья и ученики. В цеховом ремесле еще не существовало разделения труда внутри отдельных мастерских: каждый ремесленник производил обычно изделие полностью от начала до конца. В целях борьбы с конкуренцией, а также для поддержания экономического равенства между работниками ремесленных мастерских в средневековом цеховом ремесле осуществлялся принцип суровой, жесткой регламентации. Регламентировалось все: объем, качество выпускаемой продукции, цена товаров, число подмастерьев и учеников, количество оборудования, сырья, длительность рабочего дня. Никто в городе не имел права заниматься тем или иным ремеслом, если он не являлся членом соответствующего цеха.

Все эти мероприятия, равно как и сама цеховая организация в целом, в начале своего существования имели прогрессивное значение, так как они защищали ремесленников. Но постепенно цехи превращаются в тормоз развития общественного производства, так как цеховая регламентация задерживала технический прогресс, сковывала конкуренцию, инициативу ремесленников, искусственно сдерживала рост производительных сил.