Штативы как выбрать для камеры. Как выбрать штатив: полное руководство. За покупкой: составляем лист желаний

01.07.2019 Виды

В магазинах продается большое количество приспособлений, которые могут пригодиться при съемке. Они позволяют облегчить процесс создания видеоматериалов. Штатив для видеокамеры является удобным устройством, удерживающим технику. Приспособление позволит выполнять снимки при сложном освещении. Подробности о нем представлены в статье.

Назначение

Зачем нужен штатив для видеокамеры? Его назначение заключается в следующем:

  1. Сохраняется неподвижность камеры, что увеличивает резкость и четкость изображений при сложном освещении.
  2. Камера разгружается, если применяются тяжелые объективы.
  3. Повышается качество изображения.
  4. Появляется максимально точная компоновка кадра.
  5. Может выполняться съемка HDR и панорамные снимки, которым нужно точное кадрирование.
  6. Применяется для астрофотографии: съемки звезд, луны. Также приспособление нужно для создания ландшафтной, архитектурной фотографии.
  7. Выполняются автопортреты с использованием таймера автоспуска затвора.
  8. Может выполняться макросъемка.
  9. Устанавливается фотооборудование: вспышки, отражатели.
  10. Снимаются сложные и недоступные для съемки ракурсы.
  11. Создается видео.

Учитывая эти функции, штатив для видеокамеры будет удобным приспособлением. С ним получаются качественные видео и снимки.

Устройство

Как устроен штатив для фото- и видеокамеры? В нем есть следующие части:

  1. Ноги. Обычно их создают из алюминия, базальта, стали, углеродного волокна.
  2. Головка - элемент предназначен для крепления камеры или объективов. Есть различные типы головок, но самыми востребованными являются шаровые и панорамные.
  3. Центральная колонна - является отдельной стойкой, которая проходит через центр. Она измеряет высоту приспособления.
  4. Подошва ног. У качественных приспособлений в комплекте есть сменные подошвы для применения внутри и вне помещений.

У экономных моделей могут быть ноги со съемными подошвами, несъемной головкой, а в редких случаях с центральной колонной. Профессиональный штатив для видеокамеры обычно оснащен модульной системой и сменными подошвами ног. Последние изделия обычно более дорогие.

Недостатки приспособления

Штативы для видеокамеры позволяют получать качественные результаты работы. Но у них есть и минусы:

  1. Большой вес. Хотя продаются приспособления из углеродного волокна, но после установки головки система становится тяжелой.
  2. Неудобство. Каким бы приспособление ни было компактным, все равно оно занимает много места, поэтому брать с собой его неудобно.
  3. Трудность применения в местах скопления большого количества людей.
  4. Высокая цена. Качественные штативы стоят от 1000 долларов.
  5. Установка, настройка занимают время.
  6. Есть риск повреждения камеры и объектива, если нет навыков работы.

Что следует учитывать при выборе?

Многие фотографы предпочитают штатив для видеокамеры Sony. При этом не все имеют представление, как правильно выбрать устройство. Следует учитывать такие нюансы:

  1. Максимальная нагрузка. Многие выбирают показатель в пару килограмм, но такое приспособление не используется для тяжелых DSLR-камер. С таким устройством можно повредить камеру. Следует выбирать такое, что выдерживает в 1,5 раза больше, чем вес камеры и самого тяжелого объектива. Нагрузку увеличивает использование вспышки или батарейной ручки.
  2. Высота. Необходимо выбирать приспособление по своему росту, чтобы было удобно снимать. После установки видоискатель должен быть у глаз.
  3. Вес и конструкция. Самыми легкими считаются карбоновые - это прочный материал, который не портится от коррозии. Но у него есть и минус - высокая стоимость. Другим востребованными материалом считается алюминий. Может использоваться и нержавеющая сталь, но она предназначена для видеотехники и очень тяжела для применения вне студии.
  4. Ноги бывают трубчатыми и нетрубчатыми.
  5. Подошва. У современных моделей могут быть подошвы ног для разных случаев - их накручивают на нижнюю часть. Эти детали бывают резиновыми или пластиковыми - для помещений, с шипами из металла - для применения вне помещений.
  6. Центральная колонна. В некоторых устройствах есть этот элемент, с которым можно увеличивать или уменьшать высоту штатива.
  7. Штативная головка. Эта деталь требуется для качественной фиксации и плавного движения камеры. У штативов модульной системы нет головок, поэтому их надо купить отдельно.
  8. Быстросъемная площадка. У каждой современной DSLR-камеры есть резьба внизу корпуса, которая нужна для крепления камеры.
  9. Устойчивость. Массивность не является признаком устойчивости. От этого параметра зависит надежность установки камеры.

Какой штатив приобрести?

Востребован штатив для Только при знании критериев выбора получится приобрести качественное приспособление. Какое устройство лучше выбрать? Сначала нужно рассмотреть дешевые варианты. Такие приспособления подойдут для установки первой зеркалки. Их стоимость будет около 75-150 долларов, что действительно соответствует товару начального уровня.

Со временем можно приобрести большой и тяжелый объектив, а это увеличивает нагрузку на штатив. В этом случае потребуется прочное и устойчивое приспособление. Лучшим выбором будет устройство с шаровой головкой по цене 300-500 долларов.

Если же хочется сразу приобрести качественное изделие, то лучше выбирать из профессиональных моделей. Они качественные, надежные, к тому же прослужат намного дольше, хотя за это и придется переплатить.

Вывод

Таким образом, покупка штатива является ответственным делом, если приходится часто использовать видеокамеру. Нужно внимательно отнестись к этому вопросу, и тогда в дальнейшем не придется снова приобретать надежное приспособление.

На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.

Итак, основная и изначальная функция штатива - улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.

Вторая функция - удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.

Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы - штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.

Штативы-треноги

Выбирая штатив , в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:

    Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:



Конечно, карманные и настольные штативы - весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать. Перечислим их:

Тип головы и назначение штатива

Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:


Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.

Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.

Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.


Некоторые штативы не имеют сменной площадки - это неудобно, и является бюджетным решением.


Сами площадки могут:


Конструкция штатива

Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.

  1. Количество секций. Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива.
  2. Способ фиксации секций. Основные варианты здесь - защелка и поворотная муфта. Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.


  3. Возможность поворота ног в обратную сторону. Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.

  4. Наличие дополнительных распорок. Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видеоштативах, увеличивая жесткость конструкции.

  5. Возможность переворота, наклона центральной штанги. Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.

  6. Наличие укороченной центральной колонны. Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.

  7. Крюк на центральной колонне. Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.

  8. Шипы на концах ножек. Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях. Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.

Материалы штатива

Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.

Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона. Основные преимущества карбона - меньший вес и большая жесткость, чем у металла. Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.


Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.

Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:

  1. Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив. Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия.
  2. Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям. Это то, зачем, собственно, покупается штатив. В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.

Размеры штатива

Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.

Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:


Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:

Моноподы

Моноподы , несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.


Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.

Моноподы для видеосъемки

Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:

  1. Видеоголова, аналогичная тем, что используется на штативах.
  2. Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.


Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки. А движение камеры - это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.

Выводы

Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.

А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.

На создание этого руководства Гэвин Хардкасл, фотограф из Канады, решился после одного печального случая. Он уже садился на короткий рейс из Бангкока в Камбоджу и стюардесса подавала ему полотенце, когда вспомнил про трипод. Штатив, отличный карбоновый штатив с шаровой головкой, остался в камере хранения аэропорта, куда положено складывать вещи перед прохождением таможенного контроля. Полночи фотограф провёл в Бангкоке в поисках своего отеля, и вот результат. Ожидая посадки на рейс, он забыл о ценнейшей части оборудования. Гэвин понял, что никогда больше увидит свой любимый трипод.

Поэтому в Камбодже автору пришлось искать себе новый. Конечно, страна развивается, но Сием Рип остаётся чёрной дырой, если речь идёт о выборе штатива. Всё, что удалось найти, - пластиковый трипод для видеокамер с длинной ручкой, которая норовит ткнуться в глаз во время съёмки.

Gavin Hardcastle/digital-photography-school.com

Следующие четыре дня Гэвин провёл, пытаясь справиться со своим гневом. Казалось, что прошлое вернулось, и теперь он вынужден работать со своим первым триподом, купленным без опоры на опыт. Приобретённый штатив требовал в пять раз больше времени для настройки, чем потерянный. И если бы не влияние спокойного авторикши, фотограф не выдержал бы, сломал пластиковый штатив об колено и бросил под колёса автобуса.

Неудивительно, что начинающие фотографы не любят использовать трипод для съёмок.

Хороший трипод полностью меняет дело

Если, покупая трипод, вы погонитесь за дешевизной, то с вами обязательно случатся две вещи:

  1. Вы так долго провозитесь с настройкой позиции камеры, что к моменту, когда будете готовы сделать снимок, потеряете интерес к жизни.
  2. Вы поймёте, что те 45 долларов, которые вы потратили на покупку, можно было вложить в приобретение нормального трипода, который всё равно теперь придётся покупать.

Естественно, что новичкам трудно выложить $400 за штатив, но у мастеров сердце кровью обливается, когда они видят, как начинающие фотографы мучаются, настраивая свои триподы. Стоит такому «чайнику» поработать с нормальным штативом, как он видит луч света в тёмном царстве. И приходит к выводу, что дешёвый трипод - это наполнитель для свалки.

Вы можете считать, что раз используете штатив для удержания камеры, то у вас полно времени, чтобы найти фокус для кадра. Иногда это так, иногда нет. Декорации меняются быстро, особенно если вы снимаете . Погодные условия и представители фауны не станут ждать, пока вы отрегулируете штатив.

На что обратить внимание при покупке трипода и аксессуаров к нему?

Как быстро раскладываются ноги штатива

Я терпеть не могу резьбовые фиксаторы ног штатива, которые нужно ослаблять и закручивать. Предпочитаю замки-защёлки, которые быстро открываются и позволяют быстро изменить длину ног трипода. Закрепление телескопической конструкции в развёрнутом виде производится одним движением большого пальца. Так что если у вашего трипода четыре секции ног с резьбовыми фиксаторами, то вы будете устанавливать штатив для снимка, когда я уже перейду на другое место съёмки.


digital-photography-school.com

Как быстро регулируется шаровая головка

Как только трипод установлен и закреплён, самое время выбрать позицию для камеры. Я предпочитаю те, в которых для блокировки камеры используется один винт. Это означает, что, повернув рычаг два раза, я могу закрепить камеру в нужной позиции.


flickr.com

Также важно купить головку, которая позволит быстро переключиться со съёмки пейзажа на портретную съёмку. Многие дешёвые модели головок снабжены ручками-зажимами, которые нужно ослабить, чтобы повернуть камеру, а затем снова закрепить. Ужасное ощущение, когда ты провозился с камерой, пытаясь найти нужное положение, а твой фиксатор меняет позицию камеры от лёгкого движения ветерка.

Простое крепление аппарата на штативе

До белого каления в дешёвых триподах меня доводит штативная площадка, с помощью которой камера крепится на головке.

Крепление камеры к штативу должно быть простым и быстрым. Когда будете покупать трипод, попросите консультанта в магазине продемонстрировать процесс установки камеры и попробуйте сделать это самостоятельно несколько раз, пока не будете уверены, что эта модель вам подходит.

Насколько тяжёлым может быть трипод

Это только личный выбор, который зависит от ваших потребностей и способностей к переносу тяжестей. Всегда приходится искать компромисс между портативностью и стабильностью. Тяжёлые штативы будут смеяться в лицо ветру, в то время как суперлёгкие триподы из углеродного волокна дадут ощутимую вибрацию. Но вы можете повесить сумку с камнями на крюк для груза, чтобы увеличить устойчивость.

Насколько большим должен быть трипод

Тут снова всё зависит от ваших планов. Наученный горьким опытом потери в аэропорту, я предпочитаю покупать штатив, который можно сложить в сумку для камеры. Конечно, не всем подходит, но если вы не собираетесь снимать в экстремальных погодных условиях, не гонитесь за размерами и массивностью, то…


flickr.com

Сколько стоит потратить на штатив

Важно решить, на что вы готовы. Если вы, как и я, не слишком бережно обращаетесь со штативом, не выкладывайте в магазине всё, что можете себе позволить. Я издеваюсь над триподом съёмками в океанах, реках, пустынях и горах. Если повезёт (и я не забуду его в камере хранения), то штатив продержится у меня года два. Нет смысла платить огромные деньги, если я могу купить приемлемый трипод с хорошей шаровой головкой в пределах 400 долларов.

Нужно ли покупать уровень

Это необязательное условие, но хорошо бы иметь по уровню на самом триподе и на головке. Если у вас камера с цифровым уровнем, то пузырьковый уровень на штативе нужен будет редко. Но если у вас всё оборудование без уровней, купите один и установите в разъём вспышки.

А зачем вообще нужен трипод?

Хотите делать снимки с большой глубиной и максимально возможным качеством изображения, привыкайте к мысли, что трипод станет частью вашей анатомии. Для снимков с долгой выдержкой штатив обязателен. Но если вы снимаете свадьбы, события, портреты, то трипод может мешать передвижению.

Каким брендам отдавать предпочтение?

Не могу советовать какого-то определённого производителя, но постарайтесь попробовать максимально возможное количество штативов и головок от разных брендов. Чтение обзоров помогает сделать выбор, но чтобы найти идеальную комбинацию из штатива и головки, нужно подержать их в руках. Ищите в специализированных магазинах фототоваров, где есть большой выбор любительских и профессиональных штативов.

В защиту дешёвых штативов

Чтобы быть честным по отношению к тому штативу за 45 долларов, который я купил в Камбодже, следует сказать, что своих денег он стоил. Он не сломался, был лёгким. И сделан был для съёмки видео, а не для статичной работы.


flickr.com

Он теперь хранится в моей студии для демонстрации различий между триподами за 45 долларов и за 400.

А какие функции штатива важны для вас? Делитесь рекомендациями и опытом с нашими читателями.

«Надя, ноги шире… раздвинь их до конца!» (О ногах штатива. Быль.).

Основная функция штатива: держать неподвижно камеру продолжительное время. Это позволяет делать резкие фотографии при длительной выдержке, вызванной недостаточной освещенностью. Начинающие фотографы иногда испытывают затруднение при покупке этого аксессуара, поэтому я расскажу свои принципы выбора штатива для фотоаппарата. Покупать первый штатив через интернет, без похода в магазин – играть в рулетку. Можно сделать исключение для известных, проверенных и надежных производителей, таких как Manfrotto или Gitzo. Но и тут, надо понимать, что может та или иная модель. Далее я буду приводить примеры для штативов Manfrotto, как наиболее популярных среди фотографов.

Какая у вас фотокамера?

Если вы снимаете компактной фотокамерой («мыльница»), то штатив может быть самый простой, а значит легкий и не дорогой, в общем – почти любой (не забывая о его высоте). Мыльницы не имеют механического затвора, а значит и вибраций. Поэтому вам подойдут даже миниатюрные модели Manfrotto - Digi. Но если у вас зеркальная фотокамера...

Нагрузка на штатив

Штатив для зеркальных фотокамер должен быть мощным настолько, чтобы суметь погасить вибрации затвора и зеркала фотоаппарата. А это, увеличивает его вес и стоимость. Manfrotto указывает, какой вес способен держать тот или иной штатив. Например 055 серия рассчитан на вес камеры и объектива в 7-8 кг., 190 серия может нести на себе 5 кг., а 290 - 4-5 кг. Зеркальные фотокамеры с небольшим объективом весят менее 2 кг., поэтому штатив любой серии мог бы подойти. Однако, мы должны помнить, чем прочней, тяжелей трипод, тем меньше вероятность появления «шевеленки». Взвесив за и против, я, в свое время, выбрал Manfrotto 190 (собственный вес 1,6 кг.), как компромисс между весом и жесткостью. Manfrotto 055 (вес 2,3 кг.), конечно, устойчивей, но его вес и габариты пугали меня. К тому же он не влезает в мой фоторюкзак, который имеет специальный карман для трипода.

Легкий штатив требуется альпинистам, в долгих пеших походах и хрупким девушкам. В любой серии больших триподов вы найдете «карбоновые» модели (Carbon Fibre). Этот материал позволяет сделать штатив легче на 500-700 граммов, что может быть существенно для некоторых фотографов. Естественно, карбоновые модели самые дорогие.

Высота штатива

Сложная ситуация у пейзажистов. Обычная для них высота камеры – рост человека. Чтобы поднять фотокамеру на такую высоту требуется или длинные ноги штатива (значит и габариты), или большее число секций, из которых состоит нога. Последнее неудобно, ибо чтобы поднять трипод на максимальную высоту надо вместо 9 (при трех секция) сделать 12 (при четырех) открытий-закрытий замков. Я рекомендую быстрые рычажные замки секций (последний на фотографии). Цанговые или завинчивающиеся замки неудобны и медлительны в работе.

Предположим, что трипод пейзажиста должен обеспечить высоту фотокамеры 170 см. С учетом того что штативная головка приподнимет камеру еще сантиметров на пять, будем считать что нам надо найти модель высотой 165 см. У Manfrotto 290 серии это единственная модель - 294, но и она нам не подойдет, так как желаемая высота получается лишь при максимальном выдвижении центральной штанги. А это есть зло.

Центральная штанга – самое слабое место в части гашения вибраций. При ее максимальном поднятии мой 190 штатив не может погасить вибрации затвора даже при предварительном поднятии зеркала (фотокамера Canon 5DII). Однако, ситуация нормализуется, если центральная штанга выдвинута до средины своей высоты. Поэтому пейзажисту я бы рекомендовал Manfrotto 055 серии (высота при половине выдвинутой центральной штанге около 160 см.) или тяжелые четырехсекционные 057 (высота 190 см.). Если вы посчитаете что эти штативы слишком громоздкие, или дорогие, то обратите внимание на 055 и 190 серии (135 см), но учтите, что часто высота точки съемки будет ниже, чем вам хотелось бы.

Низкий штатив требуется любителям эффектных нижних ракурсов и при макросъемке на природе, когда камеру приходится опускать до уровня земли. Большая часть моделей Manfrotto имеет возможность так широко раздвинуть ноги штатива, что он практически ложится на землю, имея высоту (без штативной головки) всего 6-8 см. Но, сама центральная штанга не позволит вам опустить камеру до этого уровня, если только вы не выкопаете под нее яму в земле. А если асфальт? Эту проблему можно решить тремя путями.

1/ переворачивать центральную штангу, таким образом камера оказывается между ног штатива, и может опускаться до уровня земли (фото 1). Это неудобно, так как все органы управления и меню оказываются вниз головой. Я могу рекомендовать этот способ если низкая точка съемки используется вами чрезвычайно редко.

2/ купить специальный «настольный» штатив (фото 2). Легкий, компактный, но, увы, не рассчитанный на большие нагрузки (максимальный вес 2 кг.). Для легких фотокамер – прекрасное решение. Кстати, такой штативчик полезно всегда иметь с собой: его можно поставить на стол или прислонить к стене на любой высоте.

3/ приобрести «большой» штатив, у которого центральная штанга может фиксироваться в горизонтальном положении (фото 3). К сожалению, это универсальное решение увеличит вес и стоимость трипода. Данная технология Manfrotto называется «Q90°».

Монопод

Монопод используется при съемках, требующих от фотографа подвижности и мобильности. Как правило, это репортаж. В виду своей компактности и легкости, некоторые фотографы носят с собой монопод «на всякий случай». А еще его используют как палку для ходьбы:)

Как выбрать штатив в магазине

Если вы хотите купить штатив непосредственно в магазине, то рекомендую провести три простых теста перед покупкой. Попросите те модели, которые подходят вам по цене и высоте. Выдвиньте все ножки тестируемых штативов (не поднимая центральную штангу), обхватите верхнюю часть трипода рукой и попробуйте делать скручивающее движение в горизонтальной плоскости. Наиболее прочные экземпляры будут лучше сопротивляться движению руки. Затем поднимите до конца центральную штангу и попробуйте ее покачать. Лучшая модель будет иметь меньшую амплитуду раскачивания. Последний тест на прочность фиксаторов ножек: поставьте штатив поочередно на каждую его ножку и надавите на нее с усилием, примерно, 2-3 килограмма. Если замок работает надежно, то ножки не должны складываться.

Продолжение о выборе штативной головки следует.

Прежде чем купить штатив для фотоаппарата, сначала нужно сделать осмысленный выбор, что уже само по себе может оказаться задачей более сложной, чем кажется на первый взгляд. А всё потому, что перед выбором вам придётся изучить такие аспекты как материал, из которого он изготовлен, типы крепления, штативные головки, соотношение цены и качества и прочее.

Поскольку у меня, в этом плане, уже сформировался многолетний опыт, я и пишу данное руководство. Хочу вам помочь не потонуть в потоке информации и познакомить с возможными вариантами. Надеюсь, данная информация станет для вас отправной точкой в выборе собственного штатива.

Плюсы и минусы использования штатива

Прежде чем принять решение купить штатив для фотоаппарата, полезно проанализировать плюсы и минусы этого приобретения, чтобы покупка не превратилась в ненужный хлам. Поскольку в первую очередь всегда интересует то, как штатив помогает в работе фотографа, я начну с плюсов.

Штатив - это точка опоры

Работа со штативом позволяет освободить руки и закрепить фотоаппарат. Великолепно подходит при работе с тяжелым оборудованием. Если вы снимаете натюрморт, то это идеальная конструкция, потому что у вас зафиксирована камера и вы можете спокойно изменять положение объектов. Штатив становится надёжным ассистентом фотографа, который, ко всему прочему, не просит зарплату.

  • Штатив позволяет делать съемку на длинных выдержках и с низким уровнем ISO. Штатив - это верный друг для походов на природу, особенно если вам нравятся восходы и закаты, макрофотография или любая ситуация, которая требует съемки на закрытых диафрагмах, с малым уровнем шума и на длинных выдержках.
  • Штатив позволяет делать фотографии без спешки и компоновать кадр более вдумчиво. Это достоинство похоже на недостаток, но с годами я понял, что работая со штативом, увеличиваю время между решением сделать фотографию и нажатием на спусковую кнопку. Надо нивелировать горизонт, высоту, угол фотосъемки. Это занимает определенное время, когда фотоаппарат стоит на штативе. Не стоит лениться делать это.
  • Штатив идеален для использования автоспуска при съемке групп и автопортретов, а так же для таймлапс (или покадровой съёмки).
  • Штатив позволяет снимать без вибрации как видео, так и фото, используя телеобъективы на длинных фокусных расстояниях.

Теперь, время поговорить о минусах и их можно выразить в двух словах: вес и размер. Добавим к этому дополнительное фотооборудование в сумку, что причиняет много хлопот когда мы путешествуем. Взять хотя бы прохождение контроля безопасности в аэропортах.

Если мы много ходим со штативом, то вес является главным недостатком. Размер, как недостаток, вступает в силу, когда мы передвигаемся в ограниченном пространстве. Таким образом, штатив может превратиться в настоящую головную боль. Поэтому мы должны очень четко видеть преимущества его использования и не падать духом во время первых выходов, думая, что зря его купили.

Варианты выбора штативов

Посмотрим, какие у нас есть варианты выбора штатива и его конфигурации: какую выбрать штативную головку, центральную штангу, ножки и упоры на концах ножек.

Штативная головка

Это самая важная часть, так как должна удерживать и закреплять фотоаппарат даже когда камера располагается под прямым углом. Существуют штативные головки шаровые, трехосные (3D), двуосные (2D) и джойстик. Я попробовал все и остановился на шаровой головке, так как она дает максимальную точность фиксирования фотоаппарата без необходимости прилагать чрезмерное усилие к механизму фиксации, а так же у них нет люфта, когда камера уже закреплена, как у некоторых 3D и 2D.

В момент выбора штативной головки надо обращать внимание, какой максимальный вес она выдерживает. Он должен быть в два раза больше, чем вес вашего фотоаппарата и самого тяжелого объектива. Почему в два раза? Чтобы головка не была чрезмерна загружена, а так же чтобы предусмотреть использование в будущем еще более тяжелых объективов и тушки.

Крепление фотоаппарата на штативную головку

Так же важный момент - крепление фотоаппарата на штативную головку. Хорошие штативы имеют площадку для крепления фотокамеры из двух частей. Одна все время находится на головке, а другая - съемная и привинчивается к фотоаппарату. Камера с прикрепленной площадкой легко и очень быстро ставится на штатив и снимается с него.

Можно найти площадки для крепления фотоаппарата типа «скрепка», которые устанавливаются и снимаются с площадки при помощи рычажка. Они часто бывают неудобными, и система получается громоздкой. Крепление типа «арка» (или быстрое «Quick-release») как бы скользит по рельсу. Они, как правило, менее заметные и удобные, что позволяет носить их всегда зафиксированными на камере.

Особенно хочу остановиться на штативных головках типа джойстик. Они привлекают своей скоростью, о чем нас в первую очередь информируют в магазинах. Я пользовался такой головкой, но наши отношения не были долгими, так как джойстик не подходит для тяжелого фотооборудования. Хотя должен сказать, что он очень удобен для съемки портретов со штатива, так как позволяет держать модель постоянно в кадре.

Центральная штанга

Мы можем в некоторых моделях штативов выбирать использовать или нет центральную штангу, так как она является съемной. В других моделях производитель не дает нам такой возможности выбора. Для того, чтобы понять, хорошо или плохо иметь центральную штангу, рассмотрим все за и против.

Главный минус при подъеме центральной штанги в том, что теряем стабильность. Возрастает риск, что фото выйдет смазанным даже при использовании штатива. Центральная штанга так же мешает установить штатив прямо на землю, хотя в некоторых случаях ее можно повернуть или изменить расположение центральной штанги на горизонтальное. Но, как правило, это неудобно, а так же понижает устойчивость конструкции.

Выгода центральной штанги в том, что можно снимать с более высокого положения, невзирая на некоторую нестабильность. Когда я работаю в студии, мне кажется удобным опустить или поднять фотоаппарат на пару сантиметров без необходимости менять расположение ножек штатива.

Ножки штатива

Когда я решил для себя вопрос с головкой штатива, тема выбора ножек мучила меня ещё долгое время. Можно найти легкие углепластиковые, идеальные для съемки на природе или для тех, кто путешествует. Есть алюминиевые и железные, довольно тяжелые. Еще существуют пластиковые, которые, как правило, крепятся к центральной штанге.

На ножках можем сэкономить конечный вес штатива, поэтому углепластиковые - лучший выбор, тем более, сейчас, когда китайские производители предлагают штативы такого типа по приемлемым ценам.

Но самое важное - это диаметр ножек, чем он больше, тем устойчивее и надежнее штатив.

Фиксаторы на ножках штатива

Фиксаторы на ножках штатива - еще один момент, который надо хорошо продумать. Есть два вида: эксцентрический зажим и муфтовое соединение. На протяжении многих лет у меня был штатив с зажимами, и я думал, что лучше иметь муфтовое соединение. Наконец настал момент, когда у меня появился такой штатив. После одного года его использования для съемок на природе, думаю, что я немного выгадал. Взять хотя бы тот факт, что часто не знаешь, открыта или закрыта муфта, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Количество секций и высота штатива

Очень высокие штативы до 2 метров - очень неудобны, так как у них слишком много секций и соединений, а так же нужна лестница, чтобы посмотреть в фотоаппарат. Чтобы посчитать высоту всей конструкции, надо сложить высоту ножек, плюс высоту штативной головки, плюс высоту камеры.

Если приходится выбирать между ножками одинаковой высоты, но с разным количеством секций, то лучше всегда выбирать, где меньше сочленений. Так же надо помнить, что открывать штатив нужно с верхних секций.

Упоры на концах ножек

Обычно мы не обращаем на них внимания, но они играют важную роль. Существуют два типа: обрезиненные и с шипом, которые используются для работы вне студии, где важно, чтобы ножки не скользили. Но так же изготавливают смешанный тип, где есть одновременно и резина, и шип.

За покупкой: составляем лист желаний

Если вы собираетесь купить свой первый фотоштатив, то должны иметь в виду несколько моментов, чтобы не потратить слишком много или чтобы не сэкономить слишком сильно. Другими словами, покупка должна быть рентабельной.

Если вы используете компактную или беззеркальную камеру, достаточно будет купить штатив в пределах 150 евро (6000 рублей). Он без проблем выдержит вес вашего фотоаппарата, а зажимы будут достаточно хорошими для того, чтобы прослужить несколько лет. Но не применяйте чрезмерное усилие к механизму фиксации. Лучше выбирать штативы, у которых ножки не прикреплены к центральной штанге.

По этой цене сложно найти штативы, удовлетворяющие этим требованиям, но некоторые Benro или Vanguard вполне достойны вашего внимания.

Если вы ясно видите, что фотография - это ваше, и у вас есть необходимость использовать штатив почти всегда, тогда бюджет составит порядка 500 евро (20 000 рублей). Столько стоит хорошая штативная головка, площадка с быстрым креплением и углепластиковые ножки. Если есть только 300 евро (12 000 рублей), то я бы вложился в хорошую штативную головку и сэкономил на ножках.

Если вы уже монстр в фотографии, тогда можно посмотреть мой лист желаний и легко потратить 1000 евро (40 000 рублей) на такие бренды, как Gitzo, Feisol или Really Right Stuff.

И еще, я хочу вас предостеречь от покупки б/у штативов. Исключением могут быть две ситуации. Первая, когда вы можете подержать штатив в руках, проверить все зажимы, убедиться, что они работают идеально. Вторая, покупая б/у штатив через интернет, вы руководствуетесь тем, что он так дешев, что много не потеряешь если не все работает так хорошо, как хотелось бы.