Кто утверждает состав комиссии при несчастном случае. Приказ о создании комиссии о несчастном случае. Сроки и временные рамки для деятельности комиссии по расследованию профзаболевания

Если при исполнении трудовых обязанностей или выполнении какой-либо иной работы по поручению работодателя с работником или иным лицом, занятым в деятельности работодателя (например, практикантом), происходит несчастный случай, он подлежит обязательному расследованию и учету (ч. 1 ст. 227 ТК РФ).

Для расследования несчастного случая работодатель образует комиссию, для чего издает соответствующий приказ (распоряжение) (ч. 3 ст. 229 ТК РФ). Подробнее о таком приказе расскажем в нашей консультации.

Сроки создания комиссии по расследованию несчастного случая

Требования трудового законодательства предусматривают, что для расследования несчастного случая работодатель образует комиссию незамедлительно (ч. 1 ст. 229 ТК РФ). Это означает, что комиссия должна быть создана в тот же день, когда произошел несчастный случай.

Как составить приказ о создании комиссии

Законодательство не содержит единой, обязательной к применению формы приказа о создании комиссии для расследования несчастного случая. Поэтому работодатель разрабатывает такую форму самостоятельно.

При подготовке приказа необходимо учесть, что состав комиссии не может быть менее 3 человек.

В состав комиссии включаются (ч. 1 ст. 229 ТК РФ):

  • специалист по охране труда или лицо, которое было назначено ответственным по охране труда приказом работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Комиссию обычно возглавляет работодатель или его представитель.

Если в результате несчастного случая возникли тяжелые повреждения здоровья либо произошел несчастный случай со смертельным исходом, в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов.

Несмотря на то, что в состав комиссии нужно включить специалиста по охране труда, лицо, которое непосредственно является ответственным за соблюдение требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в комиссию входить не должно (

В деятельности комиссии по расследованию профессионального заболевания есть много сходных моментов с работой комиссии по расследованию несчастного случая на производстве, но в то же время присутствуют и важные отличия, которые касаются таких моментов, как:

  • кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания;
  • количество и состав членов комиссии по расследованию профзаболевания;
  • сроки и временные рамки при расследовании профессионального заболевания.

Кто возглавляет комиссию по расследованию профессионального заболевания?

Если согласно ст. 229 ТК РФ председателем комиссии по расследованию несчастного случая могут быть либо работодатель (его представитель) либо в особо сложных случаях государственный инспектор труда, то, исходя из требований Положения о расследовании и учёте профессиональных заболеваний (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967), комиссия по расследованию профзаболевания возглавляется главным врачом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который и осуществляет надзор за объектом, где было зарегистрировано заболевание.

Кто входит в состав комиссии по расследованию профессиональных заболеваний?

В отличие от требований, предъявляемых трудовым законодательством к организации комиссии, расследующей несчастный случай, в состав комиссии по профзаболеванию кроме:

  • представителя работодателя;
  • специалиста по охране труда;
  • лица, уполномоченного работниками (например, представителя профкома),

дополнительно включаются:

И в обоих случаях указано, что в расследовании имеют право участвовать как сам потерпевший, так и его представитель.

Также в Положении о расследовании профессиональных заболеваний нет пункта, присутствующего в Положении о расследовании несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (Приложение № 2 к Постановлению Минтруда РФ от 24 10.2002 № 73), с требованием об обязательном нечётном составе членов комиссии и нет запрета, аналогичного тому, что присутствует в ст. 229 ТК РФ , на включение в состав комиссии лиц, непосредственно ответственных за исполнение норм охраны труда на том участке, где с работником произошёл несчастный случай.

Сроки и временные рамки для деятельности комиссии по расследованию профзаболевания

Если в ситуации, когда с работником произошёл несчастный случай во время исполнения им служебных обязанностей, работодатель обязан незамедлительно издать приказ об образовании комиссии и начать расследование, то при получении информации о заболевании он обязан сделать это лишь в течение последующих десяти дней. И, что важно, не с момента выявленного ухудшения здоровья работника, а с момента поступления в организацию извещения об установлении заключительного (не предварительного) диагноза. Ответственность за рассылку соответствующего извещения возложена на Центр профпатологии.

Ещё одно различие в требованиях, предъявляемых к расследованиям, касается сроков работы комиссий:

  • несчастные случаи должны быть расследованы в течение трёх дней. При несчастном случае групповом, с тяжёлыми последствиями для здоровья или со смертельным исходом этот временной промежуток увеличивается до 15 дней;
  • в нормативно-правовых документах, регулирующих расследование профзаболеваний, на сегодняшний день не содержится чётких требований к продолжительности работы комиссии. В упомянутом выше Положении , утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967, сказано лишь, что руководитель организации после окончания проведения расследования должен в течение месяца подготовить и ввести в действие приказ о принятии конкретных мер по предупреждению профессиональных заболеваний на основании акта о случае профессионального заболевания.

Риск возникновения несчастных случаев присутствует на каждом производстве.

При наступлении такой ситуации работодатель обязан провести , по итогам которого будет определен виновник случившегося.

Для того чтобы начать проверку, необходимо создать специальную комиссию, состав которой назначается приказом руководителя.

В процессе создания комиссии указанного типа необходимо руководствоваться 229 статьей ТК РФ и Положением Минтруда и соц. развития №73 . Согласно информации, указанной в нормативной документации, в состав группы должно входить не менее 3-х человек.

Точный состав зависит от вида несчастного случая. Он может быть легким, тяжелым, групповым.

Образование комиссии — обязанность работодателя. В стандартный состав включаются следующие специалисты:

  • представитель работодателя;
  • сотрудник профсоюзного отдела;
  • специалист по охране труда.

Возглавляет группу сам руководитель предприятия. В случае наступления тяжелого несчастного случая в нее в обязательном порядке должно входить лицо, представляющее интересы уполномоченного органа, принимающего участие в расследовании случившегося.

Важно учесть — работодатель обязан уведомить их о несчастном случае в оперативном порядке. В противной ситуации он может быть привлечен к административной ответственности за сокрытие производственной трагедии.

Если в ходе проведения проверки между членами комиссии возникли разногласия, им следует руководствоваться 231 статьей ТК РФ.

Состав

Ранее уже было указано, что состав комиссии зависит от нескольких факторов . Таковыми являются:

  • вид несчастного случая;
  • тяжесть сложившейся ситуации;
  • причина, по которой произошло происшествие.

В обязательном порядке в комиссию должен входить специалист по охране труда , сотрудник профсоюза и лицо, представляющее интересы руководства предприятия.

От работодателя может быть представлен его заместитель или другой сотрудник, занимающий руководящую должность. К примеру, главный инженер или бухгалтер.

Особые требования выдвигаются и к специалисту по охране труда. Обязательным критерием при этом считается наличие опыта работы и соответствующих знаний. Последний факт должен быть зафиксирован документально.

Согласно сведениям, указанным в 229 статье ТК РФ , пострадавший работник или лицо, представляющее его интересы, в состав не входит . Следует отметить, что это не запрещает им принимать участие в самом расследовании.

Представитель работника может входить в состав комиссии при условии, что работодатель — физическое лицо, а случай, который расследуется — тяжелый .

Для того чтобы стать членом комиссии необходимо подготовить соответствующее заявление. При этом работодатель обязан ознакомиться сотрудника (его представителя) с имеющимися материалами расследования.

В случае если несчастный случай был признан тяжелым, групповым или с летальным исходом, в состав, помимо ранее указанных специалистов, входят другие:

  • лицо, занимающее руководящую должность в территориальном отделении Ростехнадзора (председатель);
  • инспектор государственной организации труда (председатель);
  • представитель руководителя (председатель) или сам работодатель;
  • специалист, отвечающий за обеспечение должного уровня охраны труда;
  • представитель местного органа самоуправления;
  • представитель местного профсоюзного органа;
  • представитель ФСС.

При крупном происшествии, в котором смертельные увечья получили 15 и более трудоустроенных граждан, комиссия, а также ее состав, определяется Правительством РФ.

Для расследования легкого НС выделяется 3 дня, для тяжелого — 15 . При возникновении некоторых обстоятельств этот срок может быть увеличен.

Обязанности

Цель создания комиссии — расследование произошедшей ситуации, поиск информации, касающейся данной темы, и виновных в ее возникновении.

В обязанности членов входит выполнение определенных процедур:

  • проведение , оформление соответствующей документации (актов);
  • осуществление осмотра места, в котором произошел несчастный случай, его фиксация (путем оформления схем, эскизов и тд), создание фотографий или видеосъемки, оформление протокола;
  • предоставление работодателем всей необходимой для расследования ситуации бумаг;
  • выявление обстоятельств и подробностей случившегося;
  • установление причины несчастного случая;
  • определение виновных. В случае если их несколько, в % определяется степень вины каждого из них;
  • заполнение необходимых актов, в том числе ;
  • оформление экспертного заключения (обязанность инспектора по охране труда).

Образец приказа

Приказ о создании комиссии, целью которой является расследование несчастного случая, оформляется в свободной форме. Для создания бумаги лучше всего подходит лист формата А4.

Несмотря на то, что приказ не имеет унифицированного бланка для его составления, существуют правила, которых необходимо придерживаться при написании.

В обязательном порядке отражению подлежит следующая информация:

  • наименование фирмы;
  • название, дата, номер и город составления приказа;
  • состав комиссии — ФИО и должности каждого его члена;
  • отметка о председателе;
  • сроки проведения расследования;
  • задачи комиссии;
  • дата возникновения несчастного случая;
  • лицо, ответственное за исполнение приказа;
  • подпись и инициалы генерального директора компании и членов комиссии.

Итак, порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев установлен статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Согласно части 1 названной статьи для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) должен создать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии должны входить:

– специалист по охране труда либо лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя,

– представители работодателя;

– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.

Возглавлять комиссию должен работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, – должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии в силу части 2 статьи 229 ТК РФ также должны быть включены:

– государственный инспектор труда;

– представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);

– представитель территориального объединения организаций профсоюзов.

А при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными – представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Комиссию в этом случае возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Обратите внимание, что состав комиссии должен утверждаться приказом (распоряжением) работодателя, если иное не предусмотрено ТК РФ.

Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

На основании части 4 статьи 229 ТК РФ при расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица должны принимать участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Если несчастный случай на производстве произошел с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, то он расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав этой комиссии должен входить уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие либо несвоевременное прибытие указанного представителя не служит основанием для изменения сроков расследования.

Несчастный случай, который произошел с работником организации, производящей работы по поручению работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке другого работодателя, подлежит расследованию комиссией, которая образована работодателем, производящим эти работы, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась.

Согласно части 6 статьи 229 ТК РФ несчастный случай, который произошел с лицом, выполнявшим работу на территории другого работодателя, должен расследоваться комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа, с участием в случае необходимости работодателя (его представителя), за которым закреплена эта территория на правах собственности, владения, пользования (в том числе аренды) и на других основаниях.

Если несчастный случай произошел с работником при выполнении работы по совместительству, то он должен расследоваться и учитываться по месту, где производилась работа по совместительству. В таком случае работодатель (его представитель), который проводил расследование, при наличии письменного согласия работника может информировать о результатах расследования работодателя по месту основной работы пострадавшего.

Расследование несчастного случая, который произошел в результате катастрофы, аварии либо иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, которую обязан формировать и возглавлять работодатель (его представитель), с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Обратите внимание!

Каждый работник имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с ним. Если он не может сделать это лично, то в этом случае его интересы может представлять законный представитель либо иное доверенное лицо.

По требованию пострадавшего, либо в случае смерти самого пострадавшего по требованию лиц, которые состояли на иждивении пострадавшего, или лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве, в расследовании несчастного случая может также принимать участие их законный представитель либо другое доверенное лицо (часть 11 статьи 229 ТК РФ). В случае, если законный представитель либо иное доверенное лицо не принимают участие в расследовании, работодатель (его представитель) или председатель комиссии должен по требованию законного представителя либо иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Если несчастный случай стал следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии должен входить также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору в области использования атомной энергии.

Несчастный случай, произошедший в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, должен расследоваться комиссией, утвержденной руководителем соответствующего территориального органа. Возглавлять комиссию обязан представитель этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии также должны входить представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавлять комиссию обязан руководитель государственной инспекции труда – главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, – руководитель этого территориального органа.

Следует отметить, что Положением, утвержденным постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73 (далее – Положение № 73), установлены особенности формирования комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в отдельных отраслях и организациях с отдельными категориями работников (граждан).

На основании пункта 9 Положения № 73 расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, и происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах, независимо от их отраслевой принадлежности, должно проводиться комиссией, формируемой из представителей командного состава, представителя судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии – представителя судовой команды. Комиссию обязан возглавлять капитан судна. Состав комиссии должен быть утвержден приказом капитана судна.

В соответствии с пунктом 12 Положения № 73 расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, проходящими в организациях производственную практику или выполняющими работу под руководством и контролем работодателя (его представителя), проводится комиссиями, которые должны быть сформированы и возглавлены этим работодателем (его представителем). В состав комиссии должны входить представители образовательного учреждения.

Расследование несчастных случаев со студентами или учащимися образовательных учреждений, которые проходят производственную практику на выделенных для этих целей участках организации, выполняющими работу под руководством и контролем полномочных представителей образовательного учреждения, должно проводиться комиссиями, формируемыми руководителями образовательных учреждений. В состав комиссии должны входить представители организации.

Расследование и учет несчастных случаев, которые произошли со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования во время учебно-воспитательного процесса в названных образовательных учреждениях, должен осуществляться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами образования, по согласованию с Минтруда Российской Федерации.

Несчастные случаи, которые произошли с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса либо спортивного соревнования, независимо от количества пострадавших и тяжести полученных ими повреждений, расследуются комиссиями, формируемыми и возглавляемыми работодателями (их представителями) с обязательным участием представителей проф¬союзного органа либо иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа, с учетом требований постановления Минтруда № 73 (пункт 13 Положения № 73).

Расследование и учет несчастных случаев со спортсменами-любителями во время учебно-тренировочных занятий и проведения спортивных соревнований осуществляются в порядке, который установлен федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами физической культуры и спорта по согласованию с Минтруда Российской Федерации.

Несчастные случаи с профессиональными спортсменами, а также тренерами, специалистами и другими работниками профессиональных спортивных организаций при осуществлении иных действий, которые обусловлены трудовыми отношениями с работодателем или совершаются в его интересах, расследуются в установленном порядке.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРЫХ ПОСТРАДАВШИЕ ПОЛУЧИЛИ ЛЕГКИЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии со ст. 212, 228 ТК РФ работодатель обязан обеспечить расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73) устанавливает с учетом ст. 227-231 ТК РФ обязательные требования по организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей — физических лиц с различными категориями работников (граждан).

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются:

  • специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  • представители работодателя;
  • представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченного по охране труда.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, медицинской и профессиональной реабилитации имеет право участвовать представитель исполнительного органа страховщика — Фонда социального страхования Российской Федерации (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя) (далее ФСС РФ). В соответствии со ст. 229 ТК РФ лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Представители работодателя в комиссии, как правило, должны иметь удостоверение о проверке знаний по охране труда. В комиссии они защищают интересы работодателя, поэтому он объективно заинтересован включить в ее состав наиболее опытных и грамотных (в области охраны труда) работников.

Непосредственный руководитель работ из состава административно-технического персонала, выдавший пострадавшему задание на производство работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, и осуществлявший контроль за ее выполнением, в состав комиссии не включается.

Специалистом по охране труда считается работник службы охраны труда предприятий и организаций. Но на сегодняшний день чаще всего должности специалистов по охране труда занимают по совместительству в соответствии с приказом директора другие работники предприятия, причем выполнение обязанностей специалиста по охране труда зачастую не главная их работа, выполняют они ее неохотно, больше — из-за отсутствия выбора (или выполняй, или увольняйся). В этом случае принципиально важно, прошел ли работник, на которого дополнительно возложено исполнение обязанностей специалиста по охране труда, проверку знаний по охране труда в соответствии с должностными обязанностями и характером производственной деятельности.

Специалист по охране труда в комиссии не считается представителем работодателя. Его обязанности при расследовании несчастного случая сравнимы с обязанностями государственного инспектора труда — обеспечение объективности расследования и правильности оформления его результатов.

Участие в расследовании несчастного случая представителя ФСС РФ преследует цель: воздействовать на правильность его квалификации как несчастного случая на производстве и предоставляет возможность ФСС РФ дать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев. В связи с этим работодателю экономически выгоднее квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве и оформить его актом формы Н-1, возложив все расходы на страховщика — ФСС РФ (оплата больничного листа, возмещение вреда в случае постоянной утраты трудоспособности).

При наличии на предприятии профсоюзной организации представители профсоюзного комитета должны участвовать в работе комиссии и в том случае, если пострадавший не является (не являлся) членом профсоюза.

Под иным уполномоченным работниками представительным органом следует понимать, например, комитет или комиссию по охране труда либо другой орган, образуемый по инициативе работодателя и (или) работников. Если численный состав работников предприятия менее десяти человек, то в обязательном порядке необходимо избрать уполномоченного по охране труда и включить его в состав комиссии.

Представители работников, выдвигаемые в комитет (комиссию), — это, как правило, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива. Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Как указывалось выше, минимальное количество членов комиссии должно быть не менее трех. Максимальное количество членов комиссии, участвующих в расследовании, Трудовым кодексом Российской Федерации не регулируется и диктуется исключительно целесообразностью. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов. Обязанности каждого члена комиссии определяет ее председатель, который осуществляет и руководство ходом расследования несчастного случая. Он же принимает решение о целесообразности привлечения к участию в расследовании представителей, например, санэпиднадзора, пожнадзора, энергонадзора и других специалистов.

В начальный период расследования уже можно сделать предварительные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда. Ими могут быть некоторые члены комиссии. В этом случае их следует вывести из ее состава и назначить других.

Работники службы охраны труда, включенные в состав комиссии по расследованию несчастного случая, часто сетуют на то, что им приходится выполнять всю работу по расследованию (составлять протоколы, чертить схемы, организовывать фотографирование, производить опрос свидетелей и очевидцев, составлять акт формы Н-1 и др.), другие же члены комиссии зачастую в расследовании не участвуют, а только подписывают подготовленный работником службы охраны труда акт формы Н-1. Такая постановка вопроса зависит, прежде всего, от самого работника службы охраны труда и от руководителя предприятия.

Проект приказа об утверждении комиссии готовит, как правило, работник службы охраны труда, т.е. лицо, в первую очередь заинтересованное в эффективности работы комиссии, поэтому к содержанию приказа и к подбору лиц, включаемых в состав комиссии, необходимо подойти очень ответственно. Лиц, о которых уже заранее известно, что они не будут работать в комиссии, а только в ней числиться, включать в состав комиссии не следует. Кроме того, если этот вопрос стоит очень остро, то в приказе можно сразу же установить конкретные обязанности каждого члена комиссии, причем с приказом их нужно ознакомить под роспись. Неправильно, если инженерно-технические работники подразделения, где произошел несчастный случай, никакой нагрузки при его расследовании не несут. Ведь одно только посещение пострадавшего, когда он находится в лечебном учреждении, оказывает на руководителей работ большее воздействие, чем самый строгий приказ о привлечении их к ответственности.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет также состав комиссии. Комиссия, в составе которой отсутствуют представители какой-либо из сторон, поименованных в Трудовом кодексе Российской Федерации, нелегитимна. Следовательно, нелегитимны документы, оформленные такой комиссией. Это надо учитывать при формировании комиссии по расследованию несчастного случая.

Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев регламентируется ст. 231 ТК РФ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ГРУППОВЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ, ТЯЖЕЛЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях и у работодателя — физического лица, проводит комиссия, формируемая работодателем (его представителем) и возглавляемая представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на практике и далее — государственный инспектор труда).

В комиссию, кроме государственного инспектора труда и лиц, входящих в состав комиссии по расследованию несчастного случая, включают также представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представителя территориального объединения организации профсоюзов.

В случае невозможности включения в состав комиссии представителя соответствующего территориального объединения профсоюзов или его участия в работе комиссии по объективным причинам территориальное объединение профсоюзов дает письменное поручение соответствующей территориальной организации профсоюза на участие ее представителя в расследовании несчастного случая в качестве надлежащего представителя профсоюза.

При отсутствии в составе комиссии, начавшей свою работу, представителя территориального объединения профсоюзов или территориальной организации профсоюза в ее работе принимает участие представитель профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа предприятия (организации).

Все вышеуказанные решения должны быть подтверждены документально с включением их в состав материалов расследования несчастного случая.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может также принимать участие его доверенное лицо. В случае если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

Как было отмечено выше, при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации, в состав комиссии в обязательном порядке включают представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа и уполномоченного по охране труда, которые по своему правовому статусу уже являются представителями работников данной организации (включая пострадавшего). Поэтому при расследовании вышеназванных несчастных случаев ни самого пострадавшего, ни какое-либо иное его доверенное лицо (кроме перечисленных выше) в состав комиссии по расследованию несчастного случая, как правило, не включают.

В то же время при расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших у работодателя — физического лица, участие доверенного лица пострадавшего непосредственно в составе комиссии обязательно.

При расследовании несчастного случая на производстве все члены комиссии, в т.ч. и председатель комиссии, обладают равными правами в рассмотрении обстоятельств и причин несчастного случая, формировании выводов комиссии.

Лица, принимающие участие в расследовании несчастного случая, обладают равными правами с лицами, проводившими расследование несчастного случая (членами комиссии), за исключением подписи под текстом акта расследования. Такими лицами являются доверенное лицо пострадавшего, специалисты, привлекаемые к участию в расследовании, и другие, т.е. те, кто поименован во вводной части акта расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) в разделе «Лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая».

Требования к формированию комиссий по расследованию групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом аналогичны требованиям к формированию комиссий по расследованию легких несчастных случаев, изложенным в предыдущем разделе (за исключением персонального состава комиссии).

При расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными в состав комиссии включают представителей ФСС РФ (по месту регистрации страхователя).

Расследование групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями или со смертельным исходом при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору, в т.ч. в результате аварий на указанных объектах, проводит комиссия, состав которой формирует в соответствии с вышеперечисленными требованиями и утверждает руководитель территориального органа Ростехнадзора, возглавляемая должностным лицом этого органа.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу Ростехнадзора — руководитель этого территориального органа.

Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования и некоторые другие несчастные случаи расследуют комиссии, формируемые и возглавляемые работодателями (их представителями) с обязательным участием представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа, с учетом требований Положения.

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ПОСТРАДАВШЕГО ИЛИ ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ

Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с работником. Личное участие работника возможно только в расследовании легких несчастных случаев после их происшествия или других несчастных случаев, расследуемых по заявлению пострадавшего, о которых не было своевременно сообщено работодателю, а работник к моменту обращения выздоровел или вполне дееспособен. Само по себе участие пострадавшего работника в расследовании происшедшего с ним несчастного случая — это головная боль для работодателя и председателя комиссии, особенно если работник грамотный в вопросах охраны труда. Может быть, поэтому случаи личного участия пострадавших работников в расследовании происшедших с ними несчастных случаев не являются массовыми. Многие из пострадавших работников о таком праве, предоставленном им законодательством, даже не подозревают, а работодатель не старается их об этом уведомить.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Как правило, доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, т.е. тогда, когда работник лично не в состоянии отстаивать свои интересы в ходе расследования несчастного случая. В соответствии с Положением (Трудовым кодексом Российской Федерации) доверенное лицо пострадавшего может принимать участие в расследовании и легких несчастных случаев, однако, такие случаи редки.

О праве пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) на участие в расследовании несчастного случая его доверенного лица работодатель должен уведомить пострадавшего или его родственников. Лучше, если работодатель сделает такое уведомление в письменной форме. Копия письма работодателя и доверенность пострадавшего, если он будет поручать участие в расследовании своему доверенному лицу, приобщаются к материалам расследования. Но пострадавший может и не поручать участие в расследовании своему доверенному лицу — это его право, а не обязанность. Специальной расписки о том, что он не будет привлекать к участию в расследовании свое доверенное лицо, от пострадавшего, как это иногда делают, требовать не следует. Для этого достаточно расписки пострадавшего в получении уведомления работодателя о праве на участие в расследовании его доверенного лица. Доверенными лицами пострадавшего могут быть его родственники, знакомые, коллеги по работе, может быть приглашен специалист по охране труда и со стороны, например с другого предприятия, и т.д. При групповом несчастном случае доверенных лиц может быть несколько — у каждого пострадавшего отдельно. С доверенным лицом в ходе расследования должен работать в контакте председатель комиссии.

Нельзя выступать доверенным лицом пострадавшего кому-то из членов комиссии по расследованию несчастного случая, например председателю профсоюзного комитета, уполномоченному по охране труда и др. Если пострадавший попросит кого-то из них представлять его интересы в качестве доверенного лица, то они не должны входить в состав комиссии.

Доверенное лицо пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) наравне с членами комиссии непосредственно участвует в расследовании несчастного случая (в опросах очевидцев, должностных лиц, в осмотре места несчастного случая, знакомится с нормативной документацией по охране труда и др.). Вместе с тем его правовое положение в расследовании несчастного случая определено Трудовым кодексом Российской Федерации как лица, принимающего участие в расследовании несчастного случая, в то время как правовое положение членов комиссии определено как лиц, проводящих расследование несчастного случая.

Форма акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 (форма 4), во вводной части которого отдельно перечисляются лица, проводившие расследование несчастного случая, и отдельно — лица, принимавшие участие в расследовании несчастного случая. Под текстом акта ставятся лишь подписи лиц, проводивших расследование несчастного случая. Таким образом, акт расследования группового несчастного случая доверенное лицо не подписывает. И это правильно. Как показала практика, доверенные лица во многих случаях не хотели ставить свою подпись под текстом акта, особенно когда в нем отмечались нарушения, допущенные пострадавшим, считая, что такая подпись ограничит их право на дальнейшее обжалование результатов расследования. Эта подпись доверенного лица скорее нужна была председателю комиссии, чем ему. Наличие такой подписи доверенного лица как бы свидетельствовало о том, что расследование несчастного случая проведено объективно и обжалования его результатов не будет.

Доверенное лицо пострадавшего участвует в расследовании несчастного случая для обеспечения большей объективности расследования и защиты интересов пострадавшего, поэтому очень важно, кто является доверенным лицом. Предположим, что это — один из родственников пострадавшего. Чаще всего это жена, отец, мать или еще кто-то из близких родственников. Как правило, они не могут быть объективными, особенно, если до этого не были знакомы с нормативными документами по охране труда. Особого эффекта их участие в расследовании не дает, а в основном создает неудобства для членов комиссии, т.к. таким доверенным лицом положительно воспринимаются только факты, указывающие на нарушения, допущенные работодателем, и болезненно — на нарушения со стороны пострадавшего. В таких случаях некоторые вопросы, возникающие в ходе расследования, приходится обсуждать с членами комиссии в отсутствие доверенного лица.

Если доверенным лицом выступает коллега по работе, то он находится в служебной зависимости от работодателя и поэтому, как правило, не может быть до конца принципиальным.

Наиболее предпочтительно привлекать к участию в расследовании в качестве доверенного лица специалиста по охране труда с другого предприятия или специалиста-пенсионера, они не находятся ни в служебной, ни в экономической зависимости от работодателя. Оказать пострадавшему или его родственникам помощь в подборе доверенного лица, я думаю, должен профсоюзный комитет предприятия или другой уполномоченный работниками представительный орган.

Обязательное участие в расследовании несчастного случая доверенного лица пострадавшего целесообразно, если он произошел при обстоятельствах, связанных с очевидными нарушениями требований по охране труда самим пострадавшим. Это позволяет решить все спорные вопросы уже на стадии расследования и избежать, таким образом, жалоб со стороны пострадавшего или его родственников на необъективность расследования.

В тех случаях, когда доверенное лицо не принимало участие в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны ознакомить его (по требованию) с материалами расследования, желательно под роспись.

Ознакомление с материалами расследования, в случае их обжалования, должно быть скрупулезным.

В ходе расследования пострадавший или его доверенное лицо имеет право на получение (по их требованию) копий документов, необходимых при возможном дальнейшем обжаловании результатов расследования. Председатель комиссии обязан содействовать в получении доверенным лицом таких документов. Тогда и подпись об ознакомлении с материалами расследования несчастного случая доверенное лицо будет ставить не формально, а вполне осознанно. Здесь подразумеваются только избирательные документы, а не все, которые направляются в органы и организации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года.

А.Б. Демин,
начальник отдела управления охраны труда ОАО «МПСМ»