Сколько приносит автосервис прибыли в месяц. Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса. Как открыть автосервис с нуля: бизнес-план. Здесь выбор весьма широк

Супруги Турсуновы утверждают, что хорошо организованный автосервис может работать с 15% рентабельностью. Их главное ноу-хау - IT-система, которая мешает сотрудникам воровать и заставляет их работать

Одна из основателей сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова

Свой путь в бизнесе уроженцы Узбекистана супруги Шерзод и Барно Турсуновы начали в 2001 году с торговли обоями из контейнера на строительной ярмарке в Мытищах. Через два года они уже владели десятью точками на рынке, но вовремя заметили смену тренда — через дорогу началось строительство первого российского «Леруа Мерлен». Турсуновы переключились на оптовую торговлю отделочными материалами, создав компанию «Евродизайн». К концу десятилетия предприниматели решили сменить сферу деятельности. «Мы хотели начать бизнес, который было бы можно, во-первых, масштабировать, во-вторых, легко поделить с партнером, и, в-третьих, он должен был расти в кризис», — рассказывает РБК Барно Турсунова. В 2011 году супруги выкупили убыточный автосервис на «Автозаводской» и решили на его базе построить сеть из 100 точек под брендом «Вилгуд» по всей стране. «Мы изначально рассчитывали, что, если будет кризис, люди будут чинить старые машины», — объясняет целевую аудиторию Турсунова.

Все через кассу

В покупку работающего автосервиса (с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами) было вложено 18 млн руб. личных средств, вырученных от продажи доли в «Евродизайне». «Артмоторс» с ежемесячным оборотом около 3 млн руб. продавался как прибыльный. «Но когда мы начали вникать в подробности, выяснилось, что бизнес убыточен, — вспоминает предпринимательница. — Работа строилась так: одни сотрудники сидят на приемке: можешь принять клиента? — Могу. — Приходите послезавтра. Дальше никакого планирования не было». Большая часть работы записывалась на бумажке или передавалась устно, все это приводило к простоям, уходу клиентов и тому, что деньги клиентов шли мимо кассы.

Восемь месяцев понадобилось Турсуновым, чтобы сделать свой новый бизнес эффективным. В первую очередь они наняли программистов и стали внедрять управление всеми процессами в автосервисе через специальную программу: от первого звонка клиента до заключительного этапа по выдаче ему ключей. «Все звонки проходили только через телефон компании, а далее человек должен был передать клиента по цепочке», — объясняет Турсунова. Сотрудники не могли работать с клиентом вне IT-системы. Это сразу лишило персонал возможности оказывать услуги «частным образом», минуя кассу. По словам Турсуновой, благодаря этому уже весной 2012 года обороты автосервиса увеличились до 7 млн руб. в месяц.

Для повышения эффективности бизнес был разделен на два юрлица: одно оказывало услуги по кузовному ремонту, другое — слесарные. «Мы решили, что слесарные сервисы будем масштабировать», — рассказывает Турсунова. После того как первый автосервис на «Автозаводской» начал приносить стабильный доход, в ноябре 2012 года супруги открыли второй и третий сервисы — на «Петровско-Разумовской» и «Домодедовской». Как следует из ЕГРЮЛ, новые центры открывались на паритетных началах с Алексеем Крапивиным, одним из крупнейших акционеров московского Интерпрогрессбанка; он уже был партнером Турсуновых в компании «Евродизайн». Связаться с Крапивиным через банк и через его знакомых РБК не удалось.

«Вилгуд» в цифрах

28 автосервисов работает под брендом «Вилгуд»: 6 собственных и 22 по франшизе

Более 8 тыс. клиентов обслужили в «Вилгуд» в марте 2016 года

90% клиентов сервисов «Вилгуд» — частные лица

8 тыс. руб. — средний чек в автосервисах «Вилгуд»

4 млн руб. — средний ежемесячный оборот автосервиса «Вилгуд» в Москве

400 млн руб. — оборот сети по итогам 2015 года

Источник: данные компании

Открытие каждого нового центра обошлось предпринимателям в сумму около 5 млн руб., однако выход на самоокупаемость вместо планируемых 12 месяцев занял полтора года. За это время в каждое предприятие пришлось дополнительно инвестировать по 4 млн руб. «Эти деньги мы потратили на тестирование IT-системы и покупку дополнительного оборудования, — объясняет Турсунова. — Кроме того, часть денег ушла на привлечение клиентов».


Барно Турсунова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Для решения проблемы Турсуновы стали совершенствовать созданную IT-систему. Для начала они постарались сделать так, чтобы клиенты не приезжали с улицы, а записывались заранее — таким образом мастер-консультант успевал бы подготовиться к их приходу (например, заказать запчасти). Это также позволяло бороться с простоями и очередями. Кроме того, такой подход позволял обезопасить владельцев от потери бизнеса. «Очень часто в автосервисах мастер-консультант становится владельцем всех отношений с клиентами, и если вдруг он захочет открыть свое дело, то просто уведет клиентов к себе, — рассказывает Турсунова. — Мы хотели, чтобы люди шли в «Вилгуд», а не к конкретному мастеру». Предварительная запись прикрепляет клиента к компании, а не к адресу, и в случае потери помещения автосервис не лишится клиентов. По словам Турсуновой, такой подход принес свои плоды: сейчас более 90% клиентов «Вилгуд» приезжают по предварительной записи, и когда в 2014 году первый автосервис переехал с «Автозаводской» на «Кантемировскую», это не привело к падению клиентского потока.

Для привлечения и удержания клиентов была разработана система клубных карт, приобретение которых позволяло клиенту получать определенный перечень услуг (например, замену масла или сход-развал) в течение года бесплатно.

Как работает IT-система в «Вилгуд»

Для работы с клиентами в автосервисах «Вилгуд» используется IT-платформа собственной разработки — Wilgood IS. С ее помощью контролируются все операции и этапы работы с клиентами. Процесс обслуживания клиента разбит на этапы, каждый из которых отмечается в системе: входящий звонок и согласование сроков визита, подготовка к визиту клиента, приемка автомобиля и составление заказ-наряда, выполнение ремонта и оказание услуг, контроль качества и подготовка автомобиля к выдаче, возврат автомобиля и расчет.

За выполнение каждого этапа отвечают конкретные сотрудники, которые за выполнение своих обязанностей получают баллы. Например, сотрудник call-центра получает несколько баллов за звонки потенциальным клиентам, а если ему удается собрать о клиенте первичную информацию (марку машины, указать проблемы автомобиля) и завести на него карточку в системе, то количество баллов увеличивается в четыре раза. «Мы говорим каждому сотруднику, что он получает зарплату не за должность, а за результаты работы, — объясняет Турсунова. — У каждого сотрудника 15-20 KPI, которые он должен выполнить». Механик получает баллы за каждый нормо-час работы, но, если он не выполняет работы в установленное время, баллы вычитаются (в случае задержки клиент получает компенсацию в 500 руб. за каждый час). «Если клиент вернулся через три месяца, то механик получает премиальные баллы, — рассказывает Турсунова. — Если по результатам опроса клиента выясняется, что он чем-то недоволен (например, ему не вернули замененные запчасти), то баллы вычитаются». По итогам месяца заработанные сотрудниками баллы конвертируются в премии или денежные потери. «Коэффициент конвертации зависит от результатов работы автосервиса в целом, поэтому отличается месяц от месяца», — объясняет Турсунова.

По окончании каждого этапа работы с клиентом сотрудник обязан передать клиента по цепочке: например, мастер-консультант с помощью системы выбирает наиболее подходящего механика в зависимости от его рейтинга, загруженности и типа автомобилей, с которыми он работает. Если же сотрудник не отмечает какое-либо действие в системе, дальнейшее обслуживание клиента становится невозможным. «Система довольно жесткая — при ее внедрении в новый автосервис до 70% сотрудников увольняются, зато те, кто остаются, остаются надолго», — говорит Барно Турсунова.

Экономика автосервиса

Барно Турсунова утверждает, что инвестиции в открытие автосервиса на шесть подъемников на площади 500 кв. м не превысят 5,5 млн руб. «Именно такая площадь оптимальна для бизнеса, — отмечает она. — Несколько автосервисов «Вилгуд» открыты в помещениях бывших дилерских центров площадью 1000 кв. м, но из-за этого эффективность бизнеса снижается, поскольку приходится платить за воздух». Почти половина расходов — это закупка оборудования. Первый месяц аренды вместе с обеспечительным платежом будет стоить в среднем около 400 тыс. руб. «Вилгуд» предпочитает экономить на аренде, размещая большинство своих сервисов в весьма труднодоступных местах. Около 150 тыс. руб., по ее словам, уйдет на вывеску. Турсунова рекомендует иметь свободные средства в размере 1 млн руб., чтобы финансировать бизнес на старте, пока он не выйдет на окупаемость.

На оплату труда сотрудников (с учетом налогов) в автосервисах «Вилгуд» в среднем уходит от 20 до 30% общей выручки (чем меньше выручка, тем больше доля). По словам Турсуновой, механик в «Вилгуд» получает 22% от стоимости произведенной им работы, а мастер-консультант — 10%. Другая крупная статья расходов — закупка запчастей. Их компания заказывает у оптовиков и продает с наценкой до 65%. Продажа запчастей по заказ-нарядам клиентов приносит половину выручки автосервису (но клиент имеет права принести свои запчасти для ремонта). Запчасти также продаются «на улицу» в магазине при автосервисе, что приносит еще 2-20% от выручки.


Постоянная расходная часть в сервисе включает аренду (в Москве и области — от 280 тыс. до 460 тыс. руб. в месяц), коммунальные платежи (40-80 тыс. руб.). «Арендная плата за помещение, например в Долгопрудном, составляет 400 тыс. руб. в месяц, но мы сдали его часть в субаренду автомойке за 120 тыс. руб. в месяц, — объясняет Турсунова. — Сейчас обеспечительный платеж составляет обычно предоплату за один месяц аренды». Около 10% от выручки все автосервисы (собственные и работающие по франшизе) отчисляют в управляющую компанию за маркетинг, услуги call-центра и контроля качества, а также роялти (3,5% от выручки). Для автосервиса в Москве точка безубыточности — это выручка 2 млн руб. в месяц, утверждает Турсунова. В среднем один автосервис «Вилгуд» сейчас выходит на этот уровень за два—три месяца, говорит предпринимательница. Средний оборот по сети — 4 млн руб. в месяц.

В «Вилгуд» утверждают, что при такой выручке автосервис способен зарабатывать до 600 тыс. руб. прибыли в месяц, то есть работать с 15% рентабельностью. Правда, за 2014 год по четырем собственным точкам Турсуновых, отчетность по которым РБК удалось обнаружить в системе «Контур.Фокус», рентабельность чистой прибыли составила около 3,5%: при суммарной выручке 107 млн руб. совокупная чистая прибыль составила всего 3,6 млн руб. Турсунова объясняет это тем, что показатели месяц к месяцу по каждой точке колеблются. «Кроме того, с первыми центрами мы долго мучились, отрабатывая на них технологии управления, с новыми все происходит быстрее», — говорит предпринимательница.

Покатились по России

На старте Турсуновы планировали самостоятельно открыть 100 автосервисов, но поняли, что это потребует больших инвестиций и много времени. Поэтому в 2014 году предприниматели запустили франшизу, основой которой является использование разработанной IT-системы. Несмотря на высокую стоимость (паушальный взнос составлял 1 млн руб.), сразу несколько человек выразили желание ее приобрести.


Первым франчайзи «Вилгуд» стал предприниматель Андрей Варнавский из Троицка. «У меня была цель выйти на стабильные показатели по прибыли, и я посчитал, что быстрее отобью затраты в 1 млн руб. на покупку франшизы, если смогу сглаживать фактор сезонности за счет удержания клиентов, — рассказал он РБК. — Благодаря IT-системе мне удалось заставить сотрудников выйти из зоны комфорта и начать работать с клиентами. Сейчас я вижу все ключевые показатели работы каждого мастера, а у сотрудников появился азарт в работе». По словам предпринимателя, выручка его автосервиса за три месяца работы по франшизе удвоилась. По итогам 2014 года, по данным системы «Контур.Фокус», автосервис Варнавского сработал с чистой прибылью 6,9 млн руб. при выручке 29 млн руб. В марте 2016 года Варнавский открыл четвертую точку под брендом «Вилгуд».

С момента запуска франшизы под брендом «Вилгуд»​ открылось 22 автосервиса: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Координирует работу сети специально созданная компания, которая занимается маркетингом, отвечает за услуги call-центра и контроля качества. «Отдельный автосервис не может себе позволить полноценный отдел развития, и мы решили его сделать централизованным», — объясняет Турсунова. Все эти услуги для автосервисов сети «Вилгуд» платные: по итогам каждого месяца УК выставляет им счет за привлеченных клиентов, по факту закрытия заказ-наряда. Кроме того, УК договаривается с поставщиками запчастей о скидках и создании запасов на их стороне, чтобы минимизировать неликвид на собственном складе. «С поставщиками у нас договоренность, что мы можем вернуть запчасти им», — рассказывает предпринимательница.

По словам Турсуновой, сейчас спрос на франшизу «Вилгуд» не снижается, несмотря на высокий входной порог. По ее словам, в последний год в компании не только не упало количество клиентов, но из-за подорожания запчастей даже не снизился средний чек, несмотря на то что общее количество входящих в него работ уменьшилось. Сейчас он по-прежнему составляет около 10 тыс. руб. по Москве и 8 тыс. руб. в среднем по России. «К нам обращаются владельцы автосервисов, у которых нет клиентов, снижается чек, — объясняет Турсунова. — Мы помогаем это подтянуть».

Можно утверждать вполне определенно, что вложения в автомастерскую – одни из самых надежных и будут оставаться таковыми до тех самых пор, пока кто-то не придумает абсолютно не ломающийся автомобиль

СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ?

Примерно на такой результат может рассчитывать малый автосервис на 3 поста, при условии ежемесячной загрузки каждого по 250 часов (всего - 750 часов). При увеличении количества постов (пропускной способности) прибыль, соответственно, пропорционально возрастает.

По оценке Московской ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (МАПТО), сейчас только в одной российской столице работает почти 2,5 тыс. легальных автосервисов, не считая тысяч умельцев-одиночек, разбросанных по гаражным кооперативам. Помимо этого, в Москве еще с конца 1980-х годов начала складываться целая сеть нелегальных и полулегальных гаражных автосервисов, традиционно занимающихся «жестянкой» и покраской – операциями, не требующими дорогого оборудования. Их число, как уверяют эксперты МАПТО, также никак не меньше числа легальных. По самым приблизительным подсчетам, ежегодный оборот рынка автосервисов в Москве – $500 млн., при этом каждый год открывается почти сотня новых центров.

Текучий рынок

– 90% рынка занимают небольшие техцентры на два-три поста, – рассказывает Дмитрий Буянов, директор компании «Барклай Холдинг», занимающейся поставками оборудования для сервисов, в прошлом сам совладелец небольшого сервиса. – Рынок этот очень текучий, и ежегодно четверть сервисов меняют свое местоположение и перечень предоставляемых услуг. Во многом успех автосервисного бизнеса зависит от местоположения. Так что для начала необходимо найти свободное помещение, и желательно, возле оживленной трассы.
Большинство владельцев крупных автосервисов когда-то начинали с самого малого. Например, директор «Альфа Мотор Групп» Александр Воронков семь лет назад начинал свой бизнес с двух арендованных гаражей в несколько десятков квадратных метров, пары подъемников и трех рабочих – это ему обошлось тогда в $25 тыс. Уже через три года он расширил площадь до 500 кв. м, пристроил новое здание, установил несколько постов, покрасочную камеру и купил диагностический стенд за $20 тыс. Сейчас Александр открыл еще одно отделение своего сервиса, уже под 1000 кв. м.
В Москве (как и в любом крупном городе) подыскать площадь (недорогую, в хорошем месте, с удобными подъездами и подальше от жилых домов) всегда проблематично. Но, как отмечают специалисты, в центре помещение искать и не обязательно – окраина может быть не менее эффективна – главное, чтобы будущий сервис имел удобный подъезд и оживленную трассу под боком.
– Для каждой операции необходимо отдельное место, а это минимум 20 кв. м, – рассказывает Виктор Тараненко, начальник торгового отдела фирмы «Скорпион», поставляющей оборудование для сервисов, – чтобы обеспечивать свободу перемещения механиков. Еще необходимо предусмотреть площадь для склада автозапчастей, раздевалки, стойки для приема клиентов и оформления заказа, зала ожидания с мягкими креслами и пр. Если по самому минимуму, то для небольшого сервиса меньше чем в 100 кв. м уложиться не удастся. Если помещения нет, то для автосервиса вполне подойдет теплый металлический ангар – стоить его возведение будет примерно столько же, сколько и ежегодная аренда в центре.
– Но главное в нашем деле – это репутация, – утверждает Вячеслав Смыкалов, технический директор «Автопассажа», – постоянные клиенты составляют до 70% от общей массы. А репутацию нужно заработать.

– Клиенты должны видеть вашу работу, оценить ее качество, и тогда они поедут за вами куда угодно. Всех своих постоянных клиентов я знаю лично, многие из них стали мне друзьями.

Расходы и их минимизация

По признанию многих владельцев сервисов, регулярный и безвозмездный ремонт автомашин всевозможных инспекторов (от СЭС до пожарников) – неизбежная статья расходов. К счастью, с 8 февраля прошлого года одним барьером стало меньше – лицензирование автосервисов отменено. Но для легальной работы каждому сервису необходимо получить сертификат соответствия на выполнение авторемонтных работ. Этим занимаются Госстандарт, НАМИ, «Ростест», МАДИ-ТЭС – всего больше десятка организаций в Москве; действителен сертификат три года. Для того чтобы получить эту заветную бумажку, необходимо не только, чтобы все оборудование соответствовало определенным техническим требованиям (представитель органа сертификации выезжает на место для проверки), но и чтобы была соответствующая квалификация (как минимум – профильное среднетехническое образование) инженерно-технического персонала. Плюс все контрольно-диагностическое оборудование должно пройти метрологическую поверку (это делают «Ростест» и «Автопрогресс»). Так что чем крупнее сервис и больше в нем оборудования, тем дороже обойдется эта процедура. Например, по словам Вячеслава Смыкалова, «Автопассажу» это обошлось более чем в 100 тыс. руб.
Также предстоит заключить договор с одной из организацией, занимающихся вывозом мусора и жидких токсичных отходов. Главный отход – отработанное масло. К примеру, стоимость вывоза одного контейнера мусора сейчас равна 250 руб. А за вывоз и утилизацию 1 кубометра водно-масляной суспензии придется отдать от 5 до 8 тыс. руб. Что интересно, на этом можно сэкономить – отработанное масло (без примесей) некоторые предприятия готовы забирать даже бесплатно. На кирпичных заводах его используют для топки печей, а на бетонных смазывают им формы для отливки блоков.

Рабочие технологии

Несмотря на то что отечественные машины ломаются на порядок чаще, чем импортные, для автосервиса последние обслуживать существенно выгоднее. Просто потому, что нормо-час обслуживания «иностранца» стоит в два, а то и в три раза дороже (в среднем – $25, российских – $10-15).
Большинство автосервисов, если нет возможности приобрести весь спектр оборудования, начинают со специализации на каком-то одном или нескольких видах работ, постепенно, по мере развития, докупая новые позиции.
– Большинство начинающих сервисов не могут себе позволить купить все необходимое оборудование, – говорит Дмитрий Буянов, – и поэтому поначалу можно специализироваться на каких-то определенных работах (например, «жестянке», диагностике или капремонте двигателя), при этом постоянно поддерживая высокое качество. Правда, круг клиентов все же будет весьма ограничен, поэтому, если есть возможность, нужно «оборудоваться» по максимуму.
Помимо этого, серьезные сервисы обычно специализируются на каких-то конкретных марках машин – современные автомобили западного производства настолько сложны, что «делать все» – это «пытаться объять необъятное».
С ним согласен и Александр Воронков:
– У меня есть десяток специалистов, знающих автомобили «Тойота» от и до, ничуть не хуже, чем в авторизированных сервисах. Всеми марками подряд заниматься несерьезно, ведь у каждой модели множество своих особенностей, и если сервис заявляет, что делает все независимо от марки, то есть повод усомниться в качестве его услуг.

Покупаем оснастку

Работу автомастера можно сравнить с работой хирурга – именно от правильно поставленного диагноза зависит здоровье, а нередко и жизнь пациента (автомобиля).
Поэтому одна из самых главных частей любого автосервиса – стенд для диагностики неисправностей. Практически все современные автомобили оснащаются компьютерами, так что достаточно подключить стенд к специальному разъему в капоте машины, и диагноз становится ясен, что значительно упрощает и сокращает задачу мастера. Хороший стенд диагностики стоит от $10 тыс., а фирменные, рекомендованные для авторизированных дилеров, могут стоить еще дороже.
– Раз в год для каждого автолюбителя услуга по техобслуживанию (ТО) становится самой актуальной, а для сервисов – одной из самых прибыльных, – рассказывает Алексей Куликов, сервис-менеджер направления «Ford» «Автопассажа». – При небольших временных затратах (от 1,5 до 3,5 часов) автолюбителю она обойдется у нас в $60 и востребована постоянно (требуется через каждые 10-20 тыс. км пробега для бензиновых авто и 7-25 тыс. для дизельных).
Для каждого поста необходим также подъемник (от $1,5 тыс. за технику российского производства и от $3 тыс. за импортную).
В те давние времена, когда отсутствовало или было «убито» оборудование на государственных сервисах, а по дорогам колесили одни «Жигули», наши самоучки всегда находили выход из любой ситуации. К примеру, вытягивали «железо», привязав зад машины тросом к дереву и нажав на газ. Сейчас техника ушла далеко вперед. В среднем за импортный стенд правки аварийных кузовов придется отдать от $5,5 тыс. до $50 тыс. (отечественные можно найти и за $4 тыс.).
Одна из самых сложных услуг – капитальный ремонт двигателя; каждой российской машине он требуется после 90-150 тыс. км пробега, иномарке – после 200-400 тыс. км. Для небольшого сервиса осуществить подобный ремонт – сложная и трудоемкая задача, требующая специального оборудования (фрезерные, шлифовальные и хонинговальные станки для точной механической обработки), да зачастую и нерентабельная. В этом случае есть смысл, принимая заказы, перепоручать ремонт двигателя специализированным – в Москве их несколько («Механик», «Инна-мотор» и др.). Причем треть суммы за ремонт достанется вам в виде комиссионных, а спектр услуг только расширится.

Машины и шины

Пожалуй, одна из самых популярных и востребованных услуг на рынке автосервисов – шиномонтаж, ведь как минимум два раза в год, осенью и весной, каждый автолюбитель не может без нее обойтись. В отличие от сложных жестяных, покрасочных и прочих работ, вложения в оборудование шиномонтажного поста минимальны: полный комплект можно приобрести за $2,5-5 тыс. Некоторые сервисы (такие, как «МВО» и «Колесо») выбрали ее в качестве основной или как дополнение к продаже шин.
Все оборудование компактно, занимает несколько квадратных метров, его можно разместить в ангаре или даже прямо на оживленной улице (многие магазины, торгующие автозапчастями, так и поступают, устанавливая шиномонтажный пост прямо под своими окнами).
Если на замену всех колес в гоночном болиде «Формулы 1» уходит не более 5 сек, то простому шиномонтажнику должно хватить 10-15 мин на каждое колесо. Но так как работают они обычно парой, то на замену колес всей машины потратится не более получаса. Таким образом, за 10 часов работы можно обслужить 20 автомобилей, если есть постоянный наплыв клиентов, а бывает это только 3-4 месяца в году. И если за каждое колесо брать 150 руб. (средняя цена на отечественные машины), то окупиться все оборудование у вас сможет всего за один-два месяца, с учетом расходов на зарплату двух рабочих и прочие ненормированные платежи. Плюс к этому еще продажа шин, автомасел и прочей мелочевки будет приносить неплохой доход – примерно такой же, как и сами услуги.

Высшая лига автомобильного сервиса

Высшая авторемонтная каста – авторизированный сервис, специализирующийся на какой-то конкретной западной марке. Нормо-час стоит в два раза больше, чем в обычном, но неплохом сервисе, ежегодные миллионные обороты, недоступные небольшим и «серым» сервисам, гарантийное обслуживание машин. Вложить в такой центр необходимо никак не меньше $1 млн., т. к. придется выполнять зачастую весьма жесткие условия компаний – производителей автомобилей (по словам специалистов, наиболее сложно удовлетворить запросы японских компаний, проще – активно входящих на российский рынок американских).
Правда, стать авторизированным не под силу большинству даже качественных сервисов – для этого необходимо в течение определенного времени поддерживать тесные контакты с официальными дилерами и представительством компании-производителя. Но главное – современные машины чрезвычайно сложны, их «начинка» регулярно обновляется.
Тем не менее, если какой-то из средних, давно и устойчиво работающих станций техобслуживания удастся стать авторизированным сервисом – постоянным потоком состоятельных обладателей новых иномарок она будет гарантированно обеспечена, а стоимость нормо-часа работы на ней будет начинаться от $30.
– Есть некая норма, т. н. пропускная способность (загрузка) одного поста в месяц, – рассказывает Алексей Куликов, – при ее выполнении сервис можно назвать вполне рентабельным. Для нас это 256 часов в месяц, для других сервисов цифра примерно такая же.
Таким образом, вложения в хороший автосервис могут начинаться от $20 тыс. и доходить до нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Конечно, сейчас окупить даже небольшие средства значительно сложнее, чем в начале 90-х – тогда вполне приличный сервис мог начать приносить чистую прибыль уже через полгода устойчивой работы, сейчас же средний срок возврата денег, по словам владельцев, не менее двух-трех лет. Но зато прибыль, если обеспечен поток постоянных клиентов и загрузка каждого поста, гарантирована.

Предлагаем вашему вниманию небольшую пошаговую инструкцию открытия собственного автосервиса от реального предпринимателя из Ижевска Константина Ивановича Петренко. Константин Иванович вот уже десять лет успешно владеет автосервисом и любезно делится секретами своего успеха с читателями сайта «Русский стартап».

Как открыть автосервис правильно и недорого?

Автосервис как бизнес-идея

Для многих людей ремонт собственного автомобиля – это большая проблема. Большинство автолюбителей готовы платить любые деньги, чтобы не заниматься ремонтом двигателя или КПП.

Что и говорить, если 7 из 10 владельцев авто поедут менять масло на СТО. И это несмотря на то, что такая работа занимает не более 20-30 минут.

Почему бы этим не воспользоваться. Можно открыть свой бизнес автосервис и отлично зарабатывать. Главное – иметь под рукой бизнес-план автосервиса и неплохо разбираться в этом направлении.

Но с чего начать? Как правильно открыть автосервис? Каким аспектам уделить особое внимание? Поговорим обо всем по порядку.

Первоначальные вложения или автосервис под ключ

Открытие автосервиса сулит следующими доходами и расходами:

  • первоначальные инвестиции – от 5 миллионов рублей;
  • годовой оборот – от 2 миллионов рублей;
  • норма доходности – 30-40%;
  • окупаемость – пять лет.

Варианты развития

Вы должны четко понимать, в каком направлении будете развивать свой новый автосервис. Здесь есть несколько вариантов:

1. Консервативный. Вы открывайте одиночный автосервис и оказываете определенный спектр услуг (в зависимости от тех специалистов, которые есть в наличии).

Этот вариант является наиболее эффективным с позиции вложений, но в перспективе быстрой окупаемости можно не ожидать. Как показывает практика, одиночным СТО очень сложно справиться с огромной конкуренцией (особенно это актуально, если вы будете открываться в большом городе).

Конкуренция порождает необходимость дополнительных затрат (на качественное оборудование, на заработную плату хорошим мастерам и так далее).

Таблица №1. Потенциал потребителей услуг Автосервиса в России

2. Небольшая сеть СТО. Чтобы «раскрутить» такой бизнес-план СТО, стоит готовиться к существенным капиталовложениям. Основные средства пойдут на рекламу, продвижение нового бренда, привлечение новых клиентов и так далее.

При этом намного перспективнее «раскручиваться» в больших городах, где еще нет известных «сетевых» брендов.

3. Независимый автосервис по франчайзингу. Есть мнение, что при таком виде деятельности затраты будут минимальны. Вовсе нет – вы должны быть готовы к определенным вложениям.

При этом далеко не факт, что владелец хорошо известной сети будет сотрудничать именно с вами.

Как правило, сервисы-франчайзи пользуются большой популярностью в гостонаселенных городах. Причины здесь две: во-первых, еще нет большой конкуренции на этом поприще.

Во-вторых, уровень дохода большинства людей позволяет ремонтировать машину на СТО, а не заниматься этим непосредственно в гараже или просить о помощь «дядю Васю за бутылку».

Перечень услуг стандартного автосервиса

На начальном этапе стоит определиться, какие слуги будет оказывать ваш автосервис.

Здесь выбор весьма широк:

  • агрегатные работы – капремонт основных узлов автомобиля (КПП, двигатель);
  • компьютерная диагностика;
  • ремонт электрической части;
  • слесарные работы (ремонтные работы трансмиссии, силового узла, подвески, развал-схождение и так далее);
  • кузовные работы;
  • покраска;
  • шиномонтаж и так далее.

Можно выполнять дополнительные услуги (как правило, они приносят основную часть прибыли) – монтаж акустики, сигнализаций, аэрография, установка газобаллонного оборудования, тюнинг силового узла, перетяжка салона, шумо- и виброизоляция, нанесение винила, чип-тюнинг и так далее.

Таблица №2. Средние цены на покраску автомобиля в России

Помещение

Особый разговор – помещение для СТО. Здесь есть три основных варианта:

1. Купить готовое помещение. Как показывает практика и опыт большого количества успешных предпринимателей – наиболее правильный, экономный и наименее трудозатратный вариант – взять готовый сборный комплект автосервиса из сэндвич панелей по типовому проекту.

2. Строительство. Если вы решили возводить свой автосервис, то сразу готовьтесь оказывать максимальный спектр услуг (в противном случае прогорите).

Понадобится качественный проект автосервиса, который должен быть согласован местной администрацией. Если заказывать работу у специалиста, то средние затраты будут около 500-600 тысяч рублей.

После этого проект потребует согласования в нескольких комиссиях, ну а дальше – выкуп права аренды земельного участка.

В среднем аренда 5-7 соток земли где-то в центральной части города обойдется в сумму около 150-170 тысяч рублей (это ежегодные затраты). После завершения срока аренды ее можно будет продлить еще на 49 лет. В этом случае расходы могу достигать нескольких миллионов рублей.

При составлении проекта важно учитывать, чтобы на СТО был свой слесарный, кузовной и малярный цех. Кроме этого, понадобится площадка для работ по электрической части и шиномонтажа. В итоге на строительство и обустройство сервиса уходит от 5 миллионов рублей.

3. Аренда. В этом случае затраты будут намного ниже. Но! Подыскать хорошее помещение бывает весьма сложно, ведь лучшие вариант уже заняты.

Порой приходится потратить не один месяц на выбор достойного места. Если уж и получилось найти хорошую площадь, то убедитесь, что она соответствует правилам СЭС, трудовой и пожарной инспекции. Цена аренды – от 150-200 тысяч рублей в месяц.

Оборудование для сто

Хорошему автосервису необходимо качественное оборудование, чтобы оно вызывало уважение и доверие клиентов.

В среднем на покупку подъемника придется потратить около 80-100 тысяч рублей, на оборудование для диагностики – от 80 до 100 тысяч рублей, на покупку инструментов – от 100 тысяч рублей, на верстаки – от 10 тысяч рублей.

Кроме этого, понадобится еще много мелкого инструмента – ножовки, молотки, пассатижи, тиски, ремонтные комплекты, бокорезы и так далее.

Как правило, вы должны подбирать технику, с учетом специализации сервиса.

При этом общие затраты на оборудование могут превышать один миллион рублей.

Персонал

Купить качественное оборудование на СТО – это одно, а вот подобрать действительно квалифицированный персонал для работы на нем – это задача сложнее. Конечно, людей можно обучить, но это время и деньги.

Хочется найти сразу готового мастера, который в течение нескольких дней освоит оборудование и приступит к работе. Такие мастера есть, но и оплата труда у них будет соответствующей.

В среднем хороший специалист требует зарплаты от 30 тысяч рублей. Но талантливые мастера, как правило, уже пристроены на других СТО.

Можно заманивать специалистов не только хорошей заработной платой, но и дополнительной премией, возможностью «шабашить» на рабочем месте и так далее.

При этом не забывайте «подсовывать» новых работников мастеру для обучения (естественно, за дополнительную оплату). Каждый сотрудник должен чувствовать, что он нужен и имеет перспективу роста.

В среднем количество персонала на СТО может достигать 10-12 человек (снова-таки, в зависимости от направлений деятельности).

Это полезно и интересно!
Более 500 полностью готовых к работе шаблонов бизнес-планов в нашем каталоге:

Качественная подборка франшиз для начинающих предпринимателей, собрана нами

Из этой статьи вы сможете узнать как простой водитель из Самары создал службу такси и заработал миллион долларов:

Охрана труда

Нельзя забывать, что автосервис – это место повышенной опасности для персонала. Всегда есть опасность получить серьезную травму (вплоть до смертельного случая).

Чтобы избежать серьезных проблем, вы, как руководитель, должны обеспечить высокий уровень охраны труда.

Для этого необходимо строго соблюдать требования пожарной безопасности, хранить в отбельном помещении горючие жидкости, обеспечить работников всем необходимым – очками, перчатками, спецобувью и спецодеждой.

Раз в 6 или 12 месяцев работник должен сдавать правила охраны труда. Для контроля за соблюдением всех норм можно нанять инженера по ОТ или выполнять эти функции самому.

Реклама

Один из основных секретов успеха автосервиса является качественная раскрутка. В среднем месячный бюджет на рекламу должен составлять от 200 тысяч рублей.

Этого должно хватить на наружную рекламу (размещение указателей с названием своего СТО, плакаты на перекрестках, растяжках и так далее), реклама в газете и интернете, создание и раскрутку своего сайт, оформление стендов в магазинах с запчастями для автомобилей и так далее.

Рентабельность

Как правило, бизнес автосервис может весьма быстро окупиться. В среднем один специалист способен обслужить 3-5 автомобилей в сутки (средняя продолжительность одной восстановительной работы – около 2-3 часов).

Средняя оплата труда (за один ремонт) – около 2-4 тысяч рублей. Следовательно, один мастер в месяц приносит около 120-200 тысяч рублей. Заработная плата специалиста – от 30-40 тысяч рублей в месяц.

Отличная рентабельность. Чтобы повысить уровень доходов, можно работать круглосуточно и семь дней в неделю.

Как открыть успешный автосервис?

Скачать бизнес-план автосервиса бесплатно или создать самому?

Первое, что необходимо уяснить всем начинающим предпринимателя – наличие рабочего бизнес-плана на старте – обязательно!

Начинать бизнес с нуля и тем более не очень опытному предпринимателю без собственного, хорошо-проработанного бизнес-плана – верх неосмотрительности и даже глупости.

Бизнес-план автосервиса можно скачать бесплатно из интернета, но я советую всем купить шаблон и на его основе создать недорого собственный бизнес-план:

Основные секреты

Чтобы всегда быть «на коне» учитывайте несколько полезных советов:

  • во-первых, сразу найдите надежного поставщика и работайте только с ним. При этом составляйте заявки за несколько месяцев с учетом потенциального спроса на те или иные виды работ.Не экономьте на запчастях – старайтесь подбирать их немного с запасом. Особенно это актуально при работе сетевых СТО, где можно обмениваться деталями между отдельными «подразделениями»;
  • во-вторых, с самого начала концентрируйте свое внимание на наиболее рентабельных услугах, которые пользуются максимальной популярностью – автомойка, покраска, шиномонтаж, ремонт кузова и так далее;
  • в-третьих, не забывайте время от времени увеличивать спектр услуг. Это позволит повысить общую прибыль и заработать больше постоянных клиентов.

Итоги или сколько стоит открыть автосервис:

Первоначальные расходы:

  • Покупка оборудования, установка, монтаж – от 1 миллиона рублей;
  • Расходы на рекламу – от 200 000 рублей;
  • Согласования – от 50 тысяч рублей.

Ежемесячные расходы:

  • Аренда помещения – от 150 тысяч рублей;
  • Покупка расходных материалов – от 80 тысяч рублей;
  • Заработная плата – от 300 тысяч рублей.

Доходность:

  • Общая прибыль – от 700 тысяч рублей;
  • Чистый доход – от 100 тысяч рублей.

Вывод:

Открытие своего автосервиса – это прибыльное направление. Главное – подобрать хорошее помещение, найти квалифицированный персонал и постоянно повышать качество предоставляемых услуг. Удачи.

С каждым днем число автомобилистов неуклонно растет как в крупных городах, так и в небольших поселениях. Многие из них - это занятые люди, которые не любят тратить свободное время на самостоятельный ремонт машины, даже если он просто необходим. По этой причине многие водители готовы заплатить любые деньги за сервисное обслуживание автомобиля. Так почему на этом не заработать? Как открыть автосервис с нуля? Бизнес-план какого формата нужно использовать?

Идея открытия СТО очень актуальна и перспективна, если правильно при ее осуществлении. Для этого лучше всего использовать бизнес-план автосервиса с расчетами, который мы сегодня и рассмотрим.

Сфера обслуживания

На данный момент автопарк в России увеличился в три раза, что привело к расширению структуры рынка автообслуживания. На данный момент туда входят:

    Частные услуги по ремонту. Таких индивидуальных мастеров сейчас огромное множество; их услуги являются самыми дешевыми, но не всегда самыми качественными.

    Одиночные автосервисы. Один из самых популярных сегментов рынка, рекламирующий себя за счет идеального сочетания «цена-качество».

    Специализированные автосервисы. Они работают с определенной маркой автомобиля, что сильно уменьшает число потенциальных клиентов, но выделяет четкую целевую аудиторию.

В зависимости от ваших возможностей, личных целей и обстановки на рынке необходимо выбрать один из этих сегментов для работы.

Если в вашем городе большую популярность имеют коммерческие перевозки, то резонно использовать бизнес-план грузового автосервиса с расчетами, пример которого поможет определить средний размер вложений.

Частные и одиночные автосервисы более выгодны с позиции первоначальных затрат, однако окупаемость у них может пострадать из-за серьезной конкуренции с более крупными компаниями. Особенно остро данная проблема чувствуется в больших городах.

Сетевые СТО лучше всего открывать в местах, где нет популярного бренда в этой сфере. Здесь основные затраты уйдут на рекламное продвижение марки.

Автосервис по франшизе отрекламирован ей самой, но за это хозяин сети накладывает на бизнесмена определенные требования, начиная от поддерживания определенного внешнего вида офиса, заканчивая тактикой подбора каждого сотрудника. В данном случае бизнес-план (образец с расчетами) автосервиса может меняться, так как вложения на рекламу тут сокращаются.

Анализ рыночной ситуации

Новый автосервис имеет хорошие шансы на успех при правильной оценке среды, в которой ему придется работать. Для того чтобы правильно выбрать направление деятельности, возможную спецификацию и территориальное расположение, необходимо провести анализ рыночной ситуации, без которого бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса не будет актуален.

Для начала стоит объективно оценить количество ваших конкурентов, спектр услуг, которые они оказывают, их стоимость и целевую аудиторию. Если вы чувствуете, что ваша СТО не сможет выиграть на фоне соседних автостанций, вам лучше выбрать другую специализацию, есть ряд работ, которые вы будете выполнять на более высоком уровне или по более низкой цене, либо сосредоточьтесь на определенной марке автомобилей, которую хотите обслуживать.

Узнав все слабые места конкурентов, вы можете спокойно использовать бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса в своих целях. Примерный расчет вложений поможет вам сориентироваться в возможности организации подобного бизнеса.

Оказываемые услуги

Бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого мы рассматриваем, рассчитан на осуществление широкого спектра услуг: капитальный ремонт основных узлов автомобиля, диагностика и ремонт электрической части, кузовные и слесарные работы, шиномонтаж, покраска и многое другое. В качестве дополнительных услуг стоит рассматривать работы по подбору и установке акустики, сигнализации, газобаллонного оборудования, аэрографии, нанесения винила, перетяжки салона и т. п.

Самыми выгодными из этого списка являются ремонтные работы с коробкой скоростей, двигателем, сцеплением, рулевым редуктором. Меньший доход приносит однако отказаться от нее просто невозможно.

Лучше всего для СТО выбрать узкую специализацию, что сократит расходы на техническое обслуживание бизнеса. Однако, такая тактика может сильно сократить количество потенциальных клиентов.

Помещение

После того, как вы определились с направлением коммерческой деятельности, вам необходимо подобрать помещение, в котором вы будете ее осуществлять. В данный момент для бизнесмена доступны аренда или строительство.

Последний вариант используется крайне редко, так как он требует оформления дополнительных соглашений с местной администрацией, ожидания решения комиссий и затем выкупа прав на аренду. Таким образом, получается, что само строительство требует вложения 600-900 тысяч рублей, а аренда земельного участка - около 200 тысяч рублей в год за 7-9 соток.

Арендовать помещение дешевле, однако найти подходящий вариант сложно, так как многие из них либо не отвечают требованиям бизнесмена, либо не соответствуют пожарным нормативам. Если повезет, то арендовать нужную площадь под СТО можно за 200-300 тысяч в месяц.

Во всех случаях бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса должен учитывать будущий размер цехов и необходимую площадь для отделов по шиномонтажу и работ с электроникой.

Оборудование

В полученном помещении ничего, кроме голых стен, не будет, поэтому следующий этап - это подбор оборудования. Основные траты здесь уходят на диагностику (90-150 тысяч рублей), верстаки (от 20 тысяч рублей), подъемник (90-120 тысяч рублей), крупные инструменты (от 140 тысяч рублей). Также не стоит забывать, что для работы требуются и мелкие инструменты: молотки, тиски, бокорезы и т. п., на которые может уйти до 30 тыс. рублей.

На самом деле бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого здесь указан, включает в себя стандартные характеристики СТО, которые можно усовершенствовать путем вложения более внушительных сумм.

Персонал

От того, кто будет работать на СТО, зависит не только качество работ и количество клиентов, но и имидж самой компании. Поэтому к выбору персонала следует отнестись внимательно. На небольшой автосервис достаточно 2-3 мастеров, управляющего и специалиста по работе с клиентами. Таким образом, на штат из 5 человек заработная плата в среднем составляет от 100 до 150 тысяч рублей. Эту сумму тоже стоит включить в первоначальные расходы, так как в начале бизнес может не приносить желаемых доходов.

Если СТО будет нести другую направленность, то штат стоит расширить. Так, бизнес-план грузового автосервиса требует наличия, как минимум, 10-15 человек.

Законодательство

Закон требует четкого выполнения предписания насчет СТО. Так, функционирование автосервиса должно быть согласовано с пожарной службой, ГИБДД и санитарно-эпидемиологическим надзором. Помещение, в котором производятся работы, должно быть подключено к центральной канализации и находиться не ближе, чем в 50 метрах от жилых домов.

Особое внимание необходимо уделить охране труда. СТО - это место повышенной опасности, поэтому соблюдение трудового кодекса, а именно глав, посвященных обеспечению безопасности персонала, требуется очень строго. В интересах самого бизнесмена соблюдать правила пожарной безопасности, не уменьшать площадь помещения в целях экономии, ввести правила хранения горючих веществ, обеспечить работников формой и средствами защиты.

Реклама

Если СТО работает не под крылом франшизы, то стоит в статье расходов выделить отдельную главу, посвященную рекламе. В число методов продвижения можно включить объявления в газетах и журналах, раздачу информационных флаеров, наружную рекламу на баннерах и в транспорте, рекламу по ТВ и радио, оформление и раскрутку сайта. Такой комплексный набор может обойтись в 400 тысяч рублей. Однако, в условиях небольшого СТО можно уложиться и в 50-100 тысяч рублей ежемесячно. Потом расходы будут плавно уменьшаться, так как появится собственная и запустится так называемое «сарафанное радио».

Итоговый подсчет

Тем, кто думает, как открыть автосервис, бизнес-план лучше использовать, как рекомендацию. Постоянные изменения курса валюты, экономически события, рост конкуренции могут влиять на размер вложений, которые требуются для открытия бизнеса. На данный момент реальность такова.

Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса включает следующие статьи расходов:

1. Первоначальные расходы:

аренда помещения — 200 тыс. рублей;

зарплата для сотрудников — 15 тыс. рублей.

расходные материалы — 100 тыс. рублей.

Итак, вложения в первый месяц работы будут составлять около двух миллионов рублей. При правильной ежемесячная выручка СТО может превышать 600 тыс. рублей, из которых около 200 тыс. рублей — это чистая прибыль.

Таким образом, на вопрос о том, как открыть автосервис даже примерного характера смог дать ответ.

Все автосервисы в чем-то уникальны, но при этом имеют общие черты и общие проблемы. О самых популярных пойдет речь в этой статье.

Способ 1. Специализация автосервиса.

Часто в небольшом автосервисе стараются выполнить любую просьбу клиента. Во-первых, хочется денег, а тут их дают, а, во-вторых, вроде бы ведь «клиент всегда прав»? В итоге получается только хуже: невозможно быть специалистом во всём, каждая марка автомобиля имеет свои секреты, каждый вид работ требует специнструментов и опять же умений. Так, например, один небольшой автосервис, специализирующийся на ходовке Honda решил «по-быстрому» заработать на смене двигателя на Toyota Camry. Оказалось, что двигатели 3S хоть и распространенные, но у них есть особенности крепления, и вместо четырех часов один из трех постов был занят разобранной машиной неделю. Легко можно подсчитать убытки этого сервиса.

Специализация бывает вертикальная, по производителю или даже модели автомобиля (например, Honda), и горизонтальная – по видам работ (ремонт и обслуживание ходовой части, двигателя, электрики, кузовной ремонт).

Определите, какие работы вы выполняете лучше всего, насколько востребованы такие работы в вашем городе и не бойтесь мягко отказывать вашим клиентам в непрофильных работах. А еще лучше – накапливайте информацию по автосервисам вокруг вас и рекомендуйте, к кому им обратиться. Люди очень ценят искреннюю помощь и когда им потребуются ваши услуги, обязательно обратятся именно к вам.

Способ 2. Клиенты, прямой контакт, повышение лояльности, сарафанное радио.

Весь ваш бизнес построен на клиентах, поэтому очень важно уметь правильно привлекать и удерживать клиентов.

По многократно подтвержденной статистике самая действенная реклама по привлечению клиентов – сарафанное радио. Слово, сказанное через рекламу автосервисом, всегда будет весить на порядок меньше, чем слово, сказанное знакомым. При этом существуют методики, которые позволяют управлять сарафанным радио. Управление – способ заставить человека рассказать про вас своим знакомым. Действительно, необходимо заставлять, так как люди поделятся скорее тем, что их обслужили плохо. Хорошее обслуживание воспринимается как само собой разумеющееся.

Получить клиента важно, но еще важнее удержать его. Для повышения лояльности клиента можно использовать ведение сервисной книжки за клиента, напоминания о необходимости произвести обслуживание, поздравление с праздниками и множество других способов.

Если у клиента стоит выбор между двумя автосервисами очень похожими по качеству работ, по ценам, по вежливости обслуживания, то он в итоге выберет тот, который предлагает дополнительные удобства. Посмотрите, как можно легко реализовать ведение сервисной книжки через .

Способ 3. Учет. А лучше – автоматизированный учет.