Кто является застрахованными лицами в Пенсионном фонде? Фонд обязательного пенсионного страхования РФ: бюджет, выплаты, функции

Фонды пенсионного страхования (ФПС) – самые крупные внебюджетные фонды России. Именно из них выделяются средства на содержание социально незащищенных граждан: пенсионеров, инвалидов, лиц, оставшихся без кормильца и т.д. Но помимо этих задач перед пенсионными фондами стоят другие, не менее важные. О том, как формируются средства в пенсионных фондах, какие у них цели и какие типы этих структур бывают, мы и расскажем в нашей статье.

Кто кого кормит?

В России вопрос о достойном пенсионном обеспечении всегда был болезненным. Оглядываясь на уровень жизни пенсионеров в развитых странах, всегда обидно смотреть на реальную жизнь российского пенсионера.

Именно поэтому в начале 21 века была разработана совершенно новая пенсионная система, состоящая из трех частей. В большинстве своем она схожа с аналогичными системами на Западе, но в ней учтены и особенности российского менталитета. Три части:

  • 1 – гарантийное содержание на пенсии за счет государственных структур;
  • 2 – создание пенсионных сбережений;
  • 3 –накопления индивидуального характера.

Такая модель позволяет значительно увеличить уровень социального положения россиян после выхода на законную пенсию.

Пенсионные фонды играют главную роль в жизни страны. Они функционируют в соответствии с нормативными положениями и законами страны, а также документом, регулирующим деятельность этой системы. Такие структуры формируются посредством:

  • профсоюзных организаций;
  • государства;
  • частных компаний.

Самым весомым из всех ныне существующих является фонд государственного пенсионного страхования РФ. Он единственный является государственным. Именно он функционирует как страховщик в этой структуре страхования. Фонд работает более 25 лет и, по статистике, именно ему доверяет большинство граждан страны. Главное отделение территориально расположено в Москве, филиалы – в каждом регионе России.

Важнейшие функции

Несмотря на очевидную задачу платить пособие пенсионерам и социальные выплаты разным категориям участников системы, пенсионный фонд имеет множество других функций:

  • формирование информационной базы по лицам, вносящим страховые средства в фонд;
  • персональный учет всех поступающих взносов от трудящихся граждан;
  • анализ работы других стран в рамках вопросов, которые регулирует государственный фонд;
  • контроль и учет поступающих средств;
  • начисление и выплата пенсий и пособий;
  • работа с различными формами организаций, переводящих страховые взносы;
  • выдача сертификатов, дающих право на оформление материнского капитала;
  • регулирование финансов пенсионной системы;
  • реализация госпроекта по софинансированию.

И это далеко не полный перечень функций, которые выполняет государственный фонд обязательного пенсионного страхования. Именно поэтому его значение настолько велико.

О целях и путях их достижения

Чтобы работа любого фонда была эффективной, перед ним нужно поставить стратегические цели. Контроль за их достижением позволяет таким структурам быть гибкими и решать важнейшие социальные задачи, которые стоят перед государством.

При создании пенсионного фонда преследуется множество целей. Но самая основная – это пенсионное обеспечение российских граждан. Для этого государство предоставило своему фонду все права и возможности по управлению финансами для достойного обеспечения россиян.

Российская пенсионная система выстроена таким образом, чтобы обеспечить представителей разных поколений. То есть сегодняшние работники содержат сегодняшних пенсионеров, а завтрашние работники будут содержать сегодняшних, когда те выйдут на пенсию. Такое перераспределение ресурсов помогает обеспечивать прожиточный минимум в виде пенсионных выплат.

Но все же следует учитывать, что основная, базовая составляющая пенсии выплачивается из бюджета государства, а оставшаяся – за счет взносов работающих граждан.

Типы пенсионных фондов

В зависимости от управляющей компании пенсионные фонды можно разделить на:

  • государственные;
  • негосударственные

С государственными структурами мы разобрались в первой части нашей статьи. Негосударственные же фонды пенсионного назначения являются некоммерческими структурами, цель которых – негосударственное обеспечение пенсионными выплатами граждан, вступивших в членство этого фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

Работа этих учреждений находится под контролем федеральной государственной службы. Именно поэтому можно быть уверенным в защищенности своих средств. Так же такие организации позволяют более эффективно распределять средства и дают работодателю ряд преимуществ, позволяя:

  • повысить материальную заинтересованность сотрудников;
  • повысить уровень содержания работников, которые работают достаточно длительное время;
  • улучшить кадровую политику;
  • получить дополнительные источники средств в свою компанию.

Алгоритм деятельности государственного и негосударственного структур пенсионной системы, практически одинаков. Единственное существенное различие состоит в том, что в государственном пенсионном фонде всеми накоплениями управляет только одна государственная компания, которая вкладывает их в государственные ценные бумаги. А негосударственный фонд обычно работает с несколькими управляющими компаниями. И в процессе их деятельности эти управляющие компании могут сменяться в зависимости от итоговой годовой отчетности.

Алгоритм формирования взносов

Порядок формирования средств пенсионного фонда установлен законодательно. Фонд формируется за счет:

  • денег, выделяемых из федерального бюджета;
  • различных денежных наказаний;
  • прибыли, получаемой в результате вложения временно свободных финансов;
  • страховых поступлений;
  • взносов, произведенных на добровольной основе, принимаемых от ФЛ и ЮЛ.

Это далеко не полный список, за счет которого формируется денежная база. Здесь действует принцип «разрешено все, что не запрещено». Поэтому, чтобы максимально увеличить количество средств в фонде, используются все методы и средства.

Сложно переоценить значение фонд обязательного пенсионного страхования в России. На него возлагаются большие надежды. И в интересах каждого из нас, чтобы он их оправдал.

ЛЕКЦИЯ 8

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

    Пенсионный фонд РФ.

    Фонды обязательного медицинского страхования.

    Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев государственных финансов.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Россий­ской Федерации в период перехода страны на новые экономические от­ношения на основе Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», что привело к появлению нового звена общегосударственной системы фи­нансов. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).

Следовательно, государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управ­ляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для осуществления расходов в интересах граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социаль­ном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Специфической особенностью внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое исполь­зование средств.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему Российской Федерации, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием Бюджетного кодекса федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются ст. 143-150 Бюджетного кодекса РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении - нормами бюджетного процесса Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Социальные внебюджетные фонды являются относительно самостоя­тельными финансово-кредитными учреждениями. Эта самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, коопе­ративных, частных предприятий (организаций). Функции внебюджетных социальных фондов заключаются в мобилизации и использовании имею­щихся в их распоряжении средств, в размерах и на цели, регламентирован­ные государством. Последнее законодательно устанавливает размеры страховых взносов, подлежащих зачислению в каждый внебюджет­ный фонд социальной направленности, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Федеральным законом РФ № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (в ред. от 02.07.2013 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлены следующие категории плательщиков:

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов.

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процента;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 272-ФЗ).

    Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%. Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

    выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

    реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Доходами бюджета ПФР являются налоговые платежи, а также поступления недоимок, пени и иных финансовых санкций по взносам в этот Фонд; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ).

    Фонд социального страхования РФ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1922 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 10 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему соз­даваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получе­ния медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рис­ков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граж­дан, но только в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательною социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

На Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверж­даются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении - правлением данного Фонда и его председателем.

Основная задачаФСС - выплата страхового обеспечения по следу­ющим видам социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахо­ванного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фонда социального страхования являются:

    страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

Основными направлениями использования средств Фонда являются выплаты пособий:

По временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Социальное пособие на погребение.

В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

4. Фонды обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Они были учреждены в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного соци­ального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Фе­дерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях соответствующих программ.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в Федеральную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, утверждается приказом Министерства здравоохранения и со­циального развития РФ (Минздравсоцразвития России). В соответствии с ним граждане Российской Федерации бесплатно пользуются, например, услугами скорой и неотложной помощи, при плановой госпитализации.

Доходы бюджета Фонда формируются за счет следующих источников:

1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете".

Они направлены на:

а) обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);

б) реализацию мероприятий в рамках базовой Программы обязательного медицинского страхования;

в) проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;

г) дополнительную диспансеризацию работающих граждан;

д) диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

е) финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи;

ж) оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Среди основных функций фонда выделяют:

Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование – одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется путем предоставления денежных средств Федерального ФОМС бюджету территориального ФОМС на безвоз­мездной и безвозвратной основе (субвенции) на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае отсутствия на счете Федерального ФОМС достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ ОМС для предоставления субвенций привлекаются ресурсы норми­рованного страхового запаса Федерального фонда. Принятие решения о предоставлении территориальному ФОМС субвенции осуществляется комиссией Федерального ФОМС при условии соблюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность территориального фонда.

Гражданам Российской Федерации гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обяза­тельного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления меди­цинской помощи в них.

В 2012 году в сфере обязательного медицинского страхования участвовали 8 059 медицинских организаций.

В 2012 году в медицинские организации поступило 727,2 млрд. рублей, в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 725,5 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 70 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 216 филиалами СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 января 2012 года составила 141,2 млн. человек; в том числе 54,6 млн. работающих граждан и 86,6 млн. неработающих граждан.

Навигация по статье

В настоящее время в России практически каждый гражданин имеет (СНИЛС) - это является подтверждением того, что гражданин застрахован в пенсионной системе РФ и за периоды его трудовой деятельности уплачивались страховые взносы.

  • Данный документ является обязательным при устройстве на работу, без него невозможно в будущем.
  • Также он может быть добровольно оформлен независимо от трудоустройства неработающим гражданам, несовершеннолетним детям и лицам иностранных государств.

Субъектами правоотношений в системе ОПС являются:

  • застрахованные лица (все граждане, имеющие СНИЛС);
  • страховщик (работодатели, все юридические лица, а также физические лица, уплачивающие взносы за себя или за других граждан);
  • страхователь (ПФР или любой другой негосударственный пенсионный фонд (НПФ)).

Таким образом, система ОПС была создана государством и представляет собой систему мер, направленных на формирование и защиту пенсионных прав граждан, застрахованных в ней. Данная система основана на страховых принципах, согласно которым страховщик обязан делать отчисления за застрахованных лиц.

Кто является застрахованными лицами в Пенсионном фонде?

Законодательством РФ также предусмотрены иные права застрахованных лиц:

  • беспрепятственное получение информации о состоянии своего , размере уплачиваемых взносах, количестве пенсионных баллов и других сведений у своего работодателя (страхователя) или в Пенсионном фонде (в том числе дистанционно через «Личный кабинет» на официальном сайте ПФР);
  • бесплатная замена страхового свидетельства СНИЛС прежнего, ошибки в бумажном документе или ;
  • защита своих прав в судебном порядке;
  • в государственном или негосударственном пенсионном фонде;
  • распоряжение своими пенсионными накоплениями (смена пенсионного фонда, управляющей компании и т.д.);
  • своевременное получение пенсионных накоплений (бессрочной выплаты накопительной пенсии, единовременной или срочной пенсионной выплаты).

Персонифицированный учет пенсионных прав

Для организации и учета сведений о застрахованных лицах в системе ОПС государством была создана . Учетом информации занимается Пенсионный фонд России.

В данной системе содержится вся основная информация о каждом гражданине:

  • личные данные (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство и т.д.);
  • сведения о заработной плате, периодах трудовой деятельности;
  • сведения о страховых взносах;
  • количество пенсионных баллов и т.д.

Главной целью создания персонифицированного учета является учет данных о стаже и заработке граждан, а также осуществление контроля за регулярной уплатой страховых взносов. Это дает возможность при установлении как страховых, так и накопительных пенсионных выплат гражданам свести к минимуму ошибки и неточности.

Индивидуальный лицевой счет в ПФР

При регистрации в системе ОПС Пенсионный фонд России открывает гражданину индивидуальный лицевой счет (ИЛС) и присваивает страховой номер - . Постоянный страховой номер содержит контрольные разряды, позволяющие выявлять ошибки в процессе учета.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года сам индивидуальный лицевой счет делится на три части . Каждая часть содержит определенную информацию о каждом застрахованном в системе ОПС лице:

  • общая часть (ФИО, адрес места жительства, пол, гражданство, сведения о доходе, периоды трудовой деятельности и т.д.);
  • специальная (данные о пенсионных правах на накопительную пенсию);
  • профессиональная (сведения о страховых взносах, уплаченных за гражданина, имеющего право на досрочное назначение пенсии; инвестиционный доход; профессиональный стаж, суммы выплат).

СНИЛС присваивается застрахованному лицу один раз и не подлежит замене. Данные о гражданине постоянно уточняются и дополняются в течение всей его жизни. После смерти застрахованного лица информация о нем также хранится в органах Пенсионного фонда определенное время.

Так как информация о гражданине, содержащаяся на индивидуальном лицевом счете, является строго конфиденциальной , то получить ее может только он сам.

Состояние ИЛС можно посмотреть через специальную выписку, получить которую можно в территориальном органе ПФР (в том числе дистанционно через «Личный кабинет») или на официальном сайте Единых государственных услуг (Госуслуги). Данная выписка состоит из 7 блоков, в которых представлена информация о застрахованном лице.

Обязанности застрахованных лиц в системе ОПС

Помимо прав в системе обязательного пенсионного страхования у застрахованных лиц есть и обязанности .

  • Главной обязанностью является своевременное предоставление достоверных данных , подлинных документов страхователю или непосредственно страховщику.
  • В случае изменения сведений в документах (смена фамилии после замужества, смена имени и т.д.) гражданин обязан сообщить об этом в Пенсионный фонд России или работодателю, так как любое изменение персональных данных может повлиять на выплату пенсионного обеспечения при его установлении.
  • При этом застрахованное лицо также обязано соблюдать все условия, которые установлены для назначения и выплаты пенсии.

Ответственность работника перед работодателем и Пенсионным фондом

Как субъект правоотношений в системе ОПС застрахованные лица несут определенную ответственность, как перед страхователем, так и перед страховщиком. Также каждый наемный работник несет ответственность перед своим работодателем и Пенсионным фондом России за невыполнение своих обязанностей .

При невыполнении гражданами своих обязанностей (например, представление недостоверных данных о себе) из бюджета ПФР могут быть выплачены излишние суммы денежных средств. В этом случае ответственность застрахованных лиц заключается в возмещении страховщику причиненного ущерба в денежном выражении в соответствии с законодательством РФ.

В систему гарантирования прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию вошло 46 негосударственных пенсионных фондов, в которых сформировано 1 989,73 млрд рублей пенсионных накоплений 29,01 млн застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с указанными фондами. Напомним, по состоянию на 1 января 2014 года (на дату вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений») в сегменте обязательного пенсионного страхования работало 89 НПФ.

Система гарантирования прав застрахованных лиц действует в России с 1 января 2015 года. Негосударственные пенсионные фонды, принявшие решение об участии в системе гарантирования, до 31 декабря 2015 года имели право представить в Банк России ходатайство о вынесении заключения об их соответствии требованиям к участию в системе гарантирования.

Система гарантирования создана в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и установления ответственности всех участников рынка обязательного пенсионного страхования за сохранность средств пенсионных накоплений. Для этого в Агентстве по страхованию вкладов создан фонд гарантирования пенсионных накоплений, куда все пенсионные фонды - участники системы гарантирования, отчисляют ежегодные взносы. Из этих средств при наступлении гарантийного случая (аннулирования лицензии НПФ или недостаточности средств у страховщика на день, с которого застрахованному лицу устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений и др.) Агентство по страхованию вкладов возмещает недостаток средств пенсионных накоплений. Кроме того, в системе гарантирования предусмотрено формирование резерва по обязательному пенсионному страхованию фондом - участником, для восполнения недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованному лицу при наступлении гарантийных случаев, предусмотренных Федеральным законом № 422-ФЗ.

По состоянию на 1 июля 2016 года Банк России завершил рассмотрение поданных в установленный законом срок до 31 декабря 2015 года ходатайств негосударственных пенсионных фондов о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования. Таким образом, можно сделать вывод о завершении формирования списка фондов - участников системы гарантирования. Негосударственные пенсионные фонды, не вошедшие в систему гарантирования, лицензия которых аннулирована или в отношении которых введен запрет на деятельность по ОПС, обязаны передать пенсионные накопления застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации и прекратить деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Страховщиком этих застрахованных лиц становится ПФР, а пенсионные накопления передаются для инвестирования в расширенный портфель инвестиционных бумаг государственной управляющей компании Внешэкономбанк.

В случае недостаточности средств пенсионных накоплений, передаваемых в ПФР из НПФ, не вошедших в систему гарантирования, Банк России возмещает Пенсионному фонду Российской Федерации недостающие средства до гарантируемой величины средств пенсионных накоплений (номинал страховых взносов).

Страховщиком застрахованных лиц по ОПС может быть Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию Внешэкономбанк и частные управляющие компании.

Гражданин, формирующий пенсионные накопления в Пенсионном фонде России, может выбрать одну из управляющих компаний для инвестирования пенсионных накоплений. Смена страховщика происходит только при переходе из одного НПФ в другой, а также при переходе между Пенсионным фондом России и НПФ. При переводе пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в частную, а также при выборе другой УК смены страховщика не происходит - им остается Пенсионный фонд России. Пользоваться правом на смену страховщика можно ежегодно. Сменить страховщика можно в следующем году (досрочный переход) или через 5 лет путем подачи заявления о переходе. Смена страховщика чаще одного раза в 5 лет может повлечь потерю инвестиционного дохода, а в случае отрицательного результата инвестирования - уменьшение средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка (исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком).

Однако из 1,007 млн заявлений о смене страховщика, поданных в 2016 году по состоянию на 1 июня, 98% - это заявления о досрочном переходе, из которых почти 470 тыс. - о переходе из одного НПФ в другой, более 505 тыс. - о переходе из ПФР в НПФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации обращает внимание на особенности расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче текущим страховщиком новому страховщику по заявлениям о досрочном переходе, поданным застрахованными лицами в 2016 году:

С какого года

Вы формируете

пенсионные накопления

у текущего страховщика?

Потери средств пенсионных накоплений гражданина

при досрочном переходе

(при подаче заявления о досрочном переходе в 2016 году)

Положительный результат

инвестирования

Отрицательный результат

инвестирования

С 2011 года и ранее

Потеря инвестиционного дохода

За 2016 год

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за 2016 год

C 2012 года Нет потери средств пенсионных накоплений

В период с 2013 по 2015 год

Потеря инвестиционного дохода

За 2015-2016 годы

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за

2015-2016 годы

В 2016 году

Потеря инвестиционного дохода

За 2016 год

Потеря пенсионных накоплений

На сумму убытка от инвестирования за 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

    1. ООО «УК «АГАНА» 2. ООО УК «АК БАРС КАПИТАЛ»3. ООО УК «Альфа-Капитал»4. ЗАО «УКАЦ»5. ООО «УК «Атон-менеджмент»6. ООО «УК БИН ФИНАМ Групп»7. ЗАО УК «БКС»8. ООО «УК «БФА»9. ООО ВТБ Капитал Пенсионный резерв10. ЗАО «ВТБ Капитал Управление активами»11. Внешэкономбанк12. АО «ОФГ ИНВЕСТ»13. ОАО УК «Ингосстрах-Инвестиции»14. ООО «Управляющая компания «КапиталЪ»15. ЗАО «Лидер»16. ООО «УК МДМ»17. ЗАО «Металлинвесттраст»18. ООО «УК «МЕТРОПОЛЬ»19. ЗАО «УК Мономах»20. АО «НУК»21. ООО УК «ОТКРЫТИЕ»22. ООО «ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»23. ООО «УК ПРОМСВЯЗЬ»24. ООО «РЕГИОН Портфельные инвестиции»25. ЗАО «РЕГИОН ЭсМ»26. ООО «РЕГИОН Траст»27. ООО УК «РФЦ-Капитал»28. АО «Сбербанк Управление Активами»29. ЗАО «СОЛИД Менеджмент»30. ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс (ОАО)31. ЗАО «Управляющая Компания ТРИНФИКО»32. ЗАО «УК УралСиб»33. ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент»

Перечень НПФ, вошедших в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования:

    1. АВТОВАЗ НПФ
    2. Аквилон МНПФ
    3. Алмазная осень НПФ
    4. Альянс НПФ
    5. Атомфонд НПФ
    6. БОЛЬШОЙ МНПФ
    7. БУДУЩЕЕ НПФ
    8. Владимир НПФ
    9. Волга-Капитал НПФ
    10. ВТБ Пенсионный фонд
    12. Гефест НПФ
    13. Доверие НПФ (АО)
    14. Доверие Оренбургский НПФ
    16. Капитан НПФ
    17. КИТФинанс НПФ
    18. ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ
    19. Магнит НПФ
    20. НАСЛЕДИЕ НПФ
    21. Национальный НПФ
    22. НЕФТЕГАРАНТ НПФ
    24. Образование НПФ
    25. Образование и наука НПФ
    26. ОПК НПФ
    28. Промагрофонд
    29. Профессиональный НПФ
    30. РГС НПФ
    31. РЕГИОНФОНД
    32. Роствертол НПФ
    33. Русский Стандарт НПФ
    34. САФМАР НПФ
    35. Сбербанк НПФ
    36. Согласие НПФ
    38. Социум НПФ
    39. Стройкомплекс НПФ
    40. Сургутнефтегаз НПФ
    41. Телеком-Союз НПФ
    42. Транснефть НПФ
    43. УГМК-Перспектива НПФ
    44. УРАЛСИБ НПФ
    46. Электроэнергетики НПФ

Перечень управляющих компаний, с которыми ПФР заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений:

    1. ООО «УК «АГАНА»
    2. ООО УК «АК БАРС КАПИТАЛ»
    3. ООО УК «Альфа-Капитал»
    4. ЗАО «УКАЦ»
    5. ООО «УК «Атон-менеджмент»
    6. ООО «УК БИН ФИНАМ Групп»
    7. ЗАО УК «БКС»
    8. ООО «УК «БФА»
    9. ООО ВТБ Капитал Пенсионный резерв
    10. ЗАО «ВТБ Капитал Управление активами»
    11. Внешэкономбанк
    12. АО «ОФГ ИНВЕСТ»
    13. ОАО УК «Ингосстрах-Инвестиции»
    14. ООО «Управляющая компания «КапиталЪ»
    15. ЗАО «Лидер»
    16. ООО «УК МДМ»
    17. ЗАО «Металлинвесттраст»
    18. ООО «УК «МЕТРОПОЛЬ»
    19. ЗАО «УК Мономах»
    20. АО «НУК»
    21. ООО УК «ОТКРЫТИЕ»
    22. ООО «ПЕНСИОННАЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»
    23. ООО «УК ПРОМСВЯЗЬ»
    24. ООО «РЕГИОН Портфельные инвестиции»
    25. ЗАО «РЕГИОН ЭсМ»
    26. ООО «РЕГИОН Траст»
    27. ООО УК «РФЦ-Капитал»
    28. АО «Сбербанк Управление Активами»
    29. ЗАО «СОЛИД Менеджмент»
    30. ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс (ОАО)
    31. ЗАО «Управляющая Компания ТРИНФИКО»
    32. ЗАО «УК УралСиб»
    33. ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент»
    1. АВТОВАЗ НПФ
    2. Аквилон МНПФ
    3. Алмазная осень НПФ
    4. Альянс НПФ
    5. Атомфонд НПФ
    6. БОЛЬШОЙ МНПФ
    7. БУДУЩЕЕ НПФ
    8. Владимир НПФ
    9. Волга-Капитал НПФ
    10. ВТБ Пенсионный фонд
    11. ГАЗФОНД пенсионные накопления
    12. Гефест НПФ
    13. Доверие НПФ (АО)
    14. Доверие Оренбургский НПФ
    15. Европейский пенсионный фонд
    16. Капитан НПФ
    17. КИТФинанс НПФ
    18. ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ
    19. Магнит НПФ
    20. НАСЛЕДИЕ НПФ
    21. Национальный НПФ
    22. НЕФТЕГАРАНТ НПФ
    23. Оборонно-промышленный фонд им. В.В. Ливанова НПФ
    24. Образование НПФ
    25. Образование и наука НПФ
    26. ОПК НПФ
    27. Первый промышленный альянс НПФ (АО)
    28. Промагрофонд
    29. Профессиональный НПФ
    30. РГС НПФ
    31. РЕГИОНФОНД
    32. Роствертол НПФ
    33. Русский Стандарт НПФ
    34. САФМАР НПФ
    35. Сбербанк НПФ
    36. Согласие НПФ
    37. Социальное развитие НПФ (АО)
    38. Социум НПФ
    39. Стройкомплекс НПФ
    40. Сургутнефтегаз НПФ
    41. Телеком-Союз НПФ
    42. Транснефть НПФ
    43. УГМК-Перспектива НПФ
    44. УРАЛСИБ НПФ
    45. Ханты-Мансийский НПФ (АО)
    46. Электроэнергетики НПФ

1. АВТОВАЗ НПФ 2. Аквилон МНПФ 3. Алмазная осень НПФ 4. Альянс НПФ 5. Атомфонд НПФ 6. БОЛЬШОЙ МНПФ 7. БУДУЩЕЕ НПФ 8. Владимир НПФ 9. Волга-Капитал НПФ 10. ВТБ Пенсионный фонд 11. ГАЗФОНД пенсионные накопления 12. Гефест НПФ 13. Доверие НПФ (АО) 14. Доверие Оренбургский НПФ 15. Европейский пенсионный фонд 16. Капитан НПФ 17. КИТФинанс НПФ 18. ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ 19. Магнит НПФ 20. НАСЛЕДИЕ НПФ 21. Национальный НПФ 22. НЕФТЕГАРАНТ НПФ 23. Оборонно-промышленный фонд им. В.В. Ливанова НПФ 24. Образование НПФ25. Образование и наука НПФ 26. ОПК НПФ 27. Первый промышленный альянс НПФ (АО) 28. Промагрофонд 29. Профессиональный НПФ 30. РГС НПФ 31. РЕГИОНФОНД 32. Роствертол НПФ 33. Русский Стандарт НПФ 34. САФМАР НПФ 35. Сбербанк НПФ 36. Согласие НПФ 37. Социальное развитие НПФ (АО) 38. Социум НПФ 39. Стройкомплекс НПФ 40. Сургутнефтегаз НПФ 41. Телеком-Союз НПФ 42. Транснефть НПФ 43. УГМК-Перспектива НПФ 44. УРАЛСИБ НПФ 45. Ханты-Мансийский НПФ (АО) 46. Электроэнергетики НПФ