Вертолет ми 34 с 1 технические данные. Основные функции вертолета

Одной из важных программ ОАО «Вертолеты России» (входит в группу компаний ОАО «ОПК «Оборонпром») сегодня является восстановление серийного производства легких многоцелевых вертолетов Ми-34. Возобновить их выпуск на арсеньевском заводе «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина планируется в двух вариантах - модернизированном поршневом Ми-34С1 (Ми-34СМ) и принципиально новом газотурбинном Ми-34С2, недавно получившем название «Сапсан». Как заявил накануне МАКС-2009 генеральный директор ОАО «Вертолеты России» Андрей Шибитов, «одна из задач «Вертолетов России» сегодня - диверсификация модельного ряда с целью перехода в нишу наиболее продаваемых машин в гражданском секторе. В числе других проектов холдинг осуществляет восстановление серийного производства вертолетов типа Ми-34. Результаты этой программы мы покажем на МАКС-2009, где планируем провести переговоры с компанией «Турбомека» из Франции». Проект создания газотурбинной модификации Ми-34 с французским двигателем обещает стать одним из центральных в экспозиции «Вертолетов России» на авиасалоне. Накануне выставки мы попросили рассказать о программе директора проекта «Восстановление серийного производства вертолета типа Ми-34» ОАО «Вертолеты России» Дмитрия Родина.

В 1993–2002 гг. на заводе в Арсеньеве было выпущено 22 серийных вертолета Ми-34С с поршневым двигателем воздушного охлаждения М-14В26В, которые эксплуатировались в России, Казахстане, Нигерии и Хорватии. Однако в конце 2002 г. их производство было приостановлено, а эксплуатация по мере исчерпания начального ресурса агрегатов (для некоторых из них он составлял всего 300 ч) постепенно сошла на нет. Вместе с тем, маркетинговый анализ, проведенный ОАО «Вертолеты России», показывает, что в ближайшие 10 лет рынком может быть востребовано до 400 таких машин, как в России, так в республиках СНГ и дальнем зарубежье.

В связи с этим производственной программой ОАО «Вертолеты России» предусмотрено возобновление серийного выпуска модернизированных вертолетов Ми-34 на площадях Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина. Разработаны два варианта, которые могут быть востребованы рынком: поршневой Ми-34С1 (ранее был известен как Ми-34СМ) с модернизированным звездообразным 9-цилиндровым двигателем М9ФВ мощностью 365 л.с. (мощность мотора М14В26В на прежних Ми-34 и Ми-34С составляла 325 л.с.) и газотурбинный Ми-34С2 «Сапсан» с одним турбовальным двигателем мощностью до 500 л.с. В качестве альтернатив силовой установки «Сапсана» рассматривались вертолетные ГТД, разработанные ЗМКБ «Ивченко-Прогресс» (АИ-450), компаниями «Роллс-Ройс» (RR25 °C20) и «Турбомека» («Арриус» 2F). По комплексу технических, эксплуатационных и экономических характеристик применение последнего из них может сулить наибольшие преимущества. На предстоящем авиасалоне МАКС-2009 представители «Вертолетов России» проведут очередной раунд переговоров с делегацией «Турбомеки» по вопросам оснащения вертолетов типа Ми-34 двигателями «Арриус».

Оба новых варианта Ми-34, как и уже хорошо известный Ми-34С, будут иметь максимальную взлетную массу 1450 кг и перевозить до трех пассажиров при одном пилоте. Крейсерская скорость поршневой машины возрастет по сравнению с прежними 170 км/ч до 195 км/ч, а газотурбинной (с двигателем «Арриус») - до 220 км/ч, при этом максимальная скорость «Сапсана» достигнет 265 км/ч. Применение газотурбинного двигателя позволит также существенно улучшить высотные характеристики вертолета: статический потолок возрастет с 1375 м у поршневого Ми-34С1 до 4350 м у варианта с двигателем «Турбомека», а практический - с 4450 до 6000 м.

При этом новые версии Ми-34 будут превосходить по ряду параметров аналогичные им западные модели - весьма популярный в России поршневой R-44 американской компании «Робинсон» и газотурбинный EC120B европейского концерна «Еврокоптер». Так, Ми-34С1 будет иметь большую, чем R-44, дальность полета, а «Сапсан» - более высокие, чем EC120B с тем же двигателем «Арриус», крейсерскую скорость и дальность полета.

При условии ритмичного финансирования сертификационные испытания газотурбинного «Сапсана» могут завершиться в 2011 г., сразу после чего в Арсеньеве развернется серийный выпуск. Модернизированная поршневая версия Ми-34С1 может выйти на рынок даже раньше. В производственной кооперации по серийному выпуску обновленных Ми-34 будут задействованы и другие предприятия холдинга «Вертолета России» - ОАО «Редуктор-ПМ» (изготовление главного и хвостового редукторов, трансмиссионных валов), ОАО «Ступинское МПП» (втулки несущего и рулевого винтов, автомат перекоса), а на самом АК «Прогресс» будет изготавливаться фюзеляж, лопасти несущего и рулевого винтов и осуществляться общая сборка вертолетов.

Рассказывает руководитель программы Ми-34 холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Родин: «Оба варианта вертолета планировались для участия в тендере Росавиации на создание и поставку вертолета первоначального обучения. Однако с учетом мнения головного училища и руководства Росавиации принято решение представить на конкурс только газотурбинный вертолет «Сапсан». По предварительным оценкам, экономия от его внедрения в существующие учебные программы превышает 1,2 млн рублей в год в расчете на одного курсанта».

«Если смотреть шире, - продолжает Дмитрий Родин, - то вертолет востребован не только в целях обучения, но также для корпоративных и частных перевозок, медицинской эвакуации, различных видов мониторинга - от осмотра нефтепроводов и экологического контроля до решения полицейских задач. При этом в проекте есть целый комплекс ключевых положений.

Первое. В рамках проекта будет осуществляться продажа всего жизненного цикла вертолета. Под этим понимается подход «одного окна» во всех регионах - т. е. покупатели будут общаться с одним контрагентом по всем вопросам: получения первичной информации, получения документации, приобретения вертолета, его гарантийного и послегарантийного технического обслуживания.

Основные данные легких газотурбинных вертолетов

Тип вертолета Ми-34С2 «Сапсан» EC120B
Двигатель «Арриус» «Арриус»
2F 2F
Взлетная мощность, л.с. 504 504
Максимальная взлетная масса, кг 1450 1450
Масса пустого вертолета, кг 850 960
600 700
Максимальная скорость, км/ч 265 278
Крейсерская скорость, км/ч 220 213
Статический потолок, м:
- без учета влияния земли 3900 4115
- с учетом влияния земли 4350 4540
Практический потолок, м 6000 6100
Дальность полета, км 850 735
Экипаж, чел. 1 1
Число пассажиров, чел. 3 4
Базовая цена, тыс. долл. 1250 1900
Стоимость летного часа, долл. 800 1100

Второе. В основе продвижения вертолета лежит акцент на том, что вертолет является наиболее дешевым в классе машин, сертифицированных по нормам FAR/JAR27. В указанном классе это - единственный российский вертолет, как среди поршневых, так и газотурбинных. Таким образом, маркетинговый подход на внутреннем рынке заключается в акценте на уникальность продукции в России и на проблеме импортозамещения. Основным фактором при продвижении Ми-34 на мировой рынок являются ценовые преимущества в целевых регионах - Латинской Америке, Африке и Азии.

Третье. В «Сапсане» используется известный на мировом рынке двигатель «Арриус» 2F, уже зарекомендовавший себя как очень надежный, имеющий большой ресурс и отлаженную систему гарантийного и послегарантийного обслуживания. Это уменьшает традиционное скептическое отношение рынка к новой модели вертолета.

Четвертое. Команда, реализующая проект Ми-34, должна обеспечивать быстрое реагирование на любые типичные и нетипичные запросы покупателей. При формировании команды основной упор делается на обеспечение максимально эффективных продаж всего жизненного цикла вертолета. Все возможные запросы потенциальных покупателей классифицированы; каждый тип запросов закрепляется за конкретным исполнителем, что позволяет максимально экономить время при обработке заказов и оперативно реагировать на этот заказ. Кроме того, все запросы потенциальных и действующих потребителей при таком подходе легко систематизировать, что очень важно для налаживания и поддержания обратной связи с рынком».

Если ориентироваться на базовые требования покупателей машин такого класса, можно выделить несколько основных: цена вертолета, стоимость летного часа и доступность сервисного обслуживания. По мнению Дмитрия Родина, в вопросе цены и стоимости летного часа с «Сапсаном», вероятно, будет плотно конкурировать только новый вертолет компании «Робинсон» R66. Однако он еще пока находится в стадии разработки, и ценовые ориентиры по нему пока не обозначены. Что касается остальных участников рынка, прежде всего «еврокоптеровского» EC120B, то ценовое преимущество «Сапсана» может составить 1,5–2 раза, причем еще до уплаты таможенных пошлин. «Стоимость летного часа у конкурентов «Сапсана» предполагается на 15–30 % выше. Что касается доступности сервисного обслуживания, то утвержденный в рамках проекта подход позволяет гарантировать сервисное обслуживание не хуже, чем у основных конкурентов», - говорит руководитель программы.

Принципиально важно так же, что приняв решение о начале производства варианта Ми-34 с газотурбинным двигателем, прежде всего в интересах Росавиации, работы по восстановлению серийного производства вертолетов с поршневым двигателем не прекращаются.

«В стратегическом плане существенен тот факт, что, согласно статистике, 80 % компаний приобретают новый вертолет на замену старому. Таким образом, успешные продажи в ближайшие годы (2011–2015 гг.) позволят укрепить позиции на рынке как вертолетов типа Ми-34, так и российской техники в целевых регионах проекта в целом», - заключает Дмитрий Родин.


Ми-34 (по кодификации НАТО: Hermit - «Отшельник» ) - многоцелевой вертолёт. Первый опытный вертолёт Ми-34 совершил первый полёт в ноябре 1986 года (лётчик-испытатель Савинов Б. В.) Вертолёт разрабатывался в качестве легкого учебно-спортивного вертолёта для замены использовавшихся для этих целей вертолётов Ми-1 и Ми-2.

Назначение: многоцелевой

Первый полёт: ноябрь 1986

Производитель: ОКБ М. Л. Миля

Размеры

Диаметр несущего винта: 10 м

Диаметр рулевого винта: 1,48 м

Длина с вращ. винтами: 11,48 м

Длина фюзеляжа: 8,713 м

Ширина фюзеляжа: 1,42 м

Масса

Пустой: 1010 кг

Норм. взлётная: 1280 кг

Макс. взлётная 1350 кг

Силовая установка

Двигатель: М-14В26В

Мощность: 370 л.с.

Характеристики

Экипаж: 1-2 чел.

Пассажиров: 2-3 чел.

Крейсерская скорость: 180 км/ч

Макс. скорость: 220 км/ч

Радиус действия: 150 км

Дальность полёта: 360 км

Практический потолок: 4500 м

Скороподъёмность: 550 м/мин

Модификации вертолета:

Ми-34А — с газотурбинным двигателем Аллисон 250-C20R мощностью 450 л.с.

Ми-34ВАЗ — с двумя роторно-поршневыми двигателями ВАЗ-426 мощностью по 270 л.с. Разработан в 1990 году. Первый полёт в 1993 году.

Ми-34М — с газотурбинным двигателем (проект). Разрабатывался в 1981-1982 годах.

Ми-34М — разведчик на базе Ми-34ВАЗ. Отличается специальным оборудованием для целеуказания и разведки. Первый полёт в 1993 году.

Ми-34М1 — с 2 газотурбинными двигателями (проект).

Ми-34П — патрульный. Оборудован мощной фарой, громкоговорителем, тепловизором, средствами связи, гиростабилизированным биноклем. Изготовлен в 1993 году для московской милиции.

Ми-34С — сертифицированный. Отличается составом обрудования. Дооборудование производится на опытном производстве МВЗ. Сертификат типа АРМАК получен в мае 1995 года.

Ми-34УТ — учебно-тренировочный. Отличается двойным управлением.

Эскизное проектирование вертолёта началось в 1982 году под руководством Н.А.Назарова и А.В.Федотова. Общее руководство осуществлял М.Н.Тищенко. Так как приоретет в это время отдавался разработке Ми-28 и модернизации Ми-8 и Ми-24, проектирование Ми-34 затянулось. Много усилий потребовало решение таких технических задач, как компоновка кабины, размещение двигателя, создание бесшарнирных несущего и рулевого винтов, стеклопластиковых лопастей, полозкового шасси. Для отработки систем вертолёта было построено 45 стендов. 10 февраля 1984 года Комиссия Президиума Верховного Совета СССР приняла решение о создании лёгкого вертолёта Ми-34, после чего работы активизировались. В конце октября был утверждён макет вертолёта. К этому же времени было завершено и рабочее проектирование. В 1985 году на опытном производстве МВЗ был изготовлен прототип для статиспытаний. Изготовление лётного прототипа завершено в июне 1986 года. 17 ноября 1986 года лётчик-испытатель Б.В.Савинов выполнил на нём первое висение, а 26 декабря — полёт по полному профилю. В 1987 году к испытаниям присоединился второй лётный прототип. В том же году ресурсный образец был продемонстрирован публике на авиасалоне в Ле-Бурже.

По результатам этапа «А» испытаний конструкция была доработана. В декабре 1988 года в ГК НИИ ВВС начался этап «Б» совместных испытаний. Их результаты потребовали новых доработок, которые были произведены в 1989-1991 годах. Распад СССР и экономический кризис затянул доводку вертолёта. Государственные испытания были возобновлены только в конце 1992 года и продолжались до 1996 года. Для организации производства Ми-34 было организовано АО «Лёгкие вертолёты Ми». Само производство организовано на заводе «Прогресс» в Арсеньеве. 4 ноября 1993 года поднялся в воздух первый серийный Ми-34.

Ми-34 построен по классической одновинтовой схеме с четырёхлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. Фюзеляж цельнометаллический (алюминиевые сплавы, ограниченно сталь и титановые сплавы) типа полумонокок. В обшивке использованы стеклопластиковые панели. Лопасти несущего винта изготовлены из композиционных материалов. Лонжерон лопасти выполнен путём спиральной намотки однонаправленных стеклолент. Фонарь кабины имеет большую площадь остекления. Доступ в кабину осуществляется через 4 боковые двери. Все двери оборудованы механизмами аварийного сброса. Шасси лыжное, неубирающееся. На нижнем конце хвостового оперения имеется предохранительная опора. Силовая установка состоит из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14В26В со встроенным редуктором, установленного за пассажирской кабиной. Предусмотрена установка газотурбинного двигателя (Аллисон либо отечественного) или 2 роторно-поршневых двигателей ВАЗ-426Запуск двигателя пневматический. Запас топлива размещён в 2 мягких топливных баках, расположенных под полом кабины. Для обеспечения выполнения фигур высшего пилотажа топливная система имеет камеры отрицательных перегрузок. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет выплнять полёты днём и ночью в простых метеоусловиях.

Ми-34 предназначен для выполнения тренировочных полётов курсантов учебных центров и аэроклубов, выполнения фигур высшего пилотажа с троекратной перегрузкой пилотами-спортсменами, перевозки пассажиров и коммерческого груза. На вертолёте возможно выполнение упражнениий по программе международных соревнований, включая полёты на точность пилотирования и навигации, вертолётный слалом. В августе 1988 года Б.В.Савинов впервые на отечественном вертолёте выполнил «мёртвую» петлю и «бочку».

К настоящему времени изготовлен 21 вертолёт Ми-34 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Казахстан, Нигерию (8 вертолётов). Ми-34С в качестве учебного применяется в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации. В настоящее время ведётся разработка сельскохозяйственного автомобильно-вертолётного комплекса с использованием Ми-34.

Конструкция: Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, с одним ПД (или двумя РПД) и лыжным шасси.

Фюзеляж каркасной конструкции из алюминиевых сплавов с широким применением КМ плавно переходит в коническую хвостовую балку с кожухом сверху для вала рулевого винта, с левой стороны на конце хвостовой балки установлено стреловидное вертикальное оперение с Т-образно расположенным горизонтальным оперением прямоугольной формы в плане.

В кабине с большой площадью остекления спереди размещаются сиденья для летчиков с двойным управлением, за ними общее сиденье для двух пассажиров, при одном летчике в кабине размещаются три пассажира. По бокам кабины имеются по две двери.

Шасси неубирающееся, лыжное, на нижнем конце вертикального оперения имеется предохранительная опора. Колея лыж шасси 2.06м.

Несущий винт четырехлопастный, с упругим креплением лопастей. Втулка имеет горизонтальные и осевые шарниры и упругие элементы, обеспечивающие перемещение лопастей в плоскости вращения. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлены из стеклопластика, усиленного волокнами углерода; хорда лопасти 0.22м, профиль NACA 230.

Рулевой винт диаметром 1.98м, двухлопастный, толкающий, с общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой 0.1м, изготовлены из стеклопластика.

Силовая установка вертолета Ми-34 состоит из одного звездообразного девятицилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения М-14Б-26, установленного в центральной части фюзеляжа, снабженного вентилятором и редуктором. Двигатель обладает хорошей приемистостью и невосприимчивостью к попаданию выхлопных газов в воздухозаборник, что очень важно при выполнении фигур высшего пилотажа.

Топливная система включает один легкий бак емкостью 160л в центральной части фюзеляжа под двигателем и рассчитана на работу при полете в перевернутом положении.

Система управления вертолетом механическая, управление в кабине двойное, органы управления для левого летчика могут быть удалены.

Оборудование состоит из УКВ-радиостанции, автоматического радиокомпаса, радиовысотомера, авиагоризонта.

Вертолет Ми-34 был разработан как учебная и спортивная машина, а также для замены старых моделей вертолетов, которые выполняли эти функции. Это в основном были вертолеты Ми-1 и Ми-2. Проект нового вертолета был составлен в Москве на легендарном вертолетном заводе имени Миля. Изготовление данного аппарата планировалось на Закарпатском заводе, где было настроено все производство и установлена соответствующая аппаратура. Но из-за распада СССР там был изготовлен только один вертолет Ми-34, который был передан в конструкторское бюро Миля. После закрытия выпуска в Закарпатье вертолеты этой модели начали изготовлять в Арсеньевске. Первый опытный полет Ми-34 осуществил осенью 1986 года.

Основной задачей вертолета является перевозка почты, обучение пилотов, деловые поездки, патрулирование, а также его можно использовать как санитарный пункт.

Описание вертолета Ми-34

Первоначальная модель вертолета была оснащена силовой установкой модели М-14 от вертолета Ка-26, которая имела мощность в 242 кВт. Данная модель двигателя широко использовалась на спортивных самолетах. При разработке и изготовления нового вертолета были использованы самые новые и качественные детали и материалы, более простые конструкции, которые только улучшили характеристику машины. За счет использования более простого шасси, а именно лыжного типа, вертолет стал более практичным и получил лучшие летные характеристики.

Для того чтобы вертолет эффективно выполнял свои задачи, конструкторы продумали и рассчитали большие перегрузки, которые он может выдерживать. Именно эти характеристики позволяют вертолету Ми-34 выполнять разнообразные фигуры высшего пилотажа.

Вертолет Ми-34 можно использовать как спортивную машину и выступать на международных соревнованиях. На сегодняшний день эта машина выполняет полеты на точность и навигацию, достаточно сложные спортивные фигуры в воздухе. Во время испытаний этот аппарат смог выполнить такие тяжелые фигуры пилотажа, как «бочка», а также «петля Нестерова». До этого ни один советский вертолет не мог выполнить эти задачи.

Второй прототип данной модели вертолета был готов в 1987 году. Тогда же Ми-34 был представлен на Парижском салоне авиации и космонавтики, а в дальнейшем и на многих выставках мира, где демонстрировал свои великолепные летные характеристики.

В процессе дальнейших модернизаций вертолет Ми-34 получил более широкие возможности. Этот аппарат использовали как пассажирский и грузовой. Также он служил патрульной воздушной машиной и выполнял задания связного пункта.

Конструкция многоцелевого вертолета Ми-34

Вертолет имеет конструкцию стандартного одновинтового вертолета с использованием хвостового рулевого винта. Шасси имеет упрощенную конструкцию и представлено лыжами.

Корпус изготовлен из сплава алюминия, где широко используется КМ, после чего конструкция переходит в хвостовую балку, на которой расположен кожух для хвостового винта. Хвостовая балка оснащена с левой стороны стреловидным оперением. Кабина пилотов имеет большую площадь остекления, что дает больший обзор при маневрах. Управление вертолетом могут осуществлять как двое, так и один пилот, управление дублировано для обоих летчиков. Позади пилотов размещены еще два кресла для пассажиров. С каждой стороны кабины имеются две двери.

Несущий винт представлен четырехлопастной системой, причем лопасти крепятся упруго. Втулка и шарниры обеспечивают надежное и упругое вращение винта в горизонтальной плоскости. Лопасти главного винта имеют прямоугольную форму и изготовлены из стеклопластика, который усилен углеродным волокном. Рулевой винт машины имеет диаметр в 1,98 метра. Он состоит из двух лопастей, которые имеют толкающую функцию и тоже изготовлены из стеклопластика.

Вертолет Ми-34 оснащен девятицилиндровой силовой установкой, которая имеет воздушное охлаждение. Двигатель установлен посредине корпуса вертолета, оснащен редуктором и охладительным вентилятором. Силовая установка обладает высокой приемистостью и нечувствительна к попаданию выхлопов в воздухозаборник. Последняя характеристика очень важна для вертолетов, которые выполняют очень сложные маневры или спортивные фигуры.

Бак вертолета имеет небольшой объем, всего 160 литров. Он расположен в центральной части корпуса машины, может обеспечивать двигатель топливом даже в перевернутом положении. Вся система управления полностью механическая и имеет дублированную систему для двоих пилотов. В случае ненадобности управление для левого пилота может быть демонтировано. Кабина пилотов имеет современное оборудование, которое представлено высотомером, радиостанцией, авиагоризонтом и радиокомпасом.

Модификации вертолета Ми-34

Наиболее успешной модификацией можно считать модель Ми-34 ВАЗ, которая оснащена двумя поршневыми двигателями, которые имеют мощность в 430 лошадиных сил. Такая силовая установка предоставляет машине большую грузоподъемность и обеспечивает значительную дальность полета.

В планах конструкторов было изготовление этой модели в 93 году. К сожалению, произошла задержка разработки, и впервые эта модификация была представлена в 95 году на выставке. Конструкторы также изготовили и военную машину под названием Ми-34М, которая должна выполнять разведку.

Для нужд милиции был изготовлен вертолет, который способен проводить патрулирование. Для этой задачи он был оснащен прожектором и громкоговорителем. Кроме всех этих моделей, существует вертолет, который оснащен газотурбинной силовой установкой модели Allison 250. Все модификации вертолета Ми-34 не имеют никакого вооружения. Но практика использования похожих машин показывает, что их можно укомплектовать различным оружием и прицельным оборудованием.

Спортивные достижения Ми-34

Впервые в истории российской вертолетной авиации наша команда приняла участие в международных спортивных состязаниях летом 2007 года. Основным спонсором стала компания «Вертолеты России». По итогам этих состязаний мы смогли занять призовые места в чемпионатах таких стран, как Италия, Англия и Франция.

Вертолет Ми-34 изначальнобыл спроектирован по заказу ДОСААФ и Министерства обороны для для занятий вертолетного спорта и обучения летчиков. Вариация Ми-34С1 имеет более 100 доработок в сравнении с предшественником – Ми-34С.

Новый современный вертолет Ми-34С1 имееет самые высокие мировые стандарты маневренности, безопасности, удобства обслуживания, комфорта пилота и уровня расходов по эксплуатации. Эксплуатационные и летно-технические характеристики вертолета Ми-34С1 дают ему возможность эффективно работать как вертолет начального обучения и увеличения летного мастерства, для частных и корпоративных перевозок, всех типов мониторинга (в том числе наблюдение за пожароопасными районами, выполнение полицейских функций и мониторинг газо и нефтепроводов), использования в сельхозавиации, обучения гражданских пилотов, использования в тушении пожаров, а также – применение как спортивный вертолет.

Основные функции вертолета:

    Обучение

    Транспорт

    Сельское хозяйство

    Мониторинг (в том числе, мониторинг трубопроводов и полицейские функции)

    Пожаротушение

Характеристики вертолета Ми-34С1:

    Дальность полета:450км

    Крейсерская скорость:180км/час

    Наибольшая высота полета:3000м

    Наибольший взлетный вес:1450кг

    Высота салона:1,3м

    Длина салона:3,1м

    Наибольшее количество пассажиров:1/3(4)

    Ширина салона:1,27 м

    Высота:2,75м (с винтом)

    Длина:11,48м (с винтом)

Вертолет Ми-34 начал разрабатываться в качестве легкого учебно-спортивного вертолета для замены использовавшихся для этих целей вертолетов Ми-1 и Ми-2 . В качестве силовой установки на вертолете первоначально было решено использовать имеющийся поршневой двигатель М-14В-26 конструкции И.М.Веденеева взлетной мощностью 242кВт, применяющийся на вертолетах Ка-26 , учитывая также то, что двигатели М-14 широко применяются на использующихся в ДОСААФ спортивных самолетах. Использование при разработке Ми-34 последних технических достижений, новых материалов в конструкции фюзеляжа, несущего винта и трансмиссии, а также более простых конструктивных решений, например лыжного шасси, позволило получить простой по конструкции и удобный в эксплуатации вертолет с высокими летными характеристиками. При проектировании вертолета были заложены высокие, расчетные перегрузки — от 2,5 g до -0,5g, что обеспечивало выполнение сложных фигур высшего пилотажа и позволяло использовать вертолет для выполнения спортивных упражнений по программам международных соревнований, включая полеты на точность пилотирования и навигации и вертолетный слалом.

Первый опытный вертолет Ми-34 совершил первый полет в ноябре 1986 года (летчик-испытатель Б.В.Савинов, позже погиб при испытаниях вертолета Ми-34), во время испытаний на вертолете Ми-34 было продемонстрировано выполнение таких фигур высшего пилотажа, как «бочка» и «петля Нестерова», впервые для наших вертолетов. В 1987 году была завершена постройка второго опытного вертолета, в 1987 году вертолет Ми-34 впервые был показан на Парижском авиационно-космическом салоне, а затем на многих других международных выставках, демонстрируя высокие летные характеристики.

В процессе разработки вертолета Ми-34 были расширены возможности его использования как многоцелевого вертолета для пассажирских и грузовых перевозок, а также в качестве связного и патрульного вертолета.

Начато производство вертолетов малой серией на Арсеньевском авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ.

Конструкция: Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, с одним ПД (или двумя РПД) и лыжным шасси.

Фюзеляж каркасной конструкции из алюминиевых сплавов с широким применением КМ плавно переходит в коническую хвостовую балку с кожухом сверху для вала рулевого винта, с левой стороны на конце хвостовой балки установлено стреловидное вертикальное оперение с Т-образно расположенным горизонтальным оперением прямоугольной формы в плане.

В кабине с большой площадью остекления спереди размещаются сиденья для летчиков с двойным управлением, за ними общее сиденье для двух пассажиров, при одном летчике в кабине размещаются три пассажира. По бокам кабины имеются по две двери.

Шасси неубирающееся, лыжное, на нижнем конце вертикального оперения имеется предохранительная опора. Колея лыж шасси 2.06м.

Несущий винт четырехлопастный, с упругим креплением лопастей. Втулка имеет горизонтальные и осевые шарниры и упругие элементы, обеспечивающие перемещение лопастей в плоскости вращения. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлены из стеклопластика, усиленного волокнами углерода; хорда лопасти 0,22 м, профиль NACA 230.

Рулевой винт диаметром 1,98 м, двухлопастный, толкающий, с общим горизонтальным шарниром. Лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой 0,1 м, изготовлены из стеклопластика.

Силовая установка вертолета Ми-34 состоит из одного звездообразного девятицилиндрового поршневого двигателя воздушного охлаждения М-14В-26, установленного в центральной части фюзеляжа, снабженного вентилятором и редуктором. Двигатель обладает хорошей приемистостью и невосприимчивостью к попаданию выхлопных газов в воздухозаборник, что очень важно при выполнении фигур высшего пилотажа.

Топливная система включает один легкий бак емкостью 160л в центральной части фюзеляжа под двигателем и рассчитана на работу при полете в перевернутом положении.

Система управления вертолетом механическая, управление в кабине двойное, органы управления для левого летчика могут быть удалены.

Оборудование состоит из УКВ-радиостанции, автоматического радиокомпаса, радиовысотомера, авиагоризонта.

Модификация: Ми-34
Диаметр главного винта, м: 10,00
Диаметр хвостового винта, м: 1,48
Длина, м: 8,71
Масса, кг
-пустого: 800
-максимальная взлетная: 1350
Внутренние топливо, кг: 120
Тип двигателя: 1 х ПД М-14В26
-мощность, кВт: 1 х 239
Максимальная скорость, км/ч: 210
Крейсерская скорость, км/ч: 180
Практическая дальность, км: 450
Боевой радиус действия, км: 150
Скороподъемность, м/мин: 550
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 1500

Ми-34 на авиавыставке.

Ми-34 в полете.

Так получилось, что отечественный вертолет Ми-34, созданный четверть века назад, долго не находил заказчика, что не позволяло запустить машину в серийное производство. Тем временем на постсоветском пространстве «крепко» обосновалась американская компания «Робинсон». Ее легкий вертолет R44 многим казался пределом мечты. Однако в ходе эксплуатации машины ее владельцы столкнулись с рядом негативных моментов и с «кусающейся» ценой.

Появление же Ми-34С1, естественно, при условии, если промышленность решит главные задачи, связанные с его экономичностью и эксплуатационной технологичностью, может привести к серьезному изменению на отечественном вертолетном рынке.

К разработке спортивного вертолета Ми-34, предназначенного для замены ветерана Ми-2, приступили в 1980 г. Его первый полет состоялся в ноябре 1986 г. и год спустя в воздух поднялся первый серийный экземпляр, построенный на авиазаводе в Арсеньеве (Приморский край). Однако в стране, оказавшейся в сложной экономической ситуации, реализовать задуманную программу производства и продвижения машины на рынок не удалось. Тем не менее, предприятие изыскало возможности внебюджетного финансирования и продолжило совершенствование вертолета. Но пока не решены главные задачи, связанные с повышением экономичности машины и определении ее ресурса, что позволило бы приносить эксплуатантам прибыль. Лишь после этого можно будет говорить о многофункциональности Ми-34, включая мониторинг окружающей среды, нефте-, газопроводов, линий электропередач, лесов и водоемов, коммерческие перевозки пассажиров и грузов, обучение курсантов.

А для этого необходимо не только заменить двигатель, но и повысить весовую отдачу, перейдя к широкому использованию композиционных материалов вместо металла с его многочисленными заклепками, портящими не только аэродинамику, но и внешний вид вертолета, заменить шарнирные узлы навески лопастей несущего винта эластомерными и многое другое.

Эта работа завершилась созданием сертифицированного варианта Ми-34С. Вертолет соответствует международным требованиям летной годности FAR-27 и имеет сертификаты типа Авиационного Регистра МАК на двигатель и по уровню шума на местности.

К настоящему времени предприятие выпустило 22 машины по цене около $350 тыс. Несколько Ми-34С приобрели московская милиция и Омский летно-технический колледж гражданской авиации. Они были поставлены в Казахстан, Хорватию и Нигерию.

Что касается эксплуатационных расходах, то о них говорить не приходится, поскольку ресурс вертолету никто не назначал. Правда, в СМИ встречаются сообщения том, что первый ремонт необходим после 300 часов налета из-за выработки ресурса отдельных агрегатов. Если это так, то и говорить о конкурентоспособности машины не приходится.

Летом 2007 г. российские спортсмены впервые выступили на Ми-34С, заняв призовые места в национальных чемпионатах Великобритании, Италии и Франции. 19 июля 2008 г. перед открытием VI Всероссийских вертолетных соревнований на «Кубок КБ Миля», был подписан контракт между ОАО «Вертолеты России» и Росавиацией на приобретение 20 учебных машин, а год спустя прошло сообщение о восстановлении серийного производства Ми-34.

В 2010 г. на международной выставке HeliRussia был представлен макет Ми-34С1 с двигателем М9Ф. Ожидается, что он будет дешевле «Робинсона» R44. Первый полет запланирован на середину текущего года. Однако сегодня на сайте «Вертолетов России» какой-либо информации о Ми-34С1 не найдешь.

На базе Ми-34 разработан целый ряд машин различного назначения, в том числе Ми-34С2 «Сапсан» и беспилотный Ми-34БП (для работы в опасных для человека зонах) с газотурбинными двигателями Arrius-2F и АИ-450 соответственно. Но все они пока существуют лишь на бумаге.

Двигатель

Взлетная мощность, л.с.

Расход топлива, л/ч

Высота, м

Диаметр несущего винта, м2

Размеры кабины, мм

Количество дверей

Максимальный взлетный вес, кг

Вес пустого, кг

Запас топлива, кг

Скорость, км/ч

крейсерская

максимальная

Скороподъемность макс., м/с

Вертикальная скорость снижения, м/с

Практический потолок, м

Статический потолок5), м

Практическая дальность полета, км

Экипаж, чел.

Пассажиры, чел.

Ресурс, ч

Стоимость, $ тыс.

Примечания: 1 - на висении; 2 -оценка; 3 - с учетом винтов - 11,414 м; 4 - на внешней подвеске - 300 кг; 5 - с учетом влияния близости земли; 6 - максимальная - 570 км. 7. Выпуск Ми-34С прекращен.

«Робинсон» R.44 «Равен 1» (Raven I)

Легкий четырехместный вертолет R.44 компании Robinson Helicopter совершил первый полет в марте 1990 г. Два года спустя был получен сертификат FAA и весной 1993 г. началось его серийное производство. С тех пор машина стала популярной как среди пилотов-любителей, та и профессионалов, завоевав заслуженный авторитет во всем мире. В 1997 г. на R.44 был совершен кругосветный перелет, продемонстрировавший его высокую надежность.

Вертолет постоянно совершенствуется. Так, в 2000 г. в системе управления циклическим шагом ввели гидроусилитель и эластомерный подшипник в трансмиссии рулевого винта, педали стали регулируемыми под рост пилота.

С 2002 г. начался выпуск R.44 с новыми электросистемой и лопастями несущего винта увеличенной площади. Естественно, возросла и цена машины. В США она приблизилась к $400 тыс.

Вертолет хорошо зарекомендовал себя и в нашей стране и помимо европейской части активно эксплуатируется в Сибири и горных районах Алтая. Он используется для наблюдения за нефте- и газопроводами, ЛЭП, а «Авиалесоохраной» - для мониторинга лесных угодий. «Робинсон» перевозит и легкие грузы, в том числе и на наружной подвеске.

За неимением лучшего или хотя бы аналогичного отечественного вертолета, R.44 стал широко применяться для первоначального обучения пилотов. Для этого в крупных городах России организованы учебные центры, а на Эльбрусе организована первая в России школа для обучения полетам в горах.

Высокая весовая отдача (в значительной степени благодаря использованию композиционных материалов) и высокоэкономичный двигатель способствуют крайне низкому расходу топлива - 45-55 кг за час полета, т.е. 21,5-24 кг (около 30 л) на 100 км пути. Низкий уровень шума, легкость в управлении и система спутниковой навигации значительно снижают утомляемость пилота.

R.44 по желанию заказчика может комплектоваться полозковым или поплавковым шасси, а также карбюраторным или инжекторным двигателем.

Несмотря на растущую популярность, ему присущ ряд недостатков, включая необходимость хранения в отапливаемом ангаре, высокооктановый бензин 100LL, завозимый в РФ из-за рубежа, не решены вопросы ремонта конструкций из композиционных материалов. Замену масла необходимо производить через каждые 50 часов налёта. Многих настораживает и цена - свыше $550 тыс.

Несмотря на значительный мировой опыт, накопленный за годы эксплуатации и, казалось бы, высокую надежность «Робинсонов», избежать летных происшествий, связанных с отказами техники, не удается. Так в 2011 г. отделение части системы управления вертолетом от гидроусилителя, приведшее к фатальному исходу. Не помогла даже своевременная сигнализация и быстрая реакция пилота.