Аннотация: В статье рассматриваются методы оценки качества государственных таможенных услуг. Приводятся виды моделей, позволяющих оценить качество и эффективность государственных таможенных услуг.
Оценка качества комплекса таможенных услуг является необходимым инструментом управления деятельностью таможенных органов для выявления проблем в оказании услуг и разработки мероприятий по решению имеющихся проблем для удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.
Выявленные ранее особенности таможенных услуг обусловливают особенности их оценки. Среди них следует выделить следующие .
Во-первых, сложность оценки качества таможенных услуг, которая вызвана характером услуги как таковой (отсутствие материально-вещественной формы, неосязаемость результата оказанной услуги) и проявляется в таможенной услуге в полной мере.
Во-вторых, двойственность интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности, заложенных в таможенную услугу, которая должна быть учтена в системе показателей оценки качества таможенных услуг.
В-третьих, наличие различных по своему содержанию и объему действий таможенных услуг в комплексе, которые не представляется возможным свести в единый блок оценки и, следовательно, необходимо разделять на направления оценки сходных по своим характеристикам услуг.
В-четвертых, наличие малого количества накопленных эмпирических данных об оказанных таможенных услугах, их качестве, удовлетворенности заинтересованных сторон в силу новизны данного направления исследований, что указывает на размытость информации, которая может быть положена в оценку качества услуг, высокую степень ее гранулированности и поэтому не позволяет применить к оценке качества таможенных услуг известные экономико-математические модели, отражающие зависимость качества от факторов, на него влияющих.
Рассмотрим существующие подходы к оценке качества предоставляемых таможенной службой услуг и результативности деятельности.
В настоящее время для оценки качества таможенных услуг в той или иной мере используются четыре модели, приведенные в научной литературе (рисунок 1.2).
Рис. 1.2. Виды моделей, используемых для оценки эффективности деятельности и качества предоставляемых таможенными органами услуг
На основе элементов моделей, приведенных на рисунке 1.2, Правительством РФ разработаны дорожные карты, утверждены перечни показателей для оценки эффективности деятельности и качества предоставляемых услуг. В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 № 570-р «Об утверждении перечней показателей и методики определения целевых показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 г.)» приведены семь показателей по совершенствованию таможенного администрирования, ответственность за достижение целевых значений по которым возложена на ФТС России (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности
Наименование показателя |
Ед. измер. |
Целевые значения по годам |
|||||
Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки | час. | 60 | 45 | 24 | 12 | 2 | 2 |
Предельное количество документов, необходимых участнику ВЭД для пропуска товаров через границу при импорте | ед | 10 | 8 | 6 | 6 | 6 | 4 |
Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки | час. | 72 | 48 | 24 | 12 | 4 | 2 |
Доля ДТ, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства (ТС) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях | % | 50 | 98 | 98 | 98 | 98 | 98 |
Предельное время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля, в АПП, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы) и товары (ТС) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов и (или) досмотра | мин. | 70 | 65 | 60 | 40 | 30 | 20 |
Доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД | % | 35 | 40 | 50 | 60 | 65 | 70 |
На основании показателей, приведенных в таблице, ФТС России разработан и утвержден Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 15.05.2014 № 895 «Об утверждении методик расчета определения значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя Федеральной таможенной службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» . В основе методик лежат качественные и количественные характеристики совершения таможенных операций и проведения таможенного и иных видов государственного контроля, оказания услуг, что, на наш взгляд, абсолютно оправдано. Участники ВЭД оценивают деятельность таможенных органов и качество предоставляемых услуг не только на основании общей удовлетворенности, но и на основе временных характеристик, то есть времени, которое им потребовалось на прохождение таможенных формальностей. Методики, разработанные ФТС России, позволяют оценить отдельные элементы совокупности «качество-эффективность» таможенных услуг. Однако не следует ограничиваться достигнутыми в этом направлении результатами.
В распоряжении Правительства РФ от 10.04.2014 № 570-р помимо показателей, прямую ответственность за исполнение которых несет ФТС России, содержится показатель, ответственность за достижения которого возложена на Минэкономразвития России, но в его структуре значительную долю составляют элементы таможенного администрирования. В частности, в основе показателя «Позиция России в рейтинге легкости ведения бизнеса» (DoingBusiness), содержатся показатели, по которым составляется рейтинг стран, в том числе по показателю «Таможня». Следовательно, при формировании методик оценки результативности деятельности и качества предоставляемых ФТС России услуг важно учитывать и элементы, анализируемые в рейтинге, что частично и реализуется в соответствии с приказом ФТС России от 15.05.2014 № 895. Но достичь ожидаемых результатов, несмотря на предпринимаемые меры, по-прежнему не удается.
Правительством РФ в качестве целевого значения обозначена пятидесятая позиция России в рейтинге Всемирного банка в 2015 году и двадцатая – в 2018 году. По фактическим же данным в рейтинге «Ведение бизнеса 2016» Россия занимает лишь 170 строчку по показателю «Таможня», что связано, в основном, с длительными сроками совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля .
Одним из наиболее «узких» мест в системе являются операции в пунктах пропуска, что обусловлено и объективными, и субъективными факторами. Но за последние два-три года ситуация динамично меняется в положительную сторону. К примеру, в морских пунктах пропуска, по сравнению с 2013 годом, в 2015 году сроки совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, перемещаемых в контейнерах, сократились на 0,75 суток (18 часов). Работа по сокращению сроков совершения таможенных операций продолжается. Запланировано, что к концу 2017 года срок нахождения товара в морском порту (за исключением хранения) будет составлять не более 2 суток. В среднем же в настоящее время сроки совершения операций и проведения контроля на таможнях, в регионе деятельности которых находятся крупные морские порты: Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург», порт Новороссийск, порт Усть-Луга, порт Приморск, порт Восточный, составляют от 43 до 120 часов .
Проблемными ввиду выполнения целевых показателей можно назвать и многосторонние автомобильные пункты пропуска. Помимо того, что для повышения эффективности выполнения операций и, как следствие, предоставления таможенных услуг при прибытии товаров, транспортных средств на таможенную территорию и убытии их с этой территории требуется проведение дальнейших исследований; следует разработать более полный комплекс показателей оценки, учитывающий не только временные параметры выполнения операций.
Следует отметить, что не существует ни одного унифицированного документа, регламентирующего общий (международный) порядок оценки качества комплекса таможенных услуг. Этот факт обусловлен, в первую очередь, спецификой совершения операций в разных странах. Например, Финляндия в большей степени является транзитной страной, а Россия – страной отправления и страной назначения. Вместе с тем контрольные мероприятия будут иметь существенные различия в «транзитной» стране и стране назначения.
К одному из наиболее интересных, на наш взгляд, методов оценки качества комплекса таможенных услуг можно отнести разработанную в 2002 году экономическую модель Родригеса, Бауэрсокса и Калантона . По сути, учеными взят за основу метод искусственной системы нейронов, состоящей из математических моделей, имитирующих некоторые свойства биологической нервной системы и работающих по аналогии с биологической адаптацией развития. Модель нейрона состоит из множественного входящего потока и единичного выходящего потока. Каждый входящий поток имеет свой вес, который умножается на ценность этого потока. На наш взгляд, отдельные элементы методики Родригеса, Бауэрсокса и Калантона могут быть адаптированы для оценки результативности операций в пунктах пропуска.
Школа Экономики в Турку координировала несколько лет подряд проект LogOnBaltic. Соучредителем проекта была программа Interreg IIIB под эгидой фонда регионального развития Евросоюза. В ходе реализации проекта методы исследования, идентичные применявшимся в FinlandStateof Logistic 2009, использовались для оценки ситуации, в том числе с таможенным администрированием, в Швеции (Остерготланд), Германии (Гамбург и Мекленбург-Форпомерн), Польше, России (Санкт-Петербург) и других странах Балтийского региона. Исследование основано на информации, полученной от большого количества респондентов (свыше 1200 компаний из отраслей промышленности, торговли и логистических услуг). В процессе применения методики исследовались различные показатели, связанные с поставками, в том числе и показатель оценки таможенных услуг, получивший, ввиду этого исследования, следующее название: «Изучение административных условий осуществления операций таможенного оформления и контроля в пунктах пропуска и внутри страны» . Несмотря на значимость исследования, участники – российские специалисты и ученые – отмечают существенный субъективизм в оценках и недостаточную репрезентативность выборки. Поэтому вряд ли целесообразно использовать для оценки качества таможенных услуг даже отдельные элементы вышеуказанной методики.
Заслуживает внимания и методика, получившая название «Время – затраты» (time-coststudy) и разработанная Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана. В основе методики – анкетирование водителей грузовых транспортных средств. По результатам обработки анкет выявляются «узкие» места, где происходят задержки, существенное скопление транспортных средств (очереди), и тому подобное. Элементы этой методики могут быть использованы ФТС России, но, скорее всего, не для оценки временных параметров, а для оценки общей удовлетворенности участников ВЭД, поскольку для использования методики «в чистом виде» потребуются существенные трудозатраты из-за требуемой высокой частоты опросов .
В Евросоюзе и странах Балтии разработана методика, основанная на временных параметрах совершения операций, получившая название «Laufzettel» (в переводе с немецкого языка – «обходной лист»). В ходе применения методики проводится детальный анализ времени (в семидневный период), затрачиваемого на пересечение границы .
Положительным является тот факт, что учитывается не только время проведения операций, но и время нахождения в ожидании (очереди) на въезд в пункт пропуска. Эту практику, на наш взгляд, целесообразно внедрить и в России. Отрицательные моменты – высокая трудоемкость, в том числе необходимость задействования большого количества должностных лиц. Поэтому постоянно применять эту методику вряд ли возможно, но выполнение «контрольных срезов», с периодичностью один раз в квартал, вполне оправдано.
С учетом требований XXI века и с учетом наименьших трудозатрат наибольший интерес представляет методика, разработанная в Польше, в рамках которой фиксирование и анализ времени совершения операций происходит в автоматическом режиме на основе электронных карт, выдаваемых в момент въезда в пункт пропуска . Кроме получения оперативной информации о ситуации в пункте пропуска и возможности анализа времени совершения таможенных операций в Польше эти карты используются в автоматическом режиме для передачи данных на веб-камеры, информирующие участников ВЭД о ситуации на границе. При условии адаптации к потребностям таможенных органов РФ, такая методика может стать действенным инструментом не только для оценки качества таможенных услуг и эффективности операций в пунктах пропуска, но и основой для определения направлений совершенствования.
Одной из основных частей межгосударственного экономического интеграционного образования, именуемого Таможенным союзом, выступает . Можно смело утверждать о том, что при отсутствии данного единого тарифа, становится невозможным существование самого Таможенного союза.
Это связано с тем, что при такой ситуации будут сохранены государственные таможенные границы, государственная тарифная таможенная сетка, а также иные таможенные параметры, которые принимает каждое отдельное государство.
При таком развитии событий не может идти даже речи о формировании такого мощного межгосударственного экономического интеграционного механизма как Таможенный союз, ведь попросту будут отсутствовать все основные признаки того, что он функционирует в экономической плоскости.
Единый тариф является сложнейшим механизмом, который выступает в качестве основного регулятора процесса импортирования различной продукции в странах, что участвуют в Таможенном союзе.
Каждая страна-участница обладает специфической экономикой , а также отраслевыми хозяйствами , что выпускают собственную продукцию. Для создания защитного щита для своей экономической системы, что помог бы защитится от внешних негативных факторов, каждая страна создавала особые тарифные барьеры. Процесс создания единого тарифа для таможни основывался на учете данного фактора. Это потребовало долгие экспертные рассуждения, а также поиск компромиссного решения проблемы.
Подобные шаги были вынужденной мерой, ведь главной целью было создание мощного надгосударственного экономического образования.
Для начала необходимо предоставить разъяснение о том, что же из себя представляет Единая сетка таможенных тарифов. Единый тариф ТС – это список существующих таможенных ставок , что используются для продукции, которая ввозится в приделы границ стран участниц ТС, а также систематизированы в полном согласовании с объединенными товарными номенклатурными внешними экономическими процессами внутри Таможенного союза.
Иначе говоря, это собрание существующих ставок, что касаются пошлин для ввоза, которые распространяться на продукцию, что ввозится на территорию стран, входящих в ТС из государств, не являющихся его участниками. Перечень подобной продукции был составлен основываясь на общем для всех стран участниц ТС классификаторе.
После включения России в состав ВТО начался процесс масштабной перемены существующих ставок единого тарифа. Данное изменение затронуло более одной тысячи субпозиций. Главным образом они имели направление в сторону снижения существующих ставок.
В подобной ситуации члены комиссии ТС, в рамках исключительного случая, приняли решение о применении величины шага для ставок на уровне 2%. Вместе с этим, первичный размер шага остается, как и прежде в статусе преобладающего в строении единого тарифа для таможни.
Что же касается так называемых мегатарифов, то под данным понятием понимается размер таможенной пошлины, который превышает 100 процентов стоимости товара, что облагается таможенным сбором. В Едином таможенном тарифе ТС существуют подобные мегатарифы, сюда относятся сбора за импорт этилового не денатурированного спирта, а также спиртовых настоек.
Список изменений, которые включены в обновленную редакцию ЕТТ:
Внедрение уточнений в восьмое примечание в отношении ТН ВЭД ЕАЭС.
Включены определенные изменения в список продукции, среди которых изменения в размер таможенных ставок, что полностью согласуются с договором о зоне свободной торговли стран ЕАЭС и Вьетнамом, а также определены конкретные товары, что должны быть внесены и изъяты из данного списка.
Определен размер ставки ввозимой пошлины ЕТТ ЕАЭС, которая относится к отдельным видам товаров сельскохозяйственной и промышленной группы. Кроме того, были внесены определенные пометки к ЕТТ ЕАЭС с уточнениями, относительно списка продукции, по отношению,к которой может быть использован нулевой коэффициент .
Определены размеры ввозимых таможенных ставок, что относятся к отдельным видам сырьевой продукции, имеющей минеральную структуру, которые содержат в своем составе драгоценные металлы или же химические соединения с драгоценными металлами.
Также были внесены уточнения в пометки, относительна списка товаров, которые входят в перечень продукции, облагающейся нулевой ставкой.
Был увеличен срок продолжительности действия ввозимой ставки нулевого размера что касается лома драгметаллов, которые классифицируются такими кодами, как: 7112300000, 7112910000, 7112920000, 7112990000 в рамках временного промежутка с 01.01.2017 по 31.12.2019.
Помимо этого, Коллегия своим распоряжением за 25.11.2016 под номером 170 приняла решение об одобрении идеи Совета ЕАЭС «О постановлении размера ввозимых пошлин ЕТТ ЕАЭС, что относятся к отдельным типам химическим веществам.
Взимание пошлин на ввоз или вывоз различных товаров является важным механизмом экономического регулирования. Раньше, когда по всему миру господствовала доктрина протекционизма, с помощью таможенных сборов поддерживалось собственное производство .
Сегодня в условиях глобализации и интегрированного общемирового экономического пространства, действующих международных соглашений и членства большинства стран во Всемирной торговой организации правительства уже не могут использовать данный механизм столь широко . Однако экономическая роль таможенных пошлин все еще остается высокой.
Современная таможня выполняет три главных функции .
Таким образом, таможня не теряет своей роли даже в современном глобальном мире.
Помимо непосредственно сборов взимается еще и пошлина за оформление грузов, акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Общая стоимость рассчитывается таможенными органами с учетом присваиваемого продукции кода ТН ВЭД и ее таможенной стоимости.
Перечисленные показатели могут корректироваться в зависимости от изменений, поэтому обычно таможенные ставки обновляются в начале каждого года.
Расчет ставки налога по стоимости товара :
Размеры пошлин за перемещение грузов через государственную границу также зависят от ряда условий .
В России действует максимальный порог таможенного налогообложения. Совокупная сумма сборов не должна превышать 30 000 рублей.
Единые таможенные тарифы актуальны для 130 государств. Выполняя протекционистскую функцию и в рамках выполнения внешнеполитических целей, правительства могут договариваться об установке обоюдных преференциальных ставок.
На сегодняшний день особые правила таможенного обложения действуют для:
В зависимости от международной обстановки на отдельные товары, ввозимые из определенных регионов, могут устанавливаться уменьшающие ставку или увеличивающие ее коэффициенты, которые обычно варьируются от 5 до 25%.
Классификация происходит по нескольким признакам.
В зависимости от метода взимания сборы делятся на:
Преимущество адвалорного принципа заключается в том, что в таком случае ставку не нужно корректировать в зависимости от ценовых колебаний. Однако слабостью системы является возможность субъективных оценок таможенной стоимости продукции и связанных с этим злоупотреблений.
К тому же органам таможенного контроля приходится каждый раз при провозе товаров, облагаемых таким способом, рассчитывать необходимую сумму обложения, учитывая все нюансы, влияющие на базовую ставку таможенной стоимости.
Специфические пошлины более справедливы, но хуже защищают внутреннего производителя, потому что устанавливаются они на группы товаров без учета разницы в стоимости между ними. Например, если на машину стоимостью 5000 евро накладывается пошлина в 1000 евро, то это будет 20 % от ее цены. В то время как та же пошлина на элитное авто стоимостью 15000 евро снизит ставку уже до 7 %.
Существует классификация ставок по объекту обложения :
По своему характеру пошлины могут быть сезонными , антидемпинговыми и компенсационными .
В первом случае тарифы действуют только в определенное время года. Это характерно в основном для сельскохозяйственной продукции.
Второй вариант применяется для защиты экономики от конкурентов, ввозящих продукцию, стоящую заметно меньше аналогов на внутреннем рынке. В экономике эта мера не рассматривается как проявление протекционизма, так как сам демпинг (продаже товаров по цене, сравнимой или даже уступающей себестоимости с целью устранения других производителей) считается способом недобросовестной конкуренции.
Компенсационные пошлины устанавливаются на товары, производство которых осуществлялось на льготных условиях и при непосредственной поддержке государства, а вывоз данных товаров за границу нанесет ущерб внутренней экономике страны.
Существуют и другие способы классификации :
Устанавливая таможенные ставки, государство преследует сразу несколько целей. При этом тарифная политика осуществляется гибко, в зависимости от изменений внутри страны и в мировой экономике.
Данный вопрос является очень важным, поэтому тема таможенных сборов достаточно хорошо разработана в экономической науке, отсюда, например, существует целый перечень классификаций таможенных ставок.
Лекция по таможенным пошлинам представлена ниже.
Председатель Совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров принял участие в конференции «Таможня 2017: актуальные вопросы ВЭД», прошедшей 12 апреля 2017 г. в Москве. Организаторами мероприятия выступили издательский дом «Коммерсантъ» совместно с Ассоциацией «Некоммерческое партнерство Профессиональных таможенных операторов» при поддержке Совета ТПП РФ по таможенной политике.
Открывая конференцию, модератор Елена Цветкова , эксперт Ассоциации «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов», отметила, что последние годы бизнес-сообщество живет в ожидании нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, переходя от надежды к разочарованию и наоборот. Но, наконец, новый кодекс вышел на финальный этап – как раз накануне, 11 апреля, Президент Белоруссии поставил свою подпись под проектом ТК ЕАЭС.
Как пояснил в своем выступлении Дмитрий Некрасов , директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, поскольку Таможенный кодекс ЕАЭС имеет статус международного договора, он должен быть ратифицирован парламентами всех пяти стран Союза и вступит в силу после получения Комиссией последней ратификационной грамоты, но «не раньше 1 июля 2017 года», как обозначено в норме договора. Дмитрий Некрасов заметил, что наиболее реалистичный срок вступления в силу нового кодекса – 1 января 2018 года. Однако официально дата будет определена в самое ближайшее время: либо 14 апреля президентами в Бишкеке, где состоится очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета, либо в ходе предстоящих в мае встреч премьеров стран Союза.
В своем выступлении Дмитрий Некрасов сделал акцент на содержании первоочередного пакета нормативных актов ЕЭК, без которых новый кодекс не сможет заработать. Решения ЕЭК по 25 вопросам должны быть изданы в первом полугодии и еще по 18 – до конца года. Часть из них уже прошла оценку регулирующего воздействия, часть будет размещена на сайте ОРВ в течение этого месяца. Заинтересованным лицам рекомендуется внимательно следить за сайтом ЕЭК – доработанные по итогам ОРВ документы будут размещаться в разделе «Таможенное сотрудничество» в рубрике «Горячий документ», где, как пообещал Дмитрий Некрасов, будет создан специальный раздел.
Георгий Петров , выступая со стороны предпринимательского сообщества, дал емкую характеристику новому кодексу: «Таможенный кодекс ЕАЭС – это не прорыв, но шаг вперед». К сожалению, далеко не все изменения, на которые бизнес рассчитывал, нашли отражение в новом кодексе.
Например, не отменен принцип резидентства, из-за чего, кстати, недавно разразился очередной скандал, широко, но неверно освещенный в СМИ: импортеры электроники обвинили ФТС в незаконных действиях, поскольку таможенные органы отказываются принимать сертификаты соответствия техническим регламентам, выданные не в РФ, а в других странах Союза.
В чем здесь проблема разъяснил Сергей Шкляев , начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России. Во многом она связана как раз с принципом резидентства – действующими нормами права закреплено, что изготовитель и заявитель могут обращаться за сертификатом соответствия в уполномоченные органы только по месту своей регистрации, то есть если заявитель – юридическое лицо зарегистрирован в РФ, то он имеет право обратиться лишь в российский уполномоченный орган. Для того чтобы российские таможенники могли принимать сертификаты, выданные лабораториями других стран ЕАЭС, должно быть принято соответствующее законодательство и разработан практический механизм, позволяющий осуществлять проверку достоверности сведений, указанных в этих сертификатах. Ведь разрешительные документы на определенные виды товаров предусмотрены не для создания дополнительных трудностей предпринимателям, а для обеспечения безопасности граждан, пользующихся этими товарами, и защиты интересов самих предпринимателей. Сергей Шкляев задал встречный вопрос: как вы, бизнес, будете защищать свои интересы, если у кого-то телевизор или смартфон с белорусским, например, сертификатом сгорел, из-за этого сгорела квартира, и к вам обратились с судебным иском по безопасности данного товара? Вы понесете ущерб и куда пойдете для защиты своих интересов – в белорусский суд?
Впрочем, бизнес-сообществу сейчас необходимо отслеживать процесс принятия не только решений ЕЭК, но и федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который заменит действующий № 311-ФЗ. О текущем положении дел с его разработкой рассказал Юрий Моисеев , заместитель начальника Управления таможенной статистики и анализа ФТС России. По его словам, проект таможенной службой подготовлен и направлен на рассмотрение в Минфин, после чего он будет вынесен на публичное обсуждение, как ожидается, в самое ближайшее время. Отвечая на замечание Елены Цветковой о том, что текст проекта, с которым удалось ознакомиться, очень неоднороден – ряд норм прописан четко, в то же время есть положения, изложенные непонятно, Юрий Моисеев счел это естественным: проекты, написанные ведомствами, носят ведомственный характер («у кого что болит...»), поэтому и предусмотрено общественно обсуждение для исправления недочетов. «В связи с этим, может быть, даже хорошо, что срок вступления в силу нового кодекса отодвинут», – сказал Юрий Моисеев.
С пользой использовать эту отсрочку бизнесу поможет новая возможность принять участие в обсуждении закона о таможенном регулировании, о которой сообщил Павел Исаев , ответственный секретарь Комитета по интеграции, таможенно-тарифному регулированию и ВТО РСПП: 19 апреля проект будет размещен на официальном сайте комитета http://rgwto.com с комментариями экспертов и все желающие смогут направлять туда свои замечания и предложения.
Также текст проекта ФЗ размещен на портале Совета ТПП РФ по таможенной политике в разделе «текущие инициативы».
Что касается проблем, которые действительно возникают у предпринимателей в сфере таможенного администрирования, как показывает практика, наиболее эффективно они решаются в рамках конструктивного диалога с ФТС на различных площадках, которых сегодня достаточно много. Можно использовать площадку Совета ТПП по таможенной политике, о работе которого подробно проинформировал Георгий Петров, или «Большой четверки», как называют 4 крупнейших бизнес-объединения России (РСПП, «ТПП России, «Деловая Россия» и «Опора России»), или Общественного совета при ФТС России, о возможностях и задачах которого рассказал его председатель Леонид Лозбенко . По словам Леонида Лозбенко, сейчас сложились очень хорошие отношения с Федеральной таможенной службой, новый руководитель которой Владимир Булавин обещал, что ФТС свою часть пути навстречу бизнесу пройдет, выполнив все упрощения для участников ВЭД, запланированные Комплексной программой развития ФТС России до 2020 года, но ожидает от бизнеса встречного движения. В связи с этим сейчас Общественный совет работает над Хартией добросовестного участника ВЭД, проект которой, как сказал Леонид Лозбенко, в ближайшее время будет размещен на сайте совета http://osfts.ru .
Совет ТПП РФ по таможенной политике