Большие группы людей которые различаются. Что такое социальная группа? Понятие социальной группы

Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп. Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы: социологического и социально-психологического.

В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен, в первую очередь, для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами социальная психология.

Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; ка­кие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Груп­па здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности. Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.

Назовем основные характеристики, отличающие группу от случайного скопления людей:

Относительно длительное существование группы;

Наличие общих целей, мотивов, норм, ценностей;

Наличие и развитие групповой структуры;

Осознание принадлежности к группе, наличие «мы-чувства» у ее членов;

Наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу.

Таким образом, социальная группа – устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

Классификация групп в социальной психологии может производиться по различным основаниям. В качестве данных оснований могут выступать: уровень куль­турного развития; тип структуры; задачи и функции группы; преобладаю­щий тип контактов в группе; время существования группы; принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней; количество членов группы; уровень развития межличностных отношений и многие другие. Один из вариантов классификации групп, изучаемых в социальной психологии, приведен на рис. 2.

Рис. 2. Классификация групп

Как мы видим, классификация групп здесь задана в дихотомической шкале, предполагающей выделение групп по нескольким, различающимся между собой основаниям.

1. По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные группы.

Условные группы – это искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

2. Лабораторные – естественные группы.

Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.

Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

3. По количеству членов группы: большие – малые группы.

Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин «группа» весьма условен. К организованным, длительно сущест­вующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, т.н. средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).

4. По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые группы.

Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совмест­ной деятельностью в полном смысле этого слова.

Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):

Диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);

- кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

- корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;

- коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

5. По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.

Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественную характеристику первичных групп - непосредствен­ность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда класси­фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка­кие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример), но по существу исследуются в дальнейшем именно пер­вичные группы, так как только они удовлетворяют критерию ма­лой группы.

6. По форме организации: формальные и неформальные группы.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены по­нятия формальная и неформальная структуры группы (или струк­туры формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «орга­низация» (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).

7. По степени психологического принятия со стороны личности: группы член­ства и референтные группы.

Данная классификация была введена Г. Хайменом, кото­рому принадлежит открытие самого феномена «референтной груп­пы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенчес­кие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нор­мы которых они принимают, Хаймен назвал референтными груп­пами.

Дж. Келли выделил две функции референтной группы:

Сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных «систем отсчета», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;

Нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.

В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.

Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.

Большие социальные группы формируются на основе осознания людьми объективных условий своего бытия, питает и актуализирует их фундаментальный интерес.

их справедливо считают основными субъектами общественного развития.

Общая характеристика больших социальных групп

Какой бы ни была роль малых социальных групп и межличностного общения в становлении и развитии личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей и других сущностных элементов общественной психологии. Формируются эти элементы на основе обобщенного культурными и идеологическими системами исторического опыта больших социальных групп, который передается индивиду через малую группу.

К ним относятся общественные классы, этнические объединения (нации, народности), которые характеризуются длительностью существования, закономерность возникновения и формирования; толпа, аудитория и проч., имеющих основой случайность возникновения, кратковременность существования и тому подобное.

Классификация больших социальных групп

Как и любые социальные субъекты, большие социальные группы классифицируют по различным признакам. По характеру связи различают два вида больших сообществ людей: 1) социальные классы, этносы и прочее. Основой являются объективные социальные связи. Принадлежность людей к этим группам не предопределяется их волей, сознанием, а является следствием действия объективных факторов; 2) партии, общественные, профессиональные объединения и др. Человек поступает к ним вследствие сознательного стремления к объединению на основе определенных целей и ценностей. По длительности существования выделяют более длительные (классы, нации) и менее продолжительные (митинги, толпа и т. п) большие социальные группы. По характеру организованности большие социальные группы делятся на те, что возникли стихийно (толпа, публика), и те, что были организованы сознательно (ассоциации, партии и тому подобное). Социальная психология выделяет также условные (поло-возрастные, профессиональные) и реальные большие группы. Важным признаком классификации является контактность и взаимодействие. Так, до реальных больших групп с тесными контактами относят, прежде всего, митинги и собрания. Большие группы могут быть закрытыми и открытыми. Наиболее распространенным является деление больших групп на социальные группы, которые сформировались в процессе исторического развития общества, играют определенную роль в системе общественных отношений и отличаются длительностью, устойчивостью (этнические, профессиональные, половозрастные группы и др.), и стихийно образованные сообщества, которые являются Неустойчивыми, кратковременными (толпа, публика, аудитория).

Общие признаки больших социальных групп

Большие социальные группы находятся в сфере влияния специфических регуляторов социального поведения - нравов, традиций, морали. Сформированы эти регуляторы общественной практикой, с которым связана группа. Важной характеристикой больших социальных групп является язык. Этнические группы без нее не могут существовать. Признаком других групп (профессиональных, возрастных и т. п) е жаргон как разновидность речи.

Особенности жизненной позиции больших социальных групп вместе с регуляторами поведения формируют их образ жизни.

Образ жизни большой социальной группы - совокупность устойчивых типичных форм жизнедеятельности общности.

Типичные формы жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных индивидов проявляются в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. На основе образа жизни можно определить как люди живут, какими интересами руководствуются, каким является их мышление. Предметом анализа при этом могут быть и особые формы общения, тип контактов и отношений, интересы, ценности и потребности. Образ жизни общности свидетельствует о ее отношение к обществу, к труду, других сообществ и индивидов. Поскольку каждый тип больших социальных групп наделен только ему присущими свойствами, существенно отличается от других (этническая группа отличается от профессиональной), то их общие характеристики должны иметь специфическое содержание. К изучению больших социальных групп привлекают этнографию и этнопсихологию, сравнительные исследования, социологию, статистический анализ, психолінгвістику и др.

Структура психологии больших социальных групп

Структура психологии больших групп составляют различные психические свойства, психические процессы и психические состояния. Точнее выделение важнейших элементов психологии больших групп охватывает психический склад как устойчивое образование (национальный характер, традиции, обычаи, вкусы и эмоциональную сферу как динамическое образование (потребности, интересы).

Психический склад группы и психический склад личности, которые к ней относятся, не одно и то же, поскольку на формирование психологии группы влияет коллективный опыт, степень усвоения которого обусловлена индивидуальными психологическими особенностями. Итак, психологические характеристики группы не являются простой суммой присущих каждой личности черт, а выражают типичное, свойственное всем индивидам.

Методы исследования психологии больших социальных групп

Типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравственности, традициях и обычаях. Это побуждает социальную психологию к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из форм использования этих методов являются межкультурные исследования. Речь идет о сравнительные исследования (сравнивают различные культуры, социальные группы).

Часто социальная психология при анализе психологии больших социальных групп пользуется традиционными для социологии методами, особенно различными приемами статистического анализа. Не редкими для социальной психологии является и приемы из области языкознания, поскольку во время исследования больших социальных групп приходится анализировать знаковые системы.

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Группы бывают:

    Формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

    Малыми, средними и большими.

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5-7 или примерно 20 человек; статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, а следовательно, меньше вероятность, что она распадется. Выделяют также две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.).

    Первичными и вторичными.

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

    Реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

    Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

    Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;

    Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т.п.

    Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.

Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.

Пользуясь принятыми в социологической литературе критериями, типологизируем :

Виды социальных групп по степени формализации :

  • формальные , где нормы поведения закреплены, как правило, в письменном виде;
  • неформальные;

Виды социальных групп по численности:

  • , где небольшое число членов обеспечивает возможность постоянного, непосредственного личностного взаимовлияния и поэтому не возникает необходимости в обязательном формальном закреплении институционализованных правил поведения;
  • большие (крупные), где отсутствует возможность постоянного непосредственного личностного взаимовлияния, поэтому при их описании нельзя обойтись без некой абстракции;

Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Виды и характеристика больших социальных групп

Целевые социальные группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Например, студентов вуза можно считать формальной целевой социальной группой (цель ее членов — получение образования);

Территориальные (местные) социальные группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Особенно важной формой территориальной общности является этнос — совокупность индивидов и групп, относящихся к сфере влияния какого-либо государства и связанных между собой особыми отношениями (общность языка, традиций, культуры, а также самоидентификация).

Общество - самая крупная социальная группа, которая как целое является основным объектом теоретического или эмпирического исследования.

Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, который требует специального образования (на Западе более употребителен термин «интеллектуалы»). Иногда в литературе встречается и довольно широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, в том числе служащих- секретарей, контролеров банка и т.д.

Роль интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих функций:

  • научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства;
  • профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами;
  • развитие духовной культуры;
  • социализация;
  • обеспечение умственного и физического здоровья населения.

Обычно выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную (представители творческих профессий), медицинскую, управленческую, военную и т.д.

Люди умственного и физического труда , рассматриваемые как отдельные социальные группы, заметно различаются: по содержанию и условиям труда, по уровню образования, квалификации, по культурно-бытовым запросам.

Население города и население деревни , которые по-прежнему остаются главными видами поселения людей, различаются по месту проживания. Их различия выражаются в масштабах, концентрации населения, уровне развития производства, насыщенности объектами культурно-бытового назначения, транспорта, средств связи.

Психология больших социальных групп

Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, подростки, женщины, мужчины, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, обычаи и традиции . Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентаций, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания («классовое чутье»). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения .

Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо . Понятие общественного блага введено Аристотелем («Политика»); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Под лозунгом общественного блага совершались первые буржуазные революции. Общественное благо было основным предметом идеологов либерализма и демократии. В XIX и XX вв. была выработана основная формула общественного блага: «Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им». Производными от понятия «общественное благо» стали понятия «качество жизни», «уровень жизни», «жизненные стандарты», «благоденствие нации» (охрана территории, организация безопасности, снабжения, связи, транспорта, здравоохранения, культурной сферы, образования и др.). Степень социальной ориентации политического руководства общества определяется ее направленностью на обеспечение общественного блага. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (греч. еthnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием , основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию (лат. natio — народ).

В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств.

В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку.

Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (лат. classis — разряд). Существование классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика — большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-со- знательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса — совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально- психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Психология больших социальных групп и массовидных явлений

Социальная психология изучает социальные группы, особенности организации деятельности и взаимодействия людей в них, способы воздействия, осуществляемые в группах на личность. Значение групп, так же как и общения, огромно. Включаясь в различные группы, люди осваивают различные формы деятельности. Вся жизнь людей сопровождается постоянным членством в самых разных группах – больших и малых. С точки зрения Г.Г.Дилиненского, внесшего большой вклад в разработку проблематики больших групп, значение больших устойчивых социальных групп определяется тем, что «содержание социально-зна­чимых черт человеческой психики формируется именно на макро-социальном уровне: в больших устойчивых социальных группах созда­ются исторически конкретные социальные нормы, ценности и уста­новки, которые «доводятся» до индивида посредством малых групп и межличностного общения [Дилигенский, 1994]. В отличие от малых групп большие социальные группы этого типа представляют собой психологические общности, формирующие общие жизненные цен­ности и обеспечивающие социально-психологическую безопасность ее представителей.

Большая социальная группа (Г.М.Андреева) –

1) количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности и т.п.);

2) реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность.

· Большие социальные группы (В.Г.Крысько) – это общности людей, отличающихся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

В чем основные отличия больших социальных групп от малых ?

· большие группы не ограничены по своему количественному составу (в их состав могут входить от нескольких десятков до нескольких тысяч или миллионов людей);

· они формируются на основе какого-то общего признака или выполняемой деятельности (это может быть национальность, возраст, пол и т.д.);

· их члены не имеют постоянных налаженных контактов между собой (например, все мужчины на земле не знают друг друга, также как и все россияне);

· зачастую большие группы оказывают значительное влияние на общественную жизнь (различные митинги, устраиваемые лидерами партий и общественных движений, сказываются на политике государства и т.д.) .

Помимо отличительных признаков, большие группы имеют ярко выраженные особенности , которые также выделил В.Г.Крысько:

  • -они постоянно развиваются и совершенствуются (ежедневно люди рождаются и умирают, соответственно, меняется и возрастной и половой состав населения);
  • - они имеют свои сугубо специфические интересы (например, связанные с профессией);
  • - они вырабатывают для себя и для всех членов набор регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие социальных норм и требований к их представителям (в СССР одной из норм для школьников было вступление в пионерскую организацию и ношение красного галстука на шее);
  • - они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру (в каждой группе есть свои лидеры, их помощники и рядовые члены).

Большие группы постоянно развиваются и изменяются.

Выделяют 3 этапа их развития:

- Типологический этап характеризуется тем, что члены группы имеют определенные общие психологические признаки, отражающие их положение в обществе. Но могут и не осознавать свои общие потребности и интересы (психологический потенциал социализации).

- Идентификационный этап - членыгруппы осознают свою принадлежность к ней, идентифицируют себя с ее сообществом; возникает групповое самосознание (потенциал группового самосознания).

- Этап солидарности происходит осознание членами группы общих потребностей и интересов, что создает основу для выработки сходных социальных установок, готовности группы к совместным действиям во имя коллективных целей(потенциал группового действия).

Например, в современном российском обществе выделяется такая большая группа как бюджетники, к которым относятся учителя, врачи, работники библиотек и т.д. На первом этапе объединяющим признаком будет то, что их организации финансируются из государственного бюджета и являются бесплатными для их клиентов. Однако работники каждой отрасли осознают только на собственные проблемы и не чувствуют объединяющего их фактора. Переход на второй этап может быть связан с осознанием того, например, что всем бюджетникам задерживают зарплату. На третьем этапе все бюджетники могут выйти на забастовку на улицы города, реализовав тем самым потенциал группового действия.

На развитии больших групп, как показывает В.Г.Крысько, сказываются следующие факторы :

- Степень идентификации членов группы , характеризующаяся эмпиричностью, очевидностью, непосредственным отражением в сознании членов группы признаков, выделяющих ее как «свою» в отличие от «чужих». (Это очень ярко проявляется у фанатов отдельных футбольных команд, например, на уровне символики – их шарфы и футболки выкрашены в цвета любимого футбольного клуба, что позволяет им чувствовать себя объединенными.)

- Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций, воздействия средств массовой информации и процессы формирования общественного мнения, задающие критерий оценки большой группой социальных процессов. (Те же самые фанаты одной команды имеют свои кричалки, определенный сленг, устраивают некие сборища. В то же время, встречи фанатов двух команд-соперников часто заканчиваются драками «стенка на стенку».)

- Социальная мобильность возможность перехода из одной социальной группы, существенно влияющая на уровень интегрированности макрогрупп, выработку ориентиров идентификации ее членов, выбор референтных образцов и норм поведения, уровень социально-психологической сплоченности. (Если вдруг игра любимой команды покажется ее фанату нерезультативной или не достойной его внимания, то он сможет найти себе других кумиров, т.е. войти в другую группу.)

- Практика коллективных действий, ее общественно-исторический опыт , результаты которых, обычно идеологизированные, отражаются в характеристиках социальной памяти микрогрупп. (Для фанатов практика коллективных действий часто связана с выражением агрессии против фанатов команды соперников.)