Последствия либерализации внешнеэкономической деятельности. Либерализация внешнеэкономической деятельности

Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:

Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

Таможенно-тарифное регулирование Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее время характерно практически для большинства бывших субъектов бывшего СССР.

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

Виды пошлин:

Адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

Специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

Комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Специальные; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;

Антидемпинговые; применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

Компенсационные; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

Сезонные; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);

Особые виды пошлин. Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшествовать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.

Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через границу России;порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом (ГТК); таможенная стоимость товара определяется декларантом методом определения таможенной стоимости; контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

Закон предусматривает следующие методы определения таможенной стоимости товара:

По цене сделки с ввозимыми товарами;

По цене сделки с идентичными товарами;

По цене сделки с однородными товарами;

Вычитания стоимости;

Сложения стоимости;

Резервного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

Определение страны происхождения. Россия, как и многие другие страны предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

Тарифная льгота (тарифная преференция) – предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от ее уплаты, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара. Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.

В целом установленные им таможенные льготы не могут носить индивидуального характера, за исключением тех случаев, где оговорены соответствующие условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот уже на индивидуальных основах, обусловленных либо соответствующими международными соглашениями, участником которых является Россия, либо причинами иного характера (политика по отношению к развивающимся странам, комплектные поставки для сооружения объектов за рубежом, ввозимые товары в качестве вклада в уставные фонды СП и др.).

Нетарифное регулирование Нетарифные методы регулирования ВТД часто ассоциируют с чисто административными ограничениями, запретами и контролем. Однако по международным нормам, в частности Всемирной Торговой Организации (ВТО), к ним относятся и экономические ограничительные методы, т.е. практически все методы, не относящиеся к таможенно-тарифным методам

Нетарифное регулирование комплекс административных и экономических мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью протекционистской практики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также вывозу товаров, исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ.

Рассмотрим действующие в настоящее время нетарифные методы более подробно. К ним относятся такие экономические методы, как:

1. Налоговые, или паратарифные, методывсе виды платежей при таможенном оформлении сделки помимо таможенных пошлин (которые в сумме по отдельным товарам могут превышать размер пошлины):

Налог на добавленную стоимость взимается в размере 20% с импортируемых на территорию РФ товаров. Не облагается НДС товарный вклад в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также безвозмездная и гуманитарная помощь. По экспорту НДС облагаются посреднические операции (фирм, не производящих данные товары). НДС начисляется на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза (если товар подакцизный).

Акцизы – как форма государственного налога взимаются с импортных товаров, перечень которых устанавливается в законодательном порядке (около 40 товаров): алкогольные, табачные, ювелирные изделия, автомобили и др. Ставки акцизов дифференцированы по товарам и устанавливаются в процентах от фактурной стоимости (10-70%) или в ЭКЮ. Подакцизными является также часть экспортных товаров.

Таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление груза. Их размер, например, при импорте товаров – 0,15% их таможенной стоимости (0,1% в рублях и 0,05% в валюте контракта). Помимо стандартного таможенного сбора могут взиматься в необходимых случаях таможенные сборы за хранение, таможенное сопровождение товаров и др.

2.Валютные (экономические, в отличие от контрольных) методы включают в себя:

Валютный курс – один из важных инструментов регулирования ВТД. Девальвация российского рубля почти в четыре раза резко усилила позиции российских экспортеров и одновременно отрицательно сказалась на импорте, от чего выиграли российские производители.

Обязательная продажа экспортерами 75% валютной выручки – существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным элементом рыночного механизма ВТД.

Санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу вылютных средств при проведении импортных операций (например, импортер обязан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рублевый эквивалент платежей по импорту).

3.Стимулирующие экспорт: обеспечение кредитования, гарантии и страхование кредитов, субсидирование экспорта. Стимулирование экспорта предполагает в первую очередь создание системы кредитования и страхования экспорта и предоставления государственных гарантий при одновременном возобновлении государственного кредитования экспортных производств и проектов. Были проведены определенные организационные мероприятия (создание Российского экспортно-импортного банка, Межведомственной Комиссии по стимулированию экспорта и др.). К сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

Помимо экономических государство активно применяет административные меры нетарифного регулирования.

1. Количественные ограничения экспорта и импорта:

Квотирование – внешнеторговая квота – количественное ограничение объема экспорта и импорта определенных товаров. Импортная квота в отличие от импортной пошлины позволяет точно ограничить количественный объем ввоза товара. Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существовавшей значительной разнице между мировыми и внутренними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращалось. С 1 июля 1994 г. (постановление Правительства № 758) квотирование ограничивается только выполнением международных обязательств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого перечня товаров: необработанного алюминия, карбида кремния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых текстильных изделий.

Лицензирование – метод ограничения вывоза или ввоза товара на основе выдачи государством лицензии, представляющей собой разрешение (право) на экспорт или импорт и выделяется в отдельный перечень товаров.

Контингентирование – вид лицензирования, предполагающий ограничение номенклатуры товаров по экспорту или импорту в пределах устанавливаемых государством количественных или стоимостных квот на определенный период времени. Контроль за выдачей квот ведется также через предоставление лицензий. В настоящее время в РФ не применяется.

Добровольное самоограничение экспорта – добровольный отказ экспортера от расширения поставок или обязательство по их ограничению в страну импортера в результате неофициальной договоренности между страной экспортера и страной импортера. Осуществляется под угрозой начала «торговых войн», или применения импортером более жестких мер. Пример: отказ Японии в 1989 г. от расширения в течение пяти лет экспорта автомобилей в США. В российской практике ВТД эти меры не применялись.

2.Запретительные: запрет вывоза или ввоза отдельных товаров – законодательно может устанавливаться исходя из национальных интересов страны; эмбарго на торговлю с отдельными странами – применяется обычно на основе решений ООН (например, в отношении Югославии).

3.Контроль качества – сертификат соответствия, технический, фармакологический,ветеринарный,экологический, фитосанитарный.

4.Таможенно-административные требования: перечень документов для таможен, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определение страны происхождения товара.

5.Валютный контроль: система уполномоченных банков-агентов валютного контроля, паспорт сделки, комплексная информационная система валютного контроля.

В целом применяемая система нетарифных методов обеспечивает сильное прямое государственное воздействие на ВТД, что объективно необходимо в условиях нестабильной экономики переходного периода. Эта система нетарифного регулирования должна дополняться активностью государства в торгово-политическом обеспечении ВТД, создании максимально благоприятных условий для реализации национальных интересов на внешних рынках.

К торгово-политическим методам государственного регулирования относят:

Создание благоприятных условий для доступа на внешние рынки: межправительственные торговые и другие соглашения; участие в международных торговых и таможенныхорганизациях, включая ВТО.

Программирование ВЭД: федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы.

Разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ: реестр случаев дискриминации российских лиц на рынках отдельных стран; перечень мер по защите торговых интересов РФ.

Содействие развитию ВЭД: организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций; рекламные компании по развитию экспорта; информационное обеспечение.

Рассмотрим подробно противоречивое влияние политики либерализации внешнеэкономической деятельности на формирование института торгового посредничества как объекта регионального менеджмента.

Прошло почти семь лет с начала объявленной в России радикальной экономической реформы, а желаемой модернизации российского общества, нап­равленной на формирование эффективной и конкурентоспособной экономики, пока не достигнуто, как не достигнуто и органичное и выгодное включе­ние нашей страны в мировое хозяйство путем открытия экономики. Более того, масштабы и длительность падения производства не знают аналогов в истории мирного времени.

Так, по данным Госкомстата Российской Федерации, общий объем про­мышленного производства в 1997 году составил 49% от уровня уже кризис­ного 1990 года, в том числе: в химической и нефтехимической промышлен­ности - 42,8%, машиностроении и металлообработке - 37,3%, лесной, дере­вообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 34,4%, промышленности строй­материалов - 31,7%, легкой промышленности - 13,7%. Кризисные явления поразили не только производство, но и социальную сферу, усилились струк­турные перекосы в экономике, обострились проблемы государственного долга. "При годовых (в 1998 г.) вероятных доходах Федерального бюджета в объеме 367,5 млрд. рублей государственный внутренний долг Российской Федерации, по мнению председателя Комитета по безопасности Государствен­ной Думы В. Илюхина, составляет 785,9 млрд. рублей, а внешний долг - 140 млрд. долларов. Следствием этого станут полная зависимость Российской Федерации от иностранного капитала и окончательное разрушение экономики страны". Как результат этого - снижение уровня жизни населения по сравнению с дореформенным периодом. Достаточно отметить, что сегодня Россия по уровню жизни откатилась на 57-е место в мире.

На причины глубочайшего кризиса всех сфер экономической и социаль­ной жизни страны, на причины подрыва основ национальной экономической безопасности страны существуют различные точки зрения, их пытаются объяснить с различных политических позиций. Представители одной позиции считают, что явления кризиса - это наследие прошлого, советской командно-адми­нистративной системы. Другие считают, что кризис - это плата за рефор­мы и с ним хочешь - не хочешь надо смириться. Третьи утверждают, что в России построена рыночная экономика и никакого кризиса уже вроде бы и нет. Новая редакция правительственной программы развития экономики в 1997-2000 годах отражает преимущественно последнюю точку зрения. В ней поражают безальтернативная заданность либерализации экономики и отсут­ствие желания спрогнозировать и осмыслить другие варианты реформы. Более того, утверждается, что побеждена инфляция, достигнута стабилизация производства, укрепилась платежная и финансовая дисциплина, созданы усло­вия для активизации деловой активности и структурной перестройки экономики, повышения на этой основе уровня жизни народа. Как результат про­деланной за первые шесть лет реформ работы, утверждается то, что фундамент рыночной экономики, способной к дальнейшему развитию, построен. Аналогич­ный вывод - "в России построена рыночная экономика" - делается и в последнем по времени послании Президента РФ Федеральному Собранию. Авто­ры правительственной программы убеждены, что "курс реформ, осуществляв­шийся в предельно тяжелых условиях, оправдал себя и теперь будет при­носить плоды. Начинается II этап - этап структурной перестройки и подъе­ма экономики".

Такие оценки текущего экономического развития, дававшиеся вплоть до августовского кризиса 1998 года, как и ориентация правительственной программы на трансформацию российской экономики в "рыночную экономику", на наш взгляд, теоретически несостоятельны. Это показали и доказали отечественные экономисты, сплотившиеся на основе теоретической концепции, отраженной в материалах Петербургских экономи­ческих форумов, проведенных в 1997 и 1998 годах. Нам ближе точка зрения авторов уже упоминавшейся монографии "Экономика Содружества Независимых государств накануне третьего тысячелетия", которые считают, что стремиться надо не к рыночной, а к смешанной экономике. Современная экономика - это смешанная экономика с высокой степенью участия госу­дарства и социальной направленностью на развитие человека.

Выдвижение рынка и "рыночной экономики" в качестве цели и сверхза­дачи реформаторских преобразований в России привело к тому, что цели и средства реформ поменялись местами, то есть цели были принесены в жертву средствам. Навязывание России рецептов романтического монетаризма, отрица­ние регулирующей роли государства обосновывают "уход" государства из экономики в теории, а на практике приводит к разгулу стихии, произвола, к подрыву общего потенциала развития страны и усложнению ее продвижения к новой цивилизации, которую развитые страны уже начали строить.

Исходя из этих общих теоретических посылок оценим теперь процесс либерализации не на внутреннем рынке, а во внешнеэкономической деятель­ности и проследим его противоречивое влияние на развитие института внешнеэкономических посредников.

Опыт XX столетия показал, что развитые зарубежные страны идут на полную либерализацию внешней торговли лишь после достижения высокой конкурентоспособности своих товаров. Страны СНГ, включая и Россию, отказались в 90-х годах от государственной монополии на внешнюю торговлю, не достигнув этих рубежей, а во многом под влиянием требований ВТО, ложно понятых представлений об открытии своих экономик навстречу мировой.

Это, в свою очередь, вызвало разделение мнений отечественных экономистов относительно экономических обоснований либерализации внешней торговли. Сторонники первой точки зрения исходят из представления о том, что победить отечественный моно­полизм и определить, какие из отраслей промышленности имеют перспективу на внутреннем и внешнем рынках, поможет иностранная конкуренция и, следо­вательно, надо использовать такой элемент "шокотерапии", как открытое сравнение потребителями отечественных и зарубежных товаров, для чего надо открыть (максимально либерализовав внешнюю торговлю) все каналы проникновения зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Образно говоря, надо, мол, научить "плавать" отечественных товаропроизводителей, "бросив их" в бурные воды мирового рынка: кто выживет, тот неизбежно станет произ­водить товары на мировом уровне.

Другая, противоположная точка зрения исходит из того, что отечествен­ная промышленность нуждается в защите и поэтому "открывать" российскую экономику навстречу мировому рынку следует очень осторожно и поэтапно, предварительно обучив отечественных товаропроизводителей ”плавать” по рыночным правилам, то есть, прикрыть отечественных производителей высокими импортными тарифами, поддержать импорт материалов и комплектующих дотациями, специальным курсом национальной валюты.

Мы разделяем взгляды тех авторов, которые, анализируя прак­тику реформ, утверждают, что диалектика открытости применительно к переходной национальной экономике осознана недостаточно ясно, что переход к открытости трактуется слишком упрощенно - как либерализа­ция внешнеэкономической деятельности, за которой на практике скрывается всего лишь либерализация внешней торговли.

Отсутствие отработанной в научном плане концепции включения России в мировой рынок приводит к разнобою в оценках роли либе­рализации внешней торговли в подъеме экономики страны. Одни ана­литики, например, утверждают, что во внешней торговле произошли "серьезные положительные изменения", "усилилось ее положительное влияние на национальных производителей и потребителей".

Другие исследователи дают прямо противоположные оценки, считают нынешнюю сферу внешней торговли "сферой расхищения и потерь националь­ного богатства страны" на том основании, что до 40 % импорта и 10 -12 % экспорта остаются неучтенными, т. е. являются нелегальными операциями, и относятся органами статистики к ”неорганизованной торговле”.

Различие в оценках ведет к различным мерам, предлагаемым для исправления ситуации, сложившейся со структурой экспортно-импортных операций: от предложений полностью свернуть деятельность частных по средников и вернуться к госмонополии на внешнюю торговлю до полной отмены каких-либо ограничений в торговле с Западом.

Чтобы определить, какая из существующих точек зрения ближе к экономическим реалиям России, необходимо рассмотреть сценарии будущего развития исходя из первой и второй точек зрения. В нашем анализе будем исходить из следующих теоретических посылок. Любая экономика "смотрит" во внешний мир через своеобразную "призму" - систему своих внешнеэкономических институтов. Если страна претендует на достойное место в нем, необходимо привести их в соответствие со ­складывающейся ситуацией во внешней сфере и положением в народном хозяйстве. Анализ показывает, что стратегия развития внешнеэкономических связей и концепция внешнеэкономической политики, разработанная МВЭС РФ в 1992 - 1993 гг., совершенно недостаточное внимание уделила качественной стороне - роли внешнеэкономических связей как фактора равновесия в народном хозяйстве.

Изучение зарубежного опыта показывает, что либерализацией может быть названа программа реформ, приближающих торговую систему страны к парадиг­ме нейтральности стимулов к торговле на внутреннем рынке и экспорту. Нашей же экономической наукой термин ”либерализация" по-прежнему понимается достаточно односторонне - ”как расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства”. Такое значение этого термина проникло и в понятие ”либерализация внешней торговли”, а оттуда, увы, и в практику внешнеэкономической деятельности. Это представление о либерализации внешнеэкономической деятельности (по сути дела сводимое к либерализации внешней торговли), на наш взгляд, не только не устранило искажающую ”оптику” ВЭС, но и усилило перекосы в развитии национальной экономики. Отметим, кстати, аналогичные процессы и в других странах бывшего соцлагеря. И в России, и в других постсоциалистических странах либерализация реализовалась через политические решения, т. е. была относительно быстрой. В Западной Европе после второй мировой войны ”оттаивание замороженных рынков” потребовало довольно значительного эволюционного развития. Многие специалисты связывают эту быстроту с важностью для правительств постсоциалистических стран идентифицировать экономику своих стран как рыночную, что обусловлено внешним давлением со стороны МВФ, ВТО и др. при получении иностранных кредитов. Мы считаем эту точку зрения вполне обоснованной.

Естественно, что система внешнеэкономических связей, будучи составной частью народного хозяйства, не может не испытывать общенациональные коллизии. Однако причина не только в общеэко­номической стагнации, связанной с распадом СССР (разорваны платежно-кредитные, валютно-финансовые, производственно-техни­ческие, научно-исследовательские связи; исчезло единое информа­ционное пространство и нормативно-правовое поле). Затяжной инс­титуциональный кризис системы внешнеэкономических связей был обусловлен также направленностью развития самой системы этих связей. Десятилетиями культивирование и наращивание структурно-перекошенного товарооборота внесло и вносит глубокую структурную деформацию в тяжелое машиностроение, транспорт, экологию и т.п. Доля машин и оборудования в общем объеме российского экспорта в 90-е годы практически не растет, о чем свидетельствуют данные за 1993 и 1997 годы, представленные на рис. 3 и 4. В целом же за 1990 - 1997 годы этот показатель уменьшился с 20 до 8,1 %.

Рис. 3. Товарная структура экспорта России за 1993 год (по фактически действовавшим ценам, без учета неорганизованного экспорта).

Рис. 4. Товарная структура экспорта России за 1997 год (по фактически действовавшим ценам, без учета неорганизованного экспорта).

Многочисленные попытки переломить ситуацию в рамках снаб­женческо-сбытовой и торгово-посреднической модели ВЭС не привели к положительным результатам. Импорт технологических линий, строительство заводов "под ключ" и закупки образцов новейшей техники не спасли положение, поскольку большинство машиностроительной продукции морально устаревает еще до начала ее производства на российских заводах.

С начала 90-х годов удельный вес России в мировой торговле составляет около 1%. Особенно тревожное положение сложилось по машиннотехнической продукции. Деиндустриализация набирает темпы, ибо под­рывается ресурсная база машиностроительного комплекса, и прежде всего, военно-промышленного. Не в последнюю очередь это связано с нынешней российской доктриной либерализации ВЭД, потому что она построена на всеобъемлющей торгово-посреднической доктрине, мировая же экономика в конце восьмидесятых годов перешла на воспроизводственную модель.

И тут возникает опасность, что отсутствие общенациональной стратегии в развитии ВЭС станет объективно поощрять сепаратизм со сто­роны субъектов Федерации, а также некоторых финансово-промышлен­ных групп, подталкивая их к принятию узкоэгоистичных решений. Государственные интересы зачастую подменяются интересами эконо­мических группировок. Углубление этого процесса дает нашим внеш­ним партнерам (и конкурентам) огромные преимущества, формирует основу для экономического диктата при реше­нии вопросов общенационального стратегического характера.

Как и в случае с поисками причин кризиса российской экономики, при исследовании причин кризиса внешнеэкономических связей России необходимы интеллектуальный прорыв на основе нового мышления, обращение к новейшим концепциям геополитики, которые не востребованы властными структурами для формирования адекватной сегодняшним решениям внешнеторговой политики, делающей ставку прежде всего на защиту национальных интересов, национальной экономической безопасности.

И только в рамках этого нового мышления можно будет действи­тельно объективно оценить особенности российской внешнеторговой политики, а, следовательно, и роль торговых посредников в ее реализации. Пока же мы должны констатировать, что противоречивость воздействия либерализации ВЭД на эффективность и общую направленность развития торгового посредничества обусловлена реальным соотношением протекционизма и либерализации в экономической политике государства.

Что имеется в виду? Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации.

Под либерализацией внешней торговли понимается комплекс государственных мероприятий по обеспечению свободного внешнеторгового оборота, снижению таможенных, тарифных и других барьеров. В современных условиях ослабление ограничений внешнеторгового оборота и либерализация внешней торговли - одно из основных требований международного общения. Выполнения этих требований потребовали новые союзники России, различные международные организации МВФ (Международный валютный фонд), ГАТТ/ВТО (Всемирная торговая организация) и др. Проблемы либерализации внешней торговли для России в настоящее время актуальны главным образом потому, что под лозунгом облегчения взаимного обмена и доступа на национальные рынки промышленно развитые страны осуществляют проникновение и закрепление на рынках развивающихся стран. Либерализации противостоит протекционизм, который характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары.

Выбор протекционизма, который помогает развиваться национальной промышленности, или свободы торговли, которая позволяет напря­мую сравнивать национальные издержки производства с международ­ными - предмет многовекового спора среди экономистов, теоретиков и практиков.

Каждое из этих направлений приоритетно в определенные перио­ды развития региональной и мировой торговли. Если в 50 - 60-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 70 - 80-е годы прокатилась вол­на но­во­го про­тек­цио­низ­ма.

Ин­те­рес­но в свя­зи с этим от­ме­тить, что про­ве­ден­ный экс­пер­та­ми МВФ в 1994 го­ду ана­лиз по­ли­ти­ки в об­лас­ти внеш­ней тор­гов­ли 59 раз­ви­ваю­щих­ся стран и стран с пе­ре­ход­ной эко­но­ми­кой по­ка­зал, что в 4 стра­нах при­дер­жи­ва­лись по­ли­ти­ки ли­бе­ра­ли­за­ции (сво­бод­ной тор­гов­ли), от­кры­ваю­щей внут­рен­ний ры­нок для ино­стран­ной кон­ку­рен­ции; в 22 стра­нах со­че­та­ли под­хо­ды ли­бе­ра­ли­за­ции и про­тек­цио­низ­ма (это на­зы­ва­ет­ся уме­рен­ным тор­го­вым ре­жи­мом, где эле­мен­ты сво­бо­ды тор­гов­ли и про­тек­цио­низ­ма со­че­та­ют­ся в ка­ких-то про­пор­ци­ях); в боль­шин­ст­ве же стран (33) пре­об­ла­дал яв­ный про­тек­цио­низм.

Та­ким об­ра­зом, ис­то­рия ХХ ве­ка бо­га­та для ми­ро­вой тор­гов­ли как вол­на­ми про­тек­цио­низ­ма, так и вол­на­ми ли­бе­ра­ли­за­ции тор­го­вых ре­жи­мов. Что сле­ду­ет ис­поль­зо­вать в Рос­сии? Ес­ли ис­хо­дить из не­уме­ст­но­сти сле­по­го ко­пи­ро­ва­ния ли­бе­раль­ных тео­рий и идеа­ли­за­ции ре­гу­ли­рую­щих ка­честв рын­ка, то Рос­сии (как и дру­гим стра­нам СНГ) нуж­на своя мо­дель по­ве­де­ния в ми­ро­вой тор­гов­ле, мо­дель, ко­то­рую мож­но условно на­звать “ра­зум­ным про­тек­цио­низ­мом”.

Ра­зум­ный про­тек­цио­низм для оте­че­ст­вен­ных про­из­во­ди­те­лей оз­на­ча­ет не ог­ра­ж­де­ние их от кон­ку­рен­ции во­об­ще, а льгот­ное кре­ди­то­ва­ние го­су­дар­ст­вом но­вых раз­ра­бо­ток, га­ран­тии для ча­ст­ных ин­ве­сто­ров, ори­ен­ти­ро­ван­ных на экс­порт или за­ме­ще­ние им­пор­та. Без ра­зум­но­го про­тек­цио­низ­ма на пе­ри­од ре­форм ры­нок ря­да рос­сий­ских то­ва­ров (тек­стиль, ряд ви­дов про­до­воль­ст­вия, бы­то­вая тех­ни­ка и т. д.), как по­ка­за­ли про­шед­шие го­ды, поч­ти пол­но­стью вы­тес­ня­ет­ся им­пор­том, что вле­чет за со­бой со­кра­ще­ние за­ня­то­сти и до­хо­дов бюд­же­та.

Ра­зум­ный про­тек­цио­низм мо­жет и дол­жен стать ин­ст­ру­мен­том не толь­ко взве­шен­ной внеш­не­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки Рос­сии, но и ме­то­дом кон­ку­рент­ной борь­бы на за­пад­ных рын­ках сбы­та. В этом убе­ж­да­ет уме­лое ис­поль­зо­ва­ние про­тек­цио­ни­ст­ских мер те­ми стра­на­ми, ко­то­рые в по­ли­ти­ке ра­ту­ют за ли­бе­ра­ли­за­цию.

На­при­мер, стра­ны - чле­ны Ев­ро­пей­ско­го со­об­ще­ст­ва (ЕС) при­ме­ня­ют к Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, взяв­шей курс на ли­бе­ра­ли­за­цию сво­ей внеш­ней тор­гов­ли (чтобы ее допустили в том чис­ле и на рын­ки стран ЕС), очень бо­лез­нен­ные про­тек­цио­ни­ст­ские ме­ры - за­пре­ти­тель­ные та­ри­фы, дис­кри­ми­на­ци­он­ные кво­ты и раз­лич­ные санк­ции к рос­сий­ским товарам, пре­ж­де всего из со­об­ра­же­ний кон­ку­рент­ной борь­бы. Осо­бое про­ти­во­дей­ст­вие раз­ви­тые стра­ны За­па­да ока­зы­ва­ют рос­сий­ским нау­коем­ким то­ва­рам и из­де­ли­ям.

Се­го­дня эле­мен­ты про­тек­цио­низ­ма, ко­то­рые на­блю­да­ют­ся во внеш­не­тор­го­вой по­ли­ти­ке Рос­сии, не все­гда оп­рав­ды­ва­ют­ся сла­бой под­го­тов­лен­но­стью стра­ны к до­пус­ку на рос­сий­ский ры­нок лю­бо­го им­пор­та и стрем­ле­ни­ем за­щи­тить на­цио­наль­ных про­из­во­ди­те­лей. Ино­гда они дик­ту­ют­ся ины­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми. К при­ме­ру, еди­но­вре­мен­ное (на 3%) по­вы­ше­ние та­мо­жен­ных по­шлин на им­порт­ные то­ва­ры с 15 ав­гу­ста 1998 го­да по 31 де­каб­ря 1999 го­да обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем пра­ви­тель­ст­ва за­ла­тать ”ды­ры” в го­су­дар­ст­вен­ном бюд­же­те, най­ти до­пол­ни­тель­ные ис­точ­ни­ки средств на вы­пла­ту пен­сий, зар­пла­ты бюд­жет­ни­кам и т. п. Та­кой “про­тек­цио­низм” вы­зы­ва­ет не­до­уме­ние да­же на­ше­го парт­не­ра по та­мо­жен­но­му сою­зу - Бе­ла­ру­си, ибо вве­де­ние по­вы­шен­ных по­шлин не бы­ло со­гла­со­ва­но с пра­ви­тель­ст­вом этой стра­ны.

Ра­зум­ный про­тек­цио­низм, на наш взгляд, это не толь­ко оп­ти­маль­ная стра­те­гия по­ве­де­ния Рос­сии во внеш­не­эко­но­ми­че­ской сфе­ре, но и во мно­гом ис­кус­ст­во управ­ле­ния, ко­то­рое при­об­ре­та­ет­ся опыт­ным пу­тем и не за один год, ис­кус­ст­во го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­не­эко­но­ми­че­ской сфе­ры.

В нашей оценке, ликвидация внешнеторговой монополии была проведена поспешно, непродуманно, без подготовки заранее подго­товленных рубежей "отхода". В результате мы имеем то, что имеем - усиление перекосов в структуре экспортно-импортных поставок, сло­жившихся еще в 70-е годы.

Геоэкономический подход дает возможность по-новому взглянуть на различные аспекты внешнеэкономической деятельности, в том числе, помогают уточнить роль и влияние ее либерализации на укоре­нение института торгового посредничества в ходе раскрытия нацио­нальной экономики.

Анализ развития ВЭД в России в 1992 - 1997 гг. показывает, что нас втянули в широкомасштабную внешнеэкономическую войну. А поскольку она протекает иначе, чем обычная торговая война (всплески по поводу "ножек Буша”), то ее неспециалисты не замечают. Но нам важно знать, участвуют ли в этой войне торговые посредники. Ответ утвердительный - да. Но только не на российской стороне. Такой вы­вод логически вытекает из цепочки следующих рассуждений с исполь­зованием геоэкономических подходов.

Представляется, что в ходе увлеченности борьбой за "пере­стройку и гласность" руководство СССР упустило из поля зрения гео­экономические новации - транснационализацию мировой экономики, переход от торговой модели внешнеэкономических связей к производственно-инвестиционной, эволюцию товарных форм и появление "товар-программ", формирование новых субъектов мирохозяйст­венного общения, действующих не на международных, а на межанклавных "стыках" разделения труда и т.д. Допущен серьезный стратегический просчет. Сказалась старая бюрократическая привычка управленческого аппарата - невниматель­ная и запоздалая реакция на научные рекомендации.

Поэтому анализ хода рыночных реформ показал, что на сегодня в России (как, впрочем, и во всех остальных странах СНГ) вместо воспро­из­вод­ст­вен­ной мо­де­ли внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей име­ются ­лишь раз­роз­нен­ные ее за­чат­ки, а имен­но:

а) “ост­ров­ки” со­вре­мен­но­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва (да и то, как по­ка­зы­ва­ет опыт со­вме­ст­ных пред­при­ятий (СП) в Ор­лов­ской об­лас­ти в поль­зу ино­стран­но­го парт­не­ра). В Рос­сии в 1995 г., по дан­ным Гос­ком­ста­та РФ, на 1 млн. 946 ты­сяч оте­че­ст­вен­ных пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций при­хо­ди­лось толь­ко 21 ты­ся­ча со­вме­ст­ных и ино­стран­ных пред­при­ятий, или 1,08 % (Орл. обл. - 0,43 %);

б) край­не ма­лые объ­е­мы ино­стран­ных ин­ве­сти­ций. По дан­ным Гос­ком­ста­та Рос­сии, на од­но­го жи­те­ля стра­ны в 1995 го­ду при­хо­ди­лось 18,9 дол­ла­ра США ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку, в Ор­лов­ской об­лас­ти - чуть боль­ше 20 дол­ла­ров на од­но­го жи­те­ля. Для срав­не­ния в Ки­тае эта циф­ра со­ста­ви­ла 145 дол­ла­ров США. В 1997 го­ду ино­стран­ные ин­ве­сти­ции в Ор­лов­скую об­ласть рез­ко воз­рос­ли - до 210 дол­ла­ров на од­но­го че­ло­ве­ка, но си­туа­ция в це­лом по Рос­сии ос­та­лась на преж­нем уров­не. Ино­стран­ные ин­ве­сто­ры край­не ос­то­рож­ны к вло­же­нию ка­пи­та­лов в эко­но­ми­ку на­шей стра­ны. В це­лом стра­ны СНГ из-за по­ли­ти­че­ских рис­ков, не­со­вер­шен­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва и не­уме­ния со­ста­влять биз­нес-пла­ны на­хо­дят­ся в кон­це спи­ска 150 го­су­дарств по сте­пе­ни бла­го­при­ят­но­сти ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та;

в) фор­ми­ро­ва­ние но­вых ры­ноч­ных внеш­не­эко­но­ми­че­ских струк­тур на ас­со­циа­тив­ной и транс­на­цио­наль­ной ос­но­ве - свое­об­раз­ных “стар­то­вых но­си­те­лей” гео­эко­но­ми­че­ских про­цес­сов (ТНК, ФПГ, кон­сор­циу­мов) - с вне­дре­ни­ем но­вых форм взаи­мо­дей­ст­вия с го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­на­ми управ­ле­ния, опе­ри­ро­ва­ния на ми­ро­хо­зяй­ст­вен­ной аре­не и т. д. Без пе­ре­хо­да же на вос­про­из­вод­ст­вен­ную мо­дель внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей не­воз­мож­но пре­одо­леть струк­тур­ный пе­ре­кос в эко­но­ми­ке. То­ва­ро­обо­рот с пе­ре­ко­шен­ной струк­ту­рой “вго­ня­ет” в струк­тур­ный кри­зис дру­гие от­рас­ли - ма­ши­но­строе­ние, транс­порт и т. д. В свою оче­редь, во внеш­не­эко­но­ми­че­ской сфе­ре, как и в дру­гих сфе­рах эко­но­ми­ки, пе­ре­пле­те­ны ин­те­ре­сы управ­лен­че­ских пи­ра­мид, вла­ст­ных элит. Про­ис­хо­дит лоб­би­ро­ва­ние ин­те­ре­сов от­дель­ных от­рас­лей за счет всех ос­таль­ных.

Вот почему с позиций геоэкономики Россия нуждается в трансформации внешнеэкономических связей с торгово-посреднической модели на воспроизводственную. А для этого необходимо на общегосударственном уровне выработать и принять к руководству новую внешнеэкономическую доктрину. Мы согласны в этом вопросе с другими авторами, которые считают, что в России “пока нет внешнеэкономической доктрины, нет и внешнеэкономической политики”.

Оставаясь в рамках торгово-посреднической доктрины внешне­экономических связей, народное хозяйство попадает в затяжную полосу изматывания. Страна продолжает упорно постав­лять на внешний рынок энергоносители, сырье, интеллектуальные ре­сурсы, не будучи звеном мирового воспроизводственного процесса, не интегрируясь в мировую экономику.

Нашей стране традиционно перекрывается доступ к мировым хо­зяйственным организациям, финансовым и иным международным инс­титутам, мы же сдерживаем допуск "иностранного элемента" в свои воспроизводственные процессы. Этому способствуют и внутренние факторы: торговая модель ВЭС "не уживается" с нарождающимся хо­зяйственным взаимодействием. Усугубляет положение и борьба представителей экономического национализма со сторонниками компрадорских подходов.

В рамках формирования воспроизводственной модели ВЭС сле­дует выделить внешнеторговый блок. Будучи важнейшим эвеном ми­рового воспроизводственного ядра, он в свою очередь не может не оказывать влияния на направленность включения экономики России в интернационализированные цепи, его скорость и эффективность. Следовательно, и в обозримом будущем все атрибуты и институты, связан­ные с об­слу­жи­ва­ни­ем тор­го­во­го бло­ка (и, ко­неч­но, ин­сти­тут тор­го­во­го по­сред­ни­че­ст­ва), бу­дут иметь боль­шое зна­че­ние. Гео­эко­но­ми­че­ские стра­те­гии их не от­ме­ня­ют.

Все­сто­рон­нее ис­сле­до­ва­ние про­цес­са ли­бе­ра­ли­за­ции внеш­не­эко­но­ми­че­ской сфе­ры рос­сий­ской эко­но­ми­ки под­во­дит нас к вы­во­ду о том, что этот про­цесс де­тер­ми­ни­ро­ван об­щи­ми под­хо­да­ми к фор­ме вы­бран­ной мо­дер­ни­за­ции об­ще­ст­ва и ме­то­да­ми от­кры­тия эко­но­ми­ки Рос­сии для ми­ро­вой эко­но­ми­ки на ру­бе­же кон­ца 80-х на­ча­ла 90-х го­дов ХХ сто­ле­тия. Вы­яс­ня­ет­ся, что уг­луб­ле­ние все­об­ще­го эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го кри­зи­са в на­шей стра­не - ре­зуль­тат не столь­ко “тя­же­ло­го” на­сле­дия со­вет­ской ко­манд­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной эко­но­ми­ки, сколь­ко не­вер­но вы­бран­но­го кур­са ре­форм, на­ча­тых не с ук­ре­п­ле­ния де­неж­ной сис­те­мы, мо­би­ли­за­ции всех сил стра­ны на подъ­ем и струк­тур­ную пе­ре­строй­ку про­из­вод­ст­ва и со­вер­шен­ст­во­ва­ние хо­зяй­ст­вен­но­го ме­ха­низ­ма, как это де­ла­ли в та­ких слу­ча­ях все раз­ви­тые стра­ны, а с раз­ви­тия сти­хий­ных сил рын­ка со­глас­но мо­не­та­ри­ст­ским ре­комен­да­ци­ям, “шо­ко­во­го” от­пус­ка цен и ги­пер­ин­фля­ции, об­ва­ла про­из­вод­ст­ва, раз­граб­ле­ния (под ви­дом на­род­ной при­ва­ти­за­ции) го­су­дар­ст­вен­ной соб­ст­вен­но­сти, раз­ва­ла еди­но­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва, от­кры­тия та­мо­жен­ных гра­ниц и по­дав­ле­ния в стра­не соб­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, осо­бен­но в от­рас­лях об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти. Под ви­дом борь­бы про­тив го­су­дар­ст­вен­но­го мо­но­по­лиз­ма бы­ла по­дор­ва­на эко­но­ми­че­ская роль го­су­дар­ст­ва, на­ча­лось сра­щи­ва­ние го­су­дар­ст­вен­ной бю­ро­кра­тии с но­во­ро­ж­ден­ным, в том чис­ле и ма­фи­оз­ным, ка­пи­та­лом и фор­ми­ро­ва­ние не сме­шан­ной эко­но­ми­ки, а “го­су­дар­ст­вен­но-оли­гар­хи­че­ско­го ка­пи­та­лиз­ма”. “Уход” го­су­дар­ст­ва из эко­но­ми­ки под ви­дом сле­до­ва­ния клас­си­че­ским схе­мам по­строе­ния “ры­ноч­ной эко­но­ми­ки” обер­нул­ся тем, что кри­ми­наль­ный мир глу­бо­ко про­ник во все эше­ло­ны управ­ле­ния, уве­ро­вал в свою без­нака­зан­ность ­ и стре­мит­ся оп­ре­де­лять не­ко­то­рые ас­пек­ты на­шей на­цио­наль­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, по­ста­вив под уг­ро­зу на­цио­наль­ную эко­номи­че­скую ­безо­пас­ность.

В этих ус­ло­ви­ях ли­бе­ра­ли­за­ция внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей, а за­тем и внеш­не­эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти при от­сут­ст­вии чет­ко про­ду­ман­ной гео­эко­но­ми­че­ской док­три­ны не­ми­нуе­мо обер­ну­лась уси­ле­ни­ем “старых” пе­ре­ко­сов в струк­ту­ре внеш­не­тор­го­во­го обо­ро­та, не­по­мер­ным раз­рас­та­ни­ем чис­ла внеш­не­эко­но­ми­че­ских по­сред­ни­ков, ко­то­рые, дей­ст­вуя на не­уре­гу­ли­ро­ван­ном пра­во­вом по­ле по­лу­чи­ли до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для об­ма­на го­су­дар­ст­ва и сво­их кли­ен­тов, а сам ин­сти­тут внеш­не­эко­но­ми­че­ско­го по­сред­ни­че­ст­ва стал удоб­ным ка­на­лом для кри­ми­наль­ных струк­тур по от­мыв­ке “гряз­ных де­нег”, по их ле­га­ли­за­ции в дру­гих стра­нах на ва­лют­ных сче­тах. До­пол­ни­тель­ную при­вле­ка­тель­ность для те­не­вой эко­но­ми­ки и кри­ми­наль­но­го ми­ра внеш­не­эко­но­ми­че­ское по­сред­ни­че­ст­во име­ет еще и по­то­му, что го­су­дар­ст­во, его пра­во­ох­ра­ни­тель­ные струк­ту­ры прак­ти­че­ски не пред­при­ни­ма­ют серь­ез­ных мер по воз­вра­ту ва­лют­ной вы­руч­ки за не­за­кон­ные экс­порт­но-им­порт­ные опе­ра­ции, ко­то­рые в та­ких слу­ча­ях просто пре­вра­ща­ют­ся в эле­мен­тар­ное во­ров­ст­во де­нег у на­се­ле­ния с по­сле­дую­щим их ук­ры­ва­тель­ст­вом за гра­ни­цей. Не слу­чай­но мно­гие спе­циа­ли­сты от­ме­ча­ют, что в об­ще­ст­вен­ном соз­на­нии уча­стие во внеш­не­эко­но­ми­че­ском по­сред­ни­че­ст­ве на­пря­мую свя­зы­ва­ет­ся с кри­ми­наль­ной сфе­рой.

Оце­ни­вая сте­пень и на­прав­ле­ния ли­бе­ра­ли­за­ции внеш­не­эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти, объ­яв­лен­ной при­ори­тет­ной по­ли­ти­кой ны­неш­ним по­ли­ти­че­ским ру­ко­во­дством стра­ны, на ин­сти­тут тор­го­во­го по­сред­ни­че­ст­ва мож­но, на наш взгляд, оп­ре­де­лен­но го­во­рить о том, что тор­го­вые по­сред­ни­ки в слу­чае удач­ной внеш­не­эко­но­ми­че­ской стра­те­гии ра­бо­та­ют на стра­ну, а в слу­чае не­удач­ной (как сей­час) - объ­ек­тив­но про­тив страны, ибо об­слу­жи­ва­ют (уси­ли­ва­ют) “пе­ре­ко­сы” внеш­не­тор­го­во­го ба­лан­са, не­воль­но уча­ст­вуя в ве­ду­щей­ся про­тив на­шей стра­ны “внеш­не­эко­но­ми­че­ской вой­не” на чу­жой сто­ро­не.

Спе­циа­ли­ста­ми под­счи­та­но, что го­во­рить о про­до­воль­ст­вен­ной не­за­ви­си­мо­сти раз­ви­той стра­ны мож­но лишь в том слу­чае, ес­ли им­порт про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров не пре­вы­ша­ет в сред­нем 30%. По дан­ным за 1997 год им­порт про­до­воль­ст­вия в Рос­сию дос­тиг уров­ня 50%, т. е. пе­ре­сек ту кри­ти­че­скую чер­ту, за ко­то­рой на­сту­па­ет ре­аль­ная уг­ро­за не­за­ви­си­мо­сти стра­ны, ее про­до­воль­ст­вен­ной безо­пас­но­сти (см. при­ло­же­ние 4).

Внеш­не­тор­го­вые по­сред­ни­ки вно­сят боль­шой вклад в за­воз про­до­воль­ст­вия в Рос­сию. При этом у соб­ст­вен­ных то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей ос­та­ют­ся не­реа­ли­зо­ван­ны­ми мно­гие ви­ды про­до­воль­ст­вия, ос­та­нав­ли­ва­ют­ся или вла­чат жал­кое су­ще­ст­во­ва­ние оте­че­ст­вен­ные пред­при­ятия пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти. Та­кое эко­но­ми­че­ское по­ве­де­ние по­сред­ни­ков объ­яс­ня­ет­ся не столь­ко по­верх­но­ст­ны­ми при­чи­на­ми (яр­че упа­ков­ка то­ва­ра, доль­ше сро­ки со­хран­но­сти про­дук­та, а зна­чит, и сро­ки его реа­ли­за­ции), сколь­ко глу­бин­ны­ми: за­ку­пая про­до­воль­ст­вие за ру­бе­жом по дем­пин­го­вым це­нам, по­сред­ни­ки по­лучают воз­мож­ность по­лу­чить сверхпри­быль, тем бо­лее что у мно­гих по­сред­ни­ков, ра­бо­тав­ших на про­до­воль­ст­вен­ном рын­ке, бы­ли льго­ты по на­ло­го­об­ло­же­нию и уп­ла­те та­мо­жен­ных по­шлин. Осо­бен­но ха­рак­тер­но это для са­мых раз­но­об­раз­ных “фон­дов”: ве­те­ра­нов, ин­ва­ли­дов, де­тей и се­мей, спор­та и т.п. Пик “фон­диз­ма” при­шел­ся на 1992 - 1993 го­ды, ко­гда че­рез гра­ни­цы на­ше­го го­су­дар­ст­ва, еще не ос­на­щен­но­го стро­ги­ми та­мо­жен­ны­ми пра­ви­ла­ми, пе­ре­ме­ща­лось ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во бес­по­шлин­но вво­зи­мо­го ал­ко­го­ля, си­га­рет и про­чих про­до­воль­ст­вен­ных то­ва­ров яко­бы в под­держ­ку ин­ва­ли­дов, де­тей-си­рот, ве­те­ра­нов спор­та и ве­те­ра­нов пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов. На са­мом де­ле это бы­ло са­мое на­стоя­щее об­кра­ды­ва­ние го­су­дар­ст­ва, а од­но­вре­мен­но и удар по оте­че­ст­вен­ной пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей и пи­ще­вой про­мыш­лен­но­сти. Ко­гда же льго­ты на ввоз им­пор­та для всех ви­дов хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов бы­ли от­ме­не­ны, часть по­сред­ни­ков, стре­мясь со­хра­нить свой сверх­при­быль­ный биз­нес, на­шла вы­ход в кон­тра­бан­де, при­чем этим не брез­гу­ют да­же ком­мер­че­ские струк­ту­ры, соз­дан­ные Ми­ни­стер­ст­вом обороны и Ми­ни­стер­ст­вом внут­рен­них дел.

Су­ще­ст­ву­ет точ­ка зре­ния на ли­бе­ра­ли­за­цию внеш­не­эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти как на мощ­ный сти­мул рос­та обо­ро­та внеш­ней тор­гов­ли, рос­та по­ло­жи­тель­но­го саль­до внеш­ней тор­гов­ли Рос­сии. Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли про­сле­дить по дан­ным го­су­дар­ст­вен­ной ста­ти­сти­че­ской от­чет­но­сти, а за­тем по дан­ным та­мо­жен­ной ста­ти­сти­ки за итого­­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми внеш­ней тор­гов­ли Рос­сии с 1992 по 1996 год, то на ос­но­ве рис. 5 мож­но на пер­вый взгляд сде­лать вы­во­ды о по­ло­жи­тель­ных ре­зуль­та­тах ре­фор­мы ВЭД.

Рис. 5. Внеш­няя тор­гов­ля Рос­сии (в млрд. дол­ла­ров США), включая

неорганизованную торговлю (“челноков”).

Но, с дру­гой сто­ро­ны, при­ве­ден­ные вы­ше циф­ры и при­ме­ры по раз­лич­ным от­рас­лям на­род­но­го хо­зяй­ст­ва и ре­гио­нам Рос­сии сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что в ус­ло­ви­ях, ко­гда го­су­дар­ст­во еще не ос­вои­ло в долж­ной ме­ре те кон­троль­но-ре­гу­ли­рую­щие функ­ции, ко­то­рые долж­ны быть ему при­су­щи в со­вре­мен­ном об­ще­ст­ве сме­шан­ной эко­но­ми­ки, а ино­гда и соз­на­тель­но от­ка­зы­ва­ет­ся от этих функ­ций под дав­ле­ни­ем кри­ми­наль­ных струк­тур или кон­крет­ных групп вла­ст­ной эли­ты, упор толь­ко на ли­бе­ра­ли­за­цию, от­каз от по­ли­ти­ки ра­зум­но­го про­тек­цио­низ­ма при­во­дит к на­рас­та­нию не­га­тив­ных тен­ден­ций в раз­ви­тии внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей и эконо­ми­ки в це­лом, ­ос­лаб­ле­нию на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти и ро­ли Рос­сии в ми­ро­вой тор­гов­ле в це­лом.

Вот по­че­му бло­ки­ро­ва­ние внеш­них уг­роз при пе­ре­хо­де к от­кры­то­сти эко­но­ми­ки пу­тем ли­бе­ра­ли­за­ции внеш­не­эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти ста­но­вит­ся жиз­нен­но важ­ным им­пе­ра­ти­вом бу­ду­щей на­цио­наль­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, а это не­воз­мож­но без уси­ле­ния ро­ли го­су­дар­ст­ва, без воз­вра­та к час­тич­но уте­рян­но­му го­су­дар­ст­вен­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию внеш­не­эко­но­ми­че­ской сфе­ры, в ча­ст­но­сти внеш­ней тор­гов­ли, а сле­до­ва­тель­но, и к го­су­дар­ст­вен­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию тор­го­во-по­сред­ни­че­ской дея­тель­но­сти в ВЭД. По­сколь­ку же зна­чи­тель­ная до­ля та­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния с се­ре­ди­ны 90-х го­дов все боль­ше пе­ре­ме­ща­ет­ся с об­ще­го­су­дар­ст­вен­но­го уров­ня на уро­вень субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, на уро­вень ре­гио­нов, по­столь­ку ре­гио­на­ли­сти­ка, ре­гио­наль­ный ме­недж­мент на­чи­на­ют ин­тен­сив­ные ис­сле­до­ва­ния в этой об­лас­ти. Это и по­нят­но: се­го­дня ре­гио­наль­ные рын­ки прак­ти­че­ски ни­как не за­щи­ще­ны от экс­пан­сии за­ру­беж­ных то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей. По­пыт­ки же вы­стро­ить соб­ст­вен­ное “та­мо­жен­ное про­стран­ст­во”, вво­дить “по­сты” на гра­ни­цах кра­ев, об­лас­тей с це­лью про­вер­ки транс­пор­та, вво­зя­ще­го на их тер­ри­то­рии про­дук­ты из дру­гих ре­гио­нов, не име­ют пра­во­вой ба­зы ни в Кон­сти­ту­ции РФ, ни в те­ку­щем рос­сий­ском за­ко­но­да­тель­ст­ве, т. к. на­ру­ша­ют еди­ное эко­но­ми­че­ское и та­мо­жен­ное про­стран­ст­во Рос­сии.

Ре­гу­ли­ро­ва­ние внеш­не­эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти тор­го­вых по­сред­ни­ков в мас­шта­бах ре­гио­на, не имеющее солидной правовой базы и наработанных приемов, ста­но­вит­ся на­сущ­ной прак­ти­че­ской за­да­чей для го­су­дар­ст­вен­ных и му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих. Решение этой актуальной проблемы невозможно без учета общих процессов регионализации российской экономики.

11.1.7 Внешнеэкономическая либерализация

Внешнеэкономическая либерализация - это процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности (как внешней, так и внутренней). Она проявляется в том, что национализация сменилась приватизацией, в снижении субсидий отдельным отраслям экономики, в уменьшении государственного регулирования ТНК и стала главным направлением во внешнеэкономической политике в 50-е гг. XX в., заменив внешнеэкономический протекционизм. Например, многие страны в несколько раз снизили уровень таможенного обложения. В последние десятилетия происходит процесс либерализации международного движения капитала, охвативший развитые страны. В них либерализован как ввоз, так и вывоз капитала. Либерализованы и валютно-расчетные отношения, а валютный контроль сохраняется в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром.

В развивающихся станах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась гораздо позже. Чтобы защитить свои отрасли экономики, неконкурентные на мировом рынке, эти страны устанавливают внешнеэкономические таможенные пошлины выше, чем в развитых странах, на 20-30%. Примером могут служить повышенные пошлины на ввоз в Россию подержанных иномарок, чтобы защитить неконкурентные не только на мировом, но и на внутреннем рынке продукты отечественного автомобилестроения. Намного ощутимее в этих странах государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений. Но и в этих странах уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был в 70-х гг. XX в.

Сильны и другие проявления экономического протекционизма. Активно применяются не только высокие таможенные пошлины, но и разнообразные нетарифные ограничения: квотирование импорта; антидемпинговое законодательство; правила оформления и оценки импортных товаров; технические стандарты и санитарные нормы. Все эти элементы экономического протекционизма являются иногда более эффективными барьерами для ограничения импорта, чем таможенные пошлины. В сочетании с тарифным таможенным регулированием они дают возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к отдельным отраслям и сферам международной экономики. Даже в развитых странах существуют закрытые или ограниченные для приложения иностранного капитала отрасли и сферы: оборонная промышленность, транспорт и некоторые отрасли сферы услуг. Таким образом, даже во внешнеэкономической политике развитых стран с либерализацией экономики сочетается экономический протекционизм.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Простой акт об отмене государственной монополии на внешнюю торговлю создал принципиально новую ситуацию в стране. В целом внешнеэкономическую реформу в переходной экономике можно охарактеризовать как либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими направлениями внешнеэкономической реформы были следующие:

Отмена государственной монополии внешней торговли.

Вместо специализированных и по сути государственных предприятий, осуществлявших торговлю с внешними миром, право осуществления этих операций получили сначала практически все предприятия, многие из которых еще не были акционированы.

Были отменены практически все ограничения и на импорт.

Наконец, была осуществлена частичная, но тем не менее радикальная либерализация валютного курса с некоторыми оговорками и ограничениями.

Все это было сделано в самом конце 1991 г. и в 1992 г. при очень неблагоприятных условиях: резкая либерализация цен при существовавшем остром дефиците фактически всех товаров и кризисе государственных финансов.

Такая всеобщая либерализация внешнеэкономической деятельности почти сразу показала свои отрицательные черты. Прежде всего, она привела к острой конкуренции российских экспортеров друг с другом и общему ухудшению условий экспорта. Объемы экспорта резко упали, а в условиях острого дефицита многих товаров на внутреннем рынке выручки от экспорта не хватало для необходимого импорта товаров. В результате либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России в 1992 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с 1990 г.

Поэтому со второй половины 1992 г. начался процесс усиления государственного контроля за экспортом товаров, то есть процесс частичной делиберализации внешней торговли. Он проявился не только в восстановлении контроля за экспортом, но и во введении сначала временных, а чуть позже постоянных импортных таможенных тарифов. Постепенно, эмпирически, практически на ощупь формировалась система регулирования внешнеэкономической деятельности нового типа, характерная для рыночной экономики.

Чтобы быстро насытить хоть в каких-то объемах опустевший внутренний потребительский рынок, импортируемые предметы потребления до середины 1992 г. вообще не облагались импортными пошлинами. Чтобы не допустить сверхбыстрого скачка внутренних цен на энергоносители (которые в советской экономике были в десятки раз ниже мировых цен), что неизбежно привело бы к моментному банкротству подавляющего большинства предприятий обрабатывающей промышленности, пришлось сразу ввести экспортные тарифы. Чтобы пополнить почти опустевшую к концу 1991 г. казну, с начала 1992 г. была введена обязательная продажа 40% валютной выручки по специальному курсу и 10% по рыночному курсу.

В результате практически мгновенного открытия российского рынка экономика страны оказалась почти беззащитной перед массированной экспансией зарубежных товаропроизводителей. При низкой конкурентоспособности большинства отечественных товаров, производимых обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, это привело большинство российских предприятий на грань банкротства. Устояли лишь те предприятия, которые производили топливно-сырьевые товары или такие товары, издержки на производство которых (при приемлемом для мирового уровня качестве) в России были заметно меньшими. Последнее обеспечивалось низкой заработной платой и энергосырьевой составляющей этих издержек.

Другим спасительным для нашей экономики обстоятельством оказалась, как ни парадоксально это звучит, ее слабость. Дело в том, что массированный импорт зарубежных товаров ограничивался объемом валютной выручки, которая была производной от объема нашего экспорта. По мере снижения экспорта уменьшалась и валютная выручка, что сдерживало покупательные возможности отечественных импортеров.

Кроме того, начавшийся сразу отток капитала за рубеж также снижал объемы валютной выручки, которую можно было использовать для импорта товаров. Вот это начавшееся стихийно саморегулирование внешнеэкономической деятельности привело к тому, что практически сразу, начиная уже с 1991 г., сальдо торгового баланса страны стало положительным. Положительный внешнеторговый баланс нарастал год от года при его естественных колебаниях.

В то же время фактическая свобода валютных операций, явившаяся следствием свободы внешней торговли, а также общей слабости государства в тот период, привели к другому характерному для российской переходной экономики явлению - отрицательному платежному балансу. Главной причиной этого является массированный отток российского капитала за рубеж.

Огромный, доходивший по отдельным товарам до ста крат, разрыв в уровнях цен на подавляющее большинство товаров внутри страны и на мировых рынках стал источником колоссальных накоплений, присвоенных высшим менеджментом все еще бывших государственными предприятий. Финансовые потоки переводились на специально создаваемые предприятия, уже бывшие частными, которые организовывались менеджментом специально на эти цели. Политика была проста: издержки - госпредприятиям, прибыли - своим частным фирмам. Начался отток капитала за рубеж. Для этого валютная выручка просто оставалась там, поскольку еще не было ясно, как долго будет продолжаться эта вольница и чем она может закончиться.

Очевидно, что от такой либерализации выиграли, прежде всего, предприниматели тех отраслей, которые и до этого могли экспортировать конкурентоспособные товары за границу. Такими товарами были, главным образом, сырьевые товары и энергоносители: нефть, газ, древесина, удобрения, металлы. Таким образом, либерализация внешней торговли практически мгновенно создала мощную финансовую и политическую поддержку новой власти и стала мощным фактором первоначального накопления капитала.

Необходимо отметить и некоторые общие позитивные результаты либерализации внешнеэкономической деятельности в переходной экономике. Позитивные для российской экономики результаты от политики либерализации внешнеэкономической деятельности получились практически сразу.

Во-первых, только благодаря этой либерализации, несмотря на высокую цену такого прогресса, очень быстро был ликвидирован тотальный дефицит товаров, характерный для последнего периода существования советской социалистической экономики.

Во-вторых, появление на отечественном рынке зарубежных товаров в массовом количестве оказалось единственным и мощным фактором частичного преодоления всеобщей монополизации, также характерной для советской социалистической экономики.

В-третьих, благодаря такой политике миллионы российских граждан ("челноки", численность которых доходила до 15 млн. человек) оказались вовлеченными во внешнеторговую деятельность, которая стала для большинства из них источником пусть и небольших, но относительно устойчивых доходов в трудные годы первой фазы трансформационных преобразований - перехода к рынку. Вместе с тем, что было весьма важным для страны в тот период, это массовое явление позволило снизить социальную напряженность в стране.

В-четвертых, уже с 1993 г. внешнеторговый оборот страны стал расти, и хотя в течение первой, понижательной фазы трансформационных преобразований не достиг предкризисного уровня, он оставался все это время (с 1992 г.) положительным.

В проведении внешнеэкономической реформы, как и во всем трансформационном процессе, вполне можно выделить два этапа.

Выраженной особенностью первого этапа реформ в этой сфере можно считать слабое воздействие государства на выработку и реализацию активной политики стимулирования внутреннего экономического роста и повышения эффективности российской экономики с помощью нового внешнеэкономического механизма. Однако государственное регулирование в этой сфере начало нарастать не в конце понижательной фазы трансформационного процесса, а почти сразу после одноактной либерализации внешнеэкономической деятельности - уже с 1993 г. государство стало проводить противоречиво выраженную, но частично протекционистскую политику.

Тем не менее, в реализации этой политики можно выделить период, начиная примерно с 2000 г., совпадающий с повышательной фазой трансформационных преобразований.

Понятие либерализации

В современном мире процесс либерализации экономики считается глобальным вопросом мирового сообщества, который охватывает все страны мира, что способствует осуществлению свободной рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Основной экономической функцией государства является создание и контроль выполнения законодательных актов, создание новых рабочих мест, поддержка малого и среднего бизнеса на всех уровнях.

На сегодняшний день, во многих странах наблюдается процесс либерализации, который проявляется в виде сокращения контроля со стороны государственных органов.

Либерализация может быть внутриэкономической и внешнеэкономической, то есть рассматриваются интересы всех стран участников.

Либерализация внешнеторговой деятельности – это комплекс мероприятий по обеспечению свободного внешнеторгового оборота, который приводит к снижению таможенных и тарифных барьеров.

На сегодняшний день либерализация внешней торговли - основное требование международного сообщества. Основные требования по либерализации выдвинули международные организации, которые занимаются контролем и выполнением международных норм и правил.

Проблемы либерализации внешней торговли на сегодняшний день являются актуальными, так как позволяют осуществлять свою деятельность в странах с развитой экономикой. Либерализации противостоит протекционизм, который характеризуется высокими ставками таможенных пошлин на все товары, которые ввозятся на территорию России.

Последовательные действия либерализации внешнеэкономической деятельности - необходимый процесс, который приведет Россию к развитию национальной экономики в условиях существующей конкуренции. Для этого необходима государственная поддержка национального товаропроизводителя для реализации своей продукции на международных рынках.

Процессы либерализации ВЭД

  1. Консолидация - стратегия, которая направлена со стороны государства, на защиту интересов товаропроизводителей.
  2. Мобилизация внутренней экономики.
  3. Диверсификация экономики. Принудительные меры, которые направлены на развитие новых секторов экономики.
  4. Развитие Российской экономики за счет увеличения роста курса рубля.
  5. Сокращение оттока капитала за пределы территории России.

Либерализация внешней экономики в условиях нестабильного положения на рынке, может привести к несостоятельности отечественных предприятий конкурировать с иностранными производителями.

Замечание 1

Принятое постановление правительством России об отмене государственной монополии на внешнею торговлю, привело к новой ситуации в государстве. Были отменены запреты на ввоз товара в Россию и проведена либерализация валютного курса. Принятые меры по регулированию государственной политики, привели к острой конкуренции между экспортерами.

Результаты проведенной политики по либерализации:

  • исчез дефицит товаров;
  • появление на внутреннем рынке большого количества зарубежного товара;
  • многие граждане России были вовлечены в процесс внешнеторговой деятельности;
  • внешнеторговый оборот государства начал увеличиваться.

Как показывает опыт стан с хорошо развитой экономикой, необходима поддержка со стороны государства в части регулирования внешнеэкономической деятельности. На уровне государства происходят такие изменения:

  • защита национального товаропроизводителя;
  • принятие мер которые будут направлены на увеличение экспорта;
  • привлечение инвесторов в развитие экономики России;
  • стабилизация курса валюты;
  • принятие и контроль законодательных актов по регулированию ВЭД.