Древовидная диаграмма в управлении качеством. Использование древовидных диаграмм как инструмента выработки и принятия решения в квалиметрии. Совокупный риск - применение правила «или»

Человека предназначены для его взаимодействия с окружающим миром. Их у человека пять:

Орган зрения - глаза;

Орган слуха - уши;

Обоняния - нос;

Осязания - кожа;

Вкуса - язык.

Все они реагируют на внешние раздражители.

Органы вкуса

Человеку свойственны вкусовые ощущения. Это происходит за счет специальных клеток, отвечающих за вкус. Они находятся на языке и объединяются во вкусовые луковицы, в каждой из которых насчитывается от 30 до 80 клеток.

Эти вкусовые луковицы расположены на языке в составе грибовидных сосочков, которыми покрыта вся поверхность языка.

На языке есть и другие сосочки, которые распознают различные вещества. Там сосредоточено несколько видов, каждый из которых различает «свой» вкус.

Например, соленое и сладкое определяет кончик языка, горькое - его основание, а кислое - боковая поверхность.

Орган обоняния

Обонятельные клетки находятся в верхней носовой части. Различные микрочастицы попадают в носовые ходы на слизистые оболочки, благодаря чему начинают контактировать с клетками, отвечающими за обоняние. Этому способствуют специальные волоски, которые находятся в толще слизи.

Болевая, тактильная и температурная чувствительность

Органы чувств человека этого вида очень важны, потому что позволяет уберечься от разных опасностей окружающего мира.

Специальные рецепторы разбросаны по поверхности нашего тела. На холод реагируют холодовые, на тепло - тепловые, на боль - болевые, на прикосновение - тактильные.

Больше всего тактильных рецепторов находится в области губ и на кончиках пальцев. В остальных частях тела подобных рецепторов намного меньше.

При прикосновении к чему-либо, раздражаются тактильные рецепторы. Одни из них более чувствительны, другие - менее, но вся собранная информация отправляется в головной мозг и анализируется.

Органы чувств человека включают важнейший орган - зрение, благодаря которому мы получаем почти 80% всей информации о внешнем мире. Глаз, слезный аппарат и др. - это элементы органа зрения.

В глазном яблоке имеется несколько оболочек:

Склера, называемая роговицей;

Сосудистая оболочка, переходящая спереди в радужку.

Внутри разделено на камеры, наполненные желеобразным прозрачным содержимым. Камеры окружают хрусталик - прозрачный диск для рассматривания предметов, находящихся близко и далеко.

Внутренняя сторона глазного яблока, которая противоположна радужке и роговице, имеет светочувствительные клетки (палочки и колбочки), преобразующие в электрический сигнал, поступающий в мозг по зрительному нерву.

Слезный аппарат призван ограждать роговицу от микробов. Слезная жидкость непрерывно омывает и увлажняет поверхность роговицы, обеспечивая ей стерильность. Этому способствуют эпизодические моргания ресниц.

Органы чувств человека включают состоящий из трех компонентов - внутреннего, среднего и наружного уха. Последнее - это слуховая раковина и слуховой проход. От него барабанной перепонкой отделяется среднее ухо, которое является небольшим пространством, объемом около одного кубического сантиметра.

Барабанная перепонка и внутреннее ухо прячут в себе три небольшие косточки, названные «молоточком», «стремечком» и «наковальней», которые обеспечивают передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки во внутреннее ухо. Звуковоспринимающим органом является улитка, которая находится во внутреннем ухе.

Улитка представляет собой маленькую трубочку, закрученную по спирали в форме двух с половиной специальных витков. Она наполнена вязкой жидкостью. При поступлении звуковых колебаний во внутреннее ухо, они передаются жидкости, которая колышется и действует на чувствительные волоски. Информация в виде импульсов направляется в мозг, анализируется, и мы слышим звуки.

Еще в древности люди стали замечать, что человеку свойственно по-разному воспринимать окружающую его информацию. Это восприятие осуществляется с помощью органов чувств. Благодаря им человек получает полное представление об окружающей его среде. Возникает вопрос: сколько органов чувств у человека.

Считается, что пять. Они имеют свойство отзываться на разнообразные внешние факторы. Это органы чувств, о которых и пойдет речь в статье.

Характеристика

К основным органам чувств относятся:

  1. Глаза - с их помощью принимается все, что человек видит (зрение);
  2. Нос - распознает приятные и неприятные запахи (обоняние);
  3. Уши - воспринимают колебания звуков и принимают участие в регулировании равновесия (слух);
  4. Язык - несет ответственность за всевозможные вкусовые ощущения (вкус);
  5. Кожа - здесь чувствительные нервные окончания позволяют ощущать прикосновения (осязание).

Эти 5 органов чувств условно разделяют на две группы:

  1. Тактильные - их можно назвать простыми по своему характеру воздействия. Это осязание и вкус. Потому что начальная стадия переработки информации мозгом осуществляется при прямом контакте;
  2. Дистанционные - это зрение, слух, обоняние. Все представленное этими чувствами, индивидуум воспринимает дистанционно. Определенные отделы мозга отвечают за создание изображения и оценку увиденного. При этом строятся замысловатые аналитические цепочки.

Немного остановимся на каждом .

Зрение

Самыми красивыми из органов чувств считаются глаза, их еще называют «зеркало души». Они предоставляют 90% сведений обо всем окружающем и происходящем. Еще в утробе матери у зародыша глаза формируются из двух маленьких пупырышек, появляющихся из головного мозга.

В виде нервных сигналов представленное изображение отправляется в мозговой центр, где они проходят расшифровку, производят оценку и понимание увиденного.

При помощи шести отдельных мышц око может вращаться в разные стороны и направляться на какой-либо предмет. Хочется отметить, что от рефракции зависит острота зрения или дееспособность хрусталика и роговицы к светопреломлению. Когда попадают в глаза лучи света, они начинают фокусироваться на сетчатке, образуя изображение.

Возбуждение в сетчатке нервных клеток ведет к образованию разного рода импульсов в зависимости от цвета и яркости света, которые исследуются и анализируются мозгом. Затем все складывается в понятные человеку картинки и виды.

Слух

Человеческие уши состоят из трех отделов:

  1. Наружного;
  2. Среднего;
  3. Внутреннего.

Они выступают не только как слуховой орган, но и устанавливают равновесие и расположение тела.

С ушной раковины начинается наружное ухо. Она добросовестно оберегает слуховой проход от травмирования. В слуховом проходе замечены волоски и специальные железы. Последние выделяют серу, дабы защитить ушной проход от мельчайших соринок.

На этом функции ушной раковины не заканчиваются. Она не только ограждает ухо от негативных воздействий, но и работает как улавливающая установка - с ее помощью колебания звука направляются прямиком к барабанной перепонке.

В среднем ухе находятся: молоточек, наковальня и стремечко. С их помощью барабанная перепонка связывается с внутренним ухом, где уютно расположилась улитка - важный слуховой орган. Вибрация барабанной перепонки перевоплощается в нервные импульсы, которые посылаются в мозг и там считываются как звук.

Обоняние

Воздухоносные полости черепа тесно связаны с носовыми ходами. Запахи угадываются обонятельными нервами, сильно похожими на волосики, которые расположены в верхней части полости носа. При очередном вдохе воздуха они задерживают и исследуют поступающие молекулы. Улавливают и отменно определяют запахи, витающие в воздухе. Далее, быстро и четко передают полученные сведения обонятельным луковицам, которые связаны с мозговым центром.

У любителей затянуться сигаретой есть вероятность нарушения обоняния. А при аллергических или простудных заболеваниях оно может измениться к худшему до полного выздоровления организма. Безвозвратная потеря обоняния наступает, когда повреждается нерв (например, при травме черепной коробки) или при патологии части мозга, которая несет ответственность за распознавание запахов.

Вкус

При детальном осмотре можно смело заявить, что основными вкусовыми рецепторами являются вкусовые пупырышки. Они в большом количестве расположились на поверхности языка в выступающих мягких сосочках. Различают четыре главных ощущений вкуса:

  1. Сладкое;
  2. Кислое;
  3. Соленое;
  4. Горькое.

Вкусовые почки, определяющие каждое из вышеперечисленных ощущений, находятся на конкретных отделах языка:

  1. На заднем - горькое;
  2. По бокам - кислое;
  3. На переднем - соленое;
  4. На кончике - сладкое.

Замечено, что вкус и обоняние соединены между собой - это способствует улавливанию разных ароматов. Плохо развитый орган обоняния или потеря функций оного ухудшает ощущения вкуса.

Осязание

Под осязанием подразумевают все кожные ощущения. Они пересылаются от восприимчивых и специфических рецепторов нервных окончаний по самим нервам, которые погружены на разном расстоянии и глубине, в толщу кожного покрова.

Свободные нервные окончания реагируют на прикосновение, небольшое повышение температуры и холод. На вибрирование и растяжение отвечают одни (закрытые нервные окончания), а другие - мгновенно реагируют на давление. На ощущение тепла и холода откликаются терморецепторы и спешат передать в определенный отдел мозга сигнал о том, чтобы непременно отрегулировать температуру тела.

При заболевании, которое разрушает нервные волокна, периферическую систему нервов или мозг, большая вероятность ухудшения чувства осязания. К таким неприятным последствиям может привести местное повреждение кожных рецепторов.

Данные нам с рождения хорошо развитые органы чувств - прекрасные помощники в жизни человека. Они содействуют хорошей ориентации и приспособлению к окружающей среде. Каждое чувство по-своему уникально и необходимо для полноценной и яркой жизни.

Если говорить научным языком, то органы чувств человека – это составляющие анатомо-физиологической системы, которые благодаря множественным рецепторам, позволяют получать и анализировать информацию из внутренней и окружающей среды.

Определенно, недооценивать то, что даровано человеку природой, является наибольшей глупостью. Но что же известно о системе органов чувств, а какие факты до сих пор остаются загадкой для ее обладателей?

О том, сколько органов чувств у человека, люди узнают еще в детском возрасте. Обычно уже в дошкольном учреждении малышей в игровой форме, весело и задорно знакомят с органами чувств. Кроху можно спросить, что у зверушки на макушке, а у человека ниже глаз? И он обязательно, хоть и после раздумий, ответит, что это ушки!

Еще со времен Аристотеля были выделены 5 органов чувств у человека, которые передают головному мозгу потоки информации.

Речь идет о:

Их же принято подразделять на две категории:

  1. Дистанционные органы.
    Их обеспечивают нос, глаза, уши и здесь идет речь о восприятии. То есть, чтобы мозг получил достоверные данные, человеку достаточно контактировать с объектами, находясь на некотором расстоянии от них.
  2. Тактильные органы.
    В эту категорию входят оставшиеся основные органы чувств, которые обеспечивают вкусовые и осязательные ощущения. В этом случае, без непосредственного контакта с предметами не обойтись, иначе аналитическая цепочка прервется, и информация до мозговых рецепторов так и не дойдет.

Человеку важно, чтобы вся система органов чувств работала слаженно и без перебоев, и даже незначительные нарушения способны ухудшить качество его жизни.

Немного о зеркале души – глазах

Еще Гераклит Эфесский обозначил этот орган чувств, как «более точный свидетель происходящего, чем уши». Чем же глаза заслужили такой высокий ранг среди других органов? На самом деле, их функции позволяют человеку получать самое большое количество данных об окружающем мире. Что же касается строения глаза, то оно очень сложное, и зрительный орган состоит из множества частей.

Наружная часть глаза состоит из:

Внутренняя часть:

  • стекловидного тела – гиалуроновой кислоты и воды, преломляющих свет;
  • хрусталика – естественной линзы, отвечающей за фокусировку зрения;
  • сетчатки – многослойной оболочки, благодаря которой люди видят при дневном, приглушенном свете и различают силуэты в темноте.

Кроме того, орган зрения включает несколько специальных аппаратов:

  • слезный, включающий железы, канальцы, носослезный проток и мешочек.
  • мышечный – сложно представить, сколько мышц участвует в работе глаз – прямые, косые, круговые, а также обеспечивающие подъем века.

Все органы чувств человека и их функции направлены на лучшее восприятие окружающего мира, и глаза способны на многое. Они позволяют человеку различать цвета и ощущать свет, обладать периферическим, центральным и стереоскопическим зрением. Все изображения, видимые глазами, направляются в головной мозг – главный центр, контролирующий абсолютно все процессы, происходящие в организме.

Два уха – чтобы лучше слушать…

Еще один важный орган, влияние которого на жизнь человека нельзя недооценивать. Недаром в фольклоре и изречениях известных людей очень часто встречаются фразы и афоризмы об ушах и слухе: «Женщины любят ушами», «В тишине можно услышать гармонию», «С детьми нужно держать ухо востро» и др.

Определенно, орган слуха заслуживает особого внимания, а если разобрать его строение, то можно понять, что это удивительная часть тела – сложная и при этом функциональная:

  1. Центральная – включает нервные волокна, оканчивающиеся в височной доле коры мозга.
  2. Периферическая область:
    1. наружное ухо, состоящее из ушной раковины, слухового прохода, барабанной перепонки;
    2. среднее ухо – включающее барабанную полость, евстахиеву трубу, сосцевидный отросток; это две воздухоносные полости, соединенные носоглоткой.
  3. Внутреннее ухо – образование из кости, состоящее из преддверия, полукружных каналов, костной улитки и вестибулярного анализатора.

Уши способны воспринимать звуки, звуковые колебания, проводить их и волны к рецепторам. Звуки могут воздействовать на эмоциональное состояние человека, а уж о положительных свойствах музыки, которую слышит человек, сказано очень много.

Еще Аристотель сказал, что «когда человек воспринимает ухом ритм и мелодию, у него изменяется душевное настроение». Конечно, чтобы это произошло, нужно слушать «правильные» мелодии, которые не вызывают негатива.

Почему нос считают самым любопытным органом?

Рассматривая органы чувств человека, невозможно обойти вниманием нос, который позволяет дышать и обонять ароматы. А что же касается любопытства, то именно его «суют не в свои дела», «оторвали любопытной Варваре», и «задирают», когда зазнаются. Что уж сказать, а в народных афоризмах всегда есть мудрое зерно.

Нос – сложная конструкция, состоящая из хрящевой, костной ткани и кожного покрова, и для его полноценной работы важно, чтобы все части функционировали. Он состоит из: корня, верхушки, спинки, крыльев, перегородки и ноздрей.

Но это наружная часть органа, которую видно невооруженным взглядом, также строение носа предполагает наличие внутренней полости. Она располагается между глазницами, ротовой полостью и передней черепной ямкой.

В состав носовой полости входят следующие отделы:

  • стенки с реснитчатой поверхностью – защита от пыли и мусоринок;
  • обонятельный центр – располагается в верхней области полости;
  • носовые ходы.
  • пазухи, располагающиеся около носа.

Подобное строение органов чувств человека настолько продумано природой, что даже нос влияет на различные системы организма, помимо того, что он дает возможность обонять и дышать:

  • является фильтром для воздуха;
  • увлажняет и согревает эти воздушные массы;
  • защищает от болезнетворных микроорганизмов, содержащихся в воздухе;
  • формирует высоту и тембральные голосовые нотки.

Существует множество исследований, посвященных этому органу, и порой выясняются интереснейшие моменты, например, самые приятные запахи, которые он способен улавливать – аромат скошенной травы, натурального кофе и свежеиспеченных булочек.

Язык – помогает познать вкус жизни

Это орган с множеством рецепторов, способных различать вкусы. Он состоит из корня, тела и верхушки, а вся его поверхность покрыта эпителиальной тканью и большим количеством сосочков:

  • нитевидными;
  • грибовидными;
  • листовидными;
  • желобовидными;
  • слюнными.

Но, чтобы человек ощутил все вкусовое богатство блюда, необходимо, чтобы нервные окончания приняли и донесли их до головного мозга. Такая задача стоит перед языкоглоточным, блуждающим нервами и барабанной струной лицевого нерва.

Язык позволяет людям общаться, защищает организм от вирусных и бактериальных возбудителей, а помимо вкуса, он позволяет чувствовать боль и тепло. Согласно мнению Ханса Георга Гадамера – «Язык является средой, которая объединяет «Я» и остальной мир».

Современные ученые мужи изучают воздействие на органы чувств человека различных внешних факторов – музыки, гаджетов, интернета, а некоторые, считают человека заложником собственных чувств. Но ведь не зря великий Уильям Шекспир изрек: «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, жить.»

Древовидная диаграмма , или систематическая диаграмма, - инструмент, обеспечивающий систематическийпуть разрешения существенной проблемы , центральной идеи или удовлетворения нужд потребителей, представленный на различных уровнях иерархии.

Метод иерархической структуры разработан для отыскания эффективных мер для решения проблемы, благодаря систематическому прослеживанию средств, ведущих к достижению цели или для определения объекта, который надо усовершенствовать с помощью организации его структурных элементов.

Древовидная диаграмма может использоваться в следующих случаях:

      когда неясно сформированные пожелания потребителей в отношении продукта преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне;

      когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы;

      когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, т.е. на этапе проектирования.

Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой структуры, элементами которой являются различные способы решения проблемы. Принцип построения древовидной диаграммы показан на рисунке 6.

Рисунок 6 – Принцип построения древовидной диаграммы

Пример построения диаграммы для разрешения задачи «удовлетворить пожелания потребителей и найти пути создания регулировочного гаечного ключа, «легкого в обращении»» приведен на рисунке 7.

На втором уровне диаграммы сформулированы причины, объясняющие, почему гаечный ключ «легок в обращении». На третьем практически указано, что надо сделать, чтобы ключ был «легок в обращении», т.е. сформулированы задачи для решения поставленной проблемы.

Рисунок 7 - Древовидная диаграмма пожелания потребителя «легкости в обращении», которое относится к регулировочному гаечному ключу

Этапы построения древовидной диаграммы:

Шаг 1. Группа проводит подготовку к мозговому штурму: участники повторяют правила мозгового штурма (лучше всего, чтобы плакат с этими правилами во время собраний группы висел на видном месте) и проводят разминку. Затем на доске вешают плакат, в центре левого края которого размещают формулировку проблемы.

Шаг 2. Группа при помощи мозгового штурма должна выявить наиболее общие причины, влияющие на проблему. Их формулировки руководитель (или ведущий) располагает в блоках справа от формулировки проблемы и соединяет блоки соответствующими линиями. Оформление формулировок причин является завершающим этапом данного шага, поэтому фиксировать поступающие идеи лучше всего на отдельном листе и только после окончательного выбора участниками группы следует занести их на диаграмму.

Шаг 3. Далее участники группы должны рассмотреть поочередно каждую причину первого уровня, при помощи мозгового штурма выявить причины, влияющие на нее. После обсуждения, окончательного выбора поступающих идей, зафиксировать причины второго уровня на древовидной диаграмме в блоках и установить соответствующие связи.

Тема 5 Методы, применяемые на этапе анализа проблемы

Для эффективного анализа проблем применяются методы, признанные на практике наиболее подходящими для работы в группе:

    мозговая атака,

    диаграмма «рыбья кость» была разработана японскими учеными для научно-исследовательской работы, а затем предложена для решения проблем качества на производстве. С помощью этой диаграммы можно определить все причинно-следственные связи, влияющие на проблему. Диаграммы Исикавы являются одним из наиболее важных и широко распространенных методов анализа, которые применяют группы по решению проблем. Они представляют собой удачное сочетание аналитического и творческого мышления, и многие решения возникают именно после глубокого анализа такой диаграммы;

    диаграмма шести слов основана на применении формулирования вопросов по известной формуле «вопросы журналиста» (вопросы со словами Кто? Что? Почему? Где? Когда? Как?).Использование данной диаграммы позволяет рассмотреть проблему со всех сторон и учесть все факторы, влияющие на нее;

    метод фокальных объектов - метод поиска оригинальных решений,

    матричные методы ,

    метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).

3. Диаграмма дерева - инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем. Древовидная диаграмма строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, составными частями которой являются различные элементы (причины, средства, способы) решения проблемы.

Древовидная диаграмма (Рис.3) применяется для выявления и показа связи между предметом (проблемой) рассмотрения и его компонентами (элементами, причинами), например, в следующих случаях:

– когда неясно сформулированные пожелания потребителя в отношении продукции преобразуются сначала в установленные и предполагаемые потребности, а затем в технические условия для этой продукции;

– когда необходимо исследовать все возможные части (элементы, причины), касающиеся рассматриваемого предмета (проблемы);

– когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, например, на этапах планирования продукции, проектирования продукции.

Матричная диаграмма

4. Матричная диаграмма - инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей. Обычно используются двумерные матрицы в виде таблиц со строками и столбцами a1, a2,., b1, b2. - компоненты исследуемых объектов.

Рис. 4. Матричная диаграмма

Стрелочная диаграмма

5. Стрелочная диаграмма - инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать. Используется на этапе составления оптимальных планов тех или иных мероприятий после того, как:

· определены проблемы, требующие решения;

· намечены необходимые меры;

· определены сроки и размечен ход осуществления запланированных мер.

Стрелочная диаграмма (Рис.5) обычно графически представляет ход проведения работ. [Из стрелочной диаграммы должны быть наглядно видны порядок и сроки проведения различных этапов работы. Одновременно этот инструмент обеспечивает уверенность, что планируемое время выполнения всей работы и отдельных ее этапов является оптимальным при достижении конечной цели.]

Стрелочные диаграммы широко применяются не только при планировании, но и для последующего контроля хода выполнения запланированных работ, в частности, при проектировании и разработке, а также при планировании и контроле производственной деятельности.

Рис.5 Стрелочная диаграмма



Поточная диаграмма процесса

Поточная диаграмма процесса- этот инструмент представляет собой графическое представление этапов процесса, удобное для исследования возможностей улучшения за счет накопления подробных сведений о фактическом протекании процесса. Рассматривая связь различных этапов процесса друг с другом, часто удается выявить потенциальные источники неприятностей. При использовании поточной диаграммы для описания существующего процесса рекомендуется:

– идентифицировать начало и конец процесса;

– наблюдать процесс целиком от начала до конца;

– определить этапы процесса (действия, решения, входящие и выходящие потоки, операции контроля, ведение записей и очередность их выполнения);

– построить черновой вариант поточной диаграммы;

– рассмотреть этот черновой вариант с сотрудниками, участвующими в осуществлении процесса;

– улучшить поточную диаграмму на основе этого рассмотрения;

– сверить диаграмму с фактическими этапами процесса;

– отметить на получившейся поточной диаграмме название и местоположение процесса, дату составления диаграммы, сведения об участниках работы по составлению диаграммы и любую другую информацию, достойную внимания.

· начало или окончание процесса,

· действие, операция (очередной этап процесса),

· решение (разветвление процесса),

· инспекция (контроль качества или количества),

· документ (регистрация данных о качестве),

· комментарий (помогает чтению карты процесса, но не является действием/этапом процесса),

· линии со стрелками (указывают направление протекания процесса).

PDPC-диаграмма

7. Диаграмма процесса осуществления программы (process decision program chart – PDPC) обычно отображает последовательность действий и решений, необходимых для получения желаемого результата. PDPC-диаграмма может быть использована для оценки сроков и целесообразности проведения работ по выполнению программы, например, в соответствии со стрелочной диаграммой Ганта, как до их начала, так и в процессе выполнения этих работ (с возможной корректировкой сроков их выполнения).

Поточные диаграммы процессов PDPC-диаграммы широко используются при решении сложных проблем в области научно-исследовательских работ, при проектировании и разработке новых видов продукции, при выполнении крупных производственных заказов.

Диаграмма Ганта

8. Диаграмма Ганта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма) - это популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов.

Первый формат диаграммы был разработан Генри Л. Гантом (Henry L. Gantt, 1861-1919) в 1910 году.

Диаграмма Ганта представляет собой отрезки (графические плашки), размещенные на горизонтальной шкале времени. Каждый отрезок соответствует отдельной задаче или подзадаче. Задачи и подзадачи, составляющие план, размещаются по вертикали. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени соответствуют началу, концу и длительности задачи. На некоторых диаграммах Ганта также показывается зависимость между задачами. Диаграмма может использоваться для представления текущего состояния выполнения работ: часть прямоугольника, отвечающего задаче, заштриховывается, отмечая процент выполнения задачи; показывается вертикальная линия, отвечающая моменту «сегодня». Диаграмма Ганта - это один из наиболее популярных способов графического представления плана проекта, представляет собой изображение календарного графика задач в проекте.

Диаграмма Ганта позволяет:

ü визуально оценить последовательность задач, их относительную длительность и протяженность проекта в целом;

ü сравнить планируемый и реальный ход выполнения задач;

ü детально проанализировать реальный ход выполнения задач.