Но стоит помнить что все. Учить принимать происходящее с вами, а не бороться с ним. Всё, что у нас есть, - это сейчас

Адаптация психики к соревновательной обстановке.
Стрелковый спорт это сложнокоординационный вид спортивной деятельности, в котором достижение успеха зависит не только от мастерства спортсмена, его технической оснащённости, но и в значительной степени от того, насколько он психологически подготовил себя к выступлению. И нужно заметить, что не только начинающие, но даже в большей степени стрелки высочайшего уровня подвержены влиянию различных стрессовых факторов, которые отрицательно влияют на результат. Вместе с тем достижение высоких результатов и тем более рекордов, невозможно без учёта психологических факторов даже при отличной координации и великолепной физической готовности стрелка. За гранью простой бессмысленной силы и техники всегда будет нечто, что не позволит спортсмену достичь рекордного результата. Потому что дальше совершенствование идет не в физической и технической плоскости но именно в мире мысли, в психике человека.

При выступлении на соревнованиях практически все спортсмены отмечают, что психологическое и физиологическое состояние сильно отличается от состояния на тренировке. В результате этого у некоторых спортсменов результат улучшается, у других, напротив, ухудшается. Улучшение можно объяснить оптимальной мобилизацией организма к работе, а вот ухудшение результата, как правило, происходит из-за перевозбуждения, апатии и различных тревог, связанных с негативным опытом.

Ухудшение результата - явление наиболее частое. Большинство спортсменов на тренировках добиваются достаточно высоких результатов, но волнение, вызванное соревновательной обстановкой, сводит на нет все навыки, выработанные на тренировках. Многие спортсмены, столкнувшись с данной проблемой, нередко просто уходят из спорта, думая, что эта проблема не разрешима. Иногда даже приходится слышать от некоторых тренеров в адрес таких спортсменов: «мандражист, толку никогда не будет»; «рожденный ползать - летать не может» и т.д. Но это далеко не так, «мандражист» - это диагноз не окончательный. Психика человека ТРЕНИРУЕМА, как и многие другие функции человеческого организма. Если мы начали делать физические упражнения, то укрепляются мышцы, их сила, выносливость, если тренируем память, то улучшается возможность запоминать. А для улучшения своего состояния на соревнованиях и лучшей мобилизации нужно заниматься своей головой.

Кроме стрелкового спорта существует много других видов спорта и деятельности человека, где приходится решать подобные задачи и тренировать психику. Причем, применяемые методики очень похожи. И в стрельбе, и в других видах спорта, где требуется выполнить какие-то упражнения, требующие высокой координации и концентрации внимания, таких, как гольф, бильярд, прыжки в воду, прыжки в высоту и т. д., многие сильнейшие спортсмены используют такие же методы. Это аутогенная тренировка, мысленное проигрывание сложных ситуаций, возможных в будущих выступлениях, самовнушение, медитация. Подобным же образом происходит подготовка в профессиональной деятельности бойцов спецназа, летчиков и космонавтов.
Поскольку все люди разные, у одного на это уходит меньше сил и времени, у другого больше, но результат один: психика адаптируется к определенному виду деятельности. Задача спортсмена и тренера освоить методы адаптации психики. Ниже мы рассмотрим психологические состояния и различные мешающие факторы, с которыми приходится сталкиваться спортсмену. Врага, как говорится, нужно знать в лицо.

Возбуждение - это реакция организма на стрессовую ситуацию. Упрощенно, физиологический механизм возбуждения проявляется следующим образом: в кровь из надпочечников выбрасывается адреналин и норадреналин, которые сужают и расширяют различные кровеносные сосуды, увеличивается частота и сила сердечных сокращений. За счет этого происходит перераспределение кровотока и в результате дополнительный приток крови позволяет более эффективно обеспечивать мышцы кислородом и питательными веществами.
Кроме того, повышается частота дыхания, улучшается реакция и изменяются другие функции организма. Само по себе возбуждение - это древний и необходимый механизм мобилизации организма, заложенный в нас природой, и позволяющий более эффективно использовать резервы организма в борьбе за выживание. Если рассматривать реакцию организма на стресс, то наиболее выраженная реакция наблюдается в первую очередь на реальную опасность, это и понятно, а вот на втором месте по влиянию на психику стоит незнакомая или непривычная обстановка, с чем мы часто встречаемся на соревнованиях. Неизвестность предполагает некоторую опасность и поэтому реакция организма также достаточно выражена: в кровь выбрасываются норадреналин и адреналин в больших количествах, чтобы быть готовым к борьбе. Но во время выступления на стрелковых соревнованиях этот полезный механизм выживания становится серьезной помехой в достижении результатов. Излишнее волнение сужает объем внимания, нарушает координацию движений, а из-за дополнительного напряжения мышц ухудшается устойчивость оружия.

Апатия - это состояние, противоположное возбуждению и гораздо реже встречается в стрелковом спорте. Характеризуется тем, что во время выступления у стрелка наблюдается пониженная работоспособность, равнодушие к выполняемой работе, пониженная концентрация внимания. Частота сердечных сокращений и давление, как правило, не сильно отличается от значений покоя. Ухудшение результата в основном происходит из-за снижения концентрации внимания и пониженного тонуса организма. Причина апатии в большинстве случаев вызывается перевозбуждением перед стартом, перетренированностью, переутомлением, болезнью, а также отсутствием мотивации.

Тревоги и беспокойства, связанные с негативным опытом.
Если возбуждение и апатия в большей степени связаны и отражаются на физиологическом состоянии организма, то тревоги и беспокойство это уже больше психологическая проблема. Тревоги могут иметь конкретные причины, например: неудачно выступить, боязнь первого или последнего выстрела, попасть в цейтнот, подвести команду и т. д. Но есть и тревоги неосознанные, которые вроде ни с чем не связаны в настоящее время. Это происходит по такому же принципу, как и развиваются классические неврозы: например, когда-то в прошлом спортсмен участвовал в соревнованиях и во время выступления сильно волновался и потерпел неудачу. Впоследствии обстановка соревнований или мысли о предстоящих соревнованиях автоматически запускают тревожное состояние. Ухудшение результата происходит из-за дополнительного повышения мышечного тонуса, посторонних мыслей и тревог, которые не дают сконцентрироваться нашему вниманию.

Подготовка к соревнованиям.
Описанные выше состояния, как правило, появляются при неправильной или вообще при отсутствии какой либо психологической подготовки. Поэтому для более успешного выступления на соревнованиях спортсмен и тренер должны заранее начинать подготовку к предстоящему выступлению. Многие известные спортсмены начинали психологическую подготовку задолго до соревнований: олимпийский чемпион из скоростного пистолета Сергей Алиференко представлял, что он стреляет на Олимпийских играх ещё за два года до начала соревнований, олимпийские чемпионы Артем Хаджибеков (пневматическая винтовка) и Марина Логвиненко (пневматический пистолет) начинали это делать примерно за один год. Заранее проведенная психологическая подготовка повышает надежность и результат выступления. После того, как спортсмен в течение длительного времени представлял себя выступающим на Олимпийских Играх или других соревнованиях, психологическое состояние во время выступления на них становится более стабильным, физиологические реакции менее выраженными. И благодаря этому удается показать результат, иногда даже более высокий, чем на тренировках. Пример адаптации своей психики каждый может вспомнить из своего опыта. Вспомните свою стрельбу, когда первый раз пришли в тир. Многие довольно сильно волновались. Но прошло совсем немного времени, и уже от волнения почти ничего не осталось. Примерно то же происходит после нескольких выступлений на соревнованиях одного уровня. Все это еще раз говорит о том, что психика тренируема. При подготовке к крупным соревнованиям этот процесс несколько усложняется: тем, что например, Олимпийские Игры устраивают только один раз в четыре года. В этом и проблема. Никто не будет ждать, когда ваша психика адаптируется после нескольких выступлений на олимпиадах. Медаль нужна именно на данных Олимпийских играх.
Каким же образом можно найти возможность подготовки к подобным соревнованиям? Основной инструмент этой методики - аутогенная (ментальная) тренировка. Многие знают о ней или слышали. Но как использовать и для чего это нужно, часто не понимают. В нашем случае аутогенная тренировка позволяет ввести человека в такое состояние, в котором появляется возможность мысленно смоделировать любую ситуацию, что невозможно в обычном состоянии. Если, например, я сейчас вам скажу, что вы летите в кабине космического корабля, то в это не очень-то и поверится, вы подумаете: какой там космический корабль, сижу вот и читаю эту статью по психологической подготовке. Но совсем иначе происходит, если вы, используя аутогенную тренировку, ввели себя в состояние полного расслабления, близкого ко сну. Вот здесь уже гораздо легче почувствовать себя космонавтом и ощущения полета будут близкими к реальным. Так вот, аутогенная тренировка дает вам шанс побывать в ситуации, в которой вы никогда не бывали, и повторять это можно много раз. В результате происходит тренировка психики и её программирование. И поэтому, чем детальнее, ярче вы представляете, например, предстоящие Олимпийские игры или Чемпионат страны, тем уверенней и успешней будет ваше выступление на этих соревнованиях.

Применение аутогенной тренировки.
Аутогенные тренировки желательно начинать задолго до соревнований: за 6-7 месяцев или больше. Но если остался более короткий период, то это тоже даст эффект. Как бы мало времени не осталось до соревнований, это время надо использовать. На первом этапе нужно освоить основы аутогенной тренировки. Можно брать практически любую методику. Они в основном схожи. Основная цель? полностью расслабиться и ввести себя в состояние дремоты. Как правило, на это уходит от недели до трех. Далее уже можно пробовать представлять какие-либо образы. На первом этапе очень хороший эффект дают коллективные тренировки под руководством тренера или психолога. Но после освоения этого нужно переходить к индивидуальным самостоятельным тренировкам. Это важный момент. Во время выступления на огневом рубеже вы будете один (одна) и нужно уметь преодолевать все трудности без посторонней помощи. Для более яркого и точного представления об предстоящих соревнованиях нужно собрать максимум информации об стрельбище. Желательно посетить его, если есть возможность. Но если такой возможности нет, то достаточно фотографий, видео материалов или просто словесного описания. Имея такую информацию, гораздо легче представить себя на этом стрельбище и начать привыкать к обстановке данного стрельбище. Далее стрелок должен вспомнить и записать на бумаге те моменты, которые негативно влияют на его психологическое состояние и выводят из душевного равновесия. Распределить их по вероятности появления и по силе влияния на психику (примеры смотрите ниже). Потом, учитывая это все эти факторы, поочередно нужно проработать их, представляя, будто бы случились это во время стрельбы на соревнованиях, причем во время одного занятия достаточно отработать не более одного-двух. Например, на первом занятии нужно просто представить, что вы приехали на стрельбище в день старта, уже этого бывает достаточно, чтобы сердце начало учащенно биться. Но, через несколько занятий, вы заметите, что приезд на стрельбище уже никак не влияет на ваше состояние, а сердце продолжает спокойно биться. Уже можно сказать, что произошла некоторая адаптация к данной ситуации, поэтому имеет смысл переходить к следующему пункту: например, отработке первого зачетного выстрела и так далее по списку. Большая часть времени, естественно, уделяется факторам, которые наиболее вероятны. Один из них? это конечно, большое количество попаданий в «10». Если вы настраиваетесь на высокий результат, то вероятность большого количества «десяток» очень высока, и нужно быть готовым к этому. При моделировании соревновательных ситуаций главное так представить всё, чтобы появилось небольшое возбуждение, а далее на фоне этого состояния представлять стрельбу, но не просто стрельбу, а именно мышечные ощущения правильного выстрела. При этом, если используются какие-то словесные внушения, то не должны допускаться фразы с отрицанием «НЕ» (не БОЮСЬ, не ВОЛНУЮСЬ). Наша психика так устроена, что отрицание «НЕ» опускается, и остаются только слова: БОЮСЬ, ВОЛНУЮСЬ. Поэтому при внушении используются только фразы типа: «я УВЕРЕН», «я КОНТРОЛИРУЮ» и т.п. После освоения вышеописанной методики можно переходить к подобному моделированию обстановки соревнования в момент проведения тренировки или во время выступления на соревнованиях невысокого уровня. Между выстрелами нужно закрыть глаза и представить себя стреляющим, например, на Чемпионате или кубке России, после этого стрелок открывает глаза и старается сделать выстрел наиболее правильно. Также имеет смысл использовать еще одну возможность психологической подготовки. Очень часто стрелок начинает думать об предстоящих крупных соревнованиях и появляется волнение и легкая паника. Бояться этого не надо? напротив, данное возбуждение можно использовать с пользой для дела. Фактически появляется возможность, не прибегая к аутогенной тренировке и прочим хитростям, дополнительно потренировать свою психику. В эти моменты, так же как и при аутогенной тренировке, стрелок должен прокручивать мышечную модель идеального выстрела и внушать себе при этом уверенность в достижении высокого результата на выступлении. Внушение ведется в положительном ключе. Не допускайте каких-либо панических чувств и ощущений. Польза данных тренировок в том, что психика тренируется и идет её программирование на успешное выполнения предстоящей работы.

Негативные факторы и пути их нейтрализации.
Для облегчения и упрощения понимания вышеописанного был проведен опрос спортсменов и тренеров сборной команды России по стрельбе. Задан был один только вопрос: «Что мешает или когда-либо мешало вам успешно выступать на соревнованиях?» В результате опроса получился вот такой немаленький список:
Проблемы, связанные с техническими факторами:

  • Поломка оружия во время стрельбы или перед стрельбой.
  • Замена оружия или стрелковой одежды прямо перед соревнованиями.
  • При стрельбе из пневматического оружия зарядил две пульки сразу или пульку обратной стороной и выстрелил.
  • Поломка оружия у соседа.
  • Поломка мишенной установки.
  • Задержка начала стрельбы.
  • Остановка стрельбы на неопределенное время.
  • Долгая дорога от места проживания до стрельбища.
  • Неудобное стрелковое место (мало места, наклон пола, деревянный не жесткий пол).
  • Неудачная смена. Например, на некоторых стрельбищах во вторую смену ветер усиливается.
  • Изменение правил соревнований. Cтрелок узнал об этом в последний момент.
  • Неблагоприятные погодные условия: ветер, жара, либо холод.
  • Случайный, не прицельный выстрел, попавший далеко от центра.
  • Выстрел в мишень соседу или чьё-то попадание в вашу мишень.
  • Стрелок забыл что-либо из стрелковой одежды, прицел, патроны, мушку и т.д.

Проблемы, связанные с психологическим и субъективным восприятием:

  • Перед выходом на старт кто-либо из «доброжелателей» специально или, не ведая того, что-то сказал в ваш адрес, что могло вас задеть, типа: «Чего это ты такой бледный? Волнуешься, наверное?»
  • Низкая мотивация.
  • Отсутствие стимула к борьбе.
  • Боязнь неудачного выступления.
  • Цейтнот или боязнь попасть в цейтнот.
  • Высокая ответственность.
  • Отбор на более крупные соревнования.
  • Командные соревнования.
  • Не отмеченные выстрелы. Добавляют чувство неуверенности.
  • Невезение. Много выстрелов «9,9», например. Это может выводить из себя.
  • Точный подсчет результата стрельбы во время выполнения упражнения.
  • Большое количество хороших выстрелов.
  • Ссора с тренером или с кем-нибудь из близких людей незадолго до стрельбы.
  • Нервное, возбужденное поведение личного тренера.
  • Наплевательское отношение тренера или излишняя опека.
  • Претензии судьи по поводу и без повода.
  • Присутствие зрителей.
  • Назначенное любовное свидание после стрельбы (Присутствие любимого человека невдалеке от стрелкового места).
  • Один из основных ваших соперников находится рядом.
  • Видны результаты стрельбы стоящего рядом соперника.
  • Неприятный стрелок, стоящий рядом, и неадекватно ведущий себя. Запах от кого-либо из соседей.
  • Смена обычных изготовок прямо перед соревнованиями.
  • Посторонние навязчивые мысли, не связанные со стрельбой (о деньгах, работе, противоположенном поле и т.д.).
  • Планируемый отъезд домой или куда-то ещё сразу после стрельбы (чемоданное настроение).

Факторы, связанные со здоровьем или изменённым физическим состоянием:

  • Болезни. Травмы. Физические перегрузки накануне.
  • Месячные циклы у женщин.
  • Не выспался или переспал. Нарушения ритма сна и отдыха.
  • Акклиматизация.
  • Перетренированность.
  • Пониженная работоспособность, связанная с неполноценным питанием. Пищевые отравления. Много выпитой воды перед стрельбой. Переедание перед стрельбой. Алкоголь, выпитый накануне.
  • Перегрев на солнце.
  • Процедуры, проведенные накануне или непосредственно перед стрельбой (массаж, физиотерапия и т.д.). Любовные свидания.

Большинство из этих негативных факторов в действительности не представляют никакой серьезной проблемы для достижения высокого результата или победы в соревнованиях. Часть из них усиливают волнение, а часть добавляют в общее состояние элементы тревоги или отвлекают внимание. Некоторые из этих факторов иногда, напротив, дают возможность успокоиться, особенно если стрелок вышел на рубеж в сильно возбужденном состоянии, а стрельбу задержали на некоторое время, то этого нередко хватает для успокоения и приведения себя в оптимальное состояние. Данный список нужен в первую очередь для того, чтобы спортсмен и тренер могли быстрее выяснить причину неудачной стрельбы. Нередко стрелок может из пустяка раздуть гигантскую проблему. Например, можно зациклиться на том, что сосед шмыгает носом или кто-то из зрителей разговаривает. Фактически эти вещи не могут объективно повлиять на успешность вашей стрельбы, и зависит это от того, как к этому человек относится. И часто стрелок даже не осознает, что завел себя из-за такой ерунды. В последнем разделе списка находятся факторы, меняющее физиологическое состояние. Для чего это сделано. Если вы заболели, отравились или перегрелись на солнце, то довольно трудно показать хороший результат, но результат будет хуже, если спортсмен начинает думать что это мешает ему. В данной ситуации нужно просто остановиться, сделать небольшой перерыв, проверить, чем занята ваша голова, а затем переключить свое внимание на более важные вещи. Для диагностики уровня возбуждения рекомендуется периодически проверять ЧСС (частота сердечных сокращений). Буквально за 2-3 старта вы уже будете знать, сколько ударов сердца в минуту для вас будет оптимальным. И если во время стрельбы вы обнаружите, что количество ударов увеличилось по сравнению с нормой на 10 и более ударов, то лучше остановиться. Наиболее простой и эффективный метод стабилизировать свое состояние? это дыхательные упражнения. Короткий вдох и длинный-длинный выдох с расслаблением мышц лица и рук. Данная методика работает почти всегда.

Влияние предыдущего опыта.
Нередко неудачное выступление на прошедших соревнованиях влияет на успешность и психологическое состояние в будущем. Происходит это по тем же законам, как развиваются неврозы и невротические состояния. О неудачном выступлении на соревнованиях может остаться след в памяти, и в будущем любые соревнования начинают ассоциироваться с неудачей. Избавиться от этого непросто. Требуется перестроить свою психику. Желательна помощь опытного тренера или психолога. А вот профилактика в данной ситуации не требует больших усилий и имеет гораздо больший эффект. Для снижения негативного влияния неудачных выступлений необходимо после каждого соревнования делать анализ своего выступления. Анализ стрельбы ведется по двум направлениям:

  • первое - выяснение причин неудачных выстрелов (чисто технических, без каких либо мышечных и эмоциональных аспектов).
  • второе - вспомнить наиболее удачные выстрелы, особенно мышечные ощущения. Огромную роль может сыграть здесь ведение спортивного дневника, в котором описание прошедшего выступления необходимо представить в положительном ключе.

Вот два примера записи одного и того же выступления в стрельбе из пневматической винтовки:
Вариант №1.

  • Результат ужасный (93+94+93+95+95+99=569) занял 37 место из 48 человек. Перед стартом была небольшая тревога и боязнь неудачно пострелять, но сильного волнения не было. Вышел на старт в нормальном состоянии, но как только объявили команду приготовиться, и тут понесло, началось такое сильное волнение и сердцебиение, что даже хотел уйти с рубежа и сказать тренеру, что мне плохо. Была какая-то безотчетная не контролируемая паника, я не знал что делал. Все как во сне. Руки потели и тряслись. Еще эта дрожь в ногах. На второй серии немного успокоился, но потом снова все началось. Последняя серия получились неплохо, но толку мало, поезд ушел. Два моих товарища по команде отстреляли гораздо лучше и заняли 3 и 7 место. Но я их подвел - команда осталась без медали. И тренер даже не стал со мной разговаривать. Предчувствие о неудаче меня не обманули, все так и случилось. Наверное, я никогда не смогу хорошо стрелять на соревнованиях. Думаю пора завязывать с этим спортом.
Вариант №2.
  • Результат (93+94+93+95+95+99=569) Результат конечно невысокий, но ничего. Можно простить себя, все-таки были положительные моменты. Получил неплохой опыт. На первых сериях никак не удавалось взять себя в руки. Но после 3 серии измерил пульс, оказалось 135 ударов, многовато. После чего вспомнил, как мой тренер советовал делать дыхательные упражнения. Вдох и длинный, длинный выдох с расслаблением. Сделал около 10 дыхательных упражнений. После этого действительно стало лучше. Смог взять себя в руки. И пульс снизился до 105 ударов. Надо будет в будущем использовать дыхательные упражнения и контролировать пульс. Вторая проблема, с которой пришлось столкнуться: это выстрелы далеко от центра, попал девять раз в «8». Основная причина - зацеливание. Очень затягивал выстрел, и вместо того, чтобы отложить, продолжал прицеливаться, и в итоге в момент выстрела оружие уходило из центра. Но, было большое количество десяток. Это конечно радует, не все потеряно. Особенно были хорошими две последние серии. Если учесть, что пятую серию начал двумя 8 и 9, то можно сказать, что оставшиеся выстрелы были просто блестящими, за 17 выстрелов только 1 девятка. Произошла такая перемена благодаря тому, что вспомнил последние свои тренировки, а именно вспомнил мышечные ощущения замирания перед выстрелом. Представлял что мое тело наполнено водой, а перед выстрелом вода замерзает. Стрелять стало гораздо легче. Резко улучшилась устойчивость и пропала дрожь в ногах. Надо во что бы то ни стало запомнить и закрепить данное ощущение замерзания воды!!!

Как видно из этих двух описаний стрельбы, в первом варианте спортсмен объясняет свои действия очень эмоционально и в основном преобладают негативные эмоции и паника. Описывая таким образом прошедшие соревнования, он еще больше закрепляет в памяти ощущение неудачи. Тем самым практически ставит себе крест на будущей спортивной карьере. В таких случаях часто обстановка соревнований связывается с негативным психологическим состоянием. И в будущем состояние волнения, беспокойства и тревоги на соревнованиях запускаются автоматически. Второй вариант записи выступления диаметрально отличается от первого. Результат соревнования тот же, всего 569 очков, фактически это неудачное выступление. Но спортсмен правильно проанализировал причину неудачной стрельбы, без какой либо эмоциональной окраски. Кроме того, он смог извлечь пользу, запомнив мышечные ощущения последних выстрелов. Как правило, именно такой подход помогает накопить положительный опыт и в итоге способствует спортивному росту. После окончания соревнований должны оставаться только положительные эмоции.

Все описанное выше было о том, как бороться с излишним возбуждением и тревогами, но этого не всегда достаточно для победы на крупных соревнованиях. Спокойное состояние во время выступления не гарантирует того, что вы будете на протяжении выполнения упражнения максимально мобилизованы и всё будете делать правильно. Для получения высокого результата потребуется еще и высокая мотивация и желание победить.

Правильная постановка цели.
Теперь о постановке цели. Очень важно правильно поставить цель. Цели можно ставить по-разному. Можно поставить главной целью обстрелять всех в своем клубе. Пройдет некоторое время, и вы действительно станете сильнее тех, которые вас окружают но, выехав на соревнования, где собираются спортсмены из разных клубов и городов, может оказаться, что ваш результат находится в нижней части таблицы. Вы двигаетесь дальше, ставите своей задачей стать Чемпионом страны, но обязательно найдется какой-нибудь «умник», который своей задачей поставит сделать новый Рекорд и оставит вас с носом. В итоге, вы всегда будете в роли догоняющего. Когда мы ставим себе цели то, как правило, эта цель имеет какое-то конкретное значение. Так вот, если мы поставили задачу обстрелять товарища в своем клубе, а этот ваш товарищ имеет лучший результат в стрельбе лежа 585 очков, то мы тем самым ограничиваем свой рост этими 585 очками. И даже если мы ставим задачу побить рекорд, то и здесь мы ставим себе ограничения, потому что рекорд? это определенные очки и конкретный рубеж. Нередки случаи, когда кто-нибудь из спортсменов вдруг устанавливает новый рекорд, на много очков превосходящий прежний, и буквально следом уже многие начинают показывать результаты более высокие, чем вчера.
Вот один из примеров: в 1990 году рекорд из пневматической винтовки у мужчин держался на уровне 587 очков, а основная масса лидеров стреляла в районе 583 - 585, и вдруг на Чемпионате ДОСААФ СССР Юрий Заволодько попадает 594!!!. Для нас это был просто удар. Хотелось с горя бросить стрельбу, потому что такой высокий результат казалось абсолютно не достижим. Но прошел всего месяц и уже на Чемпионате СССР результат 587 очков не входил в тройку призеров, а уровень лидеров переместился на 590 - 592 очка. Оказалось, что технически многие из нас уже были готовы к более высоким результатам, но существовал психологический барьер, который Заволодько сломал. Поэтому если вы хотите добиться высокого уровня, то стремиться надо к абсолютному совершенству. На соревнованиях нужно поставить задачу не просто стать Чемпионом, а попасть максимально возможный результат. Борьба на соревнованиях должна быть направлена не на конкретного соперника или результат, а на борьбу с самим собой, со своими тревогами и слабостями.

МСМК по пулевой стрельбе
Александр Куделин

Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание.
На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из внешней среды, так и из внутренних сфер организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внимание. Среди психических процессов непосредственно участвующих в выполнении прицельного выстрела особое место занимает внимание.
На психику человека постоянно воздействуют многочисленные раздражители. Они поступают как из внешней среды, так и из внутренних сфер организма. Чтобы не утонуть в этой массе информации, человек должен отобрать наиболее значимое для него в данный момент, ограничив в доступ сознания всего остального. Механизмом, выполняющим организацию психической деятельности, служит внимание. Таким образом, внимание – это направленность сознания человека на избранные предметы или явления.

Внимание оказывает активное организующее влияние на деятельность, но для этого оно должно быть направлено на её выполнение до начала работы. Предварительное продумывание содержания предстоящих действий программирует внимание: на что смотреть, что видеть, как реагировать на увиденное. Внимание организует пусковые воздействия мышц указательного пальца и контролирует развитие усилия спуска. При этом оно имеет как внутреннюю, так и внешнюю направленность. Внутрь направленное внимание даёт информацию об общем состоянии
готовности /неподвижность стояния, тонус мышц, надёжность устойчивости оружия, работа указательного пальца/, внешне направленное - контролирует положение мушки относительно точки прицеливания.

Большое количество элементов составляющих работу стрелка над выстрелом не означает, что все они одновременно и в полной мере контролируются сознанием. Объём внимания ограничен, одновременно
в поле внимания может находиться до семи объектов. Стрелок концентрируется на центральной задаче, остальные оттесняются, ясность внимания к ним снижается соответственно их значимости. В
последующий момент центральное значение может приобрести другой элемент работы. Сосредоточению внимания стрелка на производимых действиях могут мешать как неуверенность, опасение неудачи, так и излишняя самоуверенность, неоправданная решительность. Отвлечение
посторонними мыслями может привести к ошибкам в работе над выстрелом, которые остаются незамеченными.

Объём и концентрация внимания находятся в обратной зависимости. В практике стрелкового спорта известны досадные случаи стрельбы по чужим мишеням на крупнейших соревнованиях. Высокая концентрация на своих действиях вытесняла из сознания необходимость контроля номера своего щита. Характерно, что произведенные выстрелы по чужим мишеням были, как правило, хорошими. Работа над выстрелом должна содержать две фазы: предварительную и завершающую. Переход от первой фазы ко второй определяет сам стрелок по мере готовности. Предварительная фаза: внутрь направленное внимание, восприятие мышечных процессов, оказание установочного влияния на программу деятельности, контроль состояния готовности, пусковые воздействия на включение в работу, установление обратных связей. Завершающая фаза: концентрация на уточнении прицеливания, устойчивости оружия, управлении спуском, отметке выстрела.

В тренировке сосредоточение на элементах предварительной фазы должно занимать центральное место. Чем правильнее и прочнее будут сформированы навыки их выполнения, тем легче и надёжнее решаются задачи завершающей фазы прицельного выстрела. В соревнованиях, после мысленной проработки технических действий, предваряющих зачётную стрельбу, внимание концентрируется на завершающей фазе выстрела. При этом элементы предварительной фазы должны осуществляться автоматизировано, за счёт сформированных навыков. В завершающей фазе работы над выстрелом внимание стрелка распределяется примерно следующим образом:

Элементы работы
Направленность внимания
Уточнение прицеливания, работа указательного пальца
Полная концентрация внимания.
Устойчивость оружия, отметка выстрела, последействие /сохранение положения оружия и направленности внимания/
Сохранение в поле внимания.
Чувство привычности изготовки, тонус мышц удерживающих оружие.
На уровне навыка, осознаётся в случаях нарушений.
Отметка выстрела, установка на последующее выполнение.
Активизируется при завершении выстрела.

Мышление.
Не следует понятие «мышление» отождествлять с понятием «сознание». Большое количество осознанных действий осуществляется без привлечения мысленных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний. Так при нормально идущей стрельбе хорошо подготовленный стрелок осуществляет привычную схему технических действий. Пока работа протекает гладко, не требует новых решений, говорить о мышлении - нет оснований. Но возникли нарушения. Например, появились отрывы. Сразу же активизируется мышление: необходимо установить причину, определить программу дальнейших действий. Возникновение проблемной ситуации всегда вызывает задержку движения. Это неизбежное явление следует учитывать, особенно стрелкам, специализирующимся в скоростных упражнениях.

Роль и значение мышления в работе стрелка зависит от содержания выполняемой им в данный момент деятельности. Оно может иметь важное положительное значение, но может оказывать и негативное
влияние на результаты стрельбы. Стереотипность действий свойственная стрелковому спорту, стабильность условий в которых протекает тренировочная работа, сравнительно редкое возникновение «внештатных ситуаций» с которыми приходится сталкиваться стрелку в соревнованиях, всё это, казалось бы, ограничивает проблемные ситуации, требующие активных мыслительных процессов. Однако эта видимая, внешняя лёгкость действий требует совершенства их выполнения, а это и порождает проблемы, решение которых сопряжено с активной мыслительной деятельностью. Необходимо представлять содержание разучиваемых и тренируемых действий, составляющих их узловые элементы, требования, предъявляемые к их выполнению, критическая оценка результатов.

В соревнованиях, техническая сторона работы стрелка должна проходить вне активных мыслительных процессов; стереотипные, хорошо разученные действия осуществляются на автоматическом уровне. Всё заранее известно, многократно отработано, не требует корректировки. В то же время соревновательная стрельба имеет свои особенности, выдвигает свои проблемы, решение которых требует активной мыслительной деятельности. Так, например, при хорошо идущей стрельбе возникает соблазн подсчитывать результаты проведенных серий, прогнозировать конечный результат упражнения, место среди участников. Возникает чувство удовлетворенности, меняется психическое состояние, и результаты стрельбы резко падают. Задача в том, чтобы не допустить этого, сохранить уровень психической напряженности, способствующий ведению стрельбы. Спортсмен должен уметь управлять своими мыслями, вызывать в сознании образы, нейтрализующие эмоциональное воздействие соревновательных ситуаций.

Решение ряда проблем, с которыми сталкивается стрелок в тренировке и соревнованиях требует определённых знаний. Многие тренеры и спортсмены обладают хорошей теоретической подготовкой, но в практике работы нужна не общая эрудиция, не сумма знаний, а умение отобрать те из них которые «работают» на основную задачу. Мышление стрелка должно быть конкретно, реально. Принимаемые решения должны основываться не на интуиции, а на твёрдых знаниях относящихся к рассматриваемому вопросу. Рассмотрим, как пример, направленность мыслительной деятельности стрелка в некоторых ситуациях стрелкового спорта.

Проблема
Направленность мыслительной деятельности
Разучивание технических действий
Создание зрительного образа конечной цели движения. Осознание структуры действий /содержание, последовательность, согласованность/. «Прочувствованность» движений.
Конкретизация тренировки.
Организация сознания на предстоящую деятельность.
Понимание цели данной тренировки. Определение задач, уровень требований к своим усилиям, направленность и последовательность переключения внимания. Отношение к тренировке.
Понимание, что тренировка это процесс развития нужных спортивных качеств. Цель тренировочного занятия – оказание тренирующего воздействия. Результат стрельбы на мишени – показатель правильности выполняемых действий.
Повышение продуктивности тренировки.
Осознание того, что психологические стороны работы над выстрелом такие же составляющие подготовки, как и технические. Понимание различий учебной и тренировочной работы. Приоритетное развитие базовых качеств техники стрельбы. Конкретность задач тренировочного занятия, понимание путей их решения.
Управление вниманием.
Внутрь направленное, сосредоточенное, устойчивое. Определение последовательности переключения: на тонус мышц, на согласованность действий. На промежуточные задачи, на конечную цель.
Идеомоторная тренировка.
Создать полный и точный образ тренируемого действия, связать его с мышечно-суставным чувством, прочувствовать представляемое движение.
Психологический барьер.

Критический анализ результатов тренировочной и соревновательной стрельбы. Выявление ошибочных или недостаточно продуктивных методов тренировки и воспитания, тормозящих спортивное совершенствование. Нахождение путей их преодоления. Ситуация ожидания своего выхода на огневой рубеж соревнований. Отвлечься от навязчивых мыслей связанных с предстоящей стрельбой, сохранить состояние готовности к соревнованиям.

Вызвать в воображении картины приятного прошлого, спокойного, не связанного со стрельбой. А если цейтнот? Мобилизация собранности, решительности, сосредоточенности. Создание установки на более быстрое выполнение выстрела, сохраняя контроль над правильностью действий. Соглашаться на некоторое снижение результата. Пожертвовать меньшим, чтобы сохранить основное.

Прошлый опыт выступления в соревнованиях.
Анализ результатов. Закрепление в памяти психического состояния способствовавшему достижению высоких результатов. Установление слабых звеньев подготовленности, не выдержавших напряжения
соревновательной стрельбы. Определение задач и методов работы, направленных на их укрепление. Психологическая подготовка к ответственным соревнованиям. Прогнозирование и оценка обстоятельств готовых приобретать свойства стресс-факторов. Применение методик психорегуляции направленных на нейтрализацию их воздействия. Уровень притязаний. Трезвая, без эмоций, оценка привлекательности высокой цели и реальность её достижения. Видение средств и методов решения стоящей задачи. Определение промежуточных рубежей.

«А Вам когда-нибудь изменяли?»

Измены – это не весело, особенно когда изменяют Вам. Но приходило ли Вам в голову, что это не забава и для тех, кто изменяет? Это кажется нелогичным, правда? Как может человек, умышленно разрушающий ваши отношения, примешивая к ним третьего, быть пострадавшим в этой ситуации? Как изменщику удалось и в этот раз сказаться жертвой? Мысли об этом кажутся странными, но, все же, подумайте об этом. Человек, изменивший Вам, наверняка был подвигнут на этот немыслимый поступок какими-то демонами и нездоровыми вожделениями у себя внутри. Конечно, это не самые лучшие новости и, скорее всего, это не заглаживает его вину перед Вами. Но благодаря этим мыслям Вы сможете по-другому взглянуть на вещи. Вы можете найти утешение в том, что Вы - не единственный пострадавший в сложившихся обстоятельствах. А иногда, свежая перспектива – единственное, что нам нужно, чтобы почувствовать себя лучше по поводу какой-то неудачной ситуации, которую мы просто не в состоянии контролировать. Есть еще несколько приличных перспектив, которых Вы себя лишаете, потому что позволяете гневу и разочарованию захламлять Ваши мысли.

Когда Вам изменяют, это выматывает эмоционально. Эта боль оттого, что Ваш партнер недостаточно Вас любит, чтобы просто оставаться верным, ни на что не похожа. И после измены достаточно сложно снова оправиться в плане эмоций. Но, как упоминалось раннее, иногда, все, что Вам нужно, чтобы ускорить процесс выздоровления, - это свежая перспектива. Вот Вам пару вещей, о которых стоит помнить, если Вам изменили.

  1. Изменнику еще хуже внутри, чем Вам.

Помните, что, несмотря на то, что Вы – пострадавший в этом раскладе с Вашей личностью, скорее всего, все в порядке. В большинстве случаев, если Вам изменили, Вы ничего неправильного не сделали. Самый распространенный диагноз в этом случае: что-то не так с самим изменником. У него внутри. Некоторые аспекты их личности нестабильны и это приводит к тому, что они способны на деструктивное поведение, в том числе и измены. Проблемы у них. А то, что произошло с Вами – побочное действие того, что разрушает Вашего партнера.

  1. Ссоры на эмоциях приносят больше вреда, чем пользы.

Иногда тишина может иметь такой же терапевтический эффект, как и всплески эмоций. Возможно, вы испытываете порыв разбить изменнику лицо. Или убежать глубоко в лес и кричать, что есть мочи. Возможно, Вы хотите все разбить. Но Вам нужно знать, что именно потому что это ожидаемая от Вас реакция, неверного партнера застигнет врасплох Ваше молчание. Также оно предостережет Вас от того, чтобы вступить в деструктивный диалог. И сведет Вашего обидчика с ума.

  1. Всегда желайте всего наилучшего людям, особенно тем, кто меньше всего этого заслуживает.

Всегда сохраняйте положительный настрой, особенно в темные времена. Только потому что изменивший Вам поступил подло, нехорошо и неосмотрительно, не значит, что Вам нужно опускаться на его уровень. Будьте дипломатом. Пожелайте ему всего хорошего и продолжайте жить своими жизнями отдельно. Так он будет чувствовать себя плохо из-за своего поступка, а Вам – наоборот хорошо, так как Вы держались высоко.

  1. Принять правду тяжело, но это лучше, чем держаться за ложь.

  1. Иногда необходимо прощать, даже если у Вас не просят прощения.

Не для всякого прощения нужны извинения. Если Вы будете их ожидать, то рискуете так и не дождаться, причинив тем самым себе страдания. Научитесь прощать тех, кто не просит прощения. Тех, кто его не заслуживает. Ради Вас же самих Вы должны уметь прощать и практиковать это.

  1. Не все изменяют, так что не обобщайте.

Не позволяйте этому, пусть и значительному, проявлению людского несовершенства испортить все Ваше представление о человечестве. То, что Вам изменили, совсем не значит, что все люди от природы подлые и злые. Не позвольте паре подгнивших яблок испортить целую корзину.

  1. Это может быть случай из рода «Когда закрывается одна дверь, открываются две новых.»

Всегда думайте о будущем. Подумайте о всех тех новых возможностях, что для Вас уготовил этот мир, а не жалейте об упущенных. Сохраняйте положительный настрой и не зацикливайтесь на неудачах прошлого.