Особенности управления дорожным хозяйством. Система управления дорожным хозяйством. Цели и основные задачи Главного управления

Дорожное хозяйство России не имеет единого органа управления в связи с тем, что по признаку собственности автомобильные дороги подразделяются на государственные, муниципальные, межмуниципальные и ведомственные . Функции управления всей транспортной системой России выполняет Министерство транспорта РФ. В его составе (рис.2.8) созданы федеральные агентства по видам транспорта, выполняющие функции координации, проведения общей технической политики и контроля деятельности транспортных отраслей. Несмотря на то, что железные дороги составляют основу транспортной системы государства, компетенция Минтранса РФ не распространяется на железнодорожный транспорт. Им управляет Российское акционерное общество “Железные дороги”, координирующее свою деятельность с Минтрансом по вопросам взаимодействия с другими видами транспорта. В состав Минтранса РФ входит Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), задачами которого являются:

Реализация государственной дорожной политики, направленной на удовлетворение потребностей пользователей автомобильными дорогами и государства;

Разработка и осуществление государственных целевых программ совершенствования и развития сети федеральных автомобильных дорог;

Управление федеральными автомобильными дорогами;

Разработка проектов законодательных актов, стандартов и норм в области дорожного хозяйства РФ;

Формирование и проведение в дорожном хозяйстве единой инвестиционной, научно-технической и социальной политики.

Рис. 2.8. Организационная структура управления дорожным хозяйством Российской Федерации

Поскольку каждый субъект Федерации обладает правом законотворчества, управляет своей собственностью, а, значит, формирует организационные структуры управления, создаются самые разнообразные типы структур управления дорожным хозяйством областей, краев, республик в составе РФ. При всем многообразии структур главная идея их формирования четко определена. Это отделение собственника автомобильных дорог от подрядных организаций, выполняющих дорожные работы по его заказам. Администрации субъектов Федерации передают функции управления автомобильными дорогами, как собственностью, специальным органам, название и статус которых также весьма разнообразны. Как правило, за этими предприятиями закрепляются автомобильные дороги в соответствии с установленной государством классификацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года № 209 установлено, что автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются (рис.2.9):

а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);

относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);

относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:

поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений)

муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);

городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);

относящиеся к частной и иным формам собственности;

б) на автомобильные дороги необщего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных технологических или частных нужд).

Установлено, что:

в наименование автомобильной дороги должны входить ее идентификационный номер и, как правило, названия начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости и названия основных населенных пунктов, расположенных вблизи автомобильной дороги. Наименование автомобильной дороги в границах населенного пункта состоит, как правило, из ее установленного названия;

протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального до конечного населенного пункта. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси;

за начальную и конечную точки отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются:

здание подразделения почтовой связи, органа государственной власти или местного самоуправления, либо иное здание или сооружение, расположенное в центре населенного пункта, - для автомобильной дороги, соединяющей между собой населенные пункты;

пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог - для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним;

в наименовании автомобильной дороги допускается указывать названия населенных пунктов, а также географических или иных объектов, исторических событий с учетом национальных традиций и особенностей местности.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечни автомобильных дорог необщего пользования, относящихся к собственности Российской Федерации, утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Перечень автомобильных дорог, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации (имеющих оборонное или специальное значение), утверждается Правительством Российской Федерации.

В структуру федеральных органов управления дорожным хозяйством входят: Министерство транспорта РФ, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю» (Упрдор «Кубань») (по регионам ФГУ имеют различные названия).

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог. Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. Федеральное дорожное агентство находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. В структуру региональных органов управления дорожным хозяйством (на примере Краснодарского края) входят: «Управление автомобильных дорог Краснодарского края» и ГУ КК «Краснодаравтодор».

Основными задачами Управления

автомобильных дорог Краснодарского края являются:

Формирование и осуществление региональной инвестиционной политики в области дорожного хозяйства Краснодарского края.

Осуществление полномочий главного распорядителя средств краевого бюджета, организация и проведение в установленном законодательстве порядке контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств в области дорожного хозяйства Краснодарского края.

Осуществление комплекса мер в пределах предоставленных полномочий, направленных на реализацию программ приоритетного национального проекта на территории Краснодарского края по дорожному хозяйству.

Формирование и осуществление региональной экономической политики в области дорожного хозяйства Краснодарского края.

Обеспечение комплексного развития и устойчивого функционирования, автомобильных дорог регионального значения.

Формирование и проведение региональной технической политики, внедрение научно-технических достижений.

Организация взаимодействия с органами местного самоуправления Краснодарского края в области дорожного хозяйства Краснодарского края на принципах разграничения предметов ведения и полномочий.

Контроль за деятельностью краевых государственных учреждений, а также контроль за использованием имущества, принадлежащего подведомственным Управлению краевым государственным унитарным предприятиям, проведения анализа эффективности деятельности указанных предприятий.

Рисунок 1 - Структура управления автомобильных дорог Краснодарского края

Другие материалы...

Особенности и сущность маржинальной революции
В конце XIX - первой трети ХХ в. большое влияние приобретает новое направление в экономической теории, существенно отличающееся от классического направления и даже выступающее определенной альтернативой ему. Оно известно как маржинализм (от англ. margiпa/- предельный) ...

Определение роли заготовительного оборота в увеличении прибыли, а изыскание резервов и путей их роста на примере ОСП Коопзаготпром Гомельского райпо
В настоящее время рынок сельскохозяйственной продукции в нашей республике является привлекательным с точки зрения возможностей его расширения за счет спроса и непривлекательным из-за низкой эффективности сельскохозяйственного производства. Этому в значительной сте...

Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вниман...

Штабы готовят рекомендации, предложения и проекты для линейных руководителей и непосредственно им подчиняются. Линейный руководитель рассматривает и утверждает эти рекомендации, а на их основе принимает собственное управленческое решения.

3.3. Совершенствование системы управления дорожным хозяйством

Действующее законодательство РФ в сфере разграничения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления требует следующих изменений:

пересмотра классификации дорожной сети и перераспределения ответственности за управление автодорогами между различными уровнями власти с увязкой протяженности автомобильных дорог с доходной обеспеченностью и расходными полномочиями соответствующих уровней власти;

создания законодательных основ координации развития дорожной сети различных уровней;

определения органов, ответственных за состояние, безопасность движения и управление автомобильными дорогами на всех уровнях.

Дорожное хозяйство, основанное на государственной (муниципальной) собственности и бюджетном финансировании, должно обеспечить эффективную систему государственного (муниципального) управления имуществом автомобильных дорог и инвестициями.

На федеральном уровне система управления содержит два звена:

федеральный орган исполнительной власти, уполномочен-

ный управлять автодорогами (государственный заказчик программы и главный распорядитель выделяемыми на её реализацию бюджетными средствами);

подведомственные ему органы управления Федерального дорожного агентства (государственные заказчики работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог).

Система государственного и муниципального управления дорожным хозяйством, в свою очередь, должна обеспечить:

планирование, координацию развития и финансирование сети автомобильных дорог;

охрану автомобильных дорог общего пользования;

Глава 3. Основы управления дорожным строительством

формирование нормативно-правовой и законодательной базы; исключение дублирующих функций по управлению и контролю

за состоянием автомобильных дорог; невмешательство государства в деятельность частного сектора

(с сохранением государственного контроля качества дорожных работ и услуг);

выполнение функций государственного заказчика и реализацию программ в дорожном хозяйстве;

контроль безопасности дорожного движения и экологической безопасности;

привлечение общественных организаций пользователей автомобильных дорог к вопросам, связанным с планированием и развитием дорог общего пользования, координацией развития федеральных, территориальных, муниципальных дорог;

осуществление технического регулирования дорожного хозяйства, проведение стандартизации и сертификации.

Координация развития дорог, находящихся в ведении различных уровней власти, может осуществляться на основе соглашений между органами исполнительной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые определяют сферу и условия взаимодействия по формированию единой дорожной сети страны. Дальнейшее ослабление влияния государства на дорожную отрасль влечёт за собой сокращение числа государственных предприятий, осуществляющих содержание дорог.

Необходимо учитывать то, что особый характер деятельности специализированных фирм, осуществляющих содержание автомобильных дорог, финансируемых преимущественно из бюджета, требует установления для них особого организационно-правового статуса по следующим причинам:

задачами предприятий являются ликвидация последствий ДТП и оперативное восстановление проезда при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая меры быстрого реагирования по их предупреждению;

объёмы работ, связанных с содержанием автомобильных дорог, зависят от климатических условий и не могут быть чётко определены на стадии заключения контракта;

Глава 3. Основы управления дорожным строительством

в отдельных неосвоенных районах не развит рынок специальных работ по содержанию автомобильных дорог.

В создавшейся ситуации целесообразно сохранить в государственной собственности фирмы, осуществляющие содержание автодорог, с оптимизацией их количества. По мере формирования и развития рынка дорожных работ уместен поэтапный переход на систему контрактного содержания дорог фирмами частного сектора, конкурсное привлечение частных фирм к управлению реализацией дорожных проектов (с передачей им значительной части функций заказчика).

Дальнейшее совершенствование системы управления дорожным хозяйством должно предусматривать:

повышение материальной заинтересованности органов управления автодорог в улучшении их качества и снижении стоимости дорожных работ;

увязку функций и ответственности органов управления автомобильными дорогами с финансовым и ресурсным обеспечением;

совершенствование методов надзора и контроля состояния дорог, качества выполнения работ, исполнения подрядчиками договорных обязательств;

сокращение избыточных функций и устранение их дублирования различными надзорными органами, относящимися к дорожному хозяйству;

усиление контроля за государственными (муниципальными) закупками;

повышение ответственности организаций управления автомобильных дорог за состояние дорог, безопасность дорожного движения и экологическую безопасность;

укрепление потенциала органов управления путём создания института главных инженеров с соответствующим инженернотехническим обеспечением.

Для повышения эффективности системы управления дорожным хозяйством нужно: совершенствовать методы управления, контроля и диагностики состояния дорог, интенсивности и условий движения; разрабатывать и применять автоматизированные системы управления инвестиционным процессом и эксплуатацией дорог.

Важными задачами оптимизации системы управления являются: формирование и поддержание системы оперативного информационного обеспечения органов управления и организаций дорожного

хозяйства;

Глава 3. Основы управления дорожным строительством

координация работы федеральных и территориальных органов управления дорожного хозяйства и других министерств и ведомств;

координация функционирования и развития дорожного хозяйства, автомобильного и других видов транспорта (железнодорожного, внутреннего водного, морского, воздушного), а также транспортной инфраструктуры.

Государственным заказчиком национальной программы является Министерство транспорта Российской Федерации, осуществляющее разработку и реализацию программы.

3.4. Рыночные организационные структуры

Классические линейно-функциональные структуры управления характерны для небольших фирм. В современном менеджменте крупные компании используют проектные, матричные, сетевые структуры, но доминирующим стал дивизиональный подход к организационным структурам управления.

Проектные – временные структуры управления важными видами деятельности организации, которые требуют постоянного руководства в условиях строгих ограничений по затратам, срокам и качеству. Смысл проектной структуры заключается в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложных проектов. При этом руководитель проекта наделён властью и правами контроля, ему полностью подчинены все члены команды, и он полностью распоряжается выделенными ресурсами.

Преимущества проектных структур: концентрация усилий на решении одной задачи; гибкость, возможность создания за короткое время; усиление личной ответственности конкретного руководителя за конкретный проект.

Недостатки : дробление ресурсов; формирование временных проектных групп, не представляющих собой устойчивых образований, что лишает работников осознания своего места в организации и карьерного роста.

Матричная структура – организация управления, при которой для выполнения соответствующего комплекса работ назначается руководитель и формируется группа исполнителей-специалистов из общестроительных и специализированных предприятий. В состав груп-

Глава 3. Основы управления дорожным строительством

пы исполнителей входят и функциональные руководители, которые осуществляют текущее руководство работой подчинённых им специалистов и несут ответственность за качество работ по профилю.

Матричная структура – одна из наиболее распространённых разновидностей проектной. Она создаётся при необходимости в быстрых технологических изменениях при максимальном использовании квалифицированной силы и ресурсов организации.

В матричной структуре полномочия руководителя проекта варьируются от почти всеобъемлющей линейной власти до практически чисто штабных полномочий. Он отвечает за координацию всех видов деятельности и использование ресурсов, относящихся к данному проекту. Руководители функциональных подразделений делегируют руководителю проекта часть своих обязанностей, решают, как и где должна быть выполнена та или иная работа. Такие структуры создают условия для творческой работы, в них меньше вероятность использования бюрократических методов. После завершения проекта работники возвращаются в свои отделы к постоянной работе или приступают к выполнению другого проекта.

Отличительная черта матричной структуры – наличие у работников одновременно двух руководителей с равными правами. Кроме того, все члены проектной команды подчиняются и руководителю проекта, и руководителям тех функциональных подразделений, в которых они постоянно работают.

Эта структура отражает и развивает одновременно два направления руководства:

горизонтальное – управление функциональными и линейными подразделениями (исследование, производство, снабжение, сбыт);

вертикальное – управление проектами.

Дивизиональные структуры служат самой современной разновидностью организационных структур иерархического типа и являются разновидностью линейно-функциональных, но ориентированы на оперативное управление и быстрое решение межфункциональных проблем, освоение новых рынков и прогрессивных технологий. Они наиболее эффективны в изменяющейся среде, успешно функционируют при неценовой конкуренции, пригодны в условиях диверсификации и предполагают структуризацию по продуктам, регионам и рынкам.

Потребительская специализация (специализация по рын-

кам) предполагает создание дочерних филиалов, способных быстро

Глава 3. Основы управления дорожным строительством

перестраиваться применительно к изменяющемуся спросу. При этом происходит приближение производителей к потребителям, что ускоряет процесс реализации продукции; из структуры крупных фирм выделяются подразделения, имеющие полный производственный цикл.

В крупных компаниях появляются дивизиональные структуры смешанного типа , которые сочетаютпродуктовый итерритори-

альный принципы построения. Важным преимуществом фирм по отделениям является сокращение штата управления: несмотря на рост числа отделений и соответственно числа руководителей, в целом число менеджеров высших уровней управления сокращается.

С введением дивизиональных принципов структура управления организаций (с входящими в неё отделениями) в основе своей остаётся линейно-функциональной, и одновременно усиливается её иерархичность, т. е. управленческая вертикаль. В результате уменьшается нагрузка на верхний эшелон управления, а отделения, обретающие опе- ративно-хозяйственную самостоятельность, начинают работать как центры прибыли, активно используя предоставленную им свободу для повышения эффективности своей деятельности. Но в последнее время руководство компаний теряет возможность контролировать деятельность отделений, возникают сложные информационные проблемы.

Высший руководящий орган дивизиональных структур управления оставляет за собой право жёсткого контроля над вопросами стратегии развития компании, научно-исследовательскими разработ-

Основной принцип построения всех без исключения структур –

разделение труда – обеспечивает повышение производительности за счёт роста профессионализма и высокой квалификации персонала, сокращения потерь времени на переход от одного типа работы к другому, использования специальных приспособлений. Но этот процесс даёт и негативные последствия: рутинность, монотонность, неудовлетворенность трудом, превращение людей в придаток машины.

Линейные и функциональные процессы основываются на на-

личии цепи команд, пронизывающих всю фирму и все линии власти (с нижнего уровня до высшего). Назначение этих процессов в том, чтобы все люди понимали, перед кем они должны отчитываться и от кого получать указания. Также устанавливаются каналы коммуникаций управленческих решений сверху вниз через всю структуру фирмы.

Глава 3. Основы управления дорожным строительством

Линейная структура предполагает наличие руководителя на высшем уровне управления, который применяет власть для принятия решений и делегирования полномочий. На остальных уровнях находятся руководители среднего и низшего звена, с помощью которых главный руководитель вырабатывает решения.

Диапазон (норма) контроля – количество непосредственных подчиненных у одного руководителя. Идея ограниченного диапазона родилась из опыта, который показывает, что средний руководитель работает в оптимальном режиме с 3 6 подчинёнными. Имеется и другое мнение: один руководитель – одна группа работников (число подчинённых не играет роли). В случае, когда структура имеет много уровней управления, люди чувствуют себя исключенными из деятельности. Рациональное распределение работающих и их деятельности позволяет управлять сложными фирмами. Структура определяет методы и скорость развития фирмы.

Существует две крайние формы организационных моделей: механистическая и органическая. Между ними расположены все остальные модели.

Механистическая зарекомендовала себя при относительно стабильных внешних условиях (незначительное изменение спроса, отсутствие конкуренции, неизменная технология). Её особенности: узкая специализация; чёткое разграничение функций; жёсткие организационные структуры; централизованное принятие решения; односторонняя связь сверху вниз.

Органическая предпочтительна при неустойчивых обстоятельствах и резких переменах: модель гибкая и достаточно неформальная; обмен информацией происходит по вертикали и горизонтали; функции постоянно меняются; руководство обладает определенной долей самостоятельности.

Бюрократическая модель автоматически ведёт к эффективной работе. Её основные черты: рутинная деятельность, направленная на цели фирмы, определяется в виде запрограммированных формальных обязанностей и должна следовать организационным принципам иерархии; операции должны выполняться в соответствии с системой правил и процедур одинаковым образом, а управляющие должны действовать как формальные лица.

Модель участия появилась тогда, когда развитие теории человеческих отношений привело к пониманию того, что люди важнее механизмов.

Глава 3. Основы управления дорожным строительством

Модель участия предполагает два подхода: 1) управляющие склоняются к жёсткому контролю организационного процесса, централизованной власти, автократическому руководству и стратегии личного принятия решений; 2) управляющие действуют, мотивируя исполнителя к эффективной работе, и считают, что организационный процесс должен быть свободным, а руководство – более общим. Эти управляющие придерживаются демократического стиля руководства и стратегии коллективного принятия решений, а не принципов принуждения и контроля.

Организация будущего должна базироваться на следующем: стабильность (поддержание ответственности за свою продук-

цию, отстаивание ценностей организации и взгляда на будущее); предпринимательство, адаптивность, компетентность (ключ

к использованию благоприятных возможностей); готовность к переменам (гибкое мышление, использование пре-

имуществ случайных и внешних обстоятельств, отказ от неэффективных решений, внедрение инноваций).

Вот критерии, которым должна отвечать современная фирма: ориентация на интересы потребителей, на активную деятельность и инновации; предоставление исполнителям автономии и ответственности; мотивация и стимулирование, обеспечивающие производительность; наличие системы общих ценностей, стимулирующих эффективность работы; гибкая, с небольшой централизацией структура; организационная культура, свобода и взаимосвязи при сильной власти.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Типы структур управления предприятием.

2. Охарактеризуйте линейную структуру управления предпри-

3. Перечислите достоинства и недостатки линейной системы.

4. Охарактеризуйте функциональную структуру управления предприятием.

5. Перечислите достоинства и недостатки функциональной сис-

6. Охарактеризуйте линейно-функциональную структуру управ-

Глава 3. Основы управления дорожным строительством

7. Перечислите достоинства и недостатки линейно-функциональ- ной структуры управления.

8. Охарактеризуйте штабную организационную структуру управ-

9. Чем штабная организационная структура управления отличается от линейно-функциональной?

10. Назовите другие структуры управления, кроме перечисленных выше, которые присущи рыночным отношениям.

11. Назовите основной принцип построения всех без исключения структур.

12. Охарактеризуйте матричную структуру управления.

13. Перечислите достоинства и недостатки матричной структуры.

14. Охарактеризуйте дивизиональную структуру управления.

15. Перечислите достоинства и недостатки дивизиональной структуры.

16. Охарактеризуйте проектную структуру управления.

17. Перечислите достоинства и недостатки проектной структуры.

18. Охарактеризуйте механическую структуру управления.

19. Охарактеризуйте органическую структуру управления.

20. Что собой представляет модель участия?

Глава 4. ИНВЕСТИЦИОННО­СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Капитальные вложения в процессы строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорожно­транспортных сооружений

План капитальных вложений – один из разделов народнохозяйственного плана. Планируемые капитальные вложения направляются на строительство новых объектов, а также на реконструкцию, ремонт

и содержание действующих дорожных сооружений. В зависимости от сроков, на которые они составляются, планы подразделяются на перспективные и текущие.

К основным показателям плана капитальных вложений от-

1) ввод в действие отдельных объектов, производственных мощностей;

2) прирост производственных мощностей на действующих предприятиях за счёт их технического перевооружения и осуществления организационно-технических мероприятий;

3) ввод в действие основных производственных фондов;

4) объём государственных капитальных вложений и СМР; 5) объём незавершённого производства, стоимость работ по объ-

ектам, не заканчиваемым и не вводимым в действие на конец планируемого периода;

6) титульные списки строительства (перечни отдельных строек

и объектов, включенные в план капитальных вложений).

Различают титульные списки строек и пообъектные титульные списки.

В титульном списке строек указывают наименование и местонахождение стройки, год начала и окончания строительства, проектную мощность, сметную стоимость, задания по объёму капвложений на весь период строительства (с распределением по годам, а в течение года – по кварталам) и по вводу в действие мощностей и основных фондов. На основе титульных списков строек генеральный подрядчик совместно с заказчиком составляют внутрипостроечные титульные

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

списки, необходимые для распределения показателей плана капитальных вложений по отдельным объектам и затратам.

Группы объектов, включаемых в пообъектные (внутрипостроечные) титульные списки:

пусковые объекты, подлежащие вводу в планируемом году; переходящие объекты, строительство которых осуществлялось

в предыдущем периоде, а ввод ожидается в планируемом периоде; задельные объекты, строительство которых начинается в пла-

нируемом году, а сдача в эксплуатацию намечена на последующие годы.

По пусковым объектам , строительство которых будет начато в планируемом году, плановый объём капвложений равен их общему объёму, а по пусковым объектам, переходящим с предыдущего периода, – остатку работ на начало планируемого периода.

При планировании капитальных вложений по задельным и переходящим объектам необходимо учитывать создание заделов.

Задел – объём капитальных вложений, который должен быть выполнен на объектах и пусковых комплексах, переходящих на следующие за планируемым периоды. Заделы устанавливаются на конец каждого календарного года с учётом заданного планом срока окончания строительства. Они определяются с таким расчётом, чтобы обеспечить возможность включения рабочих всех подразделений и специальностей в производственный процесс с начала следующего года, предоставить им необходимый фронт работ, обеспечить нормальную загрузку ММО и ритмичную работу на протяжении года.

Степень готовности объекта и промежуточный ввод в действие ОПФ устанавливают на основе сводного календарного графика строительства и распределения капвложений по периодам. Для определения заделов при поточном методе строительства разработаны обобщающие показатели задела по группам дорог.

Финансирование строительства вновь начинаемых объектов осуществляется при условии, если объёмы капитальных вложений по годам предусмотрены в титульных списках в соответствии с установленными нормами продолжительности работ и заделов.

Титульные списки строек , разработанные на основе проектов и смет с распределением заданий по вводу в действие основных фондов, объёмам капитальных вложений и СМР, годам в соответствии с нормами продолжительности строительства являются неизменными плановыми документами на весь период возведения объекта.

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

Эти списки обязательны для заказчиков и подрядчиков, они служат основанием для заключения договоров подряда, участия в подрядных торгах, непрерывного финансирования, предоставления кредитов банка, составления и предъявления заявок в адрес снаб- женческо-сбытовых фирм, а также формирования плана проектноизыскательских работ.

Проекты титульных списков разрабатываются заказчиками и по согласованию с генподрядчиком представляются на утверждение в вышестоящие организации.

Пообъектные титульные списки разрабатываются для каждой отдельной стройки. Они служат основой для финансирования и оперативного планирования процессов строительства новых объектов, а также реконструкции, ремонта и содержания действующих дорожных сооружений.

Рассмотрим виды инвестиций в строительство, их назначение и состав.

Чистые (реальные) инвестиции – капитальные вложения–

представляют собой денежные суммы, направленные на поддержание и расширение основных фондов, которым принадлежит важная роль в любой отрасли хозяйства. Они являются базой для обновления основных производственных фондов и обеспечивают создание необходимой сырьевой базы, ускорение НТП, улучшение качества СМР, а в масштабе страны позволяют решить проблемы безработицы, гражданского, промышленного и культурно-бытового строительства, охраны природной среды.

Капитальные вложения – затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение, ремонт и содержание дорожных сооружений, а также модернизацию, расширение, техническое перевооружение действующих промышленных, транспортных и других предприятий, жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство вне зависимости от источника финансирования и формы собственности заказчика (инвестора).

Капитальные вложения ДСО – это затраты на выполнение СМР, приобретение, монтаж и наладку строительных ММО, проект- но-изыскательские работы, подготовку и переподготовку кадров, содержание дирекции строящегося дорожно-транспортного объекта, отвод земельных участков и т. д.

В строительном процессе можно выделить три этапа: подготовка строительства; строительство; сдача готового объекта в эксплуатацию.

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

Этапам дорожно-строительного производства соответствуют три стадии кругооборота капитальных вложений: производство как продуктивная форма создания основных фондов; реализация как форма превращения строительной продукции в ОПФ; подготовка

к следующему циклу воспроизводства с целью очередного превращения денежных фондов в продуктивные.

Прямые инвестиции – капитальные вложения в уставный капитал фирмы с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении субъектом.

Трансфертные инвестиции – затраты денег, ведущие лишь

к смене собственника капитала (например, покупка акций, векселей, облигаций).

Портфельные инвестиции представляют собой приобретение ценных бумаг одного типа (акций) или различных инвестиционных ценностей (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, векселя, страховые полисы). Главное, чтобы все они были высокодоходными (за счёт процентов и дивидендов), безопасными и ликвидными.

Классификация инвестиций строительной организации:

направление использования: производственные, непроизводственные;

формы воспроизводства: новое строительство, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт, техническое перевооружение;

технологическая структура: строительные затраты; монтажные расходы; стоимость техники, мебели, инвентаря; прочие капитальные затраты;

отраслевая структура: вложение средств в развитие основных фондов промышленности (всего), в т. ч. по группам: строительство, транспорт и связь, жилищное хозяйство, торговля, коммунальное хозяйство, лесное хозяйство, наука, культура, искусство, образование, здравоохранение, сельское хозяйство;

территориальная структура: распределение средств по регионам; формы собственности: государственная, муниципальная, частная, смешанная российская, смешанная с участием иностранных ин-

весторов; источники финансирования: централизованные, децентрализо-

К централизованным источникам финансирования отно-

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

средства из федерального, региональных, местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ (предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе);

ассигнования из внебюджетных инвестиционных фондов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

иностранные инвестиции; собственные и привлечённые средства инвестора;

заёмные средства (кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе; банковские и бюджетные кредиты; векселя, облигационные займы и др.).

Децентрализованные источники финансирования:

прибыль, остающаяся в распоряжении подрядчика; амортизационные отчисления; средства, полученные от вышестоящих организаций;

средства, вырученные от продажи акций, паевые и другие взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц.

Основные из них – это прибыль и амортизационные отчисления.

В последнее время главную роль в финансировании строительства стали играть внебюджетные источники. Доля централизованных источников резко сократилась: из общего объёма капитальных вложений две трети приходится на собственные средства ДСО.

Изменилась структура источников финансирования: наблюдается увеличение доли амортизационных отчислений, что связано с неоднократной переоценкой ОПФ и ускоренной амортизацией.

В странах с развитой экономикой доля амортизационных отчис-

лений в финансировании капитальных вложений составляет 70 85 %. Государство стимулирует строительные организации, которые за счёт своей чистой прибыли создают или расширяют собственную

производственную и непроизводственную базы, что приводит к уменьшению налогооблагаемой базы прибыли на величину капитальных вложений, использованных в указанных целях.

Под технологической структурой капитальных вложений

понимают состав затрат на возведение сооружения и их долю в общей сметной стоимости. Именно эта структура оказывает существенное влияние на эффективность использования средств. Совершенствование структуры сводится к повышению активной части основных производственных фондов, особенно доли машин, механизмов, оборудования, в сметной стоимости проекта до оптимального уровня, что

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

способствует увеличению мощности ДСО и снижению затрат на единицу продукции.

Экономическая эффективность использования инвестиций достигается за счёт повышения уровня механизации.

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций (инве-

стирование). Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

Инвестиционный процесс – постоянно повторяемые инвестиционные циклы. Инвестиционный цикл – период создания новых либо расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий и сооружений. Инвестиционный цикл включает три стадии: вложение, освоение и возмещение средств. Длительность инвестиционного цикла определяется промежутком времени от даты принятия решения на инвестирование до момента полной окупаемости средств.

Принято выделять три основные группы субъектов, действующих в сфере строительства: 1) инвесторы; 2) заказчики; 3) подрядчики.

Инвестиционная деятельность представляет собой совокуп-

ность практических действий физических и юридических лиц по реализации инвестиций. Она регулируется инвестиционной политикой , понимаемой как совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления инвестиций, меры по их концентрации на решающих участках в целях обеспечения сбалансированности и эффективности экономики и получения наибольшего объёма продукции и дохода на каждый рубль затрат. Инвестиционная политика определяется инвесторами. Ими являются субъекты инвестиционной деятельности, принимающие решения о вложении собственных и заёмных имущественных и интеллектуальных ценностей. Инвесторы могут владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, а также выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, выполнять функции других участников инвестиционной деятельности.

Инвесторами могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, а также наделённые имущественными правами; юридические лица всех форм собственности; физические лица – граждане РФ; иностранные юридические лица; международные фирмы; иностранные граждане. Частные предприниматели при вложении капитала, большей частью чужого, прежде всего думают о минимизации риска. В мировой практике крупны-

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

ми инвесторами (не считая государства) традиционно являются пенсионные фонды и страховые компании.

Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.

Подрядчики – это исполнители дорожно-строительных работ.

Инвестиционно-строительная деятельностьорганизаций до-

рожной отрасли – это вложение инвестиций и практические действия по осуществлению процессов нового строительства (реконструкции, модернизации, капитального ремонта) действующих дорожных объектов. При этом можно выделить два этапа: подготовительный и основной.

На первом этапе прорабатываются вопросы технической возможности и экономической целесообразности будущего строительства, выбирается площадка для размещения объекта, проводятся необходимые согласования и оформляется разрешительная документация. Финансирование этих затрат инвестор-заказчик осуществляет за счёт средств основной деятельности.

Второй этап начинается с разработки ПСД, подготовки территории строительства, проведения конкурсов на поставки и подряды. В соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией выполняются СМР, по согласованным графикам на объекты поставляются оборудование и материалы.

Заканчивается инвестиционно-строительная деятельность вводом объектов в эксплуатацию и их передачей в собственность пользователю или эксплуатирующей организации.

Этапы инвестиционной деятельности:

разработка инвестиционных намерений, состоящая в отборе наиболее важных объектов возведения, выполняемом с помощью оценки приоритетов;

определение источников финансирования и заключение договоров о финансировании; организация строительной деятельности (непосредственного возведения зданий и сооружений);

обеспечение нормального функционирования введенных в эксплуатацию объектов в течение установленного договором гарантийного срока.

Инвестиционная деятельность регулируется законами и нормативными актами, к которым относятся следующие: Конституция РФ, градостроительный кодекс, законы о собственности, осно-

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

вах земельного и лесного законодательства, предприятиях и предпринимательской деятельности, акционерных обществах, банках, налогообложении внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле, об арендных отношениях и страховании, инвестиционной деятельности и др.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции в основной капитал – совокупность всех видов затрат, направляемых на создание, воспроизводство и приобретение основных фондов путём нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения объектов, приобретения зданий, сооружений, машин, механизмов, оборудования и инструментов с целью получения инвестором экономического, социального и экологического эффекта.

Частный капитал стремится к получению экономического эффекта (прибыли), а социального и экологического эффекта добиваются, как правило, за счёт реализации государственных инвестиций.

4.2. Специфика капитальных вложений в процессы строительства, реконструкции,

Инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, направляемых инвестором на создание, обновление основных фондов, расширение действующих производственных мощностей или других объектов предпринимательской деятельности.

Государственные инвестиции финансируются за счёт налогов, займов.

В качестве инвестиций инвестор может использовать:

денежные средства, депозитные вклады, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги, имеющие официальный статус на фондовом рынке; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины);

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

земельные участки и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности инвестора и представляющие собой ценность.

Источниками инвестиций могут быть бюджетные, собственные, привлечённые и заёмные средства. Из федерального бюджета обычно выделяются средства для реализации общегосударственных крупномасштабных программ и проектов, к которым относятся автодороги федерального значения. В качестве собственных источников инвестиционных средств любой фирмы, прежде всего, выступают прибыль и амортизационные отчисления, а также средства от продажи акций.

Заинтересованность лиц во вложении капитала в определенную сферу определяется величиной дохода. Если вкладываемые инвестиции будут приносить более высокий доход по сравнению с вложениями денежных средств в другие сферы, например в коммерческие банки, инвесторы будут вкладывать свои средства в капитальное строительство, в строительство платных автомобильных дорог.

Инвестиции в новое строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорожно-транспортных сооружений называют капитальными вложениями или реальными инвестициями. Это долгосрочные вложения денежных средств, направленные в строительство объектов недвижимости (автомобильных дорог, мостов, путепроводов и пр.).

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал, т. е. затраты денежных, материальных и трудовых ресурсов на воспроизводство основных фондов, а также на приобретение машин, механизмов, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и др. Капитальные вложения представляют собой инвестиции в основной капитал (не обязательно с целью получения прибыли).

Формами воспроизводства основных фондов являются новое строительство, капитальный ремонт, реконструкция, содержание дорожных сооружений, техническое перевооружение, модернизация и расширение действующих производственных предприятий, находящихся на балансе организаций дорожной отрасли.

Инвестиции в основной капитал реализуются через инве-

стиционный проект . Он должен содержать обоснование экономической целесообразности капитальных вложений в строительство именно этого объекта, проектно-сметную документацию, бизнес-план, т. е.

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

описание практических действий по осуществлению инвестиций, с указанием объёма капитальных вложений, сроков осуществления проекта. Все ресурсы должны использоваться целенаправленно и эффективно. Цель и способ определяются строительным проектом, а эффективность – инвестиционным проектом, в котором рассчитываются показатели эффекта и эффективности.

Эффект – это абсолютная величина превышения результата над его затратами.Эффективность – соотношение результата и затрат применительно к интересам инвесторов и другим участникам проекта.

Рассчитываются следующие виды эффективности инвестиций: общехозяйственная, бюджетная, коммерческая.

ДСО, как правило, не располагают достаточными финансовыми ресурсами для поддержания производства. Перед ними всегда возникает проблема обоснования перед будущими инвесторами привлекательности инвестиционного проекта на основе оценки его эффективности и доказательства необходимости строительства новых объектов, капитального ремонта, реконструкции, содержания дорожных сооружений, а также технического перевооружения, модернизации и расширения действующих производственных предприятий, находящихся на балансе организаций дорожной отрасли.

Эффективность инвестиционного проекта характеризуется следующими показателями:

предполагаемая доходность от вложения средств в проект; коммерческая эффективность с учётом финансовой выгоды его

непосредственных участников; экономическая эффективность с учётом затрат и результатов; социальные и экологические последствия;

предполагаемые затраты, связанные с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.

Этапы разработки и реализации инвестиционного проекта:

формирование инвестиционного замысла (идеи); исследование условий реализации проекта; технико-экономическое обоснование проекта; приобретение, аренда или отвод земельного участка; подготовка контрактной документации; осуществление СМР;

эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.

Формирование инвестиционного замысла (идеи) включает:

разработку и предварительное обоснование замысла;

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

инновационный, экологический анализ технических решений; проверку соответствия сертификационным требованиям; согласование инвестиционного замысла с муниципальными

и отраслевыми органами управления; подготовку информационного обеспечения.

Исследование условий реализации инвестиционного проекта осуществляется по следующим параметрам:

установление спроса на продукцию; оценкауровнябазисных, текущихипрогнозных ценнапродукцию;

подготовка предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников;

оценка предполагаемого объёма инвестиций; предварительная оценка эффективности проекта; разработка контрактной документации на выполнение проекта;

подготовка инвестиционной оферты для потенциального инвестора.

Технико-экономическоеобоснованиепроектапредусматривает:

проведениемаркетинговогоисследованияивыработкустратегии; подготовку программы выпуска продукции; разработку исходно-разрешительной документации;

разработку технических решений (генеральный план, состав до- рожно-строительных машин, механизмов, оборудования, технология, загрузка действующих производственных мощностей);

инженерное обеспечение; описание системы управления предприятием;

планирование мероприятий по охране окружающей среды и соблюдению безопасности;

составление сметно-финансовой документации (оценка издержек производства и источников финансирования, расчёт капитальных затрат, прибыли, потребности в оборотных фондах, выбор кредитов, оформление соглашений);

описание организации строительства; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; установление сроков осуществления проектов;

анализэффективностиприиспользованиибюджетныхинвестиций; формулирование условий прекращения реализации проекта.

Формирование контрактной документации – подготовка пере-

говоров с потенциальными инвесторами и тендерных торгов по реализации инвестиционного проекта.

Глава 4. Инвестиционно строительная деятельность

Составление рабочей документации – подготовка проектно-

сметной документации на стадии рабочих чертежей, определение изготовителей и поставщиков нестандартного технологического оборудования.

Осуществление строительных и монтажных работ это на-

ладка оборудования, обучение персонала, выпуск пробной партии продукции.

Эксплуатация объекта включает: сертификацию продукции; создание центров сервисного обслуживания; мониторинг экономических показателей.

Инвестиционный процесс можно представить как ход всех видов инвестиционной деятельности, необходимых для создания объектов недвижимости, который непосредственно связан с процессом проектирования, строительства и эксплуатации объекта и делится на следующие этапы: предпроектный (научный поиск и обоснование строительства (анализ рынка), инженерные изыскания); проектирование; подготовка объекта к строительству; строительство; ввод объектов строительства в эксплуатацию; освоение производственных мощностей. Начало инвестиционного процесса фиксируется с даты выдачи задания на разработку ТЭО проекта.

Жизненный цикл продукции (ЖЦП) – период времени от на-

учных поисков и обоснований строительства автомобильной дороги до полной выработки ресурса (полной амортизации автомобильной дороги как объекта основных производственных фондов). После этого принимается решение либо о новом строительстве объекта, либо решается вопрос о реконструкции существующей дороги, либо её капитальном ремонте. Но и то и другое открывает новый жизненный цикл дорожной продукции.

Жизненный цикл инвестиционного проекта (ЖЦИП) – пери-

од времени от начала вложения денег до окончания службы объекта (до тех пор, пока объект приносит прибыль).

Состав мероприятий и трудоёмкость производства работ по фазам жизненного цикла инвестиционного проекта:

выбор концепции (выявление общественных потребностей и жизнеспособности проекта: трудоёмкость производства работ – около 3 %);

планирование (эскизные разработки, составление предварительной сметы и графика работ, уточнение кадрового состава, определение финансовых возможностей: трудоёмкость – около 5 %);

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Система управления дорожным хозяйством

Заключение

Библиографический список

Введение

Улично-дорожная сеть является одним из важнейших элементов городской инфраструктуры, а уровень комфорта проживания в городе находится в прямой зависимости от качества ее состояния. Поэтому одним из условий повышения уровня комфорта проживания в городе является реализация целевой задачи - создание комфортных и безопасных условий для участников дорожного движения и обеспечение высоких показателей надежности и безопасности перевозок за счет улучшения качественных характеристик и технического состояния улично-дорожной сети.

Дорожное движение - одна из наиболее характерных и неотъемлемых частей современной цивилизации. Автомобильный транспорт, шоссейные дороги, мосты, тоннели воплощают в себе мощное проявление научно-технического прогресса. Изменились и сами транспортные средства. Возросли их скоростные возможности, повысилась маневренность, улучшилась комфортность. Содействуя движению товаров и людей, дорожные перевозки приносят пользу как странам, так и отдельным лицам. Они облегчают доступ к рабочим местам, экономическим рынкам, образованию, местам отдыха и развлечений и медицинскому обслуживанию, что, в свою очередь, прямо и косвенно оказывает положительное воздействие на здоровье населения. Тем не менее, рост дорожных перевозок создает также значительное бремя для здоровья людей - в форме дорожно-транспортного травматизма, заболеваний дыхательных путей и последствий для здоровья, вызываемых сокращением физической активности. К числу дополнительных негативных экономических, социальных и экологических последствий движения людей и товаров по дорогам относятся загрязнение воздуха, выбросы парниковых газов, потребление невосстанавливаемых ресурсов, бытовые неудобства, вызванные соседством с оживленной автотрассой, и шум.

Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2-2,6 процента валового внутреннего продукта страны. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится сегодня к наиболее приоритетным задачам развития страны.

Управление дорожного хозяйства и благоустройства является структурным подразделением департамента дорожного хозяйства и благоустройства муниципалитета. Управление находится в подчинении заместителя директора департамента - руководителя управления дорожного хозяйства и благоустройства. В настоящее время процесс управления дорожным хозяйством муниципалитета требует системных исследований с целью преодоления сложной ситуации сложившейся в дорожных хозяйствах страны. управление финансирование муниципальный дорожный

Объектом исследования является дорожное хозяйство и транспорт региона. Предмет исследования - процесс управления дорожным хозяйством и транспортом региона.

Цель данного исследования - совершенствование системы управления транспорта и дорожного хозяйства региона. Реализация цели исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач, отражающих логическую структуру и последовательность проведенного исследования:

1) выявить особенности управления дорожным хозяйством на муниципальном уровне;

2) проанализировать систему управления дорожным хозяйством города: проблемное поле;

3) разработать предложения по усовершенствованию механизмов муниципального управления дорожным хозяйством города.

Средства областного целевого бюджетного дорожного фонда на финансирование работ по строительству, реконструкции и ремонту проезжей части улично-дорожной сети для проезда транзитного транспорта направляются бюджетам муниципальных образований при наличии договора между главным управлением дорожного хозяйства и муниципальным образованием об организации работ, финансируемых за счет средств областного целевого бюджетного дорожного фонда, отчета о выполнении работ по строительству, реконструкции и ремонту проезжей части улично-дорожной сети, подписанного главой муниципального образования, справок о стоимости выполненных работ и затрат.

Средства, выделяемые из областного целевого бюджетного дорожного фонда, имеют целевое назначение и не могут быть направлены на финансирование текущих расходов, возмещение убытков муниципальных образований, на финансирование работ, не предусмотренных договором об организации работ.

Важной задачей совершенствования системы управления является формирование и поддержание системы оперативного информационного обеспечения органов управления, организаций и предприятий дорожного хозяйства, при этом необходима координация работы федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством с другими министерствами и ведомствами (Госстроем России, МВД России, Минобороны России и др.), а также координация функционирования и развития дорожного хозяйства и автомобильного транспорта с другими видами транспорта (железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом) и транспортной инфраструктурой.

1. Система управления дорожным хозяйством

Принятое законодательство в сфере разграничения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления требует:

· пересмотра действующей классификации дорожной сети и перераспределения ответственности за управление автомобильными дорогами между различными уровнями власти с увязкой протяженности автомобильных дорог с доходной обеспеченностью и расходными полномочиями соответствующих уровней власти;

· создания законодательных основ координации развития дорожной сети различных уровней, в том числе с использованием механизмов выделения финансовой помощи;

· определения органов, ответственных за состояние, безопасность движения и управление автомобильными дорогами на всех уровнях.

Дорожное хозяйство, основанное, как и в других странах, на государственной (муниципальной) собственности и бюджетном финансировании, должно сохранить эффективную систему государственного (муниципального) управления имуществом автомобильных дорог и инвестициями в дорожное хозяйство.

На федеральном уровне система управления дорожным хозяйством содержит следующие два звена:

· федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный управлять автомобильными дорогами - Государственный заказчик Программы и главный распорядитель выделяемых на ее реализацию бюджетных средств;

· подведомственные ему органы управления федеральными автомобильными дорогами - государственные заказчики дорожных работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог.

Система государственного и муниципального управления дорожным хозяйством, в свою очередь, должна обеспечить:

· планирование, координацию развития и финансирование сети автомобильных дорог;

· сохранность и охрану автомобильных дорог общего пользования;

· формирование нормативно-правовой и законодательной базы регулирования дорожного хозяйства;

· исключение дублирующих функции по управлению и контролю за состоянием дорог;

· невмешательство в деятельность частного сектора с сохранением государственного контроля за качеством дорожных работ и услуг;

· выполнение функций государственного заказчика и реализацию программ в дорожном хозяйстве;

· контроль качества, безопасности дорожного движения и экологической безопасности автодорог;

· осуществление технической политики и технического регулирования дорожного хозяйства, регулирование процедур стандартизации и сертификации;

· привлечение общественных организаций пользователей автомобильных дорог к вопросам, связанным с планированием и развитием автомобильных дорог общего пользования;

· координацию развития федеральных, территориальных, муниципальных автодорог.

Координация развития автомобильных дорог, находящихся в ведении различных уровней власти, может осуществляться на основе соглашений между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые определят сферу и условия взаимодействия по формированию единой дорожной сети страны.

Дальнейшее снижение участия государства в отрасли дорожного хозяйства потребует сокращения числа государственных предприятий, в том числе предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог путем приватизации или ликвидации части из них. При этом необходимо учитывать, что особый характер деятельности государственных предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог и финансируемых преимущественно из бюджета, заключается в обеспечении бесперебойного и безопасного финансирования автомобильных дорог, что требует установления для таких предприятий особого организационно-правового статуса по следующим причинам:

· работы по содержанию автодорог требуют использования дорогостоящего, сезонно используемого специального оборудования и зданий специального назначения;

· дорожно-эксплуатационные предприятия осуществляют мобилизационную подготовку и прикрытие автомобильных дорог;

· задачами предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог, являются ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий и оперативное восстановление проезда по автомобильной дороге при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая меры оперативного реагирования по их предупреждению;

· объемы работ, связанные с содержанием автомобильных дорог, зависят от ежегодных климатических условий и не могут быть четко определены на стадии заключения контракта;

· в отдельных и неосвоенных районах не развит рынок дорожных работ по содержанию автомобильных дорог.

В создавшейся ситуации на ближайшую перспективу целесообразно сохранить в государственной собственности предприятия, осуществляющие содержание автодорог с оптимизацией их количества. По мере формирования и развития рынка дорожных работ будет осуществляться поэтапный переход:

· на систему контрактного содержания автомобильных дорог предприятиями частного сектора;

· к привлечению по конкурсу частных предприятий к управлению реализацией дорожными проектами с передачей им значительной части функций заказчика.

Дальнейшее совершенствование системы управления дорожным хозяйством должно предусматривать:

· повышение материальной заинтересованности органов управления автодорогами с улучшением качества автомобильных дорог и снижения стоимости дорожных работ;

· увязку функций и ответственности органов управления автомобильными дорогами с финансовым и ресурсным обеспечением;

· совершенствование методов контроля и надзора за состоянием автомобильных дорог и качеством выполнения дорожных работ, и исполнения подрядчиками договорных обязательств;

· сокращение избыточных функций и устранение дублирования различными органами надзорных функций и полномочий, относящихся к дорожному хозяйству;

· усиление контроля за осуществлением государственных (муниципальных) закупок;

· повышение ответственности управления автомобильными дорогами за состоянием дорог, безопасность дорожного движения и экологическую безопасность;

· укрепление инженерно-технического потенциала органов управления путем создания института главных инженеров с соответствующим инженерно-техническим обеспечением.

Для повышения эффективности системы управления дорожным хозяйством в рамках Программы необходимо:

· обеспечить совершенствование методов управления автомобильными дорогами, контроля и диагностики технического состояния дорог, интенсивности и условий движения

· разработать и применять автоматизированные системы управления инвестиционным процессом и процессом эксплуатации дорог.

Заключение

1. Дорожное хозяйство г. Анадырь - единый производственно-хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие: проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог; проведение научных исследований, подготовку кадров; изготовление и ремонт дорожной техники; добычу и переработку нерудных строительных материалов иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог г. Агадырь.

Дорожное хозяйство выполняет одну из главенствующих ролей в удовлетворении постоянно растущих культурно-бытовых потребностей горожан, эффективности их трудовой деятельности. В условиях ускоренных темпов автомобилизации г Анадырь особую остроту приобретает проблема борьбы с аварийностью и ее последствиями. Пешеходы являются важным регулятором, воздействующим на организацию городского движения. Поток людей на улицах, зачастую не рассчитанных на современные объемы движения, заполняет не только тротуары, но и проезжие части. Это препятствует нормальному движению транспорта и является причиной дорожного травматизма.

2. С ростом размеров городского движения на первое место выдвигается задача создания условий, обеспечивающих высокие скорости, комфортность и безопасность движения. Решение ее возлагается на всех специалистов организаторов движения. Наряду с мерами организации дорожного движения, которые могут быть решены при разработке генерального плана города Анадырь, существует необходимость в оперативной организации дорожного движения на всей улично-дорожной сети. Практика проектирования и эксплуатации городской застройки показывает, что недостаточный учет вопросов организации пешеходного движения приводит к нарушению нормальных условий ее функционирования.

3. В настоящее время актуально: 1 оптимизация нормативно-правового регулирования управления дорожным хозяйством г Анадырь в связи с тем, что в ряде нормативных правовых актов дублируются функции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Чукотского АО, органов местного самоуправления; 2 полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, связанные с деятельностью дорожного хозяйства г Анадырь; 3 ориентация на организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в г Анадырь (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.).

Для эффективного усовершенствования институтов и механизмов государственного и муниципального управления дорожным хозяйством г. Анадырь необходимо использовать комплекс мер, который можно условно разбить на две описанные ниже группы:

Меры по разделению уровней стратегического и текущего управления и планирования дорожного хозяйства.

Меры по реформированию подходов к созданию и структуры дорожных фондов.

Меры по повышению эффективности методов управления дорожным хозяйством.

Предложенные мероприятия позволяют усовершенствовать управления дорожным хозяйством в г. Анадырь.

Библиографический список

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года №131-ФЗ.

3. Федеральный Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года №137-ФЗ.

4. Земельный кодекс Российской Федерации.- Владивосток.: Издательство "Интертех", 2002.-80с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. ст.215. -М.: Контракт, 1995. - С.176.

6. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, - М.: Редакция журнала "Хозяйство и право", Фирма "СПАРТАК", 1995. - 597с.

7. Комментарий к Земельному кодексу./ сост. И.М. Авраменко. Ростов н/Д: "Феникс", 2002.- 160с.

8. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. №1251 // Городское управление. - 1996.-№2.

Книги

9. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения: учебник для вузов / Г.И. Клинковштейн, М. Б.Афанасьев. - 5-е изд., пераб. и доп. - М. : Транспорт, 2009. - 231 с.

10. Кременец Ю.А. Технические средства организации дорожного движения: учебник для вузов / Ю.А. Кременец, М.П. Печерский, М.Б. Афанасьев. - М.: Академкнига, 2005. - 279 с.

11. Луканин В.Н. Автомобильные потоки и окружающая среда / В.Н. Лу-канин, А.П. Буслаев, М.В. Яшина. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 646 с.

12. Луканин В.Н. Промышленная транспортная экология: учебник для вузов / В.Н. Луканин, Ю.В. Трофименко; под ред. В.Н. Луканина. - М.: Высш. шк., 2008. - 273 с.

13. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М, 2003.

14. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник. - М.: Издательство "Финпресс", 2004. - 288 с.

15. Мастерство Менеджмент. - Спб., 2006.

16. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинженеринг инновационного предпринимательства. - М.: ЮНИТИ, 2009.

17. Мескон М., Альберт М., Хепоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2009.

18. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.

19. Ремонт и содержание дорог: справочная энциклопедия дорожника. Т. 2 / А.П. Васильев, Э.В. Дингес, М.С. Когендон и др. ; под ред. А.П. Васильева. - М. :Информавтодор, 2004. - 507 с.

20. Скворцов А.В. Геоинформатика в дорожной отрасли / А.В. Скворцов, П.И. Поспелов, АА.Котов. - М. : Изд-во МАДИ (ГТУ), 2005. -250 с.

21. ПржибылП.Телематика на транспорте: пер. с чеш. / П. Пржибыл, М.Свитек; под ред. В. В.Сильянова. - М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2003. - 540 с.

22. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. - М., 2008.

23. Реструктурирование предприятия. - М.: Дело, 2006.

24. Ровенский Ю.А. Стратегия развития предпринимательства. - М., 2008.

25. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. - М.: Изд-во "Экзамен", 2007.

26. Российская деловая культура: история, традиции, практика. - М., 2008.

27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ООО Новое знание, 2001. - 261.

28. Семь нот менеджмента. - 5-е изд. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2009.

29. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России (Доклад Института экономики РАН) // Вопросы экономики. 2008. № 6.

30. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. НИ. Алмазовой.-- М.: ООО "Издательство Проспект", 2008. - 336 с.

31. Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент. - Казань: КГТУ,2007.

32. Томпсон А.А.-мл., СтриклендА.Дж.III Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. - М., 2002.

33. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: учебное пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2002. - 288 с.

34. Финансовый менеджмент: теория и практика. / Под ред. С. Стояновой - М.: "Перспектива", 2001. - 656.

35. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 571.

36. Элъвик Р. Справочник по безопасности дорожного движения: пер. с норв. / Р. Эльвик, А.Б. Мюсен, Т. Ваа; под ред. В.В. Сильянова. - М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001. - 754 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика предпринимательской деятельности предприятия. Организация грузоперевозок. Планирование и организация транспортных работ. Анализ функциональности трудовых ресурсов. Оценка текущего состояния и проблем управления транспортным хозяйством.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2016

    Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом. Анализ системы управления и кадровые проблемы службы государственного управления охотничьим хозяйством. Финансовое обеспечение управления охотничьим хозяйством в Ярославской области.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2012

    Цели, принципы, методы и функции управления. Проблемные ситуации, их решение. Управление монастырским хозяйством как особым экономическим организмом. Управление деятельностью Владимирского подворья как частью Свято-Никольского женского монастыря.

    дипломная работа , добавлен 02.09.2014

    Планирование как научно предусмотренное развитие результатов общественного производства. Виды планирования экономического и социального развития страны. Функциональная задача территориального управления. Принципы управления региональным развитием.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2009

    Товары повседневного спроса, их понятие и характеристика. Организация и управление торговой сферой на муниципальном уровне. Основные направления деятельности Управления торговли потребительского рынка по обеспечению товарами повседневного спроса.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Принципы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ). Участники исполнения муниципальных заказов. Противоречия между потребителями и производителями коммунальных услуг. Разработка системы управления качеством и обеспечение эффективности ЖКХ.

    дипломная работа , добавлен 30.08.2013

    Задачи, состав и структура органов управления ремонтным хозяйством. Особенности оценки организации ремонта и технического обслуживания оборудования. Повышение эффективности ремонтного производства путем внедрения подсистемы АСУП "Ремонт" на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Типы структур управления организациями. Виды организационных структура аппарата управления. Органы управления, их функции, кадровый состав и исполнительные звенья. Нормы расчета пенсий. Финансирование расходов на содержание Управления Пенсионного фонда.

    реферат , добавлен 12.11.2014

    Влияние состояния макроокружения на ОАО "Трест "Донбассдорстрой". Сфера деятельности: генподрядческое предприятие по строительству реконструкции и ремонту автомобильных дорог области. Внутренний потенциал организации. Организационная структура ОАО.

    практическая работа , добавлен 13.03.2009

    Цели ситуационного управления в логистических системах производства продукции, работ, услуг. Структура элементов оперативного управления: функций нормирования, планирования, учета, контроля, анализа и регулирования. Принципы эффективного управления.

Дорожный комплекс - одна из важнейших составляющих каждого цивилизованного государства. Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 1998 г. утверждена программа создания сети международных транспортных коридоров (МТК), которая предусматривает комплекс первоочередных мероприятий, направленных на развитие автомобильных дорог на период до 2005 г. Сеть МТК будет органической составляющей системы трансевропейских транспортных коридоров, решение о создании которой было принято в марте 1994 г. на Паневропейской конференции в Греции, а также на аналогичной конференции в 1 997 г. в Финляндии. Всего таких коридоров будет девять, они включают в себя железнодорожный, автомобильный и водный виды транспорта со всей инфраструктурой. В Украине автомобильные дороги общего пользования делятся на два вида: автомобильные дороги государственного значения и автомобильные дороги местного значения. С целью обеспечения управления, надлежащего функционирования и дальнейшего усовершенствования сети автомобильных дорог общего пользования постановлением Кабинета Министров Украины от 5 января 1995 г. утверждено Положение об Украинской государственной корпорации по строительству, ремонта и содержанию автомобильных дорог1 (с изменениями и дополнениями от 22 февраля 1996 г.). Украинская государственная корпорация по строительству, Ре~ монту и содержанию автомобильных дорог (далее - Укравтодор2) является производственно-хозяйственным комплексом, который входит в систему Минтранса Украины, ему подведомствен и осуществляет функции управления дорожным хозяйством. Основные задачи Укравтодора: разработка и реализация государственной стратегии развития дорожного хозяйства и проведения единой технической, экономической политики в дорожном комплек- 1 См.: ЗП Украши. - 1995. - № 3. - Ст. 70. 2 8 ноября 2001 г. создана Государственная служба автомобильных дорог *а центральный орган исполнительной власти. 388 Управление коммуникациями се; разработка и выполнение государственных программ, направленных на создание условий для надежного и безопасного движения на автомобильных дорогах общего пользования; удовлетворение потребностей общественного производства, населения и обороны страны в усовершенствовании и рациональном развитии дорожной сети; организация сбора, сосредоточения и целевого использования средств, поступающих для финансирования дорожного хозяйства; организация строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и инженерных сооружений на них; обеспечение вместе с Госавтоинспекцией соблюдения действующего законодательства об охране дорог и сооружений на них и др. Укравтодор возглавляет Председатель, который назначается Президентом Украины. Председатель Укравтодора несет персональную ответственность за выполнение возложенных на корпорацию задач и осуществление нею своих функций. Для согласованного решения вопросов, которые относятся к полномочиям Укравтодора, в корпорации создается коллегия в составе Председателя (председатель коллегии), заместителей Председателя по должности, руководителей структурных подразделений корпорации, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций дорожного хозяйства. Члены коллегии утверждаются Кабинетом Министров Украины. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами корпорации. Укравтодор в случае необходимости издает вместе с центральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления общие акты. Решения Укравтодора, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для предприятий, учреждений и организаций дорожного хозяйства независимо от форм собственности. В компетенцию местных государственных администраций также входит решение вопросов, касающихся дорожного комплекса. Так, местные государственные администрации осуществляют финансирование предприятий, учреждений и организаций, переданных Им в управление вышестоящими органами исполнительной власти Или органами местного самоуправления, которые представляют об-Щие интересы территориальных громад, а также проводят мероприятия по развитию благоустройства и дорожному строительству и т. п. К путям сообщений относятся также мосты. Они находятся в бдении Укржелтранса, Укравтодора и региональной власти. Мосты общего пользования подчинены Укравтодору. 389 Особенная часть Раздел VIII. Управление экономикой Глава 28 Управление коммуникациями

Еще по теме § 8. Управление дорожным хозяйством:

  1. § 2. Органы управления транспортом и дорожным хозяйством
  2. § 1. Организационно-правовые основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством