Региональная политика. Организация информационной поддержки избирательной кампании кандидата в сети Интернет. Взгляд изнутри. Политический интернет в российских избирательных кампаниях: тенденции и проблемы развития Соленикова Наталья Владимировна

25.07.2019 Виды

Данные об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет. Однако такой доступ допускается исключительно в режиме "только чтение". Это означает, что абонентам неподвластно каким-либо образом изменять предоставляемые им для чтения данные. Они остаются пассивными участниками информационного обмена.

Такая ситуация обусловлена отсутствием непосредственной связи ГАС «Выборы» с сетью Интернет. Пользователям этой сети информация предоставляется в порядке и сроки, не противоречащие требованиям законодательства о выборах и референдуме. Правом получения любой информации, содержащейся в ГАС «Выборы», наделены лишь члены группы контроля за работой системы, члены соответствующих комиссий и наблюдатели. В соответствии с Федеральным законом РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18.05.2005 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 23.05.2005. - № 21. - ст. 1919. и Федеральным законом РФ «О выборах Президента Российской Федерации» О выборах президента Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - № 2. - ст. 171. введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет) в порядке, устанавливаемом ЦИК России. Вместе с тем подсистема «Интернет-портал ГАС «Выборы» позволяет широко информировать общественность (через средства массовой информации), всех граждан о ходе голосования и результатах избирательных кампаний. В рамках подсистемы «Интернет-портал ГАС «Выборы» разработан комплекс электронных отчетных форм для публикации в сети Интернет на сайтах ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации данных о проведении избирательных кампаний. В период проведения выборов федерального уровня было организовано также информационное наполнение ресурса интернет-портала сведениями, поступающими от избирательных участков, развернутых за рубежом. Решены задачи по разграничению доступа к внутренним ресурсам интернет-портала.

Головным сайтом интернет-портала является сайт ЦИК России, который существует с мая 1998 г.

Его создание было вызвано необходимостью получения гражданами страны объективной, официальной и своевременной информации о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, этапах подготовки и проведения выборов всех уровней и референдумов в Российской Федерации.

В последнее время в России и в других странах подведение итогов выборов нередко заканчивалось громкими скандалами, связанными с фальсификацией итогов голосования. В связи с этим резко возрос интерес к новым технологиям тайного голосования.

Среди используемых в настоящее время мировым сообществом технологий тайного голосования известны технологии с использованием технических средств для подсчета голосов, в том числе программно-технических комплексов обработки бюллетеней, или систем прямого электронного голосования. В первом случае такого рода комплексы создаются на базе компьютеризированных и автоматизированных систем с применением оптических сканеров, устройств ввода перфокарт или разного рода смарт-карт (магнитных, радиоизлучающих и т.д.) и специального программного обеспечения, используемого для обработки бумажного бюллетеня. Во втором случае реализуется принцип сенсорного программируемого экрана (touchscreen) и используется виртуальная экранная форма бюллетеня. Этап предварительной фиксации выбранного варианта голосования на бумажном носителе (бюллетене) отсутствует.

Главный эффект от внедрения электронного голосования состоит в возможности подключения к голосованию людей, которые сейчас в нем участия не принимают: инвалидов, избирателей, находящихся далеко от "своих" участков, за рубежом, и т.п. А их задействовать можно только с помощью Интернета.

В частности, удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование. Для голосования нет необходимости идти на избирательный участок. При внедрении этой технологии можно ожидать повышения процента голосующих граждан и повышения доверия граждан к лицам, избранным в результате выборов.

Другим преимуществом такого способа голосования являются низкие затраты на проведение выборов. Интернет-провайдеры и владельцы телекоммуникационных сетей с готовностью предоставят свое уже существующее оборудование для проведения голосования. Никаких новых значительных затрат технологии голосования через Интернет практически не потребуют.

Однако при более тщательном анализе этой технологии голосования, несмотря на применение самых современных программно-аппаратных средств и высоких технологий, нельзя не заметить следующие сложности и проблемы.

Эти технологии фактически не обеспечивают анонимность голосования. Эта проблема остается даже при многоступенчатом доступе на сервер для голосования и использовании динамической адресации. При этом под сервером понимается не столько мощный компьютер, сколько аналог "виртуального избирательного участка".

Не решена проблема аутентификации (установление подлинности избирателя при регистрации) и связанная с ней проблема надежности ключей для доступа на сервер для голосования.

Следует отметить, что пока не разработан надежный механизм защиты от попыток неоднократного доступа на сервер для голосования одного и того же избирателя. Также открытым остается вопрос, как действовать, если избиратель зарегистрировался, но не успел выбрать конкретный вариант голосования из-за аварийного прекращения сеанса связи. Учитывая низкое качество линий связи в России, эта проблема является очень актуальной.

Существует также проблема фальшивого (виртуального) сервера для голосования. Технически создание такого сервера вполне возможно. Если есть физическая возможность подключения к сети Интернет, то, используя похищенное программное обеспечение (пароли, ключи и т.д.), можно создать фальшивый сервер для голосования.

Необходимо также предусмотреть защиту промежуточных результатов голосования от несанкционированного доступа. Промежуточные результаты голосования помещаются в базы данных на серверы избирательных комиссий всех уровней. Они должны быть надежно защищены от несанкционированного доступа посторонних лиц или преждевременного доступа членов избирательных комиссий.

Весьма актуальным представляется вопрос о том, кто будет являться оператором сети для голосования, кто будет отвечать за создание сети, ее модернизацию, ремонт, эксплуатацию и самое главное - за честное установление итогов голосования с помощью этой сети. Необходимо законодательное закрепление персональной ответственности за внедрение новых избирательных систем и выборных технологий и их нормальное функционирование.

Как известно, основополагающими принципами правового регулирования информационных отношений являются свобода информации и равенство субъектов информационных отношений, достоверность, полнота и своевременность информации, соблюдение требований законности и правопорядка в информационных отношениях, информационная безопасность и защита информации, ограничение доступа к отдельным видам информационных ресурсов.

Проанализировав вопрос об использовании сети Интернет при голосовании на выборах в Российской Федерации, можно прийти к следующим выводам.

1. В настоящее время ни одно из государств не готово полностью перейти на вариант проведения голосования через Интернет. В связи с тем что Интернет - добровольное сообщество и его общедоступные каналы и технологии могут быть использованы как кибертеррористами, так и специальными службами различных государств, голосование через Интернет требует повышенного и гарантированного уровня безопасности.

2. Интернет-голосование в настоящее время не позволяет обеспечить анонимность электората, что является серьезным препятствием и противоречит существующим нормам проведения выборов. Возможность проведения интернет-голосования напрямую связана с уровнем развития всего общества. Вместе с тем электронное голосование через сеть Интернет позволяет выявить ряд несомненных достоинств, среди которых основными можно считать удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование, а также низкие затраты на проведение выборов.

3. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство путем внесения дополнений и поправок и принятия новых нормативных актов с учетом специфики общественных отношений, складывающихся в Интернете. В этой связи актуальным представляется принятие следующих мер:

Закрепить единую терминологию путем выработки и правового закрепления в законодательстве РФ основных понятий, используемых в интернет-отношениях (например, информационный посредник, сетевой информационный ресурс, пользователь сети, сайт, хостинг и др.);

Принять нормативный акт, регулирующий регистрацию пользователей сети и процесс распространения информации в сети Интернет; ввести институт ответственности провайдеров за качество информации, размещаемой на принадлежащих им серверах;

Внести дополнения и поправки в соответствующее процессуальное законодательство РФ с целью закрепления процедуры сбора, фиксации и предоставления доказательств в суде и определения критериев их достоверности и допустимости;

Раскрыть в действующем законодательстве РФ те или иные понятия применительно к интернет-отношениям, скорректировать и приспособить положения действующих законов (например, критерии отнесения сайта к средствам массовой информации).

4. Целесообразным представляется принятие "рамочного" закона Российской Федерации о сети Интернет. Он должен быть комплексным (содержать нормы различных отраслей права) и включать положения, устанавливающие:

Структуру законодательства и основы государственной политики в отношении сети Интернет;

Принципы применения законодательства Российской Федерации (в первую очередь - гражданского) к интернет-отношениям;

Принципы регулирования общественных отношений, складывающихся в Интернете, с учетом их специфики.

5. Эффективность международного правового регулирования сети Интернет будет заключаться в гармоничном унифицированном законодательстве заинтересованных государств, в частности в заимствовании прогрессивного опыта друга у друга в сфере электронного голосования через Интернет. Представляется, что международное законодательство также должно строиться на "рамочном" нормативном акте, который:

Определит основные принципы международного правового регулирования интернет-отношений: предмет, методы, пределы правового регулирования, вопросы самостоятельного правового регулирования национальных законодательств;

Определит основные понятия, применяемые к интернет-отношениям для устранения возможных на этой почве разночтений в законодательстве различных государств;

Решит принципиальные и первой необходимости вопросы, такие как: юрисдикция государств, ответственность провайдеров и др.;

Определит основные направления международной борьбы с правонарушениями и преступлениями в сети Интернет, а также безопасности Сети.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Соленикова Наталья Владимировна. Политический интернет в российских избирательных кампаниях: тенденции и проблемы развития: тенденции и проблемы развития:диссертация... кандидата политических наук: 23.00.02 Уфа, 2007 171 с., Библиогр.: с. 150-171 РГБ ОД, 61:07-23/433

Введение

Глава 1. Политический Интернет как современное средство связей с общественностью в избирательных кампаниях

1.1 Политический Интернет: понятие, функции, структура 20

1.2. Особенности политического Интернета как средства связей с общественностью в избирательных кампаниях 45

Глава 2. Основные тенденции развития политического Интернета в российских избирательных кампаниях о постсоветским период

2.1. Использование политического Интернета как информационно-коммуникационного канала общения с электоратом 71

2.2. Создание средствами политического Интернета привлекательного имиджа

участникам выборов 95

2.3. Применение политического Интернета как инструмента контррекламы в избирательных кампаниях 117

Заключение 142

Библиографический список

Введение к работе

Агауальиость темы исследования обусловлена, прежде всего, тем очевидным обстоятельствам, что Интернет в России, как и во всем мире, получает все большее признание в качестве средства политической коммуникации.

В информационную эпоху Интернет-технологии становятся важным коммуникационным инструментом, широко используемым государственной властью, партиями, политическими лидерами и представителями гражданского общества в своих интересах, в том числе и в ходе избирательных кампаний,

И это закономерно, ибо в современной России наблюдается стабильное увеличение количества Интернет-пользователей, и уже сегодня они составляют значительное количество избирателей. Так, по данным фонда «Общественное мнение» число пользователей Интернет в России по состоянию на зиму 2006-2007 гг. составляет 28 млн. человек или 25 % населения 1 . По сравнению с зимой 2003-2004 гг. это число увеличилось почти вдвое. Тогда Интернетом пользоватись 13% населения страны или 14,6 шш. человек. Кроме того, российский сектор Интернета (Рунет) к концу 2006 года насчитывал более 718 тысяч доменных имей, зарегистрированных в зоне RU 2 , а также большое количество русскоязычных сайтов, зарегистрированных в других доменных пространствах.

Естественно, что Интернет приобретает особое значение в шбирателызых кампаниях, когда информационные технологии превращаются в прямое и эффективное орудие воздействия на электорат и трансформируются в условиях конкурентной борьбы в так называемые «политико-избирательные PR-технологии».

Кроме того, актуализация проблематики политического Интернета происходит в силу того, что Россия, как її многие другие страны, переживает сегодня кризис традиционных политических коммуникаций, что проявляется, в частности, в

1 Опросы «Интернет в России», Фонд общественного мнения. Выпуск 18, Зима 20Q6-2007.
h гїр;//w ww. fom. ru/projecf s/2 3. htm

2 Статистические и информационно-аналитические исследования состояния и основных тенденций раївития
инфраструктуры российского сегмента Интернета по итогам 2006 года. Региональный сетевой информационный центр
(RUCENTER)

относительно низкой электоральной активности граждан. В условиях, когда избиратели все больше отдаляются от политической надстройки общества, состоящей из государственных органов, политических партий и других политических структур, последние вынуждены использовать новые нетрадиционные методы коммуникаций, чтобы поддерживать связь с избирателями. Среди них далеко не последнее место занимает Интернет.

Поскольку с развитием Интернет-технологий появился новый гигантский источник информационных ресурсов, доступ к которым является не только относительно дешевым, но и очень быстрым, Интернет предоставляет пользователю гигантский объем политической и политико-пропагандистской информации, предлагая при этом расширяющиеся возможности «обратной связи».

Уже сегодня потенциал этой новой и быстро развивающейся коммуникационной системы стал активно использоваться в политических целях. Лишь десять лет назад о «киберполитике» говорили как о предмете, если не далекого, то все же неопределенного будущего и скептически оценивали возможности использования глобальной сети в такой важной сфере, как избирательный процесс. Однако выборы 2000 и 2004 гг. в США показали, что уже сегодня глобальная сеть стала реальным инструментом избирательных кампаний, В США поняли, что Интернет, как и другие средства массовой информации, во многом формирует основу представлений избирателей о политике и влияет на голосование. Уже сегодня Интернет затронул практически все этапы и стороны избирательных кампаний, начиная от рекламы поллстерских 1 организаций до голосования и окончательного подведения итогов, включая проведение опросов в режиме реального времени, обсуждение кандидатов в «чатах» 3 сети, пропаганды и контрпропаганды, «черного Р1Ъ> и т-д. в пользу или против партий и политиков.

Поллстер (от слова poll - опрос общественного мнения) - социолог, социальный психолог, изучающий определенную сферу бытия социума. 2 Чат - общение в реальном времени в Интернет,

Исследовать реальные и потенциальные информационно-коммуникационные ресурсы политического Интернета на электоральном поле - долг современной российской политической науки.

Наконец, в настоящее время в российской политико-избирательной практике накоплен значительный эмпирический материал по исследованию Интернет-аудитории, веб-сайтов, Интернет-пространства в избирательных кампаниях, который настоятельно требует научно-теоретического осмысления.

Анализ новых моделей коммуникации в политике, возникающих с развитием Интернета и, в частности, новых избирательных технологий является сегодня одним из перспективных направлений в политической теории и междисциплинарных исследованиях.

Степень разработанности проблемы

В целом литературу, имеющую отношение к проблеме диссертационного исследования, условно можно разделить на несколько групп.

Так, общетеоретические и мегодологические аспекты информатизации и становления информационного общества разрабатывают преимущественно зарубежные ученые - Д. Белл, А, Бениджер, Н. Винер, Р. Дарендорф, М. Кастельс, Й. Ван Квиленбург, Р. Катц, У. Мартин, И. Масуда, А. Мэттеларт, У. Томас, Э. Тоффлер, Ф. Уэбстер, Дж- Фитер, Н. Шиллинглоу и др. 1 Но наряду с известными зарубежными исследователями значительный вклад в разработку этой проблемы внесли и отечественные ученые; Р.Ф. Абдеев, ВТ. Афанасьев, А.В, Бахметьев, Т.П. Воронина, В.Л. Иноземцев, К.К, Колин, А.Б, Курлов, И.С. Мелюхин, Н,Н. Моисеев,

1 См.: Билл Д. Грядушее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозировании, - М. (1999, - 783 с; Винер И. Человеческое использование человеческих существ: кибернетика и общество. // Винер И. Человек управляющий. -СПб., 2001. - С. 3-196; Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. -Екатеринбург; У-Фактория, 2004. - 328 с; Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. -М.: ACT, 2001.-669 с; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. -М: Аспект Пресс, 2004. -400 с; Bertiger 1Я. The Control Revolution: Technologic and Economical Origins of the Information Society. - Cambridge, Mass.; London, 19S6; Cuiknburg JJ. van. The Information Society: Some Trends and Imph"cations.t 7 European Journal of "Communication. - 19S7.-VoL2.-№ I.-P. \05-\Z\\DakrendorfR. Reflections of *he Revolution in Europe. -New York, \990; Feather J. The Information Society: A Study of Continuity and Change. - London, 2000; Kan R.L. The Information Society: An International Perspective. - N,Y, 1988; Martin WJ. The Information Society. - London, 1988; Maxuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. - Washington, 1983; Mattefart A* The Information Society: An Introduction. - London; Thousand Oaks, Calif, 2003; Sbillinglaw N.. Thomas W. The Information Society. - CraighalJ, 19SS и др.

Е.Н. Пасхин, ПН. Попов, А.И. Ракитов, Г.Л. Смолян, Д.С. Чсрешкин, Р.И. Цвылев, И.И, Юзвишип, ЮЗ. Яковец 1 и др.

Другим направлением исследований многих отечественных и зарубежных специалистов стало изучение современных технологий манипуляции сознанием. Среди наиболее значимых работ американских и европейских исследователей в этой области можно выделить труды Э. Тоффлера, Дж, Гэлбрейта, У, Липпмана 2 . Среди отечественных авторов, занимающихся проблемами Интернета в контексте манипуляции сознанием и полигики, следует отметить М.С. Вершинина, И.Н. Панарина, С.Г. Кара-Мурзу, Г.В. Грачева, ИХ Мельника, A3, Дмитриева, В.В. Латынова, ИХ. Яковлева и др 3 .

Третью группу составляют труды, касающиеся роли глобальной Сети в современной политологии, а также работы, затрагивающие вопросы влияния Интернет-технологий на политический процесс, В связи с этим в последние годы в

1 См.: Авдеев РФ. Философия информационной цивилизации. -М.: Владос, 1994.-336 с; Афанасьев ВТ. Социальная информация. - М.: Наука, 1994, - 199с; Бахметьев А,Б. Социальные факторы формирования информационного общества. - М.: Институт социально-политических исследовании; Фонд поддержки ученых "Научная перспектива", 2003. - 272 с; Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М.: ЦАГИ, 1995. - ПО с; Иноземцев В.Л, Современное постиндустриальное обшество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 304 с; Конин К.К. Информационная цивилизация. - Ы: ИПИ РАН, 2002. - 112с; Курлов Л,Б. Теория социальной информации /Учебное пособие. - Уфа: БГУ, 2003. - П4 с; Мелюхин И.С, Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.-М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. -203 с; Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М: Устойчивый мир, 2001. - 200 с; Паехин ЕМ. Информатика и устойчивое развитие. - М.: Изд-во РАГС, 1996 - 178 с; Попов ЕН. Переход России к информационному ебшеству. -СПб., 2003. - 122 с; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - 286 с; Смолян Г.Л., Черешкин Д.С., В?ритнская О.М., Костюк З.Н. Путь России к информационному обществу: Экономические if социально-культурные предпосылки. - М.: Инжер, 1996 - 55 с; Цвылей P.M. Постиндустриальное развитие: Уроки для России. - М: Наука, 1996. - 206 с; Юзеишип И.И. Основы информациологии, - М.: Информациология; Высшая школа, 2000 - 515 с; Яхоєец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы ft Вопросы философии.- 1997,№1.-СЗ-17идр.

См.: Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание богатство и сила на пороге XXI в. - М.: АСТ У 2003. - 669 с; Гзя&ремт Дж. К. Новое индустриальное общество, - М.; ACT; СПб.: Транзиткннга, 2004. - 602 с; Лжпмап У. Общественное мнение,-М,: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004. -384 с. и др.

3 См.: Вершинин М.С. Политическая коммуникация й информационном обществе. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 253 с; Панарин И.П. Использование Интернета в ходе выборов за рубежом - ; Панарин И,Н. К вопросу о возможности голосования через Интернет - її Г tp://ww w,pan а гі п . com."d ос/22 ; Панарин И.Н. Информационная война и власть. - М.: Мир безопасности, 2001, - 224 с; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием -М,: Эксмо, 2005. - 332 е.; Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М.: НОУ МЭЛИ, 1999, - 16В с; Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития, М.: Прометей, 2004. - 328 с; Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. - 159 с; Дмитриев А.В., Латшюв В.В, Яковлев И.Г. Политика, политология, Интернет. - М,: Изд-во Современного гуманитарного университета, 2002 - 102 е.; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. - М.: Межведомственный научно-учебный центр комплексных проблем национальной политики (МНУЦ), 1999, - 111 с. и др.

отечественной политологии появился ряд работ, в которых авторы анализируют отдельные аспекты применения Интернет-технологий в политическом процессе? написанные на основе или с использованием данных социологических опросов. Подобные научные исследования невозможно качественно выполнять без использования инструментария и тематических баз данных Интернета, Формы и методы использования Интернета при проведении политологического исследования, концептуальное обоснование роли глобальной сети в современной политологии теоретически обоснованы в работах А.Н. Кулика 2 , Д.Н, Пескова*".

Заслуживают особого внимания работы В.А. Лчкасова, JI.A. Василенко, А.В. Дмитриева, Б.З. Докторова, А.И. Кулика, В.В, Латынова, Д.А, Ненашева, Б.В. Овчинникова, МЛО- Павлютенковой, Д.Н. Пескова, ИГ. Яковлева, И. Завадского, И. Мелюхина, С, Расторгуева и др., где описан политическиГг Интернет как технология,

Войскунский А,Е.. Бабанин JUL, Солдата ТУ. Опыт изучения политических предпочтений пользователей
Интернета в России // Гуманитарные исследования в Интернете. - М.: Изд-во «Можайск-Терра», 2000, - С. 250-266;
Делнцын Л. (Ззсурский И, Rambler Kesearcli; 2003 У/ Российский Интернет Форум-2003 //
htTp:/Av ww .гі f. пі^ 00 З/і nd є х,php?act і on -fl n af& gubd[\-=doCLi ment & d a l: Занесений П.К, Политические симпатии

российской аудитории Интернет // СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ п избирательных кампаниях. М.: 1Ьд-$о Рунет глазами социолога. Аудитория интернет-СМИ обходит деловые издании по качественным характеристикам // Независимая газета, - 2003, - 21 марта; ЗасурскийКИ. Реконструкция России, Масс-медиа и политика в 90-е годы. М,: Изд-во МГУ, 2001. - 223 с; Он же. Информация, коммуникация и рекреация. Российский Интернег в 2001 году // Независимая газета, - 2002, Хе 5, - 18 янв,; См.: Бритков В.Б. Дубовский CD, Информационные технологии в национальном и мировом развитии// Общественные науки и современность. - 2000, № 1. - С. N6-150; Докторов Б.З, Российский Интернет: новое русское чухо. // btt р: //w ww, socio. ц^иМс /doktoro v/Qi n jg. do с; Залесский П.К- Измерение Интернет-аудитории методом личных опросов // lii 1 p:/Avww.comcon-2.com/Fublicat.

1 Цуладзе А. Большая манипулятивная игра.-М.: Алгоритм, 2000.-328 с-.

2 См.: Бодологин А.А. Интернет-СМИ как арена политической борьбы // Общественные науки и современность.- 2002.
№1. -с. 49-67; Дикторов Б. Российский политический Интернет// Петербургский журнал социологии. 1999- №2.-с,
40-42; Иванов ДГ. Политический PR в Интернете: российские реалии//Интернет- маркетинг.-2002. №4.-с. 6-Ї4; Он
же: Пресс-конференции в Иніернеге; сетевое общение политиков и космонавтов ff Русский журнал -
/ivanov.him; Он же: Российский интернет как средство политической
коммуникации. Первая глава истории полргтрунета // Русский журнал.- 13 Марта 2002
1; Кузнецов И.М. Рунет как часть российского электорального пространства //
Общественные науки и современность. - 2003. №1. -с. 6S-77; Лобза Е.В Специфика формирования образов политиков
в Интернете (на примере электронных пресс-конференций) // Психология восприятия власти / Под ред. Е.Б. Шестопал.
Серия «Научные доклады». Выпуск 1. - Ш: ШЮ-ЦЕНТР, 2002 . - 242 с; Лобза ЕВ. Интернет в политике: новые
возможности и новые мифы // Политическая коммуникация в постсоветской России: проблемы формирования и
парадигмы развития. Материалы секции «Политическая коммуЕіикация» Третьего Всероссийского Конгресса
политологов 28-29 апреля 2003 гУ Под общ. Ред. Л.НТимофеееой, Е.В.Лобза. -Улан -Удэ, 2003- - С. 278-292.; Лобза
Е.В, Политическая коммуникация в Интернет; перспективные направления исследования // Технологии
информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной
конференции. Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2003 г, -СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. - С. 124-127;
Лобза Е.В. Политика п нгггерпете, интернет в политике. - М.: «Редакция журнала «ПОЛИС», 2003. - 210 с; Морозов
И.Л.
Информационная безопасность политической системы // Политические исследования. - 2002. №5, - С. 134-145;
Туронок СГ. Интернет и политический процесс // Общесг венные науки и" современность. - 2001. №2. - с. 51-64;
Чесиаков А. А. Ресурсы Internet и российские политические технологии: состояние и перспективы развития // Вестник
Моек, ун-та. Сер. 18, Социология и политология. * 1999. №4; Комаровский С, Марахоеская М. Интернет - новая
избирательная технология?// Советник. - 2001, К 3. - С 8-11; Юрин К.В, Интернет и избирательные кампании в США;

Тем не менее, оольшинство публикаций посвящено сугуоо теоретическим вопросам и сегодняшние реалии российского политического Интернета отражены в них схематично и далеко не исчерпывающим образом. Кроме того, в отечественной политической науке уделяется недостаточно внимания анализу информационно-коммуникационных особенностей Интернет-сети в России, политическому Интернету как современному средству связей с общественностью в период избирательных кампаний, основным тенденциям его развития в российских избирательных кампаниях постсоветского периода.

Таким образом, несмотря на обилие появившихся в последнее время работ, посвященных различным аспектам политической коммуникации и избирательным технологиям, тем не менее самостоятельных и целостных исследований политического Интернета, его PR-технологий в избирательных кампаниях последнего времени практически нет.

Актуальность, недостаточная исследованность и существенная значимость вышеуказанных проблем определили выбор объекта, предмета, цели и задач данной работы.

Объект исследования - политический Интернет в современных избирательных кампаниях.

Предмет исследования - тенденции развития политического Интернета в российских избирательных кампаниях постсоветского периода.

Цель работы - исследование основных тенденций и проблем развития политического Интернета как современного средства связей с общественностью в российских избирательных кампаниях.

Адтореф, дне. .„ каид, лолит. наук, - M t 2005, - Л е.; Орипнюк И.И. Полигическая реклама и политический PR в России // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций/ Под ред. В.ЕО. Большакова. - СПб-: Изд-во С- Петерб. ун-та, 2000. - с. 192-244,; Юрші К.Б. Интернет и политина: анализ и классификация сайтов, посвященных президентским избирательным кампаниям в США в 2000 и 2004 годах // Политический маркетинг. -2005, Ш 4,; Юдаее В. Интернет и выборы // Избирательные технологии и избирательное искусство. М, 2001. - с. 149-]59; Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний /Под редакцией А.В, БрушлинскогОн и D.E. Лепского. - М.: Институт психологии РАН, 1999.- 98с; Бережков А. Использование сети Интернет в предвыборной кампании в США //Компас.-1999. №45-46. -С. 9-14,

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

1) конкретизировать понятие, функции и структуру политического Интернета;

    раскрыть особенности использования политического Интернета как средства связей с общественностью в период избирательных кампаний;

    показать использование политического Интернета как информационно-коммуникационного канала общения с современным российским электоратом;

4) выявить основные способы создания средствами политического Интернета
привлекательного имиджа участникам выборов в России постсоветского периода;

5) исследовать политический Интернет как инструмент контррекламы в
избирательных кампаниях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции коммуникации Ю. Хабермаса, Дж. Десембера, М Морриса, С. Огана, С. Рафаели, Э.

Роджерса, A3. Соколова 1 и информационного общества Е. Масуды,

ИЛО.Алексеевой, А.Е. Шадрина, Я.Н. Засурского, ТБ.Ершовой, доктрина

постиндустриализма Д. Белла» концепция глобальной деревни и э-общества Мак-

Льюэна 4 , схема феноменологии исторического процесса Э. Тоффлера", новейшие

См.: Habermas J, The Theory of Communicative Ac-Lion. Cambridge: Polity Press, 19S7. 457 p,; December J- Transitions in
Studing Computer-Mediated Communication - In; Computer-Mediated Communication Magazine, Volume 2, № 1, January 1,
1995, pp. 5-S t Moms M. (Ogan С The Internet as a Mass Medium //Journal of Communication, - 1996. JVs 46(f). - P. 39-50;
Rafael і S. The electronic bulletin board: A computer-driven mass medium И Computers and the Social Sciences. - 19SG. № 2;
Роджерс Э., Агарвала-Роджерс P. Коммуникации в организациях: Пер. с англ-- М.: Экономика, 19SO.- 176с; Соколов
A3.
Общая теория социальной коммуникации, - СПб.: Издательство Михайлова В,А., 2002, - 460 с.
1 Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. - Washington, DC: World Future Society, 1930, - 178 p.;
Алексеева И,Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ /РАН. Ин-г философии. - М.: ИФРАН, 1993, - 217 е.;
Алексеева И. Возникновение нлеолопіи информационного общества // Развитие информационного общества г России.
Том I - С. 207-233; Шадрин А.Е. Современные представления об информационном обществе // Социальные и
психологические последствия применения информационных технологий (Материалы международной интернет-
конференции, проходившей 20.03.^ 14.05.2001 на информационно-образовательном портале www/audi tori) / Под
ред. А.Е.Войскунекого, - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - СА 34-140; Шадрин А.Е.
Информационное общество и политические процессы - ;
Шадрин А.Е. Трансформация политических институтов и переход к информационному обшеству -
; Шадрин А.Е. Современные представления об
информационном обществе - http: //цц w.ispru/sem і па r-doc/in fo/Tn f5 о c20 doe .: Засурский Я,Н. Информационное
общество и средства массовой информации - Ы і p://i nira .rfbr. m/pii b/vestn і k/V3 _99/2 1. h rm ; Ершова T.B, Концептуальные
основы перехода к информационному обществу XXI века // Развитие информационного общества в России. Том 1. - С.
31-42; Ершова Т.В, Российский опыт интеграции а информационное общество
Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Переход России к информационному

обществу: вызов времени - htlpj//e-go vernmс n и n^dvn К

3 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Пер. с англ. М., Академия, 1999. 783 с. 4 McLuhanM. Essential McLuhan, Ed. Eric McLuhan and Frank ZigomE, London: Rout ledge, 1995, 407 p.

концепции глобализации сквозь призму постиндустриализма М. Кастельса, Кроме того, мы опирались на теорию функционирования политической коммуникации У. Гамсона" и различные теории демократии 4 .

В качестве теоретического основания эти концепции позволили сформировать общий подход к исследованию политического Интернета в качестве средства связей с общественностью и определить место глобальной сети в период избирательных кампаний.

Особое значение придаётся структурно-функциональному анализу, который способствует глубокому изучению функций Интернет-технологий в избирательных кампаниях, выявлению особенностей политического Интернета как средства связей с общественностью, основных тенденций и перспектив развития политического Интернета в современных условиях.

Наличие причинно-следственных связей между изменением политического Интернета от одного российского электорального цикла постсоветского периода к другому помог выявить исторический метод, С помощью сравнительно-исторического подхода выявлены изменения в российском политическом Интернете, определены тенденции его развития от одного электорального цикла к другому.

При изучении особенностей развития политического Интернета в избирательных кампаниях применялись сравнительно-сопоставительный и диалектический методы, позволяющие в своем сочетании выделить общие и особенные черты политического Интернета с учетом менявшихся конкретно-исторических реалий.

В качестве инструментария в работе применялись как методы анализа научной и информационной базы, так и синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации*

1 Toffler A. The Third Wave. New York: Dantam, 198G. 540 p.

2 Кзстелъс M, Информационная эпоха; экономика, общестпо и культура / Пер. с англ. Под научи, ред. О.И. Шкаратана.
- М.: Изд. ГУ Высшая школа экономики, 2000. - 60S с.

3 Gamson W. Talking Politics. New York: Cambridge University Press, 1992.2S8 p.

4 РЬагт S, and Putnam R. (eds.). Disaffected Democracies. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000.360 p.

Системный подход позволил раскрыть целостность феномена политической коммуникации, выявить взаимосвязи между ее структурными элементами. Кроме того, принципы системного подхода использовались при анализе специфики Интернета как средства связей с общественностью в избирательной кампании.

Таким образом, функциональная и содержательная сложность феномена политического Интернета предопределили плюрализм используемых исследовательских стратегий и методов: структурный функционализм, диалектический метод, принципы системности, исторический и сравнительный анализ. Учитывая многогранность исследуемого феномена вполне объяснимо также обращение к смежным наукам: социальной психологии, теории журналистики, политологии.

Эмпирическая ослопа исследования. Эмпирическую базу диссертационного исследования составили: материалы исследований политического Интернета в США, проводимых лидирующими в области изучения и анализа Интернета компаниями Nielsen/NetRatings, Pew Internet & American Life Project, Gallup; Интернет-ресурсы кандидатов в Президенты Российской Федерации, Республики Башкортостан и Украины в 2003-2005 гг., а также информационные сайты с политическим контентом российского сегмента Интернет,

Существенным источником информации для настоящего исследования явились результаты социологических исследований аудитории Интернета «Интернет в России. Россия в Интернете», проведенные в России в 2004-2007-х гг. фондом «Общественное мнение» - ; а также данные исследований рейтинговой системы.

Активно использовались данные с Web-сайтов в Интернете, в частности, электронного журнала Веб-Планета (), форума по проблемам информационного общества па сайте журнала ((Политические исследования» (), публикации Российской сети информационного общества () и других.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) конкретизировано понятие «политический Интернет», под которым
понимается новейшая электронно-компьютерная разновидность средств массовой
коммуникации в сфере политико-властных отношений, созданная на основе
принципа обратной связи и являющаяся как виртуальным пространством для
быстрых и разнонаправленных потоков политической информации и коммуникации,
так и современным ресурсом и технологией политического влияния, завоевания
доверия и поддержки общественности, политического участия и политической
борьбы.

2) уточнены и расширены основные функции политического Интернета в
избирательных кампаниях: информационная, коммуникационная, функция
формирования общественного мнения, политико-интегративная, политико-
мобилизационная, функция политической социализации, политико-маркетинговая,
политико-рекламная и политико-имиджевая функции, манипулятивная функция и
функция контроля.

    выделены следующие особенности политического Интернета, обеспечивающие его очевидные преимущества как эффективного PR-средства в период избирательной кампании: интерактивность; оперативность; независимость от административного ресурса; организационная простота; глобальная трансграничность; возможность создать наиболее полный образ кандидата; существенное расширение границы социологических исследований; успешный поиск добровольцев-помощников; осуществление сбора пожертвований и проведение различных PR-акций;

    показана тенденция развития политического Интернета как информационно-коммуникационного канала общения российских политиков с электоратом, выразившаяся в постоянном расширении технологического инструментария и числа пользователей политического сегмента Интернет, росте

масштабности и эффективности его использования в различных электоральных циклах постсоветского периода;

    исследованы основные информационно-коммуникационные ресурсы политического Интернета в создании привлекательного имиджа политиков в российских избирательных кампаниях» а именно; наличие персонального сайта, участие в онлайн-конференциях, публикации в Интернет-СМИ, участие в различных форумах, гостевых книгах; политическая реклама в Интернете, социологические опросы, рейтинги и Интернет-голосования; участие в различных Интернет-проектах, Интернет-акциях.

    изучены основные формы (политическая провокация, компромат, кибервойна, слухи, дезинформация) и «грязные» Интернет-технологии (создание сайтов для агитации против кандидатов; создание полуанонимных сайтов с целью вброса компрометирующей информации; использование информационных сайтов в качестве информационных агентств для передачи в СМИ разноплановой информации, в том числе, утечек информации; публикация на сайтах результатов опросов общественного мнения; почтовый спам), используемые в российских избирательных кампаниях как инструменты контррекламы.

Теоретическая п практическая значимость исследования Теоретические обобщения и выводы, сделанные в работе, существенно дополняют имеющиеся концепции и подходы в исследовании политического Интернета и его применения в избирательных кампаниях. Теоретическая значимость исследования связана с возможностями использования представленных материалов и результатов анализа в научной работе, направленной на дальнейшее изучение проблематики политического Интернета в российских избирательных кампаниях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и выводы доведены до конкретных рекомендаций, и могут быть применимы на практике для организации и ведения избирательных кампаний.

Теоретический и эмпирический материал может оыть полезен в процессе прелодавания курсов по политологии, социологии н ряда отраслевых социологических и политологических дисциплин.

Апробация работы. Основное содержание и выводы диссертации нашли отражение в 10 научных публикациях общим объемом 3 печатных листа.

Основные положения диссертации получили апробацию на Международной научно-практической конференции «Россия и мир: вызовы времени» (Уфа, 2005); на Всероссийских научно-практических конференциях «PR-технологии в информационном обществе» (Санкт-Петербург, 2003, 2004, 2006), «Актуальные проблемы связей с общественностью в современном российском обществе» (Пенза, 2005); на республиканской школе-семинаре «Социально-экономические и политические факторы стабильного и устойчивого развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2005).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 5 параграфов, заключения, библиографического списка из 266 наименований, приложения. Общий объем работы 171 страница.

Политический Интернет: понятие, функции, структура

Датой рождения Интернета принято считать 2 сентября 1969 гм когда в США было впервые установлено соединение через телефонную сеть двух компьютеров, один из которых находился в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, а другой - в Стэнфордском университете. В декабре того же года к этой сети, получивиїей название ARPANet1, подключились компьютеры Университета Санта-Барбары, штат Калифорния, и Университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити. В 1971 г. в ARPANet насчитывалось 15 компьютеров, в 1972 г. -37, а к середине 1981 г. их число превысило 200. В 1982 г. в Европе появилась компьютерная сеть для научно-исследовательских и учебных центров EARN, имевшая соединение с ARPANet. Летом 1983 п ARPANet разделился на две ветви: военную MiiNet (Military Network) и гражданскую, которая и стала прообразом современного Интернета.

На сегодняшний день единственного и общепринятого определения Интернета, учитывающего все аспекты взаимодействия сети, общества и человека, не существует. Из всех существующих определений можно выделить следующие группы определений Интернета: 1) определения, полученные с помощью метафор и аналогий; 2) технологические определения; 3) социальные определения; 4) определения, рассматривающие взаимосвязь технической и социальной составляющих Интернета.

Относительно первой группы определений Д.Н. Песков правомерно замечает, что «при изучении Интернет-процессов исследователи-гуманитарии чаще всего пользуются методами аналогий и метафор» . Интернет сравнивается с «Супермозгом» (Первый Российский философский конгресс), «информационной и вычислительной экологией» (К, Майнцер), «супермагистралью» и «электронной нервной системой» (Б, Гейтс), «Коллективным Разумом» (Н.Н, Моисеев), «Всемирной информационной системой» (А,Д, Сахаров), «второй природой» (Р.Ф. Абдеев), «Глобальным градом» (А. Неклесса), а также с зареальем, Новыми объединенными сетями информационных техник, Метасетыо, институциональной матрицей мира, информационным универсумом, самодовлеющей реальностью2.

Основным недостатком данной группы определений является субъективность оценки и одностороннее рассмотрение сети Интернет.

В «технологической» группе определений существенные признаки сети Интернет связаны только с ее технической составляющей, Интернет понимается как информационная технология, включающая коммуникационные линии, совокупность средств доступа, все цифровые технологии, различные пользовательские терминалы, цифровое телевидение.

Интернет (англ. Internet: inter - между, net - сеть) используется в качестве наименования глобальной общепланетарной коммуникационной системы, выступающей в качестве средства интеграции разнообразных компьютерных сетей для передачи информации и обмена сведениями между странами, регионами, организациями и индивидуальными пользователями3.

В то же время в данной группе определений не учитывается социальная значимость Интернета для современного человека в обществе.

«Социальными» можно назвать те определения, которые внутренней сутью сети считают социальные взаимодействия и отношения людей посредством среды сети Интернет. К примеру, это следующие определения:

- «Интернет - это среда, состоящая из людей и мириадов их взаимодействий. Это не просто технология, а новый способ сотрудничества, участия и заботы. Предприятия, которые признают гуманитарный аспект в

Интернете, с большей вероятностью добьются успеха в искусственных мирах Электронной Эры, ибо они поймут, что все искусственное коренится в реальности, а реальность коренится в наших сердцах»1,

- «Интернет - это квинтэссенция постмодернистского строя И СТИЛЯ жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развернуто и по форме наиболее адекватно: войдя в Интернет, погружаешься в суть постмодернистской эпохи во всей се философско-мировоззренческой и антропологической специфике» .

Сеть «Интернет» перестала быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стала новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей, В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством.

Интернет рассматривается в данной группе определений иногда с субъективной точки зрения, иногда с точки зрения конкретной науки.

Четвертую группу определений составляют определения, рассматривающие взаимосвязь технической и социальной составляющей Интернета.

По мнению Б, Докторова, «Интернет - это, прежде всего, совокупность электронных сетей, создаваемых и используемых глобальным сообществом свободных людей в целях всестороннего обмена социальной информацией» .

И. Засурский в своем масштабном исследовании «Масс-медиа второй республики» определяет Интернет как набор коммуникационных каналов, коммуникационную среду5. А. Соколов конкретизирует это определение, исходя из сущностных функций, присущих сети: «Интернет - глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий» ,

Как мы видим, Интернет является сложным феноменом, у которого множество граней, включающих в себя технические, социальные и иные характеристики, что провоцирует и его расширительное понимание. Так, под термином «Интернет» Д. Песков понимает совокупность сетевых отношений, модифицированных социальных институтов, технологий и технических средств, связанных внутри себя и друг с другом посредством компьютерно-опосредованных линий, и характеризуемую единым временем и пространством с особыми характеристиками2. В таком расширенном толковании Интернет включает в себя социальную действительность, претендуя не только на виртуальность, но и на часть традиционно понимаемой «реальности», в т.ч. на совокупность сетей гуманитарных, социальных и технологических. Едва тот или иной социальный либо политический институт внутренне задействуют сетевой принцип коммуникации на основе технологий, которые включают его в общемировое пространство с едиными законами времени и пространства, а сетевое существование становится основой деятельности данной организации, она входит в Интернет-пространство3.

Принимая во внимание все вышеуказанные группы определений, можно сделать вывод: Интернет - это явление технологическое, но при его исследовании целесообразно рассматривать, как минимум, два аспекта - собственно технологический и социальный, ибо Интернет создан человеком и используется в человеческом обществе.

Особенности политического Интернета как средства связей с общественностью в избирательных кампаниях

Применение Интернета в политике можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, интернизация политической власти и активное внедрение информационных технологий в работу госаппарата; во-вторых, использование Интернета для большей эффективности связей между политиками и массами, в частности, в период избирательных кампаний.

Особенно широкими возможностями обладает политический Интернет в ходе подготовки проведения избирательных кампаний в качестве политтехнологического средства связей с общественностью.

Связи с общественностью (паблик рилсйшнз - PR) в избирательной кампании - это совокупность приемов и методов управления восприятием электората в процессе подготовки и реализации кампании; способов формирования информационного поля избирательной кампании кандидата, партии, организации и изменения отношений различных целевых аудиторий к кандидату или конкурентам в процессе кампании.

Смысл связей с общественностью в избирательной кампании -гармонизация отношений с электоратом на основе завоевания его доверия и расположения. Интернет как PR-средство помогает политикам добиться того, чтобы их знали, отличали, а также продуктивно сотрудничали с ними на основе общности интересов.

Связи с общественностью в политике, в том числе в избирательных кампаниях, можно охарактеризовать как адресное управление общественным мнением, ориентированное на создание благоприятного общественного климата для деятельности политических акторов, формирование их позитивного имиджа и укрепление репутации.

Задачи связей с общественностью в избирательной кампании можно классифицировать следующим образом.

1. Информационно-аналитические, связанные с выработкой информационной политики, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий и явлений в их динамике, в том числе:

Мониторинг СМИ;

Анализ электоральных предпочтений;

Социологическая диагностика общественных настроений;

Экспертные оценки процессов подготовки властных структур, политических организаций и других кандидатов к выборам в политическом пространстве;

Социально-психологический портрет политического пространства;

Психологическое тестирование, консультирование и тренинги самого кандидата;

Семинары по подготовке предвыборных штабов,

2, Организационно-технологические, представляющие собой совокупные меры и действия по организации избирательной кампании и ее мероприятий:

Технологическое обеспечение избирательной кампании

Создание эффективного штаба избирательной кампании

3, Информационно-коммуникативные, предполагающие продуцирование и тиражирование информации и включающие взаимодействие как со средствами массовой информации, так и с избирателями:

Взаимодействие с центральными и региональными СМИ - установление тесных контактов с журналистами, проведение различных мероприятий для прессы (брифингов, пресс-конференций, пресс-туров, пресс-ланчей);

Инициирование публикаций в СМИ - подготовка и продвижение в СМИ базового интервью, биографии, политической программы кандидата; разработка и создание информационных поводов; подготовка и рассылка пресс-релизов; инициирование экспертиз и опросов; организация комментариев кандидата по актуальным вопросам; подготовка исходных текстов для печати;

Ответы на запросы журналистов1;

Встречи с электоратом.

Уже сегодня все участники избирательных кампаний не могут обходиться без новейших информационных технологий при осуществлении связей с общественностью. Именно эффективная информационно-коммуникационная конкуренция является определяющим фактором завоевания и сохранения политической власти. Одним из современных средств массовой информации, обладающим богатейшим ресурсом избирательных технологий можно назвать политический Интернет. В связи с этим политики все шире стали использовать ресурсы политического Интернета как средства связей с общественностью в ходе выборов, для того чтобы привлечь внимание, выделиться, завоевать доверие, добиться поддержки избирателей.

Использование Интернета в политических целях началось с эксперимента поставленного в ходе президентской избирательной кампании 1992 г. в США, когда лаборатория Массачусетского технологического института предложила политическим партиям использовать возможности электронной почты в избирательной кампании. В дальнейшем для решения задач избирательной кампании стали активно использоваться и другие сервисы Интернета.

Западный мир достаточно быстро оценил возможности использования сети в политическом процессе. Как отмечал еще в 1996 г. американский специалист по социальным последствиям применения сетевых технологий Дон Тапскотт, «интерес к влиянию Интернета на демократический процесс возрос благодаря двум последним национальным выборам в Соединенных Штатах, В промежуточных выборах 1994 года некоторые кандидаты использовали Интернет для ответов на вопросы и для поддержки кампании» . Все дальнейшее развитие лишь укрепило уверенность Запада в потрясающей мощи и эффективности Интернета.

Не случайно тот же Тапскотт констатирует: «Сеть, как и революционные средства информации прошлого, - это центр бесшумного и радикального перераспределения политической и экономической власти, создания новой политической экономии, а ипфомагистраль является технологическим инструментом»3.

Итак, политики начали осознавать, что Интернет можно и нужно использовать в качестве среды политического влияния и борьбы, при этом обозначились его явные особенности, обеспечивающие очевидные преимущества как эффективного высоко технологичного PR-средства в период избирательной кампании, К особенностям можно отнести следующее.

Во-первых, политический Интернет позволяет создать наиболее полный образ кандидата, что труднее сделать, используя только традиционные СМИ. При этом, безусловно, все действия по обеспечению присутствия кандидата в Сети должны быть осмысленными и логически вытекать из концепции его имиджа.

В Интернете информацию о кандидате можно: просмотреть в виде текста; прослушать в аудиоформе; записать в виде файла и воспроизвести впоследствии; просмотреть в виде качественного видеофрагмента1, В Интернете могут быть использованы цветные изображения и звуковое оформление, что позволяет получить более информативное представление о кандидате. Кроме того, на сайтах кандидатов или избирательных объединений можно разместить информацию объемом во много раз превышающую предвыборные листовки или телевизионные передачи,

С помощью этих преимуществ политического Интернета можно быстрее достигнуть привлечения внимания к деятельности политика. Согласно данным американской кампании «Кэмпэйн эдюнтидж», специализирующейся на предоставлении рекламных услуг в Интернете, практически все кандидаты США признают, что веб-сайты являются эффективным способом донесения до избирателей идей, а также удержанртя их внимания, так как они хорошо осведомлены о результатах исследований, которые показывают, что эксперты избирательных кампаний в состоянии запять внимание потенциального избирателя по телефону в среднем в течение 45 секунд, телевизионные рекламные ролики -- примерно 30 секунд, а если человек зашел на веб-сайт избирательной кампании, то он будет оставаться в нем в среднем целых 8 минут2.

Помимо официальных сайтов кандидатов другим важным источником информации о ходе выборов в США 2000 года были сайты традиционных СМИ и информационных агентств. В день президентских выборов в США некоторые информационные Интернет-ресурсы побили рекорды посещаемости. Так, на сайте CNN (wwwxnn.com) в день выборов фиксировались около 10 миллионов посещений в час, в то время как в обычные дни на сайт заглядывают около 30 миллионов любопытных в день. ABC News (abcnews.po.coni) уже к 16 часам зафиксировала 13 миллионов посетителей, что превысило предыдущий 10-милионный рекорд (который был установлен в день публикации на сайте отчета специального прокурора Кеннета Старра об отношениях Билла Клинтона с Моникой Левински). При этом следует отметить, что в день выборов сайты информационных агентств привлекали внимание большего числа пользователей, нежели официальные сайты кандидатов в президенты1.

Использование политического Интернета как информационно-коммуникационного канала общения с электоратом

Как показал опыт, одной из тенденций развития российского политического Интернета в постсоветский период стало растущее использование информационно-коммуникативных технологий для большей эффективности связей между политиками и массами, особенно в период избирательных кампаний.

Если бы не выборы, то вряд ли в Рунете было бы такое огромное количество различных политических ресурсов самой разнообразной направленности - от персональных сайтов политиков до крупных политико-информационных серверов и Интернет-агентств.

В качестве инструмента политической коммуникации Интернет использовался в России уже во время событий 19-21 августа 1991 года, когда электронная почта выступала одним из немногих каналов передачи из Москвы за границу информации, замалчиваемой официальными СМИ. С ноября 1992 года в сети одного из первых Интернет-провайдеров в России - компании «Релком» в экспериментальном порядке начали распространяться электронные версии газеты «Известия» и некоторых других изданий1. Вместе с тем вплоть до середины 90-х гг. Интернет-пользователи в России обычно рассматривались в качестве своего рода элитарного сообщества талантливых и достаточно состоятельных в материальном плане энтузиастов, поскольку работа в сетевой среде была связана с необходимостью освоения значительного большего по сравнению с сегодняшним объема технических знаний и навыков, требовавшихся для создания домашних страниц и сайтов, а также приобретения довольно дорогого по тем временам оборудования. Серьезные социологические исследования российской сетевой аудитории, включая анализ ее политических предпочтений, стали проводиться не ранее 1996 года, когда Интернет перестал быть «вещью для избранных» и начал становиться массовым феноменом, поскольку число его пользователей превысило полмиллиона человек. Одно из первых систематических исследований аудитории российского Интернета было предпринято компанией КОМКОН, возглавляемой ПК, Залесским. Результаты этого исследовательского проекта, получившего название "Web-вектор", позволяют проследить рост численности российской Интернет-аудитории, начиная с 1997 года1.

Интернет и социальные сети уже давно и прочно пришли в регионы. То, что еще недавно воспринималось как некая столичная забава, теперь все больше и больше влияет на формирование политических предпочтений в регионах. Игнорировать этот факт более нельзя.

Опыт показывает, что у региональных администраций, как правило, есть собственные информационные команды того или иного уровня. Эти команды значительно уступают по своим профессиональным возможностям столичным специалистам. Впрочем, в регионах с городами-миллионниками профессионалов все же хватает, в более мелких регионах ситуация гораздо более плачевна. У региональных представителей парламентской оппозиции собственных полноценных и нформационных команд, как правило, нет. В лучшем случае, продвижением в Интернете эпизодически занимаются любители, обладающие неким набором навыков. В идеале имеются один-два специалиста, которые в силу загруженности, не могут в полной мере оказывать заметное влияние на информационном поле.

В итоге, когда наступает предвыборная лихорадка, руководители регионов и региональных фракций, кандидаты, спешно привлекают для поддержки ибирательного процесса в сети Интернет столичные команды профессионалов. Результат бывает неоднозначным: есть целый ряд профессиональных команд, которые, действительно, способны влиять на информационные процессы, добросовестно отрабатывая свои гонорары. Бывает и наоборот: к заказчику приезжает самоуверенная команда спецов, не слишком ориентирующаяся в реалиях региона и политических раскладах. Излишняя уверенность в собственных силах мешает увидеть объективные процессы, здраво оценить расстановку игроков в информационном поле – в итоге такой деятельности результат может быть даже со знаком минус.

SMM-агентство «Green» работает в сфере политических проектов с 2009 года, накопив за этот период значительный опыт. В этой статье автор предпринимает попытку проанализировать опыт предыдущих кампаний (клиенты сознательно не раскрываются в силу политики конфиденциальности) с целью предложить собственную схему организации работы с региональными политиками.

Организация избирательной кампании

Предварительный этап. Очень хорошо, когда до старта избирательной кампании остается время на проведение подготовительных мероприятий – желательно, от двух недель до месяца. Подготовительный период следует потратить максимально эффективно.

Предварительные консультации и разработка стратегии. Следует провести серию консультаций с заказчиком – должно быть четкое представление о том, что хочет получить на выходе клиент. Также в ходе общения с заказчиком необходимо узнать о политической расстановке сил в регионе. Полностью оговорить инструментарий, который предполагается использовать в ходе кампании. На основе полученной информации специалисты разрабатывают стратегию продвижения кандидата. Стратегия станет базовым документом, вокруг положений которого и будет выстроена кампания.

Оценка информационного поля региона. В ходе мониторинга Интернет-пространства необходимо выявить приоритетные по степени влияния региональные информ-агентства, сайты с высоким трафиком, форумы, развитые группы в социальных сетях, авторитетных блогеров. Если существует возможность наладить сотрудничество – это следует сделать. Если нет – понимание уровня площадок позволит в ходе развития кампании контролировать информационную обстановку в регионе.

Подготовка ресурсов. Если в вашем распоряжении имеются аккаунты\персонажи с длительной историей существования в информационном поле региона – превосходно. Если нет – их можно заменить площадками лояльных к кандидату пользователей, при наличии таковых в достаточном количестве. Если же ни первый, ни второй вариант не возможны – остается регистрация и развитие новых агентов влияния. При регистрации следует соблюдать несколько простейших правил: не регистрируют агентов влияния в одну дату, не привязывают аккунты к одной электронной почте и к одному IP адресу. Далее следует активно развивать персонажи: писать на отвлеченные темы, активно общаться – задача – органично влиться в информационную среду региона.

Если кампания подразумевает создание представительств в социальных сетях, блогов, форумов и прочих целевых ресурсов – это также следует сделать заранее, а не в момент старта избирательного процесса. Создавая ресурс, необходимо изначально ориентироваться на его долгосрочное использование и развитие, а не как на разовую акцию, приуроченную к избирательной кампании. Полученные информационные дивиденды будут в дальнейшем стоить всех усилий затраченных на создание и раскрутку ресурса.

Обучение команды. Если команда пиар-специалистов приглашена для работы в регионе в полном составе, а информационное поле находится под уверенным контролем – замечательно. Но, как правило, приглашают одного-двух специалистов, что подразумевает необходимость работы с персоналом заказчика.

Как правило, предлагаемая заказчиком команда – непрофессионалы, имеющие определенные навыки в той или иной области работы в сети. Первоочередная задача – провести тестирование возможностей будущих коллег. Если есть люди, владеющие инструментарием в должной мере, – превосходно. Обычно же имеются лишь самые базовые умения. Из предлагаемого персонала следует отобрать пять-шесть человек, имеющих мотивацию, навыки, свободное время. Количеству следует предпочесть качество и умелую координацию.

Обучение рекомендуется построить по плану общих лекций, позволяющих быстро ознакомить персонал с основными возможностями инструментов, использование которых предполагается стратегией кампании. Если известно, что кто-либо из персонала владеет инструментарием на должном уровне – можно сосредоточиться либо на углублении данных навыков, либо на изучении других инструментов.

Связь и безопасность. Обеспечение координации и безопасности переговоров – важная часть ведения любой предвыборной кампании в сети. К сожалению, опыт говорит о том, что взлом электронных почтовых ящиков – довольно обыденная практика. Делается это как с целью получения информации, так и с целью затруднения координации в команде конкурента. Выполнение ряда простейших мер безопасности позволит если не полностью, то хотя бы в значительной степени гарантировать конфиденциальность вашей внутренней переписки. Советы следующие: специально под проект регистрируйте новый электронный адрес для каждого из участников переписки. Регистрацию лучше всего провести на Google. Используйте сложный специально сгенерированный пароль. Пароль запишите в блокноте, не сохраняйте его в системе. Аккаунт следует привязать к телефонному номеру, практически исключив тем самым возможность несанкционированного доступа с другого IP-адреса.

Созданная сеть – ограниченного доступа. Каждый участник должен знать адрес другого, ни в коем случае не открывать корреспонденцию, присылаемую с неизвестных адресов. Если система просит повторного введения пароля для «установления подлинности» (варианты) – следует игнорировать подобные запросы. Данная несложная схема позволит в разы повысить защищенность созданной системы связи. (Отдельно можно поговорить и о телефонных переговорах – прослушка в ходе ожесточенной политической борьбы – совсем не редкая вещь даже на региональном уровне. В связи с этим не стоит обсуждать какие-то серьезные вещи по телефону.).

Основной этап. Как правило, основной этап кампании стартует вместе с официальным началом предвыборной гонки. Выполнив основные предварительные действия, о которых мы говорили выше, можно приступать к реализации основного этапа кампании.

Подвиды продвижения. Работу, выполняемую в социальных сетях в период предвыборной кампании, можно условно разделить на четыре подвида:

Персональный брендинг кандидата (партии). Сюда можно отнести все действия, направленные на популяризацию персоны или партии: генерацию инфоповодов, освещение событий в выгодном векторе восприятия, комментирование и коррекцию общественного мнения. Планируя кампанию, необходимо отдельно остановится на имиджевых качествах кандидата. Задача – представить в лучшем свете наиболее сильные стороны характера продвигаемой персоны.

Переориентация информационного вектора. Предположим, у кандидата имеются некие слабые стороны, работа по информационному закрытию которых крайне затруднена. Выход – генерация острых информационных поводов, не cвязанных с кандидатом или партией. Таким образом, общественное мнение отвлекается непосредственно от выборов или персоны кандидата, проявляя интерес к сгенерированному информационному поводу. Пример: протесты на Болотной площади и дело «Pussy Riot», судебное дело с квартирой Патриарха и т.д. Имея ситуацию, в которой протестная часть общества рассуждала о легитимности власти, политтехнологи Кремля смогли перенаправить негативный информационный вектор на РПЦ и связанные с церковью скандалы (часто, искусственно раздутые). Таким образом, в ряде специфических случаев, подобный метод продвижения будет востребован.

Работа по дискредитации конкурентов. Полагаю, мало для кого станет откровением, что в ходе предвыборных кампаний активно используются серые и черные технологии. Задача данного подвида – произвести отстройку своего кандидата от конкурентов. Слабые стороны конкурирующих кандидатов выставляются подчеркнуто гипертрофированно. В то же время, преимущества заказчика активно продвигаются на этом фоне.

Контроль над информационным полем. Важной составляющей успеха всей информационной кампании, станет обеспечение контроля над информационным полем региона. Ключевое звено – правильно организованный мониторинг Интернета. Наиболее перспективным является комбинированное решение: оптимизированный поисковый робот дополняется ручным мониторингом через введение ключевых запросов в основные поисковые системы. Своевременное отслеживание информации позволит оперативно реагировать на информационные угрозы, быстро обрабатывать всплывающие инфоповоды и т.д. Имея ресурсную базу агентов влияния, можно добиться поставленной цели полного или частичного контроля над основными информационными площадками. Запуск собственных информационных поводов, отслеживание общей ситуации и оперативное реагирование, отслеживание и нивелирование негатива со стороны конкурентов – вот ключевые факторы успешного проведения кампании.

Нивелирование негатива. В ходе кампании высока вероятность столкновения с отдельными (либо организованными) проявлениями негатива в адрес кандидата. Необходимо быть должным образом подготовленным к отражению подобных атак.
Основные методы подавления негатива в политике следующие:

1 – Наличие аргументации + подготовка к контрвыпаду.

Пример диалога:

Ответ – «У тебя что ли, что-то украл? Люди отзываются о кандидате Н. неплохо. Похоже, что ты вообще занят троллингом за деньги».

2 – Переориентация вектора восприятия.

Пример диалога:

Заявление – «Ваш кандидат – вор»

Ответ – «Сейчас все воры, этот хоть скромный и уже что-то взял. Думаю, если выберут этого (имя конкурента) все будет только хуже».

Таким образом, отрабатывается схема краткого ответа на обвинение и сразу же происходит переориентация вектора обсуждения либо на личность конкурента, либо на личность пользователя занятого критикой. Ни в коем случае, не следует писать прямолинейные похвалы в адрес кандидата (особенно ничем не подкрепленные) – это только раздражает аудиторию. Помните, основная задача кампании контрнегатива – не хвалить кандидата, а сменить вектор обсуждения на нейтральный, либо вообще увести тему в другую сторону.

Псевдосоциология. Еще один распространенный метод. Примерно за неделю организуется «социологический опрос», можно интерактивный, результаты которого корректируются в выгодном для заказчика направлении. Затем полученные результаты широко тиражируются. Задача проста – собрать голоса колеблющегося электората (не определившиеся, как правило, голосуют за того, чья победа, по их мнению, является наиболее вероятной). Второй смысл данной комбинации – внести дополнительную интригу в электоральный процесс, вывести штаб конкурентов из эмоционального равновесия.

Завершающий этап. Очень важным является день, предшествующий голосованию, а также сам день выборов. Формально, агитация запрещена. Однако, есть вполне законные способы продолжить информационное давление.

К примеру, публикация эксит-поллов, – предварительных опросов, проведенных на выходе с избирательных участков. В эти часы напряжение достигает своего пика, поэтому даже незначительный объем информации, поданный под правильным углом, способен в той или иной степени повлиять на окончательный расклад.

Послесловие. В статье намеренно спрямлены и обобщены многие нюансы. Естественно, сколько специалистов – столько и мнений. Для каждого конкретного региона и кандидата необходимо применять индивидуальный подход.