Издание 1
В. П. Щеглов
© В. П. Щеглов, 2015
Редактор Сергей Петрович Лапин
Редактор Антонина Андреевна Чистова
Корректор Сергей Петрович Лапин
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
План
1) Понятие социальной защиты;
2) Понятие социального обеспечения
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.
1) Понятие социальной защиты
В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.
Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:
1) Обеспечение занятости граждан;
2) Создание нормальных условий труда;
3) Достойная оплата труда;
4) Обеспечение комфортным жильем;
5) Создание благополучной экономической обстановки;
6) Обеспечение здоровым питанием;
7) Доступ к образованию и культурным ценностям;
8) Охрана здоровья;
9) Сохранность частной собственности;
10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.
Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.
Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:
– Трудовых;
– Жилищных;
– Образовательных;
– Экологических;
– По охране здоровья;
– Семейные;
– По социальному обеспечению.
Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».
2) Понятие социального обеспечения и его структура
В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».
Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.
У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:
1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:
1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.
Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.
2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.
Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.
Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.
Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.
Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:
1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);
2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);
3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).
Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).
Денежные средства из этих фондов направляются на:
– Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;
– Пособие на погребение умерших пенсионеров;
Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;
Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.
3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.
4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.
5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.
6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением
Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.
1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты населения РФ: направления и функции. Анализ нормативно-правовых и финансовых основ социальной защиты населения. Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе г. Кемерова.
курсовая работа , добавлен 05.03.2010
Теоретическо-методологические основы организации пенсионного обеспечения. Виды и размеры пенсий разных категорий пенсионеров. Основные направления деятельности обласного отделения пенсионного фонда. Взаимодействие с органами социальной защиты населения.
курсовая работа , добавлен 16.11.2009
Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.
курсовая работа , добавлен 15.10.2014
Формы участия общественности в работе органов социальной защиты. Принципы деятельности Всероссийского общества инвалидов. Цели и задачи, субъекты, инструменты осуществления общественного контроля в РФ. Ответственность за нарушения законодательства о нем.
дипломная работа , добавлен 29.09.2015
Государственные органы социальной защиты населения, источники ее финансирования. Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти. Роль службы занятости в Российской Федерации, причины и предпосылки ее создания.
курсовая работа , добавлен 10.05.2015
Понятие и основные функции социального обеспечения. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Общая характеристика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Финансирование мер социальной поддержки.
дипломная работа , добавлен 17.06.2017
Организационная структура отделения пенсионного фонда РФ по г. Москве. Исследование мотивации сотрудников отдела социальных выплат. Анализ структуры и численности персонала. Исполнение отдельных обязанностей специалиста-эксперта отдела социальных выплат.
отчет по практике , добавлен 09.03.2016
Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития. Сфера деятельности органов социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Ведомства.
ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1.4. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются образовательной организацией на основании порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
1.5. Государственная итоговая аттестация выпускников по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки) состоит из аттестационного испытания в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта). ВКР способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
ВКР подтверждает соответствие профессиональной подготовки студента требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальности. В выпускной квалификационной работе должны быть продемонстрированы знания выпускника по выбранной теме, его подготовленность по специальности, профессии в целом, умение анализировать и систематизировать собранный материал, обобщать различные наблюдения, выходить на решение практических задач профессиональной деятельности.
1.6. Государственная экзаменационная комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными документами, указанными в пункте 1.2., Положением о государственной итоговой аттестации выпускников БОУ Омской области СПО «Торгово-экономический колледж им. Г.Д. Зуйковой», а также настоящей Программой.
Состав государственной итоговой аттестации
2.1. ВКР предназначена для проверки сформированности общих и профессиональных компетенций. В работе должны иметь отражение следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
Темы выпускных квалификационных работ определяются колледжем. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается руководитель, составляются методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, индивидуальные задания и график консультаций.
2.2. Основные функции государственной экзаменационной комиссии:
· комплексная оценка уровня подготовки выпускника по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки) и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
· решение вопроса о присвоении квалификации «юрист» по результатам государственной итоговой аттестации и выдаче диплома о среднем профессиональном образовании;
2) Общее управление социальным обеспечением
Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.
В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.
На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.
Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.
3) Оперативное управление социальным обеспечением
Оперативный – непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.
Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (
1) Пенсионный Фонд России (ПФР);
2) Фонд Социального Страхования (ФСС);
3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):
а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);
б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).
Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:
– Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
– Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;
– Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);
– Определяют базу для начисления страховых взносов;
– Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.
Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:
1) Министерство труда и социальной защиты;
2) Министерство здравоохранения;
3) Министерство образования и науки;
4) Министерство Обороны;
5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.
На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) – управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.
В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:
– Разработка программ социальной защиты населения;
– Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;
– Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;
– Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;
– Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.
Правовое осуществление социального обеспечения
План:
1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения
2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения;
3) Толкование норм права социального обеспечения.
1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения
Осуществление – достаточно емкое, сложное понятие. Оно включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению. Под осуществлением социального обеспечения понимается порядок применения юридических, экономических, организационных мер, для решения тех задач, которые стоят перед социальным обеспечением. (Поскольку экономическим и организационным мерам будет посвящено большинство тем междисциплинарного курса (МДК), в данной теме рассмотрим правовое осуществление социального обеспечения).
К основным правовым (юридическим) средствам осуществления социального обеспечения относится: нормотворчество, правоприменение, толкование норм права социального обеспечения.
Нормотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению. Нормотворчество представляет собой процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов (НПА) о социальном обеспечении, например, о пенсиях пособиях, социальном обслуживании, льготах и т. д.
Нормотворческий процесс складывается из нескольких последовательных стадий:
1) Законодательная инициатива;
2) Решение о необходимости издания акта;
3) Разработка проекта акта;
4) Рассмотрение проекта акта;
5) Принятие акта;
6) Доведение акта до его адресата.
Кратко рассмотрим каждую стадию процесса.
1.1) Стадия законодательной инициативы. Означает, что здесь речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта. Он вносит предложение об издании нормативно-правового акта (НПА) или предлагает уже подготовленный проект акта., Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен законом.;
2.1) Решение об необходимости издания акта., Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, оформляется документально и включается в план законопроектных работ.;
3.1) Разработка проекта акта. Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Данная стадия может состоять из одной процедуры:
– Только разработка проекта акта или 2-х процедур:
– Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Количество процедур зависит от важности проекта.
4.1) Рассмотрение проекта акта. Рассмотрение проекта акта в том органе, который, согласно своей компетенции может его принять.;
5.1) Принятие акта.
6.1) Доведение акта до адресата. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем опубликования.
Нормотворчество может быть выражено в принятии тех или иных актов, например, в виде единичного нормативно-правового акта (НПА). В нем содержаться отдельные юридические нормы. Примером такого акта может служить Федеральный закон (ФЗ) от 21.12.1996г. (12 декабря 1996г.) №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Другой пример, принимается систематизированный акт, содержащий определенные группы норм. Такие акты являются основами законодательства Российской Федерации:
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (1993г.);
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995г.);
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах социального страхования» (1992г.) и др.
Правом издания нормативно-правовых актов (НПА) обладает широкий круг правотворческих органов. К ним относится: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства, Ведомства, службы, органы власти субъектов Российской Федерации, власти местного самоуправления (МСУ). Нормотворческими функциями наделены также внебюджетные фонды социального страхования. В зависимости от уровня государственного органа и его положения в системе органов ими принимаются соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) – законы, Постановления, приказы, инструкции, указания, положения и др.
2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения
Правоприменение – решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации, другими словами, «приложение» закона, правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам. Правоприменение нормативно-правовых актов (НПА) занимаются компетентные органы и должностные лица только в рамках предоставленных им полномочий. Применение норм права социального обеспечения (ПСО) – организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц. Цель – обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом.
Существует несколько стадий правоприменительной деятельности.
1-я стадия – установление фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии происходит исследование фактических обстоятельств дела, т.е. документов, свидетельских показаний и др. Например, гражданин обратился по вопросу о назначении ему трудовой пенсии по старости. Пенсионный орган проверяет у него наличие российского гражданства, возраст, страховой стаж, размер заработка, уплату страховых взносов и других обстоятельств. Без выяснения всех фактов невозможно нормальное разрешение пенсионного вопроса. Круг обстоятельств, необходимых для установления права, четко излагается в нормативно-правовых актах (НПА) по социальному обеспечению.
Результатом 1 стадии правоприменительного процесса должно быть достижение фактической объективной истины. Для достижения истины в ходе этой стадии особе внимание законодательство уделяет доказыванию, которое осуществляется документально. Министерство труда и социальной защиты разработало Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В этом перечне для каждого вида пенсии названы необходимые документы, доказывающие фактическую истину.
2 стадия правоприменительной деятельности – установление юридической основы дела, т.е. осуществлять выбор необходимой правовой нормы. Эта стадия включает в себя ряд последовательных действий:
1) Нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;
2) Проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;
3) Проверка подлинности нормы, ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;
4) Пояснение содержания нормы.
Таким образом, на этой стадии осуществляется правовая квалификация существа дела.
3 стадия правоприменительной деятельности – решение дела, по существу. Это означает, что принятие по тому или иному вопросу о социальном обеспечении лица, соответствующего правоприменительного акта. Под ним подразумевается индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным органом по конкретному юридическому акту. Эти акты порождают конкретные правовые последствия для участников правоотношений по социальному обеспечению. Например, право на пенсию у гражданина возникает только после того, как пенсионный орган принимает письменное решение о назначении, размере и дате выплаты пенсий. Это решение и является индивидуально-определенным актом для гражданина.
4 стадия правоприменительной деятельности – организация выполнения правовых норм социального обеспечения, т.е. конкретная деятельность министерств, ведомств, организаций, осуществляющих социальное обеспечение граждан.
5 стадия правоприменительной деятельности – охрана норм права социального обеспечения от каких-либо нарушений и применение мер государственного принуждения к правонарушителю. Например, Министерство труда и социальной защиты проверяет правильность назначения пенсий в Чеченской Республике для чего туда посылается специальная комиссия. При обнаружении нарушений на органы и должностных лиц, их допустивших налагаются административные наказания, как правило, в форме штрафов.
Таким образом, правоприменение как форма реализации права представляет собой воплощение в жизнь требований различных НПА (нормативно-правовых актов), издаваемых различными органами.
Следовать точному смыслу нормы: законность; обоснованность; целесообразность; справедливость.
Требование законности означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме, строго и неукоснительно следовать точному смыслу нормы и действовать в рамках своей компетенции.
Требование обоснованности подразумевает, что, во-первых, должны быть выявлены все факты, относящиеся к тому или иному вопросу социального обеспечения, во-вторых, какие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными и, в-третьих, все недоказанные факты должны быть отвергнуты.
Целесообразность означает, что правоприменитель выбирает самую подходящую норму при решении вопроса о предоставлении какого-либо вида социального обеспечения.
Требование справедливости предполагает честный, объективный подход органа или должностного лица к исследованию всех юридических фактов.
Название: Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ
Автор: В. Щеглов
Год: 2015
Жанр: Прочая образовательная литература, Справочники, Юриспруденция, право
Конспект лекций по специальности «Право и организация социального обеспечения». Данный конспект написан с учетом актуальности российского законодательства в сфере права социального обеспечения.
На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу В. Щеглов «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
В ПФР работают более 130 тысяч специалистов. В структуре ПФ находятся: 8 управлений в федеральных округах, 81 отделение ПФ в субъектах РФ, более 2500 территориальных управлений в городах и районах и сотни пенсионных отделов в небольших населенных пунктах, (поселок городского типа – ПГТ).
В сферу деятельности ПФ входит:
1) Установление выплаты пенсий.
В настоящее время пенсии получают почти 41 миллион граждан, из которых:
1.1) 34 миллиона – получатели трудовой пенсии по старости;
1.2) 2,3 миллиона – получатели трудовой пенсии по инвалидности;
1.3) 1,3 миллиона – получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
1.4) 3,4 миллиона – получатели бюджетных пенсий.
Кроме того, ПФР осуществляет пенсионное обеспечение более 250 тыс. граждан, проживающих в 112 странах мира;
2) Назначение и реализация социальных выплат.
ПФ назначает ежемесячные денежные выплаты тем категориям граждан, которые включены в Федеральный Регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи. Это более 18 миллионов россиян льготников: участники ВОВ и инвалиды, герои СССР и России, чернобыльцы, инвалиды и другие категории;
3) Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.
Почти 3 миллиона человек, проживающих в 17 субъектах РФ, получают социальные доплаты по линии ПФ. Эта федеральная доплата устанавливается ПФ тем пенсионерам, которые живут в субъектах РФ, где прожиточный минимум ниже федерального прожит минимума пенсионера;
4) Персонифицированный учет пенсионных прав участников системы ОПС.
Более 100 миллионов граждан РФ имеют в ПФ индивидуальный лицевой счет (ИЛС), на которых учитываются все сведения необходимые для установления в будущем пенсий;
5) Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений.
Более 80 миллионов человек через ПФ формируют накопительную часть будущей своей пенсии. С 1 января 2015 года эта накопительная часть преобразуется в новый вид пенсий – накопительную пенсию, таким образом, ПФ будет формировать еще один вид пенсии;
6) Администрирование страховых взносов на ОПС и ОМС.
Администрирование включает в себя контроль за правильностью исчисления страховых взносов, в том числе учет платежей, возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженностей по платежам. ПФ контролирует поступление страховых взносов не только на пенсионное, но и на ОМС. Для этого ПФР взаимодействует более чем с 10 миллионами работодателями-страхователями;
7) Выдача Сертификатов на получение Материнского (Семейного) капитала и выплата средств Материнского капитала.
В ПФ зарегистрировано около 5 миллионов российских семей, получивших Сертификаты на Материнский капитал. Из этого числа 41% семей уже полностью использовали средства Материнского капитала. 98% этих средств ПФ выделил на улучшения жилищных условий;
В формате fb2 :