Скачать сборник сценариев ко дню поселка. Сборник сценариев игровых программ, праздников, развлечений для детей и родителей. Участники фольклорной группы

Каждый педагог в результате кропотливого труда желает привить своим подопечным умение видеть красоту природы понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано и что человек – лишь часть природы и не может существовать отдельно от неё.

Несмотря на это, подчас, наблюдается противоположная картина: отношение к природе обыденно, и порой не только дети, но и взрослые недооценивают её роль в жизни.

Проблему эту составляет во многом то, что современные ребята, особенно в мегаполисах и городах, мало интересуются окружающей средой. Если буквально еще несколько десятилетий назад вся детвора стремилась проводить как можно больше времени на улице, в парках, вблизи водоемов или лесов, то теперь свободное время подрастающего поколения все больше принадлежит технике. Конечно, без компьютера и других гаджетов нельзя представить современную жизнь даже ребенку. Но это «общение» подчас заменяет ребятам возможность прогуляться во дворе, понаблюдать за птицами или животными, найти себе «четвероного друга» или покормить бездомного котенка. Ведь такие простые мелочи учат детей тому, что окружающим необходимо дарить любовь внимание и заботу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Все в природе важно!»

(для детей 6-7 лет)

Участники:

  • дети подготовительной к школе группы № 6,
  • родители,
  • музыкальный руководитель Цаава Г.В.,
  • библиотекарь детской библиотеки района Северный Полатовская Нина Ивановна,
  • главный специалист отдела экологического просвещения, биоразнообразия, мониторинга и учета животных. Дирекций природных территории САО, СВАО и Сокольники ГПБК «Мосприрода» Купцова Анастасия Владимировна,

Руководители:

  • Ширяева Ирина Юрьевна, воспитатель ДО № 5 ГБОУ Школа №709, г. Москва СВАО
  • Герасименко Юлия Романовна, воспитатель ДО № 5 ГБОУ Школа №709, г. Москва СВАО

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, среднесрочный.

Продолжительность : 2 месяца (с 10.01.18 г. - 01.03.18 г.)

Актуальность.

Необходимость экологического воспитания продиктовано самой жизнью. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру. Процесс этот сложный и длительный, поэтому следует начинать воспитание экологической культуры с раннего детства, когда закладываются все основы нравственности и общей культуры личности человека.

Воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему сегодня является одним из важных направлений педагогической работы. Бережное отношение к окружающей природной среде у детей с раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Роль экологического воспитания дошкольников заключается в обогащении чувственных проявлений ребёнка по отношению ко всему живому, что наблюдает ребенок. Задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в формировании экологического сознания, которое позволит дошкольникам выработать экологически правильное поведение.

Добрые чувства и способность любить и ценить окружающий мир формируется у малышей через взаимодействие с природой с самых ранних лет. И от того каким будет это взаимодействие в детстве зависит и дальнейшее поведение человека. С ранних лет ребенку нужно объяснять законы природы, а самое главное, причины и последствия негативного влияния и воздействия на экологию.

Каждый педагог в результате кропотливого труда желает привить своим подопечным умение видеть красоту природы понимание того, что все в окружающем мире взаимосвязано и что человек – лишь часть природы и не может существовать отдельно от неё.

Несмотря на это, подчас, наблюдается противоположная картина: отношение к природе обыденно, и порой не только дети, но и взрослые недооценивают её роль в жизни.

Проблему эту составляет во многом то, что современные ребята, особенно в мегаполисах и городах, мало интересуются окружающей средой. Если буквально еще несколько десятилетий назад вся детвора стремилась проводить как можно больше времени на улице, в парках, вблизи водоемов или лесов, то теперь свободное время подрастающего поколения все больше принадлежит технике. Конечно, без компьютера и других гаджетов нельзя представить современную жизнь даже ребенку. Но это «общение» подчас заменяет ребятам возможность прогуляться во дворе, понаблюдать за птицами или животными, найти себе «четвероного друга» или покормить бездомного котенка. Ведь такие простые мелочи учат детей тому, что окружающим необходимо дарить любовь внимание и заботу.

Как же помочь детям, особенно дошкольного возраста, изменить свое поведение и сформировать самые простые, но от этого не менее важные и полезные привычки?

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности является игра, именно в игровой форме ребенок легче воспринимает и усваивает новую информацию. Процесс обучения с элементами игры или в форме игры является наиболее продуктивным. Поэтому и в нашей работе по формированию элементарной экологической грамотности мы применяем различные игр о природе. Но помимо игры детям нравится рассуждать и фантазировать и они всегда с интересом слушают невероятные рассказы о приключениях их любимых героев и искренне переживают.

В увлекательной форме рассказать детям о природе помогают экологические сказки. На своих занятиях по окружающему миру мы решили применить эти формы работы для того, чтобы рассказать детям нашей группы о влиянии человека на природу его роли, а также о взаимосвязи всех животных и растений в природе. Тема хоть и кажется простой, но в то же время является достаточно объемной. Дети хорошо знают что нельзя делать в природе и как поступать можно, но сами механизмы взаимосвязи им представить достаточно трудно.

Проблема

Воспитатель рассказала ребятам о том, что все животные, обитающие рядом друг с другом и с человеком, играют важную роль и предложила им вместе разобраться, почему это так. Детям стало интересно, у них возникли вопросы:

Что я знаю о том, как животные связаны друг с другом?

Что я хочу узнать нового о природе?

Где я могу получить такие знания?

Таким образом, возникла идея реализовать проект по экологическому воспитанию, который так и назвали – «Все в природе важно!»

Цель: становление и развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через осознание того, что состояние природы и окружающей среды зависит от действий каждого.

Задачи:

Обучающие:

  • расширять представления детей о явлениях природы, правилах поведения в ней, растительном и животном мире, взаимосвязях в природе;
  • учить детей применять полученные знания и навыки во взаимодействии с окружающим миром в реальной жизни;
  • знакомить детей с изменениями в жизни животных в разное время года;
  • закреплять понятия о «невидимых ниточках природы» способом создания экологических историй и рассказов на основании изученных законов природы;
  • познакомить детей со способами решения экологических проблем, демонстрируя примеры их положительного решения путем создания экологических мультфильмов.

Развивающие:

  • развивать у детей наблюдательность, внимание и любознательность в процессе общения с природой;
  • развивать у детей умение придумывать и составлять экологические рассказы и сказки, основываясь на полученных знаниях;
  • развивать умения устанавливать причинно-следственную связь между поступками человека и явлениями в окружающей среде;
  • развитие коммуникативных навыков через общение со взрослыми и сверстниками , увлеченными общим делом.

Воспитательные:

  • способствовать развитию эстетического восприятия природы и природных явлений;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, добрые чувства по отношению ко всему живому во всех их проявлениях;

Ожидаемые результаты

Со стороны детей:

  • развитие познавательного интереса детей, расширение их представлений о родной природе, о взаимосвязи всего живого на планете;
  • сформированность элементарных умений бережного и заботливого отношения природе;
  • повышение чувства личной ответственности у дошкольников за состояние природы ближайшего окружения;
  • сплочение детского коллектива, проявление дружественных чувств друг к другу;
  • обогащение активного и пассивного словаря детей.

Со стороны родителей:

  • родители - активные и заинтересованные участники образовательного процесса, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию через совместную проектную деятельность;
  • вовлеченность в совместную экологически-ориентированную деятельность с детьми путем составления сказок о природе и ее явлениях, в подготовке макета для мультипликации;
  • применение в практике воспитания детей рекомендаций и консультаций воспитателей.

Со стороны педагогов:

  • осуществление проектной деятельности;
  • повышение профессиональных компетенций;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс.

Реализация проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

I. Подготовительный этап

  • подбор и анализ педагогами соответствующей (методической и научной) литературы;
  • определение начального уровня знаний детей о проблеме проекта;
  • определение участников проекта;
  • постановка целей, задач и определение сроков проведения, планирование мероприятий по реализации проекта;
  • подготовка необходимых материалов для реализации проекта: подборка иллюстраций растений и животных, которые встречаются на территории нашей природной зоны, энциклопедической и детской художественной литературы о природе и т.д.;
  • подбор мультипликационных фильмов для просмотра с детьми в детском саду и дома;
  • обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе различными фотографиями с видами природы, природных явлений, внесение новых игровых атрибутов для детских игр, в театральный уголок группы.

II. Основной этап

Основной этап предполагает непосредственное изучение и осознание проблемы проекта, а также практические исследования в игровой форме, совместную творческую работу педагогов, родителей и воспитанников подготовительной группы по написанию экологической сказки и созданию мультфильма.

Так как дошкольники очень любят фантазировать и сочинять, воспитатели предложили детям придумать сказку о том, как и почему все животные взаимосвязаны. А затем дети решили претворить придуманную сказку в жизнь и создать мультфильм, сделанный собственными руками.

Участники деятельности

Работа педагогов

Подготовка материалов для продуктивной деятельности детей

дети, воспитатели

Составление и оформление анонса для родителей о проекте «Все в природе важно!».

воспитатели

Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность с детьми и педагогами.

дети, воспитатели

Организация просмотра мультипликационных фильмов с детьми в детском саду и дома.

воспитатели, родители

Обогащение детской домашней библиотеки энциклопедическим и художественным материалом

родители

Работа с детьми

Проведение бесед с просмотром мультимедийных презентаций

  • «Птицы и звери рядом с нами»,
  • «Зачем животным помогать?»

Наблюдение:

  • «Природа вокруг нас»,
  • «Животные, которые нас окружают»

Беседы:

  • «Экологические сказки и рассказы»,
  • «Что такое мультфильм»,
  • «Что такое макет-декорация»,
  • «Как делают мультфильм»,
  • «Какие бывают мультфильмы?»,

Создание мультфильма

по сказке, сочиненной воспитанником подготовительной группы № 6 Андреем Г. «Спасение леса».

дети, воспитатели

Проведение НОД:

Ознакомление с окружающим:

  • «Что такое «невидимые ниточки природы»,
  • «Природа - наше богатство»,
  • «Взаимосвязь животных в природе»,
  • «Природа и человек»,
  • «Экологические сказки Натальи Рыжовой» - чтение детям и анализ ситуаций в них,
  • «Сочиняем экологическую историю»,
  • «Представление сочиненных детьми подготовительной группы экологических сказок»,
  • «Изучаем фотоаппарат и видеокамеру».

Рисование:

  • «Мое поведение на природе»,
  • Иллюстрации к сказке собственного сочинения «Спасение леса» (автор Андрей Г., воспитанник подготовительной группы № 6 ДО № 5).

Аппликации:

  • «Наша сказочная природа»,

Ручной труд:

  • «Герои нашей сказки» - консруирование из бумаги,
  • «Создаем декорации» - изготовление детьми декораций для сказки: деревьев, животных, фона природы.

Театрализованная деятельность:

  • «Играем в сказку «Спасение леса» с героями сказки, сделанными своими руками (плоскостное изображение)

Чтение художественной и специальной литературы:

  • Добрые сказки,
  • «Экологические сказки Натальи Рыжовой» (Методические разработки к учебно-методическому комплекту «Юные экологи Москвы»)

Экологическая акция:

«Покормите птиц и зверей зимой»,

«Поможем дереву перезимовать».

дети, воспитатели

дети, воспитатели

Самостоятельная деятельность детей

  • рассматривание иллюстративного материала, энциклопедий,
  • поиск информации в интернете с помощью родителей,
  • самостоятельная изобразительная и продуктивная деятельность детей:
  • рисование,
  • выполнение самостоятельно фигур из бумаги и картона,
  • фотографирование.
  • сочинение сказок, фантазирование,
  • самостоятельное изготовление детьми деталей для декораций к мультфильму,
  • сюжетно-ролевые игры с игрушками по экологической сказке собственного сочинения «Спасение леса»,
  • театрализованные игры.

дети подготовительной к школе группы

Взаимодействие с родителями

  • оказание родителями помощи детям в поиске информации в интернете, подбор познавательной литературы для детей,
  • совместная прогулка в парк, наблюдение за птицами и животными,
  • запись сочиненных детьми экологических сказок (помощь ребенку), оформление в текстовый документ,
  • совместное творческое занятие детей и родителей подготовительной группы «Наша сказочная природа» - создание коллажа на тему экологии, использование газетных вырезок, цветных карандашей (место проведения группа детского сада),
  • совместное просматривание детей и членов семьи фильмов и мультфильмов, обогащение детской домашней библиотеки книгами, альбомами, журналами о природе,

Консультации для родителей:

«Как сказка помогает в воспитании ребенка»

родители

совместная деятельность детей и родителей

воспитатель и родители

Взаимодействие с организациями

Экскурсия в детскую библиотеку района Северный с просмотром мультимедийной презентации «Земля наш общий дом»

Библиотека района Северный

Встреча с главным специалистом отдела экологического просвещения, биоразнообразия, мониторинга и учета животных Дирекций природных территории САО, СВАО и Сокольники ГПБК «Мосприрода» Купцовой Анастасией Владимировной,

«Природные связи»

ГПБУ «Мосприрода»

Помощь в предоставлении оборудования и материалов

ГБОУ «Школа № 709», г. Москва

III. Заключительный этап

  • Презентация проекта «Все в природе важно!» для детей старшего дошкольного возраста дошкольного отделения № 5 ГБОУ Школа № 709, родителей и педагогов с просмотром мультфильма по сказке «Спасение леса»;
  • Участие в городском конкурсе «Юные экологи Москвы - 2018».

Выводы

В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах парка «Северный», его обитателях и растительным миром в зимнее время. Познакомились с историей парка, достопримечательностями, природными особенностями, осознали необходимость бережного отношения к природе парка и заботе о его обитателях.

Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и научила дошкольников отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Проект дал возможность переосмыслить родителям и детям отношение к окружающей природе, научил ребят самостоятельно наблюдать за природными явлениями вокруг и анализировать их.

Приходя в детский сад, дети стали делиться с друзьями и педагогами своими наблюдениями о том, что иногда люди неправильно поступают: выбрасывают мусор вблизи домой, распугивают птиц с кормушек громкими криками или музыкой. Ребята осуждали такое поведение и рассказывали о способах грамотного экологического поведения.

Родители осознали, что обучение ребенка с помощью сказок – очень эффективный метод. Некоторых детей и родителей увлек процесс сочинения собственных сказок, и они захотели продолжить их сочинение и доже написать книгу экологических рассказов, и попробовать дома всей семьей снять уже свой мультфильм.

Коллективная работа над проектом позволила сплотить и объединить всех его участников. Дети ощутили, что от усилий каждого зависит будущее родного парка и даже района.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный проект был достаточно актуальным и результативным, а также имел практическую направленность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  2. Журавлев Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2013.
  4. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. - 2016. - №1. - С. 27-30. - URL https://moluch.ru/th/3/archive/21/805/ (дата обращения: 26.02.2018).
  5. Лыков И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  6. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия. Авт.-сост. Ф.Х. Никулина.- Учитель, 2013.

Приложение

Сказка

Спасение леса

воспитанник подготовительной группы № 6

ДО № 5 ГБОУ Школа № 709

В одном лесу жил был дятел, которого все называли Малыш Дятел.

Он был очень добрым и умным малышом, но не все звери и птицы хотели с ним дружить, а ему от этого было очень обидно. Ещё он боялся хищников, потому что они могли его съесть, ведь он такой маленький! Поэтому он хотел, чтобы в его лесу таких зверей не было.

Однажды дятел прогуливался по лесу и встретил своих друзей бельчат.

Дятел: «Здравствуйте, белки!»

Белки: Привет, Малыш Дятел! Нам срочно нужно новое дупло, можешь смастерить его для

Нас? Как ты умеешь, самое лучшее!

Дятел: Конечно, сделаю! А заодно наемся там разных вкусных жучков.

И он полетел на дерево, где селились все белки. Когда дятел уже почти заканчивал мастерить дупло, мимо пролетал его друг Аист.

Аист: Привет дружище! Чем занимаешься?

Дятел: Привет! Я мастерю белкам дупло.

И Малыш Дятел полетел за Аистом, чтобы расспросить как у него дела.

Проводив Аиста, Дятел полетел обратно к беличьему дереву, чтобы довести свою работу до конца. Когда Малыш Дятел вернулся, он увидел, что в дупле лежит книга, она была необычная и блестящая. Дятел взял книгу и прочитал:

Дятел: Волшебная книга. Ух, ты! Нужно посмотреть, что в ней написано.

И он стал листать волшебную книгу. И вдруг на одной из страниц он прочитал: «Любое твое желание исполнится, если произнести это заклинание».

Дятел: Вот это удача! Я давно хочу, чтоб не было животных, которых я боюсь и которые

Могут меня съесть. Или моих друзей! Пусть они исчезнут из нашего леса!

Дятел произнес свое заветное желание и прочитал заклинание, но ничего необычного не произошло. Тогда он положил книгу и отправился сообщить своим друзьям - белкам о том, что их новый дом готов.

Дятел: Белки, я смастерил вам новое дупло, как вы и просили! Прыгайте туда и уже сами

Обживайте его!

Белки: Спасибо, Малыш Дятел!

Довольные белки попрыгали смотреть свое новое дупло. А Малыш дятел полетел к себе домой. Пролетая по лесу, Малыш Дятел заметил, что он очень изменился. Раньше в лесу все были заняты своими делами: птицы щебетали песенки, звери трудились. Сейчас же стало очень шумно. Он не мог понять, в чем же дело.

Дятел: Что случилось? Почему в лесу так много мышей и ворон?! Куда все птицы подевались?

И тогда дятел подумал: «Может это произошло из-за моего желания и волшебной книги? Нужно срочно вернуться и прочитать другое заклинание! »

Дятел: Белки, белки, вы не видели в дупле книгу, на ней еще должно быть написано

«Волшебная книга»?

Белки: Нет, мы ничего такого не видели.

Заподозрив, что-то неладное Малыш дятел решил полететь за советом к мудрому Филину, чтобы он помог во всем разобраться. Ведь Мудрый Филин знал ответы на все вопросы.

Филин: Здравствуй Малыш Дятел, рассказывай, с чем ко мне пожаловал?

Малыш дятел подробно рассказал Филину о том, что произошло с ним и про все изменения в лесу.

Дятел: Теперь я не знаю где мне искать эту Волшебную книгу, и как вернуть все обратно.

Филин: Да, это очень печально. Ты, дятел, забыл главное правило природы: «ЛИШНИХ ЖИВОТНЫХ НЕ БЫВАЕТ», всё в природе взаимосвязано. Ведь даже маленькие и незначительные насекомые или зверьки выполняют полезную роль в жизни леса. В лесу нет ни полностью полезных, ни полностью вредных животных – они все его частичка!

Все хищники по твоему желанию исчезли. Поэтому в лесу размножились мыши, они теперь уничтожают наш лес, объедают все деревья и кустики. Тебе надо срочно привести всё в порядок.

Филин: Эту Волшебную книгу принес тебе Чёрный Ворон. И сейчас она находится в Дремучем лесу на самом верху Могучего дерева. Чёрный Ворон захотел, чтобы поднялась паника во всем лесу, и птицы и звери ушли бы оттуда. А он стал главным.

Ты, Малыш Дятел, должен торопиться и успеть до захода солнца забрать Волшебную книгу нашего леса у Черного ворона. Лети скорее в дремучий лес и будь осторожен!

Малыш дятел стремительно полетел в сторону дремучего леса, он понял, какую ошибку совершил, и торопился все исправить и вернуть обратно.

Дятел знал, что Черный ворон очень хитрый и просто так не отдаст ему книгу, поэтому он решил по дороге позвать на помощь своих друзей белочек и Аиста.

Друзья все вместе отправились в Дремучий лес. В Дремучем лесу им было очень страшно, никто не бывал там раньше. В этом лесу было темно, но друзья шли, осторожно пробираясь к Могучему дереву.

Ворон: Ну и зачем вы ко мне пожаловали, я не звал сюда гостей?

Аист: Нам нужна Волшебная книга, без нее лес погибнет!

Белки: Отдавай ее сейчас же, мы знаем, ты её украл.

Ворон: Я верну книгу, если вы отгадаете загадки моего могучего дерева. А если нет, пеняйте на себя, не видать вам книги!

Дерево:

Звери: Лес!

Звери посовещались и отгадали загадку, в ту же минуту Черный ворон исчез, а Малыш Дятел и его друзья взяли книгу и полетели обратно в лес.

Дятел: Скорее ребята! Нужно торопиться, ведь солнце уже совсем низко, мышей в лесу становится все больше и больше.

Аист: Нам нужно успеть все исправить!

Прилетев обратно в лес, дятел открыл Волшебную книгу на той же странице, загадал новое желание:

Дятел: Пусть в нашем лесу все станет как прежде!

Малыш Дятел прочитал заклинание снова, и в то же время в лесу все стало меняться. И постепенно стало так, как и должно было быть.

В это время прилетел Мудрый Филин. И дятел решил, что книгу нужно отдать ему:

Дятел: Мудрый Филин, я возвращаю тебе Волшебную книгу, вот держи!

После этого в лесу всё встало на свои места. А Малыш Дятел теперь понял, что все звери, все птицы и насекомые нужны лесу и природе. Без любого из них может все измениться и превратить их размеренную жизнь в беспорядок, что приведет к беде.


Экологический проект «Птицы родникового края»

«От того, как прошло детство, кто
вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель: Закрепить представления воспитанников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:
Расширить представление воспитанников о птицах нашего Удмуртского родникового края.
Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за поводками птиц.
Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование сознательного отношения к миру.
Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
Научить детей правильно их подкармливать.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Участники проекта:
Дети дошкольного возраста.
Родители, законные представители наших воспитанников.
Педагоги ДОУ.
Население нашего микрорайона.

Срок реализации проекта: сентябрь 2012 года – май 2013 года.

Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.

Этапы проведения проекта:

1 этап: подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта:
Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;

Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
Подбор познавательной, художественной литературы;
Отгадывание загадки, чтение стихотворений про птиц;
Проведение бесед по проекту;
Оформление консультаций;
Приготовить презентации «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы»;
Изготовление дидактических игр;
Оформление дидактических игр;
Выставка рисунков «Птичье кафе»;
совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
2 этап: Основной (практический) этап:
Оформление описательных рассказов о птицах;
Изучение корма для подкормки птиц;
Выставка кормушек;
Выбор места для кормушек;
Наблюдение за птицами;
В течение всего проекта кормление птиц;
Оформление агитационных плакатов «Покормите птиц зимой»;
Оформление буклетов, памяток;
Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
Создание дневника наблюдений;
Ежедневное заполнение дневника наблюдений;
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап: Заключительный
Подведение итогов реализации проекта;
Награждение активных участников проекта;
Организация фотовыставок: «Птичья столовая», «Такие разные кормушки» итд.
Презентация проекта (освещение опыта работы);
Освещение опыта работы в СМИ;
Выступление агитбригады.
Пример планирования за один месяц.
- Непосредственно образовательная деятельность
«О тех, кто умеет летать»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
- Досуг «Вечер загадок» (старший дошкольный возраст).
- Рассматривание иллюстраций Рассматривание иллюстраций «Птицы родникового края».
- беседа Международный день наблюдения осеннего отлета птиц – 23.09
- Наблюдение за птицами:
- какие птицы прилетают на участок (воробей, ворона, голубь,..)
- какие звуки издают птицы?
- сколько ног у птиц и как они ходят?
- Чтение
** Е.Благинина «Стрижи»
** Г.Снегирев «Птицы наших лесов»
** Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилось»
** Ю.Тувин «Птичье радио»
** Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
** А.Толстой «Сорока».
** С.Вахринцева «Птицы»
** Г.Х.Адерсен «Дикие лебеди»
** В.Гаршин «Лягушка – путешественница»
- Непосредственно образовательная деятельность *** «Путешествие с птичкой по лесной дорожке» - рисование младшая группа
*** «Сказочная птица» - рисование по мотивам гжельских мастеров.
*** «Птичье семейство» изображение рисунка «Заботливые родители» - старшая группа
*** «Птицы других стран» - «Страус - самая крупная птица на земле - подготовительная группа
- Подвижные игры - «Птички в гнездышках» и «Гуси» - младший дошкольный возраст
- «Сокол и наседка» и «Сова» - старший дошкольный возраст
- Придумывание Придумай чистоговорку связанные с птицами на различные звуки с детьми старшего дошкольного возраста.
- Пальчиковая игра «Птички» - первая и вторая младшая группы
- Разучивание Разучивание скороговорок
- Игровые упражнения «Покажи птичку» (воробья, ворону итд).
- Драматизация «Русские народные потешки о птицах».
- Дидактические игры «Кто где живет?», «Летает, плавает, бежит».
- Сюжетно - ролевая игра «Больница для птиц».
Слушание Слушание в аудио записи «Голоса птиц»
*** Оформление папки «Птицепраздник» (сценарии и развлечения)
*** Оформление папки «С птицами во все времена года» (конспекты непосредственно образовательной деятельности)
*** Составление комплексно – тематического плана психолого – педагогической работы с воспитанниками и узкими специалистами
*** Консультация «Интеграция образовательных областей, как средство развития детей дошкольного возраста»
*** Книжки – малышки «Птицы нашего края» (формат А5) - загадки, стихи, рассказ о птицах.
Экскурсия в библиотеку с детьми старшего дошкольного возраста

Название: Экологический проект «Лаборатория неживой природы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Разновозрастная группа от 3 до 5 лет

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 9 « Солнышко»
Месторасположение: Краснодарский край Тихорецкий район посёлок Парковый переулок Школьный 4 «Б»

Экологический проект:
«Лаборатория неживой природы».

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

Группа « Ягодка»

Тип проекта:
информационно-исследовательский
длительность проекта: 1,5 месяц
(19.07 -31.08 2016г)
Участники: воспитанники
разновозрастной группы
комбинированной направленности
« Ягодка» от 3 до 5 лет
родители
воспитатель

Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Цели проекта:
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух - его давление и сила; песок — состав, влажность, сухость
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемые результаты:
вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Реализация проекта:
Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в летний период. Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут в летний период.
Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.
Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты — дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).


1.Составление плана проектной деятельности.
2. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
3.Консультация для родителей «Экспериментирование с водой».

4. Анкетирование для родителей»Детское экспериментирование в семье»

Предполагаемые результаты

Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Материалы

Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

Работа с родителями

В ходе проекта с родителями было проведено анкетирование на тему « ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Цель: выяснение отношение родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни
Задачи:
1. Выявить у родителей, какое принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребёнка.
2. Определить с какими предметами родители любят экспериментировать.
3. Воспитывать интерес к познавательно — исследовательской деятельности.
После проведения анкетирования был сделан анализ, который показал, что

I этап проекта: подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2.Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
4.Привлечение родителей к пополнению оборудования для экспериментирования
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

II этап проекта: основной
Вода
«Узнаем, какая вода»
Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой
набор мелких цветных предметов.

Вода — волшебница»
Цель опыта: продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).
Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

3Сквозь сито»
Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
Материалы, оборудования: сито.

Песок и глина
«Песочные струйки»
Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка — сыпучесть.
Материалы, оборудование: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

«Чудесные фигурки»
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
Материалы, оборудование: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости.

«Узнаем, какая глина»
Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).
Материалы, оборудование: кусок глины; емкости(ведерко);вода.

Температура (теплота) и свет
«Горячо-холодно»

«Чудесный мешочек»

«Что в коробке?»
Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Материалы, оборудование: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.

Температура (теплота) и свет
«Горячо-холодно»
Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы,оборудование:емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.
«Чудесный мешочек»
Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).
Материалы, оборудование: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

Заключение.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.

Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

Разработанные методы и приёмы сотрудничества способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

После проведения анкетирования был сделан анализ

На 1 вопрос: «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?». Качественный анализ полученных ответов показал, что у всех детей проявляется исследовательская активность
Далее если да, то в чём именно?. Родители дали разнообразные ответы как:
1) любит возиться с водой, снегом, резать бумагу, наблюдает за растениями, животными.
2) её интересует образование мыльных пузырей, превращение снега в воду.
3) наблюдение, открытие для себя чего — то нового.
4) с красками экспериментируем, с цветными стёклышками.
5) находясь на прогулке, мой ребёнок интересуется окружающей средой, животными и растительным миром. находясь дома интерес проявляет к бытовым приборам, содержимым шкафов, кухонной утварью.
6) разбирать машины и собирать.
7) в любопытстве.
8) узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение ребёнку детских энциклопедий, рассказы взрослых).
9) нравится ребенку экспериментировать с песком, также воздух.
10) исследует собственное тело, незнакомые предметы и приборы.
11) машины разбирает, с песком играет.
12) во всём проявляется.
13) в этом возрасте ему многое интересно и вся его деятельность — исследование.
14) всё нужно потрогать, повертеть, попытаться разобрать.
15) исследует содержимое шкафов, ремонтные инструменты, технику, компьютер.
16) рассматривает, трогает, кидает, нюхает, пробует в действии.
На 2 вопрос: «С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?». Большинство родителей ответили, что ребёнок любит экспериментировать с пластилином.
Были получены следующие единичные ответы: с массой для лепки, с красками; со всеми, что попадётся под руку; с пенной ванне; цветом; с бумагой; с крупой; конструкторами; зеркалом; на улице с природным материалом (вода, песок, камушки, растения), а дома всё что окружает (мебель, игрушки, музыкальные инструменты, бытовая техника); воздушные шары.
На 3 вопрос: «Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?».
Прозвучали такие ответы: наблюдаем за происходящими вокруг явлениями; показываем различные превращения, вырезаем, лепим; стараюсь помочь, подсказать; как правило это контроль с участием; выращиваем лук в стакане, почки на ветках; помогаем, предлагаем новое; наблюдаю за действиями, если требуется помощь, помогаю; слежу за безопасностью, стараюсь заинтересовать; активное участие; непосредственное участие; отвечаем на интересующее вопросы; предлагаем варианты использования применения того или иного предмета. знакомим его с свойствами; показываю, объясняю, рассказываю. Только один родитель ничего не ответил на данный вопрос.
На 4 вопрос: «Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?».
Все родители ответили- конечно необходимо поддерживать в ребёнке желание экспериментировать. И дали разнообразные ответы. Почему?.
1) во время эксперимента ребёнок получает ответы на вопросы (для чего, как, почему и.т.п.).
2) для развития, ответили двое родителей
3) развитие мыслительной деятельности, анализа воображение, эмоционального фона.
4) развитие интереса.
5) так как ребёнок познаёт мир
6) развивается мозговая деятельность, развитие интеллекта.
7) в рамках разумного.
8) для интеллектуального развития.
9) это способствует развитию логики, познанию мира.
10) так как с раннего возраста формируются профессиональные качества, навыки, умения, определенные предпочтения.
11) если есть способность или тяга к чему-то надо развивать и помогать развивать.
12) развивать интерес к открытию чего — то нового.
13) развивает познавательную активность ребёнка, творческие способности.
14) развитие познавательной деятельности, познание причинно — следственной связи.
На 5 вопрос: «Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?».
Дали родители такие ответы: проявляют заинтересованность, расспрашивают; по — разному, в основном радостно и с интересом; эмоции выражены; эмоционально, а иногда не очень эмоционально; когда как; эмоционально; удивляется, задаёт вопрос; достаточно исследует, скрупулезно и настойчиво;
На 6 вопрос: «Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?». Родители ответили: ребёнок ещё плохо говорит; что это? кто это?; откуда? какой; что сказала?; почему? зачем?; пока речь развита недостаточно; постоянно задаёт вопросы: что это? почему? зачем?; это что? как это открыть? как это работает?; часто в основном «а как?», «а где?»; задает такой вопрос ребёнок мама ты меня сильно любишь?; часто спрашивает о том, что его окружает; кто это сделал?
На 7 вопрос: «Создаёте ли вы условия для проведения опытов?».
Двое из родителей ответили — нет.
Многие родители дали ответ — «да» .
Остальные родители ответили: Если это касается образовательного процесса (изучение цвета, красок, то да). Если научно-познавательный процесс то нет (просто наблюдаем, например: вырезаем, клеем и я рассказываю); По мере возможности; обстановка в квартире этому способствует;
На 8 вопрос: «Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?».
Большинство родителей ответили ответ «да».
Другие родители ответили: с общими правилами в обществе — да. На природе ещё не приходилось; Да. Когда гуляем в парке, на турбазе в садах; Думаю это преждевременно. Пока только описываем и наблюдаем природные явления; Да. Не сорить, не ломать деревья; Находясь на природе, будь то улица, двор или лес объясняю в первую очередь, что нельзя, а что можно. С чем можно играть, а с чем нельзя и что категорически запрещено (вода, костёр, огонь).
Из этого следует , что наша воспитательная работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Введение

Дети бегут мне навстречу,

Словно к матери льнут.

Что мне сказать, что ответить?

Пусть мое сердце возьмут.

«Творчество само по себе является целительной силой», - писал К. Д. Ушинский. Почему? Прежде всего, потому, что творческий процесс ребенка связан с радостью. А радость повышает уверенность в своих силах, дает возможность самовыражения в детском социуме и формирует позитивное отношение к жизни.

Детское учреждение – островок радости, это пространство, где детям предоставляются условия для развития творческого потенциала, изначально заложенного в каждом ребенке. Большое значение в развитии у детей креативных и коммуникативных способностей имеет личность педагога. Привлекая детей посредством различных массовых мероприятий к творчеству, он использует различные имеющиеся возможности для воспитания жизнерадостной, инициативной, творческой личности. Какие они? Одним из немаловажных условий воспитательного воздействия педагога на детский коллектив является его умение, по-детски, радоваться жизни, создавать радостное настроение, желание у детей весело проводить свой досуг. Воспитание детей – дело серьезное, но при этом необходимо всегда помнить, что дети получают радость от общения друг с другом, умеют раскованно, естественно веселиться, радоваться жизни. Озорные стихи, забавные истории, шуточные сценки, игры, развлечения позволяют не только позабавить детей, но разбудить их фантазию, творчество, инициативу. Если следовать этому условию, наполнять разнообразным, содержательным, привлекательным для восприятия материалом массовые, зрелищные программы, можно успешно развивать культуру личности ребенка, подростка, интеллект, решать задачи эстетического воспитания детей.

Это одновременно и условие, и средство, так как главным фактором здесь выступает активное участие детей и подростков в самой организации и проведении досуга. Дети всегда охотно веселятся, смеются. Поэтому один из главных способов расшевелить их – это устроить веселое представление, подвигнуть их на коллективное творчество. Праздники, шоу-концерты, конкурсы, игры-путешествия, игры-викторины, презентации, игровые театрализованные программы и т.д. формируют у детей глубокое проникновение в искусственно созданную игровую ситуацию. Так как в любом случае, в основе любых массовых досуговых программ лежит ИГРА. В игре развивается способность к морально-этическим оценкам себя и других. Обыгрывание тех или иных ролей формирует более осознанное отношение не только к данным персонажам, но и к поступкам людей в реальной жизни, способность сопереживать в реальной ситуации. Преимущество этого процесса еще и в том, что исполнители являются одновременно и зрителями. И этот органический процесс, сплав обоюдной радости, творчества детей и взрослых незаметно направляет, ведет к цели тот, кто все придумал, организовал, сумел воплотить в яркое шоу, в торжественную церемонию, в сверкающий праздник остроумия и веселья. Кто он? – Педагог! Его способность неустанно изыскивать новые возможности, новые идеи, стимулируя развитие креативных и коммуникативных качеств личности детей и подростков.

Высокая степень активности, эмоциональной отзывчивости участников массовых мероприятий достигается за счет тщательного методического решения, правильного расположения материала, элементов сюрпризности, неожиданности, вкрапление фантастических, комических событий и ситуаций, «упакованных» в необычный яркий сценарий. Знакомая игра, известная история, сказка звучат по-новому в сценарии, который педагог адресует детям и в соавторстве с детьми реализует его, придавая всему форму новизны, чуда, которого всегда так ждут дети. А это в свою очередь источник постоянного интереса к событиям, желание творить самому, помогая героям представления побеждать Зло и утверждать Добро.

Мои сценарии позволяют создать особые условия, чтобы нащупать невидимые ниточки-струны богатства внутреннего мира детей и подростков, соединить их, а не разобщить, чтобы они зазвучали, как гимн лучшим качествам личности. Дети, участвуя в мероприятиях по ее сценариям, становятся более доброжелательными, готовыми к взаимопомощи, чуткими друг к другу, целеустремленными, умеют не только побеждать, но и проигрывать, радоваться успеху товарищей, радоваться жизни.

Жажда романтики, чуда, желание самому быть и действовать, сочинять и создавать, находить и решать – вот ключ от тайн Мира Детства. Представленные в брошюре сценарии помогут быть и действовать, сочинять и создавать, находить и решать. Ключ от тайн Мира Детства в руках того, кто сердце отдает детям.