Одиночество и интернет. Как влияет интернет на манеры общения молодежи? Общение в интернете

Тема: Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости»

Страницы: 77

Введение 3
Глава 1. Проблема «Интернет-зависимости» в психологической литературе 8
1.1. Определение «Интернет-зависимости» 8
1.2. Причины возникновения «Интернет-зависимости» 9
1.3. Факторы влияющее на возникновение Интернет зависимости 17
1.4. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости 18
1.5 Предпосылки возникновения одиночества пользователей компьютерных сетей 20
1.6. Выводы 25
Глава 2. Влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» 27
2.1. База и методы исследования 27
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 31
2.3 Выводы 37
Глава 3. Программа, способствующая снижению уровня субъективного одиночества 40
3.1. Цели и задачи программы 40
Рекомендации психологу: 54
Заключение 55
Список литературы 56
Приложение 1 59
«Потребность в поисках ощущений» методика 59
Приложение 2 63
Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. 63
Приложение 3 65
Методика «Копинг-стратегии преодоления стресса» 65
Приложение 4 71
Тест на Интернет-зависимость 71

Важно отметить, что информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые и новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы. При взаимодействии человека с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредствование деятельности новыми знаковыми системами и средствами.
Большое количество психологических исследований было проведено в рамках проблематики освоения человеком новых технологий. Так, были изучены феномены потребности в «общении» с компьютером при работе пользователя и особенности такого общения, например, потребность в антропоморфном интерфейсе и эмоционально окрашенной лексике, феномен персонификации компьютера, а также различные формы компьютерной тревожности. В более поздних работах на данную тему эти феномены были отнесены к проявлению тенденции субъекта к неосознаваемому уподоблению себя компьютеру, сравнению собственных интеллектуальных способностей и возможностей системы.
Вторая сторона взаимодействия человека с компьютером - проблема психологических последствий информатизации заслуживает не меньше внимания. Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ «Об информационной культуре», в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями. Однако, это не единственный вариант такого негативного влияния компьютеризации - такого рода последствий информатизации имеется достаточно много.
Актуальность темы. В настоящее время актуальность исследования проблемы «Интернет-зависимости» становится все более очевидной в связи с ростом количества Интернет-пользователей в России и в мире. В этой области исследования носят все больше пилотный характер, и определяются слабой изученностью нехимических поведенческих зависимостей. Все чаще в средствах массовой информации возникают сообщения о том, что люди теряют связь с реальным миром в связи с чрезмерным увлечением «виртуальной реальностью, возникает другой мир. И люди создавшие его зачастую становятся жертвами «виртуального мира» но поступки, которые они совершают, они совершают в реальном мире. Неопределенность социальных норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения психологических факторов в неопределенной среде в целом.
Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а так — же поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают особую актуальность в настоящее время.
Интернет-зависимость (уход в виртуальную реальность) можно рассматривать как способ компенсации трудностей в социально-психологической адаптации к реальному социуму.
Актуальность исследования психологических факторов, способствующих формированию Интернет-зависимости, определяется тем фактом, что неуклонно растет число лиц с «Интернет-аддикцией».
Цель исследования ─ изучить влияние уровня субъективного одиночества на возникновение «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
Объект исследования – интернет-зависимость.

Предмет исследования — влияние уровня субъективного одиночества на формирование «Интернет-зависимости» пользователей районных сетей города Иркутска.
Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из положения о том, что лица с высоким уровнем Интернет-зависимости имеют высокий уровень субъективного одиночества.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности формирования «Интернет-зависимости».
2. Дать анализ социально-психологических характеристик лиц, предрасположенных к формированию «Интернет-зависимости».

Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной и зарубежной психологии материалы. Мы, так же опирались на некоторые теоретические положения Ю.А. Александровского, В.Г., Анохина, В.П. Асеева, Г.А Балла, С.А. Беличевой, М.А. Беребина, Л.И. Вассермана, В.Е. Кагана, П.К. Казначеева, И.А. Коробейникова, Н.И Косенкова, В.И. Медведева, И.П. Павлова, Е.В. Турковой, А.А. Ухтомского, В.Р. Цылева и других авторов о механизмах и факторах процессов адаптации и дезадаптации. А так же Буровой В. А., Голдберга А, Войскунского А.Е., Жичкиной А. Е., Извозчикова В.А., Соколовой Г.Ю, Тумалевой Е.А., Янг К. о таких последствиях применения компьютерных технологий как Интернет-зависимость.

Методы исследования: На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, опрос, количественный анализ результатов исследования. Для проведения тестирования были использованы следующие методики: методика диагностики потребности в поисках ощущений М.Цукермана; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения стратегий преодоления жизненных проблем Д.Амирхан, тест Кимберли Янг «Интернет-зависимость».

База и этапы исследования: Исследование проводилось в течение 2005 по 2009 год на базе районных компьютерных сетей elcity.ru (г. Иркутск) и irklan.ru (г. Иркутск). На первом этапе 2005-2006 был проведен отбор пользователей сети для участия в нашем исследовании. На данном этапе количество пользователей было 124 человека, после разъяснения сути проводимых опросов количество испытуемых сократилось до 82 человек. Были выведены за рамки проводимого исследования пользователи от 11 лет до 14 лет, в связи с не полученным согласием их родителей (15 человек), а так же было выведено из состава испытуемых 9 человек, которые намеренно искажали представляемые ответы в связи с тем, что посчитали данное исследование розыгрышем. На втором этапе 2006-2008 был проведен первичный диагностический срез, проведено тестирование и получены первые материалы для обработки результатов. На данном этапе сформировалось окончательное число пользователей включенных в проводимое исследование 58 человек, из которых 29 человек мужчины и 29 человек женщины. На третьем этапе 2008-2009 проводился заключительный диагностический срез и обработка полученных результатов. В эксперименте принимали участие 58 человек, из них 50% (29 человек мужчины) и 50% (29 человек женщины). Средний возраст составил 31 год. Минимальный возраст испытуемых 19 лет, максимальный возраст – 39 лет. 25.9% (15 человек) и 48,2% (28 человек) имеют неоконченное и полное высшее образование соответственно, и 25,9 (15 человек) имеют средне-специальное образование.

Достоверность результатов и выводов: обеспечивалась использованием апробированных методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, комплексным применением валидных и надежных методик.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что были выявлены и проанализированы психологические особенности возникновения Интернет-зависимости.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе материалов исследования разработана специальная программа для «Интернет-зависимых» лиц, направленная на гармоничное развитие межличностных отношений.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В тексте имеется 4 таблицы, 5 рисунков. Общий объем работы 70 страниц.

3.1 Общая стратегия и методы исследования


Объектом исследования является субъективное переживание одиночества молодыми людьми с разной степень вовлечённости в интернет коммуникации .

Предмет исследования – особенности субъективного переживания одиночества молодыми людьми.

Цель исследования – выявление особенностей субъективных переживаний одиночества молодыми людьми с разной степень вовлечённости в интернет коммуникации. Необходимо выявить корреляцию между интернет-зависимым поведением и чувством одиночества.

Гипотеза исследования: чем выше степень вовлечённости молодых людей в интернет коммуникации, тем выше степень переживания одиночества этими людьми.

Одной из современных социальных групп являются молодые люди, увлеченные Интернетом, для них он расширяет среду обитания. Известно, что активное использование компьютерных сетей приводит к функциональным и структурным изменениям в психологической структуре деятельности человека, а также к изменениям личности. Мы предположили, что увлеченность Интернетом (в предельном случае Интернет-зависимость) может быть связана переживанием одиночества. С этой целью было проведено поисковое психологическое эмпирическое исследование.

Задачи исследования:


  1. Провести анализ степени вовлечённости в интернет среди группы молодых людей ;

  2. Выявить различия в субъективных переживаниях одиночества среди испытуемых молодых людей.
В исследовании приняло участие 30 человек - студенты и выпускники московских ВУЗов.

3.2 Диагностика увлечённости Интернетом

Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и интернет являются мощными инструментами обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. С середины 90-х годов 20-го века стало очевидно, что необходимо выделять особый вид зависимого поведения – Интернет-зависимость. Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета, как в профессиональной, так и в обыденной жизни десятков миллионов людей.

Особенно проблема Интернет-зависимости актуальна для молодёжи.

Диагностика увлеченности Интернетом проводилась с помощью методики диагностики Интернет–зависимости Чена (шкала CIAS) 19 , которая включает в себя пять оценочных шкал: компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, управления временем. Сумма всех шкал является интегральным показателемобщим показателем наличия интернет-зависимого поведения.

Минимальная степень Интернет-зависимости (общий CIAS балл от 27 до 42) оказалась у 20% человек. Умеренная склонность к возникновению Интернет-зависимого поведения (от 43 до 64 баллов) – у 33,3% испытуемых, эти лица скорее увлечены Интернетом, чем зависят от него. И 46,7% были отнесены к группе лиц с выраженным и устойчивым Интернет-зависимым поведением (от 65 и выше). Поэтому применительно к нашему исследованию более адекватно говорить о феномене увлеченности Интернетом , чем о собственно Интернет-зависимости. Эти данные занесены в таблице в приложении 1.

На основании данного анализа таблицы были выделены 3 группы испытуемых:

Группа «А» (14 человек) – молодёжь, с высокой степенью интернет зависимости;

Группа «Б» (10 человек) – молодёжь с средней степенью интернет зависимости;

Группа «В» (6 человек) – молодёжь, проводящая в интернете не более 1 часа в день.

Также интернет зависимость была исследована при помощи анкеты для определения степени увлеченности молодёжи компьютерными играми и тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

Анкета была составлена нами для определения степени увлеченности подростков компьютерными играми. Она представлена в виде опросника, состоящего из четырех вопросов, на которые мы предложили ответить испытуемым (приложение 2).

3.3. Личностные типы молодёжи, переживающей одиночество: анализ и обсуждение результатов

Необходимо отметить, что в рамках данного исследования по результатам теста на интернет–зависимость С.А. Кулакова, нами были выявлены социально-психологические характеристики студентов с разным уровнем интернет-зависимости (табл.3.1).

Таблица 3.1

Социально-психологические характеристики студентов

с различным уровнем интернет–зависимости


Группы с разным уровнем интернет-зависимости

Количество человек

Возраст первого обращения к интернету

Количество дней в неделю

Количество часов в день проведённых в интернете

В реальной жизни свойственны

Состояние депрессии

Невозможность расслабится

Недовольство собой

Тревожность

Недовольство окружающими

Одиночество

Интернет - зависимые

22

от 10 до 17лет

Каждый день

от 3 до более 6 часов

6

7

3

3

7

2

Склонные к интернет - зависимости

24

от 7 до15 лет

от 3 до каждый день

от 1 до 6 часов

1

6

3

6

2

12

Не имеющие интернет - зависимости

13

от 10 до 16 лет

от 1 до 4

от 1 до3 часов

2

2

-

1

-

1

Таким образом, мы видим, что возраст первого обращения к интернету ни каким образом не влияет на формирование интернет–зависимости. Существенная разница между группами наблюдается по количеству часов проведённых в интернете. Если в группе интернет–независимых количество часов пребывания в интернете составляет от 1 до 3, то у группы зависимых студентов от 3 до более 6 часов, а у группы студентов склонных мы наблюдаем средние показатели. По актуальному состоянию у группы интернет-зависимых преобладают: недовольство окружающими, невозможность расслабится и состояние депрессии. Испытуемым склонным к интернет–зависимости свойственны тревожность, состояние одиночества и невозможность расслабится.

Таким образом, результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод о том, что студентам с различной степенью выраженности интернет-зависимости присущи специфические проблемы и личностные особенности, которые оказывают влияние на их поведение.

Между уровнем коммуникативных склонностей и уровнем интернет-зависимости существует устойчивая корреляционная связь (r = –0,426, при р=0,01), которая означает, что интернетзависимости подвержены люди, не умеющие и не имеющие особого желания общаться реально с собеседниками, не нуждающиеся в многочисленных непосредственных контактах с людьми, что подтверждается связью интернет-зависимости с постоянным (r = 0,39, при р=0,01) и поведенческим одиночеством, при этом интернет-зависимые не осознают своих проблем, компенсируя их с помощью Интернета.

При отсутствии интернет-зависимости средний балл по коммуникативным склонностям равняется 11,4, что соответствует среднему показателю уровня коммуникативных склонностей.

Изучение проявления одиночества у интернет-независимых показало, что для них характерны кратковременные приступы одиночества и, как следствие, недостаток эмоциональных контактов.

Какие первые слова приходят на ум, когда вы думаете об окружающем вас современном мире? Стремительный, сумасшедший, развивающийся с космическими скоростями, не дающий возможности остановится, сделать паузу и вдохнуть полной грудью. Компьютерные технологии плотно и основательно вошли в жизни людей во всех ее проявлениях, из предмета роскоши превратившись в средство первой необходимости.

Ежедневная жизнь большинства из нас, так или иначе, связана с компьютерной техникой, учеба, ведение домашнего хозяйства, покупки, лечение, общение, досуг и т.д. Все грани человеческой жизнедеятельности зачастую тесно связаны с компьютерами. Даже наши пожилые бабушки и дедушки оценили прелести интернета и легкости общения в скайпе. Плюсы очевидны, к счастью многие задумываются и над минусами, такими медицинскими проблемами как ущерб зрению, опорно-двигательному аппарату и прочее, все это лежит на поверхности, описано в элементарных правилах работы за компьютером и в большинстве своем излечимо.

Сложнее обстоят дела с глубокими, серьезными последствиями, зачастую не заметными на первый взгляд и о которых задумывается далеко не каждый садящийся за компьютер – влияние, которое оказывает компьютер на психику человека. Возникающие заболевания трудно диагностировать, еще труднее лечить. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80х годов американские ученые, а особую остроту данная проблема приобрела к началу нового столетия.

На данный момент выделяют также некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость и игроманию. И если еще вчера, казалось бы, такое безобидное времяпровождение за компьютером в интернете, уже сегодня характеризуется как интернет зависимость, которая так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.

Характерными особенностями зависимостей различного типа являются:

  • синдром абсистенции
  • стремление заполучить объект зависимости
  • поведение, направленное на приобретение объекта зависимости
  • снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости
  • потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Что же может стать причиной появления данной зависимости? По мнению специалистов психологов, к глобальной причине возникновения компьютерной зависимости можно отнести повсеместно усиливающуюся тенденцию к интроверсии, индивидуализму, человек уходит в себя, вплоть до аутизма, разрушаются ценности традиций, из жизни уходят ритуалы. Все это оборотная сторона обретенной свободы, развития компьютерных технологий, средств связи. Правила выживания в современном мире заставляют многих людей, а особенно подростков платить дорогой ценой за неизбежный прогресс. Это период переживания внутренней пустоты, одиночества, непонимания, отсутствия смысла жизни, шизоидной и нарциссической акцентуации.

Все это приводит к тому, что человеку становится проще найти себе утешение в мире интернета, мнимых виртуальных друзей и виртуального общения с развлечением. В сложившихся обстоятельствах уход от реальности в виртуальный мир, где человек может играть любую роль, удовлетворять все свои явные и скрытые потребности, почувствовать себя «властелином мира» с волшебной палочкой-компьютерной мышкой в руках. Интерактивное общение является чрезвычайно привлекательным для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не могут найти его в окружающем обществе. Человек, полностью погружаясь в этот иллюзорный мир, перестает отдавать себе отчет, что компьютер лишь инструмент, а не заменитель реальной жизни.

Но несмотря на все факты, указывающие на серьезность данной проблемы интернет зависимости, многие ученые до сих пор не признают ее значимость и необходимость включить в официальный перечень заболеваний. Игнорирование наличия данной проблемы очень опасно, так как если химическая зависимость с очевидностью приводит к понижению физических возможностей человека и постепенному снижению социального статуса, к межличностным конфликтам, то компьютерная, Интернет-зависимость, как радиация, действует не менее пагубно, но гораздо более скрыто.

До сих пор не придумано универсального эффективного средства для лечения интернет зависимости. Лечат их по стандартным схемам, медикаментозно и психотерапевтически. Это может решить сугубо медицинскую проблему, избавить от патологического влечения, но все равно остается проблема инициации, поиска групповой среды, выстраивания отношений с окружающими, обретения смысла жизни. На этом этапе важно предложить человеку страдающему интернет зависимостью альтернативы, эмоционально не менее привлекательные, но более социально приемлемые и не угрожающие потерей психического и физического здоровья.

Важно поддержать человека на первоначальном этапе осознания интернет зависимости. Близким людям под силу, окружить друг друга вниманием, заботой, любовью, научиться уделять друг другу время и дарить радость общения в реальном мире.

Берегите себя и будьте здоровы. Всегда с Вами ваш помощник в вопросах здоровья У ДОКТОРА.