Средний заработок из чего состоит. Как рассчитывается среднемесячная заработная плата? Выплаты, которые учитываются при расчете среднего заработка

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

(от греч. analysis - разложение, расчленение, synthesis - соединение) - две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ (А.) - процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез (С.) - объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в целое.
А. и С. используются как в мыслительной, так и в практической, в частности экспериментальной, деятельности. Уже на ступени чувственного познания мы разлагаем явления на отдельные стороны и свойства, выделяя их форму, цвет, величину, составные и т.д. Выделенные части могут предметом самостоятельного, более глубокого изучения, между ними могут быть установлены определенные взаимоотношения и зависимости. Последующий С. восстанавливает объекта, однако после его аналитического исследования мы более глубоко осознаем структуру этой целостности. Процедуры А. и С. являются необходимым элементом всякого научного познания. А. обычно образует его начальный этап, на котором происходит переход от общего, нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава и отдельных свойств. Затем, после исследования выделенных свойств вновь происходит восстановление целостности объекта - С, но он уже обогащен полученным знанием о внутренней структуре исследуемого объекта и о закономерных связях его сторон и свойств.
В различных науках используются специфические способы А. и С.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "АНАЛИЗ И СИНТЕЗ" в других словарях:

    анализ и синтез - АНАЛИЗ И СИНТЕЗ. Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) реальное или мысленное разложение объекта на компоненты; синтез (от греч. sythesis соединение, сочетание) реальное или мысленное объединение этих компонентов в целостный… …

    анализ через синтез - АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении субъектом свойств познаваемого объекта (анализ) посредством включения объекта в систему связей с другими объектами (синтез). Этот механизм… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis… … Новейший философский словарь

    анализ через синтез - термин С. Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий «механизм» (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает… … Большая психологическая энциклопедия

    АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ - Фраза, относящаяся к широкому классу моделей распознавания образов (паттернов) или, более точно, к классу теорий обработки информации, которые пытаются объяснять такие элементарные явления, как тот простой факт, что вы ож*те он*ть мы*л э*ти… … Толковый словарь по психологии

    АНАЛИЗ и СИНТЕЗ - термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение), 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis… … Социология: Энциклопедия

    - (от греч. analysis разложение) а разденление объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis соединение) объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как… … Словарь терминов логики

    - (от греч. analysis разложение) разделение объекта на составные части, стороны, свойства. С. (от греч. synthesis соединение) объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое. А. и С. используются как в… … Словарь терминов логики

    АНАЛИЗ И СИНТЕЗ - (от греч. аnаlуsis – разложение и sуnthеsis – соединение) – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и С. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех… …

    Анализ через синтез - обозначение широкого класса моделей распознавания образов, использующих прежний опыт восприятия, то есть механизмы апперцепции (см.) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Анализ и синтез систем автоматического управления с распределенными параметрами , Рапопорт Э.. Учебное пособие посвящено систематическому изложению основных методов анализа и синтеза систем автоматического регулирования с распределенными параметрами. Рассмотрены базовые характеристики…
  • Анализ и синтез сложных раздражителей у сложных животных , А. Г. Воронин. Ленинград, 1952 год. Государственное издательство медицинской литературы. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В первой главе издания представлен обзор литературы по условным рефлексам…

При решении задач самого широкого круга, в том числе и экономических, применяются методы логического познания, среди которых выделяются анализ и синтез. В совокупности всех методов логического исследования эти два характеризуются тем, что применяются практически без ограничений, могут использоваться как на закономерностей, так и при обыденном осмыслении фактов, явлений, событий.

Анализ представляет собой такой логический прием, при котором исследователь производит мысленное расчленение объекта или предмета исследования на условные составные части, а затем изучает каждую из выделенных частей отдельно. В повседневной жизни мы часто употребляем это слово, порой, не придавая особого значения тем условиям, которые выдвигаются использованием данного метода в познании. Одним из важнейших таких условий является то, что и анализ, и синтез, используемые при изучении какого-либо предмета, должны мыслительно делиться только и исключительно на те составляющие, которые в совокупности образуют предмет исследования. Замена их аналогами и однотипными компонентами не допускается, эта замена уже означает переход к другому методу логического познания - моделированию.

Синтез - это такой при котором отдельные элементы предмета познания объединятся в целое и исследуются в составе этого целого. Как видно из содержания, оба метода - анализ и синтез - представляют собой диалектическую целостность, а потому в практике, как правило, используются (или должны использоваться) совместно, обеспечивая, таким образом, более высокую достоверность результатов.

Применение этих методов настолько распространено, что напрямую связывается вообще с умением человека осмысливать рационально окружающий мир и явления, которые в нем происходят. Тем не менее, их использование имеет ряд особенностей, которые обусловлены сферой применения и свойствами изучаемого объекта или предмета. Так, например, анализ и синтез в экономике понимается как движение мысли в "обратном направлении", такое, при котором рассуждение строится от неизвестного экономического феномена к известному, и наоборот. Следует также учитывать, что и анализ, и синтез, сами по себе не выступают доказательством либо решением какой-либо проблемы, они - только средство поиска этого решения.

Прикладное назначение данных логических приемов именно в экономике состоит в том, что с их помощью выявляются сущностные стороны происходящих экономических процессов, исследуются важнейшие тенденции развития хозяйственной деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях, глобальные, общегосударственные и локально-региональные экономические проблемы.

Помимо этого, анализ и синтез систем управления, например, выступает в качестве начальной точки при проведении планирования и прогнозирования экономической ситуации, независимо от того, какого масштаба объект мы изучаем, или к какой форме собственности он принадлежит. Использование данных логических приемов, как самостоятельно, так и в составе системного анализа, позволяет аргументировано обосновать, опираясь на данные науки, всю экономическую политику того объекта, который изучается.

К синтез и анализ в своем применении охватывают и мировую, и общегосударственную экономические сферы. То же самое на микроэкономическом уровне ограничивается рассмотрением вопросов развития отдельной отрасли, предприятия и даже индивидуального предпринимателя. Здесь имеет место выделение в качестве предмета анализа или синтеза изучение таких показателей, как объемы производства величины издержек и прибыльности предприятия или фирмы.

Как синтез, так и анализ в экономической сфере имеет несколько разновидностей, обусловленных интересами и целями самого исследования. Так, если нам необходимо узнать о прошлых тенденциях развития предприятия, применяется ретроспективный вариант, а если мы хотим «заглянуть» в будущее - перспективный.

Наиболее продуктивным считается правильное сочетание данных методов в составе комбинированной методики, например, при к изучению объекта. Это обеспечивает сохранение всех преимуществ методов, при нивелировке их недостатков, за счет использования других методов познания.

Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — в научном исследовании процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще.

Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта или от общего представления о нем к выявлению его строения, состава, свойств, признаков, функций. Так, анализируя процесс становления у воспитанника какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении воспитанника, а затем подробно исследует содержание каждой стадии. Но и на других этапах исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. В методологии образования анализ рассматривается как один из важнейших методов получения нового психолого-педагогического знания.

Существует несколько видов анализа как метода научного познания .

- Один из них мысленное разделение целого на части . Такой анализ, выявляющий строение (структуру) целого, предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Примером такого анализа служит системно-структурный анализ. При этом особое значение имеет случай, когда анализируемый объект рассматривается как представитель некоторого класса предметов: здесь анализ служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, что позволяет с помощью вывода по аналогии переносить знание, полученное при изучении одних психолого-педагогических объектов, на другие. Так, некоторые свойства ситуации обучения могут быть распространены на воспитывающие ситуации.

- Возможен также анализ общих свойств предметов и отношений между предметами, когда свойство или отношение разделяют на его составляющие, которые поэтапно подвергаются дальнейшему анализу. Анализу может подвергнуться то, от чего ранее отвлеклись, и т.д. В результате анализа общих свойств и отношений понятия о них сводятся к более частным и простым. Таким образом формулируются, например, определения педагогических и психологических понятий.

- В науке используется также логический анализ . Логический анализ — это уточнение логической формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами современной логики . Такое уточнение может касаться как рассуждений (логических выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отдельных областей знания. Этот вид анализа чаще всего применяется в той части психолого-педагогического исследования, где выявляются возможности какой-либо концепции в решении задач исследования и характеризуется степень разработанности выбранной для изучения психолого-педагогической проблемы.


Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. Например, при изложении содержания какой-либо психолого-педагогической концепции в ней необходимо выделить философские основания, целевые установки, предлагаемые педагогические средства и т.д., что позволит выявить сущность данной концепции и отнести ее к той или иной образовательной парадигме.

Следует отличать анализ как метод научного исследования от анализа как функции практической деятельности педагога или психолога. Общий анализ урока или воспитательного мероприятия дает информацию о характере образовательного процесса в том или ином учебном заведении, но вряд ли может привести к получению принципиально нового научного знания. В то же время вычленение в деятельности педагога и учащихся элементов, связанных, например, с развитием познавательного интереса, позволяет разработать модель этого психолого-педагогического феномена, а.также прийти к выводам об эффективных способах стимулирования познавательного интереса и выстроить модель соответствующих педагогических условий. Таким образом, анализ как метод психолого-педагогического исследования характеризуется целенаправленностью.

Чтобы анализ действительно был целенаправленным , необходимо определить признак (или несколько признаков), на основании которого вычленяется та или иная часть исследуемого объекта педагогической реальности. Выделение таких признаков зависит главным образом от задач исследования. Так, стадии процесса выделяются, как правило, на основании качественных изменений, которые происходят в развитии того или иного свойства системы. В основе выделения функций образовательного феномена лежат способы его взаимодействия с педагогической и социокультурной средой. Структурные элементы феномена выделяются чаще всего на основании его функций.

Признаки, по которым производится анализ, целесообразно выделять не одновременно, а последовательно. Например, анализ структуры и функций образовательного феномена представляет собой своеобразную цепочку: ее последующее звено (анализ структуры) базируется на предыдущем (анализ функций).

Анализ необходимый этап познания целого. Он дает возможность изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, общие для всех частей, и тем самым осознать особенности структуры и развития целостного образовательного феномена.

Однако в процессе анализа отдельные части объекта, явления, процесса неизбежно вырываются из общего контекста их понимания, из их связи, из взаимодействия с другими частями и со всем целым; в результате получаются условные, односторонние, неполные определения. Поскольку образовательный феномен (как и любая система) не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве взаимосвязей и взаимозависимостей необходимо применить другой метод — синтез.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему ). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.

Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм.

Во-первых , на единстве процессов анализа и синтеза основан процесс образования понятий .

Во-вторых , в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин . Часто эти теории оказываются противоположными в определенных аспектах; корректное применение метода синтеза позволяет снять эти противоречия. Так, религиозная и светская образовательные парадигмы имеют много различий. Однако синтез знаний о духовном становлении человека, о способах приобретения им духовного опыта, заключенных в той и другой парадигмах, позволяет создать целостную теорию духовно-нравственного воспитания.

В-третьих , синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных. На этом этапе исследования из разрозненных данных, полученных в результате использования эмпирических методов, необходимо составить единую картину, дающую целостное представление о том или ином объекте, явлении, процессе. В этом аспекте синтез выступает как средство выявления причинно-следственных связей, педагогических принципов как оснований деятельности педагога и пр.

В-четвертых , синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене — это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними. Поскольку всякое целостное знание представляет собой систему, то при синтезировании отдельных аспектов рассмотрения предмета возникает феномен, наделенный принципиально иными смыслами и обладающий новыми по сравнению с составляющими его частями качествами.

Анализ и синтез — это не изолированные друг от друга самостоятельные этапы научного исследования. На каждой его стадии они осуществляются в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого .

Так, при анализе мы выделяем в предмете те свойства, которые делают его частью целого, основываясь при этом на синтетическом, хотя бы самом общем предварительном представлении о целом, а при синтезе осознаем целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. Благодаря этому в ходе научного исследования синтез осуществляется через анализ, а анализ — через синтез. Анализ и синтез тесно связаны с другими методами психолого-педагогического исследования: абстрагированием, обобщением, классификацией и др.

Идеализация и моделирование.

Модель, как мы уже знаем, — -это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Само исследование невозможно без параллельного моделирования, т.е. выделения существенных моментов исследуемого объекта в совокупности их взаимосвязей и взаимозависимостей.

Аналогия может выступать как средство обобщения и систематизации информации, поскольку позволяет получить детальное представление о ряде сходных объектов, выделить в них наиболее существенные черты, сопоставить их и таким образом получить обобщенное знание;

Аналогия устанавливает связь между различными областями знания и тем самым сближает их.

В современной науке аналогия трактуется не как формальное умозаключение, а как эвристический вывод, дающий выход на новое знание. Здесь особенно важно «сходство несходного», т.е. умение находить принципиальное, существенное сходство в предметах и явлениях, внешне друг с другом несхожих (так называемая аналогия противоположностей).

Выводы по аналогии в психолого-педагогическом исследовании носят вероятностный характер, однако корректное выделение линий, по которым проводится сопоставление, позволяет существенно повысить уровень достоверности таких выводов и выстроить эффективные модели образовательных феноменов.

Другим средством конструирования моделей является дедуктивное моделирование . Исследователь исходит из самых общих положений, составляющих модель. Статистически, с помощью выбранного математического аппарата эта модель проверяется. Применение дедуктивного (математического) моделирования тесно связано со все более глубоким познанием сущности воспитательных явлений и процессов, углублением теоретических основ исследования.

В процессе моделирования мы получаем новое знание о каком-либо объекте. Базой вывода при этом служит модель, т.е. некоторая известная система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции.

Это становится возможным благодаря следующим функциям модели :

а) формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные;

б) визуализирует представления о структуре изучаемого объекта;

в) дает возможность перехода к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам.

Главный результат построения исследовательской модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами исследуемого объекта, закономерностях процесса его становления, — прогноз развития.

Прогностические выводы (о зоне ближайшего развития, о возможных затруднениях и т.д.) становятся основанием для выбора оптимальной стратегии обучения и воспитания, помощи в. преодолении объективных затруднений в развитии. Как правиле»; рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды, чтобы впоследствии можно было его конкретизировать и уточнять.

Индукция и дедукция.

Индукция это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке.

Индукция осуществляется через абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов).

Существует несколько приемов абстрагирования , используемых в зависимости от характера реальных объектов и цели абстрагирования:

Если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция, иначе — абстракция отождествления. Обобщающая абстракция образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков;

- изолирующая, или аналитическая, абстракция не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет, при этом аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания;

- идеализация как прием абстрагирования акцентирует внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде.

Дедукция — такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позвюляет лучше понять общее.

В ходе ежедневной работы с оплатой труда сотрудников бухгалтеру или лицу, выполняющему его функции, часто приходится сталкиваться с необходимостью рассчитать средний заработок, ведь исходя из этой базовой величины высчитывается множество выплат. На первый взгляд, всё просто: законодательством определён незамысловатый порядок исчисления, представляющий собой формулу из двух значений. Однако, приступая к своему первому расчёту, новичок сразу же поймёт, что каждая конкретная практическая ситуация требует знания множества нюансов в определении периода расчёта, учитываемой суммы выплат и в самом порядке исчисления.

В каких случаях возникает необходимость рассчитать средний заработок

Трудовым законом определено значительное количество выплат, расчёт которых опирается на средний доход сотрудника. Общего их перечня закон не содержит - указания относительно размеров и особенностей каждой выплаты имеются в устанавливающей её статье. На практике чаще всего применяются следующие нормы ТК:

  1. Ст. 114 - определяет оплату дней трудового отпуска в виде среднего заработка.
  2. Ст. 126–127 - дают работнику право на возмещение неиспользованных, но заработанных дней трудового отпуска в случае прекращения трудовых отношений с работодателем или по заявлению сотрудника в части, превышающей обязательные ежегодные 28 дней.
  3. Ст. 167 - устанавливает порядок оплаты дней командирования работника с учётом средней зарплаты.
  4. Ст. 173 - обязывает нанимателя предоставить отпуск, оплачиваемый по среднему заработку, некоторым категориям совмещающих труд с обучением гражданам.
  5. Ст. 178 - определяет круг лиц, которым при расторжении трудового договора положено начисление выходного пособия, рассчитываемого исходя из среднего дохода.
  6. Ст. 182 - даёт право работнику получать свою среднюю зарплату по прежней должности при переводе на нижеоплачиваемую по медицинским показаниям.
  7. Ст. 183 - гарантирует работникам оплату периода временной нетрудоспособности, которая также исчисляется на основе среднего дохода.
  8. Ст. 185 - устанавливает оплату «по среднему» на время прохождения работающим лицом обязательного медицинского осмотра.
  9. Ст. 186 - определяет гарантии донорам в виде оплачиваемых в сумме средней зарплаты дней забора крови и времени для восстановления.
  10. Ст. 187 - относит периоды обучения гражданина в целях улучшения квалификации (по инициативе нанимателя) ко времени, оплата которого должна высчитываться по средней заработной плате.

Реже используются нормы об оплате времени, затраченного трудящимися на участие в коллективных переговорах, заседаниях органа по трудовым спорам, времени простоя или перевода по случаю чрезвычайных обстоятельств, периода невыполнения сотрудником норм труда по вине нанимателя, периода вынужденного прогула и т. п.

Как рассчитать среднюю зарплату: формула и примеры

Норма ТК, посвящённая подсчёту среднего заработка (ст. 139), предусматривает принципы расчёта этой основополагающей величины:

  • единообразие исчисления её размера;
  • учёт всех выплат, имеющих отношение к оплате труда;
  • расчёт в зависимости от реально отработанного лицом времени на протяжении предшествующих расчёту 12 полных календарных месяцев;
  • особый алгоритм вычисления средней зарплаты при расчёте отпускных или возмещения за неотгуленные дни положенного отдыха;
  • возможность установления нанимателем в локальных НПА другого способа подсчёта (в части длительности расчётного периода), нежели предусмотренный законом, если это не делает ситуацию менее выгодной с позиций работающих;
  • отнесение полномочий по разработке правил расчёта к компетенции Правительства РФ.

В рамках реализации требований ст. 139 ТК Правительством было разработано Положение об особенностях исчисления средней зарплаты (утв. Постановлением №922 от 24.12.2007). По состоянию на 2016 года данное положение действует в редакции от 15.10.2014

Согласно п. 4 Положения, для расчёта среднего дохода используется две величины - реально отработанное время и начисленный заработок. В свою очередь, каждая из них имеет особенности исчисления.

Как установить расчётный период

Период времени для подсчёта среднего дохода вне зависимости от разновидности выплаты, для вычисления которой он будет использован (кроме оплаты периода временной нетрудоспособности), составляет 12 календарных месяцев. При этом в расчёт берутся лишь полные месяцы. К примеру:

  • для вычисления суммы выходного пособия при завершении трудовых отношений 27 августа 2016 года потребуется подсчитать среднюю зарплату гражданина с августа 2015 года по июль 2016 года включительно;
  • для вычисления размера отпускных, если отпуск начинается 5 сентября 2016 года, потребуется рассчитать среднюю зарплату сотрудника с сентября 2015 года по август 2016 года включительно.

Особенности расчёта пособий по временной нетрудоспособности определяются специально разработанным Положением (утв. Постановлением Правительства №375 от 15.06.2007 в последней редакции 2013 года). Для этого вида выплат используется средний доход за двухлетний расчётный период. При этом порядок расчёта этой величины для оплаты обычного листка нетрудоспособности и больничного по беременности и родам отличаются:

  • в первом случае количество рабочих дней в периоде принимается равным 730;
  • во втором - из периода исключается время отсутствия на работе по определяемым Положением №375 основаниям.

После определения периода расчёта из него в обязательном порядке исключаются периоды непоявления на работе:

  • оплаченные исходя из среднего дохода (за исключением времени, предназначенного для кормления ребёнка);
  • с полной, частичной оплатой рабочего времени или без оплаты по основаниям, установленным законодательством.

Таким образом, из времени, принимаемого в расчёт при вычислении среднего дохода, вычитаются дни подтверждённой нетрудоспособности, трудовых и социальных отпусков и неявки на работу по другим причинам. Однако важно помнить, что для оплаты отпускных и возмещения за неотгуленный отпуск период рассчитывается в календарных днях, в оставшихся случаях - в рабочих.

Законодатель определяет среднее число календарных дней в месяце как 29,3. Формула расчёта для частично отработанного месяца (применяется для расчёта в календарных днях):

29,3 дней/число дней в календарном месяце х число отработанных календарных дней в месяце.

Пример 1. Ведущий специалист отдела автоматизации ОАО «Сигма» Е.В. Борисов будет уволен 29 августа 2016 года с уплатой выходного пособия в сумме среднего дохода за 1 месяц (по сокращению штатной численности). Расчётный период для подсчёта суммы пособия - с августа 2015 года по июль 2016 года включительно. За это время Е.В. Борисов 1 раз был на больничном (с 16 по 20 мая 2016 года - 5 рабочих дней, 5 календарных дней) и 1 раз в отпуске (с 4 по 15 июля 2016 года - 10 рабочих дней, 12 календарных дней).

Для расчёта выходного пособия количество отработанных дней в рабочем периоде составит: 246 дней (всего рабочих за период) - 5 дней - 10 дней = 231 день.

Для расчёта отпускных: (10 месяцев (полностью отработанных) х 29,3 дней) + (29,3 дней/31 день мая х 26 отработанных календарных дней) + (29,3 дней/31 день июля х 19 отработанных календарных дней) = 293 + 24,57 + 17,95 = 335,52 дня.

Количество отработанного времени в расчётном периоде для работников с суммированным учётом рабочего времени во всех случаях высчитывается в рабочих часах (все выплаты рассчитываются исходя из среднечасового заработка).

На практике возможны особенные ситуации в определении расчётного периода, способы их разрешения прямо обозначены в Постановлении № 922:

  • если отпуск высчитывается в рабочих днях, число дней, включаемое в расчёт, подсчитывается исходя из 6-дневной рабочей недели, а не в календарных днях, как это предусмотрено по общему правилу;
  • если за учитываемый период гражданин дохода не имел или все дни были исключены из периода согласно закону, в расчёт берётся предшествующий 12-месячный период;
  • если лицо вовсе не работало до месяца, в котором производится расчёт, средняя зарплата рассчитывается за текущий месяц;
  • если в текущем месяце заработка также не было, в расчёт принимается определённый трудовым соглашением месячный оклад.

Пример 2. Специалист 1 категории отдела планирования ОАО «АВС» Е.Т. Белясова должна быть уволена 19 августа 2016 г. с уплатой выходного пособия в сумме среднего дохода за 1 месяц (в связи с прекращением деятельности предприятия). С 3 августа 2015 г. Е.Т. Белясова находится в социальном отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёхлетнего возраста, с 1 апреля 2015 по 2 августа 2015 года она находилась на больничном по беременности и родам. Оба указанных периода из расчётного периода исключаются. Так как до выхода на больничный сотрудница работала на протяжении двух лет, в расчёт должен быть взят период с апреля 2014 года по март 2015 года.

Какие выплаты нужно учесть

Важным правилом подсчёта среднего заработка следует считать исключение из учитываемых выплат тех, что носят социальный характер, возмещают понесённые лицом в связи с трудовой деятельностью расходы и некоторых поощрительные выплаты. Другими словами, учёту подлежат лишь выплаты, имеющие отношение к оплате труда.

Полный перечень выплат, из которых складывается рассчёт, содержится в п. 2 Положения №922 - сюда относятся все разновидности зарплаты (повременная, сдельная, исчисляемая в процентах от выручки, полученная в неденежном виде и т. д.), а также денежное вознаграждение и гонорары, выплачиваемые отдельным категориям работающих.

Отдельного пояснения требуют случаи включения в расчёт различного рода премий, надбавок, бонусов (далее - премия):

  1. Премия, выплаченная по результатам работы за месяц, учитывается в количестве не больше одной выплаты по каждому основанию.
  2. Премия, положенная сотруднику за период более месяца, учитывается в части, приходящейся на период расчёта, и не более, чем в размере одной выплаты по каждому основанию ежемесячно.
  3. Премия, выплаченная по итогам работы за год, учитывается пропорционально части расчётного периода, приходящегося на период, за который она выплачена (то есть, по 1/12 за каждый месяц, попавший в расчётный период).

Пример. Ведущий специалист Е.В Борисов за период расчёта с августа 2015 года по июль 2016 года (см. пример из предыдущего раздела) получил доход в сумме 340 000 р. Из них:

  • 6 000 р. - оплата больничного в мае 2016 г.;
  • 11 000 р. - оплата дней отпуска в июле 2016 г.;
  • 30 000 - «тринадцатая» зарплата за 2015 год.

Расчёт суммы выплат, которые входят в расчёт среднего заработка:

340 000 р. - 6 000 р. - 11 000 р. - (30 000 р./12 месяцев х 5 месяцев 2015 года (приходящихся на расчётный период)) = 310 500 р.

Формула расчёта среднего заработка

Посчитав количество отработанного времени и начисленного заработка, принимаемые в расчёт в соответствии с законом, можно приступать непосредственно к подсчёту среднего дохода. Для начала следует высчитать среднедневной заработок (для трудящихся с суммированным учётом рабочего времени - среднечасовой) - формула содержится в пп. 9–10, 13 Положения №922:

  • Cреднедневной заработок = начисленный за период расчёта заработок/количество отработанного времени в днях (рабочих или календарных).
  • Cреднечасовой заработок = начисленный за расчётный период заработок/количество отработанного времени в часах.
  • для оплаты 10 календарных дней отпуска среднедневной заработок гражданина следует умножить на 10;
  • для выплаты выходного пособия в сумме среднемесячного заработка следует умножить среднедневной заработок на количество рабочих дней, приходящихся на следующий за днём прекращения трудовых отношений полный календарный месяц.

Пример 1. Расчёт среднедневного дохода для уплаты выходного пособия ведущему специалисту Е.В. Борисову (исходные данные смотреть в примерах из предыдущих разделов):

310 500 р. /231 рабочий день = 1 344 р.

Расчёт среднедневного дохода для уплаты возмещения за неотгуленный отпуск:

310 500 р. /335,52 календарных дней = 925 р.

Выходное пособие в сумме среднемесячного дохода для Е.В. Борисова будет исчисляться исходя из количества рабочих дней в сентябре 2016 г. - 22 дня:

1 344 р. х 22 дня = 29 568 р.

За 2 дня заработанного, но не использованного отпуска, Е.В. Борисову положена компенсация:

925 р. х 2 = 1 850 р.

Пример 2. Директор ЧП «Окна-плюс» И. А. Семашкевич должен быть уволен 29 августа 2016 г. в связи со сменой владельца предприятия и, соответственно, уплатой трёхмесячного среднего заработка. Расчётный период средней зарплаты для И. А. Семашкевича - с августа 2015 года по июль 2016 года. За это время он не находился на больничном или в трудовом отпуске - отработал 246 рабочих дней (согласно производственному календарю на 2015–16 гг.). Сумма выплат, относящихся к системе оплаты труда, за этот же период составила 550 000 р.

Расчёт среднедневного заработка:

550 000 р./ 246 дней = 2 235 р.

Расчёт компенсационной выплаты:

2 235 р. х 64 рабочих дня (согласно производственному календарю за период с сентября по ноябрь 2016 года включительно) = 143 140 р.

Как рассчитать среднюю заработную плату, если она менялась на протяжении расчётного периода

На тот случай, если на протяжении расчётного периода или уже после его истечения, в организации были повышены ставки по учитываемым в расчёт выплатам, законодатель предусмотрел несколько правил, направленных на улучшение положения работника:

  1. Если ставка возросла в течение расчётного периода, сумма выплат, приходящаяся на его часть до изменений, должна быть увеличена путём умножения на специальный коэффициент. Рассчитывается этот коэффициент путём деления новой тарифной ставки на старую.
  2. Если ставка возросла после окончания расчётного периода, но до момента расчёта, средний заработок рассчитывается исходя из нового её размера.
  3. Если ставка возросла в течение периода, оплачиваемого исходя из среднего заработка, сумма среднего заработка увеличивается с даты повышения.

Справка: как правильно оформить + примеры

Справка о средней заработной плате составляется в свободной форме.

Пример справки-расчёта

Заполнения специальной формы справки о среднем заработке может потребовать служба занятости, если бывший работник обратился за начислением пособия по безработице. Порядок расчёта в этой ситуации регулируется Постановлением Минтруда №62 от 12.08.2003 (от общего порядка он отличается периодом расчёта, который составляет 3 месяца).

Образец справки для центра занятости

Законодательство устанавливает единообразный порядок вычисления среднего заработка для всех ситуаций. Некоторые отличия имеются лишь в определении расчётного периода и числа отработанных дней для оплаты дней больничного и отпуска соответственно. Все тонкости расчёта в особенных ситуациях нашли своё отражение в Положении о порядке исчисления среднего заработка, утверждённом Правительством РФ.

Поделитесь с друзьями!