Чем занимается ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия Товарищества обязана. Ревизионная комиссия: организация работы

28.07.2019 Виды

Настоящее Положение разработано на основе действующего законодательства Российской Федерации, Устава Товарищества и определяет порядок образования и состав ревизионной комиссии, ее компетенцию, права, полномочия и обязанности, а также ответственность ревизионной комиссии и организацию ее работы. Ревизионная комиссия является органом Товарищества осуществляющим проверку и ревизию его хозяйственно-финансовой и иной деятельности.

1. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И СОСТАВ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

1.1. Ревизионная комиссия избирается, согласно Уставу на общем собрании Товарищества сроком на _____ с правом продления ее полномочий по решению общего собрания Товарищества на новый срок.

1.2. Количественный состав ревизионной комиссии определяется Общим собранием участников Товарищества. Однако в любом случае в состав ревизионной комиссии должно входить не менее трех человек.

1.3. В ревизионную комиссию могут быть избраны только те лица, которые являются участниками Товарищества.

1.4. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны генеральный директор Товарищества, его заместители, главный бухгалтер, члены Совета участников Товарищества, а также лица, которые занимают какие-либо должности в администрации Товарищества.

1.5. При избрании кандидатур в члены ревизионной комиссии голосование проводится отдельно по каждой кандидатуре. Решение об избрании конкретного лица в состав ревизионной комиссии считается состоявшимся, если за него проголосовало более пятидесяти процентов участников Товарищества, присутствовавших на собрании.

1.6. Участники Товарищества, избранные в состав ревизионной комиссии и являющиеся одновременно наемными работниками Товарищества могут быть уволены с работы по инициативе администрации Товарищества только после согласования вопроса их увольнения с Советом участников Товарищества.

2. КОМПЕТЕНЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

2.1. В компетенцию ревизионной комиссии входит:

3. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

3.1. Для надлежащего выполнения возложенных на нее обязанностей ревизионная комиссия имеет право:

  • получать от органов управления Товариществом, его подразделений и служб, должностных лиц документы и материалы, необходимые для выполнения стоящих перед ней задач;
  • требовать и получать личные объяснения от должностных лиц и работников Товарищества по вопросам, входящим в компетенцию ревизионной комиссии;
  • требовать от полномочных лиц Товарищества созыва заседания Совета участников или общего собрания Товарищества в случаях, когда выявленные нарушения в производственно- хозяйственной, финансовой, правовой деятельности Товарищества, а также возникшая угроза интересам Товарищества требуют принятия решений со стороны органов управления Товарищества по вопросам, находящимся в их компетенции;
  • созывать общее собрание участников Товарищества в случаях выявления серьезных нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности Товарищества, а также в случае угрозы интересам Товарищества;
  • ставить перед Генеральным директором Товарищества вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников Товарищества в случае нарушения ими производственно-хозяйственной и финансовой дисциплины, действующего законодательства, правил, инструкций и положений, установленных в Товариществе;
  • ставить перед Общим собранием участников вопрос о досрочном прекращении полномочий Генерального директора и членов Совета участников, в случае выявления допущенных этими лицами нарушений, а также в случае обнаружившейся некомпетентности указанных лиц;
  • привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в Товариществе.

4. ОБЯЗАННОСТИ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ И ЕЕ ЧЛЕНОВ

4.1.Ревизионная комиссия обязана:

  • своевременно доводить до сведения общего собрания и Совета участников Товарищества результаты осуществленных проверок и ревизий в форме письменных отчетов, докладных записок, устных сообщений на собраниях или заседаниях Совета;
  • не разглашать сведения и данные, являющиеся коммерческой тайной или имеющих конфиденциальный характер, ставшие известными ревизионной комиссии и ее членам при выполнении своих функций;
  • проводить внеплановые ревизии по письменному запросу не менее ___% участников Товарищества, не менее 2-х членов Совета участников или решению Совета участников;
  • представлять не позднее, чем за ___ дней до годового собрания Товарищества в Совет участников заключение по итогам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности Товарищества, в котором должны содержаться: подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах Товарищества; информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении Товариществом финансово-хозяйственной деятельности.

4.2. При проведении ревизий и проверок члены ревизионной комиссии обязаны надлежащим образом изучать и проверять все документы и материалы, относящиеся к предмету ревизии (проверки), их соответствие требованиям действующего законодательства, правилам и требованиям установленным в Товариществе.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

5.1. Ревизионная комиссия несет ответственность за достоверность заключений по результатам проведенных ревизий и проверок.

5.2. Меру ответственности за недостоверные данные, представленные ревизионной комиссией в ее заключениях определяет общее собрание.

6. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

6.1. Работу ревизионной комиссии организует Председатель комиссии, избираемый из числа ее членов простым большинство голосов на первом заседании комиссии.

6.2. По предложению Председателя комиссии из числа членов ревизионной комиссии простым большинство голосов ее членов избирается секретарь комиссии.

6.3. Председатель комиссии созывает и проводит ее заседания; организует текущую работу комиссии; представляет ее на заседаниях Совета Товарищества и общих собраниях; подписывает документы, выходящие от имени комиссии. Секретарь комиссии ведет протоколы ее заседаний, доводит до адресатов акты и заключения ревизионной комиссии, подписывает документы, выходящие от ее имени.

6.4. Все вопросы своей деятельности Ревизионная комиссия решает на своих заседаниях. Заседания комиссии проводятся по утвержденному ею плану, а также перед началом проведения ревизии или проверки и по их результатам.

6.5. Заседания ревизионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее ___% ее членов.

6.6. Каждый член комиссии обладает одним голосом. Акты и заключения ревизионной комиссии утверждаются простым большинством голосов присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос Председателя ревизионной комиссии. Член ревизионной комиссии в случае своего несогласия с решением комиссии вправе зафиксировать в протоколе заседания комиссии свое особое мнение и довести его до сведения Совета Товарищества или общего собрания.

6.7. Член ревизионной комиссии может требовать созыва экстренного заседания ревизионной комиссии в случае установления им нарушений, требующих безотлагательного решения ревизионной комиссии.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

7.1. Члены Ревизионной комиссии несут ответственность за достоверность своих заключений, а также за достоверность информации о финансово-экономическом положении Товарищества.

7.2. В случае если достоверность или компетентность заключений или рекомендаций Ревизионной комиссии вызывает сомнение, Совет участников вправе назначить независимую (аудиторскую) проверку. По результатам проверки Совет участников может поставить перед Общим собранием участников вопрос о досрочном переизбрании Ревизионной комиссии.

7.3. Основанием для досрочного прекращения полномочий отдельных членов Ревизионной комиссии является сообщение указанными лицами участникам Товарищества либо иным лицам непроверенной (недостоверной) информации.

Вид документа:

  • Положение

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности включения в устав непубличного акционерного общества положения об отсутствии ревизионной комиссии см. ст. 66.3 ГК РФ.

1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

(абзац введен Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ)

2. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.

4. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

5. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона.

6. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Положение о ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия (Ревизор).

4.18.В зависимости от количества членов отделения, может избираться Ревизионная комиссия или Ревизор отделения сроком 3 (три) года. Количественный состав, порядок избрания и отзывы членов Ревизионной комиссии определяется Общим собранием регионального отделения.

4.19.Ревизионная комиссия (Ревизор) отделения является Контрольно-ревизионным органом отделения и осуществляет контроль за финансово-хозяйственной и уставной деятельностью отделения. Ревизионная комиссия (Ревизор) отделения выполняет обязанности в соответствии с Положением о Ревизионной комиссии.

Количественный состав членов Ревизионной комиссии определяется Общим собранием регионального отделения.

4.20.Компетенция Ревизионной комиссии (Ревизора):

— ежегодно проводит ревизии финансово-хозяйственной и уставной деятельности отделения;

— по своему усмотрению может проводить целевые и внеплановые проверки;

— рассматривает жалобы членов регионального отделения;

— приостанавливает или отменяет решения Совета, Председателя Совета регионального отделения в случае противоречия их Уставу или действующему законодательству;

— подотчетно Общему собранию регионального отделения и Ревизионной комиссии Организации;

— осуществляет полномочия, кроме отнесенных к компетенции других органов.

4.21.Заседания Ревизионной комиссии созываются Председателем Ревизионной комиссии один раз в полгода. Внеочередные заседания могут созываться Председателем Ревизионной комиссии или решением Ревизионной комиссии. Заседания Ревизионной комиссии правомочны при наличии более половины членов Ревизионной комиссии. Решения принимаются большинством голосов членов Ревизионной комиссии при наличии кворума. Форма голосования определяется Ревизионной комиссией. Протокол Ревизионной комиссии подписывается председательствующим и секретарем, ведущим протокол.

Председатель Ревизионной комиссии избирается Общим собранием регионального отделения сроком на 3 (три) года. Председатель Ревизионной комиссии может быть избран на новый срок.

4.23.Компетенция Председателя Ревизионной комиссии:

— осуществляет руководство Ревизионной комиссией;

— организует и проводит проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности регионального отделения;

— распределяет обязанности между членами Ревизионной комиссии;

— подписывает документы Ревизионной комиссии;

— осуществляет иные полномочия, кроме отнесенных к компетенции других органов;

4.24.Во время отсутствия Председателя Ревизионной комиссии, его полномочия исполняет один из членов Ревизионной комиссии по письменному поручению Председателя Ревизионной комиссии.

Председатель Ревизионной комиссии подотчетен Общему собранию регионального отделения, Ревизионной комиссии регионального отделения и Ревизионной комиссии Организации.

Членами Ревизионной комиссии (Ревизором) не могут быть Председатель Совета и члены Совета, штатные сотрудники регионального отделения.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Читайте также:

Что такое ревизионная комиссия ОАО, ТСЖ и других организаций? Какие задачи ставятся перед членами ревизионной комиссии? Кем контролируется работа комиссии и какой существует порядок проведения ревизионных проверок? Об этом читайте в нашей статье.

Ревизионная комиссия является постоянно действующим независимым от должностных лиц органом внутреннего контроля организации над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его самостоятельных и структурных подразделений на предмет соответствия требованиям законодательства РФ, Уставу и внутренним документам Общества.

Основными задачами ревизионной комиссии являются:

  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Акционерного Общества;
  • контроль за соответствием финансово-хозяйственных операций, совершаемым Обществом, действующему законодательству РФ и Уставу Общества;
  • проведение независимой оценки сведениям о финансовом состоянии организации.

Деятельность ревизионной комиссии регулируется законодательством РФ, Уставом Общества, действующим Положением и иными внутренними документами предприятия, утвержденными на общем собрании акционеров.

Численный состав ревизионной комиссии определяется Уставом общества, при этом, члены ревизионной комиссии не могут одновременно занимать руководящие должности в органах управления предприятием. Российское законодательство не ограничивает срок полномочий членов ревизионной комиссии, однако, в случае выявления фактов нарушений в деятельности комиссии собранием акционеров могут быть переизбраны как отдельные члены комиссии, так и комиссию в целом в любой период времени.

Порядок избрания ревизионной комиссии также определен Уставом Общества, члены комиссии избираются общим собранием акционеров. Члены совета директоров и акционеры, которые занимают руководящие должности в данном акционерном обществе, не вправе принимать участие в голосовании в случае переизбрания либо отстранения от должности членов ревизионной комиссии. Председатель и секретарь ревизионной комиссии в новом составе должны быть избраны в срок не позднее 15 рабочих дней с момента обновления численного состава ревизионной комиссии ОАО.

Ревизионная комиссия: организация работы

Работой ревизионной комиссии руководит ее председатель, который избирается из состава членов комиссии. Порядок деятельности контролирующего органа определен внутренними документами Общества, в частности, Положением о Ревизионной комиссии, утвержденным общим собранием акционеров.

Решения, принятые ревизионной комиссией, являются правомочными только если в ее работе принимают участие не менее 50% от общего числа участников. В случае меньшего количества участников советом директоров созывается внеочередное собрание акционеров с целью проведения довыборов либо перевыборов членов комиссии.

Результаты проверок и решения, которые были приняты ревизионной комиссией в ходе работы, оформляются протоколом заседания и актом определенной формы в 3х экземплярах в срок не позднее 5 рабочих дней с момента проведения заседания, которые подписываются Председателем и членами ревизионной комиссии. Любые несогласия кого-либо из членов комиссии вносятся в протокол.

Ревизионная комиссия ТСЖ

Все протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся в Обществе с предоставлением их по требованию его участников- акционеров.

Размер и порядок выдачи вознаграждения членам ревизионной комиссии устанавливается участниками Общества на общем собрании акционеров. Члены ревизионной комиссии получают вознаграждение и компенсацию расходов, которые они понесли в период исполнения ими обязанностей в данной должности.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ревизионной комиссией ОАО, ТСЖ и других Обществ может быть проведена по итогам деятельности за 12 месяцев, и кроме того, допускает проведение проверки по инициативе комиссии по требованию одного из акционеров, являющегося владельцем не менее 10% акций данного Общества.

Права и обязанности ревизионной комиссии

В ходе исполнения своих функций, ревизионная комиссия имеет право на:

  • беспрепятственный допуск во все служебные помещения, относящиеся к Обществу;
  • опечатывание материальных складов, архивов, денежных хранилищ на период проведения проверки;
  • получение от органов управления обществом, а также должностных лиц его служб и подразделений затребованных документов с целью изучения материалов;
  • изъятие из дел отдельных документов в случае выявления во время проверки фактов подделки или подлогов документов;
  • выставление требований о созыве совета директоров, заседаний правления и собрания акционеров в целях принятия решения в присутствии компетентных органов по вопросам выявленных нарушений в ведении производственно-хозяйственной, финансовой или правовой деятельности;
  • выставление требований о предоставлении личных объяснений от работников Общества, в том числе и с лиц, занимающих определенные должности, по вопросам выявленных нарушений;
  • привлечение на контрактной основе для проведения ревизии иных специалистов и аудиторские организации за счет средств данного Общества;
  • решение вопросов о применении мер ответственности в отношении работников Общества перед управляющими органами, в случае выявления нарушений Положений и Правил Общества.

Кроме ряда правомочий на членов ревизионной комиссии возложен следующий круг обязанностей:

  1. предоставлять своевременную информацию на собрания акционеров и совета директоров о результатах проведенных ревизий; сведения предоставляются в форме письменных отчетов, докладных записок;
  2. в случаях, если возникает реальная угроза интересам Общества, требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров;
  3. соблюдать коммерческую тайну, не разглашать конфиденциальную информацию, которую члены ревизионной комиссии получают при исполнении своих должностных обязанностей;
  4. не позднее, чем за 10 дней до итогового годового собрания акционеров Общества предоставлять в совет директоров отчет по результатам годовой проверки ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета.

Ревизионная комиссия: порядок проведения проверок

Проверки ведении финансово-хозяйственной деятельности Общества ревизионной комиссией делятся на:

  1. плановые – проводятся в соответствии годовым планом, утвержденным председателем ревизионной комиссии;
  2. внеплановые – проводятся по требованию одного или нескольких акционеров Общества, на основании решения ревизионной комиссии или решения общего собрания акционеров, совета директоров.

Что включает в себя ревизионная проверка:

  • определение нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность проверяемого участка;
  • сбор и анализ документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности Общества, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности, затребование объяснительных записок от работников и должностных лиц Общества по факту выявленных нарушений;
  • осмотр всех служебных помещений предприятия;
  • выявление нарушений норм действующего законодательства РФ, а также определение признаков несоответствия плановому ведению финансово-хозяйственной деятельности Общества, выявление недостоверности сведений в бухгалтерской и статистической отчетности предприятия;
  • иные действия, допускаемые в рамках полномочий ревизионной комиссии.

В ходе проведения прочерки члены ревизионной комиссии запрашивают у органов управления необходимую документацию и материалы, относящиеся к деятельности Общества.

Все запрашиваемые документы должны быть предоставлены ревизионной комиссии не позднее 2х рабочих дней с того момента, как был получен запрос.

Кроме того, во время проверки члены ревизионной комиссии должны иметь доступ к учетным записям, деловой корреспонденции, книгам, имеющим прямое отношение к деятельности Общества и непосредственно к объекту проверки.

В свою очередь, должностные лица органов управления Общества, а также, руководители обособленных и структурных подразделений обязаны:

  1. обеспечить членам ревизионной комиссии все условия для эффективного проведения проверки;
  2. предоставить запрашиваемую документацию в установленный срок;
  3. предоставить разъяснения в письменной или устной форме по всем возникающим вопросам;
  4. устранить все выявленные в ходе проверки нарушения в максимально сжатые сроки;
  5. исключить любые действия, направленные на ограничение ряда вопросов, требующих разъяснения при проведении проверки.

Проверка Общества ревизионной комиссией оформляется протоколом заседания, в срок не позднее 5 дней с момента проведения заседания.

Все вопросы в ходе заседания решаются методом голосования и принимаются большинством голосов. В случае равного количества голосов «За» и «Против» голос председателя ревизионной комиссии считается решаемым.

Ревизионная комиссия и внутренний аудит акционерного общества

Ревизионная комиссия

В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» наличие ревизионной комиссии обязательно для акционерных обществ.

Ревизионная комиссия — это выборный контрольный орган управления акционерным обществом, осуществляющий проверку обоснованности и результативности решений, принятых советом директоров и исполнительными органами управления акционерным обществом. В акционерном обществе может быть либо ревизионная комиссия, либо ревизор. Закон оставляет право выбора за акционерами, которые свое решение должны отразить в уставе общества.

Ревизионная комиссия избирается только общим собранием акционеров. Члены совета директоров и акционеры, занимающие руководящие должности в акционерном обществе, не имеют права голосовать при избрании или отстранении от должности членов ревизионной комиссии. В случае неудовлетворительной работы ревизионной комиссии собрание акционеров вправе переизбрать как отдельных членов, так и всю комиссию до истечения сроков ее полномочий. Руководит работой ревизионной комиссии ее председатель, избираемый из состава членов комиссии.

Численный состав ревизионной комиссии определяется уставом общества. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления обществом. Членом ревизионной комиссии может быть не только акционер. Ревизионная комиссия вправе при необходимости для целей ревизии привлекать по контракту специалистов и аудиторские организации за счет средств общества. Срок, на который избираются члены ревизионной комиссии, законом не определен.

Решения ревизионной комиссии правомочны, если в ее работе принимают участие не менее половины ее членов. В случае, когда число членов ревизионной комиссии становится менее половины, совет директоров обязан созвать внеочередное собрание акционеров и провести довыборы или перевыборы членов ревизионной комиссии общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии регламентируется внутренними документами общества (Положение о ревизионной комиссии).

Результаты проверок, а также все решения, принимаемые ревизионной комиссией, фиксируются в протоколах ее заседаний, подписываемых председателем и членами ревизионной комиссии.

Ревизионная комиссия

Если кто-либо из членов комиссии не согласен с тем или иным решением, он вправе внести в протокол свое особое мнение.

Общее собрание устанавливает размер и порядок вознаграждения членов ревизионной комиссии. При этом им выплачивается не только вознаграждение, но и компенсируются расходы в период исполнения ими своих обязанностей.

К компетенциям ревизионной комиссии, устанавливаемым законом и уставом, относятся:

· осуществлять ревизию финансово — хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам года, а также в иное время;

· проверять состояние кассы;

· проверять своевременность и правильность платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, начислений и выплат процентов по облигациям;

· требовать от лиц, занимающих должности в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;

· требовать созыва внеочередного общего собрания;

· требовать созыва заседания совета директоров;

· правовой контроль за деятельностью органов управления акционерного общества.

Финансово — хозяйственная деятельность акционерного об­щества может проверяться по итогам работы за год и во всякое иное время по инициативе комиссии или по требованию акционера, владеющего не менее 10% акций. По итогам проверки финансово — хозяйственной деятельности акционерного общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором содержатся:

· подтверждение достоверности данных отчетов и иных финансовых документов общества;

· информация о фактах нарушения норм и правил ведения учета и предоставления отчетности, а также нарушения правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит

Кроме ревизионной комиссии (ревизора) в систему внутреннего контроля акционерного об­щества входит аудитор, так как в его функции входит проверка финансово-хозяйственной деятельности общества на предмет ее соответствия правовым актам Российской Федерации.

Внутренний аудит призван повышать стоимость бизнеса и совершенствовать деятельность общества, он помогает организации в достижении ее целей, систематически оценивает эффективность процессов управления рисками, корпоративного управления. В ходе внутреннего аудита анализируется до­стоверность и полнота информации, обеспечивается соблюдение принятых в обществе нормативных актов, сохранность имущества, экономное и эффективное использование ресурсов.

Таким образом, к функциям внутреннего аудита относятся:

· разработка стандартов аудиторских проверок;

· проведение традиционных внутренних проверок;

· оценка соблюдения законов и нормативных актов;

· оценка внутренних систем контроля финансовой информации;

· оценка внутренних систем контроля деловых процессов;

· оценка процедуры выявления и оценка коммерческих рисков, а также процедуры управления ими;

· оценка выполнения договорных обязательств;

· проведение проверки применяемых информационных технологий;

· консультационные услуги;

· помощь руководству общества в создании и использовании системы внутреннего контроля;

· расследование случаев мошенничества;

· проверка дочерних акционерных обществ.

Аудитор утверждается общим собранием акционеров.

Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров на основании заключенного с ним договора.

Аудиторская проверка необходима, прежде всего, в случаях опубликования документов общества. Годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, проспекты эмиссии публикуются только после введения аудиторской проверки. Без аудиторской проверки ФСФР России не регистрирует проспекты эмиссий ценных бумаг акционерных обществ.

Ревизионная комиссия и внутренний аудит дополняют друг друга. Ревизионная комиссия фокусируется на всех функциональных областях деятельности компании, а внутренний аудит – на финансово – бухгалтерской отчетности. Обе комиссии представляют собой инструмент контроля со стороны собственников и, в конечном счете, заинтересованы в эффективной деятельности компании.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие функций исполнительных органов акционерных обществ от функций совета директоров?

2. Опишите механизм выборов генерального директора акционерного общества. В чем отличие от выборов председателя совета директоров?

3. В чем сходство и различие между единоличным и коллегиальным исполнительными органами?

4. Опишите механизм выборов правления корпорации.

5. Зачем необходимо проводить постоянную оценку деятельности правления и генерального директора корпорации?

6. Какие показатели и критерии необходимо использовать при оценке деятельности топ – менеджеров корпорации?

7. Объясните смысл термина «окапывание» менеджеров.

8. Как гринмейл приводит к окапыванию менеджеров?

9. Каков механизм «отравленных пилюль»?

10. Объясните, зачем акционерному обществу необходима ревизионная комиссия или ревизор?

11. Каковы функции внутреннего аудитора акционерного общества?

Тест:

1. Может ли лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или члена коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), совмещать должности в органах управления других организаций? a) может; b) не может; c) допускается только с согласия совета директоров.
2. Исполнительный орган управления акционерным обществом — это орган: a) непосредственного управления; b) общего управления; c) опосредованного управления.
3. Способ корпоративного управления в форме: «кнута» заключается в: a) угрозе смещения менеджера со своего поста либо по решению собственного совета директоров фирмы, либо в результате недружественного поглощения компании иной фирмой; b) в лишении их компенсационного пакета.
4. Считается, что менеджеры окопались, если: a) у компании имеется достаточно сильный совет директоров; b) недружественное поглощение – затруднено; c) менеджеры компании не защищены от угрозы увольнения.
5. Перекрестное участие в советах директоров наблюдается, когда: a) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы А, а президент В - в совете директоров А; b) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы В, а президент В - в совете директоров В; c) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы В, а президент В - в совете директоров А.
6. Если акционерным обществом непосредственно управляет генеральный директор, то исполнительные органы данного общества существуют в форме: a) единоличного исполнительного органа управления; b) коллегиального исполнительного органа управления.
7. Лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа управления, осуществляет также функции: a) председателя совета директоров; b) корпоративного секретаря; c) председателя коллегиального исполнительного органа управления.
8. Положения в уставе компании в форме «отравленных пилюль» a) увеличивают заинтересованность захватчика в поглощении и усиливают окапывание менеджмента; b) снижают заинтересованность захватчика в поглощении и ослабляют окапывание менеджмента; c) снижают заинтересованность захватчика в поглощении и усиливают окапывание менеджмента.
9. Решения совета директоров о досрочном прекращении деятельности единоличного исполнительного органа и проведении внеочередного собрания по выборам нового принимаются: a) большинством членов совета директоров; b) в 3/4 голосов членов совета директоров; c) 100% голосов членов совета директоров. a)
10. Генеральный директор может быть избран: a) общим собранием акционеров; b) советом директоров; c) обоими органами.
11. Если генеральный директор избран советом директоров, тогда срок полномочий генерального директора равен: a) пять лет; b) одному году; c) три года.
12. Выборы генерального директора проводятся: a) раздельным голосованием по каждому претенденту; b) коммулятивным голосованием; c) генерального директора не выбирают, а назначают.
13. Какие из компетенций не относятся к компетенциям генерального директора: a) обеспечение выполнения решений общего собрания и совета директоров; b) оперативное руководство деятельностью общества; c) осуществление текущего планирования; d) внесение изменений в устав АО; e) составление и утверждение штатного расписания; f) заключение договоров, соглашений, контрактов.
14. Для назначения членов исполнительных органов общества необходимо решение совета директоров, принятое: a) простым большинством голосов, если уставом или внутренними документа общества не предусмотрено большее число голосов; b) ¾ голосов; c) простым большинством голосов.
15. Правление избирается сроком на: a) пять лет; b) один год; c) неограниченный срок.
16. Кворум заседания коллегиального исполнительного органа должен составлять: a) 99% избранных членов правления; b) не менее половины избранных членов правления; c) ¾ избранных членов правления.
17. Какие из компетенций не относятся к компетенциям правления? a) разработка системы вознаграждения менеджеров корпорации; b) обеспечение выполнения решений общего собрания; c) организацию оперативного руководства; d) финансовое и налоговое планирование; e) управление производственной деятельностью; f) управление персоналом.
18. Адресный выкуп акций это: a) «отравленные пилюли»; b) гринмейл; c) консолидация акций.
19. Ревизионная комиссия избирается: a) только общим собранием акционеров; b) только советом директоров; c) только правлением общества.
20. Члены ревизионной комиссии могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления обществом: a) да; b) нет.
21. Срок, на который избираются члены ревизионной комиссии: a) пять лет; b) один год; c) законом не определен.
22. К компетенциям ревизионной комиссии, устанавливаемым законом и уставом, не относятся: a) осуществлять ревизию финансово — хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам года, а также в иное время; b) проверять состояние кассы; c) проверять своевременность и правильность платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, начислений и выплат процентов по облигациям; d) привлечение инвестиций и финансирование деятельности компании; e) требовать от лиц, занимающих должности в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
23. Аудитор утверждается: a) только общим собранием акционеров; b) только советом директоров; c) только правлением общества.
24. Аудитор фокусируется: a) на всех функциональных областях деятельности компании; b) на финансово – бухгалтерской отчетности компании. с) на производственной деятельности компании.

Задания для самостоятельной работы:

Темы эссе:

7. Практика оценки деятельности топ – менеджеров в иностранных корпорациях.

8. Практика оценки деятельности топ – менеджеров в российских корпорациях.

9. Практика «окапывания» менеджмента в современных компаниях.

10. Практика работы ревизионной комиссии в российских корпорациях.

Предыдущая27282930313233343536373839404142Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Положение о Ревизионной комиссии (ревизоре)

Статья 47. Ревизионная комиссия (ревизор) общества

1. Ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом общества.

2. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

3. Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества.

4. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется уставом и внутренними документами общества.

5. Настоящая статья применяется в случаях, если образование ревизионной комиссии общества или избрание ревизора общества предусмотрено уставом общества либо является обязательным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Ревизионная комиссия (ревизор)

Для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор). Ее основная функция — выработать независимое мнение о финансовых процедурах и процедурах контроля в обществе и доводить его до сведения акционеров.
Количество членов ревизионной комиссии, срок полномочий и ее компетенция определяется уставом АО. Порядок деятельности ревизионной комиссии регламентируется положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утверждаемым общим собранием акционеров.
Член ревизионной комиссии должен быть независимым от исполнительных органов общества и не может быть членом совета директоров, членом исполнительного органа, генеральным директором, членом счетной комиссии. Кодексом корпоративного поведения рекомендуется включать в состав ревизионной комиссии исключительно лиц, имеющих безупречную репутацию. В уставе и внутренних документах могут быть предусмотрены дополнительные требования к членам ревизионной комиссии, такие, как знание бухгалтерского учета и отчетности.
Ревизионная комиссия вправе:
— проводить проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности общества за год до годового общего собрания акционеров;
— проводить внеочередные проверки финансово-хозяйственной деятельности общества;
— проверять достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества и в годовой бухгалтерской отчетности;
— требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров;
— требовать проведения заседания совета директоров или коллегиального исполнительного органа для обсуждения вопросов, входящих в его компетенцию;
— требовать от органов управления общества предоставления документов о финансово-хозяйственной деятельности общества и информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.
Уставом общества могут определяться и иные полномочия и обязанности ревизионной комиссии.
Порядок выдвижения кандидатов в состав ревизионной комиссии точно такой же, как и порядок выдвижения кандидатов в члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа, кандидатов на должность генерального директора.
Члены ревизионной комиссии избираются на годовом общем собрании акционеров простым большинством голосов. Общество заключает с членами ревизионной комиссии договоры.
Закон не устанавливает срок полномочий ревизионной комиссии, поэтому она может избираться не только на срок до следующего годового собрания, но и на любой другой срок, который, как правило, составляет три года.
В связи с тем что закон не устанавливает срока полномочий ревизионной комиссии, а равно не содержит указания на истечение срока полномочий ревизионной комиссии в день проведения следующего годового общего собрания акционеров, суд правомерно отказал в признании полномочий ревизионной комиссии недействительными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2002 г. по делу А42-8621/01-13-566/02)*(178).
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу компании "Фоккер Девелопментс Лимитед" на решение от 29.01.2002 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2002 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8621/01-13-566/02, установил:
Компания "Фоккер Девелопментс Лимитед" (далее — Компания) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к открытому акционерному обществу "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" (далее — ОАО "Олкон") о признании недействительными полномочий ревизионной комиссии общества с 02.06.2000 — дня проведения годового собрания.
Решением от 29.01.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2002 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания просит отменить судебные акты, исковые требования удовлетворить.
Податель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 47, подпункт 9 пункта 1 и пункт 3 статьи 48, статью 85 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 103 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, податель жалобы указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Исковые требования Компании мотивированы тем, что ревизионная комиссия ОАО "Олкон" избрана на годовом общем собрании акционеров сроком на три года. Трехгодичный срок полномочий ревизионной комиссии, хотя и предусмотрен уставом общества и Положением о ревизионной комиссии, противоречит положениям Федерального закона "Об акционерных обществах".
В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" ревизионная комиссия является органом управления акционерного общества, осуществляющим контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Согласно пункту 1 статьи 85 Федерального закона "Об акционерных обществах" ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Данная норма закона является диспозитивной, что позволяет акционерному обществу самостоятельно определять порядок избрания ревизионной комиссии.
В соответствии с пунктом 18.1 устава ОАО "Олкон" ревизионная комиссия общества избирается общим собранием акционеров сроком на три года в количестве семи человек.
Как усматривается из материалов дела, ревизионная комиссия ОАО "Олкон" избрана на общем собрании акционеров 21.05.99. Данное решение не признавалось в установленном порядке недействительным, а равно судом не было установлено, что решение принято с нарушением компетенции общего собрания либо с иным существенным нарушением законодательства. Решение о досрочном прекращении полномочий общим собранием акционеров не принималось.
Таким образом, полномочия ревизионной комиссии возникли в силу решения общего собрания акционеров, принятого в соответствии с уставом общества, и на момент принятия судом решения не прекращались.
Податель жалобы считает, что ревизионная комиссия должна переизбираться ежегодно на годовом общем собрании акционеров, поскольку проведение годового собрания и решение вопроса об избрании ревизионной комиссии в силу пункта 1 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции от 26.12.95) является обязательным.
Указанный довод правомерно был отклонен судом, поскольку буквальное толкование нормы пункта 1 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" не дает оснований для вывода о годичном сроке полномочий ревизионной комиссии.
Поскольку в законе специально не оговорен срок полномочий ревизионной комиссии, срок, на который она избирается общим собранием, устанавливается уставом общества на основании пункта 1 статьи 85 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Вследствие этого, правильным является такое толкование пункта 1 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которым на каждом годовом собрании акционеров может рассматриваться вопрос о переизбрании ревизионной комиссии, поскольку порядок ее избрания, определенный уставом общества, не предусматривает иного.
В связи с тем что закон не устанавливает срока полномочий ревизионной комиссии, а равно не содержит указания на истечение срока полномочий ревизионной комиссии в день проведения следующего годового общего собрания акционеров, и избрание ревизионной комиссии соответствует уставу ОАО "Олкон", суд правомерно отказал в признании полномочий ревизионной комиссии недействительными.
Судом правомерно сделан вывод об отсутствии доказательств нарушения либо ущемления прав и законных интересов истца.

2.2. Ревизионная комиссия

Истцом не доказано нарушение его прав на внесение предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвижение кандидатов в ревизионную комиссию. Поэтому довод жалобы о нарушении прав истца как акционера кассационной инстанцией не принимается.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылку истца на разъяснения, данные в письме Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от 28.02.2000 N ИК-07/883, как не обладающие силой нормативного акта и имеющие рекомендательный характер.
Кассационная инстанция считает, что суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и всем доказательствам, представленным сторонами, дал надлежащую оценку. Поскольку правовые акты подлежат применению, а не оценке, ссылка подателя жалобы на нарушение судом части 1 статьи 125 и части 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей.
С целью упорядочения процедуры проверок совету директоров общества рекомендуется утвердить положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией.
Эффективность контроля над финансово-хозяйственной деятельностью повышается, если ревизионная комиссия работает в тесном сотрудничестве с комитетом по аудиту, в том числе предоставляет комитету по аудиту полную информацию о своей деятельности, проводимых расследованиях и составляемые заключения.

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО

ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет правовой статус, порядок формирования и работы ревизионной комиссии открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество), а также полномочия ее членов.

3. Основными задачами ревизионной комиссии являются:

1) осуществление контроля за формированием достоверной финансовой и бухгалтерской отчетности общества и иной информации о его финансово-хозяйственной деятельности и имущественном положении;

2) осуществление контроля за соответствием законодательству Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представлением обществом финансовой и бухгалтерской отчетности и информации в соответствующие органы и акционеру;

3) выработка предложений по повышению эффективности управления активами общества и иной финансово-хозяйственной деятельности общества, обеспечение снижения финансовых рисков, совершенствование системы внутреннего контроля.

4. Ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом общества, решениями общего собрания акционеров и совета директоров общества, настоящим Положением и внутренними документами общества.

II. КОМПЕТЕНЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

5. К компетенции ревизионной комиссии относится:

1) осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности за год, а также в любое время по своей инициативе, решению совета директоров общества или по требованию акционера;

2) проверка и анализ финансового состояния общества, его платежеспособности, функционирования системы внутреннего контроля и системы управления финансовыми и операционными рисками, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;

3) подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности и иных отчетах, а также других финансовых документах общества;

4) проверка порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой и бухгалтерской отчетности при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности общества;

5) проверка своевременности и правильности ведения расчетных операций с контрагентами, бюджетами всех уровней, а также расчетных операций по оплате труда, социальному страхованию, начислению и выплате дивидендов;

6) проверка законности хозяйственных операций, осуществляемых обществом по заключенным от его имени сделкам;

7) проверка эффективности использования активов и иных ресурсов общества, выявление причин непроизводительных потерь и расходов;

8) проверка выполнения предписаний ревизионной комиссии по устранению выявленных нарушений;

9) проверка соответствия решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, принимаемых президентом, советом директоров и правлением общества, уставу общества и решениям общего собрания акционеров;

10) разработка для совета директоров и правления общества рекомендаций по формированию бюджетов общества и их корректировке;

11) решение иных вопросов, отнесенных к компетенции ревизионной комиссии Федеральным законом "Об акционерных обществах", уставом общества и настоящим Положением.

6. Ревизионная комиссия вправе вносить предложения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности общества для включения их в планы работы органов управления общества, требовать в установленном порядке созыва заседания правления или совета директоров общества, общего собрания акционеров в случае, если возникла угроза экономическим интересам общества или выявлены злоупотребления со стороны его должностных лиц.

7. По запросам ревизионной комиссии ей представляются протоколы заседания совета директоров общества, комитетов и комиссий совета директоров общества, а также правления общества.

8. Ревизионная комиссия вправе запрашивать у президента, членов совета директоров и членов правления общества информацию:

2) о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;

3) о сделках, по которым они могут быть признаны заинтересованными лицами.

9. Председатель или любой член ревизионной комиссии вправе присутствовать на заседаниях совета директоров общества, комитетов и комиссий совета директоров общества, правления общества при рассмотрении результатов проверок деятельности общества, а также по приглашению совета директоров общества, комитетов и комиссий совета директоров общества, правления общества - на других заседаниях.

III. СОСТАВ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

10. Ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров.

11. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

12. Одно и то же лицо может быть избрано членом ревизионной комиссии неограниченное число раз.

13. Общее собрание акционеров вправе досрочно прекратить полномочия отдельных членов ревизионной комиссии в случае совершения ими недобросовестных действий либо причинения вреда обществу, выразившихся в:

1) уничтожении, повреждении или фальсификации документов и материалов;

2) сокрытии информации о выявленных злоупотреблениях должностных лиц или работников общества;

3) сознательном введении в заблуждение должностных лиц, работников общества или акционера по вопросам деятельности общества;

4) разглашении государственной тайны и конфиденциальной информации о деятельности общества;

5) других действиях, причиняющих вред обществу.

IV. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СЕКРЕТАРЬ

РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

14. Председатель, заместитель председателя и секретарь ревизионной комиссии избираются на первом заседании ревизионной комиссии из числа ее членов большинством голосов членов ревизионной комиссии.

15. Председатель ревизионной комиссии осуществляет руководство деятельностью ревизионной комиссии, подготовку проектов планов ее работы, обеспечивает созыв и проведение заседаний, председательствует на них, распределяет обязанности между членами ревизионной комиссии, подписывает протоколы заседаний, заключения и иные документы ревизионной комиссии, решает другие вопросы, предусмотренные настоящим Положением.

16. Ревизионная комиссия может освободить от исполнения обязанностей председателя или заместителя председателя ревизионной комиссии и избрать нового, решение о чем принимается большинством голосов членов ревизионной комиссии.

17. Заместитель председателя ревизионной комиссии избирается для того, чтобы выполнять функции председателя в его отсутствие.

18. Секретарь ревизионной комиссии осуществляет организационное обеспечение деятельности ревизионной комиссии и подготовку ее заседаний, в том числе обеспечивает ведение делопроизводства и хранение протоколов и иных материалов ревизионной комиссии, уведомление членов ревизионной комиссии и приглашенных лиц о проведении заседаний, представление членам ревизионной комиссии материалов к заседаниям, оформление протоколов заседаний и выписок из них, осуществляет иные функции, определенные настоящим Положением и решениями ревизионной комиссии.

V. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИЕЙ

19. Заседания ревизионной комиссии созываются председателем ревизионной комиссии в соответствии с утвержденным планом работы. Заседания проводятся также перед началом проверок деятельности общества, осуществляемых ревизионной комиссией, и по их результатам.

Председатель ревизионной комиссии может созывать внеплановые заседания по своей инициативе или по предложению членов ревизионной комиссии.

20. Повестка дня заседания ревизионной комиссии утверждается председателем ревизионной комиссии.

21. Решения на заседаниях ревизионной комиссии принимаются большинством голосов членов ревизионной комиссии.

22. Каждый член ревизионной комиссии обладает одним голосом. Член ревизионной комиссии не вправе передавать право голоса иным лицам, включая других членов ревизионной комиссии.

23. Члены ревизионной комиссии должны присутствовать на заседаниях лично.

В заседаниях ревизионной комиссии принимают участие члены ревизионной комиссии, а также приглашенные лица.

24. Кворум для проведения заседания ревизионной комиссии составляет две трети от числа избранных членов ревизионной комиссии.

25. Решения ревизионной комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем ревизионной комиссии.

Члены ревизионной комиссии вправе письменно изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания ревизионной комиссии.

26. Протокол заседания ревизионной комиссии оформляется не позднее чем через 10 дней после его проведения. В протоколе указываются:

1) дата, время, место проведения заседания и номер протокола;

2) перечень лиц, участвующих в заседании;

3) повестка дня заседания;

4) основные положения выступлений лиц, участвующих в заседании;

7) решения, принятые ревизионной комиссией;

8) иная необходимая информация.

27. К протоколу заседания ревизионной комиссии прилагаются материалы (в том числе заключения, акты проверок и иные документы), послужившие основанием для принятия ревизионной комиссией соответствующих решений.

28. Протокол заседания ревизионной комиссии направляется заинтересованным лицам в течение 5 дней с даты его подписания.

VI. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

29. Ревизионная комиссия осуществляет в соответствии с установленными правилами и порядком ведения финансовой и бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета:

ежегодные проверки - по итогам деятельности общества за год;

внеочередные проверки - в любое время по своей инициативе, решению совета директоров общества или требованию акционера.

30. Проверки деятельности общества, проводимые ревизионной комиссией, не должны нарушать режим работы общества.

31. Финансово-хозяйственная деятельность общества подлежит проверке ревизионной комиссией по следующим направлениям:

1) соблюдение законодательства Российской Федерации, устава общества, решений общего собрания акционеров и совета директоров общества по вопросам его финансово-хозяйственной деятельности, а также исполнение предписаний, отраженных в актах по результатам предыдущих проверок;

2) достоверность и своевременность отражения данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности;

3) исполнение внутренних документов общества по вопросам его финансово-хозяйственной деятельности;

4) правильность отражения в финансовом и бухгалтерском учете размера уставного капитала общества, законность и целесообразность решений по изменению его величины;

5) обоснованность размера дивидендов, выплачиваемых акционеру;

6) целесообразность принятия и эффективность выполнения решений об участии общества в инвестиционных проектах и привлечении сторонних инвесторов;

7) обоснованность создания и прекращения деятельности филиалов и представительств общества.

32. При проведении проверок филиалов и представительств общества ревизионная комиссия также проверяет:

сохранность имущества, закрепленного за филиалами и представительствами общества, правомерность и экономическую целесообразность произведенных ими расходов, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании средств, выделенных обществом для деятельности его филиалов и представительств;

правильность ведения бухгалтерского учета, а также достоверность отчетности, представляемой обществу.

33. По результатам проверки ревизионной комиссией составляется акт, который подписывается председателем ревизионной комиссии, президентом общества и главным бухгалтером общества (руководителем и главным бухгалтером филиала или представительства, если проверка проводилась в филиале или представительстве).

34. По результатам ежегодной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия не позднее чем за 15 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров составляет заключение, в котором должны быть отражены вопросы, относящиеся к компетенции ревизионной комиссии в соответствии с подпунктами 2 - 9 пункта 5 настоящего Положения.

35. В случае выявления в ходе проверки нарушений финансово-хозяйственной деятельности общества в акте проверки или в заключении ревизионной комиссии даются предписания по устранению выявленных нарушений.

36. Помимо проведения ежегодных и внеочередных проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия обязана:

обеспечивать систематический оперативный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества;

своевременно доводить до сведения совета директоров и правления общества результаты проведенных проверок деятельности общества, предложения по устранению причин и условий, способствовавших нарушениям финансово-хозяйственной дисциплины, а также предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля и повышению эффективности деятельности общества.

37. Ревизионная комиссия вправе:

1) запрашивать у органов управления общества, его филиалов и представительств, а также лиц, выполняющих управленческие функции в обществе, информацию, документы и материалы, необходимые для работы ревизионной комиссии, которые должны быть представлены в течение 5 дней после получения соответствующего запроса;

2) требовать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, от органов управления общества и полномочных лиц созыва общего собрания акционеров, заседания совета директоров или правления общества по вопросам, находящимся в их компетенции;

3) информировать совет директоров общества обо всех случаях невыполнения работниками общества, включая лиц, выполняющих управленческие функции, требований ревизионной комиссии, касающихся представления необходимых документов, об отказе в пояснениях по имеющимся у ревизионной комиссии вопросам;

4) ставить перед общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительными органами общества вопрос об ответственности работников, включая лиц, выполняющих управленческие функции, за не соответствующие законодательству Российской Федерации или повлекшие нанесение ущерба обществу или третьим лицам действия (бездействие);

5) ставить перед общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительными органами общества вопрос о принятии мер по устранению выявленных ревизионной комиссией нарушений и сроках их устранения.

38. Члены ревизионной комиссии обязаны принимать необходимые меры для выявления нарушений финансово-хозяйственной деятельности общества и содействовать их устранению.

Члены ревизионной комиссии общества несут ответственность за объективность и добросовестность произведенной ими проверки, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, обеспечение конфиденциальности информации, составляющей служебную и (или) коммерческую тайну, а также за превышение своих полномочий.

39. Работники общества имеют право:

1) присутствовать при проведении проверок вверенных им материальных ценностей, проводимых ревизионной комиссией;

2) знакомиться с содержанием заключений и актов ревизионной комиссии по вопросам, относящимся к их служебной деятельности, и представлять письменные объяснения и возражения по ним;

3) знакомиться с содержанием документов, послуживших основанием для выводов о допущенных нарушениях и недостатках в работе.

40. Работники общества обязаны содействовать ревизионной комиссии при проведении проверок, представлять необходимые информацию, документы, материалы и давать пояснения по имеющимся у ревизионной комиссии вопросам.

VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

41. По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Размеры вознаграждения и компенсации устанавливаются общим собранием акционеров с учетом рекомендаций совета директоров общества.

По решению общего собрания акционеров в качестве вознаграждения членам ревизионной комиссии помимо денежной оплаты могут предоставляться иные льготы и преимущества, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

42. Для обеспечения деятельности ревизионной комиссии ей предоставляются необходимые помещения, оргтехника и канцелярские принадлежности в пределах средств, выделяемых на эти цели обществом.

Понятие ревизионной комиссии

Это выборный контрольный орган управления акционерным обществом. Ее функции состоят не в оперативном или стратегическом управлении обществом, а в осуществлении проверки результатов финансово-хозяйственной деятельности общества.

Порядок избрания ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия избирается только общим собранием акционеров.

Члены совета директоров и акционеры, занимающие руководящие должности в акционерном обществе, не имеют права голосовать при избрании или отстранении от должности членов ревизионной комиссии.

В акционерном обществе может быть либо ревизионная комиссия, либо ревизор. Закон оставляет право выбора за акционерами, которые свое решение должны отразить в уставе общества.

Состав ревизионной комиссии

Численный состав ревизионной комиссии определяется уставом общества.

Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления обществом. Членом ревизионной комиссии может быть не только акционер. Срок, на который избираются члены ревизионной комиссии, законом не определен.

В случае неудовлетворительной работы ревизионной комиссии собрание акционеров вправе переизбрать как отдельных членов, так и всю комиссию целиком до истечения сроков ее полномочий.

Организация работы ревизионной комиссии

Руководит работой ревизионной комиссии ее председатель, избираемый из состава членов комиссии.

Решения ревизионной комиссии правомочны, если в ее работе принимают участие не менее половины от числа ее членов. В случае, когда число членов ревизионной комиссии становится менее половины, совет директоров обязан созвать внеочередное собрание акционеров и провести довыборы или перевыборы членов ревизионной комиссии общества.

Ревизионная комиссия вправе при необходимости для целей ревизии привлекать по контракту специалистов и аудиторские организации за счет средств общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии регламентируется внутренними документами общества. Это, как правило, Положение о ревизионной комиссии, которое рекомендуется утверждать общим собранием акционеров.

Результаты проверок, а также все решения, принимаемые ревизионной комиссией, фиксируются в протоколах ее заседаний. Протокол подписывается председателем и членами ревизионной комиссии. В случае несогласия кого-либо из членов комиссии с тем или иным решением, он вправе внести в протокол свое особое мнение.

Общее собрание устанавливает размер и порядок вознаграждения членов ревизионной комиссии. При этом им выплачиваются не только вознаграждение, но и компенсируются расходы в период исполнения ими своих обязанностей.

Компетенция ревизионной комиссии

Компетенция ревизионной комиссии устанавливается по закону и по уставу. Эта компетенция предусматривает право:
  • осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам года, а также во всякое иное время;
  • требовать от лиц, занимающих должности в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;
  • требовать созыва внеочередного общего собрания;
  • требовать созыва заседания совета директоров.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества может осуществляться по итогам деятельности за год, а также во всякое время по инициативе комиссии или по требованию акционера, владеющего не менее 10% акций.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором обычно содержится:
  • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;
  • информация о фактах нарушения норм и правил ведения учета и предоставления отчетности, а также нарушения правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

В компетенцию ревизионной комиссии может быть отнесен правовой контроль за деятельностью органов управления акционерного общества.

Аудитор акционерного общества

Кроме ревизионной комиссии (ревизора) в акционерном обществе должен быть также аудитор. В его функции входит осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности общества на предмет ее соответствия правовым актам Российской Федерации.

Аудитор утверждается общим собранием акционеров. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров на основании заключенного с ним договора.

Аудиторская проверка необходима прежде всего в случаях опубликования документов общества. Публикация годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, проспектов эмиссии осуществляется только после проведения аудиторской проверки. Без аудиторской проверки ФСФР не регистрирует проспекты эмиссий ценных бумаг акционерных обществ.

Акционерное общество обязано предоставлять заинтересованным лицам аудиторское заключение. Обычно предоставляется только та часть аудиторского заключения, которая содержит сведения о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение является внутренним документом [указать полное наименование организации] (далее по тексту - Общество), определяющим статус, состав, права и обязанности, порядок образования Ревизионной комиссии Общества, порядок проведения проверок (ревизий) и принятия решений Ревизионной комиссией Общества.

1.2. Ревизионная комиссия является органом внутреннего финансового контроля Общества.

1.3. Компетенция и порядок деятельности Ревизионной комиссии Общества определяются законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, настоящим Положением и иными внутренними документами Общества в части, относящейся к деятельности Ревизионной комиссии Общества.

2. Образование и состав ревизионной комиссии

2.1. Членом Ревизионной комиссии Общества может быть как участник Общества, так и любое трудоспособное физическое лицо, не ограниченное в гражданской дееспособности, обладающее необходимыми профессиональными знаниями и опытом практической работы.

Специальные требования к члену Ревизионной комиссии Общества: [вписать нужное].

2.2. Количественный состав Ревизионной комиссии Общества определяется решением Общего собрания его участников, но не менее трех человек.

2.3. Ревизионная комиссия Общества избирается Общим собранием его участников на срок [значение].

2.4. Лица, избранные в состав Ревизионной комиссии Общества, могут переизбираться неограниченное число раз.

2.5. В состав Ревизионной комиссии Общества не могут входить члены Правления Общества.

2.6. Решение Общего собрания участников Общества по вопросу избрания членов Ревизионной комиссии Общества принимается путем голосования отдельно по каждой кандидатуре. Решение считается принятым, если за него подано [значение] голосов от общего числа голосов участников Общества.

2.7. Вновь избранные члены Ревизионной комиссии Общества вступают в свои полномочия с даты принятия Общим собранием участников Общества решения по вопросу их избрания.

2.8. Полномочия членов Ревизионной комиссии Общества прекращаются по истечении срока, на который они избраны.

2.9. По решению Общего собрания участников Общества полномочия членов Ревизионной комиссии Общества могут быть прекращены досрочно.

3. Председатель ревизионной комиссии

3.1. Председатель Ревизионной комиссии Общества избирается членами Ревизионной комиссии Общества из их числа большинством голосов от общего числа членов комиссии.

3.2. Ревизионная комиссия Общества вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов комиссии.

3.3. Председатель Ревизионной комиссии Общества организует ее работу, созывает заседания Ревизионной комиссии Общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, подписывает протокол заседания Ревизионной комиссии Общества и иные документы, исходящие от ее имени.

3.4. В случае отсутствия председателя Ревизионной комиссии Общества его функции осуществляет один из членов комиссии по решению Ревизионной комиссии Общества.

3.5. Председатель Ревизионной комиссии Общества может добровольно в любое время сложить с себя полномочия путем направления остальным членам Ревизионной комиссии Общества соответствующего уведомления в произвольной форме.

4. Полномочия, права и обязанности ревизионной комиссии

4.1. К компетенции Ревизионной комиссии Общества относятся следующие вопросы:

Проверка финансовой документации Общества, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета;

Проверка законности заключенных договоров от имени Общества, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами;

Анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям;

Проверка соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности Общества установленных нормативов, правил, ГОСТов;

Анализ финансового положения Общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, выявления резервов улучшения экономического состояния Общества и выработки рекомендаций для органов его управления;

Проверка правильности составления балансов Общества, отчетной документации;

Проверка правомочности решений, принятых органом управления Общества, их соответствия Уставу Общества и решениям общих собраний.

4.2. Ревизионная комиссия Общества осуществляет регулярные проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности и текущей документации Общества не реже одного раза в год, а также в любое время по собственной инициативе, решению Общего собрания участников Общества.

4.3. В ходе выполнения возложенных на Ревизионную комиссию Общества функций комиссия может привлекать экспертов из числа лиц, не занимающих должности в Обществе. Ответственность за действия привлеченных специалистов несет председатель Ревизионной комиссии Общества.

4.4. Ревизионная комиссия Общества имеет право:

Требовать от лиц, занимающих должности в органах управления Общества, необходимые пояснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок и ревизий, в устной или письменной форме;

Получать и знакомиться с документами о финансово-хозяйственной деятельности Общества;

Требовать созыва внеочередного Общего собрания участников Общества, в том числе по результатам проверки при возникновении угрозы интересам Общества или выявлении злоупотреблений должностных лиц, а также когда выявленные нарушения требуют принятия решения по вопросам, относящимся к компетенции указанных органов управления Общества.

4.5. Должностные лица Общества обязаны предоставить Ревизионной комиссии Общества требуемые документы о финансово-хозяйственной деятельности Общества не позднее чем через [значение] дней после осуществления комиссией устного или письменного запроса.

4.6. Ревизионная комиссия Общества обязана:

Своевременно и полно проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности Общества;

Своевременно и добросовестно изучать все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки;

Давать оценку достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документах Общества;

По итогам проверок (ревизий) во всех случаях составлять справки (акты, заключения), включающие выводы и предложения по исправлению выявленных недостатков;

Требовать от соответствующих органов управления Общества устранения выявленных нарушений;

Соблюдать коммерческую тайну;

Не разглашать конфиденциальные сведения, к которым члены Ревизионной комиссии Общества имеют доступ при выполнении своих функций;

Своевременно доводить до сведения Общего собрания участников Общества результаты осуществленных проверок (ревизий) в форме заключения.

4.7. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества Ревизионная комиссия Общества составляет заключение, утверждаемое на ее заседании. Заключение подписывается председателем Ревизионной комиссии Общества, принимавшим участие в проверке, и представляется соответствующим органам управления Общества.

4.8. В составляемом Ревизионной комиссией Общества заключении должны содержаться сведения о:

Достоверности финансовой отчетности Общества;

Фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации и внутренних документов Общества при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;

Другие сведения, определяемые действующим законодательством Российской Федерации.

4.9. Ревизионная комиссия Общества представляет не позднее чем за [значение] дней до годового Общего собрания участников Общества заключение по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества за год.

5. Порядок работы ревизионной комиссии

5.1. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Ревизионной комиссии Общества, принимаются на заседаниях комиссии.

5.2. Заседания Ревизионной комиссии Общества проводятся [по мере необходимости/в соответствии с графиком заседаний, утвержденным Ревизионной комиссией].

5.3. Заседание Ревизионной комиссии Общества созывается Председателем Ревизионной комиссии Общества.

5.4. На заседаниях Ревизионной комиссии Общества ее члены должны присутствовать лично, они не могут передавать свои полномочия другим лицам по доверенности.

5.5. Кворум для проведения заседания Ревизионной комиссии Общества должен быть не менее [значение] от числа избранных членов Ревизионной комиссии Общества.

5.6. При решении вопросов на заседании Ревизионной комиссии Общества каждый член комиссии обладает одним голосом. Передача голосов одним членом комиссии другому члену комиссии запрещается.

5.7. Решения на заседании Ревизионной комиссии Общества принимаются большинством голосов членов комиссии, принимающих участие в заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Ревизионной комиссии Общества.

5.8. Члены Ревизионной комиссии Общества в случае своего несогласия с решением Ревизионной комиссии Общества могут изложить в письменном виде особые мнения, которые прилагаются к протоколу заседания Ревизионной комиссии Общества.

5.9. На заседании Ревизионной комиссии Общества ведется протокол.

5.10. В протоколе указываются:

Дата, место и время проведения;

Лица, присутствовавшие на заседании;

Повестка дня заседания;

Принятые решения.

5.11. Протокол заседания Ревизионной комиссии Общества подписывается председателем Ревизионной комиссии Общества.

5.12. Заключения, протоколы заседаний и иные документы, связанные с деятельностью Ревизионной комиссии Общества, хранятся по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.13. Проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества, осуществляемые Ревизионной комиссией Общества, не должны нарушать нормального режима работы Общества.

6. Ответственность ревизионной комиссии

6.1. Члены Ревизионной комиссии Общества несут ответственность за достоверность своих заключений, а также за достоверность информации о финансово-экономическом положении Общества.

6.2. Члены Ревизионной комиссии Общества несут ответственность за добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей в порядке, определенном действующим законодательством.

6.3. По решению Общего собрания участников Общества членам Ревизионной комиссии Общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов Ревизионной комиссии Общества.

6.4. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением Общего собрания участников Общества.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения Общим собранием участников Общества.

7.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение или утверждение Положения в новой редакции осуществляется по решению Общего собрания участников Общества.