Классный час знания и твоя профессия. Классный час на тему:«ты и твоя будущая профессия. «ты и твоя будущая профессия»















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.

Учитель: Сегодня у нас необычный классный час: мы поговорим о будущем, о профессиях, о которых вы знали всё или ничего. Перед началом нашего разговора я задаю вам один вопрос: “Кем вы видите себя после окончания школы?”

Прослушайте стихотворение В.В.Маяковкого “Кем быть?”

Учитель читает стихотворение В.Маяковского “ Кем быть”.

Учитель: О каких профессиях говорится в этом стихотворении? Чем хороша каждая из них? (беседа с учащимися, анализ ответов)

В мире существует более 5 тысяч профессий, а специальностей ещё больше. Как же найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться при выборе профессии? Ведь будущая профессия это не просто работа. Это судьба, это жизнь, успехи и неудачи, испытания.

Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий.

Существует 5 основных типов профессиональной деятельности человека.

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только “железки”, но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек - знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек- художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.

Чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах:

Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания и потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением “Я хочу” ;

Оценить свои профессионально важные качества, которые определят, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности условно выражают словами “Я могу” ;

Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, что сегодня “Надо”.

Если вы сумеете совместить “Хочу”, “Могу” и “Надо”, ваш профессиональный выбор будет удачным. То есть вы должны найти профессию, которая …

  • будет интересна вам каждый день;
  • соответствует вашим способностям;
  • нужда обществу, государству. Иными словами выбранная вами работа нужна.

(Слайд 7-10)

А теперь проведём тестирование, где вы можете проверить себя.

А теперь проверим себя. (Подсчёт баллов и оценивание себя по итогам тестовых вопросов)

(Слайд 12-14)

И, наконец, мы с вами “поиграем”, сделаем итог нашему разговору: отгадаем загадки.

Кем вы бы не стали в будущем, какую бы профессию не выбрали, помните: работа должна доставлять удовольствие и вам, и окружающим вас людям.



Эпиграфы: «Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп) «Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия»(Стендаль) «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)


Классификация профессий профессора Е.А. Климова. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. Человек - техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. Человек - человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.


Тест «Проверка профессионального соответствия» Человек - техника. Эрмиш А. Янечко Ю. Человек - человек. Гюнтер А. Малетина Л. Стрельцова О. Стрельцова С. Белоусенко Ж. Человек - знаковая система. Шишкин М. Человек - природа. ___ Человек - художественный образ. Чекалина Д.


Типичные ошибки при выборе профессии: Во-первых, выбор «за компанию», когда молодой человек, сомневающийся в своих дальнейших планах, решает продолжить обучение «за компанию» со своим другом или подругой, товарищами по классу (одноклассниками). Во-вторых, неправильным может выбор профессии и в том случае, если человек проецирует свое отношение к школьному предмету на отношение к будущей профессии. В-третьих, ошибочный выбор происходит тогда, когда профессия выбирается из соображений престижности.


Тест «Профессиональный тип личности» Проф. типыФИО Социальный Чекалина Д., Татаева О., Стрельцова С., Шепенкова М. Конвенциальный Белоусенко Ж., Шишкин М., Менщикова К. Предприимчивый Эрмиш А., Музычук К., Стрельцова О., Белоусенко Ж. Артистический Малетина Л., Стрельцова О., ЯнечкоЮ., Гюнтер А., Шадрина Н.


Тест «Карта интересов» Гюнтер А.Химия Малетина Л.Медицина, педагогика, математика Музычук К.Медицина, география и экология Стрельцова О.Труд в сфере обслуживания Стрельцова С.Педагогика, труд в сфере обслуживания, право Чекалина Д.Биология и сельское хозяйство Шишкин М.Физика Эрмиш А.Автодело Янечко Ю.Педагогика Белоусенко Ж.Труд в сфере обслуживания Менщикова К.Медицина Татаева О.Медицина Шадрина Н.труд в сфере обслуживания Шепенкова М.Медицина, труд в сфере обслуживания






Содержание труда Главная задача судьи – вынесение приговора. Принять окончательное решение судья должен самостоятельно, без советов и подсказок- выслушав все заинтересованные стороны и удалившись в совещательную комнату. Там, наедине (запрещены даже телефоны) с рассматриваемым делом, у судьи созревает окончательный приговор или постановление. У судей очень большая нагрузка, не всегда удаётся отдохнуть даже на выходные. Из-за этого у многих не складывается личная жизнь. Мужчина может полностью посвятить себя работе, а женщине надо гораздо больше внимания уделять дому и семье, поэтому на них ложится двойная нагрузка. При этом в судебной системе представительниц прекрасного пола около 80%. Мужчины принимаются здесь на «ура».


Требование к образованию Томский юридический институт (филиал в Новосибирске) Томский юридический институт (филиал в Новосибирске) СГУПС (юридический факультет) СГУПС (юридический факультет) СИМОР (международное право) СИМОР (международное право) СГА (юридический факультет) СГА (юридический факультет)


Требование к личным качествам. Быть готовым к нестандартным ситуациям Быть готовым к нестандартным ситуациям Отлично разбираться в людях Отлично разбираться в людях Нужно знать в совершенстве юриспруденцию Нужно знать в совершенстве юриспруденцию Быть внимательным к мелочам Быть внимательным к мелочам Обладать интуицией Обладать интуицией Не боятся брать на себя большую ответственность Не боятся брать на себя большую ответственность


Карьерный рост. Судьи получают зарплату из бюджета. Оклад мировых и федеральный судей невысок- около 12 тыс. рублей. Кроме оклада выплачиваются надбавки за стаж, класс,нагрузку и т.д. Судья с трёхлетним опытом работы может получать тыс.руб., а в дальнейшем- гораздо больше. Судья не имеет права на коммерческую деятельность, однако может быть преподавателем, заниматься наукой, литературой и другими видами творчества.




Содержания труда Принято считать, что будни социолога- бесконечное сидение за компьютером. Но это не верно. Прежде чем начать исследование, социолог общается с заказчиком. Ему необходимо убедиться, что у них одинаковые понимание задач и целей исследования, чтобы застраховать себя от возможных претензий заказчика. Иногда приходится о предложенных условий отказываться. Принято считать, что будни социолога- бесконечное сидение за компьютером. Но это не верно. Прежде чем начать исследование, социолог общается с заказчиком. Ему необходимо убедиться, что у них одинаковые понимание задач и целей исследования, чтобы застраховать себя от возможных претензий заказчика. Иногда приходится о предложенных условий отказываться.






Карьерный рост Карьерный рост Обычно уже на первых курсах студенты-социологи начинают работать интервьюерами. Это очень хорошее начало карьеры должность интервьюера помогает воспитать в себе такие качества, как терпение, скрупулезность, умение общаться с людьми. Дальнейший рост зависит от выбранной вами сферы деятельности: если вам по душе научная работа есть смысл поступать в аспирантуру, потом защитить докторскую диссертацию и т.д. Обычно уже на первых курсах студенты-социологи начинают работать интервьюерами. Это очень хорошее начало карьеры должность интервьюера помогает воспитать в себе такие качества, как терпение, скрупулезность, умение общаться с людьми. Дальнейший рост зависит от выбранной вами сферы деятельности: если вам по душе научная работа есть смысл поступать в аспирантуру, потом защитить докторскую диссертацию и т.д. Заместитель директора института получает около 25тыс.руб., стипендия аспиранта 1500руб. В компаниях, специализирующих на социологических исследованиях, начальные зарплаты от $500, руководители проектов получают $1000 и выше. Заместитель директора института получает около 25тыс.руб., стипендия аспиранта 1500руб. В компаниях, специализирующих на социологических исследованиях, начальные зарплаты от $500, руководители проектов получают $1000 и выше.




Содержание труда Экономист осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности организации,разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии,повышению эффективности работ,выявлению резервов,предупреждению потерь и непроизводительных расходов,более рациональному использованию всех ресурсов.Выполняет расчеты по материальным,трудовым и финансовым затратам,необходимым для проведения работ(услуг),исследований и разработок в освоении новой техники и технологии.


Требования к образованию Специальность «Экономика и управление на предприятии»,направление «Экономика» По данным кадровых агентства,на рынке труда больше других востребованы выпускники следующих вузов: 1) Бизнес-колледж 2) Новосибирский торгово-экономический колледж 3)ГОУ СПО Новосибирский промышленно- экономический колледж 4) Новосибирский государственный технический университет(НГТУ) 5) Новосибирский государственный университет экономики и управления(НГУЭиУ)




Карьерный рост Начать можно с позиции рядового экономиста, в перспективе-стать управляющим предприятием, который отвечает за развитие компании,ее конкурентоспособность,контролирует и координирует деятельность всех структурных подразделений. В среднем начинающий экономист может рассчитывать на $ Многое зависит от специфики отрасли:в строительной сфере,пищевой,в банках зарплаты могут быть выше-от $1000.С опытом возрастут и доходы.В Москве средняя зарплата специалиста,проработавшего в определенной сфере около двух лет,- $




Содержание труда PR-это наработанные технологии продвижения научных идей «в народ».Тому способствуют газеты, журналы и телевидение. Одно из направлений- работа в компаниях.Их задача наладить связи с прессой. В политике эти специалисты замаются мифотворчеством, информационной борьбой. Ведут войну против конкурентов.








Содержание труда. С каждым годом число желающих отдохнуть за пределами нашей страны становится все больше. Как туристу выбрать страну, организовать поездку и оформить все необходимые документы? В этих вопросах поможет разобраться менеджер по туризму. Высшим профессионализмом такого специалиста считается расшифровать мечту клиента. Ведь многие люди порой сами не знают, чего хотят. Можно долго рассказывать о достопримечательностях Греции, а человеку, возможно, хочется уехать куда-нибудь подальше и побыть в одиночестве. Важно правдиво рассказать о плюсах и минусах тура, страны, учесть финансовые возможности клиента и предоставить самостоятельный выбор. Работа менеджера по туризму в туристическом агентстве отличается от туроператорской фирмы. В первом случае менеджер в основном оформляет путёвки и ведёт туристов за руку. В туроператорской фирме коллектив большой. Одни бронируют билеты, места в отелях, другие оформляют визы, третьи готовят рекламные буклеты и продают готовые маршруты турагенствам.


Требования к образованию. Опытный менеджер по туризму свободно ориентируется в огромных объёмах информации и молниеносно комбинирует разнообразные варианты отдыха. Страдающим склерозом путь в эту сферу закрыт.Чтобы продать зарубежный тур нужно знать всё о данной стране. Менеджер держит в голове большое количество информации.Высокая степень личной организованности, подвешенный язык, плюс свободное владение иностранными языками необходимы ему каждый день.Когда на рынке труда возник спрос на менеджеров по туризму, вузы мгновенно отреагировали на него. Сейчас практически в каждом вузе открыта специальность, дающая возможность работать в сфере туризма.Правда, обучение даже в государственных непрофильных вузах чаще всего платное. Новосибирский государственный университет экономики и управления (факультет социального общения и туризма, срок обучения – 5 лет)


Требования к личностным качествам. 70% рабочего времени в туристическом агентстве занимает общение с клиентами. Замкнутый, закомплексованный, неразговорчивый человек не сможет продать ни одной путёвки.Нужно быть весёлым, внимательным и обаятельным. Профессионал расписывает красоты заморского курорта и умеет слушать клиента. Очень важно для менеджера уметь оперативно разрешать негативную ситуацию, не теряя при этом рабочего ритма. Ведь проблема одного туриста не должна сказаться на других. Часто в поездках по рекламным турам всего за неделю нужно осмотреть массу отелей, их номерной фонд, инфраструктуру, оценить экскурсионные программы, изучить достопримечательности страны. Здесь надо иметь не только цепкую память, но все записывать и структурировать наблюдения. Это пригодится потом, когда посыпятся вопросы дотошных клиентов.


Карьерный рост. Карьера менеджера по туризму начинается с помощника менеджера. Сначала работа на телефоне,потом с клиентами. Далее нужно стать специалистом по одному из этих направлений. Можно занять место заместителя директора или директора туристического агентства. В туроператорских фирмах возможностей сделать карьеру несколько больше.


Специфика профессии. Плюсы профессии: Туристическая отрасль одна из самых выгодных и перспективных, Возможность побывать во многих странах, Хороший заработок. Хотя доход и зависит от сезона, Азарт, обычно в этой области трудятся настоящие фанаты, которые не променяют турбизнес ни на что другое. Минусы профессии Побывав в огромном количестве стран, часто ни одному из них не удаётся посмотреть внимательно, Огромная ответственность, Очень нервная работа, постоянно нужно быть в курсе дел отдыхающих: не забыла ли их встретить принимающая сторона, довольны ли питанием, не возникает ли проблем с персоналом или местным населением. Часто взволнованные туристы могут позвонить среди ночи и попросить развеять их сомнения. Большая текучка кадров.


Содержание труда Современный инженер связи – универсал, хорошо разбирающийся как в инженерно – технических вопросах, так и в программном обеспечении. Инженер по телекоммуникациям обеспечивает доступ пользователем в интернет, «прокладывает» оптико – волоконные сети, предоставляет услуги IP – телефонии, отвечает за наладку, эксплуатацию, мониторинг сети, её развитие, обеспечивает качественную и надежную работу систем. Устанавливает на предприятиях системы видеонаблюдения, охранно – пожарной сигнализации, звукового оповещения и др. Место работы: Телекоммуникационные фирмы, компании – интеграторы, многочисленные государственные и коммерческие организации.










Содержание труда Инженер на стройке – это производитель работ, т.е. прораб, он руководит общестроительными работами, монтажом конструкции, осуществляют контроль за качеством. Кроме того, разрабатывают генеральные планы проектируемых комплексов, куда входят дороги, земляные работы, организация строительства. Направление деятельности строителей очень широкое – кроме возведения зданий, производственных комплексов, заводов, фабрик, они проектируют мосты, гидротехнические сооружения, плотины, дамбы и т.д. В проектных организациях инженеры выполняют работы по комплексному проектированию: архитектурной, конструктивной части (электроснабжение, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, слаботочные системы – телефон, пожарная сигнализация, теленаблюдение и др.)




Карьерный рост Начать карьеру в строительной сфере несложно: конкуренция низкая, спрос на специалистов высокий. После института есть два варианта – идти в проектирование или на стройку. Опытные специалисты считают, что для успешной карьеры следует попробовать и то, и другое. Карьера обычно начинается с должности мастера или бригадира. Потом можно стать прорабом, начальником участка главным менеджером. Инженер-строитель элитных коттеджных поселков в крупной компании может рассчитывать на $ Зарплата прорабов - $ , в зависимости от сложности проектов и опыта работы.
Содержание труда Спортивный тренер руководит тренировками спортсменов, готовит их к соревнованием. Именно спортивный тренер приводит спортсмена на высшую ступень пьедестала почета. Основные задачи тренера: изучить и максимально использовать индивидуальные физические и психологические ресурсы спортсмена; грамотно распределить нагрузку, интенсивность и режим тренировок, чтобы спортсмен успевал восстановиться к решающему старту; следить за состоянием здоровья спортсмена, поддерживать эмоционально и настраивать на победу.


Требование к личностным качествам Здоровое честолюбие, желание добиться результатов, воспитать чемпиона; терпение тренировочный процесс требует долгих лет подготовки; целеустремленность и самоконтроль для объективной оценки своих успехов и промахов; готовность повышать квалификацию, самосовершенствоваться; справедливость (особенно при работе с детьми).




Специфика профессии Плюсы профессии: Прелесть работы тренера- видеть результат своего труда. Минусы профессии: У тренеров, как правило, единственный выходной- воскресенье. Если же приближается чемпионат, то выходные и праздники отменяются. Обычное дело- командировки, выезды на сборы.


Тест «Профпригодность» 1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей. 2. Из трёх подарков ты предпочёл бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление. 3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей. 4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх. 5. В своё свободное время ты любишь: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...


От 5 до 8 баллов Cоветуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.


От 8 до 12 очков Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!


От 12 до 15 очков Задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

измерены, точно определены по многим признакам. Также они имеют огромную разницу

в размерах –от колоссальной паровой турбины до видимого только под микроскопом

транзистора. В профессиях этого типа используются разнообразные средства труда –от

гигантского экскаватора до тончайшего микро- скальпеля. Значит, профессии

типа«человек–техника» требуют от человекаумения концентрировать и переключать

внимание, хорошей зрительно- моторной координации, ловкости движений, а в некоторых

случаях –физической силы и выносливости .

3 ученик: человек –человек: К этому типу относятся профессии, направленные на

воспитание, обучение, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское)

людей. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой.

«человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений.

Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело профессионалы, очень

сложны. Это, например, отношения между школьниками в классе, отношения сторон в

судебном разбирательстве, отношения в трудовом коллективе. Представителям таких

профессий важно понимать, что каждый человек воспринимает мир по- своему, а многие

трудности в отношениях между людьми вызваны неумением людей принять точку зрения

другого. Для того чтобы научиться строить отношения между людьми, полезны

некоторые навыки. Например, коммуникативные. Они позволяют профессионалам легко

вступать в контакт с новыми и очень разными людьми. Необходимо понимать

переживания другого человека, уметь откликаться на его чувства. Эта способность

называется эмпатией . Представителю любой профессии типа «человек–человек» очень

важно быть тактичным . От всех этих способностей, умений и навыков зависит не только

успех в профессиональной работе, но и жизни и судьбы людей, с которыми работает

профессионал. Поэтому необходимы выдержка , самообладание , организационные умения .

Если коммуникативные навыки проявляются в стремлении к общению, сопереживанию,

интересе к другим людям, то организаторские умения –в самостоятельном принятии

решений, в инициативности, в планировании деятельности. Организованность

заключается в способности целенаправленно управлять своей активностью, что

проявляется в умении контролировать, рассчитывать свои действия, строго планировать

время и средства, доводя начатое дело до завершения.

Некоторые профессии трудно отнести к какому - то одному типу. Например, врач-

стоматолог. Эту специальность можно отнести и к профессиям типа «человек–человек» и

«человек–техника». Значит, чтобы овладеть этой специальностью, у человека должны

быть специфические профессионально важные качества, которые важны для двух типов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:«ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия»

(Стендаль)

«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду

понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу,

потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы

для этого» (Жюль Верн)

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для тог чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека. Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

I.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.

Но кроме способностей необходимо учитывать и свои интересы. Идеальное совпадение способностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. Прежде всего надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

9. Где можно её получить?

Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому - все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

работа имеет огромное общественное значение;

высокая зарплата;

встреча с интересными людьми;

командировки, дающие возможность многое увидеть;

использование современной техники.

трудности, связанные с устройством на работу;

частые командировки, осложняющие личную жизнь;

трудности получения образования (например, наличие печатных работ);

большая ответственность;

нервные перегрузки;

ненормированный рабочий день; k

постоянное общение с людьми.

Тест «Профпригодность»

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

Заключительное слово учителя

Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«ТЫ И ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Симоненко Виктория
Внеклассное занятие «Ты и твоя будущая профессия» 4 класс

Внеклассное занятие «Ты и твоя будущая профессия » 4 класс

Цель : выработать представления о различных профессиях .

Оборудование : компьютер, м/проектор, экран.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Послушайте стихотворение и подумайте, о чем сегодня пойдет у нас разговор?

Мы в профессии играем ,

По душе их выбираем,

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб непросто так мечтать,

Профессии надо изучать !

Итак, ребята, вы догадались о чем сегодня пойдет разговор?

3. Основная часть.

а) беседа с детьми на заданную тему.

Что же такое профессия , ребята?

А какие профессии вы знаете ?

Ребята, скажите, а кем бы вы хотели стать, когда вырастите?

А кем работают ваши родители?

Ребята, а вы знаете, что существует 5 типов профессий ?

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий , требующая определенной подготовки и является источником существования.

По предмету труда выделяют 5 типов профессий :

1. Тип «человек – человек» - это люди, умеющие легко входить в контакт с людьми, они добросовестные, ответственные, доброжелательные, справедливые и требовательные. (слайд) к такому типу профессий относятся : врач, воспитатель, полицейский, продавец и т. д.

2. Тип «Человек – техника» - это люди, использующие технические устройства. Это могут быть : швея, водитель, сварщик, каменщик и т. д.

3. Тип «Человек – знаковая система» . Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности , должны уметь логически мыслить, иметь широкий кругозор и интерес к математике.

Этот тип характеризуется такими профессиями как : библиотекарь, бухгалтер, программист, переводчик и т. д.

4. Тип «Человек – художественный образ» . Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это могут быть : парикмахер, художник, цветовод, архитектор, и т. д.

5. Тип «Человек – природа» - этот тип объединяет профессии , представители, которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа. Это агроном, ветеринар, фермер и т. д.

На свете очень много разных профессий , в России их насчитывается более 6 тыс. профессий . Сегодня мы поговорим о некоторых из них.

б) загадки :

Я вам загадаю загадки, а вы, ребята, постарайтесь отгадать о какой профессии пойдет речь :

Природу любить,

Стариков уважать? (учитель)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

Целый день она все шьет,

И моделей создает.

Погоди немного кошка

Будет и тебе одежка. (швея)

Через поле и леса

Мчатся, мчатся поезда

Семафор, гудок и свист…

Вдоль везет нас … (машинист)

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нем,

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире. (каменщик)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы,

Она обладает таинственной силой :

К кому прикоснешься,

Тот станет красивый. (парикмахер)

Ставят ловких 2 руки

каблуки и башмаки,

и набойки на каблук

тоже дело этих рук. (сапожник)

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И конечно же, не плачь,

Это просто детский … (врач)

Спрятан здесь вопрос такой :

Доктор с ниткой и иглой : как зовется?

Вспоминай и быстрей ответ давай. (хирург)

Занят важный он работой :

Урожай его забота,

Чтоб сумели уродится

Вожь, овес или пшеница. (аргоном)

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей,

У него особый дар, это врач - … (ветеринар)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

В книжном море

Он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

помогает быстро нам! (библиотекарь)

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех,

Только вспоминать остается,

Весельчак тот как зовется? (клоун)

Встаем мы очень рано.

Ведь наша забота –

Отвозить всех по утрам на работу. (водитель)

Защищать в суде всех рад

Наш умелый… (адвокат)

Варит он ни борщ, ни суп,

И ни каши с разных круп,

Варит он котлы топные

Трубы, прутья, швы сварные. (сварщик)

С огнем бороться мы должны

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же ты? (пожарник)

Доброты, тепла души

Мамочке не жалко

Ждут мамулю малыши –

Вася, Маша, Галка,

Паша, Сеня и Марат –

Ждет ее весь детский сад! (воспитатель)

Приготовит мама суп,

Малышам из разных круп,

Ловко вылепит котлеты.

И нарежет винегреты.

И с такой умелой мамой

Я бываю сытый самый. (повар)

Ребята, а давайте поиграем в игру «Быстро назови» .

Я назову инструменты, механизмы, предметы, которые относятся к какой-либо профессии , а вы должны быстро назвать профессию .

Называет тот, на кого показывает учитель, другие молчат :

Лекарства, термометр - … врач

Письма - … почтальон

Краски, кисти - … художник

Машина - … водитель

Подъемный кран - … крановщик

Скрипка - … музыкант

Фотоаппарат - … фотограф

Компьютер - … программист

Метла, ведро - … дворник

Еда в кастрюле - … повар

Молодцы, ребята.

3. Заключительная часть

Машинисты и ткачи,

Трактористы и шахтеры,