Совет клуба в сельском клубе. В сельском клубе - не до скуки. Клубы по интересам

Дома культуры — настоящие творческие центры в поселениях. Люди живут на селе именно этими центрами, это их досуг и общение.
Именно такой точки зрения придерживаются жители села Троицкий Сунгур Новоспасского района Ульяновской области.
И когда возник вопрос о необходимости ремонта клуба — решили начать ремонтные работы своими силами.
Многие уже слышали и читали в прессе о том, что в селе создано и активно работает ТОС и общественное объединение клуб «Соковкин» (названо по фамилии основателя села), куда вошли старейшины села, уважаемые люди, молодежь, руководители учреждений и предприятий, расположенных на территории поселения. Очень интересно проходят заседания клуба, на котором решаются вопросы благоустройства села, строительства и ремонта социальных объектов, скверов, зон отдыха с прудами и другие жизненно важные проблемы.
И самое важное во всей этой работе, что жители поняли: все, что делается совместными силами, направлено на улучшение жизни и будущего села.
Сейчас на субботники выходят до 100 человек.
На субботниках мы приступили и к ремонту клуба, который планируем закончить в этом году к 400-летию села Тр. Сунгур.
Уже заменили крышу, пожарную сигнализацию установили, отремонтировали несколько кабинетов. Сейчас приступили к капитальному ремонту здания, которому уже к полсотни лет.
Ремонт сельского клуба должен осуществляться в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Ульяновской области на 2014 -2018 гг.», в которую мы вошли в 2014 году. На эти цели будет выделено 3,75 млн. руб. Из них: 3 млн. руб. — областной бюджет, 750 тыс. руб. — местный бюджет.
Во всех делах и начинаниях нас поддерживают министерство культуры правительства Ульяновской области, администрация района и поселения, жители села. Большую помощь оказывают предприниматели села и руководители организаций холдинга ЗАО «Проминвест».
Вопросы приобретения костюмов, инструментов и оргтехники решаем через ТОС.
В клубе успешно работают хор ветеранов «Журавушка», вокальные группы «Околица», «Ивушка», фольклорный ансамбль «Чаваш Шапчаке», 4 детские вокальные группы, а также кружки прикладного искусства, клубные объединения по интересам. Здесь работают люди, искренне любящие свои традиции, свою культуру.
Сельские дома культуры и библиотеки — это центр общественной и культурной жизни людей на селе, место общения, развития творческих способностей сельчан.
Да, нам сложно выживать в век компьютерных технологий, фейерверков. Нам далеко до столичных шоу-программ…
Но сохранить русское село с его бытом и традициями — это задача государства, а значит, и местных властей.
Изменения пусть медленно, но приходят. Молодежь не спешит менять место прописки, растет рождаемость на селе, а значит, что у Троицкого Сунгура есть будущее.

Немало взрослых, занятых людей добровольно отдают свое время и силы сельскому клубу. Одни на общественных началах руководят музыкальным ансамблем. Другие готовят программы для дискотеки.

Однако у современного сельского жителя велика потребность попробовать свои силы и в других видах самодеятельности. К примеру, в спорте, в техническом творчестве, в реализации организаторских способностей. Ведь известно, что причины расхлябанности, безответственности, хулиганства, как правило, коренятся в устоявшейся привычке к праздности.

Полезными, интересными делами должно быть загружено и свободное время. Каждый очаг культуры должен обладать силой притяжения, расширять сферы своего влияния на сельскую молодежь.

Чтобы строить клубную работу на интересах каждого человека, надо хорошо знать сегодняшние потребности, вкусы и запросы людей. И даже предвидеть, какими они будут завтра. Богатый материал для этого может дать живая практика тех культпросветучреждений, тех любительских объединений, которые получили широкое признание молодежи.

Около 2 тысяч клубов и домов культуры насчитывается в селах Московской области. Но среди них встречаются еще и такие, которые не привлекают внимания сельских тружеников: в них неуютно, интересные мероприятия проводятся от случая к случаю.

Так, серьезно задумались в колхозе «Заветы Ильича» Домодедовского района, когда заметили, что, несмотря па хорошие условия труда, приличную заработную плату, молодежь подается в город. Провели социологическое исследование, выяснили: одна из причин того, что молодежь привлекают городские условия жизни,- культурные запросы, удовлетворить которые не смогли в родном поселке. На заседании парткома колхоза был составлен комплексный план политико-воспитательной работы, в котором наметили и меры по совершенствованию культурного обслуживания населения. Только за их реализацию стали отвечать уже не одни работники Дома культуры, как это было прежде, а в той или иной степени все общественные и хозяйственные организации. К тому же политико-воспитательную работу решили строить строго дифференцированно, не оставляя без внимания ни подростков, ни производственников, ни пенсионеров; наряду с массовыми формами обратились также к групповым, индивидуальным. Организовали несколько увлекательных объединений по интересам.

Из всего этого следует; там, где к культурным учреждениям и спортивным сооружениям относятся с должным вниманием и заботой, труженики полей и ферм, как правило, добиваются высоких результатов в повседневном труде.

Успех культурно-просветительной работы, безусловно, зависит от кадров, их профессиональной подготовки, умения понять запросы людей, найти увлекательные формы. К сожалению, многие сельские учреждения культуры испытывают острую нужду в специалистах. Особенно это ощутимо в Серебряно-Прудском, Шаховском, Ступинском, Коломенском и других районах области. Отсюда скука, а порой и пустота, царящие в клубах.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» призывает к поиску новых, интересных, полезных форм досуга. И во многих местах успешно находят эти формы, скажем такие, как посиделки за самоваром в Юркинском доме культуры и всевозможные мероприятия семейного клуба «Спутница» в Глебовском доме культуры Талдомского района. Всегда интересно, уютно, празднично бывает и в клубе деревни Лузгарино Шатурского района.

Необходимо и в дальнейшем совершенствовать деятельность предприятий досуга, призванных обеспечить активный отдых трудящихся, содействовать их идейно-нравственному воспитанию, культурному и физическому развитию. В этой ответственной работе важно полнее использовать тот опыт, который накопили лучшие культурно-просветительные и физкультурно-спортивные учреждения и организации. Один из таких добрых примеров имеется в Дмитровском районе Московской области.

Работники учреждений культуры этого района видят свой долг в том, чтобы оказывать партийным организациям совхозов и колхозов помощь в воспитании у сельских тружеников чувства рачительного хозяина земли. Клубы и библиотеки тесно увязывают свою деятельность с производственной жизнью коллективов. Одно из важнейших направлений этой деятельности - пропаганда сельскохозяйственных знаний. В результате содружества специалистов сельского хозяйства с культработниками в совхозах «Дмитровский» и «Останкино», например, вошли в практику дни науки и техники, в Подосинковском доме культуры открыт клуб молодых специалистов и рационализаторов; повсеместно работники культуры оказывают постоянную помощь животноводам, овощеводам, механизаторам в их профессиональной учебе.

Новым делом стало создание при библиотеках кабинетов научно-технической информации, где проводятся научно-практические конференции на актуальные темы. Библиотекари знают, что после занятий обязательно будет спрос на ту или иную литературу, и заранее готовятся к этому. Отрадный факт: если до открытия названных кабинетов лишь половина специалистов была читателями библиотек, то теперь - практически все.

Создать тот самый боевой, творческий рабочий настрой, который способствует производительному труду, помогают также вечера соревнующихся бригад и ферм, конкурсы профессионального мастерства. Так, по примеру клуба совхоза «Рассвет» в районе стали популярны конкурсы молодых животноводов «А ну-ка, девушки!» и молодых механизаторов «А ну-ка, парни!», в ходе которых в непринужденной обстановке передается опыт передовиков.

Важным направлением в своей работе культпросветработники района считают обеспечение гласности социалистического соревнования. Особенно в период таких сельскохозяйственных кампаний, как сев, заготовка кормов, уборка урожая. Клубные и библиотечные работники в эти дни выпускают «молнии», оформляют доски показателей, а в обеденный перерыв приезжают к механизаторам в поле, где вручают передовикам переходящие вымпелы, организуют в честь победителей небольшие концерты.

Так же внимательны энтузиасты клубной работы и к животноводам. Всегда с интересом встречают на фермах выступления агитационно-художественных бригад. Программы их злободневны, содержательны, остры. Активисты не дают покоя лодырям, нарушителям дисциплины, но всегда поддержат доброе начинание, заметят старание, подбодрят и прибавят уверенности уставшему.

Без сильного чувства к родной земле, любви к своему делу и ответственности за него успехов не бывает. Вот почему культпросветработники стараются внести свой вклад в воспитание у тружеников именно этих чувств. Встречи с героями ратной и трудовой славы, тематические вечера «И помнит мир спасенный», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», читательские конференции, конкурсы патриотической песни побуждают жителей района равняться на героев, прививают им любовь к своему краю, Родине.

Каждое мероприятие должно нести в себе воспитательную нагрузку, каждый свободный час должен давать людям и новые знания, и свежие эмоции - поднимать настрой. Культработники стремятся к тому, чтобы их деятельность отвечала этому требованию. Но пожалуй, наибольшего успеха они добились в развитии массового самодеятельного творчества. Тысячи семей, к примеру, приняли участие в различных фестивалях и конкурсах, в районных праздниках песни и танца, музыкального искусства и спорта, проходивших в рамках Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. Среди участников смотра было немало механизаторов, доярок, овощеводов.

Подобные успехи достигнуты, естественно, благодаря всесторонней помощи культпросветработникам со стороны партийных, профсоюзных, советских и хозяйственных органов. И прежде всего - в укреплении материальной базы и кадрового состава учреждений культуры. Было принято специальное решение исполкома Дмитровского горсовета народных депутатов, которое закрепило в порядке шефства промышленные предприятия района за всеми сельскими учреждениями культуры.

Давно известно, что клубы, библиотеки, музеи, спортивные сооружения только тогда по-настоящему работают, когда дорогу к ним знают люди всех возрастов и интересов. Так, в подмосковном поселке Купавна популярен местный бадминтон-клуб. Это не спортивная секция, а своего рода общественное физкультурное объединение со своими атрибутами, правилами, уставом. Привлекательность его в том, что оно расположено рядом с жилыми домами.

В самом начале лесопарка в окружении дубов, лип, сосен - три прекрасные площадки. Сюда со всего поселка приходят любители бадминтона. Все - в белом, форма - трусы и майка. Для начинающих здесь проводят специальные консультации, пробные соревнования. А потом совместно тренируются, играют, опытные учат молодых.

Клуб притягивает к себе население поселка еще и тем, что здесь отмечают дни рождения, устраивают музыкальные вечера, встречи с интересными людьми, проводят другие содержательные мероприятия.

Новые Подосинки - одна из пяти в Дмитровском районе деревень, комплексно обустроенных за годы одиннадцатой пятилетки. Здесь возведено 44 дома усадебного типа со всеми коммунальными услугами. На каждом подворье - необходимые хозяйственные постройки, садово-огородный участок. Сельчане соревнуются, устраивая выставки-конкурсы на лучшие плоды своих трудов в приусадебном хозяйстве. Они получают в совхозе на откорм бычков. Многие содержат и другую живность. До 1000 рублей дохода ежегодно имеет в среднем каждая семья от личных подсобных хозяйств.

К услугам сельчан - современный магазин самообслуживания, «Семейный дом», Дворец культуры, спортплощадки. Словом, для тружеников созданы неплохие условия для труда и отдыха. А значит - время не надо топить в вине, поскольку и забот у каждого выше головы.

Первая в деревне безалкогольная свадьба прошла весело, с подъемом. Пели и плясали допоздна. Проходила она в «Семейном доме» - в своеобразном клубе в центре деревни, где можно собраться всем вместе, провести досуг по интересам. Мужчин-болельщиков, скажем, не устраивает фильм, который демонстрируется по второй программе Центрального телевидения, а в то же время по первой идет, например, футбольный матч. Вот тогда-то и приходит на выручку «Семейный дом». Для женщин тут открыт клуб «Хозяюшка», где старшие учат младших рукоделию, домоводству, кухонным премудростям. Дети тем временем заняты в игровой комнате. Не пустует и клуб садоводов-огородников.

На сельском сходе было принято решение: Новые Подосинки должны стать деревней высокой культуры и трезвого быта; все массовые мероприятия впредь проводить без спиртного; вытеснить питейные традиции безалкогольными; на территории деревни запретить продажу и распитие винно-водочных изделий. Сход принял обращение к жителям района, призывая их создавать и расширять зоны трезвости, повсеместно укреплять здоровый быт.

Конечно, в данном случае положено только начало вытеснению «пьяных» обычаев из нашей жизни трезвыми. Но сдвиги в общественном мнении жителей Новых Подосинок уже заметны: на улицах стало спокойней, поутихли хулиганы, активнее потянулись люди в кружки художественной самодеятельности.

А иногда бывает и так: сельский сход, скажем, постановил объявить свое село зоной трезвости, принял решение прекратить продажу спиртного в сельмаге, и исполком местного Совета поддержал решение схода, а торговые работники направляют в магазин водку машину за машиной.

В таких случаях надо действовать в соответствии с требованиями партии, антиалкогольным законодательством республики. Решение схода, этого весьма представительного органа сельских граждан,- документ очень важный и авторитетный, и не считаться с ним - значит проявлять ведомственный бюрократизм. Работники торговли, безусловно, поступают неправильно, игнорируя волю населения. Необходимо обоюдно искать наиболее приемлемые решения с учетом всех обстоятельств, а главное - с учетом .

Но вернемся к нашему разговору о клубах. В городах и селах Московской области немало бездействующих очагов культуры. А ведь это неиспользованные резервы в идеологической, воспитательной работе. Решающее условие привлечения трудящихся в такие учреждения - совершенствование форм и методов клубной деятельности, повышение инициативы и самодеятельного творчества населения.

Суть изменений, которые необходимо внести в идейно-воспитательную работу, состоит в том, чтобы обеспечить решение задач, выдвинутых нашей партией, по вопросам ускорения научно-технического прогресса, создать прочную базу идейной убежденности, всемерного развития трудовой и общественной активности трудящихся, молодежи, поднять роль человеческого фактора в экономическом и социальном прогрессе страны. Немалое место в выполнении этих задач отводится и сети клубных учреждений и спортивных сооружений.

В принятом ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановлении «О мерах по расширению строительства и укреплению материально-технической базы районных домов культуры и клубов в сельской местности» отмечается, что в идейно-политическом воспитании трудящихся, в организации их культурного досуга, пропаганде передового производственного опыта важную роль призваны сыграть учреждения культуры. Партия рассматривает их как опорные пункты всей массово-политической работы среди населения. Вместе с тем недостаточное развитие в последние годы сети домов культуры и клубов, особенно на селе, отрицательно сказывается на уровне этой работы, развитии трудовой и политической активности людей, удовлетворении их духовных потребностей.

Перед ЦК компартий и Советами Министров союзных республик, местными советскими и партийными органами, министерствами и ведомствами поставлена задача шире использовать возможности клубных учреждений в пропаганде решений XXVII съезда КПСС, мобилизации трудящихся на ускорение социально-экономического развития страны, более полном удовлетворении духовных запросов и интересов людей и обеспечении условий для развития их творческих способностей. В этих целях необходимо разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению культурного обслуживания населения, развитию сети клубных учреждений, повышению уровня их работы и укреплению материально-технической базы.

В постановлении намечены задания на 1986-1990 годы по строительству и вводу в действие районных домов культуры и клубов в сельской местности. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам предложено завершить в двенадцатой пятилетке строительство домов культуры и клубов в сельской местности и освободить клубные учреждения, используемые не по назначению. Им предоставлено право осуществлять строительство и реконструкцию клубных учреждений за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения, без уменьшения заданий по вводу в действие производственных мощностей и за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и организаций (с согласия трудовых коллективов).

Советам Министров союзных республик разрешено: создавать республиканские, краевые и областные дворцы культуры как базовые учреждения для осуществления методического руководства деятельностью клубных учреждений по разработке и внедрению новых видов культурного обслуживания населения и для широкого распространения форм содержательного использования свободного времени; предусматривать выделение помещений на первых этажах жилых домов и в зданиях жилищно-эксплуатационных организаций, особенно в районах новостроек, для проведения культурно-воспитательной работы среди населения по месту жительства.

Министерству культуры СССР и Советам Министров союзных республик предоставлено право устанавливать денежные премии для ежегодного поощрения лучших работников учреждений культуры за высокое качество и культуру обслуживания посетителей, повышение уровня благоустройства и содержание этих учреждений в образцовом порядке и состоянии.

В последние годы жители городов и сел Московской области уже привыкли к тому, что афиши клубных, спортивных, культурных мероприятий, сообщения в газетах опрограмме досуга в выходные дни, как об этом сообщалось выше, венчает название: «Культурно-спортивный комплекс». Новая форма организации отдыха, при которой работа учреждения культуры и спорта, усилия общественных организаций, отделов культуры, спорткомитетов, руководителей предприятий объединяются и направляются координационными советами культурно-спортивных комплексов при исполкомах сельских и городских Советов народных депутатов, прочно вошла в жизнь области. Создано 64 городских, 94 сельских, 33 поселковых, 6 районных таких комплексов.

От объединения усилий ранее разрозненных учреждений, занятых, по сути, одним делом - организацией и обеспечением нашего с вами досуга, ждали многое: от улучшения положения с материальной базой отдыха, с кадрами для культуры и спорта, повышения качества массовых городских и сельских праздников до совершенствования всех форм воспитательной работы с населением в свободное от работы время.

В результате деятельности культурно-спортивных комплексов целого ряда городов и районов расширилась сфера воспитательного воздействия, полнее удовлетворяются культурные потребности различных групп населения, возросло количество и качество массовых мероприятий. В Ленинском районе, например, их проведено на 200, в Солнечногорском - на 100, в Дмитровском - на 1000 больше, чем в предыдущие годы. Так, надолго останутся в памяти истринцев прошедшие праздники песен, а химкинцы запомнят состоявшиеся здесь праздники книги и молодой семьи. Все это - прямой результат умелого использования возможностей культурно-спортивного комплекса, объединения материальной базы и усилий различных учреждений, клубов, домов культуры, спортсекций, театров, школ, библиотек, которые занимались организацией подобных праздников в городах и селах в выходные дни, и каждый из этих праздников стал увлекательным занятием для сотен людей.

Кроме того, координационный совет Вороновского сельского культурно-спортивного комплекса Подольского района сумел привлечь к проведению культурно-просветительной и физкультурно-спортивной работы предприятия и учреждения, расположенные в зоне действия КСК, а это ни мало ни много 27 населенных пунктов. В чем кроется причина такого успеха? Вороновский КСК объединяет не только клубы, библиотеки, спортивные сооружения, но и красные уголки, Дом художника, музыкальную школу, картинную галерею. Поэтому люди охотно идут на мероприятия, организованные работниками комплекса; посещаемость их сельским населением увеличилась во много раз: формы проведения досуга трудящихся становятся здесь разнообразнее, ярче, богаче.

Короче, немало добрых слов можно сказать о деятельности этого КСК, но ограничиться лишь таким перечнем в связи с положением о новой форме организации досуга в области - значило бы позабыть об объективности. А она такова: необходимо прежде всего создать материальную базу и решить кадровый вопрос, считают, например, руководители Истринского КСК. Для этого заключается с горжилуправлением соглашение об устройстве под культурно-спортивные филиалы в каждом микрорайоне подвальных помещений жилых домов, организуется участие в будничной работе комплекса работников жэков, создаются микрообъединения по интересам. Опыт подобной работы у истринцев имеется - ни один крупный городской праздник тут не обходится без участия любительского клуба бегуна. В перспективе же вполне возможна на этой базе разработка долгосрочных программ ежедневной работы КСК по эстетическому, физическому, нравственному воспитанию людей в активном, выбранном ими по собственному вкусу занятию в часы досуга.

Творческий подход к своей работе директора МКУК «Будановский СДК» Елены Анатольевны КОНОВАЛОВОЙ вызывает неизменный интерес одновременно у людей всех возрастов, ибо каждое поколение находит в нём что-то близкое для себя. Талантливая, озорная, весёлая, три года назад она пришла работать в сельский клуб директором. Её энтузиазм, позитивное настроение и профессионализм в организации досуга жителей деревни Будановка был ими оценён. С мнениями неравнодушных и самого директора знакомит читателей Галина ГОРЯИНОВА.

Елена Анатольевна Коновалова

Клубная работа - это моё призвание. Я с раннего детства отличалась неукротимой фантазией, которую теперь с удовольствием воплощаю в своей любимой работе. В зону обслуживания Будановского СДК входят шесть населённых пунктов, в которых проживает 2501 человек. Анализируя своё трёхлетнее пребывание на посту директора, отмечу, что ни одна категория населения не осталась без внимания. Тесно сотрудничая с администрацией Будановского сельсовета, школой, библиотекой, мы стремимся привлечь в Дом культуры максимальное количество жителей Будановки, в первую очередь, это дети.

На базе учреждения культуры функционируют восемь клубных формирований - шесть детских и два взрослых. У нас так заведено: если что сложилось, то это надолго.

Фольклорный ансамбль «Досуг» ведёт свою историю с 1991 года, на начальном этапе своего становления коллектив назывался «Будановские припевочки». С 2000 года переименован в «Досуг». И в этом же году за творческие успехи, активную просветительскую деятельность и пропаганду фольклора был удостоен высокого звания «Народный». Фольклор лёг в основу всей дальнейшей деятельности коллектива, ведь красота народной песни, её задушевность приковывает к себе внимание, придаёт людям силы, ибо в каждой песне - мудрость, накопленная веками. Ансамбль участвовал в многочисленных концертах на районных и областных сценах, побеждал в конкурсах сценического мастерства, принимал участие в съёмках телепередачи «Играй, гармонь любимая!», участвовал в юбилейном вечере журналистки и известной писательницы, нашей землячки Галины Скворцовой в Карелии.

Руководитель ансамбля Тамара Андреевна Горяйнова - человек одарённый, талантливый самородок земли Золотухинской. Сочинённая ею песня «Коренная» исполняется на главной сцене на открытии Коренской ярмарки. С момента образования поёт в нём и Нина Фёдоровна Рыкова. Помимо любви к исполнению народных песен, есть у неё и ещё отрада - рукоделие. Подворье Золотухинского района на ежегодной Коренской ярмарке всегда украшено её красочным ковром ручной работы, многочисленными вышивками и вязаными изделиями. По итогам областного смотра-конкурса «Живая нить традиций» мастерица была удостоена Диплома Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки в номинации «Сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел». Дополняет своеобразное талантливое досуговое сообщество и Ольга Андреевна Дивина, умело подбирая ткани, со вкусом украшая костюмы вышивкой не только для ансамбля, но и для всех творческих проектов клуба. Рушник её работы есть в музее «Курские рушники», организованном при областном отделении Союза женщин России. За участие в областном смотре-конкурсе «Живая нить традиций» награждена Дипломом I степени Межрегиональной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки в номинации «Сохранение и развитие народных промыслов и ремёсел».

Продолжают традиции титулованных народных исполнителей самодеятельный коллектив «Хорошие девчата», а также детские коллективы в разных жанрах: и поют, и танцуют, и учатся декламировать. С большим интересом участвуют дети в музыкальных спектаклях, где задействуется около тридцати ребят в возрасте от 7 до 14 лет. Их потрясающая и честная игра, многообразие костюмов, пошитых специально к каждому спектаклю, смена красочных декораций, сопровождающихся песнями и танцами, игры и конкурсы, проводимые по окончании представления, и детская дискотека - всё это неизменно вызывает восторг и отличное настроение и у зрителей разных возрастов, и у артистов. Творческая жизнь наших детей и молодёжи в стенах клуба заполнена тематическими программами, вечерами, турнирами знатоков, конкурсами рисунков, караоке, беседами и показательными акциями о здоровом образе жизни, вреде курения, алкоголизма, наркомании, часами размышлений, спортивными играми и экскурсиями в лес, спектаклями, утренниками, дискотеками.

Трепетно относимся к теме Великой Отечественной войны. Возле Дома культуры находится памятник исторического наследия «Воину-освободителю», который каждый год коллективом СДК озеленяется и ремонтируется. Героическое прошлое и славное настоящее нашей Родины, её победы, успехи и достижения в политической, культурной и социальной жизни - всё то, что слилось в единое целое, олицетворяющее историю России, находит отражение в наших мероприятиях: концертных программах к знаменательным датам и традиционным праздникам, митингах, Уроках мужества, встречах с участниками и вдовами ветеранов Великой Отечественной войны, экскурсиях по местам боевой славы, в сборе материалов по истории села и оформлении уголка старины. Доброй традицией стали чаепития к Международным дням инвалидов и пожилых людей, поздравления участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС на дому.

Чтобы в нашем Доме культуре было уютно и тепло, в последние годы для этого сделано много: подведен газ, проведен косметический ремонт здания, обновлена сцена, заменены шторы для занавеса и кулис, вставлены окна.

Привели в порядок и прилегающую к Дому культуры территорию - вырубили кустарники, убрали мусор, разровняли почву и разбили клумбы. Приятно отметить, что в Год культуры, объявленный Президентом РФ, мы победили в конкурсе на получение денежного поощрения муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений, и сейчас стали участниками ещё одного смотра-конкурса учреждений культурно-досугового типа по организации молодёжного досуга на открытых площадках «Каждому клубу - чистую зону отдыха». Решили оборудовать детский мини-городок с фонтаном. Зона отдыха в 120 квадратных метров уже обсажена по периметру вязами и дубами. В дальнейшем, разбитая на сектора отдыха и украшенная цветочными композициями, она будет оснащена детскими спортивными сооружениями, набором качелей, горок, песочниц и других малых форм для детей младшего возраста.

Владимир Соловьёв,

популярный диджей в нашем районе

Я веду дискотеки в Будановском Доме культуры. У нас самая зажигательная музыка дискотек прошлого и настоящего времени в обработке лучших диджеев планеты, задорные конкурсы и хорошее техническое обеспечение: мощные колонки, множество светомузыки - стробоскопы, лазеры различных цветов, дым-машина, сканеры и прочие светодиодные приборы. Мы следим за порядком в клубе во время дискотеки, поэтому нас выбирают многие. К нам приезжают из самых разных деревень, посёлков, районов и даже городов. Лично я сам тоже много, где бывал, но такого, как у нас, не встречал нигде. Я проводил множество опросов, где посетители отвечали: почему выбирают именно наш клуб. Вот некоторые из отзывов моих знакомых:

Виталий, д.Жерновец

Отдыхали с друзьями. Всё очень понравилось. На фоне всех клубов нашего района будановский, пожалуй, единственный, с поистине клубной атмосферой. Ощущаю себя, чуть ли не на Казантипе.

Анжелика, г.Курск

Я думала, что в деревне дискотеки всегда скучные и однообразные, пока подруга не пригласила в Будановский Дом культуры - он не уступал, а в некоторых показателях даже превосходил городские ночные клубы. Я осталась довольна. Теперь каждую субботу - в Будановке.

Евгений, п.Золотухино

Жаль, у нас такого нет, мне у вас нравится тем, что каждая дискотека отличается от предыдущей. Постоянно новые лица, по-настоящему «культурная» обстановка. Всё как надо.

София, м.Свобода

Много места, много народа, много светоэффектов, зажигательная музыка, много всего, чего не хватает всем в унылые будни. Всем советую.

Юлия Гладких,

десятиклассница Будановской школы

Диджеи каждый раз радуют нас новой музыкой, различными конкурсами, интересными музыкальными номерами от заманчивых необычных танцевальных номеров до чтения рэпа. Благодаря культорганизатору Евгению Егоровичу Коновалову и директору Елене Анатольевне Коноваловой в нашем СДК на модные дискотеки собирается вся молодёжь района и не только.

Эмма Алексеевна МАМОНТОВА,

бывший председатель Будановского сельсовета

Скажу, что в Будановском Доме культуры мероприятия проводятся для всех категорий населения - это День матери, День семьи, День пожилых, День инвалида, Масленица... Впечатлениями о прошедших праздниках я и сама не раз делилась на страницах газеты «Золотухинская жизнь». Все мероприятия проходят с сюрпризами и подарками, с участием всех творческих коллективов, уже так полюбившихся нам всем - это детский фольклорный ансамбль «Весенняя капель», детский танцевальный кружок «Василёк», эстрадный ансамбль «Хорошие девчата», народный ансамбль «Досуг», а вот недавно появился дуэт «Вдохновение» - и всё это под чутким руководством директора Елены Анатольевны Коноваловой. Благодаря её усилиям, в Доме культуры открыт музей народных промыслов «Родник», посещают который и воспитанники детского сада, и школьники, и мы, взрослые. Елена Анатольевна много внимания уделяет благоустройству прилегающей территории, диву даёшься, и когда только успевают и праздники проводить, и цветы высаживать.

Александр Алексеевич ШУМСКИЙ,

председатель первичной ветеранской организации

Благодаря Елене Анатольевне, её стараниям, энергии, активной жизненной позиции и, главное, неравнодушию Дом культуры возобновил свою деятельность в другом качестве, оснастился современными техническими средствами, приоритетным направлением стало военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Большим интересом пользуются мероприятия, формирующие у молодёжи понятия о простых семейных ценностях, - любви, верности, кровного родства. Вся клубная деятельность, актуальная по содержанию и тематической направленности, сопровождается разнообразными музыкальными номерами, интересными презентациями и видеороликами. Всё большее число жителей Будановки стали проводить свой досуг не только у экранов телевизора, сидя дома на диване, а потянулись в СДК с огромным удовольствием. Радуют зрителей эстрадный ансамбль «Хорошие девчата», танцевальный кружок «Василёк», активно продолжающий работу народный ансамбль «Досуг». Елена Анатольевна сумела создать вокруг себя сплочённый творческий коллектив единомышленников, неравнодушных к своему делу.

Галина Викторовна САФОНОВА,

продавец магазина «Визит» д. Будановка

Я с удовольствием посещаю и участвую во всех мероприятиях, которые проводятся директором Будановского Дома культуры Еленой Анатольевной Коноваловой. Это и вечера отдыха «Кому за тридцать» с интересными конкурсами, масштабные по времени и песенному содержанию праздничные концертные программы, тематические вечера. Завораживают и взрослых, и детей необычные постановки детских музыкальных спектаклей, которые проходят со сменой декораций и сценических костюмов. Причём весь постановочный реквизит и костюмы сделаны и сшиты руками работников клуба и добровольных помощников. Наши дети идут в СДК как в уютный, добрый дом, где живут феи и эльфы. Само здание, кстати, требует капитального ремонта и немалых материальных затрат. И тем более удивительно, что при явной скромности денежных средств, здесь царит атмосфера уюта, добра, присутствует яркое творческое начало.

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

КЛУБ НА СЕЛЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!

Тема настоящей статьи настолько избита, что вызывает жалость. Но жизнь в нынешней России всё же доказывает, что нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить ещё один раз! Итак, речь всё о тех же муниципальных учреждениях культуры на селе.
Расходы на ремонт крыши, санузлов, водопровода, пожарную безопасность, устройство интерьера клубных учреждений бюджету не нужны, - это трата денег, которых в муниципальных кошельках и так не хватает! Да и зачем изводить деньги на вещи, которые бюджету не нужны?! Неужели, чтобы произвести впечатление на людей, которых бюджет не выносит?! То есть посетителей клубов, а ещё конкретнее, жителей села…В итоге получается, что село имеет ту культуру, какую ему финансируют. Иначе говоря - никакую!.. Это значит, что сельские клубы и Дома культуры так и будут пребывать в состоянии «вечного анабиоза». Сами они не в силах выдавить из себя родимые пятна социализма – нищету, запущенность, инфантильную зависимость от бюджетного «ошейника» и запретительных административных догм (клубы и Дома культуры - не коммерческие заведения – упаси вас Боже гнаться в их стенах за прибылью!) А вокруг уже расплодились бары, казино, частные досуговые заведения, которые щедро облагораживаются, обзаводятся яркими «цацками», всякими «заманухами», - понятное дело: ради прибыли! Они, в отличие от клубных учреждений, легко обстроились и вписались в новый общественно-политический строй, который мы всё ещё боимся назвать этим неприятным словом - капитализм!
Что ж, тогда зададимся вопросом: а нужны ли сегодня вообще сельские клубы и Дома культуры? Может, пустить им контрольный выстрел в голову и дело с концом?!
В последние годы мы печально наблюдаем за тем, как родное государство перегоняет село из одного тупика в другой – ещё тупее! Никакого сострадания к сельскому жителю, к его быту и духовной культуре. Материнские наши деревни вымирают на глазах. Всё труднее удержать молодёжь на селе. В поисках достойного заработка и перспектив молодые люди пускаются во все тяжкие по городам и весям страны, разделяя судьбу миллионов нелегальных гастарбайтеров…И конца этим «хождениям» пока не видно.
Сам собой напрашивается вопрос: есть ли у нашего государства вообще какая-нибудь политика на селе? Смягчим вопрос: хотя бы в области культуры?
Нам говорят, что есть (ладно, Бог всё видит!). Тогда кто же претворяет её в жизнь? Может, эта социально-культурная миссия возложена на бары, казино и другие частные увеселительные заведения, расплодившиеся как грибы после дождя? Ничуть не бывало! Частный бизнес не обременяет себя никакими другими мотивами и обязательствами, кроме получения прибыли! Остаются, по всей видимости, лишь государственные и муниципальные учреждения культуры. Им-то чиновники и заявляют: действуйте смелее, внедряйте в свою работу новые прорыночные установки…
Какой цинизм, братцы мои! И как он далёк от истинного положения дел! Стыдно сказать, но нынешние клубы на селе живут запасами технических средств, приобретённых ещё в перестроечные времена, в начале 90-х годов прошлого века! Кроме того, каждое муниципальное сельское учреждение культуры – солидное самостоятельное хозяйство: здание требует регулярного текущего ремонта; отопительное, сантехническое и энергетическое оборудование не обойдутся без должной профилактики и ухода. Кадры тоже стареют, а низкий престиж работника культуры на селе (отсутствие жилья, должной зарплаты, перспективы роста) непривлекателен для молодёжи. Вот и получается «картина маслом»! Пока сельские очаги культуры носят бюджетный ошейник и накрепко привязаны к порогу наших сельских администраций, которые, в свою очередь, сами находятся в меркантильной зависимости от всякого рода «спонсоров» и «меценатов» (когда ещё народятся на селе настоящие Морозовы да Третьяковы!), о каких таких прорыночных установках может идти речь? Даже самые благополучные клубы и Дома культуры, стремящиеся всеми правдами и неправдами вписаться в рыночную канву, и те уже безнадёжно увязли в распрях и юридических тяжбах по имущественным отношениям с местными органами власти, исповедующими непререкаемый бюджетный завет: «Имущество клубов и Домов культуры – муниципальная собственность». Это значит, она обязана сохранять некую «девственность», а любые отношения с ней должны носить характер непорочного зачатия…
Идущая до сих пор чиновничья возня в финансовых ведомствах вокруг дальнейшей судьбы сельских клубов и Домов культуры ни к чему не привела. Вопрос так и завис в воздухе. Руководствуясь доводами формальной логики, чиновники рассуждают примерно так: в условиях рыночной стихии услуги государственного клубного учреждения рьяно потреблять никто не рвётся! (Правильно, их вынуждены оплачивать только те, у кого нет денег пойти в частные диско-бары и развлекательные заведения! – АВ) И все разговоры о том, что нужно поддерживать государственную культуру, все эти сельские КДУ (культурно-досуговые учреждения) у чиновников-«рыночников» вызывают лишь циничный смех. Они предлагают свой вариант «оптимизации бюджетной сферы»: сотнями, тысячами смело сокращать эти учреждения. Во всяком случае, сегодня мы наблюдаем явную тенденцию к сокращению клубной сети на селе, и никто не утруждает себя мыслями о выработке «особых подходов», учитывающие специфику сельской культуры.
Между тем, совершенно необходим новый подход к оценке клубной деятельности на селе. И одним из главных определяющих этого подхода должен стать сам факт, что местные учреждения культуры выполняют ответственную миссию по проведению государственной культурной политики на селе! Говоря на армейском языке: в зоне военных действий! Потому что здесь сплелись в один узел множество негативных составляющих. Во-первых, чудовищно низкая платежеспособность населения. Во-вторых, крайняя изношенность зданий и клубного оборудования. В-третьих, отсутствие кадровых и финансовых ресурсов. В силу этого невозможно рассчитывать не только на какие-нибудь «городские» и коммерческие формы досуга, но, что очень важно, на действенные культурно-воспитательные и патриотические акты…
Вывод напрашивается сам собой: исполнять культурную миссию на селе кроме государственных и муниципальных клубных учреждений, по большому счёту, более некому! А если учесть, что выполнять эту миссию на селе значительно труднее, чем в городе, то и финансирование сельских государственных и муниципальных учреждений культуры должно происходить строго на федеральном уровне – как финансирование особых стратегических объектов! Для пущей наглядности приведу лишь один пример. По данным Министерства обороны, 75 процентов личного состава Российской армии укомплектовано выходцами из деревень, сёл и небольших провинциальных посёлков! Неужели кто-то думает, что эти парни выросли в диком лесу, сами по себе? Ведь наверняка значительную роль в их гражданском и патриотическом становлении сыграли и продолжают играть те самые сельские культурно-досуговые учреждения. Уже один этот аспект (не считая множества других!) ставит решения судеб сельских клубов в список первоочередных стратегических задач государства – стратегических и для выживания села!

ВЛАДИМИР АВЕТИСЯН,
Директор Сёминского Дома культуры «Радуга»,
Ковернинский район Нижегородской областиКЛУБ НА СЕЛЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!