По экспорту машиностроение РБ занимает 2 место после ТЭК.
По итогам 2003 года предприятия увеличили общий объем экспорта на 22%. При этом поставки в Россию выросли на 18%, в другие страны СНГ увеличение объема экспорта составило около 30%. По итогам года положительное торговое сальдо по министерству промышленности составило более 1 миллиарда долларов.
Тенденции прошедшего года свидетельствуют об опережающем росте поставок промышленной продукции в другие страны СНГ по сравнению с Россией, отметил он. По его данным, в 2003 году значительно увеличен объем экспорта в Украину, которая охотно покупает белорусские двигатели, тракторные машинокомплекты и др. По мнению Геннадия Свидерского, в белорусской промышленности наиболее конкурентоспособной является такая структурообразующая отрасль, как машиностроение, где выпускается автомобильная и тракторная техника. «В СНГ такого объема производства и сменяемости моделей автомобильной техники не имеет ни один производитель. Сейчас может производиться более 500 моделей под заказ с индивидуальными требованиями по грузоподъемности, проходимости и другим техническим характеристикам», - сказал заместитель министра. Аналогичная ситуация и в тракторостроении, где наряду с традиционными заказами для сельского и коммунального хозяйства появились модели с навесным деревообрабатывающим оборудованием, производящие распиловку леса, его заготовку, погрузку и другие операции.
В нашей республике этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.
В настоящее время машиностроительный комплекс РБ находится в глубоком кризисе, который не мог не сказаться на экспортном потенциале отрасли. Общее снижение экспортных возможностей машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами:
внешние факторы - разрушение предметной специализации в рамках бывшего СССР, а также изменение соотношения цен производителей на продукцию сырьевых и обрабатывающих отраслей.
Внутренние факторы - низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, конкурентоспособность продукции, а также неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.
Продукция республиканского машиностроения экспортируется в 48 стран мира.
Приоритетными направлениями экспорта отрасли принадлежат странам Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (Китай, Южная Корея), на них приходится 80% экспорта продукции машиностроения. Новый импульс приобрели экспортные операции со странами СНГ. На страны СНГ приходилось 25,7 млн.долл. экспорта машиностроения, что более чем в 2 раза выше уровня 2000года.
Казахстан и Украина входят в пятерку стран - крупнейших потребителей данной продукции, на них приходится соответственно 11,3 и 2,4% экспорта отрасли.
Экспорт машиностроительного комплекса в 2001 году характеризовался отличительной от большинства других отраслей положительной динамикой. Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается практически у всех ведущих предприятий отрасли.
В 2002 году экспорт продукции машиностроения по сравнению с предыдущим годом увеличился на 31% и составил в 202,8 млн. долл.
Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения по сравнению с импортными аналогами по уровню цен стимулировало расширение выпуска оборудования для отраслей потребительского комплекса; 58 предприятий республики экспортировали машиностроительную продукцию в 50 стран мира.
Увеличение поставок на внешний рынок наблюдается почти практически у всех ведущих предприятий отрасли.
Главная задача машиностроения – обеспечить общество новыми, все более современными машинами.ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
МАШИНОСТРОЕНИЯ – ОБЕСПЕЧИТЬ
ОБЩЕСТВО НОВЫМИ, ВСЕ БОЛЕЕ
СОВРЕМЕННЫМИ МАШИНАМИ.
Автомобильная
промышленность
Авиационная
промышленность
Тракторное и
сельскохозяйственное
машиностроение
Тяжелое
машиностроение
Производство машин для
металлургии и
горнодобывающей
промышленности
Судостроение
Подъемнотранспортное
машиностроение
Машиностроение для Химическое и нефтяное
легкой и пищевой
машиностроение
промышленности
Строительнодорожное и
коммунальное
машиностроение
Промышленность
металлических
конструкций и изделий
Машиностроение мира
Машиностроение является ведущей отраслью, на долю которой приходится около ‘/з мировой промышленной продукции (по стоимости). Машиностроение первым среди всех отраслей промышленности предъявляет спрос на совершенные виды техники, высокую технологию и в значительной степени определяет общие направления научно-технического прогресса. Конечной продукцией отрасли является оборудование (свыше 1 млн разновидностей) для всех без исключения отраслей хозяйства. При этом не следует забывать, что машиностроение работает и на удовлетворение нужд индивидуального потребителя. Как представить современную жизнь без телевизора, холодильника, кухонной плиты, телефона или автомобиля? Согласитесь, что это практически невозможно.
История мирового машиностроения началась в тот момент, когда «машины стали производиться с помощью машин». «Родиной» машиностроения по праву считается Великобритания. Эта отрасль получила здесь развитие еще в конце XVIII в. В начале XIX в. машиностроение «шагнуло» в другие страны Западной Европы (Нидерланды, Францию, Германию) и США, в конце XIX в. - в страны Центрально-Восточной Европы, Латинской Америки и Российскую империю, а в XX в. уже охватило весь мир.
На размещение предприятий различных отраслей машиностроения свое влияние в разной степени оказывают наука, наличие трудовых ресурсов (в том числе высококвалифицированных), сырья (в первую очередь, металла) и потребителя. При этом не следует забывать о чрезвычайно большой роли таких форм общественного разделения труда, как специализация и кооперирование. Поскольку любая машина производится путем сборки (монтажа) из большого количества деталей (иногда десятков тысяч), машиностроение оказывается технологически поделено по крайней мере на две стадии: производство комплектующих деталей и их последующая сборка. Чтобы машина удовлетворяла всем современным высоким требованиям, комплектующие детали должны быть очень высокого качества. Их сборка (с последующей регулировкой работы машины) должна также осуществляться на очень высоком уровне. Если первую стадию, как правило, могут освоить только самые передовые страны, то вторую - страны среднего уровня развития. Здесь достаточно использовать трудовые ресурсы со средним базовым образованием, обученные определенным операциям в течение короткого (одна неделя) временного срока. Именно это обстоятельство способствовало широкому распространению машиностроения во второй половине XX в.
В настоящее время мировыми лидерами в машиностроении являются развитые страны (рис. 10). США, Япония и Германия производят практически весь известный спектр машиностроительной продукции. Международная же специализация этих стран, как правило, значительно уже. Например, США специализируются на производстве мощных суперкомпьютеров (серверов) и авиаракетно-космической техники, Япония - сложной бытовой электротехники и электроники, автомобилей, морских судов, промышленного оборудования и робототехники, Германия - промышленного оборудования (прежде всего, электротехнического), автомобилей и печатных машин. Франция, Великобритания и Италия производят большое количество продукции машиностроения, однако масштабы и, главное, спектр этого производства уже существенно меньше. В последние два десятилетия XX в. в разряд стран с высокоразвитым машиностроением была включена и Южная Корея. Небольшие страны Западной Европы, как правило, имеют незначительные объемы производства машиностроительной продукции. Однако при ее высоком качестве они способны контролировать значительную часть рынков. Например, Швейцария исконно специализируется на производстве высокоточных (прецезионных) металлорежущих станков, мельничного оборудования и часов, Австрия - горнодобывающей техники и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности, Нидерланды - электротехнического оборудования, Дания - промышленных холодильников и морских рыболовецких судов, Швеция - промышленной электротехники и автомобилей, Финляндия - плавучих буровых платформ и сотовых телефонов.
Первым регионом развивающегося мира, в котором появилось машиностроение, была Латинская Америка. Эта отрасль создавалась здесь при непосредственном участии развитых стран и была нацелена, прежде всего, на удовлетворение потребностей самого региона. В настоящее время в наиболее крупных странах Латинской Америки представлены практически все известные отрасли машиностроения. В последние годы некоторые страны (в первую очередь Мексика и Бразилия, в меньшей степени Аргентина) начали наращивать производство продукции на экспорт.
В странах Восточной и Юго-Восточной Азии развитие машиностроения началось лишь в 60-е гг. XX в. Оно тоже создавалось при помощи развитых стран, но изначально было ориентировано строго на экспорт. На протяжении вот уже нескольких десятилетий такие страны, как Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия, являются крупными производителями бытовой электротехники, электроники и средств связи. Некоторые из этих стран успешно освоили производство легковых автомобилей и других транспортных средств. В 80-е гг. XX в. машиностроение начало проникать в Китай, Индию, Турцию, Иран и наиболее «подготовленные» африканские страны - прежде всего, в Нигерию, Египет, Марокко и Алжир.
Об уровне развития машиностроения в той или иной стране можно судить по показателям объема экспорта продукции отрасли (в млрд долл.) и доли продукции отрасли в экспорте страны. Мировыми лидерами по абсолютному объему экспорта машин и оборудования являются, прежде всего, развитые страны (табл. 76, см. рис. 10). Традиционно наиболее крупными экспортерами продукции машиностроения выступали США и Германия. В 70-е гг. XX в. их дополнила Япония, которая в 80 -90-е гг. устойчиво занимала первую позицию. В настоящее время на первое место (причем с большим отрывом) вновь вышли США. Со значительным отставанием (в два с лишним раза) от США, Германии и Японии идут крупные европейские страны и Канада. В 80-е гг. в число ведущих мировых экспортеров машин и оборудования вошли Южная Корея, Сингапур, Сянган и Тайвань, в 90-е гг. - Китай, Мексика и Малайзия. По доле продукции машиностроения в экспорте традиционными мировыми лидерами являлись США и европейские страны (в первую очередь западноевропейские - Германия, Великобритания, Швеция, но также некоторые страны Центрально-Восточной Европы - Чехия и Венгрия). В 80-е гг. на первое место вышла Япония. Несколько позже ее без особого труда смогли догнать многие соседние страны Восточной и Юго-Восточной Азии (сначала Южная Корея, Тайвань, Сингапур, затем Малайзия и Филиппины). Это было обусловлено тем, что в 70-80-е гг. в эти страны переместились целые отрасли мирового машиностроения.
Одной из ведущих отраслей мирового машиностроения является производство металлорежущих станков и других видов металлообрабатывающего оборудования. За последние полвека эта отрасль пережила кардинальную перестройку территориальной структуры. Если раньше лидерами мирового станкостроения являлись США и такие европейские страны, как Германия, Швейцария, Италия, то впоследствии США практически «ушли» с рынка, уступив место странам Бостонной Азии (особенно Японии и Тайваню, несколько позже Китаю). Германии, Швейцарии и Италии удалось сохранить свои позиции. Япония и Германия специализируются на производстве сложных станков и мощных поточных линий, Швейцария - высокоточных (прецезионных) станков, Италия, Тайвань и Китай - рядовых, хотя и современных станков. Доля продукции станкостроения, отправляемой на экспорт, наиболее велика в Швейцарии (почти 90 %), на Тайване и в Германии (около 2 / 3). Крупнейшими производителями роботов выступают Япония и Швеция.
Среди отраслей транспортного машиностроения ведущие позиции занимает автомобилестроение. Оно зародилось в конце XIX в. в Европе, но затем быстро проникло в США. Революцией в мировом автомобилестроении явилось изобретение и внедрение на заводе Г. Форда первого в мире конвейера (1913). Разделение труда на ряд узкоспециализированных стадий позволило сократить время сборки одного автомобиля с 12,5 ч до 93 мин, т.е. почти в 8 раз. На этом же заводе началось широкое использование черной краски, которая сохла быстрее остальных. С этого времени США на многие десятилетия превратились в безусловного мирового лидера автомобилестроения. Для американца автомобиль стал материализованным воплощением свободы, позволивший ему не только стать чрезвычайно мобильным, но и ни от кого не зависеть. В первой половине XX в. в США производилось до 80 % всех автомобилей мира. В 50-е гг. XX в. автомобилестроение охватило уже многие европейские и самые крупные латиноамериканские страны, а в 70-е гг. - Японию. В конце XX в. автомобилестроение проникло уже во все без исключения регионы мира.
Успех Японии на мировом автомобильном рынке был обусловлен прежде всего тем, что она сделала ставку на производство экономичных малолитражных автомобилей. По времени все это совпало с мировым нефтяным кризисом, поэтому экономичность превратилась в важнейший фактор сбыта продукции. На этом фоне компании США и Европы долгое время не могли сориентироваться, поэтому несли значительные убытки. Конечно, следует иметь в виду, что, накопив значительные капиталы, научно-технический потенциал и производственный опыт, они не могли мириться с потерей сферы влияния.. Например, американские компании, объединив усилия, уже к 1994 г. смогли перестроить собственное производство и начали на равных конкурировать с японскими компаниями. Не отставали от них и компании европейских стран. Оздоровлению ситуации на мировом автомобильном рынке в немалой степени способствовал захват крупнейших национальных автомобильных рынков изнутри. В 80-е гг. XX в. активизировался процесс создания филиалов многих автомобилестроительных компаний на территории других стран: в США - японских и европейских (прежде всего, германских), в Европе - американских и японских, в остальных регионах мира - американских, европейских и японских.
На рубеже XX-XXI вв. США вернули себе лидерство в мировом автомобилестроении (табл. 77). Крупные объемы производства сохраняют Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада. Резко увеличили производство автомобилей Южная Корея, Испания, Мексика и Бразилия. Бурный прогресс переживает автомобилестроение в Китае и Индии.
Крупнейшими национальными автомобильными рынками являются американский (ежегодно на нем реализуется 16-17 млн новых автомобилей и около 50 млн подержанных), европейский (14- 15 млн) и японский (4 - 4,5 млн),
наиболее быстрорастущими - китайский и индийский.
В последние годы мировой автомобилестроительный рынок подвергся значительной перекройке. Многие компании, вставшие на грань разорения, были поглощены более успешными. В результате произошло образование гигантских автомобилестроительных групп.
Наиболее крупными из них являются американские «Дженерал Моторс» (владеет торговыми марками или крупными пакетами акций компаний «Шевроле», «Понтиак», «Олдсмобил», «Бьюик», «Кадиллак», «Сатурн», «Опель/Воуксхолл», «СААБ-Сканья», «Дэу Мотор» и «Форд Мотор» («Меркьюри», «Линкольн», «Астон Мартин», «Лэнд Ровер», «Ягуар», «Вольво» и «Мазда»), германо-американская «ДаймлерКрайслер» («Додж», «Плимут», «Джип», «Смарт», «Мицубиси Моторс», «Хендай Мотор» и «Киа Мотор»), германские «Фольксваген» («Ауди», «СЕАТ», «Шкода», «Бэнтли», «Бугатти» и «Ламборджини») и «БМВ» («Мини» и «Ролле Ройс»), японские «Тойота Мотор» и «Хонда», французские «Рено» («Ниссан», «Инфинити» и «Дакия») и ПСА («Пежо» и «Ситроэн»), а также итальянская «ФИАТ» («Альфа Ромэо», «Ланчия», «Ферра-ри» и «Мазерати»).
Лидирующие позиции в мировом невоенном судостроении долгое время занимали европейские страны: сначала Нидерланды, затем Великобритания. Даже в середине XX в. почти 1 / 2 всех морских судов сходили со стапелей британских верфей (особенно Глазго и Белфаста). Однако в последующие годы основной центр мирового судостроения сместился в Восточную Азию (табл. 78). В настоящее время на верфях Южной Кореи и Японии производится свыше 3 / 4 мировых морских судов. Быстро наращивают производство судов Китай и Тайвань. Европейские страны и особенно Великобритания, наоборот, значительно отступили.
Мировой рынок авиаракетной техники является одним из самых перспективных. Для этой отрасли всегда была характерна большая роль продукции военного назначения. Первый самолет появился в 1903 г. в США. В 30-е гг. XX в., т.е. перед Второй мировой войной, лидерство в производстве самолетов и ракет захватила Германия, во второй половине XX в. ее место заняли США и СССР. При этом, если США успешно освоили производство всего спектра авиаракетной техники - от гражданских самолетов и вертолетов до крупных баллистических ракет, то СССР основной упор сделал на производство военной техники. Развитие гражданского сектора сдерживало двигателестроение. Дело в том, что для военных самолетов требовались, прежде всего, высокоскоростные и высокоманевренные двигатели. Экономичность и уровень шума во внимание не принимались. В 90-е гг., при переходе к рыночным отношениям, эта особенность советского (а после распада СССР российского) авиастроения нанесла значительный урон его конкурентоспособности. Быстро перестроить двигателестроение не удалось. В результате на новые гражданские самолеты даже начали устанавливать американские и английские двигатели. В настоящее время на мировом рынке гражданских самолетов на долю США приходится 60 %, единой европейской компании «Эуропеан Эйрбас», которая объединила капи талы компаний Франции, Германии, Великобритании, Италии и других стран - почти 40%, России - всего 1 %.
Крупнейшими мировыми авиаракетостроительными компаниями являются американские «Боинг-Макдонелл-Дуглас», «Лок-хид Мартин», «Дженерал Дэйнемикс», «Юнайтед Текнолоджис» (все - США) и уже упоминавшаяся выше «Эуропеан Эйрбас».
По производству железнодорожного подвижного состава выделяются всего лишь несколько стран: США, Франция, Германия Чехия, Япония и Россия.
Мировыми лидерами в производстве тракторов и сельскохозяйственной техники являются, прежде всего, развитые страны (США, Германия, Италия, Франция и Япония) и крупные развивающиеся (Индия, Китай и Бразилия).
Безусловно, очень важным подразделением мирового машиностроения являются энергетическое машиностроение, электротехника, приборостроение, радиотехника и электроника. В настоящее время эти отрасли производят наиболее сложные виды техники. Первые три отрасли обычно относят к «новым», последние две - к «новейшим». Развитие «новых» отраслей началось в последней четверти XIX в. в Европе и США. Там же появились и первые бытовые электроприборы. Первые аналоговые и цифровые машины, ставшие прообразом будущего компьютера и вычислительных машин, создали в середине 40-х гг. XX в. в научных лабораториях США. До 70-х п. крупнейшими производителями этих видов техники были опять же США и наиболее развитые европейские страны. В последующие годы значительную часть рынка удалось захватить Японии. В это же время в отраслях, производящих бытовые электроприборы, появилась возможность территориального разделения стадий производства комплектующих деталей и их сборки. Для стадии сборки решающую роль стали играть сравнительно высокая квалификация и дешевизна рабочей силы. Таким образом, в настоящее время в развитых странах сохранилось производство лишь сложных деталей, производство же несложных деталей и их последующая сборка почти полностью «перекочевали» в страны среднего уровня развития. В настоящее время мировыми лидерами в производстве радиоприемников, телевизоров, аудио- и видеомагнитофонов, персональных компьютеров и мобильных телефонов являются, прежде всего, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, затем - Латинской Америки и Центрально-Восточной Европы (см. табл. 78). Больше всего фотоаппаратов производят Сянган, Япония и Китай, часов - Сянган, Япония и Швейцария.
Иная ситуация сложилась с энергетическим оборудованием и промышленной электротехникой, здесь лидирующие позиции по-прежнему занимают развитые страны. Крупнейшими компаниями, производящими энергетическое оборудование и промышленную электротехнику, являются американские «Дженерал Электрик» и «Вестингауз Электрик», германские «Сименс», «АЭГ-Телефункен» и «Бош», японская «Мицубиси», британская «Маркони», голландская «Филипс», швейцарско-шведская «Асеа-Браун-Бовери» и др.; бытовую электротехнику и электронику - те же компании, а также японские «Сони», «Мацусита», «Хитачи», «Тошиба», «Ши-ваки», «Джи Ви Си», «Шарп», «Санье» и «Ситизен», южно-корейские «Самсунг», «Эл Джи» и «Дэу», итальянские «Мерлони» и «Оливетти», французская «Тефаль» и др.; персональных компьютеров - американские «Интернэшнл Бизнес Мэшинс», «Интел», «Эйпл», «Майкрон Текнолоджи», «Хьюлетт-Пэкарт», «Эпсон» и др.
Объем экспорта продукции машиностроения, млрд. долл. |
Доля продукции машиностроения в экспорте, % |
|||||
Северная Америка |
Филиппины |
|||||
Германия |
||||||
Великобритания |
Сингапур |
|||||
Северная Америка |
Малайзия |
|||||
Южная Корея |
||||||
Южная Корея |
||||||
Сингапур |
Северная Америка |
|||||
Нидерланды |
||||||
Великобритания |
||||||
Германия |
||||||
Латинская Америка |
Финляндия |
|||||
Малайзия |
Северная Америка |
Страны-лидеры по экспорту продукции машиностроения.
Производство легковых, грузовых автомобилей и автобусов в странах мира.
Легковые автомобили |
Грузовые автомобили и автобусы |
|||||
Количество, тыс. шт. |
Количество, тыс. шт. |
|||||
Северная Америка |
||||||
Северная Америка |
||||||
Германия |
||||||
Северная Америка |
||||||
Южная Корея |
||||||
Южная Корея |
||||||
Германия |
||||||
Великобритания |
||||||
Латинская Америка |
Бразилия |
Латинская Америка |
||||
Бразилия |
Латинская Америка |
Северная Америка |
||||
Великобритания |
||||||
Латинская Америка |
||||||
Производство морских торговых судов и телевизоров с странах мира
Морские торговые суда |
Телевизоры |
|||||
Водоизмещение, тыс. бр.-регл* |
Количество, тыс. шт. |
|||||
Южная Корея |
||||||
Южная Корея |
||||||
Германия |
Северная Америка |
|||||
Малайзия |
||||||
Бразилия |
Латинская Америка |
|||||
Нидерланды |
||||||
Финляндия |
Великобритания |
|||||
Норвегия |
||||||
Великобритания |
||||||
Северная Америка |
Германия |
|||||
МИР |
31676 |
МИР |
130000 |
Дата поступления: 17 Мая 2012 в 17:21
Автор работы: a*****************@mail.ru
Тип: реферат
Содержимое работы - 1 файл
Скачать файл Открыть файл
7.Главные районы экспорта (импорта)
Почти вся продукция машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции.
Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется
следующим образом:
Япония à США
США à Западная Европа
Машиностроительный комплекс России,
Украины и других стран СНГ,
Китая, Индии, Бразилии работает преимущественно
на внутренний рынок, а это зачастую приводит
к производству продукции низкого качества.
8, Перспективы развития машиностроения.
Главная перспектива-это экологическое машиностроение. Сейчас ученые работают над созданием безотходного производства, установки специальных очистных сооружений и так далее. Так же внедрение научных знаний может увеличить продуктивность предприятий и компьютеризировать их, облегчив ручной труд. В недалеком будущем появятся новые отрасли машиностроения, и получит огромное развитие и поддержку микроэлектроника и экологическое машиностроение. Важным районом отраслей машиностроения будет Азия, для развития которой есть все необходимое.
Краткое описание
Прогрессивные сдвиги произошли в последние десятилетия в структуре обрабатывающей промышленности, где на передний план постепенно вышла машиностроительная отрасль, которая и ранее занимала ведущие позиции в структуре мирового хозяйственного комплекса.
Содержание работы
Значение отрасли в мировом хозяйстве. Ее отраслевой состав. Влияние НТР на ее развитие.
Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
Размеры производства продукции с распределением по главным географическим районам.
Главные страны производители.
Главные регионы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих регионах.
Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
Главные районы экспорта (импорта)
Перспективы развития
Машиностроение является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.
Отраслевой состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.
Производство многих видов современной машиностроительной продукции требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоемки приборостроение, производство ЭВМ и другие новейшие отрасли. Эти отрасли также требуют постоянного внедрения последних достижений науки, т. е. являются наукоемкими. Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними, там, где имеется много квалифицированных рабочих и инженеров, располагаются центры научных исследований, имеется развитая инфраструктура. Зато ориентация машиностроения на источники металла в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного размещения.
Главные регионы машиностроения
На экономической карте мира можно выделить 4 основных машиностроительных региона. Первый регион - Северная Америка, где производятся практически все виды машиностроительной продукции. Второй регион - зарубежная Европа, которая производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, но также занимает важное место в производстве продукции некоторых новейших отраслей. Третий регион - Восточная и Юго-Восточная Азия, - в котором лидирует Япония, сочетающая производство продукции массового назначения с лидирующими позициями во многих новейших отраслях, дающих изделия самой высокой технологии. Относительно высокого уровня машиностроение достигло в новых индустриальных странах.
Первый регион машиностроения – Северная
Америка, где производятся практически все
виды машиностроительной продукции, от
самой высокой до средней и низкой степени
сложности.
Среди отраслей машиностроение быстрее
других растут электротехническая,
радиоэлектронная, самолето и
ракетостроительная. Так, производство
элкетронно-вычелительных машин за
последние 10-15 лет увеличилась в несколько
раз, и теперь США производит две третьей
всех ЭВМ в Мире. Электротехнические и
электронные предприятия размещаются в
крупных городских агломератах, где много
квалифицированной рабочей силы.
Станкостроение и производство заводского
оборудования по-прежнему концентрируются в
городах Приозерья и северо-восточного
побережья США. Заводы Юга и Запада получают
станки и оборудования с Севера.
Из отраслей транспортного машиностроения
особенно большое развитие получили
автомобиле и самолетостроение.
Автомобилестроение – национальная отрасль
промышленности США. Здесь впервые начался
массовый выпуск автомобилей, и теперь
каждый работающий американец производит
или обслуживает автомобили. Эта отрасль
отличается высокой производственной и
территориальной концентрацией: большая
часть заводов построено в штате Калифорния.
Этот же штат занимает первое место в стране
по самолето и ракетостроению.
Второй регион – зарубежная Европа.
Западная Европа является историко-географическим
регионом, входящим в регион Зарубежная
Европа. В мировой торговле на нее
приходится около половины суммарного
оборота.
«Лицом» Западной Европы в международном
географическом разделении труда является
промышленность, и в первую очередь ее
ведущая отрасль – машиностроение. На эту
отрасль приходится около одной третьей
стоимости всей промышленной продукцией.
Машиностроение Западной Европы
представлено множеством подотраслей. Здесь
выпускаются практически все виды
машиностроительной продукции, особо
выделяется производство станков, оптики,
электроники и радиоэлектроники,
автомобилей.
Экономическая и политическая погода в
Западной Европе делается в ведущих странах,
входящих в «большую семерку»: Германия,
Франции, Великобритании, Италии; лидирующее
положение среди них имеет Германия.
В международном разделении труда лицо Германия определяет, прежде всего, развитое машиностроение. Монополистическая элита страны – это концерны новых отраслей – не только автостроение, но и аэрокосмическая техника, «Фольксваген», «Сименс» (электроника), «Дойче телеком» (информационная техника) и др.
Великобритания. В самой крупной отрасли
британской промышленности –
машиностроении – работает одна четвертая
всех занятых в обрабатывающей
промышленности. Преобладает транспортное
машиностроение. Около одной третьей
капитала, затрачиваемого на производство
транспортных средств, принадлежит
американским компаниям, которые
закрепились на британских островах после 2-ой
мировой войны. Предприятия этой отрасли,
имеются практически во всех районах и в
большинстве городов Великобритании. Первым
крупным районам автомобилестроения стал
Западный Мидленд с центром в Бирмингеме.
Этому способствовало его центральное
положение, которое облегчало не только
получение деталей и вспомогательных
материалов от расположенных вокруг
многочисленных предприятий, но и сбыт
готовой продукции на внутреннем и внешнем
рынке – через Ливерпуль и Лондон. Вторым
районом автомобилестроения стал юго-восток
Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и
Данемеге), где имелись в избытке рабочие
руки.
Одна из наиболее быстро развивающихся
отраслей машиностроения –
самолетостроение. Доминирует здесь одна
крупная государственная фирма – «Бритиш
айрспейс».
По выпуску самолетов Великобритании
уступает в зарубежном мире только США. Она
выпускает около 22 типов машин: военные,
пассажирские, грузовые и несколько типов
самолетов небольших размеров для
специальных целей.
К растущим и развивающимся производствам
относятся электротехника, занимающая 2-ое
место среди отраслей обрабатывающей
промышленности по числу занятых.
Господствует в электротехнике несколько
крупных компаний. Продукция «тяжелой»
электротехники – электромоторы, мощные
генераторы, трансформаторы и турбины. Они
производятся практически одной крупнейшей
монополией – «Дженерал электроник», с
которой слились две другие
электротехнические фирмы – «Инглиш
электрик» и «Ассошиэйтед
электрикалиндастриз».
Особенно быстро развивается электроника. Однако число рабочих мест на предприятиях электронной промышленности растет довольно медленно. В Великобритании прочно обосновались американские корпорации электронной промышленности.
Франция. Наряду с Германия и Великобританией крупную роль в мировой экономике и международных отношениях играет Франция. Высокоразвитая промышленность этой страны занимает передовые позиции в мире в атомной энергетике, в некоторых видах транспортного машиностроения, химической промышленности. Она заметно уступает промышленности США, Япония, Германия. Крупнейшие индустриальные центры – Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль, Страсбург, Нант, Тулуза.
Особое положение в Западной Европе занимают так называемые малые страны. Их всего 13 (не считая карликовых государств Лихтенштейна, Монако и др.): Австралия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Иногда к ним относят Испанию.
Несмотря на то, что удельный вес каждой из этих стран в мировой экономике сравнительно невелик, взятые в совокупности, они представляют мощную силу. Их доля в промышленном производстве Западной Европы составляет около 30%, а во внешней торговле – 40%. Большинство из них имеет высокоинтенсивное сельское хозяйство.
Особенно внушительны позиции малых стран Европы в производстве оборудования, станкостроении, судостроении, электротехнической.
Восточная Европа включает Польшу, Чехию,
Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию,
Словению, Хорватию, Сербию, Черногорию,
Боснию и Герцеговину, Македонию, Албанию, а
также Литву, Латвию и Эстонию.
Польша – самая крупная из этих стран по
экономическому потенциалу. Машиностроение
здесь, достигло высокого уровня, однако, оно
отличается повышенной металлоемкостью.
Здесь производят машины и оборудование для
промышленности, строительства и сельского
хозяйства, развито также транспортное и
тракторостроение. По большинству видов
производимой в этой отрасли продукции
Польша занимает лидирующие места в Европе.
Особое место в машиностроении Польши
принадлежит судостроению – отрасли
международной специализации. В Польше
производят суда различных типов и
назначения.
Быстро развивается электротехническая промышленность, в т. ч. производство бытовой техники. Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.
В Чехии (Прага, Пльзень, Брно и др.), машиностроение наиболее развито. Оно поставляет на внешний рынок станки, комплектное оборудование для предприятий, вычислительную технику, бытовые приборы и т. п.
Третий регион – Восточная и Юго-восточная
Азия, в котором лидирует Япония. В него
входят и «азиатские тигры»,
специализирующиеся прежде всего на выпуске
бытовой электронике, и Китай.
Япония (столица – г. Токио) – островное
государство в Тихом океане у восточных
берегов Евразии. Она занимает архипелаг
Японских островов, наиболее крупные из них:
Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо. Япония –
один из «экономических столпов»
современного мира.
Свидетельства бурного роста, разносторонности и высокого технического развития японского машиностроения можно найти почти в любом уголке земного шара. Суда, построенные на японских верфях, бороздят воды всех океанов. Японские фотоаппараты, транзисторные приемники и швейные машины завоевали репутацию изделий самого высокого класса, и спрос на них на мировом рынке очень велик.
Японские автомобили, автобусы, грузовики и железнодорожный подвижной состав осуществляют перевозки на дорогах 5 континентов планеты. Электрогенераторы, сделанные в Японии, обеспечивают светом и энергией дома и промышленные предприятия в Азии, Африке, Австралии, в Северной и Южной Америке. Японское прядильное и ткацкое оборудование является базой развития текстильной промышленности во многих странах Азии и других континентов.
Производство электрических аппаратов представляет собой наиболее быстрорастущую отрасль машиностроения. Фантастически быстрый рост этой отрасли определяется тем, что для развивающейся страны нужны были мощные электроагрегаты, а также тем, что очень быстро рос спрос на бытовые электроприборы. Электрические аппараты, включая продукцию электронной промышленности, направляются на экспорт, в основном, в Северную Америку, Азию и Европу. Одним из основных достижений японского машиностроения за последние годы явился феноменально быстрый рост производства изделий электронной промышленности. Такие изделия электронной промышленности, как телевизоры, магнитофоны, радиоприемники, стереофонические радиолы составляют 46,7% общего выпуска продукции.
Китай – великое древнее государство.
Современный Китай – Китайская Народная
Республика (столица – г. Пекин) – занимает
третье место в мире по размерам территории
(9,6 млн. кв. км.) после России и Канады.
Машиностроение отличается разнообразием
выпускаемой продукции, причем преобладают
не специализированные, а универсальные
предприятия, которые размещены рядом с
крупными городами, металлургической базой
и морскими портами. Уровень используемой
КНР техники и технологии пока не очень
высок, имеется много изношенного
оборудования, все еще низка
производительность труда. Однако в
последние годы в результате проводимой
экономической реформы КНР добилась
заметных успехов в изготовлении бытовой
электроаппаратуры, приборов, ЭВМ, новейших
средств связи и т.д. Широкое
распространение получили предприятия с
привлечением иностранного капитала.
Главные центры машиностроения – Шанхай,
Шэньян, Тань-цзинь, Харбин, Пекин, Лоян,
Чанчунь и др.
Группа новых индустриальных стран Азии,
состоит из двух «эшелонов». К первому из них
было принято относить Республику Корею,
Сингапур, Тайвань и Гонконг, которые из-за
осуществленного ими быстрого
экономического скачка стали называть
четверкой «азиатских тигров» (или «драконов»).
Затем их примеру последовали еще три страны
– члены АСЕАН, образовавшие как бы «второй
эшелон» НИС Азии, - Малайзия, Таиланд и
Индонезия.
В 70-80-х гг. произошла перестройка экономики
этих стран по образцу японской модели. В них
возникла крупная автомобильная,
нефтеперерабатывающая, нефтехимическая,
судостроительная и особенно
электротехническая и электронная
промышленность; ежегодно здесь выпускают
десятки миллионов радиоприемников,
телевизоров, магнитофонов,
видеомагнитофонов.
«Экономическое чудо» этих стран
объясняется как активностью местных
бизнесменов, так и тем, что ТНК избрали их в
качестве важной сферы приложения своих
капиталов, ориентируясь, прежде всего на
выгоды их ЭГП и исключительно выносливую,
дисциплинированную и в то же время
относительно дешевую рабочую силу. Но почти
вся наукоемкая, да и другая продукция
предназначена для сбыта на рынках стран
Запада.
Тайвань вышел на одно из первых мест в мире по экспорту мониторов, кинокамер, швейных машин; Республика Корея – судов, телевизоров, магнитных дисков; Малайзия – кондиционеров, электронных компонентов и т. д. На внешнем рынке промышленная продукция этих стран обладает высокой конкурентоспособностью.
Четвертый регион – Содружество Независимых Государств (СНГ). Для России, Белоруссии и Украины, входящих в этот регион, машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации.
В машиностроении Белоруссии ведущее место занимает авто и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск, Гомель). Развито – приборостроение и радиоэлектроника.
Главные отрасли машиностроения Украины: тяжелое машиностроение, автомобиле -, вагоно-, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение (Киев, Донецк, Запорожье, Днепропетровск).
Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин и механизмов, которые поступают на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.
Машиностроение выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год.
Российское машиностроение подразделяется
на энергетическое, авиационное,
транспортное, сельскохозяйственное.
Энергетическое машиностроение производит
различное оборудование для электростанций,
а также двигатели для морских и речных
судов и др. Такие гигантские и сложные
изделия как паровые котлы, весом тысячи
тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают
Белгородский, Таганрогский и Бийский
котельные заводы. Турбины и генераторы,
требующие труда высококвалифицированных
рабочих и инженеров, и уникального
оборудования производят в Санкт-
Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.
Заводы по изготовлению реакторов для АЭС
находятся в Санкт-Петербурге и Волгодонске.
Авиационное машиностроение выпускает технику самого высокого класса. Авиационная техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В мире широко известны российские фирмы «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге.
Транспортное машиностроение имеет для нашей страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода – «Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в г. Тольятти, Ульяновске, Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (на Оке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск, Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце.
Сельскохозяйственное машиностроение
ориентированно на производстве техники для
больших коллективных хозяйств (колхозов). В
России много тракторных заводов, которые
производят почти все известные типы
тракторов. Самые мощные колесные тракторы «Кировец»
изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге,
а самые маленькие – во Владимире.
Ведущее место в электронном машиностроении
принадлежит Москве и московской области,
Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове,
Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск,
Новосибирск, Красноярск, Владивосток.