Место предприятия на рынке предоставления автомобильных услуг. Особенности рынка транспортных услуг. Планирование работы подвижного состава

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Требования, предъявляемые потребителями к услугам транспорта. Требования, которым должны отвечать показатели качества транспортной услуги. Экономические показатели эффективности грузовых перевозок. Жизненный цикл продукции. Процесс перевозки грузов.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Повышение окупаемости пассажирских перевозок. Анализ городской маршрутной сети и организации пассажирских перевозок в г. Речица. Структура парка подвижного состава. Разработка нового варианта маршрутной сети работы городского пассажирского транспорта.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Планирование показателей работы вагонного депо. Расчет производственной программы ремонта узлов и деталей вагонов на проектируемом участке. Планирование эксплуатационных расходов участка вагонного депо. Основные показатели эффективности работы участка.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2010

    Технология работы участка подготовки пассажирских составов в рейс на вагонном участке "Ярославль". Разработка сетевого графика. Техническое обслуживание, ремонт пассажирских вагонов. Внедрение вагономоечной машины. Мероприятия по очистке сточных вод.

    дипломная работа , добавлен 25.04.2013

    Структура пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Определение показателей транспортной подвижности населения. Неравномерность пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. "Дерево причин" убыточности пассажирских перевозок.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2009

    Анализ регулярных перевозок автомобильным транспортом. Методики управления качеством пассажирских перевозок в г. Перми. Проблемы городского транспорта. Рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере обеспечения транспортных перевозок.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2017

    Современное состояние пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте Российской Федерации. Особенности взаимодействия власти и бизнеса для создания условий развития новой эффективной системы пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2013

Рыночные отношения все в большей мере получают развитие во всех отраслях экономики нашей страны. Транспорт, являясь полноправным субъектом рынка, должен адекватно вписываться в эти отношения. Соблюдая общие объективные экономические законы рынка, он должен с учетом собственной специфики обеспечивать нормальное функционирование свободного экономического пространства государства и достаточную рентабельность транспортных предприятий, фирм и других объединений.

Рынок представляет собой совокупность актов купли и продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), на основе спроса и предложения путем товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь. Таким образом, транспорт, с одной стороны, «физически» реализует этот обмен (обращение товаров и услуг). С другой - сам оказывает услугу основным субъектам рынка: продавцам и покупателям, т.е. образует транспортный рынок.

Таким образом, продукцией транспорта является перемещение. Полезный эффект, который появляется в результате перемещения, его конечный результат - доставка товаров и людей в пункт назначения. Это и есть основная «продукция», т. е. услуга транспорта , имеющая невещественную форму потребления. Однако, как и всякая продукция, она характеризуется своими качественными особенностями, т. е. чтобы ее успешно продать, необходимо обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания: доставка точно в установленные сроки, без потерь, с максимальной долей удобств для клиентов.

Обеспечение всего этого требует значительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Следовательно, транспортные услуги имеют определенную стоимость (потребительную и меновую), которая возникает в процессе перевозок и входит в цену товара на месте потребления. Однако цена транспортной продукции на рынке, как и всякий товар, должна определяться спросом и предложением с учетом общественно необходимых затрат труда и потребительских свойств перевозок. Пока цены транспортной продукции (транспортные тарифы) регулируются государством, и поэтому транспорт имеет определенные ограничения в конкуренции рыночных структур.

Таким образом, особенностями рынка транспортных услуг являются:

невещественный характер транспортной продукции, как и всякой услуги (невозможность накопить «про запас», совпадение процессов производства и реализации и т. п.);

пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их не взаимозаменяемость, что ограничивает внутриотраслевую (на одном виде транспорта) конкуренцию;

всеобщность и массовость транспортного рынка в обществе, его монополизм;

роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности, стоимости, удобства и безопасности перевозок. Эти показатели характеризуют объем и качество предложений транспортных услуг;

спрос же на них по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития.

Важным принципом современного рынка является ориентация на конечный результат. В этом свете главное не экономия затрат, а оказание услуги наивысшего качества, соответствующего требованиям и (или) желаниям потребителя. Такое качество, как правило, требует увеличения затрат. Однако в связи с ростом спроса на такие услуги, увеличением количества продаж (тем более и с несколько большей ценой), прибыль производителя может даже возрасти, потребитель получит более долговечный качественный товар (экономя, таким образом, на частоте покупок) или наиболее полную и желанную услугу.

Интегрированный маркетинг предусматривает необходимость производить не то, что вы хотите произвести, а то, в чем нуждаются потребители. При этом надо изучать конечные потребительские цели, запросы. Часто железнодорожники думают, что клиентам нужны вагоны, а на самом деле им (потребителям) нужна доставленная продукция, которую они могут перевезти либо другим видом транспорта, либо вообще заменить другим видом сырья, топлива или оборудования. Сегодня в развитых странах интегрированный маркетинг побуждает не столько конкуренцию, сколько кооперацию (так называемый, стратегический альянс). Вместо конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом более выгодно для обоих перевозчиков и клиентов их интеграция, сотрудничество в целях наилучшего транспортного обслуживания грузовладельцев «от двери до двери» и «точно в срок». Именно в таком направлении и должен развиваться интегрированный маркетинг на транспорте.

Транспорт, выполняя как бы роль некоего посредника (вместе с оптовыми и розничными продавцами, дилерами, дистрибьюторами), оказывает влияние на эффективность каналов распределения и сбыта продукции. При этом от того, какой канал продвижения своей продукции выберет фирма, в значительной степени зависит и выбор транспорта, объем его работы.

Рынок, как механизм, объединяющий покупателей (предъявителей спроса - клиентов) и продавцов (поставщиков) транспортных услуг имеет свою специфику и принимает разнообразные формы. Функционирование конкурентных рынков, которые предполагают большое число независимо действующих предприятий, заинтересованных в перевозках, оказывает непосредственное влияние на работу транспорта.

Вопросов и задач, решаемых на предприятии, много:

дополнительные услуги по страхованию наиболее дорогостоящих перевозок, особенно в течение первого года после ввода новых технологий;

упрощение порядка предъявления клиентурой заявок на основе договоров;

информационная деятельность;

оказание услуг по прибытии грузов, а также услуг во всех случаях, когда у клиента возникли затруднения с погрузкой и выгрузкой по традиционной или новой технологии и т.д.

В целом по стране отсутствия спроса на перевозки, как правило, не бывает, так как этот спрос - это естественная потребность людей и общества. Транспорт - это «кровеносные сосуды» производственно-экономических систем, и без него они функционировать не могут. Однако на отдельных видах транспорта и в отдельных регионах такое состояние вполне возможно. Скажем, желание грузовладельцев использовать автотранспорт для гарантированной доставки на дальние расстояния комплектующих изделий и другой продукции вместо железных дорог. Другой пример - снижение поездок пассажиров в дальнем сообщении (падающий спрос) в связи с резким удорожанием стоимости билетов. Нерегулярный спрос на перевозки часто вызывается неритмичной работой некоторых предприятий, сезонностью производства и потребления некоторых видов продукции и т.п. В ряде случаев допускается чрезмерный или нерациональный спрос на перевозки, например за счет возникновения встречных, излишне повторных, чрезмерно дальних и других нерациональных перевозок.

Для организации нормальной работы транспорта очень важно знать предстоящие размеры спроса на перевозки грузов, т.е., соразмерив спрос с имеющимися ресурсами, разработать планы перевозок на различные сроки действия: на перспективу, текущий и краткосрочный периоды. В них с различной степенью детализации должны быть установлены предстоящие объемы перевозок и размеры транспортной работы, а также основные грузопотоки и густота перевозок по направлениям транспортной сети. Очень важно установить структуру предстоящих перевозок по родам грузов, особенно массовых.

Основная особенность международных перевозок - их конкурентный характер. Чтобы повысить конкурентоспособность в области грузовых перевозок, необходимо усовершенствовать тарифную систему, а именно держать тарифы стабильными, снижая затраты на перевозку. Для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе и не потерять клиентов, фирма должна совершенствовать свою тарифную систему.

Несмотря на то, что автомобильный транспорт является наиболее распространенным и массовым видом транспорта, в России на долю автомобильных перевозок приходится существенно меньшая часть в общем объеме грузоперевозок. Железные дороги является основной артерией движения грузопотоков на дальние и средние расстояния. Доставка грузов железнодорожным транспортом является сегодня одним из самых удобных способов перевозки без риска потери сохранности груза.

Основной особенностью рыночных отношений на автомобильном транспорте является превышение предложения перевозочных услуг над платежеспособным спросом в условиях свободного ценообразования и, как следствие, интенсивная конкуренция автотранспортных предприятий с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) за предоставленные транспортные услуги. К транспортному рынку конкуренцию можно определить как состязательность автотранспортных предприятий, транспортно-экспедиционных предприятий, других предприятий и организаций, осуществляющих перевозки грузов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия предоставления услуг на данном рынке и стимулируют предложение тех услуг, которые требуются потребителю.

Для малых и средних предприятий, наиболее характерных для автотранспортного бизнеса, конкуренция является одним из наиболее вероятных источников проблем. Однако вполне вероятно, что конкуренты, в том числе крупные транспортные компании, имеющие большой запас ресурсов, не в состоянии реализовать большую часть своих возможностей или даже удовлетворить все запросы своих текущих клиентов.

Большинство малых фирм и отдельные перевозчики пытаются найти нишу на рынке, где они были бы в какой-то мере защищены от конкуренции. Чтобы добиться этого, они должны предоставлять такие услуги, которые были бы в некотором роде уникальны и отличались от услуг конкурентов.

Оценивая свою конкурентоспособность, предприятие, прежде всего, определяет своих главных конкурентов, их сильные и слабые стороны, географическое положение, долю на рынке в общем объеме перевозок (услуг) по региону; объем и номенклатуру оказываемых услуг, дополнительный сервис, проводимую ценовую и сбытовую политику; наличие у конкурентов провозных возможностей и перспективы их увеличения и т.д.

На междугородных перевозках автомобильный транспорт конкурирует с другими видами транспорта, в первую очередь, с железнодорожным, а также с внутренним водным с учетом судоходных водных путей и сезонности перевозок. Выбирая средство доставки конкретного товара, грузоотправители учитывают транспортные издержки в цене товара, своевременность и сохранность его перевозки.

Кроме того, важным фактором, побуждающим грузоотправителя использовать автотранспорт, может быть желание избежать трудностей при выполнении требований предприятий железнодорожного транспорта в отношении норм оборота контейнеров, простоя вагонов и их загрузки, обеспечения необходимой упаковки грузов и т.д. Выгодные для многих отправителей смешанные перевозки, особенно контейнеропригодных грузов, невозможны без взаимодействия различных типов транспортных предприятий и видов транспорта. Поэтому конкуренции на транспортном рынке сопутствует взаимодействие в различных формах. Транспортные предприятия применяют в основном ценовой и неценовой способы конкурентной борьбы. Если спрос на перевозки и сопутствующие услуги заметно реагирует на изменение величины тарифа (эластичный спрос), то возможно некоторое снижение тарифов, что позволяет перевозчику привлечь дополнительных клиентов и увеличить свою долю регионального транспортного рынка, приобрести авторитет стабильного предприятия. Вынужденное снижение тарифов может быть также следствием политики обеспечения выживаемости предприятия в условиях высокой конкуренции со стороны других перевозчиков и сезонных изменений потребностей клиентов. При неценовой конкуренции акцент делается на условия предоставления услуг, обеспечение надежности их выполнения и доступности. Более высокое качество перевозок, как правило, связано с дополнительными затратами и установлением относительно высоких тарифов. Разумное применение правил допуска транспортных предприятий к работе может увеличить количество желающих получить лицензии на определенный вид деятельности или, наоборот, его снизить.

Рынок транспортных услуг — самостоятельная сфера мирового рынка услуг, выделившегося в третичный сектор экономики в конце XX — начале XXI в. К основным сегментам этого рынка в соответствии с принятой классификацией относятся: грузоперевозки, пассажироперевозки, управленческие, логистические и экспедиционные услуги.
Рынок транспортных услуг быстро развивается в результате роста объема мирового производства и товарооборота. Мощным импульсом для этого стало расширение ЕС, включение экономического и торгового потенциала азиатских стран, прежде всего Китая, создание транспортных коридоров между Европой и Азией.
Участниками этого рынка являются:
. заказчики транспортных услуг. Это владельцы, отправители и получатели грузов;
. экспедиторы грузов, принимающие непосредственное участие в создании логистической цепочки по доставке грузов;
. грузоперевозчики — железные дороги, морские и речные пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы — главные участники рынка транспортных услуг.
Транспортные услуги предоставляются водным транспортом (морским и речным); наземным транспортом (железнодорожным и автомобильным); воздушным (авиационным); трубопроводным (рис. 1).
Морской транспорт
Морской транспорт играет ведущую роль в структуре мирового грузооборота, обеспечивая 62% перевозок.
Основными преимуществами морских перевозок перед другими видами транспортных услуг являются:
. более низкие цены;
. надежность (аварии в судоходстве редки);
. большая грузоподъемность (вмещает больше контейнеров, чем грузовой автомобиль или самолет);
. возможность перевозки любых грузов — твердых, сыпучих, хрупких и др.
Выбор перевозки грузов морем — важное звено в мультимо-дальных перевозках, эффективно сочетающих возможности морского, железнодорожного, авомобильного и воздушного транспорта.


Рис. 1. Структура мирового грузо- и пассажирооборота И с т о ч н и к: The Review of Mortime Transport 2010. UNCTAD. P. 31.

Типичный случай мультимодальных перевозок с преодолением океана, моря — это доставка грузов в морской порт грузовым транспортом, оттуда на корабле до другого порта, далее самолетом или еще каким-то видом транспорта до места назначения.
В 1970 г. объем перевезенных морем грузов составил 2,6 млрд т, а в 2009 г. достиг уже 7,8 млрд т (на 4,5% ниже показателей 2008 г.1).
Наибольшая доля мировой морской торговли приходится на развивающиеся страны (61,2% погруженных и 55% отгруженных товаров), что отражает ресурсный характер их торговли, главным образом сырьевой группой товаров. Так, в мировом грузовом товарообороте в 2003 г. на нефть и нефтепродукты приходилась треть грузооборота.
Доля развитых стран в морских грузоперевозках составляет 44,3% импортируемых грузов (в основном за счет сырой нефти) и 32,4% экспортируемых грузов (готовые изделия2).
Мировые морские перевозки по регионам располагаются в следующем порядке: на первом месте — Азия (41% общего объема экспорта), затем Америка, Европа, Океания и Африка.
По характеру перевозимых грузов морские грузовые перевозки подразделяются на наливные грузы, массовые (навалочные) сухие грузы, общие или генеральные грузы (готовые изделия и полуфабрикаты), рефрижераторные грузы.
В группе сухих грузов на навалочные приходится около 27% (2,113 млн т на 2009 г.); из них наиболее массовыми являются уголь и железная руда (по 8% общего объема), зерно — 4%, существенно ниже объемы перевозок по бокситам, фосфатам и глинозему.
Рефрижераторные грузы, представленные преимущественно бананами, мясом, рыбой и цитрусовыми, по тоннажу составляют лишь 1%; нефть и нефтепродукты занимают 33,8%, прочие сухие грузы-39,3%".
Общий тоннаж мирового флота составил в 2010 г. 1 276 137 тыс. т дедвейта. Из них 450 млн т двт приходилось на танкеры, почти столько же на навалочные суда —балкеры (457млнтдвт), 13,3%2 — на контейнеровозы (их доля постоянно возрастает). Отмечается увеличение доли в тоннаже танкеров для перевозки сжиженного газа. Пополнение флота происходит за счет технически совершенных и безопасных для плавания судов с учетом экологической составляющей.
К крупнейшим странам — перевозчикам морских грузов относятся Греция, Япония, Китай.
Примечательно, что 68,4% тоннажа грузов ходят под иностранными флагами, что объясняется «удобствами» для судовладельцев нанять иностранных моряков с более дешевой оплатой, сэкономить на налогах и т.д.
Совершенствование работы морского транспорта осуществляется за счет непрерывного повышения наукоемкости транспортной отрасли, логистической системы управления, а также совершенствования транспортных средств, их специализации по видам перевозимых грузов.
В управление транспортными операциями внедряются новейшие информационные технологии, обеспечивающие возможность отслеживания движения груза, убыстряющие оформление транспортных документов, оптимизирующих транспортно-складские операции.
Таблица. Крупнейшие судовладельческие страны.

Настоящий переворот в транспортировке грузов произвели появление и развитие контейнерных перевозок генеральных грузов. Была создана сложная система взаимодействия судов-контейнеровозов, контейнерных терминалов в портах и доставки контейнеров к потребителю. Перевозка грузов в контейнерах существенно упростила и удешевила погрузочно-разгрузочные работы, особенно по дорогостоящим группам, обеспечила их высокую сохранность. В 2010 г. контейнерные перевозки составили 465,7 млн TEU; более 60% генеральных грузов перевозится контейнерами, а в грузоперевозках между экономически развитыми странами — более 80%.
Появились глобальные транспортные системы, объединенные в непрерывные транспортные цепочки, включающие в себя несколько видов транспорта. К ним относятся, в частности, смешанные морские и сухопутные перевозки.
Создаются прогрессивные схемы перевозки груза, такие как доставка груза «от двери к двери», в точно назначенное время (just in time). Все это приводит к повышению эффективности перевозок — снижению себестоимости, повышению качества транспортных услуг, сохранности груза и безопасности перевозок.
В технологии международных транспортных перевозок изменилась роль портов. Они стали организационными и логистическими центрами международной торговли. Ведущая роль портов в организации транспортных перевозок заключается в диспетчеризации, стыковке движения грузов, что позволяет минимизировать совокупные перевозочные, складские и другие расходы, повысить качество всей транспортной работы. Эту роль успешно выполняют крупнейшие порты мира, сосредоточенные в Азиатском регионе. Это Сингапур (12,2 млн TEU), Шанхай (11,6 млн TEU),Гонконг (9,9 млн TEU), Шеньчжень (8,03 млн TEU), Пусан (5,6 млн TEU)1.
Большую роль играют транспортные коридоры, в которых создаются оптимальные правовые и технологические условия для перевозчиков. Создаются сухопутные грузовые центры, стыкующие различные виды транспорта2.
С развитием контейнеризации связано появление интегрированных транспортных компаний — немецкой Kombiverkehr, швейцарской Нирае, итальянской Cemat, австрийской Oekombi, французской Novatrans и др., предоставляющих клиентам услуги смешанных мультимодальных перевозок, а также комплекс сопутствующих транспортных услуг.
Ведущими российскими компаниями на рынке морских грузоперевозок являются «Национальная контейнерная компания», ФГУП «Росморпорт», ОАО «Современный коммерческий флот» (Совкомфлот), а также Новороссийское, Приморское, Дальневосточное, Мурманское, Северное морские пароходства.
Общее число судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на 2010 г. составило 1403 судна общим дедвейтом в 17,0 млн т, а объем перевозок — 496 млн т (2009 г.). Российские порты перерабатывают 82% грузов российской внешней торговли. Вместе с тем обострилась проблема ухода российских морских судов под «удобный флаг» (налоги, наем «дешевых» экипажей из других стран и др.). Под флагом России не осталось высокопроизводительных специализированных судов (контейнеровозы, рефрижераторы, паромы, крупнотоннажные танкеры) для перевозки экспортируемой нефти, зерна, угля, руды, минеральных удобрений. Для преодоления этих и других узких мест в морских грузовых перевозках возрастает финансирование отрасли. В 2009 г. оно выросло на 60% по сравнению с 2008 г.

Рынок - это сфера обмена по законам товарного производства, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложений, т.е. товаров или услуг).

Производить товар начинают с возникновения спроса на него и в соответствии с потребностями рынка (см. тему 3.3.). Цены определяются производителями на свой товар, но при этом они должны выбирать транспортные организации по предлагаемым ценам доставки этого товара. Товаропроизводители при неблагоприятных обстоятельствах, зависящих не только от них самих, но и от цены услуг и качества работы транспортников, могут перейти в разряд банкротов 1 и уйти с рынка.

Сегодня в сфере транспортного рынка наряду с рынком перевозок стал развиваться рынок инфраструктурных услуг (аутсорсинг ) - экспедирование, перегрузка, предоставление складов, терминалов и др., что дает возможность транспортным организациям сделать процесс перевозки более независимым от грузовладельцев и получать дополнительные доходы при улучшении качества обслуживания.

Предприятие должно постоянно работать над эффективностью своей ценовой политики, изменяя ее в зависимости от типа рынка, условий на рынке, оценки спроса и предложений, анализа цен и товаров

(услуг) конкурентов и т.д., для чего нужно шире применять маркетинговые исследования ситуаций на рынке.

Например, для удержания или завоевания нового клиента, для борьбы с конкурентом предприятие может снизить вплоть до уровня себестоимости цену на свою продукцию. Такой прием используется как временная мера, потому что без определенной прибыли предприятие существовать не может. При этом для других клиентов или других видов груза оно может завысить цену. В случае выхода на рынок с новой услугой предприятие может установить на определенный период времени максимальную цену до появления конкурентов с аналогичной услугой.

Цены на рынке зависят от специфики производства и потребления транспортных услуг, т.е. типа рынка, в котором работает данный вид транспорта.

Существует четыре типа рынка:

  • 1. Свободной (чистой) конкуренции - множество продавцов и покупателей однородной продукции. В этой ситуации никто не может серьезно повлиять на рыночную цену.
  • 2. Монопольный рынок - один потребитель устанавливает цену многим производителям, что заставляет производителя устанавливать объем своих продаж (производств). При наличии такого рынка имеется, как правило, государственное регулирование на федеральном или местном уровнях.
  • 3. Монопольный конкурентный рынок - разновидность монопольного при дифференциации товаров по различным признакам, что создает монополию на всем рынке или его определенном сегменте.
  • 4. О лигопольный рынок - небольшое число производителей, не дающих простой возможности проникновения других на данный рынок при множестве потребителей.

Различают рынки оптовых и розничных услуг, например, грузовые перевозки - это оптовые услуги; пассажирские - розничные.

Роль транспорта на рынке нельзя считать неизменной. Здесь надо обратить внимание на определенные свойства транспортной продукции и политику в экономике страны. Например, как сказано ранее (см. тему 2.4), у речного транспорта исторически особая роль в России, однако внимание к нему не всегда было достаточным для интенсивного развития, тем более что организационно управление этим видом транспорта сосредоточено в одном Департаменте с морским транспортом. Но в Транспортной стратегии до 2030 г. ему будут выделены значительные средства. Изменение роли транспорта на рынке транспортных услуг можно продемонстрировать и таким примером: одно время в США был значительный перевес в сторону автомобильного транспорта для быстроты доставки грузов при наличии дорог высокого качества, что привело к резкому сокращению роли железнодорожных перевозок. Однако ухудшение экологии в стране, связанное с работой тех же автомобильных транспортных средств, в настоящее время приводит к возврату и более широкому применению железнодорожного транспорта, работающего на электроэнергии, чему способствует также резкое повышение скоростей его движения,

На цену транспортной услуги влияет тип рынка. Стратегия ценообразования заключается в установлении такой цены и варьированием последней в зависимости от ситуаций на рынке, чтобы удовлетворить свои нужды и цели, не ущемляя интересов потребителя, который может отказаться от данного транспортного предприятия.

В связи со спецификой сфер обслуживания, технологий производства и других особенностей каждый вид транспорта работает в своем пространственном рынке. По исследованиям отечественных и зарубежных ученых, установлен уровень, при котором субъект рынка может определять ценовую политику, т.е. уровень монополизма. Так, монополистом в нашей стране считается предприятие, доля которого на рынке превышает 35%, в других странах это может быть 25,50 и даже 75% при определенных условиях, зависящих в том числе от количества крупных предприятий-игроков на рынке.

Железнодорожный транспорт в нашей стране является естественным монополистом. Объективность его монополизма исходит из того, что, во-первых, большая часть страны связана широкой сетью железных дорог в единое пространство при максимальном обеспечении грузопотоков определенных регионов. А во-вторых, железная дорога осваивает более 35% грузооборота всей транспортной сети страны.

Автомобильный транспорт имеет отраслевой и региональный характер, большая часть предприятий частных (индивидуальных), что создает условия для работы на рынке свободной конкуренции. Благодаря своим достоинствам - большей скорости доставки и возможности перевозки «от двери до двери» - автомобильный транспорт в региональном обслуживании играет все более значимую роль, отвоевывая новые сегменты рынка и конкурируя с другими видами транспорта. Это подтверждается мировым опытом работы автомобильного транспорта за рубежом, где эффективное расстояние его перевозок значительно больше отечественных. Это связано в том числе с большей грузоподъемностью подвижного состава.

Надо заметить, что значение автомобильного транспорта на рынке страны сильно зависит от наличия современных автомобилей, работающих на бензинах и дизельном топливе уровня ЕВРО 4-6, особенно на международных маршрутах. Отсутствие отечественных большегрузных автомобилей вынуждает отрасли, особенно для строительства крупных объектов, обращаться к услугам иностранных перевозчиков.

Речной транспорт в силу своей специфики монополист в районах прилегания к рекам и в сезон для определенной группы грузов.

Морской транспорт работает в двух типах рынка. При трансконтинентальных перевозках (загранплавание) он входит в небольшое число международных перевозчиков, работающих на олигопольном мировом фрахтовом рынке; при региональных перевозках внутри страны (каботажное плавание) морской транспорт естественный монополист, прежде всего в районах Крайнего Севера (Северный морской путь) и Дальнего Востока из-за отсутствия других видов транспорта. Правительство обеспечивает так называемый северный завоз продуктов в эти регионы.

Воздушный транспорт является монополистом по перевозкам пассажиров на большие расстояния и по специфическим видам работ (сфер деятельности). Необходимо вводить систему штрафов за нарушение качества обслуживания, что делается во всем цивилизованном мире. В настоящее время вносятся поправки в Правила перевозок на воздушном транспорте, в которых однозначно определяется штраф и его характеристики. Безопасность полетов может быть обеспечена, в частности, системой лизинга при обновлении парка подвижного состава.

Трубопроводный транспорт является естественным монополистом при транспортировке газа и жидких грузов, к тому же доля его в грузообороте более 50%.

Транспорт энергии также является монополистом, сосредоточен в РАО ЕЭС России.

Мировые транспортные рынки являются частью мировых товарных рынков. Все отношения транспортников и обслуживаемой клиентуры строятся на основе специальных соглашений и конвенций, которые подписываются на уровне правительств стран, участвующих во внешней торговле. Внешнеторговые взаимоотношения на рынке регулируются государством, например, может быть наложен запрет (эмбарго) на ввоз или вывоз отдельных видов продукции или товаров из отдельных стран, изменены таможенные пошлины для того, чтобы ввозимый (вывозимый) товар был неконкурентноспособен на рынке. При особых политических ситуациях может быть закрыт вход на рынок страны любых товаров из недружественной страны.

Естественно, что рынки играют важнейшую роль в экономике страны, значительно зависят от политической ситуации на конкретный момент времени, как внутри страны, так и за ее пределами. Рынки всегда должны находиться в поле зрения государства для оперативной корректировки ситуации. Это делается, прежде всего, для защиты собственного производителя.

  • Банкрот - несостоятельный должник вследствие разорения.
  • Аутсорсинг - новое направление в деятельности предприятий различных отраслей по предоставлению дополнительных услуг, повышающих качество обслуживания.

Основной особенностью рыночных отношений на автомобильном транспорте является превышение предложения перевозочных услуг над платежеспособным спросом в условиях свободного ценообразования и, как следствие, интенсивная конкуренция автотранспортных предприятий с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли) за предоставленные транспортные услуги. К транспортному рынку конкуренцию можно определить как состязательность автотранспортных предприятий, транспортно-экспедиционных предприятий, других предприятий и организаций, осуществляющих перевозки грузов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия предоставления услуг на данном рынке и стимулируют предложение тех услуг, которые требуются потребителю.

Для малых и средних предприятий, наиболее характерных для автотранспортного бизнеса, конкуренция является одним из наиболее вероятных источников проблем. Однако вполне вероятно, что конкуренты, в том числе крупные транспортные компании, имеющие большой запас ресурсов, не в состоянии реализовать большую часть своих возможностей или даже удовлетворить все запросы своих текущих клиентов.

Большинство малых фирм и отдельные перевозчики пытаются найти нишу на рынке, где они были бы в какой-то мере защищены от конкуренции. Чтобы добиться этого, они должны предоставлять такие услуги, которые были бы в некотором роде уникальны и отличались от услуг конкурентов.

Оценивая свою конкурентоспособность, предприятие прежде всего определяет своих главных конкурентов, их сильные и слабые стороны, географическое положение, долю на рынке в общем объеме перевозок (услуг) по региону; объем и номенклатуру оказываемых услуг, дополнительный сервис, проводимую ценовую и сбытовую политику; наличие у конкурентов провозных возможностей и перспективы их увеличения и т.д. Сбор информации о конкурентах - достаточно сложная задача. Определенную роль здесь играет изучение коммерческих и рекламных материалов, финансового состояния (при наличии возможности), но часто необходимые сведения можно получить от своих клиентов, которые поддерживают отношения с конкурентами. Транспортным предприятиям целесообразно проанализировать в какой степени их услуги по сравнению с услугами конкурентов отвечают предъявляемым потребителями требованиям по гарантированности, срочности, применяемой технологии доставки, уровню тарифов, а также важнейшие мотивы клиентов при выборе альтернативных услуг и т.п. На междугородных перевозках автомобильный транспорт конкурирует с другими видами транспорта, в первую очередь, с железнодорожным, а также с внутренним водным с учетом судоходных водных путей и сезонности перевозок. Выбирая средство доставки конкретного товара, грузоотправители учитывают транспортные издержки в цене товара, своевременность и сохранность его перевозки. Более высокая стоимость автомобильных перевозок во многих случаях компенсируется соблюдением графиков и сокращением времени доставки "от двери до двери", доступностью обслуживания и обеспечением требуемой частоты отправок. Кроме того, важным фактором, побуждающим грузоотправителя использовать автотранспорт, может быть желание избежать трудностей при выполнении требований предприятий железнодорожного транспорта в отношении норм оборота контейнеров, простоя вагонов и их загрузки, обеспечения необходимой упаковки грузов и т.д. Выгодные для многих отправителей смешанные перевозки, особенно контейнеропригодных грузов, невозможны без взаимодействия различных типов транспортных предприятий и видов транспорта. Поэтому конкуренции на транспортном рынке сопутствует взаимодействие в различных формах. Транспортные предприятия применяют в основном ценовой и не ценовый способы конкурентной борьбы. Если спрос на перевозки и сопутствующие услуги заметно реагирует на изменение величины тарифа (эластичный спрос), то возможно некоторое снижение тарифов, что позволяет перевозчику привлечь дополнительных клиентов и увеличить свою долю регионального транспортного рынка, приобрести авторитет стабильного предприятия. Вынужденное снижение тарифов может быть также следствием политики обеспечения выживаемости предприятия в условиях высокой конкуренции со стороны других перевозчиков и сезонных изменений потребностей клиентов. При неценовой конкуренции акцент делается на условия предоставления услуг, обеспечение надежности их выполнения и доступности. Более высокое качество перевозок, как правило, связано с дополнительными затратами и установлением относительно высоких тарифов. Разумное применение правил допуска транспортных предприятий к работе может увеличить количество желающих получить лицензии на определенный вид деятельности или, наоборот, его снизить. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает целесообразность ограничения доступа предпринимателей в отдельные сегменты рынка с высоким уровнем конкуренции. С этой целью может ограничиваться как общее число соответствующих лицензий, так и устанавливаться их повышенная стоимость или дополнительные лицензионные требования (к качеству предоставляемых услуг, профессиональной пригодности перевозчика и др.). В соответствии с антимонопольным законодательством и Законом Республики Казахстан "О защите прав потребителей" не допускается недобросовестная конкуренция перевозчиков, в том числе:

Введение клиентуры в заблуждение относительно характера услуг перевозчика и цен на эти услуги;

Предоставление услуг, не предусмотренных имеющейся у перевозчика лицензией;

Использование доминирующего положения перевозчика в определенном виде деятельности для оказания давления на клиентуру при реализации других услуг;

Использование средств государственной поддержки в целях развития деятельности, не являющейся объектом этой поддержки;

Заключение между отдельными перевозчиками соглашений, имеющих целью установление фактического монопольного контроля над определенным сегментом рынка.

Таким образом, в процессе государственного регулирования идет постоянный поиск решений, которые с одной стороны не приведут к оттоку предпринимателей и недовольству действующих на рынке предприятий, а с другой - исключат появление на рынке недобросовестных предприятий, неквалифицированного транспортного обслуживания, неоправданно высокой конкуренции.